Магия и религия
Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( сентябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Магия |
---|
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Вера в магию существует во всех обществах, независимо от того, существует ли в них организованная религиозная иерархия, включая формальное духовенство , или более неформальные системы. Хотя такие концепции чаще появляются в культурах, основанных на политеизме , анимизме или шаманизме . Религия и магия оказались концептуально разделены на Западе , где возникло различие между сверхъестественными событиями, санкционированными утвержденной религиозной доктриной, и магией, укорененной в других религиозных источниках. С появлением христианства это стало характеризоваться контрастом между божественными чудесами и народной религией , суевериями или оккультными спекуляциями.
Различие
[ редактировать ]Ранние социологические интерпретации магии Марселя Мосса и Анри Юбера подчеркивали социальные условия, в которых развивается феномен магии. [1] По их мнению, религия является выражением социальной структуры и служит поддержанию сплоченности сообщества (поэтому религия является публичной), а магия — это индивидуалистическое действие (и, следовательно, частное). [1]
Ральф Меррифилд , британский археолог, автор первого полноформатного тома, посвященного материальному подходу к магии. [2] определил различия между религией и магией:«Религия» используется для обозначения веры в сверхъестественные или духовные существа; «магия» — использование практик, направленных на то, чтобы поставить под контроль оккультные силы и таким образом повлиять на события; «ритуал», предписанное или привычное поведение, которое может быть религиозным, если оно предназначено для того, чтобы успокоить или завоевать благосклонность сверхъестественных существ, магическое, если оно предназначено для действия через безличные силы симпатии или путем контроля над сверхъестественными существами, или социальное, если его цель состоит в том, чтобы укрепить социальную организацию или облегчить социальное общение». [3]
В 1991 году Хенк Верснель утверждал, что магия и религия функционируют по-разному и что их можно широко определить в четырех областях: Намерение – магия используется для достижения ясных и непосредственных целей человека, тогда как религия менее целеустремленна и имеет свои взгляды. ставить долгосрочные цели; Отношение - магия является манипулятивной, поскольку процесс находится в руках пользователя, «инструментальная принудительная манипуляция», в отличие от религиозного отношения «личных и умоляющих переговоров»; Действие – магия – это техническое упражнение, которое часто требует профессиональных навыков для выполнения действия, тогда как религия зависит не от этих факторов, а от воли и чувств богов; Социальные – цели магии противоречат интересам общества (поскольку личная выгода человека дает ему несправедливое преимущество перед сверстниками), тогда как религия имеет более доброжелательные и положительные социальные функции. [4]
Связь
[ редактировать ]Такое разделение терминов «религия» и «магия» в функциональном смысле оспаривается. Утверждалось, что отказ от термина «магия» в пользу обсуждения «веры в духовных существ» поможет создать более значимое понимание всех связанных с этим ритуальных практик. [5] Однако использование слова «магия» рядом со словом «религия» — это один из способов попытаться понять сверхъестественный мир, даже если его место в конечном итоге может занять какой-то другой термин. [4]
Постулат современной антропологии , по крайней мере с начала 1930-х годов, заключается в том, что между магией и религией существует полная преемственность.
Роберт Ранульф Маретт (1932) сказал:
Многие ведущие антропологи, в том числе автор «Золотой ветви», полностью или в основном отказались бы называть религией эти почти невнятные церемонии очень скромных людей. Однако я боюсь, что не смогу последовать за ними. [...] Это загадки и поэтому, по крайней мере, в общем, сродни религии. Более того, они пользуются высочайшим общественным уважением как имеющие безграничную ценность как сами по себе, так и по своим последствиям. Таким образом, называть их оскорбительным названием магии, как если бы они были на одном уровне с зрелищами, которые позволяют некоторым негодяям трепать нервы дураков, совершенно ненаучно; ибо в нем смешиваются две вещи, которые изучающий человеческую культуру должен строго разделять, а именно: нормальное развитие социальной жизни и один из ее болезненных побочных продуктов. Следовательно, для меня они принадлежат религии, но, конечно же, рудиментарной религии — ранней стадии того же мирового института, который мы знаем под этим именем между собой. Я вынужден постулировать строжайшую преемственность между этими стадиями того, что я здесь взялся интерпретировать как естественный рост. [6]
Эрнст Кассирер (1944) писал:
Кажется, одним из постулатов современной антропологии является то, что между магией и религией существует полная преемственность. [примечание 35: См., например, Р.Р. Маретт, Вера, надежда и милосердие в примитивной религии, Гиффордские лекции (Macmillan, 1932), лекция II, стр. 21 и далее.] ... У нас нет вообще никаких эмпирических доказательств. что когда-либо была эпоха магии, за которой последовала и сменилась эпохой религии. [7]
В древнем Египте религия считала, что действия богов поддерживают маат , создают и поддерживают все живое. [8] Они проделали эту работу, используя силу, которую египтяне называли хека , термин, который обычно переводится как «магия». Гека была фундаментальной силой, которую бог-творец использовал для формирования мира и самих богов. [9] Магия (олицетворяемая богом Хекой ) была неотъемлемой частью религии и культуры, известной нам благодаря значительному корпусу текстов, являющихся продуктами египетской традиции. [10] Хотя категория магии вызывает споры в современной египтологии, ее применимость явно подтверждается древней терминологией. [11] Коптский термин «хик» является потомком фараонского термина «хека» , который, в отличие от своего коптского аналога, не имел никакого оттенка нечестия или незаконности и засвидетельствован от Древнего царства до римской эпохи. [11] Хека считалась морально нейтральной и применялась к обычаям и верованиям как иностранцев, так и египтян. [12] Инструкция для Мерикаре сообщает нам, что хека была благодеянием, подаренным создателем человечеству «...чтобы быть оружием, отражающим удар событий». [13] Магия практиковалась как грамотными жрецами, так и неграмотными фермерами и пастухами, а принцип хека лежал в основе всей ритуальной деятельности, как в храмах, так и в частной обстановке. [14]
Английское слово «магия» берет свое начало в Древней Греции . [15] В конце шестого и начале пятого веков до нашей эры персидский магуш был грекизирован и введен в древнегреческий язык как μάγος и μαγεία . [16] При этом оно трансформировало смысл, приобретя негативный оттенок: магоса считали шарлатаном, чьи ритуальные практики были мошенническими, странными, нетрадиционными и опасными. [16] Как отмечал Дэвис, для древних греков — а впоследствии и для древних римлян — «магия не отличалась от религии, а скорее была нежелательным, ненадлежащим ее выражением — религией другого». [17] Историк Ричард Гордон предположил, что для древних греков обвинение в занятиях магией было «формой оскорбления». [18] Плиний Старший, похоже, признает, что в Британии и Галлии волхвы — это жрецы иностранной религии, подобно друидам кельтов . [19]
На протяжении всей истории значения магии менялись от положительных до отрицательных. [20] В западной культуре магия была связана с идеями Другого . [21] иностранность, [22] и примитивизм; [23] указывая на то, что это «мощный маркер культурных различий». [24] и точно так же несовременное явление. [25] В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков западные интеллектуалы воспринимали практику магии как признак примитивного менталитета и обычно приписывали ее маргинализированным группам людей. [24]
Перекрестки
[ редактировать ]Даже в тех местах и во времена, когда магия и религия считались отдельными, отдельными понятиями, существовало множество исторических пересечений, когда аспекты одного могли быть синкретизированы или заимствованы из другого. [ нужна ссылка ]
Ритуалы
[ редактировать ]И магия, и религия содержат ритуалы . [3] Большинство культур имели или имели в прошлом ту или иную форму магической традиции, признающей шаманскую взаимосвязь духа. Это могло быть давным-давно, как народная традиция, которая вымерла с установлением основной мировой религии, такой как иудаизм , христианство , ислам или буддизм , или она может все еще сосуществовать с этой мировой религией. [26] Коптские христиане писали магические заклинания с I по XII века. [27]
Имена богов как настоящие имена
[ редактировать ]Существует давняя вера в силу истинных имен , которая часто происходит от магической веры в то, что знание настоящего имени существа дает власть над ним. [28]
Если имена обладают силой, то знание имени бога, считающегося верховным в религии, должно давать величайшую силу из всех. Эта вера отражена в традиционной Викке , где имена Богини и Рогатого Бога – двух верховных божеств Викки – обычно считаются секретом, который раскрывается только посвященным. Эта вера также отражена в древнем иудаизме, который использовал Тетраграмматон (ЯХВЕ, обычно переводимый как « Господь » заглавными буквами) для обозначения Бога в Танахе . Та же вера наблюдается в индуизме , но с другими выводами; скорее, достижение трансцендентности и силы Бога рассматривается как благо . Таким образом, некоторые индуисты как можно чаще повторяют имена своих любимых божеств, наиболее распространенным из которых является Кришна . [29]
Магия и авраамические религии
[ редактировать ]У магии и авраамических религий было несколько неоднозначное прошлое. Версия Библии короля Иакова включала знаменитый перевод: «Ворожеи не оставь в живых» (Исход 22:18), [30] Бог Саула упрекает за то, что он обратился за советом к прорицателю, который мог контактировать с духами . как посох фараоновых волхвов, так и посох Моисея и Аарона С другой стороны, в Библии зафиксированы, казалось бы, магические знаки: например, в змей могли превращаться (Исход 7:8-13). Однако, как указывает Скотт Ногель, критическая разница между магией фараоновских магов и немагией Моисея заключается в способе, с помощью которого посох становится змеей. Волшебники фараона использовали «свои тайные искусства», тогда как Моисей просто бросал свой посох, чтобы превратить его в змею. Для древнего египтянина поразительная разница заключалась бы в том, что Моисей не использовал ни тайных искусств, ни магических слов. В Торе Ногель указывает, что ЯХВЕ не нуждается в магических ритуалах, чтобы действовать. [31]
Слова «ведьма» и « колдовство » встречаются в некоторых английских версиях Библии. В Исходе 22:18 в версии короля Иакова говорится: «Ворожеи не оставь в живых». Точное значение еврейского слова мехшефа (корень кашаф ), переведенного здесь как «ведьма», а в некоторых других современных версиях, как «колдунья», неясно. В Септуагинте оно было переведено как pharmakeia , что означает «аптека», и на этом основании Реджинальд Скот утверждал в 16 веке, что слово «ведьма» — это неправильный перевод и подразумевались отравители. [32]
См. также
[ редактировать ]- Антропология религии - изучение религии, связанной с другими религиями или институтами.
- Экзорцизм – изгнание духовных сущностей из человека или места.
- История магии - История сверхъестественных явлений.
- Мистика - практика религиозных переживаний в альтернативных состояниях сознания.
- Миф и ритуал – два центральных компонента религиозной практики
- Связь между религией и наукой
- Religio - латинское происхождение современной лексемы религия.
- Религия и мифология - пересекающиеся понятия в мифе и религии.
- Колдовство (гоэтия) – магическая практика, связанная с вызовом духов.
- Теории о религии - Теории религии в социальных науках и заповеди, на которых они основаны.
- Поклонение небесным телам - Поклонение звездам и другим небесным телам как божествам.
Ссылки
[ редактировать ]В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( декабрь 2023 г. ) |
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паси, М. 2006. «Магия». в Штукраде, Коку фон (ред.) Словарь древней религии Брилла. Том III. МИСТЕР. Лейден и Бостон, Брилл. 1134-1140.
- ^ Хоулбрук, К. и Армитидж, Н. «Введение: материальность материальности магии», в Хоулбрук, К. и Армитидж, Н. (ред.) « Материчность магии: артефактное исследование ритуальных практик и популярных верований». .Оксфорд и Филадельфия, Oxbow Books. 1-13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меррифилд, Р. 1987. Археология ритуалов и магии . Лондон, Издательство Гильдии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верснель, Х.С. 1991. «Некоторые размышления о взаимоотношениях магии и религии». Нумен 38 (2). 177-195.
- ^ Отто, Британская Колумбия. 2013. «К историзации «магии» в древности», Numen 60. 308–347.
- ^ Роберт Ранульф Маретт (1932) Вера, надежда и милосердие в примитивной религии. Архивировано 19 ноября 2011 г. в Wayback Machine , в Gifford Lectures . Лекция II Надежда .
- ^ Кассирер, Эрнст (1944) Очерк о человеке , часть II, глава 7 «Миф и религия» , стр. 122-3.
- ^ Тобин 1989 , стр. 197–200.
- ^ Хорнунг 1982 , стр. 207–209.
- ^ Белл, Х.И., Нок, А.Д., Томпсон, Х., Магические тексты из двуязычного папируса в Британском музее, Труды Британской академии, том, XVII, Лондон, стр. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ритнер, Р.К., Магия: обзор в Редфорде, Д.Б., Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Oxford University Press, 2001, стр. 321.
- ^ Ритнер, Р.К., Магия: обзор в Редфорде, Д.Б., Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Oxford University Press, 2001, стр. 321–322.
- ^ Ритнер, Р.К., Магия: обзор в Редфорде, Д.Б., Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Oxford University Press, 2001, стр. 322
- ^ Ритнер, Р.К., Магия: обзор в Редфорде, Д.Б., Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Oxford University Press, 2001, стр. 323
- ^ Бреммер 2002 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отто и Стаусберг 2013 , с. 16.
- ^ Дэвис 2012 , с. 41.
- ^ Гордон 1999 , с. 163.
- ^ Плиний Старший (1963). Естественная история . Перевод Х. Рэкхема; Д. Е. Эйхгольц; УВС Джонс. Лондон: Хайнеманн.
- ^ Бэйли 2018 , стр. 1–5.
- ^ Богдан 2012 , стр. 2; Грэм 2018 , стр. 255.
- ^ Бэйли 2018 , с. 89.
- ^ Дэвис 2012 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стайерс 2004 , с. 14.
- ^ Стайерс 2004 , с. 8.
- ↑ Магия и религия. Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Мейер, Марвин В. (1999). Древние христианские магические коптские тексты ритуальной силы . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691004587 .
- ^ Фишер, Эрнст (1981). Необходимость искусства: марксистский подход . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. п. 31.
- ^ Гоник, Ларри . Мультяшная история Вселенной . Даблдэй.
- ^ Версия Библии короля Иакова . 1611.
- ^ Ногель, Скотт Б. (1996). «Моисей и магия: Заметки о Книге Исход» (PDF) . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 24 :45–59 . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Скот, Реджинальд (ок. 1580 г.) Книга «Открытие колдовства» VI гл. 1.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бейли, Майкл Д. (2006). «Смыслы магии» . Магия, ритуалы и колдовство . 1 (1): 1–23. дои : 10.1353/mrw.0.0052 .
- Бейли, Майкл Д. (2018). Магия: основы . Абингдон и Нью-Йорк : Рутледж . ISBN 978-1-138-80961-1 .
- Богдан, Хенрик (2012). «Введение: Современная западная магия». Овен . 12 (1): 1–16. дои : 10.1163/147783512X614812 .
- Бреммер, Ян Н. (2002). «Рождение термина магия». Ян Н. Бреммер; Ян Р. Винстра (ред.). Метаморфозы магии от поздней античности до раннего Нового времени . Левен: Питерс. стр. 1–2. ISBN 9789042912274 .
- Дэвис, Оуэн (2012). Магия: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199588022 .
- Гордон, Ричард (1999). «Представляя греческую и римскую магию». В Бенгте Анкарлоо; Стюарт Кларк (ред.). Атлонская история колдовства и магии в Европе . Том. 2: Древняя Греция и Рим. Лондон: Атлон Пресс. стр. 159–275. ISBN 978-0485890020 .
- Грэм, Элизабет (2018). «Вы верите в волшебство?». Материальная религия: журнал предметов, искусства и веры . 14 (2): 255–257. дои : 10.1080/17432200.2018.1443843 . S2CID 195037024 .
- Хорнунг, Эрик (1982) [немецкое издание 1971 г.]. Представления о Боге в Египте: Один и Многие . Перевод Джона Бейнса. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-1223-3 .
- Отто, Берндт-Кристиан; Стаусберг, Майкл (2013). Определение магии: читатель . Дарем: Равноденствие. ISBN 9781908049803 .
- Стайерс, Рэндалл (2004). Создание магии: религия, магия и наука в современном мире . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195169416 .
- Тобин, Винсент Арье (1989). Богословские основы египетской религии . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-1082-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Верслуис, Артур (1986). Философия магии . Рутледж и Меган Пол.