Ресепшнизм
Часть серии о |
Евхаристия |
---|
![]() |
Рецепционизм — это форма англиканского евхаристического богословия , которая учит, что во время хлеб и вино остаются неизменными после освящения , но когда причастники получают хлеб и вино, они также верой принимают и Кровь Христовы Тело Евхаристии . [1] [2] Это была распространенная точка зрения среди англиканцев в 16 и 17 веках, и выдающимися богословами, подписавшими эту доктрину, были Томас Кранмер и Ричард Хукер .
Англиканство
[ редактировать ]Англиканский богослов Клод Б. Мосс определяет рецепционизм как «теорию, согласно которой мы получаем Тело и Кровь Христовы, когда получаем хлеб и вино, но они не отождествляются с хлебом и вином, которые не изменились». [3] Он учит, что «таинственный дар принимается верой», но его часто неправильно понимают или искажают как учение о том, что «вера создает таинство». [2]
Сам термин, судя по всему, появился не раньше 1867 года. [1] но учение имеет корни, восходящие к английской Реформации , особенно к теологии Томаса Кранмера . Хотя более старые авторы, такие как Дикс [4] и Гибсон [5] описывают евхаристическое богословие Кранмера как « цвинглианское », более поздние ученые, такие как МакКаллох, [6] Бейтс [7] и Беквит и Тиллер [8] классифицируйте это как «рецепционизм». Описывая изменения Кранмера в причастии в « Книге общих молитв» 1552 года , Колин Бьюкенен пишет: «Единственный «момент» — это прием, а единственный момент, когда хлеб и вино означают тело и кровь, — это прием», когда причастники вспомнили, как Христос принес Себя в жертву на кресте . [9]
В той или иной форме его также проводил Ричард Хукер . [10] По его словам, хлеб не меняется по благословению священника , но становится действенным духовным знамением, когда его принимает кто-то с верой. [11]
Этого евхаристического учения обычно придерживались англиканские богословы 16 и 17 веков. Для мысли 17-го века было характерно «настаивать на реальном присутствии Христа в Евхаристии, но исповедовать агностицизм относительно способа присутствия…». Это оставалось «доминирующей богословской позицией в англиканской церкви до Оксфордского движения». в начале девятнадцатого века, с разной степенью акцента». Важно помнить, что это «доктрина реального присутствия», но которая «связывает присутствие прежде всего с достойным получателем, а не с элементами хлеба и вина». [12]
Рецепционизм исключает практику евхаристического поклонения , практику, которую в любом случае большинство протестантов отвергают как небиблейскую. [ нужна ссылка ]
Римско-католическое отклонение
[ редактировать ]XVI века Тридентский собор осудил это учение, заявив, что «если кто-нибудь скажет, что после совершения освящения тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа не находятся в удивительном таинстве Евхаристии, но (есть ли ) только во время употребления, пока принимается, а не ни до, ни после, и что в хостах, или освященных частицах, сохраняющихся или остающихся после причащения, истинного Тела Господня не остается; быть анафеме». [13]
Отказ Католической церкви от рецепционизма был подтвержден Папой Павлом VI в его папской энциклике Mysterium fidei от 3 сентября 1965 года. Цитируя Оригена , Ипполита Римского , Новациана и Кирилла Александрийского , он заявил: «Католическая церковь всегда демонстрировала и продолжает проявлять проявляет эту латрию , которую следует совершать в Таинстве Евхаристии, как во время Мессы , так и вне ее, проявляя максимально возможную заботу о освященных Гостиях , подвергая их торжественному почитанию верующих и нося их повсюду в шествия к радости большого числа людей». [14]
Рецепционизм среди лютеранских богословов
[ редактировать ]Традиционной позицией относительно реального присутствия Христа в Евхаристии в лютеранстве является сакраментальный союз : освященный хлеб соединяется с телом Христа, а освященное вино соединяется с кровью Христа в силу первоначального установления Христа, в результате чего всякий, кто ест и пьет эти «элементы» — освященные хлеб и вино, — на самом деле ест и пьет также физическое тело и кровь Христа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кросс, Флорида, изд. (2005). «Рецепционизм». Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Дэвид Дж. (2016). Евхаристическая сакраментальность в экуменическом контексте: англиканская эпиклеза . Новое критическое мышление в религии, теологии и библейских исследованиях. Олдершот, Англия: Издательство Ashgate. п. 243. ИСБН 978-0-7546-6376-8 .
- ^ Клод Б. Мосс, Христианская вера: введение в догматическое богословие (Лондон: SPCK 1943), стр. 366, цитируется по книге Брайана Дугласа, «Спутник англиканской евхаристической теологии» (BRILL 2012), том. 2, с. 181
- ^ Дикс, Грегори (2005). Форма литургии (Новое изд.). Лондон: Континуум. п. 659. ИСБН 9780826479426 .
- ^ Гибсон, Эдгар CS (1912). Тридцать девять статей англиканской церкви . Лондон: Метуэн. п. 643.
- ^ МакКаллох, Диармайд (1998). Томас Кранмер: Жизнь . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 467 . ISBN 9780300074482 .
- ^ Бейтс (1990). «Достойный собеседник». В Джонсоне, Марго (ред.). Томас Кранмер, Очерки в память 500-летия со дня его рождения . Дарем: Turnstone Ventures. п. 109.
- ^ Беквит, RT; Тиллер, Дж. Э., ред. (1972). Служба Святого Причастия и ее пересмотр . Абингдон: Marcham Manor Press. п. 59. ИСБН 0900531061 .
- ^ МакКаллох 1998 , с. 507
- ^ Кросс, Флорида, изд. (2005). «Хукер». Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Хукер, Ричард (1902) [1597]. Бейн, Рональд (ред.). О законах церковного устройства . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 375–378. V.lxvii.5–7
- ^ Крокетт, Уильям Р. (1988). «Святое Причастие». В Сайксе, Стивен; Бути, Джон (ред.). Исследование англиканства . Филадельфия: SPCK/Fortress Press. п. 275. ИСБН 9780800620875 .
- ^ «Тридентский собор, сессия 13 (11 октября 1551 г.), канон IV» . Ганноверский проект исторических текстов .
- ^ «Мистериум верности» . Святой Престол . Ватикан. пункты 56–61