Jump to content

Португальская романская архитектура

Старый собор Коимбры с его крепостным внешним видом и зубцами. Два центральных отверстия глубоко утоплены.

Романский стиль архитектуры появился в Португалии между концом 11 и началом 12 веков. В целом португальские соборы имеют тяжелый, крепостной вид, с зубцами и небольшим количеством декоративных элементов, кроме порталов и окон. Позднее португальские романские соборы были значительно изменены, в том числе Старый собор Коимбры , хотя в нем были лишь некоторые незначительные изменения. [ 1 ]

Хронологическое и географическое распределение романских зданий в Португалии тесно связано с территориальной организацией, возникшей в результате Реконкисты , и является фундаментальной причиной различий между художественным явлением, находящимся под местным влиянием на севере страны, и более «международным» типом в таких зданиях, как Кафедральные соборы Коимбры и Лиссабона . [ 2 ] Романская архитектура впервые возникла в регионах Минью и Дору (с собора Браги образцом ), а затем распространилась на юг до Коимбры. Именно в сельских районах северо-западных и центральных регионов романские постройки более сконцентрированы, а на берегах рек Дору и Мондего они более плотны. [ 3 ]

Знаменитая круглая церковь (ротонда) монастыря Христова была построена во второй половине XII века. Как и некоторые другие церкви тамплиеров по всей Европе, она была построена по образцу Купола Скалы в Иерусалиме.

Введение

[ редактировать ]

Именно в районах, которые недавно были присоединены к территории Португалии и, таким образом, более открыты для иностранного влияния, в местах, где королевская и церковная поддержка была сильнее, где селились французские монашеские общины и где иностранные художники создавали свои работы (например, Коимбра и Лиссабон ), мы найти наиболее художественно совершенные формы романского стиля. По мере расширения он становился более локальным, смешиваясь с более ранними региональными строительными технологиями и решениями. [ 4 ]

Строительная деятельность в романском стиле набрала обороты после 1095 года, когда граф Генрих завладел графством Португалии . Граф Генрих прибыл с дворянами и монахами-бенедиктинцами из аббатства Клюни , которое возглавлял брат Генриха Хью . Бенедиктинцы и другие религиозные ордена в конечном итоге дали большой импульс романской архитектуре в Португалии на протяжении всего XII века. Примерами сельских монастырских и приходских церквей, большинство из которых были построены в IX и X веках с художественными чертами позднего Средневековья и до распространения романской архитектуры, является монастырь Рац , одно из лучших иконографических зданий этого стиля в Португалия, церкви монастыря Пасу-де-Соуза, Санта-Мария-де-Аирайнш и монастырь Сан-Педро-де-Феррейра и другие. [ 4 ]

Их общины сначала следовали правлению бенедиктинцев, но позже подверглись глубокому влиянию монашеских реформ в 11 веке, в основном Клюниака , что отразилось в принятии новых романских архитектурных особенностей, создав некоторые очень региональные и богатые декоративные и архитектурные решения. [ 2 ]

Дороманская архитектура: Мосарабское искусство

[ редактировать ]
Апсида монастыря Кастро-де-Авелас, смесь мосарабского и астурийско-леонского стилей.

Мосарабское искусство относится не только к художественному стилю мосарабов (от musta'rab, что означает «арабизированный»), иберийских христиан, живущих в Аль-Андалусе , которые переняли некоторые арабские обычаи, не приняв ислам, сохранив свою религию и некоторую церковную и судебную автономию, но а также к тем же общинам, которые мигрировали на север, в христианские королевства , принося с собой архитектурный феномен, в котором христианские и исламские художественные элементы были слиты воедино. [ 5 ]

Хотя мосарабские общины сохранили для проведения своих религиозных обрядов некоторые вестготские церкви еще до исламской оккупации, масштабы этого вестготского художественного наследия трудно определить. [ 6 ] поскольку большинство памятников предыдущего периода утеряны. Тем не менее, те здания, которые сохранились, похоже, стойко придерживаются традиций вестготской архитектуры с небольшими, если вообще таковыми, исламскими чертами. Все это включает их в обширное понятие дороманской архитектуры . Помимо этой возможной связи с вестготами, мосарабская архитектура в Португалии также вступила в контакт с астурийским искусством , отождествляемым с художественными произведениями, которые создавались в 9 веке, особенно на территориях, входящих в Королевство Астурия . [ 7 ] Однако эта художественная деятельность в целом (и архитектура в частности) не ограничивалась этой территорией или этим веком, она охватывала весь северный полуостров и продолжалась в течение следующего столетия.

Самым исключительным примером мосарабской архитектуры в Португалии является церковь Сан-Педро-де-Луроса. [ 8 ] [ 9 ] недалеко от Коимбры . Нет сомнений в том, что эта сельская церковь была основана где-то около 912 года нашей эры (950 год по эпохе Цезаря , соответствует 912 году по христианской эпохе ) согласно аутентичной надписи, найденной в одном из рукавов трансепта. [ 10 ] Несмотря на ряд астурийских ссылок на церковные гравюры, влияние архитектурных моделей, предпочитаемых мозарабами, ясно заметно в модуляции каменной кладки и главным образом в декоративных элементах карнизов (использование Шамбранля ) и дизайне подковы . арки , типичные для мосарабского стиля. [ 11 ] Его структура базиликанского типа включает небольшой трансепт, отделяющий алтарь от основной части здания (называемый нартексом ) , и ряд из трех увенчанных арок, поддерживаемых колоннами, отделяющими центральный неф от боковых проходов. В ходе реставрационных работ, проведенных в середине 20 века, были обнаружены различные архитектурные особенности, принадлежавшие более ранней вестготской церкви. [ 12 ]

Другими примерами мосарабских памятников на территории Португалии являются часовня Сан-Педро-де-Бальсеман в Ламего , [ 13 ] собор Иданья-а-Велья , [ 14 ] с более вестготским влиянием, но все еще используемый мосарабской общиной региона, церковью Сан-Джиан, [ 15 ] недалеко от Назаре и уникальная апсида старого монастыря Кастро-де-Авелас. [ 16 ] (Браганса), который представляет собой не только мосарабский колорит, но и глубокое слияние с астурийско-леонскими архитектурными особенностями. [ 17 ] Большинство ученых отнесли его постройку к концу XII — началу XIII веков, хотя новые археологические находки поставили под сомнение эту дату и отнесли его происхождение к XI веку. [ 18 ]

Возникновение и развитие романского стиля в Португалии (11-13 века)

[ редактировать ]
Монастырь Санта-Крус (Коимбра), его оригинальный романский фасад позже был отремонтирован в стиле мануэлино в 16 веке.

В Португалии романская архитектура возникла в конце 11 века в рамках более широкого явления европейского культурного и религиозного распространения на Пиренейский полуостров под влиянием монашеских реформ Клюниака и прихода орденов Клюни (после 1086 года), Цистера (или Сито). (1144 г.), Св. Августина (после 1131 г.) и Военно-религиозных орденов рыцарей-госпитальеров (1121 г.) и тамплиеров (1126 г.). [ 4 ] Романская архитектура благодаря своему престижу связана с возникновением и утверждением независимости Португалии.

Развившись позже, чем в остальной Европе, в Португалии он приобрел реальное значение только после второй четверти XII века, хотя предыдущие здания в том же стиле уже существовали. Этому способствуют различные факторы, в основном нестабильная обстановка на Пиренейском полуострове в то время из-за Реконкисты. [ 19 ] и последующая политическая реорганизация географии полуострова. Фактически, одним из наиболее важных аспектов романской архитектуры на полуострове, и особенно в Португалии, является заметная коннотация, которую мы обнаруживаем между ее распространением, организацией земель и оккупацией. [ 19 ] Приход в Португалию упомянутых выше религиозных орденов следует понимать в общем контексте Реконкисты. Фактически, эти монашеские учреждения получили огромные привилегии от португальских монархов и знати, что способствовало безопасности территории, но, прежде всего, ее социальной организации. [ 4 ] Эта Реконкиста происходила с севера на юг, что привело к такому же распространению романской архитектуры с уменьшением плотности на юге. В Южной Португалии почти не сохранилось романских артефактов. [ 20 ]

Первые романские церкви на Севере представляли собой простые конструкции, состоящие из нефа с деревянной крышей и прямоугольной апсиды. Примеры можно найти в Игреха-де-Сан-Кристован-де-Риу-Мау , в Игреха-де-Санта-Эулалия-ду-Мостейро-де-Арносу и в церкви Фонтаркада (с уже полукруглой апсидой на восточном конце). [ 20 ]

Главный фасад старой церкви монастыря Рац , клюнийского монастырского здания.

Распространение романского стиля совпало с правлением Д. Афонсу Энрикеса (1139–1185), монарха бургундского происхождения, сына графа Генриха и правнука Роберта II , короля Франции. [ 21 ] Во время его правления были построены соборы Лиссабона , Коимбры , Порту и Визеу , а также монастырь августинцев Санта-Крус , который должен был стать королевским пантеоном. [ 4 ] Строительство началось в 1131 году, а к 1150 году неф и его апсиды были уже закончены. Его структурная форма и декоративные особенности были новинкой для Португалии, что свидетельствует о том, что его архитектор либо, вероятно, был французом, либо контактировал с французской романской архитектурой из Бургундии, такой как Турнюс, Клюни, Парай-ле-Мониаль или Роменмотье.

Будучи преимущественно религиозной архитектурой, португальский романский стиль был глубоко связан с церковными сельскими церковными приходами и монашескими монастырями, основанными или перестроенными в XII и XIII веках, причем их крупнейшими спонсорами были епископы по королевскому мандату. [ 4 ]

Романские соборы (Брага, Порту, Визеу, Коимбра и Лиссабон)

[ редактировать ]

Кафедральный собор Браги

[ редактировать ]
Главный фасад собора Браги . Входная галерея (галилея) с тремя арками — готическая (конец 15 в.), а башни и верхние этажи — раннее барокко (17 в.).

Собор Браги был перестроен в 1070-х годах епископом Педро и освящен в 1089 году, хотя к тому времени была закончена только апсида. Он хотел создать паломническую церковь с тремя нефами, амбулаторией и большим трансептом. [ 22 ]

Работы увеличились во время пребывания Д. Пайо Мендеса на посту архиепископа (1118–1137 гг.), После того как король Д. Афонсу Энрикес предоставил формальную схему городу , а также щедрые пожертвования на его строительство. Затем оно было возобновлено и продолжалось до середины 13 века. Первоначальное здание XII века было построено в бургундском романском стиле монастырской церкви Клюни и оказало влияние на многие другие церкви и монастыри Португалии того периода. В более поздние времена собор был сильно видоизменен, и сегодня он представляет собой смесь романского , готического , мануэлино и барочного стилей. [ 23 ]

Первоначальный романский западный фасад собора был полностью уничтожен, за исключением некоторых архивольтов и капителей главного портала, обильно украшенных скульптурными рельефами животных и людей. Фигуры на одном архивольте с курами, лисами и менестрелем, возможно, рассказывают моралистическую песню, подобную песням Романа де Ренара французской традиции. [ 24 ]

Внутри он имеет три нефа, покрытых деревянной крышей, трансепт и пять восточных часовен в апсиде. На северной стене за пределами собора находится небольшая часовня Сан-Жеральдо в память о Джеральдо Муассаке , архиепископе Браги (1096–1108), построенная в раннем романском стиле, которая может быть остатком здания конца XI века. . Эту часовню оставили за пределами последнего собора, возможно, из-за изменения дизайна в 12 веке. [ 25 ] Неф по сути является романским благодаря «очистительной» реформе 20-го века, которая запретила большинство более поздних дополнений, хотя некоторые оригинальные капители колонн были утеряны. Д.Афонсу , сын короля Д.Жуана I , похоронен в бронзовой гробнице XV века, которую можно увидеть в нефе собора.

В средние века рядом с собором было построено несколько часовен. Часовня королей (Capela dos Reis) была построена около 1374 года на месте, где граф Энрике [ 26 ] и графиня Тереза [ 27 ] были похоронены. Их могилы были заменены в начале 16 века новыми, с лежачими фигурами.

Кафедральный собор Порту

[ редактировать ]
Собор Порту , его тяжелый и внушительный фасад с толстыми контрфорсами, позже был украшен порталом в стиле барокко.

Кафедральный собор Порту , расположенный в историческом центре города Порту , является одним из старейших памятников города и одним из самых важных романских памятников в стране. Есть свидетельства того, что город был резиденцией епископства со времен свевского господства в V-VI веках. [ 28 ] Нынешнее здание было построено по традиции около 1110 года под патронажем епископа Гюго (1112–1136). [ 29 ] но, по всей видимости, церковь, вероятно, была построена в середине 12 века, после 1147 года, поскольку в « De Expugnatione Lyxbonensi », по-видимому, описывается небольшая церковь, которая, по-видимому, соответствует старому дороманскому собору, построенному в 9-10 веках. . Таким образом, здание, вероятно, было построено позже, что подтверждает художественное свидетельство, связывающее романский стиль этой церкви с районом Ла-Рошели. [ 30 ] Церковь была завершена только в 1557 году, когда была установлена ​​фонарная башня Мануэлино.

Собор окружен двумя квадратными башнями, каждая из которых поддерживается двумя контрфорсами и увенчана куполом . Фасад лишен декора и достаточно неоднороден по архитектуре. На нем изображено крыльцо в стиле барокко и красивое готическое окно-колесо под зубчатой ​​аркой, создающее впечатление укрепленной церкви. Романский неф довольно узок и покрыт цилиндрическим сводом . Он окружен двумя нефами с нижним сводом. Каменная крыша центрального нефа поддерживается аркбутанами , что делает здание одним из первых в Португалии, использующим эту архитектурную особенность. [ 31 ]

Это оригинальное здание претерпело некоторые изменения (незначительные из-за архаизирующих реставраций Estado Novo между 1927 и 1945 годами). [ 32 ] ), но общий вид здания остался смесью романского стиля и готики.

Также следует упомянуть элегантный готический монастырь, построенный между 14 и 15 веками во время правления короля Д. Жуана I , который женился в этом соборе на английской принцессе Филиппе Ланкастерской в ​​1387 году.

Кафедральный собор Визеу

[ редактировать ]

Собор Визеу начал строиться в 12 веке и является важнейшим историческим памятником города. В настоящее время это смесь архитектурных стилей, особенно периодов мануэлино , ренессанса и маньеризма .

Нынешнее здание собора начали возводить в середине 12 века, но от этого раннего романского здания мало что осталось, за исключением некоторых архитектурных деталей. В последующие века средневековья церковь была значительно расширена, приняв нынешнюю форму как трехнефное здание с тремя восточными часовнями. Некоторые готические часовни в монастырях также датируются этим периодом.

Построен трехнефный неф, трансепт и три восточные часовни. Главный фасад окружен двумя башнями. Внешние, боковые стены церкви имеют тяжелый, грозный вид, типичный для португальских средневековых соборов, частично украшенные зубцами . Южная (часовая) башня все еще имеет средневековое происхождение, а северную башню пришлось перестраивать в 17 веке после урагана. Шторм также разрушил фасад мануэлино, который был перестроен около 1635 года. Трехэтажный фасад напоминает маньеристский алтарь и украшен нишами со статуями Четырех Евангелистов , а также Святой Марии и Святого Феотония .

Коимбрский собор

[ редактировать ]

Старый собор Коимбры (португальский: Sé Velha de Coimbra ) был построен спустя некоторое время после битвы при Орике в 1139 году. Проект этого романского собора приписывается мастеру Роберту, возможно, французскому архитектору, руководившему строительством Лиссабона. Собор в то время регулярно посещал Коимбру. Работами руководил магистр Бернар, возможно, также француз, которого сменил магистр Соэйру, архитектор, работавший в других церквях епархии Порту.

Снаружи старый собор Коимбры выглядит как крепость с высокими зубчатыми стенами и несколькими узкими окнами. Такой грозный вид объясняется воинственным временем, в которое он был построен. В середине западного фасада находится башнеобразное сооружение с порталом и таким же верхним окном. И портал, и окно богато украшены романскими мотивами с мосарабскими и дороманскими влияниями. Фасад усилен толстыми контрфорсами по углам, компенсирующими наклон местности (собор построен на склоне холма). Внутри собора есть неф с двумя нефами, небольшой трансепт и восточная апсида с тремя часовнями. Неф перекрыт бочкообразным сводом, а боковые нефы - паховыми сводами . Неф имеет верхний этаж, просторный трифорий (арочную галерею), где при необходимости на трибунах можно разместить больше обслуживающего персонала. Все колонны интерьера украшены капителями, преимущественно растительными мотивами, а также животными и геометрическими узорами. Окна фонарной башни и большое окно западного фасада являются основными источниками естественного света собора.

Монастырь, построенный во время правления Афонсу II (начало 13 века), представляет собой переходный период между романским стилем и готикой. Каждая из готических остроконечных арок, обращенных во двор, включает в себя две сдвоенные круглые арки в романском стиле.

Лиссабонский собор

[ редактировать ]
Лиссабонский собор , сильно пострадавший после землетрясения 1755 года, был перестроен по тому же первоначальному плану 12 века.

Патриарший собор Св. Мария Майор ( португальский : Санта-Мария-Майор-де-Лиссабон или Се-де-Лиссабон) или просто Лиссабонский собор — старейшая церковь в городе и кафедра Лиссабонской архиепархии .

Это первое здание было построено между 1147 годом и первыми десятилетиями 13 века в позднероманском стиле. Тогда в собор из Южной Португалии были привезены мощи святого Винсента Сарагосского , покровителя Лиссабона. [ 33 ] Этот собор имеет план латинского креста с тремя нефами, трансептом и главной часовней, окруженной готической амбулаторией . Церковь соединена с монастырем на восточной стороне. Главный фасад собора выглядит как крепость, с двумя башнями по бокам входа и зубцами на стенах. Этот угрожающий вид, который также можно было увидеть в других португальских соборах того времени, является пережитком периода Реконкисты, когда собор можно было использовать в качестве базы для нападения на врага во время осады.

С момента своего первого строительства с 1147 года до первых десятилетий 13 века Лиссабонский собор сохранил западный фасад с окном-розой (перестроенным из фрагментов в 20 веке), главный портал, северный боковой портал и неф собора. собор. Порталы имеют интересные скульптурные капители с романскими мотивами. Неф перекрыт цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею ( трифорий ). Свет проникает через окна-розетки западного фасада и трансепта, узкие окна боковых нефов нефа, а также окна фонарной башни трансепта. Общий план собора очень похож на план собора Коимбры , датируемого тем же периодом. В одной из часовен амбулатории есть интересные железные ворота в романском стиле.

Круглая церковь тамплиеров (Чарола/Ротонда) в монастыре Христа

[ редактировать ]
Круглая церковь тамплиеров в Томаре была построена как укрепленная часовня, служащая как для молитв, так и для защиты.

12-го века Первоначально это была цитадель тамплиеров , но когда орден был распущен в 14-м веке, португальская ветвь была преобразована в рыцарей Ордена Христа Португалии , которые позже поддержали морские открытия в 15-м веке. Монастырско -замковый комплекс в Томаре – памятник истории и культуры, внесенный в список ЮНЕСКО Всемирного наследия в 1983 году.

Монастырь был основан Орденом Бедных рыцарей Храма (или рыцарей-тамплиеров) в 1160 году. Его строительство продолжалось до последней половины XII века, когда в одном из углов замка было построено Чарола (молельня). , завершенный Великим Магистром Гуальдимом Паисом где-то около 1180 года. [ 34 ]

Церковь тамплиеров

[ редактировать ]

Романская круглая церковь (чарола, ротонда) построена во второй половине XII века тамплиерами и представляет собой 16-гранное многоугольное сооружение с мощными контрфорсами, круглыми окнами и колокольней. Внутри круглая церковь имеет центральное восьмиугольное строение, соединенное арками с окружающей галереей ( амбулаторией ). Общая форма церкви смоделирована по образцу аналогичных круглых построек в Иерусалиме : мечети Омара и храма Гроба Господня . [ 35 ]

Капители . колонн все еще романские (конец XII века) и изображают растительные и животные мотивы, а также сцену Даниила в Львином рву В стиле капителей видно влияние художников, работавших над собором Коимбры , который строился одновременно с круглой церковью. [ 36 ]

Интерьер круглой церкви великолепно украшен скульптурами и картинами поздней готики / мануэлино , добавленными во время реконструкции, спонсируемой королем Мануилом I, начавшейся в 1499 году. Колонны центрального восьмиугольника и стены амбулатории украшены полихромными статуями святых и ангелов. под пышными готическими навесами, а стены и потолки амбулатории расписаны готическими узорами и панно, изображающими жизнь Христа. Картины приписываются мастерской придворного художника Мануэля I, португальца Хорхе Афонсу , а скульптурное украшение — фламандскому скульптору Оливье Ганду и испанцу Эрнану Муньосу. [ 36 ] Великолепное панно , изображающее мученическую смерть святого Себастьяна португальского художника Грегорио Лопеса , было написано для Круглой церкви и сейчас висит в Национальном музее античного искусства в Лиссабоне .

Церкви и монастыри

[ редактировать ]
Монастырь Пасу-де-Соуза , построенный в 10 веке монахами-бенедиктинцами.

Как указывалось ранее, романский архитектурный стиль достиг Португалии к концу 11 века благодаря орденам Клюниака , цистерцианцев и августинцев , принеся с собой монашеские реформы , которые уже проводились в странах их происхождения. Об их влиянии и значении на распространение этого нового вида искусства может свидетельствовать большое количество церквей и монастырей , одного из видов романских построек, сохранившихся до наших дней. [ 2 ]

Внедрение этого нового стиля совпадает с продвижением Реконкисты на юг и развитием недавней независимости Португалии и ее территориальных изменений, отражая эту военную парадигму и потребность в защите, глубоко запечатленную в особом виде романского искусства, которое мы можем найти в Португалия: толстые и грозные зубчатые стены, башни, зубцы , зубцы , узкие щели и декоративная строгость, как, например, церковь монастыря Траванка с тяжелой башней, монастырь Сете , церковь Айраеш , Сан-Мартинью-де-Мурос , Пасу-де-де. Монастырь Соуза и монастырь Тарифов — одни из самых разнообразных в художественном отношении. Почти каждое религиозное сооружение имеет крепостной вид, поскольку в отсутствие замков лучшими крепостями всегда считались церкви. [ 2 ]

Поэтому неудивительно, что монастырские постройки составляют большую часть романского типа, особенно в северных районах долин Энтре-Дору-э-Минью , Тамега и Соуза, а также вдоль берегов реки Дору . Поскольку значительная часть сельского населения рассредоточена внутри этих регионов и организована в деревни или конселуш, мы также находим значительное количество приходских церквей, таких как Сан-Женс-де-Бёле , Сан-Висенте-де-Соуза , Сан-Педро-де-Феррейра или Санта-Мария-де-Каркере. Они очень простые и маленькие. построек, удивительно, как каждое из них имеет такое иконографическое разнообразие декоративных особенностей, что является еще одной уникальной «коренной» характеристикой португальского романского стиля. [ 4 ]

Португальские романские церкви имеют продольную структуру, соответствующую базиликальному плану, распространенному по всей Европе: три нефа , трансепт и апсида с двумя апсидами, полукруглой или квадратной формы, или просто с одним единственным нефом и апсидой. [ 4 ] С полукруглой апсидой и апсидами у нас есть церкви Ганфей, Ратес, Помбейру, Сан-Тьягу в Коимбре и Кастро-де-Авелас. Церкви Сан-Кристован-де-Риу-Мау и Санта-Эулалия-де-Арносу , среди прочих, представляют собой апсиду квадратной формы и апсидоны.

Интерьеры

[ редактировать ]
Интерьер церкви монастыря Рац, вид со стороны главной часовни, с деревянной крышей и остроконечными арками.

Большинство романских монастырей, приходских церквей и церквей аббатства в Португалии представляют собой залы без проходов с выступающей апсидой на конце алтаря, а иногда и выступающим прямоугольным алтарем с аркой алтаря, которая может быть украшена лепниной. В более амбициозных церквях нефы отделены от нефа аркадами. Апсида расположена ниже или на одной высоте с нефом. Монастыри обычно крупнее, с тремя нефами, поддерживаемыми украшенными колоннами и опорами. Стены имеют огромную толщину с небольшим количеством и сравнительно небольшими отверстиями и почти полностью сделаны из гранитных камней. [ 2 ]

Аркады могут состоять из этажей или этапов. В то время как аркада монастыря обычно состоит из одной ступени, аркада, разделяющая неф и проходы в церкви, обычно состоит из двух ступеней, а третья ступень оконных проемов, известная как фонарь над ними возвышается . Крупномасштабная аркада обычно выполняет структурную функцию, но она также используется, как правило, в меньшем масштабе, в качестве декоративного элемента как внутри, так и снаружи, где часто это «слепая аркада», имеющая только стену или узкий проход позади нее. . [ 2 ]

Арки, используемые в португальских романских зданиях, следуют основной европейской модели и почти всегда имеют полукруглую форму для проемов, таких как двери и окна, сводов и аркад. Широкие дверные проемы обычно увенчиваются полукруглой аркой, за исключением случаев, когда дверь с притолокой вставлена ​​в большую арочную нишу и увенчана полукруглым люнетом с декоративной резьбой. [ 37 ] Эти двери иногда имеют резной центральный косяк . Узкие двери и маленькие окна могли быть увенчаны прочной каменной перемычкой. Большие проемы почти всегда имеют арочную форму. Характерной особенностью португальской романской архитектуры, как церковной, так и бытовой, является соединение двух аркадных проемов, разделенных колонной или колоннетой и часто расположенных внутри более крупной арки. Было некоторое количество зданий, в которых широко использовались остроконечные арки , очевидно, по стилистическим причинам, и считается, что в этих случаях наблюдается прямое влияние мосарабской и/или исламской архитектуры. [ 1 ] В других позднероманских церквях остроконечная арка использовалась как структурное устройство ребристых сводов. Его растущее применение имело основополагающее значение для развития готической архитектуры .

Хотя в основном опоры прямоугольные, они часто могут иметь очень сложную форму, с полусегментами больших полых колонн на внутренней поверхности, поддерживающими арку, или сгруппированной группой более мелких валов, ведущих в карнизы арки. Опоры, которые встречаются на пересечении двух больших арок, например, под пересечением нефа и трансепта , обычно имеют крестообразную форму, причем каждая арка имеет собственный опорный прямоугольный пирс, расположенный под прямым углом к ​​другой. [ 19 ] Колонны, колоннеты и пристроенные валы также используются в конструктивных и декоративных целях. Аркады колонн, вырезанных из цельных частей, также распространены в сооружениях, не несущих массивную каменную кладку, например в монастырях, где они иногда соединяются парами.

Большинство зданий имеют деревянные крыши, как правило, в виде простой фермы, связующей балки или королевской стойки. В случае стропильных крыш они иногда облицованы деревянными потолками, состоящими из трех секций, как те, которые сохранились в монастырях Ратес или Пасу-де-Соуза . Некоторые другие имеют полностью цилиндрические своды или представляют собой смесь деревянных крыш и сводчатой ​​апсиды. На более поздних этапах ребристые своды в качестве эксперимента на крышах главного алтаря стали использовать .

Портал церкви Сантьяго в Коимбре украшен колоннами, украшенными детальными мотивами.

Романские церкви обычно имеют единственный портал, расположенный в центре западного фасада, центр украшения фасада здания, и как самая большая, так и самая маленькая имели боковые входы, которые обычно использовались верующими. Дверные проемы имеют характерную форму: косяки имеют ряд отступающих плоскостей, в каждой из которых установлен круглый вал , увенчанный непрерывными счетами .

Полукруглая арка, возвышающаяся над абаком, имеет те же сомкнутые плоскости и круглые лепнины , что и косяки. [ 38 ] Арка обычно состоит из четырех плоскостей, содержащих три шахты, но может быть и двенадцать шахт, символизирующих апостолов.

Проем портала может быть арочным или может быть снабжен перемычкой, поддерживающей тимпан , обычно резной. Резной тимпан обычно представляет собой главное скульптурное произведение романской церкви. Предметом резьбы на главном портале может быть Христос в величии или Страшный суд. Боковые двери могут включать в себя и другие сюжеты, например, Рождество Христово . Портал может быть защищен крыльцом, от простых открытых крыльцов до более сложных конструкций. Религиозный контекст искусства того времени был хорошо заметен в резьбе церквей, как внутри церкви, так и снаружи. В них показали несколько эпизодов из жизни святых и различные мифы и библейские истории. Те, что были специально вылеплены в тимпанах, капителях и колоннетах порталов, можно разделить на две основные темы:

Вегеталистские капители в часовне Носа-Сеньора-да-Орада .

Лиственный коринфский стиль послужил источником вдохновения для многих романских капителей, и точность, с которой они были вырезаны, во многом зависела от наличия оригинальных моделей, некоторые из которых были намного ближе к классическому, чем другие. [ 37 ]

Коринфская капитель по сути круглая внизу, где она сидит на круглой колонне, и квадратная вверху, где она поддерживает стену или арку. Эта форма капитала сохраняла общие пропорции и очертания романской столицы. Проще всего этого удалось добиться, разрезав прямоугольный куб и сняв под углом четыре нижних угла так, чтобы блок был квадратным вверху и восьмиугольным внизу. [ 39 ] Эта форма допускала самые разнообразные поверхностные обработки, иногда лиственные, имитирующие источник, но часто фигуративные, не забывая при этом, что камень, используемый для строительства романских церквей в Португалии, был в основном гранитом, что делало резьбу сложной и острой. детали гораздо сложнее.

Однако наибольшая оригинальность проявляется именно в фигурных капителях. В то время как некоторые из них основаны на рукописных иллюстрациях библейских сцен и изображениях зверей и чудовищ, другие представляют собой живые сцены из легенд о местных святых, все из которых имеют глубокий религиозный смысл и педагогическую цель - научить верующих добродетелям и грехам, направляющими их. через правильный путь. [ 40 ]

Еще одним важным аспектом иконографии, представленной в капителях португальских романских зданий, являются сцены повседневной жизни или мирские события, такие как музыканты, играющие на инструментах, акробаты, выполняющие трюки, танцующие люди. Кроме того, сцены, представляющие несколько видов экономической деятельности того периода, такие как крестьяне, сеющие урожай, сельскохозяйственные животные (коровы, овцы, козы, лошади и т. д.), а также социальная средневековая иерархия, показывающая рыцарей, епископов и крестьян, каждый из которых выполняет определенные задачи в соответствии с их социальные позиции. [ 41 ]

Корбели и модильоны

[ редактировать ]
Поясной столик с людьми, животными и зверями, вырезанными в модильонах. Церковь Санфинс де Фристас .

В романской архитектуре выступ — это структурный кусок камня, выступающий из стены и несущий сверхлежащий вес, своего рода кронштейн . Техника выступов, при которой ряды выступов, глубоко врезанных внутрь стены, поддерживают выступающую стену или парапет, использовалась со времен неолита. [ 42 ] Модильон - это богато украшенная скоба, поясок, расположенный под карнизом и поддерживающий его, более сложный, чем дентилины (буквально переводится как маленькие зубы), они были вырезаны в классическом стиле под коринфским или составным карнизом, но могут поддерживать любой тип карниза карниза.

Кронштейны в португальских романских зданиях часто имеют искусно вырезанный вид со стилизованными головами людей, животных и воображаемых «зверей» или с широким спектром мотивов, иногда заканчиваются острием, очевидно врастающим в стену или образующим узел, и часто поддерживаются ангелами и другими фигурами. В более поздние периоды резная листва и другие орнаменты, используемые на кронштейнах, напоминали те, что использовались капителях колонн в . [ 19 ]

Еще одной особенностью романских зданий являются консольные столы , выступающие струнные ряды, поддерживаемые рядом кронштейнов. Иногда эти кронштейны несут под струнным рядом небольшую аркаду , арки которой заостренные и трилистники. Как правило, консольные столы имеют желоб , но аркадный консольный стол также использовался в качестве украшения, чтобы разделить этажи и разбить поверхность стены. В некоторых зданиях выступы образуют карниз, а над простым куском выступающей стены образуется парапет . [ 3 ]

Апсиды (восточные концы) и апсидоли

[ редактировать ]
Простая площадь в восточном конце часовни Санто-Абдао.

Одной из самых ярких особенностей романской церкви является ее апсида или «восточный конец», ниша, покрытая полусферическим сводом или полукуполом, также известная как Экседра , применяемая к полукруглому или многоугольному завершению хора . или приделы церкви в литургическом восточном конце (где находится алтарь), независимо от формы крыши, которая может быть плоской, покатой, куполообразной или полусферической. [ 1 ] Апсиды и апсидоли могут быть полукруглыми, с высоким алтарем, окруженным амбулаторием , или без него, или квадратным концом, из которого выступает апсида. Апсидолы также можно найти всякий раз, когда главный алтарь окружен боковыми часовнями.

Церкви в Португалии издавна следовали дороманскому типу простых апсид квадратной формы, типичных для вестготского и мосарабского периодов, где восточные концы отражали общий структурный план однонефных церквей, поскольку главный алтарь отделен от нефа трансептом или это просто его продолжение. Этот стиль продолжал оставаться популярным в романский и готический периоды. [ 40 ] Полностью романские полукруглые апсиды начали получать более широкое распространение в регионах между Дору и Минью во второй четверти XII века (1125–1150 гг.) из центрального региона Коимбры , который, как указано выше, был более открыт для иностранных новинок. Так называемые полукруглые апсиды и апсидолы «французского стиля» стали чаще встречаться не только в однонефных церквях, где апсидоли отсутствуют, но особенно в трехнефных церквях и монастырях, построенных во второй половине XIX в. 12 века и в течение 13 века. [ 4 ]

Монастыри

[ редактировать ]
Клуатр собора Коимбры , аркады и колонны выполнены в романском стиле, но его крыша уже представляет собой ребристый свод.

Монастырь claustrum (от лат. — «ограда») — крытая прогулка, открытая галерея или открытая аркада, идущая вдоль стен зданий и образующая площадь или двор. Присоединение монастыря к собору или церкви, обычно на теплом южном склоне. [ 43 ] обычно указывает на то, что он является (или когда-то был) частью монастырского фундамента, образуя сплошной и прочный архитектурный барьер, который эффективно отделяет мир монахов от мира крепостных и рабочих, чья жизнь и работа продолжались за пределами и вокруг монастыря. . [ 44 ]

Хотя большая часть монастырей в португальских церквях и соборах была тщательно реконструирована в последующие века, оригинальные романские монастыри все еще сохранились, некоторые почти полностью сохранились, другие находятся в различных состояниях руин. В отличие от своих французских аналогов, они часто подвергались меньшему современному вмешательству, и в результате их нынешнее состояние с большей вероятностью отражает их первоначальное расположение и более полно сохраняет характер обнаруженных там визуальных образов. [ 45 ] Большинство аркад и каменных стен монастыря имеют простые деревянные односкатные крыши, поскольку бочкообразные или паховые сводчатые потолки не были обычным явлением или, вероятно, не сохранились до наших дней. Когда были введены ребристые своды, колонны были соединены несколькими валами с меньшими аркадами в проемах, ведущих в сад . [ 46 ]

Монастыри предоставляли специальные помещения для происходящих в них мероприятий: для чтения использовались каменные скамейки, книги иногда хранились в шкафах или шкафах, встроенных в стены. Кроме того, в монастыре часто находился фонтан или колодец, где монахи могли мыться и набирать воду для питья. Одинарные, двойные, и даже тройные и четверные капители монастырских колонн XII века были украшены лиственными формами, заимствованными из классического периода , такими как завитки виноградной лозы и листья аканта, реальные и воображаемые животные в боевых или геральдических позициях, светские изображения. такие как музыканты, артисты, охотники, жизни святых и библейские события. На опорах были изображены повествовательные сцены или рельефные фигуры апостолов или святых. [ 46 ]

Цистерцианский романский стиль

[ редактировать ]
Аббатство Тарука копирует фасад аббатства Фонтене .

Цистерцианская романская архитектура отражала строгость и трезвость, характерные для этого монашеского Ордена в его стремлении к мистической и духовной цели, которую проповедовал их лидер и наставник святой Бернар Клервоский . В Португалии, помимо архитектуры с элементами цистерцианской готики (в которой монастырь Алкобаса является универсальным символом), существует предыдущий романский стиль, выраженный аббатствами Тарука (строительство началось в 1144 году, в год прибытия цистерцианских монахов в Португалию). Сальзедас (начался в 1152 году) и Фиайнш (начался в 1163 году). [ 2 ]

В архитектуре цистерцианских церквей трансепт обычно довольно широкий, а боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, поддерживающими продольный центральный неф. Явное предпочтение отдается апсидам квадратной формы, более простым и экономичным в строительстве. Колонны и опоры, поддерживающие остроконечные аркады (уже признак протоготики ), имеют большие прочные капители и стоят на прямоугольных блоках первого этажа. Хотя аббатство Тарука явно было вдохновлено бургундскими аббатствами Клерво и Фонтене, а Сальзедас все еще имеет некоторое сходство с Фонфруадом , их аутентичные и великолепные цистерцианские архитектурные особенности смешаны с местными португальскими декоративными мотивами. [ 2 ]

Некоторые из небольших церквей также находились под влиянием цистерцианского романского стиля, например, свод Сан-Мартинью-де-Мурос , который показывает приток свода центрального нефа аббатства Тарука, а внешние капители в главном алтаре церкви Армамар находятся под значительным влиянием внешнего слоя аббатства Салседас.

Гражданская и военная архитектура

[ редактировать ]

Domus Муниципальный (ратуша) Брагансы

[ редактировать ]
Каменная кладка Муниципального дома , расположенного напротив замка Браганса .

Domus Муниципальный ( лат . Муниципальный дом) — романское здание в северо-восточном муниципалитете Браганса . Его точная функция, название и дата постройки стали причиной множества споров и споров, даже после многих исследований в 20 веке: сначала считалось, что это мог быть Муниципальный дом города ( португальский : «Casa da Câmara»), место общественных собраний и символом местного самоуправления через их представителей, но более поздние открытия дали основу для теории о том, что он мог служить цистерной , но до сих пор есть сомнения, было ли это его основной функцией.

Это уникальное (и загадочное) здание романской гражданской архитектуры также представляет собой проблему при датировке конструкции. В первоначальном тезисе говорилось, что по своей конструкции и декоративным особенностям он мог быть построен еще в 10 или 11 веке, но при более внимательном рассмотрении мы видим, что он, скорее всего, был построен в первой половине 13 века. Кроме того, более глубокое исследование показало, что существующее здание могло быть результатом двух разных датировок: более старой цистерны на нижнем этаже и конференц-зала, построенного наверху с использованием уже существующей конструкции. Сомнения в его реальной функции возникают из документа 1501 года, в котором автор (согласно опубликованным сочинениям аббата Бакала (1865–1947)) ссылается на местное свидетельство Мартима Анеса (1185–1254), рассказывавшего о строительстве верхнего уровня Домуса при его жизни. В этом отчете он заявил, что оно использовалось как место встреч «хороших людей» муниципалитета. [ 4 ]

Существует еще один документ 1503 года, в котором это здание упоминается одновременно как Сала да Агуа ( англ . Water-room) и как место, где представители города собирались для обсуждения и подписания контрактов, поэтому неудивительно, если это предполагаемое двойное назначение оказывается правильным. В свете этих фактов дата его постройки также становится более понятной. Историк искусства Карлос Альберто Феррейра де Алмейда отметил, что по медальонам, ромбовидным проемам и расположению окон мы можем датировать верхний уровень концом 13 века. или начало 14 века, когда его уже архаичный романский архитектурный стиль можно объяснить необходимостью компромисса с существовавшей ранее цистерной. [ 2 ]

Расположенное недалеко от двора замка рядом с церковью Санта-Мария , сооружение представляет собой многоуровневый неправильный пятиугольник , построенный из округлых гранитных блоков и скрепленных раствором , с цилиндрической сводчатой ​​деревянной крышей, поддерживаемой тремя арками и покрытой черепицей. Его планировка слегка наклонена, а в северо-западном углу на небольшой глубине был обнаружен природный фонтан. [ 4 ]

Башни и укрепленные дома

[ редактировать ]
Дом-башня Сан-Сиприано , недалеко от Гимарайнша . Его башня и главное здание были реконструированы в 15 и 18 веках и датируются началом 12 века.

В отличие от реальности на большей части Европы, до сих пор сохранились некоторые примеры португальской романской гражданской архитектуры , особенно укрепленные дворянские резиденции или Domus Fortis (по- португальски : «Casa-Torre»). Большинство из них уже представляют собой не более чем одиночные башни, которые выделяются на фоне более современных построек, выполненных в окружающих их домах, и многие из них были перестроены в стилях поздней готики и ренессанса , но их романские черты все еще очень заметны. Эти благородные укрепленные поместья были построены внутри или на периферии феодальных земель ( Кутос или Гонрас ), среди плодородных сельскохозяйственных долин. Мы также можем найти их в соседних лесных районах или горных хребтах, где дворянство могло контролировать новые сельскохозяйственные угодья за пределами более оккупированных регионов, в которых покупка новых земель и титулов была более затруднена. [ 4 ]

Среди них у нас есть усадьбы и башни Вилар ( Пенафиэль ), Поусада ( Гимарайнш ), Дорнелас в Браге , Орис ( Вила-Верде ), Луроса-ду-Кампу ( Арока ) и Кинтела ( Вила-Реал ). В северной Португалии в средние века существовало два типа укреплённых домов: усадебный дом и Domus Fortis . [ 47 ] Усадебный дом, связанный с высшей и средней знатью , не следует архитектурному каркасу, а представляет собой, скорее, группу различных автономных зданий, в отличие от «Domus Fortis», который следует определенному типу укрепленной структуры, созданной последним четверть XI века, получив широкое распространение к концу XII века и на протяжении XIII и XIV веков. Модель такого рода была принята более мелкими слоями дворянства в поисках социального подъема, чтобы продемонстрировать местным сообществам свою недавно приобретенную власть. [ 47 ]

Domus Fortis состоит из нескольких подразделений:

- Самым важным из них является Башня квадратного плана (круглые в Португалии были редкостью), укрепляющая дом и обеспечивающая защиту его владельцам и соответствующим слугам в случае необходимости. Он был построен с четырьмя уровнями, каждый из которых соответствовал одному подразделению. Как и в крепостной башне в замках, к главным воротам можно было попасть со второго этажа, а не с первого. На первом этаже располагалась приемная и гостиная, а верхние этажи предназначались для частных покоев.

- «Domus fortis» также имел отдельное здание, примыкающее к башне или близкое к ней, прямоугольного плана и двухэтажное. Обычно это были помещения и помещения для прислуги.

- В некоторых случаях сообщается о существовании частной часовни, как в доме-башне Васконселос . Рядом с источниками или небольшими ручьями строились и другие отдельные постройки, например кухни. От этих зданий не осталось никаких останков, хотя их существование полностью задокументировано. [ 47 ]

Большинство домов-башен построено в северных и центральных регионах Португалии, принадлежавших феодальным областям. Некоторые из них были постепенно восстановлены в последующие века, отражая более современные стили эпохи Возрождения и барокко : например, Агиан , Рефойос , Гомарис , Кастро , Фараланш и Барбоза дома-башни . В других случаях их башни были отделены от главного здания, как, например, башни Сильва , Кинтела , Орис и Пенегейт . [ 3 ]

Мост Лагонсинья через реку Аве , построенный в 12 веке на дороге между Брагой и Порту .

Строительство мостов в средние века напрямую связано с необходимостью восстановления старой римской дорожной системы , которая уже устарела, с целью развития новых связей и развития торговли. С конца XI века эта необходимость стала настолько острой, что строительство мостов и восстановление тротуаров стали считаться деятельностью, которую стали считать благочестивой. Сан-Гонсалу из Амаранте и Сан-Лоуренсо-Мендес , спонсоры строительства мостов Амаранте и Кавес соответственно, были названы святыми при народном одобрении, например, святой Бенизет Авиньонский (Франция) или Сан-Домингуш да Кальсада ( Ла-Риоха (Испания) ), показывая, насколько это явление строительства мостов и дорог считалось чрезвычайно важным в других странах Европы. [ 4 ]

В завещаниях монархов, дворян и священнослужителей имеется немало упоминаний о пожертвованиях на строительство мостов, сам король Д.Афонсу Энрикес (1109–1185) внес свой вклад в строительство мостов Коимбры , Аве и Пиареса ( река Дору ). Каменщики романского периода были более осторожны в проектировании и обслуживании мостов, чем их предыдущие римские коллеги, и искали более прочные основания для их строительства, и из-за этого, по словам Карлоса Альберто Феррейра де Алмейда, средневековые мосты лучше выдерживали против опасности наводнений и испытания временем. [ 4 ]

Романские мосты представляют собой большие арки , высоту которых нужно было уравновешивать с помощью опор на каждом конце, частично передавая вес моста и его нагрузки на горизонтальную тягу, сдерживаемую опорами с обеих сторон. Строители мостов также усовершенствовали римские конструкции, используя более узкие опоры , более тонкие арочные бочки и меньшие коэффициенты высотности пролетов. Примерами этого являются мосты Лагонсинья (12 век) через реку Аве с шестью арками, мост Прадо через реку Кавадо (11 век) с девятью арками и мост Кавес через реку Тамега (13 век). [ 4 ]

Строительство моста глубоко сформировало португальский средневековый пейзаж. Среди романской гражданской архитектуры, а также по экономическим и техническим средствам, использованным для их строительства, строительство мостов оказало наибольшее влияние на повседневную жизнь, благоприятствуя общению между людьми.

Замок Гимарайнш , построенный в 10 веке, его нынешний вид является результатом расширения в конце 13 века.

В Португалии замки напрямую связаны с военными нуждами и состоянием непрерывной войны, характеризующимся Реконкистой . Население, жившее ближе к границе между христианами и мусульманами, находилось под угрозой постоянных набегов и продвижения обеих сторон в поисках территориальных завоеваний. Более рано укрепленным регионом была территория к югу от реки Дору , где в 10 веке почти все населенные пункты имели свои замки. Большинство этих оборонительных позиций, сельских замков, имели очень простую структуру и использовали преимущества природных условий, таких как возвышенности с обнажениями гранита , что затрудняло доступ. В течение следующих трех столетий (с 10 по 13 века) мы наблюдаем бум замков из-за постоянно растущей необходимости обеспечивать территориальную пассивную защиту. [ 4 ]

Сила романского замка заключается в толщине и высоте его стен, способных противостоять осаде. Аллюр или круговая тропа ( португальский : Адарве) была переплетена с башнями, чтобы разрушить непрерывные полотна стен, а в 12 веке рядом с самими замками были построены другие внешние стены, чтобы укрыть население и скот, о чем свидетельствует Замок Кастро Лаборейро . [ 19 ]

Романский замок свидетельствует о триумфе сельской знати, а также является символом безопасности территории. В этот период она состояла из стены с амулетами , зубцами и центральной башней: крепости , символа феодальной власти и самого большого нововведения в крепости. Этот элемент берет свое начало в domus fortis , укрепленной дворянской резиденции. [ 4 ]

Между севером и югом Португалии, особенно в регионах, ограниченных берегами рек Мондегу и Тежу , существуют заметные различия в военных структурах. На севере замки имеют более простую структуру и тесно связаны с укреплениями, типичными для дороманской эпохи. Двигаясь на юг, замки демонстрируют более продвинутые методы в области военной архитектуры. Стратегическая зона тогда была сосредоточена на границе с маврами, где Военные приказы играли ключевую роль. На севере мы можем найти замки Ланьюсо , Кастро-Лаборейро , Линдозу , Мельгасу , Арнойя , Пенья-де-Агиар , Транкозу , Вилар-Майор и самый выдающийся замок Гимарайнш . Эта крепость, задокументированная примерно с 950 года нашей эры, подверглась реставрационным работам во время правления Д. Афонсу Энрикеша , а затем внесла изменения в ее планировку в готический период. [ 4 ]

Построенные во время правления Гуалдима Паиса в качестве магистра тамплиеров (1157–1195 гг.), замки Помбал (ок. 1156 г.), Томар (1160 г.), Монсанто (1165 г.), Пенас Рояс (1166 г.), Альмурол (1171 г.) и Лонгройва (1174 г.) демонстрируют важность тамплиеров в развитии португальской военной архитектуры во второй половине XII века. Первый документ, подтверждающий присутствие рыцарей-тамплиеров в Португалии, датируется 1128 годом, когда королева Д.Тереза ​​подарила им замок Суре . [ 48 ] Ее цитадель, построенная на северной стороне крепости, сохраняет отличительную особенность: Аламбор , укрепленное основание башни с наклонным каменным пандусом. Такое решение придает ему большую силу и затрудняет штурм его стен. Эту особенность также можно увидеть в крепости замка Помбал.

В замке Томар, штаб-квартире ордена в Португалии, аламбор был построен вдоль внешних стен укрепления. Эта конструктивная техника , берущая начало в военной архитектуре, разработанной крестоносцами на Святой Земле , использовалась в замке Сона и Крак-де-Шевалье , расположенных в Сирии , где Гуальдим Паис находился между 1151 и 1156 годами. Орден тамплиеров — одно из самых инновационных решений, встречавшихся в португальской военной архитектуре на протяжении XII века. [ 4 ]

Переход к готической архитектуре

[ редактировать ]
Церковь Санта-Мария-ду-Оливаль , построенная рыцарями-тамплиерами около 1170 года, была одним из первых зданий, отражающих недавно появившуюся готическую архитектуру, сохраняющую романскую структурную форму.

Приход цистерцианцев в Португалию после 1142 г. совпал с первыми шагами развития нового готического художественного стиля во Франции. Эти первоначальные готические черты (остроконечная арка , более высокие и тонкие колонны , паховые и ребристые своды , контрфорсы и большее количество окон ), хотя и с большим романским оттенком, были реализованы в цистерцианских аббатствах, поскольку они точно соответствовали строгому и аскетическому учению, проповедуемому их лидер и наставник святой Бернар Клервоский. [ 2 ]

Таким образом, в Португалии сильное присутствие и популярность романского стиля до более поздних столетий означало, что эта декоративная и архитектурная цистерцианская модель была идеальной основой для медленного перехода к готическому стилю, никогда не отрываясь полностью от предыдущего романского стиля. Вместо этого эти два стиля слились в португальской архитектуре, как нигде больше в Европе, в особом виде, называемом нищенствующей готикой , типичном для монастырских построек. Алькобаса , одно из крупнейших цистерцианских аббатств в мире. [ 49 ] Это первое полностью готическое здание в Португалии, но оно по-прежнему имеет тяжелый и строгий внешний вид, уравновешиваемый только высоким и массивным ребристым сводом центрального нефа и проходов . Такие церкви, как Санта-Мария-дос-Оливаис в Томаре или Сан-Жуан-де-Альпоран в Сантарене, являются прекрасными примерами этого нищенствующего переходного периода между романским стилем и окончательным поселением готического стиля, который станет реальностью только к 14 и 15 векам. [ 3 ]

Собор Эворы — еще один пример перехода романского стиля к готике, сочетающего оба стиля в одном памятнике. Построенный между 1186 и 1204 годами (но полностью завершенный только к 1250 году) с явным романским обликом, он был снова расширен ок. 1280–1340 гг., на этот раз в стиле ранней готики. Со временем собор получил несколько ценных дополнений, таких как монастыри (период готики – 14 век) или его зимборий (купол), построенный в конце 13 века, а также еще одно дополнение, уже демонстрирующее новые готические черты. [ 3 ]

Романский стиль никогда по-настоящему не переставал выражаться различными способами, как декоративными, так и структурными, вплоть до 16 века, поэтому большинство историков называют его романским Сопротивлением , имея в виду особый тип зданий, которые представляют собой очень заметное выражение этого периода, даже если они смешаны. с более поздними художественными стилями ( готика , мануэлино , ренессанс ). Некоторыми примерами являются церкви Каминьи (построенные в конце 15 века), Торре-де-Монкорво (построенные в начале 16 века) и собор Виана-ду-Каштелу (также 15 века).

  1. ^ Jump up to: а б с Ярвуд, Дорин (01 июня 2010 г.). Хронология западной архитектуры . Курьерская корпорация. ISBN  9780486476483 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Первые впечатления о португальской романской архитектуре» (PDF) . Факультет искусств Университета Порту . Карлос Альберто Феррейра де Алмейда. 2001.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «РИМСКАЯ И ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В МИНХО» (PDF) . Репозиторий Университета Минхо . Паула Бесса.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Романское искусство в Португалии» (PDF) .
  5. ^ Хичкок, Ричард (1 января 2008 г.). Мосарабы в средневековой и ранней современной Испании: идентичности и влияния . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9780754663140 .
  6. ^ Искусство фронтира: мосарабское монашество . Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 1993. ISBN  9780810964334 . {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  7. ^ ФЕРНАНДЕС, Паулу Алмейда. «Новые элементы мосарабского искусства на территории Португалии» . www.academia.edu . Проверено 22 ноября 2015 г.
  8. ^ «ДГПК | Общие исследования» . www.patrimoniocultural.pt . Проверено 22 ноября 2015 г.
  9. ^ «Церкови Сан-Педро-де-Лоуроза исполняется 1100 лет: она одна из старейших в Португалии и «единственная» мосарабского периода | Национальный секретариат пастырской культуры» . www.snpcultura.org . Проверено 22 ноября 2015 г.
  10. ^ «В церкви Сан-Педро-де-Луроса найдена надпись, указывающая на дату ее постройки» .
  11. ^ «Церковь Сан-Педро-де-Лоуроза — Оливейра-ду-Госпиталь» . saopedrodelourosa.no.sapo.pt . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 г. Проверено 22 ноября 2015 г.
  12. ^ ТОРРЕС, Клаудио; Масиас, Сантьяго; Гомес, Сусана (01 июня 2013 г.). В землях очарованной мавританской девушки: исламское искусство в Португалии (Исламское искусство в Средиземноморье) . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN  9783902782137 .
  13. ^ «Часовня Сан-Педро-де-Бальсеман — Северное региональное управление культуры» . www.culturanorte.pt . Проверено 22 ноября 2015 г.
  14. ^ «Памятники» . Проверено 22 ноября 2015 г.
  15. ^ «ДГПК | Общие исследования» . www.patrimoniocultural.pt . Проверено 22 ноября 2015 г.
  16. ^ «Наследие на территории | Наследие | Монастыри | Монастырь Сан-Сальвадор-де-Кастро-де-Авелас» . www.patrimonionoterritorio.br . Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 г. Проверено 22 ноября 2015 г.
  17. ^ ФЕРНАНДЕС, Паулу Алмейда. «Кастро де Авелас. Странный случай с кирпичной церковью» . www.academia.edu . Проверено 22 ноября 2015 г.
  18. ^ «В ходе раскопок был обнаружен оригинальный монастырь Кастро-де-Авелас - Культура - RTP Notícias» . www.rtp.br. Проверено 22 ноября 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Ботельо, Мария Леонор (январь 2014 г.). «Португальская романская архитектура, основание Португалии как королевства и ее художественное сближение» . Сосуществование и сотрудничество в средние века . Проверено 22 ноября 2015 г.
  20. ^ Jump up to: а б Хосе Кустодиу Виейра да Силва, Португалия §2: Архитектура; Оксфордское искусство онлайн
  21. ^ Хосе Маттосо (2014). Д. Афонсу Энрикеш (на португальском языке) (второе изд.). Лиссабон: Темы и дебаты. ISBN  978-972-759-911-0 .
  22. ^ «Восстановление собора Браги в 1070 году нашей эры » . Португальский католический университет.
  23. ^ «Памятники» . Проверено 22 ноября 2015 г.
  24. ^ «МЕДИЕВАЛИСТА» . www2.fcsh.unl.pt. ​Архивировано из оригинала 07.11.2013 . Проверено 23 ноября 2015 г.
  25. ^ «Историко-художественная эволюция — Маршрут соборов» . rotadascatedrais.com . Проверено 23 ноября 2015 г.
  26. ^ «Могила графа Генриха Бургундского» .
  27. ^ «Могила Д.Терезы, графини и королевы Португалии» .
  28. ^ «Каталог и история епископов Порту» . Епархия Порту. 1742.
  29. ^ «МЕДИЕВАЛИСТА» . www2.fcsh.unl.pt. ​Архивировано из оригинала 9 декабря 2015 г. Проверено 24 ноября 2015 г.
  30. ^ РОСАС, Люсия; Ботельо, Леонор (2010). Романское искусство в Португалии (PDF) . Агилар де Кампо: Fundación Santa Maria la Real. стр. 201–203.
  31. ^ «ПАМЯТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПОРТО 16 ВЕКА Собор и его окрестности в 16 веке» (PDF) . Хосе Ферран Афонсу и Мария Леонор Ботельо. Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2015 г.
  32. ^ РОСАС, Люсия; Ботельо, Леонор (2010). Романское искусство в Португалии (PDF) . Агилар де Кампо: Fundación Santa Maria la Real. стр. 207–208.
  33. ^ «Собор Святого Винсента — О нас» . www.stvincentscathedral.org . Проверено 25 ноября 2015 г.
  34. ^ «Монастырь Христа / Монастырь Христа Португалия, Сантарен, Томар, Союз приходов Томара (Сан-Жуан-Баптиста) и Санта-Мария-дус-Оливаис» . Лиссабон, Португалия: SIPA – Информационная система архитектурного наследия . МЕНДОНА, Изабель; МАРКЕС, Лина; Бранко, Рикардо; МАТИАС, Сесилия. 2006.
  35. ^ «Круглая церковь Тамплиеров Томара: романский шедевр между Востоком и Западом» . Институт средневековых исследований — Новый университет Лиссабона . Карлос Эмануэль Сантос. 2008. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Тамплиер Харола Томара: Затерянный Иерусалим» (PDF) . Новый университет Лиссабона, FCSH . Карлос Эмануэль Соуза Сантос. 2011.
  37. ^ Jump up to: а б Искусство сквозь века . Хелен Гарднер.
  38. ^ Романский . Рольф Томан.
  39. ^ Романская скульптура: искусство и техника . Марлен Борхес Феликс.
  40. ^ Jump up to: а б «Романский маршрут» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  41. ^ «Мир фантастического в романском и готическом искусстве Португалии» . Средневековье онлайн . Мариса Коста Маркес. Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 г.
  42. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Корбель» . Британская энциклопедия . Том. 07 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 136; см. четвертую и пятую строки. Нормандские кронштейны обычно простые. В раннеанглийский период их иногда украшали искусной резьбой...
  43. ^ Хорн, Уолтер (1973). О происхождении средневекового монастыря . Геста 12.1/2.
  44. ^ Монастырь . Оксфордский словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры.
  45. ^ Паттон, Памела Энн (1 января 2004 г.). Живописное повествование в романском монастыре: образы монастыря и религиозная жизнь в средневековой Испании . Питер Лэнг. ISBN  9780820472683 .
  46. ^ Jump up to: а б Хурихейн, Колум (6 декабря 2012 г.). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . ОУП США. ISBN  9780195395365 .
  47. ^ Jump up to: а б с БАРРОКА, Марио (1998). Башни, дома-башни или крепкие дома: концепция жизненного пространства мелкого и среднего дворянства в эпоху раннего средневековья (XII-XV вв.) . Факультет искусств Университета Коимбры: сентябрь. истории идей.
  48. ^ "PT-TT-OCCT-A-5-1-1_m0001.TIF - Письмо о пожертвовании от Д. Терезы, королевы Португалии, на замок Суре, переданный Храму Соломона - Национальный архив Торре-ду-Томбо - DigitArq" . digitq.dgarq.gov.br . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 7 декабря 2015 г.
  49. ^ Кошерил, Фрей Маур. «ПОРТУГАЛЬСКИЕ аббатства СНГ» (PDF) .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кингсли, Карен, Готическое искусство, вестготская архитектура в Испании и Португалии: исследование каменной кладки, документов и формы , 1980; Международная перепись докторских диссертаций по средневековому искусству, 1982–1993 гг.
  • Томан, Рольф – Романик; Könemann Verlagsgesellschaft mbH, Кёльн, 1996 (в голландском переводе: романское искусство: архитектура, скульптура, живопись) ISBN   3-89508-449-2
  • АЛМЕЙДА, Карлос Альберто Феррейра де, БАРРОКА, Мариу Хорхе - История искусства в Португалии - Романский стиль , 1-е изд., Лиссабон, Editora Presença, 2001.
  • КАДЕИ, Антонио – «Священная архитектура тамплиеров». «Сакральная архитектура тамплиеров по всему Средиземноморью», Actas do I Encontro Тамплиеры и святой Бернар Клервоский . Флоренция: Certosa di Firenze, 1995, стр. 15–174.
  • КЛЕЙН, Бруно – «Романская архитектура в Испании и Португалии», Романский стиль: архитектура, скульптура и живопись , Лиссабон, издание Рольфа Томана, Конеманн, 2000.
  • Спирс, Ричард Фене (1911). «Архитектура» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 02 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 369–444, см. страницы 399–401. Романская и готическая архитектура в Испании.
  • Кристис, Энн. Христиане в Аль-Андалусе, 711–1000, Ричмонд, 2001 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80a42c3ce4e493c609c3d7002ec15c6b__1718175540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/6b/80a42c3ce4e493c609c3d7002ec15c6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portuguese Romanesque architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)