Jump to content

Замфировое дерево

Замфировое дерево
Портрет Арборе, написанный его дочерью Ниной , ок. 1914 год
Рожденный ( 1848-11-14 ) 14 ноября 1848 г.
Умер 2 апреля 1933 г. ) ( 1933-04-02 ) ( 84 года
Другие имена Замфир Арбуре, Земфири Ралли, ЗК Ралли, Айваза
Академическое образование
Влияния Михаил Бакунин , Карл Маркс , Элизе Реклю
Академическая работа
Эра 19 и 20 века
Школа или традиция Анархист , Националист , Социалист
Основные интересы этография , социология , социальная география , экономическая география , политическая география , филология , популярная история , славистика
Известные работы Бессарабия в XIX веке (1898 г.)
Географический словарь Бессарабии (1904 г.)

Замфир Константин Арборе (англ. Румынское произношение: [zamˈfir konstanˈtin ˈarbore] ; урожденный Замфир Ралли , русский : Константинович Арборе-Ралли , Земфирий Константинович Арборе-Ралли ; Также известен как Замфир Арбуре , Замфир Ралли , Земфири Ралли и Айваза ; [ 1 ] 14 ноября 1848 — 2 или 3 апреля 1933) — буковинского происхождения румынский политический деятель , первоначально действовавший в Российской империи , также известный своей работой как историк-любитель, географ и этнограф . дебютировал в левой политике Арборе с ранних лет , получил глубокие знания о русской революционной среде и участвовал как в нигилистических , так и в народнических заговорах. Сосланный в Швейцарию , он стал членом Международной ассоциации рабочих . Арборе в основном действовал как международный анархист и ученик Михаила Бакунина , но в конце концов расстался с последним, чтобы создать свою независимую группу «Революционное сообщество». Впоследствии он был близок к географу-анархисту Элизе Реклю , которая стала его новым наставником.

Арборе поселился в Румынии после 1877 года и, полностью отказавшись от анархизма, посвятил себя более умеренному делу социализма . Его кампания против российского деспотизма также побудила его отстаивать дело свободы Бессарабского региона, с которым он лично был связан историей своей семьи. Эти обязательства привели к внешней поддержке Арборе русской революции 1905 года , когда он и Петру Казаку основали швейцарскую газету «Басарабия» . К тому времени Арборе получил академическую степень благодаря своим подробным работам по географии Бессарабии и, как культурный журналист, наладил отношения с социалистов и национал-либералов активистами . Он также был известным другом поэта Михая Эминеску в 1880-х годах и тесно сотрудничал с писателем Богданом Петричеику Хасдеу в 1890-х годах.

Во время Первой мировой войны Замфир Арборе спровоцировал споры, когда поддержал союз Румынии с центральными державами , оправданный, по его мнению, необходимостью освобождения Бессарабии. Несмотря на это, и хотя он публично приветствовал Октябрьскую революцию , Арборе был реинтегрирован на политическую сцену Великой Румынии , проработав два срока в Сенате . Перед своей смертью в 1933 году он был вовлечен в аграрную и кооперативистскую политику и последовательно был членом Крестьянской партии и Народной партии . У Арборе остались две дочери, обе известные сами по себе: Екатерина была коммунистическим политиком и врачом; Нина современный художник .

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и молодость

[ редактировать ]

Замфир Ралли был потомком боярской княжества аристократии из Молдавского : его дед по отцовской линии Замфираке Ралли был дворянским греческим купцом, женатым на местной румынской элите; Мать Замфира была этнической украинкой . [ 2 ] Несмотря на космополитизм, будущий активист всегда отдавал предпочтение своим румынским корням, сменив имя при рождении на Арборе (вар. Арбуре ), полагая, что его румынские предки унаследовали имя и боярский статус от древнего рода Арборе. [ 3 ] [ 4 ] Сын Замфираке Константин, друг поэта Александра Пушкина , по общему мнению, был усыновлен Димитрием Арборе. [ 5 ] Он также унаследовал родовой особняк Ралли — бессарабскую усадьбу в Долне , которая в 1820-х годах служила загородным домом Пушкина. [ 5 ] [ 6 ]

Усадьба Ралли и современный музей в Долне , Молдова

Последующее генеалогическое заявление проследило семейную историю до конца 15 века, с гетмана Луки Арборе . [ 5 ] Это также сделало Замфира дальним родственником различных членов румынской социалистической среды, в том числе Василе Морцуна и Изабелы Садовяну . [ 7 ] Достоверность этого утверждения разделяет современных исследователей. Хотя историк журналистики Виктор Фрунзэ считает, что Арборе происходит «из древнего рода местных бояр», [ 8 ] академик Люциан Бойя описывает Замфира Арборе как связанного с историческим Арборе «довольно тонкой линией». [ 3 ] Бойя также отмечает, что «пересмотренное прошлое» Арборе и произвольная интерпретация его собственного происхождения, возможно, были оппортунистическими, оставляя Арборе свободным тяготеть между конфликтующими национальными идентичностями и делая его радикальный дискурс более приемлемым для всех культурных контекстов. [ 9 ] По словам политолога Арманда Гошу , Арборе фактически «украл» девичью фамилию своей бабушки, возродив иначе вымершую боярскую линию. [ 4 ]

Хотя Арборе в основном действовал в Бессарабии, на самом деле он был уроженцем Черновиц ( по-румынски : Черновцы ), административного центра Буковины в составе Австрийской империи (ныне Черновцы, Украина ). [ 6 ] [ 10 ] , находящаяся под управлением России Позже он переехал в Бессарабию ( бессарабская губерния ), посещал школу в Кишиневе (Кишинёв), а затем перешёл в другую школу в Николаеве . [ 6 ] Во время своей беспокойной юности Арборе-Ралли прошел медицинское образование в Москве и Санкт-Петербурге , но больше участвовал в революционном, нигилистическом и панрусском анархистском подполье с целью свержения царского самодержавия . [ 10 ] [ 11 ] Его политические симпатии также связывали его с народническим движением, к которому он присоединился одновременно с другими молодыми бессарабскими интеллектуалами ( Виктор Крэсеску , Аксинте Фрунзэ , Константин Стере , Николае Зубку-Кодряну ), которые видели связь между своей националистической борьбой и аграрным делом. русских народников [ 12 ] [ 13 ] (считается, что он был лично знаком с аграрным теоретиком и отцом-народником Александром Герценом ). [ 10 ]

В Швейцарии

[ редактировать ]

Подрывная деятельность привлекла внимание царских властей к Замфиру, особенно после его участия в Нечаева в 1869 году. нигилистическом заговоре Сергея [ 10 ] [ 14 ] Не имея возможности закончить учебу, Арборе был арестован и, по его собственным словам, будучи поставлен под сомнение, [ 3 ] даже отсидел политзаключенный в Петропавловской крепости и в Сибири . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] В конце концов, он добрался до Швейцарии , где связался с международными анархистскими деятелями, такими как Михаил Бакунин и Элизе Реклю . [ 10 ] [ 18 ] Арборе в течение значительного периода переписывался с последним, разделяя его интерес к социальной географии . [ 10 ] [ 13 ] [ 19 ] Его сложные отношения с радикальными ссыльными также привели к контактам с анархо-коммунистическим теоретиком Петром Кропоткиным. [ 10 ] [ 20 ] и болгарский анархист, симпатизирующий Христо Ботеву . [ 21 ] он также был Вместе с философом Василе Контой одним из немногих интеллектуалов румынского происхождения, которые напрямую вступили в Международную ассоциацию рабочих (Первый Интернационал), которая перегруппировала различные марксистские и анархистские сообщества Европы. [ 22 ] Одновременно Арборе был активным членом Революционного Братства Бакунина и, по словам историка-анархиста Джорджа Вудкока , одним из «самых влиятельных» среди русских пропагандистов бакунизма ; [ 23 ] политический историк Джеймс Х. Биллингтон также называет «Земфирия Ралли» «главным редактором Бакунина». [ 24 ]

Убеждения Арборе побудили его присоединиться к федерации Джура , анархистской ячейке в Первом Интернационале. [ 10 ] и стать посвященным в масонство (1872 г.). [ 6 ] Он стал категорически против маргинализации Бакунина во время Гаагского конгресса Первого Интернационала и подписал свое имя ( З. Ралли ) под письмом протеста вместе с Николаем Огаревым . [ 25 ] Также в 1872 году Арборе также участвовал в составлении брошюры на немецком языке , в которой задокументировано осуждение Бакуниным Нечаева: Ist Netshaejeff ein politischer Verbrecher oder nicht? («Нечаев политический преступник или нет?»). [ 26 ] Вместе с Бакуниным и Эррико Малатестой он лично участвовал в анархистской агитации, охватившей Реставрацию Испании в 1870-х годах: он лично помогал переводить письмо Бакунина иберийским анархистам , но их надежды спровоцировать новую революцию не увенчались успехом; Постепенно после этого момента Арборе и Бакунин отдалились друг от друга. [ 10 ] По мнению Вудкока, причиной этого «личного», а не идеологического конфликта стала «бестактная» поддержка Бакуниным противника Арборе Михаила Санжина , приведшего Арборе и его партнеров, «молодых бакунистов», к созданию организации «Революционное сообщество». [ 23 ] Причины и цели этой группы, другими членами которой были Владимир Гольштейн , Александр Эльсниц и Николай Иванович Жуковский , [ 23 ] были изложены в письме анархисту из Юры Джеймсу Гийому . [ 27 ]

Переехав из Цюриха в Женеву и известный прежде всего как Ралли , Арборе управлял социалистическим издательством, посредством которого он помогал популяризировать политические манифесты анархизма, а также свою собственную историю Парижской Коммуны . [ 10 ] [ 28 ] Он был среди тех, кто основал в 1875 году женевскую русскоязычную газету «Работник» («Рабочий»), которая связала фракцию «молодых бакунистов» с «Эсер» партией Веры Фигнер и « Сент-Имьер Интернэшнл» Реклю . [ 29 ] Один из его коллег там, будущий астроном Николай Александрович Морозов , вспоминал, что Арборе активно занимался редактированием новостей, поступающих из России, манипулируя ими для драматического эффекта и политического конформизма. [ 30 ] В 1875 году он также написал и опубликовал анархистский трактат «Сытые и голодные » и обращение к украинским крестьянам в Российской империи. [ 31 ]

Швейцарский период стал началом его новой семейной жизни. К тому времени Арборе был женат на россиянке Екатерине Хардиной. [ 32 ] [ 33 ] Приданое , которое она принесла, помогло поддержать его новое издательское предприятие. [ 28 ] Его старшим ребенком была дочь Екатерина Арборе-Ралли , будущая коммунистка, феминистка и воинствующий врач, родившаяся 11 ноября 1873 года в Бексе . [ 34 ] Его сын Думитру (Митицэ) родился 11 января 1877 года в Женеве. [ 35 ]

Переезд в Румынию

[ редактировать ]

Замфир Арборе впервые ступил в Румынию в 1873 году, когда он отправился из Женевы в Яссы , где встретился с молодым сторонником социалистов Евгением Лупу . [ 1 ] Позже он был в контакте с Ясским марксистским кружком Иоанна , Иосифа и Софии Надежде , посылая им книги Карла Маркса и его анархистских комментаторов ( Иоганн Мост , Карло Кафьеро ). [ 1 ] Арборе также установил контакты с социалистической ячейкой Бухареста . Он переписывался с некоторыми русскими социалистами, разбившими там лагерь, в первую очередь с Константином Доброжану-Гереа и Николае Зубку-Кодряну . Вместе они основали Общество студенческой культуры и солидарности — полуподпольный клуб, расположенный в отеле «Конкордия». [ 36 ]

Снова в Швейцарии он принял участие в жестоком восстании под красным флагом в Берне , организованном в 1877 году анархистским диссидентом Интернационала — предположительно, его жизнь была спасена коллегой-анархистом Жаком Гроссом . [ 37 ] В 1878 году Арборе был также редактором международной трибуны Революционного сообщества « Община» («Община»), которая издавалась как преемница «Работника» . [ 38 ]

По слухам, ему угрожали экстрадицией обратно в Российскую империю. [ 4 ] Замфир Арборе переехал в Румынию после начала русско-турецкой войны , в ходе которой страна, союзница России, получила независимость от Османской империи . Позже он вспоминал, что вдохновителем этого шага стал молодой румынский левый Мирча Розетти , с которым он впервые встретился во время визита Реклю в Веве . [ 39 ] Первоначальной целью Арборе было распространение революционной пропаганды среди солдат Российской императорской армии , но вскоре он обосновался в Бухаресте. [ 40 ] Именно там у Арборе родилась вторая дочь Лолика, которая умерла, не достигнув зрелости. [ 10 ] [ 32 ] [ 41 ]

основал Позже Арборе вместе с другими изгнанниками Доброжану-Гереа, Зубку-Кодряну, Павлом Аксельродом и Николаем Судзиловским (Расселом) подпольное политическое движение, агитирующее за дело бессарабских румын; Говорят, что посредством этой группы он получил доступ в правящую Национал-либеральную партию и даже заслужил скрытую поддержку со стороны двух ее ведущих фигур, Иона Брэтиану и К.А. Розетти (отца Мирчи Розетти). [ 42 ] Позже Арборе говорил о Брэтиану как о скрытом стороннике его проектов по подрыву российского правительства. [ 43 ] Кроме того, утверждается, что CA Rosetti лично помогал Арборе и Зубку-Кодреану, которые жили в одной квартире в Бухаресте, уклониться как от постоянного контроля со стороны румынской полиции , так и от угрозы экстрадиции. [ 1 ] В мае 1877 года полицейские силы разгромили гостиничный клуб «Конкордия», арестовав различных его членов. [ 36 ] Связи Арборе не увенчались успехом, когда дело дошло до спасения Доброжану-Гереа, похищенного и депортированного русской армией осенью 1877 года, хотя в конечном итоге он помог выследить Гереа в России. [ 44 ] Три года спустя, когда Доброжану-Гереа сбежал обратно в Румынию, Арборе помогла ему открыть ресторан на станции Плоешти , откуда Геря содержал свою семью. [ 45 ]

Другой деятель национал-либералов, бессарабский историк Богдан Петричеику Хасдеу , также поддерживал дружбу с Арборе. По собственным воспоминаниям Арборе, хотя его и Хасдеу разделяли «политико-социальные взгляды», их сблизила недавняя смерть Юлии Хасдеу и Лолики Арборе. [ 41 ] Их общая потеря, вспоминала Арборе, побудила их обоих искать интеллектуального утешения в спиритизме или спиритизме : Арборе, которая переписывалась со спиритистами Камиллой Фламмарионом и Уильямом Круксом , вспоминала, что присоединилась к тайному спиритуалистическому кружку, сформированному в доме Хасдеу, и над ней высмеивали в румынская пресса по этому вопросу. [ 41 ] Хасдеу был одним из знатных гостей в доме Арборе. [ 46 ]

Политика 1880-х годов

[ редактировать ]
Аллегорическая иллюстрация социалистических целей Румынии. Новый Свет , 1895 год.

После процесса четырнадцати Революционное сообщество и все другие бакунистские группы проигрывали битву перед возобновившимися царскими репрессиями. [ 47 ] Арборе, который теперь критиковал бакинский анархизм, быстро пришел к выводу, что социалистическая партия необходима как более радикальная альтернатива румынской двухпартийной системе : в 1879 году он помог организовать первую в истории конференцию румынских социалистических клубов и, в течение следующих месяцев был членом редакции социалистического обозрения România Viitoare (в результате его участия в журнал также вошли статьи Реклю и его брата Эли , а также у поэта Луи-Ксавье де Рикара ). [ 48 ] В следующем году он и Надейдес ненадолго контактировали с высокопоставленным политическим радикалом Титом Дунка , распространяя некоторое время газету Дунки Înainte! ("Вперед!"). [ 49 ]

В 1880 году, после неудавшегося покушения на Иона Брэтиану, социалистические круги столкнулись с подозрениями правительства и стали менее организованными, и эта ситуация продолжалась до выборов 1888 года . [ 50 ] В то время Арборе был редактором демократической газеты Розетти Românul , а позже перешел на аналогичную должность в газету левого толка Telegraful Român . [ 46 ] Также на этом этапе он подружился с буковинцем Михаем Эминеску Румынии , позже признанным национальным поэтом , но в то время второстепенной фигурой в бухарестской прессе. Эминеску, который работал на Консервативной партии трибуну Тимпул , признался Арборе в своем пессимистическом видении румынского общества. [ 51 ] Считается, что на этом этапе Арборе помог другим социалистам иностранного происхождения найти убежище в Румынии: в частности, помог Петру (Петру) Александрову, зятю писателя Владимира Короленко , в получении лицензии на медицинскую практику. в Тулче и при защите себя во время последующих полицейских расследований. [ 52 ] В 1881 году он сам получил гражданство недавно провозглашенного Королевства Румыния . [ 3 ] [ 10 ]

К лету 1883 года, когда Арборе тоже потерял поддержку национал-либералов и был ненадолго изгнан из Румынии, Эминеску заболел психическим заболеванием (в конце концов он умер в относительной изоляции в 1889 году). [ 53 ] Около 1890 года Арборе был корреспондентом Фредерика Даме бухарестской газеты «Либерте Румэн » с разоблачительными младшего офицера болгарского флота Владимира Кисимова. статьями о похищении русскими шпионами [ 54 ] Его третья дочь Нина , позже известная как художница, родилась в январе 1888 года. [ 55 ] Старшая, Екатерина, уже делала свои первые шаги в социалистической политике, будучи делегатом Международного студенческого конгресса, проходившего в Джурджу . [ 33 ]

Тем временем Замфир Арборе постепенно интегрировался в румынскую государственную службу: работая клерком Государственного архива , он стал статистиком на службе в мэрии Бухареста (с 1896 по 1920 год). [ 56 ] Как социалистический активист, он собирался поддержать фракцию Доброжану-Гереа и Константина Милле , которые опубликовали обзор Lumea Nouă и в конечном итоге создали недолговечную Румынскую социал-демократическую рабочую партию (СДМР). [ 57 ]

Амикул Копилор и научная работа

[ редактировать ]
Титульный лист Бессарабии в XIX веке (1898 г.)
Титульный лист Корнелиуса Дьяконовича , Румынской энциклопедии , последний том (1904 г.)

С 1891 по 1898 год он и Виктор Крэсеску (подписавший псевдоним Штефан Басарабеску ) были основателями и менеджерами журнала Amicul Copiilor («Друг детей»), который распространял классические произведения детской литературы. [ 46 ] и иногда его называют первым журналом комиксов в истории Румынии. [ 58 ] Хасдеу, один из ее главных авторов, [ 59 ] иногда упоминается как человек, стоящий за Amicul Copiilor . [ 58 ] Сам Арборе экспериментировал с этим жанром, публикуя детские версии «Дон Кихота» , «Тартарена Тарасконского» и «Робинзона Крузо» , а также популярные истории — одну о Древнем Египте , другую о мятежнике 1821 года Тюдоре Владимиреску . [ 60 ] Хасдеу привлек Арборе к участию в проекте начала 1899 года по созданию профессиональной ассоциации писателей в рамках своего Общества прессы (настоящее Общество румынских писателей было создано только примерно 10 лет спустя, после смерти Хасдеу). [ 61 ]

В качестве статистика Арборе отвечал за бухарестский «Buletinul Statistic» («Статистический бюллетень») и библиотеку мэрии, которая под его руководством приобрела несколько тысяч новых книг. [ 46 ] России Совместно с Иоаном Нэдейде Арборе перевел на румынский язык Торговый кодекс . [ 46 ] Параллельно он завершил свое главное и самое продолжительное исследование по этнографии « Бессарабия în secolul XIX» («Бессарабия в XIX веке»), впервые опубликованное в 1898 году. [ 3 ] [ 13 ] Его автор получил ежегодную Иона Хелиаде Рэдулеску премию Румынской академии . [ 6 ] [ 13 ] [ 62 ] С 1903 года он также преподавал русский язык в Бухарестской военной школе . [ 4 ] [ 56 ] Арборе продолжил свою научную работу, выпустив в 1904 году Dictionar geografic al Basarabiei Географический словарь Бессарабии»). [ 6 ] [ 13 ] В том же году он был добровольным автором статей на бессарабскую тематику в первом в истории румынском энциклопедическом словаре: Enciclopedia română , изданном в Австро-Венгрии Корнелиусом Дьяконовичем и культурным обществом ASTRA . [ 63 ]

В 1906 году, во время Национальной выставки, проводившейся в честь прославления Румынского королевства (и за год до крупномасштабного крестьянского восстания ), Арборе присоединился к научному комитету, который курировал академическое исследование положения румынских крестьян, главным автором которого был воинственный социолог Г. Д. Скраба . [ 64 ]

Революция 1905 года

[ редактировать ]
Румынские пограничники обследуют восточное побережье Прута , где загорелись бессарабские деревни ( The Illustrated London News , январь 1906 г.)

До и во время русской революции 1905 года Арборе также занимался переправкой подрывных произведений литературы через румынско-российскую границу, надеясь спровоцировать восстание среди бессарабских румынских крестьян и интеллектуалов. [ 4 ] [ 13 ] [ 65 ] [ 66 ] Теодор Инкулет, теолог и политический агитатор, был одним из его знакомых там. Как позже писал Инкулет, книги, «присланные Арбуре», были однозначно «антироссийскими». [ 65 ]

В 1904 году Михаил Николаевич фон Гирс , посол России в Румынии , предупредил премьер-министра национал-либералов Димитрия Стурдзу , что «мистер Ралли-Арборе» намеревался послать в Россию множество небольших пакетов брошюр, которые будут доставлены специальной сетью социалистических агентов. [ 46 ] Этот обмен нотами перерос в крупный дипломатический инцидент, когда некоторые из контрабандных книг были конфискованы российскими чиновниками и в них обнаружено огнестрельное оружие. [ 4 ] [ 10 ] [ 46 ] Арборе был выбран для экстрадиции, но спасен благодаря заступничеству Таке Ионеску , министра внутренних дел , которому даже удалось отправить оружие обратно в Румынию. [ 4 ] [ 46 ] Это было началом необычайно близких отношений с консервативной средой Румынии и королем Каролем I (которому он посвятил том своих мемуаров ). [ 4 ] Как сообщается, в качестве услуги бессарабскому активисту Кэрол должна была разрешить безопасный проезд в Румынию разыскиваемому российскому эсэрскому убийце Борису Савинкову . [ 4 ] По словам самого Арборе, Кэрол, «основательница современной Румынии», в частном порядке возмущалась национальной политикой России в отношении Бессарабии. [ 43 ]

Замфир Арборе также принял в своем доме , беженцев -потемкинцев в том числе матроса-социалиста Афанасия Матушенко , который стал его близким другом. [ 46 ] Еще один личный триумф он зарегистрировал в 1905 году, когда его стареющий друг Реклю также отправился в Румынию. [ 10 ] Однако к тому времени его главный интерес находился за пределами социалистической или анархической политики. Вместе с Петру Казаку Арборе основал и редактировал газету «Басарабия» , которая печаталась в Швейцарии, но тайно распространялась в Российской империи во время революции. «Басарабия» прекратила тираж после шести номеров подряд и на протяжении всего своего существования позиционировала себя как кишиневская газета (хотя ее редакция находилась в Женеве). [ 67 ]

Непосредственный предшественник юридической Бессарабии 1906 года, она была известна радикальной поддержкой Бессарабской автономии, требованиями всеобщего избирательного права и принятием современного румынского алфавита вместо традиционных молдавских кириллических букв . [ 68 ] В своем последнем номере газета «Арборе и Казан» опубликовала программу зарождающейся Национальной молдавской партии . [ 69 ] После того, как революция смягчила репрессии, Арборе также смог сотрудничать с петербургским социалистическим журналом «Былое» , который опубликовал его биографический очерк о Сергее Нечаеве . [ 70 ] [ 71 ] Текст, подписанный Земфиром Ралли Арборе , включает в себя, в частности, подробности изолированного политического мировоззрения Нечаева, которое, как утверждал Арборе, было напрямую связано с якобинскими теоретиками и агитаторами XVIII века ( Максимилианом де Робеспьером , Филиппом Буонарроти ), а не с более поздними социалистическими школами. [ 71 ]

Милковула и PSDR Связи Общества

[ редактировать ]

К 1908 году Арборе основал еще одно место проведения пробессарабской политической активности — Общество Милковул (названное в честь реки Мильцов , символа румынского единства). Вскоре в ассоциацию проник российский шпион Георге В. Мадан : разоблаченный в результате публичного скандала, Мадан был исключен из Милковула собственным голосованием Арборе. [ 72 ] Полемика привлекла внимание румынской секретной службы Sigurança Statului , агенты которой подозревали, вероятно, не без оснований, что Арборе поддерживал контакты с Маданом в течение следующего периода. [ 72 ] В июне 1909 года ежедневная газета Константина Милле «Адевэрул » напечатала черновик мемуаров Арборе, посвященных политическим взглядам Эминеску. [ 51 ]

В те же годы Арборе принял новое поколение румынских социалистических лидеров и лидеров местного рабочего движения , которые попытались воссоздать социалистическую партию из несуществующей СДМР: Кристиан Раковский , Георге Кристеску , И.К. Фриму и Н.Д. Коча . [ 46 ] Арборе не присоединился к Румынской социал-демократической партии (ПСДР), созданной Раковским в 1910 году, но был специальным гостем на ее собраниях. [ 46 ] Таким образом, он присутствовал на митинге ПСДР в 1912 году в Сала Дачия , где, в соответствии с политическими принципами Раковского, говорил о необходимости сдерживания российского империализма ; [ 73 ] по случаю столетия оккупации Бессарабии он также обратился к румынским студенческим организациям, информируя их о положении дел в российских владениях. [ 43 ] Арборе также утверждал, что некоторые жестокие анархисты на самом деле были российскими агентами: по его словам, подозреваемый в терроризме Илие Кэтэрэу был тайным филиалом лоялистской черной сотни . [ 17 ]

В сентябре 1914 года Арборе был удостоен праздничного собрания ПСДР в честь 50-летия Первого Интернационала. [ 46 ] Параллельно он оказывал внешнюю поддержку усилиям по созданию профсоюзов, в частности, будучи почетным гостем на торжествах Союза румынских журналистов в мае 1912 года, где он в основном говорил о Бессарабии. [ 74 ] Его первенец, который к тому времени внес свой первый вклад в социальную медицину , стал непосредственно сотрудничать с PSDR и клубом România Muncitoare , а также в 1912 году был избран в Исполнительный комитет PSDR. [ 75 ] Думитру, инженер-химик в процветающей нефтяной промышленности , и Нина, начинающая художница, также были связаны с PSDR на низовом уровне. [ 55 ]

В этот период бессарабский ученый также заинтересовался развитием сближения между Румынией и Королевством Болгария , новым южным соседом Румынии. Это отразилось в его многочисленных вкладах в славистику и филологию . Его румынско- болгарский словарь «Българо-румънский речник» был напечатан в 1909 году. [ 76 ] В 1912 году Арборе перевел и опубликовал для газеты «Минерва» манифест 1886 года «К румынскому народу», подписанный болгарским революционером Захари Стояновым , в котором Стоянов говорил о «моральном долге» своей страны по отношению к Румынии и сожалел о медленном сползании к этническому соперничеству. [ 77 ]

Споры Первой мировой войны

[ редактировать ]

Деятельность Арборе как публициста, активиста и газетчика вспыхнула на ранних этапах Первой мировой войны , когда Румыния колебалась между присоединением к державам Антанты или соблюдением своих свободных обязательств перед центральными державами , и в частности, Германской империей . Как и другие бессарабские изгнанники, Арборе возражал против первого варианта, поскольку он бросил Румынию в один лагерь с Российской империей, открыв путь русскому господству в Румынии, оставив при этом Бессарабию угнетенной и обрусевшей ; озабоченность энтентистов румынами Трансильвании и Буковины он также назвал чрезмерную , заявив, что Австро-Венгрия неизбежно превратится в демократическую федерацию после окончания войны. [ 78 ] Эти идеи нашли свое отражение в его военных статьях для газеты Seara и в его отдельных политических эссе: Autonomia sau anexarea 1914 года. Трансильвания и Буковина («Автономия или аннексия. Трансильвания и Буковина»), Liberarea Basarabiei 1915 года («Освобождение Бессарабии») и Украина 1916 года и Румыния Украина и Румыния»). [ 79 ]

Из них «Liberarea Basarabiei» была напечатана при поддержке одноименного политического общества «Лига освобождения Бессарабии». [ 80 ] ПСДР Позиция Арборе была совместима с цинммервальдским нейтрализмом : к 1915 году Екатерина Арборе также была известна своими политическими заявлениями против российского союза. [ 81 ] На международном уровне ее отец сотрудничал с Annales des Nationalités , антиимпериалистическим периодическим изданием, выпускаемым Жаном Пелисье и Юозасом Габрисом . [ 46 ] Возникло подозрение, что Арборе также получал зарплату от немецкой разведки, получая не менее 28 000 леев . по таким каналам [ 82 ]

Летом 1916 года Румыния разочаровала Арборе, объединившись с Антантой. После непродолжительного наступления на Трансильванию румынские сухопутные войска потерпели поражение, и центральные державы вторглись в южную Румынию . Арборе остался в оккупированном немцами Бухаресте, в то время как законное правительство отошло в Яссы и сохраняло в целом дружественное, но сдержанное отношение к оккупантам. [ 83 ] Он был менее активен как журналист и активист, но сотрудничал с германофильской ежедневной газетой «Люмина» , издаваемой бессарабским активистом Константином Стере , и однажды читал лекции по бессарабскому вопросу в апреле 1918 года. [ 84 ] Арборе также вёл себя сдержанно во время перемирия 1918 года , когда с молчаливого согласия Германии Румыния объединилась с Бессарабией . По общему мнению, Стере, который вел переговоры об унии с Бессарабским собранием , не доверял Арборе и отодвинул его на второй план во время событий. [ 83 ]

В своем отчете о годах войны Арборе утверждал, что его несколько раз арестовывали оккупационные власти, но это утверждение, отмечает Бойя, остается непроверенным и сомнительным. [ 85 ] Арборе возвращался к социалистическому дискурсу, вероятно, возродившемуся и измененному новостями об Октябрьской революции в России. [ 4 ] [ 85 ] В тот период он лично интересовался судьбой русских военнопленных, содержавшихся на оккупированной территории, и в письме академику-германофилу Иоанну Биану говорил о необходимости популяризации революционных идей среди этой конкретной группы. [ 85 ]

Сенатор и политический подозреваемый

[ редактировать ]
Арборе в 1920-е годы, рисунок Нади Булыгиной.

После того, как неожиданное поражение Германии в ноябре 1918 года принесло моральную победу румынским энтентистам и возвращение энтентистских сил в правительство, Арборе выдержал критику как предполагаемый пособник врага . В этом контексте он объединился с новой радикальной силой, Крестьянской партией , и баллотировался на политический пост в территории, которая к тому времени называлась Великой Румынией . Во время выборов в ноябре 1919 года он представил себя кандидатом в Сенат от Кишинева , Бессарабия, и был избран. [ 85 ] Его новое политическое кредо было изложено в его речи в Сенате от 27 декабря 1918 года, в которой основное внимание уделялось предложениям об изменении конституционного режима 1866 года и внесении поправок в довоенную традицию централизованного управления , а также излагались его основные меры защиты от подозрений в коллаборационизме. [ 85 ] Его дочь Екатерина оказалась под подозрением из-за воинственной деятельности Социалистической партии Румынии . Она еще больше вызвала недовольство общественности, когда, будучи основателем Коммунистической партии Румынии , поддержала самоопределение Бессарабии и ее отделение от Румынии в соответствии с Коминтерна . политикой [ 86 ] После нескольких арестов она добилась права присоединения к советскому государству. [ 4 ] [ 35 ] Думитру Арборе также вступил в Коммунистическую партию, находился под наблюдением властей за проведение заговорщических сессий в своем доме в уезде Прахова , но остался в Румынии, где и погиб в результате несчастного случая в октябре 1921 года. [ 87 ]

Арборе потерял свое место в Сенате, когда парламент был распущен королем Фердинандом I ; Вскоре после этого он покинул Крестьянскую партию, перешел в оппозицию и был переизбран в Сенат в качестве кандидата от Народной партии на выборах летом 1920 года . [ 85 ] В конце 1920 года он был соучредителем и секретарем Социалистической крестьянской партии вместе с драматургом Ионом Перецем , публицистом Иоаном Пангалом , аббатом Юлиу Скрибаном и др. [ 88 ]

Отстраненный от национальной политики, Арборе вновь сосредоточился на своей журналистской деятельности и оказался в авангарде румынского масонства . Его членство в местном филиале Великого Востока Франции было подтверждено в декабре 1922 года Михаилом Норадунгяном , и он был признан масоном 33-го ранга, досточтимым магистром ложи по правам человека (находится в Бухаресте). [ 6 ] 23 апреля 1923 года Арборе был избран Великим Магистром крупной ветви Румынского Шотландского Устава , Великой Ложи (Великий Магистр пожизненно после 1930 года), и с 1929 года был Великим Оратором Румынии в Высшем Совете Шотландского Устава. [ 6 ] Эти акции были тщательно изучены антимасонскими крайне правыми : на публичной конференции Николае Паулеску из Лиги национальной христианской защиты назвал Арборе Великим Магистром «жидско-румынской масонской группы». [ 89 ]

Его собственные крайне левые взгляды к тому времени контрастировали с его позициями на государственной службе, которые он сохранял, даже когда его дочь Екатерина становилась персоной нон грата . [ 4 ] В 1923 году Арборе опубликовал новую часть своих мемуаров под названием « În temnişele ruseşti» («В русских подземельях»). [ 90 ] В марте 1924 года он сменил Василе Гензула на посту редакционного директора « Фурницы » («Муравей»). Кооперативно . - аграрный журнал выходил раз в два месяца в Бессарабии и печатал приложение на русском языке [ 91 ] Он по-прежнему сотрудничал с центральной левой прессой: в декабре 1926 года Адевэрул опубликовал свою статью о сербском политике Николе Пашиче , несуществующем лидере Народной радикальной партии . [ 27 ] В этот промежуток Екатерина попыталась вернуться в Румынию. По мнению журналиста Виктора Фрунзэ, она пыталась скрыть растущее разочарование в коммунизме под предлогом того, что ей нужно позаботиться о своем больном отце. [ 92 ] Румынские власти не разрешили ей въезд в страну, и она была вынуждена вернуться. [ 93 ] Замфир и его жена ранее усыновили маленького ребенка Думитру, Замфира Думитру Арборе. [ 55 ]

Последние годы

[ редактировать ]

В 1930 году недавно овдовевшая [ 32 ] Замфир Арборе был уволен с должности преподавателя в Бухарестской военной школе , где он также читал лекции по географии и топографии . [ 4 ] В последние годы своей жизни Арборе время от времени писал » Пана Халиппы обзор «Viaa Basarabiei . [ 10 ] [ 94 ] Кроме того, его революционное прошлое, в частности его ранние отношения с Христо Ботевым , также стали предметом интервью с журналистом Василе Кристу. [ 95 ] Его собственная работа в качестве исследователя включала недатированную монографию о его друге и союзнике Зубку-Кодряну, умершем в 1878 году ( O pagină din istoriasociaismului român , «Страница в истории румынского социализма»), [ 13 ] [ 96 ] а также сборники воспоминаний: «Темница си изгнание» («Тюрьма и ссылка») и «В изгнании». Мои воспоминания («В изгнании. Мои воспоминания»). [ 10 ]

Замфир Арборе умер в Бухаресте 2 или 3 апреля 1933 года. [ 6 ] Он был похоронен на кладбище Сфынта Винери вместе с Екатериной, Думитру и Лоликой Арборе. [ 32 ] Как ни парадоксально, его похоронная церемония включала в себя как военные почести, связанные с его положением в Военной школе, так и революционные речи, произнесенные его товарищами-социалистами. [ 4 ] Социалистическая трибуна Societatea de Mâine опубликовала некролог, в котором Арборе названа «одной из самых выдающихся представительных фигур [в социализме] и одним из самых достойных примеров для всех последующих поколений, любящих людей». [ 42 ]

Политические и научные теории

[ редактировать ]

Политическая программа Арборе

[ редактировать ]

Несмотря на официальное продвижение по службе, Замфир Арборе имел серьезные проблемы с интеграцией своих взглядов в политический ландшафт Румынии 20-го века. [ 4 ] [ 10 ] [ 12 ] Критик и политический историк Иоан Станомир пишет, что Арборе, «агент, ускоряющий революцию», был «аристократом, одушевленным драматической ненавистью к себе». [ 97 ] Его народнические идеалы со временем угасли: по словам историка литературы Леонида Чемортана , Арборе потерпел «полное поражение» в своей народнической деятельности, осознал, что это «недосягаемая мечта», но, тем не менее, не смог «проверить и исправить» свое видение. [ 12 ] Арборе, который никогда не регистрировал своего членства ни в одной румынской социалистической партии или фракции, [ 46 ] как сообщается, был озадачен антисемитизмом, распространенным в его приемной стране, в том числе среди румынских социалистов и профсоюзных деятелей . [ 10 ]

Его переход от анархизма к более умеренной платформе проявился и в его подходе к бессарабскому вопросу. В 1905 году его газета «Басарабия» связала требования социальной реформы с политическими и культурными целями, одобрив запланированную земельную реформу и потребовав официального использования румынского (« молдавского ») языка в административном аппарате и Бессарабской православной церкви . [ 98 ] Его требование самоуправления вокруг расширенного Сфата («Ассамблеи») отсылало к обещаниям, данным при создании Бессарабской губернии . [ 69 ] Вся программа, как отмечает ученый Марчел Митрашка, была одним из первых проявлений «бессарабского [румынского] национализма », прототипа повестки дня, которую позже поддержала Национальная молдавская партия . [ 99 ] Политические аналитики Михай Черненку и Игорь Боцан предполагают, что политическая доктрина, поддерживаемая Бессарабией, была одновременно ранним примером бессарабского либерализма и региональной принадлежностью к Конституционно-демократической партии , в некоторой степени пропитанной доктринами социал-демократии . [ 69 ] В более близком плане Арборе рассматривал возможность создания независимой Бессарабии, свободной от того, что он считал крайностями румынского национализма. [ 10 ]

К концу своей жизни он публично заявил о своем разочаровании политической обстановкой Великой Румынии и объяснил свое возвращение к социализму. В статье в газете «Viaa Basarabiei» он заявил: «Куда бы я ни посмотрел вокруг, я вижу только разложение. Старые и молодые, образованные и неграмотные — все ведут себя одинаково, даже не задаваясь вопросом, в чем смысл их жизни в целом». прогресс человечества. Живя внутри румынского общества, я, например, не смог влиться в него [...] у меня не было и до сих пор нет друзей в Румынии». [ 10 ] Его позиция, включая утверждения о том, что Бессарабия была колонизирована хищными румынами из других провинций, возмутила газетчика-националиста Александру «Иона Горуна» Ходоша , который написал, что Арборе больше не искренне интересовался национальным единством, а скорее демонстрировал «необходимость обнаружить, под любой румынской формой — убийца населения Бессарабии». [ 100 ]

Основные исследования Арборе по истории Бессарабии и местной географии сочетали в себе научные и политические цели. Якобы вдохновленный схожими интересами Елисеи Реклю , географический словарь аль-Басарабии был первым в истории настоящим бессарабским справочником . [ 10 ] В своих двух работах о Бессарабии Арборе стремился представить подробный отчет об экономической и социальной географии . В частности, он провел инвентаризацию деревень, первоначально заселенных свободными крестьянами ( разеши ), насчитывая 151 такой населенный пункт в центральной Бессарабии и 4 в Буджаке . [ 101 ]

В целом, политизированный аспект его вклада также имел негативный оттенок. По мнению литературного критика Богдана Крецу (который опирается на выводы историка литературы Леонте Иванова), Арборе также был ответственен за распространение стереотипного образа Российской империи и ее жителей. [ 102 ] До 1914 года Арборе выступал с обвинительными заявлениями по поводу русификации и экспансии Русской Православной Церкви в Бессарабию: изображая Русский Синод как еретическое, неправославное учреждение, он утверждал, что церковные чиновники сжигали румынские книги для отопления. [ 43 ]

Германофилия и русофобия

[ редактировать ]

Позиция Арборе во время войны, в частности его предполагаемая поддержка центральных держав сравнил , Луциан Бойя с позицией своего соотечественника-бессарабца Константина Стере , за исключением того, что Арборе был скорее политическим радикалом, выступавшим против царского самодержавия , чем националистом или русофобом . [ 103 ] Однако еще в 1912 году Арборе предвидел всеобщее восстание против России, в котором участвовали бы также поляки и финны . [ 43 ] В Autonomia sau anexarea он утверждал, что «проклятая Россия» тайно хотела втянуть Румынию в войну с австро-венгерскими провинциями, населенными румынами, и взамен расширить свою территорию на юг, в дельту Дуная и Добруджу . [ 9 ] Поэтому Арборе считал союз Трансильвании безнадежным проектом; его утешением для румын, как трансильванских, так и буковинских, была федерализация Австро-Венгрии . Позже он утверждал, что его убеждения по трансильванскому вопросу были очень похожи на скептическую лояльность Габсбургам трансильванских политиков, от Евгения Броте и Иоанна Славичи до Аурела Поповичи . [ 85 ]

В статьях, которые он опубликовал в Seara, выступающие за Антанту, с удивлением отмечалось, что франкофилы, были больше заинтересованы в спасении Франции, чем в судьбе бессарабских румын. [ 84 ] Освобождение Бессарабии , утверждает Марчел Митрашка, было одним из немногих избранных проявлений румынских национальных настроений в защиту освобождения Бессарабии на пике военной агитации, наряду с аналогичными манифестами Стере, Аксинте Фрунзэ , Думитру К. Морузи и т. д. [ 104 ] Политическая теория Арборе позже была расширена до германофильского манифеста: Арборе утверждал, что единственным вариантом для Румынии было сплотиться с «врагами России» на Восточном фронте , ограничивая европейскую Россию «этнографическими» границами древней Московии ; альтернатива, предупредил он, заключается в том, что мускалиме москали ») в конечном итоге аннексируют Румынию и всех ее ирредента . [ 9 ] Он снова описал румынские перспективы «освобождения Бессарабии» как неразрывно связанные с спонсируемой Германией эмансипацией Конгресса Польши , Великого Княжества Финляндского и Украины . [ 9 ] В статье для Seara в августе 1915 года Арборе приветствовал немецкий народ как более «просвещенного» бойца, который накопил «колоссальную жизненную энергию » и поэтому был готов выйти победителем. [ 84 ]

В программе «Украина и Румыния » Замфир Арборе выступил против мнений, высказанных румынским историком-националистом Николае Йоргой , ведущей фигурой в политике, поддерживающей Антанту, который отрицал существование особой украинской идентичности . На самом деле, утверждал Арборе, культурное разделение между украинцами и русскими было оправдано историей и благоприятно для дела Румынии: поскольку Российская империя не могла надеяться стать федерацией, а независимая Украина, следовательно, была неизбежна, «украинское государство будьте мирным соседом Великой Румынии ». [ 105 ]

По словам Лусиана Бойя, публичная позиция Арборе в условиях фактической немецкой оккупации на удивление смягчилась. [ 83 ] Его единственная статья в «Люмине» может возникнуть многонациональная федерация (ноябрь 1917 г.) рассматривала российский вопрос в совершенно иных терминах, предсказывая, что вокруг Временного правительства России . [ 84 ] Его публичные лекции о Бессарабии в 1918 году были сосредоточены на географической и статистической информации: «Можно было ожидать большего», - отмечает Бойя. [ 84 ] Арборе был более откровенен в межвоенный период : его речь в декабре 1918 года потребовала гарантий прав меньшинств в Великой Румынии, приветствовала политику Советской России как освободительной силы и предсказала победу большевиков в Гражданской войне в России . [ 85 ] По этому случаю Арборе также потребовал освобождения активистов Социалистической партии, содержащихся под стражей в Румынии, а также освобождения трансильванского коллаборациониста Славича. [ 85 ]

Наследие

[ редактировать ]
Дерево на марке Молдовы 2023 года.

Влияние на академические круги

[ редактировать ]

Как историческая личность и историк, Замфир Арборе получил неоднозначные отзывы со стороны других ученых. Его по Viaa Basarabiei партнер Пан Халиппа отметил, что историческая, но незначительная заслуга Арборе в противодействии « русификации » была эквивалентна заслугам других бессарабских бояр и писателей разных эпох: Стере, Алеку Донича , Александру Хайдеу , Богдана Петричеику Хасдеу и Константина Стамати . [ 106 ] Несмотря на то, что Николае Йорга был идеологическим противником Арборе, он также называл своего бессарабского коллегу пионером румынского бессарабского активизма. [ 10 ] [ 107 ] Вместо этого социолог Анри Х. Шталь сосредоточил внимание на вкладе Арборе как ученого. Шталь обсуждает его и Стере, наряду с теоретиком Константином Доброжану-Гереа и Николае Зубку-Кодряну , как одного из самых важных интеллектуалов в группе бывших народников, которые внесли свой вклад в левую школу социальных наук в Румынии. [ 13 ] Он отмечает, что Арборе выделялся в этой группе своими анархистскими идеалами, необычными в принявшей его Румынии. [ 13 ] Напротив, историк Сирил Э. Блэк оценил, что, в отличие от постнароднической теории попоранизма Стере , влияние Арборе в румынской политике было «незначительным». [ 108 ] Более спорным аспектом наследия Арборе являются постоянные обвинения в плагиате : его работы, как утверждается, заимствовали исследования различных других авторов, которым Арборе не отдавал должного внимания. [ 4 ]

Еще в 1879 году Доброжану-Гереа распространил некоторые воспоминания Арборе о революционной жизни, цитированные в качестве отрывков в его собственных эссе. [ 109 ] Одна из самых ранних историографических работ, прослеживающих социалистическую воинственность Арборе на протяжении всей жизни, была написана незадолго до смерти ее героя, в 1933 году. Автор И. К. Атанасиу, она называлась Mişcareasocialistă («Социалистическое движение»). [ 110 ] В том же году отчет о его деятельности в Женеве был опубликован в Павла Аксельрода . книге воспоминаний [ 16 ] Монография о жизни и творчестве Арборе была опубликована в 1936 году социологом Александру Сиделем. [ 13 ]

Арборес и коммунистическая цензура

[ редактировать ]

Из приемного Советского Союза старшая дочь Арборе Екатерина культивировала образ отца: в 1931 году она помогала публиковать фрагменты его воспоминаний о Михаиле Бакунине и Сергее Нечаеве , переведенные на русский язык и подписанные сокращенным именем З.К. Ралли . [ 4 ] Известная своей медицинской работой и политическим положением, Екатерина, тем не менее, была названа врагом советского народа , арестована и убита во время Великой чистки в конце 1930-х годов. [ 10 ] [ 13 ] [ 97 ] [ 111 ] , к Замфиру Арборе как писателю относились довольно терпимо В Советском Союзе и Молдавской ССР , созданной в 1940 году в результате советской оккупации Бессарабии . В конце 1940-х годов его имя было включено в длинный список авторов, официально запрещенных советским цензурным аппаратом . [ 112 ] Однако в последующие годы его официально цитировали и хвалили, что стало одним из немногих исключений из правила, ограничивавшего популяризацию румынской литературы (в отличие от Стере, произведения которого все еще находились под запретом). [ 113 ]

В Румынии у Арборе осталась дочь Нина (ум. 1942). Известен как румынский ученик Анри Матисса . [ 114 ] она сохраняла интерес к умеренным левым направлениям, присоединившись к группе, сформированной вокруг газеты Cuvântul Liber . [ 115 ] Ее племянник Замфир Думитру Арборе воевал против нацистской Германии во Второй мировой войне , получив Звезду Румынии . [ 55 ]

В послевоенной коммунистической Румынии Замфир Думитру Арборе работал государственным планировщиком и создал семью: его преемники все еще жили в семейном доме в Бухаресте в начале 1970-х годов. [ 55 ] Патриарх Арборес вновь открывался как ученый, особенно после либерализации 1960-х годов (когда Екатерина была посмертно реабилитирована ). [ 92 ] Однако коммунистическая цензура вмешалась в его различные переиздаваемые тексты, вырезав все замечания, которые могли показаться русофобскими. [ 85 ] скрывая свои политические сочинения от общественности, в то же время допуская некоторую экспозицию его географических трактатов. [ 10 ] Среди антикоммунистической румынской диаспоры генеалог Михай Дим. Стурдза завершил более подробный отчет о карьере Арборе, в котором были затронуты спорные аспекты, и был опубликован в словаре Стурдзы « Валахии Боярские семьи и Молдавии». [ 4 ] [ 97 ] Арманд Гошу отметил, что в эту запись вошли «лучшие страницы, когда-либо написанные о Замфире Арборе». [ 4 ] в то время как Иоан Станомир видит в нем реальный эквивалент « Федора Достоевского и Бесов» « » Джозефа Конрада Под глазами Запада . [ 97 ] В 1960-е годы изгнанный журналист Памфил Шейкару также включил множество ссылок на антироссийские тексты Арборе в свои антикоммунистические пропагандистские работы. [ 16 ] После румынской революции 1989 года имя Арборе вновь всплыло в националистической теории заговора , которая утверждает, что скатывание Михая Эминеску в психическое заболевание было инсценировано его более консервативными политическими соперниками. Согласно этой интерпретации, принудительное заключение Эминеску летом 1883 года должно было совпасть с изгнанием его друга Арборе. [ 53 ]

В Молдове и за рубежом

[ редактировать ]

Работы Арборе переиздавались в Молдове , независимой постсоветской республике, занимающей большую часть исторической Бессарабии. Молдавские историки литературы Ион Варта и Татьяна Варта курировали переиздание 2001 года « Бессарабия XIX века» ; в том же году издатель Румынского культурного фонда и издатель музея совместно редактировали его «Географический словарь Бессарабии » под руководством Юрия Колесника в качестве смотрителя. [ 116 ] Его имя присвоено улицам в Кишиневе и Бухаресте. Его усадьба Долна сохранилась как музей. [ 6 ]

Вклад Арборе также оказал влияние за пределами его непосредственного культурного контекста. Его мемуары вначале были рецензированы историком-анархистом Максом Неттлау , который назвал их неточными, не уточнив, в какой степени. [ 10 ] Позже различные сочинения Арборе-Ралли были изучены, переведены и сохранены марксистами в изгнании Борисом Николаевским и Егором Э. Лазаревым и переданы Гуверовскому институту . [ 117 ] В 1994 году американский историк Кейт Хитчинс описал Басарабию в XIX веке как «старое, в некотором смысле классическое» и «все еще полезное» румынское исследование Бессарабского вопроса. [ 118 ] Биография Арборе за 2009 год в анархистской библиотеке Кейт Шарпли фокусируется на его революционной карьере, а не на других его обязательствах, утверждая, что румынские обзоры его националистической политики, начиная с текстов Николае Йорги, являются «мистификацией», и отмечая, что его деятельность в Великой Румынии « еще предстоит расследовать». [ 10 ] Согласно тому же источнику, английский перевод «Temnită şi exil» находится в стадии разработки и рассматривается для публикации в канадском издательстве Black Cat Press. [ 10 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Фелеа (1971), стр. 9.
  2. ^ Бойя, стр. 143, 144. Имя Замфираче Ралли упоминается в Фелеа (1971), стр. 8.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Бойя, с. 143
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с (на румынском языке) Арманд Гошу , «О боярах без предрассудков». Архивировано 3 декабря 2011 г. в Wayback Machine , в Revista 22 , No. 778, февраль 2005 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Фелеа (1971), стр. 8.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж (на румынском языке) «Замфир Арборе» . Архивировано 5 февраля 2011 г. в Wayback Machine , биографическая запись в Объединенной национальной Великой Ложе Румынии . Архивировано 3 февраля 2011 г. в Wayback Machine ; получено 1 февраля 2011 г.
  7. ^ (на румынском языке) Александра Андрей, «Человек и искусство. Изабела Садовяну», в Timpul de Gorj , No. 8 (416), 22–28 февраля 2008 г.
  8. ^ Лист, стр. 48.
  9. ^ Jump up to: а б с д Бойя, с. 144
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Мария Лидия, Мартин Вейт, «Мемуары анархиста в Румынии. Замфир К. Арбуре (Ралли)». Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine , в KSL: Бюллетень библиотеки Кейт Шарпли , № 57, март 2009 г.
  11. ^ Бойя, стр. 143. См. также Фелеа (1971), стр. 8.
  12. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Леонид Чемортан , «Драма левых бессарабских интеллектуалов». Архивировано 21 июля 2011 года, в Wayback Machine , в Revista Sud-Est , No. 3/2000
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к (на румынском языке) Анри Х. Шталь , «Глава VII. Течение социалистической мысли». Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine , в книге «Мыслители и течения румынской социальной истории». Архивировано 16 ноября 2010 г. в Wayback Machine , e. -книжная версия на Бухарестского университета факультете социологии ; получено 1 февраля 2011 г.
  14. ^ Общество завтрашнего дня (май 1933 г.), с. 93. См. также Биллингтон, с. 397, 398, 620; Улам, с. 152, 177; Вудкок, с. 343
  15. ^ Общество завтрашнего дня (май 1933 г.), стр. 93; Фелеа (1971), стр. 8.
  16. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Джордж Станка , «Источники документации в Памфиле Шейкару. Тематическое исследование: эссе румыно-российские отношения ». Архивировано 2 октября 2011 г. в Wayback Machine , в Бабеш-Бойяи Университета «Эфемеридах» , Nr. 2/2010, с. 94
  17. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Атака Добричина. Мнение компетентного человека». Архивировано 21 марта 2014 г. в Wayback Machine , на румынском языке (Арад) , № 1. 40/1914, с. 6 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  18. ^ Паприка, с. 143; Фелеа (1971), с. 8-9, 10
  19. ^ Фелеа (1971), с. 9, 10. См. также Реестр Николаевского собрания , Серия № 183, с. 141
  20. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 183, с. 140; Серия № 212, с. 159
  21. ^ Христос, с. 17-18, 20; Фелеа (1971), с. 10
  22. ^ Кейт Хитчинс , «Румыния», в Марселе ван дер Линдене, Юргене Рояне, Формирование рабочих движений, 1870-1914: международная перспектива , Brill Publishers , Лейден, 1990, стр. 374. ISBN   90-04-09276-5
  23. ^ Jump up to: а б с Вудкок, с. 343
  24. ^ Биллингтон, с. 397
  25. ^ Мишель Мерво , Социализм и свобода: мысли и действия Николя Огарева (1813-1877) , Руанский университет и Институт рабовладельческих исследований , Роен, 1984, с. 531. ISBN   2-902618-54-9
  26. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 161, с. 129
  27. ^ Jump up to: а б Реестр Николаевского собрания , Серия № 183, с. 141
  28. ^ Jump up to: а б Фелеа (1971), стр. 8-9.
  29. ^ Вудкок, с. 343-344. См. также Опись Николаевского собрания , Серия № 183, стр. 139
  30. ^ Улам, с. 256
  31. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 161, с. 129; Серия № 183, с. 141
  32. ^ Jump up to: а б с д Георге Г. Безвичони, Некрополь столицы , Институт истории Николае Йорги , Бухарест, 1972, с. 53
  33. ^ Jump up to: а б Владислав И. Гросул, «Русская эмиграция в Румынии», в журнале «Исторический» , апрель 2011 г., с. 49
  34. ^ Фелеа (1971), с. 11
  35. ^ Jump up to: а б Фелеа (1971), стр. 13.
  36. ^ Jump up to: а б Константин Петкулеску, «Революционная и демократическая борьба румынских студентов. Молодые люди, достойные своей молодости», в журнале «Исторический» , июнь 1975 г., стр. 36.
  37. ^ Хууб Сандерс, «Коллекции Международного института социальной истории, Амстердам, с особым упором на Швейцарию», в книге Бриджит Штудер, Франсуа Валлоттон (ред.), Histoiresociale et mouvement ouvrier, 1848–1998. Социальная история и рабочее движение, 1848–1998 гг ., Éditions d'En-bas & Chronos Verlag, Лозанна и Цюрих, стр. 290-291. ISBN   2-8290-0226-1
  38. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 183, с. 139, 141. О журнале и его истории см. Woodcock, p. 344
  39. ^ Фелеа (1977), стр. 19.
  40. ^ Паприка, стр. 143; Фелеа (1971), стр. 9.
  41. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Замфир К. Арбуре, «Богдан Петричеко Хасдеу» , на Viaa Bessarabiei , No. 8/1932, стр. 1 (оцифровано Национальной библиотекой Молдовы )
  42. ^ Jump up to: а б Общество завтрашнего дня (май 1933 г.), стр. 93.
  43. ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) «От братьев. Из Румынии. Годовщина похищения Бессарабии». Архивировано 24 ноября 2016 г. в Wayback Machine , в Романуле (Арад) , № 1. 107/1912, стр. 4 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  44. ^ Фелеа (1977), с. 18
  45. ^ Фелеа (1977), с. 19; Дорин Стэнеску, « Ла Гереа …», в ​​журнале «Historic» , октябрь 2011 г., стр. 72
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Фелеа (1971), с. 10
  47. ^ Вудкок, с. 345-346
  48. ^ Фелеа (1971), с. 9-10
  49. ^ Аврамеску, с. 86-87
  50. ^ Аврамеску, с. 87
  51. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Д. Мурарашу, «Репрезентативные фигуры: Единство личности Эминеску». Архивировано 15 августа 2011 г. в Wayback Machine , в «Обществе завтрашнего дня» , No. 8 мая 1931 г., стр. 185 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  52. ^ Христос, с. 16, 18, 20
  53. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Николае Манолеску , «Potriveli si machinationsi». Архивировано 4 августа 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 6/2000
  54. ^ (на болгарском языке) Иван Алексиев, «120 лет болгарской VMS». Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Черном море , 23 марта 1999 г.
  55. ^ Jump up to: а б с д и Фелеа (1971), с. 14
  56. ^ Jump up to: а б Паприка, с. 143; Фелеа (1971), с. 10
  57. ^ Societatea de Mâine (май 1933 г.), стр. 93. См. также Felea (1971), стр. 10, Tismăneanu, стр. 66.
  58. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Вали Иван, «Мир детей прошлых лет» (интервью с Додо Ницэ). Архивировано 14 декабря 2007 г. в Wayback Machine , в Jurnalul Nacial , 2 июня 2007 г.; Дуанель Тронару, «120 лет румынским комиксам». Архивировано 18 декабря 2010 г. в Wayback Machine , в «Литературной и художественной правде» , 14 декабря 2010 г.
  59. ^ (на итальянском языке) « Amicul Copiilor ». Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine , запись в Cronologia della Letteratura rumena Moderna (1780-1914) базе данных , на университета факультете неолатинских языков и литературы Флорентийского ; получено 5 февраля 2011 г.
  60. ^ Фелеа (1971), стр. 10-11.
  61. ^ (на румынском языке) Кассиан Мария Спиридон , «Век литературной гильдии». Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , апрель 2008 г.
  62. ^ (на румынском языке) «Салон. Румынская академия: Генеральная сессия 1899 года. III. Публикации Академии». Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Family , No. 12/1899, стр. 142 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  63. ^ (на румынском языке) Корнелиус Дьяконович , « Романская энциклопедия (Отчет о завершении публикации, представленный Центральному комитету «Ассоциации» на его заседании 31 марта 1904 г.)». Архивировано 10 марта 2012 г. на Wayback. Машина , в Трансильвании , март – апрель 1904 г., с. 55 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  64. ^ (на румынском языке) Анри Х. Шталь , «Глава VI. Ион Ионеску из Брэда и течение воинственно-социальных монографий». Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine , в «Мыслителях и течениях румынской социальной истории». Архивировано 28 июля 2010 г. - 16 на Wayback Machine , электронная версия книги на Бухарестского университета факультете социологии ; получено 1 февраля 2011 г.
  65. ^ Jump up to: а б Иоан Лакуста , « Бессарабия , неизвестное число», в журнале «Исторический журнал» , апрель 2007 г., стр. 55
  66. ^ Паприка, с. 143; Фелеа (1971), с. 9, 10
  67. ^ Куликовский и Челчикова, стр. 37
  68. ^ Митрашка, с. 30. См. также Черненку и Боцан, с. 67-68
  69. ^ Jump up to: а б с Черненку и Боцан, с. 68
  70. ^ Биллингтон, с. 620
  71. ^ Jump up to: а б Зеев Ивианский , «Источник вдохновения революционного терроризма — Альянс Бакунина — Нечаева» , в Conflict Quarterly , лето 1988 г., стр. 58, 66 (оцифровано Университета Нью-Брансуика журналами электронного текстового центра )
  72. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Георге Негру, «Георге Мадан - агент Российской империи». Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Бухарестского университета. факультета журналистики Румынском журнале журналистики и коммуникации Архивировано 20 июля 2011 г., в Wayback Machine , №4/2008, с.72.
  73. ^ Лист, стр. 48, 90.
  74. ^ (на румынском языке) «Празднования прессы в Бухаресте. Торжества и банкет». Архивировано 21 марта 2014 г. в Wayback Machine , на румынском языке (Арад) , No. 113/1912, стр. 3-4 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  75. ^ Паприка, с. 336; Фелеа (1971), с. 11-13
  76. ^ (на румынском языке) Мариана Манджуля, «Etimologii revizuite». Архивировано 14 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Бухарестском университете Romanlavica XLV , 2009 г., стр. 122. См. также Фелеа (1971), с. 10
  77. ^ (на румынском языке) «Заметки. Моральный долг Болгарии перед Румынией». Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Лучафэруле , № 1. 32/1912, с. 741-742 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  78. ^ Бойя, с. 143-146
  79. ^ Бойя, с. 143-145
  80. ^ Митраска, с. 48
  81. ^ Паприка, с. 336-337; Лист, с. 90
  82. ^ Ион Русу Абрудяну , Румыния и мировая война: вклад в изучение истории нашей войны , Издательство Socec , Бухарест, 1921, с. 486
  83. ^ Jump up to: а б с Бойя, с. 145-146
  84. ^ Jump up to: а б с д и Бойя, с. 145
  85. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бойя, с. 146
  86. ^ Паприка, с. 337; Лист, с. 39-41, 48, 90. См. также Тисмэняну, с. 66, 76, 84, 87, 292, 319
  87. ^ Фелеа (1971), с. 13-14
  88. ^ (на румынском языке) "Informaziuni" . Архивировано 2 апреля 2012 г. в Wayback Machine , в Романуле (Арад) , Nr. 275/1920, с. 2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  89. ^ (на румынском языке) Николае Паулеску , «Масонство в Валахии после Рэсбоя». Архивировано 21 марта 2014 г. в Wayback Machine , в румынском Братстве , No. 16/1930, с. 188 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  90. ^ (на румынском языке) Д. Мурарашу, «Библиография» . Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Трансильвании , июнь – июль 1923 г., стр. 10. 296 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  91. ^ Куликовский и Челчикова, стр. 107
  92. ^ Jump up to: а б Лист, с. 90
  93. ^ Паприка, с. 337; Фелеа (1971), с. 13; Лист, с. 48
  94. ^ (на румынском языке) Ион Шпак , «Пантелимон Халиппа - основатель и менеджер газеты и журнала Viaa Basarabiei ». Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , в журнале «Литература и искусство» , 13 ноября 2008 г., стр. 3.
  95. ^ Христос, с. 17-18
  96. ^ Фелеа (1971), с. 10. Несмотря на румынское название, текст изначально был на русском языке. Перевод был опубликован Василе Кристу: (на румынском языке) Замфир Арборе, «Относительно г-на Николае Зубку Кодряну, первого румынского социалиста». Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine , в «Обществе завтрашнего дня» , No. 6 декабря 1936 г., с. 174-177 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  97. ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Иоан Станомир , «Люди, которые были». Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Word , No. 333, март 2005 г.
  98. ^ Черненку и Ботан, стр. 67-68; Митраска, стр. 30.
  99. ^ Митраска, стр. 30.
  100. ^ (на румынском языке) Александру Ходош , «Убийцы Бессарабии». Архивировано 21 марта 2014 г. в Wayback Machine , в нашей стране , No. 23/1923, стр. 727 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи онлайн-библиотекой Трансильванского , архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine )
  101. ^ (на румынском языке) Мария Чиголя, «Восточная граница поселений в Бессарабии». Архивировано 4 сентября 2011 г. в Wayback Machine в Университете Штефана чел Маре в Сучаве- Анале. Раздел географии. Архивировано 4 сентября 2011 г. в Wayback Machine , 2010, с. 117
  102. ^ (на румынском языке) Богдан Крецу , «Россия и ее образ в румынской литературе». Архивировано 21 сентября 2010 г. в Wayback Machine , в Ziarul Financiar , 10 сентября 2010 г.
  103. ^ Бойя, с. 143-144
  104. ^ Митраска, с. 31, 48
  105. ^ Бойя, с. 144-145
  106. ^ (на румынском языке) Пан Халиппа , «Unirea Bessarabiei cu Roman» (I). Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , в журнале «Литература и искусство» , 28 августа 2008 г., стр. 8.
  107. ^ (на румынском языке) Овидиу Олтян, Дорин Урсу, «Recenzii. M. Эминеску, Николае Йорга, Ион И. Нистор, Живая книга Бессарабии и Буковины ». Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine , в Университете 1 декабря. Алба Юлия Храм Воссоединения № 1. 1/2008, стр. 316-317.
  108. ^ Сирил Э. Блэк, «Россия и модернизация Балкан», в книге Чарльза Елавича, Барбары Елавича (ред.), « Балканы в переходный период: очерки развития балканской жизни и политики с восемнадцатого века » , University of California Press & Издательство Кембриджского университета , Беркли, Лос-Анджелес и Лондон, 1963, стр. 156. ОСЛК   561271340
  109. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 183, с. 140
  110. ^ Общество завтрашнего дня (май 1933 г.), стр. 93, 115.
  111. ^ Бойя, с. 337; Фрунзэ, с. 39-41, 90, 215; Тисмэняну, с. 84, 87, 96, 292, 319, 392. Фелеа (стр. 13) упоминает о своей различной деятельности, но не называет причину смерти.
  112. ^ (на румынском языке) Лилиана Коробка, «RSS Молдавская и румынская цензура». Архивировано 18 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Контрафорте , № 1. 11–12 (169–170), ноябрь – декабрь 2008 г.
  113. ^ (на румынском языке) Владимир Бешлегэ , «Национальное самосознание при тоталитарном коммунистическом режиме (IV) (RSSM 1956–1963)». Архивировано 18 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Контрафорте , № 1. 9–10 (131–132), сентябрь – октябрь 2005 г.; «Национальное самосознание при тоталитарном коммунистическом режиме (VII) - (РССМ 1956–1963)». Архивировано 18 марта 2012 г. в Wayback Machine , в Контрафорте , № 1. 2–3 (136–137), февраль – март 2006 г.
  114. Тюдор Октавиан , «Нина Арборе (1889–1942)», в Ziarul Financiar , 28 мая 2003 г.
  115. ^ Овидий Кромэлничану , Румынская литература между двумя мировыми войнами , Том I, Издательство Минерва , Бухарест, 1972, стр. 162. ОСЛК   490001217
  116. ^ (на румынском языке) Павел Бальмус, «Бессарабия - конец XIX века». Архивировано 22 мая 2011 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 1. 33/2005
  117. Реестр Николаевской коллекции , Серия № 14, с. 27; Серия № 183, стр. 139–141; Серия № 278, с. 475
  118. ^ Кейт Хитчинс , Румыния: 1866–1947 , Oxford University Press , Оксфорд и Нью-Йорк, 1994, с. 560. ISBN   0-19-822126-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36fd34d19ae9dfcff48b586b3f5712a6__1721013960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/a6/36fd34d19ae9dfcff48b586b3f5712a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zamfir Arbore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)