Jump to content

Сглаз

Черно-белый человек в маске
Житель Каира , известный своим дурным глазом.

Сглаз — это сверхъестественная вера в проклятие , вызванное злым взглядом, обычно вызванным завистью . [1] Вера в сглаз среди людей существовала с доисторических времен . [1] [ не удалось пройти проверку ] а амулеты для защиты от него были найдены около 5000 лет назад. [1]

Браслет-подвеска с кулаком и выступающим суставом указательного пальца для защиты ребенка от сглаза.
Бусы для глаз — один из многих популярных амулетов и талисманов, используемых для защиты от сглаза.

Он встречается во многих культурах Средиземноморского региона , Балкан , Восточной Европы , Ближнего Востока , Центральной Азии , Южной Азии , Африки , Карибского бассейна и Латинской Америки . В таких культурах часто верят, что получение сглаза приведет к несчастью или несчастью. рана, [2] в то время как другие полагают, что это своего рода сверхъестественная сила, которая бросает или отражает злобный взгляд на тех, кто желает зла ​​другим (особенно невиновным). Эта идея неоднократно встречается и в еврейской раввинской литературе . [3] [4]

В разных культурах применялись меры защиты от сглаза. [5] Некоторые из самых известных талисманов против сглаза включают амулет назар , который сам по себе представляет собой глаз, и хамса , амулет в форме руки. Старые версии символа часто делались из керамики или глины; однако после производства стеклянных бус в Средиземноморском регионе примерно в 1500 году до нашей эры бусины от сглаза стали популярны среди индейцев , финикийцев , персов , арабов , греков , римлян и османов . [6] [7] Древние римляне использовали изображения фаллоса , такие как фасцинус , для защиты от сглаза, в то время как в современной Южной Италии для защиты используются различные амулеты и жесты, в том числе карничелло , чимарута и знак рогов. .

В разных культурах со сглазом можно бороться и другими методами: в арабской культуре произнесение фразы « МашаАллах » ( ما شاء الله ) («Так пожелал Бог») вместе с комплиментом не позволяет комплименту привлечь внимание. сглаз, [8] [9] тогда как в некоторых странах, таких как Иран , некоторые растения, такие как рута , считаются способными защитить от сглаза.

Глаз Гора

Вера в сглаз среди людей существовала с доисторических времен . [1] а амулеты для защиты от него были найдены около 5000 лет назад в Древнем Египте . [1]

Тексты из древнего Угарита , портового города на территории нынешней Сирии , подтверждают концепцию «сглаза» — город существовал примерно до 1180 г. до н.э., во время краха позднего бронзового века . [10] В греческой классической античности «сглаз» («мати») упоминается Гесиодом , Каллимахом , Платоном , Диодором Сицилийским , Теокритом , Плутархом , Гелиодором , Плинием Старшим и Авлом Геллием . В книге Питера Уолкота «Зависть и греки» (1978) перечислено более ста работ этих и других авторов, в которых упоминается сглаз. [11] Древнегреческие авторы часто упоминали ὀφθαλμὸς βάσκανος ( ophthalmòs báskanos ; сглаз). [12]

Наглазник Киликса (530–520 гг. До н.э.) с надписью халкидийского текста. На нем изображен глаз, который, вероятно, защитит от сглаза.

Классические авторы пытались как описать, так и объяснить функцию сглаза. Плутарх в своей работе под названием «Пир» имеет отдельную главу, описывающую подобные верования. [12] В своем научном объяснении он заявил, что глаза были главным, если не единственным, источником смертоносных лучей, которые должны были вылетать, как отравленные стрелы, из внутренних покоев человека, обладающего сглазом. Плутарх трактовал явление сглаза как нечто, казалось бы, необъяснимое, что является источником удивления и причиной недоверия. [а] Плиний Старший описал способность некоторых африканских чародеев обладать «силой очаровывать глаза и даже убивать тех, на кого они смотрят». [б]

Идея сглаза появляется в поэзии Вергилия в беседе пастухов Меналки и Дамоэта. [с] В этом отрывке Меналкас сетует на плохое здоровье своего поголовья: «Какой глаз очаровал моих нежных ягнят?». В христианских Евангелиях в списке зол зафиксирован тот факт, что Иисус предостерег от сглаза (Марка 7:22). [13]

Древние греки и римляне считали, что сглаз может поражать как людей, так и животных, например крупный рогатый скот. [12]

Защита от глаз

[ редактировать ]

Вера в сглаз в древности различалась в разных регионах и периодах. Сглаза не боялись с одинаковой силой во всех уголках Римской империи. Были места, где люди больше ощущали опасность сглаза. В римские времена считалось, что не только отдельные люди обладают силой сглаза, но и целые племена, особенно понтийские и скифские , считались передатчиками сглаза. [ нужна ссылка ]

Для защиты от приворота использовалось множество различных предметов и оберегов. Защитные предметы назывались греками под разными названиями, такими как апотропая, пробаскания, периаммата, периапта и профилактика. [14] Греки размещали в своих домах талисманы и носили амулеты, защищающие от сглаза. [15] Писистрат повесил фигурку кузнечика перед афинским Акрополем для защиты. [12]

Fascinus fascinum или fascinare , от латинского глагола »), является одним из примеров апотропного объекта , «наложить заклинание» (происхождение английского слова « очаровывать используемого против сглаза. Они были найдены по всей Европе и на Ближнем Востоке в период с первого века до нашей эры до четвертого века нашей эры . [16] Фаллические обереги часто были предметами личного украшения (например, подвесками и перстнями), но также появлялись в виде резьбы по камню на зданиях. [17] мозаика и колокольчики ( тинтиннабула ). [18] [19] Примеры каменных фаллических резных фигурок, например, из Лептис Магна , изображают бестелесный фаллос, атакующий сглаз путем эякуляции в его сторону. [17] Описывая их способность отражать сглаз, Ральф Меррифилд описал римские фаллические амулеты как «своего рода громоотвод на удачу». [20]

Еще одним способом защиты от очарования, использовавшимся древними греками и римлянами, было сплевывание в складки одежды. [12]

У древних греков также существовал старинный обычай одевать мальчиков в девочек, чтобы отвести сглаз. [21]

По всему миру

[ редактировать ]
Дерево с назарами в Каппадокии , Турция
Джон Филлип , «Дурной глаз» (1859), автопортрет, изображающий художника, рисующего испанскую цыганку, которая думает, что на нее сглазили.

Вера в сглаз наиболее сильна в Западной Азии , Латинской Америке , Восточной и Западной Африке , Центральной Америке , Южной Азии , Центральной Азии , странах Карибского бассейна и Европе , особенно в Средиземноморском регионе ; он также распространился на территории, включая Северную Европу, особенно в кельтские регионы, и Америку , куда он был завезен европейскими колонистами и иммигрантами из Западной Азии. [ нужна ссылка ]

Вера в сглаз встречается в исламском учении, основанном на высказывании исламского пророка Мухаммеда : «Влияние сглаза – это факт…» [Сахих Муслим, Книга 26, номер 5427]. [22] Мусульмане также широко практикуют аутентичные методы защиты от сглаза: вместо того, чтобы напрямую выражать признательность, например, за красоту ребенка, принято говорить «Маша Аллах» , то есть «Бог пожелал этого», или взывать к Божьи благословения на объект или человека, которым восхищаются. [23]

также встречается ряд поверий о сглазе В народной религии , обычно вращающихся вокруг использования амулетов или талисманов в качестве средства защиты.

В Эгейском регионе и других регионах, где светлые глаза относительно редки, считается, что люди с зелеными глазами , и особенно с голубыми глазами, намеренно или непреднамеренно насылают проклятие. [24] Так, в Греции и Турции амулеты от сглаза имеют форму смотрящих на кого-то глаз. Эти амулеты известны как греческие глаза или турецкие глаза, в зависимости от региона.

На картине Джона Филлипа мы являемся свидетелями столкновения культур, которое переживает женщина, которая подозревает, что взгляд художника подразумевает, что он смотрит на нее сглазом.

Среди тех, кто не воспринимает сглаз буквально, либо из-за культуры, в которой они были воспитаны, либо потому, что они просто не верят в это, фраза «сглазить кого-то» обычно означает просто пристально смотреть на человека. в гневе или отвращении. Этот термин вошел в общее употребление в английском языке . В индустрии телерадиовещания это означает, что ведущий сигнализирует собеседнику или соведущему прекратить говорить из-за нехватки времени. [ нужна ссылка ]

Защитные талисманы и лекарства

[ редактировать ]
Хамса оберег, защищающий от сглаза.

Попытки предотвратить проклятие сглаза привели к созданию множества талисманов во многих культурах. Как класс их называют « апотропными » (по-гречески «профилактический», «апотраиптический» / προφυλακτικός, αποτρεπτικός или «защитный» или «сдерживающий», буквально: «отворачивается») талисманами, что означает, что они отворачиваются или поворачиваются назад. вред.

Диски или шары, состоящие из концентрических синих и белых кругов (обычно изнутри наружу, темно-синие, голубые, белые и темно-синие), представляющие сглаз, являются распространенными апотропными талисманами в Западной Азии и на Балканах , находимыми на носах. лодок и других мест; в некоторых формах фольклора предполагается, что вытаращенные глаза должны направить злобный взгляд обратно на колдуна .

Этот талисман, известный как назар ( турецкий : nazar boncuğu или nazarlık ), чаще всего встречается в Турции , его можно найти в домах и транспортных средствах или на них или носить в виде бус.

Деталь анатолийского килима XIX века с рядами крестов (турецкий: Haç) и разбросанными S-образными крючками (турецкий: Cengel), которые защищают от сглаза. [25]

Слово хамса, также пишется как хамса, означает «пять», имея в виду пальцы руки. В левантийской христианской культуре ее называют Рукой Марии . [26] [27] в некоторых мусульманских и балканских культурах — Рука Фатимы . Хотя мусульмане-доктринеры осуждают его как суеверие, [28] Сила таких талисманов против сглаза почти эксклюзивна для регионов Ближнего Востока и Средиземноморья. Однако для многих людей хамса или назар используются просто как украшение.

килимы обычно вплетают разнообразные мотивы , защищающие от сглаза На племенные коврики- . Такие мотивы включают крест (турецкий: Haç), чтобы разделить сглаз на четыре, крючок (турецкий: Çengel), чтобы уничтожить сглаз, или человеческий глаз (турецкий: Göz), чтобы отвести сглаз. По той же причине в килимы часто вплетают форму счастливого амулета (турецкий: Muska; часто треугольный пакет, содержащий священный стих). [25]

В то время как египетский глаз Гора является аналогичным символом защиты, хорошего здоровья и удачи, греческий талисман сглаза специально защищает от злых взглядов. Точно так же считается, что идолы-глаза ( ок. 8700–3500 до н. э. ), раскопанные в храме Глаз Телль-Брак, были фигурками, предложенными богам, и, по данным Музея искусств Метрополитен , не связаны с верой в сглаз. . [29] [30]

По религии

[ редактировать ]

В иудаизме

[ редактировать ]
Розовый защитный ободок с подвеской в ​​форме сердца и монетами, призванными отвлекать сглаз, 1944 год, Базель . В коллекции Еврейского музея Швейцарии .
Крошечный свинцовый свиток возрастом около 200 лет, на котором написан текст на иврите, призывающий к молитве и отражению зла. Свиток был вставлен в какой-то серебряный аксессуар ( курдский : لوله و زه نجير ; стержень и цепь), обернутый куском ваты и повешенный на грудь. Музей курдского наследия, Сулеймания, Ирак.

Сглаз несколько раз упоминается в классической книге «Пиркей Авот» («Этика наших отцов») . В главе II пять учеников рабби Йоханана бен Закая дают советы, как следовать хорошему пути в жизни и избегать плохого. Рабби Элиезер говорит, что сглаз хуже, чем плохой друг, плохой сосед или злое сердце.

Талмудический толкователь Раши говорит вслед за словами израильских мудрецов , что, когда десять сыновей Иакова спустились в Египет за продовольствием, они сделали себя незаметными, входя каждый в отдельные ворота, чтобы на них не смотрели. местными египтянами и тем самым вызвать недоброжелательный ответ (сглаз) со стороны зрителей, видя, что все они были красивы, храбры и мужественны. [31]

Некоторые евреи считают, что «добрый глаз» означает доброжелательное и доброе отношение к другим. Тот, кто имеет такое отношение к жизни, будет радоваться, когда его ближний процветает; он пожелает всем добра. [32] «Сглаз» означает противоположное отношение. Человек со «сглазом» не только не почувствует радости, но и испытает настоящее горе, когда другие процветают, и будет радоваться, когда другие страдают. По мнению некоторых евреев, человек такого характера представляет большую опасность для нравственной чистоты. [33] В галахической литературе есть несколько обычаев, касающихся ситуаций, которые могут вызвать сглаз, например, когда человек смотрит на поле своего друга во время сбора урожая. [34]

Раввин Авраам Исаак Кук объяснил, что сглаз — это «пример того, как одна душа может влиять на другую через невидимые связи между ними. На всех нас влияет наше окружение [...] Сглаз — это ядовитое воздействие злокачественного чувства ревности. и зависть к окружающим». [35]

Многие соблюдающие евреи избегают говорить о принадлежащих им ценностях, об удаче, которая пришла к ним и, в частности, к их детям. Если что-либо из этого упоминается, говорящий и/или слушатель скажет б'ли айин хара ( иврит : בלי עין הרע ), что означает «без сглаза», или кейн эйн-хор ( идиш : קיין עין־הרע ; часто сокращенно до kinehore , קינעהאָרע ), «без сглаза». Еще один способ отвести сглаз – трижды плюнуть (или притвориться, что плюнул). Римляне называют этот обычай «despuere malum», то есть плевать на зло. [36]

Ритуалы, связанные с рождением и маленькими детьми, часто сосредоточены на защите от сглаза. Примером этого являются текстильные шейные повязки, которые мальчики носят во время брит-милы , особенно в регионах Эльзаса , Южной Германии и Швейцарии . На шейных повязках часто в центре была монета или разноцветный коралл, призванные отвести от мальчика сглаз и таким образом защитить его во время обрезания. [37]

В христианстве

[ редактировать ]

Христианские представления о сглазе можно найти в некоторых отрывках Библии . В Луки 11:34 Иисус назвал глаз светильником тела. Если око человека будет щедрым, то все тело его будет полно света. Если око их будет худо, то все тело их будет темно.

В Евангелии от Марка в Марка 7:22 упоминается ὀφθαλμὸς переводится как «сглаз» . , которое в версии короля Иакова и других переводах Библии [38] Греческое слово ophthalmos просто означает «глаз», но может использоваться в переносном смысле для обозначения зависти , как видно из перевода Нового Завета Уэймута и других. [39]

Простой и мгновенный способ защиты в европейских христианских странах — перекреститься рукой и указать двумя пальцами, указательным и средним , на предполагаемый источник влияния или предполагаемую жертву, как описано в первой главе. из Брэма Стокера романа «Дракула» , опубликованного в 1897 году:

Когда мы начали, толпа у дверей гостиницы, которая к этому времени разрослась до значительных размеров, перекрестилась и указала на меня двумя пальцами. С некоторым трудом мне удалось уговорить попутчика объяснить мне, что они имеют в виду. Он сначала не ответил, но, узнав, что я англичанин, объяснил, что это оберег или защита от сглаза. [40]

В исламе

[ редактировать ]

В исламе сглаз, или аль-айн ( араб . العين , также عين الحسودة ), является распространенным убеждением, что люди обладают способностью причинять вред людям, животным или объектам, глядя на них так, что это указывает на ревность. . [41] Хотя зависть и активирует сглаз, происходит это (или обычно происходит) бессознательно, и человек, наводящий его, не несет за это ответственности (или обычно не несет ответственности). [42] Помимо рассмотрения, свою роль может сыграть астрология. Кто-то может стать жертвой сглаза в силу «неблагоприятной небесной конфигурации» в момент рождения жертвы, «по мнению некоторых ученых». [42]

Сглаз приводит к тому, что жертве становится плохо на следующий день, если только не защитная фраза, такая как «по воле Бога» ( машаллах по-арабски) или «Да благословит тебя Аллах» (Альхумма Барик). будет произнесена [43]

Среди ритуалов защиты от сглаза - произнесение « ТабаракАллах » ( تبارك الله ) («Благословение Бога»). [ нужна ссылка ] или « МашаАллах » ( ما شاء الله ) («Бог пожелал этого»), если нужно сделать комплимент. [8]

В индуизме

[ редактировать ]

Хотя в традициях шраута нет концепции зла, она стала основной практикой в ​​современном индуизме . Например, когда мать замечает, что ее ребенка чрезмерно хвалят, она обычно пытается нейтрализовать воздействие сглаза ( назар утарна , дршти теета или друшти тегеоду ). Типичный пример нейтрализующего ритуала заключается в том, чтобы взять красный перец чили в одну руку и несколько раз обвести его вокруг головы, а затем сжечь перец чили. [44] [45]

По географическому региону

[ редактировать ]

Карибский бассейн/Вест-Индия

[ редактировать ]

В Тринидаде и Тобаго сглаз называется дурным глазом , малджо (от французского креольского Mal yeux , что буквально означает «дурной глаз») и наджар у индо-тринидадцев . Этот термин используется в инфинитиве (чтобы Maljo) и как существительное (иметь/получить Maljo), относясь к людям, перенесшим болезнь. Мальджо может передаваться случайно, но считается, что он более серьезен, если исходит от завистливого человека или человека с плохими намерениями. Считается, что это происходит легче, когда на человека пристально смотрят, особенно во время еды. Человек, на которого попал «дурной глаз», может испытать необъяснимую болезнь или несчастье. В традиционных сельских легендах «[t] общее мнение состоит в том, что врачи не могут вылечить малджо - только люди, знающие молитвы, могут «разрезать» малджо и таким образом вылечить жертву». [46]

Существует несколько светских подходов к борьбе с малджо, но более крайние случаи обычно называют духовными ритуалами, на которые особенно сильно влияет индуистская религия .

В нерелигиозном отношении существует сильная культурная связь между сглазом и синим цветом. Считается, что он защищает от малджо, когда его носят в одежде или аксессуарах, настолько, что некоторые яркие оттенки называются синим мальо . Синие украшения можно использовать для защиты дома, а синие бутылки с магнезиальным молоком вешают на деревья или ставят во дворе, окружающем участок. [47]

Голубое мыло и синий Альбион (краситель индиго, называемый тринбагонцами просто синим ) традиционно используются для домашнего мытья, но также считается, что они предотвращают маджо, если их использовать в воде для ванн или для помазания подошв ног.

Бусины Джамби — это ядовитые семена гороха четок, которые используются для изготовления украшений, которые также отгоняют малджо и злых духов.

Одно из суеверий заключается в том, что щепотка может обратить вспять малджо после межличностного взаимодействия, особенно если на человека смотрят или делают комплимент. Некоторые также считают, что втирание собственной слюны в волосы нейтрализует малджо в целом, но особенно из-за зависти к текстуре и длине волос. Считается, что купание в море приносит облегчение больному человеку.

Верующие малджо особенно озабочены защитой младенцев и детей, которые считаются наиболее уязвимыми к его последствиям. Это может быть вызвано тем, что кто-то родился с «поркой» в глазах, когда такой человек с восхищением смотрит на ребенка. Это также может произойти при поглаживании по голове или просто взгляде. Намеренно или нет, но комплименты (...) могут вызвать мажо. Это может быть вызвано незнакомцем, ближайшим родственником ребенка или другим родственником». [46] Его может даже передать родитель, который одержим своим ребенком. Ребенок с малджо «отказывается есть и пить, постоянно плачет и «тоскует». У него может быть «приступ лихорадки». [48]

Браслеты из гагатовых бус традиционно дарят новорожденным в качестве профилактики, а пожилые люди также рекомендуют прикрепить к одежде малыша мешочек с синей краской. Это потому, что новорожденный считается наиболее уязвимым.

Следуя индуистскому влиянию, тикка в виде черной точки (сделанной из каджара ) помещается на лоб ребенка и наносится черная подводка для глаз, и считается, что это отвлекает внимание сглаза и защищает ребенка как такового.

Наиболее распространенное средство наджара представляет собой индуистский ритуал, называемый джарай. Ее можно практиковать дома (обычно родители или старейшины), а также пандит или духовный практикующий. Существует множество вариаций этого ритуала, и люди, не являющиеся индуистами, с готовностью участвуют в нем, если считается, что наджар повлиял на них.

Основным орудием джхарая является либо павлинье перо , либо метла из кокойи — традиционная метла, сделанная из средней жилки листа кокосовой пальмы. Некоторые также сообщают об использовании ножа или мачете. В некоторых случаях метла из кокойи измеряется относительно определенной части тела в начале церемонии, и считается, что это является подтверждением наджара, если записанная длина изменилась к концу сеанса. Священнослужитель произносит молитву, используя выбранный инструмент, чтобы очистить человека с головы до ног. Молитву обычно произносят на санскрите , но ее также можно произносить на хиндустани или английском языке.

Джарай может сосредоточиться на конкретной точке страдания или боли (голова, волосы, спина, ступни и т. д.).

Нет ничего необычного в том, что церемонию джарай проводят над детьми и младенцами. Люди верят, что наджар может стать причиной смерти. Сообщалось о двух типах: «волочащийся», когда ребенок становится все меньше и меньше и испытывает все упомянутые выше симптомы, прежде чем увядать и умереть; «24-часовой» малджо, который, как говорят, убивает всего за двадцать четыре часа, если не будет оказана эффективная помощь». [46]

Другой индуистский ритуал, называемый уччай, также используется для исцеления наджара, хотя его также можно ошибочно называть джхарай. Такие ингредиенты, как луковая шелуха, соль, паутина, острый перец или семена горчицы, кусок веника какао , прядь волос жертвы (в случае детей это прядь волос матери) заворачивают в ткань или газета. Офицер обводит обернутые предметы вокруг тела жертвы, прежде чем сжечь их все. Считается, что если предметы создают большое потрескивающее пламя и неприятный запах, это признак того, что у жертвы был тяжелый случай наджара. В конце ритуала жертву могут попросить уйти, не оглядываясь, пока предметы горят.

В традициях афро-карибских духовных баптистов и Ориша-Шанго особое украшение, называемое «охранником», благословляется старейшиной, который призывает его защитить владельца. Это может быть поясная бусина, браслет , браслет или ожерелье . Для младенцев большую английскую булавку в качестве ограждения можно использовать .

В современной Греции сглаз известен как како мати ( греч . κακό μάτι ) или просто как мати ( μάτι ), «глаз».Его изгоняют посредством процесса ксематиазмы ( ξεμάτιασμα ), во время которого целитель молча произносит тайную молитву, переданную ему от старшего родственника противоположного пола, обычно от бабушки и дедушки . Такие молитвы открываются лишь при определенных обстоятельствах, так как по обычаям совершающие их без разбора теряют способность отводить сглаз. Существует несколько региональных версий рассматриваемой молитвы, наиболее распространенной из которых является: « Святая Дева , Богоматерь, если [вставьте имя жертвы] страдает от сглаза, освободите его / ее от него». Зло повторилось трижды. По обычаю , если человек действительно поражен сглазом, и жертва, и целитель начинают обильно зевать. Затем целитель трижды крестится и трижды издает в воздухе звуки, похожие на плевки.

Еще один «тест», используемый для проверки того, был ли наложен сглаз, - это тест с маслом : при нормальных условиях оливковое масло плавает в воде, поскольку оно менее плотное, чем вода. Тест масла проводится путем помещения одной капли оливкового масла в стакан воды, обычно святой воды. [49] Если капля плавает, тест делает вывод, что сглаза нет. Если капля утонет, то утверждают, что сглаз действительно наведен. Другая форма теста капнуть две капли оливкового масла в стакан с водой. Если капли остаются разделенными, проверка делает вывод, что сглаза нет, а если они сливаются, то сглаза нет. Существует также третья форма, когда в тарелку с водой «целитель» кладет три или девять капель масла. Если капли масла становятся больше и со временем растворяются в воде, значит, это сглаз. Если капли остаются отделенными от воды в виде небольшого круга, этого нет. Первые капли самые важные и количество капель, которые растворяются в воде, указывает на силу сглаза. Обратите внимание, что во время проведения этих испытаний произносится секретное пение. Слова песнопения являются закрытыми и могут передаваться только от мужчины к женщине или от женщины к мужчине. [ нужна ссылка ]

Существует еще одна форма «испытания», когда целитель готовит несколько гвоздик, протыкая каждый из них булавкой. Затем она зажигает свечу и берет ножницами заколотую гвоздику. Затем она использует его, чтобы перекрестить страждущего, в то время как страждущего просят подумать о человеке, который, возможно, сглазил его. Затем целитель держит гвоздику над пламенем. Если гвоздика горит тихо, сглаза нет; однако, если гвоздика взрывается или шумно горит, это означает, что человек в мыслях больного - это тот, кто наложил сглаз. [ нужна ссылка ] Когда гвоздика взрывается, сглаз освобождается от страждущего. Гвоздика, которая горит с некоторым шумом, считается словом ( λόγια ), оскорбляющим вас, и вам следует опасаться этого. Сгоревшую гвоздику тушат в стакане с водой, а затем закапывают в саду вместе с булавками, так как они считаются зараженными. Греки также защищаются от сглаза, говоря: «Я плюю, чтобы не сглазить тебя» ( φτου να μη σε ματιάξω! ). Вопреки распространённому мнению, сглаз не обязательно исходит от того, кто желает вам зла, а проистекает из восхищения — если считать восхищение вынужденной эмоцией изумления по поводу успеха соперника над его злым замыслом. Поскольку технически возможно навести на себя сглаз, рекомендуется проявить смирение. [ нужна ссылка ]

Греческие отцы принимали традиционную веру в сглаз, но приписывали ее Дьяволу и зависти . В греческом богословии сглаз или васкания ( βασκανία ) считается вредным для того, чья зависть причиняет его другим, а также для самого страдальца. В Греческой Церкви имеется древняя молитва против васкании из Мегана Гиерона Синекдемона ( Μέγαν Ιερόν Συνέκδημον ). молитвенника [50]

ассирийцы

[ редактировать ]
Подвеска в виде рубинового глаза из древней [ когда? ] цивилизация [ который? ] в Месопотамии [ где? ] возможно, использовался как амулет для защиты от сглаза. Коллекция Адилнор.

Вера в сглаз сильна у ассирийцев . Синяя/бирюзовая бусина с двумя, семью или девятью маленькими отверстиями. [51] Ожерелье, напоминающее глаза, часто носят и говорят, что оно защищает от сглаза. Некоторые могут также трижды сплюнуть без слюны. Говорят, что люди с зелеными или голубыми глазами более подвержены эффекту сглаза. [52] [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]

Орнаменты назара традиционной формы

Типичный назар изготовлен из стекла ручной работы с концентрическими кругами или каплевидными формами темно-синего, белого, голубого и черного цвета, иногда с желто-золотым краем. [53] Каждый цвет назара имеет определенное значение, символизируя различные аспекты защиты и удачи. [54]

Культуры, в которых есть назары или некоторые их вариации, включают Турцию , Румынию , Албанию , Северную Македонию , Боснию и Герцеговину , Болгарию , Грецию , Кипр , Сирию , Ливан , Иорданию , Израиль , Палестину , Египет , Армению , Иран , Индию , Пакистан , Узбекистан , Афганистан. , Туркменистан , Ирак и Азербайджан , [55] где назар часто вешают в домах, офисах, автомобилях, детской одежде или включают в украшения и украшения. [53]

Они являются популярным сувениром у туристов. [56]

Вера в сглаз, также известная как буда или боуда , широко распространена в Эфиопии . [57] Обычно считается, что Буда — это власть, принадлежащая представителям другой социальной группы, например, среди рабочих-металлистов. Некоторые эфиопские христиане носят амулет или талисман, известный как китаб , или призывают имя Бога, чтобы предотвратить пагубные последствия буды. [58] Дебтера , который является либо непосвященным священником, либо образованным мирянином, создаст эти защитные амулеты или талисманы. [59] [60]

Эквивалентом сглаза на языке волоф будет «тиат». Считается, что красивые предметы могут разбиться, если на них с завистью смотрят окружающие. Чтобы отразить эффект сглаза, сенегальцы могут носить браслеты из ракушек каури. Говорят, что морские раковины поглощают негативную энергию тиата и постепенно темнеют, пока браслет не сломается. Суеверные люди также часто носят «гри-гри», сделанные марабутами, чтобы избежать несчастья. [ нужна ссылка ]

Индийский субконтинент

[ редактировать ]

В северных штатах Индии, таких как Пенджаб , Уттар-Прадеш , Раджастхан , Харьяна , Уттаракханд и Химачал-Прадеш , сглаз называют назаром (что означает взгляд или видение) или чаще бури-назаром . Браслет-оберег, татуировка или другой предмет ( Назар батту ) или лозунг ( Чашме Баддур (слоган) ) могут использоваться для защиты от сглаза. Некоторые владельцы грузовиков пишут лозунг, чтобы отвести сглаз: «бури назар вале тера мух кала» («О злоглазый, пусть твое лицо почернеет»).

В Андхра-Прадеше и Телангане люди называют его дисти или друсти , а жители Тамил Наду называют его дришти или канну (буквально означает «сглаз»). Жители Кералы также называют его дришти или канну , последнее из которых на малаялам означает «глаз». Жители Карнатаки называют его друшти , как и в других языках Южной Индии. Чтобы удалить дришти , люди используют несколько методов, основанных на их культуре/регионе. Часто используются каменная соль, красный перец чили, белые тыквы, промасленная ткань или лимоны, покрытые кумкумой . Люди удаляют дришти , вращая любой из этих предметов вокруг пострадавшего. Человек, который его удалит, затем сожжет этот предмет или выбросит его в место, где другие вряд ли наступят на эти предметы. Люди вешают в своих домах или транспортных средствах изображения свирепых и страшных людоедов, называемых дришти боммай , чтобы отвести сглаз. [61]

В Индии глаза младенцев и новорожденных обычно украшают каджалом или подводкой для глаз. Это будет черный цвет, поскольку в Индии считается, что черный цвет защищает от сглаза или любых злых аур. Пуповину младенцев часто сохраняют и заключают в металлический кулон и привязывают к черной веревке — младенцы могут носить ее как цепочку, браслет или пояс — еще раз считается, что это защищает младенца от дришти . Это практика, которой следуют с исторических времен. Обычно дришти снимают в дни полнолуния или новолуния, поскольку в Индии эти дни считаются благоприятными.

Индийцы часто оставляют небольшие участки каменной соли возле своих домов и вешают на крыльцо крыльца композиции из зеленого перца чили, листьев нима и лимонов. Считается, что это защитит семьи от сглаза недоброжелателей. [62]

Пакистан
[ редактировать ]

В Пакистане сглаз называют Назар ( نظر ). Обычно люди могут прибегнуть к чтению последних трех глав Корана, а именно суры Ихлас , суры Аль-Фалак и суры Ан-Нас . Фраза машаАллах ( араб . ما شاء الله , что означает «Бог пожелал этого») обычно считается средством защиты от сглаза. Понимание сглаза варьируется в зависимости от уровня образования. Некоторые считают, что использование черного цвета полезно для защиты от сглаза. Другие используют таавиз , чтобы отвести сглаз. Владельцы грузовиков и других транспортных средств общественного транспорта обычно наклеивают на бамперы небольшую черную ткань, чтобы предотвратить сглаз. [63]

Различные амулеты от сглаза из Италии, такие как корнечелло , чимарута и лунула (1895 г.)

Корничелло корнетти («небольшой рог»), также называемый корнетто («небольшой рог», множественное число ) , представляет собой длинный, слегка скрученный амулет в форме рога. Корничелли обычно вырезают из красного коралла или делают из золота или серебра. Тип рога, который они призваны копировать, — это не закрученный рог овцы или козла, а скорее скрученный рог африканской канны или перца чили. [64] Зуб или клок шерсти итальянского волка носили как оберег от сглаза. [65]

Одна из идей заключается в том, что непристойные предложения, сделанные с помощью сексуальных символов, отвлекают ведьму от умственных усилий, необходимых для успешного наложения проклятия. Другая причина заключается в том, что, поскольку эффект глаза заключался в высыхании жидкости, высыхание фаллоса (приводящее к мужскому бессилию) можно было предотвратить, ища убежища во влажных женских гениталиях. Среди древних римлян и их культурных потомков в средиземноморских странах те, кто не был укреплен фаллическими чарами, должны были использовать сексуальные жесты , чтобы избежать взгляда. К таким жестам относятся почесывание яичек (для мужчин), а также жест mano cornuta и знак инжира ; кулак с большим пальцем, зажатым между указательным и средним пальцами, символизирующий фаллос во влагалище. Помимо фаллических талисманов, изображения римляне носили в качестве талисманов рук в этих жестах или покрытых магическими символами.

Два ручных знака ( инжирный знак и рогатый знак ), используемые в Италии против сглаза (1914 г.)

Обладатель сглаза, называемый Джеттаторе , описывается как обладатель поразительной внешности, высоких бровей и сурового взгляда, который прыгает из его глаз. Он часто имеет репутацию тайного причастника к темным силам и является объектом сплетен о магических и других запрещенных практиках. Успешные люди, обладающие огромным личным магнетизмом, быстро приобретают известность как джеттатори. Папу Пия IX боялись из-за его сглаза, и в последние десятилетия XIX века в Риме ходил целый цикл историй о катастрофах, произошедших по его следам. Общественные деятели всех типов, от поэтов до гангстеров, обладали особыми способностями, приписываемыми силе их глаз. [66]

Символ глаза, известный как l-għajn , часто встречается на традиционных рыбацких лодках, известных как luzzu . Говорят, что они защищают рыбаков от штормов и злых намерений. [67]

В Бразилии традиционно считается, что ряд растений защищают от сглаза, в первую очередь рута ( семейство Рута - арруда по-португальски).

Бразилия

[ редактировать ]

У бразильцев мау-ольхадо («акт плохого взгляда») или ольхо-гордо ( букв. « толстый глаз » , то есть «прожорливый глаз») обычно ассоциируется с завистью или ревностью к домашним и садовым растениям (которые через месяцы или годы здоровья и красоты, внезапно ослабнет, завянет и умрет без видимых признаков вредителя после посещения определенного друга или родственника), привлекательные волосы и реже экономический или романтический успех и семейная гармония.

В отличие от большинства культур, мау-ольхадо не считается чем-то опасным для маленьких детей. Вместо этого предполагается, что «язычники» или некрещеные дети подвергаются риску со стороны брукса (ведьм), которые сами имеют злонамеренные намерения, а не просто мау-ольхадо . Вероятно, это отражает галисийские народные сказки о мейгах (ведьмах), поскольку колониальная Бразилия была в основном заселена португальцами , в количестве большем, чем все европейцы, населявшие Соединенные Штаты до обретения независимости. Считается, что эти ведьмы приняли форму мотыльков, часто очень темных, которые беспокоят детей по ночам и отнимают у них энергию. По этой причине бразильцы-христиане часто держат амулеты в виде распятий вокруг, рядом или внутри кроватей, где спят дети.

Тем не менее, дети старшего возраста, особенно мальчики, которые довольно хорошо реализуют культурные идеалы хорошего поведения (например, не имеют никаких проблем с употреблением разнообразной пищи, послушны и уважительны по отношению к взрослым, добры, вежливы, прилежны и вежливы). не проявляющие никаких плохих отношений с другими детьми или их братьями и сестрами), но неожиданно превращающиеся в проблемных подростков или взрослых (например, не имеющие хороших привычек к здоровью, крайнюю лень или отсутствие мотивации к достижению своих жизненных целей, имеющие расстройства пищевого поведения или склонные к правонарушениям), Говорят, что они стали жертвами мау-ольхадо со стороны родителей детей, поведение которых не было таким достойным восхищения.

Амулеты, защищающие от мау-ольхадо, как правило, представляют собой устойчивые, от умеренно до сильно токсичных и темные растения в определенных и стратегически важных местах сада или у входа в дом. К ним относятся: рута обыкновенная , перец чили , диффенбахия блестящая , сансевиерия трехполосая и петиверия alliacea . Для тех, кому не хватает места или кто хочет «продезинфицировать» определенные места, их можно посадить все вместе в один горшок sete ervas («семь [счастливых] трав»), в который также будут входить базилик и розмарин . [68] [69] Однако сказано, что при использовании в доме или в любом другом месте для защиты от сглаза эти растения не следует использовать и в кулинарных целях.

Другие популярные амулеты, используемые в бразильских народных традициях против сглаза, включают: использование зеркал снаружи входной двери вашего дома, а также внутри вашего дома, лицом к входной двери; фигурка слона, обращенная спиной к входной двери; и крупную соль, которую кладут в определенные места дома. [70]

Испания и Латинская Америка

[ редактировать ]

Сглаз ( исп . Mal de ojo ) глубоко укоренился в испанской популярной культуре на протяжении всей ее истории, и Испания является источником этого суеверия в Латинской Америке.

В Мексике и Центральной Америке считается, что младенцы подвергаются особому риску сглаза, и в качестве защиты им часто дают браслет-амулет, обычно с нарисованным на амулете пятном, похожим на глаз. Еще одна профилактическая мера — позволить поклонникам прикасаться к младенцу или ребенку; Аналогичным образом человек, носящий предмет одежды, который может вызвать зависть, может предложить другим прикоснуться к нему или каким-либо другим способом развеять зависть.

Одно из традиционных лекарств в Латинской Америке заключается в том, что курандеро (народный целитель) проводит сырым куриным яйцом по телу жертвы, чтобы поглотить силу человека с сглазом. Позже яйцо разбивают в стакан с водой и помещают под кровать больного возле головы. Иногда это проверяют сразу, потому что яйцо выглядит так, как будто оно было приготовлено. Когда это происходит, это означает, что у пациента действительно был сглаз. Каким-то образом сглаз перешел на яйцо, и больной сразу выздоровел. Лихорадка, боль и диарея, тошнота/рвота проходят мгновенно. В традиционной латиноамериканской культуре юго-запада США и некоторых частей Латинской Америки яйцом можно провести над пациентом крестообразно по всему телу, одновременно читая «Отче наш» . Яйцо также кладут в стакан с водой, под кровать и возле головы, иногда его осматривают сразу или утром и если яйцо выглядит как сваренное, то это означает, что у них был сглаз и пациент начнет чувствовать себя лучше. Иногда, если пациент начинает заболевать и кто-то знает, что он смотрел на пациента, обычно на ребенка, если человек, который смотрел, подходит к ребенку и прикасается к нему, болезнь ребенка немедленно проходит, и энергия сглаза высвобождается. [71]

В некоторых частях Южной Америки акт ojear («сглазить кого-либо») является непроизвольным действием. Кто-то может порадоваться младенцам, животным и неодушевленным предметам, просто глядя на них и любуясь ими. Это может привести к заболеванию, дискомфорту или, возможно, смерти младенцев или животных, а также к поломке неодушевленных объектов, таких как автомобили или дома. Распространено мнение, что, поскольку это непроизвольное действие, совершаемое людьми с тяжелым взглядом , правильным способом защиты является прикрепление красной ленты к животному, ребенку или предмету, чтобы привлечь взгляд к ленте, а не к объекту, предназначенному для защиты. [72]

В отличие от других культур, в Мексике считается, что мал де охо («сглаз»; буквально «сглаз» или «болезнь глаза») может быть вызван чьим-то взглядом даже без всякой ревности, зависти или злой умысел со стороны указанного лица. Таким образом, идея мал де охо связана с другими традиционными верованиями в стране, касающимися предполагаемого основного чувства незащищенности и относительной уязвимости перед мощными враждебными силами в окружающей среде.

Изучая отношение к медицине в долине Санта-Клара в Калифорнии, где проживает много жителей мексиканского происхождения, Маргарет Кларк приходит, по сути, к такому же выводу: «Среди испаноязычных жителей Сал-си-Пуэдес пациент рассматривается как пассивный человек. и невинной жертвой злых сил в его окружении. Этими силами могут быть ведьмы, злые духи, последствия бедности или опасные бактерии, проникающие в его тело. Мексиканские народные концепции болезней частично основаны на представлении о том, что люди могут стать жертвами неосторожного или злонамеренного поведения других». [ нужна ссылка ]

Другим аспектом синдрома мал-де-охо при Икстепеджи является нарушение равновесия между жаром и холодом у пострадавшего. Согласно народным поверьям, плохие последствия нападения возникают из-за того, что «горячая» сила агрессора проникает в тело ребенка и выводит его из равновесия. Карриер показал, что мексиканская система «горячо-холодно» представляет собой бессознательную народную модель социальных отношений, на которую проецируются социальные тревоги. По словам Карриера, «природа мексиканского крестьянского общества такова, что каждый человек должен постоянно пытаться достичь баланса между двумя противоположными социальными силами: тенденцией к близости и тенденцией к отстранению. [Поэтому предполагается], что постоянная озабоченность человека достижение баланса между «теплом» и «холодом» — это способ воспроизвести, в символических терминах, фундаментальную деятельность в социальных отношениях». [73]

Пуэрто-Рико
[ редактировать ]

В Пуэрто-Рико Mal de ojo считается, что возникает, когда кто-то бросает на кого-то злобный взгляд ревности, обычно когда человек, получивший такой взгляд, не подозревает об этом. Ревность может быть замаскирована под положительный аспект, например, в комплименты или восхищение. мал де охо считается проклятием и болезнью. Считается, что без надлежащей защиты последуют неудачи, травмы и болезни. мал де охо Считается, что воздействие влияет на речь, отношения, работу, семью и, прежде всего, на здоровье. Поскольку мал де охо основано на зависти и комплиментах, оно порождает страх перед общением с людьми, не принадлежащими к их культуре. Косвенный вред может быть причинен им или их семье. Что касается детей, то они считаются более восприимчивыми к мал де охо , и считается, что это может их ослабить, что приведет к заболеванию. По мере того, как ребенок растет, предпринимаются все усилия, чтобы защитить его. При диагностике мал-де-охо важно обращать внимание на симптомы. Физические симптомы могут включать: потерю аппетита, слабость тела, боль в животе, бессонницу, лихорадку, тошноту, глазные инфекции, недостаток энергии и темперамент.

Экологические симптомы могут включать финансовые, семейные и личные проблемы, например, поломку автомобиля. Для тех, кто верит, важно знать обо всем, что пошло не так, потому что это может быть связано с мал де охо . Пуэрториканцы защищены браслетами азабаче. Mal de ojo также можно избежать, прикоснувшись к младенцу, когда он выражает восхищение. Наиболее распространенной практикой защиты в Пуэрто-Рико является использование браслетов азабаче. К этим браслетам традиционно прикреплен амулет из черного или красного коралла. Амулет имеет форму кулака с выступающим суставом указательного пальца.

Яйца — наиболее распространенный метод лечения мал-де-охо . Используемая также красная нить и масла более распространены в других культурах, но все еще используются в Пуэрто-Рико, в зависимости от Целителя или человека, который, как полагают, обладает способностью вылечить тех, кто стал жертвой. В конечном счете, нанесение кому-либо «сглаза» — довольно простой процесс, практикуемый во всем мире.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1946 году американский оккультист Анри Гамаш опубликовал текст под названием «Ужасы сглаза разоблачены!» (позже переизданный как «Защита от зла» ), в котором предлагаются указания, как защититься от сглаза. [74]

Освещение в СМИ и прессе

[ редактировать ]

В некоторых культурах считается, что чрезмерные комплименты и зависть накладывают проклятие. С древних времен подобные проклятия назывались сглазом. Согласно книге «Дурной глаз» фольклориста Алана Дандеса , [75] предпосылка этого убеждения состоит в том, что человек может причинить вред, просто взглянув на человека или собственность другого человека. Однако защиту легко обеспечить с помощью талисманов, которые можно носить, носить с собой или вешать дома, чаще всего с контурами человеческого глаза. В странах Эгейского моря люди со светлыми глазами считаются особенно могущественными, а амулетами в Греции и Турции обычно являются голубые шары. Индийцы и евреи используют обереги, держа руки ладонями вперед и с ушком в центре; Итальянцы используют рога фаллической формы, предназначенные для отвлечения заклинателей. [76]

См. также

[ редактировать ]

Амулеты и другая защита

[ редактировать ]
  • Азабаче - испанский и латиноамериканский амулет, используемый для защиты от сглаза, особенно в виде булавки, надеваемой на младенцев.
  • Глазное пятно (мимикрия) - встречается у живых организмов.
  • Рука Фатимы – амулет в форме ладони, популярный в Северной Африке и на Ближнем Востоке и широко используемый в украшениях и настенных коврах. ) , изображающая открытую правую руку, изображение, признанное и используемое в качестве знака защиты во многих случаях на протяжении всей истории, Рука Фатимы (также известная как Хамса традиционно считается обеспечивающим защиту от сглаза.
  • Хармал – растение, используемое для защиты от сглаза.
  • Зеркальные доспехи – считается, защищают не только от холодного оружия и стрел, но и от сглаза.
  • Красная нить (Каббала) - браслет в иудаизме, который носят для защиты от сглаза.
  • Бусины Джамби - ядовитые семена розария-гороха, которые используются для изготовления украшений, защищающих от малджо (дурного глаза) и злых духов. в тринбагонской традиции
  • Синий цвет – в Тринидаде и Тобаго считается, что он защищает от сглаза, особенно при ношении в качестве одежды или аксессуаров, а также при использовании красителя индиго.

Существа

[ редактировать ]

Концепции

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. Плутарх, Моралия , Книга VII.
  2. ^ Плиний Старший, Естественная история , VII.2.
  3. ^ Вергилий, Эклоги , III.1.103.
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Харгитай, Куинн (19 февраля 2018 г.). «Странная сила «сглаза» » . Би-би-си . Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 5 января 2021 г.
  2. ^ Росс, К. (2010). «Гипотеза: электрофизиологическая основа веры в сглаз». Антропология сознания . 21 : 47–57. дои : 10.1111/j.1556-3537.2010.01020.x .
  3. ^ Абарбанель, Исаак (2013). нахалат авот (на иврите) (2-е изд.). Ашкелон. п. 93. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Иуда Лев бен Бецалель , Нетивот олам , Израиль, 2014, стр. 214
  5. ^ Ульмер, Ривка (1994). Издательство КТАВ, ООО (ред.). Сглаз в Библии и раввинской литературе . Издательство КТАВ. п. 176. ИСБН  978-0-88125-463-1 .
  6. ^ Смит, Элейн (6 декабря 2019 г.). «Остерегайтесь сглаза. Или купите его просто ради удовольствия (опубликовано в 2019 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 5 января 2021 г.
  7. ^ Шарифи, Маэде (04 марта 2021 г.). «Восстановление традиции сглаза на Ближнем Востоке с помощью Сайрана» . newarab.com . Проверено 10 апреля 2024 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Машаллах: что это значит, когда это говорить и почему это следует делать» . Национальный . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 г. Проверено 25 августа 2018 г.
  9. ^ Мигдади, Фатхи; Бадарне, Мухаммад А.; Момани, Кавакиб (декабрь 2010 г.). «Божественная воля и ее продолжение: коммуникативные функции маашаллах в разговорном иорданском арабском языке» . Коммуникационные монографии . 77 (4): 480–499. дои : 10.1080/03637751.2010.502539 . ISSN   0363-7751 .
  10. ^ Парди, Деннис (2002). «VIII. ЗАКЛИНАНИЯ: RS 22.225: Атака сглаза и контратака». Письма Древнего мира: Ритуалы и культ в Угарите (т. 10) . Атланта: Общество библейской литературы. стр. 161–166. ISBN  1-58983-026-1 .
  11. ^ Робертс, Дж. М. (2004). Новая мировая история пингвинов (4-е изд.). Лондон: Пингвин. ISBN  9780141007236 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), Fascinum
  13. ^ «Марк 7, греческий подстрочный, синтаксический анализ и пословный перевод, бесплатно онлайн» . Публикации Абарима . Проверено 11 апреля 2023 г.
  14. ^ Лесли А. Бомонт (2013). Детство в древних Афинах: иконография и социальная история . Рутледж. п. 62. ИСБН  978-0415248747 .
  15. ^ Алан Дандес (1992). Сглаз: История болезни . Университет Висконсина Пресс. п. 182. ИСБН  9780299133344 .
  16. ^ Уитмор, А. (2017). «Увлекательная фашина : апотропная магия и как носить пенис». В Чифарелли, М.; Гавлински, Л. (ред.). Что я скажу об одежде? Теоретические и методологические подходы к изучению одежды в древности . Бостон, Массачусетс: Американский институт археологии . стр. 47–65.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паркер, А. (2017). «Защита войск? Фаллические резные фигурки на севере Римской Британии». В Паркер, А. (ред.). Ad Vallum : Статьи о римской армии и границах в честь доктора Брайана Добсона . BAR British Series 631. Оксфорд: Британский археологический отчет. стр. 117–130.
  18. ^ Паркер, А. (2018). «Колокола! Колокола! Приближаемся к тинтиннабуле в римской Британии и за ее пределами». В Паркер, А.; Маки, С. (ред.). Материальные подходы к римской магии: оккультные предметы и сверхъестественные вещества . Темы TRAC в римской археологии 2. Оксфорд: Oxbow. стр. 57–68.
  19. ^ Джонс, К. (1989). «Фаллос и сглаз». Секс или символ? Эротические изображения Греции и Рима . Лондон: Издательство Британского музея.
  20. ^ Меррифилд, Р. (1969). Римский Лондон . Лондон: Касселл. п. 170.
  21. ^ Аполлодор, Библиотека, примечание 10.
  22. ^ «Сборник мусульманских текстов USC-MSA» . Usc.edu. Архивировано из оригинала 3 сентября 2007 г. Проверено 22 сентября 2007 г.
  23. ^ «Дуа – Что говорить, когда боишься задеть что-то или кого-то своим глазом» . Makedua.com. Архивировано из оригинала 6 октября 2007 г. Проверено 22 сентября 2007 г.
  24. ^ Кора Линн Дэниэлс и др., ред., Энциклопедия суеверий, фольклора и оккультных наук мира (том III), стр. 1273, ун. Пресса Тихого океана, Гонолулу, ISBN   1-4102-0916-4
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эрбек, Гюран (1998). Номер по каталогу ковров. 1 . Май Сельчук А.С. Выпуск = 1-й.
  26. ^ Многолетние книги, 1970, стр. 186 .
  27. ^ Трамбол, 1896, с. 77 .
  28. ^ Уилкс, Эндрю (23 января 2021 г.). «Религиозные власти Турции осуждают заговоры от сглаза» . Аль-Джазира на английском языке . Архивировано из оригинала 30 января 2021 г. Проверено 30 января 2021 г.
  29. ^ Ракич, Елена. «Открытие искусства Древнего Ближнего Востока: археологические раскопки при поддержке Метрополитен-музея» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
  30. ^ Купер, Арабелла (2016). У глаз есть это: углубленное исследование идолов глаз Телль-Брака в 4-м тысячелетии до нашей эры: с упором на функцию и значение (PDF) (Диссертация). Университет Сиднея.
  31. ^ Раши Комментарий к Бытию 42:5; ср. Мидраш Раба (Бытие Раба, раздел 91:6); Мидраш Танхума (Варшавское издание), П. Микец , раздел 6; Таргум Псевдо-Ионафан о Бытии 42:5
  32. ^ «Сглаз в иудаизме» . Мое еврейское образование. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 г. Проверено 24 марта 2013 г.
  33. ^ Главы отцов, перевод и комментарии Самсона Рафаэля Хирша, Feldheim Publishers, ISBN   0-87306-182-9 стр. 32
  34. ^ Бава Меция, 107, 1
  35. ^ Моррисон, Чанан; Кук, Авраам Исаак Кук (2006). Золото из Земли Израиля: новый взгляд на еженедельную часть Торы — из сочинений раввина Авраама Исаака Ха-Коэна Кука» . Публикации Урима. п. 88. ИСБН  978-965-7108-92-5 .
  36. ^ Джойс Айзенберг и Эллен Сколник. «Вся история: забавные эссе о цифровых нудниках, селфи седера и воспоминаниях о курином супе», Incompra Press, ISBN   978-0-692-72625-9 стр. 153
  37. ^ Культура рождения. Еврейские свидетельства из сельской Швейцарии и окрестностей (на немецком и английском языках). Базель: Наоми Любрих. 2022. стр. 35–37. ISBN  978-3796546075 .
  38. ^ «Библейский центр – Марка 7:22» .
  39. ^ «Laparola.net — ὀφθαλμός в Новом Завете» .
  40. ^ Дракула. ​​Архивировано 5 мая 2009 г. в Wayback Machine , роман Брэма Стокера, издание 1897 года, онлайн. п. ?
  41. ^ «Сглаз — Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 г. Проверено 25 августа 2018 г. Распространено мнение, что человек может взглянуть или пристально посмотреть на чужую любимую вещь и, если завидует удаче другого человека, причинить ей вред, повредить или уничтожить ее.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крук, Ремке (май 2005 г.). «Гарри Поттер в Персидском заливе: современный ислам и оккультизм». Британский журнал ближневосточных исследований . 32 (1): 47–73. дои : 10.1080/13530190500081626 . JSTOR   30037661 . S2CID   159793466 .
  43. ^ Гигер, Джойс Ньюман (29 января 2016 г.). Транскультурный уход . Elsevier Науки о здоровье. п. 351. ИСБН  9780323400046 .
  44. ^ Шанкар, Виджай Н. (20 августа 2014 г.). Бой с тенью с богами . Издательство Лидстарт. п. 43. ИСБН  9789381836804 .
  45. ^ Валсинер, Яан (2 февраля 2000 г.). Культура и человеческое развитие . Публикации SAGE. п. 182. ИСБН  9780761956846 . В Раджастане (Индия) средство от «сглаза» включает семь красных перцев чили и немного соли, которые кружат над головой больного ребенка перед тем, как бросить их в очаг.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ахо, Уильям Р.; Минотт, Кимлан (1 марта 1977 г.). «Креольская и врачебная медицина: народные верования, практики и ориентация на современную медицину в сельской местности и промышленных пригородах Тринидада и Тобаго, Вест-Индия» . Социальные науки и медицина . 11 (5): 349–355. дои : 10.1016/0037-7856(77)90193-7 . ISSN   0037-7856 . ПМИД   905845 .
  47. ^ «Магия и фольклор бутылочных деревьев» . Изучайте религии . Проверено 22 декабря 2023 г.
  48. ^ Симпсон, Джордж Э. (октябрь 1962 г.). «Народная медицина в Тринидаде» . Журнал американского фольклора . 75 (298): 326–340. дои : 10.2307/538368 . JSTOR   538368 .
  49. ^ Петропулос, Джон (2008). «Ритуальное слово и символическое движение в заговорах от сглаза». Греческая магия: древняя, средневековая и современная . Лондон: Рутледж. стр. 107–117.
  50. ^ Дабилис, Энди. «Я наложил на тебя заклятие: большинство греков верят в сглаз» . Национальный вестник . Проверено 16 февраля 2021 г.
  51. ^ Эргиль, Лейла Ивонн (10 июня 2021 г.). «Талисман Турции по суевериям: сглаз, гранаты и прочее» . Ежедневный Сабах . Проверено 5 апреля 2023 г.
  52. ^ Ликиардопулос, Амика (1981). «Сглаз: на пути к исчерпывающему исследованию» . Фольклор . 92 (2): 221–230. дои : 10.1080/0015587X.1981.9716210 . ISSN   0015-587X . JSTOR   1259477 . Проверено 22 декабря 2023 г.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Одинокая планета Ближний Восток . Одинокая планета; 6-е издание, 2009 г., с. 559.
  54. ^ «Что означают разные цвета сглаза?» . 10 мая 2023 г. Проверено 18 декабря 2023 г.
  55. ^ Штольц, Дастин (26 мая 2012 г.). «Сглаз и горная карма в Азербайджане» . www.dustinstoltz.com . Архивировано из оригинала 23 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
  56. ^ «История и значение турецкого сглаза» . 5 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 25 мая 2020 г. Проверено 16 мая 2020 г.
  57. ^ Тернер, Джон В. «Эфиопское православие: вера и практика». Страновое исследование: Эфиопия. Архивировано 10 сентября 2012 г. в Wayback Machine . Томас П. Офкански и ЛаВерль Берри, ред. Вашингтон: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса, 1991.
  58. ^ Кемп, Чарльз. « Эфиопы и эритрейцы. Архивировано 10 декабря 2012 г. в archive.today » . Здоровье беженцев – здоровье иммигрантов . Уэйко, Техас: Университет Бэйлора.
  59. ^ Финнеран, Найл. « Эфиопская вера в сглаз и магический символизм обработки железа. Архивировано 12 июля 2012 г. в Wayback Machine ». Фольклор , Vol. 114, 2003.
  60. ^ Гелета, река Амсалу. Тематическое исследование: Демонизация и практика экзорцизма в эфиопских церквях. Архивировано 1 января 2010 г. в Wayback Machine. Лозаннский комитет всемирной евангелизации, Найроби, август 2000 г.
  61. ^ Каннан, Шалини (2016). «Сюрпризы и суеверия в сельском штате Тамилнад» . Архивировано из оригинала 06.11.2019 . Проверено 6 ноября 2019 г.
  62. ^ Амариглио, Джек; Калленберг, Стивен Э; Руччо, Дэвид Ф (2013). Постмодернизм, экономика и знание . Рутледж. стр. 217–. ISBN  978-1-134-83668-0 .
  63. ^ Гилзай, С.А., и Канвал, А. (2016) Семиотический анализ убеждений о сглазе среди пакистанских культур и их предопределенного поведения. Проблемы исследований в социальных науках, 47–67.
  64. ^ Счастливчик Моджо. «Корно (Итальянский амулет из рога)» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
  65. ^ (на итальянском языке) Альтобелло, Г. (1921), Фауна Абруццо и Молизе. Млекопитающие. IV. I Carnivori (Carnivora). Архивировано 4 мая 2016 г. в Wayback Machine , Colitti e Figlio, Кампобассо, стр. 38–45
  66. ^ Мэлони, Кларенс. Злой глаз . Нью-Йорк: Columbia UP, 1976. с. 29. ISBN   0-231-04006-7 .
  67. ^ «Традиционное мореплавание постепенно приходит в упадок» . 30 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 01 декабря 2018 г. Проверено 1 декабря 2018 г.
  68. ^ резвый. «Сделайте 5 заклинаний с рутой, чтобы открыть пути и защиту» . Терра (на бразильском португальском языке) . Проверено 28 октября 2023 г.
  69. ^ Гизетти, Франко. «Откройте для себя силу и защиту семи трав» (на португальском языке). Архивировано из оригинала 12 декабря 2012 года . Проверено 19 января 2012 г.
  70. ^ Кайрес, Оливия. «Proteja sua casa do mau olhado» (на португальском языке). Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 22 февраля 2015 г.
  71. ^ «Медицинская антропология: объяснения болезней» . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 г.
  72. ^ Флорес, Франц. « Сглаз этнографии классической и постмодернистской чистой » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 г.
  73. ^ Мэлони, Кларенс. Злой глаз . Нью-Йорк: Columbia UP, 1976. с. 184. ISBN   0-231-04006-7 .
  74. ^ Гамаш, Анри (1946) Разоблаченные ужасы сглаза Raymond Publishing, Нью-Йорк, ОСЛК   9989883 ; переиздано в 1969 году как «Защита от зла» Дорин, Даллас, Техас, ОСЛК   39132235
  75. ^ Дандес, Алан (редактор) (1992) Дурной глаз: сборник примеров University of Wisconsin Press , Мэдисон, Висконсин, ISBN   0-299-13334-6 ; первоначально опубликовано в 1981 году издательством Garland Publishing, Нью-Йорк.
  76. Риццо, Джонна (апрель 2013 г.) Журнал National Geographic

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергер, Аллан С. «Сглаз: осторожный взгляд». Журнал религии и здоровья 52, вып. 3 (2013): 785-788.
  • Бортвик, Э. Керр (2001). «Сократ, сократики и слово ΒΛΕΠΕΔΑΙΜΩΝ». The Classical Quarterly New Series, 51 (1): стр. 297–301.
  • Дикки, Мэтью В. (январь 1991 г.). «Гелиодор и Плутарх о сглазе». Классическая филология 86 (1): стр. 17–29.
  • Дандес, Алан (1992). Сглаз: История болезни . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  0-299-13334-6 .
  • Эллиотт, Джон Х. (2015). Остерегайтесь сглаза: Сглаз в Библии и древнем мире: Том 1: Введение, Месопотамия и Египет . Юджин, Орегон: Каскад.
  • Эллиотт, Джон Х. (2016). Остерегайтесь сглаза: Сглаз в Библии и древнем мире: Том 2: Греция и Рим . Юджин, Орегон: Каскад.
  • Элворти, Фредерик Томас (1895). Дурной глаз: рассказ об этом древнем и широко распространенном суеверии . Джон Мюррей, Лондон, ОСЛК   2079005 ; переиздано в 2004 году под названием: « Сглаз: классический рассказ о древнем суеверии» Dover Publications, Минеола, Нью-Йорк, ISBN   0-486-43437-0 ( онлайн-текст, заархивировано 10 марта 2005 г. в Wayback Machine )
  • Гиффорд, Эдвард С. (1958). Сглаз: исследования фольклора видения . Макмиллан, Нью-Йорк, ОСЛК   527256
  • Холстед Л. В поисках убежища от завистников: Материальная культура сглаза от поздней античности до ислама. Кандидатская диссертация. Нью-Йоркский университет; 2022.
  • Джонс, Луи К. (1951). «Сглаз среди американцев европейского происхождения». Западный фольклор 10 (1): стр. 11–25.
  • Лимберис, Василики (апрель 1991 г.). «Глаза, зараженные злом: Проповедь Василия Кесарийского». Гарвардский теологический обзор 84 (2): стр. 163–184.
  • Ликиардопулос, Амика (1981). «Сглаз: к исчерпывающему исследованию». Фольклор 92 (2): стр. 221–230.
  • Меерлоо, Йост Абрахам Мауриц (1971). Интуиция и сглаз: естественная история суеверия . Сервире, Вассенаар, Нидерланды, OCLC   415660 .
  • Шамаш, Джек (2020). Сглаз: Магия зависти и разрушения . Foxy Books, Лондон. ISBN   978-1-5272-5860-0 .
  • Слон, Кэтлин Уорнер и Дикки, MW (1993). «Книдийская фаллическая ваза из Коринфа». Гесперия 62 (4): стр. 483–505. дои : 10.2307/148191 . JSTOR   148191 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0dccc9fce6374ed5361c44301acf57ef__1721052900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/ef/0dccc9fce6374ed5361c44301acf57ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Evil eye - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)