Jump to content

История евреев в Алжире

Алжирские евреи
Алжирское еврейство
Евреи Алжира
Алжирский еврей (1892 г.).
Общая численность населения
<200 [1] (2020)
Регионы со значительной численностью населения
Алжир
Языки
арабский , французский , берберский , тетуани ладино
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Евреи ( евреи Магриби )

История евреев в Алжире восходит к античности , хотя невозможно с какой-либо достоверностью проследить время и обстоятельства прибытия первых евреев на территорию нынешнего Алжира . [а] В любом случае несколько волн иммиграции способствовали увеличению населения. Возможно, евреи жили в Карфагене и современном Алжире до римского завоевания, но развитие еврейских общин связано с римским присутствием . Еврейские восстания в Израиле и Киренаике в I и II веках, безусловно, привели к прибытию еврейских иммигрантов из этих регионов. Подавляющее большинство научных источников отвергают идею о каком-либо крупномасштабном обращении берберов в иудаизм. [2]

Мусульманское завоевание Северной Африки , завершившееся в Алжире в VIII веке, ввело Северную Африку в сферу исламской цивилизации и оказало длительное влияние на самобытность местных еврейских общин, статус которых отныне регулировался зиммой .

Новые иммигранты позже укрепили алжирскую еврейскую общину: евреи бежали из Испании во время гонений вестготов V и VI веков, а также во время преследований, связанных с испанской Реконкистой в XIV и XVI веках. Многие евреи с Пиренейского полуострова поселились в Алжире, смешиваясь с местным еврейским населением и влияя на его традиции. В 18 веке другие евреи, граны Ливорно , были немногочисленны, но играли роль торговых посредников между Европой и Османской империей . Позже в 19 веке многие евреи из Тетуана прибыли в Алжир, укрепив ряды общины. [3]

После французской колонизации Алжира в 1830 году алжирские евреи, как и другие алжирцы, столкнулись с дискриминацией со стороны колониального государства. Как и мусульманам, им был предоставлен статус «indigéne» ( коренных ), и им было запрещено получать французское гражданство, если не были выполнены весьма конкретные условия. Однако зимма была отменена, и по французскому законодательству евреи стали равными мусульманам. Действительно, мусульманский закон, который управлял страной, поставил первых в явно невыгодное положение по сравнению со вторыми, особенно в правовой сфере и обращении с ними как с жителями страны. Став гражданами Франции в соответствии с Указом Кремье 1870 года, алжирские евреи все больше идентифицировали себя с метрополией Франции , и, несмотря на их принудительное возвращение к статусу коренных народов второго сорта во время Второй мировой войны , [4] Накануне независимости Алжира они массово предпочли репатриироваться во Францию , причем меньшинство выбрало Израиль . Это изгнание фактически положило конец более чем 2000-летнему присутствию на алжирской земле. Несколько десятков очень осторожных евреев все еще живут в Алжире. [5] [6]

История [ править ]

история в Алжире Ранняя еврейская

Еврей из Алжира, конец 19 века.

Есть свидетельства существования еврейских поселений в Алжире, по крайней мере, с римского периода ( Mauretania Caesariensis ). [7] В ходе археологических раскопок были найдены эпитафии, свидетельствующие о существовании евреев в первые века нашей эры. берберские Говорят, что земли очень рано приветствовали христиан и евреев из Римской империи . Разрушение Второго Храма в Иерусалиме Титом Китосской в 70 г. н. э., а затем в результате войны в 117 г. укрепило еврейские поселения в Северной Африке и Средиземноморье. В ранних описаниях Рустамидов столицы Тахерта отмечается, что там обитали евреи, как и в любом другом крупном мусульманском городе Северной Африки. Столетия спустя в письмах, найденных в Каирской Генизе, упоминаются многие алжирские еврейские семьи.

доминирования Эпоха мусульманского

В VII веке еврейские поселения в Северной Африке были пополнены еврейскими иммигрантами, прибывшими в Северную Африку после бегства от преследований вестготского короля Сисебута . [8] и его преемники. Они бежали в Магриб , который в то время еще был частью Византийской империи . Спорный вопрос, повлияли ли евреи на берберское население, обращая среди них новообращенных. В том столетии исламские армии завоевали весь Магриб и большую часть Пиренейского полуострова. Еврейское население оказалось под мусульманским господством в результате постоянного культурного обмена с Аль-Андалусом и Ближним Востоком .

Позже многие евреи-сефарды были вынуждены укрыться в Алжире от преследований в Испании, Каталонии , Валенсии и на Балеарских островах в 1391 году и испанской инквизиции в 1492 году. [9] Вместе с морисками они устремились в порты Северной Африки и смешались с коренным еврейским населением. В 16 веке крупные еврейские общины существовали в таких местах, как Оран , Беджая и Алжир . евреи также присутствовали во внутренних городах, таких как Тлемсен и Константин , а также в Туггурте и Мзабе С разрешения мусульманских властей на юге. Некоторые евреи в Оране сохраняли язык ладино , который был уникальным консервативным диалектом испанского языка, до XIX века.

Еврейские купцы преуспели в финансовом отношении в позднем Османском Алжире. Нападение французов на Алжир было спровоцировано требованием Дея к французскому правительству выплатить большие непогашенные долги по пшенице двум еврейским купцам. Между 16 и 17 веками более богатые евреи из Ливорно в Италии начали селиться в Алжире. Коммерческая торговля и обмены между Европой и Османской империей укрепили еврейскую общину. Позже, в 19 веке, многие евреи-сефарды из Тетуана поселились в Алжире, создав новые общины, особенно в Оране.

Французский Алжир [ править ]

В 1830 году еврейское население Алжира составляло от 15 000 до 17 000 человек, в основном концентрировавшееся в прибрежной зоне. Около 6500 евреев жили в Алжире , где они составляли 20% населения; 2000 в Оране ; 3000 в Константине ; и 1000 в Тлемсене . [10] В то время как мусульмане сопротивлялись французской оккупации, некоторые алжирские евреи помогали в завоевании, выступая в качестве переводчиков или поставщиков. [11] После их завоевания французское правительство быстро реструктурировало османскую проса систему .

В то время французское правительство отличало французских граждан (которые имели национальное избирательное право и подчинялись французским законам и воинской повинности ) от еврейских и мусульманских «коренных» народов, каждому из которых было разрешено соблюдать свои собственные законы и суды. К 1841 году еврейские батей дин «религиозные суды» были переданы под юрисдикцию Франции и были связаны с Центральной израильской консисторией Франции . региональные алжирские суды или консистории , действовавшие под надзором Франции. Были созданы [11]

В 1845 году французское колониальное правительство реорганизовало общинную структуру, назначив французских евреев, которые были евреями-ашкенази , главными раввинами каждого региона с обязанностью «прививать безусловное подчинение законам, лояльность Франции и обязанность защищать ее». . [12] Такой надзор был примером попытки французских евреев «цивилизовать» евреев Алжира, поскольку они считали, что их европейские традиции превосходят сефардские практики.

Это ознаменовало изменение в отношениях евреев с государством. Они были отделены от мусульманской судебной системы, где ранее их классифицировали как зимми , или защищенное меньшинство. В результате алжирские евреи оказали сопротивление французским евреям, пытавшимся поселиться в Алжире; в некоторых случаях происходили беспорядки, в других местные евреи отказывались разрешить захоронение французских евреев на кладбищах алжирских евреев. [11] В 1865 году Сенат-Консалт либерализовал правила гражданства, разрешив еврейским и мусульманским «коренным» народам Алжира стать французскими гражданами, если они об этом попросят. Однако немногие сделали это, поскольку французское гражданство требовало отказа от некоторых традиционных нравов. Алжирцы сочли это своего рода отступничеством . [11]

Французское правительство предоставило евреям, которых к тому времени насчитывалось около 33 000, [13] Французское гражданство было получено в 1870 году в соответствии с Указом Кремье , сохраняя при этом более низкий статус для мусульман, которые, хотя формально были гражданами Франции, должны были подать заявление на получение французского гражданства и пройти процесс натурализации . [14] По этой причине их иногда ошибочно относят к пье-нуарам . Решение предоставить гражданство алжирским евреям было результатом давления со стороны видных представителей либеральной, интеллектуальной французской еврейской общины, которые считали североафриканских евреев «отсталыми» и хотели привести их в современность.

В течение одного поколения, несмотря на первоначальное сопротивление, большинство алжирских евреев стали говорить по-французски, а не по-арабски или иудео-испански , и они восприняли многие аспекты французской культуры. Приняв «французство», алжирские евреи присоединились к колонизаторам, хотя по-прежнему считались «другими» по сравнению с французами. Хотя некоторые из них взяли на себя более типично европейскую профессию, «большинство евреев были бедными ремесленниками и владельцами магазинов, обслуживающими мусульманскую клиентуру». [11] Более того, конфликты между сефардскими еврейскими религиозными законами и французскими законами вызвали разногласия внутри общины. Они сопротивлялись изменениям, связанным с домашними вопросами, такими как брак. [15]

После завоевания Мзаба в 1882 году французское правительство в Алжире по закону классифицировало евреев Южного Алжира, как и мусульман, как «коренных жителей», и, таким образом, их права были ограничены и уменьшены по сравнению с их северными еврейскими коллегами, которые были все еще были гражданами Франции в соответствии с Указом Кремье 1870 года. В 1881 году проживало всего около 30 000 мозабитских евреев в Южном Алжире . В Южном Алжире они установили законы о «местном гражданском статусе», а юридические вопросы курировали раввины. Французское правительство признало еврейские законы, касающиеся внутренних вопросов, таких как брак и наследование. Хотя эти законы позволяли евреям быть структурированы в соответствии с галахой , они препятствовали южным евреям получить доступ к «элитным» возможностям, поскольку их коренной статус делал их второстепенными гражданами. [16]

Французский антисемитизм пустил прочные корни среди французской диаспоры в Алжире, где каждый муниципальный совет контролировался антисемитами, а газеты изобиловали ксенофобскими нападками на местные еврейские общины. [17] Во многом это поощрялось французской колониальной администрацией, в частности воинствующим антисемитом Максом Режисом . В Алжире, когда Эмиль Золя предстал перед судом за свою защиту в открытом письме 1898 года, «Я обвиняю…!» , Альфреда Дрейфуса , симпатии к которому были широко распространены в арабской прессе, [18] более 158 принадлежащих евреям магазинов были разграблены и сожжены, двое евреев были убиты, в то время как армия стояла в стороне и отказывалась вмешаться (см. беспорядки в Алжире 1898 года ). [19] Ханна Арендт позднее прокомментировала, что «погромы евреев в Алжире были осуществлены не «отсталыми арабами», как утверждалось, а «очень опытными офицерами французской колониальной администрации» и мэром Алжира. , Макс Режис. [20]

При французском правлении все еще происходили некоторые мусульманские антиеврейские беспорядки, как, например, в 1897 году в Оране . [21]

Большая синагога Орана , превращенная в мечеть

В 1931 году евреи составляли менее 2% от общей численности населения Алжира. Это население было более представлено в крупнейших городах: Алжире , Константине и Оране , в каждом из которых еврейское население составляло более 7%. Во многих небольших городах, таких как Блида , Тлемсен и Сетиф, также проживало небольшое еврейское население. [ нужна ссылка ] К середине тридцатых годов Франсуа де Ла Рока экстремистское движение «Круа-де-Фё» , а позже и Французская социальная партия в Алжире проявили активность в попытках настроить мусульман против алжирских евреев, публикуя трактаты на арабском языке, и несли ответственность за подстрекательство к , Константиновский погром 1934 года в ходе которого было убито 25 евреев и разграблено около 200 магазинов. [22] [17] [23]

Холокост в Алжире режиме при Виши

Одним из первых шагов прогерманского режима Виши была отмена действия Декрета Кремье от 7 октября 1940 года, тем самым отменив французское гражданство для алжирских евреев, что затронуло около 110 000 алжирцев. [24] [25] При правлении Виши в Алжире даже караимы и евреи, перешедшие в другую религию, подпадали под действие антисемитских законов, известных под общим названием Statut des Juifs . [24] [26] гарантировали Законы режима Виши , что евреям запрещено занимать государственные должности или другие государственные должности, а также занимать рабочие места в таких отраслях, как страхование и недвижимость. [24] Кроме того, режим Виши установил строгие ограничения для евреев, работающих врачами или юристами. [24]

Режим Виши также ограничил количество еврейских детей в системе государственных школ Алжира и в конечном итоге прекратил прием евреев в государственные школы. [24] В ответ еврейские профессора, которые были вынуждены уйти с работы, в 1941 году основали еврейский университет, но в конце того же года произошел его принудительный роспуск. [24] Еврейские общины Алжира также создали систему еврейских начальных школ для детей, и к 1942 году около 20 000 еврейских детей были зачислены в 70 начальных и 5 средних школ по всему Алжиру. [24] Правительство Виши в конечном итоге приняло закон, позволяющий правительству контролировать школьную программу и расписание, что помогло ослабить усилия по обучению молодых евреев в Алжире. [24]

При адмирале Дарлане и генерале Жиро , двух французских чиновниках, управлявших французской армией в Северной Африке, антисемитское законодательство применялось в Алжире более строго, чем в самой Франции, под предлогом того, что оно обеспечивает большее равенство между мусульманами и евреями и считает расовые законы условием sine qua non перемирия . При режиме Виши в Алжире исполнением законов, применимых к еврейскому населению Алжира, занимался отдел под названием «Специальный департамент по контролю еврейской проблемы». [24] Это было уникально для Французской Северной Африки, и поэтому законы, регулирующие статус евреев, регулировались в Алжире гораздо более жестко, чем в Марокко или Тунисе. [24] Бюро «экономической арианизации» также было создано с целью искоренить значение еврейской общины в экономике, в основном путем взятия под контроль еврейского бизнеса. [24]

31 марта 1942 года правительство Виши издало декрет с требованием создать местное еврейское правительство под названием «Всеобщий союз израильтян Алжира» (UGIA). [24] UGIA была задумана как организация евреев, которая будет выполнять правила Виши внутри еврейских общин, и большая часть еврейского населения рассматривала ее как сотрудничество с правительством. [24] В ответ многие молодые евреи присоединились к алжирскому движению сопротивления, которое само было основано евреями в 1940 году. 8 ноября 1942 года алжирское сопротивление правительству Виши приняло участие в захвате Алжира в рамках подготовки к освобождению Севера союзниками. Африке, известная как « Операция Факел ». [24] Из 377 членов сопротивления, захвативших Алжир, 315 были евреями. [24] В ноябре 1942 года союзные войска высадились и взяли под свой контроль Алжир и остальную часть Алжира. Однако евреям не были возвращены ни все прежние гражданские права и свободы, ни французское гражданство до 1943 года. Частично это можно объяснить тем, что сам Жиро вместе с генерал-губернатором Марселем Пейрутоном , пропагандируя отмену Виши статутов , 14 марта 1943 г., после высадки союзников в Северной Африке, в порядке исключения сохранил декрет об отмене права гражданства для алжирских евреев, утверждая, что они не желают разжигать насилие между еврейской и мусульманской общинами в Алжире. [26] Лишь с приходом Шарля Де Голля в октябре 1943 года алжирские евреи наконец восстановили свое французское гражданство благодаря восстановлению Декрета Кремье .

Помимо дискриминационных и антисемитских законов, с которыми столкнулись евреи по всему Алжиру, около 2000 евреев были помещены в концентрационные лагеря в Бедо и Джельфе. [24] Лагерь в Бедо, недалеко от Сиди-бель-Аббеса , стал местом концентрации алжирских евреев-солдат, которых заставляли выполнять каторжные работы. [27] Эти заключенные сформировали «Еврейскую рабочую группу» и работали над планом Виши по строительству транссахарской железной дороги; многие умерли от голода, истощения, болезней или побоев. [24] [27]

После Второй мировой войны [ править ]

Во время Алжирской войны большинство алжирских евреев из лояльности к Республике, которая дала им французское гражданство , встали на сторону Франции и выступили против местного движения за независимость, хотя они отвергли ту часть официальной политики, которая предлагала независимость Алжира. Некоторые евреи действительно присоединились к ФНО, борющемуся за независимость, но более крупная группа объединилась с ОАГ, секретной военизированной группой . [28]

ФНО опубликовал декларации, гарантирующие место в Алжире евреям как неотъемлемой части алжирского народа. [29] надеясь заручиться их поддержкой. Алжирские мусульмане помогали евреям во время судебных процессов при режиме Виши во время Второй мировой войны, когда их права гражданства в соответствии со степенью Кремье были аннулированы. [28] [29]

Некоторые алжирские евреи положительно отреагировали на призыв ФНО, присоединившись к местным ополченцам или сделав финансовые пожертвования. В отношении этих евреев они признали общую привязанность к Алжиру и антисемитизм, распространенный среди французов. [30] По мнению других, воспоминания о погроме 1934 года и случаях жестокого нападения мусульман на евреев в Константине и Батне , а также поджоги синагог Батны и Орлеанвилля сыграли свою роль в их решении отклонить предложение.

В 1961 году Законом о Национальной ассамблее Франции № 61-805 [31] мозабитские . евреи, исключенные из Указа Кремье, также получили французское гражданство [32]

В период с конца 1961 года по конец лета 1962 года 130 000 из примерно 140 000 евреев Алжира уехали во Францию, а около 10 000 из них эмигрировали в Израиль. [33] [34] Марокканские евреи, проживавшие в Алжире, и евреи из долины Мзаб в алжирской Сахаре, не имевшие французского гражданства, а также небольшое количество алжирских евреев из Константина также эмигрировали в Израиль в то время. [35]

После референдума 1961 года 1962 года Эвианские соглашения обеспечили независимость Алжира. Некоторые алжирские евреи присоединились к Секретной армии , целью которой было сорвать процесс независимости с помощью взрывов и покушений, среди которых были Шарль де Голль и Жан-Поль Сартр . [36]

Независимый Алжир [ править ]

К 1969 году в Алжире все еще проживало менее 1000 евреев. [37] К 1975 году правительство захватило все синагоги страны, кроме одной, и превратило их в мечети или библиотеки. [38]

С 2005 года правительство Алжира пыталось уменьшить дискриминацию еврейского населения, создав еврейскую ассоциацию и приняв закон, признающий свободу религии. Они также разрешили возобновить еврейское паломничество к самым святым еврейским местам Северной Африки. В 2014 году министр по делам религии Мохаммед Эйсса объявил, что правительство Алжира будет способствовать открытию еврейских синагог. Однако этого так и не произошло: Эйсса заявил, что это больше не интересует алжирских евреев. [39] По оценкам, в 2017 году в Алжире оставалось около 50 евреев, в основном в Алжире. [22] В 2020 году в Алжире проживает около 200 евреев. [1]

Традиционное платье [ править ]

Еврейские женщины в Алжире, 1851 г.

По данным Еврейской энциклопедии , [40]

Современная [1906] алжирская еврейка носит на голове «такриту» (носовой платок), одета в «беденор» (платье с лифом, отделанным кружевом) и полосатую жилетку с длинными рукавами, доходящим до талии. «Мох» (пояс) — шелковый. Коренной алжирский еврей носит «тарбуш» или продолговатый тюрбан с шелковой кисточкой, «шадрию» или жилет с большими рукавами и «сарвал» или панталоны, застегнутые «хизамом» (поясом), причем все это покрыто мантией, бурнус (также пишется бурнус ) и большой шелковый носовой платок, кисточки которого свисают до его ног. На более раннем этапе алжирские еврейки носили высокую конусообразную шляпу, напоминающую те, что носили в Англии в пятнадцатом веке.

Синагоги в Алжире [ править ]

евреи Известные алжирские

Генетика [ править ]

Самое крупное на сегодняшний день исследование евреев Северной Африки было проведено Джерардом Люкоттом и др. в 2003 году. Изученная популяция сефардов следующая: 58 евреев из Алжира, 190 из Марокко, 64 из Туниса, 49 с острова Джерба , 9 и 11 из Ливии и Египта соответственно, что составляет 381 человек. [46] Это исследование показало, что евреи Северной Африки показали частоты своих отцовских гаплотипов, почти равные таковым у ливанских и палестинских неевреев по сравнению с европейскими неевреями.

Было обнаружено, что марокканская/алжирская, Джербанская/Тунисская и Ливийская подгруппы североафриканского еврейства демонстрируют различные уровни ближневосточного (40-42%), европейского (37-39%) и североафриканского происхождения (20-21%). [47] при этом марокканские и алжирские евреи, как правило, генетически ближе друг к другу, чем к евреям Джербана и ливийским евреям. [48] [49] [50] [51] Согласно исследованию:

«отличительные кластеры североафриканского еврейского населения с близостью к другим еврейским популяциям и различной степенью примеси с Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Две основные подгруппы были идентифицированы по основному компоненту, дереву соединения соседей и анализу идентичности по происхождению - марокканцы / Алжирцы и Джербанцы/Ливийцы, которые различались по степени европейской примеси. Эти группы населения демонстрировали высокую степень эндогамии и были частью более крупной еврейской группы ашкенази и сефардов. Согласно анализу основных компонентов, эти североафриканские группы были ортогональны современному населению из. Северное и Южное Марокко, Западная Сахара, Тунис, Ливия и Египет. Таким образом, это исследование совместимо с историей североафриканских евреев, возникших в эпоху классической античности с прозелитизмом местного населения, за которым последовала генетическая изоляция с возникновением христианства, а затем и с возникновением христианства. Ислам и примеси после эмиграции евреев-сефардов во время инквизиции». [47]

населения Численность

Год Еврейское население [52]
1830 26,000
1850 26,000
1866 38,500
1881 52,000
1914 96,000
1931 110,000
1948 140,000
1960 130,000
1963 50,000
2005 10,000
2020 5500

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Английский: Написание «евреи» (с заглавной буквы) обозначает представителей национальной или этнической идентичности. Написание «евреи» (без заглавной буквы) обозначает последователей еврейской религии. См. на эту тему статьи «Евреи» и «Использование заглавных букв во французском языке» .
    Русский: Написание «евреи» (с заглавной буквы) обозначает представителей национальной или этнической идентичности. Написание «евреи» (без заглавной буквы) обозначает последователей еврейской религии. См. по этому поводу статьи «Евреи» и «Использование заглавных букв во французском языке».

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евреи Алжира» . Еврейская виртуальная библиотека .
  2. ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (2014). «Рассказывая о прошлом, служа настоящему: движение за берберскую идентичность и еврейские связи» . Национализм, идентичность и политика: Израиль и Ближний Восток. Исследования в честь профессора Ашера Сассера : 106 . Проверено 1 мая 2024 г. - через ResearchGate.
  3. ^ Жан-Жак Делдик (2000). Процесс аккультурации евреев Алжира (на французском языке). СИЕМИ. п. 41. ИСБН  978-2-7384-9677-5 . .
  4. ^ «Евреи Алжира во время Второй мировой войны» . Northafricanjews-ww2.org.il/fr (на французском языке) . Проверено 4 июня 2018 г.
  5. ^ Майна Фаулиот (11 июля 2014 г.). «Алжир: евреи, христиане… Как страна регулирует религиозные меньшинства» . Молодая Африка .
  6. ^ Бенджамин Роджер (26 апреля 2013 г.). «Есть ли еще евреи в Магрибе?» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2019 г.
  7. ^ Карен Б. Стерн, Надпись преданности и смерти: археологические свидетельства еврейского населения Северной Африки , Bril, 2008, стр.88
  8. ^ «Алжир» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 10 июня 2012 г.
  9. ^ «Эдикт об изгнании евреев — 1492 год, Испания» . Сайт Sephardicstudies.org . Проверено 10 июня 2012 г.
  10. ^ Ярдени, Мириам (1980). Евреи в истории Франции: Первая международная конференция в Хайфе (на французском языке). СВЕТИТЬ. ISBN  978-9004060272 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фридман, Элизабет. Колониализм и после него . Южный Хэдли, Массачусетс: Берген, 1988. Печать.
  12. ^ Стиллман, Норман. «Девятнадцатый век и влияние Запада / Социальные трансформации» . Евреи арабских стран в наше время . Еврейское издательское общество. Архивировано из оригинала 28 августа 2006 года . Проверено 5 января 2012 г.
  13. ^ Паула Хайман, Евреи современной Франции, Калифорнийский университет Press, 1998, стр.83.
  14. ^ Патрик Вейль, Как быть французом: национальность в процессе становления с 1789 года, Duke University Press, 2008, стр. 128, 253.
  15. ^ [1] , Калифорнийский университет Санта-Крус
  16. ^ Сара Абревая Штейн (6 мая 2014 г.). Сахарские евреи и судьба Французского Алжира . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-12388-2 . OCLC   1014071469 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сэмюэл Калман (2008). Крайние правые в межвоенной Франции: Faisceau и Croix de Feu . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 210. ИСБН  978-0-7546-6240-2 . OCLC   1120553086 .
  18. ^ Орит Башкин, «Колонизированные семиты и инфекционные заболевания: теоретизирование и повествование об антисемитизме в Леванте, 1870–1914 гг.», Critical Inquiry , зима 2021 г., Vol. 47 Выпуск 2, стр. 189-217, стр. 199-202.
  19. ^ Хайман стр.105.
  20. ^ Орит Башкин, «Колонизированные семиты и инфекционные заболевания», 2021, стр. 202-203.
  21. ^ Алжир, 1830–2000: Краткая история . Издательство Корнельского университета. 2004. стр. 10–. ISBN  978-0-8014-8916-7 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евреи Алжира» . Еврейская виртуальная библиотека . 05.09.2000 . Проверено 10 июня 2012 г.
  23. ^ Вэнс, Шэрон (10 мая 2011 г.). Мученичество марокканского еврейского святого . БРИЛЛ. п. 182. ИСБН  978-90-04-20700-4 . Мусульманские антиеврейские беспорядки в Константине в 1934 году, когда было убито 25 евреев.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Евреи Алжира, Марокко и Туниса» . Яд Вашем . Проверено 2 декабря 2018 г.
  25. ^ «Евреи Алжира» . dbs.bh.org.il. ​Проверено 2 декабря 2018 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стовалл, Тайлер Эдвард; Ван ден Аббиле, Жорж, ред. (2003). Французская цивилизация и ее недовольство: национализм, колониализм, раса . Лэнхэм: Лексингтонские книги. стр. 258, 259. ISBN.  978-0739106464 . OCLC   52109410 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Алжир» (PDF) . Яд Вашем . Проверено 2 декабря 2018 г.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пьер Бирнбаумн, «Французские евреи и «возрождение» алжирского еврейства», в книге Эзры Мендельсона (ред.) « Исследования современного еврейства: том XIX: евреи и государство: опасные союзы и опасности привилегий», «Исследования современного еврейства», том . XIX Издательство Оксфордского университета / Еврейский институт Иерусалима, 2004 г., стр. 88–103, стр. 97: «Большая группа ... взяла в руки оружие ближе к концу войны вместе с противостоящей французской террористической группой, Организацией секретной армии (ОАГ)». , даже несмотря на то, что в эту группу входили представители некоторых из наиболее антисемитских и реакционных французско-алжирских кругов».
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наоми Дэвидсон, «Только мусульманин: воплощение ислама во Франции двадцатого века», Cornell University Press, 2012, стр. 136: «Именно потому, что ФНО считает алжирских евреев сыновьями нашей страны, мы надеемся, что лидерам еврейской общины хватит мудрости, чтобы способствовать строительству свободного и по-настоящему братского Алжира. ФНО убежден, что лидеры поймут, что долг и, конечно, в интересах всей еврейской общины не оставаться «над схваткой», непременно осудить умирающий французский колониальный режим и провозгласить свой выбор алжирского режима. национальность».
  30. ^ Фанон, Франц (1967). Умирающий колониализм . Нью-Йорк: Гроув Пресс. стр. 155–157.
  31. ^ Шепард, Тодд. Изобретение деколонизации: Алжирская война и преобразование Франции. Издательство Корнельского университета, 2008.
  32. ^ Сон Ын Чхве (19 ноября 2015 г.). Деколонизация и французы Алжира: возвращение колонии поселенцев домой . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 84–. ISBN  978-1-137-57289-9 .
  33. ^ Итан Кац (2015). Бремя Братства евреев и мусульман от Северной Африки до Франции . Издательство Гарвардского университета. п. 212. ИСБН  978-0-674-08868-9 .
  34. ^ «К 60-летию массовой еврейской эмиграции из Алжира» . ОДК . По состоянию на 7 декабря 2023 г.
  35. ^ Ласкиер, Майкл М. (1994). Североафриканское еврейство в двадцатом веке: евреи Марокко, Туниса и Алжира . Нью-Йорк Пресс. ISBN  9780814750728 .
  36. ^ Сон Ын Чхве (19 ноября 2015 г.). Деколонизация и французы Алжира: возвращение колонии поселенцев домой . Пэлгрейв Макмиллан. п. 84. ИСБН  978-1-137-57289-9 . Участие евреев в ОАГ широко признано историками, хотя сколько из них на самом деле присоединилось к организации и почему, по-прежнему трудно точно определить.
  37. ^ «Алжир» , Еврейская виртуальная библиотека.
  38. ^ «За заголовками евреи Алжира» . Еврейское телеграфное агентство . 15 апреля 1975 года.
  39. ^ «Сообщество в Алжире». ВЕК, Всемирный еврейский конгресс, январь 2018 г., www.worldjewishcongress.org/en/about/communities/DZ.
  40. ^ «Костюм» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 10 июня 2012 г.
  41. ^ «Страх был моим отцом» . Гаарец . 22 ноября 2007 года . Проверено 16 января 2016 г. .
  42. ^ Джессика Хаммерман. «Бен, Мириам». Энциклопедия евреев в исламском мире. Исполнительный редактор Норман А. Стиллман. Brill Online, 2015. Справочник. < http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopedia-of-jews-in-the-islamic-world/ben-myriam-SIM_000694 >
  43. ^ «Этот домен был зарегистрирован Youdot.io» .
  44. ^ Халле, Шарлотта (24 декабря 2004 г.). «Сайт для воспаленных глаз Веб-сайт Israel21c призван показать американцам, что Израиль — это гораздо больше, чем истерзанные войной изображения, которые они видят по телевизору» . Гаарец . Проверено 13 мая 2019 г.
  45. ^ «Un Nul Bourre de Talent» . L'Express (на французском языке). 24 января 2002 года . Проверено 06 сентября 2021 г.
  46. ^ Люкотт, Дж; Дэвид, Ф. (октябрь 1992 г.). «Специфические для Y-хромосомы гаплотипы евреев, обнаруженные с помощью зондов 49f и 49a». Хм. Биол . 64 (5): 757–61. ПМИД   1398615 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Кристофер Л.; Паламара, Пьер Ф.; Дубровский, Майя; Ботиг, Лаура Р.; Феллоус, Марк; Ацмон, Гил; Одду, Кэрол; Перлман, Александр; Хао, Ли; Хенн, Бренна М.; Бернс, Эдвард; Бустаманте, Карлос Д.; Комас, Дэвид; Фридман, Эйтан; Пеер, Ицик; Острер, Гарри (2012). «Еврейское и нееврейское население Северной Африки образует характерные ортогональные кластеры» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 109 (34): 13865–70. Бибкод : 2012PNAS..10913865C . дои : 10.1073/pnas.1204840109 . ПМЦ   3427049 . ПМИД   22869716 .
  48. ^ «Исследование завершает генетическую карту евреев Северной Африки» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 28 мая 2017 г.
  49. ^ Новая генетическая карта еврейских диаспор.
  50. ^ Эвен, Дэн (8 августа 2012 г.). «Международное генетическое исследование прослеживает еврейские корни до древнего Ближнего Востока» . Гаарец . Проверено 2 декабря 2021 г.
  51. ^ Браун, Эрин (13 апреля 2008 г.). «Генетическое исследование североафриканских евреев рассказывает историю миграции – Los Angeles Times» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 апреля 2013 г.
  52. ^ «Евреи Алжира» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b7adca1c0d822f3fd5d8ef1ab371bcf__1718870880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/cf/5b7adca1c0d822f3fd5d8ef1ab371bcf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Algeria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)