Двенадцать дней Рождества
Двенадцать дней Рождества | |
---|---|
Наблюдается | Христиане |
Тип | христианин |
Обряды | Зависит от конфессии, культуры и нации |
Дата | 25 декабря – 5 января включительно |
Частота | ежегодный |
Связано с | Рождество , Святки , Двенадцатая ночь , Крещение и Крещение. |
Двенадцать дней Рождества , также известные как Двенадцать дней Святок , — это праздничный христианский сезон, посвященный празднованию Рождества Христова .
Рождество – первый день. Двенадцать дней — с 25 декабря по 5 января, считая первый и последний. Октава Иисус , или восьмой день, — это Новый год и праздник Обрезания , день, когда был обрезан согласно вере. Вечер последнего дня – Двенадцатая ночь или Крещенский сочельник, [1] [2] на следующее утро Крещение .
Для христианских конфессий, таких как англиканская община или лютеранская церковь , Двенадцать дней идентичны Рождеству . [3] [4] [5] Однако для Римско-католической церкви святки длятся дольше и проходят через праздник Крещения Господня . [6] [7] Некоторые считают Двенадцатью днями период с 26 декабря по 6 января. [8] включая Крещение.
История
[ редактировать ]В 567 году Турский совет «провозгласил двенадцать дней от Рождества до Крещения (то есть до конца 5 января, когда Крещение начинается на следующий день) священным и праздничным периодом и установил обязанность Адвентистского поста в рамках подготовки к нему». на праздник». [9] [10] [11] [12] Кристофер Хилл, а также Уильям Дж. Федерер заявляют, что это было сделано для того, чтобы решить «административную проблему Римской империи, поскольку она пыталась согласовать солнечный юлианский календарь с лунными календарями своих провинций на востоке». [ нужны разъяснения ] [13] [14]
Восточное христианство
[ редактировать ]Армянская Апостольская Церковь и Армянская Католическая Церковь празднуют Рождество и Крещение Христа в один и тот же день. [15] чтобы не было различия между праздником Рождества и праздником Крещения.
У восточных православных (кроме армян), восточных православных и восточных католиков , которые следуют одним и тем же традициям, между этими двумя праздниками есть двенадцатидневный интервал. Рождество и Крещение празднуются этими церквями 25 декабря и 6 января по юлианскому календарю , что соответствует 7 и 19 января по григорианскому календарю. Двенадцать дней по григорианскому календарю заканчиваются с заходом солнца 18 января.
Восточное православие
[ редактировать ]Для православных Рождество и Крещение входят в число двенадцати великих праздников , уступающих по значимости лишь Пасхе . [16]
Период между Рождеством и Крещением является свободным от поста . [16] В этот период один праздник сменяет другой. Рождество Христово — трехдневный праздник: формальное название первого дня (то есть сочельника ) — «Рождество по плоти Господа нашего, Бога и Спасителя Иисуса Христа», и празднует не только Рождество Иисуса Христа . , но также и пастырей Поклонение Вифлеемских пришествие волхвов ; второй день называется « Собором Богородицы » и отмечает роль Девы Марии в Воплощении ; известен как «Третий день Рождества Христова», а также день памяти протодиакона третий день и великомученика святого Стефана . 29 декабря – православный праздник Святых Невинных . Послепраздник Рождества Христова (похожий на Западную октаву ) продолжается до 31 декабря (этот день известен как Аподосис или «прощание» Рождества Христова).
Суббота ) после Рождества отмечается особым чтением Послания ( 1 Тим. 6:11–16 и Евангелия ( Мф. 12:15–21 ) во время Божественной литургии . В воскресенье после Рождества есть свое богослужебное поминовение в честь «Праведников: Иосифа Обручника , Царя Давида и Иакова, брата Господня ».
Еще один из наиболее известных праздников, включенных в число Двенадцати великих праздников, — это Обрезание Христово 1 января. [16] В этот же день празднуется день святителя Василия Великого , поэтому в этот день совершается Божественная литургия святителя Василия Великого .
2 января Предпразднство Богоявления начинается . Накануне Богоявления 5 января — день строгого поста , в который верующие ничего не едят до тех пор, пока ночью не увидит первую звезду. Этот день известен как Парамония (греч. Παραμονή «Канун») и имеет ту же общую схему, что и Сочельник. В это утро совершаются Царские часы , а затем Божественная литургия святителя Василия в сочетании с вечерней , по завершении которой совершается Великое освящение вод в память Крещения Иисуса в реке Иордан . Существуют определенные параллели между гимнами, исполняемыми в Парамоний, и гимнами Страстной пятницы , чтобы показать, что, согласно православному богословию , шаги, которые Иисус сделал в реке Иордан, были первыми шагами на пути к Кресту . В эту ночь совершается Всенощное бдение на праздник Богоявления.
Западное христианство
[ редактировать ]В течение Двенадцати дней Рождества проходят как светские, так и религиозные праздники.
Рождество , если оно считается частью Двенадцати Дней Рождества, а не днем, предшествующим Двенадцати Дням, [3] отмечается христианами как литургический праздник Рождества Господня . Это государственный праздник во многих странах, в том числе в тех, где большинство населения не является христианином. Об этом смотрите статьи о Рождестве и рождественских традициях .
26 декабря – « День святого Стефана », праздник Западной Церкви . В Соединенном Королевстве и его бывших колониях это также светский праздник День подарков . В некоторых частях Ирландии его называют « Днем Крапивника ».
Канун Нового года (31 декабря) — праздник Папы Святого Сильвестра I , известный также как « Сильвестр ». Переход этого вечера к новому году является поводом для светских празднеств во многих странах, и на нескольких языках он известен как «Ночь Святого Сильвестра» (« Notte di San Silvestro » по-итальянски, « Silvesternacht » по-немецки, « Réveillon de la Saint-Sylvestre » на французском языке и « סילבסטר » на иврите).
Новый год (1 января) — повод для дальнейших светских гуляний или отдыха от празднований накануне вечером. В римском обряде Римско -католической церкви это Торжество Марии, Богородицы , литургически отмечаемое в октавный день Рождества. Он также отмечался и до сих пор отмечается в некоторых конфессиях как Праздник Обрезания Христа , потому что, согласно еврейской традиции, Он должен был быть обрезан на восьмой день после Своего Рождения, включая первый день и последний день. Этот день или какой-то ближайший к нему день также отмечается католиками как Всемирный день мира . [17]
Во многих странах, например в США, Торжество Крещения переносится на первое воскресенье после 1 января, которое может наступить уже 2 января. Таким образом, это торжество вместе со связанными с ним традиционными обрядами обычно происходит в течение Двенадцати дней Рождества, даже если считается, что они заканчиваются 5 января, а не 6 января.
Другими римско-католическими литургическими праздниками Общего римского календаря , которые происходят в Октаве Рождества и, следовательно, также в течение Двенадцати дней Рождества, являются праздник Святого Иоанна, Апостола и Евангелиста 27 декабря; праздник Святых Невинных 28 декабря; Мемориал святого Фомы Бекета, епископа и мученика , 29 декабря; и праздник Святого Семейства Иисуса, Марии и Иосифа в воскресенье октавы Рождества или, если такого воскресенья нет, 30 декабря. Вне октавы, но в пределах Двенадцати дней Рождества Христова, бывают праздники свв. Василия Великого и Григория Назианзина 2 января и Вечеря памяти Святого Имени Иисуса 3 января.
Другие святые чествуются на местном уровне.
Поздняя античность и средневековье
[ редактировать ]Второй Турский собор 567 г. отметил, что в области, за которую отвечали его епископы, дни между Рождеством и Крещением, как и август, были полностью заняты днями святых. Поэтому монахи в принципе не были обязаны поститься в эти дни. [18] Однако первые три дня года должны были быть днями молитвы и покаяния, чтобы верные христиане воздерживались от участия в идолопоклоннических обрядах и разврате, связанных с празднованием Нового года. Четвертый Толедский собор (633 г.) предписал в эти дни строгий пост по образцу поста постного . [19] [20]
Англия в средние века
[ редактировать ]В средневековой Англии этот период был периодом непрерывных пиршеств и веселий, кульминацией которых стала Двенадцатая ночь, традиционное завершение рождественского сезона 5 января (последняя ночь перед Крещением, которое началось 6 января). Уильям Шекспир использовал его в качестве декорации для одной из своих самых известных пьес « Двенадцатая ночь» . Часто Лорд Беспорядка . руководителем рождественских пирушек выбирался [21]
Некоторые из этих традиций были заимствованы из старых языческих обычаев, в том числе римских Сатурналий и германских святок . [22] Некоторые из них также имеют отголосок в современной пантомиме , где традиционно высмеивается власть и главную мужскую роль играет женщина, в то время как главного женского персонажа старшего возраста, или «Даму», играет мужчина. [ указать ]
Колониальная Северная Америка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
Первые североамериканские колонисты привезли свою версию «Двенадцати дней» из Англии и адаптировали ее к своей новой стране, добавляя с годами свои собственные вариации. Например, современный рождественский венок , возможно, возник в этих колониях. [23] [24] Домашний венок лепили из местной зелени и добавляли фрукты, если таковые имеются. Изготовление венков было одной из традиций сочельника ; они оставались висеть на входной двери каждого дома, начиная с Рождественской ночи (первой ночи Рождества) до Двенадцатой ночи или утра Крещения. По традиции в их родной Англии, к утру Крещения все украшения должны были быть сняты, а оставшиеся съестные припасы съедены. особенный пирог — царский Тогда к Крещению пекли и .
Современные западные обычаи
[ редактировать ]Соединенное Королевство и Содружество
[ редактировать ]Многие в Великобритании и других странах Содружества до сих пор отмечают некоторые аспекты Двенадцати дней Рождества. День подарков , 26 декабря, является национальным праздником во многих странах Содружества. и других викторианской эпохи В рассказах Чарльза Диккенса , в частности «Рождественская песнь» , содержатся ключевые элементы празднования, такие как употребление сливового пудинга , жареного гуся и вассала . Эти продукты потребляются больше в начале Двенадцати дней в Великобритании.
Двенадцатая ночь — последний день, когда нужно снимать украшения, и считается плохой приметой оставлять украшения после этого. [25] Это контрастирует с обычаем в елизаветинской Англии, когда украшения оставляли до Сретения ; это до сих пор делается в некоторых других странах Западной Европы, таких как Германия.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах Рождество является федеральным праздником, имеющим дополнительное религиозное значение для христиан. [26]
Традиции Двенадцати дней Рождества в Соединенных Штатах почти забыты. Факторы, способствовавшие этому, включают популярность рассказов Чарльза Диккенса в Америке девятнадцатого века с их упором на щедрые пожертвования; введение светских традиций в 19 и 20 веках, например, американского Санта-Клауса ; и рост популярности светских новогодних вечеринок. В настоящее время коммерческая практика рассматривает Торжество Рождества 25 декабря, первый день Рождества, как последний день «рождественского» маркетингового сезона, о чем свидетельствуют многочисленные «послерождественские распродажи », начинающиеся 26 декабря. Коммерческий календарь породил ошибочное предположение, что Двенадцать дней заканчиваются в Рождество и, следовательно, должны начинаться 14 декабря. [27]
Многие американские христиане до сих пор празднуют традиционные литургические времена Адвента и Рождества, особенно амиши , англо-католики , члены епископальной церкви , лютеране , меннониты , методисты , моравцы , назаряне , православные христиане , пресвитериане и католики . В англиканстве обозначение «Двенадцати дней Рождества» используется литургически в Епископальной церкви США , имея свой пригласительный антифон в Книге общей молитвы к утрене . [4]
Христиане, отмечающие Двенадцать дней, могут дарить подарки в каждый из них, причем каждый из Двенадцати дней представляет собой пожелание соответствующего месяца нового года. Они могут лакомиться традиционными блюдами или иным образом праздновать все время до утра Торжества Крещения . Современные традиции включают в себя зажигание свечи на каждый день, пение стиха соответствующего дня из знаменитых «Двенадцати дней Рождества» , зажигание рождественского полена в канун Рождества и его догорание в каждую из двенадцати ночей. Для некоторых Двенадцатая ночь остается ночью самых праздничных вечеринок и обмена подарками. Некоторые семьи обмениваются подарками в первый (25 декабря) и последний (5 января) дни Двенадцати дней. , является Двенадцатая ночь до Крещенского утра . елки и украшения Как и в прежние времена, Традиционным временем, когда убирают [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэтч, Джейн М. (1978). Американская Книга Дней . Уилсон. ISBN 9780824205935 .
5 января: Двенадцатая ночь или Крещенский сочельник. Двенадцатая ночь, последний вечер традиционных Двенадцати дней Рождества, отмечается праздничными торжествами еще со времен Средневековья.
- ^ Александр, Дж. Нил (1 сентября 2014 г.). Дни, недели и времена года . Церковное издательство. ISBN 978-0-89869-874-9 .
На самом деле между Рождеством и кануном Крещения 5 января проходит двенадцать дней.
- ^ Jump up to: а б Братчер, Деннис (10 октября 2014 г.). «Рождественский сезон» . Христианский ресурсный институт . Проверено 20 декабря 2014 г.
Двенадцать дней Рождества... в большей части Западной Церкви — это двенадцать дней от Рождества до начала Крещения (6 января; 12 дней считаются с 25 декабря по 5 января). В некоторых традициях первый день Рождества начинается вечером 25 декабря, а следующий день считается первым днем Рождества (26 декабря). Согласно этим традициям, двенадцать дней начинаются 26[го] декабря и включают Крещение 6[го] января.
- ^ Jump up to: а б «Книга общей молитвы» (PDF) . Нью-Йорк: Church Publishing Incorporated. Январь 2007. с. 43 . Проверено 24 декабря 2014 г.
В двенадцать дней Рождества Аллилуия. У нас рождается дитя: Придите, поклонимся Ему. Аллилуия.
- ^ Траскотт, Джеффри А. Поклонение . Броневое издательство. п. 103. ИСБН 9789814305419 .
Как и в случае с пасхальным циклом, церкви сегодня празднуют рождественский цикл по-разному. Практически все протестанты отмечают само Рождество со службами 25 декабря или накануне вечером. Англиканцы, лютеране и другие церкви, использующие экуменический пересмотренный общий лекционарий, скорее всего, будут соблюдать четыре воскресенья Адвента, сохраняя древний акцент на эсхатологическом (первое воскресенье), аскетическом (второе и третье воскресенья) и библейском/историческом (четвертое воскресенье). . Помимо сочельника/дня Рождества, они будут отмечать 12-дневный сезон Рождества с 25 декабря по 5 января.
- ^ «Крещение Христа завершает рождественский сезон» . Католическая епархия Литл-Рока. 9 января 2022 г. Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Бл. Папа Павел VI, Универсальные нормы литургического года , № 33 (14 февраля 1969 г.)» (PDF) .
- ^ Блэкберн, Бонни Дж. (1999). Оксфордский компаньон года . Холфорд-Стривенс, Леофранк. Оксфорд. ISBN 0-19-214231-3 . OCLC 41834121 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ о. Фрэнсис X. Вайзер. «Праздник Рождества» . Католическая культура.
Турский собор (567 г.) провозгласил двенадцать дней от Рождества до Крещения священным и праздничным периодом и установил обязанность адвентистского поста при подготовке к празднику. Совет Браги (563 г.) запретил пост в Рождество.
- ^ Фокс, Адам (19 декабря 2003 г.). « Это сезон» . Хранитель . Проверено 25 декабря 2014 г.
Около 400 года в последующие дни были добавлены праздники Святого Стефана, Иоанна Богослова и Святых Невинных, а в 567 году Турский собор утвердил постоянный 12-дневный цикл между Рождеством и Крещением.
- ^ Хайнс, Мэри Эллен (1993). Компаньон к календарю . Публикации по обучению литургии. п. 8. ISBN 9781568540115 .
В 567 году церковный совет Тура объявил 13 дней с 25 декабря по 6 января фестивальным сезоном.
Мартиндейл, Сирил Чарльз (1908). «Рождество» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . Проверено 15 декабря 2014 г.Второй Турский собор (кан. xi, xvii) провозглашает в 566 или 567 г. святость «двенадцати дней» от Рождества до Крещения и обязанность Адвентистского поста; ...а в Браге (563) запрещается поститься в Рождество. Однако народные развлечения настолько возросли, что «Законы короля Кнута», сфабрикованные ок. 1110, закажите пост от Рождества до Крещения.
- ^ Бансон, Мэтью (21 октября 2007 г.). «Происхождение рождественских и пасхальных праздников» . Телевизионная сеть «Вечное слово» (EWTN) . Проверено 17 декабря 2014 г.
Турский собор (567 г.) постановил 12 дней от Рождества до Крещения священными и особенно радостными, подготовив тем самым почву для празднования Рождества Господня...
- ^ Хилл, Кристофер (2003). Праздники и святые ночи: празднование двенадцати сезонных фестивалей христианского года . Книги квестов. п. 91. ИСБН 9780835608107 .
Такое расположение стало административной проблемой для Римской империи, поскольку она пыталась согласовать солнечный юлианский календарь с лунными календарями своих провинций на востоке. Хотя римляне могли примерно сопоставить месяцы в двух системах, четыре кардинальные точки солнечного года — два равноденствия и солнцестояния — все равно приходились на разные даты. Ко времени первого века календарная дата зимнего солнцестояния в Египте и Палестине была на одиннадцать-двенадцать дней позже даты в Риме. В результате Воплощение стало праздноваться в разные дни в разных частях Империи. Западная церковь, в своем стремлении к универсальности, в конечном итоге приняла оба праздника — один стал Рождеством, другой — Крещением, с промежутком в двенадцать дней. Со временем этот перерыв приобрел особый христианский смысл. Церковь постепенно наполняла эти дни святыми, некоторые из которых связаны с повествованиями о рождении в Евангелиях (Святой День Невинных, 28 декабря, в честь младенцев, закланных Иродом; св. Иоанн Богослов, «Возлюбленный», 27 декабря; св. Стефана, первого христианского мученика, 26 декабря, Святого Семейства, 31 декабря Девы Марии, 1 января); В 567 году Турский совет объявил двенадцать дней между Рождеством и Крещением одним единым праздничным циклом.
Федерер, Уильям Дж. (6 января 2014 г.). «В 12-й день Рождества» . Американская минутка . Проверено 25 декабря 2014 г.В 567 году нашей эры Совет Тура положил конец спору. Западная Европа праздновала Рождество 25 декабря как самый святой день сезона... но Восточная Европа праздновала Крещение 6 января, вспоминая визит Волхвов и крещение Иисуса. Невозможно было решить, какой день более святой, поэтому Собор объявил все 12 дней с 25 декабря по 6 января «святыми днями» или «праздниками». Они стали известны как «Двенадцать дней Рождества».
- ^ Кирк Кэмерон , Уильям Федерер (6 ноября 2014 г.). Слава Господу . Радиовещательная сеть Тринити . Событие происходит в 01:15:14. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 25 декабря 2014 г.
Западная Европа праздновала Рождество 25 декабря как самый святой день. Восточная Европа праздновала 6 января Крещение, визит Волхвов, как самый святой день... и вот они собрали совет и решили сделать все двенадцать дней с 25 декабря по 6 января Двенадцатью днями Рождества.
- ^ Келли, Джозеф Ф. (2010). Джозеф Ф. Келли, Праздник Рождества (Liturgical Press, 2010 ISBN 978-0-81463932-0) . Литургическая пресса. ISBN 9780814639320 .
- ^ Jump up to: а б с «Отрывки из Православной Церкви епископа Каллиста Варе» . www.fatheralexander.org .
- ^ «Всемирный день мира | USCCB» . www.usccb.org .
- ^ Жан Ардуэн; Филипп Лаббе; Габриэль Коссар (1714 г.). "Рождество " Протоколы соборов и декретальные грамоты (на латыни). Королевская типография, Париж . Проверено 16 декабря 2014 г.
С декабря до Рождества Господня постились каждый день. А поскольку между Рождеством Господним и Крещением каждый день проходят гуляния, то и обедать будут. Принято считать, что это три дня, в которые, чтобы попрать обычай язычников, отцы наши решили внести частные ектении в январские календари для пения в церквях, и в восьмом часу дня даже в календарях Обрезания совершалась месса умилостивления Бога. (Перевод: «В декабре до Рождества они должны поститься каждый день. Поскольку между Рождеством и Крещением каждый день есть праздники, они должны иметь полную трапезу, за исключением трехдневного периода, в который, чтобы попирать язычников отцы наши установили, чтобы календы в церквях пелись частные ектении на январские , а в сами календы мессу обрезания совершали в восьмом часу для милости Божией».)
- ^ Лабади, Кристофер. «Октавный день Рождества Христова: историческое развитие и современная литургическая практика» . Обскульта . 7 (1 ст. 8): 89.
- ^ Адольф Адам, Литургический год (Литургическая пресса, 1990 г.) ISBN 978-0-81466047-8 ), с. 139
- ^ Фрейзер, Джеймс (1922). Золотая ветвь . Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 1-58734-083-6 . Bartleby.com
- ^ Граф, Эрл (1997). 4000 лет Рождества . Улисс Пресс. ISBN 1-56975-087-4 .
- ↑ New York Times , 27 декабря 1852 г.: в отчете о праздничных мероприятиях среди выигранных призов упоминается «великолепный венок».
- ↑ В 1953 году в переписке на страницах «Таймс» обсуждалось, были ли рождественские венки привезены инопланетянами или версией местных вечнозеленых «пучков» / «ветвей» / «гирлянд» / «вассайлового куста», традиционно выставленных в Англии на Рождество. Один корреспондент описала те, которые она видела на дверях в сельской местности, как простой пучок, форму, похожую на крутящий момент или открытый круг, а иногда и более сложную форму, например, колокол или переплетенные круги. Она чувствовала, что использование слов «Рождественский венок» вызывает «похоронные ассоциации» у англичан, которые предпочитают называть его «гирляндой». Реклама в «Таймс» в пятницу, 26 декабря 1862 г.; стр. 1; Выпуск 24439; Колонка А, однако, относится к развлечениям в Хрустальном дворце, включающим «Необычайные украшения, венки из вечнозеленых растений…», а в 1896 году специальный рождественский выпуск The Girl's Own Paper был озаглавлен «Наш рождественский венок»: «Таймс», суббота, 19 декабрь 1896 г.; стр. 4; Выпуск 35078; колонка C. Существует обычай украшать могилы на Рождество мрачными венками из вечнозеленых растений, который до сих пор соблюдается в некоторых частях Англии, и это, возможно, препятствовало тому, чтобы круг был общепринятой формой для украшения дверей до восстановления традиции. из Америки середины-конца 20 века.
- ^ «Крещение в Великобритании» . timeanddate.com . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Сирвайтис, Карен (1 августа 2010 г.). Европейско-американский опыт . Книги двадцать первого века. стр. 52 . ISBN 9780761340881 .
Рождество — главный праздник для христиан, хотя некоторые нехристиане в Соединенных Штатах также отмечают этот день как праздник.
- ^ HumorMatters.com Двенадцать дней Рождества (перепечатка журнальной статьи). Проверено 3 января 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- «Рождество» . Католическая энциклопедия . Проверено 22 декабря 2005 г. В первую очередь подзаголовок «Народные веселья» в разделе «Литургия и обычаи» .
- «Двенадцать дней Рождества» . Католическая культура . Проверено 22 января 2012 г. В первую очередь подзаголовок «12 дней Рождества» в разделе «Католик и культура» .
- Боулер, Джеральд (2000). Всемирная энциклопедия Рождества . Торонто: M&S. ISBN 978-0-7710-1531-1 . OCLC 44154451 .
- Колкинс, Мэри; Дженни Миллер Хелдерман (2002). Рождественские мелочи: 200 забавных и увлекательных фактов о Рождестве . Нью-Йорк: Грамерси. ISBN 978-0-517-22070-2 . OCLC 49627774 .
- Коллинз, Эйс; Клинт Хансен (2003). Истории великих традиций Рождества . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-24880-4 . OCLC 52311813 .
- Эванс, Мартин Марикс (2002). Двенадцать дней Рождества . Уайт-Плейнс, Нью-Йорк: Питер Паупер Пресс. ISBN 978-0-88088-776-2 . OCLC 57044650 .
- Уэллс, Робин Хедлам (2005). Гуманизм Шекспира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-82438-5 . OCLC 62132881 .
- Хо, Джон Л. младший (2001). Двенадцать дней Рождества: Катехизис гимнов . Ванкувер: электронные книги Suite 101. АСИН B0011YH0JI .