Jump to content

Анархизм в Бангладеш

Анархизм в Бангладеш уходит своими корнями в идеи бенгальского Возрождения и начал приобретать влияние в рамках революционного движения за независимость Индии в Бенгалии . После ряда поражений революционного движения и подъема идей государственного социализма среди бенгальских левых анархизм вошел в период ремиссии. Это продолжалось до 1990-х годов, когда анархизм снова начал возрождаться после распада Коммунистической партии Бангладеш , что привело к росту анархо-синдикализма среди рабочего движения Бангладеш.

История [ править ]

Рабиндранат Тагор , видный деятель бенгальского Возрождения и сторонник интернационализма , частично вдохновленный анархистскими идеями.

Бенгалия практически не имела государства до VI века до н.э., когда более поздний ведический период уступил место правлению Махаджанападов , а Королевство Ванга стало править регионом Гангаридай . Впоследствии Бенгалией управляла череда индуистских и буддийских империй, прежде чем завоевания Мухаммеда бин Бахтияра Халджи в конечном итоге привели к распространению ислама в регионе. [1] В 14 веке Бенгальский султанат был основан как независимая держава, но позже он был завоеван Империей Великих Моголов , которая основала Бенгальский Субах на месте султаната . К 18 веку Бенгалия начала восстанавливать независимость под властью навабов и впоследствии пережила промышленную революцию . Но вскоре этот регион стал центром европейских колониальных держав: Британская Ост-Индская компания в конечном итоге присоединила Бенгалию к Британской империи , поставив ее под власть Бенгальского президентства .

Бенгальский ренессанс [ править ]

В начале 19 века бенгальское Возрождение начало распространяться по всей бенгальской общине. [2] начиная с создания кружка «Атмия Сабха» в Калькутте дискуссионного Рамом Моханом Роем . Группа пропагандировала свободомыслие и боролась за социальные реформы, такие как отмена сати , полигамии , детских браков и кастовой системы . [3] заложив основу для раннего феминистского движения . [4] В 1828 году Рам Мохан Рой и Дебендранат Тагор основали религиозное движение Брахмо Самадж , которое первоначально было направлено на реформирование индуизма, но позже полностью отошло от индуистской ортодоксальности.

Сын Дебендраната Рабиндранат Тагор стал одной из выдающихся фигур эпохи Возрождения, изменив бенгальскую литературу и музыку . Он осудил правление британского владычества и выступал за независимость Бенгалии от империи, излагая гуманистическую , универсалистскую и интернационалистическую философию. [5] Убежденный антинационалист , Тагор писал в своем эссе о национализме :

[L] посмотрите на тех, кто называет себя анархистами, которые возмущаются навязыванием власти в любой форме индивидууму. Единственная причина этого заключается в том, что власть стала слишком абстрактной — это научный продукт, созданный в политической лаборатории Нации путем растворения личной человечности. [6]

революционное движение Бенгальское

Ауробиндо Гхош , основатель бенгальского революционного движения в начале 20 века.
Хемчандра Канунго (Хем Дас), активист за независимость, прошедший химическую подготовку у анархистов в Европе.

В 1905 году первый раздел Бенгалии осуществило британское владычество , отделив с мусульманским большинством Восточную Бенгалию от с индуистским большинством Западной Бенгалии , что было описано как политика « разделяй и властвуй ». [7] [8] Возглавляемые Ауробиндо Гхошем , Праматанатхом Митрой и Бипином Чандрой Палом , по обе стороны новой границы были созданы тайные общества, такие как Анушилан Самити и Джугантар , целью которых было обучение бенгальцев навыкам самообороны с конечной целью достижения независимости от британцев. Империя . Даккская партия Анушилан Самити во главе с Пулином Бехари Дасом была особенно радикальной, выступая за политический терроризм. [9]

После покушения на магистрата при президенте Дугласа Кингсфорда было возбуждено дело о взрыве в Алипоре , по которому ряд членов Анушилан Самити были обвинены в заговоре с целью «ведения войны против правительства». Этот опыт побудил одного из обвиняемых, Шри Ауробиндо , отказаться от политической деятельности в Бенгалии и переехать в Пондичерри , где он посвятил себя практике духовности и философии, которая была описана как «радикальный анархизм». [10]

Багха Джатин впоследствии поднялся до руководства Джугантара и создал децентрализованную федеративную структуру свободных автономных региональных ячеек, которая начала организовывать серию акций по всей Бенгалии, «чтобы возродить доверие людей к движению». [11] Джатин предпринял вооруженное ограбление банков с использованием автомобилей за 3 года до аналогичного преступления, совершенного бандой Бонно . [12] После ряда покушений на колониальных чиновников генерал-губернатор Индии Гилберт Эллиот-Мюррей-Кининмаунд заявил, что: « дух возник в существование , до сих пор неизвестный Индии (...), дух анархии и беззакония, который стремится свергнуть не только британское правление, но и правительства индийских вождей...» [13] [14] В конце концов Джатин был арестован в связи с делом о заговоре Ховра-Сибпур и сразу же приостановил вооруженную деятельность после своего оправдания. Тем не менее, были предприняты дальнейшие убийства: члены Дакки Анушилан Самити убили двух полицейских в Мименсинге и Барисале .

Несмотря на репрессии, британские колониальные власти не смогли остановить революционную деятельность, поэтому в 1911 году они согласились отменить раздел. [15] воссоединение региона под председательством Бенгалии . [16] Но многие бенгальские революционеры уже были вынуждены бежать от преследований со стороны британских властей, одним из которых был Тарак Натх Дас , который присоединился к Хар Даялу в попытке организовать индийских эмигрантов и обучать их анархистским идеям, продолжая основывать движение Гадар .

Во время Первой мировой войны члены движения Гадар Анушилан Самити и Джугантар пытались организовать мятеж против британского правления. Джугантар конфисковал оружие у компании Родда и использовал его для совершения грабежей в Калькутте. Во время восстания Багха Джатин был убит в перестрелке с полицией, а Анушилан Самити и Джугантар оказались вовлечены в последовавшие репрессии , которые привели к массовым арестам, интернированию, депортации и казням бенгальских революционеров. [17] После войны правительство приняло Закон об анархических и революционных преступлениях 1919 года , который продлил чрезвычайное положение, позволив британским властям проводить превентивное бессрочное задержание и тюремное заключение без суда над людьми, считавшимися участниками революционного движения. [18] Это в значительной степени загнало бенгальское революционное движение в подполье, многие из его лидеров бежали в Бирму, спасаясь от репрессий. [19]

В 1920-х годах движение отказа от сотрудничества во главе с Мохандасом К. Ганди начало приобретать влияние во всем движении за независимость Индии, что привело многих бенгальских революционеров к отказу от насилия по просьбе Читтаранджана Даса . Джугантар и Самити пережили кратковременное возрождение в 1922 году, но поправка к уголовному законодательству Бенгалии восстановила чрезвычайные полномочия, которые ограничили их террористическую тактику. [20] Это привело к тому, что Самити постепенно включились в Гандианское движение, многие из его членов присоединились к Индийскому национальному конгрессу . Другие бенгальские революционеры, такие как Сачиндра Нат Саньял и Джадугопал Мукерджи , присоединились к Индостанской Социалистической Республиканской Ассоциации .

Атаки бенгальского революционного движения продолжались до начала 1930-х годов. В апреле 1930 года Сурья Сен возглавил группу революционеров в рейде на полицейский склад оружия в Читтагонге . [21] а в декабре 1930 года бенгальские добровольцы атаковали Дом писателей . Однако к 1934 году революционное движение в значительной степени утихло, и вскоре после этого были распущены Самити и Джугантар. В конце 1930-х годов многих бенгальских революционеров все больше привлекал марксизм-ленинизм , что привело к формированию Революционной социалистической партии из остатков Самити. К этому времени анархистские идеи утратили оставшееся влияние в бенгальском революционном движении.

Пакистанская Бенгалия [ править ]

В 1947 году Второй раздел Бенгалии был осуществлен . Восточная Бенгалия была передана под власть Пакистана , а Западная Бенгалия стала штатом Республики Индия . Большая часть левых сил Восточной Бенгалии перегруппировалась в рамках Авами Лиги , которая была в авангарде бенгальского национализма и движения за бенгальский язык , стремясь к автономии от Западного Пакистана . Но в соответствии со схемой One Unit Восточная Бенгалия была в дальнейшем интегрирована в Пакистан и переименована в Восточный Пакистан .

Пакистанская Бенгалия пережила период репрессий, поскольку в результате государственного переворота в Пакистане в 1958 году была установлена ​​военная диктатура Аюб Хана , которая подавила бенгальские левые и демократические движения. Социалист Шейх Муджибур Рахман стал лидером оппозиции и запустил движение «Шесть пунктов» за большую автономию в Восточном Пакистане. [22] В 1969 году массовое восстание в Восточном Пакистане привело к свержению Аюб Хана и на выборах победе Рахмана . Но новый лидер вооруженных сил Яхья Хан отказался признать результаты и ввел военное положение в Восточном Пакистане. В рамках операции «Прожектор » пакистанские военные начали совершать геноцид против бенгальского народа, убив сотни тысяч человек. [23] Это спровоцировало провозглашение независимости Бангладеш и начало Освободительной войны Бангладеш , результатом которой стала капитуляция пакистанских войск и независимость Народной Республики Бангладеш .

Бангладеш Независимый

После освобождения Бангладеш шейх Муджибур Рахман приступил к осуществлению социализма в Бангладеш . [24] стремясь создать общество, свободное от эксплуатации . [25] Большая часть промышленного и финансового сектора страны была национализирована . [26] [27] [28] в то время как большая часть сельскохозяйственного сектора страны оставалась в частных руках. [29] В 1975 году Рахман провел Вторую революцию , которая превратила Бангладеш в однопартийное государство , объединив Авами Лигу и Коммунистическую партию в правящий фронт БаКСАЛ . Однако эта государственная социалистическая революция была внезапно прекращена с убийством шейха Муджибура Рахмана в результате государственного переворота , который привел страну к правой военной диктатуре и привел к демонтажу социалистической политики правительства. [30]

Коммунистическая партия участвовала в движении оппозиции военному правлению Хусейна Мухаммада Эршада , которое окончательно прекратилось в 1990 году. [31] Восстановление парламентаризма [32] принесло с собой обновление политических свобод для левых сил Бангладеш. Но это также повлекло за собой кризис Коммунистической партии, которой теперь пришлось считаться с революцией 1989 года и распадом Восточного блока . Партия распалась на ряд фракций, одна из которых выступала за роспуск Коммунистической партии и реконструкцию левого крыла Бангладеш на более демократических и либертарианских началах.

В 2000-х годах анархистские идеи начали распространяться в рабочем движении Бангладеш, особенно среди рабочих чайной и швейной отраслей. Национальная федерация рабочих-швейников , которая установила контакты с зарубежными анархо-синдикалистскими федерациями, включая « Промышленных рабочих мира» , начала приобретать все большую известность и организовала ряд массовых забастовок среди рабочих-швейников. Но постепенно он начал отходить от рабочей самоорганизации и диких действий в сторону более бюрократических средств профсоюзного управления. [33] Рост анархо-синдикалистской практики также привел к формированию первого рабочего совета среди работников чая. [34] Кульминацией этого всплеска анархо-синдикализма в стране стало создание Бангладешской анархо-синдикалистской федерации (BASF) 1 мая 2014 года. [34] конечная цель которого — создание общества, основанного на свободе, взаимопомощи, федерализме и самоуправлении. [35] Федерация является филиалом IWA-AIT и особенно активно занимается объединением работников чайной и швейной промышленности. [36]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Арнольд, сэр Томас Уокер (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . Арчибальд Констебль и компания, стр. 227–228.
  2. ^ Эндрю Клинтон Уиллфорд (1991). Религиозное возрождение в Британской Индии: Вивекананда и индуистский ренессанс . Калифорнийский университет, Сан-Диего, факультет антропологии.
  3. ^ Bandyopadyay, Брахендра Н. (1933) Роммохан Рой . Лондон: Юниверсити Пресс, стр. 351.
  4. ^ Чаудхури, Майтраи. Феминизм в Индии (Проблемы современного индийского феминизма) Нью-Йорк: Зед, 2005.
  5. ^ Радхакришнан, М.; Ройчоудхури, Д. (2003). « Национализм — великая угроза» Тагор и национализм». У Патрика Колма Хогана; Лалита Пандит (ред.). Рабиндранат Тагор: универсальность и традиция . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 29–40. ISBN  9780838639801 . OCLC   635928985 .
  6. ^ Тагор, Рабиндранат (1918). Национализм . Лондон : Издательство Macmillan . п. 11.
  7. ^ «Индийская история: раздел Бенгалии» . Британская энциклопедия . 4 февраля 2009 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
  8. ^ Чандра, Бипан . История современной Индии , ISBN   978-81-250-3684-5 , стр. 248–249
  9. ^ Хис, Питер (1992), Ислам, Сираджул (редактор), История Бангладеш 1704-1971 (Том I) , Дакка: Азиатское общество Бангладеш, стр. 6, ISBN  978-9845123372
  10. ^ Томпсон, Уильям Ирвин (2011). «От религии к пострелигиозной духовности: заключение» . Обзор дикой реки . ISSN   1932-362X . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года.
  11. ^ Гуха, Арун Чандра (1971). Первая искра революции: ранний этап борьбы Индии за независимость, 1900–1920 гг . Ориент Лонгман. п. 163. ИСБН  9780883860380 .
  12. ^ Роулатт, Сидни Артур Тейлор (1918). Отчет подстрекательской комиссии за 1918 год . Калькутта, суперинтендант правительственной типографии, Индия. п. §68-§69.
  13. Minto Papers , M.1092, речь вице-короля на первом заседании реформатского совета, 25 января 1910 г.
  14. ^ Дас, Миннесота (1964) Индия при Морли и Минто . Джордж Аллен и Анвин. п. 122.
  15. ^ Ладден, Дэвид (2013). Индия и Южная Азия: краткая история . Лондон : Публикации Oneworld . п. 158. ИСБН  9781851689361 . OCLC   858011609 .
  16. ^ Робинсон, Фрэнсис (1974). Сепаратизм среди индийских мусульман: политика мусульман Соединенных провинций, 1860–1923 гг . Кембриджские исследования Южной Азии. Лондон : Издательство Кембриджского университета . п. 203. ИСБН  9780521204323 . OCLC   463062309 .
  17. ^ Попплуэлл, Ричард Джеймс (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи, 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, стр. 210, ISBN  978-0-7146-4580-3
  18. ^ Попплуэлл, Ричард Джеймс (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи, 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, стр. 175, ISBN  978-0-7146-4580-3
  19. ^ Мортон, Стивен (2013), Чрезвычайное положение: колониализм, литература и право , Liverpool University Press, стр. 80, ISBN  978-1-84631-849-8
  20. ^ Хис, Питер (2010), «Революционный терроризм в Британской Бенгалии», в Бомере, Эллеке ; Мортон, Стивен (ред.), Террор и постколониализм , Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл, стр. 171–172, ISBN.  978-1-4051-9154-8
  21. ^ Чандра, Бипан ; Мукерджи, Мридула ; Мукерджи, Адитья; Махаджан, Сучета; Паниккар, К.Н. (2016) [Впервые опубликовано в 1987 г.]. Борьба Индии за независимость (переработанное и обновленное издание). Книги о пингвинах. стр. 251–252. ISBN  978-0-14-010781-4 .
  22. ^ «Программа из шести пунктов» . Банглапедия . Проверено 22 марта 2016 г.
  23. ^ Олстон, Маргарет (2015). Женщины и изменение климата в Бангладеш . Рутледж. п. 40. ИСБН  978-1-317-68486-2 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 14 марта 2018 г.
  24. ^ Белал, Абу Сайед; Марджук, Обидулла Аль (2016). «Понимание атеизма в Бангладеш». В Меркане Мухаммед Хусейн (ред.). Трансформация мусульманского мира в XXI веке . Издательство Кембриджских ученых. п. 157. ИСБН  978-1-4438-9000-7 .
  25. ^ Филлипс, Дуглас А.; Грицнер, Чарльз Ф. (2007). Бангладеш . Издательство информационной базы. п. 65. ИСБН  978-1-4381-0485-0 .
  26. ^ Алам, С.М. Шамсул (29 апреля 2016 г.). Правительственность и контргегемония в Бангладеш . Спрингер. ISBN  9781137526038 .
  27. ^ Ахамед, Эмаджуддин (1 января 1978 г.). «Стратегия развития Бангладеш: вероятные политические последствия». Азиатский опрос . 18 (11). Издательство Калифорнийского университета: 1168–1180. дои : 10.2307/2643299 . JSTOR   2643299 .
  28. ^ Шоттли, Дживанта; Митра, Субрата К.; Вольф, Зигрид (8 мая 2015 г.). Политический и экономический словарь Южной Азии . Рутледж. п. 4. ISBN  9781135355760 .
  29. ^ Комиссия по планированию (ноябрь 1973 г.). Первая пятилетка (1973-78) . Дакка: Правительство Народной Республики Бангладеш. стр. 48–49. Архивировано из оригинала 24 марта 2018 г. Проверено 4 марта 2021 г.
  30. ^ Риаз, Али; Ярмарка, Кристина, ред. (2010). «Политическая культура в современном Бангладеш». Политический ислам и управление в Бангладеш . Оксфорд: Рутледж. п. 34. ISBN  978-113692-623-5 .
  31. ^ «Коммунистическая партия Бангладеш» . Банглапедия . Проверено 26 января 2017 г.
  32. ^ Бакстер, Крейг (1992). «Бангладеш в 1991 году: парламентская система». Азиатский опрос . 32 (2): 162–167. дои : 10.2307/2645214 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   2645214 .
  33. ^ Марриотт, Ред (28 октября 2010 г.). «Приспособление к потребностям: борьба швейников» . Записки повстанца. № 2. Журнал коммунистической теории и практики . Проверено 28 февраля 2021 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Рост анархо-синдикализма в Бангладеш» . Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. 2019. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
  35. ^ «Цели, принципы и уставы» . Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. 2014 . Проверено 4 марта 2021 г.
  36. ^ Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. «БАСФ» . ИВА-АИТ .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccd5e98e82b8738dd477e3e6224d71ea__1720199220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/ea/ccd5e98e82b8738dd477e3e6224d71ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Bangladesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)