Анамнез (христианство)
Часть серии о |
Евхаристия |
---|
![]() |
Анамнезис (от аттического греческого слова ἀνάμνησις , букв. « воспоминание » или « поминальное жертвоприношение » ) [1] — литургическое утверждение в христианстве в котором Церковь ссылается на характер Евхаристии , или на Страсти , Воскресение и Вознесение Иисуса памятный . Оно берет свое начало в словах Иисуса на Тайной Вечере : «Сделайте это в память обо Мне» ( «τοῦτο ποιεῖτε εἰς τὴν ἐμὴν ἀνάμνησιν » ) ( Лк. 22:19, 1 Кор. 11:24-25). [2] [3]
Анамнез также является ключевым понятием в литургическом богословии: в богослужении христиане вспоминают спасительные дела Божии. [4] Этот мемориальный аспект – это не просто пассивный процесс, но процесс, посредством которого христианин действительно может войти в пасхальную тайну . [5]
В евхаристических молитвах
[ редактировать ]Почти все евхаристические молитвы (или анафоры ) содержат анамнез. Эта часть анафоры обычно помещается после освящения , т.е. после рассказа о Тайной Вечере , на которой произносятся Слова установления, произнесенные Иисусом. Слова установления обычно заканчиваются предложением «Сделай это в память обо мне», смысл которого таким образом подготавливается и немедленно подхватывается последующим анамнезом.
Например, в Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста анамнез такой:
Помня сию спасительную заповедь и всех рожденных для нас, Крест, гроб, воскресение трехдневное, вознесение на небеса, правое престол, второе и славное явление, Мы приносим Тебе все и во веки веков.
Помня поэтому сие повеление Спасителя и все, что произошло ради нас, крест, гроб, воскресение в третий день, вознесение на небеса, воцарение одесную Отца и во второй, славное пришествие, Твое из Твоих приносим Тебе, от имени всех и за всех. [6]
В Западно -римском каноне формулировка анамнеза такая:
Темже, Господи, помяни нас, рабов Твоих, но и народ Твой святой, того же Христа, столь блаженную страсть Господа Твоего, и воскресение из ада, но и славное вознесение на небеса: чистую, святую жертву , жертва непорочная, святой хлеб жизни вечной и чаша спасения вечного.
Темже, Господи, мы рабы Твои, яко и святой народ Твой, вспоминая блаженные Страсти того же Христа, Сына Твоего, Господа нашего, а также Воскресение Его из мертвых и славное Вознесение Его на небо: приносим Твоему превосходнейшее Величество Твоих даров, дарованных нам, Чистая Гостия, святая Гостия, незапятнанная Гостия, святой Хлеб вечной жизни и Чаша вечного спасения.
В Византийском обряде и другие службы, помимо Божественной литургии анамнезом будут иметь , например, Великое освящение вод в Богоявление . В Епископальном церковном словаре об анамнезе говорится: «Эта поминальная молитва напоминает верующей общине прошлые события в их традиции веры, формирующие их идентичность и самопонимание», и особо упоминает ее место в «истории веры». различные евхаристические молитвы». [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ ЛСЖ
- ^ Луки 22:19
- ^ 1 Коринфянам 11: 24–25.
- ^ Кунцлер 2001 , с. 61.
- ^ Эспин 2007 , с. 50.
- ^ «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста» . Православная христианская страница . Архивировано из оригинала 31 августа 2019 года . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Арментраут и Слокум 2000 , стр. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Арментраут, Дон С.; Слокам, Роберт Боак, ред. (2000). «Анамнез» . Епископальный словарь Церкви . Нью-Йорк: Церковное издательство. ISBN 978-0-89869-701-8 . Проверено 24 марта 2018 г.
- Эспин, Орландо (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5856-7 .
- Кунцлер, Майкл (2001). Церковная Литургия . Лондон: Континуум. ISBN 978-0-8264-1353-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анастасиос Албанский (1999). «Анамнез» . В Кесслер, Дайан (ред.). Вместе в пути: Официальный отчет Восьмой ассамблеи Всемирного совета церквей . Женева: Публикации ВСЦ . Проверено 24 марта 2018 г.