Стихарь




Стихир / ( / ˈ s ɜːr p l ɪ s ; pellicia позднелатинское superpelliceum , от super «сверх» и « меховая одежда») — литургическое облачение западного христианства . Стихий представляет собой хитон из белой льняной или хлопчатобумажной ткани, доходящий до колен, с широкими или умеренно широкими рукавами .
Первоначально это была длинная одежда с открытыми рукавами, доходившими почти до земли. В западнохристианских традициях стихарь часто имеет более короткие закрытые рукава и квадратные плечи. Англиканцы обычно называют стихарь в римском стиле средневековым латинским термином cotta (означающим «обрезание» на итальянском языке), поскольку он происходит от слова «отрезок» alb . Англоговорящие католики обычно не делают различия между этими двумя понятиями. стили и называть оба стиля «сюрплисом».
и вариации Происхождение
Кажется наиболее вероятным, что стихарь впервые появился во Франции или Англии, откуда его использование постепенно распространилось в Италию. Вполне возможно, что существует связь между стихарием и галликанским или кельтским альбом, распоясавшейся литургической туникой старого галликанского обряда , который в Каролингов эпоху был заменен римским обрядом . Основание августинских канонов во второй половине одиннадцатого века, возможно, оказало особое влияние на распространение стихаря. Среди августинских каноников стихарь был не только хоровым облачением, но и частью обычая ордена. [1]
Первоначально стихарь доходил до ног, но уже в 13 веке он начал укорачиваться, хотя уже в 15 веке он все же опускался до середины голени, и только в 17-18 веках в континентальной Европе это произошло. станут значительно короче. В ряде мест он с течением времени претерпел более радикальные изменения, которые привели к появлению рядом с исходным типом различных вспомогательных форм. Например:
- стихарь без рукавов с отверстиями по бокам, через которые можно было просунуть руки.
- стихарь с прорезями или накладками (так называемые «крылья») вместо рукавов, который сегодня часто носят органисты из-за простоты маневрирования руками.
- стихарь не только с рукавами, но и с разрезами по бокам, точно так же, как современный далматик
- своего рода стихарь в виде колокольчатой мантии с отверстием для головы, что обуславливало необходимость высовывания рук под подол.
Первые две из этих форм развились очень рано; и, несмотря на их запрещение кое-где синодами (например, в Льеже около 1287 г.), они сохраняются в различных местах до наших дней. Последние два появились только после окончания Средневековья : первый из них в Южной Германии , второй, особенно в Венеции , где многочисленные графические записи свидетельствуют о его использовании. Однако, как правило, только низшее духовенство носило эти вспомогательные формы стихарей. Частично они возникли под влиянием светской моды , но в большей степени ради удобства.
Отсутствие точной информации скрывает более древнюю историю стихаря. Его название происходит, как также утверждают Дюрандус и Герланд, от того, что его носители раньше надевали его поверх меховых одеяний, которые раньше носили в церкви во время богослужения, для защиты от холода. Слово получило свое название от средневекового латинского слова superpellicium , которое делится на super («сверх») и pellicia («меховая одежда»).
Некоторые ученые прослеживают использование стихаря, по крайней мере, еще в V веке, ссылаясь на свидетельства одежды, которую носили два священнослужителя, присутствовавших при епископе Максимиане, представленных на мозаиках базилики Сан -Витале в Равенне ; в этом случае, однако, путают далматик со стихарием.
По всей вероятности, стихарь представляет собой не более чем расширение обычного литургического альба из-за необходимости ношения его поверх толстых мехов. Первые документы, в которых упоминается стихарь, датируются 11 веком: канон Синода Койаки в Испании (1050 г.); и указ короля Эдуарда Исповедника . Рим знал стихарь, по крайней мере, еще в 12 веке. Вероятно, он возник за пределами Рима и был импортирован оттуда в римское пользование. Первоначально это было только хоровое облачение, свойственное низшему духовенству, но постепенно - конечно, не позднее XIII века - заменило альба как облачение, необходимое для совершения таинств и других священнических функций.
Восточные Церкви не используют стихарь или какое-либо аналогичное облачение. Из неримско-католических церквей на Западе стихарь продолжал регулярно использоваться в лютеранских церквях, в англиканской общине и среди различных старокатолических конфессий, среди других.
Римский католицизм [ править ]
В римской традиции стихарь (или «котта») иногда украшен литургическим кружевным украшением или вышитым бордюром .
Стихир представляет собой миниатюрный альб , а сам альб является символом белой одежды, полученной при Крещении . Таким образом, его уместно носить любой священнослужитель , чтецы и помощники или даже алтарные служители , которые технически заменяют установленных помощников для любой литургической службы. Его часто носят, например, семинаристы во время посещения мессы и неклерикальные хоры . Обычно его носят поверх рясы и никогда отдельно, и никогда не подвязывают его поясом или подпоясыванием .
могут носить его под палантином Дьяконы во и священники время литургических церемоний или совершения таинств вне мессы. Иногда мантию поверх рясы, стихаря и палантина надевают .
Как часть хоровой одежды духовенства, его обычно не носят прелаты ( папа , кардиналы , епископы , монсеньори и некоторые каноники ) — вместо этого эти священнослужители носят крючок , который на самом деле является вариантом стихаря.
Стихий принадлежит к Vetes Sacrae не требуется благословения (священным облачениям), хотя перед его ношением .
Англиканство [ править ]
Второй англиканский молитвенник , написанный Эдуардом VI в 1552 году, предписывал стихарь, вместе с палантином или академическим капюшоном , единственным облачением служителя церкви «во все времена его служения», а крючок практически считался епископский стихарь. Наиболее радикальные реформаторы яростно критиковали его использование, но, несмотря на их усилия, Елизаветы Закон о единообразии 1558 года сохранил эту одежду, а рекламные объявления и предписания, изданные под ее руководством, принуждали к ее использованию, хотя и предписывали уничтожить «массовые облачения». «— ризы , альбы, палантины и тому подобное. Копы пережили это разрушение, поскольку их не считали «суеверными» и не имели явной символической формулы, как другие облачения.
До 1965 года стихарь оставался, за исключением ризо, единственным облачением, разрешенным законом для служителей англиканской церкви , за исключением епископов (вопрос об облачениях, предписанных « Рубрикой украшений », см . ). И кроме писарей в священных санах , все «служители» (включая викариев-хористов и певчих ) соборных и коллегиальных церквей , а также стипендиаты и ученые колледжей в капеллах носили стихари со времен Реформации .
Духовенство использовало в качестве отличительного знака упомянутый выше палантин или шарф, широкую полосу черной материи или шелка, которую носили как палантин, но не путать с палантином , поскольку он не имеет литургического значения и первоначально составлял лишь часть верхняя одежда священнослужителей для высокопоставленных священнослужителей или священнослужителей, имеющих ученые степени. Раньше священнослужители надевали стихарь только во время службы, а во время проповеди меняли его на «черную мантию», т. е. либо женевскую мантию , либо мантию ученой степени . Однако этот обычай в результате движения Высокой церкви почти полностью устарел. «Черное платье», ошибочно считающееся символом взглядов низкой церкви , сохранилось даже в сравнительно немногих евангелических церквях; однако проповедники университетских проповедей сохранили обычай носить мантию своей степени.

Традиционная форма стихаря в англиканской церкви сохранилась со времен дореформации: очень широкая, очень широкая, простая белая льняная туника, складчатая от кокетки и доходящая почти или совсем до ног. К концу 17-го века, когда в моду вошли большие парики , стало удобно делать стихари, расстегнутые спереди и застегивающиеся на шее, - мода, которая частично сохранилась до сих пор, особенно в университетах. В целом, однако, эта тенденция следовала континентальному влиянию и сокращала пропорции стихаря. Таким образом, во многих церквях обширное облачение с ниспадающими складками уступило место одежде без складок, доходившей до колен. В некоторых англо-католических церквях стихари выполнены в стиле римской котты. В некоторых церквях котты могут носить служители, а члены хора и духовенства могут носить стихари на службах, где они не носят евхаристических облачений. [2]
Лютеранство [ править ]
Традиционно стихарь используется для несакраментальных служб, надеваемых поверх рясы , таких как утренняя молитва, вечерня и повечерие без Евхаристии . Стихий традиционно имеет полную длину в руке и свисает как минимум до колена. [3]
В немецких лютеранских и объединенных церквях, где черная академическая мантия с проповедническими лентами обычно использовалась с начала 19 века, стихарь иногда носят поверх академической мантии и проповеднических повязок в качестве «компромисса» между черной мантией, которая стал символом протестантизма среди немцев и традиционным христианским белым символом благодати и таинства. [4]
Палеоортодоксальные и церковные движения новые
Среди палеоортодоксальных и возникающих церковных движений в протестантских и евангелических церквях, особенно методистской , лютеранской и пресвитерианской , многие священнослужители возвращают себе не только традиционные евхаристические облачения в виде алба и ризы, но также рясу и стихарь (обычно староанглийское платье в полный рост). стиль) с соответствующим литургическим палантином, рясой и женевским платьем для Литургии или Службы Слова. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^
Браун, Джозеф (1913). «Сюрплайс» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Кэрнкросс, Х; и др. (1935). Ритуальные заметки (8-е изд.). Лондон: В. Нотт. пп. 176–177.
- ^ Стауффер, Анита С. (2000). Справочник гильдии алтарей и ризниц . Миннеаполис: Аугсбург-Крепость. п. 30.
- ^ Бастанье, Эрнст Фердинанд Эберхард. «Против черной мантии» . Кватемберг (на немецком языке).
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Surplices, на Викискладе?