Трансильванские ковры
Название «Трансильванский ковер» 15–17 веков используется как удобный термин для обозначения культурного наследия исламских ковров , в основном османского происхождения , которые сохранились в трансильванских протестантских (венгерских и саксонских) церквях. [1] [2] Корпус трансильванских ковров представляет собой одну из крупнейших коллекций османских анатолийских ковров за пределами исламского мира. [3]

Виды «трансильванских» османских ковров
[ редактировать ]Среди ковров, сохранившихся в Трансильвании, есть классические турецкие ковры, такие как Гольбейн , Лото , а также так называемые ковры «белого цвета» Селенди или Ушак . [1] [3] Термин «трансильванский ковер», более конкретно, относится к четырем различным типам анатолийских ковров, сохранившихся в Трансильвании.
Коврики с одной нишей
[ редактировать ]Изображение справа : Питер де Хох: Портрет семьи, занимающейся музыкой, 1663 год, Художественный музей Кливленда.
Трансильванские ковры с рисунком молитвенного коврика характеризуются единственной красной нишей, белыми перемычками с волнистым криволинейным цветочным стеблем с различными видами цветов и бутонов, а также охристо-желтыми краями с криволинейными узорами. Поля обычно охристые, иногда красные. Она почти всегда лишена дополнительных украшений, за исключением мелких растительных орнаментов у края или на месте светильника мечети в верхней части ниши. В самой нише представлены типы дизайна, также известные по османским молитвенным коврикам из Анатолии: дизайн «голова и плеч», высокая или низкая точка арки, а также зубчатые или ступенчатые очертания. Сходство дизайна с их анатолийскими аналогами привело к тому, что определенные трансильванские ковры были отнесены к более конкретным анатолийским местам происхождения, таким как Гиордес или Мелас. Дизайн связан с придворными молитвенными ковриками Османской империи второй половины шестнадцатого века. [3] Ковер такого типа изображен на картине Питера де Хоха 1663 года «Портрет семьи, занимающейся музыкой». [4]
Небольшая группа ковриков с очень похожим дизайном молитвенного коврика очень напоминает тип «двухнишный» с мотивом вазы, с той разницей, что здесь только одна ниша. Убранство поля, профиль ниши, оформление перемычек и бордюров отличаются от других ковриков с рисунком молитвенного коврика. [3]
Коврики с двойной нишей
[ редактировать ]
Из Трансильвании известно около 100 ковров с двойными нишами. [3] Обычно их формат небольшой, с краями из продолговатых угловатых картушей, центры которых заполнены стилизованными, сменяющими друг друга цветочными мотивами, иногда перемежающимися более короткими звездчатыми розетками или картушами. [5] Первое изображение ковров с таким рисунком бордюра появляется на нидерландских картинах начала семнадцатого века. «Портрет Авраама Графея» 1620 года работы Корнелиса де Воса и Томаса де Кейзера «Портрет неизвестного мужчины» (1626 г.) и «Портрет Константина Гюйгенса и его клерка» (1627 г.) относятся к числу самых ранних картин, изображающих ковры « Трансильванский «двухнишевый» тип. [4] В Трансильвании первые упоминания об этом типе рисунка датируются примерно 1620 годом, а самые ранние ковры этого типа с надписями датируются 1661–1675 годами. [3]
Меньшая группа внутри типа с двойной нишей имеет нишу или арочную форму на обоих концах поля, образованную двумя отдельными угловыми медальонами. Углы медальона украшены переплетающимися арабесками, напоминающими аналогичные узоры, известные на коврах Ушак с «двойной нишей», но с несколько более жестким рисунком. Большинство трансильванских ковров с двойной нишей характеризуются более сильно стилизованными угловыми деталями, которые лучше всего можно описать как перемычки ниши, поскольку разделение двух угловых медальонов больше не видно. В центре этих перемычек часто стоит более крупная простая розетка, а оставшееся пространство заполнено довольно грубыми орнаментами. На их поле иногда можно увидеть две пары ваз с волнистыми мотивами противоположных цветов. Поле украшено мелким растительным орнаментом, который в более ранних экземплярах прорисован тщательно, криволинейно, а в более поздних становится более жестким и схематичным. Конструкция всегда расположена симметрично относительно вертикальной оси. Трансильванские ковры с двойной нишей и центральным медальоном иногда имеют дизайн медальона, который очень напоминает дизайн ковров Ушак. В других, вероятно, более поздних примерах, полевой декор сгущен в медальоны из концентрических ромбов и ряды восьмилепестковых цветов, соединенных выступающими стеблями завитых листьев. Часто центральные медальоны этого типа содержат центральный крестообразный орнамент. Основной цвет желтый, красный или темно-синий. [3]
Тот факт, что два разных типа угловых конструкций существуют параллельно, не обязательно означает, что один тип развился из другого. Было высказано предположение, что дизайн с двойной нишей был разработан на основе дизайна с одной нишей путем симметричного зеркального отражения вдоль центральной горизонтальной оси: в некоторых коврах с двойной нишей, например, в ковре середины 17 века из коллекции Черной церкви. (Инв. 257), одна ниша более искусно оформлена и орнаментирована, чем другая. Его вершина подчеркнута дизайном «голова и плеч», который не отражается в другой нише. В некоторых изделиях добавление поперечной панели усиливает впечатление направленного дизайна. [6]
-
Корнелис де Вос - Портрет Авраама Графея, около 1620 года, Королевский музей изящных искусств Антверпена.
-
Томас де Кейзер – Портрет неизвестного, 1626, Лувр
-
Томас де Кейзер - Портрет Константина Гюйгенса и его клерка, 1627 г., Национальная галерея.
Коврики-колонны
[ редактировать ]
Коврики с колоннами характеризуются мотивами колонн, поддерживающими архитектурную конструкцию, чаще всего арку. В более поздних примерах архитектурные элементы подвергаются процессу стилизации и превращаются в декоративные элементы, такие как цветочные ленты или завитки. Этот процесс хорошо документирован для процесса, посредством которого проекты османского двора были интегрированы в проекты сельской деревни и кочевников. Следовательно, ковры с трансильванскими колоннами напоминают ковры из анатолийских производственных центров, таких как Гиордес, Кула, Ладик и Карапинар. Ковры-колонны с одноарочной нишей украшены перемычками, украшенными узорами цветущих стеблей на фоне слоновой кости. Дуга может быть округлой или зубчатой. Известны примеры с числом столбцов более двух. В целом плинтусы прорисованы хорошо. Цвет поля красный или охристый, по краям изображены цветочные узоры. [3]
Историко-культурный контекст
[ редактировать ]Культурное наследие трансильванских ковров обязано своим существованием множеству географических, экономических и политических факторов:
- Политическое положение венгерского княжества Трансильвания между доминирующими политическими силами того времени: христианскими монархиями Венгрии , а затем Габсбургов и исламской Османской империей ;
- Географическое положение территории, расположенной на важном торговом пути между Востоком и Западом;
- Тот факт, что их художественно-историческая и материальная ценность не была широко признана, когда старинные ковры были вывезены и проданы из западноевропейских церквей. [7]
Благодаря своему географическому положению Трансильвания была важным торговым центром между Востоком и Западом в 15–17 веках. Ворсовые ковры анатолийских производителей были частью товара и продавались в больших количествах. Анатолийские ковры также ценились как предметы высокой ценности и престижа и собирались как таковые муниципалитетами Трансильвании и отдельными лицами. Надписи на коврах и церковные записи доказывают, что ковры и ковры были подарены протестантским церквям в качестве декоративной мебели для стен и скамеек. Благодаря сохранению в христианских церквях ковры были защищены от износа и изменений истории и часто остаются в отличном состоянии и сегодня. [3]
Дальняя торговля с Османской империей
[ редактировать ]

Несмотря на политическое соперничество, с 1400 года торговые отношения между Османской империей, Восточной и Центральной Европой и Южной Германией активизировались. К середине 14 века венгерские короли Людовик I Венгерский и Сигизмунд заключили торговые договоры с Генуэзской республикой . Таким образом они получили прямой доступ к генуэзскому торговому посту Пера . Используя торговый путь через Черное море к дунайским портам, товары из Леванта добирались до европейских пунктов назначения быстрее и дешевле по сравнению с средиземноморскими торговыми путями, на которых доминировала Венецианская республика . Помимо политических аспектов, борьба за власть между венгерской и османской монархиями в Валахии и южных частях Болгарии была также экономически мотивированной: османское завоевание 1393 года предоставило османским купцам прямой доступ к южноевропейскому рынку. Когда в 1429 году был заключен мир, валашский воевода Дан II немедленно попросил брашовских купцов возобновить свою деятельность. Начиная с середины 15 века, количество османских купцов, называемых сарацинов ( сарацинов ) в брашовских документах неуклонно увеличивалось. [8]
Товары перевозились по так называемому «маршруту Бурса-Брашов», сначала на корабле через Черное море и Дунай в порты Брэила (который впервые упоминается в торговой привилегии 1368 года, предоставленной купцам из Брашова). [9] Силистра , Русчук , Никополис , Видин (где Иван Срацимир предоставил Брашову торговые привилегии) или Смедерево . Затем валашские или трансильванские купцы переправляли свои товары через Карпаты в Брашов и далее в Венгрию. [10] В 15 веке трансильванский город превратился в крупный перевалочный пункт восточной торговли. [11] К концу 15 века таможенные реестры Брашова документировали стоимость товаров не только в венецианских флоринах , но и в османских акче , что подчеркивает важность дальней торговли с Османской империей для экономики Трансильвании. . [8] Кроме того, импортируемые товары из Османской империи, такие как перец или шелк, регистрируются по османскому весу. В 16 веке в Трансильвании соединились два основных восточных торговых пути: один, снабжавший Вену и Краков из Венеции, и сухопутный путь через Балканы. [12]


Год | общий | Товары на экспорт и транзит | Восточные товары в пути |
---|---|---|---|
1484–85 | 65.000 | – | – |
1503 | 167.000 | 60.000 | 85.000 |
1515 | 100.0000 | – | – |
1542 | 80.000 | 23.000 | 41.000 |
1550 | 70.000 | 19.000 | 20.000 |
1554 | 82.000 | 23.000 | 32.000 |
1600 | 60.000 | – | – |
Ворсовые ковры из Малой Азии были известны в Западной Европе со времен Возрождения : они изображались европейскими художниками, начиная с 14 века. Организованная торговля между румынскими странами и Османской империей началась с указа султана Мехмеда II от 1456 года, предоставлявшего молдавским купцам право ездить в Константинополь для торговли. Османский таможенный реестр Каффы, датируемый 1487–1491 годами, документирует ковры из анатолийского города Ушак как товары для торговли. [14] В реестре цен (« Нарх Дефтер ») 1640 года перечислены десять различных типов ковров из Ушака и Селенди. [15] Ковер с типичной трансильванской окантовкой картуша изображен на Роберта Фекеса картине «Исаак Ройалл и семья» (Бостон, 1741 г.). Это демонстрирует, что по крайней мере один анатолийский ковер «трансильванского» дизайна попал в Северную Америку в середине 18 века. [16]
Первый известный документ из Брашова, связанный с торговлей коврами, был написан между 1462 и 1464 годами. [17] Сохранились двадцатеричные отчеты по различным городам, которые свидетельствуют о большом количестве ковров, перевезенных через Трансильванию. О масштабах этой торговли можно судить по Брашовскому двадцатеричному (таможенному) реестру 1503 года, в котором за один год было зарегистрировано декларирование более 500 ковров. [3] Однако Пакуч-Уиллкокс (2014) утверждает, что в 1503 году объем торговли мог быть исключительно большим, поскольку обычный торговый путь через Венецию был временно отрезан во время Османско-венецианской войны (1499–1503) . [18]
Роль исламских ковров в саксонской культуре
[ редактировать ]

Роль анатолийских ковров как ценных торговых товаров и престижных предметов коллекционирования задокументирована в торговых аккредитациях, двадцатичисленных счетах, муниципальных и церковных анналах, а также в индивидуальных контрактах и завещаниях, хранящихся в городах Трансильвании. Владельцами османских ковров были муниципалитеты и другие учреждения саксонских городов, лица знати и общественного влияния, а также граждане. Города приобретали ковры либо в виде уплаченной таможенной пошлины, либо покупали ковры у торговцев. Ковры часто преподносились публичным людям в качестве почетного подарка. [19] Подсчитано, что с 1500 по 1700 год только от муниципалитета Брашова в качестве подарка было использовано более тысячи ковров. [20] цитируется после [3] Коврики использовались для обозначения места отдельных лиц или членов гильдии в церкви. Есть также свидетельства существования коллекций, принадлежащих частным лицам. В контрактах указано, что ковры вешались на стены частных домов для украшения. Как таковые ковры использовались для подтверждения социального статуса владельца, но отчеты подтверждают и то, что ковры воспринимались как предметы красоты и искусства. Трансильванские саксы называли их « Кирчентеппиче » («церковные ковры»). [21]
Тот факт, что группа трансильванских однонишевых ковров представляет собой классический образец исламских молитвенных ковриков, является предметом научных дискуссий и предположений. На некоторых коврах исламские религиозные надписи арабской каллиграфией в кучу вплетены , что явно указывает на религиозный контекст. Указ, изданный султаном Ахмедом I городу Кютахья в 1610 году, показывает, что османы знали об этой проблеме. Ссылаясь на фетву Шейхулислама (каллиграфии ) , султан запретил продажу ковров «с изображениями михраба , каабы или шляпы » немусульманам. Напротив, термин «молитвенный коврик» или какое-либо отношение к религиозному значению этих товаров до сих пор никогда не встречалось в трансильванских источниках. Только их материальная ценность как предмет роскоши и их чисто декоративный, а не фигурный дизайн, по-видимому, сделали эти ковры подходящим украшением протестантских церквей. [22] В отчете о сильном пожаре, уничтожившем Черную церковь Брашова в 1689 году, упоминается потеря большого ковра, который «согласно легенде был соткан апостолом Павлом (который по профессии был ковровщиком)». [23] Кажется вероятным, что христианские владельцы ковров не понимали исходный исламский контекст, но создали вокруг этих предметов новый легендарный контекст.
В 2019 году историки А. и Ф. Циглер из Брашова продемонстрировали, что, в отличие от предыдущего мнения, османские ковры не находились в постоянной экспозиции в Черной церкви. До этого считалось, что их орнаментальный, нефигуративный дизайн позволяет исламским коврам заполнить вакуум ужаса , предположительно созданный иконоборческой яростью 16-го века . [24] До и на протяжении всего XIX века саксонские приходы следовали умеренному богословию Мартина Лютера, которое не поощряло радикальное иконоборчество в священных местах. [25] Так, «Кирхентеппиче» («Церковные ковры») оставались на хранении и выставлялись на обозрение только в особых случаях, например, на воскресную службу. Тогда ковер, возможно, украшал кафедру, подчеркивая тем самым один из направлений лютеранской воскресной службы. [25] Точно так же свидетельства современников, а также надписи на самих коврах подтверждают, что у гильдий был обычай коллективно закупать свои собственные ковры. По воскресеньям и религиозным праздникам ковры выставлялись на скамейках или скамьях соответствующей гильдии. Таким образом, ковры служили средством утверждения богатства и статуса своих владельцев. [25] Множество современных источников свидетельствуют об использовании ковров в качестве декоративного фона на важных общественных мероприятиях, таких как крещения, свадьбы или похороны. В Черной церкви специальный чиновник «Уорнер» должен был следить за тем, чтобы украшение было именно таким, какое считалось уместным с учетом социального статуса участников. [25] Исследование 2019 года показывает, что исламский ковер может найти свое место в совершенно другом культурном контексте и, таким образом, способствовать созданию культурной идентичности, которая заметно отличается от своего оригинала.
повторное открытие
[ редактировать ]
К концу девятнадцатого века коллекционирование старинных ковров стало модным как в Западной Европе, так и в Северной Америке, причем музеи и отдельные коллекционеры стремились расширить свои коллекции. Выставки в Вене (1891 г.), [26] Лондон (1892 г.), [27] Чикаго (1893 г.) и Детройт (1921 г.) [28] повысилось осознание художественной и материальной ценности «восточных» ковров. Торговцы коврами и коллекционеры прибыли в Трансильванию в поисках старинных ковров. Согласно современным документам, это впервые возобновило местный интерес к этим предметам, которые иногда оставались в церквях, но также часто пренебрегались и хранились в других местах. [29] Следуя совету Алоиса Ригля , Эрнст Кюльбрандт провел первую инвентаризацию существующих ковров, который очистил их и снова выставил на обозрение. [30] Термин «трансильванский ковер» впервые был использован Нойгебауэром и Оренди в издании 1906 года их справочника по восточным коврам. [31] Это был удобный термин, поскольку на тот момент еще не было до конца ясно, что ковры производятся в Анатолии, и обсуждалось местное производство. [5] Будапештская выставка ковров 1914 года уже включала в общей сложности 354 старых турецких ковра, из которых 228 штук были привезены из Трансильвании. [32] В 1925 году Вег и Лайер опубликовали в Париже альбом под названием « Турецкие ковры из церквей и коллекций Трансильвании ». [33]
В эти годы ковры иногда распродавались приходами, нуждавшимися в финансовых ресурсах, или просто воровались из церквей. Торговцы коврами, такие как Теодор Тудук, не только торговали подлинными коврами, но его мастерская также производила подделки. Подделки, которые сегодня сами по себе стали предметами коллекционирования, представляющими исторический интерес. [34] были виртуозно выполнены, включая использование « ленивых линий », цветов и искусственного создания износа. Его подделки обманули кураторов музеев по всему миру. [35]
На протяжении десятилетий основным источником информации о трансильванских коврах было плодотворное исследование Эмиля Феллера « Altorientalische Carpets in Siebenbürgen (Древние восточные ковры в Трансильвании)», опубликованное в Лейпциге в 1933 году. [36] Совсем недавно трансильванские ковры были подробно описаны в серии книг Стефано Ионеску. [3]
После союза Трансильвании с Румынией 1 декабря 1918 года осознание собственного культурного наследия возросло среди трансильванских саксов, которые стремились сохранить свою этническую идентичность в свете панрумынских намерений. Когда к концу Второй мировой войны саксонское население было эвакуировано из некоторых частей Трансильвании, прихожане Бистрицы взяли с собой свое « Кирхентеппиче ». В этом случае трансильванские ковры приобрели новый статус мобильных носителей идентичности, что является предметом постоянных исследований. [37]
Некоторые из ковров, задокументированных Эмилем Шмутцлером в 1933 году, с тех пор были утеряны. Другие экземпляры со временем стали слишком хрупкими под воздействием дневного света и воздуха, что требует их удаления из церквей и хранения в более защищенных условиях. Поэтому Ионеску инициировал проект, целью которого является воспроизведение трансильванских ковров, имеющих особую историческую или художественную ценность, с использованием традиционных материалов, красителей и методов плетения для получения точной копии . Проект поддерживают трансильванские художники, создающие карикатуры по узлам на основе детальных фотографий, а также турецкие исследователи и мастера-ремесленники. Например, была изготовлена копия анатолийского ковра с животными 17-го века с двумя большими восьмиугольными медальонами и начертанными на них животными . Сначала была создана подробная карикатура на основе единственной известной широкоформатной фотографии — пластины 9 из книги Шмутцлера 1933 года. [38] Недостающие части ковра были воссозданы. Шерсть анатолийских овец чесалась вручную, вручную прялась и окрашивалась натуральными красителями, сопоставленными с оригиналом с помощью шкалы Эпплтона. Затем ковер был соткан опытным ткачом. Когда ковер был готов, ворс его подстригли, чтобы он соответствовал оригиналу семнадцатого века. Наконец, в 2011 году копия была подарена церкви Святой Маргариты в Медиаше. [39] С тех пор постоянно создавались различные другие копии. [40]
Коллекции
[ редактировать ]Анатолийские ковры «трансильванского» типа хранились также в других европейских церквях в Венгрии, Польше, Италии и Германии, откуда они были проданы, а также попали в европейские и американские музеи и частные коллекции. В Трансильвании Брашовская Черная церковь . [41] Св. Церковь Маргариты в Медиаше , [42] а в церквях Сигишоары и Рупеи представлена самая большая коллекция трансильванских ковров в их оригинальной обстановке. Коллекция прихода Бистрица была перевезена в Германию трансильванскими саксами, покинувшими свои дома в конце Второй мировой войны, и хранится на складах Германского национального музея в Нюрнберге , Германия. Помимо трансильванских церквей, Национальный музей Брукенталя в Сибиу, Румыния, [43] [44] Музей изящных искусств (Будапешт) , Метрополитен-музей и замок Скоклостер недалеко от Стокгольма в Швеции хранят важные коллекции «трансильванских» ковров.
-
Черная церковь в Брашове
-
Св. Церковь Маргариты в Медиаше
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ионеску, Стефано; Бедроньска-Слота, Беата, ред. Анатолийские ковры из коллекции Национального музея Брукенталя в Сибиу (на польском и английском языках). Гданьск: Национальный музей. ISBN 9788363185640 .
- ^ Шпулер, Фридрих (2012). Ковры из исламских стран (1-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 72. ИСБН 978-0-500-97043-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ионеску, Стефано (2005). Антикварные османские ковры в Трансильвании (PDF) (1-е изд.). Рим: Verduci Editore . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Идема, Онно (1991). Ковры и их датировка в нидерландских картинах: 1540-1700 гг . Вудбридж: Клуб коллекционеров антиквариата. стр. 48–51. ISBN 1851491511 .
- ^ Jump up to: а б фон Боде, Вильгельм; Кюнель, Эрнст (1985). Ближневосточные узловатые ковры / Антикварные ковры с Ближнего Востока, тра. К.Г. Эллис, 1970 (5-е изд.). Мюнхен: Клинкхардт и Бирманн. стр. 48–51. ISBN 3-7814-0247-9 .
- ^ Ионеску, Стефано (2014). «Ранние одно- и двухнишевые «трансильванские» ковры». Сборщик ковров (3). Гамбург: СН Верлаг Михаэль Штайнерт: 76.
- ^ Вильгельм Боде (1902). Жан Луи Спонсель (ред.). Vorderasiatische Knüpfteppiche aus älterer Zeit = Ближневосточные ковры с древних времен . Лейпциг: Герман Зееманн Нахфольгер. п. 1.
[…] в то время как в Испании, Южной Германии и особенно в Италии древние ковры были изгнаны из церквей и дворцов (из-за их плохого и потертого состояния) и нашли активных покупателей в некоторых музеях.
- ^ Jump up to: а б Куатаерт, Дональд (1994). Инальчик, Халил (ред.). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. стр. 295–304. ISBN 978-0-521-34315-2 .
- ↑ История Брэилы , по состоянию на 5 января 2018 г. (румынский)
- ^ Пах, Жигмонд Пал (2007). «Венгрия и левантийская торговля в XIV–XVI веках». Восточный журнал Венгерской академии наук . 60 (1): 9–31. дои : 10.1556/AOrient.60.2007.1.2 .
- ^ Пах, Жигмонд Пал (1979). Магдефрау, Вернер (ред.). «Путь левантской торговли в Трансильванию и Венгрию во времена королей Людовика Анжуйского и Сигизмунда Люксембургского». Европейская городская история в средние века и раннее Новое время . Веймар: 60–91.
- ^ Пакуч-Уиллкокс, Мария (2014). «Экономические отношения между Османской империей и Трансильванией в шестнадцатом веке: восточная торговля и купечество». Исследования по истории и культуре Восточной Центральной Европы . 48 . Штутгарт: Франц Штайнер Издательство: 214.
- ^ Куатаерт, Дональд (1994). Инальчик, Халил (ред.). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1914 гг . Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. п. 297. ИСБН 978-0-521-34315-2 .
- ^ Инальчик, Восточные ковры и текстильные исследования, 2, Ковры стран Средиземноморья 1400–1600 гг. Лондон, 1986, с. 39–66
- ^ Кютюкоглу, MS: Институт нара у османов и книга нара, датированная 1640 годом. Книжный магазин Enderun, Стамбул, 1983 г., с. 178–9 (турецкий)
- ^ Коллекция ковров семьи Бернхаймер . Лондон: Кристи. 15 февраля 1990 г. стр. 110–111.
- ^ Богдан, Ион (1905). Документы, касающиеся отношений Валахии с Брашовом и Венгрией в в. XV-XVI . Бухарест.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пакуч-Уиллкокс, Мария (2014). «Экономические отношения между Османской империей и Трансильванией в шестнадцатом веке: восточная торговля и купечество». Исследования по истории и культуре Восточной Центральной Европы . 48 . Штутгарт: Издательство Franz Steiner: 207–227.
- ^ Источники по истории города Кронштадта Том I-VII, 1886-1918 . Кронштадт.
- ^ Эйххорн, Альберт (1968). «Брашов и восточный ковер». Исследования по фольклору и краеведению (на немецком языке). 11 (1). Бухарест: 72-84.
- ^ Кюльбрандт, Эрнст (1907). «Наши старые церковные ковры = Наши старые церковные ковры». Карпаты . 10 (17): 521–531.
- ^ Ионеску, Стефано (2014). «Ранние одно- и двухнишевые «трансильванские» ковры». Сборщик ковров (3). Гамбург: SN Verlag Михаэль Штайнерт: 64–77.
- ^ Кюльбрандт, Эрнст (1907–1908). Мешендорфер, Адольф (ред.). «Наши старые церковные коврики». Карпаты. Полумесяца журнал о культуре и жизни (на немецком языке). 10 (17). Кронштадт (Брашов): 42.
- ^ Ионеску, Стефано (2013). Анатолийские ковры из коллекции национального музея Брукенталь-Национальный музей в Сибиу . Гданьск. стр. 36.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Агнес Зиглер, Франк-Томас Зиглер (2019). Чтить Бога, украшать и использовать достойную похвалы гильдию. Османские ковры Черной Церкви = В честь Бога, для украшения и использования похвальной гильдией. Османские ковры Черной церкви (на немецком языке). Кронштадт (Брашов): Фотон. стр. 14–22. ISBN 9786068582559 .
- ^ К.К. Австрийский торговый музей в Вене (Ред.) (1891). Каталог выставки восточных ковров в КК Австрийского торгового музея . Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стеббинг, Эдвард Перси (1892). Священный ковер мечети в Ардебиле . Лондон: Робсон и сыновья.
- ^ Клифф, Винсент Д. (1921). Кредитная выставка старинных восточных ковров; аранжирован и каталогизирован для Детройтского института искусств города Детройта г-ном Винсентом Д. Клиффом, январь 1921 года . Детройт: Детройтский институт искусств.
- ^ Кюльбрандт, Эрнст (1898). «Древние восточные ковры Брашовской Ев. приходской церкви» [Древние восточные ковры Брашовской Ев. приходская церковь.]. Корреспондентский лист Ассоциации трансильванских региональных исследований . 21 (8–9): 101–3.
- ^ Кюльбрандт, Эрнст (1907). «Наши древние восточные ковры». Карпаты . 1 (1): 40–43.
- ^ Нойгебауэр Р. и Оренди Дж (1920). Справочник по изучению восточных ковров (переиздание 2012 г.). Лейпциг: Карл В. Хирсеманн. стр. 81–82. ISBN 978-3-86444-955-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чаньи, Карой; Чермели, Шандор; Слой, Карой (1914). Ионеску, Стефано (ред.). Список выставок трансильванских турецких ковров: Турецкие ковры из Трансильвании (на венгерском языке) (переиздание 2006 г.). Будапешт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ переиздано в 1977 году Кларой и Марино Дель'Ольо под названием «Турецкие ковры в Трансильвании»: Далл'Ольо, Марино; Далл'Оглио, Клара (1977). Турецкие ковры в Трансильвании; Дьюла Вег и Кароли [Чарльз] Лайер (Новая редакция Марино и Клары Далл'Оглио. Ред.). Кросби. Фишгард: ISBN 978-0903580205 .
- ^ «Трансильванский молитвенный коврик Теодора Тудука» . liveauctioneers.com . Аукционный дом Генри АГ . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Адельсон, Джим (январь 2011 г.). «Вид с окраины» (PDF) . Общество ковров Новой Англии. стр. 2–4 . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Гёртлер, Эмиль (1933). Древние восточные ковры в Трансильвании, переиздание 2010 г. (1-е изд.). Лейпциг: Антон Хиерсеманн. ISBN 978-3777210155 .
- ^ «Ранняя современная восточная торговля и формирование трансильванско-саксонской идентичности = Ранняя современная восточная торговля и формирование трансильванско-саксонской идентичности» . gnm.de (на немецком языке). Нюрнберг: Германский национальный музей . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Гёртлер, Эмиль (1933). Древние восточные ковры в Трансильвании, фото 9. Переиздание 2010 г. (1-е изд.). Лейпциг: Антон Хиерсеманн. ISBN 978-3777210155 .
- ^ Ионеску, Стивен, изд. (2018). Санкт-Петербург Церковь Маргариты в Медиаше (1-е изд.). Рим: Издательство Virgins. пп. 134, 135. ISBN 9788876209284 .
- ^ Ионеску, Стивен, изд. (2018). Санкт-Петербург Церковь Маргариты в Медиаше (1-е изд.). Рим: Издательство Virgins. пп. 132–137. ISBN 9788876209284 .
- ^ Зиглер, Агнес; Зиглер, Фрэнк Томас (2019). Богу в честь и похвальной гильдии для украшения и использования = В честь Бога, для украшения и использования почетной гильдией (на немецком языке). Брашов. ISBN 9786068582559 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ионеску, Стивен, изд. (2018). Санкт-Петербург Церковь Маргариты в Медиаше (1-е изд.). Рим: Издательство Virgins. ISBN 9788876209284 .
- ^ Музей Брукенталя: необычайная ценность анатолийского ковра . Brukenthalmuseum.ro. Проверено 27 января 2012 г.
- ^ Ионеску, Стефано, изд. (2013). Анатолийские ковры из коллекции национального музея Брукенталя в Сибиу .