Вопросы стиля


Stilfragen: Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik — книга по истории орнамента австрийского искусствоведа Алоиса Ригля . Он был опубликован в Берлине в 1893 году. В английском переводе название звучит как «Проблемы стиля: основы истории орнамента» , хотя некоторые критиковали его. [а] Ее назвали «единственной великой книгой, когда-либо написанной об истории орнамента». [1]
Ригль написал « Стильфраген» , когда работал директором текстильного отдела в тогдашнем Австралийском музее искусства и промышленности (сегодня Музей ангевандте искусства ) в Вене . Его основной целью было доказать, что можно написать непрерывную историю орнамента. Эта позиция явно противоречит позиции «технико-материалистической» школы, согласно которой «все формы искусства всегда были прямым продуктом материалов и техник». [2] и что орнаментальные «мотивы возникли спонтанно по всему миру в самых разных местах». [3] Ригль связывает эту точку зрения с последователями Готфрида Земпера , которые выдвинули аналогичный аргумент в своей книге «Стиль в техническом искусстве»; oder praktischer Ästhetik ( Стиль в техническом искусстве; или практическая эстетика , 1878-79). Однако Ригль последовательно отделяет последователей Земпера от самого Земпера, написав, что
Теорию технического, материалистического происхождения древнейших орнаментов обычно приписывают Готфриду Земперу. Однако эта ассоциация не более оправдана, чем та, которая существует между современным дарвинизмом и Дарвином . [4]
Поскольку технико-материалистическая позиция приобрела статус догмы, Ригль заявил, что «самая насущная проблема, которая сегодня стоит перед историками декоративного искусства, - это воссоединить историческую нить, которая была разорвана на тысячу частей». [5] Соответственно, он выступал за непрерывное развитие орнамента от древнеегипетского через греческое и римское до раннего исламского и, в конечном итоге, османского искусства.
Содержание
[ редактировать ]

« Стильфраген » разделен на введение, в котором излагается цель работы, и четыре главы, каждая из которых посвящена определенной теме из истории художественного стиля.
В первой главе «Геометрический стиль» утверждается, что геометрический орнамент возник не из таких технических процессов, как плетение и ткачество, а, скорее, из «имманентного художественного стремления, живого и неутомимого к действию, которым люди обладали задолго до того, как они изобрели плетение». защитные покрытия для своих тел». [6] Он поддержал эту позицию посредством анализа геометрического орнамента в европейском искусстве каменного века , в частности предметов, недавно обнаруженных в Дордони . Этот орнамент, утверждал он, развился в результате попыток изобразить природные формы в двух измерениях, что породило идею контура. После этого «изобретения линии» пещерные жители приступили к расположению линий «в соответствии с принципами ритма и симметрии». [7]
Вторая глава, «Геральдический стиль», посвящена композициям «парных животных, расположенных симметрично по обе стороны от промежуточного центрального элемента». [8] , связывали этот тип украшения Предыдущие ученые, в первую очередь Эрнст Курций с техническими требованиями шелкоткачества . Вместо этого Ригль утверждал, что геральдический орнамент возник до изобретения механических ткацких станков и возник из стремления к симметрии.
Третья глава, «Введение в растительный орнамент и развитие декоративного усика», прослеживает непрерывную эволюцию растительного орнамента от древнеегипетского до позднеримского искусства . Здесь Ригль утверждает, что такие мотивы, как цветок лотоса , хотя изначально они могли быть наделены египтянами символическим значением, были приняты другими культурами, которые «больше не понимали их иератического значения». [9] и тем самым стал чисто декоративным. В самом известном разделе этой главы Ригль утверждал, что орнамент аканта не произошел от растения аканта , как считалось со времен Витрувия , а скорее является скульптурной адаптацией мотива пальметты . Таким образом, это был «продукт чистого художественного изобретения». [10] а не «простого принуждения к созданию прямых копий живых организмов». [11]
Четвертая глава, « Арабески », продолжает развитие предыдущей главы через позднюю античность и раннюю византию , а также в исламское искусство . Здесь арабеска понимается как геометрическая версия более ранних систем орнамента из завитков, тем самым устанавливающая «генетическую связь между декоративным исламским завитком и его прямым предшественником, орнаментом из завитков древности». [12]
Таким образом, последние две главы представлены как непрерывная история растительного орнамента от Древнего Египта до Османской Турции, в которой отдельные мотивы развиваются в соответствии с чисто художественными критериями, а не посредством вмешательства технических или миметических соображений. Во введении предполагается, что это развитие могло быть продолжено и во времена Ригля, и что «орнамент испытывает такое же непрерывное, последовательное развитие, которое преобладает в искусстве всех периодов». [13]
Значение
[ редактировать ]«Стильфраген » остается фундаментальной работой в истории орнамента и сильно повлиял на работы Пауля Якобсталя и Эрнста Гомбриха , среди других, которые обращались к тем же темам. [14]
В творчестве Ригля в целом « Стильфраген» представляет собой его самое раннее общее изложение принципов, хотя его «теоретическое мышление никоим образом не достигло зрелости». [15] Отделив стилистическое развитие от внешних влияний, таких как технические приемы или желание подражать природе, Ригль поставил чрезвычайно сложный комплекс вопросов относительно фактического источника и значения стилистических изменений. Как Отто Пяхт писал :
В картине развития, которую рисует Ригль, изменения стиля имеют особое значение; непрерывность – это не просто продолжение; каждая стилистическая фаза создает свои собственные проблемы, которые решаются в последующей только для того, чтобы создать новые конфликты, на которые приходится искать новые ответы. Таким образом, стили меняются по необходимости, или, иначе говоря: в своего рода «ретроспективном пророчестве» историк искусства показывает, что художественное развитие было вынуждено двигаться в том направлении, в котором оно и шло на самом деле. Мнение, имеющее самые серьезные последствия. Один из них заключался в том, что если рассматривать историю искусства таким образом, то абсолютные эстетические нормы устареют и от них придется отказаться. [16]
Таким образом, озабоченность «Стильфрагеном » непосредственно привела к проблемам следующего крупного исследования Ригля, «Spätrömische Kunstindustrie» ( «Позднеримская художественная индустрия» , 1901), в котором он рассматривал изменение стиля в поздней античности не как симптом упадка, а как результат позитивного развития. художественные заботы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, Бенджамин Бинсток, «Алоис Ригль, Монументальные руины», в книге А. Ригль, « Историческая грамматика визуальных искусств» (Нью-Йорк, 2004), стр.35, № 28: «Перевод Эвелин Кейн того, что она странно называет проблемами». стиля неудовлетворителен; это не просто вопрос (или проблема) стиля». См. также обзор перевода Кэтрин Браш, Art Bulletin 74 (1994), с. 355: «Ригль написал Stilfragen , или Вопросы стиля (любопытно озаглавленный «Проблемы стиля» в английском переводе 1992 года) в 1890-х годах...».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э. Х. Гомбрич, Чувство порядка (Лондон, 1984), 182.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, с. 4.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, стр. 17-18.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, с. 4.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, с. 12
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 30 лет.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 33 года.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 42 года.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 50 лет.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 200.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 206.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 229.
- ^ Проблемы стиля , тр. Каин, 9.
- ^ Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , стр. 24-25, 1984, Публикации Британского музея, ISBN 0714114316 . Приложение Роусона, стр. 199–222, резюмирует раннюю историю цветочного орнамента в Средиземноморье: «Детали настоящего описания отличаются от анализа Ригля; однако предложенный общий план соответствует его увлекательному рассказу» (стр. 199).
- ^ Анри Цернер, «Предисловие», Проблемы стиля , xxii.
- ^ Отто Пахт, «Историки искусства и искусствоведы, vi: Алоис Ригль», The Burlington Magazine 105 (1963), 189.
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Немецкий: Вопросы стиля: основные принципы истории орнамента . Первое издание, Берлин, Джордж Сименс, 1893 г. Второе издание, Берлин, Рихард Карл Шмидт, 1923 г.
- Английский: Эвелин Кейн, тр., Проблемы стиля: основы истории орнамента . Принстон, Принстонский университет, 1992.
- Английский: Анри-Алексис Баатч и Франсуаза Роллан, пер., Вопросы стиля: основы истории орнамента . Париж, Хазан, 2002 г.
- Английский: Федерико Мигель Саллер, тр. Проблемы стиля: Основы истории орнамента . Барселона, Густаво Гили, 1980 год.