Наблюдатель (ангел)

Наблюдатель [а] это тип библейского ангела . Это слово встречается как во множественном, так и в единственном числе в Книге Даниила (2 век до н. э.), где упоминается святость существ. В апокрифических Книгах Еноха (II–I века до н.э.) упоминаются как хорошие, так и плохие Наблюдатели, с упором на мятежных. [3] [4]
Хорошие наблюдатели в Дэниеле
[ редактировать ]В Книге Даниила 4:13, 17, 23 ( ESV ), [5] есть три упоминания о классе «страж, святой» («сторож», арамейский ʿir ; «святой», арамейский кадиш ). Этот термин введен Навуходоносором , который говорит, что видел «стража, святого, сходящего (единственное число глаголов) с небес ». Он описывает, как во сне страж говорит, что Навуходоносор будет есть траву и обезуметь, и что это наказание «по указу стражей, требованию слова святых»… «живые могут знать, что Всевышний правит в царстве людей». Услышав сон царя, Даниил целый час размышляет, а затем отвечает:
И потому, что царь увидел стража, святого, сходящего с неба и говорящего: «Срубите дерево и разрушьте его, а пень корня его оставьте в земле, связанный узами железа и меди, на земле». нежная полевая трава, и пусть он будет мокр от небесной росы, и пусть часть его будет со зверями полевыми, пока не пройдут над ним семь периодов времени». Вот толкование, о царь: это постановление Всевышнего, которое пришло на господина моего царя, что ты будешь изгнан из среды людей, и жилище твое будет со зверями полевыми. Ты будешь питаться травой, как вол, и будешь мокр от небесной росы, и пройдут над тобой семь периодов времени, пока ты не узнаешь, что Всевышний управляет царством людей и дает его тем, кому Он воля. [6]
Лютеранский протестантский реформатор Иоганн Виганд рассматривал наблюдателя во сне Навуходоносора либо как самого Бога, либо как Сына Божьего . Он продвигал тринитарное мышление, связывая стих 17 («Это по указу наблюдателей») со стихом 24 («это постановление Всевышнего»). [7]
Ученые считают, что эти «стражи, святые», возможно, демонстрируют влияние вавилонской религии , то есть попытка автора этого раздела Даниила представить вавилонских богов Навуходоносора, признающих силу бога Израиля как «Всевышнего». [8] Греческая версия Септуагинты отличается от арамейского масоретского текста : например, в арамейском тексте неясно, кто рассказывает историю стиха 14: Навуходоносор или наблюдатель во сне. [9]
Книги Еноха
[ редактировать ]В «Книгах Еноха» первая Книга Еноха уделяет большое внимание падению наблюдателей . Вторая книга Еноха обращается к наблюдателям (греч. egrḗgoroi ), которые находятся на пятом небе, где произошло падение. Третья книга Еноха уделяет внимание непадшим наблюдателям. [10]
Использование термина «наблюдатели» часто встречается в Книге Еноха . Книга Стражей (1 Енох 6–36) встречается в арамейских фрагментах с фразой ирин ве-кадишин , «Стражи и святые», отсылкой к арамейскому Даниилу. [11] Арамейское слово « ирин» «наблюдатели» переводится как «ангел» (греч. angelos , коптский малах ) в греческом и эфиопском переводах, хотя обычный арамейский термин для обозначения ангела малаха не встречается в арамейском Енохе. [12]
Некоторый [ ВОЗ? ] попытались датировать этот раздел Первой книги Еноха примерно II–I веком до нашей эры и полагают, что эта книга основана на одной из интерпретаций отрывка о Сынах Божьих в 6-й главе Бытия, согласно которому ангелы спаривались с человеческими женщинами, порождая потомство. раса гибридов, известная как Нефилимы . Термин «ирин» в первую очередь применяется к непокорным наблюдателям, которых в общей сложности насчитывалось 200 человек, и среди которых названы их лидеры; но в равной степени арамейский ири («сторож» в единственном числе) также применяется к послушным архангелам, которые их сковывают, например, к Рафаэлю (1 Еноха 22:6).
Недобросовестные наблюдатели в Книге Еноха
[ редактировать ]В Книге Еноха наблюдатели ( арамейское עִירִין, ийрин ) — это ангелы, посланные на Землю, чтобы присматривать за людьми. [ нужна ссылка ] Вскоре они начинают жаждать человеческих женщин и, по настоянию своего лидера Самьязы , отступают, чтобы незаконно обучать человечество и размножаться среди них, прибывая на гору под названием Хермон. [13] Отпрысками этих союзов являются Нефилимы , дикие гиганты, грабящие землю и подвергающие опасности человечество.
Самьяза и его соратники дополнительно обучали своих подопечных искусству и технологиям, таким как оружие, косметика, зеркала, колдовство и другие методы, которые в противном случае были бы открыты людьми постепенно, с течением времени, а не навязаны им всем сразу. В конце концов Бог позволяет Великому Потопу избавить землю от нефилимов, но сначала посылает Уриэля предупредить Ноя , чтобы он не истребил человеческую расу. Стражи связаны «в долинах земли» до Судного Дня ( Иуды в стихе 6 говорится: «И ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, соблюдает Он в вечных цепях, под тьмой, на суд великий день»).
Главные десятки, перечисленные в Книге Еноха, следующие:
7. И вот имена их вождей: Шемихаза — этот был их вождем; Артекоф , второй после него; Ремашель , третий после него; Кокабель , четвертый после него; Армумаэль , пятый после него; Рамель , шестой после него; Даниэль , седьмой после него; Зикель , восьмой после него; Баракель , девятый после него; Асаил , десятый после него; Германи , одиннадцатый после него; Матарел , двенадцатый после него; Ананель , тринадцатая после него; Сетавел , четырнадцатый после него; Самшиил , пятнадцатый после него; Сахриэль , шестнадцатый после него; Туммиэль , семнадцатый после него; Туриэль , восемнадцатый после него; Йомиэль , девятнадцатый ему; Йехадиил , двадцатый ему.8. Это их десятки. [14]
- Джордж В.Е., Никельсбург, 1 Енох: Перевод Герменеи , Глава 6
В книге Еноха также перечислены лидеры 200 падших ангелов, которые женились и вступили в неестественный союз с человеческими женщинами и которые обучали запретному знанию. Некоторые из них также перечислены в Книге Разиэля (Сефер Разиэль ха-Малах) , Зохаре и Юбилеях .
- Аракиэль (также Аракиэль , Аракаэль, Арасиэль, Аркаэль, Саркуэль, Аркиэль, Аркас) обучал людей знакам земли. Однако в «Сивиллинских оракулах » Аракиэль упоминается не как падший ангел или наблюдатель, а как один из пяти ангелов , которые ведут души людей на суд, остальные четыре — Рамиэль , Уриэль , Самаэль и Азазель .
- Армарос (также Амарос или Армониэль) в Енохе I научил человечество разрешать чары.
- Азазель научил людей делать ножи, мечи, щиты, а также придумывать украшения и косметику.
- Гадриэль (или Гадер'эль) обучал искусству косметики, владению оружием и смертельным ударам.
- Баракель (Баракиэль) преподавал астрологию .
- Безалиил, упомянутый в Енохе I, исключен из большинства переводов из-за поврежденных рукописей и проблем с передачей текста .
- Хазакиэль (иногда Иезекиль или Камбриэль) обучал людей признакам облаков ( метеорологии ) .
- Кокабиэль (также Какабель, Кохбиэль, Кокбиэль, Кабаиэль и Кохаб). В Книге Разиэля он высокопоставленный святой ангел. В «Енохе I» он — падший наблюдатель, житель преисподней и повелевает 365 000 суррогатных духов выполнять его приказы. Помимо других обязанностей, он обучает своих товарищей астрологии.
- Пенемуэ «научил человечество искусству письма чернилами и бумагой» и научил «детей человеческих горькому и сладкому и секретам мудрости». (1 Енох 69.8)
- Сариэль (также Суриэль ) рассказал человечеству о движении Луны ( одно время считавшееся запретным знанием).
- Самьяза (также Шемяазаз, Шамазья, Семиаза, Шемхази, Семяза и Амезярак) — один из лидеров падения с небес в Vocabulaire de l'Angelologie .
- Шамсиэль , когда-то хранитель Эдема , как сказано в Зоаре , служил одним из двух главных помощников архангела Уриэля ( вторым помощником был Хасдиил), когда Уриэль нес его знамя в битву, и является главой 365 легионов ангелов и ангелов. также венчает молитвы , сопровождая их до 5-го неба . В «Юбилеях» он упоминается как один из Наблюдателей. Он падший ангел, обучающий знакам Солнца .
- Йекон или Джекон ( иврит : יָקוּם , латинизированный : Якум , букв. «он восстанет») был главарем, который первым соблазнил других Наблюдателей вступить в сексуальные отношения с людьми. [15] Его сообщниками были Асбил , Гадриэль, Пенемуэ и Касдайе (или Касадия), которые были идентифицированы как отдельные « сатаны ».
Рассказ о Книге Еноха связан с отрывком из Бытия 6: 1–4, в котором говорится о Сынах Божьих, а не о Стражах:
Когда мужчины стали умножаться на земле и у них рождались дочери, сыны Божии увидели, как прекрасны дочери человеческие, и взяли себе в жены столько из них, сколько пожелали. Тогда Господь сказал: «Дух Мой не пребудет в человеке навсегда, потому что он — всего лишь плоть. Дни его составят сто двадцать лет». В то время на земле появились нефилимы [{как и позднее}], после того как сыновья Божьи вступили в общение с дочерьми человеческими, которые родили им сыновей. Они были героями прошлого, знаменитыми людьми.
Вторая книга Еноха
[ редактировать ]Еврейский псевдоэпиграф « Вторая книга Еноха» ( славянский Енох ) относится к Григориям , которые являются теми же, что и Стражи 1 Еноха. [16] Славянское использованное слово Григорий, в книге, представляет собой транскрипцию. [17] от греческого слова ἐγρήγοροι egrḗgoroi , что означает «бодрствующий». [18] Еврейский . эквивалент — ערים, что означает «бодрствующий», «пробуждённый» [19]
В главе 18 Григори представлены как бесчисленные солдаты человеческой внешности, «их размеры больше, чем у великих гигантов». Они расположены на пятом небе и идентифицируются как «Григори, которые вместе со своим князем Сатанаилом отвергли Господа света». [20] [21] В одной из версий Второго послания Еноха добавлено, что их число составляло 200 мириад (2 миллиона). [22] [23] [24] Более того, некоторые «спустились на землю от престола Господня», женились там на женщинах и « осквернили землю своими делами », что привело к заключению под землей . [20] [25] Число спустившихся на землю обычно оценивают в три. [ нужна ссылка ] но Андрей Орлов, цитируя текст, говорящий о трех, [17] в сноске отмечает, что в некоторых рукописях их число составляет 200 или даже 200 мириад. [16]
В главе 29, относящейся ко второму дню творения, до сотворения людей, говорится, что «один из чинов ангелов». [26] или, по другим версиям 2 Еноха, «один из чинов архангелов » [27] [28] или «один из чинов архангелов» [29] «задумал невозможную мысль поставить престол свой выше облаков над землей, чтобы он мог стать равным по рангу силе [Господней]. И [Господь] сбросил его с высоты вместе с ангелами Своими, и он был непрерывно летая в воздухе над бездонностью». Хотя в этой главе имя «Сатанаил» упоминается только в заголовке, добавленном в одной рукописи, [24] [30] Эту главу также часто понимают как относящуюся к Сатанаилу и его ангелам Григори. [24] [29]
проводит Библейский словарь Мерсера различие между Григори и падшими ангелами, утверждая, что на пятом небе Енох видит «гигантов, братьями которых были падшие ангелы». [31]
В более длинной редакции 2 Еноха 18:3 узники второго неба идентифицируются как ангелы Сатанаила . [32]
Другие источники и традиции
[ редактировать ]Книга гигантов
[ редактировать ]История Наблюдателей показана также в «Книге гигантов» . [33]
Книга юбилеев
[ редактировать ]Термин «Наблюдатели» встречается в Книге Юбилеев (Иудея 4:15, 5:1).
Дамасский документ
[ редактировать ]Ссылка на «падение наблюдателей с небес» находится на иврите в Дамасском Документе 2:18, перекликаясь с 1 Еноха 13:10. [25]
Первое послание к Коринфянам
[ редактировать ], в Первом послании к Коринфянам По словам отца ранней церкви Тертуллиана в 11:10 упоминаются Стражи. [34] Он учил, что похоть Стражей была причиной указания Святого Павла христианским женщинам носить головной убор. [34] Тертуллиан сослался на случай с женщиной, к шее которой прикоснулся ангел, «который нашел ее искушением». [35]
Филон из Библоса
[ редактировать ]Согласно Прев 1.10.1-2 Филона Библского , Санчуниатон из которых произошли разумные существа, и их называли Зофаземинами ( евр. упоминал «некоторые живые существа , не имевшие восприятия , Небеса'). И они имели форму яйца». [10]
Каббала
[ редактировать ]Зоар . упоминает «наблюдателей» сна Навуходоносора
Возможное вавилонское/арамейское происхождение
[ редактировать ]По словам Джонатана Бен-Дова из Хайфского университета , миф о наблюдателях зародился в Ливане, когда арамейские писатели пытались интерпретировать изображения на месопотамских каменных памятниках, не имея возможности прочитать их аккадский текст. [36]
Амар Аннус из Тартуского университета утверждает, что Стражи были задуманы как полемические изображения месопотамского Апкаллу , который дал человеку мудрость до потопа (который в енохийской литературе изображается как развращающее влияние). [37]
Изображения в популярной культуре
[ редактировать ]В художественной литературе и широкой популярной культуре было много разных изображений Григори.
В религиозной сатире Кевина Смита » 1999 года «Догма упоминается , что персонаж Бартлби (которого играет Бен Аффлек ) раньше был Наблюдателем.
В Даррена Аронофски « 2014 года библейском эпосе Ной» есть большое количество Наблюдателей, и они изображены изгнанными с Небес после решения помочь человечеству.
В Трейси Хардинг книге «Космический логос» Григори — это группа падших духовных существ, которые наблюдали за духовной эволюцией человека и помогали ей, получив таким образом титул «Наблюдатели».
В « Сверхъестественного эпизоде 10 сезона » «Сердце ангела» упоминается Григори, а один из них, Тамиэль (под именем «Питер Холлоуэй») выступает в качестве главного врага эпизода. В какой-то момент этого эпизода показана картина, предположительно изображающая Григория — на самом деле это классическое изображение архангела Михаила, побеждающего сатану. [38]
В популярном подкасте The Black Tapes Григори упоминается в 105-й серии под названием «Дьявол, которого вы знаете».
В своем «Сигма-сила» романе «Костяной лабиринт » (2015) Джеймс Роллинз описывает создателей Атлантиды как «Наблюдателей», высший гибридный вид ранних людей и неандертальцев, которые распространяли знания и, возможно, скрещивались с людьми по всему миру. Они также создали защищенный, скрытый город Атлантиду, расположенный в Эквадоре.
В Лорен Кейт книге « Падшие » группа под названием «Наблюдатели» изучала ангелов, которые общались со смертными женщинами, но более пристально — Даниэля Григори, шестого архангела.
В сериале Дарынды Джонс «Чарли Дэвидсон» Шон Фостер представлен как нефилим , «наполовину человек, наполовину ангел… произошедший от союза григори и человека». ( Одиннадцатая могила в лунном свете , 2017)
В Ичиэи Исибуми серии японских лайт-новелл « Высшая школа DxD» Григори — это организация падших ангелов, лидерами которой являются некоторые из Наблюдателей, упомянутых в Книге Еноха. Трое из них играют важные роли в истории: Азазель — генерал-губернатор Григори и становится главным второстепенным персонажем, Кокабиэль — главный антагонист третьего тома, а Баракиэль — отчужденный отец Акено Химедзимы , одного из главных героев.
В El Shaddai: Ascension of the Metatron многие члены Григори показаны на протяжении всей игры как главные антагонисты. Вот некоторые из них: Азазель , Армарос , Аракиэль , Баракиэль и Семьяза .
В английской локализации первой Drakengard игры главными антагонистами являются полубожественные существа, называемые «Наблюдатели». Хотя в игре их иногда называют « демонами », в оригинальном японском тексте их называют просто ангелами. В английской локализации приквела Drakengard 3 их тоже называют ангелами.
В оригинальной Dragon's Dogma дракона зовут Григори.
В «Городе ангелов» Николас Кейдж играет ангела-наблюдателя, который влюбляется в человеческую женщину Мег Райан .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ арамейский עִיר ʿiyr , множественное число עִירִין ʿiyrin , [ʕiːr(iːn)] ; Феодотиан транс : ир ; от корня евр . ʿer , «бодрствующий, бдительный»; [1] Греческий : ἐγρήγοροι, перевод. : егрегорои ; «Наблюдатели», «бодрствующие»; «охранник», «смотритель» [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Комментарий АСД к Даниилу 1980 , стр. 789, 780.
- ^ «Стронга H5894» . Blueletterbible.org. Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 3 июля 2012 г.
- ^ Баркер, Маргарет. (2005) [1987]. «Глава 1: Книга Еноха», в книге «Ветхий Завет: Сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве» . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1905048199
- ^ Баркер, Маргарет (2005) [1998]. Потерянный пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 1-905048-18-1 .
- ^ Даниил 4: 1–37.
- ^ Даниил 4: 23–25.
- ^ Беквит, Карл Л., изд. (6 февраля 2012 г.). Иезекииль, Дэниел . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. п. 285. ИСБН 978-0-8308-2962-0 .
- ^ Портеус 1965 , с. 69: «...решение наблюдателей по словам святых может отражать влияние вавилонской веры»
- ^ Медоукрофт 1995 , с. 45: «14 МТ читатель задается вопросом, кто рассказывает эту историю, наблюдатель или Навуходоносор. На короткий момент это кажется неважным, потому что сон и его причина («чтобы живые могли знать...»
- ^ Jump up to: а б Чарльзуорт 2010 , с. 130
- ^ Боккаччини 2005 , с. 157: «Чрезвычайно распространенным в 1 Еноха является термин «наблюдатели», который дает название всей книге Еноха (1 Енох 6–36). Он встречается во фразе «ирин ве-кадишин», «наблюдатели и святые, "
- ^ Никельсбург 2004 , с. 44
- ^ Чарльз Р.Х. Книга Еноха . Sacred-Texts.com.
- ^ Никельсбург 2004 , с. 23
- ^ Бэйн, Тереза (2012). Энциклопедия демонов в мировых религиях и культурах . МакФарланд . п. 333. ИСБН 978-0-7864-8894-0 . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Orlov 2011
- ^ Jump up to: а б Андрей А. Орлов (2011). Темные зеркала . СУНИ Пресс. п. 93. ИСБН 978-1-4384-3951-8 .
- ^ Генри Джордж Лидделл. Роберт Скотт. Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940. с. 474
- ^ «Иврит Стронга: 5894. עִיר (ир) – бодрствующий или бодрствующий» . Concordances.org . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Забытые книги Эдема: Книга тайн Еноха: Глава XVIII» . Sacred-texts.com . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Орлов «200 мириад вместе» – Поиск в Google» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 г. Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Джулия Крессвелл (2006). Словарь ангелов Уоткинса . Дункан Бэрд. ISBN 978-1-78028-360-9 .
- ^ Jump up to: а б с Роберт Чарльз Бранден (2006). Сатанинский конфликт и заговор Матфея . Питер Лэнг. п. 30. ISBN 978-0-8204-7916-3 .
- ^ Jump up to: а б ДДД 1998 , с. 893
- ^ " "равен по рангу моей силе" – Поиск в Google" . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Марк Майкл Эпштейн (1997). Мечты о подрывной деятельности в средневековом еврейском искусстве и литературе . Издательство Пенсильванского государственного университета . п. 141. ИСБН 978-0-271-01605-4 .
- ^ " "Орден архангелов отклонился" - Поиск в Google" . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 2 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Гастингс (1898). Библейский словарь . Том. 4. Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 409. ИСБН 978-1-4102-1728-8 .
- ^ Джеймс Х. Чарльзуорт (2010). Набор псевдоэпиграфов Ветхого Завета . Хендриксон. п. 149. ИСБН 978-1-59856-489-1 .
- ^ Мерсер (1997). Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер (ред.). Библейский словарь Мерсера (3-е и корр. издание). Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера . п. 253. ИСБН 0-86554-373-9 .
- ^ Орлов, Андрей А. (2005). Традиция Еноха-Метатрона . Тюбинген: Мор Зибек. п. 221. ИСБН 3-16-148544-0 .
- ^ Николас Дж. Бейкер-Брайан, Манихейство: заново открытая древняя вера
- ^ Jump up to: а б Стюарт, Тайлер А. (25 февраля 2022 г.). Происхождение и устойчивость зла в Послании к Галатам . Мор Зибек. п. 51. ИСБН 978-3-16-159873-9 .
- ^ Хаммерлинг, Рой (2 октября 2008 г.). История молитвы: с первого по пятнадцатый век . Академическое издательство «Брилл». п. 52. ИСБН 978-90-04-17122-0 .
- ^ Джонатан Бен-Дов (18 октября 2013 г.). «Обращение к ангелам для спасения еврейской мифологии» . Гаарец .
- ^ Аннус, А. (2010). «О происхождении наблюдателей: сравнительное исследование допотопной мудрости в месопотамских и еврейских традициях» . Журнал изучения псевдоэпиграфов . 19 (4): 277–320. дои : 10.1177/0951820710373978 . S2CID 55446884 .
- ^ «Эпизод 20: Сердце ангела – 1020 28321 – Сверхъестественные скриншоты высокого качества в формате HD» . Kisstemgoodbye.net . 07.05.2015 . Проверено 1 декабря 2016 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Баркер, Маргарет (2005). Потерянный пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство . Лондон: Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1905048182 . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г. Проверено 20 марта 2019 г.
- Баркер, Маргарет (2005). «Глава 1: Книга Еноха» . Ветхий Завет: сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве . Лондон: Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1905048199 . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- Боккаччини, Габриэле, изд. (2005). Происхождение Еноха и Кумрана: новый свет на забытую связь ([Nachdr.]. Ред.). Гранд-Рапидс (Мичиган): В. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-2878-7 .
- Чарльзворт, Джеймс Х., изд. (2010). Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. ISBN 978-1-59856-491-4 .
- Эрнандес Валенсия, Хуан С. (2024). «Влияние енохической традиции на Кумран: прием и адаптация Наблюдателей и Гигантов на примере тематического исследования», Perseitas 12, стр. 34–71 https://revistas.ucatolicaluisamigo.edu.co/index.php/perseitas/article /просмотр/4671
- DDD, Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер В. ван дер Хорст (1998). Словарь божеств и демонов в Библии (DDD) (2, обширная ред.). Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11119-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Медоукрофт, Ти Джей (1995). Арамейский Даниил и греческий Даниил: литературное сравнение . Шеффилд: Шеффилдская академия. Нажимать. ISBN 1-85075-551-5 .
- Никельсбург, Джордж В.Е. (2004). 1 Енох: новый перевод: на основе комментария к Гермении . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 0-8006-3694-5 .
- Орлов, Андрей А. (2011). Темные зеркала: Азазель и Сатанаил в ранней еврейской демонологии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-3951-8 .
- Платт, Резерфорд Х. (2004). Забытые книги Эдема (переиздание). Забытые книги. п. 239. ИСБН 1-60506-097-6 .
- Портеус, Норман В. (1965). Дэниел: комментарий . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0-664-22317-6 .
- Комментарий АСД к Даниилу (1980). Комментарий к Даниилу и Откровению: из Библейского комментария адвентистов седьмого дня (переиздание). Хагерстаун, Мэриленд: Паб Review and Herald. Ассоциация. ISBN 0-8280-2380-8 .