Jump to content

Хар Даял

Лала Хар Даял
Хар Даял на марке Индии 1987 года.
Хар Даял на марке Индии 1987 года.
Рожденный Хар Даял Матур
( 1884-10-14 ) 14 октября 1884 г.
Дели , Британская Индия
Умер 4 марта 1939 г. ( 1939-03-04 ) (54 года)
Филадельфия , Пенсильвания , США
Известные работы Наша образовательная проблема
Мысли об образовании
Советы по самокультуре
Взгляд на мировые религии
Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе

Лала Хар Даял Матур ( панджаби : Лала Хардаял; 14 октября 1884 — 4 марта 1939) — индийская революционерка-националистка и борец за свободу. [1] Он был эрудитом и отказался от карьеры на государственной службе Индии . Его простой образ жизни и интеллектуальная проницательность вдохновили многих индийцев-эмигрантов, живущих в Канаде и США, в их кампании против британского правления в Индии во время Первой мировой войны .

Биография

[ редактировать ]

Хар Даял Матур родился в индуистской семье Матур Каястха 14 октября 1884 года в Дели. [2] Он учился в Кембриджской миссионерской школе и получил степень бакалавра санскрита , в колледже Св. Стефана в Дели а также степень магистра санскрита в Пенджабском университете . В 1905 году он получил две стипендии Оксфордского университета за высшее изучение санскрита: стипендию Бодена 1907 года и стипендию Касберда Эксгибиционера, награду колледжа Святого Иоанна , где он учился. [3]

Он переехал в Соединенные Штаты в 1911 году, где стал участвовать в промышленном профсоюзном движении . Он также служил секретарем в Сан-Франциско отделения «Промышленные рабочие мира» вместе с Фрицем Вольфхаймом (позже ставшим национал-большевиком после того, как он покинул IWW и присоединился к Коммунистической рабочей партии Германии ). В заявлении, излагающем принципы «Братства Красного Флага» , он сказал, что они предлагают «установление коммунизма и отмену частной собственности на землю и капитал посредством промышленной организации и всеобщей забастовки , окончательную отмену принудительной организации правительство". Чуть больше года спустя этой группе было выделено 6 акров (24 000 м²). 2 ) земли и дома в Окленде , где он основал Бакунина Калифорнийский институт , который он описал как «первый монастырь анархизма». [4]

В Калифорнии он вскоре наладил контакты с пенджабскими сикхскими фермерами в Стоктоне . Пенджабцы, подавляющее большинство из которых были сикхами, начали эмигрировать на Западное побережье примерно на рубеже веков. Испытав враждебность со стороны канадцев в Ванкувере, они уже разочаровались в англичанах. Хардаял воспользовался этими настроениями энергичных сикхов и других пенджабцев. Разработав индийские националистические взгляды, он призвал молодых индийцев получать научное и социологическое образование. [5] [6]

В апреле 1914 года он был арестован правительством США за распространение анархистской литературы и бежал в Берлин , Германия. В Берлине он сыграл важную роль в формировании Берлинского комитета (позже: Комитета независимости Индии) и сотрудничал с немецким разведывательным бюро на Востоке . [7]

Он умер в Филадельфии 4 марта 1939 года. Вечером своей смерти он, как обычно, прочитал лекцию, в которой сказал: «Я в мире со всеми». Но очень близкий друг Лалы Хардаял и член-основатель Общества Бхарат Мата (основанного в 1907 году) Лала Ханумант Сахай не считал смерть естественной, он подозревал в ней отравление. [8]

В 1987 году Департамент почты Индии выпустил в его честь памятную марку из серии «Борьба Индии за свободу». [9] [10]

Избранные работы

[ редактировать ]

Некоторые из его книг с доступными ссылками перечислены ниже: [11]

  1. Наша образовательная проблема : Сборник статей Лаладжи. Он был опубликован на пенджаби из Лахора как книга 1922 года с предисловием Лалы Ладжпат Рай.
  2. Мысли об образовании : Лаладжи написал множество статей на пенджаби (опубликовано в Лахоре) и Modern Review (опубликовано в Калькутте); большинство из них были против образовательной политики британского правительства в Индии. Г-н Хем Чанд Кошик подарил автору эту книгу, которую он опубликовал в июле 1969 года.
  3. Социальное завоевание индуистской расы : буклет на 21 странице, запрещенный британским владычеством и хранящийся в Национальном архиве Индии под номером 74. (Ссылка: Патриотика запрещена Раджем)
  4. Сочинения Лалы Хар Даял : Эта книга была опубликована в 1920 году издательством Сварадж, Варанаси, как упоминается в книге Вишвы Натха Прасада Вермы Адхуника Бхартия Раджнитика Чинтана на странице 389.
  5. Даял, Хар (1920). Сорок четыре месяца в Германии и Турции, с февраля 1915 года по октябрь 1918 года, — запись личных впечатлений . Лондон, Кинг. : Эта книга была опубликована в 1920 году издательством PS King and Sons в Лондоне, когда Лаладжи жил в Швеции. Ганеш Шанкар Видьярти цитировал многие ссылки из этой книги в своей книге «Кранти Ка Удгош» .
  6. Лала Хар Даял Джи Ке Свадхин Вичар : Эта книга была переведена на хинди Шри Нараяном Прасадом Аророй и опубликована в Raghunandan Press, Канпур, автором Pt. Ганга Нараян Шукла в 1922 году. Его можно увидеть в библиотеке Сета Сураджмулла Джалана в Калькутте.
  7. Амрит ме Виш : Это был перевод на хинди вышеупомянутой книги «Мысли об образовании». Он был опубликован Ладжпатом Рай Притхвираджем Сахни из Лохари-Гейт, Лахор, в 1922 году. В Национальной библиотеке Калькутты под номером каталога 181.Rc.92.33.
  8. Советы по самокультуре : Эта знаменитая книга Лалы Хар Даял была опубликована издательством Hy.SLPolak and Co. в Лондоне (Великобритания) в 1934 году. Издательство Jaico опубликовало ее в 1977 году в Бомбее, получив авторские права от первоначального издателя в 1961 году. Это перевод на хинди. также была опубликована в Китаб Гаре, Дели (Индия) в 1997 году под названием «Вьяктитва Викас-Сангхарш аур Сафалата».
  9. «Взгляд на мировые религии» : Лала Хар Даял представила несколько религий с разных сторон истории, этики, теологии и религиозной философии. Оно отражает индивидуальность каждой религии в рациональном образе мышления. Эта книга также была опубликована издательством Jaico в Индии из Бомбея.
  10. Доктрины бодхисаттвы : Лала Ладжпат Рай, который был наставником Хар Даяла, предложил ему написать подлинную книгу, основанную на принципах Гаутамы Будды. В 1927 году, когда британское правительство не дало Хару Даялу разрешения вернуться в Индию, он решил остаться в Лондоне. Он написал эту книгу и представил ее в университет в качестве дипломной работы. Книга была утверждена на соискание степени доктора философии. и докторская степень была присуждена ему в 1932 году. Она была опубликована в Лондоне в 1932 году. Индийское издательство Motilal Banarsidass Publishers переиздало эту книгу в 1970 году под названием « Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе» .

Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе

[ редактировать ]

Эта 392-страничная работа Лалы Хардаял состоит из 7 глав, посвященных доктрине Бодхисаттвы , изложенной в основной буддийской санскритской литературе.

  • В главе I описывается природа доктрины бодхисаттвы, с особым акцентом на отличительных характеристиках архата, бодхисаттвы и шравака.
  • В главе II рассказывается о различных факторах, которые способствовали возникновению и развитию доктрины Бодхисаттвы, включая влияние персидского религиозного культа, греческого искусства и христианской этики.
  • В главе III излагается создание мысли Просвещения для блага и освобождения всех существ.
  • В главах IV описаны тридцать семь практик и принципов, способствующих достижению Просветления.
  • В главе V объясняются десять совершенств, которые ведут к благополучию, возрождению, спокойствию, духовному совершенствованию и высшему знанию.
  • Глава VI определяет различные стадии духовного прогресса на долгом пути стремящегося к цели окончательного освобождения.
  • Последняя глава VII повествует о событиях прошлых жизней Гаутамы Будды как бодхисаттвы.

Эта книга содержит подробные примечания и ссылки, а также общий указатель, добавленный в конце. Эта книга написана в особенно ясном стиле, который демонстрирует научную проницательность и мастерство Лалы Хардаял в литературном искусстве. Он оказал влияние на Эдварда Конзе , немецкого марксиста, беженца из нацистской Германии , который познакомился с Харом Даялом в Лондоне в 1930-х годах. [12]

Благодарности

[ редактировать ]

По словам Свами Рамы Тиртхи , Лала Хар Даял был величайшим индусом, когда-либо приезжавшим в Америку, великим мудрецом и святым, чья жизнь отражала высшую духовность, а его душа отражала любовь «Вселенского Духа», которого он пытался реализовать. [13]

В другом знаке благодарности профессор Дхармавира нарисовал образ Лалы Хар Даял, который цитируется здесь дословно:

Хар Даял посвятил всю свою жизнь священному делу Родины. Наверняка только у такого человека можно было бы спросить: «Учитель добрый, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Давайте выпьем из этого источника и станем радостными, сильными и храбрыми всеми нервами и волокнами нашего существа. Он был одним из тех, кто написал Новую Эру кровью. Его путь был трудолюбив, правдив, прост, независим, благороден; и все это в выдающейся степени. Его опыт внутренней и внешней борьбы не был незначительным и не ограничивался его ранним взрослением, но распространялся на всю его жизнь. Лала Хар Даял обладал чертами Джанака и Дадхичи , и его жизнь продемонстрировала, что у него есть все, что нужно.

—Проф . Дхармавира [14] (9 июля 1969 г.)
  1. ^ Браун, Эмили К. (1975). Хар Даял: индуистский революционер и рационалист . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN  0-8165-0422-9 .
  2. ^ Сарин, Тилакрадж (1994). Выберите «Документы о партии Гадр» . Издательство Маунто. п. 20. Хардаял был жителем Дели, индусом из высшей касты Матура, общины Каястха.
  3. ^ «Создание Британии» . Открытый университет . Проверено 24 октября 2013 г.
  4. ^ Аврич, Пол (1988). Анархистские портреты . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 30 . ISBN  0-691-00609-1 .
  5. ^ Фаркуар, Дж. Н. (1913). Корона индуизма . стр. 36–37. ISBN  978-1375792240 . Метафизика была проклятием Индии. Это запятнало ее историю и привело к ее гибели. ... Это ослепило ее провидцев и заставило их принять призраки за реальность. ... Молодые люди Индии, не ищите мудрости в затхлых пергаментах ваших метафизических трактатов. Там нет ничего, кроме бесконечного словесного жонглирования. Читайте Руссо и Вольтера, Платона и Аристотеля, Геккеля и Спенсера, Маркса и Толстого, Рескина и Конта и других европейских мыслителей, если хотите понять жизнь и ее проблемы. В Индии есть сотни по-настоящему искренних и честолюбивых молодых мужчин и женщин, свободных от всякого налета жадности и мирского, но они совершенно бесполезны для каких-либо целей, которые можно оценить. Они основали монастыри в отдаленных уголках гор, чтобы реализовать Брахмана.
  6. ^ «Безсмысленность Брахмана и ведантическое мировоззрение» . Нирмакта . 16 февраля 2012 года . Проверено 26 июля 2020 г. Мы продолжаем двигаться по старой колее; мы редактируем и переиздаём старые книги вместо того, чтобы переводить классику европейской общественной мысли. Индийские ученые мужи и выпускники, похоже, страдают своего рода манией всего изнеженного и устаревшего. Таким образом, учреждение, созданное прогрессивными людьми, стремится привести нашу молодежь через санскритскую грамматику к Ведам через Шесть Даршан! Какой ошибочный шаг в поисках мудрости!
  7. ^ Либау, Хайке (2019). « «Предприятия и подстрекательства»: Берлинский комитет независимости Индии в файлах Политического архива министерства иностранных дел (1914–1920)» . Архивный рефлексикон MIDA : 3–4.
  8. ^ Доктор 'Крант', М.Л.Верма (2006). История революционной литературы Свадхинта Санграма (Том-2) . Нью-Дели: Правин Пракашан. п. 452.ISBN  81-7783-120-8 .
  9. ^ Джайн, Маник (2018). Путеводитель Фила по Индии . Филателия. п. 114.
  10. ^ «ЛАЛА ХАРДАЯЛ» . www.indianpost.com . Проверено 2 марта 2022 г.
  11. ^ Доктор 'Крант', М.Л.Верма (2006). Свадхинта Санграм Ке Крантикари Сахитья Ка Итихас (Том-2) . Нью-Дели (Индия): Правин Пракашан. стр. 453–458. ISBN  81-7783-120-8 .
  12. ^ Де Йонг, JW (1980). «Эдвард Конзе 1904–1979» . Индо-иранский журнал . 22 (2): 143–146. дои : 10.1163/000000080790080729 . ISSN   0019-7246 . JSTOR   24653324 . Проверено 5 декабря 2020 г.
  13. ^ Пандит, Вардачири (1969). Мысли об образовании Л. Хар Даяла . Нью-Дели-110024 (Индия): Вивек Свадхьяй Мандал. п. 70. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  14. ^ Пандит, Вардачири (1969). Мысли об образовании Л. Хар Даяла . Нью-Дели-110024 (Индия): Вивек Свадхьяй Мандал. п. 76. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Движение Гадар: идеология, организация и стратегия Хариш К. Пури, Guru Nanak Dev University Press, 1983
  • Хар Даял: индуистский революционер и рационалист Эмили К. Браун, The University of Arizona Press, 1975
  • Хар Даял: индуистский революционер и рационалист , обзор Марка Юргенсмейера . Журнал азиатских исследований , 1976 г.
  • Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе Хар Даяла, 1932; Издательство Мотилал Банарсидасс, 1970 г.
  • «Мысли Пандита Вардачири об образовании», Л. Хар Даял, 1969, Нью-Дели, 110024, Индия, Вивек Свадхьяй Мандал.
  • «Лала Хар Даял | Индийская революционерка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 2 марта 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7ba87d427338e73665b9b64d92156d9__1713801900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/d9/f7ba87d427338e73665b9b64d92156d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Har Dayal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)