Чезюбл

Риза , ( / ˈ tʃ æ zj ʊ b əl / ) — это внешнее литургическое облачение которое носят духовенство для совершения Евхаристии в церквях западной традиции христианских , которые используют полное облачение, в первую очередь в римско-католических , англиканских и лютеранских церквях. [а] В Восточных Православных Церквях и Восточно-Католических Церквях эквивалентным облачением является фелонь .
«Облачением, свойственным священнику, служащему на Мессе и других священных действиях, непосредственно связанных с Мессой, является, если не указано иное, риза, надеваемая поверх альба и палантина » ( Общее наставление Римского Миссала , 337). Как и палантин, он обычно имеет литургический цвет совершаемой мессы.
Происхождение [ править ]
Риза возникла как своего рода коническое пончо , называемое на латыни paenula или casula или «маленький домик», и было обычной верхней дорожной одеждой в поздней Римской империи . Это был просто кусок ткани примерно овальной формы с круглым отверстием посередине, через которое можно было продеть голову, спускавшуюся со всех сторон ниже колен. Его нужно было собрать на оружии, чтобы его можно было свободно использовать.
При литургическом использовании на Западе эту одежду складывали с боков, чтобы руки оставались свободными. Иногда для облегчения этой задачи использовались веревки, и дьякон мог помочь священнику сложить края облачения. Начиная с 13 века появилась тенденция немного укорачивать стороны. В течение XV и XVI веков риза приняла что-то вроде своей современной формы, при которой стороны облачения уже не доходят до щиколотки, а, самое большее, до запястья, что делает сгибание ненужным. [1]
В конце шестнадцатого века риза, хотя еще довольно обширная и закрывала часть рук, [б] стал менее похож на свою традиционную форму, чем на ту, которая преобладала в девятнадцатом и начале двадцатого веков, когда риза была уменьшена до широкой лопаточной , оставляя все руки совершенно свободными, а также была укорочена спереди и сзади. Кроме того, чтобы священнику было легче соединить руки при ношении ризы из жесткого (на подкладке и с богатой вышивкой) материала, в последующие века переднюю часть часто обрезали дальше, придавая ей характерную форму, часто называемую «фиддлбэк» . На ризах лопаточной формы, особенно на спине, часто применялись сложные схемы декора с изображением христианского креста или святого; использовались богатые материалы, такие как шелк, золотая ткань или парча, особенно в ризах, предназначенных для крупных торжеств.
Текущее использование [ править ]
В 20 веке стал происходить возврат к более ранней, более обширной форме ризы, иногда называемой «готической», в отличие от «римской» лопаточной формы. [2] [3] [4] Это вызвало некоторую оппозицию, в результате которой Священная Конгрегация обрядов издала 9 декабря 1925 года указ против нее De forma paramentorum. [5] который он прямо отменил декларацией Circa dubium de forma paramentorum от 20 августа 1957 г., [6] оставив этот вопрос на усмотрение местных ординариев. Существует фотография Папы Пия XI в более широкой ризе во время мессы в базилике Святого Петра еще 19 марта 1930 года. [3]
После Второго Ватиканского Собора более обширная форма стала наиболее часто встречающейся формой ризы, и цитированные выше указания ГИРМ указывают на то, что «уместно», чтобы красота исходила «не от обилия чрезмерно роскошных украшений, но скорее от материала, который употребляется, и от рисунка, при этом орнамент на облачении должен состоять из фигур, т. е. из изображений или символов, вызывающих священное употребление, избегая тем самым всего неподобающего» (п. 344). Отсюда и преобладание сегодня риз, доходящих почти до лодыжек и запястий и украшенных относительно простыми символами, лентами и орфрими . Для сравнения, облачения «скрипач» часто были очень густо вышиты или расписаны подробными украшениями или изображены целые сцены.
Использование лопаточных «римских» риз, с прямыми краями или в форме «скрипки», часто ассоциируется с традиционализмом . [7] Однако некоторые священники-традиционалисты предпочитают более широкие ризы из менее жесткого материала.
Папа Бенедикт XVI иногда использовал ризы переходного стиля, распространенного в конце XVI века. [8]
В славянской традиции, хотя и не в греческой, фелонь , облачение византийского обряда , соответствующее ризе, срезается спереди, а не с боков, что делает его чем-то похожим на западную ризу .
В католичестве [ править ]
называется На латыни casula , Planeta или pænula , а в ранних галльских источниках — амфибалом . Риза — это главное и наиболее заметное Мессы облачение , закрывающее все остальное. В молитве оно описывается как «иго Христово» и считается символом милосердия. Почти все экклезиологи теперь согласны с тем, что литургический костюм был просто адаптацией светского облачения, которое обычно носили по всей Римской империи в раннехристианские века. Священник при исполнении своих священных функций у алтаря был одет, как в светской жизни, но, вероятно, возник обычай сохранять для этой цели одежду, более новую и чистую, чем та, которую он употреблял в повседневном служении, и из этого постепенно развилась концепция особого богослужебного облачения. [9]
В протестантизме [ править ]

Многие, но не все, лютеранские и англиканские церкви используют ризу.
Риза всегда использовалась лютеранскими конфессиями Скандинавии, хотя в прежние времена ее использование не было напрямую связано с причастием. Немецкие лютеране использовали его в течение первых двухсот лет после Реформации, но позже заменили его Женевским платьем . В Северной Америке появилось множество практик, но к середине 20 века альб и палантин стали широко распространены. Совсем недавно риза была вновь использована для причастия как в Германии, так и в Северной Америке. [10]
Именно палантин , а не риза, является священническим облачением.
Риза никогда не использовалась англиканцами низшей церкви и редко использовалась англиканцами высшей церкви до Оксфордского движения в 19 веке, и даже тогда до второго поколения Оксфордского движения.
Это не принято и редко встречается в протестантизме за пределами литургических церквей.
Галерея [ править ]
- Риза в форме колокола (современная, вдохновленная произведением XII века)
- Современная иллюстрация ризы XV века.
- Риза в переходном стиле второй половины XVI века.
- Риза в переходном стиле начала 17 века.
- Римская риза
- Риза Фиддлбэк
- Коническая риза, которую носил архиепископ Даниэль Динардо.
В популярной культуре [ править ]
В Оскара Уайльда 1895 года пьесе «Как важно быть серьезным » доктор Часубл — священнослужитель, который в экранизации 2002 года изображен в одноименном облачении.
В П.Г. Вудхауза « комическом рассказе Buck-U-Uppo» Маллинера англиканский священнослужитель Стэнли Брэндон находится «в очень плохом настроении». «Он только что получил письмо от епископа, упрекающего его в том, что он носит слишком много орфри на своей ризе, и это его ужасно расстроило».
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ См. Апологию Аугсбургского исповедания , статья XXIV.
- ^ Изображения святого Игнатия Лойолы и святого Филиппа Нери обычно изображают эту форму ризы. См., например, изображение последнего, сделанное Тьеполо в восемнадцатом веке в статье «Филип Нери» .
Цитаты [ править ]
- ^ Племя, Шон (31 июля 2006 г.). «Развитие (и будущее?) облачений в римском обряде» . Thenewliturgicalmovement.blogspot.com . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Фортескью, О`Коннелл и Рид, 2009 , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс 1934 год .
- ^ Рулен 1950 .
- ^ Бускарен и О'Коннор 1953 , с. 262.
- ^ Acta Apostolicae Sedis , 49, 1957, с. 762
- ^ Хауз, Кристофер (10 мая 2013 г.). «Священные тайны: вернуть ризы скрипача?» . Телеграф.co.uk . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ «Пятидесятница Бенедикта XVI: снова урок через облачение» . Wdtprs.com. 11 мая 2008 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Терстон, Х. (1913). «Чазюбель». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Что такое облачения и параменты» (PDF) . Формирование богослужения и литургические ресурсы: часто задаваемые вопросы . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке. 2013 . Проверено 27 марта 2018 г.
Источники [ править ]
- Бускарен, Линкольн Т.; О'Коннор, Джеймс И. (1953). Дайджест канонического права: официально опубликованные документы, затрагивающие Кодекс канонического права . Милуоки: Брюс Паб. Компания OCLC 2814144 .
- Фортескью, Адриан; О`Коннелл, Дж. Б.; Рид, Алкуин (29 января 2009 г.). Описания церемоний римского обряда . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-3808-8 .
- Джеймс, Раймунд (1934). Происхождение и развитие римских литургических облачений (2-е изд.). Эксетер: Catholic Records Press.
- Рулен, Эжен (1950). Облачения и облачения: Руководство по богослужебному искусству . Ньюман Пресс.
Внешние ссылки [ править ]

- Риз в католической энциклопедии
- Развитие (и будущее?) облачений в римском обряде
- Риза, приписываемая Альберту Вышивальщице, вторая половина XV века, в сокровищнице собора Упсалы.
- Риза из облачения ордена Золотого руна из Светской сокровищницы дворца Хофбург в Вене.
- Филлипс, Уолтер Элисон (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). стр. 959–960.