Седрах, Мешах и Авденаго
Седрах, Мешах и Авденаго Ханания, Мишаил и Азария | |
---|---|
Трое святых детей | |
Почитается в | иудаизм христианство ислам |
Главный храм | Могила Даниила , Сузы |
Праздник | 16 декабря – Римский обряд. 17 декабря – Византийский обряд. Вторник после четвертой недели Пятидесятницы – Армянский обряд 24 января – Мосарабский обряд. [ 1 ] |
Атрибуты | Трое мужчин в огненной печи |
Седрах, Мешах и Авденаго ( еврейские имена Ханания, Мишаил и Азария ) — персонажи из 3-й главы библейской Книги Даниила . В повествовании трое евреев бросаются в огненную печь Навуходоносором II , царем Вавилона, за отказ поклониться образу царя. Трое спасены от вреда, и король видит четырех мужчин, идущих в огне, «четвертый ... как сын Божий». Впервые они упоминаются в 1 главе Даниила , где вместе с Даниилом их привозят в Вавилон для изучения халдейского языка и литературы с целью службы при царском дворе, а их еврейские имена заменяются халдейскими или вавилонскими именами. [ 2 ]
Первые шесть глав книги Даниила представляют собой истории, относящиеся к позднеперсидскому/раннему эллинистическому периоду , а отсутствие Даниила в истории о еврейских детях в огненной печи предполагает, что изначально она могла быть независимой. [ 3 ] Он образует пару с историей о Данииле во рву со львами , обе подчеркивают, что Бог евреев избавит тех, кто верен Ему. [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Царь Навуходоносор установил золотое изображение на равнине Дура (что означает жилище ) и приказал всем своим чиновникам поклониться ему. Все, кто не сделает этого, будут брошены в пылающую печь. Некоторые официальные лица сообщили царю, что трое еврейских юношей Ханания, Мишаил и Азария, носившие вавилонские имена Седрах, Мешах и Авденаго и которых царь назначил на высокую должность в Вавилоне, отказываются поклоняться золотой статуе. Всех троих привели к Навуходоносору, где они сообщили царю, что Бог будет с ними. Навуходоносор повелел бросить их в огненную печь, раскаленную в семь раз сильнее обычного, но когда царь взглянул, он увидел четыре фигуры, идущие невредимыми в огне, четвертая «как сын Божий». Увидев это, Навуходоносор вывел отроков из пламени, и огонь не оказал никакого воздействия на их тела. Волосы на их головах не были опалены, одежды их не повреждены, и не было от них запаха огня. Затем король назначил их на высокий пост, постановив, что любого, кто говорит против Бога, следует разрывать на куски. [ 2 ]
Состав и структура
[ редактировать ]Книга Даниила
[ редактировать ]Принято считать, что Книга Даниила возникла как сборник рассказов еврейской общины Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (V–III вв. до н.э.), дополненный видениями глав 7–12 Маккавейской книги . эпоха (середина II в.). [ 5 ] Некоторые исследователи пришли к выводу, что Даниил — легендарная личность. [ 6 ] Возможно, имя Даниил было выбрано для героя книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [ 7 ] Сказки озвучены анонимным рассказчиком, за исключением главы 4, которая представляет собой письмо царя Навуходоносора. [ 8 ] Глава 3 уникальна тем, что в ней не появляется Даниил.
Дэниел 3
[ редактировать ]3-я глава Даниила образует часть хиазма (поэтической структуры, в которой основная мысль или послание отрывка помещена в центр и обрамлена дальнейшими повторениями с обеих сторон) в Даниила 2–7 в паре с Даниилом 6 , историей Даниила. в львином рве: [ 9 ]
- А. (2:4б-49) – Мечта о четырех царствах, замененных пятым.
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- В. (4:1–37) – Даниил истолковывает сон Навуходоносору.
- С'. почерк на стене. (5:1–31) – Даниил истолковывает Валтасару
- Б'. (6:1–28) – Даниил во рву со львами
- Б. (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- А'. (7:1–28) – Видение четырех мировых царств, замененных пятым.
Главы 3 и 6 содержат существенные различия. История огненной печи не включает Даниила, а история львиного рва не включает друзей Даниила; первая история происходит при Навуходоносоре, а вторая при Дарии; и в первой истории неповиновение земному правителю происходит публично, а во второй Даниил обращается к Богу с просьбой наедине. Таким образом, истории дополняют друг друга, подчеркивая, что бог евреев избавит тех, кто ему верен. [ 4 ]
Жанр и темы
[ редактировать ]Легендарный характер этой истории раскрывается благодаря щедрому использованию гипербол – размер статуи, использование всевозможной музыки , уничтожение палачей и ярость короля, за которой следует его признание превосходства Бога Израиль. Сюжет представляет собой тип, известный в фольклоре как «позор и реабилитация министра», в котором участвует человек, находящийся в состоянии процветания, приговоренный к смертной казни или тюремному заключению по заговорам своих врагов, но оправданный и восстановленный в чести. . [ 10 ]
Когда Навуходоносор противостоит непокорным еврейским юношам, которые отказываются подчиняться его воле, он спрашивает их, какой бог избавит их от его рук. Их ответ является богословским кульминационным моментом истории: не обращаясь к царю по его титулу, они говорят ему, что вопрос не в том, готовы ли они склониться перед образом короля, а в том, присутствует ли Бог и готов ли спасти. [ 11 ] Когда троих бросают в печь, царь видит четырех мужчин, идущих в огне, четвертый — как «сын богов», [ 12 ] божественное существо.
Интерпретация
[ редактировать ]Отсутствие Даниила в рассказе о Седрахе, Месахе и Авденаго позволяет предположить, что изначально это могла быть независимая история. (Согласно Талмуду (Синедрион 93а), Даниил во время инцидента находился за пределами страны.)
Еврейские имена трех юношей были Ханания ( Хананья ( ), « Ях милостив», Мишаэль Мишаэль ), « Кто такой Эль ?» и Азария ( אזריה ύzaryā ), «Ях помог», но по указу царя им были присвоены халдейские имена, так что Ханания стал Седрахом (שדְרק Šaḏraḵ ), Мишаил стал Мешахом (מיישׁךוט Мешах ), а Азария стал Авденагом (ע בד נגו 'ύḇēḏ-Нэго ). [ 13 ]
Халдейские имена родственны еврейским, при этом имена Эль и Ях заменены вавилонскими теонимами: Шадрах может отражать Шудура Аку , «Приказ Аку (бога луны)». [ 14 ] Мешах, вероятно, является вариацией Ми-ша-аку , что означает «Кто такой, как Аку?», а Абеднего — либо «Раб бога Небо / Набу », либо вариация Абеднергала, «Раб бога Нергала ».
Слово «Дура» (где установлена статуя) означает просто «равнина» или «крепость» и не обозначает какое-то конкретное место; Греческий историк Геродот упоминает золотое изображение бога Бела в Вавилоне, но гигантские размеры этой статуи позволяют предположить, что ее происхождение лежит в фольклоре. [ 15 ] Размеры статуи (6×60 локтей) интертекстуально связаны с размерами Второго Храма Ездры-Неемии (60×60 локтей), что позволяет предположить, что образ царя контрастирует с местом поклонения верующих евреев, таких как Даниил, после изгнания. [ 16 ]
Христианская литургия
[ редактировать ]Греческая версия Септуагинты Книги Даниила 3 включает второканоническую Молитву Азарии и Песнь о трёх святых детях . [ 17 ] Песня упоминается в седьмой и восьмой одах канона , гимне, исполняемом на заутрене и в других случаях в Восточной Православной Церкви . Чтение рассказа о печи огненной, в том числе и песни, предписано за вечерней Божественной литургией, совершаемой православными в Великую субботу . Латинский гимн Benedicite, Opera omnia Domini основан на «Песне трех юношей». В Римско-католической церкви он используется на лаудах по воскресеньям и праздникам. В англиканской Книге общих молитв это альтернатива Te Deum во время утренней молитвы и часто используется во время Великого поста и Адвента.
В Восточной Православной Церкви праздник трех отроков вместе с Даниилом приходится на 17 декабря. Православные также поминают их в два воскресенья перед Рождеством Христовым .
В Армянской Апостольской церкви , одной из восточно-православных или древних нехалкидонских церквей, праздник трех отроков вместе с Даниилом отмечается во вторник после четвертого воскресенья Пятидесятницы . [ 18 ]
Синод Лютеранской церкви и штата Миссури также включает Даниила и трех юношей в Календарь Святых 17 декабря.
В современной западной культуре
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- 1762: «Тристрам Шенди» Лоуренса Стерна содержит причудливый анекдот (том 4. Глава XXI) о Франциске I Французском, решившим оказать услугу Швейцарии , позволив «республике» стать крестным отцом его следующего ребенка: имена, предложенные Швейцарцы для ребенка — это «Седрах, Месех и Авденаго». Заметка Джудит Хоули в Norton Critical Edition предполагает, что это произошло потому, что эти трое бросили вызов власти короля. [ 19 ]
- 1865: В Энтони Троллопа « романе Мисс Маккензи » главный герой Джон Болл является директором двух иронично названных страховых компаний: «Офис пожарной безопасности Шадраха» и «Офис страхования жизни Абеднего». [ 20 ] Литературовед А.О.Дж. Кокшат назвал это «еще одним примером любви Троллопа к шуткам об именах». [ 21 ] Журнал «Зритель» в своей оригинальной неподписанной рецензии на роман в 1865 году отметил, «как счастлив мистер Троллоп с юмором придумывает имена!» [ 22 ]
- 1963: Мартин Лютер Кинг-младший упоминает их в своем « Письме из тюрьмы Бирмингема ».
- 1915–1974: Берти Вустер , центральный персонаж многих романов и рассказов британского автора комиксов П.Г. Вудхауза , время от времени упоминает этих трех фигур, узнав о них в школе, когда получил приз за знание Священных Писаний.
- 1961: Р. Ф. Делдерфилд написал роман под названием « Остановись у победителя» об Абеднего Паско, пережившем пекло Второй мировой войны; двух его старших братьев звали Седрах и Месах.
- 1976: Роберт Сильверберг написал по мотивам этой истории роман под названием «Седрах в печи» .
- 1989: «Сверкающий апельсин», рассказ из Уильяма Воллмана сборника «Радужные истории », представляет собой развитие сказки S, M и A.
Музыка
[ редактировать ]- 1734 г., переработка 1774 г.: Il Cantico de' tre fanciulli в исполнении Иоганна Адольфа Хассе (1699–1783). [ 23 ]
- 1885: Трое святых детей , оратория Чарльза Вильерса Стэнфорда [ 24 ]
- 1930-е: « Шадрак », популярная песня Роберта МакГимси , исполненная несколькими певцами, включая Луи Армстронга.
- 1955–1956: Песня юнлингов , электронная музыка Карлхайнца Штокхаузена.
- 1966: Пылающая огненная печь , музыкальная драма Бенджамина Бриттена.
- 1968: Песня «The Fourth Man in the Fire» Артура «Гитарного Буги» Смита , записанная The Statler Brothers и Джонни Кэшем (1969).
- 1972: It's Cool in the Furnace , альбом песен, написанных Берил Ред и Грейс Хоторн. [ 25 ] за ним последовал мюзикл 1973 года, который до сих пор исполняется церквями и религиозными школами. [ 26 ]
- 1974: " Loose Booty ", записанная Sly and the Family Stone.
- 1976: " Abendigo ", записанная группой The Abyssinians.
- 1979: "Survival", записанная Бобом Марли и Wailers , "...как Седрах, Мишрах и Авденаго, брошены в огонь, но никогда не сгорают..."
- 1980: "Never Get Burn", записанная The Twinkle Brothers.
- 1989: « Шадрах » группы Beastie Boys.
- 1999: "Never Bow Down", записанный Third Day.
- 2005: "Abendigo", кавер Шинеад О'Коннор на оригинальную песню The Abyssinians.
- 2007: "Burn Us Up", записанный Шейном и Шейном.
- 2010: «Хорошее имя» Шада
- 2010: «Вперед» Грейдон-сквер
- 2011: Мешах возвращается к снам , Джейн Сиберри
- 2012: «В огонь» Фоя Вэнса
- 2019: «Другой в огне», записанный Hillsong United.
- 2021: "Fye Fye", записано Тобе Нвигве.
- 2023: "Халас", записанный Swizz Beats с участием. Джей Электроника
Кино и телевидение
[ редактировать ]- 1995: « Rack, Shack & Benny », анимационный видеоролик из франшизы VeggieTales . В этой версии, чтобы сделать ее дружелюбной к детям и упростить историю, они (Рэк, Шак и Бенни) отказываются поклоняться гигантскому шоколадному кролику и поют песню о том, что шоколадный кролик важнее всего, что называется «Песня о кролике». на шоколадной фабрике, где они работают. Их помещают в печь фабрики, но они выживают так же, как рассказывается в библейской истории.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ https://www.mercaba.org/LITURGIA/Mozarabe/calendarium_latin1.htm [ только URL ]
- ^ Перейти обратно: а б Левин 2010 , с. 1239-1241.
- ^ Левин 2010 , с. 1233, 1239, сноски 3.1–7.
- ^ Перейти обратно: а б Сеоу 2003 , с. 87.
- ^ Коллинз 1984 , с. 29, 34–35.
- ^ Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Redditt 2008 , стр. 176–177, 180.
- ^ Весселиус 2002 , с. 295.
- ^ Реддитт 2008 , с. 177.
- ^ Коллинз 1984 , с. 55.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 55–57.
- ^ «Что на самом деле сказал Навуходоносор в Даниила 3:25?» .
- ^ в то время как Даниил стал Валтасаром ( Белтəша'сар 7 , Даниил 1: . «Библия короля Иакова 1611 года. Книга Даниила, глава 1» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 года.
- ^ Орр, Джеймс, Массачусетс, главный редактор DD. «Запись для «ЭРИ-АКУ»». «Международная стандартная библейская энциклопедия». 1915 год
- ^ Левин 2010 , с. 1239, сноска 3.1–7.
- ^ Весселиус 2002 , с. 303.
- ^ Коллинз 1984 , с. 56.
- ^ «Память Пророка Даниила и его сподвижников. Седраха, Мешаха и Авденаго» . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 г. Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Стерн, Лоуренс (2019). Хоули, Джудит (ред.). Тристрам Шенди . Нью-Йорк • Лондон: WW Нортон. п. 191. ИСБН 9780393921366 .
- ^ Генри, Нэнси (2018). Женщины, литература и финансы в викторианской Британии: культура инвестиций . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. п. 71. ИСБН 9783319943312 .
- ^ Троллоп, Энтони (1988). Кокшат, АО Дж (ред.). Мисс Маккензи . Издательство Оксфордского университета. п. 404. ИСБН 978-0-19-281846-1 . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Мисс Маккензи» . Зритель . 4 марта 1865 г. с. 244 . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Левин, Роберт. "Il Cantico Хассе... Бонджованни С" . Классика сегодня .
- ^ «Три святых ребенка» . Музыкальный сериал «Английское наследие» . Университет Миннесоты. Ноябрь 2022 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Buryl Red And Grace Hawthorne - It's Cool In The Furnace (1972, винил) , получено 22 июля 2021 г.
- ^ "Это" . Слово Хоровой Клуб - RU . Проверено 22 июля 2021 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (2010). «Мир римского эллинизма» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444318944 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Болье, Поль-Ален (2009). «Вавилонский фон мотива огненной печи в 3 главе Даниила» . Журнал библейской литературы . 128 (2): 273–290. дои : 10.2307/25610183 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 25610183 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кон, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 9780802843715 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2001). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. Я. БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Дэвидсон, Роберт (1993). «Иеремия, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Фрум, Ле Рой Эдвин (1950). Экспозиция ранней церкви, последующие отклонения и средневековое возрождение . Пророческая вера наших отцов: историческое развитие пророческой интерпретации. Том. 1. Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд». п. 1006. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 13 июня 2015 г.
- Фрум, Ле Рой Эдвин (1948). Дореформация и Реформационная реставрация и Второе отъезд . Пророческая вера наших отцов: историческое развитие пророческой интерпретации. Том. 2. Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд». п. 863. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 13 июня 2015 г.
- Фрум, Ле Рой Эдвин (1946). ЧАСТЬ I, Колониальная и ранняя национальная американская выставка. ЧАСТЬ II, Адвентистское пробуждение Старого Света в девятнадцатом веке . Пророческая вера наших отцов: историческое развитие пророческой интерпретации. Том. 3. Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд». п. 802. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 13 июня 2015 г.
- Галлахер, Юджин В. (2011). «Милленаризм, Священное Писание и традиция» . В Вессингере, Кэтрин (ред.). Оксфордский справочник милленаризма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195301052 .
- Голдингей, Джон Дж. (2002). «Даниил в контексте ветхозаветного богословия» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Том. II. БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хеббард, Аарон Б. (2009). Чтение Даниила как текст богословской герменевтики . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781606089910 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Даниил-Малачи» . В Лонгмане, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (ред.). Библейский комментарий толкователя . Том. 8. Безветренно . ISBN 9780310590545 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Холбрук, Фрэнк Б. (1986). Семьдесят седьмин, Левит и природа пророчества (Том 3 изданий Даниила и Комитета Откровения). Институт библейских исследований, Генеральная конференция адвентистов седьмого дня. ISBN 0925675024 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2009). Очерки Книги Еноха и других ранних еврейских текстов и традиций . БРИЛЛ. ISBN 978-9004167254 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Кох, Клаус (2002). «Этапы канонизации Книги Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
- Крац, Рейнхард (2002). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004116753 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Мангано, Марк (2001). Эстер и Дэниел . Колледж Пресс. ISBN 9780899008851 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Нельсон, Уильям Б. (2000). «Дэниел» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Нельсон, Уильям Б. (2013). Дэниел . Книги Бейкера. ISBN 9781441240064 .
- Ньюсом, Кэрол А.; Брид, Бреннан В. (2014). Дэниел: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664220808 .
- Никол, Ф., изд. (1954). «хронологическая таблица». Библейский комментарий АСД . стр. 326–327.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Пасачофф, Наоми Э.; Литтман, Роберт Дж. (2005). Краткая история еврейского народа . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543669 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2013). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Таунер, В. Сибли (1993). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199743919 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- ВандерКам, Джеймс С. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0391041282 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.