Даниил (библейский персонаж)
Дэниел | |
---|---|
![]() | |
Пророк | |
Почитается в | |
Главный храм | Могила Даниила , Сузы , Иран. |
Праздник | 21 июля: католицизм. 17 декабря: Греческое православие. Вторник после четвертой недели Пятидесятницы: Армянская Апостольская Церковь |
Атрибуты | Часто изображается в логове львов. |
Традиция или жанр | VI век до нашей эры |
Даниил ( арамейский и иврит : דָּנִיֵּאל , латинизированный : Dānīyyēʾl , букв. «Бог — мой судья»; [а] Греческий : Δανιήλ , латинизированный : Даниэль ; арабский : دانيال , латинизированный : Dāniyāl ) — главный герой Книги Даниила . Согласно еврейской Библии , Даниил был знатным еврейским юношей из Иерусалима взятым в плен Навуходоносором II Вавилонским , , преданно и умело служившим царю и его преемникам до времен персидского завоевателя Кира , оставаясь при этом верным Богу. Израиля. [1] Хотя некоторые консервативные ученые считают, что Даниил существовал и его книга была написана в VI веке до нашей эры. [2] [3] большинство ученых согласны с тем, что Даниил не является исторической фигурой и что большая часть книги представляет собой загадочный намек на правление эллинистического царя II века до нашей эры Антиоха IV Эпифана . [4] [5]
Шесть городов претендуют на могилу Даниила , самая известная из которых находится в Сузах , на юге Ирана , в месте, известном как Шуш-э Даниял . [6] Он не пророк в иудаизме, [7] но раввины считали его самым выдающимся членом вавилонской диаспоры, непревзойденным в благочестии и добрых делах, твердым в своей приверженности Закону, несмотря на то, что он был окружен врагами, стремившимися его уничтожить, и в первые несколько столетий нашей эры они записали множество легенд, сложившихся вокруг его имени. [8] В христианстве он считается пророком, и хотя в Коране он не упоминается, мусульманские источники описывают его как пророка.
Фон

Имя Даниила означает «Бог (Эл) – мой судья». [9] Хотя самым известным Даниилом является герой Книги Даниила, который толкует сны и получает апокалиптические видения, Библия также кратко упоминает трех других людей с этим именем:
- Книга Иезекииля (14:14, 14:20 и 28:3) относится к легендарному Даниилу, прославившемуся мудростью и праведностью. В стихе 14:14 Иезекииль говорит о грешной земле Израиля, что «даже если бы эти трое, Ной , Даниил и Иов , были в ней, они спасли бы только свою жизнь своей праведностью». В главе 28 Иезекииль насмехается над царем Тира, риторически спрашивая: «Ты мудрее Даниила?» [4] Автор Книги Даниила, по-видимому, взял эту легендарную личность, прославившуюся своей мудростью, в качестве своего центрального человеческого персонажа. [10]
- В Книге Ездры (8:2) упоминается священник по имени Даниил, который пошел из Вавилона в Иерусалим вместе с Ездрой. [4]
- В Первой книге Паралипоменон (3:1) упоминается сын Давида по имени Даниил .
Даниэль (Днил, или Данел ) — также имя персонажа ахатской легенды из Угарита . [4] (Угарит был ханаанским городом, разрушенным около 1200 г. до н.э. – табличка, содержащая эту историю, датирована примерно 1360 г. до н.э.). [11] Этот легендарный Даниил известен своей праведностью и мудростью и является последователем бога Эла (отсюда и его имя), который сделал волю бога известной через сны и видения. [12] Маловероятно, что Иезекииль знал гораздо более древнюю ханаанскую легенду, но кажется разумным предположить, что между ними существует некоторая связь. [13] Авторы рассказов первой половины Книги Даниила, вероятно, также не знали об угаритском Данииле и, вероятно, взяли имя своего героя от Иезекииля; автор видений во второй половине, в свою очередь, взял из сказки имя своего героя. [13] Некоторые ученые предложили отождествить персонажа Даниила в Иезекииля 28 с сыном царя Давида Даниилом. [14]
Сказки о Данииле

Книга Даниила начинается со вступления, рассказывающего о том, как Даниил и его товарищи оказались в Вавилоне, за которым следует набор рассказов, действие которых происходит при вавилонских и персидских дворах в конце VII и начале VI веков до н.э., за которым, в свою очередь, следует набор рассказов. видения, в которых Даниил видит отдаленное будущее мира и Израиля. [15] [16] Сказки в главах 1–6 можно датировать III или началом II веков до нашей эры; [17] общепринято, что они были расширены за счет добавления видений в главах 8–12 между 167 и 164 годами до нашей эры. [18]
На третьем году правления Иоакима Даниил и его друзья Ханания, Мисаил и Азария взяты в Вавилон Навуходоносором , царем Вавилона . [10] Все четверо выбраны за свой интеллект и красоту для обучения при вавилонском дворе и получили новые имена. дано вавилонское имя Белтешацар ( аккадский : 𒊩𒆪𒈗𒋀 , латинизированное: Белту-шар-усур , пишется как НИН 9.ЛУГАЛ.ШЕШ Даниилу ), а его спутникам даны вавилонские имена Шадрах, Мешах и Авденаго . Даниил и его друзья отказываются от еды и вина, предоставленных царем Вавилона, чтобы не оскверниться. Они получают мудрость от Бога и превосходят «всех волхвов и чародеев царства». Навуходоносору снится гигантская статуя, сделанная из четырех металлов, с ногами из смеси железа и глины, разбитая камнем с неба. Только Даниил может истолковать его: сон означает четыре царства, из которых первым является Вавилон, но Бог уничтожит их и заменит Своим царством.
Навуходоносору снится огромное дерево, которое укрывает весь мир, и небесный персонаж, который постановляет, что дерево будет уничтожено; опять же, только Даниил может истолковать сон, касающийся владычества Бога над царями земными. Когда сын Навуходоносора Валтасар использует освященные сосуды из иудейского храма в качестве сервировочных сосудов для своего экстравагантного пира , появляется рука и пишет на стене таинственное послание, которое может истолковать только Даниил; оно сообщает царю, что его царство будет отдано Мидянам и Персам, потому что Валтасар, в отличие от Навуходоносора, не признал владычество Бога Даниила. Мидяне и персы свергают Навуходоносора, и новый царь Дарий Мидянин назначает Даниила высокой властью. Ревнивые соперники пытаются уничтожить Даниила, обвиняя его в том, что он поклоняется Богу, а не царю, и Даниил брошен в ров со львами , но его спасает ангел, его обвинители уничтожены, а Даниил восстановлен в своем положении.
На третьем году правления Дария Даниил имеет ряд видений. В первом из моря выходят четыре зверя, последний с десятью рогами, а одиннадцатый рог вырастает и достигает власти над Землей, и «Ветхий днями» (Бог) дает власть «подобному сыну человеческому». . Ангел истолковывает видение. Во втором на барана с двумя рогами нападает козел с одним рогом; один рог ломается и заменяется четырьмя. Поднимается небольшой рог и нападает на народ Божий и храм, и Даниилу сообщают, как долго продлится владычество маленького рога. В третьем Даниил с тревогой читает в Священном Писании (книга не названа, но, похоже, это Иеремия ), что Иерусалим будет пуст на 70 лет. Даниил раскаивается от имени евреев и просит восстановить Иерусалим и его народ. Ангел относится к периоду в 70 семерок (или недель) лет. В последнем видении Даниил видит период истории, кульминацией которого является борьба между «царем северным» и «царем южным», в которой народ Божий ужасно страдает; ангел объясняет, что в конце концов праведники будут оправданы и на Земле будет установлено Царство Божие.
Дополнительные сказки (греческий текст)

Греческий текст Даниила содержит три дополнительных рассказа, два из которых посвящены Даниилу (третий представляет собой расширение рассказа о печи огненной).
- В рассказе о Сусанне рассказывается, как Даниил спасает репутацию молодой замужней еврейской женщины, когда два развратных еврейских старейшины приговаривают ее к смерти якобы за распутство, но на самом деле потому, что она сопротивлялась их заигрываниям. Умный перекрестный допрос Дэниела разоблачает их зло и приводит к их смерти. История уникальна тем, что злодеями являются евреи, а не язычники; возможно, оно было написано фарисеями как полемика против садукеев , которые, по мнению их оппонентов, злоупотребляли своим контролем над судами. [19]
- «Бел и дракон» состоит из двух серий. В первой книге Даниил разоблачает обман языческих жрецов, которые притворялись, что их идолы едят и пьют (на самом деле именно священники потребляли пищу, предназначенную для ложных богов). Во втором Даниил уничтожает гигантского змея, которого Кир считает богом; вавилоняне восстают, Кир заключает Даниила без еды, пророк Аввакум чудесным образом кормит его, и Кир раскаивается. [19]
Смерть и могила Даниила

Последнее упоминание о Данииле в Книге Даниила относится к третьему году правления Кира ( Даниил 10:1 ). Раввинские источники предполагают, что он был еще жив во время правления персидского царя Артаксеркса (более известного как Артаксеркс – Вавилонский Талмуд, Мегила 15а, основанный на книге Эстер 4, 5), но был убит Аманом , злым премьер-министром. Артаксеркса (Таргум Шейни на Есфирь, 4, 11).
Еврейский писатель I века Иосиф Флавий сообщил, что тело Даниила лежало в башне в Экбатане в Парфии , рядом с телами царей мидийских и персидских; позже еврейские власти заявили, что он был похоронен в Сузах и что возле его дома были спрятаны сосуды из храма Соломона . Мусульманские источники сообщили, что мусульмане обнаружили его тело или, возможно, только коробку с его нервами и венами, а также книгу, банку с жиром и перстень с печаткой, на котором выгравировано изображение человека, которого облизывают два льва. Труп перезахоронили, а тем, кто его хоронил, обезглавили, чтобы не раскрыть место. [20]
претендуют шесть городов Сегодня на могилу Даниила : Вавилон , Киркук и Мукдадия в Ираке , Сузы и Маламир в Иране и Самарканд в Узбекистане . [6] Самый известный из них находится в Сузах (Шуш, на юге Ирана ), в месте, известном как Шуш-э Даниял. Согласно еврейской традиции, богатые и бедные города поссорились из-за владения телом, поэтому носилки были подвешены на цепи над центром реки. Рядом был построен молитвенный дом, открытый для всех, кто верил в Бога, а на известном расстоянии вверх и вниз по реке запрещалась рыбная ловля; рыбы, плававшие на этом участке реки, имели головы, блестевшие, как золото, и нечестивцы, входившие в священное место, чудесным образом тонули в реке. [21] По сей день гробница является популярным местом паломничества.
Даниил в более поздней традиции
иудаизм

Даниил не является пророком в иудаизме: считается, что пророчество закончилось с Аггеем , Захарией и Малахией . [7] В еврейской Библии его книга не включена в раздел «Пророки» (еврейская Библия состоит из трех разделов: Тора, Пророки и Писания), но, тем не менее, восемь экземпляров, найденных среди свитков Мертвого моря , и дополнительные рассказы греческого текста являются свидетельством Популярность Даниила в древности. [22]
Еврейские раввины первого тысячелетия нашей эры считали Даниила самым выдающимся членом вавилонской диаспоры, непревзойденным в благочестии и добрых делах, твердым в своей приверженности Закону, несмотря на то, что он был окружен врагами, стремившимися его погубить, и в первые несколько века нашей эры они записали легенды, выросшие вокруг его имени. Его пленение было предсказано пророком Исайей царю Езекии в таких словах: «они (потомки Езекии) будут евнухами во дворце царя Вавилонского». Это несчастье превратилось в благословение, когда Даниил и трое его спутников смогли показать Навуходоносору свои изуродованные тела и таким образом доказать свою невиновность в обвинениях в ведении распутной жизни. [8]
Даниил постоянно помнил о благополучии Навуходоносора, и когда царь был приговорен Богом жить как зверь в течение определенного периода, Даниил молился о сокращении периода наказания, и его молитва была услышана. [23] Когда Навуходоносор умирал, он хотел включить Даниила в число своих наследников, но Даниил отказался от этой чести, заявив, что он не может оставить наследство своих предков ради необрезанных. [24] Даниил также вернул зрение царю Дарию, который по ложному обвинению ошибочно бросил благочестивого Даниила в тюрьму, из-за чего многие обратились в иудаизм. [25]
христианство

Новый Завет ссылается на Даниила в Евангелии от Матфея 24:15, говоря о мерзости запустения . Его память поминается в Коптской церкви в 23-й день коптского месяца Барамхат . [26] По восточно-православному литургическому календарю праздники, посвященные святому пророку Даниилу вместе с тремя юношами , приходятся на 17 декабря (во время Рождественского поста ), в Неделю святых праотцев. [27] (воскресенье, которое приходится на период с 11 по 17 декабря), а также в воскресенье перед Рождеством. [28] Пророчество Даниила о камне, разбившим идола ( Даниил 2:34–35 ), часто используется в православных гимнах как метафора Воплощения : «отсеченный камень» символизирует Логос ( Христа) и тот факт, что он был разрезан «без рук», что символизировало непорочное зачатие . Таким образом, в гимнах Богородица (Дева Мария) будет называться «неразрезанной горой».
Римско -католическая церковь чтит память святителя Даниила в римском мартирологе 21 июля. [29] В некоторых местных богослужебных календарях епархий также указан его праздник, иногда 21 июля, а иногда и в другой день. Например, архиепархия Гориции празднует праздник святого Даниила, пророка и исповедника, 11 сентября. Чтение Мессы взято из Книги Даниила, глава 14; Постепенный из Псалма 91; стих «Аллилуия» из Послания Иакова 1; и Евангелие от Матфея 24. [6] Календарь святых Синода Лютеранской церкви и Миссури поминает Даниила вместе с тремя юношами ( Седрахом, Мешахом и Авденаго ) 17 декабря. [30]
ислам
Даниил ( араб . دانيال, Dānyāl ) не упоминается по имени в Коране , но в более поздней мусульманской литературе имеются сведения о его пророчестве, в которых рассказывается, как он был спасен от львов с помощью пророка Иеремии (в Бел и Дракон (эту роль играет пророк Аввакум ) и истолковал сон царя о статуе из четырех металлов, разрушенной камнем с неба, как истолковал надпись на стене, расследование и т. д. [20] Все источники, как классические , так и современные , описывают его как святого и праведного человека. Абдулла Юсуф Али (1872–1953) в своем комментарии к Корану говорит:
Даниил был праведником княжеского происхождения и жил около 620–538 гг. до н. э. Он был уведен в Вавилон в 605 г. до н. э. ассирийцем Навуходоносором, но все еще был жив, когда Ассирия была свергнута мидянами и персами. Несмотря на «пленение» евреев, Даниил занимал высшие государственные посты в Вавилоне, но он всегда был верен Иерусалиму. Его враги (при персидском монархе) добились принятия уголовного закона против любого, кто «просил прошение у любого бога или человека в течение 30 дней», кроме персидского царя. Но Даниил продолжал оставаться верным Иерусалиму. «Итак, окна его комнат были открыты в сторону Иерусалима, и он трижды в день преклонял колени, молился и благодарил Бога своего, как делал прежде».
В «Китаб аль-Кафи » Имам Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин утверждает, что Аллах открыл Даниилу, что «Самыми ненавистными среди Моих созданий являются невежественные, которые не уважают ученых и не следуют за ними. Самые любимые для Меня в Моем Слуги — это благочестивые люди, которые упорно трудятся, чтобы получить право на большее вознаграждение, которые всегда остаются рядом с учёными, следуют за выносливыми людьми и принимают (советы) людей мудрости». Шиитские хадисы подтверждают Даниила как пророка Бога, а также подтверждают события, соответствующие библейскому повествованию о Данииле. [32]
Бахаи
Даниил считается второстепенным пророком в учении Веры Бахаи . [33] Некоторые новообращенные бахаи ввели принцип реинкарнации , особенно принцип Даниила и Иоанна. [ ВОЗ? ] [34]
См. также
- Апокалипсис Даниила
- Ариох , капитан стражи
- Список имен, относящихся к Эль
- Персидские евреи
Примечания
Ссылки
- ^ Redditt 2008 , стр. 181–82.
- ^ Посыпать 2020 , с. 6.
- ^ Таннер 2021 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз 1999 , с. 219.
- ^ Ноэгель и Уилер 2002 , стр. 74.
- ^ Jump up to: а б с Готтейль и Кениг, 1906 г.
- ^ Jump up to: а б Ногель и Уилер 2002 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Гинзберг 1998 , с. 326.
- ^ Реддитт 2008 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Сеоу 2003 , с. 4.
- ^ Уолтон 1994 , с. 49.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 1999 , с. 220.
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (2018). «Определение персонажа Даниила у Иезекииля» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 46 (4): 231–240. дои : 10.17613/5z2g-gj55 .
- ^ Редакция Библии Холмана, Краткий библейский словарь Холмана , B&H Publishing Group, США, 2011, стр. 153
- ^ Весселиус 2002 , с. 294.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 34–35.
- ^ Коллинз 1984 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Спенсер 2002 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Ногель и Уилер 2002 , с. 75.
- ^ Гинзберг 1998 , с. 350.
- ^ Стоун 2011 , с. 68.
- ^ Гинзберг 1998 , с. 334.
- ^ Гинзберг 1998 , с. 339.
- ^ Гинзберг 1998 , с. 347.
- ^ «Отъезд великого пророка Даниила» . Коптская церковь.нет. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Сергей Булгаков, Руководство для церковных служителей , 2-е изд. (Харьков, 1900) стр. 453–65. 11–17 декабря: Неделя Святых Праотцев. Перевод: протоиерей Евгений Д. Таррис.
- ^ Булгаков, Руководство для церковных служителей , стр. 461–62. 18–24 декабря: Воскресенье перед Рождеством Христовым Святых Отцов.
- ^ Фрэнсис Э. Жиго (1889). «Дэниел». Католическая энциклопедия на компакт-диске . Новый Адвент.
- ^ «Сегодняшний день в истории – 17 декабря» . Chi.lcms.org. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Абдулла Юсуф Али | Священный Коран: текст, перевод и комментарии , примечание. 150
- ^ Аль-Кулайни, Абу Джафар Мухаммад ибн Якуб (2015). Китаб аль-Кафи . Южный Хантингтон, Нью-Йорк: Исламская семинария Inc. ISBN 9780991430864 .
- ^ Мэй, Данн Дж. (декабрь 1993 г.). Принцип религиозного единства бахаи и вызов радикального плюрализма. Университет Северного Техаса, Дентон, Техас. п. 102.
- ^ Из Ирана Востока и Запада . том. 2, стр. 127, 106. Хуан Р.И. Коул, Муджан Момен. 1984 г.
Библиография
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс . ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1999). «Дэниел» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Эрдманс . ISBN 9780802824912 .
- Куган, Майкл (2008). Ветхий Завет: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199719464 .
- Дэй, Джон (1980). «Даниил Угаритский и Иезекииль и герой книги Даниила». Ветус Заветум . 30 (2): 174–184. дои : 10.1163/156853380X00047 .
- Гинзберг, Луи (1998). Легенды евреев . Том. 4. Пресс-центр JHU . ISBN 9780801858932 .
- Готтейл, Ричард; Кениг, Эдуард (1906). «Могила Даниила». Еврейская энциклопедия .
- Миллер, Стивен Р. (1994). Дэниел . Б&Х . ISBN 9780805401189 .
- Ногель, Скотт Б.; Уилер, Брэннон М. (2002). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Пугало Пресс . ISBN 9780810866102 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс . ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс . ISBN 9789053565032 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 9780664256753 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера . ISBN 9780865545106 .
- Спринкл, Джо М. (2020). Дэниел: Комментарий к евангелическому библейскому богословию . Лексхэм Пресс. ISBN 978-1-68359-424-6 .
- Стоун, Майкл Э. (2011). Древний иудаизм: новые взгляды и взгляды . Эрдманс . ISBN 9780802866363 .
- Таннер, Дж. Пол (2021). Даниил: Евангелический экзегетический комментарий . Лексхэм Пресс. ISBN 978-1-68359-309-6 .
- Таунер, Уэйн Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 9780664237561 .
- Уолтон, Джон Дж. (1994). Древняя израильская литература в ее культурном контексте . Зондерван . ISBN 9780310365914 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Брилл . ISBN 978-0391041288 .
Внешние ссылки

- Чарльз, Роберт Генри (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). стр. 804–808.
- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.