Иоанн Апостол
Иоанн Апостол | |
---|---|
Апостол и евангелист | |
Рожденный | в. 6 год нашей эры [1] Вифсаида , Галилея , Римская империя |
Умер | в. 100 г. н. э. (93 года) место неизвестно, [2] [3] вероятно , Эфес , Римская империя [4] |
Почитается в | Все христианские конфессии, почитающие святых Ислам (по имени одного из учеников Иисуса ) [5] Друзская вера [6] |
канонизирован | Предварительное собрание |
Праздник | 27 декабря ( римско-католический , англиканский ) 26 сентября ( православное православие ) |
Атрибуты | Орел, Евангелие , змей в чаше, котле |
Покровительство | Любовь, верность, дружба, писатели, книготорговцы, жертвы ожогов, жертвы ядов, торговцы произведениями искусства, редакторы, издатели, писцы, эксперты, ученые, богословы, Малая Азия , Турция и турки , [7] [8] [9] против ревности и зависти [10] |
Влияния | Иисус |
Под влиянием | Игнатий Антиохийский , Поликарп , Папий Иерапольский , Оды Соломона. [11] |
Иоанн Апостол [12] ( Древнегреческий : Иоаннис ; латынь : Иоанн [13] в. 6 г. н. э. – ок. 100 год нашей эры ; Геэз : ዮሐንስ;), также известный как Святой Иоанн Возлюбленный и, в восточно-православном христианстве , Святой Иоанн Богослов , [14] был одним из Двенадцати Апостолов Иисуса Завету согласно Новому . Обычно его называют самым молодым апостолом, он был сыном Зеведея и Саломеи . Его брат Иаков был еще одним из Двенадцати Апостолов. идентифицируют Отцы Церкви его как Иоанна Богослова , Иоанна Патмоса , Иоанна Старшего и Возлюбленного ученика и свидетельствуют, что он пережил остальных апостолов и был единственным, кто умер естественной смертью, хотя современные ученые разделились во мнениях относительно правдивости. этих претензий.
Апостол Иоанн традиционно считается автором Евангелия от Иоанна , и многие христианские конфессии считают, что он является автором нескольких других книг Нового Завета (три послания Иоанна и Книга Откровения вместе с Евангелием от Иоанна являются называемые произведениями Иоанна ), в зависимости от того, отличается ли он от Иоанна Богослова, Иоанна Старшего и Иоанна Патмосского или отождествляется с ним.
Хотя авторство произведений Иоанна традиционно приписывалось апостолу Иоанну, [15] лишь меньшинство современных ученых верят, что он написал Евангелие, [16] и утверждать, что он не написал ни одного из них. [15] [17] [18] Независимо от того, написал ли апостол Иоанн какое-либо из произведений Иоанна или нет, большинство ученых сходятся во мнении, что все три послания были написаны одним и тем же автором и что у посланий не тот же автор, что и у Книги Откровения, хотя между ними широко распространены разногласия. ученые относительно того, отличался ли автор посланий от автора Евангелия. [19] [20] [21]
Ссылки на Иоанна в Новом Завете [ править ]
Иоанн Апостол был сыном Зеведея и младшим братом Иакова Великого . По церковному преданию, их матерью была Саломея . [22] [23] Также согласно некоторым традициям Саломея была сестрой Марии, матери Иисуса . [23] [24] делая Саломею теткой Иисуса, а ее сыновья Иоанн Апостол и Иаков приходились Иисусу двоюродными братьями. [25]
Традиционно считается, что Апостол Иоанн был одним из двух учеников (второй — Андрей ), упомянутых в Евангелии от Иоанна 1:35–39 , которые, услышав, как Креститель назвал Иисуса «Агнцем Божьим», последовали за Иисусом и провели день с его, став таким образом первыми двумя учениками, призванными Иисусом. На этом основании некоторые традиции полагают, что Иоанн был первым учеником Иоанна Крестителя , хотя в этом эпизоде его имя не упоминается. [26]
Согласно синоптическим Евангелиям (Мф. 4:18–22; Марка 1:16–20; Луки 5:1–11), Зеведей и его сыновья ловили рыбу в Галилейском море . Затем Иисус призвал Петра , Андрея и двух сыновей Зеведея следовать за ним. Иаков и Иоанн перечислены среди Двенадцати Апостолов. Иисус называл эту пару «Воанергес» (в переводе «сыны грома»). [27] Евангельская история повествует о том, как братья хотели призвать небесный огонь на негостеприимный самаритянский город, но Иисус упрекнул их. [28] Иоанн также был учеником, который сообщил Иисусу, что они «запретили» неученику изгонять бесов во имя Иисуса, что побудило Иисуса заявить, что «тот, кто не против нас, тот на нашей стороне». [29]
Традиционно считается, что Иоанн прожил более пятидесяти лет после мученической смерти своего брата Иакова, который стал первым апостолом, умершим мученической смертью в 44 году нашей эры.
Положение среди апостолов [ править ]
Иоанн всегда упоминается в группе первых четырёх апостолов в Евангелиях и в Книге Деяний , перечисленных либо вторым, либо вторым, [30] третий [31] или четвёртый. [32] [33]
Иоанн вместе со своим братом Иаковом и Петром сформировал неформальный триумвират среди Двенадцати Апостолов в Евангелиях. Иисус позволил им быть единственными апостолами, присутствовавшими в трех особых случаях во время его публичного служения: при воскрешении дочери Иаира и [34] Преображение Иисуса [35] и Агония в Гефсиманском саду . [36]
Иисус послал в город только Петра и Иоанна, чтобы они приготовились к последней пасхальной трапезе ( Тайной вечере ). [37] [38]
Многие традиции идентифицируют « ученика, которого любил Иисус » в Евангелии от Иоанна, как апостола Иоанна, но эта идентификация является спорной. Во время самой трапезы рядом с Иисусом сидел «ученик, которого любил Иисус». Во время еды было принято лежать на ложах, и этот ученик опирался на Иисуса. [39] Традиция идентифицирует этого ученика как Иоанна. [40]
После ареста Иисуса в Гефсиманском саду только Петр и «другой ученик» (по преданию, Иоанн) последовали за ним во дворец первосвященника . [39] Только «возлюбленный ученик» среди Апостолов остался возле Иисуса у подножия креста на Голгофе вместе с мироносицами и многими другими женщинами. Следуя указанию Иисуса с Креста, любимый ученик взял Марию, мать Иисуса , под свою опеку как последнее наследие Иисуса. [41] Петр и Иоанн были также единственными двумя апостолами, которые прибежали к пустой гробнице после того, как Мария Магдалина засвидетельствовала воскресение Иисуса . [42]
Иисуса После Вознесения и сошествия Святого Духа в Пятидесятницу Иоанн вместе с Петром принял видное участие в основании и руководстве церковью. Он был с Петром при исцелении хромого у Соломонова притвора в храме. [43] и он также был брошен в темницу вместе с Петром. [44] Позже только Петр и Иоанн поехали навестить новообращенных верующих в Самарии . [45]
Пока он оставался в Иудее и окрестностях, остальные ученики вернулись в Иерусалим на Апостольский собор ( ок. 48–50 гг. н. э. ). Павел, выступая против своих врагов в Галатии, прямо напоминал, что Иоанн вместе с Петром и Иаковом Справедливым коллективно признавались тремя Столпами Церкви . Он также упомянул о признании того, что его апостольская проповедь Евангелия , свободного от еврейского закона, была получена от этих троих, самых выдающихся людей мессианской общины в Иерусалиме . [46]
Ученик, которого любил Иисус [ править ]
Фраза «ученик, которого Иисус любил как брата» ( ὁ μαθητὴς ὃν ἠγαπα ὁ ἠγαπα ὁ Ἰησοῦς , ho mathētēs hon ēgapā ho Iēsous ), или в Иоанна 20:2 ; «которого Иисус любил как друга» ( ὃν ἐφίλει ὁ Ιησοῦς , hon ephilei ho Iēsous ), используется шесть раз в Евангелии от Иоанна , [47] но ни в каких других рассказах об Иисусе в Новом Завете. В Иоанна 21:24 утверждается, что Евангелие от Иоанна основано на письменном свидетельстве этого ученика.
Ученик, которого любил Иисус, конкретно упоминается в Евангелии от Иоанна шесть раз:
- Именно этот ученик, возлежа рядом с Иисусом на Тайной вечере попросил , спрашивает Иисуса, после того как Петр об этом, кто предаст его. [40]
- Позже, во время распятия , Иисус говорит своей матери : «Женщина, вот твой сын», а любимому ученику он говорит: «Вот твоя мать». [48]
- Когда Мария Магдалина обнаруживает пустую гробницу, она бежит сообщить об этом любимому ученику и Петру. Двое мужчин устремляются к пустой гробнице, и Возлюбленный ученик первым достигает пустой гробницы. Однако Питер входит первым. [42]
- В 21 главе Евангелия от Иоанна , в последней главе Евангелия от Иоанна , любимый ученик является одним из семи рыбаков, участвовавших в чудесном улове 153 рыб . [49] [50]
- Также в последней главе книги, после того как Иисус намекает Петру, как Петр умрет, Петр видит, что любимый ученик следует за ними, и спрашивает: «А что насчет него?» Иисус отвечает: «Если Я хочу, чтобы он оставался, пока Я не приду, что тебе до того? Следуй за Мной!» [51]
- Опять же, в последней главе Евангелия говорится, что сама книга основана на письменном свидетельстве ученика, которого любил Иисус. [52]
Ни в одном из других Евангелий в параллельных сценах нет никого, кого можно было бы непосредственно понимать как Возлюбленного ученика. Например, в Луки 24:12 Петр один бежит ко гробу. Марк, Матфей и Лука не упоминают ни одного из двенадцати учеников, ставших свидетелями распятия.
Есть также две ссылки на неназванного «другого ученика» в Иоанна 1:35–40 и Иоанна 18:15–16 , которые могут относиться к одному и тому же человеку, исходя из формулировки в Иоанна 20:2 . [53]
Автор Нового Завета [ править ]
Часть серии статей о |
Иоанн в Библии |
---|
Иоаннова литература |
Авторство |
Сопутствующая литература |
См. также |
Церковная традиция считает, что Иоанн является автором Евангелия от Иоанна и четырех других книг Нового Завета – трех посланий Иоанна и Книги Откровения . В Евангелии авторство внутренне приписывается «ученику , которого любил Иисус » ( ὁ μαθητὴς ὃν ἠγάπα ὁ Ἰησοῦς , o mathētēs on ēgapa o Iēsous ) в Иоанна 20:2 . В Иоанна 21:24 утверждается, что Евангелие от Иоанна основано на письменном свидетельстве «возлюбленного ученика». Авторство некоторой Иоанновой литературы обсуждается примерно с 200 года. [54] [55]
В своей «Церковной истории » IV века Евсевий говорит, что Первое послание Иоанна и Евангелие от Иоанна широко признаны его авторством. Однако Евсевий упоминает, что все согласны с тем, что второе и третье послания Иоанна принадлежат не ему, а были написаны каким-то другим Иоанном. Евсевий также прикладывает некоторые усилия, чтобы доказать читателю, что не существует общего согласия относительно откровения Иоанна. Откровение Иоанна могло быть только тем, что сейчас называется Книгой Откровения. [56] Евангелие от Иоанна значительно отличается от синоптических евангелий , которые, вероятно, были написаны десятилетиями ранее. Епископы Малой Азии якобы просили его написать свое Евангелие, чтобы разобраться с ересью эвионитов , утверждавших, что Христа не существовало до Марии. Иоанн, вероятно, знал о Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, но в этих евангелиях об Иисусе говорилось главным образом в год после заключения и смерти Иоанна Крестителя . [57] Однако около 600 г. Софроний Иерусалимский отметил, что «два послания, носящие его имя... некоторые считают произведением некоего Иоанна Старшего», и, утверждая, что Откровение было написано Иоанном Патмосским, оно было « позже переведенный Юстином Мартиром и Иринеем». [1] предположительно в попытке примирить традицию с очевидными различиями в греческом стиле.
До XIX века авторство Евангелия от Иоанна приписывалось апостолу Иоанну. Однако у большинства современных ученых-критиков есть сомнения. [58] Некоторые ученые относят Евангелие от Иоанна где-то между 65 и 85 годами нашей эры; [59] [ нужна страница ] Джон Робинсон предлагает первоначальное издание 50–55, а затем окончательное издание 65 из-за сходства повествования с Полом. [60] : стр.284, 307. Другие ученые придерживаются мнения, что Евангелие от Иоанна было составлено в два или три этапа. [61] : стр.43 Большинство современных ученых считают, что Евангелие было написано только во второй трети первого века нашей эры и с самой ранней возможной датой 75–80 годов нашей эры: «... дата 75–80 годов нашей эры как самая ранняя возможная дата составления ради этого Евангелия». [62] Другие ученые считают, что применима еще более поздняя дата, возможно, даже последнее десятилетие первого века нашей эры вплоть до начала второго века (т.е. 90–100 гг.). [63]
Тем не менее, сегодня многие ученые-теологи продолжают признавать традиционное авторство. Колин Г. Круз утверждает, что, поскольку имя Иоанна Богослова постоянно упоминается в трудах ранних отцов церкви, «трудно пройти мимо этого вывода, несмотря на широко распространенное нежелание принять его многими, но ни в коем случае не всеми современными учеными. " [64]
Современные ведущие исследователи Библии обычно утверждают, что Евангелие от Иоанна было написано анонимным автором. [65] [66] [67]
Что касается того, был ли автор Евангелия от Иоанна очевидцем, по словам Пола Н. Андерсона, Евангелие «содержит более прямые претензии на происхождение от очевидца, чем любая другая евангельская традиция». [68] Ф. Ф. Брюс утверждает, что 19:35 содержит «решительную и явную претензию на авторитет очевидца». [69] В Евангелии нигде не утверждается, что оно было написано непосредственными свидетелями описываемых событий. [67] [70] [71]
Ведущие исследователи Библии утверждают, что все четыре Евангелия из Нового Завета по своей сути анонимны, и большинство ведущих ученых согласны с тем, что эти евангелия не были написаны очевидцами. [72] [73] [74] [75] Как говорится в «Новой Оксфордской аннотированной Библии» (2018): «Ученые в целом согласны с тем, что Евангелия были написаны через сорок-шестьдесят лет после смерти Иисуса». [75]
Книга Откровения [ править ]
Согласно Книге Откровения , ее автор находился на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса», когда сподобился видения, содержащегося в Откровении. [76]
Автор Книги Откровения называет себя «Ἰωάννης» («Иоанн» в стандартном английском переводе). [77] Писатель начала II века Иустин Мученик был первым, кто приравнял автора Откровения к апостолу Иоанну . [78] Однако сейчас большинство исследователей Библии утверждают, что это были отдельные личности, поскольку текст был написан около 100 г. н. э., после смерти апостола Иоанна. [58] [79] [80] хотя многие историки защищают отождествление Автора Евангелия от Иоанна с Автором Книги Откровения, основываясь на сходстве двух текстов. [81]
Иоанн Пресвитер , малоизвестная фигура в ранней церкви, также отождествлялся с провидцем Книги Откровения такими авторами, как Евсевий , в его «Истории Церкви» (Книга III, 39). [80] и Джером . [82]
Считается, что Иоанн был сослан на Патмос во время гонений при императоре Домициане . В Откровении 1:9 говорится, что автор написал книгу о Патмосе: «Я, Иоанн, брат твой и соучастник в скорби... был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». ." Адела Ярбро Коллинз , библеист из Йельской школы богословия , пишет:
Ранняя традиция гласит, что Иоанн был сослан на Патмос римскими властями. Эта традиция заслуживает доверия, поскольку изгнание было обычным наказанием, применявшимся в имперский период за ряд правонарушений. Среди таких преступлений были занятия магией и астрологией. Пророчества рассматривались римлянами как принадлежащие к одной и той же категории, будь то языческие, иудейские или христианские. Пророчества с политическим подтекстом, подобные тем, которые выразил Иоанн в книге Откровения, были бы восприняты как угроза римской политической власти и порядку. Три острова в Спорадах были местами, куда ссылали политических преступников. (Плиний Естественная история 4.69–70; Анналы Тацита 4.30) [83]
Некоторые современные ученые-критики предполагают, что Иоанн Апостол, Иоанн Богослов и Иоанн Патмосский были тремя отдельными личностями. [84] Эти ученые утверждают, что Иоанн Патмосский написал Откровение, но не написал ни Евангелие от Иоанна, ни Послания Иоанна. Автор Откровения несколько раз называет себя «Иоаном», но автор Евангелия от Иоанна никогда не называет себя напрямую. Некоторые католические ученые заявляют, что «лексика, грамматика и стиль заставляют сомневаться в том, что книга могла быть представлена в ее нынешнем виде тем же человеком (лицами), кто создал четвертое Евангелие». [85]
Внебиблейские традиции [ править ]
В Библии нет сведений о продолжительности деятельности Иоанна в Иудее . Согласно традиции, Иоанн и другие Апостолы оставались на этом первом поприще труда около 12 лет. Гонения на христиан при Ироде Агриппе I (годы правления 41–44 гг. н. э.) привели к рассеянию апостолов по Римской империи провинциям . [87]
Мессианская община существовала в Ефесе до первых трудов Павла там (ср. «братья»), [88] помимо Прискиллы и Акилы . Первоначальная община находилась под руководством Аполлоса (1 Коринфянам 1:12). Они были учениками Иоанна Крестителя и были обращены Акилой и Прискиллой. [89] По преданию, после Успения Богородицы Иоанн отправился в Ефес. Ириней пишет о «церкови Эфеса, основанной Павлом, с которой Иоанн продолжал существовать до времен Траяна ». [90] В Эфесе он написал три приписываемых ему послания. Иоанн был сослан римскими властями на греческий остров Патмос , где, по преданию, написал Книгу Откровения . Согласно Тертуллиану (в «Рецепте еретиков ») Иоанн был сослан (предположительно на Патмос) после того, как в Риме его погрузили в кипящее масло и он ничем от этого не пострадал. Говорят, что все зрители Колизея обратились в христианство, увидев это чудо. Это событие должно было произойти в конце I века, во время правления императора Домициана , известного своими гонениями на христиан.
Когда Иоанн состарился, он обучил Поликарпа , который впоследствии стал епископом Смирны . Это было важно, потому что Поликарп смог донести послание Иоанна до будущих поколений. Поликарп учил Иринея , передавая ему истории об Иоанне. Точно так же Игнатий Антиохийский был учеником Иоанна. В книге «Против ересей» Ириней рассказывает, как Поликарп рассказал историю о
Иоанн, ученик Господень, идя купаться в Ефесе и увидав внутри Керинфа , выбежал из бани , не купаясь, восклицая: «Побежим, чтобы и баня не упала, потому что Керинф , враг истина находится внутри». [91]
Традиционно считается, что Иоанн был самым молодым из апостолов и пережил их всех. Говорят, что он дожил до старости и умер естественной смертью в Эфесе где-то после 98 года нашей эры, во время правления Траяна , став таким образом единственным апостолом, который не умер мученической смертью . [92]
Альтернативная версия смерти Иоанна, приписываемая более поздними христианскими авторами епископу Иераполя Папию начала второго века , утверждает, что он был убит евреями. [93] [94] Большинство ученых-иоаннанистов сомневаются в достоверности приписывания его Папию, но меньшинство, в том числе Б.В. Бэкон , Мартин Хенгель и Генри Барклай Свит , утверждают, что эти ссылки на Папия заслуживают доверия. [95] [96] Зан утверждает, что на самом деле это ссылка на Иоанна Крестителя . [92]
Считается, что могила Иоанна находится в бывшей базилике Святого Иоанна в Сельчуке , небольшом городке недалеко от Эфеса. [97] При вскрытии его гробницы во время правления Константина Великого не было обнаружено костей, что породило веру в то, что его тело было вознесено на небеса . Еще одним фактом, который продолжает укреплять веру во вознесение святого Иоанна на Небеса, является то, что святой Иоанн принадлежит к числу немногих святых, не оставивших телесных мощей. [98]
Иоанн также связан с псевдоэпиграфическим апокрифическим текстом Деяний Иоанна , который традиционно рассматривается как написанный самим Иоанном или его учеником Левцием Харином . Он был широко распространен во втором веке нашей эры, но был признан еретическим на Втором Никейском соборе (787 г. н.э.). В монастырских библиотеках сохранились различные фрагменты на греческом и латыни. Он содержит сильные докетические темы, но в современной науке не считается гностическим. [99] [100]
Литургическое поминовение [ править ]
Праздник , которая называет его «Святым Иоанном, апостолом Святого Иоанна в Римско-католической церкви и евангелистом», а также в англиканской общине и лютеранских календарях, которые называют его «Святым Иоанном Апостолом и евангелистом», приходится на 27 декабря. [101] В тридентском календаре его память также отмечалась в каждый из следующих дней до 3 января включительно, октавы праздника 27 декабря. Эта Октава была отменена Папой Пием XII в 1955 году. [102] Литургический цвет – Белый. Иоанна, апостола и евангелиста в , поминают англиканской церкви на фестивале 27 декабря. [103] В римско-католической традиции считался покровителем Турции, Малой Азии и турецкого народа . [9]
До 1960 года еще одним праздником, который появлялся в Общем римском календаре, был праздник «Святого Иоанна перед Латинскими воротами» 6 мая, посвященный традиции, рассказанной Иеронимом, о том, что святой Иоанн был привезен в Рим во время правления императора Домициана, и был брошен в чан с кипящим маслом, из которого он чудом сохранился невредимым. церковь ( Сан-Джованни-а-Порта-Латина Посвященная ему ) была построена недалеко от Латинских ворот Рима, традиционного места этого события. [104]
Восточная Православная Церковь и Восточно-Католические Церкви , следующие византийскому обряду, отмечают 26 сентября «Упокоение Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». [105] 8 мая отмечают « Праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова», в этот день христиане извлекали из его могилы мелкий пепел, который, как считалось, был эффективен для исцеления больных. [106] Иоанна также поминают 30 июня как члена двенадцати апостолов. [107] Также отмечается память собора апостола Иоанна в Диакониссе 15 февраля. [108]
Другие мнения [ править ]
Исламский взгляд [ править ]
Коран также говорит об учениках Иисуса, но не упоминает их имена , вместо этого называя их «сторонниками [дела] Аллаха». [109] В Сунне также не упоминаются их имена. Однако некоторые мусульманские учёные упоминали их имена. [110] вероятно, полагаясь на ресурсы христиан, которых считают « людьми Книги в исламской традиции ». Мусульманская экзегетика более или менее согласна со списком Нового Завета и говорит, что среди учеников были Петр , Филипп , Фома , Варфоломей , Матфей , Андрей , Иаков , Иуда , Иоанн и Симон Зилот . [111] Примечательно, что мусульмане не должны верить или не верить повествованиям Людей Книги (христиан и иудеев), пока в Коране или Сунне нет ничего, что поддерживало бы или опровергало их. [112]
Взгляд друзов [ править ]
Друзская традиция почитает нескольких «наставников» и «пророков», а апостол Иоанн почитается как пророк . [6] В традиции и доктрине друзов апостол Матфей уважается за его вклад в духовное знание и руководство. [6] Доктрина друзов учит, что христианство следует «уважать и хвалить», поскольку авторы Евангелий считаются «носителями мудрости». [113]
последних Взгляд Святых дней
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) учит, что «Иоанн часто упоминается в откровениях последних дней (1 Нефий 14:18–27; 3 Нефий 28:6; Ефер 4:16; У. и З. 7; 27:12; 77; 88:141). Для Святых последних дней эти отрывки подтверждают библейские свидетельства об Иоанне, а также дают представление о его величии и важности работы, порученной ему Господом. на земле во времена Нового Завета и в последние дни Священные Писания последних дней разъясняют, что Иоанн не умер, но ему было позволено оставаться на Земле в качестве служебного слуги до времени Второго пришествия Господа (Иоанна 21:20–). 23; 3 Неф 28:6–7; [114] Он также учит, что в 1829 году вместе с воскресшим Петром и воскресшим Иаковом Иоанн посетил Джозефа Смита и Оливера Каудери и восстановил власть священства с апостольским преемством . на Земле [115] хотя некоторые бывшие Святые последних дней утверждают, [116] спорно [117] что предыдущие издания Священных Писаний последних дней противоречат этому утверждению о власти священства и апостольской преемственности. Иоанн вместе с Тремя Нефийцами доживет до Второго пришествия Христа как переселенные существа . [118]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что Иоанн Апостол — это тот же человек, что и Иоанн Богослов, Иоанн Патмосский и Возлюбленный ученик. [118]
В искусстве [ править ]
Поскольку его традиционно отождествляли с любимым апостолом, евангелистом и автором Откровения и нескольких посланий, Иоанн играл чрезвычайно заметную роль в искусстве, начиная с раннего христианского периода. [119] Его традиционно изображают одним из двух различных способов: либо как пожилой мужчина с белой или седой бородой, либо как безбородый юноша. [120] [121] Первый способ его изображения был более распространен в византийском искусстве , где, возможно, находился под влиянием античных изображений Сократа ; [122] второй был более распространен в искусстве средневековой Западной Европы и может быть датирован Римом 4-го века. [121]
Легенды из Деяний Иоанна , апокрифический текст, приписываемый Иоанну, внесли большой вклад в средневековую иконографию; это источник идеи, что Иоанн стал апостолом в молодом возрасте. [121] Одним из знакомых атрибутов Иоанна является чаша, из которой часто выходит змей. [119] Этот символ интерпретируется как отсылка к легенде из Деяний Иоанна. [123] в котором Иоанну было предложено выпить чашу с ядом, чтобы продемонстрировать силу своей веры (яд символизирует змей). [119] Другие распространенные атрибуты включают книгу или свиток, относящиеся к писаниям, традиционно приписываемым ему, и орла, [121] который, как утверждается, символизирует возвышенное и вдохновляющее качество этих произведений. [119]
В произведениях живописи, скульптуры и литературы от Средневековья до эпохи Возрождения Святой Иоанн часто изображается андрогинным или феминизированным. [124] Историки связывают такие изображения с обстоятельствами верующих, для которых они предназначались. [125] Например, утверждается, что женские черты Джона помогли сделать его более привлекательным для женщин. [126] Точно так же Сара Макнамер утверждает, что из-за своего статуса андрогинного святого Джон мог функционировать как «образ третьего или смешанного пола ». [127] и «важнейшая фигура, с которой стоит себя идентифицировать» [128] для верующих мужчин, которые стремились культивировать отношение аффективного благочестия , высокоэмоциональный стиль преданности, который в культуре позднего Средневековья считался плохо совместимым с мужественностью. [129] После Средневековья феминизирующие изображения Святого Иоанна продолжали создаваться; В качестве примера можно привести показанную гравюру Жака Белланжа справа , описанную искусствоведом Ричардом Дорментом как «мягко андрогинное существо с короной вьющихся волос, маленькой грудью, как у девочки-подростка, и круглым животом зрелого человека». женщина." [130]
В сфере популярных средств массовой информации на это последнее явление обратили внимание в Дэна Брауна романе «Код да Винчи» (2003), где один из персонажей книги предполагает, что человек женского вида справа от Иисуса в «Леонардо да Винчи » На самом деле «Тайная вечеря» — это Мария Магдалина , а не Святой Иоанн.
Галерея искусств [ править ]
- Портрет из Келлской книги , ок. 800
- «Иоанн Апостол и Святой Франциск» , Эль Греко , ок. 1600–1614 гг.
- Мученичество святого Иоанна Богослова автора эпитафии Винклера
- Валентин Булонский , Иоанн и Иисус
- Святой Иоанн Богослов в медитации. Симона Кантарини (1612–1648), Болонья.
- Святой Иоанн и отравленная чаша , Эль Греко, ок. 1610–1614 гг.
- Тайная вечеря , анонимный художник
См. также [ править ]
- Базилика Святого Иоанна
- Четыре евангелиста
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Имена Джона
- Святой Иоанн Богослов на Патмосе
- Видение святого Иоанна на Патмосе , фрески Антонио да Корреджо 1520–1522 гг.
- Деяния Иоанна , псевдоэпиграфическое описание чудес Иоанна.
- Святой Иоанн Богослов, покровитель архива
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Святитель Софроний Иерусалимский (2007 г.) [ок. 600], «Жизнь евангелиста Иоанна», Объяснение Святого Евангелия от Джона , Хаус Спрингс, Миссури , США: Chrysostom Press, стр. 2–3, ISBN. 978-1-889814-09-4
- ^ Уиллс, Гарри (10 марта 2015 г.). Будущее католической церкви с Папой Франциском . Издательская группа «Пингвин». п. 49. ИСБН 978-0-698-15765-1 .
(Кандида Мосс приводит исторические свидетельства, чтобы доказать, что «мы просто не знаем, как умер кто-либо из апостолов, не говоря уже о том, были ли они замучены».) 6
Цитирование Мосс, Кандида (5 марта 2013 г.). Миф о преследованиях: как ранние христиане придумали историю мученичества . ХарперКоллинз. п. 136. ИСБН 978-0-06-210454-0 . - ^
У нас также нет надежных свидетельств более поздних времен. У нас есть легенды о некоторых апостолах – главным образом о Петре, Павле, Фоме, Андрее и Иоанне. Но апокрифические Деяния, в которых рассказывается их история, действительно являются в высшей степени апокрифическими.
- Барт Д. Эрман, «Были ли ученики замучены за веру в воскресение? Взрыв из прошлого», ehrmanblog.orgБарт Эрман
— Эмерсон Грин, «Кто умрет за ложь?» Большая проблема с этим аргументом [о том, кто умрет за ложь] заключается в том, что он предполагает именно то, чего мы не знаем. Мы не знаем, как умерло большинство учеников. В следующий раз, когда кто-то скажет вам, что все они были замучены, спросите, откуда они знают. Или, еще лучше, спросите их, на какой древний источник они ссылаются, в котором так говорится. Реальность такова, что у нас просто нет достоверной информации о том, что произошло с учениками Иисуса после его смерти. Фактически, у нас почти нет никакой информации о них, когда они были еще живы, и у нас нет надежных сведений о более поздних временах. У нас есть легенды. - ^ Куриан, Джордж Томас; Смит, III, Джеймс Д. (2010). Энциклопедия христианской литературы, том 2 . Пугало Пресс. п. 391. ИСБН 9780810872837 .
Хотя и не полностью согласны с этим, большинство ученых полагают, что Иоанн умер естественной смертью в Эфесе.
- ^ Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме , Брэндон М. Уилер, Ученики Христа : «Ислам идентифицирует учеников Иисуса как Петра, Филиппа, Андрея, Матфея, Фому, Иоанна, Иакова, Варфоломея и Симона»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с С. Суэйд, Сами (2009). Друзы от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 109. ИСБН 9780810868366 .
- ^ Маккейн, Эдвард (2010). Дар ангелов: искусство миссии Сан-Ксавье Дель Бак . Издательство Университета Аризоны. п. 138. ИСБН 9780816528400 .
Святой Иоанн Богослов – покровитель горняков (в Каринтии), Турции (Малой Азии), скульпторов, торговцев произведениями искусства, переплетчиков...
- ^ П. Фоли, Майкл (2020). Пить со своими святыми покровителями: Руководство для грешников по почтению тезок и защитников . Саймон и Шустер. п. 150. ИСБН 9781684510474 .
Иоанн является покровителем Малой Азии, Турции и турок из-за его миссионерской деятельности там.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б М. Лимберис, Василики (2011). Архитекторы благочестия: каппадокийские отцы и культ мучеников . Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН 9780190208684 .
- ^ Брайан Бартоломью Тан. «На зависть» . Церковь Святого Михаила . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Смит, Сохранился (1915). «Ученики Иоанна и оды Соломона» (PDF) . Монист . 25 (2): 161–199. дои : 10.5840/monist191525235 . JSTOR 27900527 .
- ^ Генри Чедвик (2021). «Святой Иоанн Апостол» . Британская энциклопедия .
- ^ Также императорский арамейский . ܝܘܚܢܢ ܫܠܝܚܐ, Yohanān Shliḥā; �������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� �� Иврит : Йоханан בן זבדי , Йоханан бен Завди ; Коптский : ⲓⲱⲁⲛⲛⲏⲥ или ⲓⲱ̅ⲁ ; Джон [ нужна ссылка ]
- ^ Иванофф, Джонатан. «Житие святителя Иоанна Богослова» . www.stjt.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии: введение для читателя (2-е изд.). Пало-Альто: Мэйфилд. п. 355. ИСБН 978-0-87484-696-6 .
Хотя древние традиции приписывают апостолу Иоанну Четвертое Евангелие, Книгу Откровения и три послания Иоанна, современные ученые полагают, что он не написал ни одного из них.
- ^ Линдарс, Эдвардс и Корт 2000 , стр. 41.
- ^ Келли, Джозеф Ф. (1 октября 2012 г.). История и ересь: как исторические силы могут создавать доктринальные конфликты . Литургическая пресса. п. 115. ИСБН 978-0-8146-5999-1 .
- ^ Харрис, Стивен Л. (1980). Понимание Библии: руководство и справочник для читателя . Издательская компания Мэйфилд. п. 296. ИСБН 978-0-87484-472-6 . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Крюгер, Майкл Дж. (30 апреля 2012 г.). Возвращение к канону: установление происхождения и авторитета книг Нового Завета . Перекресток. п. 272. ИСБН 9781433530814 .
- ^ Браун, Раймонд Э. (1988). Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий . Литургическая пресса. п. 105. ИСБН 9780814612835 .
- ^ Маршалл, И. Ховард (14 июля 1978 г.). Послания Иоанна . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 9781467422321 .
- ^ путем сравнения Матфея 27:56 с Марка 15:40.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Актуальная Библия: Саломея» . biblehub.com . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Комментарий к Иоанну 19 – Ежедневная учебная Библия Уильяма Барклая» . StudyLight.org . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Ученики нашего Спасителя» . biblehub.com . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ «Иоанн, Апостол - Международная стандартная библейская энциклопедия» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ СМИ, францисканцы (27 декабря 2015 г.). «Святой Иоанн Апостол» . Архивировано из оригинала 17 января 2020 года . Проверено 12 апреля 2019 г.
- ^ Луки 9:51–56.
- ^ Луки 9:49–50 NKJV
- ^ Деяния 1:13
- ^ Марка 3: 13–19.
- ^ Матфея 10: 2–4.
- ^ Луки 6:14–16.
- ^ Марка 5:37
- ^ Матфея 17:1
- ^ Мэтью 26:37
- ^ Лк 22:8
- ^ Хотя Лука утверждает, что это Пасха ( Лк 22:7–9 ), в Евангелии от Иоанна конкретно говорится, что пасхальная трапеза происходит на следующий день ( Ин 18:28 ).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святой Иоанн Богослов» . www.ewtn.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ин 13:23–25.
- ^ Иоанна 19: 25–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ин 20:1–10.
- ^ Деяния 3:1 и след.
- ^ Деяния 4:3
- ^ Деяния 8:14.
- ^ "Фонк, Леопольд. "Св. Иоанн Богослов». Католическая энциклопедия. Том 8. Нью-Йорк: Robert Appleton Company, 1910. 6 февраля 2013 г.» . Ньюадвент.орг. 1 октября 1910 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Иоанна 13:23 , 19:26 , 20:2 , 21:7 , 21:20 , 21:24.
- ^ Иоанна 19: 26–27.
- ^ Иоанна 21: 1–25.
- ^ Джеймс Д.Г. Данн и Джон Уильям Роджерсон, Комментарий Эрдмана к Библии , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003, с. 1210, ISBN 0-8028-3711-5 .
- ^ Иоанна 21: 20–23.
- ^ Иоанна 21:24
- ^ Браун, Раймонд Э. 1970. «Евангелие от Иоанна (xiii – xxi)». Нью-Йорк: Doubleday & Co., страницы 922, 955.
- ^ Евсевий Кесарийский , церковной истории Книга VI. Глава XXV.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Апокалипсис» .
- ^ История Церкви Евзибия. Книга третья, пункт 24.
- ^ Томас Патрик Хэлтон, О выдающихся людях , Том 100 «Отцов церкви», CUA Press, 1999. Стр. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии (Пало-Альто: Мэйфилд, 1985), с. 355
- ^ Харрис, Стивен Л., Понимание Библии. МакГроу-Хилл, 2006. ISBN 978-0-07-296548-3
- ^ Робинсон, Джон А.Т. (1977). Редактирование Нового Завета . СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-02300-5 .
- ^ Марк Аллан Пауэлл. Иисус как фигура в истории. Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1998. ISBN 0-664-25703-8 / 978-0664257033
- ^ Гейл Р. О'Дэй , введение в Евангелие от Иоанна в новом исправленном стандартном переводе Библии , Abingdon Press, Нэшвилл, 2003, стр.1906
- ↑ Ридинг Джона, Фрэнсиса Дж. Молони, SDB, Dove Press, 1995.
- ^ Круз, Колин Г. Евангелие от Иоанна: введение и комментарий , Eerdmans, 2004, ISBN 0-8028-2771-3 , с. 28.
- ^ Э. П. Сандерс, Историческая личность Иисуса , (Penguin, 1995), стр. 63–64.
- ^ Барт Д. Эрман (2000:43) Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барт Д. Эрман (2005:235) Утраченные христианства: битвы за Священные Писания и веры, о которых мы никогда не знали Oxford University Press, Нью-Йорк.
- ^ Пол Н. Андерсон, Загадки Четвертого Евангелия , с. 48.
- ^ Ф.Ф. Брюс, Евангелие от Иоанна , с. 3.
- ^ Барт Д. Эрман (2004:110) Правда и вымысел в «Коде да Винчи: историк раскрывает то, что мы действительно знаем об Иисусе, Марии Магдалине и Константине». Издательство Оксфордского университета.
- ^ Барт Д. Эрман (2006:143) Утерянное Евангелие от Иуды Искариота: новый взгляд на предателя и преданных. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Миллард, Алан (2006). «Авторы, книги и читатели в древнем мире» . В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 558. ИСБН 978-0199254255 .
Исторические повествования, Евангелия и Деяния, анонимны, а приписывание Матфея, Марка, Луки и Иоанна впервые сообщается в середине второго века Иринеем.
- ^ Reddish 2011 , стр. 13, 42.
- ^ Перкинс и Куган 2010 , с. 1380.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куган и др. 2018 , с. 1380.
- ^ Откр. 1:9
- ^ «Откровение, Книга». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Джастин Мученик, Диалог с Трифоном , 81.4
- ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания . Нью-Йорк: Оксфорд. п. 468. ИСБН 0-19-515462-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История Церкви, книга III, глава 39» . Отцы Церкви . NewAdvent.org . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Вагнер, Рихард; Хелер, Ларри Р. (2011). Книга Откровения для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 26. ISBN 9781118050866 .
другие современные ученые энергично защищают традиционный взгляд на апостольское авторство.
- ^ святой, Джером «О выдающихся людях, главы 9 и 18» . newadvent.org Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Адела Коллинз. «Патмос». Библейский словарь Харпера . Пол Дж. Ахтемайер, генерал. ред. Сан-Франциско: Харпер и Роу, 1985. стр. 755.
- ^ Григгс, К. Уилфред . «Иоанн Возлюбленный» в Ладлоу, Дэниел Х. , изд. Выдержки из Энциклопедии мормонизма: Священные Писания Церкви (Солт-Лейк-Сити, Юта: Deseret Book , 1992), с. 379. Григгс поддерживает теорию «одного Джона», но упоминает, что некоторые современные ученые выдвинули гипотезу о существовании нескольких Джонов.
- ^ Введение. Издание Новой американской Библии Святого Иосифа: перевод с языков оригинала с критическим использованием всех древних источников: включая исправленный Новый Завет и исправленные псалмы. Нью-Йорк: Католический книжный паб, 1992. 386. Печать.
- ^ «Хайлиге Йоханнес» . lib.ugent.be . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ см . И 12:1–17
- ^ Деяния 18:27.
- ^ Вайле, Симеон (6 февраля 2013 г.) [Нью-Йорк: Robert Appleton Co., 1 мая 1909 г.]. «Эфес» . Католическая энциклопедия . Том. 5. Новое пришествие . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Грант, Роберт М. (1997). Ириней Лионский . Лондон: Рутледж. п. 2.
- ^ Ириней, Против ересей , III.3.4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иоанн Апостол» . CCEL .
- ^ Чейн, Томас Келли (1901). «Иоанн, сын Зеведея» . Библейская энциклопедия . Том. 2. Адам и Чарльз Блэк. стр. 2509–11. Хотя труды Папия больше не сохранились, церковный историк пятого века Филипп Сидский и монах девятого века Георгий Хамартол заявили, что Папий писал, что Иоанн был «убит евреями».
- ^ Расимус, Туомас (2010). Наследие Иоанна: восприятие четвертого Евангелия во втором веке . Брилл. п. 5. ISBN 978-9-00417633-1 . Расимус находит подтверждающие доказательства этой традиции в «двух мартирологах из Эдессы и Карфагена» и пишет, что «Марка 10:35–40//Мф. 20:20–23 можно использовать для изображения Иисуса, предсказывающего мученическую смерть обоих сыновей Зеведея. ."
- ^ Калпеппер, Р. Алан (2000). Иоанн, сын Зеведея: Жизнь легенды . Международная издательская группа «Континуум». п. 172. ИСБН 9780567087423 .
- ^ Свит, Генри Барклай (1911). Апокалипсис Святого Иоанна (3-е изд.). Макмиллан. стр. 179–180.
- ^ Прокопий Кесарийский , Общий указатель зданий , пер. Х. Б. Дьюинг и Гланвилл Дауни, т. 1, с. 7, Классическая библиотека Леба 343 (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1940), 319.
- ^ Зузич, Марко. Краткая история святого Иоанна в Эфесе: первая и величайшая столица Азии Колыбель эллинской цивилизации Рассадник и сад христианства Вторая провинция Божья после Иерусалима с драгоценной уникальной общей христианско-мусульманской святыней . Частная печать: Американское общество Эфеса, 1-е изд. Иллюстрировано 96 страниц стр. 37-45
- ^ «Деяния Иоанна» . gnosis.org . Проверено 11 февраля 2019 г.
- ^ Утерянные писания: книги, не вошедшие в Новый Завет . Эрман, Барт Д. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2003. ISBN 0195141822 . OCLC 51886442 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Календарь» . 16 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2019 г. . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ Общий римский календарь Папы Пия XII.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Ежедневный миссал Святого Андрея с вечерней по воскресеньям и праздникам Дома. Гаспар Лефевр, OSB, Сент-Пол, Миннесота: The EM Lohmann Co., 1952, стр. 1325–1326.
- ^ «Упокоение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 3 марта 2021 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «Собор святых, славных и всевальных Двенадцати Апостолов» . www.oca.org . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ «15 февраля 2020. + Православный календарь» . ортохристиан.com . Архивировано из оригинала 18 января 2023 года . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Коран 3:52.
- ↑ Сира Пророка Ибн Хишама, Глава: Отправка посланников Посланника Аллаха к королям, стр.870
- ^ Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэндон М. (2003). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press (Rowman & Littlefield). п. 86. ИСБН 978-0810843059 .
Мусульманская экзегетика называет учеников Иисуса Петром, Андреем, Матфеем, Фомой, Филиппом, Иоанном, Иаковом, Варфоломеем и Симоном.
- ^ Муснад эль-Имам Ахмад, Том 4, Издательство: Дар аль-Фикр, стр.72, Хадис № 17225
- ^ «На горизонте: Странный мир друзов» . Комментаторский журнал . 20 января 1956 года.
- ^ «Иоанн, сын Зеведея» . wwwchurchofjesuschrist.org .
- ↑ Учение и Заветы 27:12.
- ^ Восстановление священства. Письмо КЕС.
- ^ Ответ на письмо CES: правдивые ответы для тех, кто сомневается
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Иоанн» , KJV (LDS): Библейский словарь , Церковь СПД , 1979 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеймс Холл, «Иоанн Богослов», Словарь предметов и символов в искусстве , изд. ред. (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1979)
- ^ Источники:
- Джеймс Холл, Словарь предметов и символов в искусстве (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979), 129, 174–75.
- Кэролайн С. Джерусек, «Христос и Святой Иоанн Богослов как модель средневекового мистицизма», Кливлендские исследования по истории искусства , Vol. 6 (2001), 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Святой Иоанн Апостол» . Британская онлайн-энциклопедия . Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. Проверено 4 августа 2017 г. .
- ^ Ядранка Пролович, «Сократ и св. Иоанн Богослов: взаимозаменяемое сходство их портретов» Зограф , т. 1, с. 35 (2011), 9: «Трудно установить, когда и где возникла эта иконография Иоанна и каков был ее прототип, но ясно видно, что эта иконография Иоанна содержит все основные характеристики известных античных изображений Иоанна. Сократ. Этот факт позволяет сделать вывод, что византийские художники использовали изображения Сократа как образец для портрета Иоанна».
- ^ Дж. К. Эллиот (ред.), Сборник апокрифической христианской литературы в английском переводе на основе М. Р. Джеймса (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993/2005), 343–345.
- ^ * Джеймс Холл, Словарь предметов и символов в искусстве (Нью-Йорк: Harper & Row, 1979), 129, 174–75.
- Джеффри Ф. Гамбургер , Святой Иоанн Богослов: обожествленный евангелист в средневековом искусстве и теологии. (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2002), xxi – xxii; там же, 159–160.
- Кэролайн С. Джерусек, «Христос и Святой Иоанн Богослов как модель средневекового мистицизма», Кливлендские исследования по истории искусства , Vol. 6 (2001), 16.
- Аннетт Вольфинг, Иоанн Богослов и средневековое письмо: подражая неповторимому. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001), 139.
- ^ * Джеффри Ф. Гамбургер , Святой Иоанн Богослов: обожествленный евангелист в средневековом искусстве и теологии. (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2002), xxi – xxii.
- Кэролин С. Джерусек, «Христос и Иоанн Богослов как модель средневекового мистицизма», Кливлендские исследования по истории искусства , Vol. 6 (2001), 20.
- Сара Макнамер, Аффективная медитация и изобретение средневекового сострадания (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2010), 142–148.
- Аннетт Вольфинг, Иоанн Богослов и средневековое письмо: подражая неповторимому. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001), 139.
- ^ * Кэролин С. Джерусек, «Христос и святой Иоанн Богослов как модель средневекового мистицизма», Кливлендские исследования по истории искусства , Vol. 6 (2001), 20.
- Аннетт Вольфинг, Иоанн Богослов и средневековое письмо: подражая неповторимому. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001), 139.
- ^ Сара Макнамер, Аффективная медитация и изобретение средневекового сострадания (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2010), 142.
- ^ Сара Макнамер, Аффективная медитация и изобретение средневекового сострадания (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2010), 145.
- ^ Сара Макнамер, Аффективная медитация и изобретение средневекового сострадания (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 2010), 142–148.
- ^ Ричард Дормент (15 февраля 1997 г.). «Сакральное и чувственное» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 года.
Источники [ править ]
- Куган, Майкл; Бреттлер, Марк; Ньюсом, Кэрол; Перкинс, Фем (1 марта 2018 г.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1380. ИСБН 978-0-19-027605-8 .
- Линдарс, Варнава; Эдвардс, Рут; Корт, Джон М. (2000). Иоаннова литература . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-081-4 .
- Перкинс, Фем (1998). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории» . В Бартоне, Джон (ред.). Кембриджский спутник библейской интерпретации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-521-48593-7 .
- Перкинс, Фем; Куган, Майкл Д. (2010). Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1380.
- Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс. ISBN 978-1426750083 .
Внешние ссылки [ править ]
- Православная икона и синаксарь святого апостола и евангелиста Иоанна (память 8 мая)
- Иоанн Апостол в искусстве
- Джон в искусстве
- Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Православная икона и синаксарь 26 сентября.
- Работы Иоанна Апостола в Project Gutenberg
- Работы Иоанна Апостола или о нем в Интернет-архиве
- Работы Святого Иоанна или о нем в Интернет-архиве
- Иоанн Апостол
- 6 рождений нашей эры
- Христианские святые из Нового Завета
- Христианские богословы I века
- Христианские мистики I века
- Христианские богословы II века
- Христианские мистики II века
- Англиканские святые
- Ангельские провидцы
- Книга Откровения
- Похороны в Турции
- Еврейские христианские мистики
- Авторы древних писем
- Семья Иисуса
- Двенадцать апостолов
- Святые со Святой Земли
- Древние еврейские рыбаки
- Люди из Вифсаиды
- Иудейский народ
- Чудотворцы
- Колизей
- Пророки в вере друзов