Jump to content

Наблюдатель (ангел)

Наблюдая за ангелом на шпиле церкви Святого Михаила, Клифтон-Хэмпден , Оксфордшир, Англия

Наблюдатель [а] это тип библейского ангела . Это слово встречается как во множественном, так и в единственном числе в Книге Даниила (2 век до н. э.), где упоминается святость существ. В апокрифических Книгах Еноха (II–I века до н.э.) упоминаются как хорошие, так и плохие Наблюдатели, с упором на мятежных. [3] [4]

Хорошие наблюдатели в Дэниеле

[ редактировать ]

В Книге Даниила 4:13, 17, 23 ( ESV ), [5] есть три упоминания о классе «страж, святой» («сторож», арамейский ʿir ; «святой», арамейский кадиш ). Этот термин введен Навуходоносором , который говорит, что видел «стража, святого, сходящего (единственное число глаголов) с небес ». Он описывает, как во сне страж говорит, что Навуходоносор будет есть траву и обезуметь, и что это наказание «по указу стражей, требованию слова святых»… «живые могут знать, что Всевышний правит в царстве людей». Услышав сон царя, Даниил целый час размышляет, а затем отвечает:

И потому, что царь увидел стража, святого, сходящего с неба и говорящего: «Срубите дерево и разрушьте его, а пень корня его оставьте в земле, связанный узами железа и меди, на земле». нежная полевая трава, и пусть он будет мокр от небесной росы, и пусть часть его будет со зверями полевыми, пока не пройдут над ним семь периодов времени». Вот толкование, о царь: это постановление Всевышнего, которое пришло на господина моего царя, что ты будешь изгнан из среды людей, и жилище твое будет со зверями полевыми. Ты будешь питаться травой, как вол, и будешь мокр от небесной росы, и пройдут над тобой семь периодов времени, пока ты не узнаешь, что Всевышний управляет царством людей и дает его тем, кому Он воля. [6]

Лютеранский протестантский реформатор Иоганн Виганд рассматривал наблюдателя во сне Навуходоносора либо как самого Бога, либо как Сына Божьего . Он продвигал тринитарное мышление, связывая стих 17 («Это по указу наблюдателей») со стихом 24 («это постановление Всевышнего»). [7]

Ученые считают, что эти «стражи, святые», возможно, демонстрируют влияние вавилонской религии , то есть попытка автора этого раздела Даниила представить вавилонских богов Навуходоносора, признающих силу бога Израиля как «Всевышнего». [8] Греческая версия Септуагинты отличается от арамейского масоретского текста : например, в арамейском тексте неясно, кто рассказывает историю стиха 14: Навуходоносор или наблюдатель во сне. [9]

Книги Еноха

[ редактировать ]

В «Книгах Еноха» первая Книга Еноха уделяет большое внимание падению наблюдателей . Вторая книга Еноха обращается к наблюдателям (греч. egrḗgoroi ), которые находятся на пятом небе, где произошло падение. Третья книга Еноха уделяет внимание непадшим наблюдателям. [10]

Использование термина «наблюдатели» часто встречается в Книге Еноха . Книга Стражей (1 Енох 6–36) встречается в арамейских фрагментах с фразой ирин ве-кадишин , «Стражи и святые», отсылкой к арамейскому Даниилу. [11] Арамейское слово « ирин» «наблюдатели» переводится как «ангел» (греч. angelos , коптский малах ) в греческом и эфиопском переводах, хотя обычный арамейский термин для обозначения ангела малаха не встречается в арамейском Енохе. [12]

Некоторый [ ВОЗ? ] попытались датировать этот раздел Первой книги Еноха примерно II–I веком до нашей эры и полагают, что эта книга основана на одной из интерпретаций отрывка о Сынах Божьих в 6-й главе Бытия, согласно которому ангелы спаривались с человеческими женщинами, порождая потомство. раса гибридов, известная как Нефилимы . Термин «ирин» в первую очередь применяется к непокорным наблюдателям, которых в общей сложности насчитывалось 200 человек, и среди которых названы их лидеры; но в равной степени арамейский ири («сторож» в единственном числе) также применяется к послушным архангелам, которые их сковывают, например, к Рафаэлю (1 Еноха 22:6).

Недобросовестные наблюдатели в Книге Еноха

[ редактировать ]

В Книге Еноха наблюдатели ( арамейское עִירִין, ийрин ) — это ангелы, посланные на Землю, чтобы присматривать за людьми. [ нужна ссылка ] Вскоре они начинают жаждать человеческих женщин и, по настоянию своего лидера Самьязы , отступают, чтобы незаконно обучать человечество и размножаться среди них, прибывая на гору под названием Хермон. [13] Отпрысками этих союзов являются Нефилимы , дикие гиганты, грабящие землю и подвергающие опасности человечество.

Самьяза и его соратники дополнительно обучали своих подопечных искусству и технологиям, таким как оружие, косметика, зеркала, колдовство и другие методы, которые в противном случае были бы открыты людьми постепенно, с течением времени, а не навязаны им всем сразу. В конце концов Бог позволяет Великому Потопу избавить землю от нефилимов, но сначала посылает Уриэля предупредить Ноя , чтобы он не истребил человеческую расу. Стражи связаны «в долинах земли» до Судного Дня ( Иуды в стихе 6 говорится: «И ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, соблюдает Он в вечных цепях, под тьмой, на суд великий день»).

Главные десятки, перечисленные в Книге Еноха, следующие:

7. И вот имена их вождей: Шемихаза — этот был их вождем; Артекоф , второй после него; Ремашель , третий после него; Кокабель , четвертый после него; Армумаэль , пятый после него; Рамель , шестой после него; Даниэль , седьмой после него; Зикель , восьмой после него; Баракель , девятый после него; Асаил , десятый после него; Германи , одиннадцатый после него; Матарел , двенадцатый после него; Ананель , тринадцатая после него; Сетавел , четырнадцатый после него; Самшиил , пятнадцатый после него; Сахриэль , шестнадцатый после него; Туммиэль , семнадцатый после него; Туриэль , восемнадцатый после него; Йомиэль , девятнадцатый ему; Йехадиил , двадцатый ему.8. Это их десятки. [14]

- Джордж В.Е., Никельсбург, 1 Енох: Перевод Герменеи , Глава 6

В книге Еноха также перечислены лидеры 200 падших ангелов, которые женились и вступили в неестественный союз с человеческими женщинами и которые обучали запретному знанию. Некоторые из них также перечислены в Книге Разиэля (Сефер Разиэль ха-Малах) , Зохаре и Юбилеях .

  • Аракиэль (также Аракиэль , Аракаэль, Арасиэль, Аркаэль, Саркуэль, Аркиэль, Аркас) обучал людей знакам земли. Однако в «Сивиллинских оракулах » Аракиэль упоминается не как падший ангел или наблюдатель, а как один из пяти ангелов , которые ведут души людей на суд, остальные четыре — Рамиэль , Уриэль , Самаэль и Азазель .
  • Армарос (также Амарос или Армониэль) в Енохе I научил человечество разрешать чары.
  • Азазель научил людей делать ножи, мечи, щиты, а также придумывать украшения и косметику.
  • Гадриэль (или Гадер'эль) обучал искусству косметики, владению оружием и смертельным ударам.
  • Баракель (Баракиэль) преподавал астрологию .
  • Безалиил, упомянутый в Енохе I, исключен из большинства переводов из-за поврежденных рукописей и проблем с передачей текста .
  • Хазакиэль (иногда Иезекиль или Камбриэль) обучал людей признакам облаков ( метеорологии ) .
  • Кокабиэль (также Какабель, Кохбиэль, Кокбиэль, Кабаиэль и Кохаб). В Книге Разиэля он высокопоставленный святой ангел. В «Енохе I» он — падший наблюдатель, житель преисподней и повелевает 365 000 суррогатных духов выполнять его приказы. Помимо других обязанностей, он обучает своих товарищей астрологии.
  • Пенемуэ «научил человечество искусству письма чернилами и бумагой» и научил «детей человеческих горькому и сладкому и секретам мудрости». (1 Енох 69.8)
  • Сариэль (также Суриэль ) рассказал человечеству о движении Луны ( одно время считавшееся запретным знанием).
  • Самьяза (также Шемяазаз, Шамазья, Семиаза, Шемхази, Семяза и Амезярак) — один из лидеров падения с небес в Vocabulaire de l'Angelologie .
  • Шамсиэль , когда-то хранитель Эдема , как сказано в Зоаре , служил одним из двух главных помощников архангела Уриэля ( вторым помощником был Хасдиил), когда Уриэль нес его знамя в битву, и является главой 365 легионов ангелов и ангелов. также венчает молитвы , сопровождая их до 5-го неба . В «Юбилеях» он упоминается как один из Наблюдателей. Он падший ангел, обучающий знакам Солнца .
  • Йекон или Джекон ( иврит : יָקוּם , латинизированный : Якум , букв. «он восстанет») был главарем, который первым соблазнил других Наблюдателей вступить в сексуальные отношения с людьми. [15] Его сообщниками были Асбил , Гадриэль, Пенемуэ и Касдайе (или Касадия), которые были идентифицированы как отдельные « сатаны ».

Рассказ о Книге Еноха связан с отрывком из Бытия 6: 1–4, в котором говорится о Сынах Божьих, а не о Стражах:

Когда мужчины стали умножаться на земле и у них рождались дочери, сыны Божии увидели, как прекрасны дочери человеческие, и взяли себе в жены столько из них, сколько пожелали. Тогда Господь сказал: «Дух Мой не пребудет в человеке навсегда, потому что он — всего лишь плоть. Дни его составят сто двадцать лет». В то время на земле появились нефилимы [{как и позднее}], после того как сыновья Божьи вступили в общение с дочерьми человеческими, которые родили им сыновей. Они были героями прошлого, знаменитыми людьми.

Вторая книга Еноха

[ редактировать ]

Еврейский псевдоэпиграф « Вторая книга Еноха» ( славянский Енох ) относится к Григориям , которые являются теми же, что и Стражи 1 Еноха. [16] Славянское использованное слово Григорий, в книге, представляет собой транскрипцию. [17] от греческого слова ἐγρήγοροι egrḗgoroi , что означает «бодрствующий». [18] Еврейский . эквивалент — ערים, что означает «бодрствующий», «пробуждённый» [19]

В главе 18 Григори представлены как бесчисленные солдаты человеческой внешности, «их размеры больше, чем у великих гигантов». Они расположены на пятом небе и идентифицируются как «Григори, которые вместе со своим князем Сатанаилом отвергли Господа света». [20] [21] В одной из версий Второго послания Еноха добавлено, что их число составляло 200 мириад (2 миллиона). [22] [23] [24] Более того, некоторые «спустились на землю от престола Господня», женились там на женщинах и « осквернили землю своими делами », что привело к заключению под землей . [20] [25] Число спустившихся на землю обычно оценивают в три. [ нужна ссылка ] но Андрей Орлов, цитируя текст, говорящий о трех, [17] в сноске отмечает, что в некоторых рукописях их число составляет 200 или даже 200 мириад. [16]

В главе 29, относящейся ко второму дню творения, до сотворения людей, говорится, что «один из чинов ангелов». [26] или, по другим версиям 2 Еноха, «один из чинов архангелов » [27] [28] или «один из чинов архангелов» [29] «задумал невозможную мысль поставить престол свой выше облаков над землей, чтобы он мог стать равным по рангу силе [Господней]. И [Господь] сбросил его с высоты вместе с ангелами Своими, и он был непрерывно летая в воздухе над бездонностью». Хотя в этой главе имя «Сатанаил» упоминается только в заголовке, добавленном в одной рукописи, [24] [30] Эту главу также часто понимают как относящуюся к Сатанаилу и его ангелам Григори. [24] [29]

проводит Библейский словарь Мерсера различие между Григори и падшими ангелами, утверждая, что на пятом небе Енох видит «гигантов, братьями которых были падшие ангелы». [31]

В более длинной редакции 2 Еноха 18:3 узники второго неба идентифицируются как ангелы Сатанаила . [32]

Другие источники и традиции

[ редактировать ]

Книга гигантов

[ редактировать ]

История Наблюдателей показана также в «Книге гигантов» . [33]

Книга юбилеев

[ редактировать ]

Термин «Наблюдатели» встречается в Книге Юбилеев (Иудея 4:15, 5:1).

Дамасский документ

[ редактировать ]

Ссылка на «падение наблюдателей с небес» находится на иврите в Дамасском Документе 2:18, перекликаясь с 1 Еноха 13:10. [25]

Первое послание к Коринфянам

[ редактировать ]

, в Первом послании к Коринфянам По словам отца ранней церкви Тертуллиана в 11:10 упоминаются Стражи. [34] Он учил, что похоть Стражей была причиной указания Святого Павла христианским женщинам носить головной убор. [34] Тертуллиан сослался на случай с женщиной, к шее которой прикоснулся ангел, «который нашел ее искушением». [35]

Филон из Библоса

[ редактировать ]

Согласно Прев 1.10.1-2 Филона Библского , Санчуниатон из которых произошли разумные существа, и их называли Зофаземинами ( евр. упоминал «некоторые живые существа , не имевшие восприятия , Небеса'). И они имели форму яйца». [10]

Зоар . упоминает «наблюдателей» сна Навуходоносора

Возможное вавилонское/арамейское происхождение

[ редактировать ]

По словам Джонатана Бен-Дова из Хайфского университета , миф о наблюдателях зародился в Ливане, когда арамейские писатели пытались интерпретировать изображения на месопотамских каменных памятниках, не имея возможности прочитать их аккадский текст. [36]

Амар Аннус из Тартуского университета утверждает, что Стражи были задуманы как полемические изображения месопотамского Апкаллу , который дал человеку мудрость до потопа (который в енохийской литературе изображается как развращающее влияние). [37]

[ редактировать ]

В художественной литературе и широкой популярной культуре было много разных изображений Григори.

В религиозной сатире Кевина Смита » 1999 года «Догма упоминается , что персонаж Бартлби (которого играет Бен Аффлек ) раньше был Наблюдателем.

В Даррена Аронофски « 2014 года библейском эпосе Ной» есть большое количество Наблюдателей, и они изображены изгнанными с Небес после решения помочь человечеству.

В Трейси Хардинг книге «Космический логос» Григори — это группа падших духовных существ, которые наблюдали за духовной эволюцией человека и помогали ей, получив таким образом титул «Наблюдатели».

В « Сверхъестественного эпизоде ​​​​10 сезона » «Сердце ангела» упоминается Григори, а один из них, Тамиэль (под именем «Питер Холлоуэй») выступает в качестве главного врага эпизода. В какой-то момент этого эпизода показана картина, предположительно изображающая Григория — на самом деле это классическое изображение архангела Михаила, побеждающего сатану. [38]

В популярном подкасте The Black Tapes Григори упоминается в 105-й серии под названием «Дьявол, которого вы знаете».

В своем «Сигма-сила» романе «Костяной лабиринт » (2015) Джеймс Роллинз описывает создателей Атлантиды как «Наблюдателей», высший гибридный вид ранних людей и неандертальцев, которые распространяли знания и, возможно, скрещивались с людьми по всему миру. Они также создали защищенный, скрытый город Атлантиду, расположенный в Эквадоре.

В Лорен Кейт книге « Падшие » группа под названием «Наблюдатели» изучала ангелов, которые общались со смертными женщинами, но более пристально — Даниэля Григори, шестого архангела.

В сериале Дарынды Джонс «Чарли Дэвидсон» Шон Фостер представлен как нефилим , «наполовину человек, наполовину ангел… произошедший от союза григори и человека». ( Одиннадцатая могила в лунном свете , 2017)

В Ичиэи Исибуми серии японских лайт-новелл « Высшая школа DxD» Григори — это организация падших ангелов, лидерами которой являются некоторые из Наблюдателей, упомянутых в Книге Еноха. Трое из них играют важные роли в истории: Азазель — генерал-губернатор Григори и становится главным второстепенным персонажем, Кокабиэль — главный антагонист третьего тома, а Баракиэль — отчужденный отец Акено Химедзимы , одного из главных героев.

В El Shaddai: Ascension of the Metatron многие члены Григори показаны на протяжении всей игры как главные антагонисты. Вот некоторые из них: Азазель , Армарос , Аракиэль , Баракиэль и Семьяза .

В английской локализации первой Drakengard игры главными антагонистами являются полубожественные существа, называемые «Наблюдатели». Хотя в игре их иногда называют « демонами », в оригинальном японском тексте их называют просто ангелами. В английской локализации приквела Drakengard 3 их тоже называют ангелами.

В оригинальной Dragon's Dogma дракона зовут Григори.

В «Городе ангелов» Николас Кейдж играет ангела-наблюдателя, который влюбляется в человеческую женщину Мег Райан .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ арамейский עִיר ʿiyr , множественное число עִירִין ʿiyrin , [ʕiːr(iːn)] ; Феодотиан транс : ир ; от корня евр . ʿer , «бодрствующий, бдительный»; [1] Греческий : ἐγρήγοροι, перевод. : егрегорои ; «Наблюдатели», «бодрствующие»; «охранник», «смотритель» [2]
  1. ^ Комментарий АСД к Даниилу 1980 , стр. 789, 780.
  2. ^ «Стронга H5894» . Blueletterbible.org. Архивировано из оригинала 15 ноября 2012 г. Проверено 3 июля 2012 г.
  3. ^ Баркер, Маргарет. (2005) [1987]. «Глава 1: Книга Еноха», в книге «Ветхий Завет: Сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве» . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN   978-1905048199
  4. ^ Баркер, Маргарет (2005) [1998]. Потерянный пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство . Лондон: СПКК; Шеффилд Феникс Пресс. ISBN   1-905048-18-1 .
  5. ^ Даниил 4: 1–37.
  6. ^ Даниил 4: 23–25.
  7. ^ Беквит, Карл Л., изд. (6 февраля 2012 г.). Иезекииль, Дэниел . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. п. 285. ИСБН  978-0-8308-2962-0 .
  8. ^ Портеус 1965 , с. 69: «...решение наблюдателей по словам святых может отражать влияние вавилонской веры»
  9. ^ Медоукрофт 1995 , с. 45: «14 МТ читатель задается вопросом, кто рассказывает эту историю, наблюдатель или Навуходоносор. На короткий момент это кажется неважным, потому что сон и его причина («чтобы живые могли знать...»
  10. ^ Jump up to: а б Чарльзуорт 2010 , с. 130
  11. ^ Боккаччини 2005 , с. 157: «Чрезвычайно распространенным в 1 Еноха является термин «наблюдатели», который дает название всей книге Еноха (1 Енох 6–36). Он встречается во фразе «ирин ве-кадишин», «наблюдатели и святые, "
  12. ^ Никельсбург 2004 , с. 44
  13. ^ Чарльз Р.Х. Книга Еноха . Sacred-Texts.com.
  14. ^ Никельсбург 2004 , с. 23
  15. ^ Бэйн, Тереза ​​(2012). Энциклопедия демонов в мировых религиях и культурах . МакФарланд . п. 333. ИСБН  978-0-7864-8894-0 . Проверено 27 ноября 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б Orlov 2011
  17. ^ Jump up to: а б Андрей А. Орлов (2011). Темные зеркала . СУНИ Пресс. п. 93. ИСБН  978-1-4384-3951-8 .
  18. ^ Генри Джордж Лидделл. Роберт Скотт. Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940. с. 474
  19. ^ «Иврит Стронга: 5894. עִיר (ир) – бодрствующий или бодрствующий» . Concordances.org . Проверено 1 декабря 2016 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Забытые книги Эдема: Книга тайн Еноха: Глава XVIII» . Sacred-texts.com . Проверено 1 декабря 2016 г.
  21. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  22. ^ «Орлов «200 мириад вместе» – Поиск в Google» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 г. Проверено 2 июля 2012 г.
  23. ^ Джулия Крессвелл (2006). Словарь ангелов Уоткинса . Дункан Бэрд. ISBN  978-1-78028-360-9 .
  24. ^ Jump up to: а б с Роберт Чарльз Бранден (2006). Сатанинский конфликт и заговор Матфея . Питер Лэнг. п. 30. ISBN  978-0-8204-7916-3 .
  25. ^ Jump up to: а б ДДД 1998 , с. 893
  26. ^ " "равен по рангу моей силе" – Поиск в Google" . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 2 июля 2012 г.
  27. ^ Марк Майкл Эпштейн (1997). Мечты о подрывной деятельности в средневековом еврейском искусстве и литературе . Издательство Пенсильванского государственного университета . п. 141. ИСБН  978-0-271-01605-4 .
  28. ^ " "Орден архангелов отклонился" - Поиск в Google" . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 г. Проверено 2 июля 2012 г.
  29. ^ Jump up to: а б Джеймс Гастингс (1898). Библейский словарь . Том. 4. Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 409. ИСБН  978-1-4102-1728-8 .
  30. ^ Джеймс Х. Чарльзуорт (2010). Набор псевдоэпиграфов Ветхого Завета . Хендриксон. п. 149. ИСБН  978-1-59856-489-1 .
  31. ^ Мерсер (1997). Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер (ред.). Библейский словарь Мерсера (3-е и корр. издание). Мейкон, Джорджия: Издательство Университета Мерсера . п. 253. ИСБН  0-86554-373-9 .
  32. ^ Орлов, Андрей А. (2005). Традиция Еноха-Метатрона . Тюбинген: Мор Зибек. п. 221. ИСБН  3-16-148544-0 .
  33. ^ Николас Дж. Бейкер-Брайан, Манихейство: заново открытая древняя вера
  34. ^ Jump up to: а б Стюарт, Тайлер А. (25 февраля 2022 г.). Происхождение и устойчивость зла в Послании к Галатам . Мор Зибек. п. 51. ИСБН  978-3-16-159873-9 .
  35. ^ Хаммерлинг, Рой (2 октября 2008 г.). История молитвы: с первого по пятнадцатый век . Академическое издательство «Брилл». п. 52. ИСБН  978-90-04-17122-0 .
  36. ^ Джонатан Бен-Дов (18 октября 2013 г.). «Обращение к ангелам для спасения еврейской мифологии» . Гаарец .
  37. ^ Аннус, А. (2010). «О происхождении наблюдателей: сравнительное исследование допотопной мудрости в месопотамских и еврейских традициях» . Журнал изучения псевдоэпиграфов . 19 (4): 277–320. дои : 10.1177/0951820710373978 . S2CID   55446884 .
  38. ^ «Эпизод 20: Сердце ангела – 1020 28321 – Сверхъестественные скриншоты высокого качества в формате HD» . Kisstemgoodbye.net . 07.05.2015 . Проверено 1 декабря 2016 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Баркер, Маргарет (2005). Потерянный пророк: Книга Еноха и ее влияние на христианство . Лондон: Шеффилд Феникс Пресс. ISBN  978-1905048182 . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 г. Проверено 20 марта 2019 г.
  • Баркер, Маргарет (2005). «Глава 1: Книга Еноха» . Ветхий Завет: сохранение тем древнего королевского культа в сектантском иудаизме и раннем христианстве . Лондон: Шеффилд Феникс Пресс. ISBN  978-1905048199 . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 19 марта 2019 г.
  • Боккаччини, Габриэле, изд. (2005). Происхождение Еноха и Кумрана: новый свет на забытую связь ([Nachdr.]. Ред.). Гранд-Рапидс (Мичиган): В. Б. Эрдманс. ISBN  0-8028-2878-7 .
  • Чарльзворт, Джеймс Х., изд. (2010). Псевдоэпиграфы Ветхого Завета . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. ISBN  978-1-59856-491-4 .
  • Эрнандес Валенсия, Хуан С. (2024). «Влияние енохической традиции на Кумран: прием и адаптация Наблюдателей и Гигантов на примере тематического исследования», Perseitas 12, стр. 34–71 https://revistas.ucatolicaluisamigo.edu.co/index.php/perseitas/article /просмотр/4671
  • DDD, Карел ван дер Тоорн, Боб Бекинг, Питер В. ван дер Хорст (1998). Словарь божеств и демонов в Библии (DDD) (2, обширная ред.). Лейден: Брилл. ISBN  90-04-11119-0 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Медоукрофт, Ти Джей (1995). Арамейский Даниил и греческий Даниил: литературное сравнение . Шеффилд: Шеффилдская академия. Нажимать. ISBN  1-85075-551-5 .
  • Никельсбург, Джордж В.Е. (2004). 1 Енох: новый перевод: на основе комментария к Гермении . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN  0-8006-3694-5 .
  • Орлов, Андрей А. (2011). Темные зеркала: Азазель и Сатанаил в ранней еврейской демонологии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-1-4384-3951-8 .
  • Платт, Резерфорд Х. (2004). Забытые книги Эдема (переиздание). Забытые книги. п. 239. ИСБН  1-60506-097-6 .
  • Портеус, Норман В. (1965). Дэниел: комментарий . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN  0-664-22317-6 .
  • Комментарий АСД к Даниилу (1980). Комментарий к Даниилу и Откровению: из Библейского комментария адвентистов седьмого дня (переиздание). Хагерстаун, Мэриленд: Паб Review and Herald. Ассоциация. ISBN  0-8280-2380-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf47eb9ed529fc630fe98a2e3fa124fc__1722462300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/fc/cf47eb9ed529fc630fe98a2e3fa124fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Watcher (angel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)