Jump to content

Религия и личность

Большинство ученых сходятся во мнении, что религиозность (также называемая религиозностью) не является самостоятельной чертой личности , несмотря на то, что между их характеристиками существует некоторая общность. [1] [2] человека Религиозность и личностные качества связаны с чувствами , мыслями и поведением . [2] Однако, в отличие от личности, уровень религиозности человека часто измеряется наличием или отсутствием веры в высшую силу и отношениями с ней, определенным образом жизни или поведением, принятыми для высшей силы, а также чувством принадлежности к другим последователям своей религии. [2] Кроме того, личностные черты имеют тенденцию следовать нормальному распределению , так что большинство оценок индивидуумов по личностным чертам будут сосредоточены в среднем, а не чрезвычайно высоком или низком уровне. Однако распределение религиозности не является нормальным, так что есть больше людей, которые набирают особенно высокие или низкие баллы по шкале религиозности. [2]

Изучение религиозности в ее связи с личностными характеристиками может обеспечить эмпирический способ изучения сложной концепции. Со временем религиозность стала последовательным поведением почти во всех культурах, что может свидетельствовать о том, что личность связана с религиозностью. Используя современные, эмпирически проверенные методы измерения личности, исследователи могут искать связи и получать количественные результаты, чтобы понять, как и почему религия является таким важным элементом человеческого бытия. [3] В целом, если суммировать исследования религиозности и личности, между ними не наблюдается сильной связи. [2] Хотя есть исследования, позволяющие предположить, что существует умеренная связь между умственными способностями и религиозностью , умственные способности не считаются аспектом личности. [2] Похоже, что религиозность лучше объяснить средой и воспитанием, а не личностью, так что люди, скорее всего, сохранят убеждения семьи, в которой они выросли. [2] Исследования религиозности также ограничены, поскольку многие психологические исследования ориентированы на западное население, и поэтому исследования религиозности и личности также могут быть перекошены в сторону западных религий.

Пятифакторная модель личности

[ редактировать ]

Пятифакторная модель личности в настоящее время принята как комплексная модель личности. [4] Пятифакторная модель (FFM) определяет пять общих черт («Большая пятерка»), лежащих в основе множества более узких черт, которые вместе можно использовать для описания личности. Выявленные черты:

  • Экстраверсия — общительная, разговорчивая и общительная против сдержанной, застенчивой и замкнутой. [2]
  • Невротизм — тревожный, капризный и чувствительный против расслабленного и стабильного. [2]
  • Добросовестность — организованность, тщательность и точность в сравнении с беспорядочностью, небрежностью и ненадежностью. [2]
  • Доброжелательность — готовность сотрудничать, добрый и нежный против грубости, резкости и холодности. [2]
  • Открытость опыту — нетрадиционное, инновационное и сложное против поверхностного, нелюбознательного и простого. [2]

«Большая пятерка» хороша для корреляции с религиозностью, поскольку каждая черта ортогональна или полностью независима друг от друга. [5] Имея способность отделять каждую существенную черту от другой, можно изучить каждую характеристику личности и то, как она связана с религиозностью.

Однако изучение психологии религии через ее связь с личностью не является новой идеей. Были проведены исследования, которые подтвердили и опровергли способность личностных качеств объяснять религиозную или духовную вовлеченность. Исследования с использованием модели Айзенка показали, что религиозность в целом связана с низкой открытостью опыту, а также низким психотизмом . [6] фактор, обратно связанный с доброжелательностью и добросовестностью. [7] В обзоре исследований изучалась связь между FFM и показателями религиозности, духовной зрелости, религиозного фундаментализма и внешней религии. Общая религиозность в основном была связана с доброжелательностью и добросовестностью черт Большой пятерки. [7] То же самое было обнаружено и во втором обзоре, в котором также отмечалось, что взаимосвязь была последовательной в разных аспектах религиозности, разных культурах и разных показателях «Большой пятерки». [8] Однако эта связь оказалась слабее у молодых людей, чем у остального взрослого населения. [8] Кроме того, наблюдалась слабая положительная корреляция с экстраверсией и очень небольшая, но значимая связь с низкой открытостью опыту. [7] Это же исследование также показало, что две разные концепции религиозности и духовности подразумевают общее сострадательное отношение к другим и положительно коррелируют с доброжелательностью. Открытая, зрелая религиозность и духовность ассоциировались с высокой открытостью опыту, экстраверсией, доброжелательностью и добросовестностью, а также с низким уровнем невротизма. Религиозный фундаментализм был связан с более высокой доброжелательностью, более низким невротизмом и меньшей открытостью опыту. Из-за этих результатов люди с более высокими показателями религиозности оказались более альтруистичными и более воспитанными. Однако эта корреляция довольно мала. Неизвестно, склонны ли религиозные люди вести себя лучше или же их больше привлекает религия. [9] Внешняя религиозность была связана с более высоким невротизмом, но не была связана с другими личностными факторами. Уровни невротизма среди религиозности различаются: европейские выборки демонстрируют более высокий уровень, чем в Соединенных Штатах, что, как предполагалось, связано с доминированием католицизма в европейских выборках. [8] [10]

Сильные и слабые стороны

[ редактировать ]

Как указывалось ранее, одним из основных преимуществ использования FFM для изучения религиозности людей является то, что он проверен эмпирически и считается надежным и действительным показателем. [11] Еще одним преимуществом является то, что «Большая пятерка» составлена ​​просто, что облегчает ее использование для изучения потенциальных связей между личностью и религиозностью. Хотя это огромная сила, некоторые исследования утверждают, что ее недостаток заключается в том, что она является исключительно показателем личности и несовместима с религиозными или духовными вопросами. Например, в другом исследовании, изучавшем корреляцию между религиозностью и FFM, был сделан вывод, что религиозность и/или духовность следует сделать шестым фактором личности, чтобы действительно сделать исследование с использованием этой модели точным. [12]

Кроме того, многие связи между личностью и религией были небольшими. Религиозность также коррелирует с другими личностными качествами, не включенными в МУФ. [8] Таким образом, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, является ли FFM точным способом изучения отношений между личностью и религиозностью, а также определить, существуют ли значимые взаимосвязи.

Модель ГЕКСАКО

[ редактировать ]

Хотя «Большая пятерка» является наиболее часто используемой моделью личности, новые исследования личности показывают, что модель HEXACO может быть усовершенствованием «Большой пятерки». Однако, чтобы пролить свет на то, что такое «большая пятерка» и почему модель HEXACO позволяет более эффективно соотносить религиозность и личность, понимание «большой пятерки», вероятно, будет полезным. Кроме того, «большая пятерка» определяется как открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждая черта допускает свои характеристики, такие как: открытость опыту отражает степень интеллектуального любопытства, креативности и предпочтения новизны и разнообразия, присущих человеку; добросовестность — это склонность к организованности и надежности; экстраверсия – когда человек проявляет положительные эмоции, напористость, коммуникабельность; приятность — это когда человека считают сострадательным и готовым к сотрудничеству; наконец, невротизм – это когда человек легко переживает неприятные эмоции, такие как гнев, тревога, депрессия и уязвимость. [13] Модель HEXACO вносит небольшие изменения в факторы черт «Большой пятерки», но, что особенно важно, она добавляет шестую черту «Честность-Смирение» , которая отражает склонность человека к честности, смирению, искренности, избеганию жадности и скромности. [2] Религиозность положительно коррелирует с честностью-смирением, так что люди, которые набирают более высокие баллы по религиозности, также, вероятно, будут набирать более высокие баллы по честности-смирению. [14]

Однако неясно, будут ли эти результаты воспроизведены в других исследованиях.

[ редактировать ]

Хотя некоторые черты «Большой пятерки» и модели HEXACO коррелируют с религиозностью, эти модели не охватывают все известные черты личности.

Такие черты, как женственность и консерватизм, были связаны с религиозностью, так что те, кто набрал более высокие баллы по религиозности, вероятно, также получили более высокие баллы по женственности и консерватизму. [15] [14] Религиозность отрицательно коррелировала с чертами сексуального самовыражения, такими как эротизм, сексуальность и чувственность, так что люди, которые набрали более высокие баллы по религиозности, как правило, получали более низкие баллы по этим факторам сексуальности. [16] [17] Юмор также отрицательно коррелирует с религиозностью: люди, которые набрали более высокие баллы по религиозности, как правило, имели более низкие баллы по юмору. [18] [19]

Многие связи между чертами характера и религиозностью не рассматривались в более широком масштабе, в отличие от черт из пятифакторной модели. Следовательно, эти результаты могут не воспроизводиться в будущих исследованиях и могут быть неточными.

Теория привязанности

[ редактировать ]

Теория привязанности — еще один пример индикатора личности, способного помочь исследователям понять религиозность и духовность. Основная предпосылка теории привязанности заключается в том, что младенцы формируют отношения со своими опекунами, а тип привязанности влияет на личность человека и будущие отношения. [20] Считается, что эти будущие отношения могут быть с конкретным богом или высшей силой.

В теории привязанности выделяют четыре стиля привязанности:

Считается, что безопасные стили привязанности имеют положительные последствия для личности и будущих отношений человека, в то время как считается, что нарушенные стили привязанности связаны с расстройствами личности, антисоциальным поведением и постоянным преступным поведением на протяжении всей жизни. [23] [24] Считается, что теория привязанности также связана с религиозностью, поскольку отношения с Богом могут отражать отношения со взрослым человеком, который привязан. [25] Кроме того, как сообщает теория привязанности, ощущение разлуки с лицами, осуществляющими уход, вызывает аналогичные страдания. [25]

Исследования по-разному объясняют, какие типы привязанности могут привести к конкретным отношениям с Богом. Например, в одном исследовании безопасные отношения с родителями были связаны с надежной привязанностью к Богу. [26] Одна из теорий, теория пути соответствия, предполагает, что индивидуальные различия в стиле привязанности приводят к различиям в религиозных убеждениях, так что человек с ненадежной привязанностью может привести либо к агностицизму и атеизму, либо у него могут развиться эмоциональные, зависимые отношения с Богом. [25] Однако другие исследования показали компенсаторный эффект, когда люди чувствуют необходимость восполнить то, чего не хватает. Например, человек с небезопасным стилем привязанности к своим родителям может, в свою очередь, иметь очень безопасные и доверительные отношения с Богом, чтобы компенсировать то, что его родители не обеспечили ему в достаточной степени. [27]

Сильные и слабые стороны

[ редактировать ]

Хотя некоторые исследования предполагают, что могут существовать связи между стилями привязанности и религиозностью, а также между стилями привязанности и личностными результатами, пока не ясны точные механизмы, лежащие в основе того и другого, и, похоже, в исследованиях еще нет общего консенсуса. Кроме того, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить любые связи между теорией привязанности, религиозностью и личностью.

Теория объектных отношений

[ редактировать ]

Теория объектных отношений описывает, как дети связывают или связывают разные эмоции с разными людьми (объектами). Теория гласит, что дети связывают эти эмоции с объектами в зависимости от того, как они в настоящее время видят мир вокруг себя. [28] Например, дети могут ассоциировать что-то хорошее с матерью, а плохое — с чем-то, например, с преступниками. Применительно к религиозным идеалам кажется естественным применить ту же концепцию. Теоретически отношения человека с Богом должны сводиться к общению.

В этой теории предполагается, что человек в конечном итоге создает представление о Боге в соответствии с тем, что ему нужно, и тем, как он или она воспринимает мир. Этот взгляд на личность и религию не фокусируется на том, как каждый человек отличается по своим чертам, а сосредоточен на типе отношений человека с Богом. [29]

Сильные и слабые стороны

[ редактировать ]

Важным аспектом теории объектных отношений, который следует учитывать, является то, что она носит в высшей степени теоретический характер. Это недостаток в том смысле, что все данные основаны на концепции, которую невозможно объективно проверить и, следовательно, они не могут быть надежными или действительными. [30] Как и во всех исследованиях психологической природы религии, здесь трудно найти действенные и надежные меры из-за интроспективной природы предмета. При этом есть кое-что, чему мы можем научиться из этой области исследований. Анализируя, как эта теория развития личности соотносится с привязанностью к религиозному божеству, мы можем надеяться начать понимать, насколько важны ассоциации и восприятие религиозных идеалов.

Религиозная борьба и личность

[ редактировать ]

Исследования показали, что борьба с религией коррелирует с некоторыми основными чертами личности. Исследования «Большой пятерки», а также таких факторов, как права, самооценка и самосострадание, позволяют предположить, что существует значительная связь между религиозной неопределенностью и личностью. [31]

Тем, у кого высокий уровень невротизма, может быть трудно найти цель в своей жизни. Некоторые исследования также показали, что люди с более высоким уровнем невротизма, как правило, имеют более негативные отношения с Богом. Это коррелирует с божественной борьбой, поскольку они могут столкнуться с страданиями, когда дело доходит до поиска смысла жизни, а также признания божественных фигур религий. И доброжелательность, и добросовестность связаны с более низким уровнем гнева на Бога, тогда как невротизм связан с более высоким уровнем гнева на Бога. Однако не было обнаружено связи экстраверсии с религиозной борьбой. Имеется очень мало доказательств того, что открытость опыту связана с религиозной борьбой, но считается, что те, у кого высокий уровень открытости опыту, могут иметь больше сомнений в религии по сравнению с теми, у кого уровень открытости опыту ниже. Даже если принять во внимание «большую пятерку», есть основания полагать, что права, чувство собственного достоинства и сострадание к себе могут предсказать религиозную борьбу. Причина божественной борьбы титулованных людей, возможно, связана с их склонностью чувствовать себя жертвами и гневом, поэтому у них могут не быть позитивных отношений с Богом. Высокий уровень самооценки и сострадания к себе может быть связан с положительным духовным благополучием. Со временем это должно привести к уменьшению моральной и религиозной борьбы. Однако более низкий уровень самооценки и сострадания был связан с усилением религиозной борьбы. Хотя некоторые результаты указывают на то, что личность может предрасполагать некоторых людей к религиозной борьбе, эти выводы слабы. Также нет исследований о том, как религия влияет на личность с течением времени. [31]

Религия и удовлетворенность жизнью

[ редактировать ]

Исследования, проведенные Салсманом, Брауном, Брехтингом и Карлсоном, показали положительную корреляцию между религией и удовлетворенностью жизнью примерно от 0,2 до 0,3. Салсман показал, что те, кто исповедует религию, в целом имеют более позитивный взгляд на жизнь. [32] Многие элементы религии были изучены, чтобы определить, какие аспекты влияют на удовлетворенность жизнью. Было обнаружено, что как личная, так и организационная религия может привести к повышению удовлетворенности жизнью. Индивидуальная молитва, чувство близости с божественным и медитация были связаны с большим психологическим благополучием и удовлетворением жизнью. Когда дело дошло до организационной религии, люди чувствовали большее удовлетворение, зная, что они принадлежат к группе, имеют систему поддержки со стороны церкви и чувствуют себя удовлетворенными, когда расширяют свое участие в церковном сообществе. [33]

Люди, которые испытывают противоречия по поводу религии, могут столкнуться с ухудшением своего здоровья, как психического, так и физического. Исследования показали, что у людей, страдающих религиозной борьбой, может быть более высокий уровень депрессии и тревоги. Риск самоубийства даже возрастает, когда внутри религии присутствует борьба. Эта борьба была связана с отделением от церкви или божественного; однако причина разлуки неизвестна и может быть вызвана различными событиями на протяжении всей жизни, такими как травматическая смерть в семье, тяжелые жизненные события или мысленная битва между собой. [31] Вполне вероятно, что у людей с религиозными конфликтами наблюдается ухудшение здоровья по сравнению с религиозными людьми из-за отсутствия поддержки со стороны общества или способности справляться со стрессом. Поскольку религиозное сообщество может предложить психологическую, социальную или финансовую поддержку, оно может помочь смягчить стресс или помочь людям оправиться от трудностей. Религиозные люди могут получить пользу не только от общества, но и от молитвы или медитации. [32] Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить причины религиозного разделения и то, как оно влияет на личность. [31]

Религия и индикатор типа Майерс-Бриггс

[ редактировать ]

Индикатор типа Майерс-Бриггс , или MBTI, использует четыре дихотомии для обозначения психологических предпочтений человека. Было показано, что при использовании в исследованиях наряду с религией типы NT, в основном INTP и ENTP, с большей вероятностью будут атеистами. Однако значительная часть греческих православных также являются ISTJ. Кроме того, «судящий» (J) тип распространен среди евангелистов и протестантов. [34] Типы личности ESFJ и ENFJ больше заинтересованы в том, чтобы стать министрами, чем другие типы. ENFJ больше заинтересованы в том, чтобы стать священниками либеральных конфессий, в то время как ESFJ больше заинтересованы в том, чтобы стать священниками консервативных конфессий. [35]

Индикатор типа личности Майерс-Бриггс, хотя и популярен, имеет недостатки. [36] Следовательно, корреляция между типами MBTI и религиозностью может быть недействительной и надежной.

Религиозность и паранормальные верования

[ редактировать ]

Большинство религий основано на вере в какое-то сверхъестественное существо. Это может заставить некоторых поверить в то, что религиозность каким-то образом связана с верой в других паранормальных существ. По словам Талборна, данные свидетельствуют о том, что религиозные люди склонны верить в паранормальные явления. Одним из возможных объяснений этого является попытка уменьшить тревогу по поводу смерти. Другое исследование, проведенное Талбурном, Данбаром и Делином, показало, что добросовестность и невротизм могут быть предикторами паранормальных убеждений. Более того, Аарнио и Линдеман провели исследование, чтобы подтвердить связь между религией и паранормальными верованиями. Одним из их выводов было то, что верующие люди были более невротичными, чем скептики. Однако возможно, что это связано с типом религии, к которой принадлежит человек. [37] Тем не менее, многочисленные исследования обнаружили небольшую корреляцию между этими двумя убеждениями. Это может быть связано с тем, что многие религии отговаривают своих членов слишком много думать о паранормальных существах, поскольку они считаются злыми. [1]

Религия как характеристика личности

[ редактировать ]

Хотя многие считают, что религия оказывает сильное влияние на развитие личности, некоторые полагают, что она может быть отдельной чертой личности. Василис Сароглу, например, развил эту идею, введя четыре черты личности, развиваемые религией: вера, привязанность, поведение и принадлежность. Вера относится к тому, кто принимает веру в сверхъестественное существо или мир. Связь – это то, насколько важна религия для человека и как она связывает его с чем-то большим, чем он сам. Поведение – это то, как кто-то меняет свой образ жизни, чтобы удовлетворить свои духовные убеждения. Принадлежность – это идентичность, которую человек приобретает благодаря вере в религию. Эта концепция, опубликованная в 2011 году, применима к межкультурной религии и широкому спектру духовности. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Эштон, Майкл С. (2007). Индивидуальные различия и личность . Оксфорд, Великобритания: Elsevier Academic Press. стр. 260–267. ISBN  9780123741295 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Эштон, Майкл (2018). Индивидуальные различия и личность (3-е изд.). Эльсельвир. стр. 30, 304–305. ISBN  978-0-12-809845-5 .
  3. ^ Сароглу, Василис (2014). Религия, личность и социальное поведение . Нью-Йорк: Psychology Press.
  4. ^ Дигман, Дж. М. (1990). «Структура личности: появление пятифакторной модели». Ежегодный обзор психологии . 41 : 417–440. дои : 10.1146/annurev.ps.41.020190.002221 .
  5. ^ Фундер, Дэвид К. (2010). Загадка личности (5-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 243–244. ISBN  9780393933482 .
  6. ^ Эммонс, Роберт А.; Палутциан, Раймонд Ф. (2003). «Психология религии». Ежегодный обзор психологии . 54 : 377–402. doi : 10.1146/annurev.psych.54.101601.145024 . ПМИД   12171998 .
  7. ^ Jump up to: а б с Сароглу, Василис (2002). «Религия и пять факторов личности: метааналитический обзор». Личность и индивидуальные различия . 32 : 15–25. дои : 10.1016/S0191-8869(00)00233-6 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Сароглу, Василис (февраль 2010 г.). «Религиозность как культурная адаптация основных черт: перспектива пятифакторной модели». Обзор личности и социальной психологии . 14 (1): 108–125. дои : 10.1177/1088868309352322 . ISSN   1088-8683 . ПМИД   20023209 . S2CID   206682563 .
  9. ^ Эштон, Майкл (2018). Индивидуальные различия и личность . Лондон, Великобритания: Никки Леви. п. 306. ИСБН  978-0-12-809845-5 .
  10. ^ Шелдон, К.М. (2006). «Католическая вина? Сравнение религиозных мотивов католиков и протестантов». Международный журнал психологии религии : 209–223. дои : 10.1207/s15327582ijpr1603_5 . S2CID   4541326 .
  11. ^ Коста, П; МакКрэй (1992). «Профессиональное руководство NEO PI-R». Профессиональное руководство NEO PI-R .
  12. ^ Пьемонт, Р. (1999). «Стратегии использования пятифакторной модели личности в религиозных исследованиях». Журнал психологии и теологии . 27 (4): 338–350. дои : 10.1177/009164719902700406 . S2CID   149771909 .
  13. ^ Лим, Аннабель Джи (15 июня 2020 г.). «Каковы пять черт личности большой пятерки?» . В Маклеоде, Сол (ред.). Просто Психология .
  14. ^ Jump up to: а б Ли, Кибеом; Огунфовора, Бабатунде; Эштон, Майкл К. (октябрь 2005 г.). «Личностные качества за пределами Большой пятерки: находятся ли они в пространстве HEXACO?». Журнал личности . 73 (5): 1437–1463. дои : 10.1111/j.1467-6494.2005.00354.x . ISSN   0022-3506 . ПМИД   16138878 .
  15. ^ Томпсон, Э. Х. младший (1991). «Под статусной характеристикой: гендерные различия в религиозности». Журнал научных исследований : 30, 381–394.
  16. ^ Виден, Дж; Коэн, AB; Кендрик, DT (2008). «Религиозное участие и репродуктивные стратегии» . Эволюция и поведение человека . 29 (5): 327–334. doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2008.03.004 . ПМК   3161130 . ПМИД   21874105 .
  17. ^ Регнерус, М. (2007). Запретный плод: Секс и религия в жизни американских подростков . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  18. ^ Сароглу, В; Джаспар, Дж. М. (2001). «Влияет ли религия на создание юмора? Экспериментальное исследование». Психическое здоровье, религия и культура . 4 : 33–46. дои : 10.1080/713685611 . S2CID   53990295 .
  19. ^ Сароглу, В. (2004). «Быть ​​религиозным означает отличаться юмором: данные самооценки и оценок сверстников». Психическое здоровье, религия и культура : 225–267.
  20. ^ Боулби, Дж (1973). Привязанность и потеря: разлука, тревога и гнев . Нью-Йорк: Основные книги.
  21. ^ Jump up to: а б Палутциан, Раймонд Ф .; Парк, Кристал Л., ред. (2005). Справочник по психологии религии и духовности . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 256 . ISBN  978-1-57230-922-7 .
  22. ^ Jump up to: а б Эйнсворт, доктор медицины; Блехар, MC; Уотерс, Э; Уолл, С. (1978). Модели привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Эрлбаум, Нью-Джерси: Хиллсдейл.
  23. ^ Аронофф, Джоэл (ноябрь 2012 г.). «Родительское воспитание в стандартной межкультурной выборке: теория, кодирование и оценки». Межкультурные исследования . 46 (4): 315–347. дои : 10.1177/1069397112450851 . ISSN   1069-3971 . S2CID   147304847 .
  24. ^ Моффитт, Терри Э.; Каспи, Авшалом (июнь 2001 г.). «Предсказатели детства различают стойкие и ограниченные в подростковом возрасте антисоциальные пути среди мужчин и женщин» . Развитие и психопатология . 13 (2): 355–375. дои : 10.1017/S0954579401002097 . ISSN   0954-5794 . ПМИД   11393651 . S2CID   29182035 .
  25. ^ Jump up to: а б с Гранквист, Пер; Микулинцер, Марио; Шейвер, Филип Р. (февраль 2010 г.). «Религия как привязанность: нормативные процессы и индивидуальные различия». Обзор личности и социальной психологии . 14 (1): 49–59. дои : 10.1177/1088868309348618 . ISSN   1088-8683 . ПМИД   20023208 . S2CID   12681926 .
  26. ^ Киркпатрик, Л. (1998). «Бог как замещающая фигура привязанности: продольное исследование стиля привязанности взрослых и религиозных изменений у студентов». Бюллетень личности и социальной психологии . 24 (9): 961–973. дои : 10.1177/0146167298249004 . S2CID   145604775 .
  27. ^ Палутциан, Раймонд Ф .; Парк, Кристал Л., ред. (2005). Справочник по психологии религии и духовности . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 256–257 . ISBN  978-1572309227 .
  28. ^ Кернберг, О (1966). «Структурные производные объектных отношений». Международный журнал психоанализа . 47 (2): 236–253. ПМИД   5964140 .
  29. ^ Риццуто, А (1979). Рождение живого бога . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  30. ^ Лилиенфельд, С; Вуд, Дж; Гарб, Х (2000). «Научный статус проективных тестов». Психологическая наука в общественных интересах . 1 (2): 27–66. CiteSeerX   10.1.1.113.4433 . дои : 10.1111/1529-1006.002 . ПМИД   26151980 . S2CID   8197201 .
  31. ^ Jump up to: а б с д Граббс, Джошуа; Уилт, Джошуа; Стаунер, Николас; Экслайн, Джули; Парагамент, Кеннет (2016). «Я, борьба и душа: связь личности, самооценки и религиозной/духовной борьбы» (PDF) . Личность и индивидуальные различия . 101 : 144–152. doi : 10.1016/j.paid.2016.05.365 – через Elsevier.
  32. ^ Jump up to: а б Эштон, Майкл С. (2018). Индивидуальные различия в личности (Третье изд.). Эльзевир. стр. 310–311. ISBN  978-0-12-809845-5 .
  33. ^ Эллиот, Марта; Хейворд, Р. Дэвид (1 октября 2009 г.). «Религия и удовлетворенность жизнью во всем мире: роль государственного регулирования». Социология религии . 70 (3): 285–310. дои : 10.1093/socrel/srp028 .
  34. ^ «Типы личности христиан и атеистов – Наука о религии» .
  35. ^ Сондерс, Д.Р. (1957). «Доказательства использования индикатора типа Майерс-Бриггс для отбора лиц для углубленного религиозного обучения: предварительный отчет» . Серия бюллетеней Ets Research . 1957 (2): и-18. дои : 10.1002/j.2333-8504.1957.tb00074.x .
  36. ^ Питтенджер, Дэвид. «Измерение MBTI… и его нехватка» (PDF) . Журнал планирования карьеры и трудоустройства (осень 1993 г.).
  37. ^ Аарнио, Киа; Линдеман, Марджаана (2007). «Религиозные люди и верующие в паранормальные явления». Журнал индивидуальных различий . 28 (1): 1–9. дои : 10.1027/1614-0001.28.1.1 . ISSN   1614-0001 .
  38. ^ Сароглу, Василис (2 сентября 2011 г.). «Вера, связь, поведение и принадлежность - четыре больших религиозных измерения и культурные различия». Журнал межкультурной психологии . 42 (8): 1320–1340. дои : 10.1177/0022022111412267 . S2CID   73517152 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25844316784922206598941c8b6769e2__1718569020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/e2/25844316784922206598941c8b6769e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion and personality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)