Месса Вечери Господней


Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |
Месса Вечери Господней , также известная как Богослужение в Чистый четверг , — это служба Страстной недели, совершаемая вечером в Чистый четверг . [ 1 ] [ 2 ] Он открывает Пасхальное Триденствие , [ 3 ] и отмечает Тайную вечерю Иисуса с его учениками более явно, чем другие торжества Мессы .
Католическая пресвитерианские , лютеранская , англиканская и методистская , а также некоторые реформатские (включая некоторые континентальные реформатские , традиции и конгрегационалистские церкви) традиции празднуют Мессу Вечери Господней (или Литургию Великого Четверга). [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Аналогичная служба совершается и в Православной Церкви.
Месса подчеркивает три аспекта этого события: «установление Евхаристии , учреждение служебного священства и заповедь братской любви, которую Иисус дал после омовения ног Своим ученикам». [ 6 ]
В лютеранстве литургия Чистого четверга встречается в Лютеранском богослужебном справочнике и Евангелическо-лютеранском богослужении , а также в других богослужебных книгах. В англиканстве эти обряды встречаются в Книге общих молитв . [ 7 ] а также в Англиканском Миссале . [ 8 ] В методизме они встречаются в « Книге поклонения для церкви и дома» и «Объединенной методистской книге поклонения» , среди других литургических текстов. Православный эквивалент находится в Триоди , а также в «Омовении ног» в некоторых изданиях Евхологиона .
История
[ редактировать ]Празднование Мессы вечером Великого Четверга началось в Иерусалиме конца четвертого века, где стало обычным отмечать события Страстей Иисуса в тех местах, где они произошли. В Риме в это время совершалась месса, на которой кающиеся примирялись с целью участия в пасхальных торжествах. Иерусалимский обычай распространился, и в Риме седьмого века Папа отслужил в этот день мессу Вечери Господней, а также мессу примирения. К восьмому веку месс стало три: одна для примирения, одна для освящения святых масел и третья для Тайной вечери. Последние два были в сокращенном виде, без Литургии Слова. Реформы Папы Пия V в 1570 году запретили служение Мессы после полудня, а Месса Вечери Господней стала утренней Мессой и оставалась таковой до Папы Пия XII в 1950-х годах. реформ [ 9 ]
Омовение ног, которое теперь является частью Мессы Вечери Господней, использовалось на раннем этапе, не привязываясь к этому конкретному дню, и впервые было предписано для использования в Великий четверг Советом Толедо 694 года. К двенадцатому веку оно появилось в римской литургии как отдельная служба. Папа Пий V включил этот обряд в свой Римский Миссал, поместив его после текста Мессы Вечери Господней. [ 10 ] Он не сделал это частью мессы, но указал, что она должна состояться «в подходящий час» после разграбления алтарей. [ 11 ] В редакции 1955 года Папа Пий XII включил его в мессу. Текущие рубрики указывают на то, что обряд не является обязательной частью этой мессы, а, скорее, является чем-то, что следует выполнять «там, где этого требует пастырская причина» (Римский Миссал, Месса Мессы). Вечеря Господня, № 10). [ 12 ]
Структура
[ редактировать ]Месса начинается как обычно, за исключением того, что скиния , где бы она ни находилась, должна быть пустой. [ 13 ]
В Миссале 1962 года ( Римский обряд белые облачения и Gloria in excelsis Deo ), хотя и используются , это все же Страсти , поэтому Judica me у подножия алтаря опущена, Gloria Patri во Introit и в конце Миссала 1962 года опущена. Лавабо опускается и используется Предисловие Креста. (Распятия, которые были закрыты во время Страстей, сегодня могут быть покрыты белым, а не фиолетовым.)
При пении Gloria in excelsis Deo можно звонить во все церковные колокола; после этого их (вместе с органом) заставляют замолчать до Славы Пасхального бдения . [ 14 ]
Литургия Слова состоит из следующих чтений:
- Исход 12:1-8, 11-14, описание первоначального празднования Пасхи .
- Псалом 115 (116), благодарение за спасение
- 1 Коринфянам 11:23-26, рассказ апостола Павла о том, что Иисус сделал на Тайной вечере.
- Иоанна 13:1-15, рассказ Иоанна Богослова о том, как Иисус омыл ноги своим ученикам перед едой, как пример того, как им следует обращаться друг с другом.

После проповеди, которая должна объяснить три аспекта упомянутого торжества, [ 15 ] священник, служащий мессу, снимает свою ризу , надевает льняную гремиале ( для этой цели часто используется нарамник ) и приступает к омовению ног некоторому количеству людей (обычно двенадцати, что соответствует числу Апостолов) [ 16 ]
Чтение Никейского символа веры опущено в англиканских, методистских, лютеранских и римско-католических литургиях в Чистый четверг. [ 17 ]
есть специальные формулы, В Евхаристической молитве напоминающие о том, что Месса Вечери Господней проводится в память Тайной Вечери Иисуса.

Освящено достаточное количество воинов , чтобы верующие могли причаститься как во время Мессы, так и во время празднования Страстей Господних в Страстную пятницу . Хозяева, предназначенные для литургии Страстной пятницы, не помещаются в скинию, как обычно, а оставляются на алтаре, пока священник произносит послепричастную молитву. [ 18 ] Затем священник трижды каждает Святое Дар и, взяв для его удержания плечевое покрывало , несет его в торжественном крестном ходе к месту резервации где-нибудь в храме или в соответствующим образом украшенной часовне. [ 19 ] Шествие возглавляет крестоносец в сопровождении двух служителей с зажженными свечами; за ним следуют другие служители с зажженными свечами, а непосредственно перед священником стоит турифер. [ 20 ]
По прибытии к алтарю упокоения священник ставит сосуд со Святыми Дарами в тамошнюю скинию, оставляя дверь открытой. Затем он окуривает его и закрывает дверь скинии. После периода обожания он и слуги молча уходят. [ 21 ] Полная индульгенция предоставляется верующим, которые благоговейно читают Тантум Эрго в Великий Четверг, если оно читается в торжественной обстановке. [ 22 ]
Продолжение евхаристического поклонения приветствуется, но если оно продолжается после полуночи, то должно совершаться без внешнего торжества. [ 23 ] [ 24 ] На Филиппинах и в некоторых других католических странах верующие будут путешествовать из церкви в церковь, молясь у алтаря каждой церкви в рамках практики, известной как « Посещение семи церквей» или «Визита Иглесиа». Святые Дары остаются во временном месте до Святого Причастия литургического богослужения Страстной пятницы.
Разбор алтаря
[ редактировать ]В Великий четверг алтари церквей традиционно раздевают, а алтарь часто задрапируют черными украшениями, готовясь к Страстной пятнице . [ 25 ]
В методистских церквях алтарь лишен каких-либо украшений, таких как цветы и свечи. [ 26 ] Помимо изображений Крестного пути, другие изображения, такие как крест, по-прежнему покрыты черным или фиолетовым цветом. [ 26 ]
По завершении литургии Великого четверга в лютеранских церквях «алтарь, аналой и кафедра остаются незакрытыми до Пасхи, чтобы символизировать унижение и бесплодие креста». [ 27 ]
В англиканских церквях эта церемония также проводится по завершении службы Великого четверга, «во время которой все принадлежности, постельное белье и параменты убираются с алтаря и алтаря в рамках подготовки к Страстной пятнице». [ 28 ]
В католической церкви форма римского обряда , использовавшаяся до 1955 года, не предусматривала омовения ног, что вместо этого могло быть выполнено на отдельной более поздней церемонии, а месса завершалась ритуальным снятием всех алтарей, кроме алтаря упокоения. , но оставив крест и подсвечники. [ 29 ] Это было сделано под аккомпанемент Псалма 21 (Вульгаты) ( «Боже, Боже мой »), которому предшествовал и сопровождал антифон «Они разделили между собой одежду мою и бросили жребий о одежде моей». [ 29 ] В католической церкви с 1955 года алтарь потом без церемоний обнажают. [ 30 ]
Византийский обряд
[ редактировать ]Церкви, следующие византийскому обряду (католики византийского обряда и православные христиане), используют аналогичную службу, называемую Тайной вечерей , которую отмечают несколько раньше в тот же день, часто поздним утром. Это единственный раз между Вербным воскресеньем и Великой субботой полную Божественную литургию , когда можно служить .
Служба начинается вечерней, со 103 (104) псалма и Великой ектении. «Господи, зову» поется сразу, без чтения Псалтири, а гимны происходят от хвалебных слов на утрене, совершенных накануне вечером, размышляющих о предательстве Иуды и Христе как Муже Скорбей . Затем добавляется новый гимн, сравнивающий Иуду с израильтянами, которые замышляли против Бога в пустыне. Вслед за Малым входом идет Вечерний Прокимен из псалма 139 (140): «Избавь меня, Господи, от человека лукавого: от человека неправедного сохрани меня».
Далее следуют три чтения, перед вторым – Прокимен:
- Исход 19:10-19 – Моисей освящает людей перед прибытием Бога на гору Синай.
- Второй Прокимен из Псалма 58 (59): «Избавь меня от врагов моих, Боже, защити меня от восстающих на меня».
- Иов 38:1-21; 42:1-5 – Бог открывается Иову
- Исаия 50:4-11 – Третья песнь страдающего слуги
Как обычно, поется Трисвятое , за которым следует Прокимен из 2 - го псалма: «Владыки совещались вместе против Господа и против Помазанника Его». Послание — это 1 Коринфянам 11:23-32, рассказ Святого Павла о Тайной Вечере. После трех стихов Аллилуйя из 40-го псалма («Блажен, кто почитает бедного и нищего»), следует Евангелие. Это составное Евангелие (Матфея 26:2-20; Иоанна 13:3-17; Матфея 26:21-39; Луки 22:43-45; Матфея 26:40-27:2), в котором рассказывается история Св. Матфея. о Тайной Вечере и связанных с ней событиях, перемежающихся рассказом Св. Иоанна об омовении ног и рассказом Св. Луки об Иисусе. потеет кровью.
В остальном Литургия стандартна для Литургии Василия Василия, за исключением того, что Херувимская песнь, Причастный стих и песнопения, исполняемые во время и после Причастия, заменяются этим гимном:
Тайной Вечери Твоей, Сын Божий, прими меня в этот день в причастника. Ибо не скажу тайны врагам Твоим, и не поцелую Тебя, как Иуда, но, как тать, признаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.
Гимн Богородице заменяется Ирмосом 9-й песни Канона на Утрени, призывающим верующих воспользоваться гостеприимством Учителя.
После молитвы перед Амвоном принято совершать омовение ног, особенно в некоторых соборах и монастырях. Читается 50 (51) псалом, и прихожане выходят на паперть, а хор поет 5-ю песнь из Канона на утрене накануне вечером. Далее следуют стихиры и Великая ектения. Далее следуют молитвы, и те, кому нужно омыть ноги, садятся, когда священник начинает Евангелие (Иоанна 13:3-11). В разные моменты он делает паузу, чтобы выполнить действия, упомянутые в рассказе. Наконец, он делает паузу, чтобы омыть ноги сидящим, начиная с привратника (или председателя) и заканчивая казначеем (или казначеем). Затем он заканчивает чтение и следует за ним еще одно (Иоанна 13:12-17). Произносится заключительная молитва, прихожане моют руки и лицо водой из благословения, поются два заключительных гимна, и все возвращаются в церковь для отпущения.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б «Богослужение в Чистый четверг» (PDF) . Объединенная методистская церковь Мемориала Читэма. 24 марта 2016 года . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Элвелл, Уолтер А. (2001). Евангелический богословский словарь . Бейкер Академик. п. 750. ИСБН 9780801020759 .
Отмечаемый в Римско-католической церкви, Чистый четверг появляется в лютеранском, англиканском и многих реформатских литургических календарях и почти повсеместно отмечается Вечерей Господней.
- ^ «Общие нормы литургического года и календаря, 19» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 г. Проверено 17 апреля 2009 г.
- ^ «Литургия Великого Четверга» . Лютеранская церковь Святой Троицы. 17 апреля 2014 года . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ «Чистый четверг» . Реформатская церковь в Америке . 2018 . Проверено 23 марта 2018 г.
- ↑ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг , 45.
- ^ «Правильная литургия в Чистый четверг 1979 г. (Американская) Книга общей молитвы» . Архивировано из оригинала 5 января 2011 г. Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Англиканский Миссал , стр. B44-B59.
- ^ Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф, Вводный словарь теологии и религиоведения (Liturgical Press, 2007). ISBN 0-8146-5856-3 , ISBN 978-0-8146-5856-7 ), с. 379
- ^ Орландо О. Эспин, Джеймс Б. Николофф, Вводный словарь теологии и религиоведения (Liturgical Press, 2007). ISBN 0-8146-5856-3 , ISBN 978-0-8146-5856-7 ), с. 380
- ^ Missale Romanum, Editio Princeps (1570), репродукция, опубликованная Libreria Editrice Vaticana 1998, ISBN 88-209-2547-8
- ^ «Мандатум Великого четверга», USCCB, 2016 г.
- ↑ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг, 48 г.
- ^ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг, 50 г.
- ↑ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг, 45 г.
- ^ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг, 51 г.
- ^ Уивер, Дж. Дадли младший (2002). Пресвитерианское богослужение: Руководство для духовенства . Женева Пресс. п. 96. ИСБН 9780664502188 .
Некоторые общины в некоторых традициях опускают символ веры в литургии Великого четверга, потому что он считается слишком праздничным для этого случая. В римских, лютеранских, епископальных и методистских литургиях этот символ веры отсутствует.
- ↑ Римский Миссал, пятница 5-го числа Вечери Господней, 35–36.
- ↑ Римский Миссал, пятница 5-го числа Вечери Господней, 37–38.
- ↑ Римский Миссал, пятница 5-е Вечери Господней, 38 г.
- ↑ Римский Миссал, пятница 5-го числа Вечери Господней, 39–40.
- ^ Священная апостольская тюрьма, Enchiridion Indulgentiarum , 2-е изд., 1968 г.
- ↑ Римский Миссал, пятница 5-е Вечери Господней, 43 г.
- ^ Вечерняя месса Вечери Господней в Великий четверг, 56 г.
- ^ Словарь века . Компания Век. 1911. с. 2378.
Ранняя церковь соблюдала его как строгий пост; в церковных службах не допускались славословия, не допускалась никакая музыка, кроме самой жалобной, а алтари были обнажены и задрапированы черным.
- ^ Jump up to: а б Хикман, Хойт Л. (1 июля 2011 г.). Объединенные методистские алтари: Руководство для конгрегации (пересмотренная редакция). Абингдон Пресс. п. 55. ИСБН 9781426730696 .
- ^ Фейки, Деннис Р. (1994). Изучение нашей лютеранской литургии . Издательство CSS. п. 34. ISBN 9781556735967 .
- ^ Издательство, Морхаус (2015). Епископальный справочник, переработанное издание . Church Publishing, Inc. с. 218. ИСБН 9780819229564 .
снятие алтаря: Церемония по завершении литургии Великого четверга, во время которой все принадлежности, белье и параменты убираются с алтаря и алтаря в рамках подготовки к Страстной пятнице.
- ^ Jump up to: а б Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ↑ Римский Миссал, четверг Вечери Господней, 41 г.