Противостоящие животные
Противостоящие животные , или противостоящие животные как прилагательное , где два животных смотрят друг на друга в симметричной позе, — это древний двусторонний мотив в искусстве и артефактах, изучаемых в археологии и истории искусства . «Животные, противостоящие противостоянию», - это противоположный мотив, в котором животные стоят спиной к спине.
Двусторонняя симметрия является доминирующим аспектом нашего мира, и четкое ее представление с помощью совпадающих фигур часто создает баланс, который привлекателен в произведениях искусства.
В древнем искусстве мотивы противостоящих животных часто включают в себя животных , центральную человеческую фигуру между двумя противостоящими животными, часто схватывающую их, и, вероятно, являются частью единого социокультурного Повелителя мотива. Родственный мотив в древнем искусстве известен как « Хозяйка животных» .
Считается, что иконография иногда имеет ритуальные и религиозные ассоциации; например, у Львиных ворот Микен есть колонна между защищающими, увенчанными и противостоящими львицами, стоящими двумя ногами на земле и двумя на том же основании, на котором покоится колонна. Считается, что колонна изображает богиню, абстрагированную, чтобы избежать табуированного прямого изображения. Альтернативно, колонна также интерпретировалась как символ входа во дворец. Таким образом, львы одновременно охраняют вход во дворец и обнесенное стеной укрепление. [1] Мотив под названием « Древо жизни» , где два противоборствующих животных пасутся на кусте или дереве, также очень древний.
Примеры из археологии
[ редактировать ]Уплотнения цилиндра
[ редактировать ]Примеры столкнувшихся животных можно найти на цилиндрических печатях из Месопотамии . божества или герои, схватывающие львиц, крупный рогатый скот, грифонов Иногда встречаются или других воображаемых существ.
Многие цилиндрические печати с изображением противостоящих друг другу козлов, окружающих центральное Древо жизни на «конусной» или «горной» платформе, имеют одну общую тему. Других можно считать божествами, держащими животных под своим контролем.
Поскольку цилиндрические печати многочисленны и относятся к доисторическим периодам, начиная с четвертого или пятого тысячелетия до нашей эры , тематика их разнообразна. Другой тип цилиндрической печати Древа жизни с противостоящими животными изображает «героя, схватывающего водяного буйвола», и «человека-быка, схватывающего львов», каждый между животными; опять же, центральной фигурой является «Древо жизни», которое часто интерпретируется как изображение богини.
Столкнувшиеся змеи
[ редактировать ]Противостоящие змеи являются частыми изображениями во многих культурах, начиная с древних времен и заканчивая историческими периодами. Часто связанная с религиозными церемониями и божествами, возможно, самая знакомая фигура, известная в народе с древних времен, — это божество или жрица Крита, изображаемая держащей двух противостоящих друг другу змей по обе стороны от себя.
сосуд хлоритовый из [1] района современного Багдада , Ирак По этой ссылке представлен . На нем изображены три пары противоборствующих животных. Две противостоящие змеи держат в руках центральную фигуру; под парой змей находится пара лежачих львиц, противостоящих друг другу (хотя они поворачивают головы лицом друг к другу, их задние конечности находятся близко друг к другу). Третья подобная пара животных на этом предмете — это два быка, противостоящие друг другу, и человек или божество между ними. Справа изображены два кувыркающихся льва и другие животные.
Палитра Нармер
[ редактировать ], Палитра Нармера используемая для смешивания косметики в ёмкости с одной стороны, имеет двух противостоящих кошачьих , иногда называемых серпопардами (из-за их чрезмерно длинных шеек, которые некоторым исследователям кажутся змееподобными), образующих ёмкость. Внимательное изучение животных с преувеличенно длинными шеями подтверждает идентификацию их как львиц . Вся тема Палитры Нармера посвящена фараону недавно объединенного Древнего Египта , представленному в двух сценах ( аверс палитры палитры и реверс ). С одной стороны фараон носит корону Верхнего Египта , а с другой — корону Нижнего Египта . Таким образом, считается, что львицы с переплетающимися шеями представляют два царства, когда-то отдельные, но теперь объединенные под одним фараоном. Львица Баст была защитным божеством одного царства, а львица Сехмет — другого царства, одинаково важные божества в каждом из ранних египетских пантеонов . Соответственно, они были особыми защитниками фараона в каждом королевстве, которые сохраняли статус божеств на протяжении долгой истории единого государства. Древний Египет . Однако со временем их роли разошлись: один стал менее защитником и божеством-воином, и ему были назначены другие роли. Как правило, многие похожие божества в двух королевствах вскоре были объединены, поэтому сохранение обоих считается результатом давних и сильных традиций каждого.
Примеры других противостоящих животных существуют на многих косметических палитрах обнаруженных Древнего Египта. Одна палитра противостояла – бегемоты ; другие включают жирафов, гусей и других животных, знакомых египтянам. двусторонние изображения пальм Известны и на палитрах.
Нож Гебель эль-Арак
[ редактировать ]На обратной стороне рукоятки ножа Гебель эль-Арак , представленной в верхней части статьи, изображены два мощных противостоящих друг другу льва, разделенные фигурой, которая их сжимает. Следует отметить, что ручка на реверсе показывает верхний конец отверстия для шнура или веревки на подвесной проушине ; этот нож, возможно, церемониально носили на шее.
Микенские львиные ворота
[ редактировать ]ворота цитадели Микен Справа показаны . Он венчал главные входные ворота древней цитадели, которая была центром культуры Микенской Греции , предшествовавшей Греции , и представляет собой хорошо известный пример двух противоборствующих львиц. При исследовании этого изображения ведутся споры, задаются вопросом, являются ли это леопарды или львицы, стоящие перед колонной между ними, олицетворяющей божество, но характерные пучки на концах хвостов подтверждают вид. Многие изображения божеств, связанных со львами, изображены с более тяжелыми гривами, чем типичные для львиц, но это могло быть результатом попыток интерпретации вида или незнания нетипичных диморфных различий внутри этого вида кошачьих. С другой стороны, Джордж Милонас считал, что изображались львы, а не львицы. [2]
Посох древнегреческого герольда (керикея)
[ редактировать ]В Древней Греции герольдов, выполнявших функции частных посланников или глашатаев, называли кериками . Керикс выполняет функции в политических, военных , судебных и религиозных вопросах. Его идентифицировали по его атрибуту, посоху герольда или керикейону , на латыни кадуцей . Этот атрибут также предлагал ему защиту. Гермес, посланник богов, также носит керикейон . Керикеи часто жертвовались храмам частными лицами и по государственным мероприятиям. Они также встречаются в могилах герольдов и определяют профессию похороненного.
- Посох древнегреческого герольда (керикея), Греция, южная Италия, V век до нашей эры. Музей искусств и ремесел
- Посох древнегреческого герольда ( керикейон ), бронза, Сицилия, 510-490 гг. до н.э. Музей искусств и ремесел
Роспись этрусской гробницы
[ редактировать ]Противостоящие леопарды появляются в гробнице, найденной в Тарчуне ( , района так называемой Тарквинии) или Тархне Тарчнале, главном из двенадцати городов Этрурии этрусской цивилизации , существовавшей в Италии с 1200 г. до н.э. по 100 г. до н.э. Он появляется в самой ранней истории Рима , в котором он доминировал до начала 330-х годов до нашей эры. На этой фреске изображены противостоящие леопарды, обеспечивающие защиту банкета в загробной жизни. Часто на фресках этой культуры кошачьи, львицы и леопарды сталкиваются с деревом, кустарником или колонной между ними. Считается, что этруски мигрировали из окрестностей Трои. [ нужна ссылка ] через Грецию, где они впитали в себя множество культурных элементов, в Италию, где они основали свою культуру в доисторические времена.
Европейское искусство
[ редактировать ]В Европе противостоящие животные являются важным мотивом в зверином стиле или зооморфном декоре, островном искусстве и романском стиле . В этих контекстах между двумя животными может быть мало или вообще ничего, и акцент делается на самой паре. Человеческие фигуры часто обрабатываются таким же образом, часто смешиваются с животными в декоративных схемах - лучники были особенно популярны в романский период.
Раннее англосаксонское захоронение корабля, найденное в современной Великобритании в Саттон-Ху , датируемое седьмым веком нашей эры, содержит знаменитые образцы искусства периода миграции . изображены На крышке сумки Sutton Hoo три стилизованные пары животных; две боковые пары, левая и правая, идентичны, и человек держит животных в руках. Центральные животные имеют еще более сложную тему.
Противостоящие друг другу животные используются в островном искусстве , стиль которого основан на смеси кельтских и североевропейских дизайнерских традиций. Противостоящие друг другу животные или животные, переплетенные в очень замысловатые узоры, часто изображаемые хватающими друг друга, образуя узор «хватающего зверя», являются основной особенностью некоторых периодов искусства викингов . Животные настолько переплетены, что растворяются в чистом орнаменте, и особи едва различимы друг от друга. Противостоящие друг другу животные также часто встречаются в европейском романском искусстве , например, в качестве декоративных узоров в романской архитектуре .
Сторонники в геральдике , не всегда совпадающие пары, продолжают тему, как и оружие, подаренное «из вежливости» (с обвинениями друг в друге).
- Романская столица, северная часть главной апсиды Базельского собора.
- Капитель украшена переплетающимися зверями, заимствованными из островного искусства . Аббатство Гранд-Сов , Франция.
- На королевском гербе Соединенного Королевства изображены лев (Англия) и единорог (Шотландия) в качестве противоборствующих сторонников.
- Подставки для книг Рене ван Дивоэта (1944).
Азиатское искусство
[ редактировать ]Луристанские бронзы, анатолийские ковры «животные»
[ редактировать ]Мотивы противостоящих животных широко встречаются в азиатском искусстве и в текстиле, включая ковры , по всей Евразии .
До сих пор существует несколько примеров особого типа восточных ковров , называемых «коврами с животными», потому что их главной особенностью являются изображения животных. Датированные XIII–XVI веками, они представляют собой ковры, сотканные в переходный период между поздним Сельджуком и ранней Османской империей . Были показаны параллели между мотивами «противостоящего животного» и «защелки-крючка» на тканых ворсовых коврах и лорестанской бронзе . [3] Это артефакты раннего железного века бронзовые различных индивидуальных форм, которые были обнаружены в Лорестана и Керманшаха районах в западно-центральном Иране .
Фрагменты ковров, обнаруженные в Конье и Бейшехире в Турции и Фостате в Египте, были датированы 13 веком, что соответствует периоду анатолийских сельджуков (1243–1302). [4] [5] [6] На некоторых из этих фрагментов можно узнать ряды рогатых четвероногих, расположенных друг против друга, или птиц у дерева.
Традиционный китайский мотив, борьба феникса и дракона, можно увидеть на анатолийском ковре, который сейчас выставлен в Пергамском музее в Берлине, и датирован радиоуглеродом середины 15 века. Китайский мотив, вероятно, был введен в исламское искусство монголами в тринадцатом веке. [7] Другой ковер с изображением животных, на котором рядом с деревом изображены два медальона с двумя птицами, был найден в шведской церкви Марби. [5]
С 1988 года найдено еще семь ковров животного типа. Они сохранились в тибетских монастырях и были вывезены монахами, бежавшими в Непал во время китайской культурной революции . Один из этих ковров был приобретен Метрополитен-музеем. [8] что соответствует картине сиенского художника Грегорио ди Чекко : «Брак Богородицы», 1423 год. [9] На нем изображены большие противостоящие друг другу животные, внутри каждого из которых находится животное меньшего размера. Почти полный ковер с животными сейчас находится в Музее исламского искусства в Дохе .
«Ковры с животными» также были изображены на итальянских картинах 14 и 15 веков и, таким образом, представляют собой самые ранние восточные ковры, представленные на картинах эпохи Возрождения .
- Луристанские бронзовые грифоны, 9-7 века до нашей эры, Музей Древнего Ближнего Востока , Берлин.
- Луристанские бронзовые козы, 9-7 века до н. э., Музей Древнего Ближнего Востока , Берлин.
- Ковер с животными, Турция, XI–XIII века, Музей исламского искусства, Доха.
- Ковер с животными, около 1500 года, найденный в церкви Марби, Емтланд , Швеция . Шерсть, 160 см x 112 см, Шведский исторический музей , Стокгольм.
- Ковер Феникс и Дракон, 164 х 91 см, Анатолия, около 1500 г., Пергамский музей , Берлин
- Нефритовый ажурный диск с драконом и фениксом, Китай, II век до н.э., Музей мавзолея царя Наньюэ
Искусство коренных народов Северной Америки
[ редактировать ]«Мантия Поухатана» — это плащ из оленьей шкуры , который изначально принадлежал коренным американцам с высоким социальным статусом. Его украшение состоит из бусинок из ракушек, изображающих стоящую в центре человеческую фигуру, окруженную двумя вертикальными, расположенными друг напротив друга четвероногими и окруженную 34 дисками. Эти два животных похожи друг на друга общими чертами, но их хвосты и лапы различаются. У животного-левши длинный хвост и круглые лапы с пятью сочлененными пальцами. У правого животного хвост короче, а ноги заканчиваются раздвоенными копытами. Исторически считалось, что это произведение искусства принадлежало Поухатану , который был верховным вождем Ценакоммаки , , союза говорящих на алгонкинском языке индейцев Вирджинии в районе Тайдуотер в Вирджинии когда английские поселенцы высадились в Джеймстауне в 1607 году. «Мантия Поухатана» один из самых ранних североамериканских артефактов, собранных европейцами, который сохранился до сих пор. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоу, Мария К. (1986). «Пересмотр рельефа Львиных ворот в Микенах (PDF)» (PDF) . TSpace (Университет Торонто), Археологическое общество Афин, Греция . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Милонас, Джордж (1966). Микены и микенская эпоха . Издательство Принстонского университета. стр. 173 . ISBN 978-0691035239 .
- ^ Опи, Джеймс (1992). Племенные ковры - Кочевые и деревенские ткачества Ближнего Востока и Центральной Азии (1-е изд.). Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-025-3 .
- ^ Мартин, Франция (1908). История восточных ковров до 1800 года (1-е изд.). Вена: Напечатано для автора в журнале I. and R. State and Court Print.
- ^ Перейти обратно: а б Ламм, CJ (1985). Фрагменты ковров: ковер Марби и некоторые фрагменты ковров, найденных в Египте (скрифтсери Национального музея) (переиздание 1937 г.). Шведский национальный музей. ISBN 978-9171002914 .
- ^ Рифшталь, Рудольф Мейер (декабрь 1931 г.). «Примитивные ковры типа «Конья» в мечети Бейшехир». Художественный вестник . 13 (4): 177–220.
- ^ «Ковёр Дракон и Феникс» . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ «Ковер с животными в Метрополитен-музее» . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ «Национальная галерея Лондона» . Национальная галерея Лондона NG 1317 . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ «Мантия Поухатана» в Эшмоловском музее , Оксфорд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цилиндровое уплотнение: столкнувшиеся животные
- Фото — Цилиндрическая печать — Высокое разрешение — Два животных, каждое из которых принадлежит божеству или жрецу ; Центральный мотив: Древо жизни.
- Фото — вариация Древа жизни с животными ; Статья – Одна фигура обращена к наблюдателю.
- Кочевое искусство степей Восточной Евразии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о противостоящих животных.
Столкнувшиеся змеи