Jump to content

Иезуитская оговорка

Оригинал 1814 г., с абзацем 2.
иезуитов Эмблема . Иезуиты — католический орден, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утвержденный Папой в 1540 году. Греческие буквы IHS обозначают Иисуса или могут быть интерпретированы как сокращение от «Иисус, Спаситель людей» на латыни.
Игнатий Лойола (1491–1556), испанский дворянин, священник и основатель ордена иезуитов.

( Статья об иезуитах норвежский : Jesuittparagrafen ) — положение параграфа 2 Конституции Норвегии , действовавшее с 1814 по 1956 год, которое запрещало иезуитам въезд в страну. До 1897 года это положение сочеталось с запретом на монашеские ордена , а до 1851 года — с запретом на евреев , так называемой еврейской оговоркой .

Второй параграф Конституции первоначально гласит:

Историк Бернт Т. Офтестад часто интерпретировал запрет как выражение норвежского антикатолицизма . [1] Католицизм был запрещен в Норвегии до 1845 года. [2] когда был принят Закон об инакомыслящих и католическое богослужение было разрешено в Норвегии, хотя монахам по-прежнему был запрещен въезд в страну. [3] Еще в 1624 году Норвегия запретила католическим священникам оставаться в стране под угрозой смертной казни . [4] [5]

Ограничения на католическое богослужение постепенно уменьшались с 1845 года, но запрет на иезуитов не был снят до тех пор, пока Норвегия не ратифицировала в 1956 году Европейскую конвенцию о правах человека 1950 года. И в 1897, и в 1925 году предложения по снятию запрета на иезуитов обсуждались и голосовались. но не смог получить подавляющего большинства в 1897 году и получил поддержку меньшинства только в 1925 году. Таким образом, это положение стало последним важным прямым юридическим ограничением на религиозное присутствие и практику в Норвегии. [6]

Орден иезуитов был основан во время Реформации в Европе с целью реформирования католической церкви изнутри. у ордена нет Монастырей в привычном понимании , хотя монахи, находящиеся в одном месте, должны жить вместе. Монахи не носят свою одежду и не привязаны к месту, в отличие, например, от бенедиктинского ордена , а отправляются по приказу. Орден иезуитов сыграл решающую роль в период Контрреформации и в католических миссиях . Какое-то время это была мощная организация внутри католической церкви. Иезуиты способствовали как миссиям, так и созданию учебных заведений, а также основали ряд университетов в Европе. Их миссионерская деятельность, а иногда и элитарный и наступательный стиль, со временем привели к резкой реакции и критике, а также к возникновению как подозрений, так и ряда мифов, связанных с орденом и его деятельностью. В католических кругах, таких как янсенизм и философ Блез Паскаль. , были совершены нападения на иезуитов. [7]

Взгляды на иезуитов

[ редактировать ]

Во время парламентских дебатов 1956 года об отмене этого пункта приказ был обвинен в поддержке гражданской войны в Испании. [8] и о вдохновении коммунистов и марксистов тогдашним президентом Одельстинга Джей Си Хамбро :

Следует помнить, что ни нацизм в Германии, ни фашизм в Италии, ни рексизм в Бельгии во главе с Дегрелем , любимым учеником католиков, ни движение Петэна во Франции, ни движение Франко в Испании были бы невозможны без поддержки и активного сотрудничества. из иезуитов. У тех, кто сохранил какое-либо впечатление о «Майн кампф» Гитлера , также будет сильное впечатление о том, как многому он научился у иезуитизма и насколько высоко он ценил его организацию и его учение. Есть несколько вещей, которые он выразил более прямо.

Си Джей Хамбро [6]

Считалось [ кем? ] что члены ордена слепо следовали за Папой и что орден следовал моральному богословию, которое оправдывало как ложь, так и обман, пока цели были благими, [7] и по этой причине им был присвоен девиз: «Цель оправдывает средства». [9] Подобные представления об иезуитах были распространены и в Норвегии XX века. [7]

По мере того как репутация иезуитских школ и университетов росла, богатые норвежские официальные семьи также стали часто отправлять туда своих детей для получения лучшего образования: [7] в Риме, но позже и в Бельгии, Польше и других странах. школа в Бранево на берегу Балтийского моря . Для норвежских студентов особенно привлекательной была [7] Студенты ходили в школы иезуитов, и многие получали обучение бесплатно. Они должны были посещать католические мессы , исповеди и католическую Евхаристию . Многие из студентов обратились в католицизм, наиболее известным из которых был Лаврентий Николай . Школы также приобрели хорошую репутацию благодаря хорошему преподавательскому составу и педагогически признанным методам. Обучение было практичным и ориентированным на результат. [7] В школах давали образование по различным дисциплинам, таким как литература, музыка, драматургия и математика. [7] Некоторые из них начали миссионерскую работу в странах Северной Европы, начиная с Польши и Бельгии. В Норвегии также были некоторые католики, которые более или менее скрывали свою веру, среди них Лауритс Клаусен Скабо [ нет ] , который был епископом Ставангера, и Кристоффер Йорт , который был директором кафедральной школы Осло . В 1602 году католики Норвегии какое-то время имели собственное духовенство.

В 1604 году положение католиков ухудшилось. Тогда было запрещено нанимать на должности в школах и церквях всех, кто посещал иезуитские школы. На практике студенты из Норвегии больше не посещали школы иезуитов, и большая часть контактов с католическими странами исчезла. В 1623–1624 гг. иезуиты предприняли новую попытку миссии. В результате в 1624 году католическим священникам был запрещен въезд в Данию и Норвегию под угрозой смертной казни.

Но примерно в середине 1600-х годов католическая церковь в значительной степени отказалась от своей миссионерской деятельности в Норвегии, и наиболее активные попытки рекатолицизировать Данию-Норвегию прекратились. [10]

Работа над Конституцией

[ редактировать ]
Вильгельм Фриман Корен Кристи предложил ограничения свободы вероисповедания в Конституции в предложении, которое он представил 4 мая 1814 года.

В первых проектах Конституции иезуиты не упоминались, но запрет на евреев существовал с самого начала. Проект от 16 апреля гласит:

Было подготовлено около 20 проектов новой конституции, в 15 из которых регулировалась религиозная практика и только один имел полную свободу вероисповедания. Тенденция предложения заключалась в том, чтобы разрешить нелютеранские христианские конфессии, но запретить их публичную практику. [7] В одиннадцати из 15 предложений говорилось, что евангелическо-лютеранская вера должна быть государственной религией, в семи говорилось, что эту веру должен исповедовать король, в одном говорилось, что эту веру должно исповедовать правительство, а в одном распространялось это требование на всех должностных лиц. [11] Папа Климент XIV распустил орден иезуитов в 1773 году, и орден не действовал, пока продолжалась работа над конституцией.

4 мая было принято в общей сложности 20 параграфов, но в тот же день состоялись новые дебаты по параграфу 2 о свободе религии . Вильгельм Фриман Корен Кристи продвигал проект и считал, что исключение иезуитов и «монашеских орденов» также должно быть добавлено в параграф 2, что до сих пор не было включено в проекты. [7] Предложение Christie's было разделено на четыре части: [11]

  1. Евреи и иезуиты должны были быть исключены из королевства.
  2. Монашеские ордена нельзя терпеть
  3. Жители страны должны исповедовать религию государства
  4. Жители должны быть обязаны обучать своих детей общественной религии.

Несколько священников выступили против этого и за религиозную терпимость. Затем снова поднялся вопрос о евреях. Священник Питер Ульрик Магнус Хаунт тщетно пытался доказать, что положение о проверке евреев было

«Отвратительно нетерпимы. Евреи — люди. Если бы другие нации действовали так же, как мы, евреям не было бы места для жизни, и тем не менее, им нужно было бы позволить жить где-нибудь на Божьей зеленой земле». [12]

Проректор Ганс Христиан Ульрик Мидельфарт также выступил против предложения, которое он назвал проявлением нехристианской нетерпимости. Кристи, однако, заявила, что иезуиты могут представлять угрозу для страны и что другие «секты» также могут нанести вред.

Получилось так, как хотела Кристи, и 94 из 110 представителей Учредительного собрания в Эйдсволле проголосовали за это предложение, но тогда в нем было положение о том, что в принципе должно быть свободное исповедание религии, и этот пункт не понравился редакционному комитету. в составе Кристиан Адольф Дирикс , Лауриц Вайдеманн и Георг Свердруп [11] в то время как Николай Вергеланд в данном случае выступал за полную религиозную свободу. Но борьба шла не из-за религиозной толерантности, даже в параграфе 15, который предусматривал, что регент должен «всегда» исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Эта формулировка была важна, поскольку Карл III Юхан был исповедующим католиком до 1810 года. Партия независимости [ нет ; sv ] ( Selvstendighetspartiet ) таким образом была предоставлена ​​возможность строго исповедовать лютеранскую религию в попытке исключить шведского наследника престола в качестве будущего норвежского короля. [12]

Дебаты об отмене

[ редактировать ]

В дебатах об отмене статьи об иезуитах контраргументы выдвигались по двум направлениям: первая заключалась в том, что разрешенный въезд иезуитам может представлять угрозу для страны, и конституционно-консервативная линия, согласно которой конституцию не следует изменять, если не будет необходимость перемен, и что это положение фактически было бездействующим, поскольку ни один иезуит не был остановлен на границе.

Вигго Ульманн выдвинул предложение об отмене положений иезуитов в 1897 году.

Аргументы в пользу отмены были в первую очередь основаны на принципах религиозной и духовной свободы, а также на том, что эти положения не достойны современной демократии. [7]

Однако вес этих различных аргументов в трех случаях был несколько разным, причем страх перед предполагаемым вредным воздействием иезуитов на страну был самым большим в дискуссии 1925 года.

По просьбе норвежских католиков в 1892 году была внесена последняя поправка к Конституции, отменяющая пункт об иезуитах, и они призвали Вигго Ульмана из Либеральной партии продвигать ее. Это предложение было вынесено на обсуждение 10 мая 1897 года вместе с двумя другими предложениями. [13]

Предложение Ульмана отменило запрет на иезуитов и монашеские ордена, но запрет иезуитов был добавлен, когда предложение было поддержано коллегами Ульмана по партии Томасом Георгом Мюнстером и Гансом Якобом Хорстом . Другое предложение было выдвинуто Гансом Андерсеном из Консервативной партии , где был снят запрет на иезуитский и монашеский орден и разрешена полная религиозная практика «в пределах закона и добродетели». [13] Третье предложение было выдвинуто либералами Оле Олсеном Файвом и Йоханнесом Оккенхаугом [ arz ; пп ; no ] , который сохранит запрет на иезуитов и монашеские ордена и добавит запрет на масонов . [13]

В дебатах доминировал практический смысл этих запретов. В то время только иезуитский запрет имел уголовное право , согласно которому иезуит, обнаруженный в Норвегии, мог быть приговорен к пожизненным принудительным работам . Таким образом, это было истолковано как означающее, что на самом деле не существовало запрета на пребывание других членов монашеских орденов в Норвегии, а был только запрет на учреждение орденов в стране. [13] Далее обсуждалось, существует ли необходимость в поправке в соответствии с требованиями параграфа 112. Поскольку не было неудачного опыта с запретом иезуитов, утверждалось, что нет никаких оснований для его отмены. В ходе дебатов также отмечалось, что в других странах существовали аналогичные запреты для иезуитов, но они были сняты.

Результатом дебатов стало то, что запрет на монашеские ордена был снят, поскольку возможности санкций или рычагов воздействия по-прежнему не было, в то время как запрет иезуитов был сохранен. Однако предложение снять запрет на иезуитов получило большинство: 63 за и 43 против, но не подавляющее большинство в 2/3. [13]

Марта Стейнсвик была одним из нескольких представителей тех, кто решительно выступал против отмены иезуитской статьи в 1925 году.

Правительство внесло в Стортинг (парламент) предложения об отмене положения об иезуитах в предложении от 23 ноября 1923 года, о котором сообщалось на заседании Стортинга 29 ноября. [14] В то время к законопроекту относились более позитивно, но к тому времени, когда он был вынесен на рассмотрение в 1925 году, настроения изменились, особенно в христианских кругах страны. [7] богословский факультет Норвежской богословской школы МФ , епископы страны и Ассоциация священников церкви Норвегии . Против отмены запрета на иезуитов выступили [7] Среди широкой общественности также велись дебаты: Марта Штайнсвик и Лютерск Киркетиденде [ нет ], в частности, выступали против отмены запрета, в то время как церковный историк Олуф Кольсруд [ нет ] и композитор и писатель Герхард Шельдеруп хотели снять запрет иезуитов. [7] Стайнсвик путешествовал по стране с лекцией «В объятиях Матери-Церкви» и в серии статей в Aftenposten в 1925 году решительно выступал против католической церкви и отмены статьи иезуитов. [6]

Дебаты в парламенте показали, что он хочет уважать пожелания церкви в этом вопросе. [7] На этот раз запрет иезуитов обсуждался отдельно, в отличие от 1897 года. На этот раз утверждалось, что это положение теперь стало «мертвым параграфом», поскольку предыдущие уголовные положения были удалены. Но в отличие от 1897 года, на этот раз предложение было отклонено: 99 проголосовали против и только 33 проголосовали за. [7]

Си Джей Хамбро , который сам имел еврейское происхождение, выступил против отмены пункта об иезуитах. [6]

Иезуитская оговорка создала трудности Норвегии в международном сотрудничестве. [15] Этот вопрос снова поднялся в парламенте в связи с ратификацией Норвегией Европейской конвенции по правам человека от 4 ноября 1950 года. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года была отозвана. Поэтому правительство посредством предложения № 202 от 1952 года выдвинуло предложение о внесении поправки в конституцию, которое было передано в парламент 10 января 1953 года. [16] Оле Халлесби и другие профессора богословского факультета не хотели, чтобы иезуиты были в стране, потому что они были бы морально разрушительными, среди прочего, из-за учения иезуитов, защищающих ложь. [15] [17] [18] Теолог Олав Вален-Зендстад также решительно выступил против отмены этого пункта. [19]

Во время парламентских дебатов 1 ноября 1956 года президент Одельстинга К. Дж. Хамбро был глубоко обеспокоен будущим Норвегии, если иезуитам будет разрешен въезд в страну: «Я с величайшим страхом смотрю за будущее нашего народа на любой шаг против государственной церкви». [6] [8] [16] С трибуны он также напал на профессора церковной истории Эйнара Молланда [ нет ] попросил , которого в ноябре 1955 года глава Постоянного комитета по контролю и конституционным вопросам Эрлинг Викборг сделать заявление по поводу Ордена иезуитов. , Хамбро ставит под сомнение авторитет Молланда в этом вопросе. [6]

Хамбро вместе с Ларсом Элисеусом Ватналандом ( Фермерская партия ) и Эрлингом Викборгом ( Христианско-демократическая партия ) выступали против отмены пункта об иезуитах. [7] Хамбро считал, что иезуиты внесли свой вклад в подъем фашизма и нацизма в межвоенный период , а также вдохновили коммунистов и марксистов . Хьелл Бондевик также высказался против отмены и предостерег от ввоза приказа в страну. [20]

В некоторых христианских кругах была сильна оппозиция, ключевым представителем которой был теолог Олав Вален-Зендстад, который, среди прочего, написал публикацию Åpent brev til Norges Storting 1954: vil stortinget gi jesuitt-fascicmen sin Moralske Anerkjennelse? («Открытое письмо норвежскому парламенту 1954 года: даст ли парламент моральное признание иезуитскому фашизму?») [19]

Когда вопрос дошел до голосования в парламенте, отмена получила подавляющее большинство голосов: 111 голосов против 31. Все 14 представителей Христианско-демократической партии проголосовали против, а Хамбро оказался в меньшинстве вместе с пятью из 27 представителей консерваторов. [16]

Более поздние разделы о свободе вероисповедания

[ редактировать ]

В 1964 году в параграф 2 снова были внесены поправки, на этот раз добавив право на свободное исповедание религии. Этот абзац гласит:

21 мая 2012 года в этот параграф снова были внесены поправки, удалив ссылку на государственную религию, и измененный параграф § 2 гласит:

Положение о свободе вероисповедания было перенесено в § 16:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Офтестад, Бернт Т. (2014). «Параграф иезуитов и антикатолицизм - обсуждение и изменение раздела 2 Конституции». Теологический журнал (на норвежском языке). 4 .
  2. ^ Стенсволд, Энн (31 мая 2019 г.), "katolisisme" , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), заархивировано из оригинала 31 марта 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
  3. ^ «диссидент» , Store norske leksikon (на норвежском букмоле), 25 августа 2020 г., заархивировано из оригинала 08 апреля 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
  4. ^ Ульвунд, Фроде (2021). «Религиозно чужой и национально нежелательный» . Религиозное инаковость и национальная идентичность в Скандинавии, ок. 1790-1960: представление евреев, мормонов и иезуитов как антиграждан и врагов общества . Берлин: Де Грюйтер . стр. 3–4. дои : 10.1515/9783110657760-003 . ISBN  9783110654295 . OCLC   1142934118 . S2CID   243056417 . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  5. ^ Риан, Эйстейн . «Католицизм в Норвегии в XVI веке» . Университет Осло - История Норвегии (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нордерваль, Эйвинд. «Отмена статьи иезуитов в 1956 году» . Католическая церковь (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Квеллестад, Ирис (15 мая 2012 г.). Авангард Контрреформации. Обзор отношения норвежцев к ордену иезуитов в ХХ веке (магистерская диссертация) (на норвежском языке). Университет Бергена . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Борген, Эрлинг (07 января 2013 г.). «Они едят наши тюльпаны» . Ежедневная газета (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2014 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  9. ^ Халворсен, Пер Бьорн (01 февраля 2019 г.), «Орден иезуитов» , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), заархивировано из оригинала 05 мая 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
  10. ^ Лаугеруд, Хеннинг (2010). Контрреформация в Норвегии – католическое сопротивление в 17 веке . Католический форум . Проверено 15 мая 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Свердруп-Тайгесон-младший, Ульрик. Конституционный запрет на иезуитов и религиозные ордена: религиозная свобода и конституционный консерватизм 1814-1956 (PDF) (Диссертация) (на норвежском языке). Университет Осло . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Микланд, Кнут (1989). «Дорога Норвегии к свободе». Конституция Норвегии за 175 лет (на норвежском языке). Осло: Gyldendal Norsk Forlag . стр. 52. OCLC   466509721 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и «Грундловен. (Стортинг 1897)» . Стортингет (на норвежском языке). 04 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  14. ^ «Грюннловен. (Стортинг 1925)» . Стортингет (на норвежском языке). 04 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Недопустимо терпеть иезуитов и монашеские ордена». Моргенбладет (на норвежском языке). 20 января 2017 г. стр. 23.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Стортингсфорхэндлинген 1956» . www.stortinget.no (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  17. ^ «Чрезвычайная ложь и иезуиты». Путь мира (на норвежском языке). 1951-03-27. п. 2.
  18. ^ Вислов, Карл Фр. (1971). Норвежская церковная история (на норвежском языке). Осло: Фонд Лютера. OCLC   871666747 . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Вален-Сендстад, Олав (1954). Открытое письмо норвежскому стортингу 1954 года: даст ли Стортинг моральное признание иезуитскому фашизму? (на норвежском языке). Берген: Лунде. OCLC   1263239146 . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  20. ^ «Католический епископ рекомендует КрФ» . День . [ мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec469e5e1a8c88e2b07166a97a659844__1696023300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/44/ec469e5e1a8c88e2b07166a97a659844.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jesuit clause - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)