Женевьева
Женевьева | |
---|---|
Девственник | |
Рожденный | в. 419–422 Нантер , Западная Римская империя |
Умер | 502–512 (79–93 года) Париж, Франция |
Почитается в | Католическая церковь Православная Церковь [1] |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник | 3 января, перенесение мощей (в Париже) 28 октября, подъем мощей 10 января. |
Атрибуты | Зажженная свеча, требник, ангелы и демоны, литургический сосуд, корона, ключи от города Парижа. |
Покровительство | Париж, пастухи, виноделы, торговцы воском, шляпники; против глазных болезней, лихорадки, чумы, засухи, войны |
Женевьева (французский: Sainte Geneviève ; латинский : Genovefa ; [2] также называется Геновефа [3] и Генофева; [4] в. э. — 502/512 г. н. э.) была посвященной девой и покровительницей Парижа 419/422 г. н . в католической и православной традициях. Ее праздник - 3 января.
Получив признание за свою религиозную преданность в юном возрасте, она встретила Германа Осерского и Люпуса Труа, когда была ребенком, и посвятила себя девственной жизни. Вокруг нее рано начали происходить чудеса и исцеления, и она прославилась умением изменять погоду. Она переехала из Нантера , своего родного города, в Париж, после смерти родителей, и стала известна своим благочестием, исцелениями и чудесами, хотя жители Парижа возмущались ею и убили бы ее, если бы не вмешательство Германа. Ее молитвы спасли Париж от разрушения гуннами при Аттиле в 451 году и других войнах; ее организацию городских женщин назвали «молитвенным марафоном» и «самым известным подвигом Женевьевы». [5] Она участвовала в двух крупных строительных проектах в Париже: базилике в честь Сен-Дени Парижского в 475 году и Базилике Святых Апостолов, посвященной Святым Петру и Святому Павлу , в ок. 500.
Женевьева творила чудеса как до, так и после своей смерти. Она была признана покровительницей Парижа в 14 веке. Она была «любимицей как самых скромных жителей, так и семьи Бурбонов, и ее одинаково почитали Эразм и революционные рыботорговцы». [6] и считался «культурным символом, который парижане разделяли, присваивали, обсуждали и использовали в соответствии с конкретными общественными представлениями и традициями». [7]
Женевьеву публично призывали во время чрезвычайных ситуаций, связанных с потребностями и ожиданиями жителей Парижа, 153 раза в период с 885 по октябрь 1791 года, начиная от спонтанных и менее ритуальных призывов и шествий с ее реликварием в средние века до весьма ритуальных призывов, произнесенных перед ее открытием. реликварий в годы, предшествовавшие Французской революции . По мере того как в Париже менялись времена и условия, менялись и способы призыва и обработки Женевьевы. Поскольку городу угрожали новые бедствия и требовались новые заступничества к ней, требовались новые ассоциации, образы и метафоры. Ее культ оставался популярным на протяжении всей истории Парижа, хотя ее культ так и не вернулся к своей дореволюционной популярности и объединяющему статусу.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Женевьева родилась ок. 419 или 422 в Нантерре, Франция , небольшой деревне почти в семи километрах (4,3 мили) к западу от Парижа , Северусу и Геронтии, которые были немецкого или, возможно, франкского происхождения. [2] [8] Свеча – один из самых распространенных ее атрибутов . Иногда ее изображают с дьяволом , который, как говорят, задул ее свечу, когда она ночью молилась. [4]
Женевьева появляется в Мартирологе Иеронима ; ее вита появилась спустя много столетий после ее смерти, [4] хотя агиограф Дональд Аттуотер утверждает, что ее жизнеописание написано современником Женевьевы, и «его подлинность и ценность являются предметом многочисленных дискуссий». [9] По словам историка Моше Слуховского, « Житие святой Женевьевы» было написано вскоре после ее смерти, в конце 500-х годов, и было основано на житии Мартина Турского . [2] [10] первое французское издание ее биографии В 1310 году вышло ; в 1367 году был опубликован первый французский перевод. [11] Как заявляет Дэвид Фармер, «о ней мало что можно знать с уверенностью, но ее культ процветал на гражданской и национальной гордости». [4]
Хотя популярная традиция представляет родителей Женевьевы бедными крестьянами, [8] их имена, которые были распространены среди галло-римской аристократии, считаются свидетельством того, что она родилась в галльском высшем классе. Она была признана за свою религиозную преданность с раннего возраста. [12] [9] Когда Женевьеве было семь лет ( ок. 429 ), Герман Осеррский и Люп Труа остановились в Нантерре на пути в Британию из Галлии, чтобы положить конец пелагианской ереси . [3] [2] Германус увидел Женевьеву в толпе жителей деревни, собравшихся, чтобы встретиться и получить благословение Германа и Люпуса, и заметил ее заботливость и благочестие. Поговорив с ней и поощрив ее «упорно идти по пути добродетели», [8] Германус взял интервью у ее родителей и сказал им, что она «будет велика пред лицом Господним». [13] и своим примером руководить и учить многих посвященных девственниц . [8] [13] Как утверждает Слуховский, «после этого последовали чудеса, отмечающие девушку как невесту Христову». [2] Женевьева сказала Германусу, что хочет следовать за Богом; Согласно ее житию , Герман подтвердил ее желание стать посвященной девой, поднял с земли монету и поручил ей сделать из нее ожерелье, чтобы напоминать ей об их встрече. [14] [15]
По данным Католической энциклопедии , Герман подарил Женевьеве медаль с выгравированным крестом и поручил ей носить ее вместо жемчуга и золотых украшений, чтобы помочь ей помнить о своей преданности Христу. [8] В Католической энциклопедии также говорится, что, поскольку вблизи Наварры не было монастырей, она «оставалась дома, ведя невинную, молитвенную жизнь»; [8] По словам историка Джо Энн Макнамара, Германус вдохновил Женевьеву посвятить свою жизнь и девство служению Богу, которое не ограничивалось установленными правилами или монашеским образом жизни . [16] Неизвестно, когда Женевьева получила посвящение девственниц; некоторые источники утверждают, что она получила свое покрывало от Папы Григория I , в то время как другие утверждают, что она вместе с двумя спутниками получила их от епископа Парижа, когда ей было 15 лет. [4] [8] [15] Слуховский утверждает, что Женевьева была рукоположена ок. 437 . [2]
Женевьевы В биографии рассказывается история о том, как ее мать ослепла после того, как жестоко запретила Женевьеве посещать церковь в праздничный день. Спустя почти два года Женевьева поняла, что именно она стала причиной слепоты матери; после того, как мать попросила ее принести ей воды из ближайшего колодца, она вернула ей зрение. [17] По словам Слуховского, чудо подтвердило святость Женевьевы, и ее семья позже разрешила привести ее с двумя девочками к епископу для рукоположения в девственницы. Епископ благословил ее раньше других девочек, хотя она была самой младшей. Слуховский называет исцеление матери первым водным чудом, связанным с Женевьевой. [18] которую призвали защитить Париж от наводнений спустя столетия после ее смерти. [19] Колодец Наварры был популярным местом почитания еще в 15 веке. К 16 веку на этом месте произошло множество чудес, и оно стало одним из главных мест паломничества в Иль-де-Франс .
В 1700-х годах ежегодное паломничество в Наварру отмечалось в первое воскресенье после Пасхи , и многие из посетителей колодца были членами французской королевской семьи. [20] Например, Анна Австрийская отличалась «особой преданностью». [21] к Женевьеве и ежегодно 3 января, в праздник Женевьевы, совершал паломничество к колодцу в Наварре, чтобы помолиться о рождении наследника мужского пола. После рождения сына Анны она посетила Наварру, чтобы поблагодарить Женевьеву, и в 1642 году пожертвовала краеугольный камень для строительства там новой семинарии . [21] По мнению Слуховского, с Женевьевой были связаны и другие фонтаны и источники, которым приписывали целебные свойства, в том числе при сильных лихорадках, в раннее современное время . [21] В 1599 году швейцарский врач и писатель Томас Платтер записал, возможно, более раннее водное чудо: когда Женевьева еще училась в школе, над рвом, наполненным водой, появился мост, а затем исчез после того, как она перешла его. Платтер утверждал, что именно это чудо стало причиной того, что жители Парижа приписали Женевьеве способность изменять погоду. [22]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]После смерти родителей Женевьева уехала жить к крестной матери в Париж , посвятив себя молитве и благотворительной деятельности. Ее сильно парализовало, и она чуть не умерла; после выздоровления она сообщила, что видела видения небес. [4] [23] [15] В Париже ею восхищались за ее благочестие и преданность благотворительным делам, она практиковала пост, «строгие телесные аскезы». [8] и умерщвление плоти , которое включало воздержание от мяса и нарушение поста только два раза в неделю. Она постилась в возрасте от 15 до 50 лет с воскресенья по четверг и с четверга по воскресенье; ее диета состояла из бобов и ячменного хлеба, и она никогда не употребляла алкоголь. После того как ей исполнилось 50 лет, по повелению своих архиереев она добавила в свой рацион рыбу и молоко. [8] [24] Она преданно бодрствовала каждую субботу вечером, «следуя учению Господа о слуге, ожидавшем возвращения господина со свадьбы». [25]
Соседи Женевьевы, «исполненные ревности и зависти», [8] обвинил ее в 445 или 446 году в лицемерии и самозванке, а также в том, что ее видения и пророчества были мошенничеством. [2] [8] Слуховский утверждает, что Женевьева «получила божественный дар читать мысли людей», что вызвало недовольство многих жителей Парижа. [2] Слуховский также утверждает, что противостояние ей произошло потому, что она угрожала мужской иерархии в Париже, поэтому ей требовалось покровительство и признание со стороны установленных мужских авторитетов, которые она получила от Германия, Симеона Столпника и Хлодвига I. [10] Ее враги замышляли утопить ее, но Герман снова посетил Париж и защитил ее, хотя нападения продолжались. [26] [15] Епископ Парижский поручил ей заботиться о других посвященных в сан девах; «своими наставлениями и примером она привела их к высокой степени святости». [8]
Незадолго до нападения гуннов 451 году на Париж в Женевьева предсказала, что город будет сохранен, но те, кто бежит из Парижа, будут убиты. [27] Германа Женевьева и архидьякон убедили парижан, что она «не пророчица гибели». [15] и убедил женщин вместо того, чтобы присоединиться к своим мужьям и покинуть свои дома, молиться и совершать покаяния, чтобы спасти город. Утверждается, что благодаря молитвам Женевьевы армия Аттилы вместо этого направилась в Орлеан . [8] [28] [29] [30] Согласно ее биографии , Женевьева убедила парижанок провести серию постов, молитв и бдений, «чтобы предотвратить грозящую катастрофу, как это делали Эстер и Юдит в прошлом». [31] Женевьевы Макнамара, переведший биографию , называет это «молитвенным марафоном» и «самым известным подвигом Женевьевы». [5] Женевьева также убедила мужчин не вывозить свои товары из Парижа. [31] Жители города снова были возмущены ее пророчествами и, как выразился Слуховский, «возможно, нарушением ею гендерной иерархии»; [30] они снова замышляли убить ее, но ее спасло вмешательство Германа; Вскоре после его смерти был послан гонец, чтобы принести ей евхаристические хлебы, что помешало жителям осуществить свой план против Женевьевы. [30]
Спустя годы Женевьева «отличилась благотворительностью и самопожертвованием». [8] во время поражения Парижа от Меровига в 480 году и смог повлиять на него и его преемников, Хильдерика и Хлодвига I, чтобы они были снисходительны к жителям города. [8] [30] По словам Фармера, Женевьева заключила соглашение с солдатами во время осады Парижа о получении продовольствия, которое доставлялось по реке из Арси и Труа . [4] В ее биографии сообщается, что почитавший ее Хлодвиг [4] часто прощал преступников, которых посадил в тюрьму по просьбе Женевьевы, даже если они были виновны; [32] Аттауотер утверждает, что Женевьева просила Хлодвига освободить заключенных и проявить снисходительность к нарушителям закона. [9] По словам Фармера, она «заслужила уважение Хильдерика». [4] Он приказал закрыть парижские ворота, чтобы Женевьева не могла спасти заключенных, которых он хотел казнить, но после того, как Женевьева была проинформирована о его планах, она открыла ворота, прикоснувшись к ним, без ключа; затем она встретилась с Хильдериком и убедила его не казнить пленников. Она возглавила конвой и «доказала, что способна возглавить военизированную операцию, которая потребовала пересечения линий противника». [30] через блокаду Парижа вверх по Сене от Труа, чтобы доставить еду голодающим горожанам. По возвращении домой молитвами Женевьевы были спасены одиннадцать кораблей, на которых перевозились она, ее спутники и зерно для жителей Парижа. [9] [33] Вернувшись в Париж, она в первую очередь раздавала еду бедным. [34]
Женевьева также участвовала в двух крупных строительных проектах в Париже. [30] Она была сильно предана Сен-Дени Парижскому , первому епископу города, и хотела построить базилику в его честь в 475 году. [30] хотя у местных священников было мало ресурсов. Она велела им пойти к Парижскому мосту, где они нашли заброшенную печь для обжига извести, из которой поставлялись строительные материалы для базилики. Помолившись всю ночь, один из священников пообещал собрать средства, необходимые для найма рабочих, а плотники пожертвовали свое время на сбор древесины и других ресурсов. Когда у рабочих закончилась вода для питья, Женевьева помолилась и перекрестила сосуд, и вода чудесным образом была получена. Позднее базилика была названа Приоратом Сен-Дени-де-Страта . [4] [25] Женевьева сотрудничала с Клотильдой , женой Хлодвига I, чтобы добиться его обращения в христианство; незадолго до своей смерти Женевьева убедила его построить базилику Святых Апостолов, посвященную святым Петру и святому Павлу , которая была завершена после 500 года. [30] После смерти Женевьевы, в знак признания ее участия в обращении Хлодвига, Клотильда смогла почтить ее могилу. [35]
Женевьевы В биографии говорится, что «она ушла в глубокой старости, полная добродетели»; [32] она умерла в возрасте 82 лет. [30] После ее смерти она была помещена в базилику Святых Апостолов, которую она помогала строить. [4] Она была похоронена рядом с членами семьи Хлодвига и считалась защитницей королевской семьи. Чудеса начали происходить в базилике сразу после ее интернирования там; в ее биографии записаны самые ранние из них. Ее погребение в базилике помогло Женевьеве завоевать престиж; вскоре после ее смерти ее могила стала местом паломничества. [10] Женевьевы В биографии о базилике говорится: « тройной портик К церкви примыкает с изображениями Патриархов и Пророков , Мучеников и Исповедников веры в древние времена со страниц исторических книг». [36] Исцеления происходили в ее святилище после смерти Женевьевы; Сообщалось , что масло, хранившееся в аббатстве Святой Женевьевы , построенном в начале VI века, излечивало слепоту. Дополнительные чудеса, которые совершали паломники к ее святыне, были зафиксированы в 14 веке. Подобно чудесам, произошедшим при жизни Женевьевы, поступали сообщения о таких чудесах, как исцеление глазных болезней, паралича, чумы и высокой температуры. [37]
Чудеса
[ редактировать ]По словам Макнамары, во время многочисленных осад Парижа франками Женевьеве приходилось убеждать их, «что она и ее Бог - достойные союзники». [5] Макнамара также заявляет, что Женевьева «присоединилась к бедным и побежденным против необузданной светской власти». [5] Макнамара, однако, считает, что ее статус женщины, не имеющей официального статуса или политической власти, «сделал ее безобидной в контексте светской власти». [5] и сообщает, что Женевьева вдохновила франков уважать галльских святых и предоставила правителям обеих сторон доказательства того, что Бог ответил на ее молитвы. Макнамара далее заявляет: «Сила, выраженная через чудеса, защитила Хильдерика и его преемников от возможности того, что какое бы милосердие и снисходительность они ни проявили к святым и бедным, которых они защищали, могло быть истолковано как признак слабости, неподходящей воину». . [5] Слуховский утверждает, что чудесные исцеления, включавшие возвращение зрения слепым, исцеление парализованных женщин, изгнание бесов из одержимых, происходили как при жизни Женевьевы, так и после ее смерти. [38]
Согласно Католической энциклопедии , Женевьеве часто снились видения небесных святых и ангелов. [8] Она также совершала чудеса в Париже и по всему Иль-де-Франс, включая изгнание демонов, исцеление слепых, воскрешение мертвых, спасение заключенных и помощь посвященной деве сбежать от своего жениха. [30] Женевьевы Житие сообщает, что она вновь зажгла свечу после того, как она погасла по пути из ее кельи в базилику Сен-Дени; бывшие с ней девы испугались, поэтому она попросила подержать свечу, и она тотчас же снова зажглась. Когда она прибыла в базилику, свеча сгорела в собственном огне, и после завершения ее молитв, когда она прикоснулась к ней, зажглась еще одна свеча, и люди исцелились, когда добыли осколки ее свечи. [39] В более поздних рассказах об этом событии сообщается, что демон пытался погасить свечу и что ее защитил ангел. По мнению Слуховского, жители Парижа были знакомы с этим сюжетом, поскольку ангел, заглядывающий через ее правое плечо, и демон, заглядывающий через левое плечо, были изображены вместе с ней в наиболее распространенных иконографических изображениях Женевьевы, в том числе в нескольких поздних средневековые и ранние современные рисунки, миниатюры и гравюры. Изображение также появилось в самых ранних сохранившихся ее статуях и миниатюрах, включая ее статую в Лувре , созданную в 13 веке, и миниатюру в ее аббатстве. [40]
Женевьевы В биографии говорится, что, когда женщина украла у Женевьевы туфли, женщина ослепла, когда пришла к себе домой; кто-то привел ее обратно к Женевьеве, которая исцелила ее после того, как она попросила у нее прощения. [41] В ее биографии также сообщается, что Женевьева смогла распознать, что молодая женщина лгала о своем целомудрии и что «она вернула зрение, силу и жизнь различным людям». [42] Женевьева также исцелила девятилетнюю девочку, жившую в Лионе , и исцелила наложением рук юную девочку, которая не могла ходить в течение двух лет. [33] Женевьева воскресила четырехлетнего мальчика, сына женщины, которую она исцелила от одержимости демонами, который упал в колодец и утонул. Мальчика крестили на Пасху, и впоследствии его назвали Целломером, потому что он «обрел жизнь в келье [Женевьевы]». [43] Также во время Пасхи она молитвами и крестным знамением исцелила слепую женщину. Она исцелила человека из Мо , у которого была иссохшая рука; она помолилась за него, прикоснулась к его руке и суставам и перекрестила его; он был выздоровел за 30 минут. Она освободила двенадцать человек, живших в Париже от одержимости демонами; она приказала им пойти в базилику Сен-Дени и исцелила их, перекрестив каждого из них. [43]
Женевьеву попросили исцелить жену парализованного трибуна , что и было сделано молитвой и крестным знамением. Находясь в Труа, к ней приводили для исцеления множество людей, в том числе больного ребенка, который исцелился после того, как выпила благословленную ею воду, а также слепого, которого автор ее жизнеописаний был наказан за работу в воскресенье. В ее биографии также сообщается, что многие люди, в том числе страдающие от одержимости демонами, исцелились после того, как оторвали части ее одежды. [44] Она исцелила городского чиновника, который был глухим в течение четырех лет, прикоснувшись к его ушам и перекрестив их. В ее биографии описываются чудеса, произошедшие в Орлеане благодаря ее заступничеству, в том числе воскрешение дочери матриарха семьи из мертвых и исцеление человека, который заболел из-за того, что отказался простить своего слугу. [45] Затем Женевьева посетила Тур, «преодолевая множество опасностей на реке Лур »; [46] там ее встретила толпа людей, одержимых бесами, которых она исцеляла молитвами и крестным знамением в базилике святого Мартина. Некоторые жертвы сообщали, что пальцы Женевьевы «один за другим вспыхивали небесным огнем» во время их исцеления. [47] Она также исцелила трех женщин, одержимых бесами, конфиденциально, у них дома и по просьбе их мужей. Женевьевы В биографии сообщается, что в Туре «все почтили ее приезды и уходы». [47] В ее биографии также сообщается, что возле дома Женевьевы она смогла обнаружить и изгнать демона из отверстия сосуда с водой. [48]
Родители мальчика привели к ней своего сына, которого она исцелила от слепоты, глухоты и паралича, перекрестив его и натирая маслом. Ее молитвы защитили урожай недалеко от Мо от вихря во время ливня; ни жнецы, ни посевы не были затронуты водой. В другой раз, путешествуя на корабле по Сене, ее молитвы спасли корабль; ее vita связывает это с чудом Христа, успокоившим бурю в Евангелиях. [32] Женевьева часто использовала масло, чтобы помазать и исцелить больных. В ее биографии сообщается, что однажды она послала за сосудом с маслом, который якобы был благословлен епископом, но после того, как она помолилась в течение часа, сосуд чудесным образом наполнился маслом, и она смогла исцелить кого-то от демона. владение. [49]
Влияние
[ редактировать ]К XIV веку Женевьева была признана покровительницей и защитницей Парижа, что Слуховский считает примечательным, поскольку она была женщиной. [4] [11] [6] Слуховский назвал культ Женевьевы, просуществовавший более 1000 лет, «историей успеха». [50] и сказал: «Это был процесс расширения покровительства - от монастыря к окрестностям, к городу и ко всему королевству. Однако на протяжении всего времени святой удавалось сохранять близкую дружбу с парижанами». [50] По словам Шуховского, «[Женевьева] стала любимицей как самых скромных жителей, так и семьи Бурбонов , и ее одинаково почитали Эразм и революционные рыботорговцы». [6] Слуховский считает Женевьеву «культурным символом, который парижане разделяли, присваивали, договаривались и использовали в соответствии с конкретными общественными представлениями и традициями». [7]
Сложные образы и атрибуции Женевьевы создавались на протяжении более 700 лет в литургических сочинениях, в изданиях ее жития , в иконографии и текстовых метафорах, которые были мотивированы изменением социальных, политических и религиозных условий. Несмотря на множество изменений на протяжении всей истории Парижа и несмотря на многочисленные возможности выбора возможных заступников у его жителей, Женевьева была выбрана покровительницей города. [51] По словам Слуховского, Женевьева успешно сохранила свое место в том, что он назвал «иерархией священных в Париже». [52] на протяжении всей истории города. Например, расположение ее святыни оставалось неизменным, несмотря на изменения, произошедшие на протяжении всей истории города. Ее общественный культ соединял сегменты французского общества, а также городские и сельские части Франции, привлекая крестьян в город и побуждая городских жителей молиться ей об успешном урожае и урожае за пределами Парижа. [53] В Средние века ей были посвящены две церкви в Англии, где пять монастырей праздновали ее праздник, а ее культ распространился также на Юго-Западную Германию. [4]
Призывы и шествия
[ редактировать ]связанных с потребностями и ожиданиями жителей Парижа период с 885 по октябрь 1791 года Женевьеву публично В . призывали во время чрезвычайных ситуаций , открыл реликварий в годы, предшествовавшие Французской революции . Менялись и причины призывов: от защиты от наводнений до молитв за военные победы, против различных метеорологических явлений и за стабильное снабжение Парижа продовольствием. [54] Более 70 экстренных вызовов Женевьевы представляли собой процессии с ее реликварием от ее святыни до собора Парижской Богоматери . [55] К XVIII веку публичные ритуалы с призывом к Женевьеве «были мотивированы не столько заботой о благополучии города в целом, сколько о благополучии королевской семьи». [54]
Женевьевы В период с 1500 по 1793 год мощи использовались в 120 публичных молитвах, причем более трети из них произошли в XVIII веке, что историк искусства Ханна Уильямс нашла удивительным, потому что «суеверная духовность с чудотворными предметами и культами святых мешает нашему представление о XVIII веке как о « веке разума ». [56] Как утверждает Уильямс, мощи Женевьевы были «тесно связаны с историей города» и к ним обращались жители Парижа во времена кризиса, «их вера была вознаграждена долгим и впечатляющим послужным списком чудес Святой Женевьевы». [57] В 2016 году Уильямс провел искусствоведческое исследование чудес Женевьевы, проследив за четырьмя объектами — ее реликвиями, двумя картинами и церковью Святой Женевьевы — в четырех событиях в истории Парижа, чтобы продемонстрировать, как их «использование, повторное использование, трансформации» и ассигнования свидетельствуют не о религиозном упадке, а о смещении религиозных практик и изменении отношений с религиозными идеями и институтами». [57] в Париже и по всей Франции. Уильямс также стремился продемонстрировать с помощью предметов Женевьевы неотделимость религии от парижской жизни XVIII века. [58]
Слуховский утверждает, что с изменением времен в Париже изменился и способ, которым ее вызывали. Поскольку городу угрожали новые бедствия и требовались новые заступничества перед ней, новые прочтения ее биографии давали необходимые ассоциации, образы и метафоры. Как говорит Слуховский, «Женевьева была переделана под новые ожидания». [59] Слуховский также утверждает, что Женевьева оставалась актуальной для своих последователей, потому что «она была создана и переделана ими». [60] и потому что ее роли, которые менялись на протяжении веков, имели разные значения, функции и атрибуты. [60] Например, Слуховский сообщает, что французское правительство контролировало и использовало мощи Женевьевы в религиозно-политических целях, ссылаясь на ее вмешательство в войны и осады на протяжении XIV и XV веков. [61] Ее образ был изменен на военную защитницу Франции и «воина на службе Парижа». [62] но указывает, что это изменение не заменило другие образы Женевьевы, а было «одним из расширений [ее] ролей». [63]
Ученый Мария Уорнер утверждает, что Женевьева «получила пользу от расширения систематики женских типов». [64] как Жанна д’Арк ; Слуховский добавляет, что именно часть нового образа женщины-воина связала ее с современными проблемами, популярность которых возросла в XVI веке, когда «Франция была занята военным делом». [64] Эта озабоченность включала в XVI веке 17 публичных ритуалов, «умоляющих Бога о победе католической церкви» над протестантизмом и связанных с ним успешных военных операций. [65] Слуховский утверждает, что образ Женевьевы как воина и защитницы возник в то же время, когда такие женщины, как Екатерина Медичи и Анна Австрийская, получили большую политическую власть во Франции. [66] Хотя Женевьеве приписывались мужские качества, которыми обычно наделялись епископы и военачальники, жители Парижа знали о том, что их святой покровительницей была женщина. Например, ее реликварию и мощам не разрешалось покидать ее святилище, если их не сопровождал, сопровождал и защищал мужчина, Святой Марсель. Ее дела и чудеса, такие как снабжение продовольствием и благотворительная деятельность, были связаны с женской деятельностью, Анна Австрийская призывала Женевьеву за ее плодовитость, и большинство ее последователей были женщинами. [50]
Художественные представления
[ редактировать ]Наиболее известные художественные изображения Женевьевы, продолжавшие традиции позднего средневековья, были созданы между 17 и 19 веками, в том числе фрески Пьера Пюви де Шаванна в Пантеоне . [4] [67] Несколько иконографических изображений, изображающих чудеса Женевьевы на водной основе, были созданы в средние века, в том числе небольшой барельеф как часть ее изображения на портале Нотр-Дама, на котором также был изображен колодец в Наварре, откуда Женевьева набрала воду, исцелившую ее. мать. Статуя в аббатстве Святой Женевьевы в форме фонтана изображала ее держащей свечу, с кончика которой текла вода. Другая небольшая статуя, воздвигнутая внутри святыни аббатства, возле алтаря, изображала ее с гербом Парижа у ног, держащей ключ от неба и скипетр.
Женевьева изображена защищающей Париж от наводнения в парижском Часослове, опубликованном в конце 1400-х годов, а ее изображение в виде фонтана включено в гимны, также опубликованные в 1400-х годах. В начале 1400-х годов ее каноник сочинил мистерию под названием « Чудеса Святой Женевьевы» ; в нем рассказывалось о 14 эпизодах из ее жизни, включая защиту Парижа, и сравнивалось ее с Жанной д'Арк. [68] В 1512 году поэт Пьер дю Пон написал вотивное стихотворение в честь Женевьевы, которое было посвящено Филиппу Кузену, который был настоятелем аббатства Сен-Женевьева. Это была первая работа, изображающая Женевьеву в образе пастушки, подобно Жанне д'Арк, которая, хотя и противоречила семейной истории Женевьевы и была исторически неточной, сразу же стала популярной в ее литературных и иконографических изображениях. Другие изображения, созданные в конце 1600-х годов, включают крупноформатную картину Женевьевы, на которой она изображена в окружении стада овец, и гравюру Леонара Готье , которая включала традиционные средневековые ее изображения, а также более новое изображение она как пастушка и воин. К середине 1600-х годов образ Женевьевы-пастушки появился и в католической литургии. [69] , поэт и епископ Венеции, опубликовал книгу гимнов, посвященную Женевьеве В 1652 году Антуан Годо , в которой использовались водные образы, метафоры и ассоциации, связанные с Женевьевой. [70] В 1913 году писатель начала 20-го века Шарль Пеги написал серию стихотворений, в которых упоминается французская святая 15-го века Жанна д'Арк как реинкарнация Женевьевы. [71] Французский скульптор Поль Ландовски создал статую Женевьевы в 1928 году в честь ее защиты Парижа во время Первой мировой войны на мосту Пон-де-ла-Турнель . [67]
Раннее Средневековье
[ редактировать ]Многие действия Женевьевы в средние века были похожи на деятельность современных галло-римских епископов. [72] Например, автор ее биографии сравнивает ее с Мартином Турским, спасшим Вормса , и Эньяном Орлеанским , организовавшим защиту Орлеана , также как и Женевьева, от гуннов. Ее также сравнивали со Львом I , который спас Рим от Аттилы в том же году, когда она вывела Аттилу из Парижа. Она также участвовала в упрочении власти Хлодвига и в разгроме арианства, а ее активная жизнь в Париже происходила в то же время, когда влияние города возрастало. [10] [73] Как и другим святым женщинам, ей «пришлось принять мужские качества, чтобы получить влияние и разрешить противоречия между своим полом и своим выдающимся положением». [73] В своей биографии Германус советовал Женевьеве «действовать мужественно», и ее сравнивали с Юдифью и Эстер , библейскими персонажами, которые также пересекали гендерные границы. [73]
К восьмому веку рядом с базиликой Святых Апостолов был построен приют для паломников; к девятому веку базилика была известна как аббатство Святой Женевьевы . небольшой канон и построено небольшое аббатство. В начале 800-х годов в честь Женевьевы был сформирован [74] Сообщество было вынуждено бежать во время осады Парижа в 845 году; они привезли с собой реликварий Женевьевы и спрятали их в Атисе , Дравейле и Маризи , хотя в 862 году они были возвращены в Париж. По словам Слуховского, чудеса происходили во всех трех местах и увеличили ее славу во всем Иль-де-Франс. В 885 году жители Парижа обратились за заступничеством к Женевьеве и другим святым, когда Париж был осажден норманнами ; ей приписали успех города в их отражении. [75] Слуховский утверждает, что это «подтвердило ее роль божественной заступницы». [75] Кроме того, это был первый раз, когда к ней обратились за город в целом, а не только за отдельных лиц, посетивших ее святыню, и установили традицию публичных обращений к Женевьеве. [75] По словам Слуховского, конец 800-х годов - одиннадцатый век был временем восстановления после разрушения аббатства норманнами, но это также было время растущей популярности Женевьевы. В этот период в ее честь были написаны литургические тексты и гимны. [76]
Зимой 834 года проливные дожди затопили Париж; городской епископ призвал жителей поститься и совершать покаяние. Единственной сухой церковью, где можно было молиться, было аббатство Женевьевы, где единственным сухим местом был пол вокруг ее смертного одра, которое хранилось в аббатстве. Воды Сены тут же отступили. Чудо сравнивали с разделением Моисеем Красного моря в Библии, а ее реликварий сравнивали с Ковчегом Завета , который, по мнению Слуховского, удостоверял власть Женевьевы. [77] Слуховский утверждает, что связь Женевьевы с чудесами, изображениями и объектами, связанными с водой, была установлена после того, как призывы к ее вмешательству были успешными. [78] и были «не самоочевидными, а, скорее, результатом кульминационного процесса успешных чудес ... и пропаганды роли святой ее хранителями». [59] Большинство источников, документирующих чудеса и вмешательства Женевьевы, основанные на воде, были составлены и проверены в ее аббатстве в период, когда водные катастрофы больше всего угрожали Парижу. [64] Историк Анн Ломбард-Журдан утверждает, что Женевьева была заменена и присвоена атрибутам Левкотеи , греческой морской богини, имя которой могло быть источником названия Парижа. [79]
В 997 году Роберт I из Франции подарил базилике новый алтарь, и реликварий Женевьевы был перенесен из склепа в новый алтарь. Роберт Пий стал покровителем базилики в обмен на их молитвы за него и за стабильность Франции, соглашение, которое было возобновлено при Генрихе I и Людовике VI . [76] Сначала члены аббатства Св. Женевьевы следовали Правилу Хродеганга , которое подчеркивало жизнь в обществе, хотя монастырь и бедность не были обязательными, а подчинение правилу было слабым; например, ее светские каноники смогли сохранить полученные средства. Сообщество было реформировано Папой Евгением II начиная с 1147 года. [80]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]Женевьеву называли одной из самых почитаемых святых начала одиннадцатого века. [76] Женевьевы Как утверждает Фармер, святилище «несли процессией во время бедствий» в средние века, и жители Парижа «много раз взывали к ней во времена национального кризиса». [4] В 1129 году, во время эпидемии отравления спорыньей , которую Фармер назвала своим самым знаменитым лекарством, [4] остался после того, как мощи Женевьевы были перенесены публичной процессией из ее реликвария в собор Парижской Богоматери. Епископ города вызвал крестный ход только после того, как было испробовано все остальное, включая молитвы Деве Марии . Престиж Женевьевы возрос, и третий праздник в ее честь был назначен на 26 ноября особой литургией, которую праздновала вся страна. Все больные, собравшиеся в соборе, кроме троих, исцелились. [9] [81] [82] По словам Слуховского, шествие с реликварием Женевьевы состоялось впервые. [83] К концу 15 века и до 1993 года это событие ежегодно отмечалось в церквях Парижа. [9] По словам Слуховского, шествие было «чисто церковным» и служило для соединения аббатства Святой Женевьевы и Нотр-Дама. [84] В начале 1130-х годов распространился слух, что голова Женевьевы «больше не была прикреплена к ее телу и больше не принадлежала ее аббатству», что поставило бы под угрозу как религиозную, так и светскую власть аббатства и базилики. была проведена экспертиза После того, как 10 января по приказу Людовика VII , слух был опровергнут и дата была установлена как день праздника Откровения реликвария Женевьевы. [85] В конце двенадцатого века базилика Женевьевы была перестроена датской знатью, чтобы компенсировать ее разрушение их предками. [76]
В декабре 1206 года Женевьева была призвана защитить город от наводнения; был организован еще один крестный ход, и ее мощи, как и в 1129-1130 годах, были выставлены напоказ в Париж, а вместе с ней провожались и мощи из других церквей. Ее тело привезли из аббатства в Нотр-Дам , отслужили мессу, а затем вернули в аббатство. Сена отступила, и хотя мощи и участники процессии дважды пересекли Пти-Пон , а фундамент моста был ослаблен угрожающими паводковыми водами, он не рухнул до тех пор, пока реликварий не был возвращен и никто не пострадал. [86] По словам Слуховского, ко второй половине 1200-х годов и вплоть до начала 16 века установилась традиция призывать Женевьеву защитить Париж от наводнений, часто в крайнем случае, когда молитвы другим святым были неэффективны. [87]
Престиж Женевьевы, а также могущество и процветание ее общины росли в средние века. [88] Шествия проводились ежегодно на протяжении всего Средневековья , четыре раза в год: 3 января, ее праздник; третье воскресенье Великого поста ; в Вербное воскресенье ; и в канун Вознесения . Как и большинство шествий того времени, шествия начинались в Нотр-Даме и заканчивались у соответствующих религиозных объектов, в данном случае в аббатстве Святой Женевьевы. [89] Одна из ежегодных процессий, проводимых в честь Женевьевы, произошла в последний день Дней Рогации , важной трехдневной процессии во время сезона сбора урожая. Процессия завершилась у аббатства Святой Женевьевы и связала Женевьеву с Марселем Французским, еще одним святым, который спас Париж как от дракона, так и от сельскохозяйственного разорения. Его цель была одновременно сельскохозяйственной и географической, благословляя урожай и городское пространство Парижа. [90] Шествие, произошедшее в праздник Женевьевы, было предназначено только для священнослужителей ее аббатства и Нотр-Дама, без участия мирян, в отличие от большинства процессий того времени. В 1447 году Гийом Шартье , епископ Парижа, объявил 3 января государственным праздником; Позже он был одобрен парламентом Парижа , и Женевьеву чтили во всех церквях Парижа. [91]
Аббатство Женевьевы было укреплено и включено в новые стены города в 1210 году, а новая приходская церковь Сент-Этьен-дю-Мон неподалеку была построена . Арендную плату аббатству платили его прихожане, что увеличило власть и финансовый успех аббатства. Новый реликварий был построен в церкви Этьена в начале 1230 года, а кости Женевьевы были перенесены туда в 1242 году, в годовщину ее первого перевода во время первого нападения норманнов на Париж. [92] Женевьева была не единственной святой, жившей в Париже и к которой обращались с помощью ритуалов и шествий, но, как утверждает Слуховский, «с двенадцатого века она приобрела уникальное положение среди парижских святых». [93]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]В 1303 году самое раннее известное братство в честь Женевьевы было основано в церкви Святых Невинных в Париже. Другие братства, а также профессиональные и религиозные группы были основаны в Нантерре в период раннего Нового времени. В 17 веке в Сент-Этьен-дю-Мон существовало два братства ; во вторую входили как мужчины, так и женщины, и в период с 1605 по 1640 год она насчитывала более 400 членов. Женевьеву также чтили в приходах по всей Франции. В 1412 году король Карл VI одобрил создание Братства носителей реликвария Святой Женевьевы, возможно, как способ закрепить свою поддержку в Париже, а в 1400-х годах был создан Церемониал Святой Женевьевы, один из старейших документов этого общества. типа, был опубликован. Это был сборник описаний и инструкций всех литургических и полулитургических мероприятий, проводимых в аббатстве Св. Женевьевы. [94] [95]
В 1525 году братство мирян, основанное в аббатстве Святой Женевьевы в 1412 году, получило разрешение от настоятеля монастыря поделиться со своими канониками возможностью нести реликварий Женевьевы во время публичных шествий. В результате братство изменило свое название на «Компанию носителей реликвария Святой Женевьевы», и шествия стали его важнейшей задачей. К 1545 году каноники Женевьевы по неясным причинам отказались от права носить ее реликварий, и это сделали только миряне из ее братств. [96] По словам Слуховского, который назвал это «лаицизацией» ритуала, изменение произошло в то же время, когда призывы Женевьевы стали основными гражданскими церемониями. [97] Также, по словам Слуховского, который описывает правила и практику Общества носителей реликвария Святой Женевьевы вплоть до XVIII века, члены должны были финансово поддерживать ее деятельность, включая выплаты аббатству за то, чтобы его священнослужители совершали для них мессы. [98] По состоянию на конец 20-го века Компания все еще существовала в Париже и продолжала нести реликварий Женевьевы в ежегодной процессии, проводимой в течение ее октавы . Процессии, проводимые пожилыми мужчинами и при содействии женщин, проходили внутри церкви Сент-Этьен-дю-Мон, где находился небольшой реликварий, созданный в 19 веке после того, как больший был разрушен во время французского правления. Революция, и которая существует до сих пор. [99]
Влияние в 16 веке
[ редактировать ]Начиная с 1535 года и по 1652 год обращения к Женевьеве «всегда были крайне политизированными». [100] и включал попытки как навязать королевскую власть, так и противостоять ей. 21 января 1535 года реликварий Женевьевы принял участие в «большом мольбном шествии». [101] призвать Бога против протестантов во Франции. Это было одно из крупнейших и самых зрелищных религиозных шествий, произошедших в Париже и организованное королем Франциском I. [102] По мнению Слуховского, реликварий Женевьевы, Евхаристия и присутствие короля символизировали городскую, католическую и национальную идентичность французов, все из которых «объединились, чтобы устранить вред раздробленности и разногласий, символизируемых протестантизмом». . [103] Слуховский также утверждает, что процессия представила новые отношения между личностями и символами, о чем свидетельствует новый маршрут процессии, которая началась в Нотр-Даме, остановилась в королевской церкви Сен-Жермен-л'Осерруа недалеко от Лувра и завершился еще в Нотр-Даме. Это был первый раз, когда процессия прошла по коммерческому району Парижа, соединяя королевскую церковь, королевский дворец Лувр и Нотр-Дам; это был первый раз, когда реликварий Женевьевы переправился через Сену на правый берег и заявил, что единство города зависит от королевской власти. [104]
В 1535 году культ Женевьевы соединился с культом Тела Христова , который был включен в то, что Слуховский назвал «королевской религией французского абсолютизма раннего Нового времени», поскольку трон присвоил и изменил ее, чтобы поддержать свою власть и власть во Франции. Слуховский далее говорит: «Выставляя реликварий святого покровителя по маршруту, ведущему от королевского прихода к собору, и используя Святую Женевьеву для почитания своего начальства, новый баланс политических сил в городе возникает не из-за покровительство Святой Женевьевы, но от власти Воинства и короля». [105] Летом 1549 года реликварий Женевьевы участвовал в королевской процессии с мольбами, которая пересекла Сену до церкви Сен-Поль-Сен-Луи , а затем до Нотр-Дама; оно включало в себя сожжение еретиков. В 1551, 1568 и 1582 годах ее реликварий был перенесен из Сент-Шапель в Нотр-Дам, а не из ее аббатства, где он использовался во время королевских призывов против протестантов. [104] Как утверждает Слуховский, «перекройка католического пространства Парижа укрепила королевскую власть в городском пространстве, королевскую власть, которая требовала от города явных демонстраций подчинения и смирения, точно так же, как он требовал и получал их от Святой Женевьевы». [104] Эти процессии нарушили традицию приносить реликварий и мощи святого Марселя в аббатство Женевьевы перед отправкой в Нотр-Дам; вместо этого требовалось, чтобы ее реликварий «смирился». [104] почтить Евхаристию и царя. Кроме того, это был первый раз, когда ее реликварий не был самой престижной частью публичного ритуала. [104]
В 1562 году состоялись две процессии по очищению Парижа от ереси протестантизма. Первая процессия завершилась у аббатства Святой Женевьевы, а во второй реликварий Женевьевы несли 20 босых мирян с цветами на головах, и публика была с энтузиазмом встречена. Слуховский рассматривал шествия как подтверждение Евхаристии и роли Женевьевы в том, как католические власти в Париже справились с разногласиями, вызванными французскими религиозными войнами , между католиками и протестантами -гугенотами . [106] В 1589 году были проведены шествия, и Женевьева была призвана в качестве хорошо организованного ответа на конфликт между королем Генрихом III , Домом Гизов и Католической лигой . Это был первый раз, когда общественность призвала Женевьеву против короля. [107] Как утверждает Слуховский, «праздник святой Женевьевы стал праздником ненависти и разделения, а не согласия и мира». [108] Слуховский также утверждает, что впервые обращения к Женевьеве изменились с демонстрации лояльности на публичные демонстрации бунта и нелояльности королю. [109] В 1591 году королевская армия осадила Париж; нападение на армию, возглавляемую шевалье д'Омале , планировалось совершить в день праздника Женевьевы. Во время боя у ее святыни возносились молитвы, но атака не удалась, и Д'Омаль был убит. [110] Слуховский сообщил, что эта неудача снизила преданность города Женевьеве; их обвинения в ее адрес он назвал "необоснованными". [111] Еще две процессии с мольбами произошли в 1594 году, но они также потерпели неудачу; Слуховский утверждает, что они продемонстрировали «неспособность властей контролировать общественный культ Святой Женевьевы». [112]
В 1560-х и 1570-х годах, а также на протяжении второй половины 16 века к Женевьеве обращались за помощью во время голода и нехватки продовольствия как в Париже, так и в его окрестностях. [113] Ее призывы против водных катастроф, влияющих на урожайность сельскохозяйственных культур в стране, стали включать «все виды сельскохозяйственных и метеорологических проблем». [114] Как заявил Слуховский, Женевьева «постепенно стала покровительницей средств существования, поставщиком зерна в город». [114] Начиная с конца 1500-х годов, большая часть шествий с ее реликварием происходила в весенние и ранние летние месяцы сбора урожая; в предыдущие столетия они происходили осенью и зимой, когда Сена могла разлиться. [114] Ответом на все крупные климатические катастрофы 17 и 18 веков стали публичные призывы к вмешательству Женевьевы. [115] Слуховский называл этот образ Женевьевы «заботливой покровительницей» и считал его феминизацией ее образа в то время, когда женские роли менялись и становились все более ограничительными, и когда несколько каноников считали ее своей покровительницей, в том числе послушницы ордена кармелитов в Париж. [116] Связь Женевьевы с благотворительностью, заботой о бедных и продовольственной помощью, которая продолжала иметь место в конце 1600-х годов, была основана на событиях ее жизни и также выражалась в шествиях ее реликвария и сообщениях о раздаче ею еды бедным в 1665. [117] Среди других шествий была одна в 1556 году в ответ на засуху по всей Франции, когда крестьяне организовали процессию к многочисленным святыням по всему Парижу, в том числе к церкви Женевьевы, когда к ним присоединились жители города «в спонтанных публичных обращениях к покровителю». [118]
Влияние в 17 веке
[ редактировать ]В 1619 году Франсуа де Ларошфуко , кардинал и доверенное лицо Ришелье , был назначен аббатом аббатства Святой Женевьевы, которое стало новой штаб-квартирой Конгрегации Франции и центром монашеской реформы; к 1650 году в состав конгрегации вошла треть всех монашеских общин Франции. [119] В 1649 году, когда Париж снова поднял открытое восстание против короля, Женевьева явилась Анне Австрийской, матери короля Людовика XIV , в видении после того, как Анна призвала ее к миру и защите парижского народа, хотя многие просто восстал против нее. Видение давало иное толкование чуда, произошедшего при жизни Женевьевы; другое изображение другого видения того же чуда распространялось с помощью типографии, [120] в первый раз его использовали для вербовки Женевьевы «в оппозиционную политическую пропаганду». [121] Оба видения использовали престиж Женевьевы, чтобы «выразить современные общественные мнения и настроения». [121] В 1652 году были созваны дополнительные мольбы и шествия в ответ на Фронду и вызванную ею нехватку продовольствия. [122] По словам Слуховского, традиционное почитание Женевьевы «уступило место манипуляциям», и после 1652 года «все публичные призывы столкнутся с широким общественным цинизмом и скептицизмом». [123]
К 17 веку публичные обращения к Женевьеве, хотя их литургии остались прежними, превратились из церковных дел в светские публичные торжества. [84] Слуховский называет крестные ходы духовенства «обыкновенными», а более поздние народные моления и шествия святителя — «необыкновенными». [124] Обычные процессии прославляли Женевьеву, узаконивали ее «уникальное положение в иерархии священных в Париже», устанавливали маршрут процессий между Нотр-Дамом и ее святыней и укрепляли «взаимные отношения» между собором и святыней. [124] Обычные шествия основывались на календаре и представляли собой марши из города к святыне за пределами города, в то время как чрезвычайные шествия и призывы вызывались во время чрезвычайных ситуаций и переносились в Париж для города. Поначалу необычайные шествия были религиозными мероприятиями и контролировались духовенством, но к 1631 году их приказали и спланировали светские власти Парижа. [125] Как утверждает Слуховский, «религиозные и светские организации теперь разделили ответственность за организацию призывов, определение их дат, мобилизацию города и охрану реликвариев». [126] Далее Слуховский утверждает, что новые, необычные шествия и призывы представляли собой комбинацию месс и праздников городской гордости и были сосредоточены на шествиях к святыне Женевьевы и обратно. [126] Более поздние шествия, по мнению Слуховского, превратились в городские передвижные праздники и подчеркнули растущую власть городских элит и чиновников. Он заявляет: «Религиозная строгость, которая характеризовала призывы тринадцатого века и позднесредневекового Парижа, с его упором на покаяние и раскаяние, была заменена противоречивыми выражениями мольбы и триумфализма». [127] Теологи и проповедники критиковали новые формы за то, что они стали зрелищем, призывали вернуться к старым моделям и предполагали, что Женевьева больше не будет удовлетворять призывы людей, потому что они больше не обращаются к ней с искренними просьбами. [127]
В начале 17 века многие религиозные церемонии были секуляризованы, что потребовало переделки культа Женевьевы. Бурбоны присвоили и включили ее в свои королевские обряды, положив конец традиционным формам ее почитания, создав новые и предоставив ей новую роль по защите королевской семьи. [128] По мнению Слуховского, эти изменения также «отдалили смиренных парижских верующих от непосредственного общения со своим святым». [129] Однако, несмотря на это, Женевьева сохранила свою известность, и лояльность ее последователей к ней не снизилась. В 1764 году, что Слуховский называет «самым значительным событием в истории участия королевской семьи в культе Святой Женевьевы», [129] Король Людовик XV начал строительство новой церкви, которая позже стала Пантеоном, в ее честь, положив конец более чем 200-летнему королевскому покровительству и финансовой поддержке ее аббатства и церквей.
Например, Анна Австрийская не только финансово поддерживала аббатство Святой Женевьевы, но также поддерживала небольшую церковь, посвященную Женевьеве, в Нантерре, куда Анна совершала ежегодное паломничество и основала там семинарию в 1642 году. В 1658 году Женевьева была призвана исцелить Анну; Никакая процессия не была вызвана, но реликварий Женевьевы был удален, и Анна выздоровела от болезни. Однако два года спустя Анна снова заболела, и была проведена аналогичная церемония, но на этот раз она не сработала, и Анна умерла во время призывания. За следующие 100 лет реликварий Женевьевы переносили еще 50 раз, из них 33 раза за здоровье членов французской королевской семьи. [130] По словам Слуховского, к XVII веку «пастушка из Нантера, которую парижане тысячу лет называли скромной соседкой, стала… королевской придворной ». [131] Церковь Святой Женевьевы начали перестраивать в 1746 году, поскольку она пришла в упадок; как утверждает Фармер, он «был секуляризован во время революции и назывался Пантеоном, местом захоронения доблестных людей Франции». [4]
Например, в 1694 году Париж переживал серьезный экономический кризис с неурожаями, плохой погодой, угрозой голода и продолжающейся войной, поэтому жители Парижа и Иль-де-Франс призвали Женевьеву вмешаться. . Спонтанные шествия и паломничества к аббатству Святой Женевьевы начались в начале мая, еще до того, как официальное постановление разрешило участвовать как священнослужителям, так и мирянам. Сначала в аббатстве были совершены заклинания, но этого было недостаточно для улучшения погоды, поэтому 27 мая было назначено публичное шествие. [132] По словам Слуховского, беднякам, которые больше всего пострадали от нехватки продовольствия, было разрешено участвовать в служении «социальным и политическим целям». Слуховский утверждает: «Мобилизовав «заслуживающих бедных» для призывания святого, организаторы возложили на Бога и святого ответственность за нехватку продовольствия, тем самым не позволяя бедным возложить ответственность на сами власти». [133] Также по словам Слуховского, "шествие привело к ожидаемым результатам". [134] Сразу после начала шествия начался дождь, спасший урожай страны, и произошли другие чудеса, в том числе победа над Испанией, исцеления от паралича и снижение цен на пшеницу. картину, посвященную этому событию Правительство Парижа заказало Николя де Ларжильеру . [134] По словам Слуховского, «Целый день общественной мобилизации заменил строгие утренние шествия позднего средневековья». [124] Несмотря на свою популярность, мероприятие подверглось критике за превращение шествий в светские мероприятия. [135]
18 век и Французская революция
[ редактировать ]В 1725 году Женевьева была призвана в разгар религиозного и политического конфликта, который, как утверждает Слуховский, «оказал влияние на способность парижан-мирян сохранять свои традиционные формы преданности». [136] Слуховский добавляет, что эмоции, вызванные королевским присвоением Женевьевы в 1720-1750-х годах, были вызваны глубокой привязанностью Парижа к католицизму. [137] В 1744 году король Людовик XV заболел в Лотарингии во время войны за австрийское наследство ; он призвал Женевьеву, исцелился и совершил паломничество к ее святыне. Аббат и каноники показали королю церковь, которая пришла в упадок, и король обязался профинансировать ее ремонт, общая стоимость которого составила более 25 000 ливров . Строительство было завершено в 1764 году, когда Людовик XV заложил краеугольный камень церкви. Проект подвергся критике за то, что он был слишком дорогим и ненужным, а также за нецелевое использование средств, которые можно было бы использовать для оказания помощи обществу. [138] Слуховский назвал проект здания «началом одной из важнейших трансформаций культа со времени постройки первоначальной базилики в шестом веке». [131] Члены королевской семьи продолжали ссылаться на Женевьеву на протяжении 1700-х годов, но граждане Парижа часто выступали против них и высмеивали их. [139] Противодействие королевскому присвоению Женевьевы произошло в то же время, когда протестанты и парижская элита, включая Вольтера , начали критиковать католические практики, такие как культ святых. [140] Присвоение Женевьевы монархией не уменьшило преданности ей народа в это время, даже когда в конце 18 века шествия прекратились и к ней обращались к королевской семье. Она регулярно появлялась в популярной религиозной литературе того времени. К концу 18 века преданность ей мирян больше не контролировалась муниципальными или королевскими властями. [141] Во время Французской революции ее использовали «против тех же учреждений, которые в предыдущие века были тесно связаны с [ее] культом». [142] В июле 1789 года церковь Святой Женевьевы использовалась для празднования Революции, хотя революционные власти в конечном итоге положили конец ее культу. [143] Храм и реликвии Женевьевы были по большей части разрушены во время Французской революции, но, как заявляет Фармер, «это ни в коем случае не положило конец ее культу во Франции». [4]
В апреле 1791 года, после смерти Мирабо , одного из первых лидеров французской революции, французское правительство секуляризовало церковь Святой Женевьевы и превратило ее в национальный памятник и святыню в его честь. Это положило конец более чем 1000-летнему периоду, в течение которого здание служило центром культа Женевьевы, а также религиозных традиций, основанных на ее шествиях. Также в 1791 году прах Вольтера был перенесен в церковь, переименованную в Пантеон. [144] Несмотря на секуляризацию, которую подразумевал этот перевод, Вольтер был предан Женевьеве и гордился членством своего деда в Компании носителей реликвария Святой Женевьевы. На смертном одре Вольтер возобновил свою преданность ей. [145] По словам Слуховского, здание «стало храмом новых божеств Просвещения» и «храмом гражданской свободы». [146] Он также назвал это «поворотным моментом в истории памятника»; В то же время, когда останки Вольтера были перенесены, останки Женевьевы были перенесены из церкви в другую часть аббатства. Год спустя, в 1792 году, после падения монархии, аббатство Святой Женевьевы было секуляризовано и конфисковано, и, несмотря на протесты сотен жителей окрестностей, ее останки были снова перенесены в Сент-Этьен-дю-Мон. [147] Слуховский сообщает, что жители Парижа выступили против секуляризации святыни Женевьевы. [148] В 1793 году, в начале правления террора , ее реликварий был перенесен в Отель де Монне и разобран; собранные средства были помещены в правительственную казну. По словам Слуховского, кости Женевьевы были преданы суду, признаны виновными в сотрудничестве с королевскими властями и приговорены к публичному сожжению на Гревской площади . Затем ее прах был брошен в Сену. [57] [149]
Постреволюция до современности
[ редактировать ]В 1803 году, после окончания революции, культ Женевьевы был возрожден Наполеоном в Сент-Этьен-дю-Мон. В Париж из других церквей были привезены новые фрагменты ее мощей и построен новый ковчег. В 1806 году Наполеон приказал вернуть Пантеону его первоначальное назначение. В 1822 году Людовик XXVIII основал на территории Пантеона новую церковь Святой Женевьевы, и она была восстановлена в статусе покровительницы Парижа. 1831 год. Часть каменной гробницы Женевьевы в настоящее время находится в большом гробу в церкви; в реликварии меньшего размера содержатся кости одного пальца. Луи Филипп I восстановил здание под светский храм, а мощи Женевьевы были отправлены в Нотр-Дам, но Наполеон III восстановил его как церковь в 1851 году. [57] [150] Мощи Женевьевы, пережившие революцию и хранившиеся в церквях за пределами Парижа, хранятся в реликварии в Сент-Этьен-дю-Мон, в ее часовне. [151]
По словам Слуховского, культ Женевьевы обрел новую популярность, когда она представляла католическую оппозицию республиканизму . Ее призвали спасти Францию во время Первой мировой войны , и процессия с ее реликвиями произошла, чтобы предотвратить немецкую оккупацию Франции во время Второй мировой войны . Также, по словам Слуховского, хотя Женевьева остается покровительницей Парижа, ее культ так и не вернулся к своей дореволюционной популярности и объединяющему статусу. [152]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Православный календарь» . Русская Православная Церковь Святой Троицы . Балтимор, Мэриленд . Проверено 8 мая 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Слуховский 1998 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 17
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Фермер, Дэвид Хью (2011). «Женевьева». Оксфордский словарь святых (5-е изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН 978-0-19-959660-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Макнамара, Джо Энн. "Введение". В «Святых женщинах темных веков» . Отредактировано и переведено из Acta Sanctorum Макнамарой, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. с. 4. ISBN 0-8223-1200-X. Проверено 3 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п МакЭрлин, Эндрю (1909). «Святая Женевьева». Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 7 октября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Аттуотер и Джон 1993 , с. 152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Слуховский 1998 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 24.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 20.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Аттуотер и Джон 1993 , с. 151.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 18.
- ^ Слуховский 1998 , с. 37-38.
- ^ Слуховский 1998 , с. 38.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 21—22.
- ^ Слуховский 1998 , с. 42-43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 43.
- ^ Слуховский 1998 , с. 41.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 22.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 24.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423–502)», стр. 24—25.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 22—23.
- ^ Слуховский 1998 , с. 11-12.
- ^ Бентли, Джеймс (1993). Календарь святых: жития главных святых христианского года . Лондон: Литтл, Браун. п. 9. ISBN 9780316908139 .
- ^ Аттуотер и Джон 1993 , с. 151-152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Слуховский 1998 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Геновефа (423-502)», с. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 28.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 32.
- ^ «Клотильда, королева франков». Святые женщины темных веков . Под редакцией Макнамары, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. с. 38. ISBN 0-8223-1200-Х.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 36—37.
- ^ Слуховский 1998 , с. 25-26.
- ^ Слуховский 1998 , с. 25.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 26—27.
- ^ Слуховский 1998 , с. 127.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 27.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 30.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 31.
- ^ "Геновефа (423-502)", с. 33.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 33—34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 34.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 34—35.
- ^ «Геновефа (423-502)», стр. 35—36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 214.
- ^ Слуховский 1998 , с. 3-4.
- ^ Слуховский 1998 , с. 5.
- ^ Слуховский 1998 , с. 5-6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 30.
- ^ Слуховский 1998 , с. 92-93.
- ^ Уильямс 2016 , с. 323.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уильямс 2016 , с. 322.
- ^ Уильямс 2016 , с. 325.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 212.
- ^ Слуховский 1998 , с. 47-48.
- ^ Слуховский 1998 , с. 48.
- ^ Слуховский 1998 , с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 49.
- ^ Слуховский 1998 , с. 50.
- ^ Слуховский 1998 , с. 50-51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 1.
- ^ Слуховский 1998 , с. 48-49.
- ^ Слуховский 1998 , с. 52-54.
- ^ Слуховский 1998 , с. 45-46.
- ^ Слуховский 1998 , стр. 1–2.
- ^ Слуховский 1998 , с. 12-13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 13.
- ^ Слуховский 1998 , с. 15-16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Слуховский 1998 , с. 18.
- ^ Слуховский 1998 , с. 33-34.
- ^ Слуховский 1998 , с. 37.
- ^ Слуховский 1998 , с. 41-42.
- ^ Слуховский 1998 , с. 19.
- ^ Слуховский 1998 , с. 22.
- ^ Слуховский 1998 , с. 31.
- ^ Слуховский 1998 , с. 94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 96.
- ^ Слуховский 1998 , с. 21.
- ^ Слуховский 1998 , с. 32-33.
- ^ Слуховский 1998 , с. 35-36.
- ^ Слуховский 1998 , с. 23.
- ^ Слуховский 1998 , с. 77.
- ^ Слуховский 1998 , с. 85-87.
- ^ Слуховский 1998 , с. 88.
- ^ Слуховский 1998 , с. 23-24.
- ^ Слуховский 1998 , с. 70.
- ^ Слуховский 1998 , с. 160-162.
- ^ Слуховский 1998 , с. 93.
- ^ Слуховский 1998 , с. 165-166.
- ^ Слуховский 1998 , с. 166.
- ^ Слуховский 1998 , с. 167-169.
- ^ Слуховский 1998 , с. 202.
- ^ Слуховский 1998 , с. 136.
- ^ Слуховский 1998 , с. 110.
- ^ Слуховский 1998 , с. 111.
- ^ Слуховский 1998 , с. 113.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Слуховский 1998 , с. 114.
- ^ Слуховский 1998 , с. 115.
- ^ Слуховский 1998 , с. 117-119.
- ^ Слуховский 1998 , с. 119-121.
- ^ Слуховский 1998 , с. 121.
- ^ Слуховский 1998 , с. 121-122.
- ^ Слуховский 1998 , с. 122-124.
- ^ Слуховский 1998 , с. 124-125.
- ^ Слуховский 1998 , с. 125.
- ^ Слуховский 1998 , с. 55-56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 56.
- ^ Слуховский 1998 , с. 57.
- ^ Слуховский 1998 , с. 58.
- ^ Слуховский 1998 , с. 60.
- ^ Слуховский 1998 , с. 91.
- ^ Слуховский 1998 , с. 140.
- ^ Слуховский 1998 , с. 126-128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 128.
- ^ Слуховский 1998 , с. 130-131.
- ^ Слуховский 1998 , с. 133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 104.
- ^ Слуховский 1998 , с. 104-105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 106.
- ^ Слуховский 1998 , с. 138-139.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 139.
- ^ Слуховский 1998 , с. 139-141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 142.
- ^ Слуховский 1998 , с. 96-99.
- ^ Слуховский 1998 , с. 100.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 103.
- ^ Слуховский 1998 , с. 107.
- ^ Слуховский 1998 , с. 151.
- ^ Слуховский 1998 , с. 154.
- ^ Слуховский 1998 , с. 142-143.
- ^ Слуховский 1998 , с. 144-146.
- ^ Слуховский 1998 , с. 147-147.
- ^ Слуховский 1998 , с. 155.
- ^ Слуховский 1998 , с. 156.
- ^ Слуховский 1998 , с. 156-157.
- ^ Слуховский 1998 , с. 203-204.
- ^ Слуховский 1998 , с. 206.
- ^ Слуховский 1998 , с. 204.
- ^ Слуховский 1998 , с. 207.
- ^ Слуховский 1998 , с. 205.
- ^ Слуховский 1998 , с. 207-208.
- ^ Слуховский 1998 , с. 208.
- ^ «Церковь Сент-Этьен-дю-Мон, 5-й округ» . www.patrimoine-histoire.fr (на французском языке) . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Слуховский 1998 , с. 209.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аттуотер, Дональд ; Джон, Кэтрин Рэйчел (1993). Словарь святых Penguin (3-е изд.). Нью-Йорк: Пингвин. стр. 151–152. ISBN 0-14-051312-4 . Проверено 11 октября 2023 г.
- «Геновефа (423-502)». Святые женщины темных веков . Отредактировано и переведено из Acta Sanctorum Макнамарой, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. стр. 17–37. ISBN 0-8223-1200-X.
- Слуховский, Моше (1998). Покровительница Парижа: ритуалы преданности во Франции раннего Нового времени . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill. ISBN 90-04-10851-3 .
- Уильямс, Ханна (сентябрь 2016 г.). «Чудеса святой Женевьевы: искусство и религия в Париже восемнадцатого века» . Французская история . 30 (3): 322–353. дои : 10.1093/fh/crv076 .
- Рождение в V веке
- 512 смертей
- Люди из Нантера
- Христианство в Париже
- Похороны в Сент-Этьен-дю-Мон
- Французские римско-католические святые
- Посвященные девы
- Франкские святые VI века
- Галло-римские святые
- Женщины в средневековой европейской войне
- Женщины на войне во Франции
- Женщины-святые средневековой Франции
- Галло-римские женщины V века
- Ангельские провидцы
- Галло-римляне V века