Ранние анатолийские ковры с животными





Анатолийские ковры с животными представляют собой особый тип ворсовых ковров , сотканных в географическом регионе Анатолии в период сельджуков и ранней Османской империи, соответствующий 14–16 векам. Сегодня сохранилось очень мало ковров в зверином стиле, и большинство из них находятся во фрагментарном состоянии. Ковры с животными часто изображали западноевропейские художники XIV–XVI веков. Сравнивая несколько сохранившихся ковров с их расписными аналогами, эти картины помогли установить график их производства и подтвердили наши знания о ранних турецких коврах. [1]
Уцелевшие ковры
[ редактировать ]Ковер Дракон и Феникс
[ редактировать ]Традиционный китайский мотив — битва между фэнхуаном , или китайским фениксом , и драконом — можно увидеть на анатолийском ковре в Пергамском музее в Берлине. Радиоуглеродное датирование подтвердило, что ковер «Дракон и Феникс» был соткан в середине 15 века, во времена ранней Османской империи . [2] Завязан симметричными узлами. [3] Китайский мотив, вероятно, был привнесен в исламское искусство монголами или работавшими на них художниками в тринадцатом веке. [4]
Ковер Дракона и Феникса лишен оригинальной окантовки и кажется обрезанным с правой стороны. Его поле разделено на две прямоугольные части, каждая из которых содержит восьмиугольник желтого цвета, в котором китайский дракон и феникс противостоят друг другу в бою. Оба животных стилизованы в геометрической форме. Их синий цвет, обведенный красным, хорошо контрастирует с желтым фоном восьмиугольника. Конструкция верхнего восьмиугольника кажется несколько более сжатой, чем нижнего. Углы между восьмиугольником и прямоугольным полем заполнены красными треугольниками и рядами белых крючков на красном фоне, создавая взаимный дизайн крючков. Прямоугольные поля окружены небольшой защитной рамкой, на которой изображен ряд жемчужин разных цветов. Основная граница украшена красными цветочными завитками, состоящими из одинаковых S-образных орнаментов на коричневом фоне. [3]
Ковер «Феникс и Дракон» впервые был описан в 1881 году Юлиусом Лессингом . [5] и Вильгельм фон Боде в 1895 году. [6] С тех пор ковер Дракон и Феникс упоминается во многих книгах о восточных коврах.
Похожий фрагмент был обнаружен в Фустате , где на желтом поле изображены сражающиеся дракон и феникс. Животные в этом фрагменте изображены красным, а обведены синим цветом. На малой кайме изображен вариант «куфических» кайм, известных на других коврах периода Сельджуков.
ковер Марби
[ редактировать ]Другой ковер с изображением двух медальонов с двумя птицами рядом с деревом был найден в шведской церкви Марби в Емтланд провинции ; сейчас он находится в Шведском историческом музее в Стокгольме . Ковер был датирован радиоуглеродом 1300–1420 гг. [3] Еще фрагменты этого типа были найдены в Фостате, ныне пригороде Каира. [7] Ковер Марби разделен на два прямоугольника, каждый из которых содержит восьмиугольник с деревом и парой птиц. Дерево зеркально отражено вдоль горизонтальной средней оси восьмиугольника таким образом, что его изображение отражается в воде. [7]
И ковер «Феникс и Дракон», и ковер «Марби» имеют дополнительные ряды узлов на обратной стороне. Через каждые 6 см вплетены ряды свободно завязанных узлов красной нити. и на другом фрагменте ковра из Фустата Подобные дополнительные узлы есть . Было высказано предположение, что эти ряды узлов отмечают прогресс ткача за определенный период времени. В среднем в коврике Дракон и Феникс дополнительные узлы повторяются через каждые 15 рядов. При первоначальной ширине 1 м между двумя рядами дополнительных красных узлов было сплетено около 3800 узлов, что соответствует размерам ковра и количеству узлов, которые один ткач может завязать на ковре в течение дня (Беселин, 2011). , стр. 46–49. [3] )
Ковер с животными в Метрополитен-музее
[ редактировать ]Коврики «Дракон и Феникс» и «Марби» были единственными существующими образцами анатолийских ковров с животными, известными до 1988 года. С тех пор было найдено еще семь ковров этого типа. Они сохранились в тибетских монастырях и были вывезены монахами, бежавшими в Непал во время китайской культурной революции . Один из этих ковров был приобретен Метрополитен-музеем. [8] что соответствует картине сиенского художника Грегорио ди Чекко : «Брак Богородицы», 1423 год. [9] На нем изображены большие противостоящие друг другу животные , внутри каждого из которых находится животное меньшего размера.
Ковры с животными из музея Вакифлар
[ редактировать ]Поле животного ковра в музее Вакыфлар, Стамбул (инв. № Е-1) [10] разделен на два прямоугольных отсека полосой, аналогичной его границам. восьмиугольник с противостоящими животными В каждый отсек вписан . Крылатые животные обращены к стилизованному дереву. У них наклоненная вниз голова, похожая на морду, к которой прикреплены отростки, похожие на рога, а тело пятнистое. В целом животные больше напоминают ланей, чем птиц, которых обычно изображают на звериных коврах. Олени и лани уже изображены на краях Пазырыкского ковра , их часто можно увидеть на ранних тканях и других предметах в Анатолии и Иране. Под каждым оленем и над главным животным находится четвероногое животное, похожее на птицу. [10]
Другой ковер с изображением животных, имеющий более грубый рисунок по сравнению с ковром Вакифлар, находится в музее Мевлана в Конье (Balpınar, 1988, стр. 62). [10] ).
Ковер с животными из Пергамского музея
[ редактировать ]Другой ковер в Пергамском музее датируется примерно 1500 годом нашей эры. На нем изображены четыре двуглавых четвероногих в прямоугольном поле, окруженном восьмиконечной звездой. Самая верхняя звезда срезана. Звезды обрамлены меньшими восьмиугольными орнаментами: два по бокам, по одному вверху и внизу каждой звезды. Меньшая защитная граница отделяет поле от основной границы, на которой изображены стилизованные листья, украшающие S-образные орнаменты. Более мелкие треугольные элементы рисунка и очертания животных вплетены смещенным узлом. По цветам ковер локализован в Центральной Анатолии. На обратной стороне ковра дополнительные нити можно увидеть , проходящие по двум основам примерно после каждых 22 обычных утков. Дополнительный уток меняет цвет с желтого на красный примерно в середине ковра. Было интерпретировано, что это показывает дневную работу двух ткачей, работающих рядом друг с другом. Если принять это так, то количество узлов, сотканных каждым ткачом, составит примерно 2500 узлов в день. (Беселин 2011. С. 50–1. [3] ) См.: плотность узлов .
Фрагмент Батари-Кривелли, Музей прикладного искусства, Будапешт.
[ редактировать ]Фрагмент животного ковра составляет примерно половину первоначального размера. На его поле находятся два больших медальона с 16-конечной звездой одинакового дизайна, каждый из которых включает восьмиконечную звезду внутри восьмиугольника. В каждом втором сегменте медальонов изображены две птицы, чередующиеся с двумя четвероногими животными. Поле между медальонами украшено розетками меньшего размера и восьмиконечными звездами. В каждом углу находится орнамент из светильников мечети . В центре длинной стороны вставлен восьмиугольный медальон меньшего размера. Фрагмент Батари-Кривелли напоминает ковры «Дракон и Феникс» и «Марби» тем, что в качестве основного элемента дизайна используется желтый фон и два больших медальона. Хроматографический анализ красителей выявил желтый цвет неопределенного растения, синий индиго , красную марену (Rubia tinctorum) , сине-зеленый, полученный из индиго, траву Дайера ( Reseda luteola ) и шалфей Дайера ( Salvia fruticosa ), темно-коричневый и неокрашенный, цвет слоновой кости. шерсть. [11] Во время 13-го Международного конгресса турецкого искусства, проходившего в Будапеште 3 сентября 2007 года, фрагмент был переименован в честь Ференца Батари, покойного куратора отдела ковров и текстиля музея.
Другие ковры с животными находятся в Музее исламского искусства в Дохе и в частных коллекциях.
Ковры с животными в живописи эпохи Возрождения
[ редактировать ]Ковры в зверином стиле начали появляться в итальянской живописи в 14 веке и продолжали изображаться в западноевропейских картинах на протяжении всего 15 века. Они представляют собой самые ранние восточные ковры, обнаруженные в живописи эпохи Возрождения . Сравнение ковров в зверином стиле на картинах эпохи Возрождения, по которым часто известен художник и дата создания, позволяет определить дату « terminus ante quem » для существующих ковров аналогичного дизайна. Вильгельм фон Боде обнаружил ковер на Доменико ди Бартоло картине «Женитьба подкидышей» 1440 года , имеющий заметное сходство с ковром «Дракон и Феникс». Это положило начало методу «ante quem», который впоследствии получил дальнейшее развитие в «Берлинской школе» истории исламского искусства. С помощью этого метода можно было датировать различные существующие ковры по сравнению с их раскрашенными аналогами.
Иллюстрированные ковры обычно нарисованы художниками раннего Возрождения в упрощенной манере по сравнению с оригинальными коврами. Возможно, художники иногда рисовали животных по своему воображению, но общий вид раскрашенных ковров все равно напоминает оригиналы. [12]
Общий композиционный анализ ковров в зверином стиле с картин эпохи Возрождения впервые разработал Курт Эрдманн . [13] Поле ковров с животными обычно разделено на прямоугольные отсеки, большие или маленькие. В каждом отсеке находится восьмиугольник, который, в свою очередь, содержит фигурки животных четырех типов:
- «Геральдические» животные, в том числе одно- или двуглавые орлы;
- Пара птиц и дерево;
- Одиночные птицы или четвероногие животные в геометрической рамке;
- Парные животные в рамке, иногда изображаемые в бою.
14 век
[ редактировать ]В начале XIV века появляются ковры со стилизованными одно- или двуглавыми орлами. Их часто можно увидеть на картинах сиенской и флорентийской школы . Во второй половине XIV века стилизованные птицы, стоящие напротив дерева, появляются в Липпо Мемми » «Деве Марии с Младенцем , 1340–50, и в Сано ди Пьетро , «Браке Девы» 1448–52. Йеткин обнаружил аналогичный ковер в музее Вакифлар Халы в Стамбуле (Еткин, 1981, фото 17). [12] ). Поле этого коврика оформлено в едином стиле: птицы обращены к дереву, но птицы имеют хохлатки и их рисунок более продуман. Углы композиции наполнены животными мотивами, возможно, драконами. Коврик в зверином стиле с более развитым рисунком изображен на картине Уильяма Ларкина (Еткин, 1981, стр. 28). [12] [14] ).
Фрагмент ковра с одинокой птицей с повернутой головой сейчас находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. [15] Раскрашенный аналог можно увидеть в картине Никколо ди Буонаккорсо «Брак Богородицы», 1380 год.
-
Один из первых восточных ковров европейской живописи, приписываемый легендарному монаху Бартоломео, Благовещение , 13 век, церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция . [16]
-
Липпо Мемми На картине «Дева Мария с младенцем» изображен «ковер из животных» с двумя противоположными птицами рядом с деревом, 1340–1350 гг.
-
Никколо ди Буонаккорсо, «Брак Богородицы» , 1380 год. Национальная галерея , Лондон.
15-16 века
[ редактировать ]К началу XV века вариации рисунка животных увеличиваются:
Два фрагмента ковра в зверином стиле из Фустата датируются XV веком. [7] Они содержат части другой версии рисунка деревьев и птиц, который можно увидеть на ковре Марби. Поле уже не делится на поля, а узор из древовидных и парных птиц появляется смещенными рядами, охватывая поле в бесконечном повторе (Еткин, 1981, с. 29, табл. 18,19). [12] ).
Фреска в Папском дворце в Авиньоне Маттео ди Джованни изображает ковер с довольно нечеткими фигурками птиц перед троном Папы. Письменные источники XIV века свидетельствуют о том, что Папе Бенедикту XII очень нравился ковер с «белыми лебедями», который он положил перед своим троном. На картине Джованни ди Паоло , 1440 г., изображен анатолийский ковер в зверином стиле с птицами, разложенными перед папским троном (Еткин, 1981, с. 33, илл. 5 и 6). [12] ).
Известны различные примеры картин с одиночными птицами рядами без прямоугольной перегородки поля. Ковер в Археологическом музее Коньи , датируемый XV веком, представляет собой оригинал из этой группы (Еткин, 1981, с. 31, табл. 20). [12] ). Картина Жауме Уге в Национальном музее искусства Каталонии содержит почти идентичный ковер. Подобные коврики можно увидеть на картине Джованни ди Паоло в галерее Дориа Памфили , Рим, и в «Мадонне на троне» Амброджо Лоренцетти (Еткин, 1981, с. 34, илл. 7 и 8). [12] ). Другой ковер с изображением животных другого дизайна появляется в «Благовещении» Карло Кривелли , 1482 год. Рисунок этого ковра состоит из стилизованных фигур животных, расположенных между восьмиконечными звездами. Парный ковер с животными можно увидеть на Фра Анджелико работы алтаре Сан-Марко .
Картина «Феникс и дракон» из Пергамского музея находит свои раскрашенные аналоги в «Женитьбе подкидышей» Доменико ди Бартоло (1440 г.), где изображен очень похожий ковер, а также в Алессо Бальдовинетти «Сказании о святом Винченцо Феррерио» и Якопо Беллини . «Благовещение».
Ковер с животными в музее Вакифлар имеет раскрашенный аналог на Уильяма Ларкина «Портрете Дороти Кэри, впоследствии виконтессы Рочфорд» . Животные, изображенные на расписном ковре, очень похожи на маленьких птицеподобных животных на ковре Вакифлар. Насколько известно на данный момент, ковер, изображенный на портрете Ларкина, является последним в своем роде и последним ковром с изображением животных, который можно увидеть на западноевропейской живописи (Balpınar, 1988, стр. 62, [10] Еткин, 1981, с. 36 [12] ).
Фрагмент Батари-Кривелли находит свою параллель в двух картинах Карло Кривелли : «Благовещение 1482 года» в Штеделевском музее во Франкфурте и «Благовещение» со святым Эмидием в Национальной галерее (1486 год). На обеих картинах изображен ковер с мотивом шестнадцатиконечной звезды, а некоторые отделения содержат сильно стилизованные мотивы животных.
-
Сано ди Пьетро, «Брак Богородицы» , 1448–1452, Пинакотека Ватикана.
-
Карло Кривелли, деталь Благовещения со святым Эмидием , 1486 год. Национальная галерея , Лондон.
-
Карло Кривелли Благовещение (фрагмент), Штедель, Франкфурт-на-Майне, 1482 г.
-
Фра Анджелико, Алтарь Сан-Марко, 1438–1443 гг.
-
Уильям Ларкин, Дороти Кэри, позже виконтесса Рочфорд , 1614–168, Кенвуд-хаус
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миллс, Джон, «Ранние ковры с животными в западных картинах - обзор», HALI. Международный журнал восточных ковров и текстиля , Том 1, вып. 3 (1978), 234–43.
- Миллс, Джон, «Возвращение к коврикам с животными», «Восточные ковры и текстильные исследования» , том. ВИ (2001), 46-51.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрдманн, Курт (1970). Эрдманн, Ханна (ред.). Семьсот лет восточным коврам . Перевод Битти, Мэй Х.; Герцог, Хильдегард. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520018167 .
- ^ Рагет, Юрг (2004). «Датирование фрагментов дракона и феникса». Хали . 134 : 106–109.
- ^ Jump up to: а б с д и Беселин, Анна (2011). Тканое искусство: Ковры Берлинского музея исламского искусства [ Тканое искусство: Ковры Берлинского музея исламского искусства ]. Вольфратсхаузен: Издание Минерва. стр. 46–47. ISBN 9783938832806 .
- ^ «Ковёр Дракон и Феникс» . Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ Лессинг, Юлиус (1891). Восточные ковры [ Восточные ковры ] (1-е изд.). Берлин: Эрнст Васмут.
- ^ Боде, Вильгельм (1895). Производство ковров на Востоке. Монографии сэра Джорджа Бердвуда в Лондоне, тайный советник д-р. Вильгельм Боде в Берлине, К. Пердон Кларк в Лондоне, М. Герспах в Париже, Сидней Дж. Черчилль, MRAS в Тегеране, Винсент Дж. Робинсон в Лондоне и другие . Вена: Издательство Австрийского торгового музея К.К.
- ^ Jump up to: а б с Ламм, CJ (1985). Фрагменты ковров: ковер Марби и некоторые фрагменты ковров, найденных в Египте (скрифтсери Национального музея) (переиздание 1937 г.). Шведский национальный музей. ISBN 978-9171002914 .
- ^ «Ковер с животными в Метрополитен-музее» . МЕТ . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ «Национальная галерея Лондона» . Национальная галерея Лондона NG 1317 . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Балпынар, Белкис; Хирш, Удо (1988). Teppiche des Vakiflar-Museums Istanbul [ Ковры музея Вакифлар в Стамбуле ]. Везель: В. Халси. стр. 190–191. ISBN 3923185049 .
- ^ Батари, Ференц (1994). Османские турецкие ковры . Будапешт: Будапештский музей прикладного искусства. п. 46. ИСБН 978-9630492126 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Йеткин, Сераре (1981). Исторические турецкие ковры (1-е изд.). Стамбул: Турция – культурное издание Bankasi.
- ^ Эрдманн, Курт (1929). «Восточные ковры с животными на картинах XIV и XV веков». Ежегодник коллекций прусского искусства (5): 261–298. JSTOR 23350357 .
- ^ Миллс, Джон (1978). «Ранние ковры с животными в западных картинах». Хали . 1 (3): 234–43.
- ^ «Фрагмент звериного ковра» . Метрополитен-музей . Проверено 6 сентября 2015 г.
- ^ «Сантиссима Аннунциата» . Музеи Флоренции . Скрытая Италия . Проверено 5 ноября 2015 г.