Александр Атабекян
Александр Атабекян | |
---|---|
Александр Атабекян | |
![]() Атабекян (1890-е) | |
Рожденный | |
Умер | 5 декабря 1933 г. Москва , РСФСР, Советский Союз. | (64 года)
Национальность | Армянский |
Образование | Женевский университет |
Занятия | |
Годы активности | 1889—1925 |
Заметная работа |
|
Политическая партия | Социал-демократическая партия Гунчакяна (1889–1890) Армянская революционная федерация (1890–1896) |
Другие политические принадлежность | Московская федерация анархистских групп (1917–1918). |
Движение | Армянское национальное движение , анархо-коммунизм |
Супруг |
Ekaterina Nikolaevna Sokolova
|
Дети | 3 |
Семья | Атабекян |
Александр Мовсеси Атабекян ( арм . Александр Мовсеси Атабекян ; 2 февраля 1869 — 5 декабря 1933) — армянский врач , издатель и анархист-коммунист .
Родившийся в регионе Нагорного Карабаха , он уехал за границу, чтобы изучать медицину, поступив в Женевский университет в Швейцарии . Там он начал работать наборщиком и приобрел опыт издательской деятельности, работая в журнале «Гнчак» , органе Социал-демократической партии «Гнчакян» (СДГП). В 1890 году он стал учеником русского анархиста Петра Кропоткина и присоединился к анархистскому движению . В Женеве Атабекян основал Анархистскую библиотеку, которая опубликовала несколько основополагающих анархистских текстов на армянском и русском языках , с намерением переправить их контрабандой в Российскую империю . Он также установил связи с зарождающейся Армянской революционной федерацией (АРФ), помогая наладить издание ее газеты «Дрошак» в Женеве.
Он продолжил свое медицинское образование в Париже , где начал издавать журнал «Хамайнк» , первое анархистское периодическое издание на армянском языке. Он много писал о притеснении армян со стороны Османской империи и европейских стран и разработал свое видение социальной революции в Армении. Он прекратил публикацию после того, как услышал новости о резне в Хамидиане , после чего восстановил связи с другими анархистами в АРФД. Вместе они опубликовали декларацию Второму Интернационалу , осуждающую как действия Османской империи, так и соучастие ее европейских союзников. Получив степень доктора медицины , Атабекян переехал в Решт в Иране , где работал врачом и издавал персидское издание « Хамаинка» . Он также работал военным медиком во время Первой мировой войны , во время которой лечил беженцев, бежавших от геноцида армян .
После русской революции 1917 года он переехал в Москву и начал писать работы по анархической теории и критике. Он критически относился к подъему большевиков , которые, по его мнению, действовали вопреки воле народа . Вместо этого он выступал за усиление кооперативного движения , видя в московских домкомитетах особые надежды как средство установления социалистического анархизма . Он также выступал в роли личного врача и доверенного лица Кропоткина, оставаясь рядом с ним до его смерти. Затем он участвовал в управлении музеем Кропоткина, который содержал на протяжении всего периода НЭПа .
Атабекян перенес инсульт и умер в своем доме в Москве в 1933 году, хотя в справочной литературе в конечном итоге сообщалось, что он умер в ГУЛАГе после репрессий анархистского движения во время прихода к власти Иосифа Сталина . С тех пор его считают ключевым примером анархиста, не входящего в западную традицию , а его работы по антиавторитаризму , кооперативной экономике и правам арендаторов изучались в России и Украине.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и активизм
[ редактировать ]Александр Мовсеси Атабекян родился 2 февраля 1869 года. [ 1 ] [ а ] в Шуши , городе в регионе Нагорного Карабаха . [ 3 ] Он родился в армянской дворянской семье и был сыном врача . [ 1 ]
После того, как он окончил среднюю школу в своем родном городе, [ 3 ] в 1889 году, [ 1 ] он покинул Кавказ и уехал за границу, чтобы изучать медицину в Женевском университете . [ 4 ] Во время учебы в бакалавриате Атабекян работал наборщиком в газете Назарбекяна Аветиса «Гнчак» – официальном органе Социал-демократической партии «Гнчакян» (СДГП), которая публиковала сообщения о росте антиармянских настроений в Российской и Османской империях . [ 5 ]
Он покинул СДГП и стал анархистом-коммунистом в 1890 году, после прочтения «Слова бунтовщика» , сборника сочинений Петра Кропоткина . [ 3 ] Затем Атабекян начал работать в украинском издательстве. [ 5 ] где он печатал переводы анархистских произведений на армянский и русский языки. [ 3 ] Он также опубликовал ряд открытых писем от имени международного анархистского движения к армянским крестьянам и революционерам. [ 5 ]
Вскоре Атабекян познакомился со многими видными членами анархистского движения, став близкими друзьями с Кропоткиным, Реклю и Жаном Грейвом . [ 6 ] Также он познакомился с Максом Неттлау , Параскевым Стояновым , [ 7 ] Луиджи Галлеани и Жак Гросс ; вместе с которым он напечатал плакат в память о мучениках Хеймаркет , который расклеили по всей Женеве. [ 5 ]
Анархистская издательская деятельность
[ редактировать ]После начала российского голода 1891–1892 годов Атабекян предпринял попытку начать контрабанду анархистской пропаганды в Российскую империю. [ 8 ] намереваемся печатать тексты как на русском, так и на армянском языках. [ 9 ] Атабекян и Стоянов отправились в Лондон , [ 5 ] где они посетили Кропоткин. [ 10 ] Они сообщили ему о намерении начать доставку брошюр на Украину и на Кавказ. [ 5 ] где они установили связи с некоторыми отдельными анархистами. [ 11 ] Затем Атабекян вернулся в Женеву и установил типографию в своей спальне; [ 3 ] he called it the Anarchist Library (Russian: Анархическая библиотека , romanized: Anarkhicheskaya Biblioteka ), [ 12 ] и это станет первым российским анархистским пропагандистским кружком со времен Замфира Арборе в 1870-х годах. [ 13 ]
Он планировал начать с публикации русскоязычного издания « Слов бунтовщика» , но Кропоткин был перегружен работой и не смог перевести более нескольких глав, оставив остальное Варламу Черкезишвили . [ 1 ] Атабекяну также изначально не хватало ресурсов для публикации периодического издания, поэтому он решил начать с публикации отдельных брошюр. [ 11 ] Его первой публикацией стало русскоязычное издание книги Михаила Бакунина « Парижская коммуна и государственная идея» . [ 14 ] за которым в 1892 году последовало «Разрушение государства» Кропоткина . Кропоткина В 1893 году он опубликовал «Политические права , анархизм и дух бунта» , а также «Отшельник моему брату-крестьянину» . [ 15 ] и Эррико Малатесты » « Между крестьянами , к последнему из которых Атабекян написал предисловие, адресованное армянам. [ 5 ] После публикации первой партии брошюр он подумывал о продаже своего печатного оборудования «Свободной русской прессе» , но Кропоткин отговорил его из-за их идеологических разногласий. [ 16 ]
В 1894 году он опубликовал книги Кропоткина «Революционные меньшинства» Грейва и «Почему мы революционеры» . На первых страницах этих брошюр была надпись «Разрешено Министерством образования», напечатанная на турецком языке . [ 15 ] Эти брошюры были широко распространены среди армянских иммигрантов, а затем и в самой Армении, благодаря собственным усилиям Стоянова по распространению. [ 5 ] Несмотря на все усилия, Атабекяну не удалось переправить брошюры контрабандой в Российскую империю, но их работа была продолжена лишь несколько лет спустя другой русской анархистской группой в Женеве . [ 17 ] В этот период он также установил связи с зарождающейся Армянской революционной федерацией помогал издавать ее газету «Дрошак» (АРФ) и вместе со Степаном Зоряном . [ 18 ]
Получив степень бакалавра , Атабекян переехал во Францию , чтобы продолжить медицинское образование. [ 19 ] Сначала он переехал в Лион , где провел несколько месяцев, работая в современной клинике. Во время своего пребывания там он стал свидетелем убийства Сади Карно Санте Казерио , а также последующих антиитальянских репрессий, которые настроили его против анархистской стратегии « бесмотивного терроризма ». [ 20 ] Его издательская работа в это время замедлилась, но не остановилась полностью, так как он дождался следующих листов « Слов бунтовщика» и начал готовиться к изданию журнала на армянском языке. [ 21 ] Затем он переехал в Париж, где начал публикацию «Хамайнка» (арм. Համայնք , букв. «Сообщество»), [ 22 ] первое анархическое периодическое издание на армянском языке. [ 5 ] Вышло пять номеров, каждый из которых состоял из восьми страниц, в которых содержались статьи об анархизме и армянском национальном движении . [ 7 ] Атабекян считал, что Армения созрела для революции из-за условий, созданных деспотизмом Османской империи и эксплуатацией армянского труда в Европе и Америке. Он призвал к коллективизации земли и установлению самоуправления в Армении. [ 23 ] Хотя он был решительным противником османского правления в Армении, он также предостерег от вмешательства в регион держав Антанты . [ 24 ] Атабекян также опубликовал статьи АРФД: [ 5 ] но дополнил их собственной критикой авторитаризма и централизации , с которыми он столкнулся в структурах армянских политических партий. [ 25 ] Хотя основное внимание журнал уделял Армении, он также уделял внимание революционным анархистским движениям во Франции , Италии , Польше , России и Испании . [ 26 ] Сам Атабекян не подписывал ни одну из написанных им статей, чтобы защитить себя от преследования за анархистскую деятельность. «Хамайнк» быстро завоевал популярность среди армянской диаспоры по всей Европе, а Стоянов помогал распространять его на Балканах, Кавказе и в Турции. [ 5 ]
Двигайтесь на восток
[ редактировать ]Атабекян прекратил всю свою издательскую деятельность после получения известия о резне в Хамидиане , которая его эмоционально опустошила. [ 5 ] Когда армянское сопротивление антиармянским резням в Османской империи проявилось, он установил связи с анархистскими и либертарианскими социалистическими активистами внутри АРФД. [ 27 ] Анархисты АРФД смешали социалистический анархизм с формой армянского национализма . [ 28 ] частично под влиянием русского нигилистического движения . [ 29 ] Вместе с другими армянскими либертарианцами Атабекян написал декларацию Лондонскому конгрессу Второго Интернационала ; он утверждал, что европейские державы были соучастниками резни в Хамидиане, и объявил о начале социальной революции в Западной Азии . [ 30 ]
В 1896 году Атабекян получил степень доктора медицины . Запрещенный к возвращению в Российскую империю из-за приговора к ссылке за анархистскую деятельность, он переехал сначала в Болгарию . [ 31 ] где он оказывал медицинскую помощь армянам, бежавшим от резни в Гамидиане. [ 32 ] Его переписка того времени показывает, что затем он путешествовал через Стамбул и Измир , где пытался пропагандировать анархизм среди местных армянских общин. [ 33 ] На рубеже 20-го века он поселился в , в провинции Гилян иранской Реште . [ 34 ] Там он работал врачом и издавал иранское издание « Хамайнк» . [ 35 ] который получил перевод на персидский язык . [ 36 ] За это время он также обучил молодого Ардешира Ованесяна фармацевту , после чего Ованесян стал лидером Коммунистической партии Ирана . [ 5 ]

После начала Первой мировой войны Атабекяну было разрешено вернуться в Российскую империю, которая испытывала такую нехватку боевых медиков , что начала игнорировать их прошлое. Атабекяна быстро назначили руководителем полевого госпиталя в Баку , но он тяжело заболел брюшным тифом и ушел на больничный . К началу 1915 года он выздоровел и был назначен руководителем военного госпиталя в Карсской губернии работала его жена Екатерина , где в ординатуре . Здесь он лечил не только раненых солдат, но и мирных жителей, в том числе беженцев, бежавших от геноцида армян . В этот период он постоянно путешествовал по разным полям, становясь свидетелем последствий сражений при Каракилисе , Хнусе и Муше . [ 32 ] К концу 1916 года в его больнице закончились лекарства, и его просьбы в Москву о пополнении запасов остались невыполненными, что привело к рассредоточению большей части медицинского персонала и фактическому распаду больницы. Атабекян покинул линию фронта и вернулся в Решт. [ 37 ]
Революционные сочинения в России.
[ редактировать ]После Февральской революции 1917 года Атабекян переехал в Москву , где вновь вернулся к политической деятельности. [ 38 ] После последовавшей Октябрьской революции он написал серию статей для «Анархии» , призывая анархистов возглавить социальную революцию и критикуя большевиками . захват власти [ 38 ] Он также опубликовал открытое письмо Кропоткину, в котором резко раскритиковал нападения Российской императорской армии на местное армянское и курдское население, сравнив их с немецкой оккупацией Бельгии . [ 39 ]
В это время Атабекян начал называть себя «политическим атеистом», поскольку считал, что любая форма власти неизбежно противоречит воле народа . [ 40 ] В своем изложении событий « Кровавой недели в Москве » Атабекян изобразил Октябрьскую революцию как утопическую « революцию сверху », осуществленную против воли народа, во многом равнодушного к революции, и которую он предсказал в результате неизбежно потерпит неудачу. [ 41 ] Он сравнил действия большевиков с марксистской концепцией исторического материализма , последняя из которых утверждала, что революция может произойти только тогда, когда материальные условия были правильными, и пришел к выводу, что такие условия отсутствовали в Октябрьской революции, поскольку она была навязана сверху, а не чем исходить от самих людей. Затем он призвал анархистов начать агитацию за построение нового общества посредством рабочего самоуправления . [ 42 ]

Атабекян возлагал надежды на московские « домкомы », [ 43 ] который был создан для защиты общих интересов арендаторов и регулирования арендодателей для обеспечения регулярного ремонта и центрального отопления. [ 44 ] Атабекян считал, что эти комитеты могут стать средством удовлетворения потребностей людей и построения нового общественного порядка без участия политических партий . [ 45 ] С началом Гражданской войны в России Атабекян начал выступать за создание независимой анархистской армии, основанной на децентрализованных и антиавторитарных принципах, которая могла бы защищать людей от растущего Белого движения . Этот призыв особенно подхватил Нестор Махно , сформировавший ряд партизанских отрядов в селах по всей Украине. [ 46 ]
12 апреля 1918 года большевики инициировали волну политических репрессий против анархистского движения, насильственно распустив Московскую федерацию анархистских групп и закрыв Анархию . [ 47 ] Вскоре Атабекян и Герман Сандомирский основали новый типографский кооператив , в котором они издавали свое новое периодическое издание «Почин» . [ 48 ] Под редакцией Атабекяна, который также сам занимался набором текста, «Почин» выпустил 11 номеров, публикуя письма Петра Кропоткина и собственные отчеты Атабекяна из Западной Азии. [ 5 ] В журнале Атабекян развивал теории Кропоткина о взаимопомощи и кооперативной экономике . Атабекян считал сотрудничество «законом жизни», вытекающим из эволюции эусоциальности , и человеческого общества и считал его необходимым для установления социалистического анархизма. На основе анализа истории он пришел к выводу, что кооперативное движение отличалось от капитализма и других экономических форм, таких как государственный социализм , не только потому, что оно не было мотивировано прибылью и стремилось отменить наемный труд , но и потому, что оно поддерживало мораль, основанную на « свобода , равенство и справедливость ». Он также определял кооперативное движение в оппозиции государству и считал, что упразднение государства уступит место кооперативному обществу, основанному на взаимопомощи и добровольном труде . Таким образом, он заявил, что кооперативное движение находится в оппозиции государственному социализму, который он осуждал как империалистический и ограниченный своими собственными границами , тогда как кооперативное движение было интернационалистским по своим методам. [ 49 ]
Атабекян неоднократно пытался привлечь Петра Кропоткина писать для Почина , но тот каждый раз отказывался. [ 50 ] поскольку он был сосредоточен на написании своей последней работы «Этика: происхождение и развитие» . [ 51 ] Тем не менее Атабекян держал Кропоткина в курсе публикации, получая конструктивную критику по поводу статьи, проводившей различие между территориальностью и государственностью , которую Атабекян тщательно переработал перед публикацией. [ 52 ] 24 октября 1920 года Атабекян был арестован ЧК по обвинению в антисоветской агитации . На допросе он пытался доказать свою преданность революции и проводил различие между обвинением в «антисоветстве», которое он отрицал, и обвинением в «антигосударственности», в чем он открыто признался. [ 53 ] Первоначально его приговорили к двум годам лишения свободы в трудовом лагере, но его быстро заменили на шесть месяцев. 2 января 1921 года Атабекян был досрочно освобожден из тюрьмы по просьбе Петра Кропоткина об амнистии Владимиру Бонч-Бруевичу . [ 54 ] Затем Атабекян попытался подать апелляцию с просьбой о снятии запрета с «Почина», в конечном итоге получив от Льва Каменева разрешение возобновить публикацию. [ 55 ]
Лечение и смерть Кропоткина
[ редактировать ]К 1921 году Кропоткин удалился в Дмитров , небольшой городок за пределами российской столицы, где его регулярно навещал Атабекян. [ 56 ] В этот период Атабекян вернулся к своей врачебной практике. [ 51 ] и они часто обменивались дружеской перепиской. [ 57 ] После встречи с лидером большевиков Владимиром Лениным Кропоткин сообщил Атабекяну, что он просил амнистию для одного из своих друзей, взятого в заложники ЧК. [ 58 ] Кропоткин выразил сожаление по поводу своего визита: [ 59 ] но когда он спросил Атабекяна, не одобряет ли он это, его друг ответил, что он «одобрительно будет просить даже царя спасти тех, кто был приговорен к смерти». [ 60 ] Кропоткин далее сказал, что он просил Ленина положить конец красному террору , опасаясь повторения террора во время Французской революции . [ 61 ] что, по его мнению, настолько напугало Ленина, что он начал применять казни. [ 62 ] Кропоткин также сказал Атабекяну, что он обеспокоен тем, что большевики могут «похоронить революцию». [ 63 ]

Когда Кропоткин заболел пневмонией , Атабекян поехал в Дмитров, чтобы оказать ему медицинскую помощь. [ 64 ] К Атабекяну присоединились еще пять врачей, в том числе Дмитрий Плетнев , которого лично Ленин направил лечить Кропоткина. [ 65 ] Несмотря на тяжелый случай, врачи пришли к выводу, что он все еще может вылечиться от недуга; Сам Кропоткин заявил, что не хочет умирать, так как ему еще есть над чем работать. [ 66 ] Когда его состояние ухудшилось, и Кропоткин начал осознавать, что умирает, он выразил сожаление по поводу того, что «доставил [n] неприятности стольким хорошим людям». Он продолжал разговаривать со своими друзьями до последних минут, однажды сказав им: «Какое тяжелое дело — умереть». [ 67 ]
Кропоткин умер 8 февраля 1921 г. [ 68 ] со своей семьей и Атабекяном рядом с ним. [ 69 ] Эмма Гольдман и Александр Беркман прибыли на следующий день, чтобы с опозданием засвидетельствовать свое почтение. [ 67 ] Большевистское правительство предложило устроить Кропоткину государственные похороны, но его семья отказалась, вместо этого сформировав комитет для организации его похорон. [ 70 ] Атабекян был среди соорганизаторов похорон. [ 71 ] Семья и друзья Кропоткина получили разрешение использовать дом его предков в Москве, который они превратили в музей его жизни и творчества. [ 72 ] Атабекян входил в комитет музея , [ 73 ] вместе с Николаем Лебедевым и Алексеем Солоновичем . [ 72 ]
Позже работа и смерть
[ редактировать ]29 августа 1921 года ЧК снова арестовала Атабекяна по тем же обвинениям, что и его предыдущий арест, но вмешательство Льва Каменева привело к его освобождению в следующем месяце. [ 74 ] Советские власти снова ненадолго сняли запрет на публикацию «Почина», но он был снова запрещен в 1922 году, а печатное оборудование Атабекяна было конфисковано, что положило конец его издательской карьере. [ 75 ] В последнем томе « Почина » он опубликовал письмо Кропоткина, датированное концом 1918 года. [ 76 ] Не имея издательской деятельности, он пытался зарабатывать на жизнь, выполняя различные случайные заработки, и в конце концов вернулся к работе врачом. [ 77 ] Власти также разрешили Атабекяну продолжать работу с Комитетом Кропоткинского музея на протяжении большей части периода новой экономической политики (НЭП). [ 78 ] организовали демонстрацию против казни Сакко и Ванцетти . В 1927 году Атабекян и другие анархисты с разрешения Моссовета [ 79 ]
К этому времени комитет Кропоткинского музея развалился в межфракционной борьбе. [ 80 ] которое начало влиять на все российское анархистское движение. [ 81 ] Атабекян, видивший в комитете орган анархической агитации, вступил в конфликт с вдовой Кропоткина Софьей, которая хотела избежать конфликта с властями. Атабекян и другие анархисты в конечном итоге были исключены из комитета, но даже это не спасло музей от его возможного закрытия. [ 82 ] После прихода к власти Иосифа Сталина и начала тоталитаризма в Советском Союзе анархистское движение подверглось жестоким репрессиям . [ 83 ] Вскоре все последние члены Кропоткинского музейного комитета были арестованы, депортированы или убиты; [ 84 ] а сам музей был закрыт советской властью. [ 85 ]
В 1930 году Атабекян перенес инсульт , который вынудил его уйти на пенсию . Последние годы своей жизни он провел в своей квартире в Москве, где жил со своим сыном, прежде чем умер 5 декабря 1933 года. [ 86 ] Но источники разошлись во мнениях относительно точных деталей его смерти. [ 87 ] по некоторым данным, он умер в принудительном трудовом лагере или исчез в ссылке. [ 5 ] В 1951 году российский анархистский журнал «Дело труда» опубликовал воспоминания И. Жемчужникова, врача, работавшего в ГУЛАГе. Он сообщил, что в 1940 году, работая в лагпункте в Темникове , лечил старого анархиста по имени Алексей или Александр Атабекян, который умер от сердечного приступа в конце того же года. [ 88 ] Эта версия позже была подхвачена справочной литературой. [ 87 ] включая Международный институт социальной истории [ 5 ] и Международная энциклопедия революции и протеста . [ 89 ] Американский историк Пол Аврич также сообщил, что он был среди арестованных и заключенных в ГУЛАГе и что он умер либо в тюрьме, либо в ссылке в течение нескольких лет после 1929 года. [ 83 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя марксизм-ленинизм пришел на смену анархизму Атабекяна в Армении, анархистские идеи получили распространение в армянской диаспоре , вдохновив публикацию анархистских журналов на армянском языке в Соединенных Штатах . [ 90 ] Сегодня Атабекян считается одним из выдающихся мыслителей постклассического анархизма в бывшей Российской империи. [ 91 ] Его анализ Октябрьской революции был подхвачен последующими поколениями анархистов 20-го и 21-го веков. [ 42 ] В апрельском номере аргентинской анархистской газеты La Antorcha за 1924 год работы Атабекяна были процитированы украинским еврейским анархистом Анатолием Гореликом , который предостерег от игнорирования этических соображений в революционных методах. [ 92 ]
В 21 веке его называют ярким примером мыслителя-анархиста первой волны, не относящегося к западной традиции . [ 93 ] Пропаганду Атабекяна жилищных комитетов также подхватили украинские урбанисты Елена Заика и Олег Масюк, которые назвали его работу основополагающей для исследований по реорганизации городского пространства. [ 44 ]
Хотя Атабекян оставил довольно большой архив своих работ, он был уничтожен бомбой, упавшей на дом его семьи во время битвы под Москвой . Сведения об Атабекяне также скудны в российских государственных архивах, что затрудняет составление полной биографической картины его жизни. [ 86 ] Некоторые из документов Атабекяна сохранились и заархивированы Международным институтом социальной истории. [ 94 ] который собрал его письма Петра Кропоткина в крупнейший в мире архив произведений Кропоткина. [ 95 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Диссертация
- « De la pathogénie de l'angine de poitrine » / «О патогенезе стенокардии» (1896, изд. Анри Стапельмор) [ 5 ]
- Письма
- «Армянским сельчанам» (1890) [ 5 ]
- «Письмо армянским революционерам от Международной анархической организации» (1890 г.) [ 5 ]
- «Революционным и либертарианским социалистам» (1896 г.) [ 5 ]
- " Открытое письмо П. А. Кропоткину " / " Open Letter to P. A. Kropotkin " (1917, Anarkhiia no. 7) [ 96 ]
- Брошюры
- " Кровавая неделя в Москве " / " The Bloody Week in Moscow " (1917) [ 97 ]
- " Возможна ли анархическая социальная революция " / " Is Anarchist Social Revolution Possible? " (1918, Pochin) [ 49 ]
- " Основы земской финансовой организации без власти и принуждения " / " Fundamentals of Zemstvo Financial Organisation Without Power and Coercion " (1918) [ 98 ]
- " Перелом в анархистском учении " / " A Break in Anarchist Doctrine " (1918, Pochin) [ 49 ]
- " Социальные задачи домовых комитетов " / " Social Tasks of the House Committees " (1918, Pochin) [ 99 ]
- " Дух погромный " / " The Pogrom Spirit " (1919, Pochin) [ 100 ]
- " Кооперация и анархизм " / " Cooperation and Anarchism " (1919, Pochin) [ 101 ]
- Статьи
- Призыв « правительства » (1894, Гамайнк № 1) [ 102 ]
- « организация » Революционная (1894, Хамайнк № 3) [ 103 ]
- " Проблема свободной армии " / " The Problem of a Free Army " (1918, Anarkhiia no. 83) [ 46 ]
- " Контр-революция разгуливает " / " Counter-Revolution Goes Wild " (1918, Anarkhiia no. 90) [ 104 ]
- " Коммунизм и Кооперация " / " Communism and Cooperation " (1920, Pochin no. 3) [ 105 ]
- " Территориальность и анархизм " / " Territoriality and Anarchism " (1920, Pochin no. 11) [ 106 ]
- " Из воспоминаний о П.А. Кропоткине " / " In Memory of P.A. Kropotkin " (1922, Pochin no. 6–7) [ 107 ]
- Коллекции
- Против власти: сборник статей / Against Power: a collection of articles (2013, Librocom; ISBN 9785397031660 ; ОСЛК 840427393 ) [ 108 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бирюкова 2013 , с. 5.
- ^ Хит 2009 , с. 1; Мелис 2010 , с. 1; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бирюкова 2013 , с. 5; Сельбуз 2006г .
- ^ Бирюкова 2013 , с. 5; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Сельбуз 2006г .
- ^ Адамс 2003 , с. 23; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Аврич 1971 , с. 38; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Джонсон 2015 , с. 118н76.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 5; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 131.
- ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346–347.
- ^ Аврич 1971 , с. 38; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Хит 2009 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346.
- ^ Аврич 1971 , с. 38; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 346.
- ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346–347.
- ^ Перейти обратно: а б Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 199н44.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 5–6.
- ^ Аврич 1971 , с. 38; Бирюкова 2013 , стр. 5–6; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Хит 2009 , с. 1.
- ^ Худинян 2006 , с. 344.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 6; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
- ^ Бирюкова 2013 , с. 6.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 6–7.
- ^ Адамс 2003 , с. 23; Бирюкова 2013 , стр. 6–7; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
- ^ Адамс 2003 , стр. 23–24; Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
- ^ Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
- ^ Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
- ^ Адамс 2003 , стр. 23–24; Эврен 2007 .
- ^ Адамс 2003 , стр. 23–24.
- ^ Сельбуз 2006 ; Тер Минасян 1994 , с. 131.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 7; Сельбуз 2006г .
- ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 7.
- ^ Эврен 2007 ; Тер Минасян 1994 , с. 131.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 7; Мелис 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Мелис 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Адамс 2003 , с. 23.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 8; Сельбуз 2006г .
- ^ Бирюкова 2013 , с. 8.
- ^ Рахманинова 2020 , с. 106.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 8; Рахманинова 2017 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Рахманинова 2017 , с. 20.
- ^ Пиир 2012 , с. 193; Рахманинова 2020 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Музыка и Рождество 2020 , с. 370.
- ^ Пиир 2012 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Гудерхэм 1981 , стр. 313-315n82.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 8–9.
- ^ Бирюкова 2013 ; Сельбуз 2006г .
- ^ Перейти обратно: а б с Moisseva & Ivanov 2023 , p. 390.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 419–420.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 10.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 10–11.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 11.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 11–12.
- ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 412.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 10; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 419–420.
- ^ Шуб 1953 , с. 231; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
- ^ Шуб 1953 , стр. 231–232; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
- ^ Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
- ^ Шуб 1953 , с. 231; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 428.
- ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 428.
- ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 401–402.
- ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 432.
- ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 432.
- ^ Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 432–433.
- ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
- ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 12; Митчелл 2010 , с. 1; Тер Минасян 1994 , с. 130; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
- ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 434.
- ^ Адамс 2003 , с. 23; Окружающая среда 2013 , с. 12; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Аврич 1971 , стр. 227–228.
- ^ Аврич 1971 , стр. 227–228; Бирюкова 2013 , с. 12.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 12.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 12–13.
- ^ Слэттер 1994 , с. 278н6.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 13.
- ^ Аврич 1971 , с. 237; Бирюкова 2013 , с. 13.
- ^ Аврич 1971 , с. 237.
- ^ Аврич 1971 , стр. 243–244; Бирюкова 2013 , с. 13–14.
- ^ Аврич 1971 , стр. 243–244.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Аврич 1971 , с. 244; Тер Минасян 1994 , с. 130.
- ^ Аврич 1971 , стр. 245–246.
- ^ Аврич 1971 , стр. 245–246; Бирюкова 2013 , с. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 4; Сельбуз 2006г .
- ^ Бирюкова 2013 , с. 4.
- ^ Хит 2009 , с. 1; Мелис 2010 , с. 1; Митчелл 2010 , с. 1.
- ^ Адамс 2003 , с. 24.
- ^ Ryabov 2009 , p. 294.
- ^ Питталуга 2017 , с. 23.
- ^ Адамс 2003 , стр. 3–4; Эдвардс-Шут, 2023 г. , стр. 27–28.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 14; Слэттер 1994 , стр. 279–280; Тер Минасян 1994 , стр. 129–130.
- ^ Слэттер 1994 , стр. 279–280.
- ^ Гудерхэм 1981 , Библиография.
- ^ Рахманинова 2017 , с. 20; Рахманинова 2020 , с. 433н19.
- ^ Рахманинова 2020 , с. 97н1, 106н3, 433н18.
- ^ Пиир 2012 , с. 214; Рахманинова 2020 , с. 106н3; Заика и Масюк 2020 , с. 370.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 6н7.
- ^ Моисеева и Иванов 2023 , стр. 390-391n2.
- ^ Тер Минасян 1994 , с. 198н41.
- ^ Тер Минасян 1994 , с. 198н42.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 9н13.
- ^ Moisseva & Ivanov 2023 , p. 391n1.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 10н18.
- ^ Бирюкова 2013 , с. 5н2, 5н4, 9н16.
- ^ Рахманинова 2017 , с. 22н1.
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Джейсон (2003). «Ближневосточный анархизм: Армения, Ливан, Турция, Палестина». Незападные анархизмы: переосмысление глобального контекста (PDF) . Йоханнесбург : Сабалаза . стр. 23–24. OCLC 1048122318 .
- Аврич, Пол (1971) [1967]. Русские анархисты . Принстон : Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-00766-7 . OCLC 1154930946 .
- Biryukova, Andreya M.; Krivensky, V.V. (1993). "Атабекян Александр Моисеевич" [Atabekian Alexander Moiseevich]. In Volubchev, Pavel V. (ed.). Политические деятели России, 1917: биографический словарь [ Political figures of Russia, 1917: Biographical dictionary ] (in Russian). Moscow : Great Russian Encyclopedia . pp. 26–27. ISBN 9785852701374 . ОСЛК 29600430 .
- Biryukova, Andreya, ed. (2013). "Предисловие" [Preface]. Против власти: сборник статей [ Against Power: a collection of articles ] (in Russian). Moscow : Librocom. pp. 4–14. ISBN 978-5-397-03166-0 . OCLC 840427393 .
- Эдвардс-Шут, Брэндон Дэвид (2023). Педагогика радикальной практики: критическая методология подкастов ( доктор философии ). Университет штата Вашингтон . OCLC 1413730574 . ПроКвест 2838173312 .
- Эврен, Сурейя (2007). «Двадцать лет черного флага в Турции» . Пятая власть . № 374. ISSN 0015-0800 . Проверено 14 ноября 2023 г.
- Гудерхэм, П. (1981). Анархическое движение в России, 1905–1917 (PDF) ( доктор философии ). Бристольский университет .
- Хит, Ник (2009). «Анархизм, Россия». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Том. 1. Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл . стр. 141–143. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0071 . ISBN 9781405198073 .
- Джонсон, Эрик М. (2015). «Демография, неравенство и права во время российского голода 1891 года». Славянское и восточноевропейское обозрение . 93 (1): 96–119. дои : 10.5699/slaveasteurorev2.93.1.0096 . ISSN 0037-6795 . JSTOR 10.5699/slaveasteurorev2.93.1.0096 .
- Мелис, Рэйчел (2010). «Анархизм, Иран». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл . стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1660 . ISBN 9781405198073 .
- Митчелл, Райан Роберт (2010). «Анархизм, Армения». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл . стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1657 . ISBN 9781405198073 .
- Moisseva, K. D.; Ivanov, A. A. (2023). "РОССИЙСКИЙ АНАРХИЗМ И КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ" [Russian Anarchism and the Co-operative Movement]. In Zolotarevoy, E. A. (ed.). Всероссийские молодежные научные чтения им. профессора НН Про-топопова: сборник материалов (PDF) (in Russian). Vol. 2. Novosibirsk : ANOO VO Centrosoyuz RF "SibUPK". pp. 389–391. ISBN 978-5-334-00293-7 .
- Piir, Aleksandra (2012). "(Само)управление в петроградских/ленинградских жилых домах. 1. Домовые комитеты (1917–1921)" . Antropologicheskiĭ forum (in Russian) (17): 175–218. ISSN 1815-8870 . OCLC 760090349 .
- Питталуга, Роберто (2017). «Между ссылкой и революцией: Комин-Александровский, Анатолий Горелик и Михаил Ярошевский». Ключи. Исторический журнал (на испанском языке). 3 (5): 7–36. дои : 10.25032/crh.v3i5.154 . ISSN 2393-6584 .
- Rakhmaninova, Maria (2017). "КРИТИКА РЕВОЛЮЦИИ СЛЕВА: АНАРХИСТСКАЯ ОПТИКА" (PDF) . Acta Eruditorium (in Russian) (24). Saint Petersburg : Russian Christian Humanitarian Academy: 20–22.
- Рахманова, Мария (2020). Власть и тело [ Власть и тело ] (PDF) (на русском языке) (2-е изд.). Москва : Радикальная теория и практика. ISBN 978-5-6041337-8-1 .
- Ryabov, Petr (2009). "Философия постклассического российского анархизма - Terra incognita для историко-философских исследований (к постановке проблемы)" [Philosophy of post-classical Russian anarchism – Terra incognita for historical and philosophical research (to state the problem)]. Преподаватель (in Russian). ХХI (3): 289–297. ISSN 2073-9613 . OCLC 1404732200 .
- Худинян, Геворг Саргси (2006). ( Историческая экспертиза Армянской революционной федерации PDF ) (на армянском языке). Армянская революционная федерация . п. 344.
- Сельбуз, Джемаль (июль 2006 г.). «Биография армянского анархиста Александра Атабекяна» . Упразднение границ снизу . № 25. Перевод Кескина Дениза. ОСЛК 65399183 . Проверено 14 ноября 2023 г. - через Anarkismo.net.
- Шуб, Дэвид (1953). «Кропоткин и Ленин». Русское обозрение . 12 (4): 227–234. дои : 10.2307/125955 . JSTOR 125955 .
- Слэттер, Джон (1994). «Переписка П. А. Кропоткина как исторический источник». Славянское и восточноевропейское обозрение . 72 (2): 277–288. ISSN 0037-6795 . JSTOR 4211477 .
- Тер Минасян, Анаид (1994). «Роль армянской общины в основании и развитии социалистического движения в Османской империи и Турции: 1876–1923». В Тунчае — Метр; Цюрхер, Эрик Ян (ред.). Социализм и национализм в Османской империи, 1876–1923 гг . Лондон : IB Tauris . стр. 109–156. ISBN 1-85043-787-4 . LCCN 93-61265 . OCLC 848668227 .
- Вудкок, Джордж; Авакумович, Иван (1990). Петр Кропоткин: От принца до бунтовщика . Монреаль : Книги Черной розы. ISBN 0-921689-60-8 . OCLC 21156316 .
- Заика, Елена; Масюк, Олег (2020). «Управление кондоминиумом как креативным городским пространством в Украине». Материалы 2-й Международной научной конференции (PDF) . Любляна : Школа экономики и бизнеса . стр. 369–375. ISSN 2712-2522 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1869 рождений
- 1933 смерти
- Издатели XIX века (чел.)
- Издатели ХХ века (чел.)
- Армянские писатели XIX века.
- Армянские писатели ХХ века.
- Анархисты из Российской Империи
- Анархо-коммунисты
- Армянские анархисты
- Армянские коммунисты
- Армянские эмигранты в Болгарию
- Армянские эмигранты во Франции
- Армянские эмигранты в Иране
- Армянские эмигранты в России
- Армянские эмигранты в Швейцарии
- Армянские писатели-мужчины
- Армянский народ из Российской Империи
- Армянский народ Первой мировой войны
- Армянские врачи
- Армянские политические философы
- Армянские принтеры
- Армянские пленные и задержанные
- Армянские революционеры
- Политики Армянской революционной федерации
- Боевые медики
- Кооперативные организаторы
- Кооперативные теоретики
- Узники и задержанные Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
- Русские военнослужащие Первой мировой войны
- Политики Социал-демократической партии Гунчакян
- Советские анархисты
- Советские армяне
- Выпускники Женевского университета
- Свидетели геноцида армян
- Писатели из Шуши
- Писатели Российской Империи.