Ирина Ливезяну
Ирина Ливезяну (род. 1952) — румынско - американский историк. Ее исследовательские интересы включают Восточную Европу , восточноевропейское еврейство, Холокост в Восточной Европе и современный национализм . Ряд ее публикаций посвящен истории Румынии , Молдавии и Бессарабии . С 1996 года — доцент кафедры истории Питтсбургского университета . [ 1 ] В 2010–2013 годах она занимала пост президента Общества румынских исследований . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ливезяну родился в Бухаресте и иммигрировал в США в возрасте 17 лет. [ 3 ] Она получила степень бакалавра в Суортмор-колледже (1974), а также степень магистра (1979) и доктора философии (1986) в Мичиганском университете . [ 1 ] [ 3 ] Свою академическую карьеру она начала в колледже Колби , где работала доцентом с 1987 по 1991 год. [ 1 ] Позже Ливезяну был доцентом Университета штата Огайо (1991–1994), а с 1994 по 1996 год — в Питтсбургском университете. [ 1 ] В 1996 году она также была приглашенным профессором в Университете Бабеш-Бойяи в Клуж-Напоке , Румыния. [ 1 ]
Ее книга «Культурная политика в Великой Румынии: регионализм, национальное построение и этническая борьба, 1918-1930» , опубликованная издательством Корнеллского университета , была удостоена премии Хелдта (1995) от Ассоциации женщин-славянистов . [ 4 ] [ 5 ] Том посвящен созданию Великой Румынии в последние годы Первой мировой войны и ее межвоенной истории.
Ливезяну также был старшим научным сотрудником Института Эриха Марии Ремарка при Нью-Йоркском университете , научным сотрудником по европейским исследованиям в Библиотеки Конгресса Центре Джона В. Клюге и старшим научным сотрудником Коллегиума Будапештского института перспективных исследований. [ 1 ] Она также известна как пропагандист румынского кино : в 2007 году она организовала фестиваль «Румынское кино на грани» в Питтсбургском университете при содействии Румынского института культуры . На нем были продемонстрированы фильмы Лучиана Пинтилие ( «Реконституиря» ), Корнелиу Порумбойу ( «К востоку от Бухареста» в 12:08 и «Бумага будет синей »), Кристиана Мунгиу ( «Запад» ) и Кристиана Немеску ( «Калифорнийские мечты» ). [ 6 ]
Просмотры и вклады
[ редактировать ]Анализируя успехи националистов в Румынии начала 20-го века ( «Культурная политика в Великой Румынии »), Ирина Ливезяну опирается на теории британско-чешского социального антрополога Эрнеста Геллнера , в частности, на его определение национализма как продукта индустриального общества и акцент, который он делает на ученые, продвигающие и навязывающие националистические тезисы. [ 5 ] Она применила идеи и концепции Геллнера к конкретному случаю преимущественно сельского румынского общества и в этом контексте связала их с выводами Лии Гринфельд . [ 5 ] По мнению Гринфельда и Ливезяну, хотя национализм был порожден экономическим и социальным развитием в Англии , с этого момента он рос независимо и в равной степени мог утвердиться в менее развитых регионах. [ 5 ]
Ирина Ливезяну применила эти концепции к исследованию Великой Румынии и, в частности, к процессу румынизации, связанному с последним режимом. [ 5 ] Таким образом, она пришла к выводу, что, хотя Трансильвания , Буковина и Бессарабия присоединились к Королевству Румыния на основе этнических и культурных связей, правительства и культурные учреждения в Бухаресте также руководили процессом централизации и культурной ассимиляции . [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] По словам историка Константина Иордаки , эта прорумынизированная позиция была эквивалентна « Культуркампфу » и часто означала «принесение в жертву демократических и плюралистических ценностей на алтарь исторически мотивированного национализма». [ 5 ] Основываясь на книге, профессор Университета Тампы Томас Дж. Хегарти утверждал, что «раздутая румынская бюрократия в союзе с националистической интеллигенцией , которой она обеспечивала занятость, пыталась компенсировать малочисленность этнического румынского городского гражданского общества интервенционистской стратегией культурного общества». активизм». [ 8 ] Этот процесс был также связан с недостаточной представленностью румын среди элит недавно приобретенных территорий, ситуацией, которую, несмотря на то, что Румыния взяла на себя обязательства по договорам меньшинств на Парижской мирной конференции , политика румынизации пыталась отменить. [ 8 ]
Анализ Ирины Ливезяну также был отмечен тем, что он продемонстрировал роль альтернатив юнионизму в населенных румынами регионах Австро-Венгрии , включая Дома Габсбургов лояльность , сторонников региональной автономии и федералистов, поддерживающих Соединенные Штаты Великой Австрии . [ 5 ] Она приводит примеры румынских националистов, таких как Аурел Попович и Константин Томащук , чьи дискурсы, выступая в качестве альтернативы юнионизму, были маргинализированы большинством других историков. [ 5 ]
Ливезяну также разработала оригинальный взгляд на рост фашизма и крайне правых в межвоенной Румынии, который она связала с влиянием националистического дискурса на румынскую культуру и общество. [ 5 ] Она рассматривает « Железную гвардию» , главную фашистскую группировку Румынии, как автономное развитие, в значительной степени независимое от своих итальянских фашистских или нацистских коллег, но зависящее от своих контактов с местным средним классом , бюрократией и интеллигенцией. [ 5 ] Опираясь на выводы израильского историка Зеева Штернхелла , а также на свою интерпретацию текстов фашистского политика Никифора Крайнича , она предположила, что румынский фашизм на самом деле был революционно настроенным аспектом более раннего консервативного национализма. [ 5 ]
Анализируя преобразования, произошедшие в Великой Румынии, она также указывает на рост антисемитизма как прямое следствие земельной реформы , утверждая, что «национальный вопрос» (румын против иностранцев) заменил ссылки на «социальный вопрос» (крестьян против других классов), что позволяет румынским националистам идентифицировать себя с крестьянством и противопоставлять его местной еврейской общине . [ 5 ] Таким образом, Ливезяну указал, что в целом контраст делается между румынскими крестьянами и еврейским элементом, воспринимаемым не только как иностранный, но также как « космополитический и капиталистический ». [ 5 ]
Один из основных выводов Ливезяну касается конкурирующих социальных и политических проектов того периода, в частности, контраста между, с одной стороны, учтивыми и капиталистическими целями национал-либеральных теоретиков, таких как Штефан Зелетин , и, с другой стороны, сельскими протекционистскими целями. и популистские идеи, как правые, так и левые (от «Железной гвардии» и крестьянской теократии, представленной Наэ Ионеску, до находящегося под социалистическим влиянием попоранизма, ). [ 5 ] Она отметила, что либерализм , капиталистическая интеграция в сельской сфере и индустриализация не смогли утвердиться к началу Первой мировой войны и что некоторые из ранних реформ, связанных с национал-либералами, фактически подверглись цензуре со стороны протекционистов. [ 5 ] Однако она предположила, что реформа образования, проведенная национал-либеральным политиком Спиру Харетом , которую часто рассматривают как победу попоранизма, на самом деле была доказательством наличия у партии тщательно продуманного плана по модернизации сельских районов. [ 5 ] Таким образом, утверждала она, политика Харета и его коллеги Константина Ангелеску была частично отменена сторонниками сельского протекционизма, как популистскими ( Александру Авереску Железной гвардии ), так и фашистскими ( Государство национальных легионеров ). [ 5 ]
Тезис Ливезяну о зарождении румынского фашизма подвергся критике со стороны Константина Иордаки, который утверждал, что связь между местным средним классом и крайне правым движением была очевидна только в случаях фашистских интеллектуалов, таких как Наэ Ионеску и Крайнич, тогда как Железная гвардия известна вступить в открытый конфликт и, в конечном итоге, в кровавую битву с умеренными националистическими группировками. [ 5 ] Тем не менее, он похвалил «Культурную политику в Великой Румынии» за ее новаторский подход, отметив при этом, что: «рассмотрение концепции гражданского общества в межвоенном контексте представляет особый интерес для современного румынского общества, учитывая, что оно свидетельствует о степени, в которой одержимость историческими событиями справедливость, чрезмерная централизация, ксенофобия и этноцентризм подрывают развитие демократического плюрализма, отчуждают любое потенциальное чувство лояльности, которое национальные меньшинства могут иметь по отношению к румынскому государству, лишая румынское общество важных творческих сил». [ 5 ] Историк Овидиу Печикан также процитировал исследование Ливезяну, наряду с исследованиями Жана Анселя , как свидетельство того, что образ межвоенной Румынии как «ограниченной исключительно прогрессом, последовавшим за государственным объединением», необходимо изменить. [ 9 ]
На конференции, организованной Румынским институтом культуры в 2007 году, Ливезяну выступила против того, что она назвала «исторической и историографической автаркией » в современной румынской культуре , утверждая, что это все еще сохранившееся последствие цензуры , введенной румынским коммунистическим режимом . [ 7 ] Она предположила, что возрождение националистических тем в написании истории после революции 1989 года было обусловлено продолжающимся влиянием различных « националистически-коммунистических » идеологов, а также выдающимся положением националистических мыслителей в межвоенный период, но утверждала, что это явление было находится в упадке, и что молодые румынские историки могли относиться к таким темам «просто как исследователи». [ 7 ] Она заявила, что в данный момент «я считаю, что любое исследование, которое будет подвергать сомнению и деконструировать, а не защищать, оправдывать или обвинять различные институты [...], стоит затраченных усилий». [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]- Культурная политика в Великой Румынии: регионализм, национальное строительство и этническая борьба, 1918–1930 гг. , Cornell University Press , 1995 и 2000 гг. ISBN 0-8014-8688-2
- с Джун Пачутой Фаррис, Мэри Зирин, Кристиной Д. Воробец , ред.: Женщины и гендер в Центральной и Восточной Европе, России и Евразии: комплексная библиография , М. Е. Шарп, 2007. ISBN 0-7656-0737-9
- Культура и национализм в Великой Румынии, 1918-1930 , Humanitas , 1998. ISBN 973-28-0865-9
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Профиль Ирины Ливезяну в Питтсбургском университете ; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ «Новости факультета». Архивировано 11 июня 2010 г. в Wayback Machine , в REES News , Том 12, номер 2, весна 2010 г.; получено 3 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Лилиана Армашу, «Ирина Ливезяну: «Для меня очарование Кишинева заключается именно в его мультикультурализме»». Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine , Контрафорт , апрель – май 2002 г.; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ «Брифы» , в Cornell Chronicle , Vol.27, номер 19 , 1 февраля 1996 г., на Корнелльского университета сайте ; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т (на румынском языке) Константин Иордаки , «Великая Румыния - между идеологической конкуренцией и националистическим консенсусом» (обзор « Культурной политики в Великой Румынии ») , в «Политике» ; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ Румынское кино на грани , на сайте Питтсбургского университета ; получено 26 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Мария Букур, «Ora României» , в Revista 22 , № 897, май 2007 г.; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Томас Дж. Хегарти, «Рецензия на книгу. Ирина Ливезяну: Культурная политика в Великой Румынии. Регионализм, национальное построение и этническая борьба, 1918–1930 ». Архивировано 20 марта 2005 г. на Wayback Machine , в Ethnos-Nation Online. Архивировано в 2007 г. 11-30 в Wayback Machine , 6 (1998), в Кёльнском университете ; получено 5 ноября 2007 г.
- ^ (на румынском языке) Овидиу Печикан , «Историк межвоенной Румынии» , в Revista 22 , № 915, сентябрь 2007 г.; получено 5 ноября 2007 г.
- Американские историки XXI века
- Историки фашизма
- факультет Питтсбургского университета
- Преподаватели Университета штата Огайо
- Преподаватели колледжа Колби
- Выпускники Мичиганского университета
- Выпускники Суортмор-колледжа
- Писатели из Бухареста
- Румынские эмигранты в США
- 1952 года рождения
- Живые люди
- Американские женщины-историки
- Американские женщины 21 века