Книга часов
Часословы ( лат . horae ) — христианские молитвенники , которые использовались для совершения канонических часов . [2] Использование часовословов было особенно популярно в Средние века , и в результате они представляют собой наиболее распространенный тип сохранившихся средневековых иллюминированных рукописей . Как и всякая рукопись, каждый рукописный часослов так или иначе уникален, но большинство из них содержат сходный сборник текстов, молитв и псалмов , часто с соответствующими украшениями, для христианского благочестия. Во многих примерах освещение или оформление минимальны, часто ограничиваются украшенными заглавными буквами в начале псалмов и других молитв, но книги, созданные для богатых читателей, могут быть чрезвычайно роскошными, с полностраничными миниатюрами . В этих иллюстрациях сочетались живописные сцены сельской жизни со священными изображениями. [3] : 46
Часословы обычно писались на латыни (они были широко известны под названием horae , пока относительно недавно к ним не применили «часослов»), хотя многие из них полностью или частично написаны на народных европейских языках, особенно на голландском. Близкородственный букварь иногда считается синонимом часовых книг - средневековые хоры назывались букварем . на среднеанглийском языке [4] – но их содержание и цели могли существенно отличаться от простого чтения канонических часов. До наших дней сохранились десятки тысяч книг-часов в библиотеках и частных коллекциях по всему миру.
Типичный часослов представляет собой сокращенную форму требника , в котором содержатся Божественные службы , читаемые в монастырях . Он был разработан для мирян , желающих включить элементы монашества в свою религиозную жизнь. Чтение часов обычно сводилось к чтению ряда псалмов и других молитв.
Типичный часослов содержит Календарь церковных праздников , выдержки из Четырёх Евангелий , Мессовые чтения на большие праздники, Малую канцелярию Пресвятой Девы Марии , пятнадцать Степенных псалмов , семь покаянных псалмов , Литанию святым , Служба мертвых и Крестные часы . [5] Большинство часословов XV века имеют такое основное содержание. Марианские молитвы Obsecro te («Я умоляю тебя») и Intemerata Часто добавлялись («О непорочный»), а также молитвы для использования на мессе и размышления о Страстях Христовых O , среди других дополнительных текстов. Такие часословы продолжают использоваться многими христианами и сегодня, например, католические молитвенники «Ключ небесные», « Агпея коптского христианства» или «Молитвенник братства лютеранства». [6]
История
[ редактировать ]Часослов берет свое начало в Псалтири , которую монахи и монахини должны были читать. К XII веку это превратилось в требник с еженедельными циклами псалмов, молитв, гимнов , антифонов и чтений, которые менялись в зависимости от литургического сезона. [8] Со временем подборка текстов была выпущена в гораздо более коротких томах и стала называться часословом. [9] Во второй половине тринадцатого века Часослов стал популярным как личный молитвенник для мужчин и женщин, ведущих светскую жизнь. Он состоял из подборки молитв, псалмов, гимнов и уроков, основанных на литургии духовенства. Каждая книга была уникальной по своему содержанию, хотя все они включали Часы Девы Марии, молитвы, совершаемые в течение восьми канонических часов дня, что послужило причиной названия «Часослов». [10]
Многие часословы были созданы для женщин. Есть свидетельства того, что их иногда дарили на свадьбу муж невесте. [9] Часто они передавались по наследству, как записано в завещаниях. [9] Примерно до 15 века бумага была редкостью, и большинство часовых книг состояло из листов пергамента, сделанных из шкур животных.
Хотя часословы с наиболее яркой подсветкой были чрезвычайно дорогими, небольшая книга с небольшим освещением или вообще без него была доступна гораздо более широко. [7] и все больше в течение 15 века. Самый ранний из сохранившихся экземпляров на английском языке, очевидно, был написан для мирянки, жившей в Оксфорде или его окрестностях , примерно в 1240 году. Он меньше современного издания в мягкой обложке, но хорошо иллюминирован крупными инициалами, но не содержит полностраничных миниатюр. К 15 веку также есть примеры слуг, владеющих собственными Часословами. В судебном деле 1500 года нищая женщина обвиняется в краже молитвенника домашней прислуги. [ нужна ссылка ]
Очень редко в книги включались молитвы, специально составленные для их владельцев, но чаще тексты адаптировались к их вкусам или полу, включая включение их имен в молитвы. Некоторые включают изображения, изображающие их владельцев, а некоторые — их гербы . Это, вместе с выбором святых, поминаемых в календаре, и избирательными правами, являются основными ключами к установлению личности первого владельца. Имон Даффи объясняет, как эти книги отражают человека, который их заказал. Он утверждает, что «личный характер этих книг часто выражался в включении в них молитв, специально составленных или адаптированных для их владельцев». Более того, он заявляет, что «почти половина сохранившихся рукописных Часословов имеют аннотации, маргиналии или какие-либо дополнения. Такие дополнения могут означать не более чем включение какого-либо регионального или личного святого-покровителя в стандартизированный календарь, но они часто включают религиозные материалы, добавленные владельцем. Владельцы могут писать конкретные даты, важные для них, заметки о месяцах, когда происходили события, которые они хотели бы запомнить, и даже изображения, найденные в этих книгах, будут персонализированы для владельцев, например, локализованы. святые и местные праздники. [8]
По крайней мере, к 15 веку мастерские в Нидерландах и Париже производили часовые книги для хранения или распространения, а не ждали индивидуальных заказов. Иногда в них оставлялось место для добавления персонализированных элементов, таких как местные праздники или геральдика.
Примерно в середине тринадцатого века стиль и расположение традиционных часовых книг стали все более стандартизироваться. Новый стиль можно увидеть в книгах оксфордского иллюстратора Уильяма де Брейля, который руководил коммерческой мастерской (он выполнял мелкие заказы ). Его книги включали различные аспекты церковного требника и другие литургические аспекты для использования мирянами. «Он включил вечный календарь, Евангелия, молитвы Деве Марии, Крестные остановки, молитвы Святому Духу, покаянные псалмы, ектении, молитвы за умерших и избирательные права святым. Целью книги было помочь его благочестивая покровительница строить свою ежедневную духовную жизнь в соответствии с восемью каноническими часами, Утреней на повечерие, соблюдаемыми всеми благочестивыми членами Церкви. Текст, дополненный рубрикацией, позолотой, миниатюрами и красивыми иллюминациями, стремился вдохновить на размышление о Святом. тайны веры, жертву, принесенную Христом ради человека, и ужасы ада, и особенно подчеркнуть преданность Деве Марии, популярность которой была в зените в 13 веке». [11] Эта договоренность сохранялась на протяжении многих лет, поскольку многие аристократы заказывали производство своих собственных книг.
К концу 15-го века появление книгопечатания сделало книги более доступными, и большая часть формирующегося среднего класса могла позволить себе купить печатный сборник часов, а новые рукописи заказывали только очень богатые люди. Китаб салат ас-савай (1514 г.), широко считающийся первой книгой на арабском языке, напечатанной с использованием подвижного шрифта , представляет собой часослов, предназначенный для арабоязычных христиан и предположительно заказанный Папой Юлием II . [12]
Украшение
[ редактировать ]Поскольку многие часословы богато иллюминированы, они составляют важную летопись жизни XV и XVI веков, а также иконографию средневекового христианства. Некоторые из них также были украшены украшенными драгоценными камнями обложками, портретами и геральдическими эмблемами. Некоторые из них были переплетены в виде поясных книг для удобства ношения, хотя немногие из этих или других средневековых переплетов сохранились. Роскошные книги, такие как « Часы Талбота» Джона Тэлбота, 1-го графа Шрусбери , могут включать портрет владельца, и в данном случае его жены, стоящей на коленях в поклонении Богородице с младенцем, как разновидность портрета дарителя . В дорогих книгах миниатюрные циклы показывали Житие Богородицы или Страсти Христовы в восьми сценах, украшающих восемь Часов Богородицы , и Подвиги Месяцев и знаков зодиака, украшающие календарь. Светские сцены календарных циклов включают в себя многие из самых известных изображений из часовых книг и сыграли важную роль в ранней истории пейзажной живописи .
С XIV века украшенные рамки по краям, по крайней мере, важных страниц были обычным явлением в сильно иллюминированных книгах, в том числе в часах. В начале 15 века они все еще обычно основывались на листве и рисовались на простом фоне, но ко второй половине века в роскошных книгах стали использоваться цветные или узорчатые фоны с изображениями всевозможных предметов.
Подержанные часовые книги часто модифицировались для новых владельцев, даже среди членов королевской семьи. После победы над Ричардом III Генрих VII передал часослов Ричарда своей матери, которая изменила его, включив в него свое имя. Новые владельцы обычно стирали или закрашивали геральдику. Многие из них имеют рукописные аннотации, личные дополнения и заметки на полях, но некоторые новые владельцы также поручали новым мастерам включить больше иллюстраций или текстов. Сэр Томас Льюкенор из Троттона нанял иллюстратора, чтобы добавить детали к тому, что сейчас известно как « Льюкенорские часы» . На форзацах некоторых сохранившихся книг есть записи домашнего учета или записи о рождении и смерти, как в более поздних семейных библиях. Некоторые владельцы также собирали автографы известных гостей своего дома. Часословы часто были единственной книгой в доме и обычно использовались для обучения детей чтению, иногда имелась страница с алфавитом для этого .
К концу XV века типографы выпускали часословы с ксилографическими иллюстрациями, причем часослов был одним из основных произведений, оформленных в родственной технике металлической гравюры .
Роскошная книга часов
[ редактировать ]В XIV веке часослов обогнал псалтырь как наиболее распространенное средство роскошного освещения. Частично это отражало растущее преобладание освещения, как заказываемого, так и выполняемого мирянами, а не монашеским духовенством. С конца 14 века ряд королевских деятелей -библиофилов начали собирать роскошные иллюминированные рукописи для своих украшений, и эта мода распространилась по Европе из дворов Валуа во Франции и Бургундии , а также в Праге при Карле IV, императоре Священной Римской империи , а затем и в Праге. Венцеслав . Поколение спустя герцог Бургундский Филипп Добрый стал самым важным коллекционером рукописей, и некоторые из его окружения также собирали рукописи. [13] : 8–9 Именно в этот период фламандские города обогнали Париж как ведущую силу в освещении, и эту позицию они сохраняли до окончательного упадка иллюминированных рукописей в начале 16 века.
Самый известный коллекционер, французский принц Жан, герцог Беррийский (1340–1416), владел несколькими часами, некоторые из которых сохранились до наших дней, в том числе самый знаменитый из них — « Très Riches Heures du Duc de Berry» . Строительство было начато примерно в 1410 году братьями Лимбург , но осталось ими незавершенным, а украшение продолжалось в течение нескольких десятилетий другими художниками и владельцами. То же самое касалось и часов Турин-Милан , которые также перешли в собственность Берри.
К середине 15 века гораздо более широкая группа знати и богатых бизнесменов смогла заказать богато украшенные, часто небольшие, часовые книги. С появлением книгопечатания рынок резко сократился, и к 1500 году книги высочайшего качества снова стали выпускаться только для королевских или очень великих коллекционеров. Одним из последних крупных иллюминированных часовословов были « Часы Фарнезе», завершенные для римского кардинала Алессандро Фарнезе в 1546 году Джулио Кловио , который также был последним крупным иллюминатором рукописей.
Галерея
[ редактировать ]- Часы Висконти
- календаря Страница из Часов Екатерины Клевской на 1–15 июня.
- Часослов Жанны д'Эвре: Арест Иисуса и Благовещение
- Часослов Симоны де Вари , портрет владельца и его жены.
- Часослов, Британская библиотека, Арест Христа
- Сцены из жизни Христа и жизни Богородицы в одной книге.
- Очень богатые часы
дю-дю-дю де Берри
Похоронная служба - Бедфорд Часы работы ; строительство Вавилонской башни
- Посещение . , 1440–1445 гг
- Печатный болгарский часослов, 1566 г.
- Часы работы в Лланбеблиге . Святой Петр с ключом и книгой в руках
- Французский миниатюрный молитвенник размером с большой палец из собрания Национальной библиотеки Польши.
Избранные примеры
[ редактировать ]см . в разделе «Категория: Световые часословы». Более полный список
В Европе
[ редактировать ]- Бедфордские часы (ок. 1410–1430): Лондон, Британская библиотека , Доп. МС 18850
- Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского (около 1405–1408/1409): Метрополитен-музей, Коллекция Клойстерс, 54.1.1a, b
- Черные часы Галеаццо Марии Сфорца (около 1466–1477): Вена, Австрийская национальная библиотека , Кодекс Виндобон. 1856 г.
- Часослов (15 век): Милан, Biblioteca Trivulziana, Cod. 470
- Часослов (15 век): Париж, Национальная библиотека, MS лат. 10536 ранних сердцевидных рукописей. — одна из немногих сохранившихся
- Часослов Фридриха Арагонского (1501–1502): Париж, Национальная библиотека , MS Lat. 10532
- Часослов Кобдена : специальные коллекции Бристольского университета
- Grandes Heures Анны Бретонской (1503–1508): Париж, Национальная библиотека, MS lat. 9474
- Часы Этьена Шевалье (1450-е гг.) — листы в нескольких библиотеках
- Часы Джана Галеаццо Висконти (конец 14 века): Флоренция, Национальная библиотека , Банко Рари 397 и Ландау-Финали 22.
- Часы Якова IV Шотландии (около 1503 г.): Австрийская национальная библиотека, Виндобонский кодекс. 1897 г.
- Часы Филиппа Смелого (конец 14 века): Кембридж, Музей Фицуильяма, MS 3-1954.
- Говард Псалтырь и часы (1310–1320): Лондон, Британская библиотека, Арундел MS 83, часть 1
- Часослов Лланбеблига (1390–1400): Аберистуит, Национальная библиотека Уэльса , NLW MS 17520A
- Petites Heures du Duc de Berry (1375×1385–1390): Париж, Королевская библиотека, MS лат. 18014
- Букварь Клода Французского (1505 г.): Кембридж, Музей Фицуильяма, MS 294 - упрощенно для юной принцессы.
- Часы Ravenelle (15 век): Uppsala, UUB, MS C517e — типичный представитель часовых книг, изготовленных в Париже.
- Часы Рохана (1430-е гг.): Париж, Национальная библиотека , MS лат. 9471
- Часы Сфорца (введены в эксплуатацию около 1490 г., завершены около 1517–1520 гг.): Лондон, Британская библиотека, доп. МС 34294
- Часы Теймута (ок. 1325–1335): Лондон, Британская библиотека, Йейтс Томпсон MS 13
- Очень красивые часы герцога Беррийского : Брюссель, Королевская библиотека Бельгии, 11060–11061 гг.
- Очень красивые часы Нотр-Дам-дю-Дюк де Берри : Париж, Национальная библиотека, новая. акк. лат. 3093
- Очень богатые часы герцога Беррийского (ок. 1411–1416): Шантийи, Музей Конде, MS 65.
- Часы работы Турин-Милан : Турин, Городской музей античного искусства , MS Inv. 47
- « Часы Де Брейля », ранее известные как « Часы Дайсона Перринса » (1240 г.): Лондон, Британская библиотека, Add. МС 49999
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]- Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского (ок. 1405–1408/9): Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Монастыри, 54.1.1a, b — миниатюры «Братьев Лимбург»
- «Черные часы» (1460–1475): Нью-Йорк, Библиотека Моргана , Morgan MS 493 — пример «Черных часов », кодексы, скопированные на черных страницах.
- Часы Фарнезе (1546 г.): Нью-Йорк, Библиотека Моргана, MS M.69 - освещено Джулио Кловио.
- Часы Екатерины Клевской , собственность Катарины ван Клиф (15 век): Нью-Йорк, Библиотека Моргана, MSS M.917 и M.945.
- Часы Генриха VIII : Нью-Йорк, Библиотека Моргана, MS H.8 — с миниатюрами Жана Пойера
- Часы Жанны д'Эвре (1325–1328): Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Клойстерс, 54.1.2.
В Австралии
[ редактировать ]- Молитвенник Ротшильдов (около 1500–1520): выставлен в Национальной библиотеке Австралии в Канберре , принадлежащей австралийскому бизнесмену Керри Стоксу .
См. также
[ редактировать ]- Агпея
- Черные книги часов
- Богослужение (восточное православие) и часовое дело
- Часы работы Грей-ФитцПейн
- Часы Анжера
- Часы Карла V
- Часы Иоанна Бесстрашного
- Часы Петра II
- Литургия часов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пламмер, Джон (1966). Часы Екатерины Клевской . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. стр. пластины 1–2.
- ^ Пирсолл, Дерек (11 июня 2014 г.). Готическая Европа 1200-1450 гг . Рутледж. п. 158. ИСБН 978-1-317-88952-6 .
Часослов был любимым молитвенником мирян и позволял им в частном порядке следовать церковной программе ежедневного богослужения в семь канонических часов.
- ^ Лайонс, Мартин (2011). Книги: Живая история . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. ISBN 978-1-60606-083-4 .
- ^ Скотт-Стоукс, Благотворительность (2006). Женские часословы в средневековой Англии: избранные тексты, переведенные с латыни, англо-нормандского французского и среднеанглийского, с введением и пояснительным эссе . Библиотека средневековых женщин. Вудбридж: Бойделл и Брюэр . п. 1.
- ^ Хор де Круче , Датская королевская библиотека. Архивировано 24 декабря 2008 года в Wayback Machine .
- ^ «Лютеранское литургическое молитвенное братство» . Евангелическо-Лютеровское Gebetsbruderschaft . Проверено 16 апреля 2022 г.
Короче говоря, Братский Молитвенник — это полностью католический часовослов, преломленный через призму лютеранских исповеданий.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Среднеголландская книга часов» [Средненидерландская книга часов (букв. «Книга приливов»)]. lib.ugent.be . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даффи, Имон (ноябрь 2006 г.). «Очень личное имущество: Эймон Даффи рассказывает, как тщательное изучение сохранившихся часовословов может рассказать нам многое о духовной и мирской жизни их владельцев и о многом другом». История сегодня . Том. 56, нет. 11. С. 12(7).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хартан, Джон (1977). Часослов: с историческим обзором и комментариями Джона Хартана . Нью-Йорк: Кроуэлл.
- ^ Херст, Уорик (2003). «Изобразительное искусство освещения». Коллекция наследия, Фонд Нельсона Меерса, 2003 г. (PDF) . Сидней: Государственная библиотека Нового Южного Уэльса. стр. 8–9 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Уэбб, М.; Альберс, MJ (2001). «Элементы оформления средневековых часовословов». Журнал технического письма и коммуникации . 31 (4): 353–361 [354]. doi : 10.2190/1BLL-2DA9-D52X-TU4J . S2CID 108454672 .
- ^ Крек, М. (1979). «Загадка первой арабской книги, напечатанной подвижным шрифтом». Журнал ближневосточных исследований . 38 (3): 203–212. дои : 10.1086/372742 . S2CID 162374182 .
- ^ Томас, Марсель (1979). Золотой век; Рукописная живопись во времена Жана, герцога Беррийского . Чатто и Виндус. ISBN 0701124725 .
- ^ «Часослов Александра Пето» [Часослов Александра Пето]. lib.ugent.be . Проверено 27 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эшли, К.М. (2002) Создание семейной идентичности в часах. Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени, (1) 145–165.
- Калкинс, Роберт Г. Иллюминированные книги Средневековья . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1983. ISBN 9780801415067
- Дюкерс, Роб и Питер Рулофс . Братья Лимбург - Неймегенские мастера при французском дворе 1400-1416 гг . Гент: Людион, 2005. ISBN 9789055445776
- Даффи, Имон. Отметив часы: англичане и их молитвы 1240–1570 гг. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2006. ISBN 0-300-11714-0
- Даффи, Имон , Снятие алтарей: традиционная религия в Англии 1400-1580 гг. (Йельский университет, 1992 г.) ISBN 0-300-06076-9
- Оксфордский словарь искусств ISBN 0-19-280022-1
- Пяхт, Отто. Книжное освещение в средние века (перевод Кей Давенпорт), Лондон: Harvey Miller Publishers, 1986. ISBN 0-19-921060-8
- Симмонс, Элеонора. «Нюрнбергские часы» , Les Editions du Cerf, Париж, 1994. ISBN 2-204-04841-0
- Вик, Роджер С. Нарисованные молитвы: Часослов в искусстве Средневековья и Возрождения , Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 2004. ISBN 978-0-8076-1457-0
- Вик, Роджер С. Освященное время: Часослов в средневековом искусстве и жизни , Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1988. ISBN 978-0807614983
Для индивидуальных работ
[ редактировать ]- Часы Марии Бургундской (факсимиле). Харви Миллер, 1995 год. ISBN 1-872501-87-7
- Барстоу, Курт. Часы Гуаленги-д'Эсте: искусство и преданность в Ферраре эпохи Возрождения . Лос-Анджелес: Публикации Гетти, 2000. ISBN 978-0-89236-370-4
- Кларк, Грегори Т. Мастер шпица: парижский часослов . Лос-Анджелес: Публикации Гетти, 2003. ISBN 9780892367122
- Мейс, Миллард и Эдит В. Кирш. Часы Висконти . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1972. ISBN 9780807613597
- Мейс, Миллард и Элизабет Х. Битсон. Belles Heures Жана, герцога Беррийского . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1974. ISBN 978-0807607503
- Мейс, Миллард и Марсель Томас. Мастер Рохана: Часослов (перевод Кэтрин В. Карсон). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1973. ISBN 978-0807613580
- Порчер, Жан. Часослов Рохана: с введением и примечаниями Жана Порше. Нью-Йорк: Томас Йоселофф, 1959.
- Манион, Маргарет и Вайнс, Вера. Иллюминированные рукописи Средневековья и Возрождения в австралийских коллекциях, 1984. IE9737078
Внешние ссылки
[ редактировать ]Общая информация
[ редактировать ]- Книга часов - Центр Гарри Рэнсома Техасского университета в Остине
- Мировая цифровая библиотека от партнера - Библиотеки Конгресса (Цифровые книги часов)
- «Реконструированный шедевр: Часы Людовика XII» . Печатные издания и книги . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
- Священный образ и иллюзия в поздних фламандских рукописях , Роберт Г. Калкинс, Корнелльский университет
- AbeBooks, «Часословы с объяснениями» с разнообразной подборкой примеров.
- 541 пример из Digital Scriptorium.
- Учебник по Часослову , Les Enluminures и Библиотека и Музей Моргана , MS M.1093
- Блог: PECIA/Le manuscrit médiéval ~ Средневековая рукопись. Архивировано 9 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- Гравюры и люди: Социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)
- Центр исследований почерка CHD в Дании , основанный Эриком Дригсдалом.
Полные онлайн-перелистывания отдельных рукописей.
[ редактировать ]- Богато иллюстрированные Часословы XII–XVI веков, Центр цифровых инициатив, Библиотеки Университета Вермонта.
- «Часы Сфорца» в Британской библиотеке .
- Часослов, Использование Рима («Книга по гольфу») , c.1540, BL, добавить MS 24098.
- Католическая церковь. Часослов Мисс Библиотека Конгресса. Розенвальд мс. 10, 1524. 113 листов (23 строки (календарные 33 строки)), переплет: пергамент, кол. больной.; 24 см.
- Изображение молитвы , Часословы в библиотеке Хоутона Гарвардского университета.
- Книга часов премонстратского использования в посвященная Инициативе цифровых архивов . Мемориальном университете Ньюфаундленда,
- Французский часослов конца XV века - Часослов Де Виллера, оцифрованная коллекция : Университет штата Юта.
- Часослов, около 1430 г .: Эдинбургский университет MS 39.
Тексты
[ редактировать ]- Гипертекстовый часослов; полные тексты и перевод
- Иллюминированные рукописи позднего средневековья и Возрождения — Часословы 1400–1530 гг. — Превосходный путеводитель, содержащий таблицы, описывающие все различные варианты использования; также с оригинальными латинскими текстами и фотографиями многих книг в высоком разрешении.
- Часословы в библиотеках Пенсильванского университета - полностью оцифрованы с описаниями.