Столкновение культур
В истории Германии Kulturkampf (Культурная борьба) — семилетний политический конфликт (1871–1878) между католической церковью в Германии , возглавляемой Папой Пием IX ; и Королевство Пруссия , возглавляемое канцлером Отто фон Бисмарком . Политический конфликт прусской церкви и государства заключался в прямом контроле Церкви над образованием и церковными назначениями в Прусском королевстве как римско-католической нации и стране. Более того, по сравнению с другими церковно-государственными конфликтами по поводу политической культуры , немецкий Kulturkampf в Пруссии также отличался антипольским фанатизмом, подогреваемым «расистскими опасениями» в Германии «по поводу польских частей прусского Востока». [1]
В современном политическом использовании немецкий термин Kulturkampf описывает любой конфликт (политический, идеологический, социальный) между светским правительством и религиозными властями общества. Этот термин также описывает большие и малые культурные войны между политическими фракциями, которые придерживаются глубоко противоположных ценностей и убеждений внутри нации, сообщества и культурной группы. [2]
Предыстория [ править ]
Европа и католическая церковь [ править ]
Философские влияния Просвещения , Научного реализма , Позитивизма , Материализма , национализма , секуляризма и Либерализма посягали на интеллектуальную и политическую роль религии и Католической церкви, которая тогда была официальной церковью Европы, и положили ей конец. [ сомнительно – обсудить ] Посредством законодательного разделения церкви и государства Эпоха Разума сократила финансовые долги общества перед Церковью, сделала светской публичную сферу общества и установила верховенство государства в отношении содержания и управления государственным образованием для всего общества. [3] В эпоху разума в 17 и 18 веках европейский культуркампф главным образом возник в региональной и местной политике общества, особенно в городах и поселках, где образованное население было политически либеральным и практиковало политику антиклерикализма и антикатолицизм . [4]
Католическая церковь сопротивлялась такому интеллектуальному прогрессу, который изображался как нападение на религию в стремлении сохранить и укрепить сильную политическую роль церкви в делах государства и общества. [5] С ростом влияния просвещения и утратой значительной части своего богатства, власти и влияния в ходе медиатизации и секуляризации начала XIX века Церковь находилась в состоянии упадка. [6] [7]
Папство находилось в слабом месте в своей истории, потеряв все свои территории в пользу Италии , а Папа был «узником» в Ватикане . [8] Церковь стремилась восстановить свое влияние и сохранить власть в таких вопросах, как брак, семья и образование. Он положил начало католическому возрождению, основав ассоциации, газеты, школы, социальные учреждения и новые порядки, а также поощряя религиозные практики, такие как паломничество , массовые собрания, преданность Деве Марии или Святому Сердцу Иисуса , а также почитание реликвий ; [9] сам папа стал объектом поклонения. [10]
Помимо роста религиозных орденов, XIX век был временем основания многочисленных католических ассоциаций и организаций, особенно в Германии и Франции. [11] (В Соединенных Штатах в конце девятнадцатого века наблюдался аналогичный рост братских организаций.). Католическая пропаганда , включая интерпретацию повседневных событий, продвигалась через местные и национальные католические газеты, которые были известны во всех западноевропейских странах. Кроме того, организованные миссии и группы занимались выпуском благочестивой литературы. [12]
В XIX веке папы издали серию энциклик (таких как «Mirari vos» (1832) Папы Григория XVI ), осуждающих либерализм и свободу печати . Это вызвало споры в некоторых кругах. Под руководством преемника Григория, Папы Пия IX , церковь провозгласила непорочное зачатие Марии в 1854 году. В 1864 году Пий опубликовал энциклику Quanta cura с приложенной к ней Syllabus Errorum (« Программа ошибок »), а в 1870 году созвал Первый Ватиканский собор. . Собор, в свою очередь, провозгласил догмат папской непогрешимости .
В Syllabus Errorum Церковь осудила как ложные около 80 философских и политических утверждений, в основном основы современного национального государства. Оно категорически отвергало такие понятия, как свобода вероисповедания , отделение церкви от государства , гражданский брак , народный суверенитет , либерализм и социализм , разум как единственную основу человеческой деятельности , и вообще осуждало идею примирения с прогрессом . Объявления включали указатель запрещенных книг. [13]
Церковь постепенно реорганизовалась и начала широко использовать средства массовой информации для продвижения своих посланий. Кроме того, папы стремились усилить свой контроль над Церковью. Церковь централизовала некоторые функции и упростила свою иерархию, что вызвало резкую критику со стороны европейских правительств. Епископы искали указаний у Ватикана, а потребности и взгляды международной церкви отдавались приоритету над местными. Противники новой иерархической церковной организации уничижительно называли ее ультрамонтанизмом . [14] [15]
Ввиду противодействия церкви просвещению, либеральным реформам и революциям 18-19 веков эти догмы и выраженная настойчивость церкви на папском первенстве вызвали гнев либерально настроенных людей по всей Европе, даже среди некоторых католиков. Дебаты были жаркими. [16] [17]
Догмы воспринимались как угроза секуляризованному государству, поскольку они вновь подтверждали, что основная преданность католиков принадлежит не их национальному государству, а Евангелию и Церкви. Учение Папы пропагандировалось как абсолютно авторитетное и обязательное для всех верующих. Светские политики задавались вопросом, не являются ли «католицизм и верность современному либеральному государству взаимоисключающими». Премьер-министр Великобритании Гладстон писал в 1874 году, что учение о папской непогрешимости ставит под угрозу преданность верных английских католиков. Для европейского либерализма догмы воспринимались как объявление войны современному государству, науке и духовной свободе. [18] [19]
Действия Папы по отношению к несогласию с догмами, например, путем отлучения критиков от церкви или требования их удаления из школ и университетов, считались «воплощением папского авторитаризма». [20] В ответ на заявления Ватикана Австрия в 1868 году приняла так называемые Майские законы для Цислейтании , ограничивающие Конкордат 1855 года , а затем полностью отменила Конкордат в 1870 году.Саксония и Бавария отказались одобрить публикацию догмы папской непогрешимости; Гессен и Баден даже отрицали его юридическую силу. Франция вообще отказалась публиковать доктрины; Испания запретила публикацию Syllabus Errorum в 1864 году. [21]
Германия [ править ]
До 1871 г. [ править ]
К середине 19 века либеральная политика также стала доминировать в Германии, и разделение церкви и государства стало важной проблемой. [22] [23] Культуркампф . в Пруссии обычно относят к 1871 и 1878 годам, когда католическая церковь официально объявила о его прекращении в 1880 году, но борьба в Германии продолжалась без определенного начала, и годы с 1871 по 1878 год ознаменовали ее кульминацию только в Пруссии
Вслед за другими европейскими странами большинство немецких государств предприняли первые шаги по секуляризации задолго до объединения. Преимущественно католический Баден был в авангарде ограничения власти католической церкви, как в Баденском церковном споре (1852–1854) и Kulturkampf Baden (1864–1876). [4] [24] Другими примерами являются Пруссия (1830-е, 1850, 1859 и 1969 годы), Вюртемберг (1859/1862 годы), Бавария ( Bayerischer Kulturkampf , 1867), Гессен-Нассау или Гессен-Дармштадт .
В 1837 году Кельнер Виррен ( «Кельнская путаница» ) по правовым и политическим вопросам, касающимся детей от смешанных протестантско-католических браков, [25] Окончательное урегулирование Пруссии считалось поражением государства, поскольку оно уступило требованиям католической церкви. [26] В 1850 году в Пруссии вновь возник спор с церковью по поводу гражданского брака и начального образования. [27] а в 1852 году он издал декреты против иезуитов .Как и во многих европейских странах, деятельность иезуитов была запрещена или жестко ограничена во многих немецких государствах, например, в Саксонии (1831 г.) или Вюртемберге (1862 г.), и даже в католических государствах, таких как Бавария (1851 г.) и Баден (1860 г.). [28]
Не стоит забывать, что немецкие территории к западу от Рейна уже прошли через процесс разделения церкви и государства в соответствии с радикальной секуляризацией после аннексии революционной и наполеоновской Францией в 1794 году. После их возвращения в состав Германии в 1814 году , многие, если не большинство, изменений остались в силе. [29]
В период Формарца католические публикации обычно изображали революции как негативные и опасные для существующего порядка, а также для интересов католической церкви. Большинство из них считали жизнеспособный католицизм необходимым для здоровья общества и государства и единственной истинной и эффективной защитой от бедствий революции. [30] Неудачные немецкие революции 1848–1849 годов , против которых выступала католическая церковь, не привели к демократическим реформам, а попытки радикально распутать отношения между государством и церковью потерпели неудачу. В революционном парламенте многие видные представители политического католицизма встали на сторону крайне правых. В годы после революции католицизм становился все более политизированным из-за роста либеральных идеологий, контрастирующих с антимодернистской и антилиберальной политикой Ватикана.
В австро-прусской войне 1866 года и франко-прусской войне 1870 года католическая церковь встала на сторону Пруссии и была ярым противником объединения Германии под властью Пруссии (а также объединения Италии).
Католические догмы и доктрины, провозглашенные в 1854, 1864 и 1870 годах, были восприняты в Германии как прямые атаки на современное национальное государство. [31] Таким образом, Бисмарк, либералы и консерваторы, представляющие ортодоксальных протестантов, сочли Центристской партией поддержку Папы весьма провокационной. Многие католики разделяли эти настроения, особенно против заявленной Папой непогрешимости, и большинство католических немецких епископов сочли определение догмы «неблагоприятным» в свете ситуации в Германии. Хотя большинство католиков в конце концов смирились с этой доктриной, некоторые основали небольшую отколовшуюся Старокатолическую церковь .
По мнению главы правительства Баварии Гогенлоэ , догма о непогрешимости поставила под угрозу лояльность католиков государству. [32] Он разослал всем дипломатическим представителям Баварского королевства циркуляр, в котором говорилось: «Единственный догматический тезис, который Рим желает решить на Соборе и который сейчас агитируют иезуиты в Италии и Германии, — это вопрос о непогрешимости Папа Эта претензия однажды станет догмой, будет иметь более широкий охват, чем чисто духовные сферы, и станет, очевидно, политическим вопросом: ибо она поднимет власть Верховного Понтифика, даже в мирских делах, над всеми князьями и народами. христианского мира». [33]
Либеральное большинство в императорском сейме и прусском парламенте, а также либералы в целом считали церковь отсталой, рассадником реакции , врагами прогресса и считали монашескую жизнь воплощением отсталого католического средневековья. Они были встревожены резким ростом числа монастырей, женских монастырей и духовных религиозных групп в эпоху повсеместного религиозного возрождения. , В Кельнской епархии например, в период с 1850 по 1872 год число монахов и монахинь увеличилось в десять раз. Прусские власти особенно подозрительно относились к распространению монашеской жизни среди польского и французского меньшинств. [34] Церковь, в свою очередь, считала национал-либералов своим злейшим врагом, обвиняя их в том, что они возглавляют войну против христианства и католической церкви. [35]
1871–72 [ править ]
При объединении в 1871 году новая Германская империя включала 25,5 миллионов протестантов (62% населения) и 15 миллионов католиков (36,5% населения). Хотя католики составляли меньшинство в империи, они составляли большинство в штатах Бавария , Баден и Эльзас-Лотарингия, а также в четырех прусских провинциях: Западная Пруссия , Познань , Рейнланд , Вестфалия и в прусском регионе Верхняя Силезия . После Тридцатилетней войны население, как правило, было сегрегировано по религиозному признаку, а сельские районы и города в подавляющем большинстве, если не полностью, исповедовали одну и ту же религию. Образование также было раздельным и обычно находилось в руках церквей. Было мало взаимной терпимости, взаимодействия или смешанных браков. Протестанты в целом относились к католической церкви с глубоким недоверием.
Объединение было достигнуто, преодолев множество препятствий и столкнувшись с сильными противниками. Это были европейские державы Франция и Австрия, обе католические страны, и сама католическая церковь, три из которых Бисмарк воспринимал как «Коалицию католического мести». [ нужна ссылка ] Для Бисмарка империя была очень хрупкой, и ее консолидация была важным вопросом. Биограф Отто Пфланце отмечает, что «все эти события, реальные и воображаемые, укрепили веру Бисмарка в существование широко распространенного католического заговора, который представлял угрозу как для его немецкой, так и для европейской политики». [36]
В протестантской империи католическая церковь должна была потерять свою хорошую репутацию, которой она пользовалась на протяжении веков в Священной Римской империи, где доминировали католики, и которой она продолжала бы пользоваться в Германской империи, объединенной под эгидой Австрии. Таким образом, в 1870 году, накануне объединения, была основана Центристская партия, призванная защищать позиции церкви в новой империи.
Бисмарк был крайне обеспокоен тем, что многие крупные члены и сторонники этой новой партии не симпатизировали новой империи: Ганноверскому дому , этническому меньшинству поляков, южным немецким землям. В 1871 году преимущественно католические государства Южной Германии лишь неохотно присоединились к империи, в результате чего общая доля католического населения увеличилась до 36,5%. Среди этой католической доли было крупнейшее этническое меньшинство Германии, более 2 миллионов поляков на востоке Пруссии, которые при Пруссии и Германии страдали от дискриминации и угнетения. [37] Бисмарк рассматривал новую Центристскую партию не только как незаконную смесь политики и религии и «длинную руку» церкви, но и как объединяющую силу для немцев-католиков и поляков и, таким образом, как угрозу консолидации империи. Он опасался, что Центристская партия помешает его более широким политическим планам, и обвинил католических священников в поощрении польского национализма, как это открыто делалось в провинциях Познань и Верхняя Силезия. [16] [38] [39] [40] [41]
Либералы считали католическую церковь мощной силой реакции и антисовременности, особенно после провозглашения папской непогрешимости в 1870 году и ужесточения контроля Ватикана над местными епископами. [42] Возобновившаяся жизнеспособность католицизма в Германии с его массовыми собраниями также привлекла протестантов - на одном из них присутствовал даже наследник прусского престола, с одобрения короля. [43] Антилиберализм , антиклерикализм и антикатолицизм стали мощными интеллектуальными силами того времени, и антагонизм между либералами и протестантами, с одной стороны, и католической церковью, с другой, боролся посредством поливания грязью в прессе. Волна антикатолических, антиклерикальных и антимонашеских памфлетов в либеральной прессе. [43] ответили антилиберальными проповедями и пропагандой в католических газетах и наоборот.
По этим причинам правительство стремилось отучить католические массы от иерархии и Центристской партии, а требования либералов ограничить власть церквей хорошо сочетались с главной политической целью Бисмарка — сокрушить Центристскую партию.
По словам историка Энтони Дж. Стейнхоффа:
План Бисмарка по разоружению политического католицизма привел в восторг либеральных политиков, которые обеспечили парламентскую поддержку крестовому походу. , придуманная левым либералом Рудольфом Вирховым для этой борьбы Тем не менее, фраза «Культуркампф» , предполагает, что либералы хотели сделать нечто большее, чем просто помешать католицизму стать политической силой. Они хотели победы над самим католицизмом, долгожданного завершения Реформации. [44]
По крайней мере, с 1847 года, в соответствии с либералами, Бисмарк также придерживался мнения, что государство и церковь должны быть полностью разделены и «сфера государства должна быть защищена от вторжений церкви». [45] хотя его идеи не были столь далеко идущими, как в США или Великобритании. Он имел в виду традиционную позицию протестантской церкви в Пруссии и вызвал значительное сопротивление консервативных протестантов. Это стало ясно в горячих дебатах с прусским министром культуры фон Мюлером в 1871 году, когда Бисмарк сказал: «Поскольку вы помешали моим планам в протестантской церкви, мне придется ехать через Рим». [46] В августе 1871 года в Бад-Эмсе Бисмарк заявил о своем намерении бороться против Центристской партии, разделить государство и церковь, передать школьную инспекцию мирянам, отменить религиозное обучение в школах и передать вопросы религии министру юстиции. [47]
22 января 1872 года либерал Адальберт Фальк сменил консерватора Генриха фон Мюлера на посту министра религии, образования и здравоохранения Пруссии. По мнению Бисмарка, Фальк должен был «восстановить права государства по отношению к церкви». Однако, в отличие от Бисмарка, чьим главным мотивом создания « Культуркампфа» была борьба за политическую власть с Центристской партией, Фальк, юрист, был ярым сторонником государственной власти, принимая во внимание правовые аспекты отношений между государством и церковью. Фальк стал движущей силой законов Kulturkampf . Хотя Бисмарк публично поддерживал Фалька, он сомневался в успехе своих законов и был недоволен отсутствием у него политического такта и чувствительности. Различия в их взглядах на Культуркампф в конечном итоге привели к разногласиям между двумя политиками. [48] [49]
Благодаря этому фону и решимости церкви и государства Культуркампф в Германии приобрел дополнительное преимущество, набирая силу и ожесточенность.
Хронология, 1871–1876 . гг
С 1871 по 1876 год прусский земельный парламент и федеральный законодательный орган ( Рейхстаг ), оба с либеральным большинством, приняли 22 закона в контексте Культуркампфа . Они были в основном направлены против священнослужителей: епископов, священников и религиозных орденов ( антиклерикальных ) и закрепляли верховенство государства над церковью. [50] [51] Хотя некоторые законы были специфичны для католической церкви (иезуиты, конгрегации и т. д.), общие законы затрагивали как католическую, так и протестантскую церкви.В попытке преодолеть растущее сопротивление католической церкви и ее пренебрежение законами, новые правила все больше выходили за рамки государственных вопросов и касались чисто внутренних дел церкви. Даже многие либералы рассматривали их как посягательство на гражданские свободы, ставящее под угрозу их собственное кредо. [52]
По конституции образование и регулирование религиозных дел были переданы в ведение федеральных земель, а ведущим действующим лицом Культуркампфа была Пруссия , крупнейшая земля Германии. Однако некоторые законы были также приняты Рейхстагом и распространялись на всю Германию. В целом законы не затронули прессу и объединения, в том числе католические. [51]
1871 [ править ]
- 8 июня : Объединение католической и протестантской секций в Министерстве культуры Пруссии (отвечающем за религиозные вопросы). Католическая секция была создана в 1840 году. Причиной слияния было то, что должна была быть принята «исключительно политическая позиция равной справедливости для всех» и что для этой цели требовался один церковный отдел. [53] [54] Слияние также стало предварительным условием принятия Закона о школьном надзоре в следующем году. [55]
- 10 декабря : Принятие Закона о кафедрах ( параграф Канцель ) по инициативе Баварии, целью которого было пресечь то, что считалось неправомерным использованием религиозных проповедей для политической агитации с кафедры. [16] [56] Закон гласил: «Любой священнослужитель или другой служитель религии подлежит наказанию в виде тюремного заключения или лишения свободы на срок до двух лет, если он, выполняя свои служебные обязанности или выполняя свои профессиональные обязанности, делает государственные дела предметом объявлений или обсуждений публично перед толпа, в церкви или перед любым количеством людей в каком-либо другом месте, предназначенном для религиозных собраний, таким образом, что это ставит под угрозу общественный порядок». [57] [58]
1872 г. [ править ]
- 22 января : Адальберт Фальк стал прусским министром по делам духовности, образования и здравоохранения.
- 11 марта : Закон о надзоре за прусскими школами ( Schulaufsichtsgesetz ). Этот закон лежал в основе Kulturkampf , отменяя церковный надзор за прусской системой начального образования (католической и протестантской), исключая духовенство из образования и устраняя его влияние в учебных вопросах. [19] Это стало важной вехой для либерализма, поскольку передача образования в руки правительства всегда была на первом месте в его повестке дня. Либералы считали, что это создаст открытую и нейтральную систему образования, которая рассматривается как предпосылка для прогрессивного общества. По мнению Бисмарка, этот закон был необходим после того, как церковь, поставив себя в оппозицию государству, использовала школы для натравливания молодежи на правительство.
- Апрель : Ватикан отказал Густаву Адольфу, кардиналу-принцу Гогенлоэ-Шиллингсфюрсту, в должности посла Германии при Святом Престоле . Шиллингсфюрст критиковал догму о непогрешимости, но в конце концов принял решение совета. Поэтому Бисмарк принял его за подходящего посредника. В ответ на отказ дипломатическая миссия осталась вакантной, а в декабре 1872 года Пруссия приостановила отношения с Ватиканом.
- 4 июля : Германская империя, Закон иезуитов, запрещающий иезуитов , которые считались эмиссарами Рима и острием ультрамонтанизма . Признавая верховенство папской власти, иезуиты были обвинены в оспаривании светской власти. Закон допускал роспуск всех отделений иезуитов и изгнание их членов. В следующем году закон был распространен на тесно связанные ордена: редемптористов , лазаристов , отцов Святого Духа и дам Святого Сердца. Продолжающееся и растущее сопротивление Церкви и неуважение к законам 1871/1872 годов привели к изменениям в конституции и принятию дополнительных законов. Чтобы облегчить эти законы, в Конституцию Пруссии были внесены поправки.
- 20 сентября : Прусские епископы на конференции в Фульде протестовали против враждебных церкви правил.
- 23 декабря : Папа в обращении к своим кардиналам осудил новые законы как преследование церкви.
1873 [ править ]
- 17 января термин Kulturkampf : В обиход вступает . Обсуждая закон об условиях образования для найма священнослужителей, прогрессивный депутат прусского законодательного собрания, выдающийся ученый-медик и пионер методов общественного здравоохранения, Рудольф Вирхов сказал: «Ich habe die Überzeugung, es Handelt sich hier um einen großen Kulturkampf » ( Я убежден, что речь идет о великой культурной борьбе»). [59] [60] Он повторил этот термин, призывая к голосованию Немецкой партии прогресса 23 марта 1873 года. Он был иронически подхвачен и высмеян в католической прессе и с энтузиазмом защищен в либеральной. [61]
- 30 января : Пока законы обсуждались в парламенте, прусские епископы подали протест против запланированного закона и в мемориале заявили о своем несогласии с новыми законами.
- 5 апреля : Пруссия, поправки к статьям 15, 16 и 18 Конституции Пруссии:
- В разделе 15 предложение «Протестантская и Римско-католическая церковь, как и любая другая религиозная община, регулирует и управляет своими делами независимо» дополнено словами «но остается подчиняться законам государства и его законно регулируемому надзору». Добавляется, что то же самое относится к владению или полезному использованию учреждений религии, обучения, благотворительности, пожертвований и фондов.
- Статья 16 о неограниченных отношениях религиозных общин со своими старшими и публичных объявлениях в соответствии с общими правилами была отменена.
- Статья 18 отменила право штата назначать, номинировать, выбирать или утверждать священнослужителей на должности. Но в поправке добавлено, что государство может регулировать минимальный уровень образования, необходимый для священнослужителей, назначение и увольнение священнослужителей и служителей религии, а также определять пределы церковных дисциплинарных мер.
- 2 мая : Епископы издали общее пастырское послание, разъясняющее верующим необходимость единогласно и пассивно сопротивляться этим законам.
- 11–14 мая : Четыре « майских закона » были приняты в 1873 году и вступили в силу 11–14 мая того же года.
- 26 мая : Епископы опубликовали еще одно пастырское письмо, призывающее верующих сопротивляться новым законам, и сообщили прусскому правительству, что они не будут сотрудничать в их исполнении. Приходские советы отказались избирать новых пастырей и принимать приходских администраторов. Сосланные или заключенные в тюрьму епископы использовали подпольные сети. Епископы Мюнстера и Падерборна отказались от Kulturexamen для своих семинарий и назначили священников без уведомления властей. Духовенство, подчиняющееся поручению епископов, немедленно подвергалось предусмотренным законами наказаниям. Штрафы были наложены в сотнях случаев, а священнослужители отказались платить, что, в свою очередь, привело к применению силы в виде конфискации или тюремного заключения на срок до двух лет. [62]
- 21 ноября : В своей энциклике Etsi multa о преследовании Церкви в Италии, Германии и Швейцарии Папа писал о Германии: «Неудивительно, что прежнее религиозное спокойствие было серьезно нарушено в этой Империи подобными законами. и другие планы и действия прусского правительства, наиболее враждебного Церкви. Но кто захочет ложно возложить вину за эти беспорядки на католиков Германской империи!» [63] Он утверждал, что масонство было движущей силой Kulturkampf . [64]
Мэйские законы [ править ]
Законы Фалька , или «Майские законы» ( Maigesetze ), представляли собой набор законов, принятых прусским парламентом в 1873, 1874 и 1875 годах. Четыре закона, принятые в 1873 году, были приняты 11–14 мая того же года:
- 1. Закон о религиозном отстранении, позволяющий человеку разорвать связь с церковью путем простого заявления перед мировым судьей. Эта декларация освободила его от всех гражданских последствий принадлежности к церкви, особенно от церковных бремен и повинностей.
- 2. Закон о церковных дисциплинарных мерах, ограничивающих применение церковных наказаний и средств дисциплинарного воздействия, направленных против жизни, имущества, свободы или чести граждан. Это включало в себя великое отлучение от церкви, если оно было объявлено с именем виновного, из-за возможных нарушений гражданских и социальных отношений. Таким образом, дисциплинарные меры почти полностью ограничивались духовной сферой (см. Государственная монополия на насилие ).
- 3. Церковный дисциплинарный закон, касающийся церковной дисциплинарной власти и создания Королевского суда по церковным делам. Это подчинило католическую церковь государственной юрисдикции не только во внешних, но и во внутренних делах. [65] Закон регулировал применение церковными властями дисциплинарных мер в отношении своих должностных лиц за особые нарушения своих обязанностей. Членами суда должны были быть немцы, проживающие в Германии. Телесные наказания со стороны Церкви были полностью запрещены, штрафы были ограничены максимальными суммами, ограничения свободы могли заключаться только в ссылке в церковное учреждение на территории Германии не более чем на 3 месяца и не против воли заинтересованного лица. С другой стороны, новому суду также была предоставлена юрисдикция над церковными служащими в нарушение законов штата.
- Согласно этому закону немецкое духовенство должно было быть освобождено от участия в каких-либо юридических органах за пределами страны. Следовательно, решения Святого Престола или Римской Роты не будут для них обязательными. Высший суд состоял из прусских священнослужителей, назначавшихся с разрешения прусских гражданских властей. Юридические и карательные полномочия Церкви были ограничены путем разрешения священнослужителям, например тем, кто был наказан Церковью за несопротивление законам Культуркампфа , подавать апелляцию в Королевский суд по церковным делам. Епископы в нарушение этого закона могли быть свергнуты.
- 4. Образовательные стандарты и закон о записи актов гражданского состояния, касающиеся образования и назначения священников. Что касается протестантской церкви, то эти правила уже давно действовали. Всем мужчинам, предназначенным для священства, требовалось получить высшее образование ( Abitur ) немецкой гимназии и изучить 3 года богословия в немецком университете.
- Все назначения священнослужителей должны были утверждаться государством. При этом подготовка и назначение священнослужителей перешли под контроль государства. Традиционный режим духовного обучения должен был быть заменен современным образованием в либеральном немецком учебном заведении, что гарантировало, что кандидаты в священники будут проникнуты духом секуляризма. Более того, церковные должности могли быть заполнены только с разрешения высшей гражданской власти в каждой провинции, что, по сути, возрождало древнюю практику мирского посвящения . [19]
1874 г. [ править ]
- 9 марта : Прусский закон о записи актов гражданского состояния (рождение, брак , смерть). Тот же закон был принят для всей империи 6 февраля 1875 года.
- 4 мая : Закон об имперской эмиграции был призван ограничить выполнение церковных обязанностей священнослужителями без необходимого согласия властей. Закон предусматривал, что в таких случаях после окончательного осуждения священнослужитель будет изгнан из своего прихода или отправлен в другое место в пределах империи, а в случае повторения священнослужитель будет изгнан из страны и изгнан.
- 20 мая : Прусский закон об управлении вакантными епископствами . Согласно закону от 11 мая 1873 года, администраторы должны были избираться на вакантные епископства, что давало мирянам право брать на себя административные обязанности на приходском уровне. Этот дополнительный закон предусматривал, что, если администратор не будет избран в соответствии с законом, имуществом будет управлять суперинтендант штата.
- 13 июля : В городе Бад-Киссинген Эдуард Кульман попытался убить Бисмарка из пистолета , но попал ему только в руку. Кульманн назвал церковные законы причиной своей попытки; он был приговорен к 14 годам заключения в Цухтхаусе (исправительные учреждения с тяжелыми принудительными работами). Покушение привело к ужесточению мер Культуркампфа .
1875 г. [ править ]
- 5 февраля : Энциклика «Квод Нунквам» заявила, что майские законы недействительны, «поскольку они полностью противоречат божественному порядку Церкви». Католическая газета Westfälischer Merkur первой опубликовала весь текст 18 числа того же месяца в Германии. Все последующие газеты, публиковавшие энциклику, были конфискованы. [63]
- 22 апреля : Прусский закон о платежах (Закон о житницах) прекратил государственные субсидии и выплаты католическим епископствам и священнослужителям, если они не подписали декларацию о соблюдении всех законов.
- 31 мая : Закон о прусских конгрегациях распускает в течение 6 месяцев все ордена, за исключением тех, которые занимаются уходом за немощными. Для приказов об обучении время может быть продлено.
- 20 июня : Закон об управлении финансами прусской церкви, предусматривающий представительство и совет, избираемый приходом для управления имуществом.
- 4 июля : Прусский закон о правах на старокатолическую церковь, дающий старокатолическим общинам определенного размера право использовать католические церкви и кладбища.
1876 [ править ]
Два последних закона, принятые в 1876 году, не имели практического значения:
- 26 февраля : Возможное наказание за нарушение закона о кафедре было распространено на публикации.
- 7 июня : Закон о государственном надзоре предусматривал государственный надзор за всем церковным имуществом в католических епархиях Пруссии.
и мире, 1878–1887 гг Законы о смягчении последствий .
Политическая ситуация в Европе была очень нестабильной. Первоначально воспринимавшиеся как возможный враг, враждебный объединению Германии под руководством Пруссии, Австрия и Германия очень быстро стали друзьями и в 1879 году образовали Двойной союз . Возможность войны с Францией или Россией также стала более отдаленной. Таким образом, социальные и экономические проблемы вышли на первый план, и внимание Бисмарка постепенно переключилось на другие темы, которые он считал более угрожающими, например, растущую популярность социалистов , или более важными, например, вопросы импортных пошлин. В этих вопросах он либо не мог рассчитывать на поддержку либералов для достижения своих целей, либо их было недостаточно для формирования большинства.Бисмарку не нравилась растущая жестокость Культуркампфа . Что касается подъема Центристской партии, законы оказались крайне неэффективными и даже контрпродуктивными. Вскоре он понял, что они бессильны в борьбе с Центристской партией, и что касается разделения государства и церкви, он добился большего, чем хотел. [66]
Чтобы заручиться поддержкой своих антисоциалистических законов и защитных торговых тарифов, Бисмарк отвернулся от либералов в поисках новых союзов. Смерть Пия IX 7 февраля 1878 года открыла дверь для урегулирования конфликта с католической церковью. Новый папа Лев XIII действовал прагматично и примирительно. Свое желание мира он выразил в письме германскому императору в самый день своего избрания, за которым в том же году последовало второе письмо в том же духе.
Бисмарк и Папа вступили в прямые переговоры без участия Церкви или Рейхстага , но поначалу без особого успеха. Случилось так, что Фальк, которого категорически возмущали католики, подал в отставку 14 июля 1879 года, что можно было рассматривать как мирное предложение Ватикану. Решающий толчок наступил только в феврале 1880 года, когда Ватикан неожиданно согласился на гражданский реестр священнослужителей. По мере того как Культуркампф постепенно сворачивал переговоры, переговоры привели к принятию ряда так называемых законов о смягчении последствий и мире, которые принимались до 1887 года. [63]
- 1880 г., июль : Первый закон о смягчении последствий возобновил государственные выплаты прусским епархиям и освободил епископов от присяги на верность прусским законам. После этого были назначены четыре новых епископа там, где кафедры остались вакантными после смерти должностных лиц. Католические ассоциации, занимающиеся уходом за больными, были повторно приняты.
- 1882 : Возобновление дипломатических отношений между Пруссией (не Германией) и Ватиканом, прерванных в 1872 году.
- 1882, 31 мая : Второй закон о смягчении последствий позволил отказаться от государственных экзаменов для священнослужителей.
- Июль 1883 г .: Третий закон о смягчении наказания узаконил все религиозные действия епископов, и в некоторых случаях король мог помиловать свергнутых епископов. Было помиловано 280 изгнанных священнослужителей.
29 сентября 1885 года, в качестве еще одного знака мира, Бисмарк предложил Папе арбитром в споре с Испанией о Каролинских островах и принял его вердикт в пользу Испании. В знак благодарности, но к великому ужасу католиков, Папа наградил Бисмарка Высшим Орденом Христа — высшим рыцарским орденом, присуждаемым Святым Престолом. Бисмарк был единственным протестантом, когда-либо получившим эту награду.
После дальнейших переговоров между Пруссией и Ватиканом прусский парламент принял два дополнительных закона, вносящих поправки в некоторые законы о Культуркампфе .
- 1886 г., 21 мая : Первый мирный закон внес поправки в некоторые положения стандартов образования и закона о регистрации актов гражданского состояния от 11 мая 1873 г.; государственные экзамены для священнослужителей (отказ от них во Втором смягчающем законе от 31 мая 1882 г.) были полностью отменены. Были вновь приняты епископально-духовные академии и семинарии, а также богословские занятия в этих учреждениях. Студентам разрешили расквартироваться в католических пансионах ( Конвикте ). Государство признало папские дисциплинарные полномочия и упразднило Королевский суд по церковным делам.
- 1887, 26 апреля : Второй закон о мире вернул в Пруссию все ордена, кроме иезуитов.
23 мая 1887 года Папа заявил: «Борьба, которая нанесла ущерб церкви и не принесла пользы государству, окончена». Законы о смягчении последствий и о мире восстановили внутреннюю автономию католической церкви, оставив при этом ключевые постановления и законы, касающиеся разделения церкви и государства (гражданский брак, гражданский реестр, религиозное размежевание, надзор за государственными школами, гражданский реестр священнослужителей, запрет иезуитов). , закон о кафедре, государственный надзор за церковными активами, конституционные поправки и католический отдел в Министерстве культуры не были восстановлены).
Соответствующие оппозиционные партии в рейхстаге подвергли резкой критике уступки, сделанные Ватиканом и прусским правительством.Виндторст и Центристская партия были встревожены тем, что их отодвинули на второй план и не проконсультировали по поводу уступок, сделанных Папой, например, по поводу запрета иезуитов или регистрации актов гражданского состояния священнослужителей. Ни одно из основных требований партии не было выполнено. Вместо этого папа даже встал на сторону Бисмарка по нерелигиозным вопросам и оказал давление на Центристскую партию, чтобы та поддержала Бисмарка или, по крайней мере, воздержалась, например, в вопросе горячо обсуждаемого септенната 1887 года (7-летнего военного бюджета).Многие либералы, особенно Фальк, возражали против уступок Бисмарка церкви.
Рост Центристской партии считался серьезной неудачей для Бисмарка, хотя публично это никогда не признавалось. Тем не менее, несмотря на сильное католическое представительство в Рейхстаге, политическая власть и влияние Церкви в общественной сфере, а также ее политическая власть были значительно уменьшены.
Хотя после 1878 года в Германии и Ватикане официально был мир, религиозные конфликты и напряженность продолжались. На рубеже веков Папа Пий X объявил об энциклике Pascendi dominici gregis , организовав новые нападки на историческую критику библейских текстов и любое приспособление католицизма к современной философии, социологии или литературе. С 1910 года священнослужители должны были принести присягу против всех форм модернизма, позже это требование распространилось на учителей католической религии в школах и профессоров католического богословия, что привело к интенсивным политическим и общественным дебатам и новым конфликтам с государством. [67]
и Эффекты влияние
Упразднение католической секции прусского министерства по делам церкви и образования лишило католиков права голоса на самом высоком уровне. Система строгого государственного надзора за школами применялась только в католических районах; протестантские школы остались в покое. Школьная политика также оттолкнула протестантских консерваторов и церковников. [68]
Британский посол Одо Рассел сообщил в Лондон в октябре 1872 года, как планы Бисмарка имели неприятные последствия из-за укрепления ультрамонтанской (пропапской) позиции внутри немецкого католицизма:
- Немецкие епископы, которые были политически бессильны в Германии и теологически находились в оппозиции к Папе в Риме, теперь стали могущественными политическими лидерами в Германии и восторженными защитниками ныне непогрешимой Римской веры, объединенными, дисциплинированными и жаждущими мученичества, благодаря Бисмарку. необоснованным для антилиберального объявления войны свободе, которой они до сих пор мирно наслаждались. [69]
Почти все немецкие епископы, духовенство и миряне отвергли законность новых законов и демонстративно столкнулись со все более суровыми наказаниями, судами и тюремным заключением. По состоянию на 1878 год только в трех из восьми прусских епархий еще были епископы, около 1125 приходов из 4600 были вакантны, почти 1800 священников оказались в тюрьме или в ссылке, почти половина монахов и монахинь покинули Пруссию, треть монастырей и монастыри были закрыты. Между 1872 и 1878 годами были конфискованы многочисленные католические газеты, католические ассоциации и собрания были распущены, а католические государственные служащие были уволены просто под предлогом симпатий к ультрамонтане. Тысячи мирян были заключены в тюрьму за помощь священникам в уклонении от новых карательных законов. [70] [71]
Общий идеологический энтузиазм среди либералов по поводу Культуркампфа [72] противоречило прагматическому отношению Бисмарка к мерам [73] и растущее беспокойство со стороны консерваторов. [74]
Помимо откровенной критики законов Kulturkampf со стороны католической церкви и Центристской партии, был также ряд либералов и протестантов, которые выразили обеспокоенность, по крайней мере, по поводу так называемых Kampfgesetze (законов о войне). «Беспокойство по поводу последствий его программы продолжало распространяться среди всех, кроме самых фанатичных ненавистников священников и самых либеральных доктринеров». [75] Такими известными критиками за пределами католического лагеря были Фридрих Генрих Геффкен , Эмиль Альберт Фридберг или Юлиус фон Кирхманн . Хотя они были сторонниками государственного превосходства, они считали некоторые законы либо неэффективными, либо вмешательством во внутренние церковные дела и не соответствующими либеральным ценностям. Геффкен писал, что «с намерением освободить мирян от иерархии основная масса католиков была фалангой передана в руки лидеров, у которых ее нужно было отобрать. Но государство не может долго бороться против трети населения, у него нет средств сломить такое пассивное сопротивление, поддерживаемое и организованное религиозным фанатизмом. Если государственный деятель отказывается от правильности меры, имеет значение только то, что у него есть сила обеспечить ее соблюдение».Даже Бисмарк, который изначально видел в этих мерах ряд тактических политических преимуществ, например, в своей политике подавления польского населения, старался дистанцироваться от строгости их применения». [76]
Закон о Культуркампфе считался самым суровым и не имеющим аналогов в Европе – Закон об изгнании. Принятый либеральным большинством в парламенте, он предусматривал изгнание как наказание, которое все цивилизованные народы считали самым суровым, помимо смертной казни. [77]
Что касается Центристской партии, то эти меры не возымели того эффекта, который имел в виду Бисмарк. На государственных выборах в ноябре 1873 г. оно выросло с 50 до 90 мест, а на выборах в рейхстаг — с 63 до 91. Увеличилось также число католических периодических изданий; в 1873 году их было около 120. [62]
Культуркампф дал секуляристам и социалистам возможность нападать на все религии, результат, который огорчил протестантских лидеров и особенно самого Бисмарка, который был набожным протестантом -пиетистом . [78]
Перед лицом систематического неповиновения правительство Бисмарка ужесточило наказания и нападки, и ему бросили вызов в 1875 году, когда папская энциклика заявила, что все церковное законодательство Пруссии недействительно, и пригрозила отлучить от церкви любого католика, который подчинится. Насилия не было, но католики мобилизовали свою поддержку, создали многочисленные общественные организации, собрали деньги для уплаты штрафов и сплотились вокруг своей церкви и Центристской партии.
К удивлению Бисмарка, Консервативная партия, особенно юнкеры из его собственного класса землевладельцев в Восточной Пруссии, встала на сторону католиков. Они были протестантами и не любили Папу, но у них было много общего с Центристской партией. Консерваторы контролировали свои местные школы и не хотели, чтобы ими завладели бюрократы из Берлина. Они были враждебно настроены по отношению к либералам, опасаясь свободной торговли, которая могла бы поставить их в конкуренцию с Соединенными Штатами и другими экспортерами зерна, и им не нравились их светские взгляды. В законодательном органе Пруссии они встали на сторону Центристской партии по школьному вопросу. Бисмарк был в ярости и подал в отставку с поста премьер-министра Пруссии (оставшись канцлером Германской империи), заявив союзнику: «Во внутренних делах я потерял почву, которая для меня приемлема, из-за непатриотической измены Консервативной партии в католической партии». вопрос." Действительно, многие консервативные друзья Бисмарка были в оппозиции. То же самое было и с кайзером Вильгельмом I. , который был королем Пруссии; он был категорически против компонента гражданского брака в Kulturkampf . [79]
Культуркампф сделал католиков более решительными; они ответили не насилием, а голосованием, и поскольку недавно сформированная Центристская партия стала основной силой в имперском парламенте, она получила поддержку со стороны некатолических меньшинств, которые чувствовали угрозу со стороны централизации власти Бисмарка. [78] В конечном итоге наиболее значительным результатом стала мобилизация избирателей-католиков через Центристскую партию и их настойчивое стремление защитить свою церковь. По словам Маргарет Андерсон,«Эта попытка была воспринята, и не только ее противниками, как направленная не что иное, как насильственная ассимиляция католической церкви и ее приверженцев с ценностями и нормами протестантского большинства империи.... [это привело] католиков – молодых и старики, мужчины и женщины, священнослужители и миряне, большие люди и маленькие – держаться своих священников и игнорировать законодательство». [80] После того, как партия Центра удвоила количество голосов избирателей на выборах 1874 года, она стала второй по величине партией в национальном парламенте и оставалась мощной силой в течение следующих 60 лет. Бисмарку стало трудно сформировать правительство без их поддержки. [78] [81] По словам Маргарет Андерсон, благодаря многолетнему опыту борьбы с Культуркампфом католики Германии научились демократии. Она утверждает, что духовенство:
- Приобрели прагматичную, но тем не менее реальную приверженность демократическим выборам, парламентским процедурам и партийной политике – обязательства, которым они обучали свою паству как своей практикой, так и своей проповедью». [82]
Антипольский аспект Kulturkampf
Исследования, анализирующие националистический аспект «Культуркампфа», указывают на его антипольский характер и попытку Бисмарка германизировать польские провинции в Германской империи. [83] [84] Поляки уже пострадали от дискриминации и многочисленных репрессивных мер в Германии задолго до объединения. Эти меры были усилены после Германской империи. образования [85] [ нужен лучший источник ] а Бисмарк был известен своей особой враждебностью по отношению к полякам. [86] [87] Кристофер Кларк утверждает, что политика Пруссии радикально изменилась в 1870-х годах перед лицом весьма заметной поддержки Франции Францией во франко-прусской войне со стороны Польши. [88] Польские демонстрации ясно продемонстрировали польские националистические настроения, а также звучали призывы к польским новобранцам дезертировать из прусской армии , хотя они остались без внимания. Бисмарк был возмущен, заявив прусскому кабинету министров в 1871 году: «От русской границы до Адриатического моря мы сталкиваемся с объединенной пропагандой славян, ультрамонтанов и реакционеров, и необходимо открыто защищать наши национальные интересы и наш язык от таких враждебные действия». [89] Поэтому в провинции Познань Kulturkampf . приняла гораздо более националистический характер, чем в других частях Германии [90]
Не будучи ярым сторонником общих целей либералов « Культуркампф» , Бисмарк признавал потенциал некоторых из них для подавления польских национальных устремлений и с готовностью использовал его. В то время как основной целью либералов было разделение государства и церкви, что необходимо для демократического и либерального общества, Бисмарк видел в этом пользу в отделении польского населения от единственного сторонника и хранителя его национальной идентичности.Прусские власти заключили в тюрьму 185 священников и отправили в ссылку сотни других. Среди заключенных был предстоятель Польши архиепископ Мечислав Ледоховский . Большой части оставшихся католических священников пришлось продолжать свою службу, скрываясь от властей. Хотя к концу десятилетия большинство из 185 заключенных были наконец освобождены, те, кто был освобожден, эмигрировали. [ нужна ссылка ] Антипольские аспекты Kulturkampf сохранялись в польских провинциях Германской империи до Первой мировой войны. [84]
Культуркампф в Австрии [ править ]
Культуркампф в Австрии уходит своими корнями в 18 век. Император Иосиф II начал религиозную политику (позже названную « жозефинизмом »), которая отстаивала верховенство государства в религиозных вопросах. Это привело к далеко идущему государственному контролю над католической церковью, включая реорганизацию епархий, регулирование количества месс, передачу многих школ в руки правительства, контролируемые государством семинарии, а также ограничение числа священнослужителей и священников. роспуск многочисленных монастырей. Протесты папы Пия VI и даже его визит в Вену в 1782 году не принесли результата.В Конкордате 1855 года , ставшем кульминацией католического влияния в Австрии, были восстановлены многие прежние права Католической церкви, отнятые при Иосифе II (брак, частичный контроль над цензурой, начальное и среднее образование, полный контроль над духовенство и религиозные фонды).
В 1868 и 1869 годах, после одобрения декабрьской конституции, недавно назначенный кабинет императора Франца-Иосифа отменил части Конкордата посредством нескольких либеральных реформ. Эти реформы получили название « Майские законы» . Несмотря на резкие протесты католической церкви, законы от 25 мая 1868 г. и 14 мая 1869 г. восстановили гражданский брак, передали начальное и среднее образование в руки правительства, открыли межконфессиональные школы и регулировали межконфессиональные отношения (например, смешанные браки и право детей на выбор). их вера). [91] [92]
На секретной консистории папа Пий IX осудил конституцию 1867 года и майские законы как leges abominabiles . В пастырском письме от 7 сентября 1868 года епископ Франц-Иосиф Рюдигер призвал к сопротивлению этим майским законам. Однако письмо было конфисковано, и Рюдижеру пришлось предстать перед судом 5 июня 1869 года. Это событие привело к первым в истории публичным демонстрациям католического населения. 12 июля 1869 года епископ был приговорен к двум неделям тюремного заключения, но позже был помилован императором.
Майские законы спровоцировали серьезный конфликт между государством и церковью. После провозглашения папской непогрешимости в 1870 году Австрия аннулировала Конкордат 1855 года и полностью отменила его в 1874 году. В мае 1874 года Закон о религии был официально признан. [93]
Культуркампф в использовании современном
США [ править ]
В конце 19 века в Соединенных Штатах возникли культурные войны из-за вопросов сухого закона и образования. [94] Закон Беннета был весьма противоречивым законом штата, принятым в Висконсине в 1889 году, который требовал использования английского языка для преподавания основных предметов во всех государственных и частных начальных и средних школах. Поскольку немецкие католики и лютеране Висконсина владели большим количеством приходских школ, в которых в классе использовался немецкий язык, это вызвало резкое недовольство немецко-американских (и некоторых норвежских) общин. Хотя закон в конечном итоге был отменен, это имело серьезные политические последствия: республиканцы потеряли пост губернатора и законодательный орган, а демократы были избраны в Сенат и Палату представителей. [95] [96]
В Соединенных Штатах термин « культурная война» использовался для обозначения конфликта в конце 20-го и начале 21-го веков между религиозными социальными консерваторами и светскими социальными либералами . [97] [98] Эта тема «культурной войны» легла в основу Патрика Бьюкенена программной речи на Национальном съезде Республиканской партии 1992 года . [99] Его также использовали для обозначения неоконсервативной реакции на новых левых. [100] и идеологические баталии, происходящие в государственных школах страны. [101]
На протяжении 1980-х годов в Конгрессе и средствах массовой информации шли баталии по поводу федеральной поддержки Национального фонда искусств и Национального фонда гуманитарных наук, которые представляли собой войну за высокую культуру между неоконсерваторами и палеоконсерваторами. [102] Судья Антонин Скалиа сослался на этот термин в деле Верховного суда Ромер против Эванса , 517 US 620 (1996), заявив, что «Суд принял Kulturkampf за приступ злобы». Дело касалось поправки к конституции штата Колорадо , которая запрещала любому департаменту действовать по защите людей по признаку сексуальной ориентации. Скалиа считал, что поправка была правильным шагом со стороны граждан, которые стремились «прибегнуть к более общему и, следовательно, более сложному уровню принятия политических решений, чем другие». Большинство не согласились, посчитав, что поправка нарушает положение о равной защите Четырнадцатой поправки . [ нужна ссылка ]
Израиль [ править ]
Этот термин, переведенный на иврит как Милхемет Тарбут ( מלחמת תרבות ), также часто используется с аналогичным подтекстом в политических дебатах в Израиле — он был введен евреями, бежавшими из нацистской Германии в 1930-х годах. [103]
См. также [ править ]
- фебронианство
- галликанство
- Жозефинизм
- Культурная война
- Кирхенкампф
- Отношения Святейшего Престола и Германии
- Прочь из Рима!
- Первая школьная война в Бельгии (1879–1884 гг.)
- Законы Жюля Ферри во Франции
- Свобода религии
- Папа Пий IX и Германия
Ссылки [ править ]
- ^ Хельмут Вальзер Смит, изд., Оксфордский справочник по современной истории Германии (2011), стр. 360
- ^ «Культуркампф – определение, значение и многое другое» . Словарь Коллинза . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Кларк 2006 , стр. 412–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хили 2003 , с. 57
- ^ Аткин и Таллетт 2003 , стр. 128, 193.
- ^ Франц, Джордж. Столкновение культур. Государство и католическая церковь в Центральной Европе от секуляризации до заключения прусской Культуркампфа . Мюнхен, 1954 г., ASIN: B0027NO7I4, с. 16
- ^ Роббинс 2011 , с. 154
- ^ Роланд Сарти (2009). Италия: Справочник от эпохи Возрождения до наших дней . Издательство информационной базы. п. 462. ИСБН 9780816074747 .
- ^ Найт, Фрэнсис. История христианской церкви . Том. 6: Церковь в 19 веке . ИБ Таурис, Лондон, 2008 г., ISBN 9781850438991
- ^ Диттрих, Лиза. Антиклерикализм в Европе: общественная сфера и секуляризация во Франции, Испании и Германии (1848–1914) . Ванденгук и Рупрехт, Геттинген, 1914 г. ISBN 9783525310236 , с. 58
- ^ Диттрих, с. 55
- ^ Руперт 2002 , стр. 6–8.
- ^ Аткин и Таллетт 2003 , стр. 104–106.
- ^ Хили 2003 , с. 42
- ^ Грю, Рэймонд. «Свобода и католическая церковь в Европе XIX века». В Хельмштадтере (1997) , стр. 198-200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роббинс 2011 , с. 178
- ^ Диттрих, с. 182
- ^ Бухейм, Карл. История христианских партий в Германии . Кёзель, Мюнхен, 1953, ASIN B0000BGX87, стр. 197
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бонифаций. «Понимание Культуркампфа» . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Хили 2003 , с. 55
- ^ Диттрих, с. 95
- ^ Завод 1971 , стр. 199–200.
- ^ Иван Т. Беренд в: Экономическая история Европы XIX века , Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-03070-1 , стр. 93.
- ^ де Грюйтер, Вальтер в: Реальная теологическая энциклопедия, Том 1, Берлин-Нью-Йорк, 1993, стр. 101, ISBN 3-11 013898-0
- ^ Роу, Майкл в: От Рейха к государству. Рейнская область в эпоху революции , издательство Кембриджского университета, 2003 г., ISBN 0-521-82443-5 , с. 248-249
- ^ Руперт 2002 , с. 13
- ^ Роббинс 2011 , с. 150-175
- ^ Хили 2003 , с. 52
- ^ Роу, Майкл в: От Рейха к государству. Рейнская область в эпоху революции , издательство Кембриджского университета, 2003 г., ISBN 0-521-82443-5 , с. 259-264
- ^ Шнайдер, Бернхард в: Католики на баррикадах? Европейские революции и немецкая католическая пресса 1815–1848 гг., Серия B: Исследования, Том 84., Фердинанд Шёнинг, Падерборн, 1998, ISBN 978-3-506-79989-0
- ^ Роббинс 2011 , с. 158-161
- ^ Хили 2003 , с. 56
- ^ Ричард Генри Кларк (1903). Житие Его Святейшества Папы Льва XIII: викария Иисуса Христа и епископа Рима . Филадельфия, Пенсильвания: PW Ziegler & Co. 321 .
Циркуляр принца Гогенлоэ всем дипломатическим представителям Баварского королевства.
- ^ Гросс 2004 , стр. 128–131.
- ^ Винклер 2002 , с. 218
- ^ Завод 1990 , с. 189
- ^ Загорняк, Мариан; Бушко, Юзеф (2003). Великая история Польши: Польша в период борьбы за независимость (1815–1864). От рабства к независимости (1864–1918) (на польском языке). Том 4. Издательство «Фогра». стр. 186. ISBN 8373911480 .
- ^ Завод 1971 , с. 199
- ^ Арлингхаус, Фрэнсис А. (октябрь 1942 г.). «Культуркампф и европейская дипломатия, 1871–1875». Католический исторический обзор . 28 (3): 342. JSTOR 25014177 .
- ^ Росс, Рональд Дж. «Культуркампф: ограничения и контроль за религиозной практикой в Германии Бисмарка». В Хельмштадтере (1997) , с. 173.
- ^ «Война между Пруссией и Римом» в: Quarterly Review , Джон Мюррей, Лондон, 1874, Vol. 136, с. 314
- ^ Ламберти 2001
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гросс 2004 , с. 75
- ^ Энтони Дж. Стейнхофф, «Христианство и создание Германии», в книге Шеридана Гилли и Брайана Стэнли, ред. Кембриджская история христианства: Том 8: 1814–1914 (2008), стр. 294.
- ^ Завод 1971 , с. 201
- ^ Румшёттель, профессор, доктор. Герман в: «Культуркампф» Бисмарка. Мотивы и оппоненты, Презентация в Летней академии Санкт-Бонифаз 2013 - Культуркампф в Баварии - http://sankt-bonifaz.de/fileadmin/images-bonifaz/editor/colloquium/docs/neu-Rumsch%C3%B6ttel_Bismarck-2013.pdf
- ^ Завод 1971 , стр. 200–201.
- ^ Биография, немецкий (1961). Фальк, Адальберт — немецкая биография . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Адальберт Фальк – прусский чиновник» . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Завод 1971 , с. 202
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «www.kath.de История Церкви – Столкновение культур» . Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Завод 1971 , с. 206
- ^ Завод 1971 , с. 200
- ^ «Война между Пруссией и Римом» в: Ежеквартальный обзор , Джон Мюррей, Лондон, 1874, Том. 136, с. 311
- ↑ Geschichte der CDU (История Христианско-демократической партии Германии) в: http://www.kas.de/wf/de/71.8617/. Архивировано 26 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Луджи, Роберт В., Культуркампф . и исторический позитивизм , стр. 219–220, История Церкви, Том 23, № 3, сентябрь 1954 г., Кембриджский университет.
- ^ см. текст. Архивировано 3 июля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Томас Формбаум; Майкл Боландер (2013). Современная история немецкого уголовного права . Springer Science & Business Media. п. 133. ИСБН 9783642372735 .
- ^ «Культуркампф» . Новый католический словарь . Архивировано 1910. 25 августа 2013 года.
Выдающийся либеральный политик и учёный профессор Рудольф Вирхов первым назвал это Kulturkampf , или борьбой за цивилизацию.
- ^ Винклер 2000 , с. 222
- ^ Бахем, Карл в: «Предыстория, история и политика Немецкой центристской партии», Том III, 1927, стр. 268-269
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия: Культуркампф» . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роббинс 2011 , с. 180
- ^ «Некоторые из вас, возможно, удивятся, что война против католической церкви распространяется так широко. Действительно, каждый из вас хорошо знает природу, рвение и намерения сект, независимо от того, называются ли они масонскими или каким-либо другим именем. Когда он сравнивает их с природой Цель и размах борьбы, ведущейся почти повсюду против Церкви, он не может сомневаться в том, что нынешнее бедствие должно быть приписано по большей части их обманам и махинациям, ибо из них формируется синагога сатаны , которая собирает свои силы. , продвигает свои стандарты и вступает в битву против Церкви Христовой». Параграф 28, Etsi Multa. Архивировано 3 апреля 2006 г. в Wayback Machine.
- ↑ История ХДС: http://www.kas.de/wf/de/71.8617/. Архивировано 26 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Кларк 2006 , стр. 568–576.
- ^ Роббинс 2011 , стр. 180–181.
- ^ Ламберти 2001 , с. 177
- ^ Цитируется Эдвардом Крэнкшоу, Бисмарк (1981), стр. 308-9.
- ^ Хельмштадтер 1997 , с. 19
- ^ Штайнхофф, «Христианство и создание Германии», (2008), стр. 295.
- ^ Рабкин 1996 : «Либералы были самыми горячими поборниками общей политики, потому что она удовлетворяла традиции страстного антиклерикализма. Вирхов имел в виду культуркампф как похвальный термин, обозначающий освобождение общественной жизни от сектантских навязываний (хотя этот термин был позже подхваченный католическими лидерами в духе горького насмешки)».
- ^ Рабкин 1996 : «Даже Бисмарк, который изначально видел в этих мерах множество тактических политических преимуществ, старался дистанцироваться от строгости их соблюдения».
- ^ Рабкин 1996 : «Консервативные политические силы, сосредоточившиеся на старой прусской аристократии, стали все более критически относиться к этим мерам, опасаясь, что они поставят под угрозу статус их собственной протестантской евангелической церкви ».
- ^ Крейг, Гордон А. (1978). Германия, 1866–1945 гг . Оксфорд УП. стр. 75–76 . ISBN 9780198221135 .
- ↑ Верховный суд в культурных войнах. Архивировано 11 марта 2007 года в Wayback Machine Джереми Рабкиным в осеннем выпуске журнала Public Interest.
- ^ Руперт 2002 , стр. 257–263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кларк 2006 , стр. 568–576.
- ^ Эдгар Фейхтвенглер, Бисмарк (2000), стр. 186-87.
- ^ Андерсон 2000 , с. 107
- ^ Хаджо Холборн, История современной Германии: 1840–1945 (1969), 258–260.
- ^ Андерсон 2000 , с. 150
- ^ Гросс 2004 , с. 8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Себастьян Конрад, Глобализация и нация в имперской Германии , Издательство Кембриджского университета, стр. 171
- ^ Радзивилл, Анна; Рошковский, Войцех (2000). История 1871–1939: Учебник для средних школ (3-е изд.). Варшава. стр. 80.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Предательство, Ежи (2007). История Польши 1795–1918 (на польском языке). Варшава: Научное издательство PWN. стр. 268,273-291,359-370.
- ^ Чвальба, Анджей (2000). История Польши 1795–1918 (на польском языке). Краков: Wydawnictwo Literackie. стр. 175-184,307-312.
- ^ Кларк 2007 , стр. 579–81.
- ^ (на английском языке) Ярмила Качмарек, Анджей Принке (2000). «Две археологии в одной стране: официальная прусская и любительская польская деятельность в Среднезападной (то есть Великой) Польше в XIX – начале XX века», публикации Познанского археологического музея. Проверено 16 февраля 2006 г.
- ^ Качмарек, Ярмила; Принке, Анджей (2000). «Две археологии в одной стране: официальная прусская и любительская польская деятельность в Средне-Западной (то есть Великой) Польше в XIX-начале XX века» . Издания Познанского археологического музея . Архивировано из оригинала 3 марта 2006 года . Проверено 16 февраля 2006 г.
- ^ «Конкордат 1855 года – австрийская религиозная история» . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ «Конкордат» . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ « Героическая степень добродетели епископа Рюдижера» . 6 апреля 2009 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Ричард Дженсен, Победа Среднего Запада: социальный и политический конфликт, 1888–1896 (1971) онлайн, главы 3-5
- ↑ Уильям Фут Уайт, «Кампания по закону Беннета в Висконсине», Архивировано 9 июля 2012 года в archive.today Wisconsin Magazine of History , 10: 4 (1926–1927).
- ^ Роджер Э. Вайман, «Этнические группы Висконсина и выборы 1890 года». Исторический журнал Висконсина (1968): 269–293. в JSTOR
- ^ Моррис П. Фиорина, Сэмюэл Дж. Абрамс и Джереми К. Поуп, Культурная война? (2005)
- ^ Чепмен, Роджер; Саймент, Джеймс, ред. (2015). Культурные войны: энциклопедия проблем, точек зрения и голосов (второе изд.). Нью-Йорк: Рутледж. п. xxvii. ISBN 9780765617613 .
- ↑ см. Речь Бьюкенена от 17 августа 1992 г., архивировано 5 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Хартман, Эндрю (2019). Война за душу Америки: история культурных войн (второе изд.). Чикаго: Чикагский университет. п. 38-69. ISBN 9780226621913 .
- ^ Циммерман, Джонатан (2022). Чья Америка?: Культурные войны в государственных школах (второе изд.). Чикаго: Чикагский университет. п. xi. ISBN 9780226820392 .
- ^ Дженсен, Ричард (октябрь 1995 г.). «Культурные войны, 1965–1995: карта историка». Журнал социальной истории . 29 (Специальный): 17–36. дои : 10.1353/jsh/29.Supplement.17 . JSTOR 3789064 .
- ^ «Светские и ультраортодоксальные члены Кнессета угрожают« культурной войной »», Israel National News, 11 мая 2013 г. [1] Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
Библиография [ править ]
- Андерсон, Маргарет Лавиния (2000). Практика демократии: выборы и политическая культура в императорской Германии . Издательство Принстонского университета.
- Аткин, Николас; Таллетт, Фрэнк (2003). Священники, прелаты и люди: история европейского католицизма с 1750 года . Издательство Оксфордского университета.
- Кларк, Кристофер (2007). Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600–1947 гг . Пингвин. ISBN 9780141904023 .
- Кларк, Кристофер (2006). Железное королевство: взлет и падение Пруссии, 1600–1947 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674023857 .
- Гросс, Майкл Б. (2005). Война против католицизма: либерализм и антикатолическое воображение в Германии девятнадцатого века . Издательство Мичиганского университета. дои : 10.3998/mpub.17623 . ISBN 978-0472031306 .
- Гросс, Майкл Б. (2004). Война против католицизма: либерализм и антикатолическое воображение в Германии девятнадцатого века . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-11383-6 .
- Хельмштадтер, Ричард, изд. (1997). Свобода и религия в XIX веке . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804730877 .
- Ламберти, Марджори (2001). Дуайер, Филип Г. (ред.). Религиозные конфликты и немецкая национальная идентичность в Пруссии, 1866–1914 гг . стр. 169–187.
{{cite encyclopedia}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Пфланце, Отто (1990). Бисмарк и развитие Германии, Том II: Период консолидации, 1871–1880 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400861088 .
- Пфланце, Отто (1971). Бисмарк и развитие Германии, Том II: Период консолидации, 1871–1880 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05587-4 .
- Рабкин, Джереми (осень 1996 г.). «Верховный суд в культурных войнах» . Общественный интерес . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года – через Thomson-Gale.
- Роббинс, Кейт, изд. (2011). Динамика политических реформ в Северной Европе 1780–1920 гг.: Политические и правовые перспективы . Издательство Левенского университета. ISBN 9789058678256 .
- Хили, Ройсин (2003). Иезуитский призрак в императорской Германии . Бостон: Брилл. ISBN 978-0391041943 .
- Руперт, Стефан (2002). Церковная борьба и культурная борьба: историческая легитимация, политическое участие и научная поддержка школы Эмиля Людвига Рихтера . Тюбинген: JCB Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147868-0 .
- Винклер, Генрих Август (2002). Долгая дорога на Запад: история Германии от конца Старой Империи до падения Веймарской республики (на немецком языке). Том 1. Мюнхен: CH Beck Verlag. ISBN 3406460011 .
- Винклер, Генрих Август (2000). Долгая дорога на Запад: история Германии 1806–1933 гг. (на немецком языке). Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андерсон, Маргарет Лавиния. Виндхорст: политическая биография (1981), лидер Католической центристской партии
- Беннетт, Ребекка Аяко. Борьба за душу Германии: католическая борьба за инклюзию после объединения (Harvard University Press; 2012) 368 страниц; исследует продвижение католиками альтернативной национальной идентичности после 1871 года.
- Блэкборн, Дэвид. Марпинген: Явления Девы Марии в Германии девятнадцатого века (Оксфорд, 1993)
- Кларк, Кристофер и Вольфрам Кайзер, ред. Культурные войны: светско-католический конфликт в Европе девятнадцатого века (Cambridge University Press, 2003); Охватывает 10 стран; онлайн-обзор
- Холлидей, FBM (1970), Бисмарк , «Наблюденные великие жизни», Прентис-Холл
- Хоуп, Николас, «Прусский протестантизм», в книге Филипа Г. Дуайера, изд. Современная история Пруссии: 1830–1947 (2001), стр. 188–208.
- Росс, Рональд Дж. Провал Kulturkampf Бисмарка: католицизм и государственная власть в имперской Германии, 1871–1887 гг . (Вашингтон, округ Колумбия, 1998 г.)
- Росс, Рональд Дж. «Проведение культуркампфа в бисмарковском государстве и пределы принуждения в имперской Германии». Журнал современной истории (1984): 456–482. в JSTOR
- Росс, Рональд Дж. «Культуркампф: ограничения и контроль за религиозной практикой в Германии Бисмарка». В Хельмштадтере (1997) , стр. 172–195.
- Тшечаковский, Лех. Культуркампф в прусской Польше (Восточноевропейские монографии, 1990) 223 стр.
- Вейр, Тодд. Секуляризм и религия в Германии девятнадцатого века: рост четвертой конфессии , Cambridge University Press, 2014, ISBN 1139867903 , 9781139867900
- Зиндер, Джон. «Людвиг Виндторст, 1812–1891» History (1992) 77 № 250, стр. 237–54, лидер Католической центристской партии.
Историография [ править ]
- Андерсон, Маргарет Лавиния. «Исповедь попутчика», « Католическое историческое обозрение » (2013), 99 № 4, стр. 623–648.
- Хайльброннер, Одед. «От гетто к гетто: место немецкого католического общества в новейшей историографии» Журнал современной истории (2000) 72 № 2, стр. 453–495. в JSTOR
Внешние ссылки [ править ]
- Католическая энциклопедия . 1913 г. , подробная статья Мартина Спана, написанная в 1910 г. .
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- «Провал Бисмарка: Культуркампф» Подробное описание книги
- Учредительный манифест Протестантской лиги (1887 г.); Статистика членства (1887–1913) (английский перевод) — немецкая антикатолическая пропагандистская организация, активизировавшаяся после Kulturkampf.
- Внутренняя политика Бисмарка 1871–1890 гг. Культуркампф в контексте всей внутренней политики Бисмарка, руководитель исторического факультета школы католического университета в Дублине.
- «Культуркампф сейчас и тогда»: 13-страничное эссе в формате pdf профессора Академии ВВС США.
- Людвиг Виндторст выступает в прусском парламенте (1873 г.) речь Людвига Виндторста после ее анализа
- Бисмарк о целях культуркампфской речи в прусской палате лордов 10 марта 1873 г.
- Культуркампф: Библиография ЛитДок Института Гердера Восточной и Центральной Европы (Марбург)
- Столкновение культур
- Католицизм XIX века
- История иезуитов в Европе
- История католицизма в Германии
- История католицизма в Италии
- Антикатолицизм в Германии
- Политика Германской империи
- Религия и политика
- 1870-е годы в Германии
- Отто фон Бисмарк
- 1870-е годы в христианстве
- 1870-е годы в Пруссии
- Войны с участием Швейцарии
- 19 век в Швейцарии.