Jump to content

Черные часы, Морган MS 493

Офис мертвых, листы 121v–122r; заключительные листы рукописи

« Черные часы» , MS M.493 (или « Черные часы Моргана» ) — иллюминированный часовой сборник, созданный в Брюгге между 1460 и 1475 годами. [ 1 ] Он состоит из 121 страницы (листов) с латинским текстом, написанным готическим шрифтом. Слова расположены рядами по четырнадцать строк и соответствуют римской версии текста. Надписи начертаны серебром и золотом и помещены в рамки, украшенные цветами, листвой и гротесками , на страницах, окрашенных в глубокий синевато-черный цвет; отсюда и название « Черные книги часов » . Книга содержит четырнадцать полностраничных миниатюр и открывается месяцами литургического календаря (листы 3 оборотная сторона – 14 лицевая сторона), за которыми следуют Часы Богородицы и заканчивается Службой мертвых (лист 121v).

MS M.493 находится в коллекции библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке с 1912 года. Это одна из семи сохранившихся черных часовых книг, все они происходят из Брюгге и датируются серединой-концом 15 века. Они названы так из-за необычного темно-голубоватого цвета, окраска которого достигается за счет дорогостоящего процесса окрашивания пергамента железо чернилами -галловыми . Этот краситель очень едкий, и сохранившиеся экземпляры в большинстве своем сильно разложились; Рукопись М.493 находится в относительно хорошем состоянии благодаря очень толстому пергаменту.

Книга представляет собой шедевр позднеготического рукописного освещения . [ 2 ] Однако никаких записей о его изготовлении не сохранилось, но его уникальный темный тон, стоимость производства, качество и редкость позволяют предположить, что им владели привилегированные и искушенные члены бургундского двора . По стилистическим соображениям книгу часто приписывают последователю Виллема Вреланта , ведущего и влиятельного фламандского просветителя.

Комиссия

[ редактировать ]
Пятидесятница , листы 18л–19р, ок. 1460–75. Библиотека и музей Моргана , Нью-Йорк. Размер каждого листа составляет 170 × 122 мм.

Черные часословы представляют собой группу из четырех-пяти (некоторые книги, определенные таким образом, содержат всего несколько страниц в этом стиле) сохранившихся фламандских иллюминированных рукописей, названных так из-за их темного внешнего вида. [ 3 ] Эффект достигался путем пропитки пергамента черной краской или чернилами перед нанесением надписей сусальным золотом и серебром. [ 4 ] Черный краситель был очень агрессивным, поэтому металлы должны были быть высокой чистоты, а пергамент должен был быть необычайно толстым, чтобы выдержать этот процесс. [ 5 ] Черные рукописи датируются примерно 1455–1480 годами и включают « Черные часы, Латиноамериканское общество, Нью-Йорк » (ок. 1458 г.), « Черные часы Галеаццо Марии Сфорца » (ок. 1466–1467 гг.) и « Часы Марии Бургундия » (ок. 1477). [ 6 ] [ 7 ] Произведение имеет утонченный и необычный вкус, а необычный цвет страниц, вероятно, нёс в глазах владельца почти мистическую ауру. [ 8 ] Таким образом, можно предположить, что MS M.493 предназначен для высшей знати; вероятно, из двора Филиппа Доброго или Карла Смелого . [ 9 ]

Известно, что члены бургундского двора предпочитали темные, мрачные цвета, и можно предположить, что черные книги были созданы специально для их вкуса. [ 10 ] Черные книги ценились выше, чем обычные иллюминированные часословы, и сегодня историки искусства предполагают, что они были заказаны двором Филиппа Доброго . [ 8 ] Склонность Филиппа к черному цвету возникла в результате жестокого убийства в 1419 году его отца Иоанна Бесстрашного . Траурную процессию выстроили 2000 черных флагов с черными штандартами . С тех пор Филип носил только черную одежду, выражая свое горе. [ 5 ] Стиль был адаптирован другими членами двора, которые, похоже, предпочитали черный цвет золоту и серебру в произведениях искусства, а также в формальной одежде, как это можно увидеть на примере Рогира ван дер Вейдена современника Жана Воклена, представляющего свои «Хроники Эно». Филиппу Доброму . [ 11 ] Император Максимилиан I отмечал о бургундских правителях, что их коллекции были «роскошны, домашняя казна и библиотека полны сокровищ, а придворный церемониал был ориентирован на богоподобное возвышение правителя». [ 5 ]

Атрибуция

[ редактировать ]
Резня невинных , листы 62т–63р; Часы Богородицы

Рукопись не содержит семейного герба, позволяющего идентифицировать дарителя, который, учитывая стоимость книги и трудоемкость ее изготовления, предположительно был высокопоставленным членом суда. [ 8 ] Праздничные дни, отмеченные в календарях, в том числе Донациана из Реймса (14 октября), указывают на то, что он был произведен в Брюгге; или, учитывая праздник Ливина (12 ноября), возможно, в Генте . [ 12 ]

Художники, спроектировавшие, проиллюстрировавшие и подписавшие рукопись M.493, неизвестны, как и обстоятельства ее создания. Книгу часто связывают с кругом утрехтского иллюминатора Виллема Вреланта , который пользовался большим уважением и успехом и работал в Брюгге с 1450-х годов до своей смерти в 1481 году. [ 1 ] Эта предварительная атрибуция основана на сходстве некоторых фигур на миниатюрах с фигурами в приписываемых ему произведениях; Соответствует его стилю и угловатая и линейная манера одежды фигур. [ 11 ] Текст «pro me peccatore» ( для меня, грешника ), в котором используется мужская форма латинского существительного, означающего «грешник», указывает на то, что книга была создана для мужчины. Кроме того, в инвентарных записях его владельца Николаса Йемениса, жившего в середине XIX века, говорится, что он был изготовлен в мастерской, которую часто заказывали бургундские герцоги. [ 12 ]

Другие возможные атрибуции включают круг французского художника Филиппа де Мазероля (ум. 1479), [ 12 ] или мастерская Лиевина ван Латема (действовал в 1454–1493 гг.). [ 11 ] По данным Библиотеки Моргана, влияние ван Латема можно увидеть в «фигурах в угловатых драпировках, [которые] двигаются несколько скованно в неглубоко очерченных пространствах   … [в то время как] на плоских лицах мужчин преобладают большие носы». [ 1 ] Стиль миниатюр и бордюров аналогичен тем, что создавал Галеаццо Мария Сфорца в Вене, но они не из той же мастерской. [ 13 ] [ 14 ]

Описание

[ редактировать ]
Бегство в Египет , Фолио 66т–67р.

Рукопись состоит из 122 страниц, каждая размером примерно 17 × 12 см (6,7 × 4,7 дюйма). Границы в основном окрашены в светло-голубой цвет, [ 5 ] в то время как иллюстрации в подавляющем большинстве темные и состоят из черных, серо-красных, старых розовых и зеленых пигментов, с некоторыми белыми и телесными тонами. Каждая миниатюра помещена напротив текста молитвы, начерченного на темном фоне. Торжественность этой книги контрастирует с яркими красками большинства современных часословов и, кажется, отражает довольно мрачное и скорбное мировоззрение двора. [ 8 ] Множество оттенков синего цвета были получены из различных ингредиентов, каждый из которых позволял получить разную глубину и разнообразие цветов. [ 11 ] Технику и стиль миниатюры можно датировать примерно 1475 годом. В 15 веке пигмент ультрамарин был чрезвычайно редок и стоил больше по весу, чем золото; [ 11 ] таким образом его преобладание в этом произведении является показателем богатства комиссара. [ 15 ] [ 16 ]

Первые буквы каждой молитвы выполнены из сусального золота на зеленом фоне. [ 2 ] В их текстах присутствуют слова из Крестных часов, Часов Святого Духа, Мессы Богородицы, Часов Богородицы, Покаянных псалмов и Службы мертвых. [ 12 ] Надписи выполнены готическим шрифтом серебряными чернилами с добавлением сусального золота к рубрикам. [ 5 ] [ 12 ] Бордюрные украшения включают пейзажи, зазубренные акантовые свитки , птиц, мелких животных и гротески; последние по стилю похожи на те, что встречаются в «Черных часах» Галеаццо Марии Сфорца, и включают обнаженных крылатых дьяволов и людей-гибридов. [ 17 ] Они орнаментированы исключительно золотом и раскрашены преимущественно черным пигментом. Они украшены желтой или золотой филигранью и экстравагантной листвой, в том числе виноградной лозой. [ 11 ] Рукопись со временем пришла в негодность и в некоторых местах отслоилась. [ 1 ]

Книга была переплетена в 19 веке для ее тогдашнего владельца, французского библиофила Николя Йемениза [ fr ] переплетчиком Жоржем Траутцем [ fr ] (известным как Траутц-Баузонне), [ 17 ] и сегодня заключен в деревянный ящик, который также является современным. [ 12 ] Переплет из коричневой свиной кожи с застежками из оксидированного серебра . Монограмма Йемениса, состоящая из двух переплетенных букв «Y», отштампована на центральной панели переплета и на застежках. [ 12 ] [ 18 ]

Миниатюры

[ редактировать ]
Распятие , листы 14т–15р; Календарь: Часы Креста

Миниатюры изображают сцены из жизни Богородицы и Христа и размещаются на левой ( оборотной ) странице книги, преимущественно на фоне календарных изображений дней литургического года. Иллюминация включает библейские фигуры, одетые в современные одежды позднего средневековья или готики. На листе 76v Дэвид носит церемониальное одеяние монарха 15-го века. [ 11 ] Особенно яркими в деталях отличаются украшения на бордюрах. [ 17 ]

Распятие (лист 14v) — самая известная иллюстрация в книге. Он очерчен бордюрными иллюстрациями фантастических существ и павлина. Иллюминация показывает Иисуса на кресте с наклоненной головой и истекающим кровью из многочисленных ран . Мария в свитом покрывале и святой Иоанн стоят слева от подножия креста. У обоих есть нимбы . Жестикулирующие скорбящие справа от них имеют выражения лиц, передающие глубокое чувство печали и утраты. Позади них идут двое солдат в шлемах, одним из которых может быть Лонгин . Холмистый пейзаж за фигурами изображает стены Иерусалима на фоне глубокого синего неба. На полях изображены люди-гибриды, в том числе один полурыба, поднимающий меч, и другой с животными ногами. [ 8 ] [ 17 ]

Фолио 14v на полях: Гибридный мужчина с бородой.
Фолио 14v на полях: Гибридный человек с мечом.

Историк искусства Инго Вальтер описал лист 18v, на котором изображено Сошествие Святого Духа , как свидетельство «необычного, изысканного и драгоценного общего эффекта   … созданного с помощью техники закрепления иллюминации на куске окрашенного в черный цвет пергамента». [ 8 ] Орнаменты Ринсо по краям очерчивают изображение Марии в центре двора апостолов. Позолоченная буква «D» представляет собой первую букву Часов Святого Духа. [ 8 ]

Ниже приводится полный список миниатюр рукописи: [ 12 ] [ 19 ]

  • Фолио 14v: Распятие (напротив «Крестных часов»)
  • Фолио 18v: Пятидесятница (напротив «Часов Святого Духа: Утреня»)
  • Фолио 22v: Богородица с младенцем (напротив «Мессы Богородицы»)
  • Фолио 29v: Благовещение (напротив «Часов Богородицы: Утреня»)
  • Фолио 39v: Посещение (напротив «Часов Богородицы: Похвалы»)
  • Фолио 50в: Рождество (Фолио 50в: «Рождество» (напротив «Часов Богородицы: Прайм»))
  • Фолио 54v: Благовещение пастухам (напротив «Часов Богородицы: Терция»)
  • Фолио 58v: Поклонение волхвов (напротив «Часов Богородицы: Секст»)
  • Фолио 62v: Резня невинных (напротив «Часов Богородицы»)
  • Фолио 66v: Бегство в Египет (напротив «Часов Богородицы»)
  • Фолио 72v: Коронация Богородицы (напротив «Часов Богородицы: Повечерие»)
  • Фолио 76v: Давид в молитве (напротив «Покаянных псалмов и ектений»)
  • Фолио 93v: Воскрешение Лазаря (напротив «Кабинета мертвых: Вечерня»)
  • Фолио 98v: Пение Службы мертвых (напротив «Службы мертвых: Утреня»)

Провенанс и история выставок

[ редактировать ]

Ранняя история MS 493 неясна, и не сохранилось никаких записей о праве собственности или инвентаризации до 19 века. На одной из страниц отпечатан герб ; семьи Изабель де Бете ее семья вышла замуж за бургундцев и была богатыми и видными членами фландрийского общества. [ 12 ] Рукопись описана в описи 1867 года коллекции Николаса Йемениза (1806–1869), лионского фабриканта шелка, родившегося в Константинополе . В 1871 году ее приобрел французский издатель и коллекционер произведений искусства Амбруаз Фирмен-Дидо. В 1879 году он продал книгу Альфонсу Лабитту. [ 18 ] [ 20 ]

MS M.493 был приобретен Робертом Хоу в 1909 году за 500 долларов (около 15 800 долларов в пересчете на 2024 год). [ 20 ] [ 21 ] Хоу владел им до 1912 года; после его смерти в том же году она была продана в результате крупной и коммерчески успешной распродажи его коллекции редких и антикварных книг. [ 22 ] [ 23 ] Он прошел между двумя книготорговцами, Бернаром Куоричем и Леоном Грюэлем, прежде чем в том же году его в конечном итоге приобрела Библиотека Пирпонта Моргана. [ 20 ] Книга экспонировалась на Парижской колониальной выставке , на выставке Maritime et d'art Flamand в Антверпене в 1930 году, на выставке, посвященной 50-летию Моргана в 1957 году, в Брюсселе в 1959 году и в Брюгге в 1981 году. [ 12 ]

Выбранные изображения

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Фолс. 62в–63р» . Библиотека и музей Моргана. Проверено 11 октября 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Шварце Штурденбух» . Нью-Йорк: Старые рукописи и инкунабулы. п. 29. Проверено 11 октября 2015 г.
  3. ^ Вальтер (2014), с. 362
  4. ^ "Черные часы, MS M493" . Рукописи библиотек Пенсильвании. Проверено 14 марта 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и «Черные часы М. 493 - Библиотека и музей Моргана» . Зимбах-ам-Инн, Германия: Faksimile Verlag (на немецком языке). Проверено 25 апреля 2018 г.
  6. ^ Хартан (2008), с. 108
  7. ^ Дженни и Тосс (1982), с. 143
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вальтер (2014), с. 372
  9. ^ Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2001. ISBN   978-3-8228-6023-6
  10. ^ Вальтер (2014), с. 363
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вальтер (2014), с. 373
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кураторское описание. «Дом Богородицы. Рим. XV в. М.493» . Библиотека и музей Моргана , 1998. Дата обращения 8 апреля 2018 г.
  13. ^ Бринкманн, Бодо. «Филипп де Мазероль» . Издательство Оксфордского университета: Grove Art Online . Проверено 24 ноября 2017 г.
  14. ^ Дженни и Тосс (1982), стр. 140–43
  15. ^ Макбет (2015), с. 10
  16. ^ Эйнсворт (2010), с. 81
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Рукописи Средневековья и Возрождения» . Библиотека и музей Моргана. Проверено 13 апреля 2018 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б » Часослов (MS M.493) . Библиотека и музей Моргана. Проверено 4 октября 2015 г.
  19. ^ "Черные часы" . Библиотека и музей Моргана. Проверено 7 апреля 2018 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с «База данных рукописей Шенберга» . Пенсильванский университет . Проверено 22 ноября 2017 г.
  21. ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  22. ^ «Предстоящая распродажа части библиотеки Роберта Хо». Журнал Лотос . Том 3, № 2, ноябрь 1911 г., стр. 35–43.
  23. ^ "Приближается конец распродажи библиотеки Great Hoe" . Журнал Лотос . Том 4, № 1, октябрь 1912 г., стр. 5–11.

Источники

[ редактировать ]
  • Эйнсворт, Мэриан . Человек, миф и чувственные удовольствия: Возрождение Яна Госсарта: Полное собрание сочинений . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2010. ISBN   978-0-3001-6657-6
  • Хартан, Джон. Книга часов . Нью-Йорк: Thomas Y. Crowell Co., 1977. ISBN   978-0-6900-1654-3
  • Дженни, Ульрика; Тосс, Дагмар. Черный молитвенник, Кодекс 1856 г. (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Insel Verlag, 1982. ISBN   978-3-4581-4063-4
  • Макбет, Рона, «Восстание синего цвета в Европе», в Музее изящных искусств, Бостон , Синий: от кобальта до лазурного в искусстве и культуре . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books, 2015. ISBN   978-1-4521-2940-2
  • Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2014. ISBN   978-3-8365-5379-7

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Факсимильное издание из библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, М. 493 . Люцерн: факсимиле Verlag Люцерн, 2001 г.
  • Вик, Роджер. Нарисованные молитвы: Часослов в искусстве Средневековья и Возрождения . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1997. ISBN   978-0-8076-1457-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec68f74cfb9dc32d9017144633a9a30c__1718540640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/0c/ec68f74cfb9dc32d9017144633a9a30c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black Hours, Morgan MS 493 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)