Константин Стере
Константин Стере | |
---|---|
![]() Стере в 1895 году | |
Личные данные | |
Рожденный | Городиште , Бессарабия , Российская империя (ныне Молдавия ) | 1 июня 1865 г.
Умер | 26 июня 1936 г. Бухарест , Румыния | ( 71 год
Политическая партия | Narodnaya Volya Социал-демократическая рабочая партия Румынии Национал-либеральная партия Крестьянская партия Национальная крестьянская партия Демократическая крестьянская партия – Стере |
Резиденция(а) | Кишинев , Яссы , Бухарест |
Занятие | юрист |
Константин Георгиевич Стере или Константин Стереа ( румынский ; русский : Константин Егорович Стере , Константин Егорович Стере или Константин Георгиевич Стере, Константин Георгиевич Стере ; также известный под псевдонимом Řărcăleanu ; 1 июня 1865 — 26 июня 1936) — румынский писатель. , юрист , политик, идеолог попоранского направления , а в марте 1906 года сооснователь (вместе с Гарабетом Ибрэляну и Полем Бужором — последнего впоследствии сменил врач Иоан Кантакузино ) литературного журнала Viaa Românească . [1] Одна из центральных фигур бессарабской интеллигенции того времени, Стере был ключевым действующим лицом во время союза Бессарабии с Румынией в 1918 году и связан с его наследием.
Константин Стере был профессором административного и конституционного права в Ясском университете и был его ректором с 1913 по 1916 год. Его также помнят по частично автобиографическому роману «În preajma revoluției » (дословный перевод: «Накануне революции» — в ссылка на русскую революцию 1917 года ).
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в Сорокского Городище уезда . [2] в семье боярского происхождения [3] из Чирипкау , Бессарабия была частью Российской империи , которая в то время . Стере был одним из трех сыновей пары российских граждан: Георгия или Йоргу Стере (известного как Егор Степанович Стере , Егор Степанович Стере по-русски), этнического греческого землевладельца . [4] чья семья была родом из уезда Ботошани в румынской части Молдавии , [5] и Пульхерия (Пулкерия), представительница обедневшей шляхты в Бессарабии. [6] Большую часть своих ранних лет, до восьми лет, он провел в Чирипкау, где семейная усадьба . располагалась [7]
Около 1874 года он окончил кишиневскую частную школу, где преподавали немецкий язык, и поступил в городскую школу для дворян , где подружился с Александром Гросу и Львом Матвеевичем Коган-Бернштейном (которые легли в основу персонажей Саши Лунгу). и Мойзе Ройтман в романе Стере). [8] Примерно в это же время он познакомился с прогрессивными , утопическими социалистическими и дарвинистскими идеями (особенно читая работы Николая Чернышевского , Александра Герцена , Чарльза Дарвина , Карла Маркса , Михаила Бакунина , Фердинанда Лассаля и Петра Лавровича Лаврова ). [9] Позже Стере указал, что до конца 1870-х годов он не мог правильно написать румынский алфавит , который только что был принят за границей ( см. Румынский кириллический алфавит ), и ему приходилось полагаться на несколько книг, контрабандой ввезенных в Бессарабию, чтобы получить представление о литературном искусстве. Румынский . [10]
Еще будучи студентами, Стере и Коган-Бернштейн занимались революционной политикой как социалисты и народники , создав заговорщическую ячейку «самообучения» из шести человек внутри своей школы. [11] The group was affiliated with Narodnaya Volya , [12] а Стере отвечал за размножение и распространение на местном уровне манифеста, изданного последним после убийства императора Александра II . [13] Это был также первый момент, когда Стере заявил о своем несогласии с социал-демократической программой, возражение, вдохновленное народниками, которое позже сформировало один из принципов его доктрины. [14]
Впервые он был арестован в конце 1883 года, после того как отряды охранки обезглавили бессарабское крыло «Народной воли». [15] Задержан в Одессе (в это время он усиленно читал), [16] Стере часто навещала Мария Гросу, сестра влюбившегося в него Александру — народница и феминистка , она просила Стере о браке по расчету , который должен был помочь ей освободиться от родительской опеки (по мнению законам Российской империи незамужние женщины находились под защитой отца). [17] Стере согласился, и они обвенчались в тюремной часовне (1885 г.). [18]
Сибирь
[ редактировать ]В 1885 году его сослали в Сибирь на трёхлетний срок. [19] Некоторое время его держали в Тюменской тюрьме в ожидании транспортировки дальше на восток, а затем отправили в Курган под стражу двух жандармов (октябрь). [20] К нему присоединилась Мария, родившая в 1886 году сына Романа. [21] Переехав в Туринск , Стеры присоединились к группе революционеров в ссылке; Константин Стере согласился печатать экземпляры журнала «Народник» на гектографе и был разоблачен во время рейда властей. [22] Его быстро доставили в Тобольск , а затем переправили по Иртышу до места впадения в Обь ; он отправился в деревню Шаркала (самая северная часть Сибири, которую он когда-либо достигал) на хантыйском каноэ, [23] и затем был поселен в Берёзовском уезде , но осенью 1888 года снова арестован и отправлен обратно в Тобольск. [24]
Его судили за деятельность в Туринске на основании собранных охранкой доказательств. [25] Находясь в тюрьме, Стере, который начинал дистанцироваться от социализма и пролетарского интернационализма , утверждал перед властями, что упоминание об изменении его взглядов должно было быть учтено судом при вынесении приговора. В то время осматривавший его врач отметил, что у него нервный срыв , и перевел его в тюремную больницу. [26] По большинству источников, он предпринял попытку самоубийства (жест, вызванный либо смертью одного из его братьев, который сам покончил жизнь самоубийством, либо смертью одного из его братьев, который сам покончил жизнь самоубийством). [27] или новостью о том, что лидер народников Лев Тихомиров стал сторонником политического истеблишмента). [28] В больнице Стере заявил, что:
«Довольно давно я начал выводить себя из-под влияния политических ссыльных и их традиций. Последние времена, наполненные для меня большими трудностями, я твердо и искренне решил порвать с этими традициями, как и со всем остальным» незаконно» в моем прошлом». [29]
Вместо этого он познакомился с неокантианской философией , расширив свой интерес к Иммануила Канта » «Критике чистого разума (которую он читал в Березовском районе). [30] Именно в это время Стере начал писать. [31]
В марте 1889 года суд постановил продлить ему срок ссылки еще на три года и переселил его в село Сергинск, близ Минусинска . Он много позже утверждал, что, проходя через тюрьму Красноярска , встретил Владимира Ленина , будущего большевистского лидера — это маловероятно, поскольку Ленин проезжал через город через несколько лет после Стере. [32] Другое его утверждение о том, что он встретился и подружился с Юзефом Пилсудским , будущим главой государства Польши (и в то время видным членом Польской социалистической партии ), было подтверждено самим Пилсудским в 1927 году (роман Стере « În preajma revoluției » включал Пилсудский как персонаж, под фамилией Стадницкий ). [33]
Обязанность и событие
[ редактировать ]В конце 1891 или начале 1892 года, будучи освобожденным, Стере вернулся в Бессарабию и в конце концов нашел политическое убежище в Румынии, тайно пересекая границу. [34] Он изучал право в Яссском университете (под руководством Петре Миссира) , продолжая при этом быть левым активистом и быстро став влиятельной фигурой среди молодежи Ясс , вдохновителем левого студенческого общества, которое участвовало в ожесточенной полемике с националистическими движениями. молодость, [35] и знакомство с социалистическими лидерами, такими как Константин Доброжану-Гереа , Гарабет Ибраиляну , Иоан Надейде , София Надейде , Константин Милле , Теодор Сперанция , Василе Морцун и Николае Л. Лупу . [36] Позже разгорелся спор по поводу академической успеваемости Стера, поскольку никогда не было последовательно доказано, что он получил степень бакалавра между арестом и подачей заявления на поступление на юридический факультет. [37]
Разрыв Стере с марксизмом побудил его попытаться убедить недавно созданную Румынскую социал-демократическую рабочую партию (СДМР) внести поправки в свою политику, ориентированную на пролетариат . [38] а в 1893 году основать студенческое общество «Датория» («Долг»), сохранившее народническую направленность на просвещение крестьян. [39] Тем не менее он и его последователи продолжали во многом полагаться на марксистские концепции. [40] в сочетании с интересом к реформистскому социалистическому пути, отстаиваемому Эдуардом Бернштейном . [41]
После дебюта в качестве журналиста в либеральной газете Evenimentul в 1893 году (и участия в публичных дебатах с социалистической прессой), [42] Стере также направил существенный вклад в «Адевэрул» , трибуну различных левых тенденций, которая издавалась в Бухаресте под руководством Антона Бакалбаша . [43] Позже в 1893 году он принял участие в основании Evenimentul Literar , литературного приложения Evenimentul . [44]
Он присоединился к социалистам Бакалбаше и Ибраиляну в культурной полемике с поэтом Александру Влагуцэ и его журналом Vieaa . [45] Влахуца, который встал на сторону Доброжану-Гереа во время конфликта последнего с Богданом Петричеику Хасдеу , [46] тем не менее, вступил в конфликт с левыми по вопросу « искусства ради искусства », утверждая, что интерес его противников к дидактике наносит вред литературе. [47] В этом обмене ответами вскоре участвовал бывший социалист Эдуард Диогенид , который напал на Evenimentul Literar с антисемитскими выражениями, утверждая, что Стере был «сотрудником маленьких жидов» и «потерял свою душу из-за евреев ». [48] В то время деятельность Стере с Даторией также подверглась нападкам со стороны различных студенческих обществ — большинство из которых были соратниками Консервативной партии . [49]
В конце 1890-х годов он начал использовать псевдоним Шэркэляну в своих полемических статьях: [50] который стал особой темой спора после его конфронтации с Диогенидом (который первым предположил, что Стере был автором Шэркэляну ). статей [51] Сторонники Диогенида, редакторы газеты Nacialul , впоследствии оказали давление на Стере, чтобы тот указал, кем был Шэркэляну («Мы хотим знать его, носит ли он пейсы или он иудаизированный румын?»). [52] Подобные призывы были озвучены Виеашей , который утверждал, что Стере сам был российским евреем . [53]
Заручившись поддержкой нескольких консервативных политиков, Стере успешно подал заявку на получение румынского гражданства в феврале 1895 года, получив натурализацию по специальному закону как «румын из Бессарабии». [54]
В 1897 году Стере получил лицензию на диссертацию о юридическом лице и индивидуализме , которая вызвала критику со стороны влиятельной консервативной группы Junimea , предположившей, что она была частично вдохновлена Марксом. [55] В то же время он также опубликовал неполную серию философских эссе, посвященных произведениям Вильгельма Вундта . [56] После окончания университета Стере, который к тому времени был отцом четверых детей, некоторое время жил в Плоешти , а затем присоединился к коллегии адвокатов в Яссах в качестве практикующего юриста. [57] В этот период он познакомился и подружился с влиятельным писателем Ионом Лукой Караджале . [58]
Рождение попоранизма
[ редактировать ]К 1898 году Стере, который продолжал приобретать влияние среди социалистов из Ясс, был вовлечен в споры по поводу будущего Румынской социал-демократической рабочей партии (СДМР) и Василе Морцуна призыва к слиянию с Национал-либеральной партией ( ПНЛ) — лагерь Морцуна, в который входил и Александр Г. Радович , со временем стал известен как «щедрые» ( generoşii ). По словам Константина Тителя Петреску , Стере, несмотря на собственную полемику с Доброжану-Гереа, встал на сторону последнего и против Морцуна («Даже Стере [...] заявил о себе против перехода к либералам»). [59] Тем не менее, во время переговоров о слиянии между «щедрыми» и левыми национал-либералами, к Стере подошел Ион И.С. Брэтиану из последнего ; Брэтиану и Георге Г. Мажеску , который собирал сторонников в то время, когда кабинет НЛП Дмитрия Стурдзы, казалось, был готов проиграть всеобщие выборы 1899 года сильной коалиции консерваторов и бывших либералов, таких как Петре С. Аурелиан , предложил Стере стать членом городского совета. в Яссах, и он согласился. [60] В этот период он расстался с Evenimentul , поскольку газета сблизилась с отколовшимися от либералов группами и резко критиковала контакты между PNL и бывшими филиалами PSDMR. [61]
В конце концов, Стере вошел в НЛП как левый радикал и популист , поддерживая оригинальную тактику, которая сочетала народническую ориентацию на крестьянство с усталостью от капитализма и индустриализации . [62] Таково было происхождение попоранизма , теории, подробно изложенной в его влиятельном эссе 1908 года «Попоранизм в социал-демократии?». , «Попоранизм или социал-демократия ?» (Стере придумал оригинальный термин в 1894 году, считая его лучшим переводом слова «Народник» ). [63]
По сути, попоранизм перестал рассматривать социализм как цель в таких странах, как Румыния. Стере отмечал, что группа, которую следует определить как промышленный пролетариат, насчитывала ок. 1% от общего числа налогоплательщиков (около 1907 г.), [64] и вместо этого выступал за «крестьянское государство», которое должно было поощрять и сохранять небольшие сельскохозяйственные участки как основу экономического развития. Приводя пример Дании ( см. Датское кооперативное движение ), он также предлагал кооперативные создавать производства в сельской сфере и что инициативное сельское хозяйство могло бы опираться и на кооперативные хозяйства : [65]
«Существенная роль крестьянских кооперативов состоит в том, что они, сохраняя мелкие крестьянские хозяйства, предоставляют им возможность использовать все преимущества крупного производства». [66]
Несмотря на свое название, Стере понимал «крестьянское государство» не как фактическую гегемонию крестьянства, а как немедленный переход от переписного избирательного права в Королевстве Румыния к всеобщему , призванному точно отражать социальные реалии страны ( см. 1866). Конституция Румынии ). [67] В речи 1898 года он также подчеркнул лояльность королю Румынии ( Каролю I ). в то время [68]
Стере, в частности, отверг поддержку Карлом Каутским капитализации сельского хозяйства, утверждая, что это не является ни необходимым, ни практичным. [69] Однако он не был против модернизации и верил в роль интеллектуалов как борцов и активистов. [70] а также опираясь на теорию Вернера Зомбарта о том, что аграрные экономики столкнулись с новыми и особыми условиями (в отличие от тех, которые несли на себе отпечаток промышленной революции ). [71] Стере наблюдал изменения, происходящие в развитом мире на рубеже XIX века, и пришел к выводу, что индустриализация отсталых стран также блокируется колониализмом и процветанием, которое он принес Британской империи и Соединенным Штатам. [72] Он утверждал, что новая форма капитала создавалась в более широком, ненациональном масштабе; он считал его «бродячим капиталом» и видел в нем источник неточности марксистских предсказаний об отчуждении пролетариата (поскольку оказывалось, что в развитых странах пролетариат становился богаче). [73]
Это также стало началом полемики между ним и марксистом Константином Доброжану-Гереа . Хотя эти двое разделяли скептицизм по поводу возможности раннего социалистического успеха в Румынии (согласившись с вердиктом Титу Майореску о том, что это была одна из «форм без содержания» и, следовательно, неподходящий эффект вестернизации ) , [74] Доброжану-Гереа утверждал, что программа Стере по созданию экономики Румынии на основе кооперативов и мелких сельскохозяйственных холдингов может привести лишь к повсеместному отставанию в развитии . [75]
Ранняя национал-либеральная политика
[ редактировать ]Став членом городского совета в 1899 году, Стере вскоре оказался в необычном положении после того, как министр внутренних дел Михаил Ферекид приказал начать подавление выжившей СДМР. [76] Это произошло после того, как консервативная оппозиция озвучила обвинения в том, что социалистические клубы в сельской местности подстрекают рабочих к восстанию (обвинение, которое угрожало снизить популярность кабинета Дмитрия Стурдзы ). [77] Поскольку все бывшие члены СДМР в НЛП оказались под пристальным вниманием, он сам стал объектом нападок в парламенте и особенно подвергся критике со стороны Титу Майореску из Конституционной партии за то, что он якобы использовал свое положение для «нарушения элементарного порядка; [...] ведущего к единственному месту, к которому оно могло привести: к крестьянскому восстанию». [78]
Он потерял свой пост в марте 1899 года после отстранения Стурдзы от власти из-за скандала, связанного с отношениями между Румынией и Австро-Венгрией . [79] Следовательно, он приветствовал оставшихся «щедрых» внутри НЛП после роспуска СДМР (апрель 1899 г.); те социалисты, которые остались независимыми, продолжали считать Стере главным инициатором этого шага. [80] В то время он полагался на то, что он интерпретировал как обещание Иона И.С. Брэтиану о том, что кабинет НЛП собирается обеспечить соблюдение как всеобщего избирательного права , так и земельной реформы , и надеялся оказать влияние на левых партий. [81] Вместе с Ферекидом, Петре Пони , Томой Стелианом и Спиру Харет Стере вскоре был вовлечен в публичные протесты против сменявших друг друга консервативных кабинетов Георге Григоре Кантакузино и Петре П. Карпа , спровоцированные делом Халье , с участием французской фирмы, которая использовала свои связи в правительстве для восстановить контракт на общественные работы в порту Констанца , хотя он не выполнил свои обязательства [82] - и «Закон о спиртных напитках » (или «Закон о цуйке »), который установил налог на домашнее пивоварение , порождая насилие в сельской местности. [83]
После конфликта между Кантакузино и Карпом, в результате которого кабинет последнего был признан недействительным при содействии парламентариев-консерваторов (февраль 1901 г.), Стурдза триумфально вернулся к власти. [84] На выборах 1901 года он впервые был избран в палату 3-й коллегии выборщиков в Яссах. [85] Своим назначением в 1901 году на должность заместителя профессора Ясского университета Стере во многом был обязан своим политическим связям: не соблюдая юридических требований, он попросил Брэтиану и Спиру Харет сделать исключение в его случае. [86] (чтобы не нарушать закон, запрещающий бюджетникам избираться депутатами, он просил не получать зарплату за первый курс). [87] После того, как он стал профессором, его ассистентом на кафедре стал Николае Дашкович . [88]
Стере встал на сторону Брэтиану и Василе Ласкара в 1904 году, когда они противостояли Стурдзе и ушли из своих правительственных учреждений, спровоцировав падение кабинета министров (и восстановление Георге Григоре Кантакузино на посту премьер-министра). [89]
Русская революция 1905 года
[ редактировать ]В последние годы своей жизни Стере утверждал, что он предвидел победу Японии в русско-японской войне и ряд социальных проблем, с которыми столкнулась Россия, и что он направил в Генеральный штаб румынской армии меморандум по этому поводу. [90]
Вскоре после русской революции 1905 года Стере и группа его последователей вернулись в Бессарабию, чтобы поощрять местные румынские настроения во время выборов в Государственную Думу и земства — по словам Стере, группа имела молчаливое одобрение консервативного правительства. [91] Параллельно Стере представлял интересы Кишиневского земства в качестве адвоката в гражданском иске. [92] Они прибыли во время конфликта, когда деятельность черносотенцев набирала обороты, а крестьянское давление в деревне встречало сопротивление со стороны реакционных политиков, таких как Владимир Пуришкевич и Павел Крушеван . [93] Первоначально Стере одновременно работал корреспондентом франкоязычных газет PNL, подписав их как C. Řercăleano . [94]
Он издавал журнал ( «Басарабия» ), редактором которого был (вместе с Ионом Инкулецем , Теодором Инкулецем , Ионом Пеливаном , Алексеем Матеевичем и Паном Халиппой ), пытаясь извлечь выгоду из политических завоеваний в России, призывая к глубоким социальным реформам. и децентрализация ; их влияние ослабло после того, как реакционные политики добились успехов на выборах и, когда новая администрация конфисковала большую часть номеров журнала (что привело к его банкротству в 1907 году). [95] Сам Стере впервые вернулся в Румынию в начале 1906 года и сразу же отправился в путешествие в Австро-Венгрией управляемую Трансильванию , где встретился с поэтом и активистом Октавианом Гогой в Сибиу , а также с другими видными этническими румынами, став со временем неофициальный посланник НЛП в регионе. [96] Его участие в земском процессе стало предметом скандала после того, как учреждение обвинило Стере в невыполнении своих адвокатских обязанностей и призвало его вернуть полученные им гонорары. [97]
Румынская жизнь
[ редактировать ]
В своей первой редакционной статье (1906 г.) «Viaa Românească» (журнал, который Стере планировал создать во время своего возвращения в Бессарабию) [98] резюмировал культурные ориентиры попоранского направления, которые Стере впервые теоретизировал в статьях 1899 года для Evenimentul Literar : [99]
«Национальная» культура со специфическими характеристиками родится только тогда, когда большие, истинно румынские , народные массы примут участие в создании и оценке культурных ценностей — литературного языка , литературы , образа жизни — и это станет возможным только тогда, когда через культуру , расширенное политическое участие и экономический подъем , крестьянство получит общественную ценность, пропорциональную его численному, экономическому, моральному и национальному значению, когда мы будем одним народом, когда все социальные классы будут принадлежать к одному народу [.. .]." [100]
Стере дистанцировался от конкурирующей и в равной степени ориентированной на крестьян тенденции Саманаторула , которая была направлена на сохранение крестьянского образа жизни перед модернизацией, а не на усиление крестьянской экономики, пропагандируемой попоранизмом . [101] Он особенно участвовал в полемике с Саманаторула Октавианом Гогой и Николае Йоргой .
Как он позже признался, он попытался отвлечь внимание от псевдонима Řărcăleanu , воспользовавшись другим псевдонимом, P. Nicanor & Co. (использовавшимся до и после него различными авторами Viata Românească в заключительной колонке журнала), а также написав статью. в котором он утверждал, что Стере и Шэркэляну не были одним и тем же, тем самым сохраняя относительную двусмысленность до начала 1930-х годов. [102]
Восстание 1907 года и его последствия
[ редактировать ]Наряду с другими последователями Брэтиану (в том числе Гарабетом Ибраиляну ), Стере начал кампанию за роспуск консервативного кабинета премьер-министра Георге Григоре Кантакузино в то время, когда последний также столкнулся с Таке Ионеску . диссидентством [103] Это совпало с началом Крестьянского восстания 1907 года , которому удалось свергнуть кабинет министров после того, как Ионеску согласился поддержать возвращение Димитрия Стурдзы к власти, как средство обеспечения реакции на проблемы. [104] Как и многие другие «щедрые люди», Стере был интегрирован в новую администрацию и стал префектом Яссского уезда ; вместо того, чтобы призвать румынскую армию для умиротворения региона, он вмешался в отношения землевладельцев и крестьян, чтобы обеспечить последним лучшие условия, вызвав тем самым тревогу в лагере консерваторов. [105] Хотя в его префектуре не было зарегистрировано никаких жестоких репрессий против повстанцев, [106] его связь с репрессивным кабинетом министров была предметом критики со стороны многих его бывших союзников, в первую очередь Константина Доброжану-Гереа , Поля Бюжора и Константина Милле . [107] Вместе со своим заместителем префекта Георгием Григорьевичем. Мажеску , Стере подал в отставку в апреле и был заменен Георгием Кернбахом , готовившимся баллотироваться на выборах в законодательные органы того же года — от 2-й коллегии выборщиков в Яссах; он получил это место в конце мая. [108]
В начале июня премьер-министр Стурдза назначил Стере, наряду с Таке Ионеску, Петре П. Карпом , Ионом Г. Дука , Александру Джуварой , Константином Алимэништяну , Ионом и Александру Радовичами , Дину и Винтилэ Брэтиану , а также 24 другими парламентариями в комитет по поручению с решением сельскохозяйственного вопроса; в конечном итоге распущенный позже в том же месяце, Комитет не добился какого-либо четкого результата, а радикальные предложения Стере неоднократно игнорировались его собственной партией. [109] В тот же период вспыхнул конфликт между Стере и независимым антисемитом политиком- А.С. Кузой , который был одним из его оппонентов на выборах; после использования слова «тривиальный» в отношении позиции Стере, последний подал в суд на Кузу и отказался вызвать его на дуэль (дополнительным аспектом скандала было обвинение в том, что Стере намеренно подвел студентов, которые поддерживали его). политика Кузы). [110] После создания Консервативно-демократической партии (PCD) Таке Ионеску PNL выдвинула обвинения в том, что новая группа финансировалась арендатором Моти Фишером (чья собственность во Фламанци стала свидетелем вспышки восстания 1907 года); В ответ газета ПКД « Опиния » , представляющая взгляды Александра Бэдэрэу , обвинила Стере в том, что он не смог защитить интересы своих клиентов в Бессарабском земстве — Стере вызвал автора статьи Георгия Ласкара , бывшего мэра Ясс, на дуэль на Копу . Хилл , в ходе которого Ласкар потерпел поражение и был ранен (11 марта 1908 г.). [111]
Призывая к амнистии крестьянских повстанцев, Стере поначалу молчал о новом законодательстве (которое, не ставя под сомнение традиционную земельную собственность, оставляло место для общинной собственности), и по большей части отсутствовал на заседаниях Палаты. [112] Тем не менее он является автором нескольких исследований, в которых осудил положение дел в румынском сельском хозяйстве, завершив одно из них латинским приговором, перефразируя Плиния Старшего , Latifundia perdidere Romanam («Великие поместья разорили Румынию»). [113] Он выразил полную поддержку недавно созданному сельскохозяйственному банку Casa Rurală в то время, когда проект его создания был проголосован в парламенте (февраль 1908 г.). [114]
Первые столкновения с НЛП
[ редактировать ]После того, как Стере снова встал на сторону Брэтиану во время внутрипартийного конфликта со Стурдзой, кульминацией которого стал приход Брэтиану к власти после того, как премьер-министр стал жертвой нервного заболевания, Стере сменил Петре Пони во главе Либерального клуба в Яссах (июнь 1908 г.) и вскоре столкнулся с сопротивлением со стороны Маржеску из-за его продвижения бывших социалистов на партийные должности. [115] После подъема ПКД в ущерб НЛП Стере смог заручиться поддержкой своей партии своего видения избирательной реформы (с единой коллегией выборщиков и идеей, также продвигаемой Таке Ионеску) и сообщил об этом в парламенте, подвергнувшись критике. консервативной оппозицией на основании подозрений, что он все еще пропагандирует социалистические идеалы. [116] К середине 1909 года он стал мишенью кампании в Evenimentul , которая к тому времени стала консервативной, и его снова обвинили в том, что он нажился на земстве в Бессарабии, не предоставляя необходимых услуг. [117]
В то время Стере и Ибраиляну начали упоминать попоранистское или «демократическое крестьянское» направление как небольшую, но представительную фракцию НЛП. [118] Такое отношение вызвало дальнейшую напряженность внутри его партии: Анри Санилевич , сам бывший социалист-национал-либерал, прокомментировал, что «[Стере] стремится укрепить себя через Либеральную партию и внутри нее и порвать с ней только тогда, когда он станет достаточно сильным»; [119] в то время, когда Брэтиану, как считалось, рассматривал Стере на должность в кабинете министров, правая часть НЛП выразила свое несогласие и предприняла шаги по его маргинализации (катализатором такого отношения стало столкновение между НЛП и филиалами Румынии Мунцитоаре , вызвано изгнанием социалистического активиста Кристиана Раковского , а также обещаниями Брэтиану, что его партия не будет настаивать на земельной реформе и всеобщем избирательном праве ). [120] Практически отсутствуя на политической сцене в 1909-1910 годах, Константин Стере, тем не менее, помог НЛП, отпавшей от власти в декабре 1910 года, достичь соглашения с консерваторами-демократами по поводу оппозиции кабинету Петре П. Карпа , улучшив свои отношения с Александру. Бэдарау . [121]
В своей книге » «Неокрепостничество («Социально-экономическое исследование нашего земельного вопроса») 1910 года Доброжану-Гереа рассматривал отношения между левыми культурными кругами в Румынии и народническим фокусом Стере как гипотетические и упомянул о конкурирующих тенденциях внутри попоранизма :
«[Существует] попоранизм, установившийся в этой стране примерно через 15 лет после [народнического оригинала] и из того же источника. Не имея строгого метода марксизма, [...] попоранизм , похоже, направлен против социал-демократии как своего единственного атрибут [...].
[Есть также] наше национальное, румынское, попоранство , поскольку оно возникло из различных и реальных обстоятельств нашей страны. [Оно] носит скорее практический, чем теоретический характер, и фактически не имеет собственной теории. Попытка г-на Стера присудить ему такую награду не увенчалась успехом. Но у этого попоранизма есть свои взгляды и взгляды и, что более важно, своя практика . всевозможные попоранцы И к этой реальной практике, влияющей на реальный ход вещей в этой стране, так или иначе присоединились , в том числе и те, которые находятся под влиянием русских [народнических идей]. Но даже это национальное попоранство далеко, очень далеко не единообразно. Это можно увидеть даже в тех многочисленных составляющих его группировках, [...] которые много раз ссорятся друг с другом». [122]
Очевидный неоднородный характер попоранизма также подвергся критике со стороны других, которые отметили, что в его дискурсе также присутствует националистическая риторика. [74] Тем не менее, члены СДМР, кроме Доброжану-Гереа, имели тенденцию называть Виасу Романеаскэ «участвующей в стеристской политике». [123] Константин Стере умеренно отреагировал на публикацию « Нео-крепостничества» , кратко раскритиковав аргументы, выдвинутые в ней против попоранской политики (с новым посланием Доброжану-Гереа о том, что социализм возможен в отсталых странах); Дополнительные ответы на диссертацию пришли от ученика Стере, инженера Николае Профири (среди других, участвовавших в дискуссии, был сын Доброжану-Гереа, будущий ленинец Александру Доброжану-Гереа ). [124]
Примерно в 1912 году, во время посещения Флоренции , Италия, Стере завязал длительные внебрачные отношения с Аной Радовичи, вдовой Иона Радовичи (последний покончил жизнь самоубийством в 1909 году). [125] Больше не избранный в Палату на выборах 1912 года , он вернулся на свою кафедру в Ясском университете. [126] Во время избирательной кампании, переизбранный лидером Либерального клуба, он снова подвергся нападкам со стороны Evenimentul и, приняв участие в обвинении AC Cuza в плагиате , вступил в столкновение со своими сторонниками (которые в мае ненадолго оккупировали штаб-квартиру НЛП в Яссах). [127]
Первая мировая война
[ редактировать ]В 1916 году Стере решительно поддержал союз Румынии с центральными державами , выступая за политику, направленную на восстановление Бессарабии, и против того, что он считал российским экспансионизмом. [128] - в конечном итоге это привело его к расколу с поддерживающей Антанту НЛП после начала Первой мировой войны . [128] Социалист Иоан Надейде прокомментировал тот факт, что Стере стал соперником членов Румынской социал-демократической рабочей партии , присоединившихся к НЛП в 1899 году, и особенно с их лидером Василе Морцуном . [123] Он присоединился к разнообразной интеллектуальной оппозиции, в которую также входили представители Консервативной партии Петре П. Карп и Александру Маргиломан , писатели левого толка Тудор Аргези , Дмитрий Д. Патрашкану и Гала Галактион , а также революционный социалист Кристиан Раковский. . [129]
После оккупации Бухареста центральными державами Стере остался в городе, в отличие от массы бухарестцев, которые последовали за убежищем румынских властей в Яссы. При финансовой поддержке Александру Вайда-Воевода он начал издавать свою газету Lumina , которая, тем не менее, по словам ее редактора, «поддерживала румынскую точку зрения». [130] и, таким образом, подлежит цензуре («немецкая [цензура] для [взглядов на] внешнюю политику [...] и для внутренней политики [той], которую осуществляют люди Петре П. Карпа, которые вырезали мои статьи об экспроприации [которые то есть земельная реформа ] и всеобщее избирательное право »). [130]
В конце марта 1918 года он представлял правительство Александру Маргиломана в Кишиневе , в период после Февральской и Октябрьской революций , когда Бессарабия провозгласила себя Молдавской Демократической Республикой - ему было предъявлено обвинение в оказании помощи Иону Инкулецу в предложении союза Бессарабии и Румынии в Сфатуле. Цэрий , законодательное собрание республики. [131] После продолжительных дебатов 27 марта было проведено голосование в пользу союза ( см. Великая Румыния ).
С изменением судьбы, вызванным перемирием с Германией , Стере был обвинен в государственной измене и заключен в тюрьму; так и не предстал перед судом, в конце концов он был освобожден. [132]
Создание Крестьянской партии
[ редактировать ]В конце 1910-х годов он стал незаметно участвовать в движении, которое привело к созданию Бессарабской крестьянской партии (основанной и возглавляемой паном Халиппой и Ионом Инкулецем ). В конце 1918 года большая часть ее объединилась в Иона Михалаке ( Крестьянскую партию P), высокопоставленными членами которой он и Халиппа стали. [133] (Инкулец не согласился с политическим союзом и возглавил меньшую партию, которая в конечном итоге вошла в НЛП). [134]
Стере вызвал скандал после того, как баллотировался и выиграл выборы в Палату депутатов Румынии в Сороках (1921 г., при правительстве Александру Авереску ), когда все партии присоединились к Николае Йорге в оппозиции к его назначению на должность (Йорга считал антиантантское прошлое Стере быть приравнено к измене ). [135] Опасения по поводу апелляции большевиков в Бессарабии привели к широко распространенным обвинениям в том, что бывший социалист Стере «большевизизирует» регион. [136] Выступая от левых некоммунистов , Иоан Нэдейде выразил обеспокоенность тем, что Стере радикализирует его послание:
«[...] Стере стремится собрать социалистическую партию в союзе с Крестьянской партией против всех других социальных классов и, таким образом, следует политике, из которой, в конце концов, мы можем получить только большевизм». [123]
В 1919 году Стере продемонстрировал осознание того, что он и его партия подвергаются критике со стороны различных политических групп, заявляющих о марксистской ортодоксальности, включая крайне левых . Вновь заявив о своей вере в хрупкое и меньшинственное положение промышленных пролетариев в ландшафте румынской экономики того периода, он указал, что последнему классу было суждено адаптировать свои требования к интересам крестьянства:
«[...] для такой страны, как Румыния, очевидно, что судьба городского рабочего класса буквально находится в руках сельского рабочего класса. [...]
Не было бы в этих условиях актом самоубийства со стороны промышленного рабочего класса Румынии, если бы он занял враждебную позицию по отношению к крестьянству?
И: очевидно, что, какую бы политическую и социальную доктрину ни проповедовал городской пролетариат, он стал бы враждебным по отношению к крестьянству, если бы хотел навязать ему форму экономического структурирования, отвергаемую крестьянством, например, , немедленная и насильственная социализация крестьянского земледелия.
Рабочий-социалист выражает на страницах [социалистического журнала] опасение, что Крестьянская партия Румынии последует примеру крестьянских партий Болгарии и Сербии [ то есть Болгарского аграрного национального союза и Сербской крестьянской партии ], которые, находясь у власти, как говорят, притесняли рабочих.
Но может ли это служить аргументом против солидарности интересов рабочих деревни и города?
В эти мрачные времена мы также способствовали зрелищу кровавых репрессий со стороны социалистического правительства [сформированного Социал-демократической партией Германии ] рабочих движений в Германии .
Означает ли это, что существует реальный конфликт интересов между теми элементами немецкого пролетариата, которыми руководит ортодоксальная социал-демократия, и элементами, которые следуют за знаменем Независимой партии ?» [137]
Скандал и инакомыслие
[ редактировать ]
Позиция Стере в руководстве своей партии не позволила ей вступить в тесный союз с Трансильвании базирующейся в Румынской национальной партией (ПНР) в 1924 году, поскольку лидеры ПНР возмущались его антиантантским прошлым. [138]
Однако два года спустя он был признан одним из лидеров недавно созданной Национальной крестьянской партии , слияния двух групп, чему отчасти способствовали нападения агентов национал-либералов на Пана Халиппу и отказ правительства наказать виновный. [139] Стере был автором закона, направленного на обеспечение определенной степени административной децентрализации и местной инициативы в правительстве, принятого в 1929 году исполнительным директором Юлиу Маниу . [140]
Вскоре он столкнулся с более консервативными политиками, входившими в ПНР. В марте 1930 года упоминание его имени во время публичного торжества спровоцировало ряд генералов румынской армии покинуть страну в знак протеста; сразу после этого группа национал-либералов вокруг Винтилэ Брэтиану начала нападать на партию Стере за его укрывательство и за то, что она вызвала раскол между армией и политическим истеблишментом. [141] Генерал Генри Чихоски , министр обороны , подвергся публичной критике в парламенте за то, что не встал на сторону своих подчиненных, и был вынужден уйти в отставку 4 апреля; Маниу, похоже, поддержал отстранение Стере. [142]
В ответ Стере снова выразил мнение, что правительство Румынии ошибалось в 1916 году. [143] и ушел, чтобы создать незначительную Демократическую крестьянскую партию – Стере (не путать с созданной позже Николае Л. Лупу ), которую он привел в союз с Юняна Григоре Радикальной крестьянской партией .
Наследие
[ редактировать ]
Несмотря на его диссидентство, идеи Стере оставались очень влиятельными внутри Национальной крестьянской партии и оказали большое влияние на доктрины Вирджила Маджеру . [144] Попоранизм , наряду с самим марксизмом, был фактором, способствовавшим появлению Димитри Густи теорий оригинальных социологических . [145]
Оригинальные идеи Стере по экономическому развитию и марксистским темам подвергались цензуре в коммунистической Румынии ; хотя работы о нем были опубликованы после установления Николае Чаушеску , они обычно избегали представления и цитирования его произведений. правления [146] До 1960-х годов его называли « реакционером ». [146] считала, Пересмотренная официальная историография что он занял « радикально - буржуазную позицию». [147] В 2010 году Румынская академия посмертно предоставила Константину Стере членство. [148]
«În preajma revoluției» впервые появился в восьми томах между 1932 и 1936 годами, когда он имел успех среди публики и критиков, хотя во многом это было связано с тем, что его автор был окутан легендой. Коммунистический режим запретил эту работу на время ее существования, считая ее неопубликованной, даже после того, как Чаушеску отошел от советской опеки. Книга была издана в Кишиневе в 1990–1991 годах, а биограф Стере Зигу Орня выпустил еще одно издание в 1991–1993 годах. Оба издания довольно проблемного 2331-страничного текста были несовершенны, и в 2010 году историк литературы из Ясс Виктор Дурня начал публиковать критическое аннотированное издание произведений Стере, начиная с романа. Рукописи больше не существуют, архив Стере в его загородном доме в Букове загадочным образом исчез после Второй мировой войны , так что вмешательство Дурнеа ограничивалось введением единообразия в доступный текст, устранением произвольных решений как Стере, так и его редакторов, а также заменой устаревших терминов. и пунктуация, обусловленная культурно-российским мировоззрением автора. [149]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стере, «Как я стал...», стр.13
- ^ Орнеа, Том I, стр.28
- ^ Надежда, в Горовее; Орнеа, Том I, стр. 212.
- ^ Рошковский, Войцех; Кофман, Ян (2016). Биографический словарь Центральной и Восточной Европы ХХ века . Рутледж. п. 3728. ИСБН 978-1-317-47593-4 .
- ^ Орнеа, Том I, стр.23-25.
- ^ Орнеа, Том I, стр.26-28.
- ^ Орнеа, Том I, стр.27-29, 33.
- ^ Орнеа, Том I, стр.36-37.
- ^ Орнеа, Том I, стр.37-41.
- ^ Орнеа, Том I, стр.44-45.
- ^ Орнеа, Том I, стр.46-48.
- ^ Хитчинс, стр.82; Орнеа, стр.48-49
- ^ Орнеа, Том I, стр.50
- ^ Орнеа, Том I, стр.56-59.
- ^ Орнеа, Том I, стр.60-61.
- ^ Орнеа, Том I, стр.61-67.
- ^ Орнеа, Том I, стр.74-75.
- ^ Орнеа, Том I, стр.75-76.
- ^ Орнеа, Том I, стр.77
- ^ Орнеа, Том I, стр.80-86.
- ^ Орнеа, Том I, стр.87-88.
- ^ Орнеа, Том I, стр.90-93.
- ^ Орнеа, Том I, стр.93-94.
- ^ Орнеа, Том I, стр.93-96.
- ^ Орнеа, Том I, стр.96-97.
- ^ Орнеа, Том I, стр.98
- ^ Орнеа, Том I, стр.103
- ^ Орнеа, Том I, стр.104-106.
- ^ Стере, в Орнеа, Том I, стр.98-99.
- ^ Орнеа, Том I, стр.106-108.
- ^ Орнеа, Том I, стр.108.
- ^ Орнеа, Том I, стр.111-112.
- ^ Орнеа, Том I, стр.113
- ^ Орнеа, Том I, стр.126-143.
- ^ Орнеа, Том I, стр.156-160.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 147–149, 150–153, 156, 194, 238–241.
- ^ Орнеа, Том I, стр.52-55.
- ^ Хитчинс, стр.83; Орнея, Том I, с.172, 180-185, 198
- ^ Хитчинс, стр.83; Орнеа, Том I, стр.161-165
- ^ Боатка, стр.18; Ионеску
- ^ Боатка, стр.15; Орнеа, Том I, стр. 122-123.
- ^ Орнеа, Том I, стр.165-175.
- ^ Орнеа, Том I, стр.173
- ^ Орнеа, Том I, стр.183-188.
- ^ Орнеа, Том I, стр.190-197, 199.
- ^ Орнеа, Том I, стр.193
- ^ Орнеа, Том I, стр.193-197.
- ^ Диогенид, в Орнее, Том I, стр. 199, 200.
- ^ Орнеа, Том I, стр.198.
- ^ Орнеа, Том I, стр.187-188.
- ^ Орнеа, Том I, стр.199-202.
- ^ National , в Орнеа, Том I, стр. 202.
- ^ Орнеа, Том I, стр.210
- ^ Орнеа, Том I, стр.211-214.
- ^ Орнеа, Том I, стр.218; 225-236
- ^ Орнеа, Том I, стр.220-223.
- ^ Орнеа, Том I, стр.237-238.
- ^ Орнеа, Том I, стр.241
- ^ Петреску, в Орнеа, Том I, стр. 244.
- ^ Орнеа, Том I, стр.245-248.
- ^ Орнеа, Том I, стр.248-250.
- ^ Паприка, стр.109-110; Боатка, стр. 15; Хитчинс, стр. 83, 85; Ионеску; Орнеа, Том I, стр. 172, 175–180, 190–191, 297–298; Шталь
- ^ Хитчинс, стр.83; Орнеа, Том I, стр.175, 433-438
- ^ Боатка, стр.15; Орнеа, Том I, стр. 436–437, 446–447.
- ^ Хитчинс, стр.84-85; Орнеа, Том I, стр. 437-438; Шталь
- ^ Стере, из стали
- ^ Боатка, стр.15; Ионеску
- ↑ Орнеа, Том I, стр.251.
- ^ Ионеску; Любовь; Шталь
- ^ Ионеску
- ^ Боатка, стр.17
- ^ Боатка, стр.18-19.
- ^ Боатка, стр.19-20.
- ^ Jump up to: а б Боаткэ, стр.15
- ^ Доброжану-Гереа; Хитчинс, стр.87
- ^ Орнеа, Том I, стр.257
- ^ Орнеа, Том I, стр.257-265.
- ^ Майореску, в Орнеа, Том I, стр.266.
- ^ Орнеа, Том I, стр.267
- ^ Орнеа, Том I, стр.268-270.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 245, 282-283, 301, 308.
- ^ Орнеа, Том I, стр.283-284.
- ^ Орнеа, Том I, стр.285-286.
- ^ Орнеа, Том I, стр.289-290.
- ^ Орнеа, Том I, стр.290-296.
- ^ Орнеа, Том I, стр.312-317.
- ^ Орнеа, Том I, стр.317-319.
- ^ Орнеа, Том I, стр.54
- ^ Орнеа, Том I, стр.306-312.
- ^ Орнеа, Том I, стр.339-340.
- ^ Орнеа, Том I, стр.342
- ^ Орнеа, Том I, стр.338, 342.
- ^ Орнеа, Том I, стр.345-346.
- ^ Орнеа, Том I, стр.345
- ^ Хитчинс, стр.251-252; Орнеа, Том I, стр.348-355
- ^ Орнеа, Том I, стр.384-385.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 432-433, 451-452.
- ^ Орнеа, Том I, стр.347, 355-357.
- ^ Орнеа, Том I, стр.190-193.
- ^ Румынская жизнь , в Niculae et al. , стр.64 (курсив в оригинале)
- ^ Хитчинс, стр.84-85; Орнеа, Том I, стр.387-388
- ^ Стере, «Как я стал...», стр.14-15.
- ^ Орнеа, Том I, стр.400
- ^ Орнеа, Том I, стр.401-404.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 404-412, 414-417.
- ^ Орнеа, Том I, стр.412
- ^ Орнеа, Том I, стр.413-414.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 418-423, 465.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 429, 441-443.
- ^ Орнеа, Том I, стр.430-431.
- ^ Орнеа, Том I, стр.451-453.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 442–446, 450–451.
- ^ Орнеа, Том I, стр.446-447.
- ^ Орнеа, Том I, стр.448-450.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 460-471, 492.
- ^ Орнеа, Том I, стр.471-475.
- ^ Орнеа, Том I, стр.494-510.
- ^ Орнеа, Том I, стр.489-490.
- ^ Саниелевич, в Орнеа, том I, стр.513 (курсив Саниелевича)
- ^ Орнеа, Том I, стр.511-520.
- ^ Орнеа, Том I, стр. 529–533, 554–557.
- ^ Доброжану-Гереа
- ^ Jump up to: а б с Надеюсь, в Горовее
- ^ Орнеа, Том I, стр.533-543.
- ^ Орнеа, Том I, стр.548-551.
- ^ Орнеа, Том I, стр.551-553.
- ^ Орнеа, Том I, стр.553-558.
- ^ Jump up to: а б Збуча
- ^ Паприка, стр.256; Это было ревом
- ^ Jump up to: а б Стере, в Комане, стр. 19.
- ^ Хитчинс, стр.278; Збуча
- ^ Slabey Roucek, p.85
- ^ Slabey Roucek, p.85-86
- ^ Николае и др. , стр. 12
- ^ Короткий
- ^ Slabey Roucek, p.86
- ^ Стере, в Niculae et al. , стр.93
- ^ Николае и др. , стр. 13; Короткий
- ^ Slabey Rocek, p.91
- ^ Хитчинс, стр.409
- ^ Коман, стр.20-21.
- ^ Коман, стр.20, 22.
- ^ Коман, стр.19; Это было ревом
- ^ Коман, стр.23; Орнеа, Том I, стр.438; Хитчинс, стр.320-321, 388.
- ^ Вулканеску
- ^ Jump up to: а б Боатка, стр.23
- ^ Коман, стр.20
- ^ (на румынском языке) Вскрытие членов Румынской академии на сайте Румынской академии ; получено 8 апреля 2012 г.
- ^ Вонку
Ссылки
[ редактировать ]- Лучиан Бойя , История и миф в румынском сознании , издательство Центрально-Европейского университета, 2001 г.
- Мануэла Боаткэ, «Периферийные решения для периферийного развития: пример Румынии начала 20-го века» (файл PDF) , в журнале World Systems Research , XI, 1 июля 2005 г., стр. 3-26
- Ион Коман, «Предлог, шантаж, образец мелкой буржуазной политики: случай Стере», в журнале «Исторический» , июнь 1972 г.
- (на румынском языке) Константин Доброжану-Гереа , Нео -крепостничество: школы мысли и мнения, касающиеся нео-крепостничества
- (на румынском языке) Артур Горовей , «Среди социалистов в Яссах» , в «Историческом журнале ».
- Кейт Хитчинс , Румыния, 1866-1947 , Humanitas, Бухарест, 1998 (перевод англоязычного издания Rumania, 1866-1947 , Oxford University Press, США, 1994)
- (на румынском языке) Александра Ионеску, Лица общего блага. Две румынские попытки примирить мораль и политику («Лики общего блага. Две румынские попытки примирить мораль и политику»)
- Джозеф Л. Лав, Теоретизирование экономической отсталости: Латинская Америка и Румыния, 1860-1950 гг.
- Василе Никулаэ, Ион Илинчойу, Стелиан Нягое, Крестьянская доктрина в Румынии. Антология текстов («Крестьянское учение в Румынии. Сборник текстов»), Издательство «Новая альтернатива», Институт социальной теории Румынской академии , Бухарест, 1994 г.
- Зигу Орнеа , Виа луи К. Стере , Том I, Cartea Românească , Бухарест, 1989; Том II, Румынская книга, 1991 г.
- (на румынском языке) Иоан Скурту, «Разрушение мифа» , в журнале «Исторический журнал ».
- Джозеф Слабей Роучек, Современная Румыния и ее проблемы , издательство Ayer Publishing, Манчестер, Нью-Гэмпшир , 1971 г.
- (на румынском языке) Анри Х. Шталь , Мыслители и тенденции в социальной истории Румынии , Глава IX, «Тенденции против Доброжану-Гереа»
- (на румынском языке) Рэзван Вонку, «Долгий путь к выздоровлению К. Стере». Архивировано 2 мая 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии», № 1. 32/2010
- Константин Стере, «Как я стал редактором Românească » Viaa , в Viaa Românească , 1 и 2/XXV, январь – февраль 1933 г.
- (на румынском языке) Мирча Вулкэнеску , Социологическая школа Димитрия Густи. IX: Общее значение учения Густи («Социологическая школа Дмитрия Густи. IX: Общее значение учения Густи»). Архивировано 9 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- (на румынском языке) Георге Збуча, О бессарабском вопросе во внешней политике Румынии в 1912-1916 годах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Лилиана Коробка , Персонажи межвоенного румынского романа : 2.0. Чтения персонажей (прим. «Что читают персонажи») (включает анализ Вани Рэуту и Смарагды Теодоровны, главных героев În preajma revoluții )
- Румынский народ греческого происхождения
- Румынский народ молдавского происхождения
- Румынские активисты
- румынские юристы
- Румынские литературные критики
- Румынские философы
- румынские политологи
- Румынские эссеисты
- Румынские мемуаристы
- Румынские писатели
- Румынские писатели-мужчины
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Редакторы румынских газет
- Основатели румынской газеты
- румынские националисты
- Румынские журналисты общественного мнения
- румынские социалисты
- Этнические румынские политики Бессарабской губернии
- Префекты Румынии
- Члены Палаты депутатов (Румыния)
- Члены Румынской академии избраны посмертно
- Политики Национал-либеральной партии (Румыния)
- Политики Национальной крестьянской партии
- Румынские политики ХХ века
- Narodnaya Volya
- Попоранисты
- Румынские марксисты
- Марксисты из Российской Империи
- Люди русской революции
- Жители Дондюшанского района
- Члены Румынской Православной Церкви
- Узники и задержанные России
- Эмигранты из Российской империи в Румынию
- Выпускники Университета Александру Иоана Куза
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Ректор Университета Александру Иоана Кузы
- Румынский народ Первой мировой войны
- Молдавские депутаты 1917–1918 гг.
- Политики Бессарабской крестьянской партии
- Авторы правды
- 1865 рождений
- 1936 смертей
- Политики Крестьянской партии (Румыния)
- Румынские эссеисты-мужчины
- Похороны на кладбище Беллу