Jump to content

Василе Строеску

Василе Васильевич Строеску
Vasily Vasilyevich Stroesko
Василий Строеско
Базиль Строеско
Фотография Строеску, ок. 1900 г.
Член Палаты депутатов Румынии
В офисе
1919–1920
избирательный округ Орхейский уезд
Член Сената Румынии
В офисе
3 января 1924 г. - 13 апреля 1926 г.
избирательный округ Регина
Личные данные
Рожденный ( 1845-11-11 ) 11 ноября 1845 г.
Тринка , Бессарабская губерния , Российская империя.
Умер 13 апреля 1926 г. ) ( 1926-04-13 ) ( 80 лет
Бухарест , Королевство Румыния
Место отдыха Кладбище Святой Пятницы, Бухарест
Политическая партия Бессарабская крестьянская партия
Другие политические
принадлежность
Национальная Молдавская партия
Альма-матер Московский Государственный Университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Берлинский университет
Профессия Землевладелец, судья, агроном, меценат, активист.

Василе Васильевич Строеску [ 1 ] ( Russian : Василий Васильевич Строеско , Vasily Vasilyevich Stroesko ; November 11, 1845 – April 13, 1926), also known as Vasile de Stroesco , [ 2 ] [ 3 ] Базиль Строеско , [ 4 ] [ 5 ] или Василе Строеску , был бессарабским и румынским политиком, землевладельцем и филантропом. Один из сторонников и спонсоров румынского национализма в российской , Бессарабской губернии а также среди румынских общин Австро-Венгрии , он также был поборником самопомощи и кооперативного сельского хозяйства . Он унаследовал или приобрел большие поместья, постепенно разделяя их между местными крестьянами и открывая в их пользование местные школы и церкви. Эрудированный и путешественник, он отказался от карьеры юриста, чтобы сосредоточиться на сельскохозяйственных проектах и ​​культурной деятельности. За последнюю работу он стал почётным членом Румынской академии .

Поддержав националистические газеты «Басарабия» и «Кувант Молдовенеск» , Строеску оказался втянутым в более элитарную ячейку националистического движения, сосредоточенную на частях земства и дворянского собрания . Таким образом, он был почетным президентом Национальной молдавской партии вскоре после Февральской революции , но вместе с Владимиром Герцей отошел от ядра движения и создал свою собственную аристократическую ветвь. Он стал заочным членом Сфатул Цэрий во время существования Молдавской Демократической Республики и ее союза с Румынией . В 1919–1920 годах он служил в Собрании депутатов и был его фактическим президентом в течение одного дня, 20 ноября 1919 года. Объединившись с Бессарабской крестьянской партией , Строеску стал критически относиться к процессу объединения, осуждая злоупотребления правительства в Бессарабии. , а также возражал против земельной реформы 1920-х годов . В возрасте восьмидесяти лет он был избран в Сенат Румынии при поддержке Румынской национальной партии ; он умер вскоре после этого в Бухаресте , после короткой битвы с бронхит , и ему были предоставлены государственные похороны .

Биография

[ редактировать ]

Строеску были семьей этнических румынских аристократов и пастухов из Молдавии : патриарх семьи Иоанн Строеску носил молдавский боярский титул житницера в конце 17 века . Внук его, Гавриил, был шатраром ; Иеначе, сын Гавриила, вернулся к скотоводству и владел ранчо в Яссском уезде . [ 6 ] Два его собственных сына Василе (1795–1875) и Иоанн перемещались между Молдавией и Бессарабией, которая после Бухарестского договора 1812 года была присоединена к Российской империи. Василе владел десятью поместьями по обе стороны границы, разделенными между Яссы и Хотин уездами . Все Строески были приняты в российское дворянство в 1828 году и пожалованы оружием в 1867 году. [ 7 ] От брака с Профирой Маноилом Гуцу (1808–1856) у Василе-старшего было трое сыновей: Михаил (1836–1889), Георге (1840–1922), Василе-младший. [ 6 ] У пары также было четыре дочери, выданные замуж за аристократов русского, греческого или польского бессарабского происхождения: Ану Казимир, Марию Друганову, Елену Мартос и Екатерину Шуманскую. [ 8 ] Мужем последней был Клементе Шумански , мэр Кишинева в 1870-х годах. [ 6 ]

Наиболее подробные сведения сообщают, что Василе-младший родился 11 ноября 1845 года в Тринке , селе Хотинского уезда (ныне район Единецкий Молдовы ); [ 3 ] В некоторых более ранних источниках год его рождения указан как 1844, а местом его рождения является родовое поместье Столничень . [ 9 ] Юный Строеску посещал Бессарабский лицей в Кишиневе , затем школу Каменца-Подольского и одесский Ришельевский лицей . Позже он изучал право в университетах Москвы , Санкт-Петербурга и Берлина . [ 3 ] [ 10 ] Хотя известно, что последнее учреждение присвоило ему степень доктора права . [ 11 ] он оставался необычайно сдержанным в отношении своей молодости, учебы и их точной датировки (за одним редким исключением из этого правила он сообщил своим друзьям, что в 1866 году жил в Берлине). [ 12 ] Сообщается, что будучи эрудированным, он говорил на всех славянских языках: немецком, французском, английском и итальянском, помимо родного румынского. [ 3 ] [ 12 ] По окончании учебы он путешествовал по Европе, в том числе по Королевству Румыния , а также посетил западные колонии в Африке. [ 13 ] Помимо защиты дела Румынии, он был очарован Южной Америкой. [ 12 ] Эту страсть к путешествиям разделял и его старший брат Михаил, однажды потерпевший кораблекрушение в Тихом океане и позже написавший воспоминания о своих приключениях. [ 14 ]

Василе был назначен судьей Хотинского городского трибунала в 1867 году. [ 15 ] став коллегой с писателем Александру Хайдеу . [ 13 ] В мемуарах румына Штефана Дана сообщается, что в 1869 году Строеску уже был активен в румынских националистических кругах и саботировал культурную русификацию . Согласно этому сообщению, он взял под свою опеку товарища-землевладельца Матея Донича , которому грозила опасность потерять знание румынского языка, и заставил его заново выучить язык. [ 16 ] После смерти отца Строеску вообще отказался от юридической профессии, сделав Брынзени своей основной резиденцией. [ 3 ] Там он начал свою карьеру как фермер-джентльмен, крестьянский педагог и агроном-любитель, сохраняя при этом живой интерес к историческим исследованиям. [ 13 ] После получения наследства Строеску владел 9 000 гектаров (22 000 акров ), но позже купил еще 16 000 гектаров (около 4 000 акров) земли с несколькими поместьями, ранчо и конюшнями. [ 3 ] что делает его одним из самых богатых людей в регионе. [ 17 ]

Многие из своих владений он продал с аукциона, используя деньги для финансирования своей благотворительной деятельности, или разделил между крестьянскими общинами , причем Строеску стал пионером кооперативного сельского хозяйства и кооперативного лесного хозяйства. [ 13 ] Он лично проверял технику своих пахарей и исправлял их ошибки. Как отметил уроженец Брынзеней Ион Буздуган , он был «скромен и уравновешен», но также «безжалостен к тем, кто растратил его богатство». [ 3 ] В детстве Буздуган познакомился со Строеску, позже назвав его «алтарем трудолюбия и доброты» и высоко оценив его усилия по сохранению румынского фольклора . [ 9 ] Товарищ-активист Пан Халиппа отметил, что Строеску был «настоящим демократом» и «истинным христианином», который «никогда не женился и жил скромно». «Этот человек», утверждает Халиппа, «использовал свои огромные управленческие способности, чтобы доставить удовольствие тем, кто жил в его поместье. Он [...] помог каждому владеть подходящим домашним поместьем, действуя так, как и положено государственному деятелю. [...] Если бы только те министры, которые называют себя демократами и социалистами, могли знать, как жил великий бессарабский румын Василе Строеску!" [ 18 ] К 1918 году на имя Строеску оставалось всего около 8000 гектаров земли, распределенной между Тринкой, Бадраги-Векь , Друтой и Забричень . [ 19 ]

Националистический спонсор

[ редактировать ]

Как отмечает историк Юрий Колесник , Строеску и Николае Штефан Кассо стояли среди тех бояр, которые вернули русификацию или молдовенство , «нейтрализовав влияние» проимперских противников, таких как Александр Н. Крупенский . [ 20 ] Строеску построил отремонтированные несколько школ в Бессарабии, основал больницы в своем родном селе и в Брэтушень , а также стал ктитором бессарабских православных церквей в Тринке, Почумбэуцах , Шофринканах и Зайчанах . [ 3 ] [ 13 ] В 1899 году он предложил спонсировать государственные школы, действовавшие через земскую сеть, при условии, что им будет разрешено преподавание на румынском языке. Это предложение было просто проигнорировано правительством. [ 9 ] [ 3 ] С либерализацией, ставшей возможной благодаря Революции 1905 года , Строеску начал участвовать в заговорщицких встречах румынской элиты в Кишиневе, обмениваясь идеями с Халиппой, Николае Александри , Ионом Инкулецем , Николае Биволом , Алексисом Нуром , Ионом Пеливаном и Полем Гором , где они впервые обсудил перспективу объединения Румынии и Бессарабии. [ 21 ] Как отмечает Пеливан, он и Эмануил Гаврилицэ пытались убедить Строеску профинансировать журнал для румыноязычного населения, но помещик «выглядел довольно скептически». [ 22 ] Однако в 1906 году он спонсировал Халиппу в создании демократической и националистической газеты « Басарабия» , которая в конечном итоге была закрыта российскими властями в марте 1907 года. [ 23 ]

К 1910 году Строеску эмигрировал в Швейцарию и жил на Давосской площади . [ 2 ] Как сообщает Буздуган, его вытеснили более поздние отголоски движения 1905 года, которое возродило русский национализм (и, как таковое, привело к возобновлению репрессий против румынских активистов); Также, по словам Буздугана, Строеску больше никогда не посещал Брынзени, а вместо этого оставил одного из своих крестьянских служащих смотрителем своего поместья. [ 9 ] Его благотворительная деятельность продолжала иметь глубокий эффект среди румынских общин Трансильвании в Австро -Венгрии , где Строеску, в частности, основал пансион, обслуживающий Арадскую епархию , а также «десятки церквей, школ и больниц». [ 6 ] Хотя он был покровителем румынского православия , он критиковал заявления церкви о сохранении румынской идентичности, отмечая, что ее националистический дискурс был недавним «изобретением священников, чтобы подчеркнуть их собственные заслуги». [ 24 ] Он считал православие равным своему конкуренту Румынской греко-католической церкви , утверждая, что «религиозные различия не могут разделить нас», поскольку «румыны обеих религий ведут себя друг с другом как истинные христиане и, следовательно, как братья». [ 2 ] Таким образом, в 1910 году Строеску объединился с греко-католиками, чтобы справиться с последствиями мадьяризации , пожертвовав 100 000 крон культурному фонду в Блаже . [ 2 ] [ 3 ] [ 25 ]

По другим оценкам, его спонсирование школ, в том числе православных, в 1913 году составило 950 000 крон, из которых 500 000 были направлены через Partenie Cosma . [ 26 ] и еще 200 000 через Архиепископство Сибиу , а 100 000 пошли на создание школы для девочек в Араде . [ 27 ] Его вклад также включал фонд Строеску в обществе ASTRA и различные выплаты Культурной лиге за единство всех румын . [ 28 ] , находившейся под властью Румынии В западной Молдавии , он оборудовал начальные школы из специального фонда, стоимость которого составляла 200 000 леев , а в 1906–1908 годах выделил 300 000 леев на строительство собора спасения румынского народа . [ 3 ] [ 29 ] Как отметил его друг, врач и политический деятель Николае Л. Лупу , хотя и почитался некоторыми молдавскими сельчанами, он оставался практически неизвестным в « старом королевстве »; это позволило ему присутствовать на заседаниях румынского парламента и слушать речи политических лидеров Румынии, при этом они его не узнавали. [ 12 ]

Брат Строеску (и коллега-филантроп) Михаил Васильевич.

В мае 1910 года в знак признания его деятельности, и в частности за работу с фондами Блажа, Строеску был избран почётным членом Румынской академии . Это назначение оставило его равнодушным, поскольку он считал свои поступки «вполне естественными». [ 3 ] Он заявил, что находится «в распоряжении моей страны, со всем этим разумом, данным мне Богом, от всего сердца и со всем моим богатством». [ 30 ] По словам Халиппы и Пеливана, его внимание было сосредоточено на Трансильвании и других местах только потому, что цензура и репрессии не позволяли ему открыто финансировать национализм в его родной провинции. [ 31 ] Другая версия состоит в том, что он почувствовал себя призванным к действию сочинениями Иоанна Славичи, направленными против мадьяризации . [ 32 ] Более того, его филантропической деятельности предшествовала деятельность его покойного брата Михаила, который еще в 1882 году основал десять образцовых школ в самой Румынии, после того как ему не удалось создать факультет румынских исследований в Новороссийском университете . [ 33 ] Также известен основанием школы в Столничень . [ 6 ] Михаил открыл сельскую больницу в Бекире, в конечном итоге разделив свое состояние между ASTRA, румынскими профессиональными училищами Брашова и своими фермерами-арендаторами. [ 34 ]

Возобновленный вклад семьи побудил различных авторов называть Василе Трансильванским или Бессарабским « Меценатом ». [ 2 ] [ 3 ] [ 35 ] Трансильванцы, такие как Юстиниан Текулеску, посвятили ему хвалебные стихи; другие полагали, что он был не настоящим человеком, а вымышленным персонажем, созданным румынским государством, чтобы скрыть свое прямое участие в австро-венгерских делах. [ 36 ] Строеску также спонсировал отдельных бессарабцев, чтобы они могли продолжить образование за границей, как он это сделал с врачом и коллегой-румынским националистом Еленой Алистар . [ 37 ] и основал одноименный Клуб помощи Строеску для американцев румынского происхождения в Кливленде . [ 38 ] В период с июня 1910 по август 1911 года он платил Нуру за публикацию русскоязычной газеты « Бессарабец» . [ 39 ] а после 1913 года финансировал газету Cuvânt Moldovenesc , издаваемую Халиппой и Александри, [ 40 ] также помогал крестьянам с подписками. [ 3 ]

К 1912 году Строеску жил в Лозанне , но все еще появлялся инкогнито, чтобы отпраздновать золотой юбилей Общества Петру Майора в Будапеште . [ 41 ] Однако он выразил свое разочарование в своих трансильванских коллегах - как резюмировал Нур, он «наткнулся на некоторые румынские «психологии» и был ими разочарован». [ 9 ] Его письма бенефициарам фонда часто содержали «жесткие выговоры». [ 32 ] В ноябре 1910 года он обратился с открытым письмом к трансильванскому лидеру Октавиану Гоге , в котором отмечал, что румынские студенты Университета Франца-Иосифа оказались неспособны ни создать собственный профсоюз, ни опубликовать призывы о материальной поддержке в местной прессе. [ 42 ] of Arad статью В начале 1913 года он опубликовал в газете Românul , в которой критиковал румынские банки за выплату дивидендов выше 5% и их клиентов за их принятие; разница, утверждал он, может пойти на поддержку культуры. Отвечая на эту «разумную и необычайно категорическую» критику, экономист Ион Матею предположил, что сокращение, которого требует Строеску, было излишне резким. [ 43 ]

Строеску, пожертвовавший 50 000 крон на урегулирование споров между ASTRA и популярными банками, а затем на создание альтернативных кредитных союзов , [ 44 ] нашел симпатию у писательской группы Luceafărul , которая наслаждалась его критикой «нашей мелкой буржуазии [и] ее плутократических идеалов». [ 45 ] Через ASTRA он также распространил свою брошюру « Уставы и руководства для народных банков» («Уставы и руководства для народных банков»). [ 46 ] Банкиры округа Бихар выступили против подобных инициатив, считая Строеску недобросовестным конкурентом своего бизнеса. [ 47 ]

Революция и союз

[ редактировать ]

К 1914 году отношения Строеску с властями Австро-Венгрии заметно обострились. Его спонсирование рождественского народного праздника 1913 года в Бейуше едва не закончилось судебным преследованием его организатора Николае Корою. [ 48 ] Начало Первой мировой войны застало Строеску на стороне России, положив конец всей его работе в Трансильвании; правительство Иштвана Тисы включило его в список «общественной угрозы», подозреваемого в желании спровоцировать румынское восстание в Трансильвании. [ 3 ] Он вернулся в Одессу в 1914 году и сумел убедить власти освободить своего протеже Алистара, арестованного за подстрекательство к мятежу. [ 49 ] В конце 1916 года Румыния вступила в войну , приняв сторону России против Австро-Венгрии и других центральных держав . После Февральской революции , положившей начало социальному восстанию и национальному освобождению по всей России, Строески стали мишенью русских революционеров. Бывшее поместье Георгия в Бэлчане было разграблено русскими дезертирами с Румынского фронта , которые сожгли его рукописи. [ 50 ] как и другие загородные дома, принадлежавшие семье. [ 51 ] Имение Брынзени удалось сохранить: тамошние крестьяне, уже наладив сеть по доставке румынских книг в Бессарабию, [ 52 ] также сформировали отряд самообороны, который защищал их общее богатство. [ 3 ]

Василе был в Сороках , где подписал манифест о самоопределении Бессарабии, официально поддержанный земством и дворянским собранием . [ 53 ] Затем он принял участие в создании в Бессарабии Национальной Молдавской партии (ПНМ), образованной 30 марта [ OS 17 марта] 1917 года. Это произошло только после длительных переговоров с трансильванским беженцем Онисифором Гибу , который был озадачен тем, что бессарабцы «почти не понимали важность наличия политической партии [...], которая будет выступать за национальное дело». Строеску придерживался аполитичной позиции, отвечая, что «он готов отдать столько, сколько у него есть, но только для культурных предприятий, потому что политика, по его словам, является грязным занятием». [ 54 ] В Кишиневе в начале 1917 года он встретил трансильванскую активистку Гортензию Гогу, которая описала его как «здорового и довольного, [...] кажется, не озабоченного ничем, кроме собственной персоны». [ 55 ]

В конце концов, ПНМ, представляющая наиболее правых и националистических политиков в губернии, предложила автономию Бессарабии и создание национального законодательного органа Сфатул Цэрий . [ 56 ] Строеску, как «Великий Старик» национализма, был почетным лидером ПНМ, с Полом Гором в качестве исполнительного президента и Халиппой в качестве секретаря. [ 57 ] Позже он и Халиппа посетили Солдатский съезд в Одессе, который подтвердил свою поддержку «автономной Бессарабии» и федеративной Российской республики . Процессия в форме отдала ему дань уважения, пройдя парадом перед отелем «Лондон», где он остановился. [ 58 ] В июне того же года, когда шляхетское собрание образовало Общество содействия народному просвещению и изучению национальных обычаев, Строеску стал почетным председателем; Гор и Владимир Герца были его «активными президентами». [ 59 ]

Во время Октябрьской революции и распада России был создан Сфатул Цэрий , и Строеску номинально баллотировался на региональных выборах . В то время, утверждает Пеливан, Строеску был «великим националистом, но в меньшей степени демократом» и отчужденным от своих избирателей, потому что «(с 1900 года) он жил в основном за границей». [ 60 ] Как отмечает Халиппа, Строеску и Герца пытались создать для бояр отдельное ПНМ: «их действия не привели к большому [...], хотя мы, революционеры, никогда не возражали против их избрания в Сфатул Цэрий [... ], поскольку мы считали, что со всеми интеллектуальными силами необходимо консультироваться по политическим вопросам». [ 61 ] Историк Чарльз Апсон Кларк утверждает, что какое-то время он даже был президентом законодательного собрания. [ 19 ] во время недолгого существования Бессарабии как номинально независимой Молдавской Демократической Республики . Однако известно, что Строеску тяжело болел с сентября 1917 года по первые месяцы 1919 года, уезжал в Англию и Францию ​​и лишь выступал за объединение Бессарабии с Румынией . издалека [ 3 ] [ 12 ] Как сообщил Лупу, он отплыл из Петрограда , а затем в апреле 1918 года перенес операцию в Париже. [ 12 ]

Согласно отчету Юстина Фрэцимана , некоторые из благотворительных произведений Строеску были уничтожены во время волны вандализма, спровоцированной большевистскими солдатами в Бессарабии: «Книги, подаренные Василе Строеску одной библиотеке, были использованы для поджога, который длился три дня на конец!" [ 62 ] В марте, когда Сфатула Цэрия посетил премьер-министр Румынии Александру Маргиломан и он проголосовал за объединение, Строеску находился в Париже. Это был неопределенный период: он находился на союзников территории , а Румыния капитулировала перед центральными державами . В то время Строеску написал свое завещание, а Пеливан был его душеприказчиком . Он призывал к перераспределению его земли (большая ее часть уже перешла в руки земства ) или, как вариант, пожертвовать ее румынскому государству; взамен он лишь потребовал, чтобы крестьяне получали образование на румынском языке. [ 63 ] Как отмечал в 1927 году Кларк, этот документ отражал «комфортную старорусскую патриархальную атмосферу» и уже устарел темпами «воинствующего уравнивания» — хотя мечта о румынском образовании в конечном итоге была осуществлена ​​самим государством с его обязательной грамотностью. программы. [ 64 ]

Председатель Ассамблеи и диссидент

[ редактировать ]

1 сентября 1918 года из своего временного дома в Париже Строеску присоединился к Василе Лукачу и Иоану Кантакузино в создании Национального румынского комитета действий для продвижения дела Великой Румынии в странах-союзниках. [ 5 ] Позже он присоединился к Таке Ионеску . Национальному комитету румынского единства [ 17 ] После ноябрьского перемирия Маргиломан был свергнут, и Румыния, включая Бессарабию, вновь вступила в войну. В декабре этот шаг обеспечил Трансильванский союз , новые границы которого ожидали международного признания на Парижской мирной конференции . В последующие месяцы, к беспокойству Маргиломана, западные державы, казалось, выступали за передачу Бессарабии, полностью или частично, под мандат Лиги Наций . [ 65 ] В марте 1919 года (примерно через два месяца после конференции) Строеску также выступил в поддержку других панрумынских инициатив. Он стал почетным президентом Лиги освобождения румын Тимока и Македонии ; его исполнительными руководителями были Джордж Мурну , Север Боку и Таче Папахаги . [ 66 ]

На национальных выборах в ноябре 1919 года Халиппа выдвинул Строеску в качестве кандидата от своей Бессарабской крестьянской партии (PŚB), в результате чего он представлял округ Орхей в Собрании депутатов . Строеску поделился своим билетом с историком Николае Йоргой , хотя последний не был человеком из PŚB. [ 67 ] Как вспоминает Халиппа, он баллотировался одновременно (и победил) на трех других избирательных участках — Хотин, Сорока и Бэлць ; [ 68 ] а, по другим данным, также в Тигинском уезде и Лапушне . [ 30 ] 20 ноября, [ 69 ] как дань уважения его работе по продвижению дела Румынии, [ 70 ] Ассамблеи Строеску также был выбран председателем первой сессии парламента Великой Румынии, фактически в качестве почетного президента . Получивший похвалу от Йорги за композицию и стиль, [ 71 ] Речь предупреждала: «С привычкой, ставшей второй натурой, мы рыскаем по сцене в поисках способов приобщиться к плодам чужого труда. Нет, господа, этого больше не будет! Мы должны трудиться сами и обязуемся обеспечивать себя [...] В этой нашей жизни мы должны сохранять чистые мысли и чистые руки». [ 3 ] Маргиломана Это привлекло внимание прогрессивных консерваторов , опозоренных за свою симпатию к центральным державам. Маргиломана привлекли антикоррупционные намеки Строеску, а именно, что "новая администрация Бессарабии должна держать руки в чистоте". [ 72 ]

Также 20 ноября пост президента Ассамблеи перешел к Александру Вайда-Воеводе , которого 1 декабря сменил Йорга; Строеску по-прежнему сохранил свою роль декана Бессарабского собрания: 29 декабря он представил на ратификацию закон об объединении Румынии и Бессарабии, который был принят единогласно. [ 73 ] Однако через несколько месяцев он стал критиковать румынскую администрацию, выступая на трибуне Ассамблеи об ухудшении ситуации в его родной провинции и осадном положении, в котором она находилась. 10 февраля 1920 года он выступил против Иона Инкулеца , министра ПТБ в Бессарабии, обвинив его в терпимости к «жестокому притеснению» и заключив, к ужасу своих коллег, что «ситуация была лучше при старой русской системе правления». режим." [ 74 ] Это настроило его против основной части его партии, а также против Йорги. Несмотря на демонстрацию поддержки со стороны скамьи Социалистической партии и некоторых депутатов PŚB, Йорга приостановил сессию, обвинив Строеску в том, что он «оскорбил [редактировал] все прошлое и будущее нации»; в этом его поддержал Маргиломан. [ 75 ] В своем дневнике Йорга резюмировал произошедшее: «Строеску с трибуны оскорбил эту страну как эксплуататора и ужасного чиновника. Я попросил его уйти в отставку». [ 76 ]

Строеску также подвергся критике со стороны Инкульца, который назвал его речь «сплетнями в кафе» и недовольством помещика. [ 77 ] отмечая, что бессарабская шляхта в целом отреагировала на предложенную земельную реформу с «глубоким эгоизмом» . [ 78 ] Тем не менее, позиция Строеску была поддержана ежедневной газетой Adevărul , которая назвала Инкулеша «сатрапом » , который просто игнорировал критику, и назвала умеренную позицию Йорги «абсурдной дипломатией». Газета также осудила предложение Инкулеца о том, что те, кто недовольен его администрацией, включая Строеску, могут выбрать переезд в Советскую Россию . [ 79 ] В марте, по словам того же Йорги, Строеску "сдержанно" проголосовал против земельной реформы, а затем выступил против большинства сторонников. [ 80 ] Позже Халиппа выразил благодарность за то, что во время фактического раздела его земли Строеску «даже не прошептал ни слова» против правительства. [ 9 ]

По мнению историков Сорины и Иоанна Болован, «Строеску держался в стороне от демагогии, карьеризма и мелочности политических интриг». [ 17 ] Он был необычайно бережлив и жил в «маленькой и темной комнате» дворца Атене в Бухаресте , где его посещали очень немногие. [ 12 ] В августе 1923 года, отчасти в знак протеста против произвола правительства, он участвовал в основании Лиги прав человека, в которую вошли такие члены, как Константин Коста-Фору , Дем И. Добреску , Виктор Эфтимиу , Григоре Юнян , Иоан Пангал , Истрате Мическу , Илие Московичи , Константин Титель Петреску , Раду Д. Розетти и Стефан Войтек . Он был избран ее первым президентом, а Коста-Фору стал его секретарем. [ 81 ] Его критика правительства вызвала интерес в кругах белоэмигрантов , где считалось, что восстановленная российская монархия должна включать Бессарабию. От их имени Александр Крупенский предложил, чтобы Строеску, «честный человек, несмотря на то, что он согласился быть «избранным» румынским правительством в качестве одного из бессарабских депутатов», открыто говорил на темы, которые Йорга и другие политики истеблишмента хотели сохранить. секрет. [ 82 ] В Советской России, которая выдвинула свои претензии на Бессарабию, пропагандист Кристиан Раковский также использовал слова Строеску против румынских националистических претензий в своем разоблачении 1925 года « Румыния и Бессарабия» . [ 83 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Могила на кладбище Святой Пятницы

В последний раз пожертвовав землю, Строеску отказался от своего поместья в Брынзени, чтобы основать сельскохозяйственную и техническую школу. [ 3 ] [ 84 ] Его довоенный фонд для публичных библиотек ASTRA, составлявший в 1914 году 25 000 крон, [ 47 ] был дополнен Руководящим советом Трансильвании и введен в действие в 1920 году. [ 85 ] В свои последние месяцы Строеску работал в Сенате , представляя трансильванский округ Регин . Его кандидатуру выдвинула правая Румынская национальная партия (ПНП), хотя, как признал в 1932 году партийный активист Ион Агарбичану , Строеску больше не был членом какой-либо политической группы и лишь смутно симпатизировал «крестьянской демократии». . [ 86 ] Он никогда не появлялся ни на каких предвыборных митингах, поскольку они проводились во время «суровой зимы», и вместо этого полагался на Агарбичану, который представит свою платформу. Крестьянские избиратели помнили своего благодетеля, но все же пришлось потрудиться, чтобы убедить их, что он не самозванец, скрывающийся под заветным именем. [ 86 ] Пресса ПНР сообщила после его избрания (3 января 1924 г.), что он с легкостью победил кандидата Народной партии Иоана Харшию, которого поддержал Гога. [ 87 ]

В апреле 1926 года после одной из своих обычных прогулок по центру Бухареста Строеску заболел простудой, которая затем спровоцировала бронхит . [ 12 ] Один из его последних посетителей, Лупу, настоял на том, чтобы его поместили в санаторий Элизабета, но, несмотря на усилия врачей, он скончался там 14 апреля. [ 88 ] Его отпевание состоялось 17 апреля в Православной Белой церкви на Каля Виктория , и было засвидетельствовано речами священника Иоанна Лупаша , который также был действующим министром здравоохранения , и Патриарха Мирона Кристя ; На следующий день поминальная служба прошла в соборе Сибиу . [ 89 ] Сообщается, что Строеску хотел, чтобы его кремировали, а его прах развеяли по всей Румынии. [ 12 ] [ 90 ] Вместо этого он был удостоен государственных похорон на кладбище Сфанта Винери в Бухаресте. [ 3 ] [ 91 ] Его могилу позже украсил бюст молдаванина Михая Онофрея . [ 92 ] и улица Бухареста была переименована в его честь. [ 3 ] На самих похоронах присутствовал его бывший коллега и соперник Йорга. Он отметил делегатов всех тех, кому помогал покойный — церкви, бессарабских крестьян и националистов, — но также и отсутствие самого политического истеблишмента. В своем некрологе Йорга назвал Строеску «великим благотворительным человеком и щедрым благотворителем». [ 93 ] На следующей неделе появились и другие некрологи. В их число вошли передовые статьи в Universul , Gazeta Transilvaniei , Telegraful Român , Cuvântul Ardealului и (написанные Гибу) Biruinta , а также дополнительное освещение в ASTRA's Societatea de Maine . [ 94 ]

По словам Лупу, Строеску оставил два ящика с документами, один из которых находился в Ленинграде . [ 12 ] Как утверждает журналист М.Г. Карпен, филантроп, был забыт в Трансильвании за целое десятилетие до его смерти; Кратковременное возрождение интереса в 1920 году уступило место его запятнанию «грязной лужей» политики. [ 90 ] Деятельность Строеску была впервые методично исследована в эссе Александру Чулку, опубликованном журналом Viaa Basarabiei в 1940 году. Всего несколько месяцев спустя Бессарабия попала под советскую оккупацию , во время которой сам Чулку был убит сотрудниками НКВД . [ 95 ] Память о Строеску была подавлена ​​в образовавшейся Молдавской ССР , а затем и в коммунистической Румынии . Национализированное поместье Брынзени было превращено в психиатрическую клинику. [ 3 ] Во время национал-коммунизма 1960-х годов Халиппа и бессарабская община в Бухаресте пытались почтить память своего бывшего лидера, но, как сообщается, власти помешали им сделать это. [ 96 ] Однако в 1968 году Халиппе удалось вызвать Строеску и поднять вопрос о его «забытости» в официальном обращении к Академии. [ 97 ] Частично такую ​​работу в Америке продолжил племянник Строеску, журналист Георге Штефан Донев (1909–1993). [ 30 ] Репрессивная тенденция изменилась после румынской революции 1989 года : в 2013 году зал Дворца Парламента был переименован в его честь. [ 3 ] но, как отметил историк Север Думитрашку, ни одна трансильванская школа, когда-то финансируемая на его деньги, никогда не признавала его таким же образом. [ 98 ] В независимой Молдове его имя получил лицей в Брынзенах. [ 98 ] Был создан молдавский Фонд Василе Строеску, в 1996 году была установлена ​​мемориальная доска в Тринке, а также были предприняты усилия по созданию мемориального дома в Брынзенях. [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кларк, с. 296; Константин и др. (2012), стр. 559, 608; Лупу и др. , с. 766
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Василе де Строеско» и «Письмо г-на В. де Строеско в Unirea , выпуск 14/1910, стр. 1–2».
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х (на румынском языке) Ион Преаска, «Василе Строеску, бессарабский боярин, который был первым президентом Великого румынского парламента» , в Adevărul Молдова , 30 ноября 2013 г.
  4. ^ Румынская оккупация... , стр. 190–195, 207; Чобану, с. 69
  5. ^ Перейти обратно: а б «Коммюнике», в «Фигаро» , 2 сентября 1918 г., стр. 2
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Безвичони (1943), стр. 163.
  7. ^ Безвикони (1943), стр. 69, 163
  8. ^ Безвикони (1943), стр. 108, 123, 133, 163
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вольф и др. , с. 767
  10. ^ Болован и Болован, стр. 23; Константин (2010), с. 240; Илиев, стр. 253.
  11. ^ Илиев, с. 253
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вольф и др. , с. 766
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Константин (2010), с. 240.
  14. ^ Колесник, стр. 192–193.
  15. ^ Башиани, с. 78
  16. ^ Штефан Дан, «Из жизни Василе Строеску», в Tribuna , выпуск 71/1910, стр. 3–4.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Болован и Болован, стр. 23.
  18. ^ Константин и Негреи (2009), стр. 68–69.
  19. ^ Перейти обратно: а б Кларк, с. 296
  20. ^ Колесник, стр. 573, 576–577.
  21. ^ Константин и Негреи (2009), стр. 82–83, 85.
  22. ^ Константин и др. (2012), с. 354
  23. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 14–15; Константин и др. (2012), стр. 42–43, 354, 600–601. См. также Рутковский, с. 140
  24. ^ Rom., " Cultele în România ", в Glasul Minoritiateat , выпуски 7–9/1925, стр. 28.
  25. ^ Стэн, стр. 160–161
  26. ^ Илие, стр. 253, 255. См. также Андруш, стр. 589–590.
  27. ^ Болован и Болован, стр. 26. См. также Стэн, стр. 161.
  28. ^ Галбур, с. 162. См. также Андруш, с. 589
  29. ^ Болован и Болован, стр. 26; Константин и др. (2012), стр. 160.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Гальбур, с. 162
  31. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 183; Константин и др. (2012), стр. 77, 123.
  32. ^ Перейти обратно: а б Болован и Болован, стр. 24.
  33. ^ Константин и др. (2012), стр. 111, 122, 159
  34. ^ Константин и др. (2012), стр. 122, 159, 263, 278. См. также Андруш, стр. 588–589.
  35. ^ Андрус, стр. 589; Безвичони (1943), стр. 163; Колесник, стр. 573; Константин и Негреи (2009), стр. 14, 16, 87; Константин и др. (2012), стр. 513; Илиев, стр. 255; Сувейца, стр. 72–73.
  36. ^ Стэн, стр. 161.
  37. ^ Башиани, с. 89
  38. ^ Галбур, с. 161
  39. ^ Ион Константин, «Алексис Нур, агент Орана», в журнале «Исторический» , сентябрь 2011 г., стр. 30. См. также Константин и др. (2012), стр. 356.
  40. ^ Чобану, с. 66; Константин (2010), с. 216; Константин и Негреи (2009), стр. 16, 151, 183, 290; Лупу и др. , с. 767; Рутковский, с. 140. См. также Башиани, с. 78
  41. ^ «Василе де Строеску участвовал инкогнито в юбилейных торжествах общества «Петру Майор». Двенадцать тысяч крон обществу «Петру Майор», в Românul (Арад) , выпуск 93/1912, стр. 3. См. также Константин и др. ал. (2012), стр. 512–513.
  42. ^ Василе Строеску, «Письмо г-на В. Строеску поэту Гоге», в Neamul Românesc , Vol. V, выпуск 141, ноябрь 1910 г., стр. 2248–2249.
  43. ^ Ион Матейу, «Судьба наших школ. Выводы и предложения», в Luceafărul , выпуск 9/1913, стр. 276–277.
  44. ^ Думитру Шандру, «Румынское кредитное сотрудничество до Великого Союза», в «Научном бюллетене» , том 16, 2007 г., стр. 87, 89–90.
  45. ^ «Примечания. Статья Строеску», в Luceafărul , выпуск 9/1913, стр. 304.
  46. ^ Баршану и Симу, стр. 561–562
  47. ^ Перейти обратно: а б Андруш, с. 590
  48. ^ Габриэль Мойса, «Между маленькой и большой историей. Николае Коройу: судьба во времена первой мировой войны», в Revista Crisia , Том 45, выпуск 1, 2015, стр. 153.
  49. ^ Константин и др. (2012), стр. 168, 344, 608
  50. ^ Колесник, с. 193
  51. ^ Константин и др. (2012), с. 375
  52. ^ Константин и др. (2012), с. 165
  53. ^ Чобану, стр. 118–120
  54. ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в Balázs Trencsény , Драгош Петреску, Кристина Петреску, Константин Иордаки, Золтан Кантор (ред.), Национальное построение и оспариваемые идентичности: тематические исследования Румынии и Венгрии , стр. 169. Будапешт и Яссы: Regio Books & Polirom , 2001. ISBN   963-00-8714-6
  55. ^ Михай М. Дречин, «Русские образы и впечатления в переписке между беженкой Гортензией Косма-Гогой и Октавианом Гогой (январь – апрель 1917 г.)», в книге Иоана Болована, Рудольфа Грефа, Харальда Хеппнера, Оаны Михаэлы Тамас (ред.), Первая мировая война – Другое лицо войны , стр. 146. Клуж-Напока: Румынский академический центр трансильванских исследований и Presa Universitară Clujeană, 2016. ISBN   978-606-8694-61-0
  56. ^ Башиани, стр. 78–79; Кларк, стр. 131–134; Рутковский, с. 140–141
  57. ^ Кларк, с. 133. См. также Башиани, с. 78; Чобану, с. 69–70; Константин (2010), с. 240; Константин и Негрей (2009), стр. 16–17, 107; Рутковский, с. 141
  58. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 86–87. См. также Константин и др. (2012), стр. 513–514
  59. ^ Колесник, стр. 576–577.
  60. ^ Константин и др. (2012), с. 352
  61. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 77.
  62. ^ Евгения Дану, «Аспекты деятельности Общества культурного освещения Факлиа », в журнале «История Молдовы» , выпуск 1/2013, стр. 18.
  63. ^ Кларк, стр. 296–297; Константин и др. (2012), стр. 123, 160. См. также Lupu et al. , с. 766
  64. ^ Кларк, стр. 297–298.
  65. ^ Маргиломан, с. 322–323
  66. ^ Георге Збучя, История румын Балканского полуострова (18-20 века) , стр. 185–187. Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 1999 г.
  67. ^ Сувейка, стр. 72–73
  68. ^ Константин и Негрей (2009), с. 68
  69. ^ Йорга (1930), с. 268; Маргиломан, с. 414
  70. ^ Сувейка, с. 73
  71. ^ Йорга (1930), с. 268
  72. ^ Маргиломан, с. 414–415
  73. ^ Иоан Скурту, «Деятельность первого парламента всей Румынии», в Magazin Historic , декабрь 2019 г., стр. 19–22
  74. ^ Румынская оккупация... , с. 190
  75. ^ Румынская оккупация... , стр. 191, 193, 207.
  76. ^ Йорга (1930), стр. 333.
  77. ^ Румынская оккупация... , с. 194
  78. ^ Пьер Шасль, «Наследие России», в Revue des Sciences Politiques , Vol. XLV, январь – март 1922 г., стр. 584–585
  79. ^ Румынская оккупация... , стр. 191–195.
  80. ^ Йорга (1930), стр. 359.
  81. ^ Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 – 6 сентября 1940 , стр. 382–386. Бухарест: Дачия Траяна, [Нью-Йорк]
  82. ^ Румынская оккупация... , с. 207
  83. ^ Сувейка, стр. 31–32.
  84. ^ Константин и др. (2012), с. 160
  85. ^ Баршану и Симу, стр. 560, 578
  86. ^ Перейти обратно: а б Ион Агарбичану , «Опасность завтрашнего дня», в «Ворде» , 15 марта 1932 г., стр. 1.
  87. ^ «Izbânda Part. National — Выборы г-на Василе Строеску в Регине», в Patria , 3 января 1924 г., стр. 1.
  88. ^ Вольф и др. , стр. 766, 767
  89. ^ Болован и Болован, стр. 24–25, 26–27.
  90. ^ Перейти обратно: а б М. Г. Карпен, «На улице можно услышать: кто такой Василе Строеску», в Cosînzeana , Vol. X, выпуск 17, апрель 1920 г., стр. 174.
  91. ^ Безвичони (1943), стр. 163; Болован и Болован, стр. 26–27; Константин (2010), с. 240.
  92. ^ Георге Г. Безвичони, Necropola Capitalei , стр. 33, 260. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972.
  93. ^ Николае Йорга , Люди, которые были , Том III, стр. 215. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1936.
  94. ^ Болован и Болован, стр. 24–28.
  95. ^ Колесник, с. 377
  96. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 251.
  97. ^ Константин и Негреи (2009), стр. 296–297.
  98. ^ Перейти обратно: а б Илиев, с. 256
  • Румынская оккупация Бессарабии. Документы . Париж: Imprimerie Lahure, [1920]. ОСЛК   690481196
  • Родика Андруш, «Румынская душа не знает границ. Боерул Василе Стройеску», в Sargetia , Vol. XXX, 2002, стр. 587–592.
  • Андрей Быршану, Ромул Симу, «Общий отчет центрального комитета «Ассоциации литературы и культуры румынского народа» о его работе и положении в 1919 году», в Трансильвании , выпуски 5–9/1920, стр. 547– 579.
  • Альберто Башиани, Трудный союз. Бессарабия и Великая Румыния, 1918–1940 гг . Рим: Арахна Эдиторе, 2007. ISBN   978-88-548-1248-2
  • Георгий Г. Безвичони, Боярство Молдавии между Прутом и Днестром , Том II. Бухарест: Национальный институт истории, 1943.
  • Сорина Паула Болован, Иоан Болован, «Василе Строеску в общественном сознании Трансильвании», в Transylvanian Review , Vol. XI, выпуск 2, 2002 г., стр. 22–29.
  • Штефан Чобану , Бессарабия. Его население, его прошлое, его культура (Румынская академия исследований и исследований XIII) . Бухарест: Monitorul Oficial , 1941.
  • Чарльз Апсон Кларк , Бессарабия. Россия и Румыния на Черном море . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания , 1927 год. ОСЛК   1539999
  • Юрий Колесник , Кишинев в нашем сердце . Кишинев: Библиотека Б.П. Хашдеу, 2014. ISBN   978-9975-120-17-3
  • Ион Константин, Герман Пантея между мифом и реальностью . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2010. ISBN   978-973-8369-83-2
  • Ион Константин, Ион Негрей, Пантелимон Халиппа: трибун Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2009. ISBN   978-973-8369-65-8
  • Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру, Иоан Пеливан: историки национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2012. ISBN   978-606-8337-39-5
  • Драгош Галбур: «Судьба румынского народа в Бессарабии в наших руках. Давайте будем и мы сделаем все», в Алексе Рау (ред.), Бессарабцы в мире. (Сборник материалов и документов, представленных на одноименном культурно-историческом и научном полиптихе) , Том. VI, стр. 160–166. Кишинев: Национальная библиотека Молдовы , 2012. ISBN   978-9975-4368-4-7
  • Михай Илиев, «Василе Строеску и румыны из Бихора», в Тирагетии , Том. VI, Выпуск 2: «История. Музееведение», с. 253–256.
  • Николае Йорга , Мемуары, Том II: (Ежедневные заметки, май 1917 г. – март 1920 г.). Национальная война. Борьба за новую политическую жизнь . Бухарест: Национальное издательство Чорней , 1930. ОСЛК   493897808
  • Николае Л. Лупу , Ион Буздуган , Алексис Нур , «Основатели. Василе Строеску», в Universul Literar , Vol. XLIV, выпуск 48, ноябрь 1928 г., стр. 766–767.
  • Александру Маргиломан , Политические заметки, 4. 1918–1919 . Бухарест: Издательство Института графических искусств Эминеску, 1927.
  • Павел Генрих Рутковский, «Объединение Бессарабии с Королевством Румыния в 1918 году», в Марцине Косиенковском (ред.), Польско-молдавские встречи. Книга, посвященная памяти профессора Януша Солака , стр. 139–149. Любин: Эпистема, 2013. ISBN   978-83-62495-28-3
  • Константин И. Стан, «Деятельность епископа Юстиниана Текулеску по достижению и упрочению Великого Союза», в Angvstia , Vol. 13, 2009, с. 159–170.
  • Светлана Сувейка, Бессарабия в первое межвоенное десятилетие (1918–1928): модернизация через реформы. Монографии АНТИМ VII . Кишинев: Издательство «Понтос», 2010. ISBN   978-9975-51-070-7
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c1c9272cdd4e80aeabab9b331dc7f0c__1722971700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/0c/9c1c9272cdd4e80aeabab9b331dc7f0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vasile Stroescu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)