Василий Кесарийский
Василий Великий | |
---|---|
Епископ, Исповедник и Учитель Церкви; Великий Иерарх | |
Рожденный | 330 Кесария Масака , Каппадокия , Римская империя |
Умер | 1 или 2 января 378 г. Кесария Мазака, Каппадокия, Римская империя |
Почитается в | |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник |
|
Атрибуты | Облачен епископом, в омофоре , держит Евангелие или свиток . Святой Василий изображается на иконах худощавым и аскетичным, с длинной, заостренной черной бородой. |
Покровительство |
|
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Кесарийского называли также Василия святым Василием Hágios Basíleios ho Mégas . Coptic: Ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ ⲂⲁⲥⲓⲗⲓⲟⲥВеликим [8] — 1 или 2 января 378), был епископом Кесарии Мазаки в Каппадокии , Малая Азия . Он был влиятельным богословом, который поддерживал Никейский символ веры и выступал против ересей раннехристианской церкви, борясь как с арианством , так и с последователями Аполлинария Лаодикийского .
Помимо своей богословской деятельности, Василий был известен своей заботой о бедных и обездоленных. Василий установил правила монашеской жизни, в которых основное внимание уделяется общественной жизни, литургической молитве и физическому труду. Вместе с Пахомием его помнят как отца общинного монашества в восточном христианстве. Он считается святым в традициях как восточного , так и западного христианства .
Василий вместе со своим братом Григорием Нисским и другом Григорием Назианзином вместе именуются каппадокийскими отцами . Восточная Православная Церковь и Восточно-Католические Церкви присвоили ему вместе с Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом титул Великого Иерарха . Он признан Доктором Церкви в Римско-католической церкви . Его иногда называют эпитетом Уранофантор (греч. Οὐρανοφάντωρ ), «открыватель небесных тайн». [9]
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Василий родился в семье богатого каппадокийского грека. [10] семья Василия Старшего , [11] и Эммелия Кесария , в Каппадокии , около 330 г. Он был одним из десяти детей, и его родители были известны своим благочестием. [12] Его дед по материнской линии был христианским мучеником , казненным за несколько лет до Константина I. обращения [13] [14] Его благочестивая бабушка по отцовской линии, Макрина , последовательница Григория Чудотворца (основавшего близлежащую церковь Неокесарии ), [15] воспитал Василия и четырех его братьев и сестер, которые также ныне почитаются как святые: Макрину Младшую , Навкратия , Петра Севастийского и Григория Нисского .
Василий получил более формальное образование в Кесарии Мазаке в Каппадокии (современный Кайсери ) около 350–51 гг. [16] Там он встретил Григория Назианзина . [17] Григорий отправился в Александрию, а Василий отправился в Константинополь для дальнейшего обучения, в том числе лекций Либания . Позже они снова встретились в Афинах и стали верными друзьями. Там они встретили однокурсника, который впоследствии стал императором Юлианом Отступником . [18] [19] Василий покинул Афины в 356 году и после путешествий по Египту и Сирии вернулся в Кесарию . Около года он занимался юридической практикой и преподавал риторику. [20]
Жизнь Василия радикально изменилась после того, как он встретил Евстафия Севастийского , харизматичного епископа и подвижника. [21] Оставив юридическую и педагогическую карьеру, Василий посвятил свою жизнь Богу. В письме он описал свое духовное пробуждение:
Я потратил много времени на безрассудства и провел почти всю свою юность в тщетных трудах и преданности учению мудрости, которую Бог сделал глупым. Внезапно я проснулся, словно от глубокого сна. Я увидел чудесный свет евангельской истины и осознал ничтожность мудрости князей мира сего. [22]
его мать
[ редактировать ]После крещения Василий в 357 году отправился в Палестину, Египет, Сирию и Месопотамию для изучения аскетики и монашества. [23] [24] Он раздал свое состояние бедным и ненадолго уединился недалеко от Неокесарии Понтийской (современный Никсар ) на Ирисе. [23] Василий со временем понял, что, хотя он и уважает благочестие и молитвенность подвижников, уединенная жизнь его не зовет. [25] Евстафий Севастийский , известный отшельник близ Понта, был наставником Василия. Однако в конечном итоге они также разошлись во мнениях по поводу догм . [26]
Вместо этого Василий почувствовал тягу к общинной религиозной жизни, и к 358 году он собрал вокруг себя группу учеников -единомышленников , включая своего брата Петра. Вместе они основали монашеское поселение в его семейном поместье недалеко от Аннези. [24] (современный Сонуса или Улукёй, недалеко от слияния Ирис и Ликос рек [27] ). Его овдовевшая мать Эммелия, сестра Макрина и несколько других женщин присоединились к Василию и посвятили себя благочестивой жизни, молитве и благотворительной деятельности (некоторые утверждают, что Макрина основала эту общину). [28]
Здесь Василий писал о монашеской общинной жизни. Его сочинения сыграли решающую роль в развитии монашеских традиций Восточной Церкви . [29] В 358 году Василий пригласил своего друга Григория Назианзина присоединиться к нему в Аннеси. [30] Когда Григорий в конце концов прибыл, они вместе работали над «Добротолюбием» Оригена , собранием произведений Оригена . [31] Григорий решил вернуться к своей семье в Назианзу.
Василий присутствовал на Константинопольском соборе (360 г.) . Сначала он встал на сторону Евстафия и гомоусиан , полуарианской фракции, которая учила, что Сын имел подобную субстанцию Отцу, но не был ни тем же самым ( одной субстанцией), ни отличным от Него. [32] Гомойсиане выступили против арианства Евномия, но отказались присоединиться к сторонникам Никейского символа веры , которые исповедовали, что члены Троицы были одной субстанции (« homoousios »). Однако епископ Василия, Дианий Кесарийский, подписал только более раннюю никейскую форму соглашения. В конце концов Василий отказался от гомоусиан и вместо этого стал решительным сторонником Никейского символа веры . [32] Его способность сочетать свои богословские убеждения с политическими связями сделала Василия мощным защитником никейской позиции.
Кесария
[ редактировать ]В 362 году епископ Антиохийский Мелетий рукоположил Василия во диакона . Затем Евсевий вызвал Василия в Кесарию и рукоположил его в сан пресвитера тамошней церкви в 365 году. Таким образом, церковные мольбы, а не желания Василия, изменили его карьеру. [23]
Василий и Григорий Назианзин провели следующие несколько лет в борьбе с арианской ересью , которая угрожала разделить христиан Каппадокии. В тесном братском сотрудничестве они согласились на большое риторическое состязание с опытными арианскими богословами и риторами. [33] В последующих публичных дебатах под председательством агентов Валента Григорий и Василий вышли победителями. Этот успех подтвердил и Григорию, и Василию, что их будущее связано с управлением Церковью. [33] Затем Василий взял на себя функциональное управление городом Кесария. [29] Сообщается, что Евсевий завидовал репутации и влиянию, которые Василий быстро приобрел, и позволил Василию вернуться в свое прежнее одиночество. Однако позже Григорий уговорил Василия вернуться. Василий так и сделал и стал администратором Кесарийской епархии. [34]
В 370 году Евсевий умер, и его преемником был избран Василий, который 14 июня 370 года был рукоположен в сан епископа. [35] Его новый пост епископа Кесарии также дал ему полномочия экзарха Понта и митрополита пяти епископов-суфраганов , многие из которых выступали против него на выборах преемника Евсевия. Именно тогда его великие силы были призваны к действию. Вспыльчивый и несколько властный, Бэзил был также щедр и отзывчив. Он лично организовал столовую и раздавал еду бедным во время голода, последовавшего за засухой. [26]
Его письма показывают, что он активно работал над исправлением воров и проституток. Они также показывают, что он поощрял свое духовенство не поддаваться соблазну богатства или сравнительно легкой жизни священника и что он лично заботился о выборе достойных кандидатов для священнослужителей . Он также имел смелость критиковать государственных чиновников, которые не выполнили свой долг по отправлению правосудия. В то же время он проповедовал каждое утро и вечер в своей церкви перед большими собраниями. Помимо всего вышеперечисленного, недалеко от Кесарии он построил большой комплекс, названный Василиадой . [36] который включал богадельню, приют и больницу, и Григорий Назианзин сравнил его с чудесами света . [37]
Его ревность к ортодоксальности не мешала ему видеть хорошие стороны противника; и ради мира и милосердия он был согласен отказаться от использования ортодоксальной терминологии, когда от нее можно было отказаться, не жертвуя истиной. Император Валент , который был приверженцем арианской философии, послал своего префекта Модеста, чтобы тот хотя бы согласился на компромисс с арианской фракцией. Непреклонный отрицательный ответ Бэзила побудил Модеста сказать, что никто никогда раньше не говорил с ним таким образом. Василий ответил: «Может быть, тебе еще никогда не приходилось иметь дело с епископом». Модест сообщил Валенту, что, по его мнению, против Василия не поможет ничего, кроме насилия. Валент, очевидно, не желал прибегать к насилию. Однако он неоднократно издавал приказы об изгнании Бэзила, но ни один из них не увенчался успехом. Валент сам пришел присутствовать на совершении Василием Божественной литургии в праздник Богоявления (Богоявления) и в то время был так впечатлен Василием, что пожертвовал ему немного земли для строительства Василиады. Это взаимодействие помогло определить границы государственной власти над церковью. [38]
Затем Василию пришлось столкнуться с растущим распространением арианства . Эта система верований, отрицавшая единосущность Христа с Отцом, быстро набирала сторонников, и многие, особенно в Александрии, наиболее знакомые с ней, считали представляющей угрозу единству церкви. [39] Василий вступил в связи с Западом и с помощью Афанасия пытался преодолеть его недоверчивое отношение к гомоусианцам. Трудности усугублялись вопросом о сущности Святого Духа . Хотя Василий объективно отстаивал единосущность Святого Духа Отцу и Сыну , он принадлежал к тем, кто, верный восточной традиции, не допускал предиката homoousios к первому; за это его еще в 371 г. упрекали православные ревнители среди монахов, и Афанасий защищал его.
Василий переписывался с папой Дамасием в надежде получить его помощь и поощрение против торжествующего арианства; Папа, однако, питал некоторую подозрительность к каппадокийскому доктору. [40]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Бэзил умер до того, как фракционные беспорядки закончились. Он страдал заболеванием печени; чрезмерная аскетическая практика также способствовала его ранней кончине. Историки расходятся во мнениях относительно точной даты смерти Василия. [41] Великий институт перед воротами Кесарии, Птохоптофеон, или «Василеада», который использовался как богадельня, больница и приют, стал вечным памятником епископской заботы Василия о бедных. [26] Многие сочинения и проповеди святителя Василия, особенно на темы денег и имущества, продолжают оказывать влияние на современное христианство. [42]
Сочинения
[ редактировать ]Основными богословскими сочинениями Василия являются его «О Святом Духе» , обращение к Священному Писанию и раннехристианской традиции для доказательства божественности Святого Духа, и его «Опровержение апологии нечестивого Евномия» , написанное в 364 году и состоящее из трех книги против Евномия Кизика , главного представителя аномийского арианства . Первые три книги « Опровержения» — его работа; его авторство четвертой и пятой книг обычно считается сомнительным. [43]
многие его проповеди, в том числе серия постных лекций о Гексамероне (также Hexaëmeros , «Шесть дней творения»; латынь : Hexameron ), а также изложение Псалтири . Он был известным проповедником, и сохранились Некоторые из них, например, о борьбе с ростовщичеством и о голоде в 368 году, представляют ценность для истории нравственности; другие иллюстрируют почитание мучеников и реликвий ; обращение к юношам по вопросам изучения классической литературы показывает, что на Василия повлияло собственное образование, которое научило его ценить пропедевтическое значение классики. [44] В одной из своих «Проповедей» он описывает, в одном из самых ранних описаний опреснения воды , как моряки в его время добывали пресную воду, развешивая губки над сосудом с кипящей морской водой и собирая и конденсируя водяной пар. [45]
В своей экзегезе Василий был поклонником Оригена и необходимости духовного толкования Священного Писания. В своей работе о Святом Духе он утверждает, что «принять буквальный смысл и остановиться на этом — значит закрыть сердце завесой еврейского буквализма. Лампы бесполезны, когда светит солнце». Он часто подчеркивает необходимость сдержанности в доктринальных и сакраментальных вопросах. В то же время он был против диких аллегорий некоторых современников. По этому поводу он писал:
«Я знаю законы аллегории, хотя и меньше сам, чем по произведениям других. Есть, поистине, такие, которые не признают здравого смысла Священного Писания, для которых вода — это не вода, а какая-то другая природа, которые видят в растении, в рыбе — чего желает их фантазия, которые изменяют природу пресмыкающихся и диких зверей в соответствии со своими аллегориями, подобно толкователям снов, которые объясняют видения во сне, чтобы заставить их служить своей цели». [46]
Его аскетические наклонности проявляются в Моралии и Аскетике (иногда неверно переводимых как Правила св. Василия ), этических руководствах для использования в мире и монастыре соответственно. Было много дискуссий относительно подлинности двух произведений, известных как Большой Аскетикон и Малый Аскетикон . [26]
По мнению Оросия , Василий учил апокатастасису , влекущему за собой возвращение всех грешников ко Христу после очищения. Эта доктрина наиболее очевидна в его «Комментариях к Исайе» . он яростно выступал против мнения о том, что у ада есть конец С другой стороны, в своих коротких «Регулах» , даже утверждая, что многие люди, придерживающиеся этого мнения, обмануты дьяволом . Однако идею конечного ада также поддерживали его братья и сестры Макрина и Григорий Нисский, и вполне возможно, что соответствующий отрывок из «Регул» был вставлен. [47]
В своей книге De Spiritu Sancto Бэзил перечисляет некоторых, по его мнению, выдающихся деятелей церкви и цитирует их; это Ириней Лионский , Климент Римский , Дионисий Римский , Дионисий Александрийский , Евсевий , Юлий Африканский , Григорий Чудотворец , Фирмилиан и Ориген . [48]
Василий подчеркивает также полное равенство обоих полов, происходящее от одного и того же человеческого «комка» (φύραμα), оба по образу Божию, наделенные одинаковой честью и достоинством (ὁμοτίμως), в совершенном равенстве (ἐξ ἴσου). Мужчины даже рискуют уступить в благочестии (Проповедь на Улиту 241Б). Точно так же в «Проповедях на Псалмы 1», PG 29.216–17, он настаивает на сократовском и стоическом принципе, здесь христианизированном, о том, что мужчина и женщина обладают «одной и той же добродетелью» и «одной и той же природой» (φύσις). Их общее творение имело равную честь и достоинство (ὁμότιμος); они обладают одинаковыми способностями и активностью (ἐνέργεια) и получат одинаковую награду. Точно так же в «Письме к Амфилохию» 188 Василий снова использует ἐξ ἴσου, говоря о равенстве женщин и мужчин. [49]
Василий столкнулся с проблемой рабства в De Spiritu Sancto 20 в контексте дебатов о Тринитарии. Бэзил признает, что ни один человек не является «рабом по природе». Этот принцип противоречил убеждению Аристотеля и соответствовал взглядам Григория Нисского и многих других святоотеческих мыслителей; даже Августин и Феодорит признавали это. Василий действительно рассматривал рабство как результат грехопадения, и этот принцип разделяли Августин, Феодорит и многие другие отцы. [50] [51] Иногда рабство является благом для порабощенного человека, утверждал Василий (в Моральных правилах 75 он рекомендовал рабам-христианам работать больше, чем рабам-нехристианам). Эта точка зрения противоречит позиции Григория Нисского и напоминает аргументы Аристотеля и Теодорита. [49]
Именно в этических руководствах и моральных проповедях иллюстрируются практические аспекты его теоретического богословия. Так, например, именно в « Проповеди к лазиканам» мы находим Василия, объясняющего, что наша общая природа обязывает нас относиться к естественным потребностям ближнего (например, голоду, жажде) как к своим собственным, хотя он и является отдельным индивидуальный. [ нужна ссылка ]
Триста писем Бэзила раскрывают его характер. Они показывают его наблюдательную натуру, которая, несмотря на невзгоды нездоровья и церковные волнения, оставалась оптимистичной, нежной и даже игривой. Василий почитается как главный архитектор монашеской жизни в Греческой Церкви. [52]
Большинство его дошедших до нас работ, а также некоторые из них, ложно приписываемые ему, доступны в Patrologia Graeca , которая включает латинские переводы различного качества. Несколько работ Базиля появились в конце двадцатого века в коллекции Sources Chrétiennes . [53]
Знаменитая цитата Василия приведена ниже: [54]
«Хлеб, который вы храните, принадлежит голодным. Одежда, которую вы накапливаете, принадлежит голым. Обувь, которая у вас в шкафу, предназначена для босых. Деньги, которые вы закапываете глубоко в землю, чтобы сохранить их в безопасности, принадлежат бедным. Вы были несправедливы по отношению к как можно большему количеству людей, которым могли помочь, но не сделали этого».
Литургические вклады
[ редактировать ]Василий Кесарийский занимает очень важное место в истории христианской литургии , придя в конце эпохи гонений . То, что св. Василий составил литургию, или, вернее, реформировал существующую литургию, не подлежит сомнению, поскольку, кроме постоянного предания Византийской Церкви, в древних писаниях имеется множество свидетельств, подтверждающих этот факт. Литургическое влияние Василия хорошо засвидетельствовано в ранних источниках. [55]
Большинство литургий, носящих имя Василия, не являются вполне его произведениями в их нынешнем виде, но они, тем не менее, сохраняют напоминание о деятельности Василия на этом поприще по формулированию литургических молитв и пропаганде церковного песнопения. Ученые-патристики приходят к выводу, что Литургия святителя Василия «безошибочно несет в себе личную руку, перо, ум и сердце святителя Василия Великого». [56]
Одной из литургий, которую можно приписать ему, является Божественная литургия святителя Василия Великого , литургия, которая несколько длиннее, чем более часто используемая Божественная литургия св. Иоанна Златоуста . Разница между ними заключается прежде всего в безмолвных молитвах, произносимых священником, и в использовании гимна Богородице , Всей Творении , вместо Axion Estin Литургии Иоанна Златоуста. [55]
В Восточных церквях сохранилось множество других молитв, приписываемых Василию, в том числе три молитвы изгнания нечистой силы , несколько утренних и вечерних молитв, а также «Часословная молитва», которая читается на каждой службе Daily Office . [ нужна ссылка ]
Влияние на монашество
[ редактировать ]Своими примерами и поучениями Василий добился заметной умеренности в суровых обычаях, которые ранее были характерны для монашеской жизни. [57] Ему также приписывают координацию обязанностей по работе и молитве, чтобы обеспечить надлежащий баланс между ними. [58]
Василия помнят как одну из самых влиятельных фигур в развитии христианского монашества . Василий не только признан отцом восточного монашества; историки признают, что его наследие распространяется и на западную церковь, во многом благодаря его влиянию на святого Бенедикта . [59] Ученые-патристики, такие как Мередит, утверждают, что сам Бенедикт признавал это, когда писал в эпилоге своего Устава , что его монахи, помимо Библии, должны читать «исповедания отцов и их институтов, их жития и правила нашего Святого Отец Василий. [60] Учение Василия о монашестве, закодированное в таких произведениях, как его « Маленький аскетикон» , было передано на запад через Руфина в конце 4 века. [61]
В результате влияния Василия его имя носят многочисленные религиозные ордена в восточном христианстве. В Римско-католической церкви его именем названы отцы-василиане, также известные как Конгрегация святого Василия , международный орден священников и студентов, обучающихся на священство. [62]
Памятники
[ редактировать ]Василию было присвоено звание Доктора Церкви в Западной Церкви за вклад в дискуссию, начатую арианским спором относительно природы Троицы, и особенно вопроса о божественности Святого Духа . Василий отвечал за определение терминов « усия » (сущность/субстанция) и « ипостась » (личность/реальность), а также за определение классической формулировки трех Лиц в одной Природе. Его единственным величайшим вкладом было утверждение божественности и единосущности Святого Духа Отцу и Сыну. [63]
По греческой традиции Василий приносит детям подарки каждое 1 января (День Святого Василия). Традиционно в День Василия Блаженного подают василопиту — сытный хлеб, испеченный с монетой внутри. Эта традиция приписывается святому Василию, который, будучи епископом, хотел раздать деньги бедным и поручил некоторым женщинам испечь подслащенный хлеб, в который он поместил золотые монеты. Таким образом, семьи, разрезавшие хлеб, были приятно удивлены, обнаружив монеты. [64]
В день его праздника принято посещать дома друзей и родственников, петь новогодние колядки , а также накрывать святому Василию дополнительное место за столом. Василий, родившись в богатой семье, все свое имущество раздал бедным, обездоленным, нуждающимся и детям. [65]
По некоторым данным, Василий умер 1 января, и Восточная Православная Церковь отмечает его праздник вместе с праздником Обрезания в этот день . Это был также день, когда Общий римский календарь его сначала отмечал ; но в 13 веке она была перенесена на 14 июня, дату, которая считается датой его рукоположения в епископы , и оставалась этой датой до 1969 года пересмотра календаря , который перенес ее на 2 января, а не на 1 января. , потому что последняя дата занята Торжеством Марии Богородицы . 2 января святителя Василия празднуют вместе со святителем Григорием Назианзином . [66] Службы Novus Ordo используют пересмотренный календарь, в то время как католические общины-традиционалисты продолжают соблюдать календари, существовавшие до 1970 года. [67] [68]
Синод Лютеранской церкви и штата Миссури чтит память Василия вместе с Григорием Назианзином и Григорием Нисским 10 января. [69]
празднует Англиканская церковь праздник Василия Блаженного ( Малый фестиваль ) 2 января, а Епископальная церковь и Англиканская церковь Канады отмечают его 14 июня. [70] [71]
По Византийскому обряду 30 января — Собор Трех Святителей в честь святителя Василия, святителя Григория Богослова и святителя Иоанна Златоуста . [72]
Коптская Православная Церковь Александрии . отмечает праздник святителя Василия 6 тоби [73] (6-е число терра по эфиопскому календарю Эфиопской православной церкви Тевахедо ). В настоящее время это соответствует 14 января и 15 января високосного года . [74]
Василия находятся Мощи по всему миру. Одной из важнейших является его глава, которая хранится по сей день в монастыре Великой Лавры на Афоне в Греции. Говорят, что мифический меч Дюрандаль содержит немного крови Бэзила. [75]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Великий синаксарист : (на греческом) Святой Василий Великий Каппадокийский . 1 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской . ОСА – Праздники и святые.
- ^ Великие синаксаристы : (на греческом языке) Три святителя . 30 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Собор вселенских учителей и иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста . ОСА – Праздники и святые.
- ^ «Отъезд святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской — Праздник Синаксария 6-го числа Тобы, месяца Тоба, коптского месяца — St-Takla.org » . st-takla.org .
- ^ Лютеранство 101, CPH, Сент-Луис, 2010, стр.277.
- ^ «Праздник памяти чуда, совершенного святителем Василием Великим, епископом Кесарийским — Синаксаром 13-го числа Тута, месяца Тута, коптского месяца — St-Takla.org » . st-takla.org .
- ^ Федвик (1981), с. 5
- ^ «Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский Каппадокийский» . Православная Церковь в Америке . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ Перри, Марвин; Чейз, Мирна; Джейкоб, Джеймс Р.; Джейкоб, Маргарет С.; Фон Лауэ, Теодор Х. (2013). Западная цивилизация: идеи, политика и общество, Том I: До 1789 года (10-е изд.). Обучение Уодсворта Сенгеджа . п. 184. ИСБН 978-1-111-83170-7 .
Святой Василий ( ок. 329 — ок. 379 ), грек, бывший епископом Кесарии Каппадокийской (восток Малой Азии), установил правила, ставшие стандартом для монастырей Востока.
- ^ Кисточки (1986), с. 204.
- ^ Oratio 43.4, PG 36. 500B, тр. стр.30, как представлено у Руссо (1994), стр.4.
- ^ Дэвис (1991), с. 12.
- ^ Руссо (1994), с. 4.
- ^ Руссо (1994), с. 12 и стр. 4 соответственно
- ^ Хильдебранд (2007), с. 19.
- ^ Норрис, Фредерик (1997). «Василий Кесарийский». В Фергюсоне, Эверетт (ред.). Энциклопедия раннего христианства (второе изд.). Нью-Йорк: Гарленд Пресс.
- ^ Рютер (1969), стр. 19, 25.
- ^ Руссо (1994), стр. 32–40.
- ^ Руссо (1994), с. 1.
- ^ Хильдебранд (2007), стр. 19–20.
- ^ Бэзил, Эп. 223, 2 , как указано в Quasten (1986), p. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с Кисточки (1986), с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия (15-е изд.), том. 1, с. 938.
- ^ Мерредит (1995), с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д МакСорли, Джозеф (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ мод. Реки Ешилырмак и Келькит-Чайи, см. Руссо (1994), с. 62.
- ^ Новый Вестминстерский словарь истории церкви: ранняя, средневековая и эпоха реформации , том 1, Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2008, ISBN 0-664-22416-4 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4 .
- ^ Руссо (1994), с. 66.
- ^ Мерредит (1995), стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б Мередит (1995), с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б МакГакин (2001), с. 143.
- ^ "Святой Василий Великий", Newman Connection
- ^ Мередит (1995), с. 23
- ^ Живой век . Том. 48. Литтел, сын и компания. 1856. с. 326.
- ^ Григорий Назианзин. Речь 43: Надгробная речь великому св. Василию, епископу Кесарии Каппадокийской . п. 63 . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ Албан Батлер; Пол Бернс (1995). Батлер «Жития святых» . Том. 1. А&С Черный. п. 14. ISBN 9780860122500 .
- ^ Фоли, OFM, Леонард (2003). «Святитель Василий Великий (329–379)». В Макклоски, OFM, Пэт (ред.) (ред.). Святой дня: Жития, уроки и праздники (5-е исправленное издание). Цинциннати, Огайо: St. Anthony Messenger Press. ISBN 978-0-86716-535-7 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ Шахан, Томас. «Папа Святой Дамасий I». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 23 сентября 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Руссо (1994), стр. 360–363, Приложение III: Дата смерти Василия и Гексамерона.
- ^ № 48: Святой Василий хочет, чтобы вы были милосердными , получено 29 ноября 2017 г.
- ^ Джексон, Бломфилд. «Василий: письма и избранные произведения», Никейские и постникейские отцы , (Филип Шафф и Генри Уэйс, ред.). T&T Clark, Эдинбург
- ^ Деферрари, Рой Дж. « Классики и греческие писатели ранней церкви: Святой Василий ». The Classical Journal Vol. 13, № 8 (май 1918 г.). 579–91.
- ^ Неббия, Джорджио; Меноцци, Габриэлла Неббиа (апрель 1966 г.). «Краткая история опреснения» . Пресная вода из моря . Международное расследование, Милан. Федерация научно-технических ассоциаций: 129–172 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Базилик. « Гексамерон , 9,1». В Шаффе, Филиппе (ред.). Никейские и постникейские отцы (2-я серия) . Том. 8 Василий: Письма и избранные произведения . Эдинбург: T&T Clark (1895). п. 102 . Проверено 15 декабря 2007 г. . См. Гексамерон , 3,9 (Там же, стр. 70–71).
- ^ Рамелли, Илария ЛЕ «ВАСИЛИЯ И АПОКАТАСИС: НОВЫЕ НАХОДКИ» (PDF) . Эклектическое православие . WordPress.com . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Василий Великий. Wikisource . . Перевод Джона Генри МакМагона – через
- ^ Перейти обратно: а б Илария Л.Е. Рамелли. (2016). Социальная справедливость и легитимность рабства: роль философского аскетизма от древнего иудаизма до поздней античности.
- ↑ Илария, 2016.
- ^ Контулис, Проблема, 132–53, 186–91; Ожидание, «Грех как рабство».
- ^ Руссо, Филипп. «Василий Кесарийский», Оксфордский классический словарь, ОУП, 2015 г.
- ^ «ИСТОЧНИКИ КРЕТЬЕНН, СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ» (PDF) . Источники Кретьен (на французском языке). Ноябрь 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2007 г. Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ о корыстолюбии, и изречении Евангелия от Луки «Соберу себе сокровищницы, и построю великое здание» ( Patrologia Graeca 31, стр. 261–277)
- ^ Перейти обратно: а б Гоггин, Джон (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Бэби (1997), стр. 283.
- ^ Мерфи (1930), с. 94.
- ^ Мерфи (1930), с. 95.
- ^ К.Э. Кирк, Видение Бога: христианский документ summum bonum (Лондон, 1931), 9.118 (цитируется по Мередит)
- ^ Мередит (1995), стр.24
- ^ Леса (2002), стр. 247–259, в «Христианских бдениях».
- ^ Ханрахан, Джеймс (1973). Отцы-василиане (1822–1972) . Торонто: Базилианская пресса. стр. 1–8.
- ^ Тан 2013 .
- ^ « Василопита (Хлеб Василия Блаженного)», Академия Василия Блаженного, Гарнизон, Нью-Йорк» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ "Санта Клаус" . Восточное православие.com. Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 2 января 2008 г.
- ^ Римский календарь, Издательство Ватикана, 1969, стр. 84
- ^ «Motu Proprio Summorum Pontificum о «римской литургии до реформы 1970 года» (7 июля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va .
- ^ «Письмо епископам, сопровождающее Апостольское письмо «Motu Proprio data» Summorum Pontificum о римской литургии до реформы 1970 года (7 июля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va .
- ^ «Памятники – Церковный год – Лютеранская церковь – Синод штата Миссури» . www.lcms.org . Лютеранская церковь – Синод штата Миссури . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Календарь [страница ix]» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
- ^ «Собор вселенских учителей и иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста» . www.oca.org . Православная Церковь в Америке . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «- 6 Туба – Месяц Топа – Коптский синаксарий | St-Takla.org» . st-takla.org . Коптская православная святая Такла Хайманут . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Габра, Гавдат (2008), «Коптский календарь» , От А до Я Коптской церкви , Серия путеводителей от А до Я , № 107, Плимут : The Scarecrow Press, стр. 70–1 , ISBN 9780810870574 .
- ^ Кири, Чарльз Фрэнсис (1882). Очертания первобытных верований у индоевропейских рас . Сыновья К. Скрибнера. п. 512 – через Интернет-архив.
Дюрандальский базилик.
Источники
[ редактировать ]- Василий Кесарийский, Гексамерон , Лондон, 2013. limovia.net ISBN 9781783362110 (цифровая версия - электронная книга)
- Василий Великий, О Святом Духе , пер. Дэвид Андерсон (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1980)
- Василий Великий, О социальной справедливости , пер. К. Пол Шредер (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2009)
- Василий Великий, Обращение к юношам о греческой литературе , пер. Эдвард Р. Мэлони (Нью-Йорк: Американская книжная компания, 1901)
- Бебис, Джордж (осень – зима 1997 г.). «Введение в литургическое богословие святителя Василия Великого». Греческий православный богословский обзор . 42 (3–4): 273–285. ISSN 0017-3894 .
- Пол Джонатан Федвик, изд. (1981). Василий Кесарийский, христианин, гуманист, подвижник: симпозиум, посвященный шестнадцатисотлетию, Часть 1 . Папский институт средневековых исследований. ISBN 978-0-88844-412-7 .
- Бауэрсок, Глен Уоррен; Браун, Питер; Грабарь, Олег, ред. (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-67451-173-6 .
- Новая Британская энциклопедия, 15-е издание, т. 1 . Лондон: Британская энциклопедия.
- Хильдебранд, Стивен М. (2007). Тринитарное богословие Василия Кесарийского . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1473-3 .
- Хильдебранд, Стивен М. (2014). Василий Кесарийский . Гранд-Рапидс: Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-4907-1 .
- Кири, Чарльз Фрэнсис (1882). Очерк первобытных верований у индоевропейских рас . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера.
- Мередит, Энтони (1995). Каппадокийцы . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинаров Святого Владимира. ISBN 978-0-88141-112-6 .
- Минь, Жак Поль (1857–1866). Полный курс греческого патрулирования . Париж: Imprimerie Catholique.
- Мерфи, Маргарет Гертруда (1930). Св. Василий и монашество: Серия Католического университета Америки по патристическим исследованиям, Vol. XXV . Нью-Йорк: AMS Press. ISBN 978-0-404-04543-2 .
- Руссо, Филипп (1994). Василий Кесарийский . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08238-0 .
- Квастен, Йоханнес (1986). Патрология, т.3 . Христианская классика. ISBN 978-0-87061-086-8 .
- Рютер, Розмари Рэдфорд (1969). Григорий Назианзин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Сильвас, Анна М. (сентябрь 2002 г.). «Эдесса в Кассино: переход Аскетикона Василия на Запад» (PDF) . бдения Христианские 56 (3): 247–259. дои : 10.1163/157007202760235382 . ISSN 0042-6032 .
- Корона, Габриэлла, изд. (2006). Житие святого Василия Великого Эльфрика: предыстория и содержание . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 978-1-84384-095-4 .
- В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Василий, Святой, Великий». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Косташ, Дору (2010). «Христианское мировоззрение: понимания святителя Василия Великого». Фронема . 20 :21–56.
- Джеймс, Джон Л.В. (2012). «Исследование гомотимии у святого Василия Великого о Святом Духе и современные последствия». Вестминстерский богословский журнал . 74 (2): 257–276.
- ЛеМастерс, Филип (2015). «Благотворительность в литургии и жизни: анафора Василия Великого и восточно-православная социальная этика». Свято-Владмирский богословский ежеквартальный вестник . 59 (2): 187–211.
- Руску, Дэн (2011). «Святой Василий Великий и Готская церковь». Студи Суль'Ориенте Криштиану . 15 (1): 75–80.
- Бебис, Джордж С. (1997). «Введение в литургическое богословие святителя Василия Великого». Греческий православный обзор . 42 (3–4): 273–285.
- Раш, Уильям (1996). «Взгляды Василия Великого на единство Церкви: возможный вклад из его переписки». Средний поток . 35 (3): 283–289.
- Холдер, Артур Дж. (1992). «Святитель Василий Великий о светском образовании и христианской добродетели». Религиозное образование . 87 (3): 395–415. дои : 10.1080/0034408920870307 .
- Леб, Иоанн-Василе (2009). «Святой Василий Великий (329–379) и Папа Римский Дамасий (366–384): момент отношений между восточным и западным христианством». Форум православных . 23 (2): 155–162.
- Салапатас, Анастасиос (2009). « Горы в ширину» и «Горы в ширину»: вклад святителя Василия Великого в основание раннехристианского монашества». Православный форум . 23 (2): 133–145.
- Константелос, Деметриос Дж (1981). «Общественная мысль и участие Василия Великого». Греческий православный богословский обзор . 26 (1–2): 81–86.
- Агиоргусис, Мексимос Метр (1976). «Применение темы «Эйкон Теу» (Образ Божий) по святителю Василию Великому». Греческий православный богословский обзор . 21 (3): 265–288.
- Тан, Ло-Джу (2013). «Усия, Ипостась и Эпинойя: вклад святителя Василия в развитие учения о Троице». Троицкий богословский журнал . 21 (1): 1–15.
- Гиллули, Дэвид В. (1978). «Божественность Святого Духа в учении Василия Великого». Журнал Тета Альфа Каппа . 1 (1): 13–16.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам Расмуссен, Бытие и космос: Василий и Ориген о Бытии 1 и космологии , Brill, 2019.
- Думитраску, Нику (2016). Экуменическое наследие каппадокийцев . Спрингер. ISBN 978-1-137-50269-8 .
- Св. Василий Великий, О Святом Духе , Лондон, 2012. limovia.net ISBN 978-1-78336-002-4 .
- Карахан, Энн. «Красота в глазах Бога. Византийская эстетика и Василий Кесарийский», в кн.: Византия. Revue Internationale des Études Byzantines 82 (2012): 165–212.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эфирная библиотека христианской классики, Отцы ранней церкви, Серия II, Том. VIII содержит трактат «О Святом Духе» , «Гексамерон» , некоторые проповеди и письма.
- Св. Василий Великий на английском и греческом языках, избранные ресурсы
- В «Наследии Святых Отцов», архивированном 1 января 2006 года в Wayback Machine, имеется более полное собрание его проповедей (и некоторых других произведений, но лишь некоторых из его писем) на русском языке.
- Францисканские СМИ: Св. Василий Великий
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский, в Каппадокии Православная икона и синаксарий
- Проповеди святителя Василия о посте в переводе Кента Бергьюса
- Святой Василий на веб-сайте христианской иконографии .
- Работы Василия Кесарийского или о нем в Интернет-архиве
- Льюис Е 25 О форме честной жизни; Об обучении монахов в OPenn
- Льюис E 237 Ad Teenes de Legendis libris gentilium (Обращение к молодым людям о правильном использовании греческой литературы) в OPenn
- Льюис E 251 Рассказ о пророке Исайе в OPenn
- Работы Василия Кесарийского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Литература Василия Кесарийского и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Работы Василия Кесарийского и о нем в Deutsche Digitale Bibliothek (Немецкая цифровая библиотека)
- « Василий Кесарийский » в Вселенском словаре святых.
- Рождения в 4 веке
- 379 смертей
- Епископы IV века в Римской Анатолии
- Христианские мистики IV века
- Христианские святые IV века
- Христианские богословы IV века
- Авторы древних писем
- Англиканские святые
- Византийские святые
- Каппадокийские греки
- Разносчики рождественских подарков
- Отцы Церкви
- Отцы пустыни
- Доктора Церкви
- Восточно-православные святые
- Греческие христианские мистики
- Греческий фольклор
- Противники арианства
- Люди из Кайсери
- Студенты римской эпохи в Афинах
- Святые из Римской Анатолии
- Святые из римского Египта