Jump to content

Василий Кесарийский

(Перенаправлено со святителя Василия Великого )


Василий Великий
Икона Василия Великого из Софийского собора Киева
Епископ, Исповедник и Учитель Церкви; Великий Иерарх
Рожденный 330
Кесария Масака , Каппадокия , Римская империя
Умер 1 или 2 января 378 г.
Кесария Мазака, Каппадокия, Римская империя
Почитается в
канонизирован Предварительное собрание
Праздник
Атрибуты Облачен епископом, в омофоре , держит Евангелие или свиток . Святой Василий изображается на иконах худощавым и аскетичным, с длинной, заостренной черной бородой.
Покровительство

Кесарийского называли также Василия святым Василием Hágios Basíleios ho Mégas . Coptic: Ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ ⲂⲁⲥⲓⲗⲓⲟⲥВеликим [8] — 1 или 2 января 378), был епископом Кесарии Мазаки в Каппадокии , Малая Азия . Он был влиятельным богословом, который поддерживал Никейский символ веры и выступал против ересей раннехристианской церкви, борясь как с арианством , так и с последователями Аполлинария Лаодикийского .

Помимо своей богословской деятельности, Василий был известен своей заботой о бедных и обездоленных. Василий установил правила монашеской жизни, в которых основное внимание уделяется общественной жизни, литургической молитве и физическому труду. Вместе с Пахомием его помнят как отца общинного монашества в восточном христианстве. Он считается святым в традициях как восточного , так и западного христианства .

Василий вместе со своим братом Григорием Нисским и другом Григорием Назианзином вместе именуются каппадокийскими отцами . Восточная Православная Церковь и Восточно-Католические Церкви присвоили ему вместе с Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом титул Великого Иерарха . Он признан Доктором Церкви в Римско-католической церкви . Его иногда называют эпитетом Уранофантор (греч. Οὐρανοφάντωρ ), «открыватель небесных тайн». [9]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Василий родился в семье богатого каппадокийского грека. [10] семья Василия Старшего , [11] и Эммелия Кесария , в Каппадокии , около 330 г. Он был одним из десяти детей, и его родители были известны своим благочестием. [12] Его дед по материнской линии был христианским мучеником , казненным за несколько лет до Константина I. обращения [13] [14] Его благочестивая бабушка по отцовской линии, Макрина , последовательница Григория Чудотворца (основавшего близлежащую церковь Неокесарии ), [15] воспитал Василия и четырех его братьев и сестер, которые также ныне почитаются как святые: Макрину Младшую , Навкратия , Петра Севастийского и Григория Нисского .

Василий получил более формальное образование в Кесарии Мазаке в Каппадокии (современный Кайсери ) около 350–51 гг. [16] Там он встретил Григория Назианзина . [17] Григорий отправился в Александрию, а Василий отправился в Константинополь для дальнейшего обучения, в том числе лекций Либания . Позже они снова встретились в Афинах и стали верными друзьями. Там они встретили однокурсника, который впоследствии стал императором Юлианом Отступником . [18] [19] Василий покинул Афины в 356 году и после путешествий по Египту и Сирии вернулся в Кесарию . Около года он занимался юридической практикой и преподавал риторику. [20]

Жизнь Василия радикально изменилась после того, как он встретил Евстафия Севастийского , харизматичного епископа и подвижника. [21] Оставив юридическую и педагогическую карьеру, Василий посвятил свою жизнь Богу. В письме он описал свое духовное пробуждение:

Я потратил много времени на безрассудства и провел почти всю свою юность в тщетных трудах и преданности учению мудрости, которую Бог сделал глупым. Внезапно я проснулся, словно от глубокого сна. Я увидел чудесный свет евангельской истины и осознал ничтожность мудрости князей мира сего. [22]

его мать

[ редактировать ]
Русская икона Василия Кесарийского.

После крещения Василий в 357 году отправился в Палестину, Египет, Сирию и Месопотамию для изучения аскетики и монашества. [23] [24] Он раздал свое состояние бедным и ненадолго уединился недалеко от Неокесарии Понтийской (современный Никсар ) на Ирисе. [23] Василий со временем понял, что, хотя он и уважает благочестие и молитвенность подвижников, уединенная жизнь его не зовет. [25] Евстафий Севастийский , известный отшельник близ Понта, был наставником Василия. Однако в конечном итоге они также разошлись во мнениях по поводу догм . [26]

Вместо этого Василий почувствовал тягу к общинной религиозной жизни, и к 358 году он собрал вокруг себя группу учеников -единомышленников , включая своего брата Петра. Вместе они основали монашеское поселение в его семейном поместье недалеко от Аннези. [24] (современный Сонуса или Улукёй, недалеко от слияния Ирис и Ликос рек [27] ). Его овдовевшая мать Эммелия, сестра Макрина и несколько других женщин присоединились к Василию и посвятили себя благочестивой жизни, молитве и благотворительной деятельности (некоторые утверждают, что Макрина основала эту общину). [28]

Здесь Василий писал о монашеской общинной жизни. Его сочинения сыграли решающую роль в развитии монашеских традиций Восточной Церкви . [29] В 358 году Василий пригласил своего друга Григория Назианзина присоединиться к нему в Аннеси. [30] Когда Григорий в конце концов прибыл, они вместе работали над «Добротолюбием» Оригена , собранием произведений Оригена . [31] Григорий решил вернуться к своей семье в Назианзу.

Василий присутствовал на Константинопольском соборе (360 г.) . Сначала он встал на сторону Евстафия и гомоусиан , полуарианской фракции, которая учила, что Сын имел подобную субстанцию ​​Отцу, но не был ни тем же самым ( одной субстанцией), ни отличным от Него. [32] Гомойсиане выступили против арианства Евномия, но отказались присоединиться к сторонникам Никейского символа веры , которые исповедовали, что члены Троицы были одной субстанции (« homoousios »). Однако епископ Василия, Дианий Кесарийский, подписал только более раннюю никейскую форму соглашения. В конце концов Василий отказался от гомоусиан и вместо этого стал решительным сторонником Никейского символа веры . [32] Его способность сочетать свои богословские убеждения с политическими связями сделала Василия мощным защитником никейской позиции.

Икона Трех Святителей : Василия Великого (слева), Иоанна Златоуста (в центре) и Григория Богослова (справа) — из Липе, Исторического музея в Саноке , Польша.

В 362 году епископ Антиохийский Мелетий рукоположил Василия во диакона . Затем Евсевий вызвал Василия в Кесарию и рукоположил его в сан пресвитера тамошней церкви в 365 году. Таким образом, церковные мольбы, а не желания Василия, изменили его карьеру. [23]

Василий и Григорий Назианзин провели следующие несколько лет в борьбе с арианской ересью , которая угрожала разделить христиан Каппадокии. В тесном братском сотрудничестве они согласились на большое риторическое состязание с опытными арианскими богословами и риторами. [33] В последующих публичных дебатах под председательством агентов Валента Григорий и Василий вышли победителями. Этот успех подтвердил и Григорию, и Василию, что их будущее связано с управлением Церковью. [33] Затем Василий взял на себя функциональное управление городом Кесария. [29] Сообщается, что Евсевий завидовал репутации и влиянию, которые Василий быстро приобрел, и позволил Василию вернуться в свое прежнее одиночество. Однако позже Григорий уговорил Василия вернуться. Василий так и сделал и стал администратором Кесарийской епархии. [34]

В 370 году Евсевий умер, и его преемником был избран Василий, который 14 июня 370 года был рукоположен в сан епископа. [35] Его новый пост епископа Кесарии также дал ему полномочия экзарха Понта и митрополита пяти епископов-суфраганов , многие из которых выступали против него на выборах преемника Евсевия. Именно тогда его великие силы были призваны к действию. Вспыльчивый и несколько властный, Бэзил был также щедр и отзывчив. Он лично организовал столовую и раздавал еду бедным во время голода, последовавшего за засухой. [26]

Его письма показывают, что он активно работал над исправлением воров и проституток. Они также показывают, что он поощрял свое духовенство не поддаваться соблазну богатства или сравнительно легкой жизни священника и что он лично заботился о выборе достойных кандидатов для священнослужителей . Он также имел смелость критиковать государственных чиновников, которые не выполнили свой долг по отправлению правосудия. В то же время он проповедовал каждое утро и вечер в своей церкви перед большими собраниями. Помимо всего вышеперечисленного, недалеко от Кесарии он построил большой комплекс, названный Василиадой . [36] который включал богадельню, приют и больницу, и Григорий Назианзин сравнил его с чудесами света . [37]

Его ревность к ортодоксальности не мешала ему видеть хорошие стороны противника; и ради мира и милосердия он был согласен отказаться от использования ортодоксальной терминологии, когда от нее можно было отказаться, не жертвуя истиной. Император Валент , который был приверженцем арианской философии, послал своего префекта Модеста, чтобы тот хотя бы согласился на компромисс с арианской фракцией. Непреклонный отрицательный ответ Бэзила побудил Модеста сказать, что никто никогда раньше не говорил с ним таким образом. Василий ответил: «Может быть, тебе еще никогда не приходилось иметь дело с епископом». Модест сообщил Валенту, что, по его мнению, против Василия не поможет ничего, кроме насилия. Валент, очевидно, не желал прибегать к насилию. Однако он неоднократно издавал приказы об изгнании Бэзила, но ни один из них не увенчался успехом. Валент сам пришел присутствовать на совершении Василием Божественной литургии в праздник Богоявления (Богоявления) и в то время был так впечатлен Василием, что пожертвовал ему немного земли для строительства Василиады. Это взаимодействие помогло определить границы государственной власти над церковью. [38]

Затем Василию пришлось столкнуться с растущим распространением арианства . Эта система верований, отрицавшая единосущность Христа с Отцом, быстро набирала сторонников, и многие, особенно в Александрии, наиболее знакомые с ней, считали представляющей угрозу единству церкви. [39] Василий вступил в связи с Западом и с помощью Афанасия пытался преодолеть его недоверчивое отношение к гомоусианцам. Трудности усугублялись вопросом о сущности Святого Духа . Хотя Василий объективно отстаивал единосущность Святого Духа Отцу и Сыну , он принадлежал к тем, кто, верный восточной традиции, не допускал предиката homoousios к первому; за это его еще в 371 г. упрекали православные ревнители среди монахов, и Афанасий защищал его.

Василий переписывался с папой Дамасием в надежде получить его помощь и поощрение против торжествующего арианства; Папа, однако, питал некоторую подозрительность к каппадокийскому доктору. [40]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Василия Кесарийского Музей Коррера в Венеции

Бэзил умер до того, как фракционные беспорядки закончились. Он страдал заболеванием печени; чрезмерная аскетическая практика также способствовала его ранней кончине. Историки расходятся во мнениях относительно точной даты смерти Василия. [41] Великий институт перед воротами Кесарии, Птохоптофеон, или «Василеада», который использовался как богадельня, больница и приют, стал вечным памятником епископской заботы Василия о бедных. [26] Многие сочинения и проповеди святителя Василия, особенно на темы денег и имущества, продолжают оказывать влияние на современное христианство. [42]

Сочинения

[ редактировать ]
Фреска Василия Великого в Охридском соборе . Святитель изображен освящающим Дары , во время Божественной литургии носящей его имя.

Основными богословскими сочинениями Василия являются его «О Святом Духе» , обращение к Священному Писанию и раннехристианской традиции для доказательства божественности Святого Духа, и его «Опровержение апологии нечестивого Евномия» , написанное в 364 году и состоящее из трех книги против Евномия Кизика , главного представителя аномийского арианства . Первые три книги « Опровержения» — его работа; его авторство четвертой и пятой книг обычно считается сомнительным. [43]

Произведения Василия Великого (1523 г.)

многие его проповеди, в том числе серия постных лекций о Гексамероне (также Hexaëmeros , «Шесть дней творения»; латынь : Hexameron ), а также изложение Псалтири . Он был известным проповедником, и сохранились Некоторые из них, например, о борьбе с ростовщичеством и о голоде в 368 году, представляют ценность для истории нравственности; другие иллюстрируют почитание мучеников и реликвий ; обращение к юношам по вопросам изучения классической литературы показывает, что на Василия повлияло собственное образование, которое научило его ценить пропедевтическое значение классики. [44] В одной из своих «Проповедей» он описывает, в одном из самых ранних описаний опреснения воды , как моряки в его время добывали пресную воду, развешивая губки над сосудом с кипящей морской водой и собирая и конденсируя водяной пар. [45]

В своей экзегезе Василий был поклонником Оригена и необходимости духовного толкования Священного Писания. В своей работе о Святом Духе он утверждает, что «принять буквальный смысл и остановиться на этом — значит закрыть сердце завесой еврейского буквализма. Лампы бесполезны, когда светит солнце». Он часто подчеркивает необходимость сдержанности в доктринальных и сакраментальных вопросах. В то же время он был против диких аллегорий некоторых современников. По этому поводу он писал:

«Я знаю законы аллегории, хотя и меньше сам, чем по произведениям других. Есть, поистине, такие, которые не признают здравого смысла Священного Писания, для которых вода — это не вода, а какая-то другая природа, которые видят в растении, в рыбе — чего желает их фантазия, которые изменяют природу пресмыкающихся и диких зверей в соответствии со своими аллегориями, подобно толкователям снов, которые объясняют видения во сне, чтобы заставить их служить своей цели». [46]

Его аскетические наклонности проявляются в Моралии и Аскетике (иногда неверно переводимых как Правила св. Василия ), этических руководствах для использования в мире и монастыре соответственно. Было много дискуссий относительно подлинности двух произведений, известных как Большой Аскетикон и Малый Аскетикон . [26]

По мнению Оросия , Василий учил апокатастасису , влекущему за собой возвращение всех грешников ко Христу после очищения. Эта доктрина наиболее очевидна в его «Комментариях к Исайе» . он яростно выступал против мнения о том, что у ада есть конец С другой стороны, в своих коротких «Регулах» , даже утверждая, что многие люди, придерживающиеся этого мнения, обмануты дьяволом . Однако идею конечного ада также поддерживали его братья и сестры Макрина и Григорий Нисский, и вполне возможно, что соответствующий отрывок из «Регул» был вставлен. [47]

В своей книге De Spiritu Sancto Бэзил перечисляет некоторых, по его мнению, выдающихся деятелей церкви и цитирует их; это Ириней Лионский , Климент Римский , Дионисий Римский , Дионисий Александрийский , Евсевий , Юлий Африканский , Григорий Чудотворец , Фирмилиан и Ориген . [48]

Василий подчеркивает также полное равенство обоих полов, происходящее от одного и того же человеческого «комка» (φύραμα), оба по образу Божию, наделенные одинаковой честью и достоинством (ὁμοτίμως), в совершенном равенстве (ἐξ ἴσου). Мужчины даже рискуют уступить в благочестии (Проповедь на Улиту 241Б). Точно так же в «Проповедях на Псалмы 1», PG 29.216–17, он настаивает на сократовском и стоическом принципе, здесь христианизированном, о том, что мужчина и женщина обладают «одной и той же добродетелью» и «одной и той же природой» (φύσις). Их общее творение имело равную честь и достоинство (ὁμότιμος); они обладают одинаковыми способностями и активностью (ἐνέργεια) и получат одинаковую награду. Точно так же в «Письме к Амфилохию» 188 Василий снова использует ἐξ ἴσου, говоря о равенстве женщин и мужчин. [49]

Василий столкнулся с проблемой рабства в De Spiritu Sancto 20 в контексте дебатов о Тринитарии. Бэзил признает, что ни один человек не является «рабом по природе». Этот принцип противоречил убеждению Аристотеля и соответствовал взглядам Григория Нисского и многих других святоотеческих мыслителей; даже Августин и Феодорит признавали это. Василий действительно рассматривал рабство как результат грехопадения, и этот принцип разделяли Августин, Феодорит и многие другие отцы. [50] [51] Иногда рабство является благом для порабощенного человека, утверждал Василий (в Моральных правилах 75 он рекомендовал рабам-христианам работать больше, чем рабам-нехристианам). Эта точка зрения противоречит позиции Григория Нисского и напоминает аргументы Аристотеля и Теодорита. [49]

Именно в этических руководствах и моральных проповедях иллюстрируются практические аспекты его теоретического богословия. Так, например, именно в « Проповеди к лазиканам» мы находим Василия, объясняющего, что наша общая природа обязывает нас относиться к естественным потребностям ближнего (например, голоду, жажде) как к своим собственным, хотя он и является отдельным индивидуальный. [ нужна ссылка ]

Триста писем Бэзила раскрывают его характер. Они показывают его наблюдательную натуру, которая, несмотря на невзгоды нездоровья и церковные волнения, оставалась оптимистичной, нежной и даже игривой. Василий почитается как главный архитектор монашеской жизни в Греческой Церкви. [52]

Большинство его дошедших до нас работ, а также некоторые из них, ложно приписываемые ему, доступны в Patrologia Graeca , которая включает латинские переводы различного качества. Несколько работ Базиля появились в конце двадцатого века в коллекции Sources Chrétiennes . [53]

Знаменитая цитата Василия приведена ниже: [54]

«Хлеб, который вы храните, принадлежит голодным. Одежда, которую вы накапливаете, принадлежит голым. Обувь, которая у вас в шкафу, предназначена для босых. Деньги, которые вы закапываете глубоко в землю, чтобы сохранить их в безопасности, принадлежат бедным. Вы были несправедливы по отношению к как можно большему количеству людей, которым могли помочь, но не сделали этого».

Статуя Святого Василия, изображающая его в западном облачении , в церкви Святого Николая, Малая Страна , Прага , Чехия.

Литургические вклады

[ редактировать ]

Василий Кесарийский занимает очень важное место в истории христианской литургии , придя в конце эпохи гонений . То, что св. Василий составил литургию, или, вернее, реформировал существующую литургию, не подлежит сомнению, поскольку, кроме постоянного предания Византийской Церкви, в древних писаниях имеется множество свидетельств, подтверждающих этот факт. Литургическое влияние Василия хорошо засвидетельствовано в ранних источниках. [55]

Большинство литургий, носящих имя Василия, не являются вполне его произведениями в их нынешнем виде, но они, тем не менее, сохраняют напоминание о деятельности Василия на этом поприще по формулированию литургических молитв и пропаганде церковного песнопения. Ученые-патристики приходят к выводу, что Литургия святителя Василия «безошибочно несет в себе личную руку, перо, ум и сердце святителя Василия Великого». [56]

Одной из литургий, которую можно приписать ему, является Божественная литургия святителя Василия Великого , литургия, которая несколько длиннее, чем более часто используемая Божественная литургия св. Иоанна Златоуста . Разница между ними заключается прежде всего в безмолвных молитвах, произносимых священником, и в использовании гимна Богородице , Всей Творении , вместо Axion Estin Литургии Иоанна Златоуста. [55]

В Восточных церквях сохранилось множество других молитв, приписываемых Василию, в том числе три молитвы изгнания нечистой силы , несколько утренних и вечерних молитв, а также «Часословная молитва», которая читается на каждой службе Daily Office . [ нужна ссылка ]

Влияние на монашество

[ редактировать ]

Своими примерами и поучениями Василий добился заметной умеренности в суровых обычаях, которые ранее были характерны для монашеской жизни. [57] Ему также приписывают координацию обязанностей по работе и молитве, чтобы обеспечить надлежащий баланс между ними. [58]

Василия помнят как одну из самых влиятельных фигур в развитии христианского монашества . Василий не только признан отцом восточного монашества; историки признают, что его наследие распространяется и на западную церковь, во многом благодаря его влиянию на святого Бенедикта . [59] Ученые-патристики, такие как Мередит, утверждают, что сам Бенедикт признавал это, когда писал в эпилоге своего Устава , что его монахи, помимо Библии, должны читать «исповедания отцов и их институтов, их жития и правила нашего Святого Отец Василий. [60] Учение Василия о монашестве, закодированное в таких произведениях, как его « Маленький аскетикон» , было передано на запад через Руфина в конце 4 века. [61]

В результате влияния Василия его имя носят многочисленные религиозные ордена в восточном христианстве. В Римско-католической церкви его именем названы отцы-василиане, также известные как Конгрегация святого Василия , международный орден священников и студентов, обучающихся на священство. [62]

Памятники

[ редактировать ]

Василию было присвоено звание Доктора Церкви в Западной Церкви за вклад в дискуссию, начатую арианским спором относительно природы Троицы, и особенно вопроса о божественности Святого Духа . Василий отвечал за определение терминов « усия » (сущность/субстанция) и « ипостась » (личность/реальность), а также за определение классической формулировки трех Лиц в одной Природе. Его единственным величайшим вкладом было утверждение божественности и единосущности Святого Духа Отцу и Сыну. [63]

По греческой традиции Василий приносит детям подарки каждое 1 января (День Святого Василия). Традиционно в День Василия Блаженного подают василопиту — сытный хлеб, испеченный с монетой внутри. Эта традиция приписывается святому Василию, который, будучи епископом, хотел раздать деньги бедным и поручил некоторым женщинам испечь подслащенный хлеб, в который он поместил золотые монеты. Таким образом, семьи, разрезавшие хлеб, были приятно удивлены, обнаружив монеты. [64]

В день его праздника принято посещать дома друзей и родственников, петь новогодние колядки , а также накрывать святому Василию дополнительное место за столом. Василий, родившись в богатой семье, все свое имущество раздал бедным, обездоленным, нуждающимся и детям. [65]

По некоторым данным, Василий умер 1 января, и Восточная Православная Церковь отмечает его праздник вместе с праздником Обрезания в этот день . Это был также день, когда Общий римский календарь его сначала отмечал ; но в 13 веке она была перенесена на 14 июня, дату, которая считается датой его рукоположения в епископы , и оставалась этой датой до 1969 года пересмотра календаря , который перенес ее на 2 января, а не на 1 января. , потому что последняя дата занята Торжеством Марии Богородицы . 2 января святителя Василия празднуют вместе со святителем Григорием Назианзином . [66] Службы Novus Ordo используют пересмотренный календарь, в то время как католические общины-традиционалисты продолжают соблюдать календари, существовавшие до 1970 года. [67] [68]

Синод Лютеранской церкви и штата Миссури чтит память Василия вместе с Григорием Назианзином и Григорием Нисским 10 января. [69]

празднует Англиканская церковь праздник Василия Блаженного ( Малый фестиваль ) 2 января, а Епископальная церковь и Англиканская церковь Канады отмечают его 14 июня. [70] [71]

По Византийскому обряду 30 января — Собор Трех Святителей в честь святителя Василия, святителя Григория Богослова и святителя Иоанна Златоуста . [72]

Коптская Православная Церковь Александрии . отмечает праздник святителя Василия 6 тоби [73] (6-е число терра по эфиопскому календарю Эфиопской православной церкви Тевахедо ). В настоящее время это соответствует 14 января и 15 января високосного года . [74]

Василия находятся Мощи по всему миру. Одной из важнейших является его глава, которая хранится по сей день в монастыре Великой Лавры на Афоне в Греции. Говорят, что мифический меч Дюрандаль содержит немного крови Бэзила. [75]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Великий синаксарист : (на греческом) Святой Василий Великий Каппадокийский . 1 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  2. ^ Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской . ОСА – Праздники и святые.
  3. ^ Великие синаксаристы : (на греческом языке) Три святителя . 30 января. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
  4. ^ Собор вселенских учителей и иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста . ОСА – Праздники и святые.
  5. ^ «Отъезд святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской — Праздник Синаксария 6-го числа Тобы, месяца Тоба, коптского месяца — St-Takla.org » . st-takla.org .
  6. ^ Лютеранство 101, CPH, Сент-Луис, 2010, стр.277.
  7. ^ «Праздник памяти чуда, совершенного святителем Василием Великим, епископом Кесарийским — Синаксаром 13-го числа Тута, месяца Тута, коптского месяца — St-Takla.org » . st-takla.org .
  8. ^ Федвик (1981), с. 5
  9. ^ «Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарийский Каппадокийский» . Православная Церковь в Америке . Проверено 15 декабря 2007 г.
  10. ^ Перри, Марвин; Чейз, Мирна; Джейкоб, Джеймс Р.; Джейкоб, Маргарет С.; Фон Лауэ, Теодор Х. (2013). Западная цивилизация: идеи, политика и общество, Том I: До 1789 года (10-е изд.). Обучение Уодсворта Сенгеджа . п. 184. ИСБН  978-1-111-83170-7 . Святой Василий ( ок. 329 — ок. 379 ), грек, бывший епископом Кесарии Каппадокийской (восток Малой Азии), установил правила, ставшие стандартом для монастырей Востока.
  11. ^ Кисточки (1986), с. 204.
  12. ^ Oratio 43.4, PG 36. 500B, тр. стр.30, как представлено у Руссо (1994), стр.4.
  13. ^ Дэвис (1991), с. 12.
  14. ^ Руссо (1994), с. 4.
  15. ^ Руссо (1994), с. 12 и стр. 4 соответственно
  16. ^ Хильдебранд (2007), с. 19.
  17. ^ Норрис, Фредерик (1997). «Василий Кесарийский». В Фергюсоне, Эверетт (ред.). Энциклопедия раннего христианства (второе изд.). Нью-Йорк: Гарленд Пресс.
  18. ^ Рютер (1969), стр. 19, 25.
  19. ^ Руссо (1994), стр. 32–40.
  20. ^ Руссо (1994), с. 1.
  21. ^ Хильдебранд (2007), стр. 19–20.
  22. ^ Бэзил, Эп. 223, 2 , как указано в Quasten (1986), p. 205.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Кисточки (1986), с. 205.
  24. ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия (15-е изд.), том. 1, с. 938.
  25. ^ Мерредит (1995), с. 21.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д МакСорли, Джозеф (1907). «Святой Василий Великий» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  27. ^ мод. Реки Ешилырмак и Келькит-Чайи, см. Руссо (1994), с. 62.
  28. ^ Новый Вестминстерский словарь истории церкви: ранняя, средневековая и эпоха реформации , том 1, Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2008, ISBN   0-664-22416-4 , с. 75.
  29. ^ Перейти обратно: а б Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN   0-14-051312-4 .
  30. ^ Руссо (1994), с. 66.
  31. ^ Мерредит (1995), стр. 21–22.
  32. ^ Перейти обратно: а б Мередит (1995), с. 22.
  33. ^ Перейти обратно: а б МакГакин (2001), с. 143.
  34. ^ "Святой Василий Великий", Newman Connection
  35. ^ Мередит (1995), с. 23
  36. ^ Живой век . Том. 48. Литтел, сын и компания. 1856. с. 326.
  37. ^ Григорий Назианзин. Речь 43: Надгробная речь великому св. Василию, епископу Кесарии Каппадокийской . п. 63 . Проверено 20 февраля 2016 г. .
  38. ^ Албан Батлер; Пол Бернс (1995). Батлер «Жития святых» . Том. 1. А&С Черный. п. 14. ISBN  9780860122500 .
  39. ^ Фоли, OFM, Леонард (2003). «Святитель Василий Великий (329–379)». В Макклоски, OFM, Пэт (ред.) (ред.). Святой дня: Жития, уроки и праздники (5-е исправленное издание). Цинциннати, Огайо: St. Anthony Messenger Press. ISBN  978-0-86716-535-7 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
  40. ^ Шахан, Томас. «Папа Святой Дамасий I». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 23 сентября 2021 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  41. ^ Руссо (1994), стр. 360–363, Приложение III: Дата смерти Василия и Гексамерона.
  42. ^ № 48: Святой Василий хочет, чтобы вы были милосердными , получено 29 ноября 2017 г.
  43. ^ Джексон, Бломфилд. «Василий: письма и избранные произведения», Никейские и постникейские отцы , (Филип Шафф и Генри Уэйс, ред.). T&T Clark, Эдинбург
  44. ^ Деферрари, Рой Дж. « Классики и греческие писатели ранней церкви: Святой Василий ». The Classical Journal Vol. 13, № 8 (май 1918 г.). 579–91.
  45. ^ Неббия, Джорджио; Меноцци, Габриэлла Неббиа (апрель 1966 г.). «Краткая история опреснения» . Пресная вода из моря . Международное расследование, Милан. Федерация научно-технических ассоциаций: 129–172 . Проверено 21 января 2021 г.
  46. ^ Базилик. « Гексамерон , 9,1». В Шаффе, Филиппе (ред.). Никейские и постникейские отцы (2-я серия) . Том. 8 Василий: Письма и избранные произведения . Эдинбург: T&T Clark (1895). п. 102 . Проверено 15 декабря 2007 г. . См. Гексамерон , 3,9 (Там же, стр. 70–71).
  47. ^ Рамелли, Илария ЛЕ «ВАСИЛИЯ И АПОКАТАСИС: НОВЫЕ НАХОДКИ» (PDF) . Эклектическое православие . WordPress.com . Проверено 12 мая 2023 г.
  48. ^ Василий Великий. De Spiritu Sancto Глава 29   . Перевод Джона Генри МакМагона – через Wikisource .
  49. ^ Перейти обратно: а б Илария Л.Е. Рамелли. (2016). Социальная справедливость и легитимность рабства: роль философского аскетизма от древнего иудаизма до поздней античности.
  50. Илария, 2016.
  51. ^ Контулис, Проблема, 132–53, 186–91; Ожидание, «Грех как рабство».
  52. ^ Руссо, Филипп. «Василий Кесарийский», Оксфордский классический словарь, ОУП, 2015 г.
  53. ^ «ИСТОЧНИКИ КРЕТЬЕНН, СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ» (PDF) . Источники Кретьен (на французском языке). Ноябрь 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2007 г. Проверено 16 февраля 2019 г.
  54. ^ о корыстолюбии, и изречении Евангелия от Луки «Соберу себе сокровищницы, и построю великое здание» ( Patrologia Graeca 31, стр. 261–277)
  55. ^ Перейти обратно: а б Гоггин, Джон (1913). «Литургия святителя Василия» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  56. ^ Бэби (1997), стр. 283.
  57. ^ Мерфи (1930), с. 94.
  58. ^ Мерфи (1930), с. 95.
  59. ^ К.Э. Кирк, Видение Бога: христианский документ summum bonum (Лондон, 1931), 9.118 (цитируется по Мередит)
  60. ^ Мередит (1995), стр.24
  61. ^ Леса (2002), стр. 247–259, в «Христианских бдениях».
  62. ^ Ханрахан, Джеймс (1973). Отцы-василиане (1822–1972) . Торонто: Базилианская пресса. стр. 1–8.
  63. ^ Тан 2013 .
  64. ^ « Василопита (Хлеб Василия Блаженного)», Академия Василия Блаженного, Гарнизон, Нью-Йорк» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2021 года . Проверено 24 сентября 2021 г.
  65. ^ "Санта Клаус" . Восточное православие.com. Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 2 января 2008 г.
  66. ^ Римский календарь, Издательство Ватикана, 1969, стр. 84
  67. ^ «Motu Proprio Summorum Pontificum о «римской литургии до реформы 1970 года» (7 июля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va .
  68. ^ «Письмо епископам, сопровождающее Апостольское письмо «Motu Proprio data» Summorum Pontificum о римской литургии до реформы 1970 года (7 июля 2007 г.) | БЕНЕДИКТ XVI» . www.vatican.va .
  69. ^ «Памятники – Церковный год – Лютеранская церковь – Синод штата Миссури» . www.lcms.org . Лютеранская церковь – Синод штата Миссури . Проверено 24 декабря 2021 г.
  70. ^ «Календарь [страница ix]» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
  71. ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN  978-1-64065-235-4 .
  72. ^ «Собор вселенских учителей и иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста» . www.oca.org . Православная Церковь в Америке . Проверено 24 декабря 2021 г.
  73. ^ «- 6 Туба – Месяц Топа – Коптский синаксарий | St-Takla.org» . st-takla.org . Коптская православная святая Такла Хайманут . Проверено 24 декабря 2021 г.
  74. ^ Габра, Гавдат (2008), «Коптский календарь» , От А до Я Коптской церкви , Серия путеводителей от А до Я , № 107, Плимут : The Scarecrow Press, стр. 70–1 , ISBN  9780810870574 .
  75. ^ Кири, Чарльз Фрэнсис (1882). Очертания первобытных верований у индоевропейских рас . Сыновья К. Скрибнера. п. 512 – через Интернет-архив. Дюрандальский базилик.

Источники

[ редактировать ]
  • Василий Кесарийский, Гексамерон , Лондон, 2013. limovia.net ISBN   9781783362110 (цифровая версия - электронная книга)
  • Василий Великий, О Святом Духе , пер. Дэвид Андерсон (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1980)
  • Василий Великий, О социальной справедливости , пер. К. Пол Шредер (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2009)
  • Василий Великий, Обращение к юношам о греческой литературе , пер. Эдвард Р. Мэлони (Нью-Йорк: Американская книжная компания, 1901)
  • Бебис, Джордж (осень – зима 1997 г.). «Введение в литургическое богословие святителя Василия Великого». Греческий православный богословский обзор . 42 (3–4): 273–285. ISSN   0017-3894 .
  • Пол Джонатан Федвик, изд. (1981). Василий Кесарийский, христианин, гуманист, подвижник: симпозиум, посвященный шестнадцатисотлетию, Часть 1 . Папский институт средневековых исследований. ISBN  978-0-88844-412-7 .
  • Бауэрсок, Глен Уоррен; Браун, Питер; Грабарь, Олег, ред. (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-67451-173-6 .
  • Новая Британская энциклопедия, 15-е издание, т. 1 . Лондон: Британская энциклопедия.
  • Хильдебранд, Стивен М. (2007). Тринитарное богословие Василия Кесарийского . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN  978-0-8132-1473-3 .
  • Хильдебранд, Стивен М. (2014). Василий Кесарийский . Гранд-Рапидс: Бейкер Академик. ISBN  978-0-8010-4907-1 .
  • Кири, Чарльз Фрэнсис (1882). Очерк первобытных верований у индоевропейских рас . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера.
  • Мередит, Энтони (1995). Каппадокийцы . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинаров Святого Владимира. ISBN  978-0-88141-112-6 .
  • Минь, Жак Поль (1857–1866). Полный курс греческого патрулирования . Париж: Imprimerie Catholique.
  • Мерфи, Маргарет Гертруда (1930). Св. Василий и монашество: Серия Католического университета Америки по патристическим исследованиям, Vol. XXV . Нью-Йорк: AMS Press. ISBN  978-0-404-04543-2 .
  • Руссо, Филипп (1994). Василий Кесарийский . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-08238-0 .
  • Квастен, Йоханнес (1986). Патрология, т.3 . Христианская классика. ISBN  978-0-87061-086-8 .
  • Рютер, Розмари Рэдфорд (1969). Григорий Назианзин . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Сильвас, Анна М. (сентябрь 2002 г.). «Эдесса в Кассино: переход Аскетикона Василия на Запад» (PDF) . бдения Христианские 56 (3): 247–259. дои : 10.1163/157007202760235382 . ISSN   0042-6032 .
  • Корона, Габриэлла, изд. (2006). Житие святого Василия Великого Эльфрика: предыстория и содержание . Кембридж: DS Брюэр. ISBN  978-1-84384-095-4 .
  • Общественное достояние В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Василий, Святой, Великий». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  • Косташ, Дору (2010). «Христианское мировоззрение: понимания святителя Василия Великого». Фронема . 20 :21–56.
  • Джеймс, Джон Л.В. (2012). «Исследование гомотимии у святого Василия Великого о Святом Духе и современные последствия». Вестминстерский богословский журнал . 74 (2): 257–276.
  • ЛеМастерс, Филип (2015). «Благотворительность в литургии и жизни: анафора Василия Великого и восточно-православная социальная этика». Свято-Владмирский богословский ежеквартальный вестник . 59 (2): 187–211.
  • Руску, Дэн (2011). «Святой Василий Великий и Готская церковь». Студи Суль'Ориенте Криштиану . 15 (1): 75–80.
  • Бебис, Джордж С. (1997). «Введение в литургическое богословие святителя Василия Великого». Греческий православный обзор . 42 (3–4): 273–285.
  • Раш, Уильям (1996). «Взгляды Василия Великого на единство Церкви: возможный вклад из его переписки». Средний поток . 35 (3): 283–289.
  • Холдер, Артур Дж. (1992). «Святитель Василий Великий о светском образовании и христианской добродетели». Религиозное образование . 87 (3): 395–415. дои : 10.1080/0034408920870307 .
  • Леб, Иоанн-Василе (2009). «Святой Василий Великий (329–379) и Папа Римский Дамасий (366–384): момент отношений между восточным и западным христианством». Форум православных . 23 (2): 155–162.
  • Салапатас, Анастасиос (2009). « Горы в ширину» и «Горы в ширину»: вклад святителя Василия Великого в основание раннехристианского монашества». Православный форум . 23 (2): 133–145.
  • Константелос, Деметриос Дж (1981). «Общественная мысль и участие Василия Великого». Греческий православный богословский обзор . 26 (1–2): 81–86.
  • Агиоргусис, Мексимос Метр (1976). «Применение темы «Эйкон Теу» (Образ Божий) по святителю Василию Великому». Греческий православный богословский обзор . 21 (3): 265–288.
  • Тан, Ло-Джу (2013). «Усия, Ипостась и Эпинойя: вклад святителя Василия в развитие учения о Троице». Троицкий богословский журнал . 21 (1): 1–15.
  • Гиллули, Дэвид В. (1978). «Божественность Святого Духа в учении Василия Великого». Журнал Тета Альфа Каппа . 1 (1): 13–16.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адам Расмуссен, Бытие и космос: Василий и Ориген о Бытии 1 и космологии , Brill, 2019.
  • Думитраску, Нику (2016). Экуменическое наследие каппадокийцев . Спрингер. ISBN  978-1-137-50269-8 .
  • Св. Василий Великий, О Святом Духе , Лондон, 2012. limovia.net ISBN   978-1-78336-002-4 .
  • Карахан, Энн. «Красота в глазах Бога. Византийская эстетика и Василий Кесарийский», в кн.: Византия. Revue Internationale des Études Byzantines 82 (2012): 165–212.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ed8dd952d698f46461e4dbba4ca1a55__1720387440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/55/2ed8dd952d698f46461e4dbba4ca1a55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Basil of Caesarea - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)