Иезуитское право
Иезуитский закон ( Jesuitengesetz ) от 4 июля 1872 запретил иезуитские учреждения на территории новой Германской империи . [ 1 ]
Это было частью более широкого обострения соперничества между церковью и государством, которое возникло в последние десятилетия девятнадцатого века в большей части Европы, когда процветал национализм, а светские государства играли более агрессивную роль в повседневной жизни людей. Источники в Германии обычно называют возникшую в результате борьбу между церковью и государством Kulturkampf ( буквально «культурная борьба», что означает культурную битву или войну). [ 2 ] [ 3 ]
Содержание, политический контекст и последствия
[ редактировать ]Основное внимание в законах о Культуркампфе было обращено на отдельные государства , которые вместе составляли недавно объединенную Германскую империю и которые все еще пользовались значительной автономией внутри нее. Помимо так называемого Закона о кафедре , Закон об иезуитах был одной из очень немногих законодательных мер Kulturkampf, принятых на национальном уровне.
Некоторые из новых законов 1870-х годов, в частности, прусский закон об инспекции школ ( Schulaufsichtsgesetz ) и требования гражданской регистрации браков, рождений и смертей, вызвали конфронтацию между государством и церковью лишь как побочный эффект. В отличие от этих мер, Закон об иезуитах с самого начала был частью борьбы против иезуитов, которые считались острием ультрамонтанизма . Признавая верховенство папской власти, иезуиты оспаривали светскую власть имперского канцлера Германии Отто фон Бисмарка . Современный контекст Закона иезуитов возник в результате упреждающей публичной кампании против него со стороны римско-католических традиционалистов и протестантских церквей .
В национальном законодательном органе ( рейхстаге ) большинства коалиция усилила законопроект, предложенный Бисмарком. 4 июля 1872 года был обнародован закон, касавшийся иезуитов и католических религиозных орденов . Он запрещал деятельность иезуитов и связанных с ними орденов на немецкой земле. Он уполномочил правительство налагать запрет на проживание для отдельных членов этих орденов и изгонять иностранных членов из страны.
Закон иезуитов создал странный политический союз. Канцлер Бисмарк оказался поддержан многими либералами в рейхстаге. Несмотря на светские инстинкты либерализма девятнадцатого века, действительно было несколько выдающихся либералов, которые выступили против Закона иезуитов 19 июля 1872 года, когда по нему проголосовал Рейхстаг. Среди противников были Отто Бэр , Людвиг Бамбергер и Эдуард Ласкер из Национал-либеральной партии . От Прогрессивной партии , Франц Дункер , Мориц Виггерс , Франц Вигард , Юлиус Дикерт , Эдвард Бэнкс , Людвиг Йозеф Герстнер , Адольф Герман Хаген , Август Хаусман , Карл Герц , Мориц Клоц Юлиус фон Кирхман и Вильгельм Шаффрат . против него проголосовали [ 4 ] Они отвергли исключительность Закона иезуитов, который представлял собой дискриминационные ограничения основных прав одной группы.
Ряд других либералов не участвовали в голосовании. Среди сторонников закона иезуитов от Прогрессивной партии были Франц Циглер , Альберт Ханель и Ойген Рихтер . К их голосованию присоединился депутат Национал-либеральной ассамблеи Карл Бидерманн , который до последней минуты выступал против закона, но затем, после долгих мучений, передумал. [ 5 ] Тем не менее, подавляющее большинство национал-либералов и большинство прогрессистов проголосовали в поддержку этой меры.
Консерваторов рейхстага, встревоженных тем, что они оказались на стороне большинства либералов, несомненно, успокоила ироничная историческая ссылка Бисмарка, когда он обращался к палате: «Мы не пойдем в Каноссу ни физически, ни духом». [ 6 ]
Одним из немедленных результатов закона стала эмиграция многочисленных иезуитов через границу в Лимбург в Нидерландах и Бельгии .
В качестве политической кампании преследование Бисмарком Kulturkampf не увенчалось полным успехом, и после прихода к власти Папы Льва XIII в 1878 году папство утратило часть своего энтузиазма по поводу папской непогрешимости . [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] В 1880-х годах большая часть антицерковного законодательства предыдущего десятилетия была отменена. Тем не менее Закон иезуитов оставался в силе на протяжении всего срока пребывания Бисмарка у власти и после него. Католическая центристская партия и другие организации неоднократно требовали его отмены. Непреднамеренным последствием закона стало то, что он послужил центром, вокруг которого объединилась католическая политическая оппозиция Бисмарку. Лишь в 1904 году закон был смягчен. Оно было отменено в 1917 году, когда политический класс был сосредоточен на Первой мировой войне, а гражданское правительство, все больше отстранявшееся от военного истеблишмента, увидело острую необходимость взращивать Центристской партии поддержку .
См. также
[ редактировать ]- Положение об иезуитах , норвежский закон, запрещающий иезуитов
- Подавление Общества Иисуса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм I (первый подписавший); Отто фон Бисмарк (второй подписавший) (4 июля 1872 г.). «Закон об ордене Общества Иисуса» . Рейхский юридический вестник (на немецком языке). Законодательный вестник Германского Рейха, 1872 г., стр. 253 . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Рейнхольд Циппелиус : Государство и церковь . CH Бек, Мюнхен 1997.
- ^ "Том 4. Основание Империи: Германия Бисмарка: 1866-1890 гг. "Иезуитский закон" (4 июля 1872 г.).....Термин Культуркампф был придуман немецким патологом и либеральным политиком Рудольфом Вирховым (1821-1902) для описания борьбы между католической церковью и прусским государством. Вскоре после объединения Германии в 1871 году Бисмарк и...» (PDF) . Reichsgesetzblatt, 1872, стр. 253, напечатано в Эрнсте Рудольфе Хубере, изд., Документы по конституционной истории Германии, 3-е отредактированное издание, том 2, 1851 г. 1900. Штутгарт: Кольхаммер, 1986, стр. 461 ) немецком языке ( на .
- ^ Протоколы Рейхстага , 1872, стр. 1149-1150.
- ^ Карл Бидерманн (12 июня 1872 г.). «Карл Бидерман Эдуарду Ласкеру, страдая по поводу позиции либерализма в отношении исключительных законов (12 июня 1872 г.)» . Создание империи: Бисмарковская Германия (1866-1890).... Документы - Политика II: Партии и политическая мобилизация . Немецкий исторический институт, Вашингтон, округ Колумбия (Немецкая история в документах и изображениях (GHDI)): оригинальный немецкий текст перепечатан в книге Юлиуса Хейдерхоффа и Пауля Венцке, ред., «Немецкий либерализм в эпоху Бисмарка». Сборник политических писем [Немецкий либерализм в эпоху Бисмарка: Сборник политических писем], 2 т., т. 1, с. 2. В новом Рейхе, 1871-1890 гг. Политические письма из бумаг лидеров либеральной партии [В Новом Рейхе 1871-1890. Политические письма из частных бумаг лидеров либеральной партии], под ред. Пола Венцке. Бонн, Лейпциг: Курт Шредер Верлаг, 1926, стр. 53–54. Перевод: Эрвин Финк . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Стефан Вайнфуртер (цитируя Бисмарка) (2007). «Каносса – Победа нравственности? Разочарование мира началось с легендарной прогулки Генриха IV» . «Не волнуйтесь, мы не собираемся в Каноссу – ни физически, ни морально» (на немецком языке). Гейдельбергский университет . Проверено 26 июля 2015 г.