Хар Даял
Лала Хар Даял | |
---|---|
Рожденный | Хар Даял Матур 14 октября 1884 г. Дели , Британская Индия |
Умер | 4 марта 1939 г. Филадельфия , Пенсильвания , США | (54 года)
Известные работы | Наша образовательная проблема Мысли об образовании Советы по самокультуре Взгляд на мировые религии Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе |
Лала Хар Даял Матур ( панджаби : Лала Хардаял; 14 октября 1884 — 4 марта 1939) — индийская революционерка-националистка и борец за свободу. [1] Он был эрудитом и отказался от карьеры на государственной службе Индии . Его простой образ жизни и интеллектуальная проницательность вдохновили многих индийцев-эмигрантов, живущих в Канаде и США, в их кампании против британского правления в Индии во время Первой мировой войны .
Биография
[ редактировать ]Хар Даял Матур родился в индуистской семье Матур Каястха 14 октября 1884 года в Дели. [2] Он учился в Кембриджской миссионерской школе и получил степень бакалавра санскрита , в колледже Св. Стефана в Дели а также степень магистра санскрита в Пенджабском университете . В 1905 году он получил две стипендии Оксфордского университета за высшее изучение санскрита: стипендию Бодена 1907 года и стипендию Касберда Эксгибиционера, награду колледжа Святого Иоанна , где он учился. [3]
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Он переехал в Соединенные Штаты в 1911 году, где стал участвовать в промышленном профсоюзном движении . Он также служил секретарем в Сан-Франциско отделения «Промышленные рабочие мира» вместе с Фрицем Вольфхаймом (позже ставшим национал-большевиком после того, как он покинул IWW и присоединился к Коммунистической рабочей партии Германии ). В заявлении, излагающем принципы «Братства Красного Флага» , он сказал, что они предлагают «установление коммунизма и отмену частной собственности на землю и капитал посредством промышленной организации и всеобщей забастовки , окончательную отмену принудительной организации правительство". Чуть больше года спустя этой группе было выделено 6 акров (24 000 м²). 2 ) земли и дома в Окленде , где он основал Бакунина Калифорнийский институт , который он описал как «первый монастырь анархизма». [4]
В Калифорнии он вскоре наладил контакты с пенджабскими сикхскими фермерами в Стоктоне . Пенджабцы, подавляющее большинство из которых были сикхами, начали эмигрировать на Западное побережье примерно на рубеже веков. Испытав враждебность со стороны канадцев в Ванкувере, они уже разочаровались в англичанах. Хардаял воспользовался этими настроениями энергичных сикхов и других пенджабцев. Разработав индийские националистические взгляды, он призвал молодых индийцев получать научное и социологическое образование. [5] [6]
В апреле 1914 года он был арестован правительством США за распространение анархистской литературы и бежал в Берлин , Германия. В Берлине он сыграл важную роль в формировании Берлинского комитета (позже: Комитета независимости Индии) и сотрудничал с немецким разведывательным бюро на Востоке . [7]
Он умер в Филадельфии 4 марта 1939 года. Вечером своей смерти он, как обычно, прочитал лекцию, в которой сказал: «Я в мире со всеми». Но очень близкий друг Лалы Хардаял и член-основатель Общества Бхарат Мата (основанного в 1907 году) Лала Ханумант Сахай не считал смерть естественной, он подозревал в ней отравление. [8]
В 1987 году Департамент почты Индии выпустил в его честь памятную марку из серии «Борьба Индии за свободу». [9] [10]
Избранные работы
[ редактировать ]Некоторые из его книг с доступными ссылками перечислены ниже: [11]
- Наша образовательная проблема : Сборник статей Лаладжи. Он был опубликован на пенджаби из Лахора как книга 1922 года с предисловием Лалы Ладжпат Рай.
- Мысли об образовании : Лаладжи написал множество статей на пенджаби (опубликовано в Лахоре) и Modern Review (опубликовано в Калькутте); большинство из них были против образовательной политики британского правительства в Индии. Г-н Хем Чанд Кошик подарил автору эту книгу, которую он опубликовал в июле 1969 года.
- Социальное завоевание индуистской расы : буклет на 21 странице, запрещенный британским владычеством и хранящийся в Национальном архиве Индии под номером 74. (Ссылка: Патриотика запрещена Раджем)
- Сочинения Лалы Хар Даял : Эта книга была опубликована в 1920 году издательством Сварадж, Варанаси, как упоминается в книге Вишвы Натха Прасада Вермы Адхуника Бхартия Раджнитика Чинтана на странице 389.
- Даял, Хар (1920). Сорок четыре месяца в Германии и Турции, с февраля 1915 года по октябрь 1918 года, — запись личных впечатлений . Лондон, Кинг. : Эта книга была опубликована в 1920 году издательством PS King and Sons в Лондоне, когда Лаладжи жил в Швеции. Ганеш Шанкар Видьярти цитировал многие ссылки из этой книги в своей книге «Кранти Ка Удгош» .
- Лала Хар Даял Джи Ке Свадхин Вичар : Эта книга была переведена на хинди Шри Нараяном Прасадом Аророй и опубликована в Raghunandan Press, Канпур, автором Pt. Ганга Нараян Шукла в 1922 году. Его можно увидеть в библиотеке Сета Сураджмулла Джалана в Калькутте.
- Амрит ме Виш : Это был перевод на хинди вышеупомянутой книги «Мысли об образовании». Он был опубликован Ладжпатом Рай Притхвираджем Сахни из Лохари-Гейт, Лахор, в 1922 году. В Национальной библиотеке Калькутты под номером каталога 181.Rc.92.33.
- Советы по самокультуре : Эта знаменитая книга Лалы Хар Даял была опубликована издательством Hy.SLPolak and Co. в Лондоне (Великобритания) в 1934 году. Издательство Jaico опубликовало ее в 1977 году в Бомбее, получив авторские права от первоначального издателя в 1961 году. Это перевод на хинди. также была опубликована в Китаб Гаре, Дели (Индия) в 1997 году под названием «Вьяктитва Викас-Сангхарш аур Сафалата».
- «Взгляд на мировые религии» : Лала Хар Даял представила несколько религий с разных сторон истории, этики, теологии и религиозной философии. Оно отражает индивидуальность каждой религии в рациональном образе мышления. Эта книга также была опубликована издательством Jaico в Индии из Бомбея.
- Доктрины бодхисаттвы : Лала Ладжпат Рай, который был наставником Хар Даяла, предложил ему написать подлинную книгу, основанную на принципах Гаутамы Будды. В 1927 году, когда британское правительство не дало Хару Даялу разрешения вернуться в Индию, он решил остаться в Лондоне. Он написал эту книгу и представил ее в университет в качестве дипломной работы. Книга была утверждена на соискание степени доктора философии. и докторская степень была присуждена ему в 1932 году. Она была опубликована в Лондоне в 1932 году. Индийское издательство Motilal Banarsidass Publishers переиздало эту книгу в 1970 году под названием « Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе» .
Доктрины бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе
[ редактировать ]Эта 392-страничная работа Лалы Хардаял состоит из 7 глав, посвященных доктрине Бодхисаттвы , изложенной в основной буддийской санскритской литературе.
- В главе I описывается природа доктрины бодхисаттвы, с особым акцентом на отличительных характеристиках архата, бодхисаттвы и шравака.
- В главе II рассказывается о различных факторах, которые способствовали возникновению и развитию доктрины Бодхисаттвы, включая влияние персидского религиозного культа, греческого искусства и христианской этики.
- В главе III излагается создание мысли Просвещения для блага и освобождения всех существ.
- В главах IV описаны тридцать семь практик и принципов, способствующих достижению Просветления.
- В главе V объясняются десять совершенств, которые ведут к благополучию, возрождению, спокойствию, духовному совершенствованию и высшему знанию.
- Глава VI определяет различные стадии духовного прогресса на долгом пути стремящегося к цели окончательного освобождения.
- Последняя глава VII повествует о событиях прошлых жизней Гаутамы Будды как бодхисаттвы.
Эта книга содержит подробные примечания и ссылки, а также общий указатель, добавленный в конце. Эта книга написана в особенно ясном стиле, который демонстрирует научную проницательность и мастерство Лалы Хардаял в литературном искусстве. Он оказал влияние на Эдварда Конзе , немецкого марксиста, беженца из нацистской Германии , который познакомился с Харом Даялом в Лондоне в 1930-х годах. [12]
Благодарности
[ редактировать ]По словам Свами Рамы Тиртхи , Лала Хар Даял был величайшим индусом, когда-либо приезжавшим в Америку, великим мудрецом и святым, чья жизнь отражала высшую духовность, а его душа отражала любовь «Вселенского Духа», которого он пытался реализовать. [13]
В другом знаке благодарности профессор Дхармавира нарисовал образ Лалы Хар Даял, который цитируется здесь дословно:
Хар Даял посвятил всю свою жизнь священному делу Родины. Наверняка только у такого человека можно было бы спросить: «Учитель добрый, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Давайте выпьем из этого источника и станем радостными, сильными и храбрыми всеми нервами и волокнами нашего существа. Он был одним из тех, кто написал Новую Эру кровью. Его путь был трудолюбив, правдив, прост, независим, благороден; и все это в выдающейся степени. Его опыт внутренней и внешней борьбы не был незначительным и не ограничивался его ранним взрослением, но распространялся на всю его жизнь. Лала Хар Даял обладал чертами Джанака и Дадхичи , и его жизнь продемонстрировала, что у него есть все, что нужно.
—Проф . Дхармавира [14] (9 июля 1969 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Эмили К. (1975). Хар Даял: индуистский революционер и рационалист . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-0422-9 .
- ^ Сарин, Тилакрадж (1994). Выберите «Документы о партии Гадр» . Издательство Маунто. п. 20.
Хардаял был жителем Дели, индусом из высшей касты Матура, общины Каястха.
- ^ «Создание Британии» . Открытый университет . Проверено 24 октября 2013 г.
- ^ Аврич, Пол (1988). Анархистские портреты . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 30 . ISBN 0-691-00609-1 .
- ^ Фаркуар, Дж. Н. (1913). Корона индуизма . стр. 36–37. ISBN 978-1375792240 .
Метафизика была проклятием Индии. Это запятнало ее историю и привело к ее гибели. ... Это ослепило ее провидцев и заставило их принять призраки за реальность. ... Молодые люди Индии, не ищите мудрости в затхлых пергаментах ваших метафизических трактатов. Там нет ничего, кроме бесконечного словесного жонглирования. Читайте Руссо и Вольтера, Платона и Аристотеля, Геккеля и Спенсера, Маркса и Толстого, Рескина и Конта и других европейских мыслителей, если хотите понять жизнь и ее проблемы. В Индии есть сотни по-настоящему искренних и честолюбивых молодых мужчин и женщин, свободных от всякого налета жадности и мирского, но они совершенно бесполезны для каких-либо целей, которые можно оценить. Они основали монастыри в отдаленных уголках гор, чтобы реализовать Брахмана.
- ^ «Безсмысленность Брахмана и ведантическое мировоззрение» . Нирмакта . 16 февраля 2012 года . Проверено 26 июля 2020 г.
Мы продолжаем двигаться по старой колее; мы редактируем и переиздаём старые книги вместо того, чтобы переводить классику европейской общественной мысли. Индийские ученые мужи и выпускники, похоже, страдают своего рода манией всего изнеженного и устаревшего. Таким образом, учреждение, созданное прогрессивными людьми, стремится привести нашу молодежь через санскритскую грамматику к Ведам через Шесть Даршан! Какой ошибочный шаг в поисках мудрости!
- ^ Либау, Хайке (2019). « «Предприятия и подстрекательства»: Берлинский комитет независимости Индии в файлах Политического архива министерства иностранных дел (1914–1920)» . Архивный рефлексикон MIDA : 3–4.
- ^ Доктор 'Крант', М.Л.Верма (2006). История революционной литературы Свадхинта Санграма (Том-2) . Нью-Дели: Правин Пракашан. п. 452.ISBN 81-7783-120-8 .
- ^ Джайн, Маник (2018). Путеводитель Фила по Индии . Филателия. п. 114.
- ^ «ЛАЛА ХАРДАЯЛ» . www.indianpost.com . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Доктор 'Крант', М.Л.Верма (2006). Свадхинта Санграм Ке Крантикари Сахитья Ка Итихас (Том-2) . Нью-Дели (Индия): Правин Пракашан. стр. 453–458. ISBN 81-7783-120-8 .
- ^ Де Йонг, JW (1980). «Эдвард Конзе 1904–1979» . Индо-иранский журнал . 22 (2): 143–146. дои : 10.1163/000000080790080729 . ISSN 0019-7246 . JSTOR 24653324 . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Пандит, Вардачири (1969). Мысли об образовании Л. Хар Даяла . Нью-Дели-110024 (Индия): Вивек Свадхьяй Мандал. п. 70.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Пандит, Вардачири (1969). Мысли об образовании Л. Хар Даяла . Нью-Дели-110024 (Индия): Вивек Свадхьяй Мандал. п. 76.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Движение Гадар: идеология, организация и стратегия Хариш К. Пури, Guru Nanak Dev University Press, 1983
- Хар Даял: индуистский революционер и рационалист Эмили К. Браун, The University of Arizona Press, 1975
- Хар Даял: индуистский революционер и рационалист , обзор Марка Юргенсмейера . Журнал азиатских исследований , 1976 г.
- Доктрина бодхисаттвы в буддийской санскритской литературе Хар Даяла, 1932; Издательство Мотилал Банарсидасс, 1970 г.
- «Мысли Пандита Вардачири об образовании», Л. Хар Даял, 1969, Нью-Дели, 110024, Индия, Вивек Свадхьяй Мандал.
- «Лала Хар Даял | Индийская революционерка | Британика» . www.britanica.com . Проверено 2 марта 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наша образовательная проблема - сборник статей Лалы Хар Даял, опубликованных на пенджаби (опубликовано из Лахора).
- Сунит Сингх: Даял, Хар , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Материалы Хар Даяла в Южноазиатско-американском цифровом архиве (SAADA)
- 1884 рождения
- 1939 смертей
- Гадарская партия
- Анархо-синдикалисты
- Анархо-коммунисты
- Выпускники Лондонского университета SOAS
- Индо-германский заговор
- Индийские анархисты
- Индийские атеисты
- Индийский Дом
- Индийские эмигранты в США
- Индийские революционеры
- Члены «Промышленные рабочие мира»
- Левые коммунисты
- Американские синдикалисты
- Индийские синдикалисты
- Люди из Дели
- Простые живущие защитники
- Выпускники Делийского университета
- Американские политики индийского происхождения