Jump to content

Женевьева


Женевьева
Святая Женевьева, картина 17 века, Музей Карнавале, Париж.
Девственник
Рожденный в. 419–422
Нантер , Западная Римская империя
Умер 502–512 (79–93 года)
Париж, Франция
Почитается в Католическая церковь
Православная Церковь [1]
канонизирован Предварительное собрание
Праздник 3 января, перенесение мощей (в Париже) 28 октября, подъем мощей 10 января.
Атрибуты Зажженная свеча, требник, ангелы и демоны, литургический сосуд, корона, ключи от города Парижа.
Покровительство Париж, пастухи, виноделы, торговцы воском, шляпники; против глазных болезней, лихорадки, чумы, засухи, войны

Женевьева (французский: Sainte Geneviève ; латинский : Genovefa ; [2] также называется Геновефа [3] и Генофева; [4] в. э. — 502/512 г. н. э.) была посвященной девой и покровительницей Парижа 419/422 г. н . в католической и православной традициях. Ее праздник - 3 января.

Получив признание за свою религиозную преданность в юном возрасте, она встретила Германа Осерского и Люпуса Труа, когда была ребенком, и посвятила себя девственной жизни. Вокруг нее рано начали происходить чудеса и исцеления, и она прославилась умением изменять погоду. Она переехала из Нантера , своего родного города, в Париж, после смерти родителей, и стала известна своим благочестием, исцелениями и чудесами, хотя жители Парижа возмущались ею и убили бы ее, если бы не вмешательство Германа. Ее молитвы спасли Париж от разрушения гуннами при Аттиле в 451 году и других войнах; ее организацию городских женщин назвали «молитвенным марафоном» и «самым известным подвигом Женевьевы». [5] Она участвовала в двух крупных строительных проектах в Париже: базилике в честь Сен-Дени Парижского в 475 году и Базилике Святых Апостолов, посвященной Святым Петру и Святому Павлу , в ок. 500.

Женевьева творила чудеса как до, так и после своей смерти. Она была признана покровительницей Парижа в 14 веке. Она была «любимицей как самых скромных жителей, так и семьи Бурбонов, и ее одинаково почитали Эразм и революционные рыботорговцы». [6] и считался «культурным символом, который парижане разделяли, присваивали, обсуждали и использовали в соответствии с конкретными общественными представлениями и традициями». [7]

Женевьеву публично призывали во время чрезвычайных ситуаций, связанных с потребностями и ожиданиями жителей Парижа, 153 раза в период с 885 по октябрь 1791 года, начиная от спонтанных и менее ритуальных призывов и шествий с ее реликварием в средние века до весьма ритуальных призывов, произнесенных перед ее открытием. реликварий в годы, предшествовавшие Французской революции . По мере того как в Париже менялись времена и условия, менялись и способы призыва и обработки Женевьевы. Поскольку городу угрожали новые бедствия и требовались новые заступничества к ней, требовались новые ассоциации, образы и метафоры. Ее культ оставался популярным на протяжении всей истории Парижа, хотя ее культ так и не вернулся к своей дореволюционной популярности и объединяющему статусу.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Женевьева родилась ок. 419 или 422 в Нантерре, Франция , небольшой деревне почти в семи километрах (4,3 мили) к западу от Парижа , Северусу и Геронтии, которые были немецкого или, возможно, франкского происхождения. [2] [8] Свеча – один из самых распространенных ее атрибутов . Иногда ее изображают с дьяволом , который, как говорят, задул ее свечу, когда она ночью молилась. [4]

Женевьева появляется в Мартирологе Иеронима ; ее вита появилась спустя много столетий после ее смерти, [4] хотя агиограф Дональд Аттуотер утверждает, что ее жизнеописание написано современником Женевьевы, и «его подлинность и ценность являются предметом многочисленных дискуссий». [9] По словам историка Моше Слуховского, « Житие святой Женевьевы» было написано вскоре после ее смерти, в конце 500-х годов, и было основано на житии Мартина Турского . [2] [10] первое французское издание ее биографии В 1310 году вышло ; в 1367 году был опубликован первый французский перевод. [11] Как заявляет Дэвид Фармер, «о ней мало что можно знать с уверенностью, но ее культ процветал на гражданской и национальной гордости». [4]

Хотя популярная традиция представляет родителей Женевьевы бедными крестьянами, [8] их имена, которые были распространены среди галло-римской аристократии, считаются свидетельством того, что она родилась в галльском высшем классе. Она была признана за свою религиозную преданность с раннего возраста. [12] [9] Когда Женевьеве было семь лет ( ок. 429 ), Герман Осеррский и Люп Труа остановились в Нантерре на пути в Британию из Галлии, чтобы положить конец пелагианской ереси . [3] [2] Германус увидел Женевьеву в толпе жителей деревни, собравшихся, чтобы встретиться и получить благословение Германа и Люпуса, и заметил ее заботливость и благочестие. Поговорив с ней и поощрив ее «упорно идти по пути добродетели», [8] Германус взял интервью у ее родителей и сказал им, что она «будет велика пред лицом Господним». [13] и своим примером руководить и учить многих посвященных девственниц . [8] [13] Как утверждает Слуховский, «после этого последовали чудеса, отмечающие девушку как невесту Христову». [2] Женевьева сказала Германусу, что хочет следовать за Богом; Согласно ее житию , Герман подтвердил ее желание стать посвященной девой, поднял с земли монету и поручил ей сделать из нее ожерелье, чтобы напоминать ей об их встрече. [14] [15]

Освящение св. Женевьева; картина М. Бастеро в церкви Св. Женевьева, Миссури
Женевьева с Германом Осерским , созданная скульптором Анри Шапу (ок. 1875 г.)

По данным Католической энциклопедии , Герман подарил Женевьеве медаль с выгравированным крестом и поручил ей носить ее вместо жемчуга и золотых украшений, чтобы помочь ей помнить о своей преданности Христу. [8] В Католической энциклопедии также говорится, что, поскольку вблизи Наварры не было монастырей, она «оставалась дома, ведя невинную, молитвенную жизнь»; [8] По словам историка Джо Энн Макнамара, Германус вдохновил Женевьеву посвятить свою жизнь и девство служению Богу, которое не ограничивалось установленными правилами или монашеским образом жизни . [16] Неизвестно, когда Женевьева получила посвящение девственниц; некоторые источники утверждают, что она получила свое покрывало от Папы Григория I , в то время как другие утверждают, что она вместе с двумя спутниками получила их от епископа Парижа, когда ей было 15 лет. [4] [8] [15] Слуховский утверждает, что Женевьева была рукоположена ок. 437 . [2]

Женевьевы В биографии рассказывается история о том, как ее мать ослепла после того, как жестоко запретила Женевьеве посещать церковь в праздничный день. Спустя почти два года Женевьева поняла, что именно она стала причиной слепоты матери; после того, как мать попросила ее принести ей воды из ближайшего колодца, она вернула ей зрение. [17] По словам Слуховского, чудо подтвердило святость Женевьевы, и ее семья позже разрешила привести ее с двумя девочками к епископу для рукоположения в девственницы. Епископ благословил ее раньше других девочек, хотя она была самой младшей. Слуховский называет исцеление матери первым водным чудом, связанным с Женевьевой. [18] которую призвали защитить Париж от наводнений спустя столетия после ее смерти. [19] Колодец Наварры был популярным местом почитания еще в 15 веке. К 16 веку на этом месте произошло множество чудес, и оно стало одним из главных мест паломничества в Иль-де-Франс .

В 1700-х годах ежегодное паломничество в Наварру отмечалось в первое воскресенье после Пасхи , и многие из посетителей колодца были членами французской королевской семьи. [20] Например, Анна Австрийская отличалась «особой преданностью». [21] к Женевьеве и ежегодно 3 января, в праздник Женевьевы, совершал паломничество к колодцу в Наварре, чтобы помолиться о рождении наследника мужского пола. После рождения сына Анны она посетила Наварру, чтобы поблагодарить Женевьеву, и в 1642 году пожертвовала краеугольный камень для строительства там новой семинарии . [21] По мнению Слуховского, с Женевьевой были связаны и другие фонтаны и источники, которым приписывали целебные свойства, в том числе при сильных лихорадках, в раннее современное время . [21] В 1599 году швейцарский врач и писатель Томас Платтер записал, возможно, более раннее водное чудо: когда Женевьева еще училась в школе, над рвом, наполненным водой, появился мост, а затем исчез после того, как она перешла его. Платтер утверждал, что именно это чудо стало причиной того, что жители Парижа приписали Женевьеве способность изменять погоду. [22]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После смерти родителей Женевьева уехала жить к крестной матери в Париж , посвятив себя молитве и благотворительной деятельности. Ее сильно парализовало, и она чуть не умерла; после выздоровления она сообщила, что видела видения небес. [4] [23] [15] В Париже ею восхищались за ее благочестие и преданность благотворительным делам, она практиковала пост, «строгие телесные аскезы». [8] и умерщвление плоти , которое включало воздержание от мяса и нарушение поста только два раза в неделю. Она постилась в возрасте от 15 до 50 лет с воскресенья по четверг и с четверга по воскресенье; ее диета состояла из бобов и ячменного хлеба, и она никогда не употребляла алкоголь. После того как ей исполнилось 50 лет, по повелению своих архиереев она добавила в свой рацион рыбу и молоко. [8] [24] Она преданно бодрствовала каждую субботу вечером, «следуя учению Господа о слуге, ожидавшем возвращения господина со свадьбы». [25]

Соседи Женевьевы, «исполненные ревности и зависти», [8] обвинил ее в 445 или 446 году в лицемерии и самозванке, а также в том, что ее видения и пророчества были мошенничеством. [2] [8] Слуховский утверждает, что Женевьева «получила божественный дар читать мысли людей», что вызвало недовольство многих жителей Парижа. [2] Слуховский также утверждает, что противостояние ей произошло потому, что она угрожала мужской иерархии в Париже, поэтому ей требовалось покровительство и признание со стороны установленных мужских авторитетов, которые она получила от Германия, Симеона Столпника и Хлодвига I. [10] Ее враги замышляли утопить ее, но Герман снова посетил Париж и защитил ее, хотя нападения продолжались. [26] [15] Епископ Парижский поручил ей заботиться о других посвященных в сан девах; «своими наставлениями и примером она привела их к высокой степени святости». [8]

Часть картины художника-монументалиста Пьера Пюви де Шаванна «Святая Женевьева, наблюдающая за Парижем» (дата неизвестна)

Незадолго до нападения гуннов 451 году на Париж в Женевьева предсказала, что город будет сохранен, но те, кто бежит из Парижа, будут убиты. [27] Германа Женевьева и архидьякон убедили парижан, что она «не пророчица гибели». [15] и убедил женщин вместо того, чтобы присоединиться к своим мужьям и покинуть свои дома, молиться и совершать покаяния, чтобы спасти город. Утверждается, что благодаря молитвам Женевьевы армия Аттилы вместо этого направилась в Орлеан . [8] [28] [29] [30] Согласно ее биографии , Женевьева убедила парижанок провести серию постов, молитв и бдений, «чтобы предотвратить грозящую катастрофу, как это делали Эстер и Юдит в прошлом». [31] Женевьевы Макнамара, переведший биографию , называет это «молитвенным марафоном» и «самым известным подвигом Женевьевы». [5] Женевьева также убедила мужчин не вывозить свои товары из Парижа. [31] Жители города снова были возмущены ее пророчествами и, как выразился Слуховский, «возможно, нарушением ею гендерной иерархии»; [30] они снова замышляли убить ее, но ее спасло вмешательство Германа; Вскоре после его смерти был послан гонец, чтобы принести ей евхаристические хлебы, что помешало жителям осуществить свой план против Женевьевы. [30]

Часть картины Пьера Пюви де Шаванна «Святая Женевьева, пополняющая запасы осажденного Парижа» (ок. 1890 г.)

Спустя годы Женевьева «отличилась благотворительностью и самопожертвованием». [8] во время поражения Парижа от Меровига в 480 году и смог повлиять на него и его преемников, Хильдерика и Хлодвига I, чтобы они были снисходительны к жителям города. [8] [30] По словам Фармера, Женевьева заключила соглашение с солдатами во время осады Парижа о получении продовольствия, которое доставлялось по реке из Арси и Труа . [4] В ее биографии сообщается, что почитавший ее Хлодвиг [4] часто прощал преступников, которых посадил в тюрьму по просьбе Женевьевы, даже если они были виновны; [32] Аттауотер утверждает, что Женевьева просила Хлодвига освободить заключенных и проявить снисходительность к нарушителям закона. [9] По словам Фармера, она «заслужила уважение Хильдерика». [4] Он приказал закрыть парижские ворота, чтобы Женевьева не могла спасти заключенных, которых он хотел казнить, но после того, как Женевьева была проинформирована о его планах, она открыла ворота, прикоснувшись к ним, без ключа; затем она встретилась с Хильдериком и убедила его не казнить пленников. Она возглавила конвой и «доказала, что способна возглавить военизированную операцию, которая потребовала пересечения линий противника». [30] через блокаду Парижа вверх по Сене от Труа, чтобы доставить еду голодающим горожанам. По возвращении домой молитвами Женевьевы были спасены одиннадцать кораблей, на которых перевозились она, ее спутники и зерно для жителей Парижа. [9] [33] Вернувшись в Париж, она в первую очередь раздавала еду бедным. [34]

Женевьева также участвовала в двух крупных строительных проектах в Париже. [30] Она была сильно предана Сен-Дени Парижскому , первому епископу города, и хотела построить базилику в его честь в 475 году. [30] хотя у местных священников было мало ресурсов. Она велела им пойти к Парижскому мосту, где они нашли заброшенную печь для обжига извести, из которой поставлялись строительные материалы для базилики. Помолившись всю ночь, один из священников пообещал собрать средства, необходимые для найма рабочих, а плотники пожертвовали свое время на сбор древесины и других ресурсов. Когда у рабочих закончилась вода для питья, Женевьева помолилась и перекрестила сосуд, и вода чудесным образом была получена. Позднее базилика была названа Приоратом Сен-Дени-де-Страта . [4] [25] Женевьева сотрудничала с Клотильдой , женой Хлодвига I, чтобы добиться его обращения в христианство; незадолго до своей смерти Женевьева убедила его построить базилику Святых Апостолов, посвященную святым Петру и святому Павлу , которая была завершена после 500 года. [30] После смерти Женевьевы, в знак признания ее участия в обращении Хлодвига, Клотильда смогла почтить ее могилу. [35]

Женевьевы В биографии говорится, что «она ушла в глубокой старости, полная добродетели»; [32] она умерла в возрасте 82 лет. [30] После ее смерти она была помещена в базилику Святых Апостолов, которую она помогала строить. [4] Она была похоронена рядом с членами семьи Хлодвига и считалась защитницей королевской семьи. Чудеса начали происходить в базилике сразу после ее интернирования там; в ее биографии записаны самые ранние из них. Ее погребение в базилике помогло Женевьеве завоевать престиж; вскоре после ее смерти ее могила стала местом паломничества. [10] Женевьевы В биографии о базилике говорится: « тройной портик К церкви примыкает с изображениями Патриархов и Пророков , Мучеников и Исповедников веры в древние времена со страниц исторических книг». [36] Исцеления происходили в ее святилище после смерти Женевьевы; Сообщалось , что масло, хранившееся в аббатстве Святой Женевьевы , построенном в начале VI века, излечивало слепоту. Дополнительные чудеса, которые совершали паломники к ее святыне, были зафиксированы в 14 веке. Подобно чудесам, произошедшим при жизни Женевьевы, поступали сообщения о таких чудесах, как исцеление глазных болезней, паралича, чумы и высокой температуры. [37]

По словам Макнамары, во время многочисленных осад Парижа франками Женевьеве приходилось убеждать их, «что она и ее Бог - достойные союзники». [5] Макнамара также заявляет, что Женевьева «присоединилась к бедным и побежденным против необузданной светской власти». [5] Макнамара, однако, считает, что ее статус женщины, не имеющей официального статуса или политической власти, «сделал ее безобидной в контексте светской власти». [5] и сообщает, что Женевьева вдохновила франков уважать галльских святых и предоставила правителям обеих сторон доказательства того, что Бог ответил на ее молитвы. Макнамара далее заявляет: «Сила, выраженная через чудеса, защитила Хильдерика и его преемников от возможности того, что какое бы милосердие и снисходительность они ни проявили к святым и бедным, которых они защищали, могло быть истолковано как признак слабости, неподходящей воину». . [5] Слуховский утверждает, что чудесные исцеления, включавшие возвращение зрения слепым, исцеление парализованных женщин, изгнание бесов из одержимых, происходили как при жизни Женевьевы, так и после ее смерти. [38]

Миниатюра Святой Женевьевы (в церкви Св. Дженовьевы в Нидерландах) с ангелом справа и демоном слева.

Согласно Католической энциклопедии , Женевьеве часто снились видения небесных святых и ангелов. [8] Она также совершала чудеса в Париже и по всему Иль-де-Франс, включая изгнание демонов, исцеление слепых, воскрешение мертвых, спасение заключенных и помощь посвященной деве сбежать от своего жениха. [30] Женевьевы Житие сообщает, что она вновь зажгла свечу после того, как она погасла по пути из ее кельи в базилику Сен-Дени; бывшие с ней девы испугались, поэтому она попросила подержать свечу, и она тотчас же снова зажглась. Когда она прибыла в базилику, свеча сгорела в собственном огне, и после завершения ее молитв, когда она прикоснулась к ней, зажглась еще одна свеча, и люди исцелились, когда добыли осколки ее свечи. [39] В более поздних рассказах об этом событии сообщается, что демон пытался погасить свечу и что ее защитил ангел. По мнению Слуховского, жители Парижа были знакомы с этим сюжетом, поскольку ангел, заглядывающий через ее правое плечо, и демон, заглядывающий через левое плечо, были изображены вместе с ней в наиболее распространенных иконографических изображениях Женевьевы, в том числе в нескольких поздних средневековые и ранние современные рисунки, миниатюры и гравюры. Изображение также появилось в самых ранних сохранившихся ее статуях и миниатюрах, включая ее статую в Лувре , созданную в 13 веке, и миниатюру в ее аббатстве. [40]

Женевьевы В биографии говорится, что, когда женщина украла у Женевьевы туфли, женщина ослепла, когда пришла к себе домой; кто-то привел ее обратно к Женевьеве, которая исцелила ее после того, как она попросила у нее прощения. [41] В ее биографии также сообщается, что Женевьева смогла распознать, что молодая женщина лгала о своем целомудрии и что «она вернула зрение, силу и жизнь различным людям». [42] Женевьева также исцелила девятилетнюю девочку, жившую в Лионе , и исцелила наложением рук юную девочку, которая не могла ходить в течение двух лет. [33] Женевьева воскресила четырехлетнего мальчика, сына женщины, которую она исцелила от одержимости демонами, который упал в колодец и утонул. Мальчика крестили на Пасху, и впоследствии его назвали Целломером, потому что он «обрел жизнь в келье [Женевьевы]». [43] Также во время Пасхи она молитвами и крестным знамением исцелила слепую женщину. Она исцелила человека из Мо , у которого была иссохшая рука; она помолилась за него, прикоснулась к его руке и суставам и перекрестила его; он был выздоровел за 30 минут. Она освободила двенадцать человек, живших в Париже от одержимости демонами; она приказала им пойти в базилику Сен-Дени и исцелила их, перекрестив каждого из них. [43]

Часть изображения в Нантерском соборе, изображающая Святую Женевьеву, благословляющую Париж.

Женевьеву попросили исцелить жену парализованного трибуна , что и было сделано молитвой и крестным знамением. Находясь в Труа, к ней приводили для исцеления множество людей, в том числе больного ребенка, который исцелился после того, как выпила благословленную ею воду, а также слепого, которого автор ее жизнеописаний был наказан за работу в воскресенье. В ее биографии также сообщается, что многие люди, в том числе страдающие от одержимости демонами, исцелились после того, как оторвали части ее одежды. [44] Она исцелила городского чиновника, который был глухим в течение четырех лет, прикоснувшись к его ушам и перекрестив их. В ее биографии описываются чудеса, произошедшие в Орлеане благодаря ее заступничеству, в том числе воскрешение дочери матриарха семьи из мертвых и исцеление человека, который заболел из-за того, что отказался простить своего слугу. [45] Затем Женевьева посетила Тур, «преодолевая множество опасностей на реке Лур »; [46] там ее встретила толпа людей, одержимых бесами, которых она исцеляла молитвами и крестным знамением в базилике святого Мартина. Некоторые жертвы сообщали, что пальцы Женевьевы «один за другим вспыхивали небесным огнем» во время их исцеления. [47] Она также исцелила трех женщин, одержимых бесами, конфиденциально, у них дома и по просьбе их мужей. Женевьевы В биографии сообщается, что в Туре «все почтили ее приезды и уходы». [47] В ее биографии также сообщается, что возле дома Женевьевы она смогла обнаружить и изгнать демона из отверстия сосуда с водой. [48]

Родители мальчика привели к ней своего сына, которого она исцелила от слепоты, глухоты и паралича, перекрестив его и натирая маслом. Ее молитвы защитили урожай недалеко от Мо от вихря во время ливня; ни жнецы, ни посевы не были затронуты водой. В другой раз, путешествуя на корабле по Сене, ее молитвы спасли корабль; ее vita связывает это с чудом Христа, успокоившим бурю в Евангелиях. [32] Женевьева часто использовала масло, чтобы помазать и исцелить больных. В ее биографии сообщается, что однажды она послала за сосудом с маслом, который якобы был благословлен епископом, но после того, как она помолилась в течение часа, сосуд чудесным образом наполнился маслом, и она смогла исцелить кого-то от демона. владение. [49]

«Видение Святой Женевьевы» (1892) Альфонса Осберта , на котором Женевьева изображена в образе пастушки.

К XIV веку Женевьева была признана покровительницей и защитницей Парижа, что Слуховский считает примечательным, поскольку она была женщиной. [4] [11] [6] Слуховский назвал культ Женевьевы, просуществовавший более 1000 лет, «историей успеха». [50] и сказал: «Это был процесс расширения покровительства - от монастыря к окрестностям, к городу и ко всему королевству. Однако на протяжении всего времени святой удавалось сохранять близкую дружбу с парижанами». [50] По словам Шуховского, «[Женевьева] стала любимицей как самых скромных жителей, так и семьи Бурбонов , и ее одинаково почитали Эразм и революционные рыботорговцы». [6] Слуховский считает Женевьеву «культурным символом, который парижане разделяли, присваивали, договаривались и использовали в соответствии с конкретными общественными представлениями и традициями». [7]

Сложные образы и атрибуции Женевьевы создавались на протяжении более 700 лет в литургических сочинениях, в изданиях ее жития , в иконографии и текстовых метафорах, которые были мотивированы изменением социальных, политических и религиозных условий. Несмотря на множество изменений на протяжении всей истории Парижа и несмотря на многочисленные возможности выбора возможных заступников у его жителей, Женевьева была выбрана покровительницей города. [51] По словам Слуховского, Женевьева успешно сохранила свое место в том, что он назвал «иерархией священных в Париже». [52] на протяжении всей истории города. Например, расположение ее святыни оставалось неизменным, несмотря на изменения, произошедшие на протяжении всей истории города. Ее общественный культ соединял сегменты французского общества, а также городские и сельские части Франции, привлекая крестьян в город и побуждая городских жителей молиться ей об успешном урожае и урожае за пределами Парижа. [53] В Средние века ей были посвящены две церкви в Англии, где пять монастырей праздновали ее праздник, а ее культ распространился также на Юго-Западную Германию. [4]

Призывы и шествия

[ редактировать ]

связанных с потребностями и ожиданиями жителей Парижа период с 885 по октябрь 1791 года Женевьеву публично В . призывали во время чрезвычайных ситуаций , открыл реликварий в годы, предшествовавшие Французской революции . Менялись и причины призывов: от защиты от наводнений до молитв за военные победы, против различных метеорологических явлений и за стабильное снабжение Парижа продовольствием. [54] Более 70 экстренных вызовов Женевьевы представляли собой процессии с ее реликварием от ее святыни до собора Парижской Богоматери . [55] К XVIII веку публичные ритуалы с призывом к Женевьеве «были мотивированы не столько заботой о благополучии города в целом, сколько о благополучии королевской семьи». [54]

Женевьевы В период с 1500 по 1793 год мощи использовались в 120 публичных молитвах, причем более трети из них произошли в XVIII веке, что историк искусства Ханна Уильямс нашла удивительным, потому что «суеверная духовность с чудотворными предметами и культами святых мешает нашему представление о XVIII веке как о « веке разума ». [56] Как утверждает Уильямс, мощи Женевьевы были «тесно связаны с историей города» и к ним обращались жители Парижа во времена кризиса, «их вера была вознаграждена долгим и впечатляющим послужным списком чудес Святой Женевьевы». [57] В 2016 году Уильямс провел искусствоведческое исследование чудес Женевьевы, проследив за четырьмя объектами — ее реликвиями, двумя картинами и церковью Святой Женевьевы — в четырех событиях в истории Парижа, чтобы продемонстрировать, как их «использование, повторное использование, трансформации» и ассигнования свидетельствуют не о религиозном упадке, а о смещении религиозных практик и изменении отношений с религиозными идеями и институтами». [57] в Париже и по всей Франции. Уильямс также стремился продемонстрировать с помощью предметов Женевьевы неотделимость религии от парижской жизни XVIII века. [58]

Статуя Святой Женевьевы внутри собора Парижской Богоматери

Слуховский утверждает, что с изменением времен в Париже изменился и способ, которым ее вызывали. Поскольку городу угрожали новые бедствия и требовались новые заступничества перед ней, новые прочтения ее биографии давали необходимые ассоциации, образы и метафоры. Как говорит Слуховский, «Женевьева была переделана под новые ожидания». [59] Слуховский также утверждает, что Женевьева оставалась актуальной для своих последователей, потому что «она была создана и переделана ими». [60] и потому что ее роли, которые менялись на протяжении веков, имели разные значения, функции и атрибуты. [60] Например, Слуховский сообщает, что французское правительство контролировало и использовало мощи Женевьевы в религиозно-политических целях, ссылаясь на ее вмешательство в войны и осады на протяжении XIV и XV веков. [61] Ее образ был изменен на военную защитницу Франции и «воина на службе Парижа». [62] но указывает, что это изменение не заменило другие образы Женевьевы, а было «одним из расширений [ее] ролей». [63]

Ученый Мария Уорнер утверждает, что Женевьева «получила пользу от расширения систематики женских типов». [64] как Жанна д’Арк ; Слуховский добавляет, что именно часть нового образа женщины-воина связала ее с современными проблемами, популярность которых возросла в XVI веке, когда «Франция была занята военным делом». [64] Эта озабоченность включала в XVI веке 17 публичных ритуалов, «умоляющих Бога о победе католической церкви» над протестантизмом и связанных с ним успешных военных операций. [65] Слуховский утверждает, что образ Женевьевы как воина и защитницы возник в то же время, когда такие женщины, как Екатерина Медичи и Анна Австрийская, получили большую политическую власть во Франции. [66] Хотя Женевьеве приписывались мужские качества, которыми обычно наделялись епископы и военачальники, жители Парижа знали о том, что их святой покровительницей была женщина. Например, ее реликварию и мощам не разрешалось покидать ее святилище, если их не сопровождал, сопровождал и защищал мужчина, Святой Марсель. Ее дела и чудеса, такие как снабжение продовольствием и благотворительная деятельность, были связаны с женской деятельностью, Анна Австрийская призывала Женевьеву за ее плодовитость, и большинство ее последователей были женщинами. [50]

Художественные представления

[ редактировать ]
Статуя Женевьевы на мосту Турнель работы Пола Ландовски.

Наиболее известные художественные изображения Женевьевы, продолжавшие традиции позднего средневековья, были созданы между 17 и 19 веками, в том числе фрески Пьера Пюви де Шаванна в Пантеоне . [4] [67] Несколько иконографических изображений, изображающих чудеса Женевьевы на водной основе, были созданы в средние века, в том числе небольшой барельеф как часть ее изображения на портале Нотр-Дама, на котором также был изображен колодец в Наварре, откуда Женевьева набрала воду, исцелившую ее. мать. Статуя в аббатстве Святой Женевьевы в форме фонтана изображала ее держащей свечу, с кончика которой текла вода. Другая небольшая статуя, воздвигнутая внутри святыни аббатства, возле алтаря, изображала ее с гербом Парижа у ног, держащей ключ от неба и скипетр.

Женевьева изображена защищающей Париж от наводнения в парижском Часослове, опубликованном в конце 1400-х годов, а ее изображение в виде фонтана включено в гимны, также опубликованные в 1400-х годах. В начале 1400-х годов ее каноник сочинил мистерию под названием « Чудеса Святой Женевьевы» ; в нем рассказывалось о 14 эпизодах из ее жизни, включая защиту Парижа, и сравнивалось ее с Жанной д'Арк. [68] В 1512 году поэт Пьер дю Пон написал вотивное стихотворение в честь Женевьевы, которое было посвящено Филиппу Кузену, который был настоятелем аббатства Сен-Женевьева. Это была первая работа, изображающая Женевьеву в образе пастушки, подобно Жанне д'Арк, которая, хотя и противоречила семейной истории Женевьевы и была исторически неточной, сразу же стала популярной в ее литературных и иконографических изображениях. Другие изображения, созданные в конце 1600-х годов, включают крупноформатную картину Женевьевы, на которой она изображена в окружении стада овец, и гравюру Леонара Готье , которая включала традиционные средневековые ее изображения, а также более новое изображение она как пастушка и воин. К середине 1600-х годов образ Женевьевы-пастушки появился и в католической литургии. [69] , поэт и епископ Венеции, опубликовал книгу гимнов, посвященную Женевьеве В 1652 году Антуан Годо , в которой использовались водные образы, метафоры и ассоциации, связанные с Женевьевой. [70] В 1913 году писатель начала 20-го века Шарль Пеги написал серию стихотворений, в которых упоминается французская святая 15-го века Жанна д'Арк как реинкарнация Женевьевы. [71] Французский скульптор Поль Ландовски создал статую Женевьевы в 1928 году в честь ее защиты Парижа во время Первой мировой войны на мосту Пон-де-ла-Турнель . [67]

Раннее Средневековье

[ редактировать ]
Фасад церкви аббатства Святой Женевьевы на гравюре XIX века.

Многие действия Женевьевы в средние века были похожи на деятельность современных галло-римских епископов. [72] Например, автор ее биографии сравнивает ее с Мартином Турским, спасшим Вормса , и Эньяном Орлеанским , организовавшим защиту Орлеана , также как и Женевьева, от гуннов. Ее также сравнивали со Львом I , который спас Рим от Аттилы в том же году, когда она вывела Аттилу из Парижа. Она также участвовала в упрочении власти Хлодвига и в разгроме арианства, а ее активная жизнь в Париже происходила в то же время, когда влияние города возрастало. [10] [73] Как и другим святым женщинам, ей «пришлось принять мужские качества, чтобы получить влияние и разрешить противоречия между своим полом и своим выдающимся положением». [73] В своей биографии Германус советовал Женевьеве «действовать мужественно», и ее сравнивали с Юдифью и Эстер , библейскими персонажами, которые также пересекали гендерные границы. [73]

К восьмому веку рядом с базиликой Святых Апостолов был построен приют для паломников; к девятому веку базилика была известна как аббатство Святой Женевьевы . небольшой канон и построено небольшое аббатство. В начале 800-х годов в честь Женевьевы был сформирован [74] Сообщество было вынуждено бежать во время осады Парижа в 845 году; они привезли с собой реликварий Женевьевы и спрятали их в Атисе , Дравейле и Маризи , хотя в 862 году они были возвращены в Париж. По словам Слуховского, чудеса происходили во всех трех местах и ​​увеличили ее славу во всем Иль-де-Франс. В 885 году жители Парижа обратились за заступничеством к Женевьеве и другим святым, когда Париж был осажден норманнами ; ей приписали успех города в их отражении. [75] Слуховский утверждает, что это «подтвердило ее роль божественной заступницы». [75] Кроме того, это был первый раз, когда к ней обратились за город в целом, а не только за отдельных лиц, посетивших ее святыню, и установили традицию публичных обращений к Женевьеве. [75] По словам Слуховского, конец 800-х годов - одиннадцатый век был временем восстановления после разрушения аббатства норманнами, но это также было время растущей популярности Женевьевы. В этот период в ее честь были написаны литургические тексты и гимны. [76]

Святая Женевьева молится, чтобы остановить дождь во время сбора урожая (витраж Нотр-Дам де Пари , выполненный в 19 веке Альфредом Жеренте )

Зимой 834 года проливные дожди затопили Париж; городской епископ призвал жителей поститься и совершать покаяние. Единственной сухой церковью, где можно было молиться, было аббатство Женевьевы, где единственным сухим местом был пол вокруг ее смертного одра, которое хранилось в аббатстве. Воды Сены тут же отступили. Чудо сравнивали с разделением Моисеем Красного моря в Библии, а ее реликварий сравнивали с Ковчегом Завета , который, по мнению Слуховского, удостоверял власть Женевьевы. [77] Слуховский утверждает, что связь Женевьевы с чудесами, изображениями и объектами, связанными с водой, была установлена ​​после того, как призывы к ее вмешательству были успешными. [78] и были «не самоочевидными, а, скорее, результатом кульминационного процесса успешных чудес ... и пропаганды роли святой ее хранителями». [59] Большинство источников, документирующих чудеса и вмешательства Женевьевы, основанные на воде, были составлены и проверены в ее аббатстве в период, когда водные катастрофы больше всего угрожали Парижу. [64] Историк Анн Ломбард-Журдан утверждает, что Женевьева была заменена и присвоена атрибутам Левкотеи , греческой морской богини, имя которой могло быть источником названия Парижа. [79]

В 997 году Роберт I из Франции подарил базилике новый алтарь, и реликварий Женевьевы был перенесен из склепа в новый алтарь. Роберт Пий стал покровителем базилики в обмен на их молитвы за него и за стабильность Франции, соглашение, которое было возобновлено при Генрихе I и Людовике VI . [76] Сначала члены аббатства Св. Женевьевы следовали Правилу Хродеганга , которое подчеркивало жизнь в обществе, хотя монастырь и бедность не были обязательными, а подчинение правилу было слабым; например, ее светские каноники смогли сохранить полученные средства. Сообщество было реформировано Папой Евгением II начиная с 1147 года. [80]

Высокое Средневековье

[ редактировать ]
Реликварий для сохранившихся мощей святой Женевьевы в Сент-Этьен-дю-Мон (19 век)

Женевьеву называли одной из самых почитаемых святых начала одиннадцатого века. [76] Женевьевы Как утверждает Фармер, святилище «несли процессией во время бедствий» в средние века, и жители Парижа «много раз взывали к ней во времена национального кризиса». [4] В 1129 году, во время эпидемии отравления спорыньей , которую Фармер назвала своим самым знаменитым лекарством, [4] остался после того, как мощи Женевьевы были перенесены публичной процессией из ее реликвария в собор Парижской Богоматери. Епископ города вызвал крестный ход только после того, как было испробовано все остальное, включая молитвы Деве Марии . Престиж Женевьевы возрос, и третий праздник в ее честь был назначен на 26 ноября особой литургией, которую праздновала вся страна. Все больные, собравшиеся в соборе, кроме троих, исцелились. [9] [81] [82] По словам Слуховского, шествие с реликварием Женевьевы состоялось впервые. [83] К концу 15 века и до 1993 года это событие ежегодно отмечалось в церквях Парижа. [9] По словам Слуховского, шествие было «чисто церковным» и служило для соединения аббатства Святой Женевьевы и Нотр-Дама. [84] В начале 1130-х годов распространился слух, что голова Женевьевы «больше не была прикреплена к ее телу и больше не принадлежала ее аббатству», что поставило бы под угрозу как религиозную, так и светскую власть аббатства и базилики. была проведена экспертиза После того, как 10 января по приказу Людовика VII , слух был опровергнут и дата была установлена ​​как день праздника Откровения реликвария Женевьевы. [85] В конце двенадцатого века базилика Женевьевы была перестроена датской знатью, чтобы компенсировать ее разрушение их предками. [76]

В декабре 1206 года Женевьева была призвана защитить город от наводнения; был организован еще один крестный ход, и ее мощи, как и в 1129-1130 годах, были выставлены напоказ в Париж, а вместе с ней провожались и мощи из других церквей. Ее тело привезли из аббатства в Нотр-Дам , отслужили мессу, а затем вернули в аббатство. Сена отступила, и хотя мощи и участники процессии дважды пересекли Пти-Пон , а фундамент моста был ослаблен угрожающими паводковыми водами, он не рухнул до тех пор, пока реликварий не был возвращен и никто не пострадал. [86] По словам Слуховского, ко второй половине 1200-х годов и вплоть до начала 16 века установилась традиция призывать Женевьеву защитить Париж от наводнений, часто в крайнем случае, когда молитвы другим святым были неэффективны. [87]

Витраж в церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, изображающий процессию к святыне Женевьевы. Создан Адольфом Дидроном , 1882 год.

Престиж Женевьевы, а также могущество и процветание ее общины росли в средние века. [88] Шествия проводились ежегодно на протяжении всего Средневековья , четыре раза в год: 3 января, ее праздник; третье воскресенье Великого поста ; в Вербное воскресенье ; и в канун Вознесения . Как и большинство шествий того времени, шествия начинались в Нотр-Даме и заканчивались у соответствующих религиозных объектов, в данном случае в аббатстве Святой Женевьевы. [89] Одна из ежегодных процессий, проводимых в честь Женевьевы, произошла в последний день Дней Рогации , важной трехдневной процессии во время сезона сбора урожая. Процессия завершилась у аббатства Святой Женевьевы и связала Женевьеву с Марселем Французским, еще одним святым, который спас Париж как от дракона, так и от сельскохозяйственного разорения. Его цель была одновременно сельскохозяйственной и географической, благословляя урожай и городское пространство Парижа. [90] Шествие, произошедшее в праздник Женевьевы, было предназначено только для священнослужителей ее аббатства и Нотр-Дама, без участия мирян, в отличие от большинства процессий того времени. В 1447 году Гийом Шартье , епископ Парижа, объявил 3 января государственным праздником; Позже он был одобрен парламентом Парижа , и Женевьеву чтили во всех церквях Парижа. [91]

Аббатство Женевьевы было укреплено и включено в новые стены города в 1210 году, а новая приходская церковь Сент-Этьен-дю-Мон неподалеку была построена . Арендную плату аббатству платили его прихожане, что увеличило власть и финансовый успех аббатства. Новый реликварий был построен в церкви Этьена в начале 1230 года, а кости Женевьевы были перенесены туда в 1242 году, в годовщину ее первого перевода во время первого нападения норманнов на Париж. [92] Женевьева была не единственной святой, жившей в Париже и к которой обращались с помощью ритуалов и шествий, но, как утверждает Слуховский, «с двенадцатого века она приобрела уникальное положение среди парижских святых». [93]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]
Храм в часовне Святой Женевьевы в Сент-Этьен-дю-Мон

В 1303 году самое раннее известное братство в честь Женевьевы было основано в церкви Святых Невинных в Париже. Другие братства, а также профессиональные и религиозные группы были основаны в Нантерре в период раннего Нового времени. В 17 веке в Сент-Этьен-дю-Мон существовало два братства ; во вторую входили как мужчины, так и женщины, и в период с 1605 по 1640 год она насчитывала более 400 членов. Женевьеву также чтили в приходах по всей Франции. В 1412 году король Карл VI одобрил создание Братства носителей реликвария Святой Женевьевы, возможно, как способ закрепить свою поддержку в Париже, а в 1400-х годах был создан Церемониал Святой Женевьевы, один из старейших документов этого общества. типа, был опубликован. Это был сборник описаний и инструкций всех литургических и полулитургических мероприятий, проводимых в аббатстве Св. Женевьевы. [94] [95]

В 1525 году братство мирян, основанное в аббатстве Святой Женевьевы в 1412 году, получило разрешение от настоятеля монастыря поделиться со своими канониками возможностью нести реликварий Женевьевы во время публичных шествий. В результате братство изменило свое название на «Компанию носителей реликвария Святой Женевьевы», и шествия стали его важнейшей задачей. К 1545 году каноники Женевьевы по неясным причинам отказались от права носить ее реликварий, и это сделали только миряне из ее братств. [96] По словам Слуховского, который назвал это «лаицизацией» ритуала, изменение произошло в то же время, когда призывы Женевьевы стали основными гражданскими церемониями. [97] Также, по словам Слуховского, который описывает правила и практику Общества носителей реликвария Святой Женевьевы вплоть до XVIII века, члены должны были финансово поддерживать ее деятельность, включая выплаты аббатству за то, чтобы его священнослужители совершали для них мессы. [98] По состоянию на конец 20-го века Компания все еще существовала в Париже и продолжала нести реликварий Женевьевы в ежегодной процессии, проводимой в течение ее октавы . Процессии, проводимые пожилыми мужчинами и при содействии женщин, проходили внутри церкви Сент-Этьен-дю-Мон, где находился небольшой реликварий, созданный в 19 веке после того, как больший был разрушен во время французского правления. Революция, и которая существует до сих пор. [99]

Влияние в 16 веке

[ редактировать ]

Начиная с 1535 года и по 1652 год обращения к Женевьеве «всегда были крайне политизированными». [100] и включал попытки как навязать королевскую власть, так и противостоять ей. 21 января 1535 года реликварий Женевьевы принял участие в «большом мольбном шествии». [101] призвать Бога против протестантов во Франции. Это было одно из крупнейших и самых зрелищных религиозных шествий, произошедших в Париже и организованное королем Франциском I. [102] По мнению Слуховского, реликварий Женевьевы, Евхаристия и присутствие короля символизировали городскую, католическую и национальную идентичность французов, все из которых «объединились, чтобы устранить вред раздробленности и разногласий, символизируемых протестантизмом». . [103] Слуховский также утверждает, что процессия представила новые отношения между личностями и символами, о чем свидетельствует новый маршрут процессии, которая началась в Нотр-Даме, остановилась в королевской церкви Сен-Жермен-л'Осерруа недалеко от Лувра и завершился еще в Нотр-Даме. Это был первый раз, когда процессия прошла по коммерческому району Парижа, соединяя королевскую церковь, королевский дворец Лувр и Нотр-Дам; это был первый раз, когда реликварий Женевьевы переправился через Сену на правый берег и заявил, что единство города зависит от королевской власти. [104]

Часть фрески собора Нантера.

В 1535 году культ Женевьевы соединился с культом Тела Христова , который был включен в то, что Слуховский назвал «королевской религией французского абсолютизма раннего Нового времени», поскольку трон присвоил и изменил ее, чтобы поддержать свою власть и власть во Франции. Слуховский далее говорит: «Выставляя реликварий святого покровителя по маршруту, ведущему от королевского прихода к собору, и используя Святую Женевьеву для почитания своего начальства, новый баланс политических сил в городе возникает не из-за покровительство Святой Женевьевы, но от власти Воинства и короля». [105] Летом 1549 года реликварий Женевьевы участвовал в королевской процессии с мольбами, которая пересекла Сену до церкви Сен-Поль-Сен-Луи , а затем до Нотр-Дама; оно включало в себя сожжение еретиков. В 1551, 1568 и 1582 годах ее реликварий был перенесен из Сент-Шапель в Нотр-Дам, а не из ее аббатства, где он использовался во время королевских призывов против протестантов. [104] Как утверждает Слуховский, «перекройка католического пространства Парижа укрепила королевскую власть в городском пространстве, королевскую власть, которая требовала от города явных демонстраций подчинения и смирения, точно так же, как он требовал и получал их от Святой Женевьевы». [104] Эти процессии нарушили традицию приносить реликварий и мощи святого Марселя в аббатство Женевьевы перед отправкой в ​​Нотр-Дам; вместо этого требовалось, чтобы ее реликварий «смирился». [104] почтить Евхаристию и царя. Кроме того, это был первый раз, когда ее реликварий не был самой престижной частью публичного ритуала. [104]

В 1562 году состоялись две процессии по очищению Парижа от ереси протестантизма. Первая процессия завершилась у аббатства Святой Женевьевы, а во второй реликварий Женевьевы несли 20 босых мирян с цветами на головах, и публика была с энтузиазмом встречена. Слуховский рассматривал шествия как подтверждение Евхаристии и роли Женевьевы в том, как католические власти в Париже справились с разногласиями, вызванными французскими религиозными войнами , между католиками и протестантами -гугенотами . [106] В 1589 году были проведены шествия, и Женевьева была призвана в качестве хорошо организованного ответа на конфликт между королем Генрихом III , Домом Гизов и Католической лигой . Это был первый раз, когда общественность призвала Женевьеву против короля. [107] Как утверждает Слуховский, «праздник святой Женевьевы стал праздником ненависти и разделения, а не согласия и мира». [108] Слуховский также утверждает, что впервые обращения к Женевьеве изменились с демонстрации лояльности на публичные демонстрации бунта и нелояльности королю. [109] В 1591 году королевская армия осадила Париж; нападение на армию, возглавляемую шевалье д'Омале , планировалось совершить в день праздника Женевьевы. Во время боя у ее святыни возносились молитвы, но атака не удалась, и Д'Омаль был убит. [110] Слуховский сообщил, что эта неудача снизила преданность города Женевьеве; их обвинения в ее адрес он назвал "необоснованными". [111] Еще две процессии с мольбами произошли в 1594 году, но они также потерпели неудачу; Слуховский утверждает, что они продемонстрировали «неспособность властей контролировать общественный культ Святой Женевьевы». [112]

В 1560-х и 1570-х годах, а также на протяжении второй половины 16 века к Женевьеве обращались за помощью во время голода и нехватки продовольствия как в Париже, так и в его окрестностях. [113] Ее призывы против водных катастроф, влияющих на урожайность сельскохозяйственных культур в стране, стали включать «все виды сельскохозяйственных и метеорологических проблем». [114] Как заявил Слуховский, Женевьева «постепенно стала покровительницей средств существования, поставщиком зерна в город». [114] Начиная с конца 1500-х годов, большая часть шествий с ее реликварием происходила в весенние и ранние летние месяцы сбора урожая; в предыдущие столетия они происходили осенью и зимой, когда Сена могла разлиться. [114] Ответом на все крупные климатические катастрофы 17 и 18 веков стали публичные призывы к вмешательству Женевьевы. [115] Слуховский называл этот образ Женевьевы «заботливой покровительницей» и считал его феминизацией ее образа в то время, когда женские роли менялись и становились все более ограничительными, и когда несколько каноников считали ее своей покровительницей, в том числе послушницы ордена кармелитов в Париж. [116] Связь Женевьевы с благотворительностью, заботой о бедных и продовольственной помощью, которая продолжала иметь место в конце 1600-х годов, была основана на событиях ее жизни и также выражалась в шествиях ее реликвария и сообщениях о раздаче ею еды бедным в 1665. [117] Среди других шествий была одна в 1556 году в ответ на засуху по всей Франции, когда крестьяне организовали процессию к многочисленным святыням по всему Парижу, в том числе к церкви Женевьевы, когда к ним присоединились жители города «в спонтанных публичных обращениях к покровителю». [118]

Влияние в 17 веке

[ редактировать ]

В 1619 году Франсуа де Ларошфуко , кардинал и доверенное лицо Ришелье , был назначен аббатом аббатства Святой Женевьевы, которое стало новой штаб-квартирой Конгрегации Франции и центром монашеской реформы; к 1650 году в состав конгрегации вошла треть всех монашеских общин Франции. [119] В 1649 году, когда Париж снова поднял открытое восстание против короля, Женевьева явилась Анне Австрийской, матери короля Людовика XIV , в видении после того, как Анна призвала ее к миру и защите парижского народа, хотя многие просто восстал против нее. Видение давало иное толкование чуда, произошедшего при жизни Женевьевы; другое изображение другого видения того же чуда распространялось с помощью типографии, [120] в первый раз его использовали для вербовки Женевьевы «в оппозиционную политическую пропаганду». [121] Оба видения использовали престиж Женевьевы, чтобы «выразить современные общественные мнения и настроения». [121] В 1652 году были созваны дополнительные мольбы и шествия в ответ на Фронду и вызванную ею нехватку продовольствия. [122] По словам Слуховского, традиционное почитание Женевьевы «уступило место манипуляциям», и после 1652 года «все публичные призывы столкнутся с широким общественным цинизмом и скептицизмом». [123]

«Парижские Эшевены молятся перед святой Женевьевой», Жорж Лаллеман (1611 г.)
«Олдермены Парижа отдают дань уважения святой Женевьеве» (1696) Николя де Ларжильера .

К 17 веку публичные обращения к Женевьеве, хотя их литургии остались прежними, превратились из церковных дел в светские публичные торжества. [84] Слуховский называет крестные ходы духовенства «обыкновенными», а более поздние народные моления и шествия святителя — «необыкновенными». [124] Обычные процессии прославляли Женевьеву, узаконивали ее «уникальное положение в иерархии священных в Париже», устанавливали маршрут процессий между Нотр-Дамом и ее святыней и укрепляли «взаимные отношения» между собором и святыней. [124] Обычные шествия основывались на календаре и представляли собой марши из города к святыне за пределами города, в то время как чрезвычайные шествия и призывы вызывались во время чрезвычайных ситуаций и переносились в Париж для города. Поначалу необычайные шествия были религиозными мероприятиями и контролировались духовенством, но к 1631 году их приказали и спланировали светские власти Парижа. [125] Как утверждает Слуховский, «религиозные и светские организации теперь разделили ответственность за организацию призывов, определение их дат, мобилизацию города и охрану реликвариев». [126] Далее Слуховский утверждает, что новые, необычные шествия и призывы представляли собой комбинацию месс и праздников городской гордости и были сосредоточены на шествиях к святыне Женевьевы и обратно. [126] Более поздние шествия, по мнению Слуховского, превратились в городские передвижные праздники и подчеркнули растущую власть городских элит и чиновников. Он заявляет: «Религиозная строгость, которая характеризовала призывы тринадцатого века и позднесредневекового Парижа, с его упором на покаяние и раскаяние, была заменена противоречивыми выражениями мольбы и триумфализма». [127] Теологи и проповедники критиковали новые формы за то, что они стали зрелищем, призывали вернуться к старым моделям и предполагали, что Женевьева больше не будет удовлетворять призывы людей, потому что они больше не обращаются к ней с искренними просьбами. [127]

В начале 17 века многие религиозные церемонии были секуляризованы, что потребовало переделки культа Женевьевы. Бурбоны присвоили и включили ее в свои королевские обряды, положив конец традиционным формам ее почитания, создав новые и предоставив ей новую роль по защите королевской семьи. [128] По мнению Слуховского, эти изменения также «отдалили смиренных парижских верующих от непосредственного общения со своим святым». [129] Однако, несмотря на это, Женевьева сохранила свою известность, и лояльность ее последователей к ней не снизилась. В 1764 году, что Слуховский называет «самым значительным событием в истории участия королевской семьи в культе Святой Женевьевы», [129] Король Людовик XV начал строительство новой церкви, которая позже стала Пантеоном, в ее честь, положив конец более чем 200-летнему королевскому покровительству и финансовой поддержке ее аббатства и церквей.

Например, Анна Австрийская не только финансово поддерживала аббатство Святой Женевьевы, но также поддерживала небольшую церковь, посвященную Женевьеве, в Нантерре, куда Анна совершала ежегодное паломничество и основала там семинарию в 1642 году. В 1658 году Женевьева была призвана исцелить Анну; Никакая процессия не была вызвана, но реликварий Женевьевы был удален, и Анна выздоровела от болезни. Однако два года спустя Анна снова заболела, и была проведена аналогичная церемония, но на этот раз она не сработала, и Анна умерла во время призывания. За следующие 100 лет реликварий Женевьевы переносили еще 50 раз, из них 33 раза за здоровье членов французской королевской семьи. [130] По словам Слуховского, к XVII веку «пастушка из Нантера, которую парижане тысячу лет называли скромной соседкой, стала… королевской придворной ». [131] Церковь Святой Женевьевы начали перестраивать в 1746 году, поскольку она пришла в упадок; как утверждает Фармер, он «был секуляризован во время революции и назывался Пантеоном, местом захоронения доблестных людей Франции». [4]

Например, в 1694 году Париж переживал серьезный экономический кризис с неурожаями, плохой погодой, угрозой голода и продолжающейся войной, поэтому жители Парижа и Иль-де-Франс призвали Женевьеву вмешаться. . Спонтанные шествия и паломничества к аббатству Святой Женевьевы начались в начале мая, еще до того, как официальное постановление разрешило участвовать как священнослужителям, так и мирянам. Сначала в аббатстве были совершены заклинания, но этого было недостаточно для улучшения погоды, поэтому 27 мая было назначено публичное шествие. [132] По словам Слуховского, беднякам, которые больше всего пострадали от нехватки продовольствия, было разрешено участвовать в служении «социальным и политическим целям». Слуховский утверждает: «Мобилизовав «заслуживающих бедных» для призывания святого, организаторы возложили на Бога и святого ответственность за нехватку продовольствия, тем самым не позволяя бедным возложить ответственность на сами власти». [133] Также по словам Слуховского, "шествие привело к ожидаемым результатам". [134] Сразу после начала шествия начался дождь, спасший урожай страны, и произошли другие чудеса, в том числе победа над Испанией, исцеления от паралича и снижение цен на пшеницу. картину, посвященную этому событию Правительство Парижа заказало Николя де Ларжильеру . [134] По словам Слуховского, «Целый день общественной мобилизации заменил строгие утренние шествия позднего средневековья». [124] Несмотря на свою популярность, мероприятие подверглось критике за превращение шествий в светские мероприятия. [135]

18 век и Французская революция

[ редактировать ]

В 1725 году Женевьева была призвана в разгар религиозного и политического конфликта, который, как утверждает Слуховский, «оказал влияние на способность парижан-мирян сохранять свои традиционные формы преданности». [136] Слуховский добавляет, что эмоции, вызванные королевским присвоением Женевьевы в 1720-1750-х годах, были вызваны глубокой привязанностью Парижа к католицизму. [137] В 1744 году король Людовик XV заболел в Лотарингии во время войны за австрийское наследство ; он призвал Женевьеву, исцелился и совершил паломничество к ее святыне. Аббат и каноники показали королю церковь, которая пришла в упадок, и король обязался профинансировать ее ремонт, общая стоимость которого составила более 25 000 ливров . Строительство было завершено в 1764 году, когда Людовик XV заложил краеугольный камень церкви. Проект подвергся критике за то, что он был слишком дорогим и ненужным, а также за нецелевое использование средств, которые можно было бы использовать для оказания помощи обществу. [138] Слуховский назвал проект здания «началом одной из важнейших трансформаций культа со времени постройки первоначальной базилики в шестом веке». [131] Члены королевской семьи продолжали ссылаться на Женевьеву на протяжении 1700-х годов, но граждане Парижа часто выступали против них и высмеивали их. [139] Противодействие королевскому присвоению Женевьевы произошло в то же время, когда протестанты и парижская элита, включая Вольтера , начали критиковать католические практики, такие как культ святых. [140] Присвоение Женевьевы монархией не уменьшило преданности ей народа в это время, даже когда в конце 18 века шествия прекратились и к ней обращались к королевской семье. Она регулярно появлялась в популярной религиозной литературе того времени. К концу 18 века преданность ей мирян больше не контролировалась муниципальными или королевскими властями. [141] Во время Французской революции ее использовали «против тех же учреждений, которые в предыдущие века были тесно связаны с [ее] культом». [142] В июле 1789 года церковь Святой Женевьевы использовалась для празднования Революции, хотя революционные власти в конечном итоге положили конец ее культу. [143] Храм и реликвии Женевьевы были по большей части разрушены во время Французской революции, но, как заявляет Фармер, «это ни в коем случае не положило конец ее культу во Франции». [4]

Пантеон в Париже

В апреле 1791 года, после смерти Мирабо , одного из первых лидеров французской революции, французское правительство секуляризовало церковь Святой Женевьевы и превратило ее в национальный памятник и святыню в его честь. Это положило конец более чем 1000-летнему периоду, в течение которого здание служило центром культа Женевьевы, а также религиозных традиций, основанных на ее шествиях. Также в 1791 году прах Вольтера был перенесен в церковь, переименованную в Пантеон. [144] Несмотря на секуляризацию, которую подразумевал этот перевод, Вольтер был предан Женевьеве и гордился членством своего деда в Компании носителей реликвария Святой Женевьевы. На смертном одре Вольтер возобновил свою преданность ей. [145] По словам Слуховского, здание «стало храмом новых божеств Просвещения» и «храмом гражданской свободы». [146] Он также назвал это «поворотным моментом в истории памятника»; В то же время, когда останки Вольтера были перенесены, останки Женевьевы были перенесены из церкви в другую часть аббатства. Год спустя, в 1792 году, после падения монархии, аббатство Святой Женевьевы было секуляризовано и конфисковано, и, несмотря на протесты сотен жителей окрестностей, ее останки были снова перенесены в Сент-Этьен-дю-Мон. [147] Слуховский сообщает, что жители Парижа выступили против секуляризации святыни Женевьевы. [148] В 1793 году, в начале правления террора , ее реликварий был перенесен в Отель де Монне и разобран; собранные средства были помещены в правительственную казну. По словам Слуховского, кости Женевьевы были преданы суду, признаны виновными в сотрудничестве с королевскими властями и приговорены к публичному сожжению на Гревской площади . Затем ее прах был брошен в Сену. [57] [149]

Постреволюция до современности

[ редактировать ]
Реликварий Святой Женевьевы в соборе Парижской Богоматери.

В 1803 году, после окончания революции, культ Женевьевы был возрожден Наполеоном в Сент-Этьен-дю-Мон. В Париж из других церквей были привезены новые фрагменты ее мощей и построен новый ковчег. В 1806 году Наполеон приказал вернуть Пантеону его первоначальное назначение. В 1822 году Людовик XXVIII основал на территории Пантеона новую церковь Святой Женевьевы, и она была восстановлена ​​в статусе покровительницы Парижа. 1831 год. Часть каменной гробницы Женевьевы в настоящее время находится в большом гробу в церкви; в реликварии меньшего размера содержатся кости одного пальца. Луи Филипп I восстановил здание под светский храм, а мощи Женевьевы были отправлены в Нотр-Дам, но Наполеон III восстановил его как церковь в 1851 году. [57] [150] Мощи Женевьевы, пережившие революцию и хранившиеся в церквях за пределами Парижа, хранятся в реликварии в Сент-Этьен-дю-Мон, в ее часовне. [151]

По словам Слуховского, культ Женевьевы обрел новую популярность, когда она представляла католическую оппозицию республиканизму . Ее призвали спасти Францию ​​во время Первой мировой войны , и процессия с ее реликвиями произошла, чтобы предотвратить немецкую оккупацию Франции во время Второй мировой войны . Также, по словам Слуховского, хотя Женевьева остается покровительницей Парижа, ее культ так и не вернулся к своей дореволюционной популярности и объединяющему статусу. [152]

  1. ^ «Православный календарь» . Русская Православная Церковь Святой Троицы . Балтимор, Мэриленд . Проверено 8 мая 2024 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Слуховский 1998 , с. 11.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 17
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Фермер, Дэвид Хью (2011). «Женевьева». Оксфордский словарь святых (5-е изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН  978-0-19-959660-7 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Макнамара, Джо Энн. "Введение". В «Святых женщинах темных веков» . Отредактировано и переведено из Acta Sanctorum Макнамарой, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. с. 4. ISBN 0-8223-1200-X. Проверено 3 октября 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 2.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 3.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п МакЭрлин, Эндрю (1909). «Святая Женевьева». Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 7 октября 2023 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Аттуотер и Джон 1993 , с. 152.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Слуховский 1998 , с. 14.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 24.
  12. ^ "Геновефа (423-502)", с. 19.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 20.
  14. ^ "Геновефа (423-502)", с. 21.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Аттуотер и Джон 1993 , с. 151.
  16. ^ "Геновефа (423-502)", с. 18.
  17. ^ Слуховский 1998 , с. 37-38.
  18. ^ Слуховский 1998 , с. 38.
  19. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 21—22.
  20. ^ Слуховский 1998 , с. 42-43.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 43.
  22. ^ Слуховский 1998 , с. 41.
  23. ^ "Геновефа (423-502)", с. 22.
  24. ^ "Геновефа (423-502)", с. 24.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423–502)», стр. 24—25.
  26. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 22—23.
  27. ^ Слуховский 1998 , с. 11-12.
  28. ^ Бентли, Джеймс (1993). Календарь святых: жития главных святых христианского года . Лондон: Литтл, Браун. п. 9. ISBN  9780316908139 .
  29. ^ Аттуотер и Джон 1993 , с. 151-152.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Слуховский 1998 , с. 12.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 23.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Геновефа (423-502)», с. 36.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 28.
  34. ^ "Геновефа (423-502)", с. 32.
  35. ^ «Клотильда, королева франков». Святые женщины темных веков . Под редакцией Макнамары, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. с. 38. ISBN 0-8223-1200-Х.
  36. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 36—37.
  37. ^ Слуховский 1998 , с. 25-26.
  38. ^ Слуховский 1998 , с. 25.
  39. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 26—27.
  40. ^ Слуховский 1998 , с. 127.
  41. ^ "Геновефа (423-502)", с. 27.
  42. ^ "Геновефа (423-502)", с. 29.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 30.
  44. ^ "Геновефа (423-502)", с. 31.
  45. ^ "Геновефа (423-502)", с. 33.
  46. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 33—34.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Геновефа (423-502)», с. 34.
  48. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 34—35.
  49. ^ «Геновефа (423-502)», стр. 35—36.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 214.
  51. ^ Слуховский 1998 , с. 3-4.
  52. ^ Слуховский 1998 , с. 5.
  53. ^ Слуховский 1998 , с. 5-6.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 30.
  55. ^ Слуховский 1998 , с. 92-93.
  56. ^ Уильямс 2016 , с. 323.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уильямс 2016 , с. 322.
  58. ^ Уильямс 2016 , с. 325.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 46.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 212.
  61. ^ Слуховский 1998 , с. 47-48.
  62. ^ Слуховский 1998 , с. 48.
  63. ^ Слуховский 1998 , с. 54.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 49.
  65. ^ Слуховский 1998 , с. 50.
  66. ^ Слуховский 1998 , с. 50-51.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 1.
  68. ^ Слуховский 1998 , с. 48-49.
  69. ^ Слуховский 1998 , с. 52-54.
  70. ^ Слуховский 1998 , с. 45-46.
  71. ^ Слуховский 1998 , стр. 1–2.
  72. ^ Слуховский 1998 , с. 12-13.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 13.
  74. ^ Слуховский 1998 , с. 15-16.
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 17.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Слуховский 1998 , с. 18.
  77. ^ Слуховский 1998 , с. 33-34.
  78. ^ Слуховский 1998 , с. 37.
  79. ^ Слуховский 1998 , с. 41-42.
  80. ^ Слуховский 1998 , с. 19.
  81. ^ Слуховский 1998 , с. 22.
  82. ^ Слуховский 1998 , с. 31.
  83. ^ Слуховский 1998 , с. 94.
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 96.
  85. ^ Слуховский 1998 , с. 21.
  86. ^ Слуховский 1998 , с. 32-33.
  87. ^ Слуховский 1998 , с. 35-36.
  88. ^ Слуховский 1998 , с. 23.
  89. ^ Слуховский 1998 , с. 77.
  90. ^ Слуховский 1998 , с. 85-87.
  91. ^ Слуховский 1998 , с. 88.
  92. ^ Слуховский 1998 , с. 23-24.
  93. ^ Слуховский 1998 , с. 70.
  94. ^ Слуховский 1998 , с. 160-162.
  95. ^ Слуховский 1998 , с. 93.
  96. ^ Слуховский 1998 , с. 165-166.
  97. ^ Слуховский 1998 , с. 166.
  98. ^ Слуховский 1998 , с. 167-169.
  99. ^ Слуховский 1998 , с. 202.
  100. ^ Слуховский 1998 , с. 136.
  101. ^ Слуховский 1998 , с. 110.
  102. ^ Слуховский 1998 , с. 111.
  103. ^ Слуховский 1998 , с. 113.
  104. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Слуховский 1998 , с. 114.
  105. ^ Слуховский 1998 , с. 115.
  106. ^ Слуховский 1998 , с. 117-119.
  107. ^ Слуховский 1998 , с. 119-121.
  108. ^ Слуховский 1998 , с. 121.
  109. ^ Слуховский 1998 , с. 121-122.
  110. ^ Слуховский 1998 , с. 122-124.
  111. ^ Слуховский 1998 , с. 124-125.
  112. ^ Слуховский 1998 , с. 125.
  113. ^ Слуховский 1998 , с. 55-56.
  114. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 56.
  115. ^ Слуховский 1998 , с. 57.
  116. ^ Слуховский 1998 , с. 58.
  117. ^ Слуховский 1998 , с. 60.
  118. ^ Слуховский 1998 , с. 91.
  119. ^ Слуховский 1998 , с. 140.
  120. ^ Слуховский 1998 , с. 126-128.
  121. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 128.
  122. ^ Слуховский 1998 , с. 130-131.
  123. ^ Слуховский 1998 , с. 133.
  124. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Слуховский 1998 , с. 104.
  125. ^ Слуховский 1998 , с. 104-105.
  126. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 105.
  127. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 106.
  128. ^ Слуховский 1998 , с. 138-139.
  129. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 139.
  130. ^ Слуховский 1998 , с. 139-141.
  131. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 142.
  132. ^ Слуховский 1998 , с. 96-99.
  133. ^ Слуховский 1998 , с. 100.
  134. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Слуховский 1998 , с. 103.
  135. ^ Слуховский 1998 , с. 107.
  136. ^ Слуховский 1998 , с. 151.
  137. ^ Слуховский 1998 , с. 154.
  138. ^ Слуховский 1998 , с. 142-143.
  139. ^ Слуховский 1998 , с. 144-146.
  140. ^ Слуховский 1998 , с. 147-147.
  141. ^ Слуховский 1998 , с. 155.
  142. ^ Слуховский 1998 , с. 156.
  143. ^ Слуховский 1998 , с. 156-157.
  144. ^ Слуховский 1998 , с. 203-204.
  145. ^ Слуховский 1998 , с. 206.
  146. ^ Слуховский 1998 , с. 204.
  147. ^ Слуховский 1998 , с. 207.
  148. ^ Слуховский 1998 , с. 205.
  149. ^ Слуховский 1998 , с. 207-208.
  150. ^ Слуховский 1998 , с. 208.
  151. ^ «Церковь Сент-Этьен-дю-Мон, 5-й округ» . www.patrimoine-histoire.fr (на французском языке) . Проверено 20 января 2024 г.
  152. ^ Слуховский 1998 , с. 209.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ae2026862c818b9eb346f7b27b4fc13__1717575660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/13/1ae2026862c818b9eb346f7b27b4fc13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genevieve - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)