Патент
Патен — или дискос это небольшая тарелка, используемая во время мессы . Обычно его употребляют во время самой литургии, а зарезервированные причастия хранятся в скинии в кивории .
Западное использование
[ редактировать ]Во многих западных литургических конфессиях патен обычно представляет собой либо простую тарелку, похожую на блюдце, либо низкую чашу. Патен меньшего размера часто имеет углубление, которое позволяет ему надежно сидеть на вершине чаши , как показано на рисунке слева.
Римский обряд
[ редактировать ]Общая инструкция Римского Миссала устанавливает правила для патентов:
Священные сосуды должны быть изготовлены из драгоценного металла. Если они сделаны из металла, который ржавеет, или из металла менее драгоценного, чем золото, их обычно следует позолотить изнутри. [1]
Однако предусмотрены и сосуды из недрагоценных металлов при условии, что они «изготовлены из других твердых материалов, которые по общему мнению в каждом регионе считаются драгоценными или благородными». [2]
Некоторые называют тарелку для причастия «патеном», [3] но в английском переводе Общей инструкции Римского Миссала, одобренном англоязычными епископскими конференциями и подтвержденном Святым Престолом , для обозначения этого объекта используется «тарелка для причастия» (номера 118 и 187) и сохраняется термин «патен». для другого объекта (номера 84, 117, 141 и т. д.). [4] Два соответствующих латинских термина - это патина (тарелка для причастия) и patena (патен). [5]
Протестантские обряды
[ редактировать ]Патены также используются среди англиканцев. [6] и лютеране . [7]
В Объединенной методистской церкви во время Приказа о рукоположении старейшин каждый старейшина палантин вместе с чашей и диском получает от епископа после части литургии, во время которой епископ возлагает руки и молится над кандидатами в служители. . [8] Это связано с тем, что новорукоположенные старейшины теперь могут совершать Таинства, такие как Святое Причастие. В методистской службе Святого Причастия хлеб кладут на диск во время приношения и еще раз после его освящения , особенно после дроби . Патен вместе с чашей лежит на алтаре во время совершения Святой Евхаристии. [9]
Восточное использование
[ редактировать ]Византийский обряд
[ редактировать ]В церквях византийского обряда восточно-православной и католической дискос называется дискосом. [10] и поднимается с помощью подставки (или «ноги»), постоянно прикрепленной снизу. Дискос обычно более богато украшен, чем его латинский аналог, и всегда должен быть сделан из золота или, по крайней мере, позолочен. На дискосе может быть выгравирована икона Христа , Иисуса Рождества Христова , Креста или чаще всего Богородицы .
При изготовлении дискоса к нему обычно прилагается соответствующая звездочка (небольшая складная металлическая подставка, используемая для того, чтобы Аэр не мешал частицам на дискосе), ложка (для раздачи святого причастия верующим) и копье ( используется для резания Агнца во время Приготовительной литургии ).
Для христиан исторически восточных церковных семей дискос символизирует Приснодеву Марию , принявшую в свое чрево Бога Слово и родившую Его, а также Гроб Христов , принявший Его тело после Распятия и из которого Он воскрес.
Божественная Литургия
[ редактировать ]Во время Божественной литургии не только Агнца на дискосе кладут (Сонму), но и частицы в память Богородицы, Святых , живых и усопших. Таким образом, на дискосе представлена вся Церковь: Церковь воинствующая и Церковь Торжествующая , выстроившаяся вокруг Христа. У Великого входа диакон несет дискос, держа подножье дискоса у себя во лбу. Затем он становится на колени возле Престола , и священник берет у него дискос и кладет его на антиминс . Во время Анафоры освящается только Агнец. [ нужна ссылка ]
При Святом Причастии священнослужители причащают свои части Агнца прямо с дискоса, а для Причастия верующих остаток Агнца разрезается на небольшие части и помещается в чашу, из которой священник раздает Причастие с помощью ложка. После Причастия диакон держит дискос над святой чашей и читает песнопения Воскресения. Затем он вытирает оставшиеся частицы (святым, живым и усопшим) в чаши, произнося слова:
«Омой, Господи, грехи всех здесь поминаемых, драгоценной Твоей Кровью, по молитвам всех святых Твоих». [ нужна ссылка ]
Иногда, когда епископ совершает Литургию, ему приготавливается дискос меньшего размера с небольшой просфорой , из которой он берет частицы для поминовения живых и усопших перед Великим входом . [ нужна ссылка ]
Другое использование
[ редактировать ]При освящении храма на дискосе хранятся мощи святых , которые архиерей запечатывает в престол и антиминс.
священника При рукоположении часть Агнца кладут на небольшой дискос и отдают ему в знак священных Тайн , вверяемых его попечению.
Благословение и обращение
[ редактировать ]В русской традиции существует особая литургия благословения, используемая для освящения дискоса перед его первым использованием на Литургии. Дискос можно освящать отдельно или вместе в комплекте с другими священными сосудами. Благословение обычно совершается непосредственно перед началом Подготовительной Литургии, после чего священник вносит дискос в алтарь и начинает литургию, используя в этой Литургии только что освященный сосуд.
До первого использования дискоса в Божественной литургии он считается обычным сосудом, к которому может прикасаться каждый. Однако после совершения Божественной литургии к дискосу может прикасаться только диакон, священник или епископ. Иподиакон может прикасаться к священным сосудам, но только в том случае , если они надежно завернуты в ткань.
Когда чаша, дискос и все священные сосуды не используются, они должны оставаться на Столе Жертвоприношения (протезе), завернутые в тканевые мешочки — либо сидящие сверху и накрытые тканью, либо надежно хранящиеся в шкафу, встроенном в протез.
Александрийский обряд
[ редактировать ]В Александрийском обряде дискос обычно имеет плоское дно и не имеет ножки. Кроме того, он имеет приподнятую кромку, образующую относительно высокий бортик, предотвращающий падение частиц предлагаемых элементов на пол.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Общая инструкция № 328.
- ^ Общая инструкция № 329.
- ^ Например, Справочник алтарника католической церкви Святой Троицы, Гейнсвилл, Вирджиния, стр. 16
- ^ Официальный английский перевод Общей инструкции Римского Миссала
- ^ Учреждение Генерального миссала Рима
- ^ «Святое Причастие: Причастие» (PDF) . Англиканская церковь (официальный сайт) . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ Справочник Алтарной гильдии и ризницы С. Аниты Стауффер ( Аугсбургская крепость )
- ^ Объединенная методистская книга поклонения . Объединенное методистское издательство. 1992. С. 678 . ISBN 9780687035724 .
- ^ Андерсон, Э. Байрон (2015). Часто задаваемые вопросы о значении Святого Причастия в ОМЦ .
Дополнительный документ «Жизнь в Тайне», в котором рассматриваются более практические вопросы нашего празднования Святого Причастия, содержит дополнительные указания: Трапеза Господня должна быть накрыта «простым белым полотном для покрытия стола, чашей для вина и патен (тарелка) для хлеба. Некоторые традиции в нашей церкви добавляют простую белую ткань, чтобы покрыть чашу и патен».
- ^ Терстон, Герберт. «Патен». Католическая энциклопедия Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 25 мая 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .