Амос (пророк)
Амос | |
---|---|
Пророк | |
Рожденный | Действовать |
Умер | 745 г. до н.э. |
Почитается в | иудаизм христианство ислам |
Праздник | 15 июня (православный) |
Основные работы | Книга Амоса |
Амос ( / ˈeɪ / m ə s Двенадцати ; иврит : עָמוֹס – ʿĀmōs ) был одним из малых пророков еврейской Библии и христианского Ветхого Завета . Согласно Библии, Амос был старшим современником Осии и Исайи и действовал ок. во время правления израильских царей II Иеровоама 760–755 гг. До н.э. , и Озии из Иудейского царства , изображается выходцем из южного Иудейского царства, но проповедующим в северном Израильском царстве (Самария) . Пророк характеризуется как выступающий против растущего неравенства между богатыми и бедными, используя темы справедливости, всемогущества Бога и божественного суда. Книгу Амоса» Ему приписывают « . В последние годы ученые стали более скептически относиться к изложению в Книге Амоса биографии и биографии Амоса. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Прежде чем стать пророком , Амос был пастухом и выращивал смоковницу из Текоа. [2] Амос направил свое пророческое послание на северное царство Израиля , особенно на города Самария и Вефиль . [3] Текоа часто отождествляют с Текоа к югу от Иерусалима, но Гэри Рендсбург отмечает, что рассматриваемый Текоа находился в Галилее в Самарийском царстве. [4]
Предыдущие исповедания Амоса и его заявление «Я не пророк и не сын пророка» ( 7:14 ) указывают на то, что Амос не принадлежал к школе пророков, что, по утверждению Амоса, квалифицирует его как истинного пророка. Декларация Амоса знаменует собой поворотный момент в развитии библейских пророчеств. Не случайно Осия , Исаия , Иеремия , Иезекииль и почти все пророки, получившие значительное освещение в еврейской Библии, прежде всего рассказывают историю своего особого призвания. Все они стремятся протестовать против подозрений в том, что они являются профессиональными пророками, поскольку последние дискредитировали себя, льстив национальному тщеславию и игнорируя проступки выдающихся людей. [5]
Библия говорит о том, что его пророчества завершились около 765 г. до н.э., за два года до землетрясения , о котором говорится в Амосе 1:1 , «...за два года до землетрясения». [6] Пророк Захария, вероятно, имел в виду то же самое землетрясение несколько столетий спустя: Захария 14:5 : «И вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудеи». [6]
Иеровоам II (ок. 781–741 до н. э.), правитель Израиля/Самарии, быстро завоевал Сирию, Моав и Аммон и тем самым расширил свои владения от истоков Оронта на севере до Мертвого моря на юге. Северная империя пережила длительный период мира и безопасности, отмеченный возрождением художественного и коммерческого развития. Социальная коррупция и угнетение бедных и беспомощных были широко распространены. Другие, увлеченные свободным объединением с языческими народами, возникшим в результате завоеваний или торговых контактов, дошли до того, что слились с поклонением Господу языческим божествам. [7]
Амос — первый из пророков, записавший полученные им вести. Его всегда восхищали чистота его языка, красота дикции и поэтическое искусство. Во всех этих отношениях он является духовным прародителем Исаии. [5] Все, что мы знаем об Амосе, получено исключительно из книги, которую он написал. [8] Из-за этого трудно понять, кем на самом деле был исторический Амос.
Амос почувствовал призвание проповедовать в Вефиле, где находилось царское святилище ( 7:13 ), и объявить там о падении правящей династии и северного царства. Но главный священник Амасия доносит на него царю Иеровоаму II и советует ему покинуть царство. Нет никаких оснований сомневаться в том, что он был вынужден покинуть северное королевство и вернуться в родную страну. Не имея возможности довести свое послание до конца и дойти до ушей тех, кому оно было послано, он вместо этого написал. Если они не могли услышать его послания, они могли их прочитать, а если его современники откажутся сделать это, следующие поколения все равно смогут извлечь из них пользу. Ни один более ранний пример литературного пророка неизвестен; большинство других последовали его примеру. Невозможно доказать, что Осия знал книгу Амоса, хотя нет никаких оснований сомневаться в том, что он был знаком с трудами и опытом последнего. Несомненно, Исайя знал свою книгу, поскольку он следует ей и даже подражает ей в своих ранних речах (сравните Амос 5:21–24). , 4:6 и далее, 5:18 с Исайей 1:11–15 ; Амос 4:7 и далее с Исайей 9:7 и далее, 3:12 ). Чейн заключает, что Амос написал запись о своей пророческой деятельности в Иерусалиме после изгнания из северного царства и передал ее кругу верных последователей, проживающих там. [5]
В апокрифическом произведении « Жизнеописания пророков» что Амос был убит сыном Амасии , священником Вефиля говорится , . Далее говорится, что Амос перед смертью вернулся на свою родину и был там похоронен. [9]
Темы
[ редактировать ]Божье всемогущество и божественный суд
[ редактировать ]- Ни один современный толкователь не отрицает, что он учил, что Бог этичен в той степени, в какой на него не могут влиять церемонии как таковые. «Для Амоса... религия состоит не в ритуалах, а в праведности. ЯХВЕ , Бог справедливости, требует правильной жизни, а не жертвоприношений». [10]
- «Таким образом, Амос провозгласил этического Бога настолько ясно, что только этические отношения между людьми могли обеспечить божественное благоволение; и ничто в его словах не указывает на то, что он признавал какой-либо другой подход к Богу. Такой подход, естественно, предполагает поклонение – термин, который включает в себя весь процесс общение человека со своим Богом, даже в древнем Израиле поклонение никогда не ограничивалось жертвоприношениями и приношениями, как свидетельствуют Иаков в Вефиле, Моисей перед горящим кустом, Илия на горе Хорив, человек также всегда изобретал новые формы приближения к Богу. в соответствии с его изменившимися представлениями о Божестве». [10]
Учения
[ редактировать ]Некоторые из его основных учений:
- Молитвы и жертвы не компенсируют плохих поступков. «Практика религиозных действий не является страховкой от суда Божьего» и что «привилегия включает в себя возможность или бегство от реальности… Иммунитет не может требоваться просто из-за прошлой благосклонности Бога, независимо от поступков и степени верного служения. " [11]
- Справедливое поведение гораздо важнее ритуала ( Амос 5:21–24 ). «Церемониальное поклонение не имеет внутренней ценности... единственное подлинное служение Богу состоит в справедливости и праведности (5:24)». [12]
- Амос верил в экономическую справедливость, «убежденность Амоса в том, что экономическая справедливость необходима для сохранения нации (в то время как его оппоненты утверждали, что жертвы и приношения сохраняют ее) заставила его заключить, что Бог, желающий сохранить нацию, должен хотеть справедливости и желать оно всегда и поэтому никогда не могло желать жертв, которые способствовали несправедливости и оправдывали ее». [10]
- «Амос был бескомпромиссным монотеистом. В его сочинениях нет ни одного стиха, допускающего существование других божеств». [12]
- Отношения между народом Израиля сформулированы как моральный договор. Если народ Израиля упадет ниже моральных требований Бога, то их отношения наверняка будут разрушены.
- Зависимость от Бога является необходимым условием для реализации. Человек будет жить, если ищет Господа ( Амос 5:4 ).
Справедливость
[ редактировать ]Древние интерпретации
Древний призыв к справедливости выражен голосом Бога в учении Амоса. Бог говорит Амосу, что израильтянам предстоит столкнуться с божественным вмешательством, поскольку в Израиле свирепствует угнетение. Бог выразил это притеснение, сказав, что израильтяне практиковали религиозность без праведности. Угнетая бедных и не соблюдая справедливости, израильтяне вели себя неправедно; справедливость должна была стать основой Божьего послания в пророческих учениях Амоса. [13]
Современные интерпретации
Влияние или ссылки на учение Амоса можно найти в некоторых современных выступлениях в области политики и гражданских прав. В книге Мартина Лютера Кинга -младшего « У меня есть мечта » Кинг заявляет: «Мы не будем удовлетворены, пока справедливость не потечет, как воды, и праведность, как могучий поток», что является намеком на Амос 5:24 : «Но пусть справедливость течет, как река, праведность, как неиссякающий поток!». [14] Берни Сандерс также сослался на Амос 5:24 в своей речи во время своей президентской кампании 2016 года . [15] Его использовал в суб-твите Джеймс Коми после того, как Майкл Флинн признал себя виновным во лжи агентам ФБР во время продолжающегося скандала «Трамп-Россия» . [16]
Праздники/религиозное почитание
[ редактировать ]В Римской, Византийской и других высоких литургических церквях святые регулярно празднуются и почитаются в праздничные дни в течение календарного года. Эта практика чтит христианских мучеников в традиционный день их смерти фактами из их жизни и приписываемыми им идеями, призванными назидать верующих.
В восточно-православном литургическом календаре Амоса праздник отмечается 15 июня. [17] (для тех церквей, которые следуют традиционному юлианскому календарю , 15 июня в настоящее время приходится на 28 июня современного григорианского календаря ). Его память вместе с другими малыми пророками отмечается в календаре святых Армянской Апостольской церкви 31 июля.
По католической традиции день Амоса отмечается 31 марта. [18]
В Восточной Церкви тропарь поется Амоса:
«Память / Пророка Твоего Амоса, Господи, / Ради его умоляем Тебя, спаси души наши».
Отражая чувство безотлагательности и социальной справедливости Амоса, Кондак Амоса поется:
«Духом очистив горячее сердце твое, / славный пророк Амос, / и получив с высоты дар пророчества, / громким голосом вопиешь к народам: / Сей есть Бог наш, и нет никого, кроме Него. " [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коуи, Дж. Блейк. Оксфордский справочник малых пророков. п. 424–436. 2021. «В более поздних исследованиях можно обнаружить больший скептицизм в отношении исторических реконструкций пророческой карьеры Амоса. Надпись и повествование об Амасии все чаще рассматриваются как поздние, что вызывает вопросы об их исторической достоверности (Coggins 2000, 72, 142–143; Eideval 2017, 3–7). Отчеты о видении также могут относиться к более поздним этапам разработки книги (Becker 2001; Eideval 2017: 191–193). Сомнения в существовании единой монархии при царе Давиде подрывают аргументы в пользу того, что Амос выступал за воссоединение царства Давида (Davies2009, 60; Radine2010, 4). Эти вопросы отражают более широкие научные тенденции, согласно которым пророческие книги все чаще рассматриваются как произведения элитных писцов. Даже если они отражают историческую пророческую деятельность, нельзя некритически отождествлять пророка с автором. На самом деле, возможно, не было «пишущих пророков», и в этом случае Амос теряет один источник своего традиционного престижа как первого представителя этой группы. Ситуация еще больше усложняется тем, что портрет таких пророков, как Амос, как возвещателей суда, резко контрастирует с сохранившимися записями о пророческой деятельности других древних ближневосточных культур, в которых пророки последовательно поддерживают государство (Kratz 2003)».
- ^ Куган, Майкл. Краткое введение в Ветхий Завет . п. 257. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2009.
- ^ Дирман, Дж. Эндрю. Амос. Харпер Коллинз Изучение Библии . Под редакцией Микса, Уэйна А. Сан-Франциско: HarperCollins, 2006.
- ^ Рендсбург (6 апреля 2021 г.). «Израильский иврит в Книге Амоса». В Хорнколе, Аарон Д .; Хан, Джеффри (ред.). Новые перспективы библейского и раввинистического иврита . Открытое книжное издательство. ISBN 978-1-80064-164-8 .
Во втором лексическом исследовании Розенбаум (1990, 35–37) продемонстрировал, что глагол br-ḥ всегда относится к бегству из своей страны в чужую страну.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с « Амос », Еврейская энциклопедия . 1906.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Библия, стандартная английская версия .
- ^ Жиго, Фрэнсис. «Амос». Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 11 февраля 2014 г.
- ^ Мэйс, Джеймс Лютер (1969). Коллекция библиотеки Ветхого Завета . Филадельфия, Пенсильвания: Вестминстер Пресс. стр. 1–7.
- ^ Андерсон, Фрэнсис И. и Дэвид Ноэль Фридман, Амос, The Anchor Yale Bible, vol. 24A, Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008. с. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уотерман, Лерой (сентябрь 1945 г.). «Этическая ясность пророков». Журнал библейской литературы . 64 (3). Общество библейской литературы: 297–307. дои : 10.2307/3262384 . JSTOR 3262384 .
- ^ Эскобар, Дэвид (сентябрь 2011 г.). «Амос и постмодерн: современный критический и рефлексивный взгляд на взаимозависимость этики и духовности в латино-латиноамериканской реальности». Журнал деловой этики . 103 (1): 59–72. дои : 10.1007/s10551-011-0841-x . JSTOR 41476011 . S2CID 142874167 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гастингс, Джеймс (1908). Словарь Библии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- ^ Эскобар, Доносо С. (1995). «Социальная справедливость в Книге Амоса». Обзор и эксперт . 92 (2): 169–174. дои : 10.1177/003463739509200204 . S2CID 147391159 .
- ^ Рау, Энди (28 августа 2011 г.). «Библейские ссылки в речи Мартина Лютера Кинга-младшего «У меня есть мечта»» . Блог о библейском отдыхе .
- ^ Тейлор, Флоренс. «Как Берни Сандерс использовал Библию, чтобы попытаться привлечь на свою сторону студентов-евангелистов» . christianitytoday.com .
- ^ «Джеймс Коми бросает тень на Библию после призыва Флинна: пусть «правосудие покатится, как воды» » . США СЕГОДНЯ . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Пророк Амос» . Православная Церковь в Америке . Православная Церковь в Америке . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «Св. Амос, профета» .
- ^ «Пророк Амос – Тропарь и Кондак» . Православная Церковь в Америке . Православная Церковь в Америке . Проверено 4 декабря 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). « Амос » . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Бернхард В. и Фостер Р. МакКерли Пророки восьмого века: Амос, Осия, Исайя, Михей Випф и Сток: 2003. ISBN 1-59244-354-0
- Андерсон, Фрэнсис И. и Дэвид Ноэль Фридман, Амос , The Anchor Yale Bible, vol. 24А; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008. ISBN 978-0-300-14070-5
- Розенбаум, Стэнли Нед Амос из Израиля: новая интерпретация, Грузия: издательство Mercer University Press: 1990. ISBN 0-86554-355-0
- Что касается праздника марзеах :
- Маклафлин, Джон Л. (2001). Марзеах в пророческой литературе: ссылки и аллюзии в свете внебиблейских свидетельств . Брилл . ISBN 9004120068 . LCCN 2001025261 . OCLC 497549822 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Пророк Амос – Православная икона и синаксарий
- Гипертекстовый библейский комментарий: Амос. Архивировано 21 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- СМИ, связанные с Амосом (библейским персонажем) на Викискладе?