Анушилан Самити
![]() Герб . Анушилана Самити | |
Формирование | 1902 год |
---|---|
Растворенный | 1930-е годы |
Тип | Тайное революционное общество |
Цель | Независимость Индии |
Расположение |
Анушилан Самити |
---|
![]() |
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Часть серии о |
Политическая революция |
---|
![]() |
![]() |
Анушилан Самити ( бенгальский : অনুশীলন সমিতি , букв. «Ассоциация практиков») был индийским фитнес-клубом, который фактически использовался как подпольное общество для антибританских революционеров. [1] В первой четверти 20-го века оно поддерживало революционное насилие как средство прекращения британского правления в Индии . Организация возникла из конгломерата местных молодежных групп и спортивных залов (акхара) в Бенгалии в 1902 году. У нее было два известных, несколько независимых отделения в Восточной и Западной Бенгалии : Дакка Анушилан Самити (с центром в Дакке ) и группа Джугантар (с центром в Дакке). в Калькутте ).
С момента своего основания и до своего роспуска в 1930-е годы Самити бросали вызов британскому правлению в Индии, занимаясь воинствующим национализмом, включая взрывы, убийства и политически мотивированное насилие. Самити сотрудничали с другими революционными организациями в Индии и за рубежом. Его возглавляли националисты Ауробиндо Гош и его брат Бариндра Гош , находившиеся под влиянием таких философий, как итальянский национализм и паназиатизм Какудзо Окакура . Улласкар Дутта был главным производителем бомб в группе Джугантор, пока Хемчандра Куанунго не вернулся из Парижа, научившись делать бомбы и химию взрывчатых веществ. [2] Самити были причастны к ряду известных случаев революционных нападений на британские интересы и администрацию в Индии, включая первые попытки убийства чиновников британского владычества . За ними последовало покушение 1912 года на вице-короля Индии, возглавляемое Рашем Бехари Босом и Басанта Кумаром Бисвасом . [3] и подстрекательский заговор во время Первой мировой войны, возглавляемый Джатиндранатом Мукерджи . [4]
Организация отошла от своей философии насилия в 1920-х годах из-за влияния Индийского национального конгресса и Гандианского ненасильственного движения . Часть группы, особенно связанная с Сачиндранатхом Саньялом , оставалась активной в революционном движении, основав Индостанскую республиканскую ассоциацию на севере Индии. Ряд лидеров Конгресса из Бенгалии, особенно Субхаш Чандра Бос , были обвинены британским правительством в связях с организацией в то время.
Насильственная и радикальная философия Самити возродилась в 1930-х годах, когда они были вовлечены в заговор Какори , рейд на склад оружия в Читтагонге и другие действия против колониальной администрации Британской Индии.
Вскоре после своего создания организация оказалась в центре обширной полицейской и разведывательной операции, которая привела к созданию Специального отделения полиции Калькутты . возглавляли полицейские и разведывательные операции против Самити, Среди известных офицеров, которые в разное время были сэр Роберт Натан , сэр Гарольд Стюарт , сэр Чарльз Стивенсон-Мур и сэр Чарльз Тегарт . Угроза, исходившая от деятельности Самити в Бенгалии во время Первой мировой войны , наряду с угрозой восстания гадаритов в Пенджабе , привела к принятию Закона о защите Индии 1915 года . Эти меры позволили арестовать, интернировать, транспортировать и казнить ряд революционеров, связанных с организацией, которая разгромила Восточно-Бенгальское отделение. После войны комитет Роулатта рекомендовал продлить действие Закона о защите Индии (как Закона Роулатта ), чтобы помешать любому возможному возрождению самити в Бенгалии и движения гадаритов в Пенджабе. После войны деятельность партии привела к осуществлению Поправка к уголовному законодательству Бенгалии, внесенная в начале 1920-х годов, восстановила полномочия по тюремному заключению и задержанию, предусмотренные Законом о защите Индии. Однако Анушилан Самити постепенно распространилась на Гандианское движение. Некоторые из его членов ушли в Индийский национальный конгресс, который тогда возглавлял Субхас Чандра Бос , в то время как другие более тесно идентифицировали себя с коммунизмом . Филиал Джугантар официально распался в 1938 году.
Фон
[ редактировать ]Рост индийского среднего класса в XIX веке привел к растущему ощущению индийской идентичности. [5] это способствовало росту волны национализма в Индии в последние десятилетия 1800-х годов. [6] Создание Индийского национального конгресса в 1885 г. А. О. Юмом предоставило важную платформу для требований политической либерализации, увеличения автономии и социальных реформ. [7] Националистическое движение стало особенно сильным, радикальным и жестоким в Бенгалии , а затем и в Пенджабе . Примечательные, хотя и меньшие, движения также появились в Махараштре , Мадрасе и других районах на юге. [7] Движение в Махараштре, особенно в Мумбаи (бывший Бомбей) и Пуне, предшествовало большинству революционных движений в стране. Это движение было идеологически поддержано Балом Гангадхаром Тилаком , который, возможно, также предлагал тайную активную поддержку. [ нужна ссылка ] Индийская ассоциация была основана в Калькутте (бывшая Калькутта) в 1876 году под руководством Сурендраната Банерджи . Ассоциация стала рупором неформальной группы студентов и представителей среднего класса. Он спонсировал Индийскую национальную конференцию в 1883 и 1885 годах, которая позже объединилась с Индийским национальным конгрессом. [8] Калькутта - раньше Калькутта была в то время самым известным центром организованной политики, и некоторые из студентов, посещавших политические встречи, начали организовывать «тайные общества», культивирующие культуру физической силы и националистических чувств.
Хронология
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]К 1902 году в Калькутте (ранее Калькутта) было три тайных общества, работавших над насильственным свержением британского правления в Индии: одно было основано калькуттским студентом Сатишем Чандрой Басу под патронажем калькуттского адвоката Праматхи Митры , другое возглавлялось Саралой Деви , а третье основал Ауробиндо Гхош . Гхош и его брат Барин были одними из самых ярых сторонников воинствующего индийского национализма того времени. [9] [10] Националистические сочинения и публикации Ауробиндо и Барина, в том числе Банде Матарам и Джугантар Патрика (Югантар) , оказали широкое влияние на бенгальскую молодежь и помогли Анушилану Самити завоевать популярность в Бенгалии. Раздел Бенгалии в 1905 году стимулировал радикальные националистические настроения в бенгальской общине Бхадралок , помогая Самити заручиться поддержкой образованных, политически сознательных и недовольных членов местных молодежных обществ. В программе Самити особое внимание уделялось физической подготовке, обучению новобранцев обращению с кинжалами и латисами (бамбуковыми посохами, используемыми в качестве оружия). Филиал в Дакке возглавлял Пулин Бехари Дас , и филиалы распространились по всей Восточной Бенгалии и Ассаму. [11] было открыто более 500 филиалов В восточной Бенгалии и Ассаме , связанных «тесной и детальной организацией» со штаб-квартирой Пулина в Дакке. Это отделение вскоре затмило свою головную организацию в Калькутте. Филиалы Дакки Анушилан Самити возникли в Джессоре , Кхулне , Фаридпуре , Раджнагаре , Раджендрапуре, Моханпуре, Барвали и Бакаргандже, с предполагаемым количеством членов от 15 000 до 20 000 человек. В течение двух лет Дакка Анушилан изменила свои цели с целей движения Свадеши на политический терроризм. [12]
Политические взгляды организации выражались в журнале «Джугантар» , основанном в марте 1906 года Абхинашем Бхаттачарья , Бариндрой, Бхупендранатхом Даттом и Дебабратой Басу . [13] Вскоре он стал органом радикальных взглядов Ауробиндо и других лидеров Анушилана, что привело к тому, что калькуттскую группу Самити окрестили «партией Джугантар». [ нужна ссылка ] Ранними лидерами были Раш Бехари Бос , Бхавабхушан Митра , Джатиндранатх Мукерджи и Джадугопал Мукерджи . [9] Ауробиндо публиковал подобные сообщения о жестоком национализме в таких журналах, как «Сандхья» , «Навашакти» и «Банде Матарам» .
Национализм и насилие
[ редактировать ]Даккский Анушилан Самити порвал с группой Джугантар в Западной Бенгалии из-за разногласий с подходом Ауробиндо к медленному созданию массовой базы для революции. Вместо этого группа в Дакке стремилась к немедленным действиям и результатам посредством политического терроризма. [ нужна ссылка ] Две ветви Самити занимались бандитизмом с целью сбора денег и совершили ряд политических убийств. [14] В декабре 1907 года бенгальский филиал сошел с рельсов поезд, в котором находился вице-губернатор Бенгалии Эндрю Хендерсон Лейт Фрейзер, в результате заговора, возглавляемого братьями Гош. В том же месяце Дакка Анушилан Самити убил бывшего окружного магистрата Дакки Д. К. Аллена. В следующем году Самити организовали одиннадцать убийств, семь покушений и взрывов и восемь бандитских преступлений в Западной Бенгалии. В число их целей входили британские полицейские и государственные служащие, индийские полицейские, информаторы, прокуроры по политическим преступлениям и богатые семьи. [15] Под руководством Барина Гоша члены Самити также пытались убить французских колониальных чиновников в Чандернагоре , которых считали соучастниками Раджа.
Анушилан Самити на первых порах установил связи с иностранными движениями и индийскими националистами за границей. В 1907 году Хем Чандра Канунго (Хем Чандра Дас) отправился в Париж, продав свою земельную собственность, чтобы научиться изготовлению бомб у Николая Сафранского, русского революционера в изгнании. [11] В 1908 году молодые новобранцы Худирам Бос и Прафулла Чаки были отправлены с миссией в Музаффарпур, чтобы убить главного магистрата президентства Д. Х. Кингсфорда. [ нужна ссылка ] Они взорвали карету, которую приняли за Кингсфордскую, [14] убийство двух англичанок. Бозе был арестован при попытке к бегству, а Чаки покончил жизнь самоубийством. Полицейское расследование убийц связало их с загородным домом Барина в Маниктале (пригород Калькутты) и привело к ряду арестов, в том числе Ауробиндо и Барина. [14] Последующий судебный процесс, проходивший в условиях строгой безопасности, привел к вынесению Барину смертного приговора (позже замененного пожизненным заключением). Дело против Ауробиндо Гоша развалилось после того, как Нарен Госейн, ставший главным свидетелем, был застрелен в тюрьме Алипора Сатьендранатхом Басу и Канилалом Даттой , которых также судили. [ нужна ссылка ] Ауробиндо ушел из активной политики после оправдания. [16] За этим последовало дело о заговоре в Дакке в 1909 году, в результате которого 44 члена Даккского движения Анушилан Самити предстали перед судом. [17] [18] Нандалал Баннерджи (офицер, арестовавший Худирама) был застрелен в 1908 году, после чего в 1909 году были убиты прокурор и информатор по делу Алипора.
После отставки Ауробиндо западный Анушилан Самити нашел более видного лидера в Багха Джатине и стал Джугантаром . Джатин оживил связи между центральной организацией в Калькутте и ее отделениями в Бенгалии , Бихаре , Ориссе и Уттар-Прадеше укрытия , организовав в Сандербанах для ушедших в подполье членов. [ нужна ссылка ] Группа медленно реорганизовалась при помощи Амарендры Чаттерджи , Нарена Бхаттачарья и других молодых лидеров. Некоторые из его более молодых членов, в том числе Таракнатх Дас , покинули Индию. [ нужна ссылка ] В течение следующих двух лет организация действовала под прикрытием двух, казалось бы, отдельных групп: «Срамаджиби Самабая» («Кооператив рабочих») и «СД Гарри и сыновья». [16] Примерно в это же время Джатин попытался установить контакты с 10-м полком Джат , дислоцированным в Форт-Уильяме в Калькутте, а Нарендра Натх совершил ряд грабежей с целью сбора денег. [ нужна ссылка ] Шамсул Алам, офицер бенгальской полиции, готовивший дело о заговоре против группы, был убит соратником Джатина Биреном Дутта Гуптой. Его убийство привело к арестам, которые ускорили дело о заговоре Хоуры-Сибпура . [19]
В 1911 году члены Дакки Анушилан застрелили субинспектора Раджа Кумара и инспектора Мана Мохана Гоша, двух бенгальских полицейских, расследовавших беспорядки, связанные с группой, в Мименсингхе и Барисале . За этим последовало убийство в Калькутте начальника констебля CID Шриша Чандры Дея. В феврале 1911 года Джугантар взорвал машину в Калькутте, приняв англичанина за офицера полиции Годфри Денэма. Раш Бехари Бос (описанный как «самый опасный революционер Индии») [20] расширил сферу деятельности группы на север Индии , где нашел работу в Индийском институте леса в Дехрадуне . Бозе наладил связи с радикальными националистами в Пенджабе и Соединенных провинциях , в том числе с теми, кто позже был связан с Хар Даялом . [21] Во время переноса столицы империи в Нью-Дели в 1912 году вице-короля Чарльза Хардинджа подверглась хауда бомбардировке; его погонщик был убит, а Хардиндж был серьезно ранен. [22] [23]

Первая мировая война
[ редактировать ]
Когда война между Германией и Великобританией стала казаться вероятной, индийские националисты внутри страны и за рубежом решили использовать войну в националистических целях. Через Кишена Сингха ячейка бенгальских самити была представлена Хар Даялу, когда Даял посетил Индию в 1908 году. [24] Даял был связан с Индийским домом, который тогда возглавлял В.Д. Саваркар. К 1910 году Даял тесно сотрудничал с Рашем Бехари Босом. [25] После упадка Индийского дома Даял переехал в Сан-Франциско после недолгого сотрудничества с Парижским индийским обществом . Национализм среди индийских иммигрантов (особенно студентов и рабочего класса) набирал силу в Соединенных Штатах. Таракнатх Дас, уехавший из Бенгалии в Соединенные Штаты в 1907 году, был среди индийских студентов, занимавшихся политической работой. В Калифорнии Даял стал ведущим организатором индийского национализма среди рабочих-иммигрантов, преимущественно пенджабских, и был ключевым членом партии Гадар .
Вместе с Нареном Бхаттачарья Джатин встретился с наследным принцем Германии во время его визита в Калькутту в 1912 году и получил заверения, что им будет поставлено оружие и боеприпасы. [26] Джатин узнал о работе Боса от Нираламбы Свами во время паломничества в Бриндаван . Вернувшись в Бенгалию, он начал реорганизацию группы. Бозе скрылся в Бенаресе после покушения на Хардинга в 1912 году, но ближе к концу 1913 года он встретил Джатина, обрисовав перспективы паниндийской революции. В 1914 году Бозе, махараштрианский Вишну Ганеш Пингл и сикхские боевики запланировали одновременные восстания войск на февраль 1915 года. В Бенгалии Анушилан и Джугантар начали то, что историки описывают как «царство террора как в городах, так и в сельской местности… [ которые] ... были близки к достижению своей главной цели - парализовать администрацию». Атмосфера страха серьезно повлияла на моральный дух как в полиции, так и в судах. [27] В августе 1914 года Джугантар конфисковал большое количество оружия и боеприпасов у компании Родда , торговца оружием в Калькутте, и использовал их в грабежах в Калькутте в течение следующих двух лет. В 1915 году только шесть революционеров были успешно осуждены.
И заговор в феврале 1915 года, и заговор в декабре 1915 года были сорваны британской разведкой. Джатин и несколько его товарищей-революционеров были убиты в перестрелке с полицией в Баласоре , в современной Ориссе, что привело к временному прекращению Джугантара. Закон о защите Индии 1915 года привел к массовым арестам, интернированию, депортациям и казням членов революционного движения. К марту 1916 года массовые аресты помогли бенгальской полиции разгромить Дакка Анушилан Самити в Калькутте. [28] Постановление III и Закон о защите Индии вступили в силу на всей территории Бенгалии в августе 1916 года. К июню 1917 года 705 человек находились под домашним арестом в соответствии с Законом, а 99 были заключены в тюрьму в соответствии с Положением III. [28] В Бенгалии количество случаев революционного насилия в 1917 году сократилось до 10. [29] По официальным спискам, к 1918 году было убито или осуждено 186 революционеров. [30] После войны Закон о защите Индии был расширен Законом Роулатта , принятие которого стало главной целью протестов . движения отказа от сотрудничества Ганди Многие революционеры, освобожденные после войны, бежали в Бирму, чтобы избежать повторного заключения. [31]
После войны
[ редактировать ]Первое движение отказа от сотрудничества, Роулатт Сатьяграха во главе с Ганди, действовало с 1919 по 1922 год. Оно получило широкую поддержку со стороны видных представителей движения за независимость Индии. В Бенгалии Джугантар согласился на просьбу Читтаранджана Даса (уважаемого лидера Индийского национального конгресса) воздержаться от насилия. Хотя Анушилан Самити не придерживался соглашения, он не спонсировал никаких крупных действий в период с 1920 по 1922 год. В течение следующих нескольких лет Джугантар и Самити снова активизировались. Возрождение радикального национализма, связанного с самити, в 1920-е годы привело к принятию в 1924 году Постановления о внесении поправок в уголовное законодательство Бенгалии. Этот закон восстановил для полиции чрезвычайные полномочия по задержанию; к 1927 году более 200 подозреваемых были заключены в тюрьму по этому закону, в том числе Субхас Чандра Бос , что остановило возрождение националистического насилия в Бенгалии. [32] Филиалы Джугантара сформировались в Читтагонге и Дакке, на территории современной Бангладеш. Филиал Читтагонга, возглавляемый Сурьей Сеном , в декабре 1923 года ограбил офис Читтагонгской железной дороги Ассам-Бенгалия. В январе 1924 года молодой бенгальец Гопи Мохан Саха застрелил европейца, которого он принял за комиссара полиции Калькутты Чарльза Тегарта . Бенгальская пресса похвалила убийцу, а бенгальское отделение Конгресса, к огорчению Ганди, провозгласило его мучеником. Примерно в это же время Джугантар стал тесно связан с Калькуттской корпорацией , возглавляемой Дасом и Субхасом Чандрой Босами, а террористы (и бывшие террористы) стали важными факторами в местном правительстве Бенгалии.
в Бенаресе основали другую группу, связанную с Анушиланом Самити, Индостанскую республиканскую ассоциацию, В 1923 году Сачиндранатх Саньял и Джогеш Чандра Чаттерджи которая помогла радикализировать северную Индию. Вскоре у него появились филиалы от Калькутты до Лахора . За серией успешных бандитских преступлений в Уттар-Прадеше последовало ограбление поезда в Какори, а последующие расследования и два судебных процесса развалили организацию. Несколько лет спустя она возродилась как Социалистическая республиканская ассоциация Индостана (HSRA).
В 1927 году Индийский национальный конгресс выступил за независимость от Великобритании. В Бенгалии за четыре года наступило успокоение, и правительство освободило большинство интернированных в соответствии с Законом 1925 года, несмотря на неудачную попытку создать союз между Джугантаром и Анушиланом Самити. Некоторые молодые радикалы двинулись в новых направлениях, и многие (молодые и старые) приняли участие в мероприятиях Конгресса, таких как протесты против Комиссии Саймона в 1928 году . Лидер Конгресса Лала Ладжпат Рай скончалась от травм, полученных во время разгона полицией марша протеста в Лахоре в октябре, а Бхагат Сингх и другие члены HSRA отомстили за его смерть в декабре; Позже Сингх также взорвал законодательное собрание. Он и другие члены HSRA были арестованы, трое из них объявили голодовку в тюрьме; Бенгальский производитель бомб Джатиндра Натх Дас продолжал забастовку до своей смерти в сентябре 1929 года. Калькуттская корпорация приняла резолюцию соболезнования после его смерти, как и Конгресс, когда был казнен Бхагат Сингх.
Заключительный этап
[ редактировать ]
Когда в начале 1930-х годов движение под руководством Конгресса набирало обороты, некоторые бывшие революционеры отождествили себя с Гандианским политическим движением и стали влиятельными конгрессменами (особенно Сурендра Мохан Гхош ). Многие бенгальские конгрессмены также поддерживали связи с самити. под руководством Ганди Одновременно с ненасильственными протестами Соляного марша , в апреле 1930 года, группа во главе с Сурьей Сеном совершила набег на Оружейную палату Читтагонга. В 1930 году одиннадцать британских чиновников были убиты, в частности, во время рейда на Дом писателей в декабре 1930 года, совершенного Беной Басу , Динешем Гуптой и Бадалом Гуптой . три последовательных окружных магистрата в Миднапуре В первой половине десятилетия были убиты , а также были совершены десятки других действий. К 1931 году было зарегистрировано рекордное количество инцидентов с применением насилия — 92, включая убийства британских судей Типперы и Миднапура. [33] Однако вскоре после этого, в 1934 году, революционное движение в Бенгалии прекратилось.
Большая часть движения Самити была привлечена к левой политике в 1930-е годы, а те, кто не присоединился к левым партиям, идентифицировали себя с Конгрессом и Социалистической партией Конгресса . Во время массовых задержаний в 1930-х годах, связанных с движением гражданского неповиновения, многие его члены присоединились к Конгрессу. Джугантар был официально распущен в 1938 году; многие бывшие члены продолжали действовать вместе под руководством Сурендры Мохана Гхоша, который был связующим звеном между другими политиками Конгресса и Ауробиндо Гхошем в Пондичерри. В конце 1930-х годов марксистски настроенные члены Самити в CSP объявили о создании Революционной социалистической партии (RSP).
Организация
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Анушилан Самити и Джугантар были организованы по разным принципам, что отражало их расхождение. Самити были организованы централизованно, с жесткой дисциплиной и вертикальной иерархией. Джугантар был более свободно организован как союз групп под руководством местных лидеров, которые время от времени координировали свои действия. Прототипом организации Джугантара стала организация Барина Гоша, созданная в 1907 году в преддверии заговора Маниктала. Он стремился подражать модели русских революционеров, описанной Фростом. [ нужна ссылка ] Положения центральной организации Самити в Дакке были записаны, воспроизведены и обобщены в правительственных отчетах.
По одной из оценок, Дакка Анушилан Самити когда-то имела 500 отделений, в основном в восточных округах Бенгалии, и 20 000 членов. Позже были открыты филиалы в западных округах, Бихаре и Соединенных провинциях . Приюты для скрывающихся от правосудия были созданы в Ассаме и на двух фермах в Трипуре. Организационные документы показывают основное разделение между двумя активными лидерами, Барином Гошем и Упендранатом Баннерджи, и рядовыми членами. Высшие лидеры, такие как Ауробиндо, должны были быть известны только активным лидерам. Бывшие члены Самити утверждали, что эти группы были связаны с обширной сетью тайных обществ по всей Британской Индии. Однако историк Питер Хис пришел к выводу, что связи между провинциями ограничивались контактами между несколькими людьми, такими как Ауробиндо, который был знаком с лидерами и движениями в Западной Индии, и что отношения между различными революционными группами чаще были конкурентными, чем кооперативными. [ нужна ссылка ] Внутренний документ примерно 1908 года, написанный Пулином Бехари Дасом, описывает разделение организации в Бенгалии, которое во многом повторяло британское административное деление.
Рамка
[ редактировать ]
Членство в Самити состояло преимущественно из индуистов, по крайней мере, на начальном этапе, что объяснялось тем, что религиозная клятва инициации была неприемлема для мусульман. Каждому члену была отведена одна или несколько из трех ролей: сбор средств, реализация запланированных действий и пропаганда. Однако на практике фундаментальное разделение было между военной работой и гражданской работой. Далы (команды), состоящие из пяти или десяти человек во главе с далпати (руководителем группы), были сгруппированы в местных самити под руководством адхьякш (руководителей) и других офицеров. Об этом сообщалось окружным офицерам, назначенным и ответственным за центральную организацию Дакки, которой командовал Пулин Дас, и тем, кто заменял его во время его заключения. [ нужна ссылка ] Самиты были разделены на четыре функциональные группы: насилие, организация, хранители оружия и домовладельцы. Сообщения доставлялись специальными курьерами и записывались секретным кодом. Эти и другие практики были вдохновлены литературными источниками и отчасти были уступкой желанию молодых людей разыграть романтические драмы. Меньше известно о сети Джугантар, которая заняла место общества Маниктала после дела о взрыве в Алипоре . Он столкнулся с подразделениями, подобными Самити. Историк Леонард Гордон отмечает, что, по крайней мере, в период между 1910 и 1915 годами далы в сети Джугантар были отдельными подразделениями, возглавляемыми дада (буквально: старший брат). Дада также был гуру , обучая своих подчиненных практическим навыкам, революционной идеологии и стратегии. Гордон предполагает, что система дада развилась из ранее существовавших социальных структур в сельской Бенгалии. Дада одновременно сотрудничали и конкурировали друг с другом за людей, деньги и материалы. [ нужна ссылка ]
Многие члены Самити происходили из высших каст. К 1918 году почти 90% убитых или осужденных революционеров были браминами , каястхами или вайдьями ; остальные принадлежат к земледельческим или скотоводческим кастам, таким как Махишья или Ядав . [30] По мере того как Самиты распространяли свое влияние на другие части страны, особенно на север Индии, они начали привлекать людей других религий и различных религиозных взглядов. Например, многие из тех, кто вступил в Индостанскую республиканскую социалистическую ассоциацию, были марксистами , а многие были воинствующими атеистами . [33] К концу 1930-х годов в нем начали участвовать члены с более светским мировоззрением. В некоторых компонентах Самити также заметное участие принимали женщины, в том числе Притилата Ваддедар , которая возглавила атаку на Джугантар во время рейда на Оружейную палату Читтагонга , и Калпана Дутта , производившая бомбы в Читтагонге. [34]
Идеологии
[ редактировать ]Индийская философия
[ редактировать ]На Самити повлияли труды бенгальского писателя-националиста Банкима Чандры Чаттопадхьяя . Название организации «Анушилан» происходит от произведений Банкима, пропагандирующих тяжелый труд и спартанскую жизнь. Культурный и военный национализм Банкима, примером которого является Анандаматх . [35] наряду с его переосмыслением Бхагават-Гиты , они оказали сильное влияние на напряжение национализма, которое вдохновило первые общества, которые позже стали Анушилан Самити. [36] Обыск в библиотеке Дакка Анушилан Самити в 1908 году показал, что «Бхагават-Гита» Банкима была самой читаемой книгой в библиотеке. [37]
Позже к этой философии были добавлены философия и учение Свами Вивекананды . «Правила членства» в библиотеке Дакки настоятельно рекомендовали читать его книги. [37] В этих книгах особое внимание уделялось «Сильным мускулам и стальным нервам», на которые, по мнению некоторых историков, сильно повлияла философия индуистских шактов . [ нужна ссылка ] Этот интерес к физическому совершенствованию и протонациональному духу среди молодых бенгальцев был вызван попыткой порвать со стереотипом женственности, который британцы навязали бенгальцам. Физическая подготовка была символом восстановления мужественности и частью более широкой моральной и духовной подготовки, направленной на развитие контроля над телом, а также развитие национальной гордости и чувства социальной ответственности и служения. [38] [39] Питер Хис, писавший в 2010 году, отмечает, что в идеологии самиитов было три столпа: «культурная независимость», «политическая независимость» и «экономическая независимость». [ нужна ссылка ] С точки зрения экономической независимости Самити расходились с движением Свадеши , которое они называли «торговым движением». [40]
Европейские влияния
[ редактировать ]Когда Самити впервые приобрели известность после убийств в Музаффарпуре, считалось, что их идеология находилась под влиянием европейского анархизма . Лорд Минто отверг идею о том, что его действия могут быть проявлением политического недовольства, заключив, что:
Убийственные методы, до сих пор неизвестные в Индии... были импортированы с Запада... и подражательные бенгальцы по-детски приняли их. [41]
Однако другие не согласились. Джон Морли придерживался мнения, что политическое насилие, примером которого являются самити, было проявлением антагонизма индейцев по отношению к правительству. [41] хотя существовало также влияние европейского национализма и философии либерализма. [42] В 1860-х и 1870-х годах в Бенгалии возникло большое количество ахр (гимназий), которые были сознательно спроектированы по образцу итальянских карбонариев . [43] На них повлияли работы итальянского националиста Джузеппе Мадзини и его движения «Молодая Италия» . Сам Ауробиндо изучал революционный национализм Ирландии, Франции и Америки. [42] Известно, что Хем Чандра Дас во время своего пребывания в Париже взаимодействовал с европейскими радикальными националистами в городе. [42] вернулся в Индию атеистом марксистских взглядов. [30]
Окакура и Ниведита
[ редактировать ]Иностранное влияние на Самити оказали японский художник Какузо Окакура и Маргарет Ноубл, ирландка, известная как сестра Ниведита . Окакура был сторонником паназиатизма . Он посетил Свами Вивекананду в Калькутте в 1902 году и вдохновил Праматханатха Митру на заре Самити. [42] [44] Однако степень его участия или влияния обсуждается. [45] Ниведита была ученицей Свами Вивекананды. У нее были контакты с Ауробиндо, Сатишом Бозе и заместителем редактора журнала Jugantar Бхупендранатом Бозе. Считается, что Ниведита оказала влияние на членов Самити, рассказывая об их обязанностях перед родиной и предоставляя литературу о революционном национализме. Она была корреспондентом Петра Кропоткина , известного анархиста. [42]
Основные влияния
[ редактировать ]Основная часть движения Анушилан была привлечена к марксизму в 1920-х и 1930-х годах, многие из них изучали марксистско-ленинскую литературу, отбывая длительные тюремные сроки. Большинство откололось от Анушилан Самити и присоединилось к Коммунистической консолидации, группе марксистской в клеточной тюрьме , а затем к Коммунистической партии Индии (КПИ). Некоторые из анушиланских марксистов не решались вступить в Коммунистическую партию, однако немногие присоединились к RSP , поскольку они не доверяли политическим линиям, сформулированным Коммунистическим Интернационалом . [46] Они также не поддерживали троцкизм , хотя и разделяли некоторую троцкистскую критику руководства Иосифа Сталина .
Влияние
[ редактировать ]Реакция полиции и реформы
[ редактировать ]Вскоре после своего создания Самити стала центром обширных операций полиции и разведки. Среди известных офицеров, которые в разное время руководили полицией и разведывательными операциями против них, были сэр Роберт Натан , сэр Гарольд Стюарт , сэр Чарльз Стивенсон-Мур и сэр Чарльз Тегарт .
CID Бенгалии и провинций Восточная Бенгалия и Ассам были основаны в ответ на революционное движение , возглавляемое Самити. [11] К 1908 году обязанности по борьбе с политическими преступлениями взяли на себя услуги одного заместителя суперинтенданта полиции, 52 инспекторов и младших инспекторов и почти 720 констеблей. Предвидя рост силы революционного движения, сэр Гарольд Стюарт (тогдашний государственный секретарь Индии ) реализовал планы секретной службы по борьбе с угрозой, исходящей от самити. [47] Отделение по политическим преступлениям CID (известное как «Специальный отдел») было создано в сентябре 1909 года, в нем работали 23 офицера и 45 солдат. Правительство Индии выделило 2 227 000 рупий только на бенгальскую полицию на реформы 1909–1910 годов. [47]
К 1908 году в бенгальской полиции был назначен специальный офицер по политическим преступлениям, под началом которого работало Особое отделение полиции. Этот пост сначала занимал CWC Plowden, а затем FC Daly. [47] Годфри Денэм, тогдашний помощник суперинтенданта полиции, служил под началом специального офицера. [47] Денхэму приписывают обнаружение убежища Самити в Маниктале, совершив набег на него в мае 1908 года, что в конечном итоге привело к делу о заговоре Маниктала. Этот случай привел к дальнейшему расширению Специального отделения в Бенгалии. CID в Восточной Бенгалии и Ассаме (EBA) был основан в 1906 году и расширился с 1909 года. Однако доступ полиции EBA к информаторам и секретным агентам оставался затрудненным. [48] В EBA государственный служащий Х. Л. Салкельд раскрыл восточное отделение Анушилан Самити, подготовил четырехтомный отчет и установил наблюдение за 68 подозреваемыми. [15] Однако Самиты избежали подробного вмешательства, приняв модель русских революционеров. До 1909 года полиции было неясно, имеет ли она дело с одной организацией или с конгломератом независимых групп. [15]
Визит короля Георга V в Индию в 1911 году стал катализатором улучшения оснащения и укомплектования полиции в Бенгалии и EBA. В 1912 году политический отдел Бенгальского уголовного розыска был переименован в Разведывательный отдел, в штат которого входили 50 офицеров и 127 солдат. В филиале были отдельные отделы, занимавшиеся взрывчатыми веществами, убийствами и грабежами. [22] Ее возглавил Чарльз Тегарт , создавший сеть агентов и информаторов для проникновения в Самити. [22] Тегарт встречался со своими агентами под покровом темноты, иногда маскируясь под патана или кабуливаллаха . [22] Помогая Денхэму и Петри, Тегарт возглавил расследование последствий заговора Дали-Лахор и определил, что Чандернагор является главным центром Самити. [22] Тегарт оставался в бенгальской полиции по крайней мере до 1930-х годов, заработав известность среди Самити своей работой, и подвергся ряду покушений. В 1924 году англичанин Эрнест Дэй был застрелен Гопинатхом Сахой на Чоуринги-роуд в Калькутте из-за того, что его приняли за Тегарта. В 1930 году в машину Тегарта на Далхаузи-сквер была брошена бомба , но Тегарт сумел застрелить революционера и остался невредимым. Его эффективное сдерживание революционного движения заслужило похвалу лорда Литтона и наградило его королевской медалью. В 1937 году Тегарта отправили в Палестину , находившуюся тогда под британским мандатом, где тогда разгоралось арабское восстание , для консультирования генерального инспектора по вопросам безопасности. [49]
Поправка к уголовному закону 1908 г.
[ редактировать ]В борьбе против Раджа сторонниками члены Самити, которые стали ( т.е. давали показания против своих коллег), и сотрудники бенгальской полиции, которые расследовали деятельность Самити, постоянно подвергались преследованиям. Был совершен ряд убийств утверждающих лиц, согласившихся выступить в качестве свидетелей короны. В 1909 году Нарен Госсейн, главный свидетель обвинения по делу о взрыве бомбы в Алипоре , был застрелен в тюрьме Алипора Сатьендранатом Босеу и Канаи Лал Даттом. Ашутош Бисвас, адвокат Высокого суда Калькутты, отвечавший за судебное преследование по делу об убийстве Госсейна, был застрелен в Высоком суде Калькутты в 1909 году. В 1910 году был застрелен Шамсул Алам, заместитель суперинтенданта бенгальской полиции, ответственный за расследование дела о взрыве в Алипоре. на ступенях Высокого суда Калькутты. Неудача ряда судебных преследований за насилие, связанное с самити, в соответствии с Законом об уголовном судопроизводстве 1898 года привела к принятию специального закона, который предусматривал рассмотрение преступлений националистического насилия специальным трибуналом, состоящим из трех судей высшего суда. В декабре 1908 г. были приняты поправки к уголовному закону в соответствии с Постановлением III 1818 г. с целью пресечения объединений, созданных для подстрекательских заговоров. [50] Впервые этот закон был применен для депортации девяти бенгальских революционеров в тюрьму Мандалай в 1908 году. [ нужна ссылка ] Однако, несмотря на эти меры, высокие стандарты доказывания, требуемые Высоким судом Калькутты , недостаточные расследования со стороны полиции, а иногда и прямая фабрикация доказательств, привели к постоянным неудачам в сдерживании националистического насилия. [51] Полиция чувствовала себя неспособной справиться с операциями секретных националистических организаций, что привело к требованию предоставления ей особых полномочий. Индийская пресса решительно выступила против этих требований, выступая против любого расширения и без того широких полномочий, которыми обладают полицейские силы Индии, которые, по их утверждениям, уже используются для угнетения индийского народа. [52]
Закон о защите Индии
[ редактировать ]Угроза, исходившая от деятельности Самити в Бенгалии во время Первой мировой войны , наряду с угрозой восстания гадаритов в Пенджабе , привела к принятию Закона о защите Индии 1915 года . Закон получил всеобщую поддержку со стороны индийских неисполняющих обязанности членов совета генерал-губернатора и умеренных лидеров индийского политического движения. Британские военные усилия получили поддержку населения в Индии, и этот закон получил поддержку при том понимании, что принятые меры были необходимы в военной ситуации. Эти меры позволили арестовать, интернировать, транспортировать и казнить ряд революционеров, связанных с организацией, которая разгромила восточно-бенгальское отделение Самити. Его применение привело к 46 казням, а также к 64 пожизненным заключениям, вынесенным революционерам в Бенгалии и Пенджабе по делу о заговоре в Лахоре и по делу о заговоре в Бенаресе, а также в трибуналах Бенгалии. [29] эффективно подавить революционное движение. К марту 1916 года массовые аресты помогли бенгальской полиции разгромить Дакку Анушилан Самити в Калькутте. [28] Право превентивного заключения широко использовалось в Бенгалии, а количество случаев революционного насилия в Бенгалии упало до 10 инцидентов в 1917 году. [29] К концу войны в Бенгалии находилось более 800 задержанных по этому закону. Однако неизбирательное применение закона сделало его все более непопулярным среди индийской общественности.
Акт Роулатта
[ редактировать ]Срок действия закона 1915 года истекал в 1919 году, и был назначен комитет Роулатта, который рекомендовал меры по дальнейшему подавлению революционного движения. Комитет рекомендовал продлить действие положений Закона о защите Индии еще на три года с отменой положений о хабеас корпус . Однако это было встречено всеобщим сопротивлением со стороны индийских членов совета вице-короля, а также населения в целом, и Ганди назвал предложенный акт «Черными законопроектами». Мохаммед Али Джинна покинул совет вице-короля в знак протеста, предупредив совет об опасности принятия такого непопулярного законопроекта. Тем не менее, рекомендации были включены в законопроекты Роулатта . Затем Ганди возглавил протест Роулатт Сатьяграха , одно из первых движений гражданского неповиновения, которое впоследствии стало движением за независимость Индии . Протесты включали харталы в Дели, публичные протесты в Пенджабе и другие протестные движения по всей Индии. В Пенджабе протесты завершились Резня в Джаллианвалла Баге в апреле 1919 года. После почти трех лет волнений правительство наконец отменило закон Роулатта и сопутствующие ему законы.
Поправка к уголовному законодательству Бенгалии
[ редактировать ]Возрождение радикального национализма, связанного с самити, после 1922 года привело к принятию в 1924 году поправки к Бенгальскому уголовному законодательству , которая восстановила полномочия по тюремному заключению и задержанию из Закона о защите Индии. Закон вновь предоставил полиции чрезвычайные полномочия по задержанию, и к 1927 году более 200 подозреваемых были заключены в тюрьму, в том числе Субхас Чандра Бос . Реализация закона успешно остановила возобновление националистического насилия в Бенгалии, в то время как Индостанская республиканская ассоциация поднималась в Соединенных провинциях. [32]
После 1920-х годов Анушилан Самити постепенно растворился в Гандианском движении. Некоторые из его членов ушли в Индийский национальный конгресс, который тогда возглавлял Субхас Чандра Бос, в то время как другие более тесно идентифицировали себя с коммунизмом . Отделение Джугантар формально распалось в 1938 году. В независимой Индии партия в Западной Бенгалии превратилась в Революционную социалистическую партию , а восточное отделение позже превратилось в Шрамик Кришак Самаджбади Дал (Рабоче-крестьянская социалистическая партия) в современной Бангладеш .
Влияние
[ редактировать ]Революционный национализм
[ редактировать ]Националистическое издание «Джугантар» , служившее органом Самити, внушало фанатичную преданность своим читателям. [53] [54] К 1907 году было продано 7 000 экземпляров, а позже эта цифра выросла до 20 000. Его послание было нацелено на элитных политически сознательных читателей и, по сути, представляло собой критику британского правления в Индии и оправдание политического насилия. [55] Несколько молодых людей, присоединившихся к Самити, признали, что Джугантар повлиял на их решения. [ нужна ссылка ] Редактор газеты Бхупендранатх Датта был арестован и приговорен к одному году строгого заключения в 1907 году. [56] В ответ Самити попытались убить Дугласа Кингсфорда, председательствовавшего на суде. [ нужна ссылка ] и Джугантар ответил вызывающими редакционными статьями. [56] Джугантар неоднократно подвергался судебным преследованиям, в результате чего к 1908 году он оказался в финансовом руине. Однако судебные преследования принесли газете большую известность и помогли распространить Самити идеологию революционного национализма . Историк Шукла Саньял отметил, что в это время революционный терроризм как идеология начал завоевывать, по крайней мере, молчаливую поддержку значительной части населения. [54]
Кешав Балирам Хегевар , основатель индуистской националистической организации Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS), был выпускником Анушилан Самити. отправил его в Калькутту В 1910 году Б. С. Мундже для изучения медицины и изучения методов насильственного национализма у тайных революционных организаций в Бенгалии. [57] Там он жил с активистом движения за независимость Шьямом Сундаром Чакраварти . [58] и имел контакты с революционерами, такими как Рам Прасад Бисмил .
Индийское движение за независимость
[ редактировать ]Джеймс Попплуэлл в своей статье в 1995 году отметил, что Радж воспринимал Самити в первые дни своего существования как серьезную угрозу своему правлению. [59] Однако историк Сумит Саркар отметил, что самити никогда не собирали достаточно поддержки, чтобы организовать городское восстание или партизанскую кампанию. И Питер Хис, и Сумит Саркар отметили, что Самити призывали к полной независимости более 20 лет, прежде чем Конгресс принял это в качестве своей цели. [ нужна ссылка ] в ряде знаковых событий в начале движения за независимость Индии, включая революционные заговоры Первой мировой войны , были замешаны самити Как отмечается в докладе Роулатта, . Позже восходящие левые в Конгрессе, особенно Субхас Чандра Бос , были заподозрены в связях с самити. [ нужна ссылка ] Хис утверждал, что действия революционных националистов, примером которых являются самити, вынудили правительство более серьезно вести переговоры с лидерами законного движения, и что Ганди всегда знал об этом. «На конференции «Круглого стола» 1931 года апостол ненасилия заявил, что он «не имеет никакого отношения к террористам», но добавил, что, если правительство откажется работать с ним, ему придется иметь дело с террористами. способ «попрощаться с терроризмом» заключался в том, чтобы «работать с Конгрессом изо всех сил»». [60]
Социальные влияния
[ редактировать ]Основатели Самити были одними из ведущих светил Бенгалии того времени, выступая за социальные изменения способами, далекими от жестоких националистических работ, которые идентифицировали Самити в последующие годы. Молодые люди Бенгалии были одними из самых активных в движении Свадеши , что побудило Р. У. Карлайла запретить участие студентов в политических собраниях под угрозой прекращения финансирования и грантов. [61] Бенгальские интеллектуалы уже призывали к тому, чтобы школы и колледжи коренных народов заменили британские учебные заведения. [61] и стремление создать институты коренных народов. Сурендранат Тагор из семьи Тагоров из Калькутты финансировал создание принадлежащих Индии банков и страховых компаний. Сессия Конгресса 1906 года в Калькутте учредила Национальный совет по образованию как националистическое агентство для продвижения индийских учреждений с их собственной независимой учебной программой, предназначенной для предоставления навыков технического и технологического образования, которые, по мнению его основателей, будут необходимы для создания местной промышленности. При финансовой поддержке Субодха Чандры Маллика был основан Бенгальский национальный колледж под руководством Ауробиндо. [61] В то время Ауробиндо участвовал в Индийском национальном конгрессе. Он использовал свою платформу в Конгрессе, чтобы представить Самити как конгломерат молодежных клубов, хотя правительство высказывало опасения, что это революционная националистическая организация. Во время своего пребывания на посту директора Ауробиндо основал националистические издания «Джугантар» , «Кармайогин» и «Банде Матарам» . [61] Студенческую столовую в колледже часто посещали студенты из Восточной Бенгалии, принадлежавшие к Даккской Анушилан Самити и известные как рассадник революционного национализма, который не контролировался или даже поощрялся колледжем. [62] Среди студентов колледжа, которые впоследствии приобрели известность в индийском революционном движении, был М. Н. Рой . [ нужна ссылка ] Самити Идеологии оказали дальнейшее влияние на патриотический национализм.
Коммунизм в Индии
[ редактировать ]Часть серии о |
Коммунизм в Индии |
---|
![]() |
![]() |

В 1920-х и 1930-х годах многие члены Самити начали отождествлять себя с коммунизмом и левыми идеологиями. Многие из них изучали марксистско-ленинскую литературу, отбывая длительные сроки тюремного заключения. Часть меньшинства откололась от движения Анушилан и присоединилась к Коммунистической консолидации , а затем к Коммунистической партии Индии. Бывший лидер Джугантара Нарендранатх Бхаттачарья, ныне известный как М. Н. Рой , стал влиятельным членом Коммунистического Интернационала , помогая основать Коммунистическую партию Индии. Большинство марксистов-анушиланитов не решались вступить в Коммунистическую партию. [46] Вместо этого они присоединились к Социалистической партии Конгресса (CSP), но сохранили внутри партии отдельную идентичность как Революционную социалистическую партию (RSP). [63] RSP имела сильное влияние в некоторых частях Бенгалии. Партия направила на выборы в Лок Сабха 1952 года двух парламентариев , оба ранее были членами Самити. В 1969 году сторонники RSP в Восточном Пакистане сформировали Шрамик Кришак Самаджбади Дал (SKSD). С тех пор RSP и SKSD поддерживают тесные связи. В настоящее время RSP является второстепенным партнером Левого фронта , который управлял индийским штатом Западная Бенгалия в течение 34 лет подряд. Он также имеет влияние в Южной Индии, особенно в некоторых частях Кералы . SUCI , еще одна левая партия , присутствующая в Бенгалии, была основана в 1948 году членами Анушилана.
В популярной культуре
[ редактировать ]Революционеры Самити стали нарицательными в Бенгалии. Многие из этих образованных и молодых людей вызывали широкое восхищение и романтизацию по всей Индии. [33] «Экбар бидай де Магуре аши» («Прощай, мать»), плач 1908 года , написанный бенгальским народным поэтом Питамбаром Дасом и оплакивающий казнь Худирама Боса . [ нужна ссылка ] был популярен в Бенгалии спустя десятилетия после смерти Бозе. [30] Железнодорожная станция, на которой был арестован Бозе, теперь в его честь называется железнодорожной станцией Худирам Босе Пуса.
Националистический роман 1926 года «Патер Даби» («Право дороги») бенгальского писателя Сарата Чандры Чаттопадхьяя рассказывает историю секретной революционной националистической организации, борющейся с Раджем. Считается, что главный герой романа Сабьясачи был создан по образцу Раша Бехари Боса , а революционная организация, как полагают, находилась под влиянием бенгальских самити. Роман был запрещен The Raj как «крамольный», но приобрел бешеную популярность. Он лег в основу фильма 1977 года на бенгальском языке «Сабьясачи» , в котором Уттам Кумар сыграл главную роль главного героя.
«Сделай и умри» — это исторический отчет о рейде на склад оружия в Читтагонге, опубликованный в 2000 году индийским писателем Манини Чаттерджи. Он был удостоен Рабиндры Пураскара , высшей литературной награды Бенгалии. Книга легла в основу 2010 года «Хелеин Хум Джи Джаан Сей » («Мы играем своей жизнью»), болливудского фильма в котором Абхишек Баччан играет роль Сурьи Сена.
Мраморная доска отмечает здание в Калькутте, где была основана Самити. Мемориальная доска на месте загородного дома Барина Гхоша (в современной Ултаданге ) отмечает место, где Гош и его группа были арестованы по делу о взрыве в Алипоре . Многие члены Самити известны в Индии и за рубежом, и их память поминают в разных формах. Ряд пригородов Калькутты сегодня названы в честь революционеров и националистов Самити. Серая улица, где располагалась пресс-служба Ауробиндо Гоша, сегодня носит название Ауробидо Сарани (Авеню Ауробиндо). Площадь Далхаузи была переименована в BBD Bag , названную в честь Беноя, Бадала и Динеша, совершивших набег на Дом писателей в 1926 году. На переулке Мононга, месте ограбления Родды и компании , находятся бюсты Анукула Мукерджи, Шриша Чандры Митры, Харидаса Датты и Бипин Бихари Гангули, участвовавший в ограблении. Чашакханд, место в 15 км к востоку от Баласора, где Багха Джатин и его группа сделали свой последний бой против сил Тегарта, отмечает поле битвы в честь Джатина. Местонахождение Багхаджатин в Калькутте назван в честь Джатина. В Бангладеш виселица, на которой был казнен Сурья Сен, сохранилась как исторический памятник.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Калькутта: пять мест, связанных с борьбой за свободу, о которой вы должны знать» . Индийский экспресс . 15 августа 2019 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Хехс 1993 , с. 116-117.
- ^ Хехс 1993 , с. 246.
- ^ Словарь мучеников борьбы за свободу Индии (1857-1947) . Том. 4. Индийский совет исторических исследований. 2016. с. 179.
- ^ Партнеры 2006 , с. 63
- ^ Десаи 2005 , с. 30
- ^ Jump up to: а б Ядав 1992 , с. 6
- ^ Хехс 1992 , с. 2
- ^ Jump up to: а б Сен 2010 , с. 244 Воинствующие националисты думали о более прямых и насильственных способах положить конец британскому правлению в Индии... Главным апостолом воинствующего национализма в Бенгалии был Ауробиндо Гхош. В 1902 году в Калькутте действовало три тайных общества: Анушилан Самити, основанное Праматхой Митрой, адвокатом Высокого суда Калькутты; общество, спонсируемое Ауробиндо Гхошем, и общество, основанное Саралой Деви... правительству было трудно подавить революционную деятельность в Бенгалии из-за... таких лидеров, как Джатиндранатх Мукерджи, Рашбехари Бос и Джадугопал Мукерджи.
- ^ Моханта, Самбару Чандра (2012). «Митра, Праматанатх» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 104
- ^ Хехс 1992 , с. 6
- ^ Саньял 2014 , с. 30
- ^ Jump up to: а б с Roy 1997 , стр. 5–6. Первое подобное бандитство было совершено Нареном... Примерно в это же время революционеры бросили бомбу в карету мистера и миссис Кеннеди... в Музаффарпуре, ошибочно полагая, что « печально известный судья Кингсфорд находился в карете. Это привело к аресту Кшудирама Боса и обнаружению подпольного заговорщического центра в Маниктале в восточной Калькутте... Нандалал Банерджи, офицер разведывательного отдела бенгальской полиции, был застрелен Нареном... За этим последовали арест Ауробиндо, Барина и других.
- ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 108
- ^ Jump up to: а б Рой 1997 , с. 6. Уход Ауробидо из активной политики после его оправдания... Были созданы два центра: один - Шрамаджиби Самабая... а другой - во имя С.Д. Гарри и сыновья.
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 111
- ^ Рой 2006 , с. 105
- ^ Рой 1997 , стр. 6–7 Шамсул Алам, офицер разведки, который тогда готовился арестовать всех революционеров... был убит Биреном Даттой Гуптой, одним из соратников Джатина Мукерджи. Это привело к арестам по делу «Заговор Хоуры».
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 112
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 167
- ^ Jump up to: а б с д и Попплуэлл 1995 , с. 114
- ^ Хехс 1993 , стр. 246-247.
- ^ Рой 1997 , стр. 7–8. Группа предвидела возможность мировой войны и планировала начать партизанскую войну в то время, ожидая помощи от Германии. ... Лала Хардаял по возвращении в Индию в 1908 году также заинтересовался программой бенгальских революционеров через Киссена Сингха.
- ^ Десаи 2005 , с. 320
- ^ Саманта 1995 , с. 625
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 201
- ^ Jump up to: а б с Попплуэлл 1995 , с. 210
- ^ Jump up to: а б с Бейтс 2007 , с. 118
- ^ Jump up to: а б с д Саркар 2014 , с. 107 «Хемчандра Канунго, если привести самый ранний пример, вернулся из Парижа атеистом с некоторым интересом к марксизму... плач уличного нищего по Кшудираму, например, все еще можно было услышать в Бенгалии спустя десятилетия после его казни... В официальном списке 186 убитых или осужденных революционеров 1918 года не менее 165 человек принадлежали к трем высшим кастам: брахманам, каястхам и вайдьям».
- ^ Мортон 2013 , с. 80 «После... первых двух десятилетий двадцатого века сотрудники правоохранительных органов индийского правительства заявили, что задержание предполагаемых бенгальских террористов было успешным, и это утверждение послужило оправданием рекомендаций доклада Роулатта о чрезвычайных мерах в 1918 году. В ответ на это многие лидеры революционного движения в 1920-е годы ушли в подполье и бежали из Бенгалии на другие британские территории, особенно в Бирму».
- ^ Jump up to: а б Heehs 2010 , стр. 171–172 «Активность и влияние бенгальских террористов привели к принятию в 1924 году Постановления о внесении поправок в уголовное законодательство Бенгалии, действие которого было продлено в следующем году в качестве закона. Это снова наделило полицию чрезвычайными полномочиями, и в период с 1924 г. а в 1927 году почти 200 подозреваемых были заключены в тюрьму, в том числе Субхас Босе. Террористические акты в Бенгалии прекратились, но связанная с Анушиланом группа в Соединенных провинциях [Индостанская республиканская ассоциация] приобрела определенное значение».
- ^ Jump up to: а б с Чоудри 2000 , с. 138
- ^ «Болливуд и революционная Бенгалия: возвращение к восстанию в Читтагонге (1930–34)» . Историческая мастерская . 11 ноября 2011 г.
- ^ Саркар, Таника (2006). «Рождение богини: Ванде Матарам, Анандамат и индуистская государственность» . Экономический и политический еженедельник . 41 (37): 3959–3969. ISSN 0012-9976 .
- ^ Рэй 1988 , с. 83: «Чтобы объяснить непосредственную причину обращения к революционному терроризму, необходимо обратиться к интеллектуальным истокам движения. Возможно, единственным наиболее эффективным инструментом обращения была Бхагавад Гита ... Совершенно новая Гита возникла в результате переосмысления Банким».
- ^ Jump up to: а б Рэй 1988 , с. 84: «Внезапный обыск библиотеки Дакка Анушилан Самити, проведенный полицией в ноябре 1908 года… показывает книги, которые больше всего читали революционеры… библиотечная книга доказала, что Гита пользовалась большим спросом… Среди книг, рекомендованных в правиле 7 «Правил членства», обнаруженных в библиотеке, первое место было отдано произведениям Вивекананды».
- ^ Bandyopadhyaya 2004 , с. 260 Движение за физическую культуру стало повальным увлечением... это была психологическая попытка покончить с колониальным стереотипом женственности, навязанным бенгальцам. Их символическое восстановление мужественности... оставалось частью более широкой моральной и духовной подготовки, направленной на достижение господства над телом, развитие национальной гордости и чувства социального служения.
- ^ Хехс 1992 , с. 3
- ^ Хехс 2010 , с. 161 «Идеология революционных публицистов, таких как Бипин Чандра Пал и Ауробиндо Гхош... имела три основных компонента: политическую независимость или сварадж ; экономическую независимость, продвигаемую движением бойкота свадеши; и стремление к культурной независимости посредством национального образования. ... В циркуляре Анушилан Самити говорится: «Этот Самити не имеет открытых отношений с какими-либо популярными и открытыми свадеши , то есть (бойкотом) белати [иностранных] статей... Быть замешанным в... такие дела полностью противоречат принципам Самити » (Гош 1984: 94). Члены группы Барина Гхоша также заклеймили движение бойкота свадеши как политику баниа (лавочника).
- ^ Jump up to: а б Хехс 2010 , с. 160, абзацы 1–2 «[Морли] писал вице-королю лорду Минто, что «индийский антагонизм по отношению к правительству будет постепенно переходить в обычные рамки, включая убийства» ... он считал бенгальский терроризм почти естественным результатом политического недовольства. Минто, с другой стороны, считал это полностью подражательным. В письме Морли после покушения в Музаффарпуре Минто заявил, что заговорщики стремились «продвигать убийственные методы, до сих пор неизвестные в Индии, которые были импортированы с Запада и которым подражали бенгальцы. по-детски принял»… террористы играли в «анархистов»».
- ^ Jump up to: а б с д и Хехс 2010 , с. 160, параграф 3 «Существовали… некоторые иностранные влияния на бенгальский терроризм… Исследование Ауробиндо Гхоза революционных движений Ирландии, Франции и Америки. Члены первых «тайных обществ» черпали вдохновение у Мадзини… Японский критик Какузо Окакура вдохновил Праматанатха Митру и других революционными и паназиатскими идеями как раз тогда, когда самити зарождалось движение . Ирландка Маргарет Ноубл, известная как сестра Ниведита после того, как она стала ученицей Свами Вивекананды, имела некоторый контакт с Ауробиндо. Гхош и с более молодыми людьми, такими как Сатиш Бос и заместитель редактора Jugantar Бхупендранат Бос, Ниведита вела переписку с нетеррористическим анархистом Питером Кропоткиным, и она, как известно, имела революционные убеждения. Она подарила молодым людям коллекцию книг, в которую входили. титулы по революционной истории и говорил с ними об их долге перед Родиной... несомненная связь Хема Чандры Даса с европейскими революционерами в Париже в 1907 году».
- ^ Хехс 1994 , с. 534 «[Около 1881 года] в Калькутте было создано несколько самозваных «тайных обществ», сознательно созданных по образцу Карбонариев и Общества молодой Италии Мадзини... по действию».
- ^ Саманта 1995 , с. 257
- ^ Хехс 1993 , с. 260
- ^ Jump up to: а б Саха, Мурари Мохан (редактор), Документы Революционной социалистической партии: Том первый, 1938–1947 гг . Агартала: Общество Локаята Четана Бикаш, 2001. стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с д Попплуэлл 1995 , с. 105
- ^ Попплуэлл 1995 , стр. 105–107.
- ^ «Вспоминается имперский полицейский, родившийся в Лондондерри» . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Риддик 2006 , с. 93
- ^ Хорниман 1984 , с. 42 [Есть] записи о делах, произошедших в период с 1908 по 1914 год, которые закончились неудачей... из-за обычных недостатков работы полиции в Индии - стремления получить одобрение и признания, которые можно получить любыми средствами, хорошими или плохими. ; придумывание небольших доказательств, которые сделают плохое дело хорошим или хорошее дело еще лучше; и сокрытие фактов, которые не соответствуют теории.
- ^ Хорниман 1984 , с. 43 Полицейские власти заняли позицию, согласно которой... они были беспомощны перед лицом тайной организации... Были выдвинуты требования особых полномочий, снижения уровня доказывания и других средств для легкого успеха полиции. ... вся индийская пресса с живейшим опасением ожидала перспективы любого расширения тех широких полномочий, которые уже позволяли полиции угнетать людей.
- ^ Саньял 2014 , с. 89 « Газета «Джугантар» служила средством пропаганды для разрозненной группы революционеров, возглавляемой такими людьми, как Джайн Банерджи и Барин Гхош, которые черпали вдохновение у... Ауробиндо Гхоша».
- ^ Jump up to: а б Саньял 2014 , с. 93 «Такая позиция дорого обошлась газете. Она подверглась еще пяти судебным преследованиям, которые к июлю 1908 года привели к ее финансовому краху... Суды принесли газете большую известность и очень помогли в распространении революционной идеологии.. ...свидетельство фанатичной лояльности, которую газета внушала своим читателям, и того глубокого впечатления, которое произвели на них сочинения Джугантара ... революционный терроризм как идеология начал завоевывать если не явную, то, по крайней мере, молчаливую поддержку бенгальцев».
- ^ Sanyal 2014 , стр. 90–91 «[Саньял переводит с Джугантара :] «В стране, где правящая власть полагается на грубую силу для угнетения своих подданных, невозможно осуществить революцию или смену правителей с помощью моральной силы. В такой ситуации подданные тоже должны полагаться на грубую силу». ... « Джугантар» бросил вызов легитимности британского правления ... [ее] позиция, таким образом, сводилась к фундаментальной критике британского правительства ... К 1907 году газета была закрыта. было продано 7000 копий, и вскоре эта цифра выросла до 20 000. Идеология Джугантара была в основном адресована элитной аудитории, которая была молодой, грамотной и политически радикальной».
- ^ Jump up to: а б Sanyal 2014 , стр. 91–92 «Бхупендранатх Датт, редактор и владелец Jugantar, был арестован в июле 1907 года и обвинен по статье 124 A… Бхупендранатх был приговорен к году тюремного заключения строгого режима… Позиция Jugantar была типично вызывающей. ... Газета не сделала ничего, чтобы смягчить риторику в своих будущих выпусках».
- ^ Джаффрелот 1996 , с. 33
- ^ ML Верма Свадхинта Санграм Ке Революционная литература Ка Итихас (Часть-2) стр.466
- ^ Попплуэлл 1995 , с. 109
- ^ Хехс 2010 , с. 174
- ^ Jump up to: а б с д Хехс 2008 , с. 93
- ^ Саманта 1995 , с. 303
- ^ Саха, Мурари Мохан (редактор), Документы Революционной социалистической партии: Том первый 1938–1947 . Агартала: Общество Локаята Четана Бикаш, 2001. с. 35-37
Ссылки
[ редактировать ]- Азиатское общество Бангладеш (2003), Банглапедия, национальная энциклопедия Бангладеш , Азиатское общество Бангладеш, Дакка .
- Бандиопадхьяя, Сехар (2004), От Плесси до раздела: история современной Индии , Orient Longman, ISBN 978-81-250-2596-2 .
- Бейтс, Криспин (2007), Subalterns и Радж: Южная Азия с 1600 года , Routledge, ISBN 978-0-415-21483-4 .
- Чакрабарти, Панчанан (1995), Восстание .
- Чоудри, Прем (2000), Колониальная Индия и создание имперского кино: имидж, идеология и идентичность , Manchester University Press, ISBN 978-0-7190-5792-2 .
- Десаи, АР (2005), Социальная основа индийского национализма , Мумбаи: Популярный Пракашан, ISBN 978-8171546671 .
- Гангули, Пратул Чандра (1976), Биплабир джибандаршан .
- Гуха, Арун Чандра, Ауробиндо и Джугантар .
- Хис, Питер (1993), Бомба в Бенгалии: рост революционного терроризма в Индии, 1900–1910 , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-563350-4 .
- Хис, Питер (июль 1994 г.), «Иностранное влияние на бенгальский революционный терроризм 1902–1908 гг.», Современные азиатские исследования , 28 (3): 533–536, doi : 10.1017/s0026749x00011859 , ISSN 0026-749X , S2CID 144649406 .
- Хис, Питер (1992), История Бангладеш 1704-1971 (Том I) , Дакка: Азиатское общество Бангладеш, ISBN 978-9845123372 .
- Хис, Питер (2008), Жизни Шри Ауробиндо , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-14098-0 .
- Хис, Питер (2010), «Революционный терроризм в Британской Бенгалии», в Бомере, Эллеке ; Мортон, Стивен (ред.), Террор и постколониализм , Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл, ISBN 978-1-4051-9154-8 .
- Хорниман, Б.Г. (1984), Британская администрация и резня в Амритсаре , Дели: Mittal Publications, OCLC 12553945 .
- Джаффрелот, Кристоф (1996), Индуистское националистическое движение в Индии , издательство Колумбийского университета, ISBN 0-231-10334-4 .
- Маджумдар, Пурнима (2005), Шри Ауробиндо , Diamond Pocket Books (P) Ltd, ISBN 978-8128801945 .
- Мортон, Стивен (2013), Чрезвычайное положение: колониализм, литература и право , Liverpool University Press, ISBN 978-1-84631-849-8 .
- Мукерджи, Джадугопал (1982), Биплаби джибанер смрити (2-е изд.) .
- Митра, Субрата К. (2006), Загадка управления Индией: культура, контекст и сравнительная теория , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-34861-4 .
- Попплуэлл, Ричард Джеймс (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи, 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, ISBN 978-0-7146-4580-3 .
- Радхан, ОП (2002), Энциклопедия политических партий , Нью-Дели: Anmol Publications PVT. ООО, ISBN 9788174888655 .
- Рэй, Раджат Канта (1988), «Умеренные, экстремисты и революционеры: Бенгалия, 1900–1908», в Сиссоне, Ричарде; Вулперт, Стэнли (ред.), Конгресс и индийский национализм , University of California Press, ISBN 978-0-520-06041-8 .
- Риддик, Джон Ф. (2006), История Британской Индии: хронология , Издательская группа Greenwood, ISBN 978-0-313-32280-8 .
- Рой, Самарен (1997), Миннесота Рой: политическая биография , Orient Longman, ISBN 81-250-0299-5 .
- Рой, Шантимой (2006), «Борьба за свободу Индии и мусульмане» , в книге «Инженер Асгар Али» (редактор), « Они тоже боролись за свободу Индии: роль меньшинств» , «Источники истории», том. III, Hope India Publications, стр. 105, ISBN 9788178710914 .
- Саманта, А.К. (1995), Терроризм в Бенгалии, Том. II , Правительство Западной Бенгалии .
- Саньял, Шукла (2014), Революционные брошюры, пропаганда и политическая культура в колониальной Бенгалии , Дели: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-107-06546-8 .
- Саркар, Сумит (2014) [Впервые опубликовано в 1983 г.], Современная Индия, 1886–1947 гг. , Pearson Education, ISBN 978-93-325-4085-9 .
- Сен, Сайлендра Нат (2010), Передовая история современной Индии , Macmillan, ISBN 978-0230-32885-3 .
- Ядав, Б.Д. (1992), MPT Ачарья, Воспоминания индийского революционера , Нью-Дели: Anmol Publications Pvt ltd, ISBN 81-7041-470-9 .
- Анушилан Самити
- Британская Индия
- Деколонизация
- Политика Индии
- Политические движения в Индии
- Политическая история Индии
- Индийское движение за независимость
- Революционное движение за независимость Индии
- 1906 заведений в Индии
- Индо-германский заговор
- Организации, основанные в 1906 году
- Сопротивление Британской империи