Халель
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Халель ( иврит : הַלֵּל , «Хвала») — еврейская молитва , дословное чтение Псалмов 113–118 , которое читают соблюдающие евреи в еврейские праздники как акт хвалы и благодарения.
Типы [ править ]
Полный Халель [ править ]
Полный Халель ( иврит : הלל שלם , латинизированный : Hallel shalem , букв. «Полный Халель») состоит из всех шести псалмов Галлеля в полном объеме. Это еврейская молитва, читаемая в первые две ночи и дни Песаха (только в первую ночь и день в Израиле), в Шавуот, все семь дней Суккот, в Шмини Ацерет и Симхат Тора , а также в восемь дней Хануки. Мудрецы предусмотрели «симан» (способ запомнить) дни, когда читается полный Халель. Он называется «БеБеТаЧ». [1]
Благословение произносится в начале и в конце Фул Халель.
Частичный Халель [ править ]
Частичный Халель ( иврит : חצי הלל , латинизированный : хаци Халель , букв. «половина Халель») опускает части полного Халеля: первые 11 стихов обоих Псалмов 115 и 116 опущены. По йеменским еврейским обычаям дополнительные отрывки опущены: Псалом 117 и Псалом 118: 1–4. [2]
Частичный Халель читается в последние шесть дней Песаха и в Рош Ходеш . В эти дни Халель изначально вообще не читался, и частичное чтение указывает на то, что это делается только по более позднему обычаю, а не для выполнения какого-либо требования. [3] Что касается Песаха, Талмуд утверждает, что «Фулл Халель» читается только в те дни, когда храмовое жертвоприношение отличалось от жертвоприношения предыдущего дня, в то время как жертвоприношение во все дни Песаха было одинаковым. [4] Другие источники предполагают другую причину: «Фулл Халель» опущен в седьмой день Песаха, учитывая египтян, погибших во время перехода через Красное море , и опущен в средние дни Песаха, чтобы они не затмевали седьмой день. [5] Что касается Рош Ходеш, Талмуд утверждает, что Халель требуется только в те дни, когда работа запрещена , чего не происходит в Рош Ходеш. [4]
В то время как евреи-ашкенази произносят благословение в начале и в конце «Частичного Халлеля», некоторые евреи-сефарды этого не делают, особенно если благословение, которое они произносят в начале «Полного Галлеля», — это ligmor et hahallel (для завершения Hallel) вместо likro et hahallel (для завершения Hallel). прочтите Галель), читаемый евреями-ашкенази.
События [ править ]
Халель состоит из шести псалмов (113–118), которые читаются как единое целое в радостных случаях. [6] включая каждый день Трех праздников паломничества ( Песах , Шавуот и Суккот ), а также Хануку и Рош Ходеш .
Во всех этих случаях Халель читается как часть утренней Шахарит молитвы после Амиды . Кроме того, его читают во время вечерних молитв в первую (а за пределами Израиля и вторую) ночь Песаха (кроме литваков и йеккесов ), а также всеми общинами во время службы пасхального седера . Согласно Талмуду , [7] возник спор Между домами Гиллеля и Шаммая по поводу чтения Галеля во время Седера. Согласно школе Шамая, перед едой следует читать только первый псалом (Пс. 113), тогда как школа Гиллеля выступала за чтение первых двух псалмов (Пс. 113 и 114). Остальные псалмы будут произноситься после благодати после еды (как это обычно бывает, галаха следует школе Гиллеля). [8]
В Рош ха-Шана и Йом Кипур Халель вообще не произносится, потому что, как утверждает Талмуд: «Разве подобает царю сидеть на Своем Судном Троне, с открытыми перед Ним Книгами Жизни и Смерти, и для люди будут петь Ему радостную хвалу?» [9]
не читают Халель В Пурим , несмотря на то, что произошло чудесное спасение. Талмуд предлагает три причины для этого: [10]
- Чудо не произошло в Земле Израиля , и в «меньшие» праздники только те, которые происходят в Израиле, заслуживают чтения Халель.
- Искупление не было полным: после Пуримского чуда евреи остались подданными империи Ахеменидов (тогда как в Хануку евреи получили независимость от империи Селевкидов ).
- Чтение Книги Эстер считается формой Халель.
Частичный Халель читается в последние шесть дней Песаха и в Рош Ходеш . Во всех остальных случаях, когда читается Халель, текст представляет собой полный Халель.
Многие еврейские общины, особенно те, которые идентифицируют себя с религиозным сионизмом , читают Халель в День независимости Израиля , а некоторые также читают его в День Иерусалима . Главный раввинат Израиля поручает евреям читать Халель во время Дня независимости Израиля. [11]
Галлеля последовательности Другие
Имя «Халлель» обычно применяется к Псалмам 113–118. Для большей конкретики его иногда называют египетским Халель ( Халлель Миори ). [12] Это название связано с упоминанием Исхода из Египта в Псалмах 113:1 . [13]
Великий Халель [ править ]
Термин «Великий Халель» ( Халель ха-Гадол ) используется для обозначения Псалма 136; согласно другим мнениям в Талмуде, Великий Халель относится либо к псалмам 135–136, либо к 134–136. [13] Каждый стих 136-го псалма завершается припевом «ибо милость Его вовек» и содержит упоминание о двадцати шести деяниях Божественной доброты и поддержки мира. [14] Его читают на пасхальном седере после завершения стандартного Халеля. Об этом также говорится в расширенном песукей дезимра утром в субботу и в праздники. В эпоху Талмуда, если дождь шел утром в день поста, объявленный в ответ на засуху, это рассматривалось как знак Божественной милости, и в этом случае к послеполуденным молитвам добавлялся «Великий Халель». [15] В некоторых источниках упоминается, что этот псалом также может использоваться антифонно в храмовом богослужении. [16]
Псалом 136, скорее всего, использовался в храмовом богослужении антифонно . В еврейской литургии Большой Халель читается во время пасхального седера после Малого Халеля. На протяжении всего припева повторяется ссылка на непоколебимую любовь Господа (см. Осия 2:19 ). Этот псалом представляет собой гимн, который начинается с призыва славить Бога за великие дела Бога в природе и милостивые исторические действия Бога в истории Израиля. Он продолжает выражать милость Бога ко всем и заканчивается еще одним призывом славить Бога. [17]
Песукей Дезимра [ править ]
Песукей дезимра также описывается в Талмуде как своего рода Халель. [18]
Музыкальные настройки [ править ]
В еврейской традиции существуют устоявшиеся и разнообразные мелодии пения Халель. Некоторые псалмы поются, другие произносятся про себя или себе под нос.
В классической традиции псалмы из Галлеля много раз ставились на музыку, в частности:
- Псалом 114
- Псалом 115
- Иоганн Себастьян Бах в Кантате BWV 196 « Господь думает о нас» , используя стихи 12–15.
- Псалом 117
- Псалом 118
Американский композитор и дирижер Майкл Айзексон сочинил полный Hallel для SATB хора под названием An American Hallel с вставками из выражений похвалы и благодарности со стороны бывших и нынешних американцев. Премьера состоялась осенью 2009 года на сцене Каролинского мастер-хорала под руководством Тима Коха.
Композитор и исполнитель Сэм Глейзер также включил Псалмы на свой компакт-диск Hallel .
Новый Завет [ править ]
В новозаветных рассказах о Тайной вечере говорится, что Иисус и его ученики «спели псалом» или «гимн» после еды перед тем, как отправиться на Елеонскую гору ( Матфея 26:30 , Марка 14:26 ), что, возможно, было Халель. Тайная вечеря в народе считается празднованием Пасхи. [19] хотя это вызывает споры среди ученых. [20] Иисус, как и любой другой грамотный еврей в первом веке, вполне мог знать, как петь псалмы на иврите, особенно знаменитые псалмы Галель, которые были неотъемлемой частью Пасхи. [21]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Лиади, Залман Сидур, «Седер Халель»
- ^ См. Мишне Тора , Хилхот Мегилла 3:8.
- ^ Таанит 28б
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арачин 10а
- ^ Полная и половинная похвала
- ^ «Халлель – «Хвала Б-гу» » . Православный союз . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Песахим 116б
- ^ Шмуэль Сафрай и Зеев Сафрай, Агада мудрецов (пер. Мириам Шлиссельберг; Иерусалим: Хартия вольностей, 2009), 212. Согласно Тосефте (Пс. 10:9 [6])
- ^ Арачин 10б
- ^ Мегилла 14а
- ^ «Религиозный статус Йом ха-Ацмаут» . Архивировано из оригинала 9 мая 2020 г. Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ «Халель» . Энциклопедия иудаики . Группа Гейл. 2008. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Египетский Халель и Великий Халель в ночь Седера | Бейт-Мидраш | Уроки Торы» . Сайт ешивы . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ например, Берахот 4б, Песахим 118а
- ^ Таанит 19а
- ^ Райри Изучение Библии, стр. 955
- ^ Райри Изучение Библии, стр. 955
- ^ «Шаббат 118б:5» . www.sefaria.org . Архивировано из оригинала 12 января 2020 г. Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Росс, Филип С. «Гимны умирающему агнцу» . Христианский фокус . стр. 5–10. Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 г. Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Клаванс, Джонатан (7 апреля 2020 г.). «Была ли Тайная вечеря Иисуса седером» . Общество библейской археологии . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Питре, Брант (9 апреля 2009 г.). «Что пел Иисус на Тайной вечере?» . thesacredpage.com. Архивировано из оригинала 16 июля 2019 г. Проверено 12 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чаша спасения: мощное путешествие через хвалебные псалмы царя Давида, автор раввин Песах Волицкий ( Центр еврейско-христианского взаимопонимания и сотрудничества , Gefen Publishing , 2017) ISBN 978-9652299352
- Гимны умирающему агнцу: как шесть псалмов (113–118) стали сборником песен для Тайной вечери и грядущего века, Филип С. Росс (Fearn, Christian Focus Publications , 2017) ISBN 9781527100879
Внешние ссылки [ править ]

- энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). 1911. с. 855. "
- Проект «Открытый Сидур»: Халель
- Sefaria.org: Аллилуйя
Аудиокнига Hallel , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox