Иезуитская оговорка



( Статья об иезуитах норвежский : Jesuittparagrafen ) — положение параграфа 2 Конституции Норвегии , действовавшее с 1814 по 1956 год, которое запрещало иезуитам въезд в страну. До 1897 года это положение сочеталось с запретом на монашеские ордена , а до 1851 года — с запретом на евреев , так называемой еврейской оговоркой .
Второй параграф Конституции первоначально гласит:
Евангелическо-лютеранская религия остается государственной религией государства. Подписавшиеся на него жители обязаны так же воспитывать своих детей. Нельзя мириться с иезуитами и монашескими орденами. Евреям по-прежнему запрещен въезд в Королевство. | Евангелическо-лютеранская религия остается государственной религией государства. Жители, исповедующие его, обязаны обучать этому же своих детей. Иезуиты и монашеские ордена недопустимы. Евреям по-прежнему запрещен въезд в королевство. |
Историк Бернт Т. Офтестад часто интерпретировал запрет как выражение норвежского антикатолицизма . [1] Католицизм был запрещен в Норвегии до 1845 года. [2] когда был принят Закон об инакомыслящих и католическое богослужение было разрешено в Норвегии, хотя монахам по-прежнему был запрещен въезд в страну. [3] Еще в 1624 году Норвегия запретила католическим священникам оставаться в стране под угрозой смертной казни . [4] [5]
Ограничения на католическое богослужение постепенно уменьшались с 1845 года, но запрет на иезуитов не был снят до тех пор, пока Норвегия не ратифицировала в 1956 году Европейскую конвенцию о правах человека 1950 года. И в 1897, и в 1925 году предложения по снятию запрета на иезуитов обсуждались и голосовались. но не смог получить подавляющего большинства в 1897 году и получил поддержку меньшинства только в 1925 году. Таким образом, это положение стало последним важным прямым юридическим ограничением на религиозное присутствие и практику в Норвегии. [6]
Фон
[ редактировать ]Иезуиты
[ редактировать ]Орден иезуитов был основан во время Реформации в Европе с целью реформирования католической церкви изнутри. у ордена нет Монастырей в привычном понимании , хотя монахи, находящиеся в одном месте, должны жить вместе. Монахи не носят свою одежду и не привязаны к месту, в отличие, например, от бенедиктинского ордена , а отправляются по приказу. Орден иезуитов сыграл решающую роль в период Контрреформации и в католических миссиях . Какое-то время это была мощная организация внутри католической церкви. Иезуиты способствовали как миссиям, так и созданию учебных заведений, а также основали ряд университетов в Европе. Их миссионерская деятельность, а иногда и элитарный и наступательный стиль, со временем привели к резкой реакции и критике, а также к возникновению как подозрений, так и ряда мифов, связанных с орденом и его деятельностью. В католических кругах, таких как янсенизм и философ Блез Паскаль. , были совершены нападения на иезуитов. [7]
Взгляды на иезуитов
[ редактировать ]Во время парламентских дебатов 1956 года об отмене этого пункта приказ был обвинен в поддержке гражданской войны в Испании. [8] и о вдохновении коммунистов и марксистов тогдашним президентом Одельстинга Джей Си Хамбро :
Следует помнить, что ни нацизм в Германии, ни фашизм в Италии, ни рексизм в Бельгии во главе с Дегрелем , любимым учеником католиков, ни движение Петэна во Франции, ни движение Франко в Испании были бы невозможны без поддержки и активного сотрудничества. из иезуитов. У тех, кто сохранил какое-либо впечатление о «Майн кампф» Гитлера , также будет сильное впечатление о том, как многому он научился у иезуитизма и насколько высоко он ценил его организацию и его учение. Есть несколько вещей, которые он выразил более прямо.
— Си Джей Хамбро [6]
Считалось [ кем? ] что члены ордена слепо следовали за Папой и что орден следовал моральному богословию, которое оправдывало как ложь, так и обман, пока цели были благими, [7] и по этой причине им был присвоен девиз: «Цель оправдывает средства». [9] Подобные представления об иезуитах были распространены и в Норвегии XX века. [7]
До 1814 г.
[ редактировать ]По мере того как репутация иезуитских школ и университетов росла, богатые норвежские официальные семьи также стали часто отправлять туда своих детей для получения лучшего образования: [7] в Риме, но позже и в Бельгии, Польше и других странах. школа в Бранево на берегу Балтийского моря . Для норвежских студентов особенно привлекательной была [7] Студенты ходили в школы иезуитов, и многие получали обучение бесплатно. Они должны были посещать католические мессы , исповеди и католическую Евхаристию . Многие из студентов обратились в католицизм, наиболее известным из которых был Лаврентий Николай . Школы также приобрели хорошую репутацию благодаря хорошему преподавательскому составу и педагогически признанным методам. Обучение было практичным и ориентированным на результат. [7] В школах давали образование по различным дисциплинам, таким как литература, музыка, драматургия и математика. [7] Некоторые из них начали миссионерскую работу в странах Северной Европы, начиная с Польши и Бельгии. В Норвегии также были некоторые католики, которые более или менее скрывали свою веру, среди них Лауритс Клаусен Скабо , который был епископом Ставангера, и Кристоффер Йорт , который был директором кафедральной школы Осло . В 1602 году католики Норвегии какое-то время имели собственное духовенство.
В 1604 году положение католиков ухудшилось. Тогда было запрещено нанимать на должности в школах и церквях всех, кто посещал иезуитские школы. На практике студенты из Норвегии больше не посещали школы иезуитов, и большая часть контактов с католическими странами исчезла. В 1623–1624 гг. иезуиты предприняли новую попытку миссии. В результате в 1624 году католическим священникам был запрещен въезд в Данию и Норвегию под угрозой смертной казни.
Но примерно в середине 1600-х годов католическая церковь в значительной степени отказалась от своей миссионерской деятельности в Норвегии, и наиболее активные попытки рекатолицизировать Данию-Норвегию прекратились. [10]
Работа над Конституцией
[ редактировать ]
В первых проектах Конституции иезуиты не упоминались, но запрет на евреев существовал с самого начала. Проект от 16 апреля гласит:
Все религии – секты предоставляют свободу религиозной практики, однако евреи по-прежнему лишены доступа в Королевство. | Всем религиозным сектам разрешено свободное исповедание религии, хотя евреям по-прежнему запрещен доступ в королевство. |
Было подготовлено около 20 проектов новой конституции, в 15 из которых регулировалась религиозная практика и только один имел полную свободу вероисповедания. Тенденция предложения заключалась в том, чтобы разрешить нелютеранские христианские конфессии, но запретить их публичную практику. [7] В одиннадцати из 15 предложений говорилось, что евангелическо-лютеранская вера должна быть государственной религией, в семи говорилось, что эту веру должен исповедовать король, в одном говорилось, что эту веру должно исповедовать правительство, а в одном распространялось это требование на всех должностных лиц. [11] Папа Климент XIV распустил орден иезуитов в 1773 году, и орден не действовал, пока продолжалась работа над конституцией.
4 мая было принято в общей сложности 20 параграфов, но в тот же день состоялись новые дебаты по параграфу 2 о свободе религии . Вильгельм Фриман Корен Кристи продвигал проект и считал, что исключение иезуитов и «монашеских орденов» также должно быть добавлено в параграф 2, что до сих пор не было включено в проекты. [7] Предложение Christie's было разделено на четыре части: [11]
- Евреи и иезуиты должны были быть исключены из королевства.
- Монашеские ордена нельзя терпеть
- Жители страны должны исповедовать религию государства
- Жители должны быть обязаны обучать своих детей общественной религии.
Несколько священников выступили против этого и за религиозную терпимость. Затем снова поднялся вопрос о евреях. Священник Питер Ульрик Магнус Хаунт тщетно пытался доказать, что положение о проверке евреев было
«Отвратительно нетерпимы. Евреи — люди. Если бы другие нации действовали так же, как мы, евреям не было бы места для жизни, и тем не менее, им нужно было бы позволить жить где-нибудь на Божьей зеленой земле». [12]
Проректор Ганс Христиан Ульрик Мидельфарт также выступил против предложения, которое он назвал проявлением нехристианской нетерпимости. Кристи, однако, заявила, что иезуиты могут представлять угрозу для страны и что другие «секты» также могут нанести вред.
Получилось так, как хотела Кристи, и 94 из 110 представителей Учредительного собрания в Эйдсволле проголосовали за это предложение, но тогда в нем было положение о том, что в принципе должно быть свободное исповедание религии, и этот пункт не понравился редакционному комитету. в составе Кристиан Адольф Дирикс , Лауриц Вайдеманн и Георг Свердруп [11] в то время как Николай Вергеланд в данном случае выступал за полную религиозную свободу. Но борьба шла не из-за религиозной толерантности, даже в параграфе 15, который предусматривал, что регент должен «всегда» исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Эта формулировка была важна, поскольку Карл III Юхан был исповедующим католиком до 1810 года. Партия независимости ( Selvstendighetspartiet ) таким образом была предоставлена возможность строго исповедовать лютеранскую религию в попытке исключить шведского наследника престола в качестве будущего норвежского короля. [12]
Дебаты об отмене
[ редактировать ]В дебатах об отмене статьи об иезуитах контраргументы выдвигались по двум направлениям: первая заключалась в том, что разрешенный въезд иезуитам может представлять угрозу для страны, и конституционно-консервативная линия, согласно которой конституцию не следует изменять, если не будет необходимость перемен, и что это положение фактически было бездействующим, поскольку ни один иезуит не был остановлен на границе.

Аргументы в пользу отмены были в первую очередь основаны на принципах религиозной и духовной свободы, а также на том, что эти положения не достойны современной демократии. [7]
Однако вес этих различных аргументов в трех случаях был несколько разным, причем страх перед предполагаемым вредным воздействием иезуитов на страну был самым большим в дискуссии 1925 года.
1897
[ редактировать ]По просьбе норвежских католиков в 1892 году была внесена последняя поправка к Конституции, отменяющая пункт об иезуитах, и они призвали Вигго Ульмана из Либеральной партии продвигать ее. Это предложение было вынесено на обсуждение 10 мая 1897 года вместе с двумя другими предложениями. [13]
Предложение Ульмана отменило запрет на иезуитов и монашеские ордена, но запрет иезуитов был добавлен, когда предложение было поддержано коллегами Ульмана по партии Томасом Георгом Мюнстером и Гансом Якобом Хорстом . Другое предложение было выдвинуто Гансом Андерсеном из Консервативной партии , где был снят запрет на иезуитский и монашеский орден и разрешена полная религиозная практика «в пределах закона и добродетели». [13] Третье предложение было выдвинуто либералами Оле Олсеном Файвом и Йоханнесом Оккенхаугом , который сохранит запрет на иезуитов и монашеские ордена и добавит запрет на масонов . [13]
В дебатах доминировал практический смысл этих запретов. В то время только иезуитский запрет имел уголовное право , согласно которому иезуит, обнаруженный в Норвегии, мог быть приговорен к пожизненным принудительным работам . Таким образом, это было истолковано как означающее, что на самом деле не существовало запрета на пребывание других членов монашеских орденов в Норвегии, а был только запрет на учреждение орденов в стране. [13] Далее обсуждалось, существует ли необходимость в поправке в соответствии с требованиями параграфа 112. Поскольку не было неудачного опыта с запретом иезуитов, утверждалось, что нет никаких оснований для его отмены. В ходе дебатов также отмечалось, что в других странах существовали аналогичные запреты для иезуитов, но они были сняты.
Результатом дебатов стало то, что запрет на монашеские ордена был снят, поскольку возможности санкций или рычагов воздействия по-прежнему не было, в то время как запрет иезуитов был сохранен. Однако предложение снять запрет на иезуитов получило большинство: 63 за и 43 против, но не подавляющее большинство в 2/3. [13]
1925
[ редактировать ]
Правительство внесло в Стортинг (парламент) предложения об отмене положения об иезуитах в предложении от 23 ноября 1923 года, о котором сообщалось на заседании Стортинга 29 ноября. [14] В то время к законопроекту относились более позитивно, но к тому времени, когда он был вынесен на рассмотрение в 1925 году, настроения изменились, особенно в христианских кругах страны. [7] богословский факультет Норвежской богословской школы МФ , епископы страны и Ассоциация священников церкви Норвегии . Против отмены запрета на иезуитов выступили [7] Среди широкой общественности также велись дебаты: Марта Штайнсвик и Лютерск Киркетиденде в частности, выступали против отмены запрета, в то время как церковный историк Олуф Кольсруд и композитор и писатель Герхард Шельдеруп хотели снять запрет иезуитов. [7] Стайнсвик путешествовал по стране с лекцией «В объятиях Матери-Церкви» и в серии статей в Aftenposten в 1925 году решительно выступал против католической церкви и отмены статьи иезуитов. [6]
Дебаты в парламенте показали, что он хочет уважать пожелания церкви в этом вопросе. [7] На этот раз запрет иезуитов обсуждался отдельно, в отличие от 1897 года. На этот раз утверждалось, что это положение теперь стало «мертвым параграфом», поскольку предыдущие уголовные положения были удалены. Но в отличие от 1897 года, на этот раз предложение было отклонено: 99 проголосовали против и только 33 проголосовали за. [7]
1956
[ редактировать ]
Иезуитская оговорка создала трудности Норвегии в международном сотрудничестве. [15] Этот вопрос снова поднялся в парламенте в связи с ратификацией Норвегией Европейской конвенции по правам человека от 4 ноября 1950 года. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года была отозвана. Поэтому правительство посредством предложения № 202 от 1952 года выдвинуло предложение о внесении поправки в конституцию, которое было передано в парламент 10 января 1953 года. [16] Оле Халлесби и другие профессора богословского факультета не хотели, чтобы иезуиты были в стране, потому что они были бы морально разрушительными, среди прочего, из-за учения иезуитов, защищающих ложь. [15] [17] [18] Теолог Олав Вален-Зендстад также решительно выступил против отмены этого пункта. [19]
Во время парламентских дебатов 1 ноября 1956 года президент Одельстинга К. Дж. Хамбро был глубоко обеспокоен будущим Норвегии, если иезуитам будет разрешен въезд в страну: «Я с величайшим страхом смотрю за будущее нашего народа на любой шаг против государственной церкви». [6] [8] [16] С трибуны он также напал на профессора церковной истории Эйнара Молланда попросил , которого в ноябре 1955 года глава Постоянного комитета по контролю и конституционным вопросам Эрлинг Викборг сделать заявление по поводу Ордена иезуитов. , Хамбро ставит под сомнение авторитет Молланда в этом вопросе. [6]
Хамбро вместе с Ларсом Элисеусом Ватналандом ( Фермерская партия ) и Эрлингом Викборгом ( Христианско-демократическая партия ) выступали против отмены пункта об иезуитах. [7] Хамбро считал, что иезуиты внесли свой вклад в подъем фашизма и нацизма в межвоенный период , а также вдохновили коммунистов и марксистов . Хьелл Бондевик также высказался против отмены и предостерег от ввоза приказа в страну. [20]
В некоторых христианских кругах была сильна оппозиция, ключевым представителем которой был теолог Олав Вален-Зендстад, который, среди прочего, написал публикацию Åpent brev til Norges Storting 1954: vil stortinget gi jesuitt-fascicmen sin Moralske Anerkjennelse? («Открытое письмо норвежскому парламенту 1954 года: даст ли парламент моральное признание иезуитскому фашизму?») [19]
Когда вопрос дошел до голосования в парламенте, отмена получила подавляющее большинство голосов: 111 голосов против 31. Все 14 представителей Христианско-демократической партии проголосовали против, а Хамбро оказался в меньшинстве вместе с пятью из 27 представителей консерваторов. [16]
Более поздние разделы о свободе вероисповедания
[ редактировать ]В 1964 году в параграф 2 снова были внесены поправки, на этот раз добавив право на свободное исповедание религии. Этот абзац гласит:
Все жители Королевства имеют свободную религиозную практику. Евангелическо-лютеранская религия остается государственной религией государства. Подписавшиеся на него жители обязаны так же воспитывать своих детей. | Все жители королевства имеют право свободно исповедовать религию. Евангелическо-лютеранская религия остается публичной религией государства. Жители, исповедующие его, обязаны обучать этому же своих детей. |
21 мая 2012 года в этот параграф снова были внесены поправки, удалив ссылку на государственную религию, и измененный параграф § 2 гласит:
Основой ценностей остается наше христианское и гуманистическое наследие. Эта Конституция должна гарантировать демократию, верховенство закона и права человека. | Наши ценности остаются нашим христианским и гуманистическим наследием. Настоящая Конституция должна гарантировать демократию, верховенство закона и права человека. |
Положение о свободе вероисповедания было перенесено в § 16:
Все жители Королевства имеют свободную религиозную практику. Церковь Норвегии, евангелическо-лютеранская церковь, остается Народной церковью Норвегии и как таковая поддерживается государством. Дальнейшие положения о его организации устанавливаются законом. Все религиозные сообщества и сообщества убеждений должны получать поддержку на равной основе. | Все жители королевства имеют право свободно исповедовать религию. Норвежская церковь, евангелическо-лютеранская церковь, остается Народной церковью Норвегии и поддерживается как таковая государством. Подробности его организации определяются законом. Все религиозные и философские сообщества должны получать поддержку на равной основе. |
См. также
[ редактировать ]- Антикатолицизм в Норвегии
- Закон о монастырях (Дания – Норвегия)
- Закон об инакомыслящих (Норвегия)
- Свобода религии в Норвегии
- Религия в Норвегии
- Иезуитское право (немецкий)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Офтестад, Бернт Т. (2014). «Параграф иезуитов и антикатолицизм - обсуждение и изменение раздела 2 Конституции». Теологический журнал (на норвежском языке). 4 .
- ^ Стенсволд, Энн (31 мая 2019 г.), "katolisisme" , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), заархивировано из оригинала 31 марта 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
- ^ «диссидент» , Store norske leksikon (на норвежском букмоле), 25 августа 2020 г., заархивировано из оригинала 08 апреля 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Ульвунд, Фроде (2021). «Религиозно чужой и национально нежелательный» . Религиозное инаковость и национальная идентичность в Скандинавии, ок. 1790-1960: представление евреев, мормонов и иезуитов как антиграждан и врагов общества . Берлин: Де Грюйтер . стр. 3–4. дои : 10.1515/9783110657760-003 . ISBN 9783110654295 . OCLC 1142934118 . S2CID 243056417 . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Риан, Эйстейн . «Католицизм в Норвегии в XVI веке» . Университет Осло - История Норвегии (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нордерваль, Эйвинд. «Отмена статьи иезуитов в 1956 году» . Католическая церковь (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Квеллестад, Ирис (15 мая 2012 г.). Авангард Контрреформации. Обзор отношения норвежцев к ордену иезуитов в ХХ веке (магистерская диссертация) (на норвежском языке). Университет Бергена . Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Борген, Эрлинг (07 января 2013 г.). «Они едят наши тюльпаны» . Ежедневная газета (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2014 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Халворсен, Пер Бьорн (01 февраля 2019 г.), «Орден иезуитов» , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), заархивировано из оригинала 05 мая 2022 г. , получено 12 мая 2022 г.
- ^ Лаугеруд, Хеннинг (2010). Контрреформация в Норвегии – католическое сопротивление в 17 веке . Католический форум . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Свердруп-Тайгесон-младший, Ульрик. Конституционный запрет на иезуитов и религиозные ордена: религиозная свобода и конституционный консерватизм 1814-1956 (PDF) (Диссертация) (на норвежском языке). Университет Осло . Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Микланд, Кнут (1989). «Дорога Норвегии к свободе». Конституция Норвегии за 175 лет (на норвежском языке). Осло: Gyldendal Norsk Forlag . стр. 52. OCLC 466509721 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Грундловен. (Стортинг 1897)» . Стортингет (на норвежском языке). 04 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Грюннловен. (Стортинг 1925)» . Стортингет (на норвежском языке). 04 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Недопустимо терпеть иезуитов и монашеские ордена». Моргенбладет (на норвежском языке). 20 января 2017 г. стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с «Стортингсфорхэндлинген 1956» . www.stortinget.no (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Чрезвычайная ложь и иезуиты». Путь мира (на норвежском языке). 1951-03-27. п. 2.
- ^ Вислов, Карл Фр. (1971). Норвежская церковная история (на норвежском языке). Осло: Фонд Лютера. OCLC 871666747 . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вален-Сендстад, Олав (1954). Открытое письмо норвежскому стортингу 1954 года: даст ли Стортинг моральное признание иезуитскому фашизму? (на норвежском языке). Берген: Лунде. OCLC 1263239146 . Архивировано из оригинала 15 мая 2022 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Католический епископ рекомендует КрФ» . День . [ мертвая ссылка ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Объявление о конституционном положении о внесении изменений в раздел 2 Конституции» (на норвежском языке). 1956-11-23.
- Санголт, Линда (2006). «Жесткий конституционный запрет» . Мост (на норвежском языке). Нет. 6. С. 8–9.