Плитка
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2012 г. ) |

Плитка ( Португальский: [ɐzuˈleʒu, ɐzuˈlɐjʒu] Испанский: [aθuˈlexo] ; от арабского аз- зиллидж , الزليج ) [1] [2] представляет собой разновидность португальской и испанской расписной с оловянной глазурью керамической плитки . Азулежу можно найти внутри и снаружи церквей , дворцов , обычных домов, школ, а в настоящее время - в ресторанах, барах и даже на железных дорогах или станциях метро . Они представляют собой декоративную форму искусства , но также обладают особыми функциональными возможностями, такими как контроль температуры в домах.
Также существует традиция их производства в бывших португальских и испанских колониях в Северной Америке , Южной Америке , на Филиппинах , в Гоа (Индия), португалоязычной Африке , Восточном Тиморе и Макао (Китай). Азулежу по сей день составляют важный аспект португальской и испанской архитектуры и являются неотъемлемой частью зданий по всей Португалии, Испании и их бывшим территориям. Многие азулежу отражают основные исторические и культурные аспекты истории Португалии и Испании . [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово азулехо (а также лигурийский лаггион [4] ) происходит от арабского الزليج ( аз-зиллидж ), zellij означает «полированный камень», поскольку первоначальная идея заключалась в имитации византийской и римской мозаики. [5]
История
[ редактировать ]13-15 века
[ редактировать ]Испанский город Севилья стал крупным центром испано-мавританской плиточной промышленности. Самые ранние азулежу XIII века представляли собой панели из плиточной мозаики, известные как аликатадос (от арабского: ﻗَﻄَﻊَ , латинизированного: qata'a , букв. «резать»), [6] [7] : 24 известный как Зеллидж в исламской архитектуре . [8] Плитки покрывались однотонной глазурью, разрезались на геометрические фигуры и собирались в геометрические узоры . можно увидеть в Альгамбре Гранады Многие примеры . [9] Эта традиция какое-то время продолжалась в архитектуре мудехар XIV века в Испании (например, в частях Севильского Алькасара ). [10] и по сей день увековечен в Марокко . [11]
Когда бывшие территории, контролируемые маврами, перешли под власть Испании, на основе старых андалузских традиций возникли новые методы изготовления плитки. Поскольку богатые испанцы предпочитали стиль мудехар для украшения своих резиденций, спрос на мозаичную плитку в этом стиле превысил возможности производителей плитки, что потребовало от них рассмотрения новых методов. [12] К концу 15 - началу 16 веков Севилья стала важным центром производства плитки, известной как куэнка («полая») или ариста («хребет»). [13] [12] [7] В этой технике мотивы формировались путем надавливания металлической или деревянной формы на необожженную плитку, в результате чего мотив очерчивался тонкими полосками глины, что предотвращало перетекание различных цветов между собой во время запекания. Это было похоже на старую технику куэрда сека , но более эффективно для массового производства. [7] [12] [14] Мотивы на этих плитках имитировали более ранние исламские и мудехарские рисунки из мозаичной традиции Зеллидж или смешивали их с современными европейскими влияниями, такими как готика или итальянский ренессанс . [12] [7] [15] Прекрасные образцы этой плитки можно найти в убранстве Дома Пилатос начала XVI века в Севилье. [7] Этот тип плитки производился еще в 17 веке и широко экспортировался из Испании в другие европейские страны и в испанские колонии в Америке . [12]
Те же методы были введены в Португалию королем Мануэлем I после визита в Севилью в 1503 году. Их применяли на стенах и использовали для мощения полов, что можно увидеть в нескольких комнатах, особенно в Арабской комнате Национального дворца Синтры ( включая знаменитые плитки куэнка с армиллярной сферой, символом короля Мануэля I). Португальцы переняли мавританскую традицию ужаса вакуи («боязни пустого пространства») и полностью покрыли стены азулежу .
- (Мавританский) Аликатадо (ок. 13 век). [16] ) в Cuarto Real Санто-Доминго , Гранада
- (Кристиан) Альфардонес , ок. 1420, Манисес , Испания
- (Христианский) Азулежу 15 века из Национального дворца Синтры , Португалия
- (Христианская) плитка в Алькасаре в Сеговии
16 век
[ редактировать ]Гончары из Италии приехали в Севилью в начале 16 века и основали там мастерские. Они принесли с собой технику майолики , которая позволила художникам представить в своих композициях гораздо большее количество образных тем. Первым итальянским гончаром, переехавшим в Испанию, был Франсиско Никулозо , который поселился в Севилье в 1498 году. [18] Примерами его работ до сих пор можно восхищаться на месте в Севильском Алькасаре. Под влиянием стиля Возрождения, представленного итальянскими художниками, большинство азулежу представляли собой полихромные плиточные панели, изображающие аллегорические или мифологические сцены , сцены из жизни святых или Библии или сцены охоты. Маньеризм и гротескный стиль с его причудливыми изображениями оказали большое влияние на азулежу.
До середины 16-го века португальцы продолжали полагаться на иностранный импорт, в основном из Испании, например, « Благовещение» Франсиско Никулозо в Эворе , но также и в меньшем масштабе из Антверпена (Фландрия), например, две панели Яна Богертса в Пасу герцог ( Вила-Висоза Алентежу). Одним из ранних португальских мастеров 16-го века был Марсал де Матуш , которому приписывается «Сюзанна и старейшины» (1565 г.) в Кинта-да-Бакальоа , Азейтан, а также « Поклонение пастухов » (в Национальном музее Азулежуша). в Лиссабоне). [19] « Чудо Святого Роке» (в церкви Сан-Роке, Лиссабон) — первая датированная португальская азулежу композиция (1584 г.). Это работа Франсиско де Матоса , вероятно, племянника и ученика Марсала де Матоса. Оба черпали вдохновение в эпохи Возрождения и маньеризма картинах и гравюрах из Италии и Фландрии. Прекрасную коллекцию азулежу 16-го века ( azulejos Hispano-mouriscos ) можно найти в Музее да Раинья Д. Леонор в Бежа , Португалия (бывший Convento da Conceição ).
В конце 16 века клетчатые азулежу использовались в качестве украшения больших поверхностей, например, в церквях и монастырях. Простые белые плитки, расположенные по диагонали, были окружены синими квадратными плитками и плитками с узкими краями.
- Часовня Севильского Алькасара (Испания), покрытая оловянной плиткой, расписанной в 1504 году пизанцем Франческо Никулозо. [20]
- Casa de Pilatos в Севилье насчитывает около 150 различных рисунков азулехо 1530-х годов. [21] одна из крупнейших коллекций антиквариата в мире [22]
- Панно Эрнандо де Лоайса, около 1590 года, Паласио де Фабио Нелли , Вальядолид , Испания.
- Азулежу XVI века в монастыре Санта-Исабель, Вальядолид
- Базилика Богоматери Прадо, Талавера-де-ла-Рейна , Испания.
- Семинария Королевского колледжа Корпус-Кристи , Валенсия , Испания.
- Плитка, сделанная Эрнандо де Сантьяго и Хуаном де Вильяльбой в 1575 году. [23] в Сала-Нова, Палау де ла Женералитат Валенсиана, Валенсия.
- Азулехо из больницы Санта-Крус в Толедо, Испания.
- Азулежу из дворца графини Лебрихи (ок. 1585 г.) [24] ), Севилья
- Алтарь Богоматери Жизни, написанный в 1580 году Марсалем де Матосом, Национальный музей Азулежу , Лиссабон.
- Куэнка Плитка с традиционным геометрическим мотивом из Метрополитен-музея , Испания 16-го века. [25]
- Плитка Куэнка с новыми мотивами в Каса-де-Пилатос в Севилье (16 век)
17 век
[ редактировать ]Вскоре после этого эти простые белые плитки были заменены полихромными плитками ( enxaquetado rico ), часто образующими сложную структуру, как, например, в церкви Санта-Мария-де-Марвила в Сантарене, Португалия , с одним из самых выдающихся внутренних украшений на основе плитки в Португалии.
Когда диагональные плитки были заменены повторяющимся узором из горизонтальных полихромных плиток, можно было получить новый дизайн с разными мотивами, переплетая маньеристские рисунки с изображениями роз и камелий (иногда роз и гирлянд ). На вставке по обету обычно изображается сцена из жизни Христа или святого. Эти ковровые композиции ( azulejo de Tapete ), как их называли, искусно обрамленные фризами и бордюрами, производились в большом количестве в 17 веке. Лучшие примеры можно найти в Игрежа-ду-Сальвадор, Эвора , Игрежа-де-С.-Квинтино, Обрал-де-Монте-Аграсу, Игрежа-де-С.Висенте, Куба (Португалия) и университетской часовне в Коимбре .
использование азулежу для украшения антепендии (передней части алтаря Для Португалии характерно ), имитирующей драгоценные алтарные ткани. Панель может быть цельной или состоять из двух или трех секций. Их использовали в 16, 17 и 18 веках. Некоторые антепендии 17 века имитируют восточные ткани ( бязь , ситец ). Золотая кайма алтарного покрова имитировалась желтыми мотивами на расписных бордюрах. Отличные примеры можно найти в больнице Санта-Марта в Лиссабоне или в монастырях Санта-Мария-де-Монотер и монастырях Санта-Крус-ду-Бусаку .
В тот же период был введен еще один мотив фризов : цветочные вазы в окружении птиц, дельфинов или путти , так называемые альбаррады . Вероятно, они были вдохновлены фламандскими картинами ваз для цветов, например, Яна Брейгеля Старшего . В 17 веке они все еще стояли отдельно, но в 18 веке их использовали в повторяющихся модулях.
Азулехо, датируемые 1642 годом, находятся в базилике и монастыре Сан-Франциско де Лима в Перу. [26] [27] )
Другой тип композиции азулежу, названный aves e ramagens («птицы и ветки»), вошел в моду между 1650 и 1680 годами. Они возникли под влиянием изображений на напечатанных тканях, импортированных из Индии: индуистских символов, цветов, животных и птиц.
Во второй половине 17 века испанский художник Габриэль дель Барко-и-Минуска привез в Португалию сине-белую плитку из Делфта в Нидерландах. Мастерские Яна ван Оорта и Виллема ван дер Клоэта в Амстердаме создали большие изразцовые панели с историческими сценами для своих богатых португальских клиентов, например, для дворца маркизов да Фронтейра в Бенфике , Лиссабон. Но когда король Петр II в период с 1687 по 1698 год прекратил весь импорт азулежу , производство взяла на себя мастерская Габриэля дель Барко. Последняя крупная продукция из Голландии была доставлена в 1715 году. Вскоре большая самодельная сине-белая фигуративная плитка, созданная португальскими художниками с академическим образованием, стала доминирующей модой, вытеснив прежний вкус к повторяющимся узорам и абстрактному декору.
- Оформление в виде ковра
Музей королевы Д. Леонор; Бежа, Португалия - Антепендиум, украшенный азулежу
Церковь Носа-Сеньора-да-Граса; Сагреш, Португалия - Фонтан Королевской галереи, дворец маркиза Фронтейры, Лиссабон, Португалия
- Дворец маркиза Фронтейры, Лиссабон.
- Святые Юста и Руфина , ок. 1600 г., Музей изящных искусств Севильи.
- Деталь азулежу (ок. 1606 г.) [28] в базилике Санто-Доминго, Лима , Перу.
18 век
[ редактировать ]Конец 17 и начало 18 веков стали «Золотым веком азулежу», так называемым Циклом Мастеров ( Ciclo dos Mestres ). Массовое производство было начато не только из-за возросшего внутреннего спроса, но и из-за поступления крупных заказов из португальской колонии Бразилии . Крупные разовые заказы были заменены менее дорогостоящим использованием повторяющихся рисунков плитки. внутри и снаружи Церкви, монастыри, дворцы и даже дома были покрыты азулежу , многие из которых украшены яркими элементами барокко .
Самыми выдающимися мастерами-дизайнерами в первые годы 18 века были: Антониу Перейра (художник) , Мануэль душ Сантуш, мастерская Антониу де Оливейра Бернардеша и его сына Поликарпо де Оливейра Бернардеша ; Мастер PMP (известный только по своей монограмме) и его сотрудники Теотониу душ Сантуш и Валентим де Алмейда ; Бартоломеу Антунес и его ученик Николау де Фрейтас . Поскольку их производство совпало с правлением короля Жуана V (1706–1750), стиль этого периода также называют стилем Жуанина .
В этот же период появляются первые «пригласительные фигурки» ( figura de convite ), изобретенные Мастером ПМП и изготовленные в XVIII и XIX веках. Это вырезанные панели азулежу с фигурами в натуральную величину (лакеев, алебардистов , дворян или элегантно одетых дам), размещаемые обычно у входов дворцов (см. Паласио да Митра ), патио и лестничных площадок. Их целью было встречать посетителей. Их можно найти только в Португалии.
В 1740-х годах вкус португальского общества изменился с монументальных повествовательных панно на меньшие и более изящно выполненные панно в стиле рококо . На этих панно изображены галантные и пасторальные темы, встречающиеся в работах французского художника Антуана Ватто . Прекрасными примерами являются фасад и сады Дворца герцогов Мескител в Карниде ( Лиссабон ) и Корредор-дас-Мангас в Национальном дворце Келуш . Серийная плитка приобрела более стереотипный дизайн с преобладанием полихромных мотивов нерегулярных ракушек.
Реконструкция Лиссабона после великого землетрясения 1755 года привела к более утилитарной роли украшения азулежу . Этот простой и функциональный стиль стал известен как стиль Помбалин , названный в честь маркиза Помбала , которому было поручено восстановление страны. небольшие религиозные панели азулежу На зданиях начали появляться как защита от будущих бедствий.
В Мексике , крупном производителе Талаверы — мексиканской майолики, есть несколько случаев использования азулехо на зданиях и особняках. Один конкретный особняк, Casa de los Azulejos в Мехико , был построен в 1737 году для графа и графини Эль-Валле-де-Орисаба. Традиции изготовления керамики были импортированы в Мексику в начале 16 века и процветали.
В результате более простые и изысканные неоклассические стали появляться конструкции с более приглушенными цветами. Эти темы были представлены в Португалии гравюрами Роберта и Джеймса Адамсов. Real Fábrica de Louça do Rato под руководством главного дизайнера Себастьяна Инасио де Алмейды и художника Франсиско де Паулы и Оливейры стала в этот период важным производителем характерной так называемой плитки Rato . Другим важным художником по плитке в этот период был Франсиско Хорхе да Коста .
Имея большое португальское влияние, город Сан-Луис в Мараньяне в Бразилии сохраняет крупнейшую городскую агломерацию азулежу XVIII и XIX веков во всей Латинской Америке. В 1997 году исторический центр Сан-Луиса был объявлен Всемирного наследия ЮНЕСКО объектом . Сан-Луис также известен как «Cidade dos Azulejos». [32]
- Плитка стен Сала-душ-Брасойнс (ок. 18 века). [33] ), Национальный дворец Синтры , Португалия
- Азулежу в стиле рококо во дворце Келуш , Португалия.
- Альбаррада, ваза для цветов работы Валентима де Алмейды (между 1729 и 1731 годами); Собор Порту , Португалия.
- Азулежу работы Виллема ван дер Клоета (1708 г.) в трансепте церкви Носа-Сеньора-да-Назаре ; Назаре , Португалия.
- Хранилище азулежу в Обидуше, Португалия.
- Клетчатая плитка на фасаде Игрежа Матрис де Камбра, Вузела , Португалия.
- Азулехос (ок. 1785 г.) [35] ) трапезной монастыря Жеронимуш , Лиссабон
- Азулехос (ок. 18 века) [36] ) монастыря Алкобаса
- Азулежус (ок. 1760 г.) из Игрежа-да-Мизерикордия , Тавира , Португалия
- Монастырь Святого Франциска, 1702 год, Сальвадор-де-Баия , Бразилия .
- Азулежу фасада, сделанные между 1650 и 1750 годами. [39] с керамикой Талавера . Церковь Сан-Франциско Акатепек в Сан-Андрес-Чолула , Мексика.
- Большая панель, изображающая Террейру-ду-Пасу и Лиссабон до землетрясения 1755 года. ок. 18 век. Национальный музей азулежу , Лиссабон
- Дворец Райо в Браге , Португалия
19 век
[ редактировать ]В первой половине XIX века в производстве декоративной плитки наблюдался застой, вызванный сначала вторжением наполеоновской армии , а затем социальными и экономическими изменениями. Когда около 1840 года бразильцы-иммигранты начали промышленное производство в Порту , португальцы переняли бразильскую моду украшать фасады своих домов азулежу . В то время как эти фабрики производят горельефную плитку в один или два цвета, лиссабонские фабрики начали использовать другой метод: метод трансферной печати на сине-белых или полихромных азулежу . В последние десятилетия XIX века на лиссабонских фабриках стал использоваться другой вид трансферной печати: с использованием кремовых заготовок.
Хотя эти индустриальные методы создавали простые, стилизованные рисунки, искусство ручной росписи плитки не умерло, как это применяли Мануэль Хоаким де Хесус и особенно Луис Феррейра . Луис Феррейра был директором лиссабонской фабрики Виува Ламего и покрыл весь фасад этой фабрики аллегорическими сценами. Он создавал панно, известные как Ferreira das Tabuletas , с цветочными вазами, деревьями и аллегорическими фигурами, применяя технику trompe-l'œil . Эти расписанные вручную панно являются прекрасным примером эклектичной романтической культуры конца 19 века.
В середине 19 века в Англии, помимо энкаустической плитки и мозаики, фабрика Минтонс производила также азулежу. [40]
- Casa do Ferreira das Tabuletas на улице Руа-да-Триндаде в Лиссабоне , здание, построенное между 1849 и 1865 годами, с соответствующей плиткой -тромплей на фасаде.
- Азулежу во дворце Бусако в Меальяде , Португалия.
- Фасад большого дома в Авейру, Португалия.
- Сад Хардинес-дель-Прадо в Талавера-де-ла-Рейна , Испания. Построен в 1864 году. [41]
- Уриарте Талавера , ок. 1824, Пуэбла , Мексика.
- Португальские азулежу в Макао
- Португальский азулежу, изображающий прибытие корабля с грузом портвейна в Сент-Джонс , Канада, 1892 год.
20 век
[ редактировать ]В начале 20-го века азулежу в стиле модерн начали появляться у таких художников, как Рафаэль Бордало Пиньейру , Жулио Сезар да Силва и Хосе Антониу Хорхе Пинту . В 1885 году Рафаэль Бордало Пиньейру основал керамическую фабрику в Калдаш-да-Раинья , где создал множество керамических изделий, которыми известен этот город. На этой фабрике у него есть собственный музей Сан-Рафаэль, посвященный его фантастически творческим работам, особенно декоративным тарелкам и сатирическим каменным фигурам, таким как Зе Повиньо (изображение беспокойного простого человека).
Примерно в 1930-х годах в стиле ар-деко появились азулежу вместе с их главным художником Антониу Костой. Монументальные украшения, состоящие из 20 000 азулежу, в вестибюле железнодорожного вокзала Сан-Бенту в Порту, созданные Хорхе Коласу . [42] показать в своих исторических темах повествовательный стиль романтической «картинки-открытки». Это одно из самых заметных творений с азулежу 20 века. Фасады церквей Санто-Ильдефонсо и Конгрегадос в равной степени свидетельствуют о художественном мастерстве Хорхе Коласо. Среди других художников этого периода - Марио Бранко и Сильвестре Сильвестри , которые украсили в 1912 году боковой фасад церкви Кармо, и Эдуардо Лейте за его работу над часовней Алмас (имитирующей стиль 18 века), оба в Порту.
Среди художников 20-го века Хорхе Баррадас , Карлос Ботельо , Хорхе Мартинс , Са Ногейра , Менез и Паула Рего . Мария Кейл разработала большие абстрактные панели для первых девятнадцати станций лиссабонского метро (между 1957 и 1972 годами). Благодаря этим работам она стала движущей силой возрождения и обновления искусства азулехо , которое находилось в некотором упадке. Ее оформление станции Интенденте считается шедевром современного изразцового искусства . [43]
В Национальном музее Азулежу в Лиссабоне хранится самая большая в мире коллекция португальской плитки.
- Внутри собора Грейс , Сан-Томе.
- Парк Гуэля , Барселона, 1914 год.
- Одна из нескольких кафельных скамеек на площади 25 июля, построенных в 1917 году. [44] Санта-Крус-де-Тенерифе , Канарские острова
- Азулежу, изготовленные в 1918 году в Фонт-де-Санта-Анна , Барселона.
- Панно Хорхе Коласо (около 1922 г.), изображающее эпизод битвы при Альжубарроте (1385 г.) между португальской и кастильской армиями, Лиссабон , Португалия .
- Здание ABC Serrano, построенное Анибалом Гонсалесом в 1926 году, Мадрид.
- Площадь Испании, Севилья , 1928 год.
- Часовня Санта-Катарина, Порту; Фасад был покрыт в 1929 году.
- Церковь Санта-Мария в Ковильяне ; фасад был покрыт в 1940-х годах.
- Азулежу в стиле модерн в магазине в Порту.
- Церковь Сан-Хуан-Баутиста-де -Чива , Валенсия.
- Интерьер железнодорожного вокзала Сан-Бенту , Порту , Португалия, около двадцати тысяч плиток (551 квадратный метр), установленных в здании, были созданы в 1930-х годах художником Хорхе Коласу . [42]
- Португальский азулежу в Институте Менезеса Браганса , в бывшей португальской колонии в Индии , Гоа .
- Португальские азулежу в Бисау , Гвинея-Бисау
- Калифорнийские азулехо, одна из исторических достопримечательностей Лонг-Бич , оркестр парка отдыха , США
- Португальско-американский азулехос изображает образ Фатимской Богоматери в The Ironbound , Ньюарк , США.
- Плитка 21 века ( Порту )
Лиссабонское метро
[ редактировать ]Плитка азулежу присутствует почти на каждой станции лиссабонского метро .Первоначально художница Мария Кейл (1914–2012), жена архитектора метрополитена Франсиско Кейл ду Амарал работы для станций метро создавала (1910–1975).
Новое расширение, завершенное в 1988 году, включало работы более современных португальских художников: Роландо де Са Ногейра в Ларанжейрасе, Жулиу Помара в Альту-дус-Мойньосе, Мануэля Каргалейру в Colégio Militar/Luz и Марии Элены Виейра да Силва в Cidade Universitária . В связи с этим многим художникам было поручено украсить новые и отремонтированные станции.
Куски
[ редактировать ]Станция | Линия | Художник(и) и дата завершения |
Аламеда | Зеленый | Мария Кейл, 1972 г., и Норонья да Коста, 1998 г. |
Аламеда | Красный | Коста Пиньейру, Альберто Карнейро и Хуахана Блумштедт, 1998 г. |
Альфорнелос | Синий | Ана Видигал , 2004 г. |
Альту-дус-Мойньос | Синий | Жулио Помар, 1988 г. |
Альваладе | Зеленый | Мария Кейл, 1972 г., Бела Сильва, 2006 г., и Мария Кейл, 2007 г. |
Амадора Восток | Синий | Граса Мораиш , 2004 г. |
Амейшуэйра | Желтый | Ирен Буарк, 2004 г. |
Ангелы | Зеленый | Мария Кейл, 1966 г., и Рожерио Рибейро, 1982 г. |
песочница | Зеленый | Мария Кейл, 1972 г., и Джулия Вентура, 2013 г. |
Арроиос | Зеленый | Мария Кейл, 1972 г. |
проспект | Синий | Рожерио Рибейро, 1959, 1982 гг. |
Байша-Шиаду | Синий | Анхело де Соуза, 1998 г. |
Байша-Шиаду | Зеленый | Анхело де Соуза, 1998 г. |
Бела Виста | Красный | Керубим Лапа, 1998 г. |
Мыс Красный | Красный | Давид де Алмейда, 1998 г. |
Кайш-ду-Содре | Зеленый | Антонио Дакоста, 1998 г. и Педро Мораис, 1998 г. |
Большое Поле | Желтый | Эдуардо Нери, 1993 г. |
Большое Поле | Зеленый | Эдуардо Нери, 1993 г. |
Кампо Пекено | Желтый | Мария Кейл, 1959, 1979 г., и Франсиско Симойнс, 1994 г. |
Карнид | Синий | Хосе де Гимарайнш, 1997 г. |
Челас | Красный | Хорхе Мартинс, 1998 г. |
Университетский город | Желтый | Мануэль Каргалейру (Транспозиция в плитке с картины Виейры да Силвы 1940 года), 1988 г. |
Военный колледж / Легкий | Синий | Мануэль Каргалейро, 1988 год. |
Между полями | Желтый | Мария Кейл, 1959, 1973 г., и Бартоломеу Сид душ Сантуш, 1993 г., и Хосе де Санта-Барбара, 1993 г. |
Мэр | Зеленый | Мария Кейл, 1966–1977 гг. |
Зоопарк | Синий | Мария Кейл, 1959 г., и Жулио Ресенде, 1995 г. |
Апельсиновые деревья | Синий | Роландо Са Ногейра (в сотрудничестве с Фернандо Кондуто), 1988 г. |
Люмиар | Желтый | Антониу Моутинью, Марта Лима и Сусете Ребело, 2004 г. |
Маркиз Помбал | Желтый | Ведущий , 1995 г. |
Маркиз Помбал | Синий | Мария Кейл, Жоау Кутилейру и Чартерс де Алмейда, 1995 г. |
Мартим Мониш | Зеленый | Мария Кейл, 1966 г., Грасинда Кандейас, 1997 г., и Хосе Жуан Бриту, 1997 г. |
Москавиде | Красный | Мануэль Бастос, 2012 г. |
оливковые рощи | Красный | Нуно де Сикейра и Сесилия де Соуза, 1998 г. |
Восток | Красный | Антонио Сеги, Артур Бойд, Эрро, Хундертвассер, Яёи Кусама, Хоаким Родриго, Абдулай Конате, Шон Скалли, Раза, Зао Воу Ки и Магдалена Абаканович, |
Парк | Синий | Мария Кейл, 1959 г., Франсуаза Шейн, 1994 г., Федерика Матта, 1994 г., и Жоау Кутилейро, 1995 г. |
Пикоас | Желтый | Мария Кейл, 1959, 1982 г., и Мартинс Коррейя, 1995 г. |
Понтинья | Синий | Хасинто Луис, 1997 год. |
Площадь Испании | Синий | Мария Кейл, 1959, 1980 гг. |
Кинта-дас-Кончас | Желтый | Жоана Роза, 2004 г., и Мануэль Баптиста, 2004 г. |
Мышь | Желтый | Виейра да Силва (перенесено на плитку Мануэлем Каргалейро) и Арпад Сенеш, 1997 г. |
Реставраторы | Синий | Мария Кейл, 1959, 1977, Луис Вентура, 1994, Надир Афонсу и Лагоа Энрикес, 1998 |
Рим | Зеленый | Мария Кейл, 1972 г., Лурдес де Кастро и Рене Бертоло, 2006 г. |
Россио | Зеленый | Мария Кейл, 1963 г., Артур Роза и Хелена Алмейда, 1998 г. |
Салданья | Красный | Алмада Негрейрос (транспонировано Хосе Алмада Негрейрос), 2009 г. |
Салданья | Желтый | Мария Кейл, 1959, 1977, Хорхе Виейра, 1996, 1997, Луис Филипе де Абреу, 1996, 1997 |
Санта-Аполония | Синий | Хосе Санта-Барбара, 2007 г. |
Сан-Себастьян | Синий | Мария Кейл, 1959, 1977, 2009 гг. |
Сан-Себастьян | Красный | Мария Кейл, 2009 г., Катарина Альмада Негрейрос, 2009 г., и Рита Алмада Негрейрос, 2009 г. |
Мистер Столен | Желтый | Хосе Педро Крофт, 2004 г. |
Тельейрас | Зеленый | Эдуардо Батарда, 2002 г. |
Террейру-ду-Пасу | Синий | Жоау Виейра, 2007 г. |
Традиции
[ редактировать ]- Испано-мавританская посуда (испанский)
- Керамика Талавера де ла Рейна (испанский)
- Керамика Манисес (исп.)
- Керамика Патерна (исп.)
- Керамика Талавера (мексиканская)
- Уриарте Талавера (Мексика)
- Керамика Архиепископского моста (испанский)
Состояние защиты
[ редактировать ]Плитка уязвима для вандализма , пренебрежения и кражи из-за ее распространенности и относительной легкости доступа в исторических и часто ветшающих зданиях по всей Португалии. В Лиссабоне плитку иногда можно найти в продаже на уличных ярмарках и черном рынке . [46] несмотря на усилия по повышению осведомленности покупателей, многие из которых являются иностранными туристами. С 2013 года в Португалии запрещено сносить здания с кафельными фасадами. [47] Наибольшее количество краж происходит в Лиссабоне, и, по оценкам властей, 25% художественной плитки в этом городе было потеряно в период с 1980 по 2000 год. [48]
Основная группа защиты азулежу в Португалии, SOS Azulejo, создана в 2007 году и работает под управлением судебной полиции . [48] определила своей главной целью ограничение и контроль над продажей старинной плитки на этих рынках. [47] В Лиссабоне создан «Banco do Azulejo» ( банк плитки ), который собирает и хранит около 30 тысяч плиток из снесенных или списанных зданий, а также за счет пожертвований. Подобные проекты существуют в городах Авейру, Порту и Овар. [49]
В августе 2017 года был принят новый закон, запрещающий как снос зданий, облицованных плиткой, так и ремонтные работы, включающие удаление плитки, даже если они затрагивают только внутреннюю часть здания. [50] [51]
См. также
[ редактировать ]- Зеллидж
- Португальская архитектура
- Португальский тротуар
- Испанская архитектура
- Испанская колониальная архитектура
- Национальный музей азулежу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «азулехо – определение азулехо на испанском языке» . Оксфордские живые словари . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Азулежу: галерея и история португальской и испанской плитки ручной работы» . www.azulejos.fr . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Журнал, Обои* (06.05.2021). «Дома с бразильской художницей Адрианой Варежао» . Обои* . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ См. итальянское существительное laggione в словаре Il Nuovo De Mauro .
- ^ Стена, Газета (30.06.2019). «Закрой все мои улицы, азулежу!» . Газетная стена (на турецком языке). Архивировано из оригинала 03 декабря 2020 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ La Ruta de la Ceramica , Испанская ассоциация производителей плитки, Кастельон, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дежорж, Жерар; Портер, Ив (2001). Искусство исламской плитки . Перевод Радзиновича, Дэвида. Фламмарион. стр. 64–65. ISBN 208010876X .
- ^ Джонатан Блум; Шейла С. Блэр; Шейла Блэр (2009). «Архитектура; X. Декорирование; Б. Плитка» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 978-0-19-530991-1 .
- ^ Метаморфозы лазури , Ars Latina, Париж, 1994.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 172. ИСБН 9780300218701 .
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 414–415.
- ^ Jump up to: а б с д и Россер-Оуэн, Мариам (2010). Исламское искусство Испании . Издательство Виктории и Альберта. п. 102. ИСБН 9781851775989 .
- ^ Кориандр, Сусана; Триндаде, Руй А.А.; Мирао, Хосе; Кандейас, Антониу; Алвес, Луис К.; Сильва, Руи MC; Муралья, Ваня С.Ф. (1 января 2014 г.). «Испано-мавританская керамическая плитка из монастыря Санта-Клара-а-Велья (Коимбра, Португалия)». Журнал археологической науки . 41 :21–28. Бибкод : 2014JArSc..41...21C . дои : 10.1016/j.jas.2013.07.031 . hdl : 10174/13806 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Кэмпбелл, Гордон, изд. (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 293, 471. ISBN. 9780195189483 .
- ^ Фротингем, Элис Уилсон (1969). Изразцовые панели Испании, 1500-1650 гг . приказ попечителей Латиноамериканского общества Америки. стр. XIII. ISBN 978-0-87535-110-0 .
- ^ Мэрия Гранады, туристический офис, Cuarto Real Plaza de los Campos s/n Realejo. Граната
- ^ artencordoba.com (10 июля 2020 г.), Мудехарская часовня Св. Варфоломея
- ^ Моралес, Альфредо Х. – Франсиско Никулозо Пизано , Arte Hispalense, Diputación de Sevilla, 1991
- ^ «Сохранение португальской культуры посредством татуировок» . www.theportugalnews.com .
- ^ Гильермо Гарсиа Рамос (1978). Научная конференция по керамике и стеклу . Университет Севильи. ISBN 84-7405-096-0 .
- ^ МАРАТАНИЯ (5 апреля 2013 г.), Плитка Дома Пилатоса братьев Пулидо – 152
- ^ loveofspain.com, CASA DE PILATOS – АНДАЛУЗСКИЙ ДВОРЕЦ МЕЧТЫ В СЕРДЦЕ СЕВИЛЬИ , заархивировано из оригинала 21 апреля 2017 г. , получено 6 апреля 2018 г.
- ^ Городской совет Валенсии, СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЛЯ СРЕДЫ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОНЕ СЬУТАТ ВЕЛЛА (pdf)
- ^ ГРАЖДАНСКИЙ ИНДЕКС АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА. ПЛИНТУСЫ , retabloceramico.net
- ^ «Панель из 4 плиток куэнка» . Музей МЕТ . Проверено 6 октября 2022 г.
- ^ Антонио Сан Кристобаль (2006). Новое видение святого Франциска Лимского . Техасский университет : Французский институт Андских исследований. стр. 81–98. ISBN 9972623440 .
- ^ «Глава VII. Изразцы в монастыре и церкви». ПЛАТЕЖНОЕ ПИСЬМО: ПЕДРО РОДРИГЕС МАРКОСУ ИБАНЬЕСУ (Ксарамилло, 1640-1641a . Работы IFEA. Французский институт Андских исследований. 1641. стр. 81–98. ISBN 9782821826533 .
- ^ Мирта Линеро Барони; Хуан Рамон Муньис Альварес (2015), «Остатки плитки. Лос Азулехос» (загрузить PDF) , Археологический вклад в анализ фрескового декоративного искусства в Панаме в 16 веке - Севильская плитка из монастыря Санто-Доминго, Панама-Вьехо , Патронаж Панама-Вьехо, Ассоциация независимых профессионалов археологии Астурии, с. 12 . читайте онлайн по адресу https://www.docdroid.net/yeiy6a3/aportaciones-arqueologicas-al-analisis-del-arte-decorativo-murario-en-panama-durante-el-siglo-xvi.pdf.
- ^ «Пуэбла де лос Анхелес» . Виртуальный центр Сервантеса, Институт Сервантеса (на испанском языке).
- ^ Антонио Сан Кристобаль (2006). Новое видение святого Франциска Лимского . Техасский университет : Французский институт Андских исследований. стр. 81–98. ISBN 9972623440 .
- ^ «Глава VII. Изразцы в монастыре и церкви». ПЛАТЕЖНОЕ ПИСЬМО: ПЕДРО РОДРИГЕС МАРКОСУ ИБАНЬЕСУ (Ксарамилло, 1640-1641a . Работы IFEA. Французский институт Андских исследований. 1641. стр. 81–98. ISBN 9782821826533 .
- ^ Богеа, Изабелла (9 ноября 2012 г.). «ЛУСИТАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА АЗУЛЕХОС» . eGov UFSC (на португальском языке) . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Правительство Республики Португалия . «Национальный дворец Синтры - деталь» (на португальском языке) . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Порто Эдора (2003). «Лиссабонский собор» . Инфопедия (на португальском языке) . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Трапезная» . Mosteirojeronimos.gov.pt (на португальском языке). Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ "МОНАСТЫРЬ АЛКОБАЧА" . Португалия в 360-м округе Лейрии . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Памятник » Сайт Дворца герцогов Борха . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Гонсалес Обрегон, Луис (1909). «Дом из плитки» (PDF) . Старая и анекдотическая Мексика . Робартс Торонто. п. 201.
- ^ Теран Бонилья, Хосе Антонио; Веласкес Тьерри, Лус де Лурдес (2010). Храм Сан-Франциско Акатепек. Антология барокко Пуэблы . Странник ISBN 978-607-7525-42-4 .
- ^ Дигби Вятт, 26 мая 1858 г., Журнал Общества искусств, О влиянии, оказанное на производителей керамики покойным г-ном Гербертом Минтоном, стр.442 [1]
- ^ www.talavera.org. «Хардинес дель Прадо» . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 г. Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Станция Сан-Бенту» . PortugalVisitor - Путеводитель по Португалии .
- ^ «Азулежу, традиционная испанская и португальская плитка, послужили источником вдохновения для создания современной виниловой напольной плитки» . Виниловое напольное покрытие Zazous . 10.09.2020. Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 г. Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Площадь 25 июля , webtenerife.com
- ^ «Парк Португалии» . Одинокая планета .
- ^ «Воры напали на историческую португальскую декоративную плитку» . «Стрейтс Таймс» . 8 августа 2017 года . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон защищает плитку , но есть еще те, кто ее продает». Публико (на португальском языке). 23 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Городские советы ужесточают правила защиты плитки, но количество краж растет» [Города ужесточают правила, но количество краж растет]. Публико (на португальском языке). 19 апреля 2015 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «В Лиссабоне Banco do Azulejo уже работает, и его запасы наполовину заполнены». Публико (на португальском языке). 18 апреля 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Снос фасадов с плиткой запрещен по всей стране» . TSF (на португальском языке). 21 августа 2017 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ «Закон № 79/2017 – О защите плиточного наследия» [Закон 79/2017 – О защите плиточного наследия]. Электронный республиканский вестник (на португальском языке). 18 августа 2017 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Моралес, Альфредо Х. – Франсиско Никулозо Пизано , Arte Hispalense, Diputación de Sevilla, 1977, 1991
- душ Сантос Симойнс, Ж. М. - Азулехария в Португалии в 15 и 16 веках: общее введение , Фонд Калуста Гюльбенкяна, 2-е изд., Лиссабон, 1990 (на португальском языке)
- Коста, Ваня – Азулехо , журнал Accessible Travel Magazine, сентябрь 2006 г.
- Меко, Хосе – Азулежу в Португалии , Альфа, Лиссабон, 1988 (на португальском языке)
- Кастель-Бранку Перейра, Жуан – португальская плитка из Национального музея Азулежу , Лиссабон, 1995 г. ISBN 0-302-00661-3
- Тернер, Дж. – Плитка – история и использование, Португалия в художественном словаре Grove , MacMillan, 1996, ISBN 0-19-517068-7
- Путеводитель по Португалии – 11-е издание, март 2005 г. – ISBN 1-84353-438-X
- Рентеш де Карвалью Ж. - Португалия, путеводитель для друзей - в голландском переводе: Португалия - De Arbeiderspers , Амстердам, 9-е изд., август 1999 г. ISBN 90-295-3466-4
- Мучник, Соня. – Азулежу Лиссабона
- Сабо, Риолета; Фалькато, Хорхе. Н. и фотографии Николя Лемонье – Португальская декоративная плитка , Нью-Йорк, Лондон и Париж, 1998 г.; ISBN 0-7892-0481-9
- Баррос Велозу, AJ; Альмаске, Изабель – португальская плитка и модерн / O Azulejo Portugués ea Arte Nova , Edições Inapa, Португалия, 2000; ISBN 972-8387-64-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Плитка Викискладе есть
- Каталог многих исторических азулежу из Испании и Португалии с указанием даты их создания и подробностей.
- Национальный музей Азулежу, Португалия
- Иллюстрированная история азулежу
- Техника надглазурного декора.
- Знакомство с азулежу, подготовленное Instituto Camoes. Архивировано 6 февраля 2016 г. в Wayback Machine (на португальском языке).