Jump to content

Ион Буздуган

Что-то еще Буздуган
Мейс, ок. 1914 год
Член Совета страны
В офисе
Ноябрь 1917 г. - ноябрь 1918 г.
избирательный округ Бельцкий уезд
Член Ассамблеи депутатов
В офисе
Ноябрь 1919 г. - май 1925 г.
В офисе
Июнь 1926 г. - июль 1932 г.
Личные данные
Рожденный
Иван Александрович Буздага

( 1887-03-09 ) 9 марта 1887 г.
Брынзений-Ной , Бессарабская губерния , Российская империя.
Умер 29 января 1967 г. ( 1967-01-29 ) (79 лет)
Бухарест , Коммунистическая Румыния.
Национальность румынский
Политическая партия Национальная Молдавская партия (1917)
Партия социалистов-революционеров (1917)
Бессарабская крестьянская партия (1918)
Крестьянская партия (1921)
Национальная крестьянская партия (1926)
Крестьянская партия – Лупу (1927)
Демократическая националистическая партия (ок. 1933 г.)
Румынский фронт (1935)
Профессия Поэт, фольклорист, переводчик, школьный учитель, журналист, юрист.
Псевдоним Ника Романас

Что-то еще Буздуган [ 1 ] ( Romanian Cyrillic and Russian : Ион Буздуган , born Ivan Alexandrovici Buzdâga ; [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] 9 марта 1887 — 29 января 1967) — бессарабско - румынский поэт, фольклорист и политический деятель. Молодой школьный учитель в Российской империи к 1908 году, он писал стихи и собирал фольклор, подчеркивая связи Бессарабии с Румынией, и общался с различными деятелями-основателями румынского националистического движения , начиная с Иона Пеливана . Буздуган был крайне левой фигурой во время Февральской революции , но в конечном итоге сплотился с Национальной молдавской партией в оппозиции к социалистам и большевикам . Он горячо поддерживал союз Бессарабии с Румынией во время существования независимой Молдавской Демократической Республики и, как член ее законодательного органа ( Сфатул Цэрий ), работал над этим. Под угрозой со стороны большевиков он бежал в Румынию и вернулся с экспедиционным корпусом во главе с генералом Эрнестом Броштяну , который был одним из делегатов, голосовавших за союз, и одним из высокопоставленных лиц, подписавших его прокламацию.

В межвоенной Великой Румынии Буздуган получил неоднозначные отзывы как поэт-неотрадиционалист, а также служил представителем округа Бэлць в Собрании депутатов . Там он выступал за децентрализацию и систему земств , но выступал против автономии Бессарабии, а также стал известен своей ястребиной позицией против Советского Союза , радикальным национализмом и антисемитскими вспышками. Он последовательно был членом Бессарабской крестьянской партии , Крестьянской партии , Национальной крестьянской партии , Крестьянской партии-Лупу и Демократических националистов . Некоторое время он работал гражданским администратором, прежде чем заняться фашистской политикой в ​​Румынском фронте .

Его политическая деятельность сделала его объектом репрессий со стороны румынского коммунистического режима , но он избежал ареста, скрываясь в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Под защитой литературного критика Перпесиция он позже снова появился на свет, но до самой смерти ему было разрешено публиковать только псевдонимные переводы из русской литературы , кульминацией которых стало посмертное исполнение « Евгения Онегина» . С 1990-х годов его поэтическое творчество восстанавливается и переоценивается как в Румынии, так и в Молдове .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Согласно уточненным справочным данным, будущий Ион Буздуган родился в 1887 году в селе Бризени Ной (ныне Теленештский район Молдавии ) , в семье крестьян Александра и Екатерины Буздяги. [ 5 ] у которого также было семь дочерей. [ 6 ] В одной записи 1936 года утверждается, что он родился в 1889 году в Буздугень . [ 7 ] Российской империи Оба села в то время входили в состав Бессарабской губернии , а юноша получил образование в учительской семинарии в Байрамче . Позже он изучал сельское хозяйство, право и литературу в русских школах Каменца-Подольского и Москвы . [ 8 ] Буздуган, который утверждал, что жил у украинского поэта Ивана Франко и дружил с ним . [ 9 ] в итоге получил лицензию на юридическую практику в Московском университете . [ 10 ]

Под влиянием в некоторой степени творчества Михая Эминеску , [ 11 ] он начал писать свои собственные стихи, публикуемые в бессарабских журналах с 1905 года под псевдонимом Никэ Романаш (или Романаш , «Ника, румынский парень»). [ 12 ] [ 13 ] Другие псевдонимы, которые он использовал, включают Б. Когылник, Ион Кампеану и И. Думбрэвяну. [ 14 ] Он стал участвовать в группах румынских националистов, формировавшихся тогда в губернии, писал для их газеты «Басарабия» и, находясь в Каменце, устанавливал контакты с румынами к востоку от Бессарабии . [ 15 ]

В 1907–1909 годах, работая школьным учителем в Бурсученах , он был членом Румынского национального клуба, основанного судьей Ионом Пеливаном . Его деятельность там привела его под присмотр охранки , и во время последующих репрессий он получил наказание за то, что обучал своих учеников на румынском языке. [ 16 ] Тем не менее, он оставался активным в националистических кругах и к 1913 году поддерживал контакты с Cuvânt Moldovenesc , журналом [ 17 ] который он также некоторое время редактировал, опять же как Н. Романаш. [ 7 ] Он также начал всю свою жизнь собирать румынский фольклор и, несмотря на то, что такая работа подавлялась российскими властями, документировал фольклорные связи между Бессарабией и другими населенными румынами регионами. [ 13 ] Народные песни из его сборников также указывали на недовольство бессарабцев царским самодержавием , вопреки утверждениям о том, что они наслаждались этим режимом больше, чем поддерживали Румынию. [ 18 ]

Буздуган пошел добровольцем офицером в Российскую Императорскую Армию . [ 7 ] участвовал в румынском театре военных действий . В какой-то момент во время событий Русской революции он и его бессарабский коллега Герман Пантя сплотились с революционными крайне левыми, присоединившись к Партии социалистов-революционеров ; [ 19 ] по другим данным, они могли даже быть связаны с большевиками . [ 20 ] Ко времени Февральской революции Буздуган вступил в Молдавскую солдатскую организацию в Одессе и взял на себя пропагандистскую работу среди бессарабских частей Российской Императорской Армии. [ 21 ] Он по-прежнему был активным писателем, общаясь со своими коллегами из Западной Молдавии . К февралю 1917 года он присоединился к литературному кружку Academia Bârlădeană , став близкими друзьями с Георгием Тутовяну и Александру Влахуцэ . [ 22 ] Находясь на передовой, он помог спасти жизнь румынскому офицеру и коллеге-писателю Камилу Петреску . [ 23 ]

Национальная Молдавская партия

[ редактировать ]

После 13 марта 1917 года и Буздуган, и Пантя стали членами Гора Пола Национальной молдавской партии (ПНМ), движущей силы румынского национализма в бывшей провинции, и были включены в ее руководящий комитет. [ 24 ] Однако, как позже заметил коллега по партии Пан Халиппа , Буздуган был категорически против правого крыла ПНМ, которое рассчитывало на «отделение Бессарабии от России и ее союз с Румынией». [ 25 ] Отведенный российской армией в Яссы , временную столицу Румынии, он подружился с Михаилом Садовяну и другими сотрудниками газеты România . Его почтовым адресом была штаб-квартира газеты, которая также была местом жительства драматурга Барбу Штефанеску Делавранча . [ 26 ] Поэтому он поддерживал контакты с румынскими националистами, в том числе с историком Николае Йоргой . Йорга напомнил, что Буздуган был сторонником социалистических реформ и критиковал румынского короля Фердинанда I , в некоторой степени поддерживал восстание, поддерживаемое Россией, и выступал за массовое дезертирство. [ 27 ] В то время он говорил на «живописном» молдавском диалекте , смешанном с русскими неологизмами. [ 28 ]

10 апреля Буздуган присутствовал на съезде учителей школ Бессарабии под председательством Александра К. Шмидта , на котором присутствовали педагоги всех национальностей. Там он агитировал за раскол, призывая румынских учителей сформировать свой собственный «чисто молдавский» конгресс и поддерживая идею интенсивных курсов для формализации и стандартизации их языка. [ 3 ] Буздуган стремился убедить свою публику в том, что то, что они называли « молдавским », было тем же, что и румынским, и, чтобы доказать свою точку зрения, он читал им фрагменты из Библии Кантакузино 1688 года . [ 29 ] Он также выступал за введение латинского алфавита , чтобы заменить кириллицу повсюду, в том числе и в земских школах. [ 30 ] В мае, имея в виду такие автономистские цели, Буздуган, Пынтя и Антон Крихан основали газету Pământ şi Voe , названную «Орган Молдавской партии социалистов-революционеров». [ 31 ] Кроме того, вместе с драматургом Серджиу Виктором Куйбэ он основал народный университет и крестьянский театр. [ 32 ]

Буздуган, Григоре Казаклиу , Василе Цаньцу и Андрей Скобиоалэ вскоре создали Молдавский комитет Румынского военного фронта, который начал собирать румынскую церковную литературу и буквари для использования в борьбе против русификации . [ 33 ] Комитет с тревогой наблюдал за попытками Украинской Народной Республики включить Бессарабию в свои границы. В Раду Украины поступило письмо протеста, написанное Буздуганом для Бессарабской солдатской организации. Он утверждал, что «на основании исторических, этнографических прав, своих особых обычаев и своего экономического положения» Бессарабия имела «неотъемлемое право на полную автономию». [ 34 ] Буздуган также был одним из основателей трибуны ПНМ и комитета «Солдатул Молдован» и вернулся к своей карьере в бессарабской прессе. [ 35 ]

По словам Йорги, Буздуган уже проходил процесс «укрощения» и предупредил румын, что российские радикалы готовят переворот. [ 36 ] Сам Буздуган утверждал, что встретил поздравительного короля Фердинанда, воспользовавшись случаем, чтобы оказать на него давление с целью провести общенациональную земельную реформу . [ 26 ] солдатском съезде Молдавии В конце октября 1917 года он участвовал в Кишиневском , где было решено сформировать Сфатул Цэрий , законодательный орган Бессарабии. В ходе разбирательства Буздуган и Тома Ялбэ настаивали на присоединении к Бессарабии румыноязычных территорий к востоку от реки Днестр (Днестр) ; хотя этого не произошло, их выступления были встречены аплодисментами других делегатов. [ 37 ] Конгресс назначил его в Организационное бюро, в которое также входили Халиппа, Ион Инкулец , Теофил Ионку и Пантелимон Эрхан . Это был временный руководящий орган региона, который записал законы и постановления для выборов в законодательные органы того месяца . [ 38 ]

Сам Буздуган был избран в Земсовет , представляя Бельцкий уезд . [ 39 ] и присоединился к Молдавскому блоку, парламентскому клубу, объединяющему бывших членов ПНМ (неформально: «крестники Пеливана») с другими румынскими националистами. [ 40 ] Буздуган и Эрхан поддержали Пеливана как лидера Сфатула , столкнувшись с левой «Крестьянской фракцией», меньшевиками во главе с Ойгеном Кенигшацем и нерумынскими депутатами, такими как Крсте Мисирков . Эта коалиция отдала предпочтение левому Инкулецу, который не одобрял отделение Бессарабии от Российской Республики . [ 41 ] Несмотря на протесты Буздугана, Пеливан попросил своих последователей также поддержать Инкулеца. [ 42 ]

В ноябре 1917 года, во время большевистской революции в России, Буздуган был одним из секретарей Бессарабского солдатского конгресса, входящего в президиум, возглавляемый Василе Циевским . Это собрание проголосовало положительно за освобождение региона, сославшись на право на самоопределение . [ 43 ] В декабре Сфатул провозгласил Молдавскую Демократическую Республику квазинезависимым государством. Пеливан и его «крестники», которые выступали за союз с Румынией, подверглись преследованиям со стороны большевистских группировок, таких как «Фронт-Одель» (вступивших в союз с Румчеродом и лояльных новой Российской Советской Федеративной Социалистической Республике ). Они начали готовиться к вооруженному противостоянию. [ 44 ] Буздуган и Скобиоалэ также выступали в качестве связующего звена между румынскими сухопутными войсками под командованием Константина Презана и белыми русскими , представленными на местном уровне Дмитрием Щербачевым из 7-й армии . [ 45 ]

Процесс объединения

[ редактировать ]
Акт Союза Молдавской Демократической Республики , носящий имя Буздугана.

В конце концов, переодетые российскими солдатами и в сопровождении матроса Василе Гафенку , «крестники» покинули Кишинев и направились в Яссы, где связались с румынской армией. [ 46 ] 12 января румыны под командованием генерала Эрнеста Броштяну перешли границу для подавления большевистского восстания (см. Румынская военная интервенция в Бессарабии ) . Буздуган вместе с Криханом, Пеливаном, Гафенку, Цаньцу и Георге Буруянэ внимательно следили за ними. [ 47 ] Более поздние источники предполагают, что Буздуган и его Молдавский комитет создали подразделение Республиканской армии , которое, как сообщается, сражалось против большевиков во время последующих стычек. [ 48 ]

Когда акт о союзе был вынесен на обсуждение на сессии Сфатула 9 апреля [ OS 27 марта] 1918 года, Буздуган был среди большинства из 86 членов, проголосовавших за. [ 49 ] В ходе предварительных переговоров он поддержал Румынии премьер- министра Александру Маргиломана , заверив Крестьянскую фракцию и Инкулец, что в Румынии будет проведена земельная реформа. [ 50 ] Будучи к тому времени лидером Молдавского блока, он призвал своих коллег поддержать союз как вытекающий из «принципа самоопределения» и «самый революционный акт в истории нашего народа». [ 51 ] В качестве Сфатула секретаря вместе с президентом Республики Инкулецем и вице-президентом Халиппой он подписал закон о союзе. [ 52 ] Буздуган также был выбран для чтения прокламации на пленуме. [ 4 ] [ 13 ] [ 29 ]

Буздуган работал над сборником патриотических стихов, который вышел в том же году под названием «Цара меа» («Моя страна»). [ 53 ] В октябре 1918 года Цэрия вышла Сфатула в одноименном журнале его монография по истории боярства и крестьянства в Бессарабии. [ 54 ] В конце ноября того же года он был переизбран секретарем Сфатула при обстоятельствах, которые антипрофсоюзная оппозиция сочла незаконными; под его руководством на голосование был поставлен безоговорочный союз (который исключал регионалистские положения мартовского документа). [ 55 ] Буздуган присоединился к Халиппе, Пеливану и Казаклиу в миссии Сфатул в Чернауцы на Буковине и Алба-Юлию в Трансильвании , где они должны были присутствовать на народных собраниях, подтверждающих создание Великой Румынии . [ 56 ] На Буковине Буздуган выразил энтузиазм по поводу «нашего национального дела — пробуждения всей нации между Днестром и Тисой ». [ 57 ] Однако, прикованный к постели из-за испанского гриппа в Черновцах, он не смог последовать за Пеливаном в Алба-Юлию и не стал свидетелем присоединения Трансильвании к Румынии 1 декабря (« Великий Союз »). [ 58 ]

В свои последние дни на посту депутата Сфатула Буздуган подписал протест, адресованный румынскому правительству Иона И. К. Брэтиану , сославшись на случаи злоупотреблений со стороны жандармских «сатрапов», включая предполагаемое растрату средств социального обеспечения. В документе предупреждалось, что нация «далека от морального единства, до единственной гарантии укрепления формального союза». [ 59 ] С января 1919 года входил в число учредителей кредитного союза , созданного для помощи бессарабским крестьянам в связи с земельной реформой. В его руководящий комитет также входили Халиппа, Буруянэ, Крихан, Василе Быркэ , Теофил Ионку , Василе Мындреску , Михаил Минчуна и Николае Суручану . [ 60 ]

Начало в Великой Румынии

[ редактировать ]

27 апреля Буздуган и многие его коллеги из кредитного союза объединились с преемницей ПНМ, Бессарабской крестьянской партией (БКП). За него проголосовали вместе с Пантеа, членом Центрального комитета. [ 61 ] Румынии он постоянно работал в Собрании депутатов , где представлял уезд Бэлць С ноября 1919 по июль 1932 года . [ 7 ] Во время своего первого срока он придерживался левых взглядов и «склонялся к классовой борьбе». [ 18 ] поддержка коалиции под руководством Александру Вайда-Воевода против Национал-либеральной партии . В марте 1920 года, через несколько дней после того, как король Фердинанд отозвал Вайду, Буздуган зачитал протест ПТБ против этого переворота. [ 62 ]

Он разделял оппозицию своей партии политике нового правительства Народной партии и выступал против ее вмешательства в местную администрацию Бессарабии. В июле 1920 года он поднялся на трибуну, чтобы выступить с заявлением об увольнении А. Круду, префекта Хотинского уезда , утверждая, что последний подвергся насилию и унижению со стороны властей. [ 63 ] Буздуган сплотился с фракцией Халиппа PŚB, которая стремилась к интеграции в общенациональную Крестьянскую партию (PŚ); другие крылья, в том числе Инкулеш, Пантеа и Пеливан, предпочитали независимость. Он был одним из 9 парламентариев, которые вместе с Халиппой и аграрным теоретиком, не принадлежащим к PŚB, Константином Стере , присоединились к PŚ 18 июля 1921 года. [ 64 ] Во время президентства Инкульца 22 июля PTB исключил его. [ 65 ]

Его литературная карьера пошла в гору, и его последующие поэтические произведения вскоре были опубликованы в литературных газетах и ​​журналах по всей Великой Румынии. К ним относятся: «Румынская жизнь» , «Литературная и художественная правда» , «Литературные беседы» , «Румынская мысль» , « Гандирея » , «Лучафэрул» , «Сбураторул» , «Литературные беседы» , «Флакэра» , «Ламура » и «Прямая дорога» . [ 14 ] Он также стал одним из штатных поэтов Санду Телеахена рецензии «Gând Românesc » в декабре 1921 года. [ 66 ] Буздуган был принят в Общество румынских писателей и стал соучредителем Общества бессарабских писателей. [ 14 ] Завершив обучение в Ясском университете , он получил степень доктора политической экономии в Черновицком университете . [ 7 ] [ 67 ]

Буздуган в 1920-е годы

Кавалер Ордена Короны и Звезды Румынии , а также обладатель медали Фердинанда, он начал адвокатскую практику в Бухаресте и Бельцах . [ 7 ] Его работы в области литературы и фольклористики собраны в пяти ретроспективных томах: Cântece din războiu («Песни о войне», 1921), [ 68 ] Песни из Степи («Песни из Степи», 1923), [ 69 ] Cântece din Bessarabia («Песни из Бессарабии», два тома: 1921, 1928), Miresme din Steppe («Запахи степи», 1922) и переиздание Śara mea (1928). [ 70 ] В 1923 году он выиграл национальную премию по поэзии, присужденную Министерством искусств Румынии . [ 71 ] Вместе с Георге Богдан-Дуйкэ , К. С. Фэгецелем и Н. А. Константинеску он также внес свой вклад в Festschrift для Йорги, опубликованный в 1921 году. [ 72 ]

Его стихи, некоторые из которых посвящены темам национального самореализации, обращены к «Стране-матери», [ 73 ] часто были на диалекте. По словам историка литературы Джорджа Кэлинеску , они «звучат для нас так, как франко-канадский язык должен звучать для французов». [ 74 ] Йорга описал их как выражение «примитивной, но мощной души» с рифмами «терпеливой наивности» и в целом «значительно превосходящими» рифмы Алексея Матеевича . [ 75 ] Евгений Ловинеску , старейшина модернизма, нашел «Миресме дин степэ» почти полностью «нелитературным», действительным только как «доказательство преемственности румынской культуры во времена отчуждения»: «мы можем подходить к [книге] только из-за ее культурного интереса». и притупляя при этом наши эстетические сомнения». [ 76 ] Аналогичное замечание высказал Шербан Чокулеску : «Стихи И. Буздугана нельзя назвать привлекательными в своей красоте. В них отсутствуют все элементы: ни чувствительности, ни воображения, ни оригинальности идей или художественных форм». Он описал Cântece din Stepă как производное от произведений Октавиана Гоги или Василе Александри и поучительное в отношении сравнительной неразвитости бессарабской литературы . Чокулеску также отметил, что Буздуган не овладел румынской грамматикой , а его орфографические ошибки «слишком многочисленны, чтобы их можно было игнорировать». [ 69 ]

Как отметил критик Рэзван Вонку , лирический вклад Буздугана выступает за неотрадиционализм в манере писателей Гындиреа , но является «спонтанным» и без влияния экспрессионизма . Вонку оценивает Буздугана как традиционалиста «второй полки», стоящего ниже Адриана Маниу или Арона Котруша , но более ценного, чем Санду Тудор , Раду Гыр или Винтилэ Чокалтеу . [ 13 ] По словам писателя Иона Цуркану, его сонет Păstorii («Пастухи») «исключительного качества», с его «выражением деревенской вселенной» и пониманием «неожиданной материальности молчания». Однако «трудно понять, почему это литературное явление, являющееся заслугой румынской литературы, остается довольно своеобразным в творчестве Буздугана и почему он так и не стал поэтом большего калибра». [ 77 ]

ПНЦ и ПЦ–Л

[ редактировать ]

Переизбранный в Собрание в качестве одного из представителей ПШ от Бессарабии, Буздуган сосредоточил внимание на аграрных вопросах, таких как ликвидация земства , и защищал последнее как инструмент крестьянского самоуправления. [ 78 ] Его и Халиппу также попросили ответить в Ассамблее о том, как они провели земельную реформу. Он боролся по этому поводу с Александру Константинеску из Национал-либералов. [ 79 ] но также и с более радикальными бессарабскими аграриями, такими как Людовик Дауш . [ 80 ] Другим его направлением была защита Румынии от враждебного Советского Союза , который не признал Бессарабию частью Румынии. Его речи, получившие аплодисменты во всех политических лагерях, Буздуган изображал Румынию как бастион христианского мира и западной цивилизации. В отличие от других депутатов ПШ, он не считал социальную отсталость Румынии препятствием и предположил, что создание румын «здоровыми и сильными» обеспечит выполнение страной своей культурной миссии. [ 81 ] Документируя связи Коминтерна с Румынской коммунистической партией , он также предположил, что в саму ПШ проник Крестинтерн . [ 82 ] В декабре 1924 года Буздуган публично поссорился с Артуром Вэйтояну , министром транспорта в новом кабинете Брэтиану — на кону стоял вопрос о государственных железных дорогах , которые Буздуган считал непригодными для неминуемой войны с Советами. [ 83 ]

Его более поздние речи о бессарабском юнионизме «повсеместно игнорировались». [ 84 ] Буздуган продолжал указывать на случаи злоупотреблений и коррупции в родном регионе, протестуя против приговора военного трибунала его коллеге-депутату Георгию Зборне, [ 85 ] и предупреждение о том, что такие проявления ослабляют антикоммунизм в регионе. [ 86 ] Его конфликт с правительством Брэтиану обострился: Буздуган полностью поддержал Стере, которого отстранило большинство депутатов: как сообщается, поэт-политик Гога угрожал Буздугану револьвером во время заседания 4 мая 1925 года. [ 87 ] 17 мая он принял участие в съезде оппозиции в Дачия-холле вместе с деятелями крестьян и демократических националистов , а среди присутствующих присутствовали представители Коммунистической партии. Это собрание было разогнано армией, и Буздуган, хотя и защищался Йоргой, 19 мая оказался лишен места своего заместителя. [ 88 ]

Буздуган последовал за Халиппой и Пеливаном в Национальную крестьянскую партию (ПНЦ), образованную в результате слияния ПЦ с Румынской национальной партией . Переизбранный в июне 1926 года , он прославился своими антисемитскими высказываниями, взяв трибуну для решения проблемы антиеврейских волнений в Черновцах. Ученый Ирина Ливезяну описывает речь Буздугана как «пронизанную антисемитскими модными словечками» и «расистскими банальностями». Он обвинил евреев в провоцировании неопределенных актов насилия с целью «навредить Румынии»; однако, встав на сторону студентов Лиги национально-христианской защиты , он предупредил, что евреи могут ожидать погромов . [ 89 ] В феврале 1927 года он перешел в Крестьянскую партию Лупу (PŚ – L), работая в ее исполнительном комитете вместе с такими фигурами, как Николае Л. Лупу и Иоан Пангал . [ 90 ]

Во время 10-летия Бессарабского союза Буздуган проявил оптимизм в отношении перспектив региона, в отличие от Халиппы и Ионку, которые разделяли более мрачные взгляды. [ 91 ] В ноябре 1928 года на очередном праздничном собрании бывших сфатульских депутатов он столкнулся со Стере, требовавшим принятия резолюции в поддержку «народных свобод» и против «исключительных законов». Буздуган упрекнул Стере: «Значит, вы пришли сюда для политики». [ 92 ] В свой новый срок в Ассамблее после выборов 1928 года он занял позицию против бессарабского автономизма, назвав его «русской формулой» и «тревожной» угрозой. [ 93 ] Буздуган также поставил под сомнение правительство ПНС по поводу его предполагаемой терпимости к коммунистической и просоветской деятельности в Бессарабии. [ 94 ] Тем не менее, он поддержал децентрализацию более мелких государственных органов, «поскольку этого не произойдет, если кому-то придется ездить туда и обратно из Бессарабии в Бухарест». [ 95 ]

Кабинет Йорги и Румынский фронт

[ редактировать ]

Буздуган активно сотрудничал с Пантеей в рамках Союза офицеров запаса, который сотрудничал с агентством Сигуранта в борьбе с коммунизмом, «выявляя и разоблачая тех, кто вел революционную пропаганду»; [ 96 ] старого режима являясь грубым эквивалентом дворянского собрания , оно также требовало повышения зарплаты бессарабцам в армии. [ 97 ] В 1930 году он встал на сторону националистических групп в Ассамблее против правительства ПНЦ, которое обещало этническим болгарам принять либеральный земельный закон в Южной Добрудже , тем самым ограничив попытки румынской колонизации. [ 98 ] Как заметил Йорга, Буздуган, «как всегда болтая», напал на добрруджанских болгарских депутатов как на доверенных лиц Болгарского царства . [ 99 ] Буздуган также вступил в словесную перепалку с Лукрециу Пэтрэшкану из крайне левого Крестьянского рабочего блока , назвав его «паразитом рабочего класса». [ 100 ]

Кооптированный Йоргой во время его технократического правления в 1931–1932 годах, он занимал должность заместителя государственного секретаря в Министерстве торговли и промышленности . Как рассказывает Йорга, Буздуган и Владимир Кристи были навязаны ему бессарабским «блоком» депутатов, «желавшим иметь своего представителя в правительстве» — и это вопреки слухам о том, что он был лично близок к Буздугану и намеревался сделать его своим сыном. -по закону. [ 101 ] Чтобы войти в правительство в январе 1932 года, Буздуган поссорился с Лупу и ПШ-Л, которые остались в оппозиции. [ 102 ] Он также победил Пантею на этой позиции, хотя последний был фаворитом нового короля Кароля II . Буздуган изобразил Пантею ненадежным бывшим большевиком, а также пешкой национал-либералов. [ 103 ] В то время Памфил Шейкару и Курентул ежедневно развернули кампанию против Буздугана, утверждая, что он незаконно присвоил деньги промышленного концерна в Бельцах. В ответ он подал в суд на Шейкару. [ 104 ]

К маю 1932 года Карол II назвал Буздугана одним из «нелепых» членов правительства, которого Йорге было приказано заменить; он подал заявление об отставке «достойно, без каких-либо ожиданий». [ 105 ] После падения Йорги на выборах 1932 года Буздуган посвятил себя другому призванию: поддержке антисоветских и белоэмигрантских кругов в Румынии. По сообщениям шпионов Сигуранты, он намеревался перезапустить «Голос Бухаресты» российскую антикоммунистическую газету и заручиться поддержкой белых со стороны кабинета Георге Тэтэреску . [ 106 ] К январю 1934 года он присоединился к Демократическим националистам Йорги, возглавив их организацию в Бельцком уезде. [ 107 ] В 1935 году Буздуган свернул на крайне правую позицию, присоединившись к «полуфашистской» партии НПЦ. [ 108 ] отколовшаяся группа «Румынский фронт» и возглавляет собственное отделение в округе Бельцы. [ 7 ]

Познакомив румынскую публику с русским авангардом (с переводами, которые Йорга считает «очень хорошими»), [ 109 ] Буздуган сосредоточился на творчестве Пушкина , опубликовав в Гандирее переложение его « Цыган » (1935). В то время ученый Евфросина Двойченко назвала его «лучшей» из нескольких румынских попыток перевести стихотворение. [ 110 ] В 1937 году он выпустил новый том своих стихов « Păstori de timpuri» («Пастухи времени»). [ 13 ] [ 70 ] Сотрудник журнала Халиппы «Viaa Basarabiei» , в 1939 году он стал соучредителем Общества бессарабских писателей. [ 111 ] Однако, по мнению социолога Петру Негурэ, к 1930 году стихи Буздугана были совершенно отсталыми и неактуальными: «Подобно тому, как земледельцы столкнулись с разрушительными последствиями Великой депрессии , крестьяне, изображенные в стихах Пана Халиппы или Иона Буздугана [...] продолжали возделывайте свою землю с любовью и рассудительностью». [ 112 ]

Буздуган бежал из Бессарабии после первой советской оккупации в 1940 году, а бывшие члены Союза офицеров запаса, в том числе Эманоил Кателли , были заключены в тюрьму или депортированы. [ 97 ] Примирившись с Инкулешем и Пантеей, он присоединился к их Бессарабскому кружку, правозащитной группе, базирующейся в Бухаресте. [ 113 ] В 1942 году, в разгар Второй мировой войны, его «Metanii de luceferi» вышли («Коленопреклонения вечерних звезд»). Это должна была быть его последняя опубликованная поэтическая работа, хотя три других существуют в виде рукописей. [ 13 ] Во время советского наступления на Бессарабию в начале 1944 года Буздугану предложили временный дом в Брезои , уезд Вылча (юго-запад Румынии). С помощью Александру Лека Морариу его стихи продолжали печататься в таких журналах, как Gazeta de Transilvania и Revista Bucovinei . [ 4 ]

Репрессии и смерть

[ редактировать ]

Еще до официального установления румынского коммунистического режима в 1948 году Буздуган попал в поле зрения советских оккупационных сил , которые начали процедуру ареста или депортации его как политического нежелательного лица. [ 13 ] В 1945 году он скрывался в монашеской одежде в монастыре Бистрица , где встретил фельдшера и монаха-стажера Валериу Ананию . В своих мемуарах Анания описывает Буздугана как посредственного поэта, его православные религиозные произведения можно сравнить с гимнами Армии Господней , добавляя: «Он состарился с впечатлением, что он великий поэт, и мне стало ужасно грустно при мысли, что я могу вырасти старый с таким же впечатлением о себе». По словам Анании, Буздуган также разозлил старца своим городским поведением и уехал в Бухарест, когда «времена изменились к лучшему». [ 114 ]

С 1948 года Буздуган избежал угрозы ареста, спрятавшись на чердаке в Блаже , где его защищал Иоан Сучу , епископ Греко -католической церкви . [ 6 ] Когда сама Церковь была распущена, он скрывался в частных домах. [ 13 ] или переодевался странствующим монахом и искал убежища в монастырях — в Тэуни и Тыргу-Муреше , позже в Буджоренях и Половрагах . [ 6 ] В 1950 году он вернулся в Бухарест, живя со своей матерью, которой было за девяносто, и четырьмя своими сестрами на улице Влада Юдецула, Витан . [ 115 ] В том же году Буздуган начал писать литературному критику Перпесициусу . Последний организовал Буздугану залечивание перелома правой руки с помощью поэта-врача Виргилиу Московичи-Монда . [ 116 ] В 1951 году, по поручению Перпессиция перевести «Евгения Онегина» , Буздуган объявил, что работает над собственной эпической поэмой, пересказывающей смерть Мирона Костина — последняя, ​​если она и существует, так и не была опубликована. В апреле 1953 года он снова написал, объявив о своем «поспешном отъезде» в Базну , Трансильвания, где его сестра руководила летним лагерем . [ 117 ] С началом десталинизации в Советском Союзе румынские литераторы могли надеяться на более толерантный режим. В этой обстановке Буздуган начал посещать литературный кружок в бухарестском доме Иона Лариана и Параскивы Постолаке, где он познакомился с молодыми писателями, такими как Евгений Барбу и К. Д. Зелетин. Среди других высокопоставленных гостей были Вирджил Карианополь , Н. Креведия и Раду Д. Розетти . [ 118 ]

От ок. В 1955 году, когда румынский коммунизм стал все более националистическим и антисоветским , Буздугану разрешили тихо вернуться к издательской деятельности, но ему пришлось ограничиться переводческой работой. [ 13 ] Его ранние тома были изъяты из публичных библиотек вместе со многими другими книгами, посвященными Бессарабии. [ 119 ] В 1956 году в журнале «Стяуа» была опубликована версия Буздугана «К Овидию». [ 120 ] Как сообщается, он утверждал, что является автором перевода «Бориса Годунова» , украденного у него поэтом-лауреатом режима Виктором Эфтимиу . [ 121 ] Под псевдонимом Б. И. Алион в 1962 году опубликовал версию повести Максима Горького «Девушка и смерть». [ 14 ] Его другие contributions были renditions от Blok , Bunin , Kotsiubynsky , Lermontov , Shevchenko , и Yesenin . [ 13 ]

Неизлечимо болен раком, [ 6 ] Последние месяцы своей жизни Буздуган провел в больнице «Филантропия» , где его посетил К. Д. Зелетин, записавший его мемуары. [ 122 ] Он умер 27 января 1967 года в Бухаресте. [ 4 ] [ 123 ] и был похоронен на кладбище Беллу . [ 124 ] На его похоронах присутствовали Халиппа и Пантеа, и они видели, как они публично выступали за присоединение Бессарабии к Румынии ; как сообщается, власти терпимо относились к этому выступлению, допуская неполитизированное выражение националистического рвения. [ 125 ] Однако, опасаясь негативной реакции, несколько гостей ушли, когда Пантеа начал рассказывать о политической карьере Буздугана. [ 126 ] Буздугана Позже в том же году под его настоящим именем появился «Евгений Онегин» с предисловием Перпесиция. [ 127 ] По словам филолога Иоаны Пырвулеску , это был «хороший перевод». [ 128 ] Последняя из его выживших сестер, Элеонора, умерла в 1995 году. [ 6 ]

Несмотря на настроения либерализации 1950-х и 60-х годов, имя Буздугана редко упоминалось в печати до румынской революции 1989 года , и только в двух новых литературно-критических книгах упоминались его работы. [ 13 ] В Молдавской ССР его имя было запрещено упоминать. [ 13 ] [ 122 ] Эта позиция изменилась после 1989 года. В независимой Молдове его работы были напечатаны в антологиях, в том числе «Литература Бессарабии в 20 веке». [ 77 ] и поэты Бессарабии . [ 129 ] В Румынии Зелетин переиздал «Миресме в степи». [ 130 ] и опубликовал его переписку; собрание его сочинений вышло в двух томах в 2014 году в Кишиневе. [ 13 ] [ 131 ] В 2012 году редактор отметил, что его друг Буздуган «тем не менее забыт, [...] даже сегодня, когда прочесывается история наших украденных провинций». [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Полный вариант, данный самим Буздуганом в 1950-х годах. См. Н. Скурту, с. 86
  2. ^ Кэлинеску, стр. 1036; Колесник, стр. 409, 438; Константин и Негрей (2009), стр. 65; Сасу, стр. 244.
  3. ^ Jump up to: а б Онисифор Гибу , «Три месяца из жизни Бессарабии», в Societatea de Maine , No. 13/1924, с.
  4. ^ Jump up to: а б с д Константин Поэнару, «Жизнь Буковины в послевоенном Рымнику-Вылча (II)», в румынском журнале ( ASTRA ), № 1. 4/2009, стр. 14.
  5. ^ Сасу, стр. 244.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Зелетин (2012), с. 41.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Политика и политические партии в Румынии , с. 419. Лондон: Издательство Международной справочной библиотеки, 1936. ОСЛК   252801505
  8. ^ Сасу, стр. 244–245. См. также Башиани, с. 100; Константин и Негрей (2009), с. 188; Григорджу, с. 123–124
  9. ^ Зелетин (2012), стр. 42.
  10. ^ Башиани, с. 100
  11. ^ (на румынском языке) Кассиан Мария Спиридон , «Eminescu la 1939» }, в «Литературных беседах » , январь 2004 г.
  12. ^ Йорга, Жизнь... , с.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м (на румынском языке) Рэзван Вонку , «Откровение: Ион Буздуган». Архивировано 19 февраля 2023 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 1. 25/2015
  14. ^ Jump up to: а б с д Сасу, стр. 245.
  15. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 65, 188
  16. ^ Константин и др. (2011), стр. 70–73
  17. ^ Константин и Негрей (2009), с. 188
  18. ^ Jump up to: а б «Литературные заметки», в Sburătorul , No. 14/1921, с. 344
  19. ^ Колесник, стр. 248, 407, 438–439, 443.
  20. ^ Сувейка, с. 68
  21. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 88–89
  22. ^ Зелетин (2012), стр. 40–43
  23. ^ Григурджу, с. 124; Зелетин (2012), с. 41
  24. ^ Семартан, с. 123
  25. ^ Колесник, с. 438
  26. ^ Jump up to: а б Зелетин (2012), с. 43
  27. ^ Йорга, Жизнь... , стр. 270–272, 276.
  28. ^ Йорга, Жизнь... , стр. 271.
  29. ^ Jump up to: а б с Зелетин (2012), стр. 39.
  30. ^ Башиани, с. 81; Зелетин (2012), с. 39
  31. ^ Колесник, с. 248
  32. ^ Сасу, стр. 433.
  33. ^ Константин, стр. 37.
  34. ^ Константин, стр. 43–44.
  35. ^ Колесник, стр. 250; Константин, стр. 43–44, 355; Сасу, стр. 245.
  36. ^ Йорга, Жизнь... , стр. 270, 272. См. также Григорку, стр. 124; Зелетин (2012), стр. 43–44.
  37. ^ Константин, с. 54.
  38. ^ Константин, стр. 53–56; Константин и др. (2011), стр. 87–90.
  39. ^ Кларк, с. 151
  40. ^ Константин и др. (2011), стр. 89–90, 92–94. См. также Колесник, с. 407
  41. ^ Константин и др. (2011), стр. 92–93
  42. ^ Константин и др. (2011), стр. 93–94
  43. ^ Павел Хенрик Рутковский, «Объединение Бессарабии с Королевством Румыния в 1918 году», в Марцине Косиенковском (ред.), Польско-молдавские встречи. Книга, посвященная памяти профессора Януша Солака , стр. 143. Любин: Эпистема, 2013. ISBN   978-83-62495-28-3
  44. ^ Константин и др. (2011), стр. 115–116
  45. ^ Пантелимон В. Синадино , «С советом страны, в трудную минуту», в журнале «Исторический» , март 2008 г., стр. 13.
  46. ^ Константин и др. (2011), стр. 116–119
  47. ^ Константин и др. (2011), с. 122
  48. ^ Г. Спина, « Подрывная деятельность Astra », в румынском журнале ( ASTRA ), No. 1/2015, стр. 28–29.
  49. ^ Башиани, стр. 100–101; Кларк, стр. 150–157; Макриш, с. 101–103
  50. ^ Башиани, стр. 100–101
  51. ^ Макриш, стр. 101.
  52. ^ Румынская оккупация... , стр. 64–66; Константин и Негрей (2009), с. 134; Макриш, с. 102–103
  53. ^ Кэлинеску, стр. 1029.
  54. ^ Сувейка, стр. 140, 318.
  55. ^ Румынская оккупация... , с. 105
  56. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 3; Константин и др. (2011), стр. 130–142.
  57. ^ Константин и др. (2011), с. 134
  58. ^ Константин и др. (2011), стр. 137; Йорга (1930), стр. 126.
  59. ^ Башиани, стр. 107–108
  60. ^ «Информация», в Unirea. Национальная газета , №. 17/1919, стр. 2.
  61. ^ Джемартан, стр. 127–128, 138.
  62. ^ Йорга (1930), стр. 375.
  63. ^ Сувейка, стр. 87.
  64. ^ Джемартан, стр. 137, 140–141.
  65. ^ Семартан, с. 138. См. также Башиани, стр. 170–171
  66. ^ Йорга, История... , стр. 262.
  67. ^ Башиани, с. 100; Сасу, с. 245
  68. ^ Йорги История ... , стр. 293–294.
  69. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Забытый отзыв Щербана Чокулеску о «Степных песнях» Иона Буздугана» , в «Письмах » , № 1. 11–12/2013, стр. 41–42.
  70. ^ Jump up to: а б Кэлинеску, стр. 1029; Сасу, стр. 245.
  71. ^ «Хроники. Литературные премии», в Гандирее , № 1. 6/1923, с.
  72. ^ (на румынском языке) Леонидас Радос, «Неудавшийся межвоенный проект: Русские меланжи (1929–1930)». Архивировано 7 октября 2015 г. в Wayback Machine , в Ежегоднике Института истории Джорджа Баритиу. Серия «Историка» , 2010, стр. 266.
  73. ^ Григурджу, стр. 214–215.
  74. ^ Кэлинеску, стр. 941.
  75. ^ Йорга, История... , стр. 293.
  76. ^ Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы, II. Эволюция лирической поэзии , стр. 84–85. Бухарест: Издательство Анкона, 1927 г.
  77. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Ион Цуркану, «Бессарабская поэзия межвоенного периода» , в «Литературных беседах » , июнь 2006 г.
  78. ^ Сувейка, стр. 230.
  79. ^ Йорга (1939, IV), стр. 113–114.
  80. ^ Колесник, с. 213
  81. ^ Филипеску (2009), стр. 241, 250
  82. ^ Филипеску (2006), стр. 74, 79–80
  83. ^ Филипеску (2009), стр. 242. См. также Григорчу, стр. 124.
  84. ^ Йорга (1939, IV), стр. 45–46.
  85. ^ Башиани, с. 210
  86. ^ Филипеску (2006), стр. 76–77
  87. ^ Iorga (1939, V), pp. 18–20
  88. ^ Iorga (1939, V), pp. 24–26
  89. ^ Ирина Ливезяну , Культурная политика в Великой Румынии , стр. 126–127. Итака: Издательство Корнельского университета , 2000. ISBN   0-8014-8688-2
  90. ^ Иоан Скурту, «Основание и деятельность Крестьянской партии - доктор Н. Лупу (1927–1934)», в History Review , No. 5/1976, стр. 699.
  91. ^ Башиани, стр. 254–255
  92. ^ Дину Поштаренку, «Неопубликованные данные из биографии Константина Стере», в Ежегоднике Музея румынской литературы Яссы , Vol. III, 2010, стр. 58–59
  93. ^ Сувейка, стр. 199–200
  94. ^ Iorga (1939, V), pp. 329–330
  95. ^ Сувейка, с. 199
  96. ^ Колесник, стр. 390–391.
  97. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Игорь Кашу , «Архивы коммунизма. Как советская политическая полиция преследовала военную элиту Бессарабии» , в Adevărul Молдова , 19 января 2011 г.
  98. ^ Дитмар Мюллер, Граждане по отзыву Евреи и мусульмане как партнеры по инаковости в Национальном кодексе Румынии и Сербии. Концепции этнонационального гражданства. 1878—1941 (Балканологические издания. Том 41) , с. 367. Висбаден: Harrasowitz Verlag, 2005. ISBN   3-447-05248-1
  99. ^ Йорга (1939, VI), стр. 12.
  100. ^ «Ассамблея депутатов. Внеочередная сессия 1931 года», в «Румынском братстве» , No. 21/1931, с. 205.
  101. ^ Николае Йорга , Два года реставрации. Что было, чего я хотел, что мог , стр. 91. Валении де Мунте: Datina Românească, 1932. ОСЛК   45882093
  102. ^ Йорга (1939, VI), стр. 99.
  103. ^ Йорга (1939, VI), стр. 284–285, 288.
  104. ^ Йорга (1939, VI), стр. 286, 288, 290–291.
  105. ^ Йорга (1939, VI), стр. 385–386, 390.
  106. ^ Вадим Гузун, командир Саблин. Российский монархический лидер, преследуемый соображениями безопасности, 1926–1959 , стр. 189–190. Бухарест: Издательство Filos, 2014. ISBN   978-606-8619-03-3
  107. ^ «Содействие», Николае Йорга , Речь на заседании Исполнительного комитета Националистически-демократической партии 21 января 1934 г. , стр. 26. Бухарест: Демократическая националистическая партия и типография газеты Universul , 1934 г.
  108. ^ Адриан Уэбб, The Routledge Companion по Центральной и Восточной Европе с 1919 года , с. 145. Абингдон: Рутледж , 2008. ISBN   0-203-92817-2
  109. ^ Йорги История ... , стр. 294.
  110. ^ Э. Двойченко , «Влияние Пушкина на румынских писателей», в Revista Fundațiilor Regale , No. 10/1937, стр. 70–71.
  111. ^ Алена Грати, «Магда Исанос: 'Через минуту - тот, кто бьет/и другой...'», в «Академосе» , № 1. 1/2016, стр. 147, 148, 151.
  112. ^ Петру Негурэ, «Бессарабские идеологии». Бессарабские писатели 1930-х годов, между культурным регионализмом и поисками национальной идентичности», в Понтесе. Обзор исследований Юго-Восточной Европы , Vol. 5, 2009, с. 171
  113. ^ Константин, с. 91.
  114. ^ Валериу Анания , Мемуары , Глава «Generaśia Academică Cluj '46», [np]. Яссы: Полиром , 2008. ISBN   978-973-46-2065-4
  115. ^ Зелетин (2012), стр. 40, 41.
  116. ^ Н. Шорт, стр. 85–86, 88.
  117. ^ Н. Шорт, стр. 87–88.
  118. ^ CD Zeletin, «Исключительная книга об Ионе Барбу (I)», в Ateneu , No. 10/2011, стр. 8
  119. ^ (на румынском языке) Лилиана Корбока, «Молдавское RSS и румынская цензура» , в Contrafort , No. 11–12.2008 г.
  120. ^ (на румынском языке) Мирча Томуш , "O Junime clujeană". Архивировано 6 октября 2015 г. в Wayback Machine , в Literary Conversations , август 2010 г.
  121. ^ CD Зелетин, «Памяти Виктора Эфтимиу», в Acolada , No. 7–8/2010, с.
  122. ^ Jump up to: а б Григорджу, стр. 124.
  123. ^ Сасу, стр. 245; Н. Шорт, стр. 85.
  124. ^ Константин, стр. 31, 192.
  125. ^ Константин и Негрей (2009), стр. 238.
  126. ^ Константин, стр. 31, 192–193.
  127. ^ Сасу, стр. 245; Зелетин (2012), с. 41.
  128. ^ (на румынском языке) Иоана Парвулеску , «Cartea din ecran». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 34/2005
  129. ^ Алена Грати, «Созвездие «Поэты Бессарабии» через социологический телескоп», в « Филологии » , Том LIII, No. 1–2, январь – апрель 2011 г., с. 165.
  130. ^ Зелетин (2012), стр. 44.
  131. ^ Григурджу, стр. 123.
  • Румынская оккупация Бессарабии. Документы . Париж: Imprimerie Lahure, [1920]. ОСЛК   690481196
  • Альберто Башиани, Трудный союз. Бессарабия и Великая Румыния, 1918–1940 гг . Рим: Арахна Эдиторе, 2007. ISBN   978-88-548-1248-2
  • Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней . Бухарест: Издательство Минерва , 1986.
  • Андрей Чемыртан, «Крестьянская партия Бессарабии и соперничество Пантелимона Халиппы и Иона Инкулеца», в Codrul Cosminului , Vol. XVII, выпуск 2, 2011 г., с. 121–145.
  • Чарльз Апсон Кларк , Бессарабия. Россия и Румыния на Черном море . Нью-Йорк: Додд, Мид и компания , 1927 год. ОСЛК   1539999
  • Юрий Колесник , Кишинев в нашем сердце . Кишинев: Библиотека Б.П. Хашдеу, 2014. ISBN   978-9975-120-17-3
  • Ион Константин, Герман Пантея между мифом и реальностью . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2010. ISBN   978-973-8369-83-2
  • Ион Константин, Ион Негрей, Пантелимон Халиппа: трибун Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2009. ISBN   978-973-8369-65-8
  • Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру, Ион Пеливан, отец национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2011. ISBN   978-606-8337-04-3
  • Раду Филипеску,
    • «Парламентские партии и проблема коммунизма (1919–1924)», в Annales Universitatis Apulensis, Series Historica , Vol. 10, Issue I, 2006, стр. 67–83.
    • «Восприятие румынско-советской границы в румынском парламенте (1919–1934)», в Acta Moldaviae Septentrionalis , Vols. VII-VIII, 2009, стр. 239–252.
  • Георге Григорку , «Сознание Бессарабии», в «Филологии» , Vol. ЛВИ, нет. 5–6, сентябрь – декабрь 2014 г., стр. 123–125.
  • Николае Йорга ,
    • Мемуары, Том. II: (Ежедневные заметки, май 1917 г. – март 1920 г.). Национальная война. Борьба за новую политическую жизнь . Бухарест: Национальное издательство Чорней , 1930. ОСЛК   493897808
    • История современной румынской литературы. II: В поисках дна (1890–1934) . Бухарест: Издательство Adevĕrul , 1934.
    • Человеческая жизнь. Как было. Том. II: Борьба . Бухарест: Издательство Н. Строилэ, 1934.
    • Мемуары. Том. IV: Коронация и болезнь короля . Бухарест: Национальное издательство Чорней, 1939. ОСЛК   493904950
    • Мемуары. Том V: Королевская агония и регентство . Бухарест: Национальное издательство Чорней, 1939. ОСЛК   935564396
    • Мемуары. Том VI: Попытка межпартийного правительства: (1931–2) . Валений де Мунте: Датина Романеаска, 1939. ОСЛК   493905114
  • Анатол Макриш, Очерки истории . Бухарест: Издательство Agerpres , 2008. ISBN   978-973-88768-4-2
  • Аурел Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , Том И. Питешти: Издательство Паралела 45 , 2004. ISBN   973-697-758-7
  • (на румынском языке) Николае Скурту, «Новые вклады в библиографию Иона Буздугана» , в «Письмах» , № 1. 1/2014, стр. 85–88.
  • Светлана Сувейка, Бессарабия в первое межвоенное десятилетие (1918–1928): модернизация через реформы. Монографии АНТИМ VII . Кишинев: Издательство «Понтос», 2010. ISBN   978-9975-51-070-7
  • К.Д. Зелетин, «Тайна поэта Иона Буздугана», в «Metalliteratură », том 12, выпуски 1–2, 2012 г., стр. 39–45.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d4de1ea2ea0292da25f68baec4d2feb__1708097940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/eb/6d4de1ea2ea0292da25f68baec4d2feb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ion Buzdugan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)