Анархизм в Бангладеш
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Бангладеш уходит своими корнями в идеи бенгальского Возрождения и начал приобретать влияние в рамках революционного движения за независимость Индии в Бенгалии . После ряда поражений революционного движения и подъема идей государственного социализма среди бенгальских левых анархизм вошел в период ремиссии. Это продолжалось до 1990-х годов, когда анархизм снова начал возрождаться после распада Коммунистической партии Бангладеш , что привело к росту анархо-синдикализма среди рабочего движения Бангладеш.
История [ править ]
Бенгалия практически не имела государства до VI века до н.э., когда более поздний ведический период уступил место правлению Махаджанападов , а Королевство Ванга стало править регионом Гангаридай . Впоследствии Бенгалией управляла череда индуистских и буддийских империй, прежде чем завоевания Мухаммеда бин Бахтияра Халджи в конечном итоге привели к распространению ислама в регионе. [1] В 14 веке Бенгальский султанат был основан как независимая держава, но позже он был завоеван Империей Великих Моголов , которая основала Бенгальский Субах на месте султаната . К 18 веку Бенгалия начала восстанавливать независимость под властью навабов и впоследствии пережила промышленную революцию . Но вскоре этот регион стал центром европейских колониальных держав: Британская Ост-Индская компания в конечном итоге присоединила Бенгалию к Британской империи , поставив ее под власть Бенгальского президентства .
Бенгальский ренессанс [ править ]
В начале 19 века бенгальское Возрождение начало распространяться по всей бенгальской общине. [2] начиная с создания кружка «Атмия Сабха» в Калькутте дискуссионного Рамом Моханом Роем . Группа пропагандировала свободомыслие и боролась за социальные реформы, такие как отмена сати , полигамии , детских браков и кастовой системы . [3] заложив основу для раннего феминистского движения . [4] В 1828 году Рам Мохан Рой и Дебендранат Тагор основали религиозное движение Брахмо Самадж , которое первоначально было направлено на реформирование индуизма, но позже полностью отошло от индуистской ортодоксальности.
Сын Дебендраната Рабиндранат Тагор стал одной из выдающихся фигур эпохи Возрождения, изменив бенгальскую литературу и музыку . Он осудил правление британского владычества и выступал за независимость Бенгалии от империи, излагая гуманистическую , универсалистскую и интернационалистическую философию. [5] Убежденный антинационалист , Тагор писал в своем эссе о национализме :
[L] посмотрите на тех, кто называет себя анархистами, которые возмущаются навязыванием власти в любой форме индивидууму. Единственная причина этого заключается в том, что власть стала слишком абстрактной — это научный продукт, созданный в политической лаборатории Нации путем растворения личной человечности. [6]
революционное движение Бенгальское
В 1905 году первый раздел Бенгалии осуществило британское владычество , отделив с мусульманским большинством Восточную Бенгалию от с индуистским большинством Западной Бенгалии , что было описано как политика « разделяй и властвуй ». [7] [8] Возглавляемые Ауробиндо Гхошем , Праматанатхом Митрой и Бипином Чандрой Палом , по обе стороны новой границы были созданы тайные общества, такие как Анушилан Самити и Джугантар , целью которых было обучение бенгальцев навыкам самообороны с конечной целью достижения независимости от британцев. Империя . Даккская партия Анушилан Самити во главе с Пулином Бехари Дасом была особенно радикальной, выступая за политический терроризм. [9]
После покушения на магистрата при президенте Дугласа Кингсфорда было возбуждено дело о взрыве в Алипоре , по которому ряд членов Анушилан Самити были обвинены в заговоре с целью «ведения войны против правительства». Этот опыт побудил одного из обвиняемых, Шри Ауробиндо , отказаться от политической деятельности в Бенгалии и переехать в Пондичерри , где он посвятил себя практике духовности и философии, которая была описана как «радикальный анархизм». [10]
Багха Джатин впоследствии поднялся до руководства Джугантара и создал децентрализованную федеративную структуру свободных автономных региональных ячеек, которая начала организовывать серию акций по всей Бенгалии, «чтобы возродить доверие людей к движению». [11] Джатин предпринял вооруженное ограбление банков с использованием автомобилей за 3 года до аналогичного преступления, совершенного бандой Бонно . [12] После ряда покушений на колониальных чиновников генерал-губернатор Индии Гилберт Эллиот-Мюррей-Кининмаунд заявил, что: « дух возник в существование , до сих пор неизвестный Индии (...), дух анархии и беззакония, который стремится свергнуть не только британское правление, но и правительства индийских вождей...» [13] [14] В конце концов Джатин был арестован в связи с делом о заговоре Ховра-Сибпур и сразу же приостановил вооруженную деятельность после своего оправдания. Тем не менее, были предприняты дальнейшие убийства: члены Дакки Анушилан Самити убили двух полицейских в Мименсинге и Барисале .
Анушилан Самити |
---|
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Несмотря на репрессии, британские колониальные власти не смогли остановить революционную деятельность, поэтому в 1911 году они согласились отменить раздел. [15] воссоединение региона под председательством Бенгалии . [16] Но многие бенгальские революционеры уже были вынуждены бежать от преследований со стороны британских властей, одним из которых был Тарак Натх Дас , который присоединился к Хар Даялу в попытке организовать индийских эмигрантов и обучать их анархистским идеям, продолжая основывать движение Гадар .
Во время Первой мировой войны члены движения Гадар Анушилан Самити и Джугантар пытались организовать мятеж против британского правления. Джугантар конфисковал оружие у компании Родда и использовал его для совершения грабежей в Калькутте. Во время восстания Багха Джатин был убит в перестрелке с полицией, а Анушилан Самити и Джугантар оказались вовлечены в последовавшие репрессии , которые привели к массовым арестам, интернированию, депортации и казням бенгальских революционеров. [17] После войны правительство приняло Закон об анархических и революционных преступлениях 1919 года , который продлил чрезвычайное положение, позволив британским властям проводить превентивное бессрочное задержание и тюремное заключение без суда над людьми, считавшимися участниками революционного движения. [18] Это в значительной степени загнало бенгальское революционное движение в подполье, многие из его лидеров бежали в Бирму, спасаясь от репрессий. [19]
В 1920-х годах движение отказа от сотрудничества во главе с Мохандасом К. Ганди начало приобретать влияние во всем движении за независимость Индии, что привело многих бенгальских революционеров к отказу от насилия по просьбе Читтаранджана Даса . Джугантар и Самити пережили кратковременное возрождение в 1922 году, но поправка к уголовному законодательству Бенгалии восстановила чрезвычайные полномочия, которые ограничили их террористическую тактику. [20] Это привело к тому, что Самити постепенно включились в Гандианское движение, многие из его членов присоединились к Индийскому национальному конгрессу . Другие бенгальские революционеры, такие как Сачиндра Нат Саньял и Джадугопал Мукерджи , присоединились к Индостанской Социалистической Республиканской Ассоциации .
Атаки бенгальского революционного движения продолжались до начала 1930-х годов. В апреле 1930 года Сурья Сен возглавил группу революционеров в рейде на полицейский склад оружия в Читтагонге . [21] а в декабре 1930 года бенгальские добровольцы атаковали Дом писателей . Однако к 1934 году революционное движение в значительной степени утихло, и вскоре после этого были распущены Самити и Джугантар. В конце 1930-х годов многих бенгальских революционеров все больше привлекал марксизм-ленинизм , что привело к формированию Революционной социалистической партии из остатков Самити. К этому времени анархистские идеи утратили оставшееся влияние в бенгальском революционном движении.
Пакистанская Бенгалия [ править ]
В 1947 году Второй раздел Бенгалии был осуществлен . Восточная Бенгалия была передана под власть Пакистана , а Западная Бенгалия стала штатом Республики Индия . Большая часть левых сил Восточной Бенгалии перегруппировалась в рамках Авами Лиги , которая была в авангарде бенгальского национализма и движения за бенгальский язык , стремясь к автономии от Западного Пакистана . Но в соответствии со схемой One Unit Восточная Бенгалия была в дальнейшем интегрирована в Пакистан и переименована в Восточный Пакистан .
Пакистанская Бенгалия пережила период репрессий, поскольку в результате государственного переворота в Пакистане в 1958 году была установлена военная диктатура Аюб Хана , которая подавила бенгальские левые и демократические движения. Социалист Шейх Муджибур Рахман стал лидером оппозиции и запустил движение «Шесть пунктов» за большую автономию в Восточном Пакистане. [22] В 1969 году массовое восстание в Восточном Пакистане привело к свержению Аюб Хана и на выборах победе Рахмана . Но новый лидер вооруженных сил Яхья Хан отказался признать результаты и ввел военное положение в Восточном Пакистане. В рамках операции «Прожектор » пакистанские военные начали совершать геноцид против бенгальского народа, убив сотни тысяч человек. [23] Это спровоцировало провозглашение независимости Бангладеш и начало Освободительной войны Бангладеш , результатом которой стала капитуляция пакистанских войск и независимость Народной Республики Бангладеш .
Бангладеш Независимый
После освобождения Бангладеш шейх Муджибур Рахман приступил к осуществлению социализма в Бангладеш . [24] стремясь создать общество, свободное от эксплуатации . [25] Большая часть промышленного и финансового сектора страны была национализирована . [26] [27] [28] в то время как большая часть сельскохозяйственного сектора страны оставалась в частных руках. [29] В 1975 году Рахман провел Вторую революцию , которая превратила Бангладеш в однопартийное государство , объединив Авами Лигу и Коммунистическую партию в правящий фронт БаКСАЛ . Однако эта государственная социалистическая революция была внезапно прекращена с убийством шейха Муджибура Рахмана в результате государственного переворота , который привел страну к правой военной диктатуре и привел к демонтажу социалистической политики правительства. [30]
Коммунистическая партия участвовала в движении оппозиции военному правлению Хусейна Мухаммада Эршада , которое окончательно прекратилось в 1990 году. [31] Восстановление парламентаризма [32] принесло с собой обновление политических свобод для левых сил Бангладеш. Но это также повлекло за собой кризис Коммунистической партии, которой теперь пришлось считаться с революцией 1989 года и распадом Восточного блока . Партия распалась на ряд фракций, одна из которых выступала за роспуск Коммунистической партии и реконструкцию левого крыла Бангладеш на более демократических и либертарианских началах.
В 2000-х годах анархистские идеи начали распространяться в рабочем движении Бангладеш, особенно среди рабочих чайной и швейной отраслей. Национальная федерация рабочих-швейников , которая установила контакты с зарубежными анархо-синдикалистскими федерациями, включая « Промышленных рабочих мира» , начала приобретать все большую известность и организовала ряд массовых забастовок среди рабочих-швейников. Но постепенно он начал отходить от рабочей самоорганизации и диких действий в сторону более бюрократических средств профсоюзного управления. [33] Рост анархо-синдикалистской практики также привел к формированию первого рабочего совета среди работников чая. [34] Кульминацией этого всплеска анархо-синдикализма в стране стало создание Бангладешской анархо-синдикалистской федерации (BASF) 1 мая 2014 года. [34] конечная цель которого — создание общества, основанного на свободе, взаимопомощи, федерализме и самоуправлении. [35] Федерация является филиалом IWA-AIT и особенно активно занимается объединением работников чайной и швейной промышленности. [36]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Арнольд, сэр Томас Уокер (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . Арчибальд Констебль и компания, стр. 227–228.
- ^ Эндрю Клинтон Уиллфорд (1991). Религиозное возрождение в Британской Индии: Вивекананда и индуистский ренессанс . Калифорнийский университет, Сан-Диего, факультет антропологии.
- ^ Bandyopadyay, Брахендра Н. (1933) Роммохан Рой . Лондон: Юниверсити Пресс, стр. 351.
- ^ Чаудхури, Майтраи. Феминизм в Индии (Проблемы современного индийского феминизма) Нью-Йорк: Зед, 2005.
- ^ Радхакришнан, М.; Ройчоудхури, Д. (2003). « Национализм — великая угроза» Тагор и национализм». У Патрика Колма Хогана; Лалита Пандит (ред.). Рабиндранат Тагор: универсальность и традиция . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . стр. 29–40. ISBN 9780838639801 . OCLC 635928985 .
- ^ Тагор, Рабиндранат (1918). Национализм . Лондон : Издательство Macmillan . п. 11.
- ^ «Индийская история: раздел Бенгалии» . Британская энциклопедия . 4 февраля 2009 г. Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Чандра, Бипан . История современной Индии , ISBN 978-81-250-3684-5 , стр. 248–249
- ^ Хис, Питер (1992), Ислам, Сираджул (редактор), История Бангладеш 1704-1971 (Том I) , Дакка: Азиатское общество Бангладеш, стр. 6, ISBN 978-9845123372
- ^ Томпсон, Уильям Ирвин (2011). «От религии к пострелигиозной духовности: заключение» . Обзор дикой реки . ISSN 1932-362X . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года.
- ^ Гуха, Арун Чандра (1971). Первая искра революции: ранний этап борьбы Индии за независимость, 1900–1920 гг . Ориент Лонгман. п. 163. ИСБН 9780883860380 .
- ^ Роулатт, Сидни Артур Тейлор (1918). Отчет подстрекательской комиссии за 1918 год . Калькутта, суперинтендант правительственной типографии, Индия. п. §68-§69.
- ↑ Minto Papers , M.1092, речь вице-короля на первом заседании реформатского совета, 25 января 1910 г.
- ^ Дас, Миннесота (1964) Индия при Морли и Минто . Джордж Аллен и Анвин. п. 122.
- ^ Ладден, Дэвид (2013). Индия и Южная Азия: краткая история . Лондон : Публикации Oneworld . п. 158. ИСБН 9781851689361 . OCLC 858011609 .
- ^ Робинсон, Фрэнсис (1974). Сепаратизм среди индийских мусульман: политика мусульман Соединенных провинций, 1860–1923 гг . Кембриджские исследования Южной Азии. Лондон : Издательство Кембриджского университета . п. 203. ИСБН 9780521204323 . OCLC 463062309 .
- ^ Попплуэлл, Ричард Джеймс (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи, 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, стр. 210, ISBN 978-0-7146-4580-3
- ^ Попплуэлл, Ричард Джеймс (1995), Разведка и имперская оборона: британская разведка и защита Индийской империи, 1904–1924 , Лондон: Фрэнк Касс, стр. 175, ISBN 978-0-7146-4580-3
- ^ Мортон, Стивен (2013), Чрезвычайное положение: колониализм, литература и право , Liverpool University Press, стр. 80, ISBN 978-1-84631-849-8
- ^ Хис, Питер (2010), «Революционный терроризм в Британской Бенгалии», в Бомере, Эллеке ; Мортон, Стивен (ред.), Террор и постколониализм , Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл, стр. 171–172, ISBN. 978-1-4051-9154-8
- ^ Чандра, Бипан ; Мукерджи, Мридула ; Мукерджи, Адитья; Махаджан, Сучета; Паниккар, К.Н. (2016) [Впервые опубликовано в 1987 г.]. Борьба Индии за независимость (переработанное и обновленное издание). Книги о пингвинах. стр. 251–252. ISBN 978-0-14-010781-4 .
- ^ «Программа из шести пунктов» . Банглапедия . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Олстон, Маргарет (2015). Женщины и изменение климата в Бангладеш . Рутледж. п. 40. ИСБН 978-1-317-68486-2 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Белал, Абу Сайед; Марджук, Обидулла Аль (2016). «Понимание атеизма в Бангладеш». В Меркане Мухаммед Хусейн (ред.). Трансформация мусульманского мира в XXI веке . Издательство Кембриджских ученых. п. 157. ИСБН 978-1-4438-9000-7 .
- ^ Филлипс, Дуглас А.; Грицнер, Чарльз Ф. (2007). Бангладеш . Издательство информационной базы. п. 65. ИСБН 978-1-4381-0485-0 .
- ^ Алам, С.М. Шамсул (29 апреля 2016 г.). Правительственность и контргегемония в Бангладеш . Спрингер. ISBN 9781137526038 .
- ^ Ахамед, Эмаджуддин (1 января 1978 г.). «Стратегия развития Бангладеш: вероятные политические последствия». Азиатский опрос . 18 (11). Издательство Калифорнийского университета: 1168–1180. дои : 10.2307/2643299 . JSTOR 2643299 .
- ^ Шоттли, Дживанта; Митра, Субрата К.; Вольф, Зигрид (8 мая 2015 г.). Политический и экономический словарь Южной Азии . Рутледж. п. 4. ISBN 9781135355760 .
- ^ Комиссия по планированию (ноябрь 1973 г.). Первая пятилетка (1973-78) . Дакка: Правительство Народной Республики Бангладеш. стр. 48–49. Архивировано из оригинала 24 марта 2018 г. Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Риаз, Али; Ярмарка, Кристина, ред. (2010). «Политическая культура в современном Бангладеш». Политический ислам и управление в Бангладеш . Оксфорд: Рутледж. п. 34. ISBN 978-113692-623-5 .
- ^ «Коммунистическая партия Бангладеш» . Банглапедия . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Бакстер, Крейг (1992). «Бангладеш в 1991 году: парламентская система». Азиатский опрос . 32 (2): 162–167. дои : 10.2307/2645214 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2645214 .
- ^ Марриотт, Ред (28 октября 2010 г.). «Приспособление к потребностям: борьба швейников» . Записки повстанца. № 2. Журнал коммунистической теории и практики . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Рост анархо-синдикализма в Бангладеш» . Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. 2019. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Цели, принципы и уставы» . Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. 2014 . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Бангладешская анархо-синдикалистская федерация. «БАСФ» . ИВА-АИТ .
Внешние ссылки [ править ]
- Аурадж - анархистское издание Бангладеш
- Анархо-синдикалистская федерация Бангладеш. Архивировано 25 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
- Раздел Бангладеш - Анархическая библиотека
- Раздел Бангладеш - Libcom.org