Будда (фольклор)
Буда ( Ge'ez : ቡዳ) (или боуда ), в эфиопской и эритрейской народной религии , — это сила сглаза и способность превращаться в гиену . Широкая общественность обычно считает Буду властью, принадлежащей к другой социальной группе, например, среди Бета-Израиль или рабочих-металлистов. [ 1 ] [ 2 ] : 20–21 Эта вера также присутствует в Судане , Танзании и среди берберов в Марокко . [ 3 ]
Вера в сглаз, или буда, до сих пор широко распространена в Эфиопии. [ 4 ] Бета-Израиль, или эфиопские евреи, часто характеризуются другими как обладающие буда. [ 2 ] : 20–21 Другие касты, такие как мастера по металлу, часто считаются носителями буды. [ 1 ] Фактически, амхарское слово « табиб» , обозначающее работника физического труда , также используется для обозначения «человека с сглазом». [ 5 ] : 49 Предполагаемая злая сила табиба, как полагают, находится на уровне, подобном силе ведьм . [ 1 ]
Предполагаемая распространенность Буды среди посторонних коррелирует с традиционным убеждением, что проклятия сглаза сами по себе коренятся в зависти. Таким образом, те, кто якобы обладает силой буда, могли сделать это из-за злых духов. В одном исследовании указывается, что они, как полагают, «наделены силой злого духа». [ 6 ] Найл Финнеран описывает, как «идея магического творения лежит в основе восприятия ремесленников в Эфиопии и в более широком африканском контексте. Во многих случаях эти навыки были приобретены изначально из стихийного источника зла по отцовской линии, что напоминает Фаустовский договор . " [ 1 ] Сила сглаза позволяет его носителю превращаться в гиену , позволяя ему или ей нападать на другого человека, скрывая при этом свою человеческую личность. [ 6 ]
Некоторые эфиопские и эритрейские христиане носят амулет или талисман, известный как китаб , или призывают имя Бога, чтобы предотвратить вредное воздействие буды. [ 7 ] Эти защитные амулеты или талисманы создает дебетера , который является либо нерукоположенным священником, либо образованным мирянином, практикующим традиционную медицину, а иногда и магию. [ 1 ] [ 6 ]
Рукоположенные эфиопские православные священники также продолжают вмешиваться и проводить экзорцизм от имени тех, кто, как считается, страдает от демонов или буды. Таких людей приводят в церковь или на молитвенное собрание. [ 6 ] Амсалу Гелета в современном тематическом исследовании описывает элементы, общие для эфиопских христианских экзорцизмов:
Оно включает в себя пение хвалебных и победных песен, чтение Священного Писания, молитву и противостояние духу во имя Иисуса. Диалог с духом – еще одна важная часть церемонии экзорцизма. Это помогает консультанту (экзорцисту) узнать, как дух действовал в жизни бесноватого. Признаки и события, упомянутые духом, утверждаются жертвой после избавления. [ 6 ]
Экзорцизм не всегда бывает успешным, и Гелета отмечает еще один случай, когда обычные методы оказались безуспешными, и демоны, по-видимому, покинули тему позже. В любом случае, «во всех случаях духу повелевают не иначе как именем Иисуса». [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Финнеран, Найл (2003). «Эфиопская вера в сглаз и магический символизм обработки железа» . Фольклор . 114 . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Вагав, Тешоме Г. Для нашей души: эфиопские евреи в Израиле . Детройт: Университет штата Уэйн. Пресс, 1993.
- ^ Вудворд, Ян (1979). Заблуждение оборотня . п. 256. ИСБН 978-0-448-23170-9 .
- ^ Тернер, Джон В. «Эфиопское православное христианство: вера и практика». Страновое исследование: Эфиопия . Томас П. Офкански и ЛаВерль Берри, ред. Вашингтон: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса, 1991.
- ^ Беквит, Кэрол, Анджела Фишер и Грэм Хэнкок. Африканский ковчег . Нью-Йорк: Генри Н. Абрамс, Inc., 1990.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гета, река Амсалу. Тематическое исследование: Демонизация и практика экзорцизма в эфиопских церквях. Архивировано 1 января 2010 г. в Wayback Machine. Лозаннский комитет по всемирной евангелизации, Найроби, август 2000 г.
- ^ Кемп, Чарльз. « Эфиопы и эритрейцы. Архивировано 10 декабря 2012 г. в archive.today » . Здоровье беженцев – здоровье иммигрантов . Уэйко, Техас: Университет Бэйлора.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хагар Саламон, Народ гиен: эфиопские евреи в христианской Эфиопии , University of California Press, 1999, ISBN 0-520-21901-5 .
- Реминик, Рональд А. 1974. Вера в сглаз среди амхара в Эфиопии. Этнология 13:279-291.
- Реминик, Рональд А. 1976. Вера в сглаз среди амхара в Эфиопии. Дурной глаз , Кларенс Мэлони, изд., стр. 85–101. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Веккьято, Норберто. 1994. Сглаз, убеждения в отношении здоровья и социальная напряженность среди Сидама. В « Новых тенденциях в эфиопских исследованиях: материалы 12-й Международной конференции по эфиопским исследованиям» , Гарольд Маркус, изд., том 2, 1033–1043. Лоуренсвилл, Нью-Джерси: Red Sea Press.