Антиох IV Эпифан
Антиох IV Эпифан | |
---|---|
Базилевс Селевкидов империи | |
Царствование | 3 сентября 175 г. - ноябрь / декабрь 164 г. до н.э. |
Предшественник | Антиох, сын Селевка IV. |
Преемник | Antiochus V Eupator |
Рожденный | в. 215 г. до н.э. |
Умер | Ноябрь/декабрь 164 г. до н.э. (50–51 год) |
Жена | |
Проблема |
|
Династия | Селевкид |
Отец | Антиох III Великий |
Мать | Лаодика III |
Религия | Греческий политеизм |
Антиох IV Эпифан [примечание 1] ( ок. 215 г. до н.э. - ноябрь / декабрь 164 г. до н.э.) [1] был греческим эллинистическим царем , который правил империей Селевкидов с 175 г. до н.э. до своей смерти в 164 г. до н.э. Он был сыном царя Антиоха III Великого . Первоначально его звали Митридат (альтернативная форма Митридат ), но после восшествия на престол он принял имя Антиох. [2] время правления Антиоха включают его почти завоевание Птолемеевского Египта , его преследование евреев Иудеи и Известные события во Самарии и восстание евреев Маккавеев .
Вступление Антиоха на престол вызвало споры, и некоторые считали его узурпатором. После смерти его брата Селевка IV Филопатора в 175 г. до н. э. «истинным» наследником должен был стать сын Селевка Деметрий I. Однако Деметрий I был очень молод и в то время был заложником в Риме, и Антиох воспользовался возможностью вместо этого объявить себя царем, успешно сплотив достаточное количество греческого правящего класса в Антиохии, чтобы поддержать свои притязания. Это помогло установить дестабилизирующую тенденцию в Империи Селевкидов в последующих поколениях, поскольку все большее число претендентов пытались узурпировать трон. После его собственной смерти борьба за власть между конкурирующими линиями правящей династии во многом способствовала распаду империи.
Часто эксцентричное поведение и капризные действия Антиоха во время его общения с простыми людьми, такие как появление в общественных банях и подача заявлений на муниципальные должности, побудили некоторых из его современников называть его Эпиманом (Ἐπιμανής, Epimanḗs , «Безумный»), игра слов на его титул Эпифан.
Биография
[ редактировать ]Прийти к власти
[ редактировать ]Антиох, родившийся около 215 г. до н.э., был сыном Селевкидов царя Антиоха III Великого . [3] [4] Как потенциальный наследник престола, он стал политическим заложником Римской республики по условиям Апамейского договора , заключенного в 188 г. до н. э. После того, как его старший брат Селевк IV Филопатор унаследовал трон от отца в 187 г. до н. э., Антиох был обменян на своего племянника Деметрия , сына и наследника Селевка. После этого Антиох жил в Афинах и был там, когда его брат был убит в 175 г. до н.э. правительственным министром Гелиодором .
Впоследствии Гелиодор провозгласил себя регентом, по сути передав себе контроль над правительством. Эта договоренность продлилась недолго. С помощью царя Евмена II Пергама Антиох IV путешествовал из Афин через Малую Азию и к ноябрю 175 г. до н. э. достиг Сирии. Законный наследник Селевка Деметрий все еще был заложником в Риме, поэтому Антиох захватил трон себе, провозгласив себя соправителем другого сына Селевка, младенца по имени Антиох . (Антиох, сын Селевка IV, позже умер в 170 г. до н.э., возможно, был убит Антиохом IV). [5] [6]
Правящий стиль
[ редактировать ]Антиох IV заработал репутацию экстравагантного и щедрого правителя. Он разбрасывал деньги простым людям на улицах Антиохии; дарил неожиданные подарки незнакомым людям; внес деньги в храм Зевса в Афинах и алтарь на Делосе ; выставил все свои западные вооруженные силы на массовый парад в Дафне , пригороде Антиохии; и устраивали пышные банкеты с аристократией, используя лучшие специи, одежду и еду. [7] Он также пополнил армию Селевкидов наемниками. Все это стоило казне Селевкидов, но Империя, очевидно, смогла собрать достаточно налогов, чтобы оплатить все это. Его эксцентричное поведение и неожиданные взаимодействия с простыми людьми, такие как появление в общественных банях и подача заявлений на муниципальные должности, побудили его недоброжелателей называть его Эпиманом (Ἐπιμανής, Epimanḗs , «Безумный»), игра слов в его титуле Эпифан («Бог»). Манифест»). [8] [7]
Войны против Египта и отношения с Римом
[ редактировать ]После своего вознесения Антиох позаботился о поддержании хороших отношений с Римской республикой, отправив в 173 г. до н.э. посольство в Рим с частью невыплаченной компенсации, все еще причитающейся по Апамейскому договору 188 г. до н.э. Находясь там, посольство заключило новый договор о дружбе и союзе с Римом, чему во многом способствовал тот факт, что Антиох пришел к власти с помощью Евмена II , главного союзника Рима в регионе.
Опекуны царя Птолемея VI Филометора потребовали возвращения Келе-Сирии в 170 г. до н. э., объявив войну Селевкидам на том основании, что царство было разделено после убийства Антиохом своего племянника. Однако Антиох предупредил о нападении и подготовился более тщательно. Он уже собрал свои силы и выдвинул их на позиции; как только египетские войска покинули Пелусий, они были атакованы и разбиты Антиохом IV и его армией Селевкидов. Затем Селевкиды захватили Пелусий, предоставив им припасы и доступ ко всему Египту. Он продвинулся в сам Египет, завоевав все, кроме Александрии , и захватив царя Птолемея. Частично это было достигнуто потому, что Рим (традиционный союзник Птолемеевского Египта) был втянут в Третью македонскую войну и не желал участвовать в чем-либо еще. [9]
Чтобы не тревожить Рим, Антиох позволил Птолемею VI продолжать править как марионеточный король из Мемфиса. После ухода Антиоха город Александрия выбрал нового царя, одного из братьев Птолемея, которого также звали Птолемей (VIII Эвергет) . Братья Птолемеи примирились и согласились править Египтом совместно вместо того, чтобы вести гражданскую войну. [10]
В 168 г. до н.э. Антиох возглавил второе нападение на Египет, а также послал флот для захвата Кипра . Прежде чем он достиг Александрии, его путь преградил одинокий пожилой римский посол по имени Гай Попиллий Ленас , который доставил послание римского сената, предписывающее Антиоху вывести свои армии из Египта и Кипра или считать себя находящимся в состоянии войны с Римской республикой. Антиох сказал, что обсудит это со своим советом, после чего римский посланник нарисовал на песке линию вокруг Антиоха и сказал: «Прежде чем вы покинете этот круг, дайте мне ответ, который я смогу передать обратно в римский сенат». Это подразумевало, что Рим объявит войну, если король выйдет из круга, не обязуясь немедленно покинуть Египет. Взвесив свои варианты, Антиох решил отступить. Только тогда Попиллий согласился пожать ему руку. [11] Древние источники и традиционная историография описывают этот «День Элезия» как великое унижение Антиоха IV, которое на какое-то время вывело его из себя. Некоторые более современные историки предполагают, что Антиох, возможно, был более смирился с этим, чем указывают древние источники, поскольку римское вмешательство означало, что Антиох получил повод не предпринимать потенциально длительную и дорогостоящую осаду Александрии. Вместо этого он мог вернуться с сокровищами и добычей, ослабив египетское государство с меньшим риском и затратами по сравнению с более масштабным вторжением. [10] [12]
Преследование евреев и восстание Маккавеев
[ редактировать ]Селевкиды, как и до них Птолемеи , владели сюзеренитетом над Иудеей : они уважали еврейскую культуру и защищали еврейские институты. Эта политика была радикально изменена Антиохом IV, по-видимому, после того, что было либо спором по поводу руководства Храмом в Иерусалиме и должностью Первосвященника , либо, возможно, восстанием, природа которого затерялась во времени после того, как была подавлена.
Местные восстания против Империи Селевкидов не были чем-то необычным, но большинство из них не увенчались успехом. Однако восстание, которое в конечном итоге спровоцировал Антиох IV в Иудее, было необычайно хорошо зафиксировано и сохранено. Согласно Второй книге Маккавеев , кризис зародился в годы, предшествовавшие Шестой сирийской войне . В 171 г. до н.э. Антиох сверг первосвященника Ясона и заменил его Менелаем , который предложил Антиоху крупную взятку, чтобы обеспечить себе этот пост. В 168 г. до н. э., когда Антиох вел кампанию в Египте, в Иудее распространился слух, что он был убит. Ясон собрал отряд в 1000 солдат и совершил внезапное нападение на город Иерусалим . Менелай был вынужден бежать из Иерусалима во время последовавшего беспорядка. [13] Намерением Джейсона, возможно, было вернуть себе прежнюю должность силой и представить свое восстановление власти как свершившийся факт перед регентством, которое должно было прийти к власти после смерти короля, предполагая, что они позволят ему остаться у власти, а не пригласят новых конфликт в деликатный политический момент. [14] Но Антиох был еще жив и вернулся из Египта, разгневанный поражением, которое он потерпел от римлян, и тем, что евреи отвергли избранного им кандидата на пост первосвященника; он напал на Иерусалим и восстановил Менелая, затем казнил многих евреев. [15]
Когда об этих событиях доложили царю, он подумал, что в Иудее восстало. Разъяренный, как дикий зверь, он выступил из Египта и штурмом взял Иерусалим. Он приказал своим солдатам безжалостно рубить всех, кого они встречали, и убивать тех, кто укрывался в своих домах. Произошла резня молодых и старых, убийства женщин и детей, резня девственниц и младенцев. За три дня погибло восемьдесят тысяч, сорок тысяч встретили насильственную смерть и столько же было продано в рабство.
- 2 Маккавеев 5: 11–14. [16]
После восстановления Менелая Антиох IV издал указы, направленные на помощь наиболее горячо прогреческой фракции евреев (обычно называемой «эллинизаторами») против традиционалистов. Он объявил еврейские религиозные обряды и традиции вне закона , а Храм в Иерусалиме был преобразован в синкретический греко-еврейский культ, включавший поклонение Зевсу . Греческий историк Диодор писал, что Антиох «принес в жертву большую свинью пред изображением Моисея и у жертвенника Божия, стоявшего на внешнем дворе, и окропил их кровью жертвы. их научили ненавидеть все другие народы, их нужно было окропить бульоном из свиного мяса, и он погасил светильник (называемый ими бессмертным), который постоянно горит в храме. Наконец, он заставил первосвященника и других евреев. есть свиное мясо». [17]
Эти указы были отходом от типичной практики Селевкидов, которые не пытались подавить местные религии в своей империи. [18] хотя они могут быть похожи на другие случаи эллинистической эпохи, когда местные государства были наказаны за восстание против своего имперского сюзерена путем отмены их автономии и местных законов, а также изъятия местных святынь из-под их контроля. [14] Город Иерусалим был разграблен во второй раз в результате беспорядков. Антиох основал военную греческую цитадель под названием Акра в Иерусалиме, которая служила оплотом для эллинизированных евреев и греческого военного гарнизона. Это произошло в 168–167 годах до нашей эры. [19]
Такие шаги вызвали восстание против его правления, известное как восстание Маккавеев . [20] Поэтому исследователи иудаизма Второго Храма иногда называют правление Антиоха «антиохийским кризисом» для евреев. [21] Традиционно, как это отражено в Первой и Второй книгах Маккавеев, восстание Маккавеев изображалось как национальное сопротивление иностранному политическому и культурному угнетению. Однако в наше время ученые утверждают, что Антиох IV больше вмешивался в гражданскую войну между евреями-традиционалистами в стране и эллинизированными евреями в Иерусалиме. [22] [23]
Ученые полагают, что восстание также привело к написанию Книги Даниила , где злодей по имени «Царь Севера» обычно считается отсылкой к Антиоху IV. [примечание 2] Изображение Антиоха, напавшего на святой город Иерусалим, но в конце концов встретившего свою смерть, повлияло на более поздние христианские изображения Антихриста . [25]
Последние годы
[ редактировать ]Царь Митридат I Парфии в 167 г. до н.э. и воспользовался западными проблемами Антиоха и напал с востока, захватив город Герат нарушив прямой торговый путь в Индию, фактически разделив греческий мир на две части. [ нужна ссылка ]
Антиох осознавал потенциальную опасность на востоке, но не желал отказываться от контроля над Иудеей. Он послал полководца по имени Лисий разобраться с Маккавеями , а сам Антиох возглавил главную армию Селевкидов против парфян. Антиох добился первоначального успеха в своей восточной кампании, взяв в плен царя Арташеса. [26] и отвоевание Королевства Армения . [27] Его кампания прошла через Экбатану , и он и его войска атаковали Персеполь , но были отброшены населением. [28] По возвращении домой он умер в Исфахане в 164 г. до н.э. [29]
Существуют различные религиозные объяснения смерти Антиоха IV. По-видимому, незадолго до своей кончины он напал на храм месопотамского божества Наная в Персии, и его смерть, возможно, в некоторых кругах была приписана нечестию и наказанию со стороны Наная. [30] Еврейские источники приписывают смерть Антиоха его прежнему нечестию в Иерусалимском храме. Согласно 2-й Маккавейской книге, он умер от болезни, вызванной Богом:
Но всевидящий Господь, Бог Израиля, нанес ему неизлечимый и невидимый удар. Как только он перестал говорить, его охватила боль в кишечнике, от которой не было облегчения, и острые внутренние истязания – и это весьма справедливо, ибо он мучил внутренности других многими и странными причинениями. Но он нисколько не прекратил своей дерзости, а еще больше исполнился высокомерия, дыша огнем в своей ярости против евреев и приказав ехать еще быстрее. И вот случилось так, что он выпал из своей мчавшейся колесницы, и падение было настолько сильным, что мучило каждую часть его тела. Таким образом, тот, кто всего лишь незадолго до этого в своем сверхчеловеческом высокомерии думал, что сможет повелевать морскими волнами, и воображал, что может взвесить высокие горы на весах, был спущен на землю и отнесен на носилках, сделав сила Божия проявляется для всех. И вот тело безбожника кишело червями, и пока он еще жил в тоске и боли, плоть его сгнила, и от смрада все войско почувствовало отвращение к его разложению.
- 2 Маккавеев 9: 5–9 (NRSV) [31]
Согласно более позднему раввинскому труду, свитку Антиоха ( Мегилат Антиох ), когда Антиох услышал, что его армия потерпела поражение в Иудее, он сел на корабль и бежал в прибрежные города. Куда бы он ни пришел, люди восставали и называли его «Беглецом», поэтому он утопился в море. [32] Эта история относится ко II веку, однако она гораздо дальше от этого события, чем Полибий или 2 Маккавея. Обычно это считается второстепенным и вряд ли будет точным. [33]
Наследие
[ редактировать ]Еврейская традиция
[ редактировать ]Антиоха IV помнят как главного злодея и преследователя в еврейских традициях, связанных с Ханукой , включая Книги Маккавеев и « Свиток Антиоха ». [34] Раввинские источники называют его הרשע хараша («нечестивый»). Еврейская энциклопедия пришла к выводу, что «поскольку еврейские и языческие источники сходятся в его характеристике, их изображение очевидно правильно», резюмируя это изображение как жестокого и тщеславного правителя, который пытался навязать всем народам своего царства эллинская культура , «истинную сущность которой он вряд ли оценил». [35] Однако вопрос о том, была ли политика Антиоха направлена на истребление иудаизма как культуры и религии, остается спорным на том основании, что его преследования ограничивались Иудеей и Самарией (евреи в диаспоре были освобождены от ответственности) и что Антиох вряд ли был идеологически мотивированным человеком. Эллинизатор. Эрих С. Грюн предполагает, что вместо этого он руководствовался скорее прагматическими соображениями, такими как необходимость получения доходов от Иудеи. [36]
Божественные эпитеты
[ редактировать ]Антиох был первым царем Селевкидов, который использовал божественные эпитеты на монетах, возможно, вдохновленный бактрийскими эллинистическими царями, которые делали это ранее, или же опираясь на культ правителя, который его отец Антиох Великий систематизировал в Империи Селевкидов. Эти эпитеты включали Θεὸς Ἐπιφανής «проявленный бог» и, после его поражения в Египте, Νικηφόρος «приносящий победу». [37]
Историография
[ редактировать ]Самым важным древним нееврейским источником об Антиохе IV является греческий историк Полибий , который обычно считается одним из самых качественных источников по тому периоду времени. Полибий рисует о нем негативную картину, как и другие сохранившиеся свидетельства. Негативные сведения о евреях в Маккавейских книгах также имеют большое значение. На основании этого Антиоха IV в целом оценивали плохо. [38] [39]
Однако есть историки, которые считают, что эти враждебные изображения заслуживают некоторого скептицизма. Не все древние рассказы враждебны; историк Аппиан, напротив, не говорит ничего особенно плохого об Антиохе IV. Полибий, похоже, не был нейтральным в этом вопросе, поскольку он был хорошим другом племянника и соперника Антиоха IV Деметрия I ; оба провели годы в изгнании в Риме. Ахейский союз , из которого происходил Полибий, также традиционно был враждебен Империи Селевкидов. Полибий, как и многие представители образованного высшего класса, был в некотором роде элитарным человеком. Таким образом, истории, рассказанные Полибием, например, об Антиохе IV, резвящемся с простолюдинами в тавернах, возможно, испортили его репутацию в древности, хотя современные ценности сочли бы такое поведение неоспоримым. Историк Дов Гера пишет в защиту Антиоха IV, что он был «талантливым и опытным политиком» и что «его негативный портрет, нарисованный Полибием, был создан под влиянием политических соображений его друзей... и ему не следует доверять». [38] Об этом также есть некоторые свидетельства: историк Ник Секунда отмечает, что Александр Балас успешно бросил вызов королю Деметрию за лидерство Империей Селевкидов десятилетия спустя, в 152 г. до н.э., утверждая, что он неизвестный сын Антиоха IV. Это утверждение, похоже, было для него полезным, поскольку по крайней мере некоторые с любовью вспоминали Антиоха IV. Даже в Первой Маккавейской книге, чрезвычайно враждебном источнике, Антиох IV на смертном одре задается вопросом, почему бедствие постигло его, когда он был «любим в день моей власти». [40] [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / æ n ˈ t aɪ . ə k ə s ɛ ˈ p ɪ f ən iː z , ˌ æ n t i ˈ ɒ k ə s / ; Древнегреческий : Antiochos , ho Epiphanḗs «Явление Бога».
- ^ см . в Книге Даниила Подробности . В целом ученые делятся на два лагеря: некоторые утверждают, что некоторая форма глав 2–6 Книги Даниила распространялась в VI, V или IV веках до нашей эры, вскоре после событий книги, и только первые и последние шесть глав были написанные в период Маккавеев (например, Лестер Л. Граббе и Джон Дж. Коллинз ). Другие ученые утверждают, что вся работа была создана в период Маккавеев, хотя, предположительно, на нее оказали слабое влияние более старые легенды вавилонского периода. [24] Некоторые ученые-традиционалисты утверждают, что вся работа была написана во время или вскоре после жизни Пророка Даниила; Среди традиционалистов некоторые говорят, что содержащиеся в нем пророчества еще не исполнились, что делает его не связанным с Антиохом IV Эпифаном, в то время как другие традиционалисты считают, что это произведение в общих чертах предсказывает Антиоха IV.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Антиох IV Епифан» . Ливиус.орг .
- ^ Хойте, Якоб Мунк (22 июня 2009 г.). Митридат VI и Понтийское царство . ООО "ИСД". ISBN 978-87-7934-655-0 .
- ^ Нельсон, Томас (2014). NIV, Библия для хронологического изучения, электронная книга . Томас Нельсон Инкорпорейтед. п. 1078. ИСБН 9781401680138 .
Антиох IV — Эпифан или Эпиман? (Да 11:21–31) Тринадцать царей греческой династии Селевкидов из Сирии носили имя Антиоха. Антиох III (223–187 до н. э.), великий завоеватель…
- ^ Сэмюэлс, Рут (1967). Пути еврейской истории . Ктав Паб. Дом. п. 98. ОСЛК 899113 .
Антиох IV не жалел усилий, чтобы защитить свою империю от растущей мощи Рима. Гордясь своим греческим происхождением и стремясь объединить под своей властью все народы древнего мира, он стремился заставить своих подданных следовать греческому образу жизни, исключая всех остальных.
- ^ М. Замбелли, «Вступление на престол Антиоха IV Епифана Сирийского», Rivista di Filologia e di formazione Classica 38 (1960), стр. 363–389
- ^ Грейнджер, Джон Д. (2010). Сирийские войны . Брилл. стр. 292–293. ISBN 9789004180505 . Утверждение о том, что Антиох был убит своим дядей Антиохом IV, взято из вавилонских астрономических дневников , хотя к нему следует относиться с некоторым скептицизмом.
- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 230–231. ISBN 0521323525 .
- ^ Полибий 26.1а . См. также Полибий 30.
- ^ Грейнджер, «Падение империи Селевкидов», стр. 20–23.
- ^ Jump up to: а б Грейнджер, Джон Д. (2010). Сирийские войны . Брилл. стр. 297–308. ISBN 9789004180505 .
- ^ Полибий 29.27.4 , Ливий 45.12.4 и далее.
- ^ Портье-Янг, Анатея (2011). Апокалипсис против империи: теологии сопротивления в раннем иудаизме . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. стр. 130–134. ISBN 9780802870834 .
- ^ 2 Маккавеев 5:5
- ^ Jump up to: а б Ма, Джон (9 июля 2013 г.). «Переосмысление Хануки» . Маргиналии .
- ^ Иосиф Флавий , Иудейская война 1:1:1–2.
- ^ 2 Маккавеи 5: 11–14.
- ^ Диодор 34:1 (4)
- ^ Чриковер, Виктор. Эллинистическая цивилизация и евреи .
- ^ Ньюсом, Кэрол Энн; Брид, Бреннан В. (1 января 2014 г.). Дэниел: Комментарий . Пресвитерианская издательская корпорация. 26. ISBN 978-0-664-22080-8 .
- ^ Хенгель, Мартин (1974) [1973]. Иудаизм и эллинизм: исследования их встречи в Палестине в ранний эллинистический период (1-е изд. на английском языке). Лондон: СКМ Пресс. ISBN 0334007887 .
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (2019). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка, том первый . Издательство Блумсбери. ISBN 9780567658135 . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Телушкин, Иосиф (1991). Еврейская грамотность: самое важное, что нужно знать о еврейской религии, ее народе и ее истории . У. Морроу. п. 114 . ISBN 0-688-08506-7 .
- ^ Шульц, Джозеф П. (1981). Иудаизм и языческие верования: сравнительные исследования религии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 155. ИСБН 0-8386-1707-7 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (2008). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Пришествие греков: ранний эллинистический период (335–175 гг. До н. Э.) . Библиотека исследований Второго Храма. Том. 68. Т&Т Кларк. стр. 103–107. ISBN 978-0-567-03396-3 .
- ^ Хенгель, Мартин (1974) [1973]. Иудаизм и эллинизм: исследования их встречи в Палестине в ранний эллинистический период (1-е изд. на английском языке). Лондон: СКМ Пресс. п. 306. ИСБН 0334007887 .
- ^ Дебевуаз, Нильсон К. (1938). Политическая история Парфии . Издательство Чикагского университета. п. 20.
- ^ Космин, Пол Дж. (2014). Земля королей слонов: пространство, территория и идеология в империи Селевкидов . Издательство Гарвардского университета. п. 21.
- ^ Дебевуаз, Нильсон К. (1938). Политическая история Парфии . Издательство Чикагского университета. стр. 20–21.
- ^ Дебевуаз, Нильсон К. (1938). Политическая история Парфии . Издательство Чикагского университета. п. 21.
- ^ Космин, Павел (2016). «Восстания коренных народов в 2 Маккавеях: персидская версия». Классическая филология . 111 (1): 32–53. дои : 10.1086/684818 . S2CID 162983934 .
- ^ 2 Маккавеи 9: 5–9.
- ^ «Мегилла Антиоха - Свиток Хасмонеев (перевод Филиппа Бирнбаума, 1974 г., с некоторыми изменениями)» . Хабад.орг . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ Сафрай, Зеев (2006). «Приложение: Свиток Антиоха и Свиток постов». Литература мудрецов: вторая часть: Мидраш и литургия Таргума, поэзия, мистические договоры, надписи, древняя наука и языки раввинистической литературы . КРИЯНТ. Ройал Ван Горкум, Fortress Press. стр. 238–241. ISBN 90-232-4222-Х .
- ^ «Ведибарта Бам - И ты будешь говорить о них: Мегилат Антиох, Свиток Хасмонеев» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 года . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Антиох IV, Епифан» . Еврейская энциклопедия . Том. I: Аах – апокалиптическая литература. Фанк и Вагналлс. 1925. стр. 634–635.
- ^ Грюн, Эрих С. (1993). «Эллинизм и гонения: Антиох IV и евреи». В Грин, Питер (ред.). Эллинистическая история и культура . Издательство Калифорнийского университета. стр. 250–252.
- ^ К. Хабихт, «Селевкиды и их соперники», в AE Astin, et al. , Рим и Средиземноморье до 133 г. до н.э. , Кембриджская древняя история , том 8, с. 341
- ^ Jump up to: а б Гера, Дов (1998). Иудея и средиземноморская политика с 219 по 161 год до нашей эры . Лейден: Брилл. п. 320. ИСБН 90-04-09441-5 .
- ^ Jump up to: а б Секунда, Николай Виктор (2001). «Полибий об Антиохе IV». Эллинистическая реформа пехоты в 160-х гг. до н.э. Исследования по истории древнего и средневекового военного искусства 5. Официна Наукова М.С. стр. 159–171. ISBN 83-85874-04-6 .
- ^ 1 Маккавеев 6:11
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Антиохом IV, на Викискладе?
- Запись об Антиохе IV Эпифане в историческом справочнике Махлона Х. Смита
- Антиох IV Эпифан на livius.org ( архивировано 18 июля 2016 г. в Wayback Machine )
- Запись об Антиохе IV в «Генеалогии Селевкидов».