Jump to content

Александр Атабекян

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Александр Атабекян
Александр Атабекян
Портретная фотография Александра Атабекяна
Атабекян (1890-е)
Рожденный ( 1869-02-02 ) 2 февраля 1869 г.
Умер 5 декабря 1933 г. ( 1933-12-05 ) (64 года)
Москва , РСФСР, Советский Союз.
Национальность Армянский
Образование Женевский университет
Занятия
Годы активности 1889—1925
Заметная работа
  • Анархическая библиотека (1891–1894)
  • Хамайнк (1894)
  • Анархия (1917–1918)
  • Pochin (1919—1922)
Политическая партия Социал-демократическая партия Гунчакяна (1889–1890)
Армянская революционная федерация (1890–1896)
Другие политические
принадлежность
Московская федерация анархистских групп (1917–1918).
Движение Армянское национальное движение , анархо-коммунизм
Супруг
Ekaterina Nikolaevna Sokolova
( м. 1894; умер в 1922 г.)
Дети 3
Семья Атабекян

Александр Мовсеси Атабекян ( арм . Александр Мовсеси Атабекян ; 2 февраля 1869 — 5 декабря 1933) — армянский врач , издатель и анархист-коммунист .

Родившийся в регионе Нагорного Карабаха , он уехал за границу, чтобы изучать медицину, поступив в Женевский университет в Швейцарии . Там он начал работать наборщиком и приобрел опыт издательской деятельности, работая в журнале «Гнчак» , органе Социал-демократической партии «Гнчакян» (СДГП). В 1890 году он стал учеником русского анархиста Петра Кропоткина и присоединился к анархистскому движению . В Женеве Атабекян основал Анархистскую библиотеку, которая опубликовала несколько основополагающих анархистских текстов на армянском и русском языках , с намерением переправить их контрабандой в Российскую империю . Он также установил связи с зарождающейся Армянской революционной федерацией (АРФ), помогая наладить издание ее газеты «Дрошак» в Женеве.

Он продолжил свое медицинское образование в Париже , где начал издавать журнал «Хамайнк» , первое анархистское периодическое издание на армянском языке. Он много писал о притеснении армян со стороны Османской империи и европейских стран и разработал свое видение социальной революции в Армении. Он прекратил публикацию после того, как услышал новости о резне в Хамидиане , после чего восстановил связи с другими анархистами в АРФД. Вместе они опубликовали декларацию Второму Интернационалу , осуждающую как действия Османской империи, так и соучастие ее европейских союзников. Получив степень доктора медицины , Атабекян переехал в Решт в Иране , где работал врачом и издавал персидское издание « Хамаинка» . Он также работал военным медиком во время Первой мировой войны , во время которой лечил беженцев, бежавших от геноцида армян .

После русской революции 1917 года он переехал в Москву и начал писать работы по анархической теории и критике. Он критически относился к подъему большевиков , которые, по его мнению, действовали вопреки воле народа . Вместо этого он выступал за усиление кооперативного движения , видя в московских домкомитетах особые надежды как средство установления социалистического анархизма . Он также выступал в роли личного врача и доверенного лица Кропоткина, оставаясь рядом с ним до его смерти. Затем он участвовал в управлении музеем Кропоткина, который содержал на протяжении всего периода НЭПа .

Атабекян перенес инсульт и умер в своем доме в Москве в 1933 году, хотя в справочной литературе в конечном итоге сообщалось, что он умер в ГУЛАГе после репрессий анархистского движения во время прихода к власти Иосифа Сталина . С тех пор его считают ключевым примером анархиста, не входящего в западную традицию , а его работы по антиавторитаризму , кооперативной экономике и правам арендаторов изучались в России и Украине.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и активизм

[ редактировать ]

Александр Мовсеси Атабекян родился 2 февраля 1869 года. [ 1 ] [ а ] в Шуши , городе в регионе Нагорного Карабаха . [ 3 ] Он родился в армянской дворянской семье и был сыном врача . [ 1 ]

После того, как он окончил среднюю школу в своем родном городе, [ 3 ] в 1889 году, [ 1 ] он покинул Кавказ и уехал за границу, чтобы изучать медицину в Женевском университете . [ 4 ] Во время учебы в бакалавриате Атабекян работал наборщиком в газете Назарбекяна Аветиса «Гнчак» – официальном органе Социал-демократической партии «Гнчакян» (СДГП), которая публиковала сообщения о росте антиармянских настроений в Российской и Османской империях . [ 5 ]

Он покинул СДГП и стал анархистом-коммунистом в 1890 году, после прочтения «Слова бунтовщика» , сборника сочинений Петра Кропоткина . [ 3 ] Затем Атабекян начал работать в украинском издательстве. [ 5 ] где он печатал переводы анархистских произведений на армянский и русский языки. [ 3 ] Он также опубликовал ряд открытых писем от имени международного анархистского движения к армянским крестьянам и революционерам. [ 5 ]

Вскоре Атабекян познакомился со многими видными членами анархистского движения, став близкими друзьями с Кропоткиным, Реклю и Жаном Грейвом . [ 6 ] Также он познакомился с Максом Неттлау , Параскевым Стояновым , [ 7 ] Луиджи Галлеани и Жак Гросс ; вместе с которым он напечатал плакат в память о мучениках Хеймаркет , который расклеили по всей Женеве. [ 5 ]

Анархистская издательская деятельность

[ редактировать ]

После начала российского голода 1891–1892 годов Атабекян предпринял попытку начать контрабанду анархистской пропаганды в Российскую империю. [ 8 ] намереваемся печатать тексты как на русском, так и на армянском языках. [ 9 ] Атабекян и Стоянов отправились в Лондон , [ 5 ] где они посетили Кропоткин. [ 10 ] Они сообщили ему о намерении начать доставку брошюр на Украину и на Кавказ. [ 5 ] где они установили связи с некоторыми отдельными анархистами. [ 11 ] Затем Атабекян вернулся в Женеву и установил типографию в своей спальне; [ 3 ] he called it the Anarchist Library (Russian: Анархическая библиотека , romanized:  Anarkhicheskaya Biblioteka ), [ 12 ] и это станет первым российским анархистским пропагандистским кружком со времен Замфира Арборе в 1870-х годах. [ 13 ]

Он планировал начать с публикации русскоязычного издания « Слов бунтовщика» , но Кропоткин был перегружен работой и не смог перевести более нескольких глав, оставив остальное Варламу Черкезишвили . [ 1 ] Атабекяну также изначально не хватало ресурсов для публикации периодического издания, поэтому он решил начать с публикации отдельных брошюр. [ 11 ] Его первой публикацией стало русскоязычное издание книги Михаила Бакунина « Парижская коммуна и государственная идея» . [ 14 ] за которым в 1892 году последовало «Разрушение государства» Кропоткина . Кропоткина В 1893 году он опубликовал «Политические права , анархизм и дух бунта» , а также «Отшельник моему брату-крестьянину» . [ 15 ] и Эррико Малатесты » « Между крестьянами , к последнему из которых Атабекян написал предисловие, адресованное армянам. [ 5 ] После публикации первой партии брошюр он подумывал о продаже своего печатного оборудования «Свободной русской прессе» , но Кропоткин отговорил его из-за их идеологических разногласий. [ 16 ]

В 1894 году он опубликовал книги Кропоткина «Революционные меньшинства» Грейва и «Почему мы революционеры» . На первых страницах этих брошюр была надпись «Разрешено Министерством образования», напечатанная на турецком языке . [ 15 ] Эти брошюры были широко распространены среди армянских иммигрантов, а затем и в самой Армении, благодаря собственным усилиям Стоянова по распространению. [ 5 ] Несмотря на все усилия, Атабекяну не удалось переправить брошюры контрабандой в Российскую империю, но их работа была продолжена лишь несколько лет спустя другой русской анархистской группой в Женеве . [ 17 ] В этот период он также установил связи с зарождающейся Армянской революционной федерацией помогал издавать ее газету «Дрошак» (АРФ) и вместе со Степаном Зоряном . [ 18 ]

Получив степень бакалавра , Атабекян переехал во Францию , чтобы продолжить медицинское образование. [ 19 ] Сначала он переехал в Лион , где провел несколько месяцев, работая в современной клинике. Во время своего пребывания там он стал свидетелем убийства Сади Карно Санте Казерио , а также последующих антиитальянских репрессий, которые настроили его против анархистской стратегии « бесмотивного терроризма ». [ 20 ] Его издательская работа в это время замедлилась, но не остановилась полностью, так как он дождался следующих листов « Слов бунтовщика» и начал готовиться к изданию журнала на армянском языке. [ 21 ] Затем он переехал в Париж, где начал публикацию «Хамайнка» (арм. Համայնք , букв. «Сообщество»), [ 22 ] первое анархическое периодическое издание на армянском языке. [ 5 ] Вышло пять номеров, каждый из которых состоял из восьми страниц, в которых содержались статьи об анархизме и армянском национальном движении . [ 7 ] Атабекян считал, что Армения созрела для революции из-за условий, созданных деспотизмом Османской империи и эксплуатацией армянского труда в Европе и Америке. Он призвал к коллективизации земли и установлению самоуправления в Армении. [ 23 ] Хотя он был решительным противником османского правления в Армении, он также предостерег от вмешательства в регион держав Антанты . [ 24 ] Атабекян также опубликовал статьи АРФД: [ 5 ] но дополнил их собственной критикой авторитаризма и централизации , с которыми он столкнулся в структурах армянских политических партий. [ 25 ] Хотя основное внимание журнал уделял Армении, он также уделял внимание революционным анархистским движениям во Франции , Италии , Польше , России и Испании . [ 26 ] Сам Атабекян не подписывал ни одну из написанных им статей, чтобы защитить себя от преследования за анархистскую деятельность. «Хамайнк» быстро завоевал популярность среди армянской диаспоры по всей Европе, а Стоянов помогал распространять его на Балканах, Кавказе и в Турции. [ 5 ]

Двигайтесь на восток

[ редактировать ]

Атабекян прекратил всю свою издательскую деятельность после получения известия о резне в Хамидиане , которая его эмоционально опустошила. [ 5 ] Когда армянское сопротивление антиармянским резням в Османской империи проявилось, он установил связи с анархистскими и либертарианскими социалистическими активистами внутри АРФД. [ 27 ] Анархисты АРФД смешали социалистический анархизм с формой армянского национализма . [ 28 ] частично под влиянием русского нигилистического движения . [ 29 ] Вместе с другими армянскими либертарианцами Атабекян написал декларацию Лондонскому конгрессу Второго Интернационала ; он утверждал, что европейские державы были соучастниками резни в Хамидиане, и объявил о начале социальной революции в Западной Азии . [ 30 ]

В 1896 году Атабекян получил степень доктора медицины . Запрещенный к возвращению в Российскую империю из-за приговора к ссылке за анархистскую деятельность, он переехал сначала в Болгарию . [ 31 ] где он оказывал медицинскую помощь армянам, бежавшим от резни в Гамидиане. [ 32 ] Его переписка того времени показывает, что затем он путешествовал через Стамбул и Измир , где пытался пропагандировать анархизм среди местных армянских общин. [ 33 ] На рубеже 20-го века он поселился в , в провинции Гилян иранской Реште . [ 34 ] Там он работал врачом и издавал иранское издание « Хамайнк» . [ 35 ] который получил перевод на персидский язык . [ 36 ] За это время он также обучил молодого Ардешира Ованесяна фармацевту , после чего Ованесян стал лидером Коммунистической партии Ирана . [ 5 ]

Солдаты Российской Императорской Армии возле Муша , где антиармянская резня произошла

После начала Первой мировой войны Атабекяну было разрешено вернуться в Российскую империю, которая испытывала такую ​​нехватку боевых медиков , что начала игнорировать их прошлое. Атабекяна быстро назначили руководителем полевого госпиталя в Баку , но он тяжело заболел брюшным тифом и ушел на больничный . К началу 1915 года он выздоровел и был назначен руководителем военного госпиталя в Карсской губернии работала его жена Екатерина , где в ординатуре . Здесь он лечил не только раненых солдат, но и мирных жителей, в том числе беженцев, бежавших от геноцида армян . В этот период он постоянно путешествовал по разным полям, становясь свидетелем последствий сражений при Каракилисе , Хнусе и Муше . [ 32 ] К концу 1916 года в его больнице закончились лекарства, и его просьбы в Москву о пополнении запасов остались невыполненными, что привело к рассредоточению большей части медицинского персонала и фактическому распаду больницы. Атабекян покинул линию фронта и вернулся в Решт. [ 37 ]

Революционные сочинения в России.

[ редактировать ]

После Февральской революции 1917 года Атабекян переехал в Москву , где вновь вернулся к политической деятельности. [ 38 ] После последовавшей Октябрьской революции он написал серию статей для «Анархии» , призывая анархистов возглавить социальную революцию и критикуя большевиками . захват власти [ 38 ] Он также опубликовал открытое письмо Кропоткину, в котором резко раскритиковал нападения Российской императорской армии на местное армянское и курдское население, сравнив их с немецкой оккупацией Бельгии . [ 39 ]

В это время Атабекян начал называть себя «политическим атеистом», поскольку считал, что любая форма власти неизбежно противоречит воле народа . [ 40 ] В своем изложении событий « Кровавой недели в Москве » Атабекян изобразил Октябрьскую революцию как утопическую « революцию сверху », осуществленную против воли народа, во многом равнодушного к революции, и которую он предсказал в результате неизбежно потерпит неудачу. [ 41 ] Он сравнил действия большевиков с марксистской концепцией исторического материализма , последняя из которых утверждала, что революция может произойти только тогда, когда материальные условия были правильными, и пришел к выводу, что такие условия отсутствовали в Октябрьской революции, поскольку она была навязана сверху, а не чем исходить от самих людей. Затем он призвал анархистов начать агитацию за построение нового общества посредством рабочего самоуправления . [ 42 ]

« Черная гвардия» — вооруженное анархистское формирование, созданное для сопротивления авторитарному правлению в России.

Атабекян возлагал надежды на московские « домкомы », [ 43 ] который был создан для защиты общих интересов арендаторов и регулирования арендодателей для обеспечения регулярного ремонта и центрального отопления. [ 44 ] Атабекян считал, что эти комитеты могут стать средством удовлетворения потребностей людей и построения нового общественного порядка без участия политических партий . [ 45 ] С началом Гражданской войны в России Атабекян начал выступать за создание независимой анархистской армии, основанной на децентрализованных и антиавторитарных принципах, которая могла бы защищать людей от растущего Белого движения . Этот призыв особенно подхватил Нестор Махно , сформировавший ряд партизанских отрядов в селах по всей Украине. [ 46 ]

12 апреля 1918 года большевики инициировали волну политических репрессий против анархистского движения, насильственно распустив Московскую федерацию анархистских групп и закрыв Анархию . [ 47 ] Вскоре Атабекян и Герман Сандомирский [ Великобритания ] основали новый типографский кооператив , в котором они издавали свое новое периодическое издание «Почин» . [ 48 ] Под редакцией Атабекяна, который также сам занимался набором текста, «Почин» выпустил 11 номеров, публикуя письма Петра Кропоткина и собственные отчеты Атабекяна из Западной Азии. [ 5 ] В журнале Атабекян развивал теории Кропоткина о взаимопомощи и кооперативной экономике . Атабекян считал сотрудничество «законом жизни», вытекающим из эволюции эусоциальности , и человеческого общества и считал его необходимым для установления социалистического анархизма. На основе анализа истории он пришел к выводу, что кооперативное движение отличалось от капитализма и других экономических форм, таких как государственный социализм , не только потому, что оно не было мотивировано прибылью и стремилось отменить наемный труд , но и потому, что оно поддерживало мораль, основанную на « свобода , равенство и справедливость ». Он также определял кооперативное движение в оппозиции государству и считал, что упразднение государства уступит место кооперативному обществу, основанному на взаимопомощи и добровольном труде . Таким образом, он заявил, что кооперативное движение находится в оппозиции государственному социализму, который он осуждал как империалистический и ограниченный своими собственными границами , тогда как кооперативное движение было интернационалистским по своим методам. [ 49 ]

Атабекян неоднократно пытался привлечь Петра Кропоткина писать для Почина , но тот каждый раз отказывался. [ 50 ] поскольку он был сосредоточен на написании своей последней работы «Этика: происхождение и развитие» . [ 51 ] Тем не менее Атабекян держал Кропоткина в курсе публикации, получая конструктивную критику по поводу статьи, проводившей различие между территориальностью и государственностью , которую Атабекян тщательно переработал перед публикацией. [ 52 ] 24 октября 1920 года Атабекян был арестован ЧК по обвинению в антисоветской агитации . На допросе он пытался доказать свою преданность революции и проводил различие между обвинением в «антисоветстве», которое он отрицал, и обвинением в «антигосударственности», в чем он открыто признался. [ 53 ] Первоначально его приговорили к двум годам лишения свободы в трудовом лагере, но его быстро заменили на шесть месяцев. 2 января 1921 года Атабекян был досрочно освобожден из тюрьмы по просьбе Петра Кропоткина об амнистии Владимиру Бонч-Бруевичу . [ 54 ] Затем Атабекян попытался подать апелляцию с просьбой о снятии запрета с «Почина», в конечном итоге получив от Льва Каменева разрешение возобновить публикацию. [ 55 ]

Лечение и смерть Кропоткина

[ редактировать ]

К 1921 году Кропоткин удалился в Дмитров , небольшой городок за пределами российской столицы, где его регулярно навещал Атабекян. [ 56 ] В этот период Атабекян вернулся к своей врачебной практике. [ 51 ] и они часто обменивались дружеской перепиской. [ 57 ] После встречи с лидером большевиков Владимиром Лениным Кропоткин сообщил Атабекяну, что он просил амнистию для одного из своих друзей, взятого в заложники ЧК. [ 58 ] Кропоткин выразил сожаление по поводу своего визита: [ 59 ] но когда он спросил Атабекяна, не одобряет ли он это, его друг ответил, что он «одобрительно будет просить даже царя спасти тех, кто был приговорен к смерти». [ 60 ] Кропоткин далее сказал, что он просил Ленина положить конец красному террору , опасаясь повторения террора во время Французской революции . [ 61 ] что, по его мнению, настолько напугало Ленина, что он начал применять казни. [ 62 ] Кропоткин также сказал Атабекяну, что он обеспокоен тем, что большевики могут «похоронить революцию». [ 63 ]

Петра Кропоткина в Москве. Похороны

Когда Кропоткин заболел пневмонией , Атабекян поехал в Дмитров, чтобы оказать ему медицинскую помощь. [ 64 ] К Атабекяну присоединились еще пять врачей, в том числе Дмитрий Плетнев , которого лично Ленин направил лечить Кропоткина. [ 65 ] Несмотря на тяжелый случай, врачи пришли к выводу, что он все еще может вылечиться от недуга; Сам Кропоткин заявил, что не хочет умирать, так как ему еще есть над чем работать. [ 66 ] Когда его состояние ухудшилось, и Кропоткин начал осознавать, что умирает, он выразил сожаление по поводу того, что «доставил [n] неприятности стольким хорошим людям». Он продолжал разговаривать со своими друзьями до последних минут, однажды сказав им: «Какое тяжелое дело — умереть». [ 67 ]

Кропоткин умер 8 февраля 1921 г. [ 68 ] со своей семьей и Атабекяном рядом с ним. [ 69 ] Эмма Гольдман и Александр Беркман прибыли на следующий день, чтобы с опозданием засвидетельствовать свое почтение. [ 67 ] Большевистское правительство предложило устроить Кропоткину государственные похороны, но его семья отказалась, вместо этого сформировав комитет для организации его похорон. [ 70 ] Атабекян был среди соорганизаторов похорон. [ 71 ] Семья и друзья Кропоткина получили разрешение использовать дом его предков в Москве, который они превратили в музей его жизни и творчества. [ 72 ] Атабекян входил в комитет музея [ ru ] , [ 73 ] вместе с Николаем Лебедевым [ ru ] и Алексеем Солоновичем [ ru ] . [ 72 ]

Позже работа и смерть

[ редактировать ]

29 августа 1921 года ЧК снова арестовала Атабекяна по тем же обвинениям, что и его предыдущий арест, но вмешательство Льва Каменева привело к его освобождению в следующем месяце. [ 74 ] Советские власти снова ненадолго сняли запрет на публикацию «Почина», но он был снова запрещен в 1922 году, а печатное оборудование Атабекяна было конфисковано, что положило конец его издательской карьере. [ 75 ] В последнем томе « Почина » он опубликовал письмо Кропоткина, датированное концом 1918 года. [ 76 ] Не имея издательской деятельности, он пытался зарабатывать на жизнь, выполняя различные случайные заработки, и в конце концов вернулся к работе врачом. [ 77 ] Власти также разрешили Атабекяну продолжать работу с Комитетом Кропоткинского музея на протяжении большей части периода новой экономической политики (НЭП). [ 78 ] организовали демонстрацию против казни Сакко и Ванцетти . В 1927 году Атабекян и другие анархисты с разрешения Моссовета [ 79 ]

К этому времени комитет Кропоткинского музея развалился в межфракционной борьбе. [ 80 ] которое начало влиять на все российское анархистское движение. [ 81 ] Атабекян, видивший в комитете орган анархической агитации, вступил в конфликт с вдовой Кропоткина Софьей, которая хотела избежать конфликта с властями. Атабекян и другие анархисты в конечном итоге были исключены из комитета, но даже это не спасло музей от его возможного закрытия. [ 82 ] После прихода к власти Иосифа Сталина и начала тоталитаризма в Советском Союзе анархистское движение подверглось жестоким репрессиям . [ 83 ] Вскоре все последние члены Кропоткинского музейного комитета были арестованы, депортированы или убиты; [ 84 ] а сам музей был закрыт советской властью. [ 85 ]

В 1930 году Атабекян перенес инсульт , который вынудил его уйти на пенсию . Последние годы своей жизни он провел в своей квартире в Москве, где жил со своим сыном, прежде чем умер 5 декабря 1933 года. [ 86 ] Но источники разошлись во мнениях относительно точных деталей его смерти. [ 87 ] по некоторым данным, он умер в принудительном трудовом лагере или исчез в ссылке. [ 5 ] В 1951 году российский анархистский журнал «Дело труда» опубликовал воспоминания И. Жемчужникова, врача, работавшего в ГУЛАГе. Он сообщил, что в 1940 году, работая в лагпункте в Темникове , лечил старого анархиста по имени Алексей или Александр Атабекян, который умер от сердечного приступа в конце того же года. [ 88 ] Эта версия позже была подхвачена справочной литературой. [ 87 ] включая Международный институт социальной истории [ 5 ] и Международная энциклопедия революции и протеста . [ 89 ] Американский историк Пол Аврич также сообщил, что он был среди арестованных и заключенных в ГУЛАГе и что он умер либо в тюрьме, либо в ссылке в течение нескольких лет после 1929 года. [ 83 ]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя марксизм-ленинизм пришел на смену анархизму Атабекяна в Армении, анархистские идеи получили распространение в армянской диаспоре , вдохновив публикацию анархистских журналов на армянском языке в Соединенных Штатах . [ 90 ] Сегодня Атабекян считается одним из выдающихся мыслителей постклассического анархизма в бывшей Российской империи. [ 91 ] Его анализ Октябрьской революции был подхвачен последующими поколениями анархистов 20-го и 21-го веков. [ 42 ] В апрельском номере аргентинской анархистской газеты La Antorcha [ es ] за 1924 год работы Атабекяна были процитированы украинским еврейским анархистом Анатолием Гореликом , который предостерег от игнорирования этических соображений в революционных методах. [ 92 ]

В 21 веке его называют ярким примером мыслителя-анархиста первой волны, не относящегося к западной традиции . [ 93 ] Пропаганду Атабекяна жилищных комитетов также подхватили украинские урбанисты Елена Заика и Олег Масюк, которые назвали его работу основополагающей для исследований по реорганизации городского пространства. [ 44 ]

Хотя Атабекян оставил довольно большой архив своих работ, он был уничтожен бомбой, упавшей на дом его семьи во время битвы под Москвой . Сведения об Атабекяне также скудны в российских государственных архивах, что затрудняет составление полной биографической картины его жизни. [ 86 ] Некоторые из документов Атабекяна сохранились и заархивированы Международным институтом социальной истории. [ 94 ] который собрал его письма Петра Кропоткина в крупнейший в мире архив произведений Кропоткина. [ 95 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
Диссертация
Письма
Брошюры
Статьи
Коллекции
  • Против власти: сборник статей / Against Power: a collection of articles (2013, Librocom; ISBN   9785397031660 ; ОСЛК   840427393 ) [ 108 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Другие источники говорят, что он родился в 1868 году. [ 2 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Бирюкова 2013 , с. 5.
  2. ^ Хит 2009 , с. 1; Мелис 2010 , с. 1; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Бирюкова 2013 , с. 5; Сельбуз 2006г .
  4. ^ Бирюкова 2013 , с. 5; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Сельбуз 2006г .
  6. ^ Адамс 2003 , с. 23; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  7. ^ Перейти обратно: а б Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  8. ^ Аврич 1971 , с. 38; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Джонсон 2015 , с. 118н76.
  9. ^ Бирюкова 2013 , с. 5; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 131.
  10. ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 240.
  11. ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346–347.
  12. ^ Аврич 1971 , с. 38; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Хит 2009 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346.
  13. ^ Аврич 1971 , с. 38; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 346.
  14. ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 346–347.
  15. ^ Перейти обратно: а б Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 199н44.
  16. ^ Бирюкова 2013 , с. 5–6.
  17. ^ Аврич 1971 , с. 38; Бирюкова 2013 , стр. 5–6; Гудерхэм 1981 , стр. 34–35; Хит 2009 , с. 1.
  18. ^ Худинян 2006 , с. 344.
  19. ^ Бирюкова 2013 , с. 6; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
  20. ^ Бирюкова 2013 , с. 6.
  21. ^ Бирюкова 2013 , с. 6–7.
  22. ^ Адамс 2003 , с. 23; Бирюкова 2013 , стр. 6–7; Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  23. ^ Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
  24. ^ Адамс 2003 , стр. 23–24; Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
  25. ^ Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , стр. 130–131.
  26. ^ Тер Минасян 1994 , с. 130.
  27. ^ Митчелл 2010 , с. 1; Сельбуз 2006г .
  28. ^ Адамс 2003 , стр. 23–24; Эврен 2007 .
  29. ^ Адамс 2003 , стр. 23–24.
  30. ^ Сельбуз 2006 ; Тер Минасян 1994 , с. 131.
  31. ^ Бирюкова 2013 , с. 7; Сельбуз 2006г .
  32. ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 7.
  33. ^ Эврен 2007 ; Тер Минасян 1994 , с. 131.
  34. ^ Бирюкова 2013 , с. 7; Мелис 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  35. ^ Мелис 2010 , с. 1; Сельбуз 2006 г .; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  36. ^ Адамс 2003 , с. 23.
  37. ^ Бирюкова 2013 , с. 7–8.
  38. ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 8; Сельбуз 2006г .
  39. ^ Бирюкова 2013 , с. 8.
  40. ^ Рахманинова 2020 , с. 106.
  41. ^ Бирюкова 2013 , с. 8; Рахманинова 2017 , с. 20.
  42. ^ Перейти обратно: а б Рахманинова 2017 , с. 20.
  43. ^ Пиир 2012 , с. 193; Рахманинова 2020 , с. 106.
  44. ^ Перейти обратно: а б Музыка и Рождество 2020 , с. 370.
  45. ^ Пиир 2012 , с. 193.
  46. ^ Перейти обратно: а б Гудерхэм 1981 , стр. 313-315n82.
  47. ^ Бирюкова 2013 , с. 8–9.
  48. ^ Бирюкова 2013 ; Сельбуз 2006г .
  49. ^ Перейти обратно: а б с Moisseva & Ivanov 2023 , p. 390.
  50. ^ Бирюкова 2013 , с. 9.
  51. ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 419–420.
  52. ^ Бирюкова 2013 , с. 10.
  53. ^ Бирюкова 2013 , с. 10–11.
  54. ^ Бирюкова 2013 , с. 11.
  55. ^ Бирюкова 2013 , с. 11–12.
  56. ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 412.
  57. ^ Бирюкова 2013 , с. 10; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 419–420.
  58. ^ Шуб 1953 , с. 231; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
  59. ^ Шуб 1953 , стр. 231–232; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
  60. ^ Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 427–428.
  61. ^ Шуб 1953 , с. 231; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 428.
  62. ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 428.
  63. ^ Сельбуз 2006 ; Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 401–402.
  64. ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 432.
  65. ^ Вудкок и Авакумович 1990 , с. 432.
  66. ^ Вудкок и Авакумович 1990 , стр. 432–433.
  67. ^ Перейти обратно: а б Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
  68. ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
  69. ^ Бирюкова 2013 , с. 12; Митчелл 2010 , с. 1; Тер Минасян 1994 , с. 130; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 433.
  70. ^ Аврич 1971 , с. 227; Вудкок и Авакумович 1990 , с. 434.
  71. ^ Адамс 2003 , с. 23; Окружающая среда 2013 , с. 12; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  72. ^ Перейти обратно: а б Аврич 1971 , стр. 227–228.
  73. ^ Аврич 1971 , стр. 227–228; Бирюкова 2013 , с. 12.
  74. ^ Бирюкова 2013 , с. 12.
  75. ^ Бирюкова 2013 , с. 12–13.
  76. ^ Слэттер 1994 , с. 278н6.
  77. ^ Бирюкова 2013 , с. 13.
  78. ^ Аврич 1971 , с. 237; Бирюкова 2013 , с. 13.
  79. ^ Аврич 1971 , с. 237.
  80. ^ Аврич 1971 , стр. 243–244; Бирюкова 2013 , с. 13–14.
  81. ^ Аврич 1971 , стр. 243–244.
  82. ^ Бирюкова 2013 , с. 13–14.
  83. ^ Перейти обратно: а б Аврич 1971 , с. 244; Тер Минасян 1994 , с. 130.
  84. ^ Аврич 1971 , стр. 245–246.
  85. ^ Аврич 1971 , стр. 245–246; Бирюкова 2013 , с. 13–14.
  86. ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 14.
  87. ^ Перейти обратно: а б Бирюкова 2013 , с. 4; Сельбуз 2006г .
  88. ^ Бирюкова 2013 , с. 4.
  89. ^ Хит 2009 , с. 1; Мелис 2010 , с. 1; Митчелл 2010 , с. 1.
  90. ^ Адамс 2003 , с. 24.
  91. ^ Ryabov 2009 , p. 294.
  92. ^ Питталуга 2017 , с. 23.
  93. ^ Адамс 2003 , стр. 3–4; Эдвардс-Шут, 2023 г. , стр. 27–28.
  94. ^ Бирюкова 2013 , с. 14; Слэттер 1994 , стр. 279–280; Тер Минасян 1994 , стр. 129–130.
  95. ^ Слэттер 1994 , стр. 279–280.
  96. ^ Гудерхэм 1981 , Библиография.
  97. ^ Рахманинова 2017 , с. 20; Рахманинова 2020 , с. 433н19.
  98. ^ Рахманинова 2020 , с. 97н1, 106н3, 433н18.
  99. ^ Пиир 2012 , с. 214; Рахманинова 2020 , с. 106н3; Заика и Масюк 2020 , с. 370.
  100. ^ Бирюкова 2013 , с. 6н7.
  101. ^ Моисеева и Иванов 2023 , стр. 390-391n2.
  102. ^ Тер Минасян 1994 , с. 198н41.
  103. ^ Тер Минасян 1994 , с. 198н42.
  104. ^ Бирюкова 2013 , с. 9н13.
  105. ^ Moisseva & Ivanov 2023 , p. 391n1.
  106. ^ Бирюкова 2013 , с. 10н18.
  107. ^ Бирюкова 2013 , с. 5н2, 5н4, 9н16.
  108. ^ Рахманинова 2017 , с. 22н1.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9447b960e51c47d12b0eb1ef0ea5ff1__1720545060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/f1/b9447b960e51c47d12b0eb1ef0ea5ff1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Atabekian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)