Jump to content

Анархизм в Иране

Анархизм в Иране уходит корнями в ряд диссидентских религиозных философий, а также в развитие антиавторитарной поэзии на протяжении всего правления различных имперских династий в стране. В современную эпоху анархизм пришел в Иран в конце 19-го века и приобрел известность после Конституционной революции , когда анархисты стали ведущими членами Движения джунглей , которое основало Персидскую Социалистическую Советскую Республику в Гиляне .

После государственного переворота и распада Советской Республики новая династия Пехлеви взялась за подавление оставшегося анархистского движения. Социалистические движения в конечном итоге начали восстанавливаться после англо-советского вторжения поддержанный Западом, , но государственный переворот, заставил многие из этих движений уйти в подполье. Анархистские тенденции начали возрождаться из движения вооруженной борьбы , но были снова подавлены во время Исламской революции и реорганизовались только на рубеже 21 века.

Казнь Маздака , иранского религиозного реформатора VI века.

времена Сасанидской империи зороастрийский Во пророк Маздак выступал за форму протосоциализма, призывал к свободной любви, отмене частной собственности и свержению царя. [1] Он считал разделение религиозным долгом и считал, что никто не должен иметь больше, чем другие, хотя источники спорят, выступал ли он за общественную собственность или перераспределение . Последние утверждают, что он раздавал землю, имущество, женщин и рабов от богатых бедным. [2] Он и тысячи его последователей были убиты в 582 году нашей эры, но его учение оказало влияние на исламские секты последующих столетий. [3]

Было отмечено, что ряд исламских школ , демонстрировавших заметные анархические тенденции, возник в Иране после мусульманского завоевания в VII веке. Во время Второй Фитны секта экстремистская хариджитов , известная как Азарика, удерживала контроль над Южным Ираном до своего поражения от халифата Омейядов . Рационалистической . сектой ислама с заметными анархическими тенденциями были мутазилы , которые отрицали необходимость имамата, как и их современники-хариджиты [4] Они приобрели известность при халифате Аббасидов , особенно в период Михны , установленный халифом Аль-Мамуном , но после возвышения Аль-Мутаваккиля они подверглись религиозным преследованиям . Многие мутазилиты нашли убежище в Северном Иране во время правления династий Алидов , которые официально следовали форме шиитского ислама, известной как Заидия , также преследуемой Аббасидами. [5]

Убийство аль-Мулька , визиря империи Сельджуков ассасином Низама .

Подъем шиитского ислама в Иране привел к развитию анархических тенденций в ветвях исмаилизма , таких как карматы, которые были известны своей коммунистической практикой, [6] и Низариты , которые основали крепость в Аламуте , из которой они организовали Орден Ассасинов , создавая угрозу стабильности Империи Сельджуков . Индивидуалистические анархистские тенденции ассасинов были отмечены современным мусульманским анархистом Питером Ламборном Уилсоном , написав об отмене ими закона : в Аламуте, что [7]

В каком-то смысле Имамом может быть кто угодно ; в каком-то смысле каждый уже является Имамом [...] идея Имама-собственного существа подразумевает идею самоуправления , автаркии : каждый человек является потенциальным королем, и человеческие отношения осуществляются как взаимность «свободных лордов». [...] Освобождение повседневной жизни [...] начинается с личности и развивается по спирали любви, чтобы охватить других. [...] «радикальный» (пост-Киямат) исмаилизм восстанавливает « суверенитет » личности, которая таким образом становится его/ее собственным «авторитетом». Духовность — это не отношения господина и раба, это не «восточный деспотизм». Уже нет. Не сейчас. Возможно, этого никогда не было.

К началу 13-го века антиномическое движение суфийских дервишей , известное как Каландарийя, приобрело популярность по всему Большому Ирану , развивая индивидуалистические анархистские тенденции, которые отвергали социальные нормы и подчеркивали социальные отклонения. [8] Влияние анархических тенденций сохранялось в Иране, о чем свидетельствует текст XIV века, в котором повторялись более ранние аргументы хариджитов и мутазилитов против необходимости имамата, опирающиеся на либертарианские племенные традиции бедуинов . [9] Но на рубеже 17-го века ознаменовало начало упадка сект религиозных меньшинств в стране, поскольку воссоединение Ирана под властью Сефевидской империи в 1501 году положило начало процессу обращения , в результате которого шиизм-двунадесятник стал доминирующей религией в стране. страна. Несмотря на подавление шиитского ислама во время правления последующей династии Афшаридов , приход к власти династии Каджаров в 1789 году восстановил шиизм двунадесятников в качестве официальной религии страны.

Иранская община Азали .

Вскоре после создания Каджарского шейх Ирана Ахмад основал шейхизм , мистическую школу двунадесятного шиизма, основанную на обещанном пришествии Махди . Преемник шейха Казим Рашти научил своих учеников узнавать Махди и незадолго до смерти послал своих последователей найти их. В 1844 году Сайед Али Мухаммад Ширази принял титул баба и заявил, что является заместителем Махди, основав Веру Баби . После восстания бабидов со стороны Каджаров была развязана волна преследований, в ходе которых Баб и многие его последователи были казнены . [10] Бабисты впоследствии начали подпольную борьбу против Каджаровской монархии и шиитского духовенства , причём каджарские источники позже стали рассматривать бабизм как синоним анархизма, как описал один современный наблюдатель: «Европа находится в хаосе. Анархисты, то есть враги деспотических королей в каждая нация сильна по всей Европе. Внутри страны, и особенно в Тегеране, иранские анархисты, то есть бабиды, насчитывают около 50 000 человек». [11] Раскол заявил , в движении Баби произошел в 1863 году, после того, как Хусейн-Али Нури что он « Тот, кого Бог явит » и основал Веру Бахаи , к которой тяготело большинство Бабидов, в то время как фракция меньшинства во главе с Субх-и- Азал отклонил его иск. Несмотря на отказ Бахауллы от антикаджаризма и осуждение насилия против правительства, Насер ад-Дин Шах Каджар по-прежнему с подозрением относился к бахаи и не делал различий между ними и более радикальными азалисами, которые продолжали выступать против государства и духовенства. и даже практиковал такию , что бахаи отвергли. [12] К концу XIX века любого, склонного к антиэтатизму или антиклерикализму, называли бабидами, что привело к тому, что бабизм стал самым заметным инакомыслящим голосом в Империи Каджаров, из которой начали возникать многие оппозиционные тенденции. [12] Идеи бабистов, таких как Мирза Ака Хан Кермани и шейх Ахмад Рухи, оказали влияние на развитие секуляризма , конституционализма , национализма , либертарианства и социализма в Иране. [11]

Конституционная революция

[ редактировать ]

Во время правления Насер ад-Дина Шаха Каджара радикальные левые идеи уже начали распространяться по Кавказу и в Северный Иран , при этом у многих северных рабочих начало развиваться классовое сознание . Среди новых политических идеологий, привнесенных в страну, был анархизм , который распространился по всему Ирану к концу XIX века и особенно сильно закрепился в провинции Гилян . [13] В столице Гилани Реште армянский анархист Александр Атабекян издавал свой журнал «Коммуна» с 1896 года, а позже группа иранских анархистов провела демонстрации в знак протеста против казни каталонского анархиста-педагога Франческа Феррера и Гуардиа . [14] Группой, особенно известной своим восприятием политического радикализма, были иранские азербайджанцы , одним из которых был молодой Эхсанолла Хан Дустдар , который сам стал анархистом во время учебы в Париже . [15]

Мирза Реза Кермани , убийца Насер ад-Дина Шаха Каджара .

Рост антиавторитарных настроений в стране уступил место продолжительному периоду восстания против абсолютистского правления Каджаров, наиболее ярким примером которого является протеста против уступки табака движение Соединенному Королевству . [14] Убийство Насера ​​ад-Дина Мирзой Резой Кермани заложило основу для политических перемен в Иране, кульминацией которых стала Конституционная революция в 1906 году , превратившая Великое Государство Иран в конституционную монархию .

Относительный либерализм Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара привел к возникновению заметной конституционалистской оппозиции среди среднего класса и интеллигенции, включая революционных социалистов Социал -демократической партии и Тайного центра , утопических социалистов Общества Человечества , радикалы Революционного комитета и исламисты общества Тайного . [16] После экономического кризиса против правительства вспыхнула волна протестов, кульминацией которых стала всеобщая забастовка , которая в конечном итоге вынудила правительство разработать конституцию и созвать демократически избранное Национальное консультативное собрание . [17] Между тем, эскалация движения привела к формированию региональных ассамблей, которые действовали как форма двоевластия в оппозиции существующим правительствам провинций и конституционным обществам, которые свободно издавали свои собственные радикальные газеты в Тегеране. [18] Но коронация Мохаммада Али Шаха Каджара в 1907 году ознаменовала начало борьбы между абсолютной монархией и конституционализмом, поскольку попытки нового шаха помешать окончательной ратификации конституции привели к еще одной всеобщей забастовке - убийству Мирзы Али Асгар Хана Амина. аль-Солтан и массовые общественные беспорядки, обеспечившие победу Конституционной революции. [19] Хасан Арсанджани позже прокомментировал уникальность конституционной революции для своего времени благодаря успешному сочетанию мирных демонстраций , массовых собраний и всеобщих забастовок , сравнив ее с анархистской теорией восстания . [20]

В то время как либералы пытались провести больше реформ через Ассамблею, внепарламентские радикалы организовали кампанию за секуляризм опубликовали статьи, содержащие антиклерикализм . , при этом радикальные газеты впервые в истории Ирана [21] Журнал Хабл аль-Матин раскритиковал новый конституционный порядок за его сотрудничество с священнослужителями, которых они обвинили в общем упадке Ближнего Востока . [22] В это время также сформировалось движение за права женщин , создавшее школы для девочек и женские общества, чтобы добиться гендерного равенства . [23] Напуганные ростом секуляризма и радикализма , многие реакционеры начали вербовать последователей в оппозицию Меджлису . [24] На встрече консерваторов шейх Фазлолла Нури обвинил в послереволюционной нестабильности иранского общества «армянина-атеиста» Мирзу Малкам Хана и заявил, что либералы Меджлиса «прокладывают путь к социализму , анархизму и нигилизму ». [25] При поддержке Российской и Британской империй недавно коронованный Мухаммад Али Шах Каджар приказал персидской казачьей бригаде бомбардировать . Национальное консультативное собрание , восстановив абсолютистское правление над Ираном [26]

По всей стране вспыхнули вооруженные конституционалистские восстания: Общество гильдий организовало всеобщую забастовку , а правительства ряда провинций провозгласили свою автономию. [27] Революционные социалисты Секретного центра, сотрудничая с армянской интеллигенцией и азербайджанскими социал-демократами, начали строить независимую «пролетарскую организацию», принявшую сотни вооруженных добровольцев с Кавказа во главе с Саттар-ханом и Бакир-ханом . [28] Гражданская война расколола город Тебриз по классовому признаку, и Ахмад Касрави заметил, что: «санкюлоты и неимущие бедняки подняли головы. Движущей силой этих людей была анархия.деспотическую власть двора, чтобы затем обратиться против богатых и имущих классов». [29] Хотя конституционалисты одержали победу в Тебризе, они обнаружили, что низшие классы города в основном встали на сторону духовенства против революции. [30]

Кери , Епрем Хан и Хетчо во время конституционной революции.

Возглавив коалицию социал-демократов, эсеров и дашнаков , Епрем-хан сумел захватить город Решт и поднять над городом красный флаг , прежде чем возглавить партизанскую атаку на Тегеран. [31] В Мешаде азербайджанские радикалы свергли местные роялистские власти и провозгласили первую в Иране социалистическую программу: призывали к вооруженной защите конституции и многочисленным социальным реформам. [32] Конституционалисты вскоре выиграли гражданскую войну и вынудили шаха покинуть страну, заменив его своим сыном Ахмад Шахом Каджаром и восстановив конституционалистское правление Меджлиса. [33]

Двумя наиболее известными политическими партиями, возникшими в результате революции, были правые умеренные и левые демократы , которые осуждали друг друга как реакционеров и анархистов соответственно. [34] Демократическая партия объединила выживших из ряда дореволюционных радикальных обществ, в основном из северных провинций. [35] Внепарламентских демократов возглавил Хайдар Хан Амо-оглы , который создал профсоюзы и возглавил рабочую милицию, а Махаммад Амин Расулзаде редактировал партийную газету, которая пропагандировала марксизм . впервые в истории Ирана [36] Демократы заявили о своей оппозиции как внутреннему феодализму, так и иностранному капитализму и призвали к ряду далеко идущих реформ конституционного государства. [37] Они также выступали в пользу централизации и национализма как противовеса англо-русскому империализму и шахистской автократии в программе, которая привела их к союзу с армянскими дашнаками и русскими большевиками . [38]

Хасан Такизаде , убийца Сейеда Абдоллы Бехбахани .

Реформы, предложенные демократами, вызвали резкую оппозицию со стороны умеренных, которые после прихода к власти в 1909 году призывали к защите общества от «терроризма анархистов, атеизма демократов и материализма марксистов». [39] Политика секуляризма особенно разделила две партии, кульминацией которой стало убийство священнослужителя Сейеда Абдоллы Бехбахани демократом Хасаном Такизаде , после чего правительство приказало разоружение широкой общественности. [40] Когда среди этнических меньшинств страны вспыхнула серия племенных восстаний, [41] Российская империя воспользовалась случаем, чтобы занять города Энзели и Решт, потребовав ряда уступок под угрозой оккупации Тегерана. [42] Это привело к роспуску 2-го Меджлиса и волне массовых протестов и беспорядков против англо-российской оккупации, которые в конечном итоге не увенчались успехом. [43] Поскольку его лидеры находились в изгнании, радикальное движение в значительной степени распалось, и только дашнаки и армянские офицеры-добровольцы обеспечивали преемственность левого конституционалистского движения. [44]

Во время Первой мировой войны умеренные и демократы сформировали 3-й иранский меджлис в Куме , где он вступил в конфликт с Российской империей. [45] Эхсанолла Хан и Аболкасем Лахути принимали участие в боях против русских в Куме под командованием Мохаммада Таки Пессиана . [46] Правительство было вынуждено отступить в Керманшах , где оно было уничтожено Британской империей, вынудив многих ее членов покинуть страну. [45] За время службы в вооруженных силах эмигрантского правительства Эхсанолла Хан убедился, что примирение между двумя фракциями невозможно. [47] После роспуска конституционного правительства именно партизанское движение в провинции Гилян стало ведущей силой в борьбе против англо-русской оккупации. [48]

Социальная революция

[ редактировать ]
Эхсанолла Хан Дустдар , лидер раннего иранского анархистского движения. [49]

С началом « Движения джунглей» в Гилане азербайджанский анархист - интеллектуал Эхсанолла Хан Дустдар возглавил отряд левых демократов из Тегерана для участия в революции. К тому времени, когда русская революция разразилась , «Движение джунглей» уже контролировало большую часть Гилана. Описанные английским обозревателем как «Робин Гуды Каспийских маршей», они осуществляли экспроприацию собственности богатых и перераспределяли ее среди бедных. [50]

Флаг Персидской Социалистической Советской Республики (ПССР).

К маю 1920 года Персидская Социалистическая Советская Республика была создана единым фронтом Джангалиса Хайдар - во главе с Мирзой Кучик-ханом , анархистами во главе с Эхсаноллой-ханом Дустдаром и коммунистами во главе с ханом Амо-оглы . [51] Несмотря на то, что правительство Кучика позиционировало себя как социалистическую республику, оно состояло в основном из консервативных исламистов, которые требовали от своего народа соблюдать религиозные традиции и пользовались поддержкой купеческого класса провинции. [52]

К этому моменту анархисты и коммунисты начали строить двоевластие , создав «Революционный комитет», отдельный от комиссариата Кучика, с опорой на Красную Армию Гилани, которой командовал Эхсанолла. [53] Напряженность между джангалицами и коммунистами начала усиливаться, поскольку коммунисты начали использовать вооруженную силу для сбора налогов и ввели множество иностранных элементов в Красную армию Гилани, оттолкнув большую часть населения провинции. [54] Кроме того, вторжение Русской Красной Армии в Гилян обострило напряженность в отношениях с центральным правительством в Тегеране и привело к вмешательству Британской империи . [55] который поддержал государственный переворот против правительства Реза-хана Персидской казачьей бригады . [56]

Вскоре разразилось долгое фракционное соперничество из-за расхождения между их видением гилянской революции: Кучик и Джангалиты стремились к распространению националистической и конституционалистской революции, в то время как Эхсанолла и коммунисты агитировали за социальную революцию , отражая соответствующие позиции. умеренных и демократов, из которых первоначально возникли эти фракции. [57] 31 июля 1920 года левые фракции устроили переворот, когда Эхсанолла приказал Красной Армии свергнуть правительство Наркомата, вынудив Кучика бежать из столицы Решта . [58] Новый «Красный кабинет», возглавляемый Эхсаноллой Ханом и состоящий из левых Джангали, членов Коммунистической партии, анархистов и левых демократов, внедрил систему « военного коммунизма » и развязал классовую войну против капитализма и феодализма. [59] За время своего пребывания у власти правительство Эхсаноллы значительно сократило безработицу, реализовало широкомасштабную образовательную программу и попыталось создать национальный банк на основе мутуализма . [60] Но радикализм нового правительства в сочетании с отсутствием коренных жителей Гиланиса на официальных должностях и его антирелигиозной кампанией усилили напряженность между правительством и местным населением. [61] Местные священнослужители издали фетву против правительства, а попытки перераспределения земли были даже отвергнуты крестьянством по религиозным соображениям. [62] Крестьянство и средний класс Гилани, которые в основном поддерживали национальную революцию, а не социальную революцию, отдалились от нового советского правительства, что привело к вооруженному сопротивлению Кучик-хана коммунистическому правительству, получившему значительную поддержку со стороны коренных жителей Гиланиса. [63]

Программная речь Съезда народов Востока , которую читает Григорий Зиновьев сторонник Эхсаноллы-хана Дустдара .

Члены красного правительства, в том числе Эхсанолла Хан, присутствовали на Конгрессе народов Востока в сентябре 1920 года, где антинационалистическая идеология классовой борьбы Эхсаноллы была поддержана Григорием Зиновьевым , который активно отговаривал его от любого будущего союза со средним классом. . [64] Это привело к расколу внутри Персидской коммунистической партии: Хайдар Хан Амо-оглы захватил контроль над партией и изгнал членов, сочувствовавших анархистской программе Иснаоллы, таких как Аветис Султан-Заде , переориентировав политику партии на сотрудничество со средним классом в национальном масштабе. революция с целью свержения монархии и изгнания британских интервентов. [65] Хайдар также предложил участие в парламентской политике и даже сотрудничество с правительством Реза-хана, что побудило Султан-Заде раскритиковать руководство Хайдара как «национально-реформистское», лишенное какой-либо коммунистической политики. [66] При поддержке Зиновьева Султан-Заде впоследствии сформировал левую коммунистическую Хайдара оппозицию фракции Адалат , причем левую коммунистическую фракцию представлял Джафар Пишевари на Третьем конгрессе Коммунистического Интернационала . [67] С другой стороны, фракция Хайдара имела поддержку Иосифа Сталина , политическая программа которого проявилась внутри партии Адалат. [68]

Теперь, когда Хайдар смягчает коммунистическую политику, правительство Эхсаноллы отказалось от военного коммунизма и реализовало « Новую экономическую политику », которая уменьшила значение классовой борьбы и мировой революции , ослабила вмешательство правительства в экономику и повседневную жизнь и положила конец своей антирелигиозной кампании. Хайдар также выступил посредником в заключении перемирия с Кучик-ханом, который воссоединился с советским правительством в мае 1921 года в рамках обновленного единого фронта. Левая коммунистическая фракция Султан-Заде была исключена из правительства, а Эхсанолла был понижен в должности до второстепенной роли. [68] К августу 1921 года фракция Хайдара полностью исключила анархистов и левых коммунистов из советского правительства, уволив Эшаноллу с его правительственного поста и отказавшись от остатков его радикальной программы, кульминацией чего стало то, что Хайдар повторно провозгласил Советскую республику под своим правлением. [69] После своего изгнания из правительства Эхсанолла возглавил отряд Красной Армии Гилани численностью 3000 человек в марше на Тегеран, но был разгромлен Фазлоллой Захеди , что выявило слабость революционной силы Республики Гилян. [70]

Внутренняя напряженность внутри советского правительства по поводу земельной реформы достигла кульминации, когда правые Джангали устроили переворот, убили Хайдар-хана и разрушили штаб-квартиру Коммунистической партии, а также вступили в переговоры с центральным правительством. [70] Тем временем правительство Реза-хана подписало « Договор о дружбе » с Советской Россией , договорившись о выводе русской Красной Армии из Гилана в октябре 1921 года и после этого восстановив контроль центрального правительства над провинцией. [71] После разрушения Республики Гилян вспыхнул вооруженный конфликт между правыми силами во главе с Мирзой Кучик-ханом и левыми силами во главе с Эхсаноллой-ханом, закончившийся победой левых, когда силы Кучика бежали в горы Талеш . Кучик вскоре скончался от обморожения и умер, скрываясь, где Эсанолла в конечном итоге был вынужден покинуть страну в Баку. [72] К 1925 году Реза-хана провозгласил шахом Меджлис , свергнув Каджаров и установив власть династии Пехлеви над Ираном . [73]

В феврале 1927 года Эхсанолла Хан отправился в Москву , где встретился с другими иранскими революционерами и начал планировать создание подпольной революционной сети для агитации среди иранского населения. Он предполагал, что это будет действовать независимо от ныне подпольной Коммунистической партии Персии , и запросил поддержку у Исполнительного комитета Коминтерна при условии, что он не будет вмешиваться в его деятельность. Из Баку он координировал создание этой сети, возглавляемой его братом в Тегеране, которая начала свою подпольную деятельность. [74] Однако Коминтерн отказался от обещанной поддержки после ратификации торгового соглашения между Ираном и Советским Союзом в октябре 1927 года. [75] После последующего конгресса, проведенного возрожденной Коммунистической партией, Коминтерн решил разорвать связи с Эхсаноллой Ханом и распустить его зарождающуюся революционную сеть. В 1928 году, после того как Эхсанолла Хан распространил ряд карикатур, изображающих Реза-шаха как марионетку Британской империи , общение между правительствами Ирана и Азербайджана привело к тому, что НКВД приказало ему и его сети навсегда прекратить и воздерживаться от своей политической деятельности. [76] Позднее Эхсанолла Хан был казнен как « враг народа » во время Великой чистки . К 1930 году, в ответ на возрождение деятельности Коммунистической партии, Реза Шах приказал принять закон о национальной безопасности, который поставил вне закона пропаганду «коллективистской идеологии», которая включала социализм, коммунизм и анархизм. [77]

Возрождение социализма

[ редактировать ]
Джафар Пишевари , лидер Народного Правительства Азербайджана .

После англо-советского вторжения в Иран , которое привело к отречению и изгнанию Реза-шаха, многие политические заключенные страны были освобождены, и левые политические идеи снова начали процветать. Когда Эбрагим Хакими пришел к власти в качестве премьер-министра, он решил не только облегчить отношения с Советским Союзом, но и провести репрессивную политику против левых политических движений. Хакими запретил публичные демонстрации, предложил объявить вне закона недавно созданную коммунистическую партию и отказался начать диалог с «анархистами», возглавлявшими Демократическую партию Азербайджана (ДПА). [78] Одним из этих так называемых «анархистских лидеров» АДП был левый коммунист Джафар Пишевари , который недавно создал поддерживаемое СССР Народное правительство в Азербайджане и десятилетиями ранее участвовал в советском правительстве Эхсаноллы Хана в Гиляне. К июню 1946 года Пишевари, наконец, достиг соглашения с центральным правительством, отказавшись от автономии Азербайджана и присоединившись к Объединенному фронту прогрессивных партий , наряду с коммунистической партией Туде , социалистической партией Ирана и рядом других левых националистических партий. В 1946 году Объединенный фронт ненадолго вошел в состав коалиционного правительства, созданного Ахмадом Кавамом , но просуществовало недолго. После восстания ряда племен Кашкай и Бахтиари против «коммунизма, атеизма и анархизма», а также устойчивого противодействия со стороны военных и давления со стороны западных держав, Мохаммед Реза Шах быстро приказал Каваму сформировать другую коалицию без каких-либо левых сил. крыло политических партий. [79]

Джалал Аль-Ахмад , основатель « Третьей силы» и критик того, что он назвал « вестоксификацией ».

Впоследствии Туде вступил во внутреннюю вражду из-за их политики безоговорочной поддержки Советского Союза и противодействия национально-освободительной борьбе в Азербайджане и Курдистане , при этом Эхсан Табари обвинил критиков этой политики в «негативизме, цинизме, анархизме, резком индивидуализме и других расстройства характера, преобладающие в иранском обществе», что привело к ряду расколов, изгнаний и отставок. [80] В 1948 году Джалал Аль-Ахмад основал «Третью силу» после разрыва с партией Туде. [81] который он критиковал за то, что он поддался « вестоксификации », и в то же время превозносил Национальный фронт за включение религии в свою платформу, что он особо отметил за поддержку Фронта на низовом уровне. [82] Из-за постепенного признания Аль-э-Ахмадом того, что религия может иметь революционный потенциал, его бывший союзник Халил Малеки сказал ему, что «ты стал анархистом». [83] По словам Ядуллы Шахибзаде, политическая философия Аль-э-Ахмада «представляет собой анархистскую концепцию демократии». [84]

основала коалицию «Национальный фронт» Иранская партия вместе с Мохаммадом Мосаддыком , который был избран в меджлис и возглавил усилия по национализации Англо -персидской нефтяной компании в 1951 году, в конечном итоге сформировав правительство меньшинства . Правительство было переизбрано при поддержке народа, но позже было свергнуто в результате монархического переворота, поддержанного Соединенными Штатами и Соединенным Королевством . Шах консолидировал власть и начал править как автократ , подавляя левую оппозицию страны с помощью недавно созданной тайной полиции, известной как САВАК . В конце концов шах заявил, что оппозиция его режиму «ограничивается горсткой нигилистов, анархистов и коммунистов». [85] поскольку многие левые политические лидеры уже покинули страну. [86]

В 1955 году социалист Резазаде Шафак отмечал: «Я полностью согласен с западными наблюдателями, которые описывают Иран как нацию анархических личностей. В нашей стране каждый считает себя лидером, ставит свои собственные цели, идет своим путем и без угрызений совести попирает над другими». [87]

Вооруженная борьба

[ редактировать ]
Али Шариати , известный своей революционной концепцией исламского социализма .

Вдохновленный своим учителем Луи Массиньоном , Али Шариати создал революционную форму исламского социализма , которая характеризовала Мухаммеда и Али как борцов классовой войны на стороне пролетариата . [88] в синтезе марксизма и экзистенциализма вместе с воинственной формой шиитского ислама . [89] После заключения в 1964 году Шариати развил вновь обретенное понимание свободы личности , его концепция которой противостояла диктатуре , империализму и эксплуатации . Он верил в форму «целенаправленной исламской свободы», которая могла бы обеспечить фалах , и утверждал, что революционное образование может освободить общество от «невежества и несправедливости». В своей поэме « Свобода, благословенная свобода » Али Шариати писал: [90]

«О свобода, я презираю правительства, я презираю рабство, я презираю цепи, я презираю тюрьмы, я презираю правительства, я презираю диктат, я презираю всё и кого бы то ни было, сковывающего тебя».

По словам Сейеда Джавада Мири , некоторые ученые утверждали, что Али Шариати был анархистом. [91] а политическая философия Шариати даже стала источником вдохновения для некоторых направлений исламского анархизма . [92] Что особенно важно, его синтез шиитского ислама с революционным социализмом заложил основу для возникновения радикального воинственного движения, в котором многие иранские социалисты и коммунисты посвятили себя вооруженной борьбе против шаха, отчасти под влиянием марксистско-ленинско-маоистской концепции народной войны. и пропаганда восстания южноамериканскими анархистами. [14]

После китайско-советского раскола партия Туде заняла просоветскую линию и отказалась от насильственных революционных действий, назвав их по существу анархическими и противоречащими марксизму-ленинизму, заявив, что иранскому движению вооруженной борьбы не хватает революционного классового сознания . [93] В ответ ряд иранских студентов-коммунистов в Европе вышли из партии, чтобы проводить политику вооруженной борьбы против шаха, основав Революционную организацию партии Туде (ROTP) по маоистскому образцу. [94] Когда РОТП опубликовала брошюру, в которой утверждалось, что «революция в Иране добьется успеха только благодаря насильственному подходу и вооруженной борьбе», Туде в ответ обвинил их в том, что они заняли «полностью сектантскую, левую и авантюристическую» позицию, осудив «мелкую» позицию РОТП. «буржуазная революционность», которая, как утверждал Туде, «напоминала анархизм». [95] Многие члены РОТП, вернувшиеся в Иран для участия в вооруженной борьбе против шахистского правительства, были схвачены, подвергнуты пыткам и убиты. [96] Другие, в том числе ведущий деятель РОТП Парвиз Никха , перешли в монархизм , находясь в тюрьме, став ярыми сторонниками Белой революции и противниками революционной вооруженной борьбы. [97]

Флаг Народной организации моджахедов (МЕК).

После подавления Июньского восстания бывшие члены Движения за свободу приняли участие в создании Народной организации моджахедов Ирана (МЕК). [98] Идеология МЕК черпала вдохновение из ряда различных областей, включая шиитские верования , марксистскую теорию и повстанческую анархистскую практику. Через испанского анархиста Авраама Гильена и бразильского коммуниста Карлоса Маригеллу они приняли бакунистскую революционную стратегию пропаганды дела , которую они синтезировали с исламской концепцией Истишхад . [99]

Флаг Организации иранских народных партизан-федаев (OIPFG)

была создана марксистская группа, известная как Организация иранских народных партизан-федаев (OIPFG) В 1971 году в Тегеране , где на протяжении 1970-х годов она совершила ряд политических убийств против шахистских чиновников. Партия Туде утверждала, что партизаны-федаи имели больше общего с повстанческим анархизмом Михаила Бакунина и Иоганна Моста , которые выступали за индивидуальную пропаганду поступка, а не за вооруженную борьбу, проводимую дисциплинированной политической партией только при правильных материальных условиях . [100] Находясь в изгнании в Болгарии , Фараджолла Мизани написал брошюру « Что говорят народные партизаны?». , в котором он защищал легитимность партии Туде как революционного авангарда и осуждал тех, кто предлагал вооруженную борьбу, как «худших анархистов», вдохновленных больше повстанческим анархизмом Бакунина, чем классическим марксизмом-ленинизмом . [86] По мнению Мизани, теории вооруженной борьбы, предложенные ультралевыми, были «разрушительными маоистскими» и «антимарксистско-ленинскими» теориями «терроризма и анархизма». [101] К 1976 году фракция меньшинства Федаи объединилась с Туде против вооруженной борьбы, сами осуждая пропаганду этого поступка, считая это «отклонением марксизма». [102] Тем временем маоистский откол Федаи в конечном итоге развил анархо-коммунистические тенденции, при этом ряд анархистов откололись и основали организацию, известную как «Крик народа» (CHK). [103]

Народные волнения против правительства шаха достигли кульминации в 1978 году, когда началась иранская революция . рабочие советы , известные как шуры По всей стране были созданы , которые взяли на себя управление фабриками, конторами, университетами и даже больницами. Крестьяне восстали и захватили земли, на которых работали, а промышленные рабочие нефтяной промышленности объявили забастовку, что привело к остановке народного хозяйства. [14] В ходе революции Группа освобождения рабочих (WLG), иракская анархо-коммунистическая организация, нелегально проникла в Иран, чтобы помочь ЧК поддержать движение шуры . [103] в то время как ряд анархистских «боевых групп оппозиции» сформировался для ведения партизанской войны против правительства шаха. [103]

Вооруженные повстанцы сражаются во время иранской революции .

К январю 1979 года шах бежал в страну, а партизанские организации, такие как MEK и OIPFG, подняли восстание против государства, захватив ключевые центры военной инфраструктуры. [104] Шуры быстро стали основой нового иранского общества, создавая сельскохозяйственные коллективы и самоуправляемые предприятия, создавая районные собрания и даже вооружая население. демонстрации того года в Тегеране приняли участие более миллиона человек В первомайской , а штаб-квартиру контролируемой государством федерации профсоюзов заняли рабочие, которые основали на ее месте Дом рабочих и призвали каждую фабрику в Иране создать свои свои шуры . Южноафриканский анархист Майкл Шмидт описал этот период как «настоящую рабочую революцию, в которой светские революционеры и мусульманские рабочие бок о бок свергали капиталистическое государство». [105]

Но вскоре -фундаменталисты священнослужители вокруг Рухоллы Хомейни начали консолидировать власть , приказав положить конец забастовкам и объявив шуры «контрреволюционными » . приняло Временное правительство закон, запрещавший рабочее самоуправление через шуры , и предприняло ликвидацию рабочего движения, заменив его контролируемыми государством институтами, призванными восстановить капитализм в Иране. Исламская республиканская партия была основана, чтобы отобрать контроль над правительством у оппозиционных партий, Корпус Стражей Исламской Революции был мобилизован для роспуска шур , подавления курдского сепаратизма и нападения на движение за права женщин , а Хезболла была создана для подавления продолжающихся забастовок. . [106] К концу 1979 года вся оставшаяся оппозиция была подавлена, и Республика Иран стала государством теократическим Исламская . Анархисты из CHK и WLG подверглись репрессиям: многие из их членов были убиты, а их организации насильственно распущены. [107]

Современное возрождение

[ редактировать ]

После революции ОРПФ распалась на ряд различных фракций: когда большинство реформировалось в политическую партию, отказавшись от вооруженной борьбы и, в конечном итоге, полностью отказавшись от своих коммунистических взглядов, иранские народные партизаны-федаи (ИПФГ) во главе с Ашрафом Дегани распались. ушел и продолжал участвовать в партизанской войне, сражаясь в курдском восстании вместе с рядом курдских партий, включая Рабочую партию Курдистана (РПК), до ее подавления в 1983 году. [108] После того, как многие из его членов были вынуждены бежать в Европу, [109] IPFG вступила в конфликт с рядом хомейнистов в диаспоре. Некоторые из изгнанных членов IPFG начали отходить от ее организационных принципов и переосмысливать поражение иранского левого движения, тяготея к либертарианским социалистическим школам мысли. Один из этих членов, Платеж Пьедар, столкнулся с анархизмом, находясь в Нью-Йорке в начале 1990-х годов, и начал сотрудничать в на персидском языке либертарианском марксистском журнале Ghiam (англ. Insurrection ), что положило конец его принадлежности к ленинизму . Пьедар и ряд его сотрудников впоследствии основали «Нахдар» Ни Бог, Ни государство, ни боссы» ), специфический анархо-коммунистический журнал на персидском и английском языках, который приобрел читательскую аудиторию среди иранской диаспоры, в том числе некоторых ее представителей. Проблемы контрабанды в Иран. [110] На рубеже XXI века анархо-синдикализм также пропагандировали иранские изгнанники, в том числе бывший член МЕК Нима Голкар, который присоединился к Центральной организации рабочих Швеции (SAC) в 2008 году. [111] Позже сообщалось, что анархо-синдикализм стал доминирующей анархистской тенденцией в самом Иране. [112]

Процесс анархистских идей снова начинает распространяться в Иране и иранской диаспоре. [113] в конечном итоге кульминацией которого стало создание Анархистского союза Афганистана и Ирана в мае 2018 года, [114] Это стало результатом сотрудничества афганской группы Алейха и иранского радикального анархистского фронта. Набирая в основном членов в Афганистане и Иране, они объявили себя открытыми для всех анархистских тенденций, за исключением анархо-пацифизма , религиозного анархизма и анархо-капитализма . [112] С тех пор Союз организовал поддержку политических заключенных-анархистов в Иране, в том числе Сохейля Араби. Члены Союза также участвовали в иранских протестах 2017–2018 годов , которые, как они отметили, были организованы без какого-либо центрального руководства. [115] и опубликовала заявление, в котором заявила о своей готовности сотрудничать с вооруженными группировками в Курдистане , Белуджистане и Хузестане . [116] имело место «серьезное и широкое участие анархистов» Они также заявили, что в иранских протестах 2019–2020 годов . [112]

  1. ^ Кроун 1991 , с. 24; Маршалл 1993 , с. 86.
  2. ^ Кроун 1991 , с. 24.
  3. ^ Маршалл 1993 , с. 86.
  4. ^ Кроун 2000 , стр. 12–15.
  5. ^ Шмидтке 2017 , стр. 9.
  6. ^ Фискелла 2009 , с. 282.
  7. ^ Фискелла 2009 , с. 295.
  8. ^ Карамустафа 1994 , стр. 37–38.
  9. ^ Кроун 2000 , с. 20.
  10. ^ Мандат 2012 г. , с. 176.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матин-Аскари 2018 , с. 31.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мандат 2012 г. , с. 177.
  13. ^ Годы 1989 , с. 20.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мелис 2009 , с. 1.
  15. ^ Годы 1989 , стр. 79, 90.
  16. ^ Абрамян 1982 , стр. 76–80.
  17. ^ Абрамян 1982 , стр. 80–85.
  18. ^ Абрамян 1982 , стр. 86–87.
  19. ^ Абрамян 1982 , стр. 88–92.
  20. ^ Абрамян 1982 , стр. 92.
  21. ^ Абрамян 1982 , стр. 92–93.
  22. ^ Абрамян 1982 , стр. 93.
  23. ^ Абрамян 1982 , стр. 93–94.
  24. ^ Абрамян 1982 , стр. 94.
  25. ^ Абрамян 1982 , стр. 95.
  26. ^ Абрамян 1982 , стр. 95–97.
  27. ^ Абрамян 1982 , стр. 97.
  28. ^ Абрамян 1982 , стр. 97–98.
  29. ^ Абрамян 1982 , стр. 98.
  30. ^ Абрамян 1982 , стр. 98–99.
  31. ^ Абрамян 1982 , стр. 99.
  32. ^ Абрамян 1982 , стр. 99–100.
  33. ^ Абрамян 1982 , стр. 100–101.
  34. ^ Годы 1989 , с. 43.
  35. ^ Абрамян 1982 , стр. 103.
  36. ^ Абрамян 1982 , стр. 103–104.
  37. ^ Абрамян 1982 , стр. 104.
  38. ^ Абрамян 1982 , стр. 105.
  39. ^ Абрамян 1982 , стр. 106.
  40. ^ Абрамян 1982 , стр. 106–107.
  41. ^ Абрамян 1982 , стр. 107–108.
  42. ^ Абрамян 1982 , стр. 108–109.
  43. ^ Абрамян 1982 , стр. 109–110.
  44. ^ Абрамян 1982 , стр. 110–111.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абрамян 1982 , с.
  46. ^ Годы 1989 , с. 88.
  47. ^ Годы 1989 , с. 51.
  48. ^ Абрамян 1982 , стр. 111–112.
  49. ^ Тулсирам 1981 , с. 47.
  50. ^ Абрамян 1982 , стр. 112.
  51. ^ Тулсирам 1981 , с. 44.
  52. ^ Годы 1989 , с. 65.
  53. ^ Годы 1989 , стр. 66–67.
  54. ^ Годы 1989 , стр. 67–68.
  55. ^ Годы 1989 , стр. 68–70.
  56. ^ Годы 1989 , стр. 70–71.
  57. ^ Годы 1989 , стр. 78–79.
  58. ^ Годы 1989 , с. 79.
  59. ^ Годы 1989 , с. 81.
  60. ^ Годы 1989 , с. 92.
  61. ^ Годы 1989 , стр. 80–81.
  62. ^ Годы 1989 , стр. 81–82.
  63. ^ Годы 1989 , стр. 82–83.
  64. ^ Годы 1989 , стр. 83–84.
  65. ^ Годы 1989 , с. 84.
  66. ^ Годы 1989 , с. 85.
  67. ^ Годы 1989 , стр. 85–86.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годс 1989 , с. 86.
  69. ^ Годы 1989 , с. 87.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годс 1989 , с. 89.
  71. ^ Абрамян 1982 , стр. 119.
  72. ^ Володарский 2014 , стр. 64–65.
  73. ^ Годы 1989 , стр. 96–97.
  74. ^ Атабаки 2013 , с. 314.
  75. ^ Атабаки 2013 , с. 315.
  76. ^ Атабаки 2013 , с. 316.
  77. ^ Абрамян 1982 , стр. 154.
  78. ^ Абрамян 1982 , стр. 221.
  79. ^ Абрамян 1982 , стр. 235–238.
  80. ^ Абрамян 1982 , стр. 309–311.
  81. ^ Дабаши 2017 , с. 217.
  82. ^ Дабаши 2017 , с. 219.
  83. ^ Дабаши 2017 , с. 220.
  84. ^ Шахибзаде 2015 , с. 217.
  85. ^ Абрамян 1982 , стр. 500.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рахнема 2020 , с. 147.
  87. ^ Абрамян 1982 , стр. 169.
  88. ^ Найт 2012 , с. 60.
  89. ^ Венеза 2009 , с. 254.
  90. ^ Рахнема 1994 , с. 241.
  91. ^ Берд и Мири, 2017 , с. 5.
  92. ^ Фискелла 2009 , с. 294.
  93. ^ Рахнема 2020 , стр. 174–175.
  94. ^ Рахнема 2020 , стр. 135–136.
  95. ^ Рахнема 2020 , с. 140.
  96. ^ Рахнема 2020 , с. 158.
  97. ^ Рахнема 2020 , стр. 158–160.
  98. ^ Абрамян 1989 , стр. 85–87.
  99. ^ Абрамян 1989 , стр. 100.
  100. ^ Абрамян 1982 , стр. 487.
  101. ^ Рахнема 2020 , с. 150.
  102. ^ Абрамян 1982 , стр. 489.
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шмидт 2013 , с. 91.
  104. ^ Шмидт 2002 , с. 9.
  105. ^ Шмидт 2002 , стр. 9–10.
  106. ^ Шмидт 2002 , с. 10.
  107. ^ Шмидт 2013 , с. 92.
  108. Zabir 2012 , pp. 108-110.
  109. ^ Вахабзаде 2016 .
  110. ^ Пьедар 2005 .
  111. ^ Голкар, Нима (4 мая 2020 г.). «От мусульманина-шиита к анархо-синдикалисту» . Эпоха анархизма . Федерация эпохи анархизма.
  112. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с АУИА; СФСР (12 января 2020 г.). «Перспективы иранских анархистов» . Последнее Соломенное Радио . Проверено 28 октября 2021 г.
  113. ^ Шмидт 2013 , с. 106.
  114. ^ Асранаршизм (20 мая 2018 г.). «Объявляем о создании Анархического Союза Афганистана и Ирана» . Эпоха анархизма . Федерация эпохи анархизма . Проверено 28 октября 2021 г.
  115. ^ Асранаршизм (25 июля 2019 г.). «Интервью Анархистскому Союзу Ирана и Афганистана» . СМИ об отмене смертной казни по всему миру . Архивировано из оригинала 8 января 2020 года.
  116. ^ О Май, Питер (28 ноября 2019 г.). «Восстание в Иране» . Свобода . Свобода Пресс . Проверено 28 октября 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2f2fa1111d05aa3a21749ae2d8dd28e__1706575260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/8e/f2f2fa1111d05aa3a21749ae2d8dd28e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)