Мосарабское искусство и архитектура
Мосарабское искусство (от musta'rab, что означает «арабизированный») — это раннесредневековый художественный стиль, который является частью дороманского стиля и связан с королевством Леон . Он был разработан латиноамериканскими христианами, которые жили на мусульманской территории и на территориях расширения короны Леона в период с мусульманского вторжения (711 г.) до конца 11 века. В этот период такие дисциплины, как живопись, ювелирное дело и архитектура с заметным влиянием Халифата, культивировались в контексте средневекового сосуществования - христианского, еврейского и мусульманского - в котором территории постоянно менялись по размеру и статусу. Другие названия этого художественного стиля — леонское искусство или искусство репопуляции .
Описание
[ редактировать ]Мосарабское искусство — это разнообразное и гибридное художественное выражение, которое процветало в основном в Королевстве Леон в 10 веке. Он характеризуется смешением влияний, особенно андалузского, и демонстрирует классическую преемственность либо в вестготской традиции севера, либо в утонченном Кордовском халифате , уходящем корнями в византийское происхождение. [1]
На Леонском плато, между реками Дуэро, Эсла, Сеа и Писуэрга, возникли различные постройки, начиная от скромных однонефных церквей с прямоугольными апсидами, типичных для раннего заселения, до сложных монастырских комплексов, таких как Сан-Себриан-де-Масоте , Санта-Мария. де Вамба , Сантьяго де Пеньяльба и Сан-Мигель де Эскалада и другие.
Леонская элита была главными сторонниками этого искусства, от монархии до гражданских и церковных деятелей в королевской среде, таких как епископ Генадио Асторгский или галисийский дворянин Рудесинд Челановский . Несмотря на то, что они были христианами с севера, они находились под влиянием андалузских вкусов, как это видно на примере короля Альфонсо III , который даже отправил своего сына ко двору Бану Каси в Сарагосе. [2]
Мосарабское искусство сочетает в себе две традиции: христианскую северную и мусульманскую южную, которые, несмотря на различия, имеют средиземноморские классические корни. В народном восприятии того времени между ними не было концептуальных различий; они считали и то, и другое частью общей традиции. Это искусство выделяется своим большим формальным разнообразием, являясь беспорядочным и оригинальным стилем в контексте европейского дороманского искусства . Конструкции продемонстрировали уникальное сочетание стилей, плодотворное в экспериментах со сводчатыми конструкциями, куполами, капителями, рельефами и «римской» техникой настенной росписи с андалузским влиянием. [3]
На территориях, находящихся под властью мусульман, мосарабские общины сохранили некоторые вестготские храмы для своих религиозных ритуалов, редко строя новые из-за ограниченных разрешений на строительство новых церковных зданий. Перенос христианско-мусульманской границы в бассейн реки Дуэро привел к строительству новых храмов, концентрируя весь доступный художественный потенциал для удовлетворения потребностей в переселении населения. Поскольку условия жизни в мусульманской Андалусии стали менее терпимыми, а христианские королевства на северном полуострове расширились, некоторые мосарабы решили мигрировать на предложенные территории. Их испано-готическая культура перекликалась с мусульманскими элементами, внося новаторские элементы в недавние христианские королевства во всех аспектах.
Хотя существует исключительная подгруппа храмов, сгруппированных как часть самобытного искусства Королевства Леон или искусства фьюжн , эти мосарабские храмы, вероятно, были работой Мулади или мусульман, обращенных в христианство, которые мигрировали из Аль-Андалуса. Примеры включают Сантьяго-де-Пеньальба и Сан-Мигель-де-Эскалада , храмы с влиянием Кордобы, считающиеся двумя величайшими художественными достижениями приграничного общества Королевства Леон в 10 веке. [1]
Литература
[ редактировать ]Главным экспонатом является религиозная литература: мосарабские миссалы, антифонеры и молитвенники, созданные в скрипториях монастырей. Примерами качества и оригинальности миниатюр и иллюминированных рукописей являются «Комментарий к Апокалипсину» ( Комментарий к Апокалипсису ) из Беата из Лиебаны , Беата из Факунда или Беата из Табары. Или антифонарии, такие как Мосарабский антифонарий Леонского собора ( Antifonario mozárabe de la Catedral de León ).
Толедо и Кордова были наиболее важными центрами Мосарабии. Из Кордовы был аббат Сперайндео , написавший апологетику против Мухаммеда . И очень важное значение для истории философских исследований имеет « Апологетика аббата Сансона» (864 г.).
Архитектура
[ редактировать ]Мосарабская архитектура представляет собой смесь элементов, которые не поддаются простой классификации, часто демонстрируя влияние палеохристианского , вестготского или астурийского происхождения, в то время как в других случаях мусульманский отпечаток имеет приоритет. Основные характеристики, определяющие мосарабскую архитектуру, включают:
- Отличное владение техникой строительства, в основном с использованием тесаного камня по длине и ширине.
- Отсутствие или сдержанность внешней отделки.
- Разнообразие планировок, конечно, большинство выделяется небольшими пропорциями и прерывистыми пространствами, перекрытыми куполами (крестовыми, сегментными, ребристыми, подковообразными трансептами и т. д.).
- Использование подковообразной арки — очень узкой арки с уклоном в две трети радиуса.
- Использование альфиса .
- Использование колонны в качестве опоры, увенчанной коринфской капителью, украшенной очень стилизованными растительными элементами.
- Карнизы выходят наружу и опираются на выступы лепестков.
В настоящее время на мусульманских территориях сохранились только два образца мосарабской архитектуры:
- Церковь Бобастро : скальный храм, расположенный в месте, известном как Месас-де-Вильяверде , в Ардалесе ( Малага ), от которого сохранились лишь некоторые руины.
- Церковь Санта-Мария-де-Мельке : расположена недалеко от Ла-Пуэбла-де-Монтальбан ( Толедо ). Что касается этого храма, то его стилистическое происхождение вызывает сомнения, поскольку он разделяет вестготские черты с другими, более подходящими мосарабскими чертами, а его дата не ясна.
Наиболее значимыми примерами на территориях северных христианских королевств Пиренейского полуострова являются:
- В Кастилии и Леоне :
- - Сан-Мигель-де-Эскалада (Леон)
- - Сантьяго де Пеньяльба (Леон)
- - Санто Томас де лас Оллас (Леон)
- - Сан-Бауделио-де-Берланга (Сория)
- - Сан-Себриан-де-Масоте (Вальядолид)
- - Санта-Мария-де-Вамба (Вальядолид)
- - Сан-Сальвадор-де-Табара (Самора)
- В Кантабрии :
- - Санта-Мария-де-Лебенья (Кантабрия)
- В Арагоне :
- - Сан-Хуан-де-ла-Пенья (Уэска)
- - Церковь Серрабло (Уэска), как церковь Сан-Хуан-де-Буса
- В Ла-Риохе
- В Каталонии :
- - Сан Кирзе де Педре (Барселона)
- - Санта-Мария-де-Маркет (Барселона)
- - Церковь Сан-Кристофол (Барселона)
- - Сан-Жулиа-де-Боада (Жирона)
- - Санта-Мария-де-Матадарс (Барселона)
- В Галиции :
- - Сан-Мигель-де-Селанова (Оренсе)
- В Португалии :
Рисование
[ редактировать ]Мосарабская живопись выделяется своим вкладом в религиозные иллюминированные рукописи , причем рукописи Беатуса являются одними из ее наиболее значительных достижений. Характеристики мосарабской живописи включают яркие и яркие цвета, особенно насыщенный желтый, фигуры с иногда примитивным и детским стилем, каллиграфические элементы, фантастических животных, орнаментальные буквы, образованные человеческими фигурами, а также архитектурные мотивы подковообразных арок и причудливое переплетение. Этот стиль превратился из первоначального византийско-меровингского влияния в исламско-каролингский характер, включающий элементы Каролингской школы и исламских арабесок.
Яркие примеры мосарабской живописи включают Morgan Beatus , Tábara Beatus , Valcavado Beatus и Gerona Beatus . Кроме того, примечательны Леонская Библия 920 года и Леонская Библия 960 года , причем последняя считается одной из наиболее документированных мосарабских Библий.
Скульптура
[ редактировать ]Мосарабская художественная скульптура характеризуется своей плоской природой, обычно резной с фаской в соответствии с методами, использовавшимися в более ранние периоды. Общие темы часто имеют растительный и геометрический характер, с небольшим количеством образных изображений. Это художественное выражение в основном встречается в столицах , с известными произведениями высокого качества, такими как Сан-Мигель-де-Эскалада или Сантьяго-де-Пеньальба .
Отличительной особенностью этой эпохи является украшение каменных или деревянных кронштейнов, поддерживающих свес крыши в различных конструкциях. Эти кронштейны украшены декоративными мотивами, обычно состоящими из геометрических рисунков, вписанных в лепестки, что придает уникальную стилистическую идентичность мосарабской скульптуре.
Однако сохранившихся скульптур этого периода мало, за заметным исключением является редкий барельеф в Сан-Себриан-де-Масоте. Кроме того, были найдены скульптурные элементы из Сан-Мильян-де-ла-Коголья, такие как изделия из слоновой кости, включая руки креста и переносной алтарь, что подчеркивает влияние искусства Кордовского халифата.
Мосарабский язык или репопуляция
[ редактировать ]После публикации работы Франсиско Хавьера Симоне о мосарабах Испании в 1897 году и Мануэля Гомеса-Морено монографии о мосарабских церквях в 1919 году церквям, построенным на христианских территориях с конца 9 по начало 11 веков, был присвоен мосарабский характер. Термин «Мосарабский» использовался для описания архитектуры и связанного с ней искусства. Несмотря на широкое признание, современная историография подняла вопросы по поводу термина «мосарабский», предлагая такие альтернативы, как « искусство переселения » или «леонское искусство». Это привело к академическим разногласиям относительно наиболее подходящего обозначения этого периода. Несмотря на эти дебаты, термин «мосарабское искусство» продолжает наиболее часто использоваться в научных кругах и культурном дискурсе.
Галерея
[ редактировать ]- Сан-Бауделио-де-Берланга, Сория .
- Санта-Мария-де-Лебенья, Кантабрия .
- Сан-Хуан-де-ла-Пенья, Арагон
- Леонский антифонарий-фолиант (11 век, Леонский собор)
- Мосарабские арки Сантьяго-де-Пеньальба ( Леон )
- Внутри Сан-Мильян-де-Сусо ( Ла-Риоха )
- Санта-Мария-де-Лебенья ( Кантабрия )
- Картина: боевой слон из Сан-Бауделио-де-Берланга ( Сория )
- Искусство Эскориала Беатуса
- Интерпретация Леонским королевством коронации Соломона из Библии Сан-Исидоро де Леон XII века, сделанная в 1162 году.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Искусство средневековой Испании, 500-1200 гг . н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1993. ISBN 0870996851 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кастильо, Алехандро Вилья дель (27 ноября 2017 г.). «Странствующие скульптурные мастерские в латиноамериканском раннем средневековье: так называемая «группа Мосарабе Леонес» » . Археология и средневековая территория (на испанском языке). 24 : 151–184. дои : 10.17561/aytm.v24i0.5 . ISSN 2386-5423 .
- ^ Регерас Гранде, Фернандо (2018). «Пропагандисты классицизма и стиля в леонском мосарабском искусстве» . Бригесио: Журнал исследований Бенавенте и его земель (28): 27–45. ISSN 1697-5804 .
- ^ Кабальеро Чика, Хавьер (13 декабря 2017 г.). «Сантьяго де Пеньяльба и испано-мусульманские влияния» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )