Черные часы, Морган MS 493

« Черные часы» , MS M.493 (или « Черные часы Моргана» ) — иллюминированный часовой сборник, созданный в Брюгге между 1460 и 1475 годами. [ 1 ] Он состоит из 121 страницы (листов) с латинским текстом, написанным готическим шрифтом. Слова расположены рядами по четырнадцать строк и соответствуют римской версии текста. Надписи начертаны серебром и золотом и помещены в рамки, украшенные цветами, листвой и гротесками , на страницах, окрашенных в глубокий синевато-черный цвет; отсюда и название « Черные книги часов » . Книга содержит четырнадцать полностраничных миниатюр и открывается месяцами литургического календаря (листы 3 оборотная сторона – 14 лицевая сторона), за которыми следуют Часы Богородицы и заканчивается Службой мертвых (лист 121v).
MS M.493 находится в коллекции библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке с 1912 года. Это одна из семи сохранившихся черных часовых книг, все они происходят из Брюгге и датируются серединой-концом 15 века. Они названы так из-за необычного темно-голубоватого цвета, окраска которого достигается за счет дорогостоящего процесса окрашивания пергамента железо чернилами -галловыми . Этот краситель очень едкий, и сохранившиеся экземпляры в большинстве своем сильно разложились; Рукопись М.493 находится в относительно хорошем состоянии благодаря очень толстому пергаменту.
Книга представляет собой шедевр позднеготического рукописного освещения . [ 2 ] Однако никаких записей о его изготовлении не сохранилось, но его уникальный темный тон, стоимость производства, качество и редкость позволяют предположить, что им владели привилегированные и искушенные члены бургундского двора . По стилистическим соображениям книгу часто приписывают последователю Виллема Вреланта , ведущего и влиятельного фламандского просветителя.
Комиссия
[ редактировать ]
Черные часословы представляют собой группу из четырех-пяти (некоторые книги, определенные таким образом, содержат всего несколько страниц в этом стиле) сохранившихся фламандских иллюминированных рукописей, названных так из-за их темного внешнего вида. [ 3 ] Эффект достигался путем пропитки пергамента черной краской или чернилами перед нанесением надписей сусальным золотом и серебром. [ 4 ] Черный краситель был очень агрессивным, поэтому металлы должны были быть высокой чистоты, а пергамент должен был быть необычайно толстым, чтобы выдержать этот процесс. [ 5 ] Черные рукописи датируются примерно 1455–1480 годами и включают « Черные часы, Латиноамериканское общество, Нью-Йорк » (ок. 1458 г.), « Черные часы Галеаццо Марии Сфорца » (ок. 1466–1467 гг.) и « Часы Марии Бургундия » (ок. 1477). [ 6 ] [ 7 ] Произведение имеет утонченный и необычный вкус, а необычный цвет страниц, вероятно, нёс в глазах владельца почти мистическую ауру. [ 8 ] Таким образом, можно предположить, что MS M.493 предназначен для высшей знати; вероятно, из двора Филиппа Доброго или Карла Смелого . [ 9 ]
Известно, что члены бургундского двора предпочитали темные, мрачные цвета, и можно предположить, что черные книги были созданы специально для их вкуса. [ 10 ] Черные книги ценились выше, чем обычные иллюминированные часословы, и сегодня историки искусства предполагают, что они были заказаны двором Филиппа Доброго . [ 8 ] Склонность Филиппа к черному цвету возникла в результате жестокого убийства в 1419 году его отца Иоанна Бесстрашного . Траурную процессию выстроили 2000 черных флагов с черными штандартами . С тех пор Филип носил только черную одежду, выражая свое горе. [ 5 ] Стиль был адаптирован другими членами двора, которые, похоже, предпочитали черный цвет золоту и серебру в произведениях искусства, а также в формальной одежде, как это можно увидеть на примере Рогира ван дер Вейдена современника Жана Воклена, представляющего свои «Хроники Эно». Филиппу Доброму . [ 11 ] Император Максимилиан I отмечал о бургундских правителях, что их коллекции были «роскошны, домашняя казна и библиотека полны сокровищ, а придворный церемониал был ориентирован на богоподобное возвышение правителя». [ 5 ]
Атрибуция
[ редактировать ]
Рукопись не содержит семейного герба, позволяющего идентифицировать дарителя, который, учитывая стоимость книги и трудоемкость ее изготовления, предположительно был высокопоставленным членом суда. [ 8 ] Праздничные дни, отмеченные в календарях, в том числе Донациана из Реймса (14 октября), указывают на то, что он был произведен в Брюгге; или, учитывая праздник Ливина (12 ноября), возможно, в Генте . [ 12 ]
Художники, спроектировавшие, проиллюстрировавшие и подписавшие рукопись M.493, неизвестны, как и обстоятельства ее создания. Книгу часто связывают с кругом утрехтского иллюминатора Виллема Вреланта , который пользовался большим уважением и успехом и работал в Брюгге с 1450-х годов до своей смерти в 1481 году. [ 1 ] Эта предварительная атрибуция основана на сходстве некоторых фигур на миниатюрах с фигурами в приписываемых ему произведениях; Соответствует его стилю и угловатая и линейная манера одежды фигур. [ 11 ] Текст «pro me peccatore» ( для меня, грешника ), в котором используется мужская форма латинского существительного, означающего «грешник», указывает на то, что книга была создана для мужчины. Кроме того, в инвентарных записях его владельца Николаса Йемениса, жившего в середине XIX века, говорится, что он был изготовлен в мастерской, которую часто заказывали бургундские герцоги. [ 12 ]
Другие возможные атрибуции включают круг французского художника Филиппа де Мазероля (ум. 1479), [ 12 ] или мастерская Лиевина ван Латема (действовал в 1454–1493 гг.). [ 11 ] По данным Библиотеки Моргана, влияние ван Латема можно увидеть в «фигурах в угловатых драпировках, [которые] двигаются несколько скованно в неглубоко очерченных пространствах … [в то время как] на плоских лицах мужчин преобладают большие носы». [ 1 ] Стиль миниатюр и бордюров аналогичен тем, что создавал Галеаццо Мария Сфорца в Вене, но они не из той же мастерской. [ 13 ] [ 14 ]
Описание
[ редактировать ]
Рукопись состоит из 122 страниц, каждая размером примерно 17 × 12 см (6,7 × 4,7 дюйма). Границы в основном окрашены в светло-голубой цвет, [ 5 ] в то время как иллюстрации в подавляющем большинстве темные и состоят из черных, серо-красных, старых розовых и зеленых пигментов, с некоторыми белыми и телесными тонами. Каждая миниатюра помещена напротив текста молитвы, начерченного на темном фоне. Торжественность этой книги контрастирует с яркими красками большинства современных часословов и, кажется, отражает довольно мрачное и скорбное мировоззрение двора. [ 8 ] Множество оттенков синего цвета были получены из различных ингредиентов, каждый из которых позволял получить разную глубину и разнообразие цветов. [ 11 ] Технику и стиль миниатюры можно датировать примерно 1475 годом. В 15 веке пигмент ультрамарин был чрезвычайно редок и стоил больше по весу, чем золото; [ 11 ] таким образом его преобладание в этом произведении является показателем богатства комиссара. [ 15 ] [ 16 ]
Первые буквы каждой молитвы выполнены из сусального золота на зеленом фоне. [ 2 ] В их текстах присутствуют слова из Крестных часов, Часов Святого Духа, Мессы Богородицы, Часов Богородицы, Покаянных псалмов и Службы мертвых. [ 12 ] Надписи выполнены готическим шрифтом серебряными чернилами с добавлением сусального золота к рубрикам. [ 5 ] [ 12 ] Бордюрные украшения включают пейзажи, зазубренные акантовые свитки , птиц, мелких животных и гротески; последние по стилю похожи на те, что встречаются в «Черных часах» Галеаццо Марии Сфорца, и включают обнаженных крылатых дьяволов и людей-гибридов. [ 17 ] Они орнаментированы исключительно золотом и раскрашены преимущественно черным пигментом. Они украшены желтой или золотой филигранью и экстравагантной листвой, в том числе виноградной лозой. [ 11 ] Рукопись со временем пришла в негодность и в некоторых местах отслоилась. [ 1 ]
Книга была переплетена в 19 веке для ее тогдашнего владельца, французского библиофила Николя Йемениза переплетчиком Жоржем Траутцем (известным как Траутц-Баузонне), [ 17 ] и сегодня заключен в деревянный ящик, который также является современным. [ 12 ] Переплет из коричневой свиной кожи с застежками из оксидированного серебра . Монограмма Йемениса, состоящая из двух переплетенных букв «Y», отштампована на центральной панели переплета и на застежках. [ 12 ] [ 18 ]
Миниатюры
[ редактировать ]
Миниатюры изображают сцены из жизни Богородицы и Христа и размещаются на левой ( оборотной ) странице книги, преимущественно на фоне календарных изображений дней литургического года. Иллюминация включает библейские фигуры, одетые в современные одежды позднего средневековья или готики. На листе 76v Дэвид носит церемониальное одеяние монарха 15-го века. [ 11 ] Особенно яркими в деталях отличаются украшения на бордюрах. [ 17 ]
Распятие (лист 14v) — самая известная иллюстрация в книге. Он очерчен бордюрными иллюстрациями фантастических существ и павлина. Иллюминация показывает Иисуса на кресте с наклоненной головой и истекающим кровью из многочисленных ран . Мария в свитом покрывале и святой Иоанн стоят слева от подножия креста. У обоих есть нимбы . Жестикулирующие скорбящие справа от них имеют выражения лиц, передающие глубокое чувство печали и утраты. Позади них идут двое солдат в шлемах, одним из которых может быть Лонгин . Холмистый пейзаж за фигурами изображает стены Иерусалима на фоне глубокого синего неба. На полях изображены люди-гибриды, в том числе один полурыба, поднимающий меч, и другой с животными ногами. [ 8 ] [ 17 ]
Историк искусства Инго Вальтер описал лист 18v, на котором изображено Сошествие Святого Духа , как свидетельство «необычного, изысканного и драгоценного общего эффекта … созданного с помощью техники закрепления иллюминации на куске окрашенного в черный цвет пергамента». [ 8 ] Орнаменты Ринсо по краям очерчивают изображение Марии в центре двора апостолов. Позолоченная буква «D» представляет собой первую букву Часов Святого Духа. [ 8 ]
Ниже приводится полный список миниатюр рукописи: [ 12 ] [ 19 ]
- Фолио 14v: Распятие (напротив «Крестных часов»)
- Фолио 18v: Пятидесятница (напротив «Часов Святого Духа: Утреня»)
- Фолио 22v: Богородица с младенцем (напротив «Мессы Богородицы»)
- Фолио 29v: Благовещение (напротив «Часов Богородицы: Утреня»)
- Фолио 39v: Посещение (напротив «Часов Богородицы: Похвалы»)
- Фолио 50в: Рождество (Фолио 50в: «Рождество» (напротив «Часов Богородицы: Прайм»))
- Фолио 54v: Благовещение пастухам (напротив «Часов Богородицы: Терция»)
- Фолио 58v: Поклонение волхвов (напротив «Часов Богородицы: Секст»)
- Фолио 62v: Резня невинных (напротив «Часов Богородицы»)
- Фолио 66v: Бегство в Египет (напротив «Часов Богородицы»)
- Фолио 72v: Коронация Богородицы (напротив «Часов Богородицы: Повечерие»)
- Фолио 76v: Давид в молитве (напротив «Покаянных псалмов и ектений»)
- Фолио 93v: Воскрешение Лазаря (напротив «Кабинета мертвых: Вечерня»)
- Фолио 98v: Пение Службы мертвых (напротив «Службы мертвых: Утреня»)
Провенанс и история выставок
[ редактировать ]Ранняя история MS 493 неясна, и не сохранилось никаких записей о праве собственности или инвентаризации до 19 века. На одной из страниц отпечатан герб ; семьи Изабель де Бете ее семья вышла замуж за бургундцев и была богатыми и видными членами фландрийского общества. [ 12 ] Рукопись описана в описи 1867 года коллекции Николаса Йемениза (1806–1869), лионского фабриканта шелка, родившегося в Константинополе . В 1871 году ее приобрел французский издатель и коллекционер произведений искусства Амбруаз Фирмен-Дидо. В 1879 году он продал книгу Альфонсу Лабитту. [ 18 ] [ 20 ]
MS M.493 был приобретен Робертом Хоу в 1909 году за 500 долларов (около 15 800 долларов в пересчете на 2024 год). [ 20 ] [ 21 ] Хоу владел им до 1912 года; после его смерти в том же году она была продана в результате крупной и коммерчески успешной распродажи его коллекции редких и антикварных книг. [ 22 ] [ 23 ] Он прошел между двумя книготорговцами, Бернаром Куоричем и Леоном Грюэлем, прежде чем в том же году его в конечном итоге приобрела Библиотека Пирпонта Моргана. [ 20 ] Книга экспонировалась на Парижской колониальной выставке , на выставке Maritime et d'art Flamand в Антверпене в 1930 году, на выставке, посвященной 50-летию Моргана в 1957 году, в Брюсселе в 1959 году и в Брюгге в 1981 году. [ 12 ]
Выбранные изображения
[ редактировать ]-
Фолио. 9в–10р. Календарь: август (заключение), орп: Календарь: сентябрь
-
Фолио 9r: Календарь: август
-
Фолио 38v: Часы Богородицы: Утреня (заключение)
-
Фолио 28v: Месса Богородицы (заключение)
-
Фолио 93v: Воскрешение Лазаря, Служба мертвых ( вечерня )
-
Фолио 38r: Часы Богородицы: Утреня
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Фолс. 62в–63р» . Библиотека и музей Моргана. Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Шварце Штурденбух» . Нью-Йорк: Старые рукописи и инкунабулы. п. 29. Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Вальтер (2014), с. 362
- ^ "Черные часы, MS M493" . Рукописи библиотек Пенсильвании. Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Черные часы М. 493 - Библиотека и музей Моргана» . Зимбах-ам-Инн, Германия: Faksimile Verlag (на немецком языке). Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Хартан (2008), с. 108
- ^ Дженни и Тосс (1982), с. 143
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вальтер (2014), с. 372
- ^ Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2001. ISBN 978-3-8228-6023-6
- ^ Вальтер (2014), с. 363
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Вальтер (2014), с. 373
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кураторское описание. «Дом Богородицы. Рим. XV в. М.493» . Библиотека и музей Моргана , 1998. Дата обращения 8 апреля 2018 г.
- ^ Бринкманн, Бодо. «Филипп де Мазероль» . Издательство Оксфордского университета: Grove Art Online . Проверено 24 ноября 2017 г.
- ^ Дженни и Тосс (1982), стр. 140–43
- ^ Макбет (2015), с. 10
- ^ Эйнсворт (2010), с. 81
- ^ Перейти обратно: а б с д «Рукописи Средневековья и Возрождения» . Библиотека и музей Моргана. Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б » Часослов (MS M.493) . Библиотека и музей Моргана. Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ "Черные часы" . Библиотека и музей Моргана. Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «База данных рукописей Шенберга» . Пенсильванский университет . Проверено 22 ноября 2017 г.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Предстоящая распродажа части библиотеки Роберта Хо». Журнал Лотос . Том 3, № 2, ноябрь 1911 г., стр. 35–43.
- ^ "Приближается конец распродажи библиотеки Great Hoe" . Журнал Лотос . Том 4, № 1, октябрь 1912 г., стр. 5–11.
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан . Человек, миф и чувственные удовольствия: Возрождение Яна Госсарта: Полное собрание сочинений . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2010. ISBN 978-0-3001-6657-6
- Хартан, Джон. Книга часов . Нью-Йорк: Thomas Y. Crowell Co., 1977. ISBN 978-0-6900-1654-3
- Дженни, Ульрика; Тосс, Дагмар. Черный молитвенник, Кодекс 1856 г. (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Insel Verlag, 1982. ISBN 978-3-4581-4063-4
- Макбет, Рона, «Восстание синего цвета в Европе», в Музее изящных искусств, Бостон , Синий: от кобальта до лазурного в искусстве и культуре . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books, 2015. ISBN 978-1-4521-2940-2
- Вальтер, Инго. Кодексы с иллюстрациями . Берлин: Ташен Верлаг, 2014. ISBN 978-3-8365-5379-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Факсимильное издание из библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, М. 493 . Люцерн: факсимиле Verlag Люцерн, 2001 г.
- Вик, Роджер. Нарисованные молитвы: Часослов в искусстве Средневековья и Возрождения . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1997. ISBN 978-0-8076-1457-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]