Дэниел 8
Главы Книги Даниила |
---|
Глава 8 Книги Даниила — восьмая глава Книги Даниила . В нем рассказывается о видении Даниила двурогого овна, уничтоженного однорогим козлом, за которым следует история «маленького рога», который является кодовым словом Даниила для обозначения греческого царя Антиоха IV Эпифана . [ 1 ]
Хотя действие видения происходит во время правления или регентства царя Валтасара (который, вероятно, умер в 539 г. до н. э.), предметом видения является угнетение Антиохом еврейского народа во втором веке до н. э.: он объявил вне закона еврейские обычаи, такие как обрезание, календарь еврейских праздников. , диетические ограничения и субботы , соблюдение [ Примечания 1 ] объявил владение свитком Торы преступлением, караемым смертной казнью, и построил в Храме алтарь Зевсу (« мерзость запустения »). [ 2 ] Его программа вызвала народное восстание, которое привело к возвращению Иерусалима и Храма Иудой Маккавеем (164 г. до н.э.). [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]На третьем году правления Валтасара , царя Вавилонского, Даниил в видении видит себя в Сузах , что в Эламе , на территории современного западного Ирана . В своем видении он видит овна с двумя рогами, один больше другого; баран бросается на запад, на север и на юг, и никакой другой зверь не может устоять против него. Затем Даниил видит козла с единственным рогом, идущего с запада, не касаясь земли; оно поражает овна и губит его. На пике своего могущества рог козла сломан, и на его месте вырастают четыре рога. [ 4 ] Один из рогов мал, но растет и преуспевает во всем, что делает, сбрасывая звезды на землю, прекращая ежедневную жертву, разрушая святилище и бросая истину на землю. [ 5 ] Даниилу сказано, что видение исполнится через 2300 вечеров и утр, когда святилище будет очищено. [ 6 ] Появляется ангел Гавриил и сообщает Даниилу, что это видение о времени конца . [ 7 ]
Состав и структура
[ редактировать ]Книга Даниила возникла как сборник народных сказок еврейской общины Вавилона и Месопотамии в персидский и ранний эллинистический периоды (5-3 века до н.э.), а позже была расширена за счет видений глав 7–12 в эпоху Маккавеев ( середина II века). [ 8 ] Дэниел – легендарная личность [ 9 ] и его имя, предположительно, было выбрано для героя книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [ 10 ] Структуру главы можно описать следующим образом: [ 11 ]
I. Введение: дата и место (стихи 1–2);
II. Отчет о видении: баран, козел, ангельский разговор (3–12);
III. Богоявление (явление) переводчика: обстоятельства и желание истолкования, прозрение (15–17);
IV. Толкование: обстоятельства, толкование образов, заключительное слово ангела (18–26);
V. Заключительное изложение реакции визионера, т.27.
Жанр и темы
[ редактировать ]Книга Даниила — апокалипсис , литературный жанр, в котором человеку-реципиенту открывается небесная реальность; таким произведениям свойственны видения, символизм, потусторонний посредник, акцент на космических событиях, ангелах и демонах, а также псевдонимность (ложное авторство). [ 12 ] Апокалипсисы были распространены с 300 г. до н. э. по 100 г. н. э. не только среди евреев и христиан, но и среди греков, римлян , персов и египтян . [ 13 ] Даниил, герой книги, — представитель апокалиптического провидца, получатель божественного откровения: познал мудрость вавилонских волхвов и превзошел их, потому что его Бог — истинный источник знания; он один из маскилов , мудрецов, чья задача — учить праведности. [ 13 ] Книга также является эсхатологией , то есть божественным откровением о конце нынешнего века, моменте, когда Бог вмешается в историю, чтобы возвестить последнее Царство. [ 14 ]
8-я глава книги Даниила соответствует типу «символического видения во сне» и «царственного» или «династического» пророчества, аналогичного произведению, называемому «Вавилонское династическое пророчество» — более обширный пример появляется в Даниила 11. В качестве источников оно черпает на 7-й главе книги Даниила, где представлена символика «малого рога» и «святых» (ангелов), а также на Книге Иезекииля , где указано место у реки и явление явления ангела, и на Книга Аввакума, посвященная «концу времени». «Небольшой рог», сбрасывающий на землю часть звезд, напоминает Исайю 14:12 и Люцифера , что, в свою очередь, предполагает угаритский (ханаанский) миф о попытке Аттара занять трон Ваала . [ 15 ]
Глава 8 посвящена действиям мировых держав в «конце времен». [ 16 ] Ход истории предопределен, и Антиох просто играет роль в реализации Божьего плана. [ 17 ] Таким образом, 8-я глава Даниила представляет собой переосмысление и расширение 7-й главы Даниила: [ 18 ] если в главе 7 лишь загадочно говорилось о переходе от Мидо-Персидской империи к эпохе греческих царей, то в главе 8 это делается явно; Точно так же в главе 8 загадочно говорится о «небольшом роге», история которого будет подробно рассмотрена в следующих главах. [ 16 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Глава 8 книги Даниила представляет собой интерпретацию времени автора, 167–164 гг. до н.э., с утверждением, что Бог положит конец угнетению еврейского народа. [ 19 ] Он начинается с завоевания империи Ахеменидов , затрагивает возвышение четырех греческих королевств-преемников, а затем фокусируется на карьере Антиоха IV Эпифана , который занял трон империи Селевкидов в 175 году до нашей эры. [ 20 ] Антиох оказался в конфликте с евреями, и хотя подробности неясны, похоже, что в Иерусалиме произошло восстание , он послал войска для его подавления, в результате чего ежедневное жертвоприношение во Втором Храме было остановлено, а сам Храм был прекращен. оскверненный. [ 21 ] Датой этого обычно является 167 г. до н.э. [ 21 ] Попытка уничтожить традиционную религию и культуру неизбежно вызвала реакцию, и повстанцы во главе с Иудой Маккавеем и его братьями одержали достаточно военных побед над Селевкидами, чтобы через три года вернуть себе и очистить храм. [ 21 ]
Овен, козел, большой рог и четыре новых рога
[ редактировать ]Символы овна и козла, объясненные в тексте Даниила 8 как символы царей Персии и Греции , взяты из созвездий , которые управляют Персией и Сирией в эллинистической астрологии . [ 22 ] Ученые сходятся во мнении, что первый сломанный рог козла — это Александр Великий , а четыре рога, которые затем возникают, — это четыре генерала, разделившие его империю. [ 23 ] Тот факт, что козел не касается земли, когда он атакует барана, может отражать скорость завоевания Александра. [ 24 ]
«Небольшой рог» и его война с Богом
[ редактировать ]«Небольшой рог», возникающий из четырех рогов, — это Антиох Эпифан . [ 22 ] Он «растет в силе на юге и востоке и в направлении прекрасной земли», отражая кампании Антиоха в Египте (169–168 гг. До н.э.), Персии (166 г. до н.э.) и Израиле («прекрасная земля»). [ 25 ] «Истина была брошена на землю» маленьким рогом, топчущим землю: вероятно, это ссылка на Тору , Закон Моисея. [ 26 ]
Даниила 8:13, «Святые» в скорее всего, означают ангелов , а не святых, как в версии короля Иакова. [ 27 ] Иногда в еврейской Библии кажется, что это относится к израильтянам. [ 28 ] В древнем Израиле звезды обычно отождествлялись с ангелами, и в 8:10 читателю сообщается, что небольшой рог «вырос большим... и некоторых из сонма звезд он поверг на землю и растоптал их», что указывает на что Антиох борется с «небесным воинством» ангелов Божиих. [ 29 ] Действительно, он «стремился быть таким же великим, как Князь воинства», самого Бога. [ 25 ]
Даниил — единственная книга в еврейской Библии, в которой ангелам даны имена. Гавриил , возможно, получил свое, потому что он «имеет вид человека» (ивр. gaber ); он предстает здесь как посланник и толкователь Божьей вести, та же роль, которую ему позднее отвел автор Луки сцены благовещения Лк . ( 1:19 , 26 ). [ 30 ] Израиля Михаил изображен как ангел-хранитель и воин. [ 30 ] Выдающееся положение, отведенное этим божественным существам в книге Даниила, типично для эллинистической еврейской литературы, но гораздо более ограничено, чем в современных произведениях, таких как « Первый Енох» . [ 30 ]
2300 вечеров и утра
[ редактировать ]В стихе 13 Даниил слышит двух «святых» (ангелов). Кто-то спрашивает: «Как долго продлится это видение о всесожжении регулярном, о беззаконии, опустошающем, и о предании святилища и воинства на попирание?», и Даниилу сообщают, что оно будет «в течение 2300 вечеров и утр, "или 1150 дней. [ 31 ] Этому противоречит (дважды в одном предложении) в конце 12-й главы Книги Даниила, где говорится, что «с того момента, как будет убрано регулярное всесожжение… пройдет 1290 дней; счастливы те, кто выстоит и достигнет 1335 дней». ( Даниил 12:11–12 ): разные числа, сначала 1150 дней, затем 1290 и, наконец, 1335, предположительно являются изменениями, внесенными, когда предыдущие числа остались без исполнения. [ 32 ]
Первоначально речь шла о продолжительности осквернения Храма, но 1150 дней — это чуть меньше трех с половиной лет, тогда как осквернение длилось всего три года. [ 31 ] Кажется вероятным, что фокус автора сместился с осквернения и повторного освящения Храма на конец истории, который ознаменуется воскресением мертвых: за последним числом в Даниила 12:12 следует указание Даниилу, чтобы он «пойди и отдохни; в конце дней ты воскреснешь для получения награды твоей». [ 32 ]
Истолкование 2300 вечеров и утр как эквивалентных половине этого числа дней – 1150 дней – кажется наиболее распространенным, но К. Л. Соу , ведущий исследователь Даниила, считает, что это означает 2300 полных дней. Это будет эквивалентно примерно семи годам; если предположить, что конечной точкой является повторное освящение Храма и восстановление жертвоприношений в 164 г. до н. э., отправной точкой будет убийство первосвященника Ониаса III в 171 г., еще один примечательный год в событиях, приведших к осквернению. . [ 33 ]
Христианские эсхатологические чтения
[ редактировать ]Книга Даниила, наряду с Откровением , составила одну из основ христианской эсхатологии . [ 34 ] [ Примечания 2 ] Авторы Евангелий отождествляли Иисуса с « » из 7-й главы Даниила подобным сыну человеческому , а к III веку нашей эры камень из 2-й главы Даниила и четвертая фигура в печи в 3-й главе Даниила интерпретировались как Христос , четвертое царство. В 7-й главе Даниила был Рим , а «маленький рог» — Антихрист (его отождествление с Антиохом было опровергнуто Иеронимом в знаменитой беседе с языческим философом Порфирием ). [ 35 ] График Даниила был переосмыслен в соответствии с христианскими ожиданиями: например, обычно считалось, что пророчество о 70 седьминах в Даниила 9:20–27 закончится либо жизнью и смертью Христа, либо разрушением Иерусалима в 70 году нашей эры. [ 36 ]
В средние века диссиденты католики- , а позже и Мартин Лютер , идентифицировали папу как Антихриста, в то время как «маленький рог» включал Магомета , Антиоха и папство, в зависимости от того, о какой главе Книги Даниила идет речь. [ 36 ] В 17 веке английские пуритане интерпретировали свою борьбу как борьбу армии Бога (сами себя) с Антихристом (папой) и его союзником (королем), а люди Пятой монархии взяли свое название и идеал правления из 7-й главы Даниила. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бандстра 2008 , с. 452.
- ^ Бандстра 2008 , с. 449.
- ^ Аун 2010 , с. 15-19.
- ^ Даниил 8: 5–8
- ^ Даниил 8: 9–12.
- ^ И. 8:13–14
- ^ И. 8:15–19
- ^ Коллинз 1984 , с. 29,34–35.
- ^ Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Redditt 2008 , стр. 176-177,180.
- ^ Коллинз 1984 , с. 84-85.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2006 , с. 397-406.
- ^ Кэрролл 2000 , с. 420-421.
- ^ Коллинз 1984 , с. 86-87.
- ^ Jump up to: а б Крац 2001 , с. 100.
- ^ Таунер 1984 , с. 121.
- ^ Книбб 2001 , с. 18.
- ^ Таунер 1984 , с. 115-116.
- ^ Граббе 2010 , с. 6-10.
- ^ Jump up to: а б с Граббе 2010 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 1984 , с. 87.
- ^ Бреттлер 2005 , с. 213.
- ^ Таунер 1984 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Хаммер 1976 , стр. 85.
- ^ Хилл 2009 , с. нет нумерации страниц.
- ^ Даниил 8:13 : KJV
- ^ Коллинз 1998 , с. 104-105.
- ^ Коллинз 1998 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с Таунер 1984 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2013 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Коллинз 2013 , с. 86.
- ^ Сеоу 2003 , с. 125.
- ^ Роуленд 2007 , с. 344.
- ^ Лукас 2005 , с. 156 158.
- ^ Jump up to: а б Люк 2005 , с. 156
- ^ Вебер 2007 , с. 374-375.
Библиография
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (2010). «Мир римского эллинизма» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Бар, Шауль (2001). Непрочитанное письмо: сны в еврейской Библии . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа. ISBN 978-0-87820-424-3 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-95129-8 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-1001-9 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Кон, Шэй, Джей Ди (2006). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22743-2 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0020-6 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. п. 103 . ISBN 978-0-8028-4371-5 .
Сын Человеческий: Толкование и влияние 7-й главы Даниила.
- Коллинз, Джон Дж. (2001). Провидцы, Сивиллы и мудрецы в эллинистически-римском иудаизме . БРИЛЛ. ISBN 978-0-391-04110-3 .
- Коллинз, Джон Дж. (2002). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 90-04-11675-3 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 978-0-8264-1520-2 .
- Коллинз, Джон Дж. (2013). «Дэниел» . Ин Либ, Майкл; Мейсон, Эмма; Робертс, Джонатан (ред.). Оксфордский справочник по истории получения Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-164918-9 .
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 978-0-19-925425-5 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-1-61164-047-2 .
- Духан, Жак (2000). Тайны Даниила: мудрость и мечты еврейского принца в изгнании . Review and Herald Pub Assoc. ISBN 978-0-8280-1424-3 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0-391-04128-2 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 978-0-567-55248-8 .
- Граббе, Лестер Л. (2002a). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 978-0-203-46101-3 .
- Граббе, Лестер Л. (2002b). «Дан(иэль) на все времена» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 90-04-11675-3 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09765-9 .
- Харрисон, РК (1979). Международная стандартная библейская энциклопедия: Книга Даниила . Эрдманс. ISBN 0-8028-3781-6 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4633-4 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Дэниел» . В Гарленде, Дэвид Э.; Лонгман, Тремпер (ред.). Дэниел-Малачи . Зондерван. ISBN 978-0-310-59054-5 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-0-664-22991-7 .
- Книбб, Майкл (2001). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 90-04-11675-3 .
- Крац, Рейнхард (2001). «Видения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 90-04-11675-3 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-937050-4 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-2694-2 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 978-0-8010-4835-7 . Макдональд, Ли Мартин (2012). Формирование Библии: история церковного канона . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson Publishers. п. 57. ИСБН 978-1-59856-838-7 . Проверено 22 июля 2014 г.
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 978-0-567-08213-8 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2896-5 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-927197-9 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-6733-2 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 978-0-567-04450-1 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-145798-2 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25675-3 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 978-0-88125-372-6 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-510-6 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23756-1 .
- ВандерКам, Джеймс К. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6435-2 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-224330-0 .
- Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-65272-9 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974248-6 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 0-391-04128-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болдуин, Джойс Г. (1981). Дональд Дж. Уайзман (ред.). Дэниел: введение и комментарии . Даунерс-Гроув: Межвузовская пресса . ISBN 978-0-87784-273-6 .
- Брайант, Пьер (2002) [1996]. От Кира до Александра . Перевод Питера Дэниэлса. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. п. 42. ИСБН 1-57506-031-0 .
- Браун, Раймонд Э.; Фитцмайер, Джозеф А.; Мерфи, Роланд Э., ред. (1999). Библейский комментарий Нового Иеронима . Прентис Холл. п. 1475 . ISBN 0-13-859836-3 .
- Кэри, Грег (1999). Блумквист, Л. Грегори (ред.). Видение и убеждение: риторические измерения апокалиптического дискурса (онлайн-книги Google) . Чалис Пресс. п. 224. ИСБН 0-8272-4005-8 . Проверено 25 июня 2010 г.
- Кейси, Морис (1980). Сын Человеческий: Толкование и влияние Даниила 7 . Общество распространения христианских знаний. п. 272. ИСБН 0-281-03697-7 .
перечисляет десять комментаторов «сирийской традиции», которые идентифицируют четвертого зверя из главы 7 как Грецию, небольшой рог как Антиоха и – в большинстве случаев – «святых Всевышнего» как евреев Маккавеев.
- Кон-Шербок, Дэн (1996). Еврейская Библия (онлайн-книги Google) . Касселл. п. 257. ИСБН 0-304-33703-Х . Проверено 24 июня 2010 г.
- Коллесс, Брайан (1992). «Кир Перс как Дарий Мидянин в Книге Даниила» (PDF) . Журнал для изучения Ветхого Завета . 56 . сайт подписки: 115 . Проверено 12 июня 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Догерти, Раймонд Филип (1929). Набонид и Валтасар: исследование завершающих событий Нововавилонской империи . Издательство Йельского университета. п. 216. АСИН B000M9MGX8 .
- Эйзенман, Роберт (1998). Иаков, брат Иисуса: ключ к разгадке тайн раннего христианства и свитков Мертвого моря . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-025773-Х .
- Форд, Десмонд (1978). Дэниел . Южная издательская ассоциация. п. 309. ИСБН 0-8127-0174-7 .
- Эванс, Крейг А .; Флинт, Питер В. (1997). Эсхатология, мессианизм и свитки Мертвого моря . Гранд-Рапидс, Мичиган: издательства William B. Eerdmans Publishing Co. ISBN 978-0-8028-4230-5 .
- Голдингей, Джон (1989). Даниил (Word Biblical Themes) (Расширенный текстовый формат книги) . Даллас: Издательская группа Word. п. 132. ИСБН 0-8499-0794-2 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Граббе, Лестер Л. (2008). «Глава 16: Израиль от расцвета эллинизма до 70 г. н.э.» . В Роджерсоне, Джон Уильям; Лью, Джудит (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . США: Издательство Оксфордского университета. п. 920. ИСБН 978-0-19-923777-7 .
- Кеннет Сильван Гатри (1987). Дэвид Р. Фиделер (ред.). Справочник и библиотека по Пифагору: антология древних сочинений, касающихся Пифагора и пифагорейской философии . Перевод Гатри; Томас Тейлор; Артур Фэрбенкс младший (Новое издание). Гранд-Рапидс: Phanes Press . ISBN 978-0-933999-51-0 .
- Луи Ф. Хартман и Александр А. Ди Лелла, «Даниил», в книге Раймонда Э. Брауна и др., изд., The New Jerome Biblical Commentary , 1990, стр. 406–20.
- Хоппе, Лесли Дж. (1992). «Второзаконие» (онлайн-книги Google) . В Берганте, Дайанна (ред.). Библейский комментарий Колледжвилля: основан на Новой американской Библии: Ветхий Завет . Литургическая пресса. п. 464. ИСБН 0-8146-2211-9 . Проверено 24 июня 2010 г.
- Кейл, CF; Делич, Франц (2006) [1955]. Иезекииль и Даниил . Комментарий к Ветхому Завету. Том. 9. Издательство Хендриксон. ISBN 0-913573-88-4 .
- Лонгман III, Тремпер; Диллард, Раймонд Б. (2006) [1995]. Введение в Ветхий Завет (2-е изд.). Зондерван. п. 528.
- Лукас, Эрнест (2002). Дэниел . Лестер, Англия: Аполлос. ISBN 0-85111-780-5 .
- Миллард, Алан Р. (апрель – июнь 1977 г.). «Даниил 1–6 и история» (PDF) . Евангелический ежеквартальный журнал . 49 (2). Патерностер: 67–73. дои : 10.1163/27725472-04902002 . S2CID 251878183 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2010 г. Проверено 19 июня 2010 г.
- Миллер, Стивен Б. (1994). Дэниел . Новый американский комментарий. Том. 18. Нэшвилл: Бродман и Холман. п. 348. ИСБН 0-8054-0118-0 .
- Мерфи, Фредерик Джеймс (1998). Падший Вавилон: Откровение Иоанну (онлайн-книги Google) . Тринити Пресс Интернешнл. п. 472. ИСБН 1-56338-152-4 . Проверено 26 июня 2010 г.
- Примечания (1992). Новая американская Библия . Католическое книжное издательство, с. 1021. ИСБН 978-0-89942-510-8 .
- Оппенгейм, А. Лео (1966). «Вавилонские и ассирийские исторические тексты». В Джеймсе Б. Причарде (ред.). Древние ближневосточные тексты (2-е изд.; 3-е печатное изд.). Издательство Принстонского университета. п. 308.
- Роули, Х.Х. (1959). Дарий Мидянин и четыре мировых империи в книге Даниила: историческое исследование современных теорий . Издательство Уэльского университета. п. 195. ИСБН 1-59752-896-Х .
- Роули, Гарольд Генри (1963). Рост Ветхого Завета . Харпер и Роу.
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейского происхождения христианства (онлайн-книги Google) . Мор Зибек. п. 304. ИСБН 3-16-145798-6 . Проверено 28 июня 2010 г.
- Ши, Уильям Х. (1982). «Набонид, Валтасар и Книга Даниила: Обновление» . Интернет-архив журнала AUSS . 20 (2). Семинария Университета Эндрюса: 133–149. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 г. Проверено 19 июня 2010 г.
- Ши, Уильям Х. (1986). «Пророчество Даниила 9: 24–27». В Холбруке, Фрэнк (ред.). Семьдесят седьмин, Левит и природа пророчества . Серия «Даниил и Комитет Откровения». Том. 3. Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд».
- Мансер, Мартин Х. (2009). Дэвид Барратт; Питер Дж. Лаллеман; Юлиус Стейнберг (ред.). Критический спутник Библии: литературный справочник . Нью-Йорк: факты в архиве . ISBN 978-0-8160-7065-7 .
- Стимилли, Давиде (2005). Лик бессмертия: физиогномика и критика . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-7914-6263-8 .
- Тиндейл; Элвелл, Уолтер А.; Комфорт, Филип В. (2001). Библейский словарь Тиндейла . Уитон, Иллинойс: Издательство Tyndale House. ISBN 978-0-8423-7089-9 .
- Томасино, Энтони Дж. (2003). Иудаизм до Иисуса: идеи и события, сформировавшие мир Нового Завета . ИВП Академический; Версия для печати по требованию. п. 345. ИСБН 0-8308-2730-7 . Проверено 26 июня 2010 г.
- Уайзман, диджей (1965). Заметки о некоторых проблемах в книге Даниила . Лондон: Тиндейл Пресс. п. 80. ИСБН 0-85111-038-Х .
- Янг, Эдвард Дж. (2009) [1949]. Пророчество Даниила: комментарий . Издательство Эрдманс. п. 332. ИСБН 978-0-8028-6331-7 .
- Джон Ф. Уолворд , Дэниел: Ключ к пророческому откровению , 1989. ISBN 0-8024-1753-1 .
- Форд, Десмонд (1978). Дэниел . Южная издательская ассоциация. п. 309. ИСБН 0-8127-0174-7 .
- Холбрук, Фрэнк Б., изд. (1986). Симпозиум о Данииле . Серия «Даниил и Комитет Откровения». Том. 2. Институт библейских исследований: Издательская ассоциация «Ревью энд Геральд». п. 557. ИСБН 0-925675-01-6 .
- Пфандл, Герхард (2004). Даниил: Провидец Вавилона . Review and Herald Pub Assoc. п. 121. ИСБН 978-0-8280-1829-6 .
- Стефанович, Здравко (2007). Даниил: Мудрость мудрых: комментарий к книге Даниила . Тихоокеанская издательская ассоциация прессы. п. 480. ИСБН 978-0-8163-2212-1 . [ постоянная мертвая ссылка ]