Jump to content

Индийский Дом

Индийский дом сегодня. Несколько синих мемориальных досок напоминают о пребывании различных жителей, включая Саваркара .
По часовой стрелке сверху слева: Дхингра , Айяр , Саваркар , Бапат , Гонне , Ачарья , Канхере и Пиллаи .
В центре: Индийский социолог , сентябрь 1908 года.

India House был студенческим общежитием, существовавшим между 1905 и 1910 годами на Кромвель-авеню в Хайгейте , Северный Лондон . Под патронажем адвоката Шьямджи Кришны Вармы он был открыт для пропаганды националистических взглядов среди индийских студентов в Великобритании. Этот институт раньше предоставлял стипендии индийской молодежи для получения высшего образования в Англии. Здание быстро стало центром политического активизма , одним из самых известных за рубежом революционного индийского национализма . «Индийский дом» стал неофициальным обозначением националистических организаций, которые использовали здание в разное время.

Покровители Индийского дома издавали антиколониалистскую газету « Индийский социолог» , которую британское владычество запретило как « крамольную ». [1] Ряд видных индийских революционеров и националистов были связаны с Индийским домом, в том числе Винаяк Дамодар Саваркар , Бхикаджи Кама , В.Н. Чаттерджи , Лала Хар Даял , ВВС Айяр , МПТ Ачарья и премьер-министр Бапат . В 1909 году член Индийской палаты Мадан Лал Дхингра убил сэра У.Х. Керзона Уилли , политического адъютанта государственного секретаря Индии.

Расследования, проведенные Скотланд-Ярдом и Управлением политической разведки Индии , последовавшие за убийством, привели организацию в упадок. Преследование деятельности Индийского дома столичной полицией побудило ряд его членов покинуть Великобританию и уехать во Францию, Германию и США. Многие члены дома были вовлечены в революционные заговоры в Индии. Сеть, созданная Индийским домом, сыграла ключевую роль в индуистско-немецком заговоре с целью националистической революции в Индии во время Первой мировой войны. В последующие десятилетия выпускники Индийского дома сыграли ведущую роль в основании индийского коммунизма и индуистского национализма. .

Консолидация правления Британской Ост-Индской компании на Индийском субконтиненте в XVIII веке привела к социально-экономическим изменениям, которые привели к росту индийского среднего класса и неуклонно разрушали доколониальные социально-религиозные институты и барьеры. [2] Растущая экономическая и финансовая мощь индийских владельцев бизнеса, торговцев и профессионального класса привела их к все более серьезному конфликту с британским владычеством. Растущее политическое сознание среди коренной индийской социальной элиты (включая юристов, врачей, выпускников университетов, государственных чиновников и аналогичные группы) породило индийскую идентичность. [3] [4] и питали растущие националистические настроения в Индии в последние десятилетия девятнадцатого века. [5]

Создание в 1885 году Юмом Индийского национального конгресса политическим реформатором А. О. в Индии активизировало этот процесс, предоставив важную платформу, с которой можно было выдвигать требования политической либерализации, увеличения автономии и социальных реформ. [6] Лидеры Конгресса выступали за диалог и дебаты с администрацией Раджа для достижения своих политических целей. От этих умеренных голосов (или лоялистов), которые не проповедовали и не поддерживали насилие, отличалось националистическое движение, которое стало особенно сильным, радикальным и жестоким в Бенгалии и Пенджабе . Примечательные, хотя и меньшие, движения также появились в Махараштре , Мадрасе и других районах на юге. [6] Спорный раздел Бенгалии в 1905 году усилил растущие волнения, стимулируя радикальные националистические настроения и став движущей силой индийских революционеров. [7]

С момента своего создания Конгресс также стремился сформировать общественное мнение в Великобритании в пользу политической автономии Индии. [6] [8] Конгресса Британский комитет , основанный в 1889 году, издавал периодическое издание под названием «Индия» , в котором выражались умеренные, лоялистские взгляды и предоставлялась информация об Индии, адаптированная для британской читательской аудитории. [9] Комитету удалось привлечь внимание британской общественности к вопросам гражданских свобод в Индии, но в значительной степени ему не удалось добиться политических изменений, что побудило таких социалистов, как Генри Гайндман, выступать за более радикальный подход. [10] был создан «Индийский комитет» В 1893 году в британском парламенте как группа давления, призванная напрямую влиять на политику. [10] [11] [12] но оно все больше отдалялось от зарождающегося движения, которое выступало за абсолютное индийское самоуправление . Лидеры националистов в Индии (такие как Бипин Чандра Пал , который возглавил агитацию против раздела Бенгалии) и индийские студенты в Великобритании раскритиковали комитет за то, что они считали его чрезмерно осторожным подходом. [8] [11] На этом фоне, одновременно с политическими потрясениями, вызванными разделом Бенгалии в 1905 году, юрист-националист по имени Шьямджи Кришна Варма основал Индийский дом в Лондоне. [13]

Индийский Дом

[ редактировать ]

Индийский дом — большой викторианский особняк на Кромвель-авеню, 65, Хайгейт , Северный Лондон. Он был открыт 1 июля 1905 года Генри Гайндманом на церемонии, на которой присутствовали, среди прочих, Дадабхай Наороджи , Шарлотта Деспард и Бхикаджи Кама. [14] Когда в 1905 году оно было открыто как студенческое общежитие, в нем могли разместиться до тридцати студентов. [15] Помимо студенческого общежития, особняк также служил штаб-квартирой нескольких организаций, первой из которых было Индийское общество самоуправления (IHRS).

Индийское общество самоуправления

[ редактировать ]
Бхикаджи Кама со штутгартским флагом , 1907 год. Ряд членов Индийской палаты присутствовали на социалистической конференции в том году, а сама Кама тесно сотрудничала с Кришной Вармой.

Кришна Варма восхищался Свами Даянанды Сарасвати и культурным национализмом верил в изречение Герберта Спенсера о том, что «сопротивление агрессии не просто оправдано, но и необходимо». [16] Выпускник Баллиол-колледжа в Оксфорде , он вернулся в Индию в 1880-х годах и занимал должность дивана (администратора) ряда княжеств , включая Ратлам и Джунагадх . Он предпочел эту должность работе в условиях, как он считал, чуждого правления Британии. [16] Однако предполагаемый заговор местных британских чиновников в Джунагадхе, усугубленный разногласиями между властями Короны и британскими политическими резидентами относительно штатов, привел к увольнению Вармы. [17] Он вернулся в Англию, где нашел свободу слова более благоприятной. Взгляды Вармы были решительно антиколониальными , вплоть до поддержки буров во время Второй англо-бурской войны в 1899 году. [16]

Кришна Варма стал соучредителем IHRS в феврале 1905 года. [18] с Бхикаджи Камой, С.Р. Раной , Лалой Ладжпат Рай и другими, [11] [19] [20] как конкурирующая организация Британскому комитету Конгресса. [21] Впоследствии Кришна Варма использовал свои значительные финансовые ресурсы, чтобы предложить стипендии индийским студентам в память о лидерах восстания 1857 года при условии, что получатели не примут никакой оплачиваемой должности или почетной должности от британского владычества по возвращении домой. [16] Эти стипендии были дополнены тремя пожертвованиями в размере 2000 рупий, любезно предоставленными С.Раной в память о Ране Пратапе Сингхе . [22] Открытый «только для индийцев», IHRS получил значительную поддержку со стороны индийцев, особенно студентов, живущих в Великобритании. В организацию также попали средства, полученные индийскими студентами в виде стипендий и стипендий от университетов. Следуя модели викторианских государственных учреждений, [23] IHRS приняла конституцию. Целью IHRS, четко сформулированной в этой конституции, было «обеспечить самоуправление Индии и вести настоящую индийскую пропаганду в этой стране всеми возможными способами». [24] Он вербовал молодых индийских активистов, собирал средства и, возможно, собирал оружие и поддерживал контакты с революционными движениями в Индии. Когда пришел Саваркар, он изменил его на Индийское общество самоуправления. [8] [25] Группа заявляла о поддержке идей, сочувствующих ее собственным, таких как турецкий, египетский и ирландский республиканский национализм. [19]

Парижское Индийское общество , филиал IHRS, было основано в 1905 году под патронажем Бхикаджи Камы, Сардара Сингха Раны и Б. Х. Годрея. [26] Ряд членов Индийской палаты, которые позже приобрели известность, в том числе В. Н. Чаттерджи, Хар Даял, Ачарья и другие, впервые столкнулись с IHRS через это парижское Индийское общество. [27] Сама Кама в это время была глубоко вовлечена в индийское революционное дело и поддерживала тесные связи как с французскими , так и с изгнанными русскими социалистами. [28] [29] Считается, что взгляды Ленина повлияли на работы Камы в то время, и считается, что Ленин посетил Индийский дом во время одного из своих визитов в Лондон. [30] [31] В 1907 Кама вместе с В. Н. Чаттерджи и эсером Раной присутствовал на Социалистическом конгрессе II Интернационала в Штутгарте . Там, при поддержке Генри Гайндмана, она потребовала признания самоуправления Индии и знаменитым жестом развернула один из первых флагов Индии . [32]

Индийский социолог

[ редактировать ]
Августовский номер журнала «Индийский социолог» за 1909 год . Гай Олдред был привлечен к ответственности за свои комментарии в этом выпуске, якобы поддерживающие Дхингра и поддерживающие антиколониальный анархизм .

В 1904 году Кришна Варма основал «Индийский социолог» (ТИС), выходивший ежемесячно (с изречением Спенсера в качестве девиза). [16] комитету Британского комитета как вызов Индийскому . [8] Название публикации было призвано передать убежденность Кришны Вармы в том, что идеологической основой независимости Индии от Британии является социология. [33] TIS критиковал умеренно лоялистский подход и его обращение к британскому либерализму, примером которого является работа индийского лидера Г. К. Гокхале ; вместо этого TIS выступал за самоуправление Индии. Он критиковал Британский комитет, члены которого, в основном из индийской государственной службы , были, по мнению Кришны Вармы, соучастниками эксплуатации Индии. [8] TIS широко цитировал произведения британских писателей, которые Кришна Варма интерпретировал, чтобы объяснить свои взгляды на то, что Радж был колониальной эксплуатацией и что индейцы имели право противостоять ей, при необходимости применяя насилие. [8] Он выступал за конфронтацию и требования, а не за петиции и примирение. [34] Однако взгляды и оправдания политического насилия в националистической борьбе Кришна Вармы по-прежнему были осторожными, рассматривая насилие как последнее средство. Его поддержка изначально была интеллектуальной, и он не принимал активного участия в планировании революционного насилия. [35] Свобода прессы и либеральный подход британского истеблишмента означали, что Кришна Варма мог высказывать взгляды, которые в Индии были бы быстро подавлены. [8]

Взгляды, высказанные в TIS, вызвали критику со стороны бывших индийских государственных служащих в британской прессе и парламенте. Подчеркивая цитирование Кришной Вармой британских писателей и отсутствие ссылки на индийские традиции или ценности, они утверждали, что он был оторван от индийской ситуации и индийских чувств и интеллектуально зависел от Британии. [36] Валентин Чирол , иностранный редактор The Times , имевший тесные связи с Раджем, обвинил Кришну Варму в проповеди «нелояльных чувств» индийским студентам и потребовал привлечь его к ответственности. [37] [38] Позже Чирол назвал Индийский дом «самой опасной организацией за пределами Индии». [10] [39] Кришна Варма и ТИС также привлекли внимание короля Эдуарда VII . Сильно обеспокоенный, король попросил Джона Морли , государственного секретаря Индии , прекратить публикацию подобных сообщений. [40] Морли отказался предпринимать какие-либо действия, противоречащие его либеральным политическим принципам, но тирада Чирола против TIS и Кришны Вармы вынудила правительство провести расследование. [35] Детективы посетили Индийский дом и опросили типографий его издания. Кришна Варма воспринял эти действия как начало подавления его деятельности и, опасаясь ареста, переехал в Париж в 1907 году; он так и не вернулся в Великобританию. [37] [17]

Саваркар

[ редактировать ]

После ухода Кришны Вармы организация нашла нового лидера в лице Винаяка Дамодара Саваркара , студента юридического факультета, который впервые приехал в Лондон в 1906 году по стипендии Кришны Вармы. Саваркар был поклонником итальянского философа-националиста Джузеппе Мадзини и протеже лидера Индийского конгресса Бала Гангадхара Тилака . [36] [41] [42] Он был связан с националистическим движением в Индии, основав Абхинав Бхарат Общество (Общество молодой Индии) в 1906 году во время учебы в колледже Фергюссон в Пуне (эти связи свели его с еще малоизвестным Мохандасом Карамчандом Ганди . [36] [43] [44] В Лондоне пламенные националистические взгляды Саваркара поначалу оттолкнули жителей Индийского дома, в первую очередь ВВС Айяра . Однако со временем он стал центральной фигурой в организации. [45] Он посвятил свои усилия написанию националистических материалов, организации публичных собраний и демонстраций. [19] и создание филиалов Абхинав Бхарат в стране. [46] Он поддерживал связь с Б.Г. Тилаком в Индии, которому передавал руководства по изготовлению бомб. [47]

Под впечатлением и влиянием итальянских войн за независимость Саваркар верил в вооруженную революцию в Индии и был готов обратиться за помощью к Германии с этой целью. Он предложил проводить идеологическую обработку индийских солдат в британской армии, точно так же, как движение «Молодая Италия» проводило идеологическую обработку итальянцев, служащих в австрийских войсках. [48] В Лондоне Саваркар основал Общество Свободной Индии (FIS), а в декабре 1906 года открыл филиал « Абхинав Бхарат» . [49] [50] Эта организация привлекла ряд радикальных индийских студентов, в том числе премьер-министра Бапата , ВВС Айяра, Маданлала Дхингра и В.Н. Чаттерджи . [51] Саваркар некоторое время жил в Париже и часто посещал город после переезда в Лондон. [42] К 1908 году он привлек в организацию ряд индийских бизнесменов, проживавших в Париже. Во время одного визита Саваркар снова встретился с Ганди, когда последний посетил Дом Индии в 1906 и 1909 годах, и его жесткие взгляды, возможно, повлияли на мнение Ганди о националистическом насилии. [52]

Трансформация

[ редактировать ]

Индийский Дом, в котором теперь размещалось Общество Абхинав Бхарат и его относительно мирное крыло, Общество Свободной Индии, быстро превратился в радикальную площадку для собраний, совершенно отличную от IHRS. В отличие от последнего, он стал полностью самостоятельным в отношении финансов и организации и разработал независимые националистические идеологии, отошедшие от европейской философии. Под влиянием Саваркара он черпал вдохновение из прошлых индийских революционных движений, религиозных писаний (включая Бхагавад-гиту ) и собственных исследований Саваркара по истории Индии, включая Индийскую войну за независимость . [23] Саваркар перевел Джузеппе Мадзини автобиографию на язык маратхи и превозносил достоинства тайных обществ. [38]

Индийский дом вскоре был преобразован в штаб-квартиру индийского революционного движения в Великобритании. [15] Его новыми членами стали молодые мужчины и женщины из Лондона, приехавшие со всей Индии. [53] Большое количество членов, каждый из которых составляет около четверти от общего числа членов, было из Бенгалии и Пенджаба , тогда как значительная, но меньшая группа прибыла из Бомбея и Махараштры . [53] Общество Свободной Индии давало полурелигиозную клятву посвящения и служило прикрытием для Абхинав Бхарат . собраний Общества [51] Членами были преимущественно индуисты. Большинство из них были студентами в возрасте около двадцати пяти лет и обычно принадлежали к индийской социальной элите из семей миллионеров, владельцев фабрик, юристов и врачей. Около семидесяти человек, в том числе несколько женщин, регулярно посещали воскресные вечерние собрания, на которых Саваркар читал лекции по самым разным темам: от философии революции до изготовления бомб и методов убийства. [15] Известно, что лишь небольшая часть этих новобранцев в обществе ранее занималась политической деятельностью или движением Свадеши в Индии. [53]

Общество Абхинав Бхарат преследовало две цели: посредством пропаганды в Европе и Северной Америке создать индийское общественное мнение в пользу националистической революции, а также собрать средства, знания и материалы для проведения такой революции. [54] Он подчеркнул действия самопожертвования своих членов ради дела Индии. Это была революционная деятельность, которой могли подражать массы, но которая не требовала массового движения. [53] Флигель Индийского дома был преобразован в «военную мастерскую», где студенты-химики пытались производить взрывчатку и бомбы, а типография выпускала «крамольную» литературу, в том числе руководства по изготовлению бомб и брошюры, пропагандирующие насилие по отношению к европейцам в Индии. В доме находился арсенал стрелкового оружия, которое периодически отправлялось в Индию разными путями. [15] Саваркар был в центре этих событий, проводя много времени в цехе по производству взрывчатых веществ и иногда по вечерам появляясь, по словам одного из его товарищей-революционеров, «с характерными желтыми пятнами пикриновой кислоты на руках». [55] Жители Индийского дома и члены Абхинав Бхарат тренировались в стрельбе на Тоттенхэм-Корт-роуд в центре Лондона и репетировали убийства, которые планировали совершить. [55]

Поставки оружия в Индию включали, среди прочего, некоторое количество пистолетов Браунинг, контрабандно доставленных Чатурбхуджем Амином, Чанджери Рао и ВВС Айяром, когда они вернулись в Индию. [56] Революционная литература отправлялась под фальшивыми обложками и с разных адресов, чтобы ее не могли обнаружить почтовые службы Индии. [55] Книга Саваркара «Индийская война за независимость» была опубликована (в 1909 году) и была сочтена достаточно подстрекательской, чтобы ее удалили из каталога Британской библиотеки, чтобы лишить индийских студентов доступа к ней. [57] Где-то в 1908 году Индийский дом приобрел руководство по изготовлению бомб. Некоторые предполагают, что Саваркар приобрел его во французской столице из руководства по взрыву бомбы, данного Хемчандре Дасу – бенгальскому революционеру из Анушилан Самити – русским революционером в Париже по имени Николас Сафрански. [58] Другие полагают, что Бапат приобрел его через русских революционеров в Париже. [59] Бапат был объявлен скрывающимся от правосудия (беглецом) по делу о взрыве бомбы в Алипоре взорвать карету окружного магистрата в Бенгалии в 1909 году, которое последовало за попыткой Худирама Боса . [60]

К 1908 году популярность группы «Индийский дом» обогнала Лондонское индейское общество (ЛИС), основанное в 1865 году Дадабхаем Наороджи и до того времени являвшееся крупнейшей ассоциацией индейцев в Лондоне. Впоследствии Индийский Дом взял на себя контроль над LIS, когда на ежегодном общем собрании в том же году члены Индийского Дома собрали собрание и вытеснили старую гвардию общества. [61]

Кульминация

[ редактировать ]
Обложка парижского «Банде Матарам» после казни Маданлала Дхингра в августе 1909 года. Парижское индийское общество заменило Индийский дом в качестве очага подстрекательской деятельности на континенте после 1909 года.

Деятельность Индийского дома не осталась незамеченной. Помимо вопросов, поднятых в официальных индийских и британских кругах, безудержные взгляды Саваркара были опубликованы в английских газетах, включая Daily Mail , Manchester Guardian и Dispatch . К 1909 году «Индийский дом» находился под наблюдением Скотланд-Ярда и индийской разведки, и его деятельность была значительно ограничена. [62] Старший брат Саваркара Ганеш был арестован в Индии в июне того же года, предстал перед судом и сослан в исправительную колонию на Андаманских островах за публикацию подстрекательской литературы. [63] Речи Саваркара становились все более резкими и призывали к революции, повсеместному насилию и убийству всех англичан в Индии. [63] Кульминацией этих событий стало убийство сэра Уильяма Х. Керзона Уилли , политического адъютанта государственного секретаря Индии , Маданлалом Дхингра вечером 1 июля 1909 года на встрече индийских студентов в Имперский институт в Лондоне. [63] Дхингра был арестован, а затем предан суду и казнен.

После убийства Индийский дом был быстро закрыт. Расследование убийства было расширено с целью выявления более широких заговоров, исходящих из Индийского дома; хотя Скотланд-Ярд заявил, что их не существует, источники в индийской разведке предположили обратное. [64] Эти источники также предположили, что предполагаемой целью Дхингра был Джон Морли , сам государственный секретарь Индии. У Саваркара была копия письменного политического заявления Дхингры, которая была конфискована при аресте последнего. Полиция отрицала его существование, но через ирландского сочувствующего Дэвида Гарнетта Саваркара это было опубликовано в Daily News в день, когда Дхингра был приговорен к смертной казни. [65] Ряд источников предположили, что убийство на самом деле было идеей Саваркара и что он планировал дальнейшие действия как в Великобритании, так и в Индии. [64] В марте 1910 года Саваркар был арестован по возвращении в Лондон из Парижа и позже депортирован в Индию. [66] Пока он содержался в тюрьме Брикстон во время слушаний по делу о депортации, в мае 1910 года остатки Индийского дома предприняли попытку штурмовать его тюремный фургон и освободить его. Этот заговор был скоординирован с помощью ирландских республиканцев во главе с Мод Гонн . Однако план провалился, когда засада атаковала пустой фургон-ловушку, а Саваркара перевозили по другому маршруту. [67] В следующем году полиция и политические источники оказали давление на жителей Индийского дома, чтобы они покинули Англию. В то время как некоторые из ее лидеров, такие как Кришна Варма, уже бежали в Европу, другие, такие как Чаттопадхьяя, переехали в Германию. Многие другие переехали в Париж. [68] Благодаря влиянию и работе большого количества студентов-националистов, переехавших в город, Парижское индийское общество постепенно заняло место Индийского дома в качестве центра индийского национализма на континенте. [69]

Контрмеры

[ редактировать ]

Хотя Индийский Дом изложил свои цели в журнале «Индийский социолог» , угроза, исходящая от организации, изначально не рассматривалась серьезной ни индийской разведкой, ни британским специальным отделом . [57] [70] Ситуация усугублялась отсутствием ясности и взаимодействия со стороны Департамента криминальной разведки, действующего в Индии под руководством Чарльза Кливленда, и Скотланд-Ярда . специального отдела [57] Отсутствие указаний и информации со стороны индийской политической разведки, усугубляемое нежеланием лорда Морли заниматься почтовой цензурой. [71] привело к тому, что Специальный отдел недооценил угрозу. [71]

Скотленд-Ярд

[ редактировать ]

Несмотря на эти проблемы и хотя Специальный отдел был совершенно неопытен в борьбе с политическими преступлениями, [70] Первые наблюдения за Индийским домом со стороны Скотланд-Ярда начались еще в 1905 году. Детективы посещали воскресные собрания в Индийском доме в мае 1907 года, где они получили доступ к подстрекательской литературе. [71] Появление одного агента, замаскированного под американца ирландского происхождения по имени О'Брайен, убедило Кришну Варму в необходимости сбежать в Париж. [71] были согласованы конкретные планы сотрудничества между индийской и британской полицией В июне 1908 года между Управлением Индии и Скотланд-Ярдом ; было принято решение поручить наблюдение за Индийским домом бывшему индийскому полицейскому. [72]

Приезд Б.С. Пала и Г.С. Хапарда в Лондон в 1908 году еще больше обострил дело, поскольку оба были известны как радикальные националистические политики в Индии. К сентябрю 1908 года в Индийском доме был установлен агент, который мог приглашать детективов на воскресные вечерние собрания Общества Свободной Индии (посещение для европейцев было только по приглашению). [72] Агент передал некоторую дополнительную информацию, но не смог проникнуть в ближайшее окружение Саваркара. Сам Саваркар не подвергался особо пристальному вниманию как опасный подозреваемый до ноября 1909 года, когда агент предоставил информацию об обсуждениях убийств в Индийском доме. Агентом мог быть молодой махараштриец по имени Киртикар, приехавший в Индийский дом как знакомый В.В.С. Айяра якобы для изучения стоматологии в Лондоне. Киртикар был обнаружен после того, как Айяр навел справки в лондонской больнице, где он должен был проходить обучение, и однажды ночью Саваркар заставил его признаться под дулом пистолета. [73]

После этого инцидента отчеты Киртикара, вероятно, были проверены Саваркаром, прежде чем они были переданы в Скотланд-Ярд. В это время Айяр и Саваркар поручили MPT Ачарье стать информатором Скотланд-Ярда; они считали, что это предоставит полиции информацию и поможет подтвердить сообщения, отправленные Киртикаром. [45] Хотя Скотланд-Ярд преследовал индийских студентов и тщательно следил за ними, его резко критиковали за неспособность проникнуть в организацию. Секретарь вице-короля Уильям Ли-Уорнер дважды подвергался нападению в Лондоне: в своем офисе он получил пощечину от молодого бенгальского студента по имени Кунджалал Бхаттачарджи, а в лондонском парке на него напал другой индийский студент. В этих событиях обвиняли неэффективность завода. [72]

Центральное управление уголовной разведки

[ редактировать ]

Неизвестно Скотланд-Ярду, [74] к началу 1909 года Индийский департамент криминальной разведки (DCI) предпринял собственные тайные попытки проникнуть в Индийский дом, причем с большим успехом. Агент по имени «С» проживал в Индийском доме почти год; убедив жителей в том, что он настоящий патриот, он начал отчитываться перед Индией. [74] [75] Возможные причины, по которым DCI не проинформировал Ярд, включают желание не вмешиваться в лондонские расследования, желание сохранить контроль над «С» и страх быть обвиненным Ярдом в «коварстве». [74]

Однако первые отчеты агента DCI в начале 1909 года не имели особой ценности. Лишь в месяцы, непосредственно предшествовавшие убийству Керзона Уилли, они оказались полезными. В июне агент описал стрельбу на полигоне Тоттенхэм Корт и стрельбу из винтовки в задней части Индийского дома. За этим последовали сообщения о том, что Саваркар и ВВС Айяр (который считался его лейтенантом) консультировали МПТ Ачарью по поводу актов мученичества. [74] После ареста и последующей перевозки старшего брата Саваркара Ганеши в Индию 9 июня 1909 г. [63] C сообщил о растущей жестокости и призывах к мести в речах Саваркара. [63] [74] В последующие недели Саваркару запретили вступать в коллегию адвокатов из-за его политической деятельности. [64] Таковы были события, приведшие к убийству сэра Керзона Уилли. Хотя считалось, что Саваркар мог лично инструктировать или обучать Дхингра, столичная полиция не смогла возбудить против первого уголовное дело, поскольку у него было алиби на ночь. [76]

Индийский специальный отдел

[ редактировать ]

После убийства Керзона Уилли Специальное отделение столичной полиции было реорганизовано в июле 1909 года после встречи между Индийским офисом и комиссаром полиции сэром Эдвардом Генри . Это привело к открытию к концу июля Индийского специального отдела со штатом из 38 офицеров. [77] Он получил значительные ресурсы во время расследования убийства Керзона Уилли и удовлетворил требования индийской уголовной разведки относительно наблюдения за индийским мятежным движением в Великобритании. [77]

Полиция оказала сильное давление на Дом Индии и начала собирать информацию об индийских студентах в Лондоне. Это, наряду с угрозами их карьере, лишило Индийский дом базы поддержки студентов. Он постепенно начал распадаться как центр радикального индийского национализма. Как с горечью описал Тирумал Ачарья относились к резиденции как к « дому для прокаженных ». , индийские студенты города [78] Кроме того, хотя студенческую политическую активность нельзя было слишком резко ограничивать из-за опасений обвинений в репрессиях, британское правительство успешно реализовало законы, ограничивающие публикацию и распространение националистических или подстрекательских материалов из Великобритании. Среди них был Бипина Пала , Swaraj который был вынужден закрыться, событие, которое в конечном итоге привело Пала к нищете и психическому расстройству в Лондоне. [78] Индийский Дом перестал иметь влияние в Великобритании. [79]

Политическая деятельность Индийского дома была в основном направлена ​​на молодых индийцев, особенно студентов, в Великобритании. Политическое недовольство в то время неуклонно росло среди этой группы, особенно среди тех, кто был связан с профессиональным классом Индии и тех, кто глубоко изучал философию европейского либерализма. [80] Их недовольство было отмечено в британских академических и политических кругах довольно рано, причем некоторые высказывали опасения, что эти студенты найдут убежище в экстремистской политике. [80]

Националистическое движение

[ редактировать ]

Комитет, созданный в 1907 году под руководством сэра Уильяма Ли-Уорнера для расследования политических волнений среди индийских студентов в Великобритании, отметил сильное влияние, которое Индийский Дом оказал на эту группу. [81] [82] Это было в то время, когда Индийский дом находился под руководством Шьямджи Кришны Вармы. [83] Индийские студенты, обсуждавшие в то время общину, описывали растущее влияние Индийского дома – особенно в контексте раздела Бенгалии в 1905 году – и объясняли этим влиянием уменьшение числа индийских претендентов на государственные посты и индийскую государственную службу . Индийский социолог привлек значительное внимание лондонских газет. [84] Другие, однако, не согласились с этой точкой зрения и назвали привлекательность Индийского дома ограниченной. С.Д. Бхаба, президент Индийского христианского союза, однажды описал Кришну Варму как человека, «чей лай был хуже, чем его укус». [84]

При Саваркаре организация стала центром индийского революционного движения за рубежом и одним из важнейших связующих звеньев между революционным насилием в Индии и Великобритании. [63] [66] [76] Хотя организация приветствовала как умеренных, так и сторонников экстремистских взглядов, первых было больше, чем вторых. [84] Примечательно, что ряд жителей, особенно те, кто согласился с взглядами Саваркара, не имели никакого опыта участия в националистических движениях в Индии, что позволяет предположить, что они подверглись идеологической обработке во время своего пребывания в Индийском доме. [53]

Что еще более важно, Индийский дом был источником оружия и подстрекательской литературы, которая быстро распространялась в Индии. Помимо «Индийского социолога» , такие брошюры, как «Банде Матарам» и «О, мученики!» Саваркар превозносил революционное насилие. Прямое влияние и подстрекательство со стороны Индийского дома были отмечены в то время в нескольких случаях политического насилия, включая убийства, в Индии. [49] [57] [85] Одно из двух обвинений, выдвинутых против Саваркара во время суда в Бомбее, заключалось в содействии убийству окружного магистрата Насика , АМТ Джексона , совершенным Анантом Канхере в декабре 1909 года. Используемое оружие было напрямую прослежено через итальянского курьера до Дома Индии. было отмечено, что бывшие жители Дома Индии MPT Acharya и VVS Aiyar В отчете Роулатта способствовали политическим убийствам и влияли на них, включая убийство Роберта Д'Эскорта Эша от рук Ванчи Айера . [49] Французская полиция настоятельно предложила, чтобы линия Париж-Сафрански была причастна к попытке в 1907 году в Бенгалии сойти с рельсов поезда, в котором находился вице-губернатор сэр Эндрю Фрейзер . [86] Считается, что деятельность националистов за рубежом подорвала лояльность ряда местных полков Британской индийской армии . [87] Убийство Керзона Уилли получило широкую огласку. [88] Символическое влияние действий Дхингры на колониальные власти и на индийское революционное движение в то время было глубоким. [89] Британская империя никогда не подвергалась нападениям в своей собственной метрополии. [88] Говорят, что последнее заявление Дхингры вызвало восхищение Уинстона Черчилля , который назвал его лучшим из когда-либо сделанных во имя патриотизма. [88]

Индийский Дом и его деятельность оказали некоторое влияние на последующую ненасильственную философию, принятую Ганди. [52] Он встречался с некоторыми членами Индийского дома, включая Саваркара, как в Лондоне, так и в Индии, и не соглашался с принятием националистической и политической философии Запада. Ганди пренебрежительно назвал это революционное насилие анархистским, а его сторонников - «модернистами». [52] Некоторые из его последующих работ, в том числе « Хинд Сварадж» , выступали против деятельности Саваркара и Дхингра и оспаривали аргумент о том, что насилие было невинным, если оно совершалось под националистической идентичностью или в период колониальной жертвы. [52] Именно против этой стратегии революционного насилия – и в знак признания ее последствий – была создана формирующая основа Гандианского ненасилия. [52]

Индия Дома за рубежом

[ редактировать ]

По примеру первоначального Индийского дома, Индийские дома были открыты в США и Японии. [90] Кришна Варма установил тесные контакты с ирландским республиканским движением . В результате статьи из «Индийского социолога» были переизданы в США в гэльском американском издании . Кроме того, благодаря усилиям растущего числа индийских студентов появились и другие организации, повторяющие Индийский дом. Первой из них была Панарийская ассоциация, созданная по образцу Индийского общества самоуправления, открытая в 1906 году совместными индо-ирландскими усилиями Мохаммеда Баркатуллы , С.Л. Джоши и Джорджа Фримена . [1] Сам Баркатулла был тесно связан с Кришной Вармой во время своего раннего пребывания в Лондоне, и его последующая карьера в Японии поставила Баркатуллу в центр политической деятельности Индии. [1]

Американский филиал также пригласил Бхикаджи Каму, который в то время был близок к трудам Кришны Вармы, прочитать серию лекций в США. Индийский дом, хотя официально и не связанный с лондонской организацией, был основан на Манхэттене в Нью-Йорке в январе 1908 года на средства богатого юриста ирландского происхождения по имени Майрон Фелпс. Фелпс восхищался Свами Вивеканандой , а Веданты Общество (основанное Свами) в Нью-Йорке в то время находилось под руководством Свами Абхедананды , которого британцы считали «подстрекателем к мятежу». [90] В Нью-Йорке индийские студенты и бывшие резиденты лондонского Индийского дома воспользовались либеральными законами о прессе для распространения «Индийского социолога» и другой националистической литературы. [90] Нью-Йорк все больше становился важным центром мирового индийского движения; «Свободный Индостан» , политический революционный журнал, издаваемый Таракнатхом Дасом , во многом повторяющий «Индийский социолог» , переехал из Ванкувера и Сиэтла в Нью-Йорк в 1908 году. Дас активно сотрудничал с гэльским американцем с помощью Джорджа Фримена до того, как «Свободный Индостан» был запрещен в 1910 году британцами. дипломатическое давление. [91] После 1910 года деятельность на восточном побережье Америки начала приходить в упадок и постепенно переместилась в Сан-Франциско. Прибытие Хар Даяла примерно в это же время преодолело разрыв между интеллектуальными агитаторами и преимущественно пенджабскими рабочими и мигрантами, заложив основы движения Гадар . [91]

В 1907 году в Токио был открыт Индийский дом. [92] В городе, как и в Лондоне и Нью-Йорке, к концу XIX века постоянно росло число индийских студентов, с которыми Кришна Варма поддерживал тесный контакт. Однако Кришна Варма изначально был обеспокоен слишком тонким распылением своих ресурсов, особенно потому, что японскому центру не хватало сильного руководства. Он также опасался вмешательства со стороны Японии, которая находилась в дружеских отношениях с Великобританией. [92] Тем не менее, присутствие революционеров из Бенгалии и тесная переписка между лондонским и токийским домами позволили последнему получить известность в «Индийском социологе» . В 1908 году Индийский дом в Токио был резиденцией для шестнадцати индийских студентов; он принимал студентов из других азиатских стран, включая Цейлон , с целью создать широкую основу для индийского национализма, основанного на паназиатских ценностях. Движение получило новый импульс после того, как Баркатулла по совету Кришны Вармы и Джорджа Фримена переехал из Нью-Йорка в Токио в 1909 году. [92] Заняв должность профессора урду в Токийском университете , Баркатулла отвечал за распространение в Восточной Азии «Индийского социолога» и другой националистической литературы из Лондона. Его работа в то время также включала издание журнала «Исламское братство» , которое финансировалось Османской империей . Баркатулла превратил его в антибританский рупор, пригласил Кришну Варму внести свой вклад и выступил за индуистско-мусульманское единство в Индии. [93] Он опубликовал и другие националистические брошюры, которые дошли до тихоокеанского побережья и в поселениях Восточной Азии. Кроме того, Баркатулла установил связи с видными японскими политиками, включая Окаву Шумей , которого он склонил на сторону Индии. [93] Британский CID, обеспокоенный угрозой, которую деятельность Баркатуллы представляла для империи, оказал дипломатическое давление с целью закрытия Исламского братства в 1912 году. Баркатулле было отказано в должности, и он был вынужден покинуть Японию в 1914 году. [93]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Ghadar di Gunj , ранний сборник националистической и социалистической литературы, созданный Гадаритами , был запрещен в Индии в 1913 году. Движение Гадритов участвовало в индуистско-германском заговоре во время Первой мировой войны.

После ликвидации Индийского дома в 1909 и 1910 годах его члены постепенно разошлись по разным странам Европы, включая Францию ​​и Германию, а также США. Сеть, созданная в Индийском доме, должна была сыграть ключевую роль в усилиях индийского революционного движения против британского владычества во время Первой мировой войны. Во время войны Берлинский комитет в Германии, партия Гадар в Северной Америке и индийское революционное подполье пытались для перевозки людей и оружия из Соединенных Штатов и Восточной Азии в Индию, предназначенных для революции и мятежа в британской индийской армии. Во время заговора революционеры широко сотрудничали с Ирландским республиканским братством , Шинн Фейн , японскими патриотическими обществами, Османской Турцией и, что наиболее заметно, с министерством иностранных дел Германии. С тех пор этот заговор получил название Индо-германский заговор . [94] [95] Среди прочего, альянс пытался сплотить Афганистан против Британской Индии. [96]

В 1914 и 1915 годах в Индии вспыхнул ряд неудавшихся мятежей, « Заговор Гадара» , « Сингапурский мятеж » и « Рождественский заговор» наиболее заметными из которых были . Угроза, исходившая от заговора, была ключевой при принятии Закона о защите Индии 1915 года , а подавление движения потребовало проведения международной контрразведывательной операции со стороны Британской империи, продолжавшейся почти десять лет. [97] Среди наиболее известных рекрутов этой разведывательной операции был У. Сомерсет Моэм , которому было поручено убить В. Н. Чаттерджи , работавшего с Берлинским комитетом. [98]

Индийская политическая разведка

[ редактировать ]

В это время была заложена основа британской контрразведывательной операции против индийского революционного движения. В январе 1910 года Джон Арнольд Уоллингер , суперинтендант полиции Бомбея, был переведен в Индийское управление в Лондоне, где он основал Индийское управление политической разведки . Уоллингер использовал свои значительные навыки для установления контактов с полицейскими в Лондоне, Париже и по всей континентальной Европе, создав сеть информаторов и шпионов. [99] Во время Первой мировой войны эта организация, работавшая с французской политической полицией, называлась Sûreté . [100] сыграл ключевую роль в отслеживании индо-германского заговора и пытался убить бывших членов Индийского дома, которые в то время планировали националистический мятеж в Британской Индии. [98] Сомерсет Моэм , который был среди новобранцев Уоллинджера, позже основал некоторые из своих персонажей и рассказов на своем опыте во время войны. [101]

Индийский коммунизм

[ редактировать ]

С момента своего основания Индийский дом поддерживал тесные отношения с социалистическими движениями в Европе. Выдающиеся социалисты того времени, такие как Генри Гайндман, были тесно связаны с этим домом. Кама поддерживал тесные отношения с французскими социалистами и русскими коммунистами. Известно, что делегация IHRS в Штутгарте в 1907 году встречалась с Гайндманом, Карлом Либкнехтом , Жаном Жоресом , Розой Люксембург и Рамзи Макдональдом . Чаттерджи переехал в Париж в 1909 году и вступил во Французскую социалистическую партию . [102] МПТ Ачарья был представлен социалистическому кругу в Париже в 1910 году. [103] С помощью социалистов в Париже, особенно Жана Лонге , Парижское Индийское общество оказало давление на французское правительство, когда Саваркар был повторно арестован в Марселе после побега с корабля, депортировавшего его в Индию. [104] Ачарья использовал свободу прессы во Франции и социалистическую платформу, чтобы добиться реэкстрадиции Саваркара во Францию, и сформировал французское общественное мнение в поддержку таких шагов. Под давлением общественности внутри страны французское правительство уступило и направило запрос Великобритании, который в конечном итоге был урегулирован в пользу Великобритании в Постоянной третейской палате в Гааге . [104] Парижское Индийское общество стало в то время одной из самых влиятельных индийских организаций за пределами Индии. [69] и вырос, чтобы инициировать контакты не только с французскими социалистами, но и с социалистами в континентальной Европе. [69] Он направил делегатов на Международный социалистический конгресс в августе 1910 года, где Кришна Варма и Айер добились принятия резолюции с требованием освобождения Саваркара и его экстрадиции во Францию. [104]

После Первой мировой войны бывшие члены Индийского дома и бывшие члены Берлинского комитета и индийского революционного движения все чаще обращались к молодому Советскому Союзу, становясь тесно связанными с коммунизмом. После войны Берлинский Индийский комитет переехал в Стокгольм. Возглавляемый В. Н. Чаттерджи комитет обратился к Льву Троцкому с просьбой обеспечить большевистскую помощь обвиняемым на процессе по делу об индуистско-немецком заговоре . [105] Многие участники заговора впоследствии переехали в Советскую Россию. Когда в октябре 1920 года в Ташкенте была основана Коммунистическая партия Индии , ряд ее членов-основателей, в том числе МПТ Ачарья, Вирендранат Чаттерджи, Чампакараман Пиллаи и Абдул Раб, были связаны с Индийским домом или Парижским индийским обществом. [106] [107] [108] Такие люди, как Ачарья, присутствовали на втором конгрессе Коммунистического Интернационала . Чаттерджи и Ачарья позже работали с Лигой против империализма . Переехав в Веймарскую Германию после войны , программа революционного национализма Чаттерджи в 1922 году переросла в Партию независимости Индии, получившую одобрение Чичерина и финансирование Коминтерна. [109] Позже Чатто вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1927 году Чатто сопровождал Джавахарлала Неру на Брюссельскую конференцию Лиги против империализма . Однако поддержка программы Чаттерджи со стороны Советской России ослабла, поскольку М. Н. Рой , бенгальский революционер в Москве, ранее входивший в Анушилан Самити, считался более близким к идеологии марксизма, чем к целям Чаттерджи в области националистической революции. Рой последовательно развивал Коммунистическую партию Индии при поощрении и поддержке Сталина. Позже Чаттерджи и Пиллаи переехали в Советскую Россию, где, как полагают, они были застрелены во время Великой чистки .

Индуистский национализм

[ редактировать ]

Ветвь националистической и революционной философии, возникшая в Индийском доме, особенно из работ В. Д. Саваркара, закрепилась в Индии в 1920-е годы как явная идеология индуистского национализма . Проиллюстрированное индуистской Махасабхой , оно отличалось от Гандианского религиозного фанатизма . [52] и заручился поддержкой массового движения, которое некоторые называют шовинистическим. [52] Индийская война за независимость считается одной из самых влиятельных работ Саваркара в развитии и формировании идей мужского индуизма. [110] Среди работ Саваркара во время его пребывания в Индийском доме была история Конфедерации маратхов , которую он описал как образцовую индуистскую империю ( Хинду Падпадшахи ). [52] Кроме того, спенсеровские теории эволюционизма и функционализма, которые Саваркар изучал в Индийском доме, сильно повлияли на его социальную и политическую философию и помогли заложить основы раннего индуистского национализма. [54] В нем изложен подход последнего к государству, обществу и колониализму, а доктрины Спенсера побудили Саваркара подчеркнуть «рационалистический» и «научный» подход к национальной эволюции, а также военную агрессию ради национального выживания. Ряд его идей занял видное место в работах Саваркара, а также в его политических сочинениях и работах с индуистской Махасабхой . [54] [111]

День памяти

[ редактировать ]
Кранти Тиртх , Мемориал Шьямджи Кришны Вармы, Мандви , Катч. На заднем плане видна копия Индийского дома.

Прах Кришны Вармы вместе с прахом его жены Бханубен был репатриирован в Индию в 2003 году из Швейцарии. Университет Качч , основанный правительством Гуджарата , назван в его честь. был открыт мемориал под названием Кранти Тирт ( букв В 2010 году в его родном городе Мандави в Гуджарате (тогдашним) главным министром Гуджарата Нарендрой Моди .: Покой воина) . [112] В мемориальном комплексе, занимающем площадь более 52 акров, находится копия здания Индийского дома в Хайгейте, а также статуи Кришны Вармы и его жены. Внутри мемориала расположены урны с прахом Кришны Вермы и его жены, а также галерея, посвященная предыдущим активистам движения за независимость Индии. Кришна Верма был исключен из Внутреннего храма в 1909 году. Это решение было пересмотрено в 2015 году, и единогласно было принято решение посмертно восстановить его в должности. [31] Пребывание Саваркара в Индийском доме сегодня отмечено голубой мемориальной доской от English Heritage . Членов Индийского дома в разное время чтили память о независимости Индии. Бхикаджи Кама, Кришна Варма, Саваркар и другие выпустили памятные почтовые марки, выпущенные Почтой Индии. Память В. Н. Чаттерджи увековечена в Мемориальном музее Неру в Нью-Дели, где его имя и фотография выставлены в зале индийских революционеров. В музее Димитрова в Лейпциге до закрытия в 1989 году размещался раздел, посвященный Чаттерджи. [113]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Фишер-Тине 2007 , с. 334
  2. ^ Партнеры 2006 , с. 63
  3. ^ Croitt & Mjøset 2001 , с. 158
  4. ^ Десаи 2005 , с. xxxiii
  5. ^ Десаи 2005 , с. 30
  6. ^ Jump up to: а б с Ядав 1992 , с. 6
  7. ^ Бозе и Джалал 1998 , с. 117
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Оуэн 2007 , с. 63
  9. ^ Оуэн 2007 , с. 37
  10. ^ Jump up to: а б с Ядав 1992 , с. 7
  11. ^ Jump up to: а б с Оуэн 2007 , с. 62
  12. ^ Пасрича 2008 , с. 32
  13. ^ Абель 2005 , с. 110
  14. ^ «Индийский дом» . Открытый университет . Проверено 26 октября 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Хопкирк 1997 , с. 44
  16. ^ Jump up to: а б с д и Коран 2005 , с. 123
  17. ^ Jump up to: а б Джонсон 1994 , с. 119
  18. ^ Маджумдар 1971 , с. 299
  19. ^ Jump up to: а б с Иннес 2002 , с. 171
  20. ^ Джозеф 2003 , с. 59
  21. ^ Джозеф 2003 , с. 58
  22. ^ Бозе 2002 , с. 4
  23. ^ Jump up to: а б Оуэн 2007 , с. 67
  24. ^ Фишер-Тине 2007 , с. 330
  25. ^ Парех 1999 , с. 158
  26. ^ Сарин 1979 , с. 38
  27. ^ Барува 2004 , с. 24
  28. ^ Махмуд 1994 , с. 67
  29. ^ Бозе 2002 , с. XIX
  30. ^ Адхикари, Рао и Сен 1970 , стр. 136
  31. ^ Jump up to: а б Боукотт, Оуэн (11 ноября 2015 г.). «Индийский адвокат, исключенный из Внутреннего Темпла столетие назад, восстановлен в должности» . Хранитель . Проверено 12 ноября 2015 г.
  32. ^ Махмуд 1994 , с. 47
  33. ^ Парех 1999 , с. 159
  34. ^ Израиль 2002 , с. 246
  35. ^ Jump up to: а б Оуэн 2007 , с. 64
  36. ^ Jump up to: а б с Оуэн 2007 , с. 66
  37. ^ Jump up to: а б Оуэн 2007 , с. 65
  38. ^ Jump up to: а б Ядав 1992 , с. 8
  39. ^ Чирол 1910 , с. 148
  40. ^ Ли 2004 , с. 379
  41. ^ Бхатт 2001 , с. 80
  42. ^ Jump up to: а б Джозеф 2003 , с. 61
  43. ^ Джаффрелот 1996 , с. 26
  44. ^ Пунияни 2005 , с. 212
  45. ^ Jump up to: а б Ядав 1992 , с. 12
  46. ^ Парель 2000 , с. 123
  47. ^ Вулперт 1962 , с. 169
  48. ^ Годке 1990 , с. 123
  49. ^ Jump up to: а б с Ядав 1992 , с. 4
  50. ^ Ядав 1992 , с. 82
  51. ^ Jump up to: а б Ядав 1992 , с. 9
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бхатт 2001 , с. 83
  53. ^ Jump up to: а б с д и Оуэн 2007 , с. 70
  54. ^ Jump up to: а б с Бхатт 2001 , с. 81
  55. ^ Jump up to: а б с Хопкирк 2001 , с. 45
  56. ^ Попплуэлл 1995 , с. 133
  57. ^ Jump up to: а б с д Хопкирк 2001 , с. 46
  58. ^ Ядав 1992 , с. 300
  59. ^ Хехс 1993 , с. 90,91
  60. ^ Попплуэлл 1995 , с. 98
  61. ^ Оуэн 2007 , с. 72
  62. ^ Оуэн 2007 , с. 71
  63. ^ Jump up to: а б с д и ж Ядав 1992 , с. 15
  64. ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 131
  65. ^ Фрайер 1984 , с. 269
  66. ^ Jump up to: а б Хопкирк 2001 , с. 49
  67. ^ МакМинн 1992 , с. 299
  68. ^ Ядав 1992 , с. 22
  69. ^ Jump up to: а б с Ядав 1992 , с. 26
  70. ^ Jump up to: а б Попплуэлл 1995 , с. 127
  71. ^ Jump up to: а б с д Попплуэлл 1995 , с. 128
  72. ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 129
  73. ^ Ядав 1992 , с. 11
  74. ^ Jump up to: а б с д и Попплуэлл 1995 , с. 130
  75. ^ Андреас и Надельманн 2006 , с. 74
  76. ^ Jump up to: а б Хопкирк 2001 , с. 50
  77. ^ Jump up to: а б Попплуэлл 1995 , с. 132
  78. ^ Jump up to: а б Оуэн 2007 , с. 73
  79. ^ Попплуэлл 1995 , стр. 138–140, 142.
  80. ^ Jump up to: а б Лахири 2000 , с. 125
  81. ^ Чемберс 2015 , с. в; Литература, глава 2
  82. ^ Лахири 2000 , стр. 124–126
  83. ^ Лахири 2000 , стр. 124–128
  84. ^ Jump up to: а б с Лахири 2000 , с. 126
  85. ^ Маджумдар 1966 , с. 121 147
  86. ^ Попплуэлл 1995 , с. 135
  87. ^ Лахири 2000 , с. 129
  88. ^ Jump up to: а б с «Дхингра, Мадан Лал. Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/71628 . Проверено 29 октября 2015 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  89. ^ Тикелл 2013 , с. 137
  90. ^ Jump up to: а б с Фишер-Тине 2007 , с. 333
  91. ^ Jump up to: а б Фишер-Тине 2007 , с. 335
  92. ^ Jump up to: а б с Фишер-Тине 2007 , с. 337
  93. ^ Jump up to: а б с Фишер-Тине 2007 , с. 338
  94. ^ Гувер 1985 , с. 252
  95. ^ Браун 1948 , с. 300
  96. ^ Страчан 2001 , с. 788
  97. ^ Хопкирк 2001 , с. 41
  98. ^ Jump up to: а б Попплуэлл 1995 , с. 234
  99. ^ Андреас и Надельманн 2006 , с. 75
  100. ^ Попплуэлл 1995 , с. 216 217
  101. ^ Попплуэлл 1995 , с. 230
  102. ^ Синха 2014 , с. 48
  103. ^ Ядав 1992 , с. 24
  104. ^ Jump up to: а б с Ядав 1992 , с. 25
  105. ^ Прайс 2005 , с. 68
  106. ^ Радхан 2002 , с. 120
  107. ^ Ядав 1992 , с. 53
  108. ^ Страчан 2001 , с. 815
  109. ^ Прайс 2005 , с. 109
  110. ^ Баннерджи 2005 , с. 50
  111. ^ Бхатт 2001 , с. 82
  112. ^ ТНН (13 декабря 2010 г.). «Моди посвящает мемориал «Кранти Тирт» Шьямджи Кришне Верме» . Таймс оф Индия . Проверено 12 ноября 2015 г.
  113. ^ Блэк 1986 , с. 17
  • Адхикари, Дж; Рао, МБ; Сен, Мохит (1970), Ленин и Индия , Джханси, Индия: Народное издательство .
  • Абель, М. (2005), Взгляд на индийское национальное движение , Хайдарабад, Индия: Университетское издательство ICFAI, ISBN  81-7881-420-Х .
  • Андреас, Питер; Надельманн, Аврам (2006), Полиция мира: криминализация и контроль преступности в международных отношениях , Оксфорд: Oxford University Press, США, ISBN  0-19-508948-0 .
  • Баннерджи, Сиката (2005), Сделай меня мужчиной! Мужественность, индуизм и национализм в Индии , Олбани, Нью-Йорк: SUNY press, ISBN  0-7914-6367-2 .
  • Барува, Нирода Кумара (2004), Чатто, жизнь и времена индийского антиимпериалиста в Европе. , Издательство Оксфордского университета, Индия, ISBN  978-0-19-566547-5 .
  • Бхатт, Четан (2001), Индуистский национализм: истоки, идеологии и современные мифы , Оксфорд: Berg Publishers, ISBN  1-85973-348-4 .
  • Бозе, Арун (2002), Индийские революционеры за рубежом, 1905–1927: Избранные документы, Том 1 , Нью-Дели: ICHR, ISBN  81-7211-123-1 .
  • Чемберс, Клэр (2015), Британия глазами мусульман: литературные представления, 1780–1988 , Нью-Дели: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  978-0-230-25259-2 .
  • Бозе, Сугата; Джалал, Аиша (1998), Современная Южная Азия: история, культура, политическая экономия , Нью-Йорк: Routledge, ISBN  0-415-16952-6 .
  • Браун, Джайлз (1948), «Индуистский заговор, 1914–1917» (PDF) , The Pacific Historical Review , 17 (3), University of California Press: 299–310, doi : 10.2307/3634258 , ISSN   0030-8684 , JSTOR   3634258 .
  • Чирол, Валентин (1910), Индийские беспорядки , Лондон: MacMillan and Co., ISBN  0-543-94122-1 .
  • Кройтт, Раймонд Д.; Мьёсет, Ларс (2001), Когда истории сталкиваются , Оксфорд, Великобритания: AltaMira, ISBN  0-7591-0158-2 .
  • Десаи, АР (2005), Социальная основа индийского национализма , Мумбаи: Популярный Пракашан, ISBN  81-7154-667-6 .
  • Довер, Роберт; Гудман, Майкл; Хиллебанд, Клаудия (2013), Routledge Companion to Intelligence Studies , Routledge, ISBN  978-0-415-50752-3 .
  • Фрайер, Питер (1984), Остаться у власти: история чернокожих людей в Великобритании , Университет Альберты, ISBN  978-0-86104-749-9
  • Годке, Х.М. (1990), Революционный национализм в западной Индии: О вкладе Махараштры в борьбу за свободу Индии. , Классическое издательство, ISBN  81-7054-112-3
  • Хис, Питер (1993), Бомба в Бенгалии: рост революционного терроризма в Индии, 1900–1910 , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-563350-4
  • Хопкирк, Питер (1997), Как скрытый огонь: заговор с целью разрушить Британскую империю , Kodansha Globe, ISBN  1-56836-127-0
  • Фишер-Тине, Харальд (2007), «Индийский национализм и «мировые силы»: транснациональные и диаспоральные измерения индийского движения за свободу накануне Первой мировой войны», Журнал глобальной истории , 2 (3), Кембриджский университет Пресса: 325–344, doi : 10.1017/S1740022807002318 , ISSN   1740-0228 , S2CID   145323846 .
  • Гувер, Карл (1985), «Индуистский заговор в Калифорнии, 1913–1918», Обзор немецких исследований , 8 (2), Ассоциация немецких исследований: 245–261, doi : 10.2307/1428642 , ISSN   0149-7952 , JSTOR   1428642 .
  • Хопкирк, Питер (2001), На секретной службе к востоку от Константинополя , Оксфорд: Оксфордские книги в мягкой обложке, ISBN  0-19-280230-5 .
  • Иннес, Кэтрин Линнетт (2002), История черной и азиатской письменности в Великобритании, 1700–2000 , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-64327-9 .
  • Израиль, Милтон (2002), Коммуникации и власть: пропаганда и пресса в индийской национальной борьбе, 1920–1947 , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-46763-6 .
  • Джаффрелот, Кристофер (1996), Индуистское националистическое движение и индийская политика , Лондон: C. Hurst & Co. Publishers, ISBN  1-85065-301-1 .
  • Джонсон, К. Пол (1994), Раскрытые мастера: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе , Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN  0-7914-2063-9 .
  • Джозеф, Джордж Вергезе (2003), Джордж Джозеф, Жизнь и времена христианского националиста из Кералы , Хайдарабад, Индия: Orient Longman, ISBN  81-250-2495-6 .
  • Лахири, Шомпа (2000), Индейцы в Британии: англо-индийские встречи, раса и идентичность, 1880–1930 , Лондон: издатели Фрэнка Касса, ISBN  0-7146-8049-4 .
  • Кара, Манибен, изд. (1986), Радикальный гуманист, Том 50 , Бомбей: Институт индийского возрождения .
  • Ли, Сидней (2004), Король Эдуард VII: Биография, часть II , Оксфорд, Великобритания: Kessinger Publishing, ISBN  1-4179-3235-Х .
  • Махмуд, Сайед Джафар (1994), Столпы современной Индии , Нью-Дели: Издательство Ashis, ISBN  81-7024-586-9 .
  • Маджумдар, Рамеш С. (1971), История движения за свободу в Индии (Том I) , Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay, ISBN  81-7102-099-2 .
  • Маджумдар, Беманбехари (1966), Воинствующий национализм в Индии и его социально-религиозная подоплека, 1897–1917 , Калькутта: типографии и издатели General.
  • Макминн, Джозеф (1992), Интернационализм ирландской литературы и драмы , Сэвидж, Мэриленд: Barnes & Noble, ISBN  0-389-20962-7 .
  • Митра, Субрата К. (2006), Загадка управления Индией: культура, контекст и сравнительная теория , Нью-Йорк: Routledge, ISBN  0-415-34861-7 .
  • Оуэн, Николас (2007), Британские левые и Индия , Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, ISBN  978-0-19-923301-4 .
  • Парех, Бхику К. (1999), Колониализм, традиции и реформы: анализ политического дискурса Ганди , Нью-Дели: Sage Publications, ISBN  0-7619-9383-5 .
  • Пасрича, Ашу (2008), Энциклопедия выдающихся мыслителей , Нью-Дели: Concept Publishing Co, ISBN  978-81-8069-491-2 .
  • Парель, Энтони (2000), Ганди, свобода и самоуправление , Оксфорд: Lexington Books, ISBN  0-7391-0137-4 .
  • Попплуэлл, Ричард Дж. (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, ISBN  0-7146-4580-Х .
  • Прайс, Рут (2005), Жизнь Агнес Смедли , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-534386-1 .
  • Пунияни, Рам (2005), Религия, власть и насилие , Нью-Дели: Sage Publications, ISBN  0-7619-3338-7 .
  • Кур, Монируддин (2005), История журналистики , Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN  81-261-2355-9 .
  • Радхан, ОП (2002), Энциклопедия политических партий , Нью-Дели: Анмол, ISBN  81-7488-865-9 .
  • Сарин, Тилак Радж (1979), Индийское революционное движение за рубежом, 1905–1921. , Нью-Дели: Стерлинг .
  • Синха, Бабли (2014), Транснационализмы Южной Азии: культурный обмен в двадцатом веке. , Оксфорд: Рутледж, ISBN  9780415556187 .
  • Страчан, Хью (2001), Первая мировая война. Том I: К оружию , Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, ISBN  0-19-926191-1 .
  • Тикелл, Алекс (2013), Терроризм, Повстанческое движение и индийско-английская литература, 1830-1947 , Рутледж, ISBN  978-0-19-926191-8 .
  • фон Поххаммер, Вильгельм (2005), Дорога Индии к государственности. (2-е издание) , Мумбаи: Allied Publishers, ISBN  81-7764-715-6 .
  • Вулперт, Стэнли (1962), Тилак и Гокхале: революция и реформа в создании современной Индии , University of California Press .
  • Ядав, Б.Д. (1992), MPT Ачарья, Воспоминания индийского революционера , Нью-Дели: Anmol Publications Pvt ltd, ISBN  81-7041-470-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бозе, Арун. Индийские революционеры за рубежом, 1905–1922 гг . 1971. Бхарати Бхаван.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ca5b71683ae9b5d9a8c5536e960d989__1721752560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/89/1ca5b71683ae9b5d9a8c5536e960d989.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
India House - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)