Месса в католической церкви
Месса и — центральная служба Евхаристии литургическая в Католической Церкви , в которой хлеб и вино освящаются становятся телом и кровью Христа . [1] [2] По определению Церкви на Тридентском соборе , в мессе «тот же Христос, который однажды кроваво принес себя на алтарь креста, присутствует и приносится бескровно». [3] Церковь описывает мессу как «источник и вершину христианской жизни». [4] и учит, что Месса - это жертва , в которой сакраментальный хлеб и вино , посредством освящения рукоположенным священником , становятся жертвенным телом, кровью, душой и божественностью Христа , как жертва на Голгофе , снова по-настоящему присутствующая на алтаре. . Католическая церковь разрешает только крещеным членам, находящимся в состоянии ( католикам благодати , не находящимся в состоянии смертного греха ), принимать Христа в Евхаристии. [5]
Многие другие таинства Католической Церкви , такие как конфирмация , священный сан и святое бракосочетание , сейчас обычно совершаются в рамках мессы, но до Второго Ватиканского Собора часто или даже обычно совершались отдельно. Термин «Месса» , также «Святая Месса» , обычно используется для описания совершения Евхаристии в Латинской Церкви , в то время как в различных восточно-католических литургиях используются такие термины, как «Божественная литургия» , «Святая Курбана » и «Бадарак» . [6] в соответствии с традициями каждого. Папы Бенедикта XVI в 2007 году Motu proprio Summorum Pontificum , санкционировавший при определенных условиях более широкое, чем раньше, продолжение использования формы Римского обряда 1962 года , которую он назвал Чрезвычайной формой Римского обряда, в то время как он назвал II пост-Ватиканский обряд. форма, обнародованная Папой Павлом VI в 1969 году и пересмотренная Папой Иоанном Павлом II в 2002 году Обычная . [7] [8] 16 июля 2021 года Папа Франциск в своем апостольском письме Traditionis custodes ограничил служение Тридентской мессы римского обряда и заявил, что «литургические книги, обнародованные Святыми Павлом VI и Святыми Иоанном Павлом II, в соответствии с постановлениями II Ватиканского Собора являются уникальным выражением lex orandi римского обряда». [9]
Термин «Месса» происходит от заключительных слов римской обрядовой мессы на латыни: Ite, Missa est («Иди, это увольнение», что официально переводится как «Иди вперед, месса окончена»). Позднелатинское по слово Missa существу соответствует классическому латинскому слову Missio . [10] В древности мисса означало просто «увольнение». Однако в христианском использовании оно постепенно приобрело более глубокое значение. Слово «увольнение» стало означать миссию. [11]
Жертвенная природа
[ редактировать ]В католическом учении святая жертва Мессы является исполнением всех жертв Ветхого Завета. В Новом Завете одна жертва на Голгофском алтаре повторно посещается во время каждой католической мессы. Иисус Христос заслужил для нас все милости и благословения Своей смертью на Кресте. питающей сверхъестественную жизнь душ Эти заслуги образуют неиссякаемый источник благодати , . На Голгофе Христос не только заслужил все благодати для людей, но и установил определенные каналы, посредством которых эти благодати могут быть получены. Этими каналами являются Жертвоприношение Мессы и другие Таинства. [12]
Первая месса была учреждена Христом на Тайной вечере в первый Великий четверг. Первая Святая Месса была совершена накануне Страстей. Бескровная жертва Тайной Вечери – это воспоминание о кровавой жертве Христа на кресте. Таким образом, Месса является объединяющим событием Тайной Вечери и жертвы Христа на Голгофе.
Месса содержит четыре основных элемента истинного жертвоприношения: священник, жертва, алтарь и жертвоприношение. Его Священник, Иисус Христос, использует служение земного представителя; его Жертва, Иисус Христос, действительно присутствующий под видом хлеба и вина; его алтарь; а Жертвоприношение — это мистическое изображение кровопролития на Голгофе. Таким образом, Месса совершается с четырьмя целями: поклонение, искупление, благодарение и прошение. [12]
История
[ редактировать ]Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Классическим исследованием Мессы является исследование Йозефа Андреаса Юнгмана , двухтомная Месса Римского Устава или Missarum Solemnia. [13] Пол Ф. Брэдшоу и Максвелл Э. Джонсон прослеживают историю евхаристических литургий от совместных трапез христианских общин первого века, которые стали ассоциироваться с Тайной вечерей , до обрядов второго и третьего веков, упомянутых Плинием Младшим и Игнатием Антиохийским и описанный Юстином Мартиром и другими, в котором читались отрывки из Священного Писания и употребление хлеба и вина уже не ассоциировалось с полноценной трапезой. [14]
Когда в четвертом веке христианству был предоставлен статус законной религии и даже к нему благосклонно относились римские императоры, христианские праздники приобрели более формальный вид и были украшены использованием облачений, огней и благовоний. Молитвы ex tempore председателя уступили место текстам, ранее одобренным синодами епископов в качестве гарантии ортодоксальности содержания, что привело к формированию литургических форм или «обрядов», обычно связанных с влиятельными епископскими кафедрами . [15]
Католическая церковь включает в себя значительное количество таких литургических обрядов. Помимо латинских литургических обрядов , месса в Католической церкви совершается по византийскому обряду на разных языках на основе греческих текстов Константинопольской церкви ; Александрийский обряд , используемый Коптской католической церковью , Эритрейской католической церковью и Эфиопской католической церковью ; Антиохийский обряд , используемый Маронитской церковью , Сирийской католической церковью и Сиро-Маланкарской католической церковью ; Восточно -сирийский обряд, используемый Халдейской католической церковью и Сиро-Малабарской католической церковью ; и Армянский обряд, используемый Армянской католической церковью .
Месса в римском обряде
[ редактировать ]В Латинской церкви римская обрядовая месса является, безусловно, наиболее широко используемым литургическим обрядом. История развития Мессы этого обряда включает в себя Дотридентскую мессу , Тридентскую мессу и пост-Ватиканскую мессу .
Дотридентская месса римского обряда была принята даже к северу от Альп (но часто видоизменена под неримскими влияниями) еще до времен Карла Великого , который желал, чтобы ее использовали по всей своей империи, но фактически распространяемый текст включал в себя множество Галликанские дополнения . Римские миссионеры, такие как Бонифаций и Августин Кентерберийский, представили римскую мессу в Германии и Англии. Он был принят также в Ирландии, но встретил большее сопротивление в Испании и Милане. [16]
В соответствии с постановлениями Тридентского собора (1545–1563) Папа Пий V в 1570 году обязал использовать Тридентскую мессу в Латинской церкви. До изобретения книгопечатания каждая епархия Латинской церкви могла иметь и часто имела свой собственный обряд мессы, обычно, но не обязательно, основанный на римском обряде; но Пий V сделал пересмотр Римского Миссала обязательным для всей Латинской церкви, разрешив продолжение других обрядов только в том случае, если они существовали не менее 200 лет.
Второй Ватиканский собор также постановил пересмотреть Римский Миссал, который был введен в действие Папой Павлом VI в 1969 году.
Римский обряд мессы в современности
[ редактировать ]Следующее описание служения Мессы, обычно на местном языке , ограничивается формой римского обряда, провозглашенной после Второго Ватиканского собора (1962–1965) Папой Павлом VI в 1969 году и пересмотренной Папой Иоанном Павлом II в 1969 году. 2002 г., в значительной степени заменив использование формы Тридентской мессы , первоначально обнародованной в 1570 г. в соответствии с постановлениями Тридентского собора на его заключительной сессии (1545–1546 гг.). Форма Тридентской мессы 1962 года только на латинском языке может использоваться, если это разрешено Святым Престолом или, в обстоятельствах, указанных в документе Traditionis custodes 2021 года , [17] от епархиального архиерея.
В современной форме священник обычно (хотя и не обязательно) стоит лицом к народу ( против populum ); в более ранней форме священник чаще всего смотрит в том же направлении, что и люди, к апсиде церкви, позиция, которую с двадцатого века часто называют ad orientem , хотя и не обязательно на восток.
Как уже упоминалось, Евхаристическая литургия совершается в Католической Церкви также в других латинских литургических обрядах и в обрядах Восточно-Католических Церквей .
В Катехизисе Католической Церкви важность мессы в католической традиции обсуждается под заголовками:
- I. Евхаристия – источник и вершина церковной жизни
- II. Как называется это таинство?
- III. Евхаристия в домостроительстве спасения
- IV. Литургическое совершение Евхаристии
- V. Таинственное жертвоприношение: Благодарение, Памяти, Присутствие
- VI. Пасхальный банкет
- VII. Евхаристия – «залог грядущей славы». [18]
Богослужебные книги
[ редактировать ]Римский Миссал содержит молитвы , антифоны и рубрики Мессы.
В Лекционарии представлены отрывки из Библии, расположенные в порядке чтения на каждой мессе. По сравнению с чтением Священных Писаний в Миссале до Второго Ватиканского собора, современный Лекционарий содержит гораздо более широкое разнообразие отрывков, слишком обширное, чтобы включать его в Миссал. Отдельная книга Евангелий , также называемая Евангелием, [19] рекомендуется для чтения из Евангелий , но там, где этой книги нет в наличии, используется Лекционарий, включающий также Евангелия.
Римский Миссал ссылается на другую литургическую книгу, « Церемониал епископов» , утверждая, что содержащиеся в нем нормы должны соблюдаться, когда епископ служит мессу или председательствует без совершения Евхаристии. [20] Английский перевод был опубликован в 1989 году. [21]
Римский Миссал также говорит, что при особом совершении Мессы следует соблюдать соответствующие правила. Сюда входят мессы с детьми из «Справочника месс с детьми» Священной Конгрегации богослужения от 1 ноября 1973 года. [22]
Наиболее часто отмечаемая форма римской обрядовой мессы - это издания Римского Миссала после II Ватиканского собора. Разрешение на использование более ранней формы (1962 года) может быть предоставлено Святым Престолом или, как указано в документе Traditionis custodes 2021 года , [23] от епархиального архиерея.
Литургическая структура
[ редактировать ]Часть серии о |
Римская обрядовая месса католической церкви |
---|
А. Вступительные обряды |
|
Б. Литургия Слова |
В. Литургия Евхаристии |
|
D. Заключительные обряды |
Ите, мисс это |
Портал католицизма |
Евхаристическое богослужение представляет собой «единый акт богослужения», но состоит из различных элементов, которые всегда включают «провозглашение Слова Божия; благодарение Богу Отцу за все Его блага, прежде всего дар Сына Его; освящение хлеб и вино, что означает и наше собственное преображение в Тело Христово; [24] и участие в литургической трапезе посредством принятия Тела и Крови Господней». [25]
В рамках фиксированной структуры римско-обрядовой мессы, изложенной ниже, «правильными» или ежедневно меняющимися частями являются чтения Священного Писания и ответные псалмы , антифоны при входе и процессии причастия, а также тексты трех молитв, известных как сборник. , молитва о дарах и молитва после причастия. Они передают темы литургического сезона, праздников титулов или событий из жизни Христа, праздников и воспоминаний святых или месс для определенных обстоятельств (например, поминальные мессы, мессы для совершения Миропомазания, мессы за мир, начало учебного года и т. д.).
Вступительные обряды
[ редактировать ]Священник , входит крестным ходом в неф с алтарниками и с диаконом если таковой имеется. Дьякон может нести Евангелион (книгу Евангелия), которую он положит на алтарь ; и один алтарник, называемый крестоцветом , несет крест процессии впереди процессии. Другие служители могут нести освященные свечи, благовония и кадило . Во время этого шествия обычно поется входное песнопение или гимн. [26] Если при входе нет пения, то входной антифон читается либо некоторыми, либо всеми верующими, либо чтецом; иначе это говорит сам священник. [27] Когда процессия достигает святилища, все кланяются алтарю. Священник и другие рукоположенные служители целуют алтарь. Затем, когда священник подходит к своему стулу, он возглавляет собрание, совершая крестное знамение , говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». [28] [29] на что верующие отвечают: «Аминь». Затем священник «знаменует присутствие Господа собравшейся там общине посредством Приветствия. Этим Приветствием и ответом верующих раскрывается тайна собравшейся Церкви». [30] Приветствия взяты из посланий Павла .
Затем священник приглашает присутствующих принять участие в Покаянном акте , которого Миссал предлагает три формы, первая из которых — Confiteor . Одна форма включает в себя образы, прославляющие дела Бога от нашего имени, и священник имеет некоторую свободу в их формулировании. Завершается это разрешительной молитвой священника, «которая, однако, лишена действенности Таинства Покаяния». [31] Однако это освобождает от простительных грехов . «Время от времени по воскресеньям, особенно в пасхальное время, вместо обычного покаянного акта может совершаться освящение и окропление водой как напоминание о Крещении». [31] Эта церемония, во время которой прихожане очищаются святой водой , известна как Асперг .
«После Покаянного акта всегда начинается Kyrie, Eleison (Господи, помилуй), если только он еще не был частью Покаянного акта. Поскольку это песнопение, которым верующие приветствуют Господа и умоляют Его о милости, оно обычно исполняется всеми, то есть с верующих и хора или кантора ». участием [32] Кирие можно петь или декламировать на местном языке или на греческом языке . [33] Это единственная часть мессы на греческом языке, а не на латыни или латинизированном иврите.
« Gloria in Excelsis (Слава Богу в вышних) — древнейший и почтенный гимн, которым Церковь, собранная в Святом Духе , прославляет и умоляет Бога Отца и Агнца. ... Его поют или произносят на По воскресеньям вне Адвента и Великого поста, а также в дни торжеств и праздников, а также в особые торжества более торжественного характера». [34] Глория не используется на заупокойных мессах (похоронах и мессах по умершим) в обычные праздники святых , будние дни и вотивные мессы . Это также не является обязательным, в зависимости от предполагаемой степени торжественности события, на ритуальных мессах, например, празднуемых по случаю бракосочетания («брачная месса»), конфирмации или религиозного исповедания , на мессах в годовщину брака или религиозной профессии, и на мессах для различных нужд и случаев.
«Затем Священник призывает людей помолиться, и все вместе со Священником соблюдают краткое молчание, чтобы они могли осознать свое присутствие в присутствии Бога и вспомнить свои намерения. Затем Священник произносит молитву, обычно называемую « Собирай » и через который находит выражение характер праздника». [35]
Литургия Слова
[ редактировать ]По воскресеньям и в торжественные дни даются три чтения Священного Писания. В другие дни их всего два. Если есть три чтения, то первое — из Ветхого Завета (термин более широкий, чем Еврейские Писания , поскольку включает в себя Второканонические книги ) или из Деяний апостолов во время Пасхи . За первым чтением следует Ответный псалом , полный псалом или значительная его часть. Кантор или лектор ведет , , хор а прихожане поют или читают припев. «Чтобы людям было легче петь ответный псалом, тексты некоторых ответов и псалмов были выбраны для различных времен года или для различных категорий Святых. Их можно использовать вместо текста, соответствующего чтение всякий раз, когда поется псалом». [36] Второе чтение взято из Нового Завета , обычно из одного из посланий Павла . Читатель начинает большую часть чтения с вступительного заявления «чтение из Книги...» или «чтение из Послания к...» и завершает каждое чтение провозглашением того, что чтение — это «слово Господне, "; собрание отвечает словами: «Слава Богу». Лектором обычно является запланированный волонтер из числа прихожан; когда проводятся два неевангельских чтения, они могут читаться двумя разными лекторами или одним, в зависимости от местных предпочтений.
Заключительным чтением и кульминацией Литургии Слова является провозглашение Евангелия . Этому предшествует пение Евангельского возгласа, обычно « Аллилуйя» со стихом из Священного Писания, который можно опустить, если не поют. Аллилуия заменяется во время Великого поста иным хвалебным возгласом. Все стоят, пока Евангелие поет или читает диакон , а если его нет, то священник. Чтение традиционно начинается фразой «чтение из Святого Евангелия по», за которой следует имя евангелиста. Завершая евангельское чтение, священник или диакон произносит: «Евангелие Господне», а верующие отвечают: «Хвала Тебе, Господь Иисус Христос». Затем священник или дьякон целует книгу. [37] Если участвует дьякон, он читает Евангелие. Если диакона нет, то его возглашает служащий священник или сослужитель, если таковой имеется. [38]
По крайней мере, по воскресеньям и в Святые дни обязательности , затем читается проповедь проповедь, основанная на каком-то аспекте чтений или литургии. Обычно проповедь произносит сам священник, но он может поручить ее сослужащему священнику или диакону, но никогда мирянину. В особых случаях и по уважительной причине проповедь может произнести епископ или священник, присутствующий, но не имеющий возможности сослужить. В дни, кроме воскресенья и святых дней, рекомендуется проповедь, хотя и не обязательная. [39]
По воскресеньям и на торжествах все затем исповедуют свою христианскую веру, читая или распевая Никейский Символ веры или, особенно от Пасхи до Пятидесятницы, Апостольский Символ веры , который особенно связан с крещением и часто используется в Мессах для детей.
Литургия Слова завершается Всеобщей молитвой или Молитвой верных. Священник начинает ее с краткого вступления, затем дьякон, кантор или другой мирянин объявляет о некоторых намерениях молитвы, на что прихожане отвечают коротким призывом, например: «Господи, услышь нашу молитву». Священник завершает свою молитву более продолжительной молитвой.
Литургия Евхаристии
[ редактировать ]Подготовка подарков
[ редактировать ]Льняной капрал расстилается по центру алтаря, и Литургия Евхаристии начинается с торжественного возложения на него хлеба и вина. Их можно принести к алтарю процессией, особенно если месса совершается большим собранием. [40] Пресный пшеничный хлеб (в традициях Латинской церкви ) [41] кладут на диск , а вино (из винограда) кладут в чашу и смешивают с небольшим количеством воды. Ставя каждого на капрал, священник произносит над каждым в отдельности молчаливую молитву, которая, если этот обряд проводится без сопровождения во время пения ему разрешается произнести вслух, и в этом случае прихожане отвечают на каждую молитву словами: «Благословен Бог во веки веков». Затем священник моет руки — «обряд, в котором находит выражение стремление к внутреннему очищению». [42]
Прихожане, сидевшие во время этого подготовительного обряда, встают, и священник призывает молиться: «Молитесь, братья, чтобы моя и ваша жертва была угодна Богу, Всемогущему Отцу». Прихожане отвечают: «Пусть Господь примет жертву из ваших рук, во славу и славу имени Своего, на наше благо и на благо всей Своей святой Церкви». Затем священник произносит над дарами переменную молитву.
Евхаристическая молитва (анафора)
[ редактировать ]Евхаристическая молитва – «центр и кульминация всего торжества». [43] затем начинается диалог между священником и верующими. Этот диалог начинается обычным литургическим приветствием: «Господь с вами», но ввиду особой торжественности начинающегося сейчас обряда священник затем увещевает верующих: «Возвысьте сердца ваши». Верующие отвечают: «Мы возносим их к Господу». Затем священник вводит великую тему «Евхаристии», слова, происходящего от греческого слова благодарения: «Благодарим Господа, Бога нашего». Верующие присоединяются к этому мнению, говоря: «Это правильно и справедливо».
Священник продолжает одно из многих тематических предисловий к Евхаристической молитве, которые приводят к возгласу Sanctus : «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Небо и земля полны славы Твоей. Осанна в вышних. Блажен приходящий. имя Господне в вышних». [44]
В некоторых странах, в том числе в США , верующие преклоняют колени сразу после пения или чтения Sanctus. Если человек не может встать на колени, он делает глубокий поклон после Посвящения. [45] - Повествование об учреждении, которое напоминает слова и действия Иисуса на его Тайной вечере : «Возьмите это все вы и ешьте от него: ибо это тело Мое, которое будет отдано за вас. ... Возьмите это, все ты, и пей из нее: ибо это чаша крови Моей, крови завета нового и вечного, которая прольется за тебя и за многих для прощения грехов. Сделай это в память Меня». [46] Во многих местах после поднятия каждого элемента звонят в освященный колокол. Традиция высоко поднимать гостию и чашу после освящения берет свое начало в ad orientem праздновании мессы и делается для того, чтобы люди могли легче видеть Гостию. Также принято в торжественные и другие дни, когда алтарники при вознесении возносят благовония Гостии и чашу. Затем священник объявляет: «Тайна веры», и верующие отвечают возгласом , используя одну из трех предписанных формул. [47]
Евхаристическая молитва включает в себя эпиклезис (который с раннехристианских времен восточные церкви считали кульминацией освящения), молитву о том, чтобы Святой Дух мог преобразовать элементы хлеба и вина и, таким образом, людей в одно тело во Христе. [48] Вся часть Антифона, напоминающая о страданиях, смерти и воскресении Христа, называется Анамнезисом .
Далее следуют ходатайства как за живых, так и за души в Чистилище . Когда есть священники, совершающие мессу, они присоединяются к главному служителю в центральных молитвах, вплоть до ходатайств, которые они могут разделить между собой.
Антифон заканчивается выразительным славословием , в котором священник возносит диск с Гостией, а диакон (если он есть) возносит чашу, а священник(и) возвещают о Христе, что «через Него, с ним, в нем, в единстве Святого Духа вся слава и честь Тебе, Отче Всемогущий, во веки веков», под которые верные поют или воспевают великое «Аминь». Это «аминь» — это согласие верующих на все, что Бог совершил через освящение и представление жертвы Христа.
И славословие, и Великое Аминь желательно петь или воспевать. Это соответствует Инструкции о музыке в литургии , которая гласит: «Нельзя найти ничего более религиозного и более радостного в священных торжествах, чем вся община, выражающая свою веру и благочестие в песне. Поэтому активное участие всего народа, которое проявляется в пении, его следует тщательно продвигать... Оно должно прежде всего включать в себя возгласы, ответы на приветствия священника и служителей и на молитвы в форме ектении, а также антифоны и псалмы, припевы или повторные ответы. гимны и песнопения». [49]
Обряд причастия
[ редактировать ]Обряд причастия начинается с ряда подготовительных обрядов, пение или чтение « Отче наш» первым из которых является . В контексте этой подготовки особое значение приобретают прошения о хлебе насущном и о прощении согрешений. По приглашению священника священник и прихожане вместе читают Молитву Господню. Священник прибавляет к этому развитие заключительного прошения, известного как эмболия : «Избавь нас, Господи, молимся, от всякого зла, милостиво даруй мир в наши дни, чтобы с помощью Твоего милосердия мы всегда были свободны от греха и защищены от всех страданий, ожидая блаженной надежды и пришествия нашего Спасителя Иисуса Христа». Затем верующие читают славословие : «Ибо Царство, сила и слава Твои, ныне и во веки веков». [50]
Во время совместного чтения Молитвы Господней священнику в исключительных случаях предписывается протянуть руки в оранской позе. Во время литургии священник обычно принимает эту позу только тогда, когда молится вслух и в одиночестве, пока прихожане молчат. Другие молитвы, произносимые священником вместе с народом, как и Sanctus на каждой мессе, произносятся со сложенными руками. Это исключение было введено Папой Пием XII , который только в контексте своей литургической реформы Страстной недели разрешил прихожанам присоединяться к священнику в молитве Pater noster при условии, что они могут молиться на латыни . [51] [52] [53] В некоторых местах члены общины либо приняли позу орана, как священник. [54] или держали друг друга за руки. не предписано никакого положения Конференция епископов Соединенных Штатов заявляет: «В Римском Миссале для жеста собрания во время молитвы Господней». Некоторые признанные эксперты по рубрикам Римского обряда, литургисты Эдвард Макнамара и Питер Эллиот , сожалеют о принятии любой из этих позиций конгрегацией как телом. [55] [56] и оба являются предметом споров. [57] [58] [59] [60] [61] [62]
Обряд Мира , pax , является вторым подготовительным чином к принятию Святого Причастия. Помолившись: «Господи Иисусе Христе, Который сказал Апостолам вашим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; [63] взгляни не на грехи наши, но на веру Церкви Твоей, и милостиво даруй ей мир и единение по воле Твоей. Живущие и царствующие во веки веков», священник желает верным мира Христова: «Мир Господень да будет с вами всегда». Диакон или, в его отсутствие, священник может затем предложить присутствующим принести каждое другой знак мира. Форма знака мира варьируется в зависимости от местных обычаев для уважительного приветствия (например, рукопожатие или поклон между незнакомцами или поцелуй/объятие между членами семьи).
Третий подготовительный обряд — это разделение и смешение . Священник разбивает дарию и кладет часть в главную чашу; это важно, поскольку символизирует, что Тело и Кровь Христовы присутствуют друг в друге. « Агнец Божий » (« Agnus Dei » на латыни). Тем временем поется или читается [64]
Затем священник преподносит прихожанам евхаристический хлеб, говоря: «Вот Агнец Божий, вот Тот, кто берет на себя грехи мира. Блаженны званые на вечерю Агнца». [65] Затем все повторяют: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под мой кров, но скажи только слово, и душа моя исцелится». [66] это ссылка в Евангелии от Матфея на то, как римский центурион проявляет образцовую веру в Иисуса, чтобы исцелить своего слугу, говоря, что одного слова Иисуса было достаточно. Затем священник причащается. После этого, если чрезвычайные служители Святого Причастия , они могут в это время выйти вперед и подойти к священнику, представляя себя для Причастия. потребуются [67] Затем с помощью диакона и сослужителей, а при необходимости и чрезвычайных служителей Святого Причастия священник раздает причастие верующим. [68]
Согласно учению Католической Церкви, принятие Святого Причастия в состоянии смертного греха является греховным и принять его могут только те, кто находится в состоянии благодати, то есть без какого-либо смертного греха. [69] На основании 1 Коринфянам 11:27–29 оно утверждает следующее: «Всякий, сознающий, что совершил смертный грех, не должен причащаться, даже если он испытает глубокое раскаяние, не получив предварительно таинственного отпущения грехов , если только у него нет гробового отпущения грехов». причина для причастия и нет возможности пойти на исповедь». [70] [71] [72]
Верующие причащаются стоя или коленопреклоненно, по решению Архиерейской конференции. [73] Например, Епископальная конференция США постановила, что «Святое Причастие следует принимать стоя, хотя отдельные верующие могут принять Причастие, стоя на коленях». [74] в то время как в Англии и Уэльсе говорится: «В епархиях Англии и Уэльса Святое Причастие следует принимать стоя, хотя отдельные верующие могут по своему выбору принимать Причастие, стоя на коленях. Однако, когда они причащаются стоя, рекомендуется, чтобы благоговейный поклон перед принятием Таинства. [75]
Раздающий служитель говорит: «Тело Христово» или «Кровь Христова». [76] или «Тело и Кровь Христовы», если оба распространяются вместе (по умыслу ). [77] Причастник отвечает: «Аминь». В большинстве стран причащающийся может принять освященную гостию либо на языке, либо в руке, по своему усмотрению. Если они в руке, им следует немедленно отойти в сторону и почтительно съесть Хозяин. [78]
Во время причастия рекомендуется пение соответствующего утвержденного песнопения или гимна, чтобы подчеркнуть по существу «общинную» природу Тела Христова. [79] Если нет пения, короткий антифон может быть прочитан либо прихожанами, либо некоторыми из них, либо чтецом. В противном случае священник сам читает ее непосредственно перед раздачей Причастия. [80]
«Священные сосуды очищаются священником, дьяконом или назначенным прислужником после причастия или после мессы, насколько это возможно, за столом верования». [81] Затем священник завершает Литургию Евхаристии молитвой после Причастия, на которую верующим предлагается встать.
Заключительный обряд
[ редактировать ]После молитвы после причастия можно делать объявления. В Миссале говорится, что они должны быть краткими. Затем священник произносит обычное литургическое приветствие и благословляет. Литургия завершается диалогом священника и собрания. Затем диакон, а в его отсутствие, сам священник отпускает верующих. В издание Миссала 2011 года добавлены новые версии увольнения. [82] [83]
Верующие отвечают: «Благодарение Богу». Затем священник и другие служители поклоняются алтарю поцелуем, образуют процессию и покидают святилище, желательно под прощальный гимн или пение из Graduale, исполняемое всеми. Некоторые практики включают антифон Марии (например, «Анжелюс», «Радуйся, Мария» и т. д.) перед гимном праздника. [ нужна ссылка ]
По окончании мессы верующие могут уйти или остаться на некоторое время, помолиться, зажечь свечи у святынь в церкви, поговорить друг с другом и т. д. В некоторых странах, в том числе в США, священник обычно стоит за дверью церкви, чтобы приветствуйте верующих индивидуально при выходе.
Время служения Мессы
[ редактировать ]За исключением Пасхального Триденствия, никаких ограничений на время служения Мессы не установлено. Традиционное правило, включенное в Кодекс канонического права 1917 года , запрещало (за исключением, в ограниченной степени, Рождественской ночи) совершать служение раньше, чем за час до рассвета или позже, чем за час до рассвета. через час после полудня, [84] была смягчена в литургических реформах Папы Пия XII и полностью отменена в реформах Второго Ватиканского Собора .
Со времени Второго Ватиканского Собора время выполнения обязанности присутствовать на Мессе в воскресенье или в святой день обязательства теперь начинается вечером предыдущего дня, [85] [86] и большинство приходских церквей отмечают воскресную мессу и в субботу вечером. По давней традиции и литургическому закону, в Страстную пятницу не празднуется месса , а скорее празднование Страстей Господних (с освящением хозяев на мессе Вечери Господней в Великий четверг). Месса в Великую субботу также не может служиться до Пасхального бдения (начала празднования Пасхального воскресенья, которое обычно начинается только после захода солнца, завершая Пасхальное Триденствие , начавшееся в четверг).
Священники обязаны часто служить мессу, и им настоятельно рекомендуется делать это ежедневно. [87] Однако, «за исключением тех случаев, когда закон позволяет ему совершать или сослужить Евхаристию несколько раз в один и тот же день, священник не может совершать более одного раза в день». [87] и «священник не может совершать Евхаристическую Жертву без участия хотя бы одного из верующих, если для этого нет веской и разумной причины». [87]
Священники обязаны по своим должностям служить мессу хотя бы по воскресеньям для верующих, находящихся под их пастырской опекой. Епископ епархии [88] и настоятель прихода [89] обязаны совершать или организовывать служение другим священником каждое воскресенье или Святой День Обязанности мессы «pro populo», то есть для верных, вверенных его заботе.
Для священников Латинской церкви есть несколько общих исключений из ограничения на служение только одной мессы в день. [90] По традиции они могут служить мессу трижды в день Рождества (Полуночная месса или «Месса ангелов», Утренняя месса или «Пастырская месса» и дневная месса или «Месса Божественного Слова», каждая из которых имеет свои собственные чтения и песнопения).
В День поминовения усопших они также могут, на основании привилегии, предоставленной всем священникам Папой Бенедиктом XV в августе 1915 года, трижды служить мессу; только одна из трех Месс может быть посвящена личным намерениям священника, тогда как две другие Мессы должны быть посвящены всем усопшим верным и намерениям Папы. Священник, сослуживший миропомазание, которое может проводиться утром в Великий четверг, может также совершать или сослужить мессу Вечери Господней в тот же вечер. Священник может совершать или сослужить как мессу пасхального бдения, так и мессу пасхального воскресенья (пасхальное бдение «не должно начинаться до наступления темноты; оно должно заканчиваться до рассвета в воскресенье»; и поэтому может проводиться в полночь или рано утром). пасхального утра). Наконец, священник, сослуживший мессу на собрании священников или во время пастырского посещения епископа или делегата епископа, может совершить вторую мессу в пользу мирян.
В дополнение к этим общим разрешениям местный ординарий может по уважительной причине разрешить священникам совершать празднование дважды (тогда о них говорят « двойное служение ») в будние дни и три раза («триединство» или «тринирование») по воскресеньям и Святые дни (канон 905 §2). Примерами могут служить ситуации, когда приходскому священнику необходимо отслужить обычную, запланированную ежедневную мессу прихода и похороны позже утром, или три мессы, чтобы разместить всех прихожан в очень густонаселенном приходе по воскресеньям. В особо сложных обстоятельствах Папа может предоставить епархиальному епископу разрешение предоставить своим священникам способность триединствовать в будние дни и квадринатствовать по воскресеньям.
Во многих странах широко используется право епископа разрешать священникам служить две или три мессы в один день, и священники, назначенные на приходское служение, обычно служат как минимум две мессы в одно воскресенье и две мессы в несколько других дней. дни недели. Разрешение на четыре мессы в один день было получено для того, чтобы справиться с большим количеством католиков либо в миссионерских землях, либо там, где ряды священников сокращаются. Иногда это случается и с историческими церквями, которые необычно малы по сравнению с числом прихожан, но которые не были заменены в силу своего исторического характера.
Сводная таблица о священниках с пастырскими обязанностями
[ редактировать ]Ситуация | Массы разрешено | Массы необходимый* |
---|---|---|
Обычный будний день | 1 | 0 |
Обычное воскресенье | 1 | 1 |
Воскресенье, просто так** | 2 | 1 |
День всех душ | 3 | 1 |
Рождество*** | 3 | 1 |
Будний день с разрешения Local Ordinary | 2 | 0 |
Воскресенье или праздник с разрешения местного Ординария. | 3 | 1 |
Будний день с разрешения Папы через Local Ordinary | 3 | 0 |
Воскресенье или Святой день с разрешения Папы через местный ординарный суд. | 4 | 1 |
* Любым священником прихода для народа; то есть отдельные священники не обязаны служить мессы в эти дни как таковые, но месса в каждом приходе или часовне должна быть доступна для людей.
** По мнению пастора.
*** По давнему обычаю сюда относится и Первая Рождественская месса «ночью», даже если она начинается несколько раньше полуночи.
Продолжительность праздника
[ редактировать ]Время, необходимое для служения мессы, значительно различается. Хотя литургия римского обряда короче других литургических обрядов, в торжественных случаях она может длиться более полутора часов. Длина проповеди является очевидным фактором, влияющим на общую продолжительность. Другими факторами являются количество людей, причащающихся, а также количество и продолжительность песнопений и других пений.
На протяжении большей части второго тысячелетия, до того, как двадцатый век принес изменения, начавшиеся с поощрения Папой Пием X частого причастия, обычная месса читалась точно так же, независимо от того, присутствовали ли на ней другие люди, кроме служителя, или нет. Никакой проповеди не было дано, [91] и чаще всего причащался только сам священник. [92] Моральные богословы высказали свое мнение о том, сколько времени священник должен посвятить служению мессы - вопрос, о котором молчали каноническое право и Римский Миссал. Один сказал, что час не следует считать слишком длинным. Некоторые другие говорили, что во избежание скуки месса должна длиться не более получаса; и, чтобы быть сказанным с должным почтением, оно должно длиться не менее двадцати минут. Другой богослов, который считал полчаса минимальным временем, считал, что мессу нельзя отслужить менее чем за четверть часа, и это мнение поддержали другие, в том числе святой Альфонс Лигуори, который сказал, что любой священник, закончивший мессу менее чем за четверть часа, это время едва ли можно было оправдать от смертного греха. [93]
Ритуальные мессы
[ редактировать ]Месса, совершаемая в связи с определенным обрядом, таким как рукоположение, свадьба или принятие религиозных обетов, может использовать тексты, представленные в разделе «Ритуальные мессы» Римского Миссала. Обряд, о котором идет речь, чаще всего является таинством, но в разделе имеются специальные тексты не только для Месс, в рамках которых Крещение , Миропомазание , Миропомазание больных , Санатории и Бракосочетание совершаются , но и для Месс с религиозным исповеданием, освящение церкви и ряд других обрядов. Покаяние - единственное таинство, которое не совершается в рамках Евхаристии и, следовательно, для которого не предусмотрена Ритуальная Месса. [ нужна ссылка ]
Тексты Ритуальной Мессы не могут использоваться, за исключением, возможно, частичного, когда обряд совершается в особо важные литургические времена или в высокие праздники.
Брачная месса [94] Ритуальная месса, во время которой таинство бракосочетания совершается . Если один из пар, заключающих брак в католической церкви, не является католиком, следует провести обряд бракосочетания вне мессы. Однако, если некатолик был законно крещен, то, в исключительных случаях и при наличии разрешения епископа епархии, можно считать целесообразным совершить бракосочетание во время Мессы, за исключением того, что, согласно общему закону, Причастие не допускается. не дано некатолику ( Обряд бракосочетания , 8). Брачная месса содержит особые молитвы за пару и, в обычной форме римского обряда , может совершаться в любое время литургического года, за исключением Пасхального Триденствия . [95]
Массовые намерения
[ редактировать ]Обычно мессу совершают с определенным намерением. Намерение может быть связано с пожертвованием, сделанным членом церкви и выплаченным исполняющему обязанности священнику в качестве стипендии для мессы . [96] Кодекс канонического права, канон 945, гласит, что
В соответствии с утвержденным церковным обычаем любой священник, служащий или сослуживший Мессу, может принять предложение применить Мессу с определенной целью. [97]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шредер, о. Дилан. Орден мессы (Чрезвычайная форма римского обряда) (PDF) . Ипсисима Верба. стр. 1, 18.
- ^ Басалыга, Вениамин (1948). «История Божественной литургии: ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ» . www.athanasius.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ [1] Джон Хардон , Современный католический словарь.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Таинство Евхаристии» . www.vatican.va . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ « ССЦ , «Пасхальная тайна» » . Ватикан.ва. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Оганесян, Ваан (2011). «Бадарак (Патараг)». Энциклопедия христианской цивилизации . дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0112 . ISBN 9781405157629 .
- ^ «Чрезвычайная форма мессы | USCCB» . www.usccb.org . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Письмо епископам, сопровождавшее Апостольское послание «Motu Proprio data» Summorum Pontificum о римской литургии до реформы 1970 года (7 июля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va .
- ^ Хранители традиций , статья 1.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Sacramentum Caritatis: Постсинодальное апостольское обращение к Евхаристии как источнику и вершине жизни и миссии Церкви (22 февраля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мурман, монсеньор. Джордж (2010). Объяснение латинской мессы . Шарлотта, Северная Каролина: TAN Books. стр. 15–30. ISBN 9780895557643 .
- ^ «Теперь онлайн! Исследование римского обряда отца Йозефа Юнгмана «Missarum Sollemnia» » . Водораздел Корпус-Кристи . 25 января 2014 г. Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Евхаристические литургии: их эволюция и интерпретация . Литургическая пресса; 2012. ISBN 978-0-8146-6240-3 . пп=1–59.
- ^ Брэдшоу и Джонсон (2012), стр. 70–71.
- ^ Адриан Фортескью. Месса: исследование римской литургии . Лонгманс Грин и Ко; 1917. ISBN 978-5-87294-812-4 . п. 177–180.
- ^ Хранители традиций
- ^ «Катехизис Католической Церкви» . www.vatican.va .
- ^ Общая инструкция Римского Миссала (GIRM), параграф 44.
- ^ Римский миссал, Католическое общество истины, 2010, ISBN 9781860827303, стр. 60, n. 112.
- ^ Католическая церковь; Международный комитет по английскому языку в литургии (1989). Церемониал Епископов: пересмотрен постановлением Второго Ватиканского Собора и опубликован с разрешения Папы Иоанна Павла II . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 0-8146-1818-9 . OCLC 20486520 .
- ^ Римский миссал, Католическое общество истины, 2010, ISBN 9781860827303, стр. 31, n. 21, сноска 32.
- ^ Хранители традиций , статья 2.
- ^ 1 Коринфянам 10:17.
- ^ «Катехизис Католической Церкви — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Антифон с псалмом из Graduale Romanum или Graduale Simplex, или другого песнопения ... текст которого был одобрен Конференцией епископов». ГИРМ, пункт 48
- ^ ГИРМ, параграф 256.
- ^ «Орден мессы» (PDF) . Конференция католических епископов США . Международный комитет по английскому языку в литургии, Inc., 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2011 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ «Руководство по католической мессе - Порядок мессы» . Работа Божья . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ ГИРМ, пункт 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ГИРМ, пункт 51
- ^ ГИРМ, пункт 52.
- ^ Римский Миссал , «Орден мессы», 7
- ^ ГИРМ, пункт 53.
- ^ ГИРМ, пункт 54.
- ^ ГИРМ, пункт 61.
- ^ Римский Миссал , «Орден мессы», 16.
- ^ Римский Миссал , «Орден мессы», 14.
- ^ ГИРМ, пункт 66.
- ^ «Это похвальная практика, когда верующие преподносят хлеб и вино». ГИРМ, пункт 73
- ^ ГИРМ, параграф 320.
- ^ ГИРМ, пункт 76.
- ^ ГИРМ, пункт 78.
- ^ Санктус из Миссы де Анжелис [ 12 век ] (вимео) (на латыни). Валенсия . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ «Верующие [...] должны преклонять колени [...] при Посвящении, за исключением случаев, когда это мешает плохому здоровью, нехватке места, большому количеству присутствующих людей или по другой разумной причине. Однако тем, кто не преклоняет колени, следует совершить глубокий поклон, когда Священник преклоняет колени после Посвящения». ГИРМ, пункт 43
- ^ Луки 22:19 ; 1 Коринфянам 11:24–25
- ^ ГИРМ, параграф 151.
- ^ GIRM, параграф 79c,f.
- ^ «Сакральная музыка» . www.vatican.va 16 . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ GIRM, параграфы 80–81.
- ^ «Документация Литургии и Таинств» . www.canonlaw.info .
- ^ « Поза Орана во время Отче наш» . www.thebostonpilot.com .
- ^ Боб Салливан, «Как нам молиться Отцу Нашему?» в Регистре Южной Небраски , 26 января 2018 г.
- ^ «Месса в Лурде» (PDF) .
- ^ «Держась за руки у Отче наш? | EWTN» . Глобальная католическая телевизионная сеть EWTN .
- ^ Питер Дж. Эллиотт. Блок литургических вопросов: ответы на распространенные вопросы о современной литургии . Игнатиус Пресс; 1 января 1998 года. ISBN 978-1-68149-302-2 . п. 74.
- ^ Филиппарт, Дэвид (22 октября 2011 г.). «Почему мы держимся за руки во время «Отче наш?» . Американский католический журнал «Вера в реальной жизни» . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Епископ постановляет: во время «Отче наш – Схола Сен-Мор» мы не держимся за руки» (на французском языке). 24 мая 2013 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Должны ли мы держаться за руки во время молитвы Господней?» . Американский католический журнал «Вера в реальной жизни» . 20 марта 2014 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Должны ли мы держаться за руки или нет во время «Отче наш?» . Национальный католический репортер . 29 июня 2017 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ «Можно ли держаться за руки во время молитвы Господней на мессе?» . Catholic.net (на испанском языке) . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Майкл Керпер, «Почему на мессе все делают что-то свое?» в Манчестерской епархии: Католическая церковь в Нью-Гэмпшире » (PDF) .
- ^ Иоанна 14:27
- ^ ГИРМ, пункт 83.
- ^ [Откр. 19:9]
- ^ Матфея 8:8
- ^ ГИРМ, параграф 162.
- ^ ГИРМ, параграф 160.
- ^ Сборник Катехизиса Католической Церкви № 291 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви №1385 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви №1457 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ↑ Кодекс канонического права, канон 916. Архивировано 28 июня 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ [Верующие причащаются стоя на коленях или стоя, как определила Конференция епископов ( Institutio Generalis Roman Missal, 160).
- ^ «Общая инструкция Римского Миссала» . www.vatican.va .
- ^ «с адаптацией для Англии и Уэльса» (PDF) .
- ^ Матфея 26:26-28.
- ^ ГИРМ, параграф 287.
- ^ Иоанна 6:50-56.
- ^ ГИРМ, пункт 86.
- ^ ГИРМ, пункт 87.
- ^ ГИРМ, параграф 279.
- ^ «Месса | Заключительные обряды - Литургия | Богоматерь на горе Кармель Вентвортвиль» . сайты.google.com . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ «Святая Месса... завершается отправкой (missio) верующих, чтобы они могли исполнить волю Божью в своей повседневной жизни». - Катехизис Католической Церкви §1332
- ^ «CIC 1917: текст — IntraText CT» . www.intratext.com .
- ^ «ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ» . Федерация епархиальных литургических комиссий. Архивировано из оригинала 28 октября 2011 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ↑ Письмо De Missa vespere sabbati Конгрегации обрядов от 25 сентября 1965 года, в Enchiridion Documentorum Instaurationis Liturgicae , том I, n. 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Кодекс канонического права — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ «Кодекс канонического права — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ «Кодекс канонического права — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ ГИРМ, параграф 204.
- ↑ Проповедь обычно совершалась вне мессы. В Ritus servandus in праздновании Missae, заархивированном 12 апреля 2008 г. в Wayback Machine Тридентского миссала, проповедь на мессе упоминается только в связи с торжественной мессой (в разделе VI, 60) и только как возможность. .
- ^ Эллард, Джеральд. «Глава XI: Жертвенное мышление во многом утрачено и найдено» . ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ПОКЛОНЕНИЕ . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Лигуори, Альфонс (1846). Джонс, Джеймс (ред.). Сакердос Санктификатус; или «Рассуждения о мессе и службе» . стр. 30–33 . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Анализ епархиальной политики подготовки к браку» . www.usccb.org . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Сондерс, В., Каковы массовые намерения , Католический обмен , опубликовано 15 июля 2020 г., по состоянию на 16 марта 2023 г.
- ↑ Кодекс канонического права, Canon 945 , по состоянию на 16 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библейская прогулка по Мессе: понимание того, что мы говорим и делаем во время литургии . Вознесение Пресс. 2011. ISBN 978-1-935940-00-5 .