Василе Строеску
Василе Васильевич Строеску Vasily Vasilyevich Stroesko Василий Строеско Базиль Строеско | |
---|---|
![]() Фотография Строеску, ок. 1900 г. | |
Член Палаты депутатов Румынии | |
В офисе 1919–1920 | |
избирательный округ | Орхейский уезд |
Член Сената Румынии | |
В офисе 3 января 1924 г. - 13 апреля 1926 г. | |
избирательный округ | Регина |
Личные данные | |
Рожденный | Тринка , Бессарабская губерния , Российская империя. | 11 ноября 1845 г.
Умер | 13 апреля 1926 г. Бухарест , Королевство Румыния | ( 80 лет
Место отдыха | Кладбище Святой Пятницы, Бухарест |
Политическая партия | Бессарабская крестьянская партия |
Другие политические принадлежность | Национальная Молдавская партия |
Альма-матер | Московский Государственный Университет Санкт-Петербургский государственный университет Берлинский университет |
Профессия | Землевладелец, судья, агроном, меценат, активист. |
Василе Васильевич Строеску [ 1 ] ( Russian : Василий Васильевич Строеско , Vasily Vasilyevich Stroesko ; November 11, 1845 – April 13, 1926), also known as Vasile de Stroesco , [ 2 ] [ 3 ] Базиль Строеско , [ 4 ] [ 5 ] или Василе Строеску , был бессарабским и румынским политиком, землевладельцем и филантропом. Один из сторонников и спонсоров румынского национализма в российской , Бессарабской губернии а также среди румынских общин Австро-Венгрии , он также был поборником самопомощи и кооперативного сельского хозяйства . Он унаследовал или приобрел большие поместья, постепенно разделяя их между местными крестьянами и открывая в их пользование местные школы и церкви. Эрудированный и путешественник, он отказался от карьеры юриста, чтобы сосредоточиться на сельскохозяйственных проектах и культурной деятельности. За последнюю работу он стал почётным членом Румынской академии .
Поддержав националистические газеты «Басарабия» и «Кувант Молдовенеск» , Строеску оказался втянутым в более элитарную ячейку националистического движения, сосредоточенную на частях земства и дворянского собрания . Таким образом, он был почетным президентом Национальной молдавской партии вскоре после Февральской революции , но вместе с Владимиром Герцей отошел от ядра движения и создал свою собственную аристократическую ветвь. Он стал заочным членом Сфатул Цэрий во время существования Молдавской Демократической Республики и ее союза с Румынией . В 1919–1920 годах он служил в Собрании депутатов и был его фактическим президентом в течение одного дня, 20 ноября 1919 года. Объединившись с Бессарабской крестьянской партией , Строеску стал критически относиться к процессу объединения, осуждая злоупотребления правительства в Бессарабии. , а также возражал против земельной реформы 1920-х годов . В возрасте восьмидесяти лет он был избран в Сенат Румынии при поддержке Румынской национальной партии ; он умер вскоре после этого в Бухаресте , после короткой битвы с бронхит , и ему были предоставлены государственные похороны .
Биография
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Строеску были семьей этнических румынских аристократов и пастухов из Молдавии : патриарх семьи Иоанн Строеску носил молдавский боярский титул житницера в конце 17 века . Внук его, Гавриил, был шатраром ; Иеначе, сын Гавриила, вернулся к скотоводству и владел ранчо в Яссском уезде . [ 6 ] Два его собственных сына Василе (1795–1875) и Иоанн перемещались между Молдавией и Бессарабией, которая после Бухарестского договора 1812 года была присоединена к Российской империи. Василе владел десятью поместьями по обе стороны границы, разделенными между Яссы и Хотин уездами . Все Строески были приняты в российское дворянство в 1828 году и пожалованы оружием в 1867 году. [ 7 ] От брака с Профирой Маноилом Гуцу (1808–1856) у Василе-старшего было трое сыновей: Михаил (1836–1889), Георге (1840–1922), Василе-младший. [ 6 ] У пары также было четыре дочери, выданные замуж за аристократов русского, греческого или польского бессарабского происхождения: Ану Казимир, Марию Друганову, Елену Мартос и Екатерину Шуманскую. [ 8 ] Мужем последней был Клементе Шумански , мэр Кишинева в 1870-х годах. [ 6 ]
Наиболее подробные сведения сообщают, что Василе-младший родился 11 ноября 1845 года в Тринке , селе Хотинского уезда (ныне район Единецкий Молдовы ); [ 3 ] В некоторых более ранних источниках год его рождения указан как 1844, а местом его рождения является родовое поместье Столничень . [ 9 ] Юный Строеску посещал Бессарабский лицей в Кишиневе , затем школу Каменца-Подольского и одесский Ришельевский лицей . Позже он изучал право в университетах Москвы , Санкт-Петербурга и Берлина . [ 3 ] [ 10 ] Хотя известно, что последнее учреждение присвоило ему степень доктора права . [ 11 ] он оставался необычайно сдержанным в отношении своей молодости, учебы и их точной датировки (за одним редким исключением из этого правила он сообщил своим друзьям, что в 1866 году жил в Берлине). [ 12 ] Сообщается, что будучи эрудированным, он говорил на всех славянских языках: немецком, французском, английском и итальянском, помимо родного румынского. [ 3 ] [ 12 ] По окончании учебы он путешествовал по Европе, в том числе по Королевству Румыния , а также посетил западные колонии в Африке. [ 13 ] Помимо защиты дела Румынии, он был очарован Южной Америкой. [ 12 ] Эту страсть к путешествиям разделял и его старший брат Михаил, однажды потерпевший кораблекрушение в Тихом океане и позже написавший воспоминания о своих приключениях. [ 14 ]
Василе был назначен судьей Хотинского городского трибунала в 1867 году. [ 15 ] став коллегой с писателем Александру Хайдеу . [ 13 ] В мемуарах румына Штефана Дана сообщается, что в 1869 году Строеску уже был активен в румынских националистических кругах и саботировал культурную русификацию . Согласно этому сообщению, он взял под свою опеку товарища-землевладельца Матея Донича , которому грозила опасность потерять знание румынского языка, и заставил его заново выучить язык. [ 16 ] После смерти отца Строеску вообще отказался от юридической профессии, сделав Брынзени своей основной резиденцией. [ 3 ] Там он начал свою карьеру как фермер-джентльмен, крестьянский педагог и агроном-любитель, сохраняя при этом живой интерес к историческим исследованиям. [ 13 ] После получения наследства Строеску владел 9 000 гектаров (22 000 акров ), но позже купил еще 16 000 гектаров (около 4 000 акров) земли с несколькими поместьями, ранчо и конюшнями. [ 3 ] что делает его одним из самых богатых людей в регионе. [ 17 ]
Многие из своих владений он продал с аукциона, используя деньги для финансирования своей благотворительной деятельности, или разделил между крестьянскими общинами , причем Строеску стал пионером кооперативного сельского хозяйства и кооперативного лесного хозяйства. [ 13 ] Он лично проверял технику своих пахарей и исправлял их ошибки. Как отметил уроженец Брынзеней Ион Буздуган , он был «скромен и уравновешен», но также «безжалостен к тем, кто растратил его богатство». [ 3 ] В детстве Буздуган познакомился со Строеску, позже назвав его «алтарем трудолюбия и доброты» и высоко оценив его усилия по сохранению румынского фольклора . [ 9 ] Товарищ-активист Пан Халиппа отметил, что Строеску был «настоящим демократом» и «истинным христианином», который «никогда не женился и жил скромно». «Этот человек», утверждает Халиппа, «использовал свои огромные управленческие способности, чтобы доставить удовольствие тем, кто жил в его поместье. Он [...] помог каждому владеть подходящим домашним поместьем, действуя так, как и положено государственному деятелю. [...] Если бы только те министры, которые называют себя демократами и социалистами, могли знать, как жил великий бессарабский румын Василе Строеску!" [ 18 ] К 1918 году на имя Строеску оставалось всего около 8000 гектаров земли, распределенной между Тринкой, Бадраги-Векь , Друтой и Забричень . [ 19 ]
Националистический спонсор
[ редактировать ]Как отмечает историк Юрий Колесник , Строеску и Николае Штефан Кассо стояли среди тех бояр, которые вернули русификацию или молдовенство , «нейтрализовав влияние» проимперских противников, таких как Александр Н. Крупенский . [ 20 ] Строеску построил отремонтированные несколько школ в Бессарабии, основал больницы в своем родном селе и в Брэтушень , а также стал ктитором бессарабских православных церквей в Тринке, Почумбэуцах , Шофринканах и Зайчанах . [ 3 ] [ 13 ] В 1899 году он предложил спонсировать государственные школы, действовавшие через земскую сеть, при условии, что им будет разрешено преподавание на румынском языке. Это предложение было просто проигнорировано правительством. [ 9 ] [ 3 ] С либерализацией, ставшей возможной благодаря Революции 1905 года , Строеску начал участвовать в заговорщицких встречах румынской элиты в Кишиневе, обмениваясь идеями с Халиппой, Николае Александри , Ионом Инкулецем , Николае Биволом , Алексисом Нуром , Ионом Пеливаном и Полем Гором , где они впервые обсудил перспективу объединения Румынии и Бессарабии. [ 21 ] Как отмечает Пеливан, он и Эмануил Гаврилицэ пытались убедить Строеску профинансировать журнал для румыноязычного населения, но помещик «выглядел довольно скептически». [ 22 ] Однако в 1906 году он спонсировал Халиппу в создании демократической и националистической газеты « Басарабия» , которая в конечном итоге была закрыта российскими властями в марте 1907 года. [ 23 ]
К 1910 году Строеску эмигрировал в Швейцарию и жил на Давосской площади . [ 2 ] Как сообщает Буздуган, его вытеснили более поздние отголоски движения 1905 года, которое возродило русский национализм (и, как таковое, привело к возобновлению репрессий против румынских активистов); Также, по словам Буздугана, Строеску больше никогда не посещал Брынзени, а вместо этого оставил одного из своих крестьянских служащих смотрителем своего поместья. [ 9 ] Его благотворительная деятельность продолжала иметь глубокий эффект среди румынских общин Трансильвании в Австро -Венгрии , где Строеску, в частности, основал пансион, обслуживающий Арадскую епархию , а также «десятки церквей, школ и больниц». [ 6 ] Хотя он был покровителем румынского православия , он критиковал заявления церкви о сохранении румынской идентичности, отмечая, что ее националистический дискурс был недавним «изобретением священников, чтобы подчеркнуть их собственные заслуги». [ 24 ] Он считал православие равным своему конкуренту Румынской греко-католической церкви , утверждая, что «религиозные различия не могут разделить нас», поскольку «румыны обеих религий ведут себя друг с другом как истинные христиане и, следовательно, как братья». [ 2 ] Таким образом, в 1910 году Строеску объединился с греко-католиками, чтобы справиться с последствиями мадьяризации , пожертвовав 100 000 крон культурному фонду в Блаже . [ 2 ] [ 3 ] [ 25 ]
По другим оценкам, его спонсирование школ, в том числе православных, в 1913 году составило 950 000 крон, из которых 500 000 были направлены через Partenie Cosma . [ 26 ] и еще 200 000 через Архиепископство Сибиу , а 100 000 пошли на создание школы для девочек в Араде . [ 27 ] Его вклад также включал фонд Строеску в обществе ASTRA и различные выплаты Культурной лиге за единство всех румын . [ 28 ] , находившейся под властью Румынии В западной Молдавии , он оборудовал начальные школы из специального фонда, стоимость которого составляла 200 000 леев , а в 1906–1908 годах выделил 300 000 леев на строительство собора спасения румынского народа . [ 3 ] [ 29 ] Как отметил его друг, врач и политический деятель Николае Л. Лупу , хотя и почитался некоторыми молдавскими сельчанами, он оставался практически неизвестным в « старом королевстве »; это позволило ему присутствовать на заседаниях румынского парламента и слушать речи политических лидеров Румынии, при этом они его не узнавали. [ 12 ]

В мае 1910 года в знак признания его деятельности, и в частности за работу с фондами Блажа, Строеску был избран почётным членом Румынской академии . Это назначение оставило его равнодушным, поскольку он считал свои поступки «вполне естественными». [ 3 ] Он заявил, что находится «в распоряжении моей страны, со всем этим разумом, данным мне Богом, от всего сердца и со всем моим богатством». [ 30 ] По словам Халиппы и Пеливана, его внимание было сосредоточено на Трансильвании и других местах только потому, что цензура и репрессии не позволяли ему открыто финансировать национализм в его родной провинции. [ 31 ] Другая версия состоит в том, что он почувствовал себя призванным к действию сочинениями Иоанна Славичи, направленными против мадьяризации . [ 32 ] Более того, его филантропической деятельности предшествовала деятельность его покойного брата Михаила, который еще в 1882 году основал десять образцовых школ в самой Румынии, после того как ему не удалось создать факультет румынских исследований в Новороссийском университете . [ 33 ] Также известен основанием школы в Столничень . [ 6 ] Михаил открыл сельскую больницу в Бекире, в конечном итоге разделив свое состояние между ASTRA, румынскими профессиональными училищами Брашова и своими фермерами-арендаторами. [ 34 ]
Возобновленный вклад семьи побудил различных авторов называть Василе Трансильванским или Бессарабским « Меценатом ». [ 2 ] [ 3 ] [ 35 ] Трансильванцы, такие как Юстиниан Текулеску, посвятили ему хвалебные стихи; другие полагали, что он был не настоящим человеком, а вымышленным персонажем, созданным румынским государством, чтобы скрыть свое прямое участие в австро-венгерских делах. [ 36 ] Строеску также спонсировал отдельных бессарабцев, чтобы они могли продолжить образование за границей, как он это сделал с врачом и коллегой-румынским националистом Еленой Алистар . [ 37 ] и основал одноименный Клуб помощи Строеску для американцев румынского происхождения в Кливленде . [ 38 ] В период с июня 1910 по август 1911 года он платил Нуру за публикацию русскоязычной газеты « Бессарабец» . [ 39 ] а после 1913 года финансировал газету Cuvânt Moldovenesc , издаваемую Халиппой и Александри, [ 40 ] также помогал крестьянам с подписками. [ 3 ]
К 1912 году Строеску жил в Лозанне , но все еще появлялся инкогнито, чтобы отпраздновать золотой юбилей Общества Петру Майора в Будапеште . [ 41 ] Однако он выразил свое разочарование в своих трансильванских коллегах - как резюмировал Нур, он «наткнулся на некоторые румынские «психологии» и был ими разочарован». [ 9 ] Его письма бенефициарам фонда часто содержали «жесткие выговоры». [ 32 ] В ноябре 1910 года он обратился с открытым письмом к трансильванскому лидеру Октавиану Гоге , в котором отмечал, что румынские студенты Университета Франца-Иосифа оказались неспособны ни создать собственный профсоюз, ни опубликовать призывы о материальной поддержке в местной прессе. [ 42 ] of Arad статью В начале 1913 года он опубликовал в газете Românul , в которой критиковал румынские банки за выплату дивидендов выше 5% и их клиентов за их принятие; разница, утверждал он, может пойти на поддержку культуры. Отвечая на эту «разумную и необычайно категорическую» критику, экономист Ион Матею предположил, что сокращение, которого требует Строеску, было излишне резким. [ 43 ]
Строеску, пожертвовавший 50 000 крон на урегулирование споров между ASTRA и популярными банками, а затем на создание альтернативных кредитных союзов , [ 44 ] нашел симпатию у писательской группы Luceafărul , которая наслаждалась его критикой «нашей мелкой буржуазии [и] ее плутократических идеалов». [ 45 ] Через ASTRA он также распространил свою брошюру « Уставы и руководства для народных банков» («Уставы и руководства для народных банков»). [ 46 ] Банкиры округа Бихар выступили против подобных инициатив, считая Строеску недобросовестным конкурентом своего бизнеса. [ 47 ]
Революция и союз
[ редактировать ]К 1914 году отношения Строеску с властями Австро-Венгрии заметно обострились. Его спонсирование рождественского народного праздника 1913 года в Бейуше едва не закончилось судебным преследованием его организатора Николае Корою. [ 48 ] Начало Первой мировой войны застало Строеску на стороне России, положив конец всей его работе в Трансильвании; правительство Иштвана Тисы включило его в список «общественной угрозы», подозреваемого в желании спровоцировать румынское восстание в Трансильвании. [ 3 ] Он вернулся в Одессу в 1914 году и сумел убедить власти освободить своего протеже Алистара, арестованного за подстрекательство к мятежу. [ 49 ] В конце 1916 года Румыния вступила в войну , приняв сторону России против Австро-Венгрии и других центральных держав . После Февральской революции , положившей начало социальному восстанию и национальному освобождению по всей России, Строески стали мишенью русских революционеров. Бывшее поместье Георгия в Бэлчане было разграблено русскими дезертирами с Румынского фронта , которые сожгли его рукописи. [ 50 ] как и другие загородные дома, принадлежавшие семье. [ 51 ] Имение Брынзени удалось сохранить: тамошние крестьяне, уже наладив сеть по доставке румынских книг в Бессарабию, [ 52 ] также сформировали отряд самообороны, который защищал их общее богатство. [ 3 ]
Василе был в Сороках , где подписал манифест о самоопределении Бессарабии, официально поддержанный земством и дворянским собранием . [ 53 ] Затем он принял участие в создании в Бессарабии Национальной Молдавской партии (ПНМ), образованной 30 марта [ OS 17 марта] 1917 года. Это произошло только после длительных переговоров с трансильванским беженцем Онисифором Гибу , который был озадачен тем, что бессарабцы «почти не понимали важность наличия политической партии [...], которая будет выступать за национальное дело». Строеску придерживался аполитичной позиции, отвечая, что «он готов отдать столько, сколько у него есть, но только для культурных предприятий, потому что политика, по его словам, является грязным занятием». [ 54 ] В Кишиневе в начале 1917 года он встретил трансильванскую активистку Гортензию Гогу, которая описала его как «здорового и довольного, [...] кажется, не озабоченного ничем, кроме собственной персоны». [ 55 ]
В конце концов, ПНМ, представляющая наиболее правых и националистических политиков в губернии, предложила автономию Бессарабии и создание национального законодательного органа Сфатул Цэрий . [ 56 ] Строеску, как «Великий Старик» национализма, был почетным лидером ПНМ, с Полом Гором в качестве исполнительного президента и Халиппой в качестве секретаря. [ 57 ] Позже он и Халиппа посетили Солдатский съезд в Одессе, который подтвердил свою поддержку «автономной Бессарабии» и федеративной Российской республики . Процессия в форме отдала ему дань уважения, пройдя парадом перед отелем «Лондон», где он остановился. [ 58 ] В июне того же года, когда шляхетское собрание образовало Общество содействия народному просвещению и изучению национальных обычаев, Строеску стал почетным председателем; Гор и Владимир Герца были его «активными президентами». [ 59 ]
Во время Октябрьской революции и распада России был создан Сфатул Цэрий , и Строеску номинально баллотировался на региональных выборах . В то время, утверждает Пеливан, Строеску был «великим националистом, но в меньшей степени демократом» и отчужденным от своих избирателей, потому что «(с 1900 года) он жил в основном за границей». [ 60 ] Как отмечает Халиппа, Строеску и Герца пытались создать для бояр отдельное ПНМ: «их действия не привели к большому [...], хотя мы, революционеры, никогда не возражали против их избрания в Сфатул Цэрий [... ], поскольку мы считали, что со всеми интеллектуальными силами необходимо консультироваться по политическим вопросам». [ 61 ] Историк Чарльз Апсон Кларк утверждает, что какое-то время он даже был президентом законодательного собрания. [ 19 ] во время недолгого существования Бессарабии как номинально независимой Молдавской Демократической Республики . Однако известно, что Строеску тяжело болел с сентября 1917 года по первые месяцы 1919 года, уезжал в Англию и Францию и лишь выступал за объединение Бессарабии с Румынией . издалека [ 3 ] [ 12 ] Как сообщил Лупу, он отплыл из Петрограда , а затем в апреле 1918 года перенес операцию в Париже. [ 12 ]
Согласно отчету Юстина Фрэцимана , некоторые из благотворительных произведений Строеску были уничтожены во время волны вандализма, спровоцированной большевистскими солдатами в Бессарабии: «Книги, подаренные Василе Строеску одной библиотеке, были использованы для поджога, который длился три дня на конец!" [ 62 ] В марте, когда Сфатула Цэрия посетил премьер-министр Румынии Александру Маргиломан и он проголосовал за объединение, Строеску находился в Париже. Это был неопределенный период: он находился на союзников территории , а Румыния капитулировала перед центральными державами . В то время Строеску написал свое завещание, а Пеливан был его душеприказчиком . Он призывал к перераспределению его земли (большая ее часть уже перешла в руки земства ) или, как вариант, пожертвовать ее румынскому государству; взамен он лишь потребовал, чтобы крестьяне получали образование на румынском языке. [ 63 ] Как отмечал в 1927 году Кларк, этот документ отражал «комфортную старорусскую патриархальную атмосферу» и уже устарел темпами «воинствующего уравнивания» — хотя мечта о румынском образовании в конечном итоге была осуществлена самим государством с его обязательной грамотностью. программы. [ 64 ]
Председатель Ассамблеи и диссидент
[ редактировать ]1 сентября 1918 года из своего временного дома в Париже Строеску присоединился к Василе Лукачу и Иоану Кантакузино в создании Национального румынского комитета действий для продвижения дела Великой Румынии в странах-союзниках. [ 5 ] Позже он присоединился к Таке Ионеску . Национальному комитету румынского единства [ 17 ] После ноябрьского перемирия Маргиломан был свергнут, и Румыния, включая Бессарабию, вновь вступила в войну. В декабре этот шаг обеспечил Трансильванский союз , новые границы которого ожидали международного признания на Парижской мирной конференции . В последующие месяцы, к беспокойству Маргиломана, западные державы, казалось, выступали за передачу Бессарабии, полностью или частично, под мандат Лиги Наций . [ 65 ] В марте 1919 года (примерно через два месяца после конференции) Строеску также выступил в поддержку других панрумынских инициатив. Он стал почетным президентом Лиги освобождения румын Тимока и Македонии ; его исполнительными руководителями были Джордж Мурну , Север Боку и Таче Папахаги . [ 66 ]
На национальных выборах в ноябре 1919 года Халиппа выдвинул Строеску в качестве кандидата от своей Бессарабской крестьянской партии (PŚB), в результате чего он представлял округ Орхей в Собрании депутатов . Строеску поделился своим билетом с историком Николае Йоргой , хотя последний не был человеком из PŚB. [ 67 ] Как вспоминает Халиппа, он баллотировался одновременно (и победил) на трех других избирательных участках — Хотин, Сорока и Бэлць ; [ 68 ] а, по другим данным, также в Тигинском уезде и Лапушне . [ 30 ] 20 ноября, [ 69 ] как дань уважения его работе по продвижению дела Румынии, [ 70 ] Ассамблеи Строеску также был выбран председателем первой сессии парламента Великой Румынии, фактически в качестве почетного президента . Получивший похвалу от Йорги за композицию и стиль, [ 71 ] Речь предупреждала: «С привычкой, ставшей второй натурой, мы рыскаем по сцене в поисках способов приобщиться к плодам чужого труда. Нет, господа, этого больше не будет! Мы должны трудиться сами и обязуемся обеспечивать себя [...] В этой нашей жизни мы должны сохранять чистые мысли и чистые руки». [ 3 ] Маргиломана Это привлекло внимание прогрессивных консерваторов , опозоренных за свою симпатию к центральным державам. Маргиломана привлекли антикоррупционные намеки Строеску, а именно, что "новая администрация Бессарабии должна держать руки в чистоте". [ 72 ]
Также 20 ноября пост президента Ассамблеи перешел к Александру Вайда-Воеводе , которого 1 декабря сменил Йорга; Строеску по-прежнему сохранил свою роль декана Бессарабского собрания: 29 декабря он представил на ратификацию закон об объединении Румынии и Бессарабии, который был принят единогласно. [ 73 ] Однако через несколько месяцев он стал критиковать румынскую администрацию, выступая на трибуне Ассамблеи об ухудшении ситуации в его родной провинции и осадном положении, в котором она находилась. 10 февраля 1920 года он выступил против Иона Инкулеца , министра ПТБ в Бессарабии, обвинив его в терпимости к «жестокому притеснению» и заключив, к ужасу своих коллег, что «ситуация была лучше при старой русской системе правления». режим." [ 74 ] Это настроило его против основной части его партии, а также против Йорги. Несмотря на демонстрацию поддержки со стороны скамьи Социалистической партии и некоторых депутатов PŚB, Йорга приостановил сессию, обвинив Строеску в том, что он «оскорбил [редактировал] все прошлое и будущее нации»; в этом его поддержал Маргиломан. [ 75 ] В своем дневнике Йорга резюмировал произошедшее: «Строеску с трибуны оскорбил эту страну как эксплуататора и ужасного чиновника. Я попросил его уйти в отставку». [ 76 ]
Строеску также подвергся критике со стороны Инкульца, который назвал его речь «сплетнями в кафе» и недовольством помещика. [ 77 ] отмечая, что бессарабская шляхта в целом отреагировала на предложенную земельную реформу с «глубоким эгоизмом» . [ 78 ] Тем не менее, позиция Строеску была поддержана ежедневной газетой Adevărul , которая назвала Инкулеша «сатрапом » , который просто игнорировал критику, и назвала умеренную позицию Йорги «абсурдной дипломатией». Газета также осудила предложение Инкулеца о том, что те, кто недовольен его администрацией, включая Строеску, могут выбрать переезд в Советскую Россию . [ 79 ] В марте, по словам того же Йорги, Строеску "сдержанно" проголосовал против земельной реформы, а затем выступил против большинства сторонников. [ 80 ] Позже Халиппа выразил благодарность за то, что во время фактического раздела его земли Строеску «даже не прошептал ни слова» против правительства. [ 9 ]
По мнению историков Сорины и Иоанна Болован, «Строеску держался в стороне от демагогии, карьеризма и мелочности политических интриг». [ 17 ] Он был необычайно бережлив и жил в «маленькой и темной комнате» дворца Атене в Бухаресте , где его посещали очень немногие. [ 12 ] В августе 1923 года, отчасти в знак протеста против произвола правительства, он участвовал в основании Лиги прав человека, в которую вошли такие члены, как Константин Коста-Фору , Дем И. Добреску , Виктор Эфтимиу , Григоре Юнян , Иоан Пангал , Истрате Мическу , Илие Московичи , Константин Титель Петреску , Раду Д. Розетти и Стефан Войтек . Он был избран ее первым президентом, а Коста-Фору стал его секретарем. [ 81 ] Его критика правительства вызвала интерес в кругах белоэмигрантов , где считалось, что восстановленная российская монархия должна включать Бессарабию. От их имени Александр Крупенский предложил, чтобы Строеску, «честный человек, несмотря на то, что он согласился быть «избранным» румынским правительством в качестве одного из бессарабских депутатов», открыто говорил на темы, которые Йорга и другие политики истеблишмента хотели сохранить. секрет. [ 82 ] В Советской России, которая выдвинула свои претензии на Бессарабию, пропагандист Кристиан Раковский также использовал слова Строеску против румынских националистических претензий в своем разоблачении 1925 года « Румыния и Бессарабия» . [ 83 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
В последний раз пожертвовав землю, Строеску отказался от своего поместья в Брынзени, чтобы основать сельскохозяйственную и техническую школу. [ 3 ] [ 84 ] Его довоенный фонд для публичных библиотек ASTRA, составлявший в 1914 году 25 000 крон, [ 47 ] был дополнен Руководящим советом Трансильвании и введен в действие в 1920 году. [ 85 ] В свои последние месяцы Строеску работал в Сенате , представляя трансильванский округ Регин . Его кандидатуру выдвинула правая Румынская национальная партия (ПНП), хотя, как признал в 1932 году партийный активист Ион Агарбичану , Строеску больше не был членом какой-либо политической группы и лишь смутно симпатизировал «крестьянской демократии». . [ 86 ] Он никогда не появлялся ни на каких предвыборных митингах, поскольку они проводились во время «суровой зимы», и вместо этого полагался на Агарбичану, который представит свою платформу. Крестьянские избиратели помнили своего благодетеля, но все же пришлось потрудиться, чтобы убедить их, что он не самозванец, скрывающийся под заветным именем. [ 86 ] Пресса ПНР сообщила после его избрания (3 января 1924 г.), что он с легкостью победил кандидата Народной партии Иоана Харшию, которого поддержал Гога. [ 87 ]
В апреле 1926 года после одной из своих обычных прогулок по центру Бухареста Строеску заболел простудой, которая затем спровоцировала бронхит . [ 12 ] Один из его последних посетителей, Лупу, настоял на том, чтобы его поместили в санаторий Элизабета, но, несмотря на усилия врачей, он скончался там 14 апреля. [ 88 ] Его отпевание состоялось 17 апреля в Православной Белой церкви на Каля Виктория , и было засвидетельствовано речами священника Иоанна Лупаша , который также был действующим министром здравоохранения , и Патриарха Мирона Кристя ; На следующий день поминальная служба прошла в соборе Сибиу . [ 89 ] Сообщается, что Строеску хотел, чтобы его кремировали, а его прах развеяли по всей Румынии. [ 12 ] [ 90 ] Вместо этого он был удостоен государственных похорон на кладбище Сфанта Винери в Бухаресте. [ 3 ] [ 91 ] Его могилу позже украсил бюст молдаванина Михая Онофрея . [ 92 ] и улица Бухареста была переименована в его честь. [ 3 ] На самих похоронах присутствовал его бывший коллега и соперник Йорга. Он отметил делегатов всех тех, кому помогал покойный — церкви, бессарабских крестьян и националистов, — но также и отсутствие самого политического истеблишмента. В своем некрологе Йорга назвал Строеску «великим благотворительным человеком и щедрым благотворителем». [ 93 ] На следующей неделе появились и другие некрологи. В их число вошли передовые статьи в Universul , Gazeta Transilvaniei , Telegraful Român , Cuvântul Ardealului и (написанные Гибу) Biruinta , а также дополнительное освещение в ASTRA's Societatea de Maine . [ 94 ]
По словам Лупу, Строеску оставил два ящика с документами, один из которых находился в Ленинграде . [ 12 ] Как утверждает журналист М.Г. Карпен, филантроп, был забыт в Трансильвании за целое десятилетие до его смерти; Кратковременное возрождение интереса в 1920 году уступило место его запятнанию «грязной лужей» политики. [ 90 ] Деятельность Строеску была впервые методично исследована в эссе Александру Чулку, опубликованном журналом Viaa Basarabiei в 1940 году. Всего несколько месяцев спустя Бессарабия попала под советскую оккупацию , во время которой сам Чулку был убит сотрудниками НКВД . [ 95 ] Память о Строеску была подавлена в образовавшейся Молдавской ССР , а затем и в коммунистической Румынии . Национализированное поместье Брынзени было превращено в психиатрическую клинику. [ 3 ] Во время национал-коммунизма 1960-х годов Халиппа и бессарабская община в Бухаресте пытались почтить память своего бывшего лидера, но, как сообщается, власти помешали им сделать это. [ 96 ] Однако в 1968 году Халиппе удалось вызвать Строеску и поднять вопрос о его «забытости» в официальном обращении к Академии. [ 97 ] Частично такую работу в Америке продолжил племянник Строеску, журналист Георге Штефан Донев (1909–1993). [ 30 ] Репрессивная тенденция изменилась после румынской революции 1989 года : в 2013 году зал Дворца Парламента был переименован в его честь. [ 3 ] но, как отметил историк Север Думитрашку, ни одна трансильванская школа, когда-то финансируемая на его деньги, никогда не признавала его таким же образом. [ 98 ] В независимой Молдове его имя получил лицей в Брынзенах. [ 98 ] Был создан молдавский Фонд Василе Строеску, в 1996 году была установлена мемориальная доска в Тринке, а также были предприняты усилия по созданию мемориального дома в Брынзенях. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кларк, с. 296; Константин и др. (2012), стр. 559, 608; Лупу и др. , с. 766
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Василе де Строеско» и «Письмо г-на В. де Строеско в Unirea , выпуск 14/1910, стр. 1–2».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х (на румынском языке) Ион Преаска, «Василе Строеску, бессарабский боярин, который был первым президентом Великого румынского парламента» , в Adevărul Молдова , 30 ноября 2013 г.
- ^ Румынская оккупация... , стр. 190–195, 207; Чобану, с. 69
- ^ Перейти обратно: а б «Коммюнике», в «Фигаро» , 2 сентября 1918 г., стр. 2
- ^ Перейти обратно: а б с д и Безвичони (1943), стр. 163.
- ^ Безвикони (1943), стр. 69, 163
- ^ Безвикони (1943), стр. 108, 123, 133, 163
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вольф и др. , с. 767
- ^ Болован и Болован, стр. 23; Константин (2010), с. 240; Илиев, стр. 253.
- ^ Илиев, с. 253
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вольф и др. , с. 766
- ^ Перейти обратно: а б с д и Константин (2010), с. 240.
- ^ Колесник, стр. 192–193.
- ^ Башиани, с. 78
- ^ Штефан Дан, «Из жизни Василе Строеску», в Tribuna , выпуск 71/1910, стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с Болован и Болован, стр. 23.
- ^ Константин и Негреи (2009), стр. 68–69.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, с. 296
- ^ Колесник, стр. 573, 576–577.
- ^ Константин и Негреи (2009), стр. 82–83, 85.
- ^ Константин и др. (2012), с. 354
- ^ Константин и Негрей (2009), стр. 14–15; Константин и др. (2012), стр. 42–43, 354, 600–601. См. также Рутковский, с. 140
- ^ Rom., " Cultele în România ", в Glasul Minoritiateat , выпуски 7–9/1925, стр. 28.
- ^ Стэн, стр. 160–161
- ^ Илие, стр. 253, 255. См. также Андруш, стр. 589–590.
- ^ Болован и Болован, стр. 26. См. также Стэн, стр. 161.
- ^ Галбур, с. 162. См. также Андруш, с. 589
- ^ Болован и Болован, стр. 26; Константин и др. (2012), стр. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Гальбур, с. 162
- ^ Константин и Негрей (2009), стр. 183; Константин и др. (2012), стр. 77, 123.
- ^ Перейти обратно: а б Болован и Болован, стр. 24.
- ^ Константин и др. (2012), стр. 111, 122, 159
- ^ Константин и др. (2012), стр. 122, 159, 263, 278. См. также Андруш, стр. 588–589.
- ^ Андрус, стр. 589; Безвичони (1943), стр. 163; Колесник, стр. 573; Константин и Негреи (2009), стр. 14, 16, 87; Константин и др. (2012), стр. 513; Илиев, стр. 255; Сувейца, стр. 72–73.
- ^ Стэн, стр. 161.
- ^ Башиани, с. 89
- ^ Галбур, с. 161
- ^ Ион Константин, «Алексис Нур, агент Орана», в журнале «Исторический» , сентябрь 2011 г., стр. 30. См. также Константин и др. (2012), стр. 356.
- ^ Чобану, с. 66; Константин (2010), с. 216; Константин и Негреи (2009), стр. 16, 151, 183, 290; Лупу и др. , с. 767; Рутковский, с. 140. См. также Башиани, с. 78
- ^ «Василе де Строеску участвовал инкогнито в юбилейных торжествах общества «Петру Майор». Двенадцать тысяч крон обществу «Петру Майор», в Românul (Арад) , выпуск 93/1912, стр. 3. См. также Константин и др. ал. (2012), стр. 512–513.
- ^ Василе Строеску, «Письмо г-на В. Строеску поэту Гоге», в Neamul Românesc , Vol. V, выпуск 141, ноябрь 1910 г., стр. 2248–2249.
- ^ Ион Матейу, «Судьба наших школ. Выводы и предложения», в Luceafărul , выпуск 9/1913, стр. 276–277.
- ^ Думитру Шандру, «Румынское кредитное сотрудничество до Великого Союза», в «Научном бюллетене» , том 16, 2007 г., стр. 87, 89–90.
- ^ «Примечания. Статья Строеску», в Luceafărul , выпуск 9/1913, стр. 304.
- ^ Баршану и Симу, стр. 561–562
- ^ Перейти обратно: а б Андруш, с. 590
- ^ Габриэль Мойса, «Между маленькой и большой историей. Николае Коройу: судьба во времена первой мировой войны», в Revista Crisia , Том 45, выпуск 1, 2015, стр. 153.
- ^ Константин и др. (2012), стр. 168, 344, 608
- ^ Колесник, с. 193
- ^ Константин и др. (2012), с. 375
- ^ Константин и др. (2012), с. 165
- ^ Чобану, стр. 118–120
- ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в Balázs Trencsény , Драгош Петреску, Кристина Петреску, Константин Иордаки, Золтан Кантор (ред.), Национальное построение и оспариваемые идентичности: тематические исследования Румынии и Венгрии , стр. 169. Будапешт и Яссы: Regio Books & Polirom , 2001. ISBN 963-00-8714-6
- ^ Михай М. Дречин, «Русские образы и впечатления в переписке между беженкой Гортензией Косма-Гогой и Октавианом Гогой (январь – апрель 1917 г.)», в книге Иоана Болована, Рудольфа Грефа, Харальда Хеппнера, Оаны Михаэлы Тамас (ред.), Первая мировая война – Другое лицо войны , стр. 146. Клуж-Напока: Румынский академический центр трансильванских исследований и Presa Universitară Clujeană, 2016. ISBN 978-606-8694-61-0
- ^ Башиани, стр. 78–79; Кларк, стр. 131–134; Рутковский, с. 140–141
- ^ Кларк, с. 133. См. также Башиани, с. 78; Чобану, с. 69–70; Константин (2010), с. 240; Константин и Негрей (2009), стр. 16–17, 107; Рутковский, с. 141
- ^ Константин и Негрей (2009), стр. 86–87. См. также Константин и др. (2012), стр. 513–514
- ^ Колесник, стр. 576–577.
- ^ Константин и др. (2012), с. 352
- ^ Константин и Негрей (2009), стр. 77.
- ^ Евгения Дану, «Аспекты деятельности Общества культурного освещения Факлиа », в журнале «История Молдовы» , выпуск 1/2013, стр. 18.
- ^ Кларк, стр. 296–297; Константин и др. (2012), стр. 123, 160. См. также Lupu et al. , с. 766
- ^ Кларк, стр. 297–298.
- ^ Маргиломан, с. 322–323
- ^ Георге Збучя, История румын Балканского полуострова (18-20 века) , стр. 185–187. Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 1999 г.
- ^ Сувейка, стр. 72–73
- ^ Константин и Негрей (2009), с. 68
- ^ Йорга (1930), с. 268; Маргиломан, с. 414
- ^ Сувейка, с. 73
- ^ Йорга (1930), с. 268
- ^ Маргиломан, с. 414–415
- ^ Иоан Скурту, «Деятельность первого парламента всей Румынии», в Magazin Historic , декабрь 2019 г., стр. 19–22
- ^ Румынская оккупация... , с. 190
- ^ Румынская оккупация... , стр. 191, 193, 207.
- ^ Йорга (1930), стр. 333.
- ^ Румынская оккупация... , с. 194
- ^ Пьер Шасль, «Наследие России», в Revue des Sciences Politiques , Vol. XLV, январь – март 1922 г., стр. 584–585
- ^ Румынская оккупация... , стр. 191–195.
- ^ Йорга (1930), стр. 359.
- ^ Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 – 6 сентября 1940 , стр. 382–386. Бухарест: Дачия Траяна, [Нью-Йорк]
- ^ Румынская оккупация... , с. 207
- ^ Сувейка, стр. 31–32.
- ^ Константин и др. (2012), с. 160
- ^ Баршану и Симу, стр. 560, 578
- ^ Перейти обратно: а б Ион Агарбичану , «Опасность завтрашнего дня», в «Ворде» , 15 марта 1932 г., стр. 1.
- ^ «Izbânda Part. National — Выборы г-на Василе Строеску в Регине», в Patria , 3 января 1924 г., стр. 1.
- ^ Вольф и др. , стр. 766, 767
- ^ Болован и Болован, стр. 24–25, 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б М. Г. Карпен, «На улице можно услышать: кто такой Василе Строеску», в Cosînzeana , Vol. X, выпуск 17, апрель 1920 г., стр. 174.
- ^ Безвичони (1943), стр. 163; Болован и Болован, стр. 26–27; Константин (2010), с. 240.
- ^ Георге Г. Безвичони, Necropola Capitalei , стр. 33, 260. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972.
- ^ Николае Йорга , Люди, которые были , Том III, стр. 215. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1936.
- ^ Болован и Болован, стр. 24–28.
- ^ Колесник, с. 377
- ^ Константин и Негрей (2009), стр. 251.
- ^ Константин и Негреи (2009), стр. 296–297.
- ^ Перейти обратно: а б Илиев, с. 256
Ссылки
[ редактировать ]- Румынская оккупация Бессарабии. Документы . Париж: Imprimerie Lahure, [1920]. ОСЛК 690481196
- Родика Андруш, «Румынская душа не знает границ. Боерул Василе Стройеску», в Sargetia , Vol. XXX, 2002, стр. 587–592.
- Андрей Быршану, Ромул Симу, «Общий отчет центрального комитета «Ассоциации литературы и культуры румынского народа» о его работе и положении в 1919 году», в Трансильвании , выпуски 5–9/1920, стр. 547– 579.
- Альберто Башиани, Трудный союз. Бессарабия и Великая Румыния, 1918–1940 гг . Рим: Арахна Эдиторе, 2007. ISBN 978-88-548-1248-2
- Георгий Г. Безвичони, Боярство Молдавии между Прутом и Днестром , Том II. Бухарест: Национальный институт истории, 1943.
- Сорина Паула Болован, Иоан Болован, «Василе Строеску в общественном сознании Трансильвании», в Transylvanian Review , Vol. XI, выпуск 2, 2002 г., стр. 22–29.
- Штефан Чобану , Бессарабия. Его население, его прошлое, его культура (Румынская академия исследований и исследований XIII) . Бухарест: Monitorul Oficial , 1941.
- Чарльз Апсон Кларк , Бессарабия. Россия и Румыния на Черном море . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания , 1927 год. ОСЛК 1539999
- Юрий Колесник , Кишинев в нашем сердце . Кишинев: Библиотека Б.П. Хашдеу, 2014. ISBN 978-9975-120-17-3
- Ион Константин, Герман Пантея между мифом и реальностью . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2010. ISBN 978-973-8369-83-2
- Ион Константин, Ион Негрей, Пантелимон Халиппа: трибун Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2009. ISBN 978-973-8369-65-8
- Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру, Иоан Пеливан: историки национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2012. ISBN 978-606-8337-39-5
- Драгош Галбур: «Судьба румынского народа в Бессарабии в наших руках. Давайте будем и мы сделаем все», в Алексе Рау (ред.), Бессарабцы в мире. (Сборник материалов и документов, представленных на одноименном культурно-историческом и научном полиптихе) , Том. VI, стр. 160–166. Кишинев: Национальная библиотека Молдовы , 2012. ISBN 978-9975-4368-4-7
- Михай Илиев, «Василе Строеску и румыны из Бихора», в Тирагетии , Том. VI, Выпуск 2: «История. Музееведение», с. 253–256.
- Николае Йорга , Мемуары, Том II: (Ежедневные заметки, май 1917 г. – март 1920 г.). Национальная война. Борьба за новую политическую жизнь . Бухарест: Национальное издательство Чорней , 1930. ОСЛК 493897808
- Николае Л. Лупу , Ион Буздуган , Алексис Нур , «Основатели. Василе Строеску», в Universul Literar , Vol. XLIV, выпуск 48, ноябрь 1928 г., стр. 766–767.
- Александру Маргиломан , Политические заметки, 4. 1918–1919 . Бухарест: Издательство Института графических искусств Эминеску, 1927.
- Павел Генрих Рутковский, «Объединение Бессарабии с Королевством Румыния в 1918 году», в Марцине Косиенковском (ред.), Польско-молдавские встречи. Книга, посвященная памяти профессора Януша Солака , стр. 139–149. Любин: Эпистема, 2013. ISBN 978-83-62495-28-3
- Константин И. Стан, «Деятельность епископа Юстиниана Текулеску по достижению и упрочению Великого Союза», в Angvstia , Vol. 13, 2009, с. 159–170.
- Светлана Сувейка, Бессарабия в первое межвоенное десятилетие (1918–1928): модернизация через реформы. Монографии АНТИМ VII . Кишинев: Издательство «Понтос», 2010. ISBN 978-9975-51-070-7
- 1845 рождений
- 1926 смертей
- Активисты антирусификации
- Политики Национальной Молдавской партии
- Политики Бессарабской крестьянской партии
- Молдавские депутаты 1917–1918 гг.
- Председатели Палаты депутатов (Румыния)
- Члены Сената Румынии
- Дворянство Российской Империи
- Румынское дворянство
- Молдавские судьи
- Юристы Российской Империи
- Молдавские благотворители
- Благотворители из Российской Империи
- Румынские филантропы
- Румынские кооперативные организаторы
- Земледельцы Бессарабской губернии
- Румынские фермеры 20-го века
- румынские земледельцы
- Основатели молдавского журнала
- Основатели журнала из Российской Империи
- Основатели молдавской газеты
- Основатели газет Российской империи
- Сторонники грамотности
- Основатели румынских школ и колледжей
- Молдавские правозащитники
- Румынские правозащитники
- Почетные члены Румынской Академии
- Жители Единецкого района
- Жители Хотинского уезда.
- Православные христиане из Молдовы
- Члены Румынской Православной Церкви
- Выпускники МГУ
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выходцы из Российской Империи в Швейцарии
- Русские люди Первой мировой войны
- Молдавские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Молдавские эмигранты во Франции
- Культура Трансильвании
- История Трансильвании (1867–1918)
- Смертность от бронхита
- Смертность от инфекционных заболеваний в Румынии
- Смертность от респираторных заболеваний в Румынии
- Похороны на кладбище Сфынта Винери.