Позолоченная резьба по дереву в Португалии.
Резьба по золоченному дереву в Португалии ( португальский : talha dourada ) является, наряду с азулежу , одним из самых оригинальных и богатых художественных выражений страны. Обычно его используют во внутреннем убранстве церквей и соборов, а также благородных залов дворцов и крупных общественных зданий. впечатляющая коллекция запрестольных образов В португальских церквях собрана . Зародившись в эпоху готики, португальская резьба по дереву с позолотой приняла в 17 веке националистический характер и достигла своего расцвета во времена правления короля Д. Жуана V. В 19 веке он утратил свою самобытность и стал исчезать с окончанием эпохи возрождения.
Сравнение
[ редактировать ]Резьба по дереву с позолотой — менее дорогой и более яркий вид искусства, чем другие технически более сложные виды декора, такие как скульптура или живопись, хотя плитка также стоит недорого. Требуемое количество золота относительно невелико. Это не требует обширной подготовки скульптора или художника. Формы скопированы и адаптированы из декоративной архитектуры и вдохновения из книг. В семнадцатом веке сложился типично португальский словарный запас. После переезда в империю он адаптировался к местным традициям и художественным возможностям, как это видно в Бразилии или Индии – главным образом в Гоа .
Художники получают заказы от региональных заказов, чтобы гарантировать деятельность своей мастерской, иногда создавая несколько взаимосвязанных работ в определенном географическом регионе. Существуют образцы в цвете, белом цвете или из натурального дерева, но без визуального воздействия позолоченной резьбы.
Готика и Ренессанс Мануэлино.
[ редактировать ]Резьба по золоченному дереву в Португалии началась в готический период по архитектурным моделям, взятым в основном из скульптуры и ювелирного дела, с использованием декоративной лексики этого стиля. Готические арки, вершины , колонны и т. д. ассоциируются со скульптурой или живописью . Типичная форма представляла собой деревянную конструкцию, при этом для архитектурной части «машины» была сохранена золотая резьба, а остальные элементы оставлены либо из простого дерева, либо покрыты краской. Несмотря на небольшое количество сохранившихся алтарей (подавляющее большинство было заменено в период барокко ), известно, что они соответствовали международному вкусу, как, например, главный алтарь в старом соборе Коимбры .
Мануэлино сфере следует словарю архитектуры, используя в основном портальную структуру, придавая значение геральдической , армиллярной , Кресту Христа и скульптурным натуралистическим элементам. Основные образцы, алтарь и хоры из монастыря Ордена Христа в Томаре и монастыря Алкобаса , исчезли, но монументальные хоры из монастыря Санта-Крус в Коимбре остались. Позолота из дерева следовала традициям Северной Европы , соответствовала португальской эстетике того времени и была изготовлена фламандским мастером Махимом .
Эпоха Возрождения следовала за архитектурным декором, но без золотой резьбы, используя живопись и скульптуру и следуя классическому воображению из книг того времени. Резной декор из дерева был близок к задуманным каменным формам, видимым в порталах, гробницах или даже в ювелирных изделиях . Предпочтение крупным алтарям из камня или живописи не позволило развить резьбу по дереву как самостоятельную форму выражения, превратив ее в декоративное искусство. Поздний маньеризм создал необходимые условия для возникновения самостоятельной резьбы по дереву с позолотой.
маньеризм
[ редактировать ]
Экономические и другие факторы привели к распространению позолоченной резьбы по дереву в эпоху маньеризма. Экономический кризис конца XVI века, растущее значение иезуитов , утрата торговли пряностями и, наконец, смерть короля Д. Себастьяна в Алькасер-Кибире вызывают постепенное сокращение экономических ресурсов и сокращение крупные программы дорогой живописи и скульптуры , поскольку они считались крупным искусством и в большей степени подчинялись правилам, установленным Трентским собором . Резьба по дереву была идеальным декоративным видом во времена экономического и духовного кризиса, ставшего следствием разрыва между католиками и протестантами. Резьба по дереву поражала воображение, создавая представление о богатстве, и адаптировалась ко всем директивам католической церкви , по сути исследуя архитектурную форму. Алтарный образ стал композицией архитектурного характера, часто спроектированной архитекторами и впоследствии адаптированной художником. Резьба часто покрывала всю стену и служила рамка для фотографий . Резьба по дереву получила автономию и оставила простую задачу оформления произведений искусства.
Комплект встраивается в полы и имеет несколько видов решений. Триумфальные арки могли сочетаться со скульптурой , обычно в хоре, позволяя видеть пространство за украшенным алтарем. Примеры включают монументальные малораскрашенные алтари хора в церкви Сан-Домингуш-де-Бенфика и церкви Луз в Карниде - Лиссабон , а также ярко расписанный алтарь Карниде, выполненный Франсиско Венегасом в сотрудничестве с Диого Тейшейрой .
Главный алтарь церкви Сан-Роке в Лиссабоне принадлежит к другой группе, типичной для иезуитских церквей. Сан-Роке в Лиссабоне является главой всей Португальской империи. Он отличается тщательно продуманным декором, хорошо структурированными линиями, четкими классическими отсылками, несколькими этажами, колоннами и хорошо разделенными пространствами. Эта схема часто повторялась в иезуитских церквях. Собор Порталегре представляет собой важный вариант этой схемы. Росписный алтарь обрамлен классическим набором колонн, рельефов и скульптур .
Барокко
[ редактировать ]
Этот период был самым монументальным этапом работы по дереву в Португалии и Бразилии.
С окончанием 60-летнего насильственного объединения Иберии под властью испанских королей Фелипе II , III и IV , восстановлением независимости в 1640 году и последующей войной резьба по дереву в Португалии оторвалась от моделей испанского барокко. В трудные экономические времена резьба по дереву приобрела значение, поскольку скульптура и живопись были сокращены до алтарных образов, оставив позади классические вдохновения, взятые из международных книг, прибывающих через Испанию. Источником вдохновения явно послужили романские и мануэлино порталы. Дизайн вытекал из первого, а оформление приняло натуралистический стиль второго.
Алтарный образ напоминает мощную машину, построенную из концентрических архивольтов , классических спиральных колонн (псевдосаломонических), платформ и трона. В основе декора лежат преимущественно рассеянные листья, покрывающие весь комплект. Алтарный образ, несомненно, выполнен в стиле барокко, хотя его характеристики явно противоположны испанским моделям.
Иберийский мир и открытие бразильского золота и алмазов сделали Португалию при короле Д. Жуане V самой богатой страной Европы, что позволило развивать международное искусство барокко во всех формах. Португальский вкус приспособился к международным моделям и получил название « Жоанина ». Архивольты были преобразованы в обрезки, включены скульптурные ангелы, гирлянды, растительные формы, птицы и архитектурные элементы. В нем сохранились спиральные колонны, галерея и трон. Декор напоминает скульптуру и распространяется по всей церкви, охватывая все доступные поверхности - своды, стены, колонны, арки и кафедры. Известные примеры разбросаны с севера на юг, но основными из них являются церковь Сан-Франциско (Порту) и церковь Санта-Клара (Порту) . Оба были полностью покрыты позолоченной резьбой по дереву в стиле барокко, придававшей им вид золотой пещеры. Наиболее значимыми примерами в Порту являются следующие:
- Монастырь Арока .
- Скиния монастыря Алкобаса .
- Церковь Пенья в Лиссабоне – главный алтарь.
- Церковь Санта-Катарина в Лиссабоне – главный алтарь.
- Церковь монастыря Носса-Сеньора-да-Зачатие Марвилы в Лиссабоне.
- Богородицкий монастырь в Лиссабоне .
- Кафедральный собор Порту – главный алтарь.
- Церковь Санто-Идельфонсо в Порту – главный алтарь.
- Церковь монастыря Сан-Бенту-да-Витория в Порту – главный алтарь.
- Церковь Сан-Франциско (Порту) – золотая пещера.
- Церковь Санта-Клара (Порту) – золотая пещера.
- Кафедральный собор Браги – монументальные органы.
- Монастырь Иисуса Авейру .
- Церковь Святого Антония Лагосского – Хор.
Король владел позолоченными каретами с резьбой по дереву, среди которых есть три кареты в стиле барокко, использовавшиеся его посольством при Папе Римском , которые сейчас находятся в Museu Nacional dos Coches (Национальный музей карет) в Лиссабоне.
Рококо
[ редактировать ]Королю Д. Жуану V наследовал его сын король Д. Жозе . Обилие ресурсов поддерживало политику великолепия, основанную на бриллиантах и драгоценных металлах из Бразилии, что позволило создать роскошную архитектуру и современные декоративные программы после рококо . За этот период Португалия пережила самую страшную природную катастрофу и одну из самых страшных в Европе – Лиссабонское землетрясение 1755 года .
Позолоченная резьба по дереву в стиле рококо подразделяется на несколько течений или региональных стилей, что позволяет ей сохранять разнообразие и оригинальность от севера до юга. Ракушки, ангелы, волюты, листья, пути, колонны, спиральные колонны (псевдосаломонические), расписные материалы и много золота — вот его формальный словарь.
Вокруг Лиссабона возникли два основных варианта. Некоторые работы следовали королевскому дому, характеризующемуся элегантностью и качеством декоративных мотивов, но с лексикой рококо и с влиянием, оставшимся от резьбы по дереву Жоанина и часовни Сан-Жуан-Баптиста в церкви Сан-Роке. Пример включает в себя:
- Часовня Национального дворца Келуш – окрашенные материалы, имитирующие цветной мрамор, немного позолоченной резьбы по дереву, очень элегантный, с классическим оттенком.
- Главный алтарь монастыря Мадре де Деус в Лиссабоне . Под влиянием Жоанины, сохранив галерею и трон, он имеет типичный словарь рококо. Он полностью золотой и прекрасно интегрирован в здание.
Помбалинские . церкви приобрели другое выражение При реконструкции землетрясения использовались сборные материалы. Эти здания имеют внутреннюю отделку в стиле рококо, расписные материалы из дерева и штукатурки, галерею и трон в главном алтаре, колонны, архитектурные формы, несколько золотых фигур, немного живописи ( работа Педро Александрино де Карвалью самая важная ) и скульптуру. Примеры включают: церковь Санто-Антониу в Лиссабоне (построенная на месте рождения Святого Антония ), церковь Энкарнасан , церковь Магдалены и базилика Носа-Сеньора-дус-Мартирес . В менее разрушенных зданиях целью было гармонизировать помбалические формы с существующим декором.
Несвященное («светское») французское влияние было заметно. Он характеризовался роскошными украшениями из позолоченной резьбы по дереву и/или материалов, имитирующих штукатурку, обычно внутри дворцов. Оно было популярно среди аристократии. Главный пример — тронный зал Национального дворца Келуш .
В районе Коимбры региональная школа началась с главного алтаря церкви монастыря Санта-Крус . Структуры выполнены в стиле рококо, но влияние помбала очевидно в расписном мраморе, колоннах, галерее и троне. Видно влияние «Жоанины», главным образом в верхнем заключении, с милым фронтоном и ангельскими скульптурами.
На севере Португалии сложился впечатляющий список алтарей в стиле рококо, сочетающий в себе рококо и «Жоанино». Работы были полностью золотыми, ассоциировались с живописью или скульптурой.
Вокруг Браги , благодаря работам Андре Соареша , возникла еще одна региональная школа, характеризующаяся сочетанием цвета и золота в алтарных образах большой элегантности и качества. Они предвещают приближающийся период классицизма . Примеры:
- Церковь монастыря Тибанеш – главный алтарь, триумфальная арка и монументальный орган.
- Церковь Карму (Порту) – Часовня.
- Церковь Носа-Сеньора-да-Витория (Порту) – Главный алтарь.
- Церковь Санта-Мария-Мадалена (Брага) , называемая капеллой Фальперры – главный алтарь.
На юге Португалии резьба по дереву менее распространена из-за обилия мрамора, что устраняет необходимость в строительстве деревянных конструкций, имитирующих мрамор. Яркие примеры в Алентежу и Алгарве отличаются от остальной части страны. Эта оригинальность особенно заметна в Эворе , где:
- Монастырь Кармо (Эвора)
- Монастырь Ремедиос (Эвора) – Совершенно замечательный.
- Монастырь Сан-Жозе (Эвора)
- Церковь Мерсес (Эвора)
- Церковь Сан-Франциско (Фару) – замечательное сочетание позолоченной резьбы по дереву и плитки.
Кареты продолжали украшать резьба и позолота. Во время правления королевы Д. Марии I были созданы последние крупные образцы, выставленные в Национальном музее душ Кочес.
Неоклассицизм
[ редактировать ]Неоклассицизм положил конец качественной резьбе по дереву в Португалии. Было построено немного церквей, что подтверждает несколько примеров. Они следуют классическим римским моделям и, поскольку требование уважения классических архитектурных порядков, обходятся их оригинальностью. Заслуживающие внимания примеры включают церковь Ордем-Терсейра-де-Сан-Франциско и алтарь церкви Лапа (Порту) . Еще одним важным фактором является изгнание королевской семьи в Бразилию во время французского вторжения, где страна (Соединенное Королевство Португалии и Бразилия) концентрирует свои художественные инвестиции. Семнадцать лет спустя, когда король вернулся, романтизм утвердился, и позолоченная резьба по дереву потеряла свое значение и оригинальность, подавленная возрожденческой модой.
Внешние ссылки
[ редактировать ]