Анархизм в Иране
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Иране уходит корнями в ряд диссидентских религиозных философий, а также в развитие антиавторитарной поэзии на протяжении всего правления различных имперских династий в стране. В современную эпоху анархизм пришел в Иран в конце 19-го века и приобрел известность после Конституционной революции , когда анархисты стали ведущими членами Движения джунглей , которое основало Персидскую Социалистическую Советскую Республику в Гиляне .
После государственного переворота и распада Советской Республики новая династия Пехлеви взялась за подавление оставшегося анархистского движения. Социалистические движения в конечном итоге начали восстанавливаться после англо-советского вторжения поддержанный Западом, , но государственный переворот, заставил многие из этих движений уйти в подполье. Анархистские тенденции начали возрождаться из движения вооруженной борьбы , но были снова подавлены во время Исламской революции и реорганизовались только на рубеже 21 века.
История
[ редактировать ]времена Сасанидской империи зороастрийский Во пророк Маздак выступал за форму протосоциализма, призывал к свободной любви, отмене частной собственности и свержению царя. [1] Он считал разделение религиозным долгом и считал, что никто не должен иметь больше, чем другие, хотя источники спорят, выступал ли он за общественную собственность или перераспределение . Последние утверждают, что он раздавал землю, имущество, женщин и рабов от богатых бедным. [2] Он и тысячи его последователей были убиты в 582 году нашей эры, но его учение оказало влияние на исламские секты последующих столетий. [3]
Было отмечено, что ряд исламских школ , демонстрировавших заметные анархические тенденции, возник в Иране после мусульманского завоевания в VII веке. Во время Второй Фитны секта экстремистская хариджитов , известная как Азарика, удерживала контроль над Южным Ираном до своего поражения от халифата Омейядов . Рационалистической . сектой ислама с заметными анархическими тенденциями были мутазилы , которые отрицали необходимость имамата, как и их современники-хариджиты [4] Они приобрели известность при халифате Аббасидов , особенно в период Михны , установленный халифом Аль-Мамуном , но после возвышения Аль-Мутаваккиля они подверглись религиозным преследованиям . Многие мутазилиты нашли убежище в Северном Иране во время правления династий Алидов , которые официально следовали форме шиитского ислама, известной как Заидия , также преследуемой Аббасидами. [5]
Подъем шиитского ислама в Иране привел к развитию анархических тенденций в ветвях исмаилизма , таких как карматы, которые были известны своей коммунистической практикой, [6] и Низариты , которые основали крепость в Аламуте , из которой они организовали Орден Ассасинов , создавая угрозу стабильности Империи Сельджуков . Индивидуалистические анархистские тенденции ассасинов были отмечены современным мусульманским анархистом Питером Ламборном Уилсоном , написав об отмене ими закона : в Аламуте, что [7]
В каком-то смысле Имамом может быть кто угодно ; в каком-то смысле каждый уже является Имамом [...] идея Имама-собственного существа подразумевает идею самоуправления , автаркии : каждый человек является потенциальным королем, и человеческие отношения осуществляются как взаимность «свободных лордов». [...] Освобождение повседневной жизни [...] начинается с личности и развивается по спирали любви, чтобы охватить других. [...] «радикальный» (пост-Киямат) исмаилизм восстанавливает « суверенитет » личности, которая таким образом становится его/ее собственным «авторитетом». Духовность — это не отношения господина и раба, это не «восточный деспотизм». Уже нет. Не сейчас. Возможно, этого никогда не было.
К началу 13-го века антиномическое движение суфийских дервишей , известное как Каландарийя, приобрело популярность по всему Большому Ирану , развивая индивидуалистические анархистские тенденции, которые отвергали социальные нормы и подчеркивали социальные отклонения. [8] Влияние анархических тенденций сохранялось в Иране, о чем свидетельствует текст XIV века, в котором повторялись более ранние аргументы хариджитов и мутазилитов против необходимости имамата, опирающиеся на либертарианские племенные традиции бедуинов . [9] Но на рубеже 17-го века ознаменовало начало упадка сект религиозных меньшинств в стране, поскольку воссоединение Ирана под властью Сефевидской империи в 1501 году положило начало процессу обращения , в результате которого шиизм-двунадесятник стал доминирующей религией в стране. страна. Несмотря на подавление шиитского ислама во время правления последующей династии Афшаридов , приход к власти династии Каджаров в 1789 году восстановил шиизм двунадесятников в качестве официальной религии страны.
Вскоре после создания Каджарского шейх Ирана Ахмад основал шейхизм , мистическую школу двунадесятного шиизма, основанную на обещанном пришествии Махди . Преемник шейха Казим Рашти научил своих учеников узнавать Махди и незадолго до смерти послал своих последователей найти их. В 1844 году Сайед Али Мухаммад Ширази принял титул баба и заявил, что является заместителем Махди, основав Веру Баби . После восстания бабидов со стороны Каджаров была развязана волна преследований, в ходе которых Баб и многие его последователи были казнены . [10] Бабисты впоследствии начали подпольную борьбу против Каджаровской монархии и шиитского духовенства , причём каджарские источники позже стали рассматривать бабизм как синоним анархизма, как описал один современный наблюдатель: «Европа находится в хаосе. Анархисты, то есть враги деспотических королей в каждая нация сильна по всей Европе. Внутри страны, и особенно в Тегеране, иранские анархисты, то есть бабиды, насчитывают около 50 000 человек». [11] Раскол заявил , в движении Баби произошел в 1863 году, после того, как Хусейн-Али Нури что он « Тот, кого Бог явит » и основал Веру Бахаи , к которой тяготело большинство Бабидов, в то время как фракция меньшинства во главе с Субх-и- Азал отклонил его иск. Несмотря на отказ Бахауллы от антикаджаризма и осуждение насилия против правительства, Насер ад-Дин Шах Каджар по-прежнему с подозрением относился к бахаи и не делал различий между ними и более радикальными азалисами, которые продолжали выступать против государства и духовенства. и даже практиковал такию , что бахаи отвергли. [12] К концу XIX века любого, склонного к антиэтатизму или антиклерикализму, называли бабидами, что привело к тому, что бабизм стал самым заметным инакомыслящим голосом в Империи Каджаров, из которой начали возникать многие оппозиционные тенденции. [12] Идеи бабистов, таких как Мирза Ака Хан Кермани и шейх Ахмад Рухи, оказали влияние на развитие секуляризма , конституционализма , национализма , либертарианства и социализма в Иране. [11]
Конституционная революция
[ редактировать ]Во время правления Насер ад-Дина Шаха Каджара радикальные левые идеи уже начали распространяться по Кавказу и в Северный Иран , при этом у многих северных рабочих начало развиваться классовое сознание . Среди новых политических идеологий, привнесенных в страну, был анархизм , который распространился по всему Ирану к концу XIX века и особенно сильно закрепился в провинции Гилян . [13] В столице Гилани Реште армянский анархист Александр Атабекян издавал свой журнал «Коммуна» с 1896 года, а позже группа иранских анархистов провела демонстрации в знак протеста против казни каталонского анархиста-педагога Франческа Феррера и Гуардиа . [14] Группой, особенно известной своим восприятием политического радикализма, были иранские азербайджанцы , одним из которых был молодой Эхсанолла Хан Дустдар , который сам стал анархистом во время учебы в Париже . [15]
Рост антиавторитарных настроений в стране уступил место продолжительному периоду восстания против абсолютистского правления Каджаров, наиболее ярким примером которого является протеста против уступки табака движение Соединенному Королевству . [14] Убийство Насера ад-Дина Мирзой Резой Кермани заложило основу для политических перемен в Иране, кульминацией которых стала Конституционная революция в 1906 году , превратившая Великое Государство Иран в конституционную монархию .
Относительный либерализм Мозаффар ад-Дина Шаха Каджара привел к возникновению заметной конституционалистской оппозиции среди среднего класса и интеллигенции, включая революционных социалистов Социал -демократической партии и Тайного центра , утопических социалистов Общества Человечества , радикалы Революционного комитета и исламисты общества Тайного . [16] После экономического кризиса против правительства вспыхнула волна протестов, кульминацией которых стала всеобщая забастовка , которая в конечном итоге вынудила правительство разработать конституцию и созвать демократически избранное Национальное консультативное собрание . [17] Между тем, эскалация движения привела к формированию региональных ассамблей, которые действовали как форма двоевластия в оппозиции существующим правительствам провинций и конституционным обществам, которые свободно издавали свои собственные радикальные газеты в Тегеране. [18] Но коронация Мохаммада Али Шаха Каджара в 1907 году ознаменовала начало борьбы между абсолютной монархией и конституционализмом, поскольку попытки нового шаха помешать окончательной ратификации конституции привели к еще одной всеобщей забастовке - убийству Мирзы Али Асгар Хана Амина. аль-Солтан и массовые общественные беспорядки, обеспечившие победу Конституционной революции. [19] Хасан Арсанджани позже прокомментировал уникальность конституционной революции для своего времени благодаря успешному сочетанию мирных демонстраций , массовых собраний и всеобщих забастовок , сравнив ее с анархистской теорией восстания . [20]
В то время как либералы пытались провести больше реформ через Ассамблею, внепарламентские радикалы организовали кампанию за секуляризм опубликовали статьи, содержащие антиклерикализм . , при этом радикальные газеты впервые в истории Ирана [21] Журнал Хабл аль-Матин раскритиковал новый конституционный порядок за его сотрудничество с священнослужителями, которых они обвинили в общем упадке Ближнего Востока . [22] В это время также сформировалось движение за права женщин , создавшее школы для девочек и женские общества, чтобы добиться гендерного равенства . [23] Напуганные ростом секуляризма и радикализма , многие реакционеры начали вербовать последователей в оппозицию Меджлису . [24] На встрече консерваторов шейх Фазлолла Нури обвинил в послереволюционной нестабильности иранского общества «армянина-атеиста» Мирзу Малкам Хана и заявил, что либералы Меджлиса «прокладывают путь к социализму , анархизму и нигилизму ». [25] При поддержке Российской и Британской империй недавно коронованный Мухаммад Али Шах Каджар приказал персидской казачьей бригаде бомбардировать . Национальное консультативное собрание , восстановив абсолютистское правление над Ираном [26]
По всей стране вспыхнули вооруженные конституционалистские восстания: Общество гильдий организовало всеобщую забастовку , а правительства ряда провинций провозгласили свою автономию. [27] Революционные социалисты Секретного центра, сотрудничая с армянской интеллигенцией и азербайджанскими социал-демократами, начали строить независимую «пролетарскую организацию», принявшую сотни вооруженных добровольцев с Кавказа во главе с Саттар-ханом и Бакир-ханом . [28] Гражданская война расколола город Тебриз по классовому признаку, и Ахмад Касрави заметил, что: «санкюлоты и неимущие бедняки подняли головы. Движущей силой этих людей была анархия.деспотическую власть двора, чтобы затем обратиться против богатых и имущих классов». [29] Хотя конституционалисты одержали победу в Тебризе, они обнаружили, что низшие классы города в основном встали на сторону духовенства против революции. [30]
Возглавив коалицию социал-демократов, эсеров и дашнаков , Епрем-хан сумел захватить город Решт и поднять над городом красный флаг , прежде чем возглавить партизанскую атаку на Тегеран. [31] В Мешаде азербайджанские радикалы свергли местные роялистские власти и провозгласили первую в Иране социалистическую программу: призывали к вооруженной защите конституции и многочисленным социальным реформам. [32] Конституционалисты вскоре выиграли гражданскую войну и вынудили шаха покинуть страну, заменив его своим сыном Ахмад Шахом Каджаром и восстановив конституционалистское правление Меджлиса. [33]
Двумя наиболее известными политическими партиями, возникшими в результате революции, были правые умеренные и левые демократы , которые осуждали друг друга как реакционеров и анархистов соответственно. [34] Демократическая партия объединила выживших из ряда дореволюционных радикальных обществ, в основном из северных провинций. [35] Внепарламентских демократов возглавил Хайдар Хан Амо-оглы , который создал профсоюзы и возглавил рабочую милицию, а Махаммад Амин Расулзаде редактировал партийную газету, которая пропагандировала марксизм . впервые в истории Ирана [36] Демократы заявили о своей оппозиции как внутреннему феодализму, так и иностранному капитализму и призвали к ряду далеко идущих реформ конституционного государства. [37] Они также выступали в пользу централизации и национализма как противовеса англо-русскому империализму и шахистской автократии в программе, которая привела их к союзу с армянскими дашнаками и русскими большевиками . [38]
Реформы, предложенные демократами, вызвали резкую оппозицию со стороны умеренных, которые после прихода к власти в 1909 году призывали к защите общества от «терроризма анархистов, атеизма демократов и материализма марксистов». [39] Политика секуляризма особенно разделила две партии, кульминацией которой стало убийство священнослужителя Сейеда Абдоллы Бехбахани демократом Хасаном Такизаде , после чего правительство приказало разоружение широкой общественности. [40] Когда среди этнических меньшинств страны вспыхнула серия племенных восстаний, [41] Российская империя воспользовалась случаем, чтобы занять города Энзели и Решт, потребовав ряда уступок под угрозой оккупации Тегерана. [42] Это привело к роспуску 2-го Меджлиса и волне массовых протестов и беспорядков против англо-российской оккупации, которые в конечном итоге не увенчались успехом. [43] Поскольку его лидеры находились в изгнании, радикальное движение в значительной степени распалось, и только дашнаки и армянские офицеры-добровольцы обеспечивали преемственность левого конституционалистского движения. [44]
Во время Первой мировой войны умеренные и демократы сформировали 3-й иранский меджлис в Куме , где он вступил в конфликт с Российской империей. [45] Эхсанолла Хан и Аболкасем Лахути принимали участие в боях против русских в Куме под командованием Мохаммада Таки Пессиана . [46] Правительство было вынуждено отступить в Керманшах , где оно было уничтожено Британской империей, вынудив многих ее членов покинуть страну. [45] За время службы в вооруженных силах эмигрантского правительства Эхсанолла Хан убедился, что примирение между двумя фракциями невозможно. [47] После роспуска конституционного правительства именно партизанское движение в провинции Гилян стало ведущей силой в борьбе против англо-русской оккупации. [48]
Социальная революция
[ редактировать ]С началом « Движения джунглей» в Гилане азербайджанский анархист - интеллектуал Эхсанолла Хан Дустдар возглавил отряд левых демократов из Тегерана для участия в революции. К тому времени, когда русская революция разразилась , «Движение джунглей» уже контролировало большую часть Гилана. Описанные английским обозревателем как «Робин Гуды Каспийских маршей», они осуществляли экспроприацию собственности богатых и перераспределяли ее среди бедных. [50]
К маю 1920 года Персидская Социалистическая Советская Республика была создана единым фронтом Джангалиса Хайдар - во главе с Мирзой Кучик-ханом , анархистами во главе с Эхсаноллой-ханом Дустдаром и коммунистами во главе с ханом Амо-оглы . [51] Несмотря на то, что правительство Кучика позиционировало себя как социалистическую республику, оно состояло в основном из консервативных исламистов, которые требовали от своего народа соблюдать религиозные традиции и пользовались поддержкой купеческого класса провинции. [52]
К этому моменту анархисты и коммунисты начали строить двоевластие , создав «Революционный комитет», отдельный от комиссариата Кучика, с опорой на Красную Армию Гилани, которой командовал Эхсанолла. [53] Напряженность между джангалицами и коммунистами начала усиливаться, поскольку коммунисты начали использовать вооруженную силу для сбора налогов и ввели множество иностранных элементов в Красную армию Гилани, оттолкнув большую часть населения провинции. [54] Кроме того, вторжение Русской Красной Армии в Гилян обострило напряженность в отношениях с центральным правительством в Тегеране и привело к вмешательству Британской империи . [55] который поддержал государственный переворот против правительства Реза-хана Персидской казачьей бригады . [56]
Вскоре разразилось долгое фракционное соперничество из-за расхождения между их видением гилянской революции: Кучик и Джангалиты стремились к распространению националистической и конституционалистской революции, в то время как Эхсанолла и коммунисты агитировали за социальную революцию , отражая соответствующие позиции. умеренных и демократов, из которых первоначально возникли эти фракции. [57] 31 июля 1920 года левые фракции устроили переворот, когда Эхсанолла приказал Красной Армии свергнуть правительство Наркомата, вынудив Кучика бежать из столицы Решта . [58] Новый «Красный кабинет», возглавляемый Эхсаноллой Ханом и состоящий из левых Джангали, членов Коммунистической партии, анархистов и левых демократов, внедрил систему « военного коммунизма » и развязал классовую войну против капитализма и феодализма. [59] За время своего пребывания у власти правительство Эхсаноллы значительно сократило безработицу, реализовало широкомасштабную образовательную программу и попыталось создать национальный банк на основе мутуализма . [60] Но радикализм нового правительства в сочетании с отсутствием коренных жителей Гиланиса на официальных должностях и его антирелигиозной кампанией усилили напряженность между правительством и местным населением. [61] Местные священнослужители издали фетву против правительства, а попытки перераспределения земли были даже отвергнуты крестьянством по религиозным соображениям. [62] Крестьянство и средний класс Гилани, которые в основном поддерживали национальную революцию, а не социальную революцию, отдалились от нового советского правительства, что привело к вооруженному сопротивлению Кучик-хана коммунистическому правительству, получившему значительную поддержку со стороны коренных жителей Гиланиса. [63]
Члены красного правительства, в том числе Эхсанолла Хан, присутствовали на Конгрессе народов Востока в сентябре 1920 года, где антинационалистическая идеология классовой борьбы Эхсаноллы была поддержана Григорием Зиновьевым , который активно отговаривал его от любого будущего союза со средним классом. . [64] Это привело к расколу внутри Персидской коммунистической партии: Хайдар Хан Амо-оглы захватил контроль над партией и изгнал членов, сочувствовавших анархистской программе Иснаоллы, таких как Аветис Султан-Заде , переориентировав политику партии на сотрудничество со средним классом в национальном масштабе. революция с целью свержения монархии и изгнания британских интервентов. [65] Хайдар также предложил участие в парламентской политике и даже сотрудничество с правительством Реза-хана, что побудило Султан-Заде раскритиковать руководство Хайдара как «национально-реформистское», лишенное какой-либо коммунистической политики. [66] При поддержке Зиновьева Султан-Заде впоследствии сформировал левую коммунистическую Хайдара оппозицию фракции Адалат , причем левую коммунистическую фракцию представлял Джафар Пишевари на Третьем конгрессе Коммунистического Интернационала . [67] С другой стороны, фракция Хайдара имела поддержку Иосифа Сталина , политическая программа которого проявилась внутри партии Адалат. [68]
Теперь, когда Хайдар смягчает коммунистическую политику, правительство Эхсаноллы отказалось от военного коммунизма и реализовало « Новую экономическую политику », которая уменьшила значение классовой борьбы и мировой революции , ослабила вмешательство правительства в экономику и повседневную жизнь и положила конец своей антирелигиозной кампании. Хайдар также выступил посредником в заключении перемирия с Кучик-ханом, который воссоединился с советским правительством в мае 1921 года в рамках обновленного единого фронта. Левая коммунистическая фракция Султан-Заде была исключена из правительства, а Эхсанолла был понижен в должности до второстепенной роли. [68] К августу 1921 года фракция Хайдара полностью исключила анархистов и левых коммунистов из советского правительства, уволив Эшаноллу с его правительственного поста и отказавшись от остатков его радикальной программы, кульминацией чего стало то, что Хайдар повторно провозгласил Советскую республику под своим правлением. [69] После своего изгнания из правительства Эхсанолла возглавил отряд Красной Армии Гилани численностью 3000 человек в марше на Тегеран, но был разгромлен Фазлоллой Захеди , что выявило слабость революционной силы Республики Гилян. [70]
Внутренняя напряженность внутри советского правительства по поводу земельной реформы достигла кульминации, когда правые Джангали устроили переворот, убили Хайдар-хана и разрушили штаб-квартиру Коммунистической партии, а также вступили в переговоры с центральным правительством. [70] Тем временем правительство Реза-хана подписало « Договор о дружбе » с Советской Россией , договорившись о выводе русской Красной Армии из Гилана в октябре 1921 года и после этого восстановив контроль центрального правительства над провинцией. [71] После разрушения Республики Гилян вспыхнул вооруженный конфликт между правыми силами во главе с Мирзой Кучик-ханом и левыми силами во главе с Эхсаноллой-ханом, закончившийся победой левых, когда силы Кучика бежали в горы Талеш . Кучик вскоре скончался от обморожения и умер, скрываясь, где Эсанолла в конечном итоге был вынужден покинуть страну в Баку. [72] К 1925 году Реза-хана провозгласил шахом Меджлис , свергнув Каджаров и установив власть династии Пехлеви над Ираном . [73]
В феврале 1927 года Эхсанолла Хан отправился в Москву , где встретился с другими иранскими революционерами и начал планировать создание подпольной революционной сети для агитации среди иранского населения. Он предполагал, что это будет действовать независимо от ныне подпольной Коммунистической партии Персии , и запросил поддержку у Исполнительного комитета Коминтерна при условии, что он не будет вмешиваться в его деятельность. Из Баку он координировал создание этой сети, возглавляемой его братом в Тегеране, которая начала свою подпольную деятельность. [74] Однако Коминтерн отказался от обещанной поддержки после ратификации торгового соглашения между Ираном и Советским Союзом в октябре 1927 года. [75] После последующего конгресса, проведенного возрожденной Коммунистической партией, Коминтерн решил разорвать связи с Эхсаноллой Ханом и распустить его зарождающуюся революционную сеть. В 1928 году, после того как Эхсанолла Хан распространил ряд карикатур, изображающих Реза-шаха как марионетку Британской империи , общение между правительствами Ирана и Азербайджана привело к тому, что НКВД приказало ему и его сети навсегда прекратить и воздерживаться от своей политической деятельности. [76] Позднее Эхсанолла Хан был казнен как « враг народа » во время Великой чистки . К 1930 году, в ответ на возрождение деятельности Коммунистической партии, Реза Шах приказал принять закон о национальной безопасности, который поставил вне закона пропаганду «коллективистской идеологии», которая включала социализм, коммунизм и анархизм. [77]
Возрождение социализма
[ редактировать ]После англо-советского вторжения в Иран , которое привело к отречению и изгнанию Реза-шаха, многие политические заключенные страны были освобождены, и левые политические идеи снова начали процветать. Когда Эбрагим Хакими пришел к власти в качестве премьер-министра, он решил не только облегчить отношения с Советским Союзом, но и провести репрессивную политику против левых политических движений. Хакими запретил публичные демонстрации, предложил объявить вне закона недавно созданную коммунистическую партию и отказался начать диалог с «анархистами», возглавлявшими Демократическую партию Азербайджана (ДПА). [78] Одним из этих так называемых «анархистских лидеров» АДП был левый коммунист Джафар Пишевари , который недавно создал поддерживаемое СССР Народное правительство в Азербайджане и десятилетиями ранее участвовал в советском правительстве Эхсаноллы Хана в Гиляне. К июню 1946 года Пишевари, наконец, достиг соглашения с центральным правительством, отказавшись от автономии Азербайджана и присоединившись к Объединенному фронту прогрессивных партий , наряду с коммунистической партией Туде , социалистической партией Ирана и рядом других левых националистических партий. В 1946 году Объединенный фронт ненадолго вошел в состав коалиционного правительства, созданного Ахмадом Кавамом , но просуществовало недолго. После восстания ряда племен Кашкай и Бахтиари против «коммунизма, атеизма и анархизма», а также устойчивого противодействия со стороны военных и давления со стороны западных держав, Мохаммед Реза Шах быстро приказал Каваму сформировать другую коалицию без каких-либо левых сил. крыло политических партий. [79]
Впоследствии Туде вступил во внутреннюю вражду из-за их политики безоговорочной поддержки Советского Союза и противодействия национально-освободительной борьбе в Азербайджане и Курдистане , при этом Эхсан Табари обвинил критиков этой политики в «негативизме, цинизме, анархизме, резком индивидуализме и других расстройства характера, преобладающие в иранском обществе», что привело к ряду расколов, изгнаний и отставок. [80] В 1948 году Джалал Аль-Ахмад основал «Третью силу» после разрыва с партией Туде. [81] который он критиковал за то, что он поддался « вестоксификации », и в то же время превозносил Национальный фронт за включение религии в свою платформу, что он особо отметил за поддержку Фронта на низовом уровне. [82] Из-за постепенного признания Аль-э-Ахмадом того, что религия может иметь революционный потенциал, его бывший союзник Халил Малеки сказал ему, что «ты стал анархистом». [83] По словам Ядуллы Шахибзаде, политическая философия Аль-э-Ахмада «представляет собой анархистскую концепцию демократии». [84]
основала коалицию «Национальный фронт» Иранская партия вместе с Мохаммадом Мосаддыком , который был избран в меджлис и возглавил усилия по национализации Англо -персидской нефтяной компании в 1951 году, в конечном итоге сформировав правительство меньшинства . Правительство было переизбрано при поддержке народа, но позже было свергнуто в результате монархического переворота, поддержанного Соединенными Штатами и Соединенным Королевством . Шах консолидировал власть и начал править как автократ , подавляя левую оппозицию страны с помощью недавно созданной тайной полиции, известной как САВАК . В конце концов шах заявил, что оппозиция его режиму «ограничивается горсткой нигилистов, анархистов и коммунистов». [85] поскольку многие левые политические лидеры уже покинули страну. [86]
В 1955 году социалист Резазаде Шафак отмечал: «Я полностью согласен с западными наблюдателями, которые описывают Иран как нацию анархических личностей. В нашей стране каждый считает себя лидером, ставит свои собственные цели, идет своим путем и без угрызений совести попирает над другими». [87]
Вооруженная борьба
[ редактировать ]Вдохновленный своим учителем Луи Массиньоном , Али Шариати создал революционную форму исламского социализма , которая характеризовала Мухаммеда и Али как борцов классовой войны на стороне пролетариата . [88] в синтезе марксизма и экзистенциализма вместе с воинственной формой шиитского ислама . [89] После заключения в 1964 году Шариати развил вновь обретенное понимание свободы личности , его концепция которой противостояла диктатуре , империализму и эксплуатации . Он верил в форму «целенаправленной исламской свободы», которая могла бы обеспечить фалах , и утверждал, что революционное образование может освободить общество от «невежества и несправедливости». В своей поэме « Свобода, благословенная свобода » Али Шариати писал: [90]
«О свобода, я презираю правительства, я презираю рабство, я презираю цепи, я презираю тюрьмы, я презираю правительства, я презираю диктат, я презираю всё и кого бы то ни было, сковывающего тебя».
По словам Сейеда Джавада Мири , некоторые ученые утверждали, что Али Шариати был анархистом. [91] а политическая философия Шариати даже стала источником вдохновения для некоторых направлений исламского анархизма . [92] Что особенно важно, его синтез шиитского ислама с революционным социализмом заложил основу для возникновения радикального воинственного движения, в котором многие иранские социалисты и коммунисты посвятили себя вооруженной борьбе против шаха, отчасти под влиянием марксистско-ленинско-маоистской концепции народной войны. и пропаганда восстания южноамериканскими анархистами. [14]
После китайско-советского раскола партия Туде заняла просоветскую линию и отказалась от насильственных революционных действий, назвав их по существу анархическими и противоречащими марксизму-ленинизму, заявив, что иранскому движению вооруженной борьбы не хватает революционного классового сознания . [93] В ответ ряд иранских студентов-коммунистов в Европе вышли из партии, чтобы проводить политику вооруженной борьбы против шаха, основав Революционную организацию партии Туде (ROTP) по маоистскому образцу. [94] Когда РОТП опубликовала брошюру, в которой утверждалось, что «революция в Иране добьется успеха только благодаря насильственному подходу и вооруженной борьбе», Туде в ответ обвинил их в том, что они заняли «полностью сектантскую, левую и авантюристическую» позицию, осудив «мелкую» позицию РОТП. «буржуазная революционность», которая, как утверждал Туде, «напоминала анархизм». [95] Многие члены РОТП, вернувшиеся в Иран для участия в вооруженной борьбе против шахистского правительства, были схвачены, подвергнуты пыткам и убиты. [96] Другие, в том числе ведущий деятель РОТП Парвиз Никха , перешли в монархизм , находясь в тюрьме, став ярыми сторонниками Белой революции и противниками революционной вооруженной борьбы. [97]
После подавления Июньского восстания бывшие члены Движения за свободу приняли участие в создании Народной организации моджахедов Ирана (МЕК). [98] Идеология МЕК черпала вдохновение из ряда различных областей, включая шиитские верования , марксистскую теорию и повстанческую анархистскую практику. Через испанского анархиста Авраама Гильена и бразильского коммуниста Карлоса Маригеллу они приняли бакунистскую революционную стратегию пропаганды дела , которую они синтезировали с исламской концепцией Истишхад . [99]
была создана марксистская группа, известная как Организация иранских народных партизан-федаев (OIPFG) В 1971 году в Тегеране , где на протяжении 1970-х годов она совершила ряд политических убийств против шахистских чиновников. Партия Туде утверждала, что партизаны-федаи имели больше общего с повстанческим анархизмом Михаила Бакунина и Иоганна Моста , которые выступали за индивидуальную пропаганду поступка, а не за вооруженную борьбу, проводимую дисциплинированной политической партией только при правильных материальных условиях . [100] Находясь в изгнании в Болгарии , Фараджолла Мизани написал брошюру « Что говорят народные партизаны?». , в котором он защищал легитимность партии Туде как революционного авангарда и осуждал тех, кто предлагал вооруженную борьбу, как «худших анархистов», вдохновленных больше повстанческим анархизмом Бакунина, чем классическим марксизмом-ленинизмом . [86] По мнению Мизани, теории вооруженной борьбы, предложенные ультралевыми, были «разрушительными маоистскими» и «антимарксистско-ленинскими» теориями «терроризма и анархизма». [101] К 1976 году фракция меньшинства Федаи объединилась с Туде против вооруженной борьбы, сами осуждая пропаганду этого поступка, считая это «отклонением марксизма». [102] Тем временем маоистский откол Федаи в конечном итоге развил анархо-коммунистические тенденции, при этом ряд анархистов откололись и основали организацию, известную как «Крик народа» (CHK). [103]
Народные волнения против правительства шаха достигли кульминации в 1978 году, когда началась иранская революция . рабочие советы , известные как шуры По всей стране были созданы , которые взяли на себя управление фабриками, конторами, университетами и даже больницами. Крестьяне восстали и захватили земли, на которых работали, а промышленные рабочие нефтяной промышленности объявили забастовку, что привело к остановке народного хозяйства. [14] В ходе революции Группа освобождения рабочих (WLG), иракская анархо-коммунистическая организация, нелегально проникла в Иран, чтобы помочь ЧК поддержать движение шуры . [103] в то время как ряд анархистских «боевых групп оппозиции» сформировался для ведения партизанской войны против правительства шаха. [103]
К январю 1979 года шах бежал в страну, а партизанские организации, такие как MEK и OIPFG, подняли восстание против государства, захватив ключевые центры военной инфраструктуры. [104] Шуры быстро стали основой нового иранского общества, создавая сельскохозяйственные коллективы и самоуправляемые предприятия, создавая районные собрания и даже вооружая население. демонстрации того года в Тегеране приняли участие более миллиона человек В первомайской , а штаб-квартиру контролируемой государством федерации профсоюзов заняли рабочие, которые основали на ее месте Дом рабочих и призвали каждую фабрику в Иране создать свои свои шуры . Южноафриканский анархист Майкл Шмидт описал этот период как «настоящую рабочую революцию, в которой светские революционеры и мусульманские рабочие бок о бок свергали капиталистическое государство». [105]
Но вскоре -фундаменталисты священнослужители вокруг Рухоллы Хомейни начали консолидировать власть , приказав положить конец забастовкам и объявив шуры «контрреволюционными » . приняло Временное правительство закон, запрещавший рабочее самоуправление через шуры , и предприняло ликвидацию рабочего движения, заменив его контролируемыми государством институтами, призванными восстановить капитализм в Иране. Исламская республиканская партия была основана, чтобы отобрать контроль над правительством у оппозиционных партий, Корпус Стражей Исламской Революции был мобилизован для роспуска шур , подавления курдского сепаратизма и нападения на движение за права женщин , а Хезболла была создана для подавления продолжающихся забастовок. . [106] К концу 1979 года вся оставшаяся оппозиция была подавлена, и Республика Иран стала государством теократическим Исламская . Анархисты из CHK и WLG подверглись репрессиям: многие из их членов были убиты, а их организации насильственно распущены. [107]
Современное возрождение
[ редактировать ]После революции ОРПФ распалась на ряд различных фракций: когда большинство реформировалось в политическую партию, отказавшись от вооруженной борьбы и, в конечном итоге, полностью отказавшись от своих коммунистических взглядов, иранские народные партизаны-федаи (ИПФГ) во главе с Ашрафом Дегани распались. ушел и продолжал участвовать в партизанской войне, сражаясь в курдском восстании вместе с рядом курдских партий, включая Рабочую партию Курдистана (РПК), до ее подавления в 1983 году. [108] После того, как многие из его членов были вынуждены бежать в Европу, [109] IPFG вступила в конфликт с рядом хомейнистов в диаспоре. Некоторые из изгнанных членов IPFG начали отходить от ее организационных принципов и переосмысливать поражение иранского левого движения, тяготея к либертарианским социалистическим школам мысли. Один из этих членов, Платеж Пьедар, столкнулся с анархизмом, находясь в Нью-Йорке в начале 1990-х годов, и начал сотрудничать в на персидском языке либертарианском марксистском журнале Ghiam (англ. Insurrection ), что положило конец его принадлежности к ленинизму . Пьедар и ряд его сотрудников впоследствии основали «Нахдар» (« Ни Бог, Ни государство, ни боссы» ), специфический анархо-коммунистический журнал на персидском и английском языках, который приобрел читательскую аудиторию среди иранской диаспоры, в том числе некоторых ее представителей. Проблемы контрабанды в Иран. [110] На рубеже XXI века анархо-синдикализм также пропагандировали иранские изгнанники, в том числе бывший член МЕК Нима Голкар, который присоединился к Центральной организации рабочих Швеции (SAC) в 2008 году. [111] Позже сообщалось, что анархо-синдикализм стал доминирующей анархистской тенденцией в самом Иране. [112]
Процесс анархистских идей снова начинает распространяться в Иране и иранской диаспоре. [113] в конечном итоге кульминацией которого стало создание Анархистского союза Афганистана и Ирана в мае 2018 года, [114] Это стало результатом сотрудничества афганской группы Алейха и иранского радикального анархистского фронта. Набирая в основном членов в Афганистане и Иране, они объявили себя открытыми для всех анархистских тенденций, за исключением анархо-пацифизма , религиозного анархизма и анархо-капитализма . [112] С тех пор Союз организовал поддержку политических заключенных-анархистов в Иране, в том числе Сохейля Араби. Члены Союза также участвовали в иранских протестах 2017–2018 годов , которые, как они отметили, были организованы без какого-либо центрального руководства. [115] и опубликовала заявление, в котором заявила о своей готовности сотрудничать с вооруженными группировками в Курдистане , Белуджистане и Хузестане . [116] имело место «серьезное и широкое участие анархистов» Они также заявили, что в иранских протестах 2019–2020 годов . [112]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кроун 1991 , с. 24; Маршалл 1993 , с. 86.
- ^ Кроун 1991 , с. 24.
- ^ Маршалл 1993 , с. 86.
- ^ Кроун 2000 , стр. 12–15.
- ^ Шмидтке 2017 , стр. 9.
- ^ Фискелла 2009 , с. 282.
- ^ Фискелла 2009 , с. 295.
- ^ Карамустафа 1994 , стр. 37–38.
- ^ Кроун 2000 , с. 20.
- ^ Мандат 2012 г. , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матин-Аскари 2018 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мандат 2012 г. , с. 177.
- ^ Годы 1989 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мелис 2009 , с. 1.
- ^ Годы 1989 , стр. 79, 90.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 76–80.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 80–85.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 86–87.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 88–92.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 92.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 92–93.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 93.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 93–94.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 94.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 95.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 95–97.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 97.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 97–98.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 98.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 98–99.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 99.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 99–100.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 100–101.
- ^ Годы 1989 , с. 43.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 103.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 103–104.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 104.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 105.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 106.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 106–107.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 107–108.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 108–109.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 109–110.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 110–111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абрамян 1982 , с.
- ^ Годы 1989 , с. 88.
- ^ Годы 1989 , с. 51.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 111–112.
- ^ Тулсирам 1981 , с. 47.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 112.
- ^ Тулсирам 1981 , с. 44.
- ^ Годы 1989 , с. 65.
- ^ Годы 1989 , стр. 66–67.
- ^ Годы 1989 , стр. 67–68.
- ^ Годы 1989 , стр. 68–70.
- ^ Годы 1989 , стр. 70–71.
- ^ Годы 1989 , стр. 78–79.
- ^ Годы 1989 , с. 79.
- ^ Годы 1989 , с. 81.
- ^ Годы 1989 , с. 92.
- ^ Годы 1989 , стр. 80–81.
- ^ Годы 1989 , стр. 81–82.
- ^ Годы 1989 , стр. 82–83.
- ^ Годы 1989 , стр. 83–84.
- ^ Годы 1989 , с. 84.
- ^ Годы 1989 , с. 85.
- ^ Годы 1989 , стр. 85–86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годс 1989 , с. 86.
- ^ Годы 1989 , с. 87.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Годс 1989 , с. 89.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 119.
- ^ Володарский 2014 , стр. 64–65.
- ^ Годы 1989 , стр. 96–97.
- ^ Атабаки 2013 , с. 314.
- ^ Атабаки 2013 , с. 315.
- ^ Атабаки 2013 , с. 316.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 154.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 221.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 235–238.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 309–311.
- ^ Дабаши 2017 , с. 217.
- ^ Дабаши 2017 , с. 219.
- ^ Дабаши 2017 , с. 220.
- ^ Шахибзаде 2015 , с. 217.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 500.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рахнема 2020 , с. 147.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 169.
- ^ Найт 2012 , с. 60.
- ^ Венеза 2009 , с. 254.
- ^ Рахнема 1994 , с. 241.
- ^ Берд и Мири, 2017 , с. 5.
- ^ Фискелла 2009 , с. 294.
- ^ Рахнема 2020 , стр. 174–175.
- ^ Рахнема 2020 , стр. 135–136.
- ^ Рахнема 2020 , с. 140.
- ^ Рахнема 2020 , с. 158.
- ^ Рахнема 2020 , стр. 158–160.
- ^ Абрамян 1989 , стр. 85–87.
- ^ Абрамян 1989 , стр. 100.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 487.
- ^ Рахнема 2020 , с. 150.
- ^ Абрамян 1982 , стр. 489.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шмидт 2013 , с. 91.
- ^ Шмидт 2002 , с. 9.
- ^ Шмидт 2002 , стр. 9–10.
- ^ Шмидт 2002 , с. 10.
- ^ Шмидт 2013 , с. 92.
- ↑ Zabir 2012 , pp. 108-110.
- ^ Вахабзаде 2016 .
- ^ Пьедар 2005 .
- ^ Голкар, Нима (4 мая 2020 г.). «От мусульманина-шиита к анархо-синдикалисту» . Эпоха анархизма . Федерация эпохи анархизма.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с АУИА; СФСР (12 января 2020 г.). «Перспективы иранских анархистов» . Последнее Соломенное Радио . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Шмидт 2013 , с. 106.
- ^ Асранаршизм (20 мая 2018 г.). «Объявляем о создании Анархического Союза Афганистана и Ирана» . Эпоха анархизма . Федерация эпохи анархизма . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Асранаршизм (25 июля 2019 г.). «Интервью Анархистскому Союзу Ирана и Афганистана» . СМИ об отмене смертной казни по всему миру . Архивировано из оригинала 8 января 2020 года.
- ^ О Май, Питер (28 ноября 2019 г.). «Восстание в Иране» . Свобода . Свобода Пресс . Проверено 28 октября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абрамян, Ерванд (1982). Иран: между двумя революциями . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 069100790X . OCLC 251638189 .
- Абрамян, Ерванд (1989). Иранские моджахеды . Нью-Хейвен : Издательство Йельского университета . ISBN 0300044232 . OCLC 925091392 .
- Аманат, Аббас (2012). «Исторические корни преследований бабидов и бахаи в Иране». В Парвизе Брукшоу, Доминик; Фазель, История Б. (ред.). Бахаи Ирана: социально-исторические исследования . Флоренция : Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1134250011 . OCLC 1027496514 .
- Атабаки, Турай (2013). «Коминтерн, Советский Союз и трудовая воинственность в межвоенном Иране». В Кронине, Стефани (ред.). Ирано-российские встречи: империи и революции с 1800 года . Нью-Йорк : Рутледж . OCLC 1257352452 .
- Берд, Дастин Дж.; Мири, Сайед Джавад (2017). Али Шариати и будущее социальной теории: религия, революция и роль интеллектуалов . Исследования в области критических социальных наук. Лейден : Брилл . ISBN 978-9004353732 . OCLC 1053531897 .
- Кроун, Патрисия (1991). «Ересь Кавада и восстание Маздака» (PDF) . Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 29 : 21–40. дои : 10.2307/4299846 . ISSN 0578-6967 . JSTOR 4299846 . OCLC 5543699603 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2019 г. Проверено 14 декабря 2021 г.
- Кроун, Патрисия (май 2000 г.). «Мусульманские анархисты девятого века» . Прошлое и настоящее . 167 (167). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета : 3–28. дои : 10.1093/прошлое/167.1.3 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 651252 . LCCN 65077388 . OCLC 4639911110 .
- Дабаши, Хамид (2017). Теология недовольства: идеологическая основа исламской революции в Иране . Лондон : Рутледж . ISBN 978-1351472357 . OCLC 997425699 .
- Дойчманн, Мориц (2015). Иран и российский империализм: идеальные анархисты, 1800-1914 гг . Лондон : Рутледж . ISBN 978-1317385301 . OCLC 945764907 .
- Фискелла, Энтони Т. (2009). «12. Представление об исламском анархизме: вспахано новое поле исследования» . В Христояннопулосе, Александр ЖМЭ (ред.). Религиозный анархизм: новые перспективы . Издательство Кембриджских ученых . ISBN 978-1443815031 . OCLC 667050168 .
- Годс, М. Реза (1989). Иран в двадцатом веке: политическая история . Боулдер : Издательство Линн Риннер. п. 20. ISBN 0744900239 . ОСЛК 473000977 .
- Карамустафа, Ахмет Т. (1994). «III. Отречение, девиантный индивидуализм и суфизм». Неуправляемые друзья Бога: группы дервишей в средний исламский период 1200–1550 гг . Солт-Лейк-Сити : Издательство Университета Юты . ISBN 0874804566 . OCLC 43476590 .
- Найт, Майкл Мухаммед (2012). Уильям С. Берроуз против Корана . Нью-Йорк : Soft Skull Press. ISBN 978-1593764760 . OCLC 792687937 .
- Маршалл, Питер Х. (1993). Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Фонтана. ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 1042028128 .
- Матин-Асгари, Афшин (2018). И Восток, и Запад: интеллектуальная история иранской современности . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1108428538 . OCLC 1051454142 .
- Мелис, Рэйчел (2009). «Анархизм, Иран». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Молден, Массачусетс : Уайли-Блэквелл . стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1660 . ISBN 9781405198073 . OCLC 8682032907 .
- Пьедар, Пейман (2005). «Интервью с иранским анархистом» . Северо-восточный анархист (10). Моргантаун, Западная Вирджиния : Северо-восточная федерация анархо-коммунистов. ISSN 1553-3654 . OCLC 47639698 .
- Рахнема, Али (1994). «9. Али Шариати: Учитель, проповедник, бунтарь» . В Рахнеме, Али (ред.). Пионеры исламского возрождения . Лондон : Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 1856492540 . OCLC 1158887402 .
- Рахнема, Али (2020). Призыв к оружию: марксистские революционеры Ирана . Лондон : Публикации Oneworld. ISBN 9781786079862 . OCLC 1230150768 .
- Шмидт, Майкл (март 2002 г.). «Религиозно-фундаменталистские режимы: урок иранской революции 1978-1979 годов» . Сабалаза (2). Бикиша Медиа Коллектив : 9–10. OCLC 67613414 .
- Шмидт, Майкл (2013) [2012]. Картография революционного анархизма . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 978-1849351386 . OCLC 881111188 .
- Шмидтке, Сабина (2017). «Люди единобожия и справедливости: мутазилизм в исламе и иудаизме» . Письмо института . Принстон, Нью-Джерси : Институт перспективных исследований . OCLC 1056628029 .
- Шахибзаде, Ядулла (2015). Иранский политический язык: с конца девятнадцатого века до наших дней . Спрингер. ISBN 978-1137536839 . OCLC 991746393 .
- Тулсирам (1981). История коммунистического движения в Иране . Бхопал : Графикс. OCLC 9486137 .
- Вахабзаде, Пейман (28 марта 2016 г.) [7 декабря 2015 г.]. «ФАДАН-Е ХАЛК» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Брилл . ISSN 2330-4804 . OCLC 8700134581 . Проверено 1 августа 2016 г.
- Венеза, Мохамед Жан (2009). «11. Быть приговоренным к клинике: рождение Анарка-исламской клиники» . В Христояннопулосе, Александр ЖМЭ (ред.). Религиозный анархизм: новые перспективы . Ньюкасл-апон-Тайн : Издательство Cambridge Scholars . ISBN 978-1443815031 . OCLC 667050168 .
- Володарский, Михаил (2014). Советский Союз и его южные соседи: Иран и Афганистан 1917-1933 гг . Хобокен : Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1135195304 . ОСЛК 879023360 .
- Забир, Сепер (2012). Иран после революции (RLE Иран D) . Хобокен : Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9780203831960 . OCLC 7385647003 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тема Ирана - Анархическая библиотека
- Тема Ирана - Libcom.org