Jump to content

Крипто-иудаизм

Иудаика (по часовой стрелке сверху): субботние подсвечники, чаша для омовения рук , Хумаш и Танах , Торы указатель , шофар и ящик для этрога .

Крипто-иудаизм — это тайное следование иудаизму при публичном заявлении о принадлежности к другой вере; практикующих называют «криптоевреями» (происхождение от греческого kryptos κρυπτός , «скрытый»). [1]

Исторически этот термин особенно применялся к испанским и португальским евреям, внешне исповедовавшим католицизм . [2] [3] [4] [5] [6] также известный как Conversos , Marranos или Anusim . Это явление особенно связано со средневековой Испанией после резни 1391 года и изгнания евреев в 1492 году . [7] После 1492 года в Испании и 1497 года в Португалии официально они больше не существовало. Испанская были созданы для наблюдения за обращенными евреями и их потомками на предмет их продолжающейся приверженности христианской вере и обычаям, с суровыми наказаниями для тех , и португальская инквизиция кто был осужден за тайное продолжение практики иудаизма. Информация о тайно соблюдающих евреях в основном сохранилась в делах инквизиции против отдельных лиц. [8]

Европа [ править ]

Официально евреи, обратившиеся в Испанию в XIV и XV веках, были известны как Cristianos Nuevos (новые христиане), но обычно их называли conversos (обращенные в христианство). Испания и Португалия издали указы, ограничивающие их права в метрополии Испании и Португалии, а также на заморских территориях Испании и Португалии в Америке.

Хотя только Кристианос Вьехос (старые христиане), которые могли доказать limpieza de sangre («чистота или чистота крови»), произошли только от христианских иберийских европейских предков, без «запятнания» какого-либо еврейского происхождения или мусульманского берберского / арабского происхождения, было разрешено официально мигрировали в испанские владения Нового Света, многие христианские конверсос еврейского происхождения отправились в испанские владения, используя поддельные документы limpieza de sangre , или проникли в испанские владения через португальскую Бразилию, особенно в 1580-1640 годах, когда Испания и Португалия находились под властью одного и того же монарх. Требования к въезду в португальскую колонию Бразилия были более мягкими и менее строго соблюдались.

Несмотря на опасности испанской инквизиции в Иберии и инквизиции, установленной в Мехико; Лима, Перу; и Картахене-де-Индиас на территории нынешней Колумбии, многие конверсос продолжали тайно и незаметно практиковать еврейские ритуалы дома. [7] [9] [10] такие как Фестиваль Санта-Эстерика , замаскированная версия Пурима в честь еврейской царицы Эстер с вымышленной «католической» святой Эстерикой. [ нужна ссылка ]

После декрета Альгамбры от марта 1492 года, который предписывал евреям обращение в христианство или изгнание, многочисленные conversos , также называемые Суэта (или Чуэта) на Балеарских островах , находящихся под властью Испании, публично исповедовали католицизм , но в частном порядке придерживались иудаизма, даже через испанских Инквизиция . Они являются одними из наиболее широко известных и задокументированных криптоевреев. [ нужна ссылка ]

Крипто-иудаизм существовал и в более ранние периоды, когда евреи были вынуждены или под давлением перейти в религию большинства со стороны правителей мест, где они проживали. Некоторые из еврейских последователей Саббатая Цви ( саббатиане ) формально обратились в ислам и были известны как дёнме . Более поздние последователи Якоба Франка ( франкисты ) формально обратились в христианство, но сохранили аспекты практики своих версий иудаизма. [ нужна ссылка ]

Криптоевреи сохранялись в России и странах Восточной Европы, находившихся под влиянием Советского Союза, после возникновения коммунизма в результате русской революции 1917 года. Правительство, в которое входили светские евреи-коммунисты, не заставляло евреев переходить в Русскую православную церковь , но считало исповедание какой-либо религии нежелательно. Некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим контролем режима. После падения коммунизма многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично снова приняли веру своих предков. [ нужна ссылка ]

« Евреи Бельмонте » в Португалии, жившие в XII веке, на протяжении веков поддерживали сильные тайные традиции. Целая община выживала в тайне, сохраняя традицию эндогамного брака и скрывая все внешние признаки своей веры. Они и их практики были открыты только в 20 веке. Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, хотя многие до сих пор сохраняют свои многовековые традиции. [11]

Роль Маймонида [ править ]

Будучи одной из выдающихся фигур в иудаизме и автором Мишне Тора комментария к Талмуду , Маймонид также дал знаковый доктринальный ответ на насильственное обращение евреев на Пиренейском полуострове Альмохадами :

Однако в своем «Послании о мученичестве» Маймонид предлагал, чтобы преследуемый еврей публично принял ислам, сохраняя при этом крипто-иудаизм, и не стремился к мученичеству, если его не заставляют публично нарушать еврейские заповеди. Он также раскритиковал одного писателя, пропагандировавшего мученичество, за «многословную глупую болтовню и чепуху», а также за введение в заблуждение и причинение вреда евреям. Описывая еврейское прошлое, Маймонид приводит примеры еретиков и грешников из Библии, чтобы показать, что даже угнетатели Израиля были вознаграждены Богом за единственный акт благочестия или уважения. Насколько большей тогда, утверждает он, будет награда для евреев, «которые, несмотря на необходимость принудительного обращения, тайно выполняют заповеди». [12]

Маймонид отстаивал рационализм в отношении принятой в то время практики мученичества при столкновении с религиозными невзгодами. В результате это узаконило крипто-иудаизм по религиозным стандартам и обеспечило доктринальную поддержку евреям в течение столетий испанской инквизиции (1478–1834).

До испанской инквизиции [ править ]

По данным Энциклопедии иудаики , [13] несколько случаев насильственного обращения произошли до 1492 года и за пределами Иберии. Одно из самых ранних обращений произошло спустя столетие после падения Рима и произошло в Клермон-Ферране . После того как член еврейской общины Клермон-Феррана стал евреем-христианином и подвергся за это преследованиям со стороны других членов общины, кавалькада, в которой он маршировал, в свою очередь преследовала его преследователей:

Затем участники процессии совершили нападение, «полностью разрушившее [синагогу], сравняв ее с землей». Впоследствии епископ Авит направил евреям письмо, в котором он отрицал использование принуждения для того, чтобы заставить их принять христианство, но объявил в конце послания: «Итак, если вы готовы верить, как я, будьте одним стадом с нас, и я буду вашим пастором; но если вы не готовы, уходите из этого места». Сообщество колебалось три дня, прежде чем принять решение. Наконец большинство, около 500 человек, приняли христианство. Христиане в Клермоне встретили это событие с ликованием: «Зажглись свечи, сияли лампады, весь город сиял светом белоснежной паствы» (т. е. вынужденных обращенных). Евреи, предпочитавшие изгнание, уехали в *Марсель (Григорий Турский, Истории, 5:11). Поэт Венанций Фортунат сочинил стихотворение в память об этом событии. В 582 году франкский король Хильперик вынудил многих евреев принять христианство. И снова анусим не проявили искренности в своем обращении, поскольку «некоторые из них, очистившись телом, но не сердцем, отреклись от Бога и вернулись к своему древнему вероломству, так что было видно, что они соблюдают субботу, а также воскресенье» (там же). ., 6:17).

Преобразования Клермон-Феррана на 40 лет предшествовали первым насильственным преобразованиям в Иберии. Принудительное крещение евреев произошло в Иберии в 616 году по настоянию вестготского монарха Сисибута :

Настойчивые попытки принудительного обращения предпринимались в седьмом веке вестготами в Испании после того, как они приняли римско-католическую веру. За сравнительно мягкими правовыми мерами последовал суровый указ короля Сисибута в 616 году, предписывающий обязательное крещение всех евреев. Однако после обращения анусимы, очевидно, сохранили свою еврейскую сплоченность и религиозную жизнь. Несомненно, именно эта проблема продолжала волновать испанских монархов на последующих соборах Толедо, представляя как церковные, так и светские власти... Таким образом, были предприняты шаги, чтобы гарантировать, что дети новообращенных получили христианское религиозное образование, а также предотвратить старшее поколение от продолжения соблюдения еврейских обрядов или от несоблюдения католических обрядов. Была введена система строгого надзора со стороны духовенства за образом жизни и передвижениями анусим...

Новички [ править ]

Неофити группа криптоевреев, живших в Сицилийском королевстве , которое включало всю Южную Италию с 13 по 16 века. [14]

Контакт [ изменить ]

Родовая линия Сус , Зюскинд и Линдауэр была криптоеврейской суситской родовой линией, которая поселилась в Священной Римской империи и жила как католические или протестантские криптоевреи. [15] Вторичные линии Линдауэра : Линдауэр, Линдауэр, Линдаер, Линдуэр, Линдаур, Линдауэр, Линдхауэр, Линндауер, Линдайер, а также Линдаурр. [16]

Средиземноморье и Азия [ править ]

В мусульманских странах существовало несколько общин криптоевреев. Считается, что предки даггатунов в Марокко сохраняли свои еврейские обычаи еще долгое время после номинального принятия ислама. В Иране большая община криптоевреев жила в Мешхеде , недалеко от Хорасана , где они были известны как «Джедид аль-Ислам» ; они были массово обращены в ислам примерно в 1839 году после событий в Аллахдаде . Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году. Некоторые приняли ислам и остались в Иране. [17] [18]

Индия [ править ]

В 1494 году, после подписания Тордесильясского договора , санкционированного папой Александром VI , Португалия получила право основывать колонии в Восточном полушарии. В своей лекции в Библиотеке Конгресса профессор Санджай Субрахманьям , заведующий кафедрой социальных наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , объясняет, что криптоевреев особенно привлекала Индия, потому что она не только была центром торговли, но и создала древние Еврейские поселения вдоль его западного побережья. Наличие этих общин означало, что криптоевреи, которые были вынуждены принять католицизм , но не хотели эмигрировать в толерантные страны (например, Марокко, Польшу, Османскую империю и т. д.), могли действовать в пределах Португальской империи с полной свободой. католических подданных, но вдали от инквизиции , одновременно сотрудничая с существующими еврейскими общинами, чтобы скрыть свои истинные убеждения. [19]

Присутствие криптоевреев в Гоа разозлило архиепископа Гоа, дома Гаспара Хорхе де Леан Перейра и других европейцев, таких как Франциск Ксавьер , который писал полемику и письма в Лиссабон , призывая привезти инквизицию в Гоа. [20] Крипто-евреи представляли угрозу безопасности Королевства Португалия, поскольку евреи-сефарды имели в Иберии прочную репутацию объединивших силы с маврами для свержения христианских правителей. [21] Гоанская инквизиция началась в 1560 году и закончилась в 1812 году. Ее целью были криптоевреи, криптомусульмане и криптоиндуисты . Из 1582 человек, осужденных в период с 1560 по 1623 год, 45,2% были осуждены за преступления, связанные с иудаизмом и исламом. [22] Сбор статистических данных аутодафе инквизиции Гоа показывает, что в общей сложности 57 человек были сожжены живьем и 64 - в виде чучела (то есть статуи, напоминающей человека). Все сожженные были осуждены как рецидивисты еретики или за содомию. [23]

Испанская Америка [ править ]

Крипто-иудаизм был зарегистрирован главным образом на контролируемых Испанией колониальных территориях на севере Мексики . Многочисленные конверсо присоединились к испанским и португальским экспедициям, полагая, что на новых землях есть экономические возможности и что у них будет больше свободы на расстоянии, далеком от Иберии. Различные ситуации развивались в ранний колониальный период Мексики, приграничной провинции Нуэво-Леон , более поздних северных приграничных провинциях и колониальном опыте мексиканской инквизиции . Крипто-еврейские традиции имеют сложную историю и обычно представляют собой смесь синкретических римско-католических и иудаистских традиций. Во многих отношениях возрождение иудаистской практики отражало сохранение коренными народами своих традиций, свободно практиковавшихся под римско-католической завесой. Кроме того, католицизм был синкретическим, впитав в себя другие традиции и создав новую креольскую религию.

Традиционный фестиваль Санта-Эстерика сохранился среди конверсо, мигрировавших в Новый Свет, и до сих пор практикуется среди их потомков.

Ранний колониальный период – век . 16

Некоторые из сефардских евреев, изгнанных из Испании, отправились в Португалию, но в 1497 году эта страна фактически обратила всех оставшихся еврейских детей, сделав их подопечными государства, если родители также не обратились в веру. Таким образом, многие из первых крипто-еврейских мигрантов, прибывших в Мексику в первые колониальные времена, технически были португальцами от первого до второго поколения с испанскими корнями до этого. Число таких португальских мигрантов было настолько значительным, что испанские колонисты начали использовать слово «португальский» как синоним слова «еврей» для своих поселенцев. Иммиграция в Мексику предлагала выгодные торговые возможности в густонаселенной колонии с зарождающейся испанской культурой. Некоторые мигранты считали, что этот регион будет более толерантным, поскольку земли в подавляющем большинстве населены нехристианскими коренными народами и удалены от метрополии. [24]

Колониальные чиновники считали, что многие криптоевреи собирались в Мексику в 16 веке, и в письменных документах жаловались Испании, что испанское общество в Мексике станет в значительной степени еврейским. Чиновники обнаружили и осудили подпольные синагоги в Мехико. В этот момент колониальные администраторы учредили Закон чистой крови , который запрещал миграцию в Мексику новых христиан (Криштиану Нуэво), то есть всех, кто не мог доказать свою принадлежность к старым христианам в течение как минимум трех последних поколений. Кроме того, администрация инициировала мексиканскую инквизицию , чтобы обеспечить католическую ортодоксальность всех мигрантов в Мексике. Мексиканская инквизиция также использовалась традиционным способом для обеспечения ортодоксальности обращенных коренных народов. Первыми жертвами сожжений (или autos de fé ) мексиканской инквизиции были новообращенные коренные жители, осужденные за ересь, или криптоевреи, осужденные за возврат к вере своих предков. [ нужна ссылка ]

За исключением тех, кому было разрешено заселить провинцию Нуэво-Леон в соответствии с Законами о чистоте крови, число конверсос, мигрирующих в Новый Свет, сократилось.

начало 17 века Нуэво-Леон (1590-е - )

Колонизация Новой Испании происходила как экспансия на север по все более суровой географии, в регионах, которые были оккупированы племенами, возмущенными вторжением; они сформировали свободные конфедерации коренных народов для сопротивления поселенцам. Испания финансировала экспансию за счет эксплуатации минеральных богатств, порабощения или принуждения коренных народов к работе в шахтах. Он установил энкомьенды для выращивания скота, тем самым вытеснив местное население. Коренные народы северо-восточного квадранта Новой Испании (Новая Испания) оказались особенно устойчивыми к колониальному давлению. Чичимеки . , апачи и другие племена сопротивлялись обращению в христианство и избегали того, чтобы их считали чернорабочими или рабами на испанских ранчо и в шахтах Испанцы считали, что такие народы сделали границу ( frontera ) регионом беззакония.

Луис Карвахаль-и-де-ла-Куэва , королевский бухгалтер, был португальским новым христианином . Он получил королевскую грамоту от испанской короны на поселение Нуэво-Леон , большого пространства земли на враждебной границе. Из-за опасностей и трудностей этого региона Карвахаль-и-де-ла-Куэва получил в своей хартии освобождение от обычного требования доказать, что все новые поселенцы были «старыми христианами» ( по крайней мере трех поколений ), а не недавно обращенными евреями или Мусульмане. Это освобождение позволило людям поехать в Нуэво-Леон, которым по закону был запрещен въезд в Новую Испанию в другие места. [25] Карвахалю было разрешено привести в Новую Испанию 100 солдат и 60 рабочих; многие из них были задокументированы как криптоевреи. [26]

Еврейские религиозные предметы в Метрополитен-музее Монтеррея .

Когда Карвахаля стал губернатором, Монтеррей стал центром (ныне в штате Нуэво-Леон). Через несколько лет некоторые люди сообщили властям Мехико, что в Северной провинции проводятся еврейские обряды, а усилия по обращению коренных народов-язычников были вялыми. [27] Основной экономической деятельностью Карвахаля и его соратников, судя по всему, был захват индейцев и продажа их в рабство. [27] Вице-губернатор Карвахаля Гаспар Кастаньо де Соса в 1591 году возглавил большую экспедицию в Нью-Мексико , пытаясь основать колонию. Кастаньо был арестован за эту несанкционированную экспедицию и приговорен к ссылке на Филиппины . Позже приговор был отменен, но он уже был убит на Молуккских островах , когда китайские рабы на его корабле взбунтовались. [28]

Губернатор Карвахаль, его ближайшие родственники и другие члены его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Впоследствии губернатор умер в тюрьме, еще до приговора к ссылке. Его племянница Изабель Карвахаль подверглась пыткам и привлекла всю семью к так называемым обвинениям. Все они были казнены через сожжение на костре за рецидив в иудаизме, за исключением одного племянника, который избежал ареста, сбежав в Италию, и одного племянника, который был монахом-доминиканцем. [29] Его племянник, которого также звали Луис , написал самые ранние известные произведения еврея в Америке. [30]

Когда Карвахаль был у власти, город Монтеррей стал местом назначения для других криптоевреев, которые хотели избежать мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, Нуэво-Леон и основание Монтеррея имеют большое значение, поскольку они привлекли крипто-еврейских мигрантов со всех частей Новой Испании . Они создали одну из первых еврейских общин в Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, которые открыто исповедуют иудаизм, были созданы только в конце 19 и начале 20 веков, после значительной иммиграции евреев-ашкенази из Восточной Европы и евреев-мизрахи из Турции и Сирии.)

Бывшие территории Новой Испании в США, вв . 17–18

Из-за деятельности инквизиции в Нуэво-Леоне многие потомки криптоевреев мигрировали в приграничные колонии дальше на запад, используя торговые пути, проходящие через города Западной Сьерра-Мадре и Чиуауа, Эрмосильо и Кананеа, а также на север по торговому пути в Пасо-дель-Норте и Санта-Фе (оба города в колониальной Санта-Фе-де-Нуэво, Мексика ). Некоторые даже отправились в Альту-Калифорнию на Тихоокеанском побережье.

В конце 20-го века, на территории современного юго-запада США , а именно в Нью-Мексико , бывшей территории Новой Испании, несколько выходцев из Нью-Мексико заявили, что они произошли от криптоевреев колониального периода. Хотя большинство из них придерживаются католической и христианской веры, они часто ссылаются на воспоминания старших родственников, исповедующих еврейские традиции. С 1990-х годов криптоевреи Нью-Мексико тщательно изучались и документировались несколькими учеными, в том числе Стэнли М. Хордсом, [31] Джанет Либман Джейкобс, [32] Шуламифь Галеви , [33] и Сет Д. Кунин, который называет их латиноамериканцами . [34] Кунин отметил, что большая часть этой группы в Нью-Мексико официально не приняла иудаизм и не присоединилась к организованной еврейской общине. [35] Хотя некоторые были настроены скептически, например, фольклорист Джудит Нойландер утверждает, что люди могли иметь в виду традиции современных евреев- ашкенази -мигрантов и евангелистов-протестантов, христиан- которые намеренно приобретали и использовали еврейские традиции. [36] Совсем недавно протестанты-евангелисты христиане- открыли миссионерские группы, нацеленные на развитие евангелической доктрины в общинах Юго-Западной Америки, где сохранился крипто-иудаизм. Весьма влиятельному Орду было предъявлено обвинение в «целеустремленных спекуляциях, основанных на в значительной степени эфемерных или весьма двусмысленных доказательствах» за его вывод о том, что современные латиноамериканцы, заявляющие о крипто-еврейских корнях, являются наследниками непрерывной цепи передачи. [37] Кунин ответил на часть этой критики в своей книге « Жонглирование идентичностями: идентичность и подлинность среди криптоевреев» , в ответ Кунин повторил, что эти ученые неправильно понимали идентичность Новой Мексики, которая, хотя и достоверно связана с историчностью христиан и пуэбло, соответствует другие истории испанских конверсо .

Peru[editПеру

В Перу конверсос прибыли во время испанского завоевания. Поначалу они жили без ограничений, поскольку в начале наместничества там не действовала инквизиция. С приходом инквизиции новых христиан начали преследовать, а в некоторых случаях казнить. Потомки этих колониальных евреев-сефардов, принявших христианство, поселились в основном на севере Анд и в высоких джунглях Перу, где они женились на местных женщинах и ассимилировались.

Колумбия [ править ]

В департаменте Антьокия , Колумбия , а также в регионе Пайса , некоторые семьи также хранят традиции и устные свидетельства еврейского происхождения. Генетический анализ Y-ДНК в этой популяции показал происхождение основателей-мужчин преимущественно из «южной Испании, но также предполагает, что часть прибыла из северной Иберии, а некоторые, возможно, имели сефардское происхождение». [38] В Медельине существует традиция марранады , когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах каждого района каждое Рождество . Этот обычай был истолкован как ежегодное подтверждение отказа от еврейского закона. [39]

Боливия [ править ]

Убежищем для сефардских конверсо в испанскую колониальную эпоху был Санта-Крус-де-ла-Сьерра . [40] В 1557 году многие криптоевреи присоединились к Сюфло де Чавесу и были среди пионеров, основавших город. [41] В течение 16 века еще больше криптоевреев, столкнувшихся с преследованиями со стороны инквизиции и местных властей в близлежащих Потоси , Ла-Пасе и Ла-Плате, переехали в Санта-Крус, поскольку это было самое изолированное городское поселение и потому что инквизиция не беспокоила тамошних конверсо ; [42] Некоторые поселились в городе Санта-Крус и прилегающих к нему городах, включая Вальегранде , Пострервалле, Портачуэло , Теревинто, Пукара и Котока . [43]

Некоторые из старейших католических семей Санта-Крус имеют еврейское происхождение; некоторые семьи до сих пор исповедуют определенные традиции иудаизма. Еще в 1920-х годах в нескольких семьях сохранились семисвечники и подавали кошерные блюда . [42] В некоторых старых семьях до сих пор принято зажигать свечи в пятницу на закате и оплакивать смерть близких родственников, сидя на полу. [41] Спустя почти пять столетий некоторые потомки этих семей признают свое еврейское происхождение, но исповедуют католицизм.

Коста edit-Рика

Некоторые криптоевреи обосновались на окраине Сан-Хосе , Коста-Рика, в 16 веке. На публике они выдавали себя за католиков и практиковали свои еврейские ритуалы в уединении. В городе Ицказу (современный Эскасу ) некоторые криптоеврейские семьи не хранили тайну. Местные жители начали ассоциировать свои ритуалы и неразборчивые молитвы на иврите с колдовством. С тех пор Эскасу известен в фольклоре Коста-Рики как «город ведьм». [ нужна ссылка ]

В других странах Латинской Америки [ править ]

В дополнение к этим общинам, исповедующие католичество общины, произошедшие от мужчин и женщин криптоевреев, как сообщается, существуют в Доминиканской Республике , на Кубе , на Ямайке , в Пуэрто-Рико. [44] и в других странах Южной Америки , таких как Бразилия (см. Синагогу Кахал Цур Исраэль в Ресифи), Аргентина , Уругвай , Венесуэла , Чили , Перу и Эквадор . Из этих общин пошла пословица: «Католик по вере, еврей по крови». [ нужна ссылка ]

криптоевреи Известные

  • Антонио Фернандес Карвахал был португальским купцом в Лондоне; «Как и другие марраны в Лондоне, Карвахаль молился в католической часовне испанского посла, одновременно играя ведущую роль в тайной еврейской общине, которая собиралась в тайной синагоге на Кричерч-лейн». [45]
  • Исаак Кардозу был еврейским врачом, философом и писателем-полемистом, родившимся в Португалии, но в конечном итоге поселившимся в Италии. Некоторое время он носил имя Фернандо, чтобы скрыться от инквизиции. Найдя убежище в Вероне, он открыто принял иудаизм, став ведущим ученым в Италии.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Берлин, Адель , изд. (2011). «Криптоевреи» . Оксфордский словарь еврейской религии (2-е изд.). Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 195–96. ISBN  978-0-19-975927-9 .
  2. ^ Джейкобс, Дж (2002). Скрытое наследие: наследие криптоевреев . Издательство Калифорнийского университета. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-0-520-23517-5 . OCLC   48920842 .
  3. ^ Тобиас, HJ (1992). История евреев в Нью-Мексико . Издательство Университета Нью-Мексико. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-0-8263-1390-4 . OCLC   36645510 .
  4. ^ Алекси, Т (2003). Наследие Маррано: современный криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни . Издательство Университета Нью-Мексико. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-0-8263-3055-0 . OCLC   51059087 .
  5. ^ Бенбасса, Эстер ; Родрик, А (2000). Сефардское еврейство: история иудео-испанской общины, 14–20 веков (еврейские общины в современном мире) . Калифорнийский университет Press. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-0-520-21822-2 . OCLC   154877054 .
  6. ^ Гербер, Дж. С. (1994). Евреи Испании: история сефардского опыта . Свободная пресса. п. [ нужна страница ] . ISBN  978-0-02-911574-9 . ОСЛК   30339044 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин Меламмед, Рене. «Женщины в средневековых еврейских обществах», в книге « Женщины и иудаизм: новые идеи и исследования» . Эд. Фредерик Э. Гринспен. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 2009. 105–106.
  8. ^ Роуленд, Роберт. «Новый христианин, марран, еврей» в книге «Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800» . Паоло Бернардини и Норман Фиринг, ред. Нью-Йорк: Berghalm Books, 2001.
  9. ^ См. Дэвид М. Гитлиц, Секретность и обман: религия криптоевреев (Альбукерке: University of New Mexico Press, 2002).
  10. О португальских конверсос в Риме см. Джеймс Новоа, «Быть ​​насао в вечном городе: новые христианские жизни в Риме шестнадцатого века» (Питерборо: Baywolf Press, 2014).
  11. ^ Соколовский, Дж (2003). «Для португальских криптоевреев новый раввин пытается совместить традиции с местными обычаями» . Наш Иерусалим . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
  12. ^ Гербер, Джейн С. (1994). Евреи Испании: история сефардского опыта . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 81. ИСБН  978-0029115749 .
  13. ^ «Анусим» .
  14. ^ Зелдес, Н. (2003). Бывшие евреи этого королевства: сицилийские новообращенные после изгнания, 1492–1516 гг . Лейден: Брилл. ISBN  9004128980 . OCLC   51088133 .
  15. ^ Роберт Брокманн: Крипто-еврейское откровение; еврейско-суситская корневая линия Линдауэров (племя Ман, Сус, Зюскинд и Линдауэр) ; Эпублик, 2021, ISBN   978-3754104088
  16. ^ по состоянию на 04.04.2021
  17. ^ Пирназар, Джале. «Джадид аль-Исламы Мешхеда» . Иран Намех . XIX . Бетесда, доктор медицины: Фонд иранских исследований . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 25 марта 2009 г.
  18. ^ Хильда Ниссими (2006). Крипто-еврейские Мешхади . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1845191603 . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 25 марта 2009 г.
  19. ^ LibraryOfCongress (06 декабря 2013 г.), Евреи и новые христиане в португальской Азии, 15:00–17:00 , получено 22 февраля 2016 г.
  20. ^ Лимор, Ора; Струмса, Гай Г. (1996). Contra Iudaeos: древняя и средневековая полемика между христианами и евреями . Мор Зибек. п. 249. ИСБН  978-3161464829 .
  21. ^ Рот, Норман (1994), евреи, вестготы и мусульмане в средневековой Испании: сотрудничество и конфликт , Лейден: Брилл, стр. 79–90, ISBN  978-9004099715
  22. ^ Дельгаду Фигейра, Жуан (1623 г.). Списки инквизиции Гоа (1560–1623) . Лиссабон: Национальная библиотека.
  23. ^ де Алмейда, Фортунато (1923). История Церкви в Португалии, том. IV . Порту: Portucalense Editora.
  24. Присутствие португальцев в колониальной Мексике. Архивировано 29 сентября 2018 г. в Wayback Machine Леон Портилья, Мигель. УНАМ; 2005.
  25. ^ «Колонизация Нового королевства Леон. И основание Монтеррея прославленным губернатором: доном Луисом Карвахалем и де ла Куэва» (на испанском языке). Июнь 2007 г. Архивировано из оригинала 30 января 2020 г. Проверено 4 марта 2011 г.
  26. ^ «Карабахал» , Еврейская энциклопедия , по состоянию на 5 марта 2011 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флинт, Ричард; Кушинг, Ширли. «Хуан Морлете, Гаспар Кастано де Соса и провинция Нуэво-Леон» . Офис государственного историка Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 4 марта 2011 г.
  28. ^ Хаммонд, Джордж П. и Рей, Апапито, Новое открытие Нью-Мексико, 1580–1594 , Альбукерке: U of NM Press, 1966, стр. 48, 245–301.
  29. ^ Визницер, Арнольд (1962). «Криптоевреи в Мексике в шестнадцатом веке» . Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал . 51 (3): 168–214. ISSN   0002-9068 . JSTOR   23873766 . Проверено 6 сентября 2023 г.
  30. ^ «Самая ранняя еврейская рукопись в Новом Свете, вернувшаяся в Мексику» . Рейтер . 4 марта 2017 года . Проверено 6 сентября 2023 г.
  31. ^ Орды, Стэнли М. (2005). На край земли: история криптоевреев Нью-Мексико . Издательство Колумбийского университета. п. 376. ИСБН  978-0231129374 .
  32. ^ Либман Джейкобс, Джанет (2002). Скрытое наследие: наследие криптоевреев . Калифорнийский университет. п. 212. ИСБН  978-0520235175 .
  33. ^ Халеви, Шуламифь К. (2009). Потомки анусимов (криптоевреев) в современной Мексике (PDF) . Еврейский университет.
  34. ^ Кунин, Сет Д. (2009). Жонглирование идентичностями: идентичность и подлинность среди криптоевреев . Издательство Колумбийского университета. п. 288. ИСБН  978-0231142182 .
  35. ^ Кунин (2009), с. 207
  36. ^ Барбара Ферри и Дебби Натан (декабрь 2000 г.). «Ошибочная идентичность? Дело о «скрытых евреях» Нью-Мексико » . Атлантика .
  37. ^ Бен-Ур, Авива (2007). «[обзор] На край земли: история криптоевреев Нью-Мексико» (PDF) . Американская еврейская история . 93 (2): 266. doi : 10.1353/ajh.2007.0033 . S2CID   162357177 . Проверено 5 декабря 2015 г.
  38. ^ Карвахаль-Кармона, LG; идентификатор Сото; Пинеда Н; Ортис-Барриентос Д; Дуке С; Оспина-Дюке Ж; Маккарти М; Монтойя П; Альварес В.М.; Бедоя Г; Руис-Линарес А (2000). «Сильная гендерная предвзятость между индейцами и белыми и возможный вклад сефардов среди основателей населения северо-западной Колумбии» . Американский журнал генетики человека . 67 (5): 1062–1066. дои : 10.1016/S0002-9297(07)62956-5 . ПМЦ   1288568 . ПМИД   11032790 .
  39. ^ Родос, Альбейро (2007). «Медельин сияет в декабре» . Проверено 16 октября 2009 г.
  40. ^ «Прощай, Испания, мир, который помнили сефарды», автор Говард Сачар
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История еврейского народа», написанная Эли Бирнбаумом.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Грозовые тучи над боливийским убежищем», автор Шерри Мэнган.
  43. ^ «Евреи Валлегранде», Эль Дебер, автор Марио Руэда Пенья, 23 ноября 1995 г.
  44. ^ Стейнберг-Шпиц, Клара (1999). «Инквизиция в Новом Свете» . Проверено 14 апреля 2007 г.
  45. ^ Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б., ред. (2004). Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0198614111 . OCLC   166700558 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Асеведо-Филд, Рафаэла. «Осуждение веры и семьи: криптоевреи и инквизиция в Мексике семнадцатого века». Кандидатская дисс. Калифорнийский университет, Санта-Барбара, 2012 г.
  • Альберро, Соланж. Инквизиция и общество в Мексике, 1571–1700 гг . Мехико: Фонд экономической культуры, 1993.
  • Альберро, Соланж. «Криптоевреи и мексиканская святая канцелярия в семнадцатом веке», в книге « Евреи и расширение Европы на Запад», 1450–1800 , ред. Паоло Бернардини и Норман Фиринг. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2001.
  • Арбелл, Мордехай. Еврейская нация Карибского бассейна: испано-португальские еврейские поселения в Карибском бассейне и Гвиане . Иерусалим: Издательство Gefen, 2002.
  • Бейнарт, Хаим. Преобразуется перед инквизицией . Иерусалим: Еврейский университет, 1965.
  • Боканегра, Матиас де и Сеймур Либман, Евреи и инквизиция Мексики: Великое ауто де Фе 1649 года . Лоуренс, Канзас: Coronado Press, 1974.
  • Бодиан, Мириам. Умирание закона Моисея: криптоеврейское мученичество в иберийском мире . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2007.
  • Бём, Гюнтер. «Криптоевреи и новые христиане в колониальном Перу и Чили». В книге «Евреи и расширение Европы на Запад», 1450–1800 гг ., под редакцией Паоло Бернардини и Нормана Фиринга, 203–212. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2001.
  • Коэн, Мартин А. «Письма, последняя воля и завещание Луиса Де Карвахаля Младшего». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал , том. 55, нет. 4, 1966, стр. 451–520. JSTOR   23873285 .
  • Коэн, Мартин А. «Автобиография Луиса Де Карвахаля Младшего». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал , том. 55, нет. 3, 1966, стр. 277–318, JSTOR   23875621 .
  • Коэн, Мартин А. Мученик Луис де Карвахаль: тайный еврей в Мексике шестнадцатого века . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
  • Коэн, Мартин А. «Антонио Диас Де Касерес: марранский авантюрист в колониальной Мексике». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал , том. 60, нет. 2, 1970, стр. 169–184. JSTOR   23877946 .
  • Коэн, Мартин А. «Некоторые заблуждения о криптоевреях в колониальной Мексике». Американский еврейский исторический квартал 61 (1972): 277–293. JSTOR   23880521 .
  • Чучиак, Джон Ф. IV. Инквизиция в Новой Испании, 1536–1820: Документальная история . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 2012.
  • Коэн, Мартин А. «Антонио Диас Де Касерес: марранский авантюрист в колониальной Мексике». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал , том. 60, нет. 2, 1970, стр. 169–184. JSTOR   23877946 .
  • Кортегера, Луис Р. Смерть от чучела: дело мексиканской инквизиции . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2012.
  • Джайлз, Мэри Э. Женщины в инквизиции: Испания и Новый Свет . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999.
  • Гитлиц, Дэвид. Тайна и обман: религия криптоевреев , Альбукерке, Нью-Мексико: University of New Mexico Press, 2002.
  • Гойман Голдберг, Алисия. Новообращенные в Новой Испании . Мехико: Энеп-Акатлан, УНАМ, 1984.
  • Гойман де Бакаль, Алисия. «Конверсос» в Энциклопедии Мексики , том. 1, стр. 340–344. Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997.
  • Гринлиф, Ричард Э. Мексиканская инквизиция в шестнадцатом веке . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1969.
  • Орды, Стэнли М. «Инквизиция как экономический и политический агент: кампания Священной канцелярии Мексики против криптоевреев в середине семнадцатого века». Америка 39 нет. 1 (1982) 2–38. дои : 10.2307/981268 .
  • Орды, Стэнли. На край земли: история криптоевреев Нью-Мексико . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2005.
  • Израиль, Джонатан И. Диаспоры внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и мировые империи (1540–1740) . Лейден: Брилл, 2002.
  • Каган Ричард Л. и Эбигейл Дайер, ред. Инквизиторские расследования: краткие жизни тайных евреев и других еретиков [2004]. 2-е изд. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2011.
  • Каган, Ричард Л. и Филип Д. Морган, «Предисловие». В атлантических диаспорах: евреи, конверсо и криптоевреи в эпоху меркантилизма, 1500–1800 гг ., Под редакцией Ричарда Л. Кагана и Филипа Д. Моргана, vii–xvii. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2009.
  • Камен, Генри. Испанская инквизиция: исторический обзор . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1997.
  • Камен, Генри. Испанская инквизиция . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1965.
  • Лафай, Жак. Крестовые походы и утопии: иудео-христианство в иберийских обществах . Мехико: Fondo de Cultura Economica, 1984.
  • Лэннинг, Джон Тейт . «Легитимность и Limpieza de Sangre в медицинской практике в Испанской империи». Ярбух для Geschicte 4 , 1967.
  • Леа, Генри Чарльз. Инквизиция в испанских владениях: Сицилии, Неаполе, Сардинии, Милане, Канарских островах, Мексике, Перу и Новой Гранаде . Нью-Йорк: Макмиллан, 1908.
  • Левин, Болеслао. Криптоевреи: религиозный и социальный феномен . Буэнос-Айрес: Мила, 1987.
  • Либман, Сеймур. Евреи в Новой Испании: вера, пламя и инквизиция . Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами Пресс, 1970.
  • Либман, Сеймур Б. «Евреи колониальной Мексики». Латиноамериканское историческое обозрение , том. 43, нет. 1, 1963, стр. 95–108. JSTOR   2510438 .
  • Либман, Сеймур. Евреи в Мексике и Центральной Америке . Мехико: XXI век, 1971.
  • Мартинес, Мария Елена. «Очищение крови» в Мексиканской энциклопедии , вып. 1, стр. 749–752. Чикаго: Фицрой Дирборн, 1997.
  • Мартинес, Мария Елена. «Опрос о линии крови: «чистота крови», инквизиция и категории каст» в книге «Религия в Новой Испании» , Сьюзан Шредер и Стаффорд Пул, ред. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 2007.
  • Мартинес, Мария Елена. Генеалогические вымыслы: Limpieza de sangre, религия и пол в колониальной Мексике . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2008.
  • Медина, Хосе Торибио, История Трибунала Священной канцелярии инквизиции Картахены-де-лас-Индиас . Сантьяго: Импрента Эльзевириана, 1899 г.
  • Медина, Хосе Торибио. История суда Священной канцелярии инквизиции в Мексике. 2-е издание. Мехико, 1954 год.
  • Парелло, Винсент. «Инквизиция и крипто-иудаизм:« Соучастие » семьи Мора из Кинтанар-де-ла-Орден (1588–1592)». В книге «Конверсос и мориско в позднесредневековой Испании и за ее пределами », том первый: «Отъезды и изменения» под редакцией Кевина Ингрэма, 187–199. Лейден: Брилл, 2009.
  • Перелис, Ронни. « Эти индейцы — евреи! В атлантических диаспорах: евреи, конверсо и криптоевреи в эпоху меркантилизма , под редакцией Ричарда Л. Кагана и Филипа Д. Моргана, 195–211. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 2009.
  • Шапошник, Ана Э. Инквизиция Лимы: тяжелое положение криптоевреев в Перу семнадцатого века . Мэдисон: Университет Висконсина, 2015.
  • Шорш, Джонатан. Плавание по христианской Атлантике: иудеоконверсо, афроберийцы и индейцы в семнадцатом веке , 2 тома. Лейден: Брилл, 2009.
  • Семена, Патрисия. Любить, уважать и подчиняться в колониальной Мексике: конфликты по поводу выбора брака, 1574–1821 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1988.
  • Сикрофф, Альберт А. Статуты чистой крови . Перевод Мауро Арминьо. Мадрид: Таурос, 1985.
  • Студницкий-Гизберт, Давикен. Нация на берегу океана-моря: атлантическая диаспора Португалии и кризис Испанской империи, 1492–1640 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007.
  • Ушмани, Ева Александра. Жизнь между иудаизмом и христианством в Новой Испании, 1580–1606 гг . Мексика: Фонд экономической культуры, 1992.
  • Ушмани, Ева Александра. «Участие новых христиан и криптоевреев в завоевании, колонизации и торговле Испанской Америки, 1521–1660», в книге « Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800» , Паоло Бернардини и Норман Фиринг, ред. . Нью-Йорк: Berghahn Books, 1991.
  • Учмани, Ева Александра. Жизнь между иудаизмом и христианством в Новой Испании, 1580–1606 гг . Мехико: Фонд экономической культуры, 1992.
  • Варшавски, Мэтью Д. «Инквизиторское преследование Томаса Тревиньо де Собремонтеса, криптоеврея в колониальной Мексике». Colonial Latin American Review 17, № 1 (2008), стр. 101–123. дои : 10.1080/10609160802025516 .
  • Визницер, Арнольд. «Криптоевреи в Мексике в шестнадцатом веке». Американский еврейский исторический ежеквартальный журнал , том. 51, нет. 3, 1962, стр. 168–214. JSTOR   23873766 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02a82a6b75826901e3549630bc35a16d__1717351020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/6d/02a82a6b75826901e3549630bc35a16d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crypto-Judaism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)