Jump to content

Анархизм и религия

Анархисты традиционно скептически относились к организованной религии или яростно выступали против нее . [1] Тем не менее, некоторые анархисты предоставили религиозные интерпретации и подходы к анархизму, включая идею о том, что прославление государства является формой греховного идолопоклонства . [2] [3]

с религией Столкновения анархистов

Члены Итальянской анархической федерации маршируют на антиклерикальной демонстрации под лозунгом «Свободные от догм , всегда еретики ».

Анархисты «как правило, нерелигиозны и часто антирелигиозны , а стандартным анархистским лозунгом является фраза, придуманная неанархистом, социалистом Огюстом Бланки в 1880 году: «Ni Dieu ni maître!» (Ни Бог, ни господин!)... Аргументом в пользу отрицательной связи является то, что религия поддерживает политику, церковь поддерживает государство, противники политической власти также выступают против религиозной власти». [1]

Уильям Годвин , «автор « Исследования о политической справедливости» (1793 г.), первого систематического текста либертарианской политики, был министром -кальвинистом , который начал с отрицания христианства и прошел через деизм к атеизму , а затем к тому, что позже было названо агностицизмом ». [1] первопроходец Немецкий анархист- -индивидуалист Макс Штирнер «начал как левогегелевский , постфейербаховский атеист , отвергающий «дух» (Geist) религии, а также политики, включая призрак «человечности»». [1] Пьер-Жозеф Прудон , «первый человек, назвавший себя анархистом, который был хорошо известен своими высказываниями: « Собственность — это воровство », также говорил: «Бог есть зло» и «Бог — это вечный Х»». [1]

Опубликованная посмертно на французском языке в 1882 году, книга Михаила Бакунина « Бог и государство». [4] был одним из первых анархистских трактатов о религии. Бакунин стал атеистом, находясь в Италии в 1860-х годах. Некоторое время он был связан с масонством , которое повлияло на него в этом. [5] Когда он основал Международную революционную ассоциацию, он сделал это с бывшими сторонниками Мадзини , порвавшими с ним из-за его деизма . Именно в этот период Бакунин писал: "Бог существует, следовательно, человек - раб. Человек свободен, следовательно, Бога нет. Избегите этой дилеммы, кто может!" которое появилось в его неопубликованном «Катехизисе масона» . [6] Бакунин излагает свою философию о месте религии в истории и ее отношении к современному политическому государству. Позже он был опубликован на английском языке издательством Mother Earth Publications в 1916 году. анархо-коммунизма Главный теоретик Петр Кропоткин «был дитя Просвещения и научной революции и предполагал, что религия будет заменена наукой и что церковь, а также государство будет упразднено; он был особенно озабочен развитием светской системы этики, которая заменила бы сверхъестественное богословие естественной биологией». [1]

Эррико Малатеста и Карло Кафьеро , «главные основатели итальянского анархистского движения, оба происходили из вольнодумных семей (и Кафьеро был связан с Национальным светским обществом, когда он посетил Лондон в 1870-х годах)». [1] Во движении французском анархистском Элизе Реклю была сыном кальвинистского священника и начала с отрицания религии, прежде чем перейти к анархизму. [1] Себастьен Фор , «самый активный оратор и писатель французского движения за полвека». [1] написал эссе под названием « Двенадцать доказательств несуществования Бога» . [7] Немецкий анархист-повстанец Иоганн Мост написал статью под названием «Божья чума». [8]

В Соединенных Штатах «свободомыслие было по сути антихристианским , антиклерикальным заключалась в том, чтобы сделать человека политически и духовно свободным принимать решения по религиозным вопросам . движением, цель которого и анархизм Анархист-индивидуалист Джордж Макдональд был соредактором журнала «Свободомыслие» , а какое-то время «Искатель истины » Э.К. Уокер был соредактором превосходного журнала о свободе мысли и свободной любви «Люцифер, Светоносец ». [9] «Многие анархисты были ярыми вольнодумцами; перепечатки из вольнодумных газет, таких как «Люцифер», «Светоносец» , «Свободомыслие» и «Искатель истины» появились в «Свободе» ... Церковь рассматривалась как общий союзник государства и как репрессивная сила в и само по себе». [9] Анархисты конца 19-го века - начала 20-го века, такие как Вольтерина де Клер, часто были связаны с движением вольнодумцев , защищая атеизм . [10]

В Европе аналогичное развитие произошло во французских и испанских индивидуалистических анархистских кругах. «Антиклерикализм, как и в остальном либертарианском движении, является еще одним из частых элементов, которые приобретут актуальность в связи с тем, насколько (Французская) республика начнет конфликтовать с церковью... Антиклерикальный дискурс, часто призываемый французским индивидуалистом Андре Лоруло , окажет свое влияние в Estudios (испанское индивидуалистическое анархическое издание). Будет атака на институционализированную религию за ответственность, которую она несла в прошлом за негативные события, за ее иррациональность, которая делает ее. контрапункт философского и научного прогресса. Будет критика прозелитизма и идеологических манипуляций, которые случаются как с верующими, так и с агностиками». [11] Эта тенденция продолжилась во французском индивидуалистическом анархизме в творчестве и активизме Шарля-Огюста Бонтана и других. В испанском индивидуалистическом анархистском журнале Ética and Iniciales «существует сильный интерес к публикации научных новостей, обычно связанных с определенной атеистической и антитеистической одержимостью, философией, которая также будет способствовать указанию на несовместимость между наукой и религией, верой и разумом. Таким образом, будет много разговоров о теориях Дарвина или об отрицании существования души». [12] Испанские анархисты в начале 20-го века были ответственны за поджоги нескольких церквей , хотя многие из поджогов церквей были осуществлены членами Радикальной республиканской партии , а в этом были обвинены анархисты. Скрытая или явная поддержка церковными лидерами фракции националистов во время гражданской войны в Испании во многом способствовала антирелигиозным настроениям .

В книге «Анархизм: что он на самом деле означает » Эмма Гольдман писала:

Анархизм объявил войну пагубным влияниям, которые до сих пор препятствовали гармоничному слиянию индивидуальных и социальных инстинктов, личности и общества. Религия, господство человеческого разума; Собственность, господство человеческих потребностей; и правительство, господство человеческого поведения, представляет собой оплот порабощения человека и всех ужасов, которые оно влечет за собой. [13]

Китайские анархисты возглавили оппозицию христианству в начале 20 века, но наиболее видный из них, Ли Шицзэн , дал понять, что он выступает против не только христианства, но и всех религий как таковых. Когда он стал президентом Антихристианского движения 1922 года, он сказал Пекинской лиге атеистов: «Религия по своей сути стара и коррумпирована: история прошла мимо нее» и спросил: «Почему мы живем в двадцатом веке... даже обсуждать эту чепуху первобытных времен?» [14]

Религиозный анархизм и анархистские религиях темы в

Религиозные анархисты рассматривают организованную религию в основном как авторитарную и иерархическую, отошедшую от своего скромного истока, как объясняет Питер Маршалл :

Первоначальное послание великих религиозных учителей жить простой жизнью , делиться богатствами земли, относиться друг к другу с любовью и уважением, терпеть других и жить в мире неизменно теряется по мере того, как мирские институты берут верх. Религиозные лидеры, как и их политические коллеги, присваивают себе власть, создают догмы и ведут войну с инакомыслящими в своих рядах и последователями других религий. Они ищут защиты от временных правителей, даруя им взамен сверхъестественную легитимность и магическую ауру. Они плетут паутину тайн и мистификации вокруг голой силы; они соединяют меч с крестом и полумесяцем. В результате почти во всех случаях организованные религии утратили миролюбивое и толерантное послание своих отцов-основателей, будь то Будда , Иисус или Мухаммед . [15]

Буддизм [ править ]

Многие жители Запада, называющие себя буддистами, считают буддийскую традицию, в отличие от большинства других мировых религий, нетеистической , гуманистической и основанной на опыте. Они отмечают, что большинство буддийских школ рассматривают Будду как воплощенное доказательство того, что трансцендентность и абсолютное счастье возможны для всех без исключения.

Индийский революционер и самопровозглашенный атеист Хар Даял , находившийся под сильным влиянием Маркса и Бакунина и стремившийся изгнать британское правление с субконтинента, был ярким примером человека, который в начале 20-го века пытался синтезировать анархистские и буддийские идеи. Переехав в Соединенные Штаты в 1912 году, он зашел так далеко, что основал Калифорнийский институт Бакунина в Окленде , который он назвал «первым монастырем анархизма». [16] [17]

Дзенский священник и критик Хакуген Итикава, осуждая буддийскую поддержку японского империализма в Азии, однажды пришел к выводу, что «если буддизм хочет обладать социальной мыслью, он должен принять форму БАК, буддизма-анархизма-коммунизма». [18] Позже в своей карьере он вернулся к этой позиции, переформулировав ее как «Сунья-анархизм-коммунизм» (空 - 無政府 - 共同体論), где Шунья означает «вертикальную основу как субъективности, которая участвует в социальной революции, так и, в терминах основных выборов этой субъективности , смиренного и открытого духа, очищенного от догматизма , самоабсолютизма и воли к власти ». В конечном счете, Хакуген предположил, что это приводит к «отрицанию в горизонтальном измерении государственной власти; с политической точки зрения это составляет анархизм... Посредством расчета философского сознания (контроля желаний) и посредством социально-научной проницательности и на практике отрицается капиталистическая система частной собственности и устраняется социальная основа коммодификации человеческой рабочей силы экономически, это равносильно коммунизму». Для Хакугена Шунья представляет собой «вертикальную, экзистенциальную свободу, тогда как анархизм и коммунизм относятся к горизонтальной свободе, а «истоком» является точка, где два измерения свободы пересекаться ». [19]

Бханте Суджато , один из ведущих представителей Тхеравады в Австралии, считает себя анархистом . В буддийской речи, озаглавленной « Я анархист Дхамманета», Суджато излагает свою анархистскую идеологию , в частности, присоединяясь к анархо-пацифизму , который, как он объясняет, совместим с Буддой, буддийской мирской жизнью и отречением, а также соответствует монашеская виноя . В своей речи Суджато объясняет свою веру в то, что Будда также был анархистом. [20]

Христианство [ править ]

«Массы» — политическая карикатура 1917 года -социалиста художника-карикатуриста Арта Янга , изображающая Христа как человека, разыскиваемого за подстрекательство к мятежу и другие преступления (напечатана в знак протеста против арестов радикальных левых активистов того времени, которые выступали против участия США в Первой мировой войне).

По мнению некоторых, христианство зародилось прежде всего как пацифистское и анархистское движение. С этой точки зрения говорится, что Иисус пришел, чтобы наделить отдельных людей полномочиями и освободить людей от репрессивных религиозных стандартов Моисеева закона ; он учил, что единственной законной властью является Бог, а не Человек, превращая закон в Золотое правило (см. также либеральное христианство ).

Согласно христианскому коммунизму , анархизму не обязательно противостоит католическая церковь . Действительно, дистрибутизм в католическом социальном учении , таком как Папы Льва XIII и энциклика Rerum novarum Quadragesimo Папы Пия XI anno , [21] философски похож на анархизм.

Ислам [ править ]

Бедуинские кочевники- хавариджи были первой сектой ислама. Они выступили против новой централизации власти в Исламском государстве как препятствия на пути к свободе своего племени. [22] По крайней мере, одна секта хариджитов, Недждат , считала, что, если нет подходящего имама , от этой должности можно отказаться. в общине [23] Нить мысли Мутазили аналогична мысли Недждата: если правители неизбежно становились тиранами, единственным приемлемым способом действий было их свержение. [24] Нуккари Сообщается, что подразделение Ибади Ислама придерживается аналогичного убеждения. [25]

Иудаизм [ править ]

Жак Эллюль вспоминает, что в конце Книги Судей (Судьи 21:25) в Израиле не было царя, и каждый поступал так, как считал нужным. [26] [27] Позже в первой книге Царств (1 Царств 8) народ Израиля хотел, чтобы царь был похож на другие народы. [27] Бог заявил, что люди отвергли его как своего царя. Он предупредил, что человеческий король приведет к милитаризму , воинской повинности и налогообложению , и что их мольбы о пощаде, вытекающие из требований короля, останутся без ответа. Самуил передал израильтянам Божье предупреждение, но они проигнорировали его и выбрали Саула своим царем. [27] Большая часть последующего Танаха описывает их попытки жить с этим решением. [28]

Первой известной еврейской анархистской организацией в США были « Пионеры свободы» ( Pionire der Frayhayt ). Суд над Хеймаркетом 1886 года вызвал общенациональный интерес к анархистским идеям. В день вынесения приговора около дюжины еврейских рабочих Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка основали «Пионеров свободы», первую еврейскую анархистскую организацию в Соединенных Штатах. В период с февраля по июнь 1889 года группа вела Вархайт» , недолговечную первую анархистскую газету в Соединенных Штатах на идиш « . основал давнюю анархистскую газету на идише Fraye Arbeter Shtime в 1890 году. «Пионеры свободы» также публиковали ежегодную газету «Tfileh Zakeh» («Чистая молитва»), которая распространялась во время еврейских праздников между 1889 и 1893 годами.

Ортодоксальный Иегуда каббалистический раввин Ашлаг верил в религиозную версию либертарианского коммунизма , основанную на принципах Каббалы, которую он называл альтруистическим коммунизмом. Ашлаг поддерживал движение кибуцев и проповедовал создание сети самоуправляющихся интернационалистических коммун, которые в конечном итоге «полностью отменят режим грубой силы, поскольку «каждый человек делал то, что было правильным в его собственных глазах » , потому что «существует нет ничего более унизительного и унизительного для человека, чем находиться под властью грубой силы». [29]

Британский раввин Янкев-Мейер Залкинд был анархо-коммунистом и очень активным антимилитаристом. Раввин Залкинд, близкий друг Рудольфа Рокера , был плодовитым писателем на идише и выдающимся знатоком Торы . Он утверждал, что этика Талмуда , если ее правильно понимать, тесно связана с анархизмом. [30] Философия Залкинда не пользовалась популярностью среди британских ортодоксальных евреев, и община избегала Залкинда: главный раввин Герц отрицал раввинские полномочия Залкинда, а Залкинд был вынужден отказаться от своего раввинского титула. [31]

на идиш « Антиавторитарная и антиполицейская песня Ин Але Гасн/Далой Полицей» восходит к временам русской революции и продолжает исполняться артистами, отождествляющими себя с такими политическими тенденциями, как анархизм. [32] Многие версии песни были обновлены, чтобы рассказать о современных проблемах, таких как коррупция в правительстве, жестокость полиции и общие анархистские темы, а также перевести их на такие языки, как английский и немецкий. На самом деле песня представляет собой смесь двух разных еврейских анархистских песен периода русских революций, которые Залмен Млотек объединил для фильма « Свободный голос труда: Еврейские анархисты » 1980 года. [32]

За последнее десятилетие интерес к еврейскому анархизму возобновился благодаря росту таких организаций, как Jewdas и Pink Peacock (Великобритания), а также таких средств массовой информации, как Treyf подкаст (Канада). Этому интересу способствовала публикация новых книг по этой теме, таких как « Иммигранты против государства » Кеньона Циммера , а также переиздание документальных фильмов, таких как « Свободный голос труда» . [33] в котором подробно описаны последние дни Fraye Arbeter Shtime . В январе 2019 года Институт еврейских исследований YIVO организовал специальную конференцию по идишскому анархизму в Нью-Йорке, на которую собралось более 450 человек. [34]

К еврейским анархистским газетам относятся «Арбетер Фрайнд» , «Буревестник» , знамя « Черное », «Дос Фрайе Ворт» , «Фрайе Арбетер Штиме» , «Жерминаль» , «Кагенна журнал» .

Многие люди еврейского происхождения, такие как Эмма Гольдман , Александр Беркман , Пол Гудман , Мюррей Букчин , Волин , Густав Ландауэр , Дэвид Гребер и Ноам Хомский , сыграли свою роль в истории анархизма. Однако, наряду с этими анархистами еврейского происхождения, существовали также специфически еврейские анархистские движения в идишеязычных общинах Восточной и Центральной Европы , а также в западных городах, в которые они мигрировали, с конца девятнадцатого века до Второй мировой войны. Война. Все члены первой анархистской группы в Российской империи , образовавшейся в 1903 году в Белостоке , были евреями. [35]

Голос свободных рабочих , том 1 № 4, пятница, 25 июля 1890 г.

Различные анархистские группы имели разные взгляды на сионизм и еврейский вопрос . Бернар Лазар был ключевой фигурой как во французском анархистском движении , так и в раннем сионистском движении. Позднее Территориалистское движение, особенно Лига Фриленда , под руководством Исаака Нахмана Штейнберга , было очень близко к анархизму. Некоторые другие, такие как Мартин Бубер и Гершом Шолем , защищали ненационалистические формы сионизма и продвигали идею создания двунациональной еврейско-арабской федерации в Палестине . Многие современные анархисты поддерживают идею так называемого «решения без государства». [36] Ноам Хомский сказал, что, как анархист, он в конечном итоге поддерживает такое решение без государства, но в краткосрочной перспективе считает, что решение с двумя государствами является лучшим выходом из нынешнего конфликта. [37] В Израиле также существует организация «Анархисты против стены» , которая представляет собой группу прямого действия , состоящую из израильских анархистов и антиавторитаристов , которые выступают против строительства израильского барьера в секторе Газа и израильского барьера на Западном Берегу .

Даосизм [ править ]

Многие ранние даосы , такие как влиятельные Лао-цзы и Чжуанцзы , критиковали власть и советовали правителям, что чем меньше они будут контролировать, тем более стабильным и эффективным будет их правление. Среди современных анархистов ведутся споры о том, считается ли это анархистской точкой зрения. [38] Известно, однако, что некоторые менее влиятельные даосы, такие как Бао Цзинъянь , открыто выступали за анархию. [39]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Анархизм и религия» . Анархическая библиотека . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 г. Проверено 5 июня 2020 г.
  2. ^ Христояннопулос, Александр (март 2010 г.). «Христианская анархическая критика насилия: от подставления другой щеки к неприятию государства». Ассоциация политических исследований.
  3. ^ Христояннопулос, Александр (2010). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию. Эксетер: Выходные данные Академический. п. 254. «Государство как идолопоклонство»
  4. ^ Михаил Бакунин (1916). «Бог и государство» . Dwardmac.pitzer.edu. Архивировано из оригинала 30 апреля 2010 года . Проверено 15 мая 2010 г.
  5. ^ Автомобиль, ЭГ (1975). Михаил Бакунин (PDF) . MACMILLAN PRESS LTD Лондон и Бейзингсток: Macmillan Press. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  6. Михаил, Бакунин. Архивировано 6 марта 2019 г. в Wayback Machine   EH Carr.
  7. ^ «Себастьен Фор. Двенадцать доказательств несуществования Бога» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 1 июня 2011 г.
  8. ^ «Божья чума» . Анархическая библиотека . Архивировано из оригинала 15 мая 2020 г. Проверено 5 июня 2020 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Культура индивидуалистического анархизма в Америке конца XIX века» . Институт Мизеса . 30 июля 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2013 г. . Проверено 5 июня 2020 г.
  10. ^ Шэрон Пресли. «Изысканная бунтарка: Вольтерина де Клер» . Voltairine.org. Архивировано из оригинала 5 января 2010 г. Проверено 15 мая 2010 г.
  11. ^ «Ксавье Диес. Индивидуалистический анархизм в Испании (1923-1939) Virus Editorial. 2007. стр. 143» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2012 г.
  12. ^ «Ксавье Диес. Индивидуалистический анархизм в Испании (1923-1939) Virus Editorial. 2007. стр. 152» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2012 г.
  13. ^ Запись «Анархизм: что он на самом деле означает» в Архивах анархии.
  14. ^ Зарроу (1990) , с. 156-157.
  15. ^ Питер Маршалл (2011). Александр Христояннопулос (ред.). Религиозный анархизм: новые перспективы . п. хх. Введение
  16. ^ Портреты анархистов Пола Аврича, Princeton University Press, 1988, стр. 30.
  17. ^ Движение Гадар: идеология, организация и стратегия Кариша К. Пури, Guru Nanak Dev University Press, 1983
  18. ^ Имперский путь дзен: Критика Итикавы Хакугена и давние вопросы буддийской этики Кристофера Айвза, University of Hawai'i Press, 2009, стр. 6
  19. ^ Имперский путь дзен: Критика Итикавы Хакугена и давние вопросы буддийской этики Кристофера Айвза, University of Hawai'i Press, 2009, стр. 165
  20. ^ Бест, Энтони (04 декабря 2020 г.). Я анархист .
  21. ^ Аллитт, Патрик (2000). Обращенные в католики: британские и американские интеллектуалы обращаются к Риму . Издательство Корнелльского университета . п. 206. ISBN   978-0-8014-8663-0
  22. ^ Шульц, Джозеф П. (1981). Иудаизм и языческие верования: сравнительные исследования религии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 175. ИСБН  978-0-8386-1707-6 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 30 марта 2019 г.
  23. ^ Кроун, Патрисия (1 января 1998 г.). «Заявление хариджитов Надждия о необходимости имамата». Студия Исламика (88): 55–76. дои : 10.2307/1595697 . JSTOR   1595697 .
  24. ^ Кох, Беттина (2015). Модели легитимизации политического насилия в транскультурных перспективах: исламские и христианские традиции и наследие . Де Грюйтер. п. 103. ИСБН  978-1-61451-394-0 . Архивировано из оригинала 2 января 2020 г. Проверено 30 марта 2019 г.
  25. ^ Адам Гайзер (2010). Мусульмане, ученые, солдаты: происхождение и развитие традиций ибади-имамата . Издательство Оксфордского университета . п. 175, примечание 90. ISBN  978-0-19-973893-9 .
  26. ^ Христояннопулос, Александр (2010). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию . Эксетер: Выходные данные Академический. стр. 84–88. Ветхий Завет
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эллул, Джеймс (1988). Анархия и христианство Мичиган: Ум. Б. Эрдманс. стр. 100-1 47–48. ISBN  9780802804952 . Еврейская Библия
  28. ^ Вернард Эллер (1987). Христианская анархия: главенство Иисуса над властями . Вм. Б. Эрдманс. Бог и Самуил принимают (и чтят) (плохое) решение Израиля как свершившийся факт и продолжают жить с ним, а не пытаются его изменить.
  29. ^ «Построение общества будущего | Иегуда Лейб ха-Леви Ашлаг (Бааль Ха-Сулам) | Библиотека Каббалы - Институт образования и исследований каббалы Бней Барух» .
  30. ^ Гончарок, Моше (2002). ПЕПЕЛ НАШИХ КОСТРОВ, Очерки Истории Еврейского Анархистского Движения (ИДИШ-АНАРХИЗМ) (на русском языке). Иерусалим : Проблемы.
  31. ^ «Доктор Яаков Залкинд: Причуды раввина». Еврейская хроника . 22 декабря 1917 г. с. 6.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «В Але Гасн \ Эй, эй, Далой Полицей | Центр еврейской музыки» . еврейская-музыка.huji.ac.il . Проверено 14 августа 2023 г.
  33. ^ Pacific Street Films, «Свободный голос труда: еврейские анархисты»
  34. Эндрю Силов-Кэрролл, «Конференция YIVO находит новую аудиторию для идишского анархизма» Еврейское телеграфное агентство , 22 января 2019 г.
  35. ^ Гончарок, Моше (1996). Век воли. Русский анархизм и евреи (XIX-XX вв.) (in Russian). Jerusalem : Mishmeret Shalom. Archived from the original on 2007-10-08 . Retrieved 2006-12-10 .
  36. ^ Темплер, Билл (2003). «От взаимной борьбы к взаимной помощи: выход из статистического тупика в Израиле и Палестине» . Электронный журнал Borderlands . Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 г. Проверено 15 февраля 2007 г.
  37. Ноам Хомский «Пропаганда и реализм: ответ Ною Коэну» ZNet, 26 августа 2004 г. Архивировано 29 сентября 2015 г., в Wayback Machine.
  38. ^ Джош. «Анархизм и даосизм» . Анархическая библиотека . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
  39. ^ Грэм, Роберт (2005). Анархизм: Документальная история либертарианских идей, Том 1: От анархии к анархизму (300 г. н. э. – 1939 г.) . Книги Черной розы. ISBN  1551642514 .

Источники [ править ]

См. также [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9283e51702bf549119c57e59e9b7998e__1720742400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/8e/9283e51702bf549119c57e59e9b7998e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism and religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)