Элиша
Элиша Пророк | |
---|---|
Рожденный | в. 910 г. до н. э. |
Умер | в. 800 г. до н.э. |
Елисей ( / ə ˈ l aɪ ʃ ə / ; [1] Иврит : אֱלִישָׁע , современный : «Элиша» , тиверийский : «Элиша » , «Мой Бог — спасение» или «Бог — мое спасение»; Койне по-гречески : Ἐλισ[σ]αῖος Elis[s]aîos или Ἐλισαιέ Elisaié ; Латинское : Елисей ) был, согласно еврейской Библии , еврейским пророком и чудотворцем . Его имя обычно транслитерируется на английский язык как Элиша через иврит , Елисей через греческий и латынь , или Аляса через арабский язык , и Элиаса или Элиеса через турецкий язык . Также упоминается в Новом Завете [2] и Коран , [ 6:86 ] [ 38:48 ] Елисея почитают как пророка в иудаизме , христианстве и исламе , и в писаниях веры Бахаи он упоминается по имени. [3]
Прежде чем поселиться в Самарии , Елисей некоторое время провел на горе Кармил . [4] Он служил с 892 по 832 год до нашей эры советником третьего - царей восьмого Иудеи , занимая должность «пророка в Израиле». Его называют патриотом из-за его помощи солдатам и королям. [5]
В библейском повествовании он — ученик и протеже Илии , а после того, как Илия был унесен в вихре , Елисей получил двойную порцию своей власти и был принят вождём сыновей пророков. Затем Елисей совершил вдвое больше чудес, чем Илия.
Ученые придерживаются разных мнений относительно исторической подоплеки, состава и социального контекста повествований о Елисее. [6] Эти истории дают уникальное представление о народной религии Королевства Израильского . [7]
Библейские истории
[ редактировать ]История Елисея рассказана в еврейской Библии / Ветхом Завете в 3 Царств 19 и 2 Царств 2–2 Царств 9 , заканчиваясь в 2 Царств 13 . Он снова упоминается в Новом Завете в Луки 4 ( Лк. 4:27 ). [8]
Помазание
[ редактировать ]История Елисея описана в Книге Царств (Второй свиток, главы 2–14). [ сомнительно – обсудить ] в еврейской Библии (часть Невиим ). Согласно этой истории, он был пророком и чудотворцем Израильского царства, действовавшим во времена правления Иорама , Ииуя , Иоахаза и Иоаса (Иоаса). [5] Елисей был сыном Шафата , богатого землевладельца Авел-Мехолы ; он стал помощником и учеником Илии. [9]
Его имя впервые встречается в 19-й главе «Книги Царств» в повелении, данном Илии, помазать его своим преемником. Узнав в пещере на горе Хорив , что Елисей, сын Сафата, избран Яхве своим преемником на пророческом служении, Илия отправился на его поиски. По пути от горы Хорив в Дамаск Илия нашел Елисея пашущим на двенадцати парах волов. [10] Илия подошел к нему, накинул свою мантию на плечи Елисея, наделив его пророческим служением. [9] Елисей медлил лишь на время, достаточное для того, чтобы убить пару волов, мясо которых он сварил дровами своего плуга. Разделив эту прощальную трапезу со своим отцом, матерью и друзьями, новоизбранный пророк «пошёл за Илией и служил ему». [11] Елисей стал близким помощником Илии до тех пор, пока Илия не вошел на небеса живым , хотя никаких подробностей о Елисее в те годы не приводится.
Илия попал в вихрь
[ редактировать ]Елисей сопровождал Илию в Иерихон , где, согласно 4 Царств 2:3–9 , «сыны пророков» говорят Елисею, что Господь « сегодня отнимет господина твоего от головы твоей».
История ухода Илии и унаследования его сил Елисеем рассказана во 4 Царств 6–15 . Илия и Елисей пошли к реке Иордан . Илия скатывает свою мантию и ударяет по воде, воды которой разделились так, что обе могли пройти по суше. Елисей просит «наследовать двойную часть» духа Илии. Внезапно появилась огненная колесница и огненные кони, и Илия был поднят вихрем. Когда Илия был поднят, его милоть упала на землю, и Елисей поднял ее. Это второй раз, когда Елисей соприкасается с мантией своего учителя, которая как культовое облачение ассоциируется с пророческой мощью и властью. [12]
Некоторые ученые считают это показателем обычаев наследования собственности того времени, когда старший сын получал вдвое больше наследства отца, чем каждый из младших сыновей. В этой интерпретации Елисей просит, чтобы его считали «законным наследником» и преемником Илии. [13] Критики этой точки зрения отмечают, что Елисей уже был назначен преемником Илии ранее в повествовании и что Елисей описывается как совершивший вдвое больше чудес, чем Илия. В этой интерпретации «двойная доля» — это не просто намек на первенство в преемственности, но вместо этого это просьба о большей пророческой силе, даже чем у Илии. [14]
Чудеса
[ редактировать ]Благодаря мантии, упавшей с Илии, Елисей чудесным образом пересек Иордан и вернулся в Иерихон, где заслужил благодарность народа, очистив нездоровую воду их источника и сделав ее пригодной для питья. [15]
Когда армии Иуды , Израиля и Эдома , объединившиеся тогда против Меши , моавитянского царя, страдали от засухи в Идумейской пустыне, Елисей согласился вмешаться. Его двойное предсказание относительно облегчения засухи и победы над моавитянами исполнилось на следующее утро. [9]
Когда группа мальчиков (или юношей) [а] из Вефиля насмехались над пророком за его лысину, Елисей проклял их именем Яхве , а две медведицы вышли из леса и растерзали сорок два мальчика. [4]
Чтобы помочь вдове пророка, которой надоел суровый кредитор, Елисей увеличил немного масла, чтобы она могла не только выплатить свой долг, но и обеспечить нужды своей семьи. [16] Еврейская традиция идентифицирует мужа вдовы как Авдию , слугу царя Ахава , который спрятал 100 пророков Яхве в двух пещерах. [17]
Согласно 3 Царств 17 , Илия воскресил финикийского мальчика в городе Сарепта . Во второй Книге Царств Елисей добился для богатой женщины из Сунема рождения сына . Когда через несколько лет ребенок умер, Елисей успешно реанимировал его . [18]
Чтобы накормить сыновей пророков, страдающих от голода, Елисей превратил похлебку из ядовитых тыкв в полезную пищу. [15] Он накормил сто человек двадцатью хлебами молодого ячменя , оставив немного остатков, [19] в истории, которую можно сравнить с чудесами Иисуса в Новом Завете . [20]
Елисей исцелил сирийского военачальника Неемана от проказы , но наказал своего слугу Гиезия , который взял деньги у Неемана. [18] Нееман, поначалу сопротивлявшийся, повиновался Елисею и семь раз омылся в реке Иордан . Обнаружив, что его плоть «восстановилась, как плоть маленького ребенка», генерал был настолько впечатлен этим свидетельством Божьей силы и бескорыстием своего пророка, что выразил свое глубокое убеждение в том, что «нет другого Бога во всем мире». земле, но только в Израиле». [21] Елисей позволил Нееману продолжать службу сирийскому царю и поэтому присутствовать при поклонении Риммону в сирийском храме. Согласно Евангелию от Луки , Иисус имел в виду исцеление Неемана, когда сказал: «И было много прокаженных в Израиле во времена пророка Елисея, и никто из них не очистился, кроме Неемана Сириянина». [22]
Действия Елисея включали неоднократное спасение израильского царя Иорама от засады, запланированной Венададом , [4] приказав старейшинам закрыть дверь перед посланником неблагодарного царя Израиля, [23] странной слепотой сбивая с толку воинов сирийского царя, [24] заставить железо плавать, чтобы избавить от смущения сына пророка, [15] и уверенно предсказывая внезапное бегство врага при осаде Самарии и последующее прекращение голода в городе, [25]
Затем Елисей отправился в Дамаск и предсказал, что Азаил будет царем Сирии. [10] Елисей приказывает одному из сыновей пророков помазать Ииуя, сына Иосафата , на царство Израиля, и поручает ему истребить дом Ахава. [12] Смерть Иорама, пронзенного стрелой из лука Ииуя, конец Иезавели , [26] и убийство семидесяти сыновей Ахава доказало, как он выполнил это требование. [27]
Последние дни Елисея
[ редактировать ]Пока Елисей лежал на смертном одре в своем собственном доме, Иоас Израильтянин , внук Ииуя, пришел оплакивать его приближающийся уход и произнес те же слова, что и Елисей, когда Илия был уведен, показывая свою ценность для него. : «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и всадники его». [28] Иоас помогает Елисею пустить стрелу на восток из окна его комнаты, предсказывая, когда она приземляется:
Стрела избавления Господня и стрела избавления из Сирии; ибо вы должны поражать сирийцев в Афеке , пока не уничтожите их. [29]
Елисей предсказал три успешных сражения с арамейцами, но не абсолютную победу. [10] Во 2 Царств 13:25 записаны три победы Иоаса, в результате которых были возвращены города, потерянные арамейцами, вероятно, на западном берегу Иордана. [30]
Согласно «Книгам Царств», через год после смерти и погребения Елисея (или следующей весной) тело было помещено в его могилу. Как только тело коснулось останков Елисея, человек «ожил и встал на ноги». [31]
Почитание
[ редактировать ]Елисей почитается как святой во многих христианских церквях. Его праздник приходится на 14 июня по восточно-православному и восточно-католическому литургическому календарям (для тех церквей, которые используют традиционный юлианский календарь , 14 июня приходится на 27 июня по современному григорианскому календарю ). Армянская Апостольская Церковь отмечает его праздник в четверг, следующий за пятым воскресеньем после Пятидесятницы (1 июля 2021 года). [32] Иоанн Дамаскин составил канон была построена церковь в честь Елисея, и в его честь в Константинополе .
В западном христианстве Елисей поминается в календаре святых кармелитов , католического религиозного ордена . [33] которые заявляют о своем духовном происхождении от него, согласно указу Генерального капитула кармелитов 1399 года. [15] Он также отмечен как пророк в Календаре святых Лютеранской церкви Синода Миссури . Оба календаря также отмечают его 14 июня. И православные, и католики считают, что он не был женат и хранил целомудрие. [34]
Юлиан Отступник (361–363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Крестителя , похороненных рядом друг с другом в Себастии , [35] но они были спасены христианами, и часть их была перенесена в Александрию . [18] Сегодня мощи Елисея предположительно находятся среди владений Коптского православного монастыря Святого Макария Великого в Скетах , Египет . [36]
День памяти Елисея отмечается 20 июня – перенесение мощей и одежд апостолов Луки , Андрея и Фомы , пророка Елисея и мученика Лазаря Персидского, найденного ок. 960 , во времена императора Романа Лакапина (919–944) в монастыре святой Августы в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ( ок. 956–970 ) святым Патриархом Константинопольским Полиевктом (956–970 ). 970). [37]
Память Елисея также совершается 20 июля вместе с Аароном , Илией и Моисеем. [38]
В исламе
[ редактировать ]Елисей ( араб . اليسع , латинизированный : аль-яса ) почитается как пророк во всем исламе и является пророческим преемником Илии (араб. Ильяс ). Елисей дважды упоминается в Коране как пророк: [39] наряду с другими пророками. [40] Согласно Корану, Елисей превознесен «над » мирами или над народом ) ( своим [41] и находится «в числе превосходных» ( араб . «Среди хороших» , латинизировано : мина л-акхьяр (и) ). [42] Исламские источники, отождествляющие Элишу с Хидром, ссылаются на прочные отношения между аль-Хидром и Илией в исламской традиции. [43]
Некоторые мусульмане полагают, что могила Елисея находится в Аль-Авджаме в восточном регионе Саудовской Аравии . Святыня была удалена правительством Саудовской Аравии , поскольку такое почитание не соответствует реформаторскому движению ваххабитов или салафитов, доминирующему в Саудовской Аравии. [44] [45] Он был важной достопримечательностью на протяжении многих веков во времена Османской Аравии и был очень популярным местом паломничества мусульман всех сект на протяжении всего досовременного периода. [46]
См. также
[ редактировать ]- Библейские повествования и Коран
- Елисей, покровитель архива
- Легенды и Коран
- Пророки и посланники в Исламе
- Тель Рехов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит наар , в Новой международной версии переведено как «молодёжь» . В статье Еврейской энциклопедии об Елисее говорится: «Преступники не были детьми, но назывались так ( «неарим» ), потому что у них не было ( «меноарим» ) никакой религии ( Сота 46б)». [9] Хотя в «Официальной версии короля Иакова» использовались слова «маленькие дети», теолог Джон Гилл заявил в своем «Изложении Библии» , что это слово «использовалось в отношении людей тридцати или сорока лет».
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Элисей ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Уэллс, Джон К. (1990). «Элиша». Словарь произношения Лонгмана . Харлоу, Англия: Лонгман. п. 239. ИСБН 0-582-05383-8 .
- ^ Луки 4:27 «И было много прокаженных в Израиле во времена пророка Елисея. Но ни один из них не очистился, а только Нееман Сиринин».
- ^ Пересмотр священного: новые взгляды на теологию бахаи , том 8. с. 32. Джек Маклин. 1997.
- ^ Jump up to: а б с Даффи, Д. (1909). «Элисей» . Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Ахтемейер, редактор Пола Л., и Деннис Р. Братчер, доктор философии. «Элиша». Библейский словарь ХарперКоллинза. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство HarperCollins, 1996.
- ^ Дж. К. Мид, «Елисей» в книге Билла Т. Арнольда и Х. Г. Уильямсона (ред.), Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (InterVarsity Press, 2005), стр. 254–258.
- ^ Коллинз, Джон Дж. Введение в еврейскую Библию . Миннеаполис: Крепость, 2004. стр. 268–269.
- ^ 103 библейских результата по слову «Елисей» из New International Version , Bible Gateway. По состоянию на 21 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Элиша». Еврейская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б с «Библейские персонажи: Елисей, Чудотворец», Базилика Национального храма Непорочного Зачатия, 1 февраля 2021 г.
- ^ Доти, Уильям Пласкетт (1872). Доти, Уильям Пласкетт. История пророка Елисея .
- ^ Jump up to: а б Британика, Редакторы энциклопедии. «Элиша». Британская энциклопедия , 7 февраля 2024 г.
- ^ «Вальд, Джек, «Просьба о двойной доле», Международная церковь Рабата, 2 ноября 2003 г.» .
- ^ Фрэнсис, RW. «Пророческое двойное помазание» . Вестник евангельской веры . gospel.org.nz.
- ^ Jump up to: а б с д «Элисей» . Орден Кармелитов. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ↑ Цукер, Дэвид Дж., «Илия и Елисей», Часть II, Jewish Bible Quarterly , том 41, № 1, 2013 г.
- ^ 3 Царств 18:3–16 ; ср. Комментарий кафедры к 2 Царств 4 , по состоянию на 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Элиша» . Православная Церковь в Америке.
- ^ 2 Царств 4: 42–44.
- ^ Матфея 14:15–21 , Матфея 15:32–38 , Иоанна 6:5–14.
- ^ 2 Царств 5:15
- ^ Луки 4:27
- ^ 2 Царств 6: 25–32.
- ^ 2 Царств 6: 13–23.
- ^ 2 Царств 7: 1–20.
- ^ 2 Царств 9:30–34.
- ^ 2 Царств 9:11–10:30
- ^ 2 Царств 2:12 , 2 Царств 13:14.
- ^ 2 Царств 13:17
- ^ Комментарий кафедры к 2 Царств 13 , по состоянию на 9 января 2018 г.
- ^ 2 Царств 13: 20–21.
- ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви , Армянский православный теологический научно-исследовательский институт, 2003, с. 446.
- ^ Кармелитский календарь. Архивировано 13 июля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Пол Л. Ротермель (19 августа 2010 г.). «Иисус никогда не был женат» . Подробные ответы на вопросы о христианстве . Святитель Игнатий читает. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г.
- ^ Денис Прингл, Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Корпус. Том. 2: LZ (исключая Тир) , с. 283.
- ^ «Монастырь Святого Макария Великого» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 г. Проверено 22 декабря 2006 г.
- ^ "ЕЛИСЕЙ, ПРОРОК - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2022-07-16 .
- ^ «Моисей» . DEON.pl (на польском языке) . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Тоттоли, Роберто, «Элиша», в: Энциклопедия Корана , главный редактор: Джейн Даммен Маколифф, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия. Брилл Онлайн.
- ^ Тоттоли, Роберто, «Элиша», в: Энциклопедия ислама , ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон. Брилл Онлайн.
- ^ Коран 6:86.
- ^ Коран 38:48.
- ^ аль-Рабгузи, Истории пророков , изд. Хендрик Э. Боешотен, М. Вандам и Семих Тезкан [Лейден 1995], 2:460
- ^ «Религиозные ограничения в Саудовской Аравии – репортаж: Jafariya News, новости от 12 декабря» . Архивировано из оригинала 6 мая 2012 г. Проверено 31 января 2013 г. Опубликовано на shiachat.com, цитата: «Правительство разрушило храм Пророка Елисея в Аль-Авджаме к западу от Катифа несколько десятилетий назад». По состоянию на 21 апреля 2024 г.
- ^ «Салафитский бидат в уважении знамений Аллаха» . Проверено 21 апреля 2024 г.
Они разрушили много чего, например... могилу Пророка Елисея в Аль-Авджаме.
- ^ ( Аль-Яса на арабском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Исламский взгляд
[ редактировать ]- Амина Адиль, Дары Света. Чудесные истории посланников Бога (Кандерн в Шварцвальде, 1999), 563–73.
- аль-Фаррах, Маани аль-Коран , изд. Ахмад Юсуф Наджати и Мухаммад Али ан-Наджар (Каир, 1955–71), 2: 407–8
- Йозеф Горовиц, Исследования Корана (Берлин и Лейпциг, 1926), 99, 101.
- аль-Хушаби, Араис аль-Коран ва-нафаис аль-фуркан ва-фарадис аль-джинан , изд. Саид Абд аль-Фаттах (Бейрут, 2007 г.), 167–9.
- аль-Кисаи, Кишаш аль-анбия , изд. Исаак Айзенберг (Лейден 1922–3), 199–205, пер. Уилер М. Такстон-младший, Рассказы о пророках аль-Кисаи (Бостон, 1978), 269.
- аль-Маджлиси, Бихар аль-анвар (Бейрут, 1983), 13: 396–403.
- аль-Макдиси, аль-Мутаххар б. Тахир, аль-Бадъ ва-л-тарих , изд. Клеман Юарт (Париж, 1903), 3:100
- ар-Рабгузи, Истории пророков , изд. Хендрик Э. Боешотен, М. Вандам и Семих Тезкан (Лейден, 1995), 2:460
- Сибт б. аль-Джаузи, Мират аз-заман фи тарих аль-айян , изд. Ихсан Аббас (Бейрут, 1985), 1: 460, 466
- ат-Табари, Тахрих ар-русул ва-ль-мулук , изд. MJ de Goeje et al. (Лейден 1879–1901), 1:542–4, пер. Уильям М. Бриннер, История ат-Табари, том. 4, Дети Израиля (Олбани, 1991), 124–5.
- аль-Тхалаби, Кишаш аль-анбия (Каир, 1954), 259–61, пер. Уильям М. Бриннер, «Арахис аль-Маджалис фи Кишаш аль-Анбия, или Жизнеописания пророков, изложенные Абу Исхаком Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Ибрахимом аль-Салаби» (Лейден, 2003–5.432).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пророк Елисей в кармелитской традиции. Архивировано 15 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- Пророка Елисея Православная икона и синаксарий